В настоящем варианте краткого чина Елеосвящения от первой, предварительной, части полного чинопоследования сохранился только аллилуиарий (тропарь «Скорый в заступлении» - уже не из предварительной части чина, а из основной). Чин следует использовать «в тех случаях, когда Таинство Елеосвящения необходимо совершить над больными людьми, находящимися на стационарном лечении», — отмечетеся в журнале Священного Синода № 130.
Аннотация к книге "Чинопоследование елеосвящения. Соборование"
- Краткий чин соборования: понятие проведения службы поскору и полный текст |
- ПРОШЕДШИЙ СИНОД ОДОБРИЛ ЧИН ТАИНСТВА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ «ПОСКОРУ»
- Навигация по записям
- Тот, кто видит свои грехи, блаженней, чем тот, кто и умершего воскресит
- Как возник обряд елеосвящения
- Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору
«О Таинстве соборования». Священник Константин Кокора
Название «Соборование» говорит о том, что совершается оно совместно, то есть соборно. По идее, семеро священнослужителей должны помазать семь раз человека. Но в современной практике обычно такое невозможно, поэтому это выполняет один священник. Для чего нужно Соборование? В посланиях святого апостола Иакова говорится, что если кто болеет, пусть позовет служителей церковных для того, чтобы помазать его маслом во исцеление души и тела.
Должен ли болящий быть верующим? Да, это — важное условие Таинства Елеопомазания. Как бы за него хорошо не молились, больной должен веровать и искренне молиться Богу. Иначе Таинство будет недействительным.
В молитвах Елеопомазания говорится также, чтобы человеку простились все его грехи, вольные и невольные, ведомые о которых он знает и неведомые.
Если молодой человек тяжело заболел или попал в аварию — то можно однократно его пособоровать. Причем, мы стараемся, чтобы всегда было хотя бы два священника хотя это не всегда возможно. Но соборовать старушку, которая ходила в храм и причащалась, я просто не вижу смысла. Андрей Дашевский протоиерей, Тихорецк 25 марта 2017 13:37 Убедительных аргументов не услышал, но артистично! В 23 года Вы, батюшка, соборовались по болезни или потому, что «положено»? Виктор Косолапов, Вы правы, раньше соборовали только в Великом Посту и только прихожан посещающих храм, которые в меру сил говели. Собственно других тогда и не было. Сейчас новые времена.
И духови твоему. Прокимен, глас 1: Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Стих: Радуйтеся праведнии о Господе, правым подобает похвала. Соборнаго послания Иаковля чтение зачало 57 Вонмем. Братие, образ приимите злострадания и долготерпения, пророки, иже глаголаша именем Господним.
Се блажим терпящия: терпение Иовле слышасте, и кончину Господню видесте, яко многомилостив есть Господь, и щедр. Прежде же всех, братия моя, не кленитеся ни небом, ни землею, ни иною коею клятвою. Буди же вам, еже ей, ей, и еже ни, ни: да не в лицемерие впадете. Злостраждет ли кто в вас: да молитву деет. Благодушствует ли кто: да поет.
Болит ли кто в вас: да призовет пресвитеры церковныя. И да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во Имя Господне. И молитва веры спасет болящаго. И воздвигнет его Господь, и аще грехи будет сотворил, отпустятся ему. Исповедайте убо друг другу согрешения, и молитеся друг за друга, яко да исцелеете: много бо может молитва праведнаго поспешествуема.
Стих: Милость и суд воспою Тебе, Господи. Премудрость, прости.
Также в приложении публикуется справка об истории этого богослужебного чина и его богословском содержании. Содержание: Чинопоследование елеопосвящения Приложения Последование святаго елеа, совершаемое поскору О чинопоследовании Елеосвящения Напишите свой отзыв о товаре Загрузка комментариев...
Чинопоследование Елеосвящения (Соборование). Православное богослужение
В завершении отец Сергий рассказал прихожанам о смысле Таинства Соборования, которое совершается верующими во исцеление души и тела. 27 апреля 2024 года, в канун Недели 6-й Великого поста, ваий (цветоносной, Вербного воскресенья), дня празднования Входа Господня в Иерусалим, митрополит Владивостокский и Приморский Владимир совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе. В настоящем варианте краткого чина Елеосвящения от первой, предварительной, части полного чинопоследования сохранился только аллилуиарий (тропарь «Скорый в заступлении» - уже не из предварительной части чина, а из основной). О том, как происходит таинство соборования и как к нему подготовиться, рассказывает православный священник, протоиерей, проповедник и миссионер отец Олег (Стеняев). В нашем издании, помимо «общего» чина елеосвящения, совершаемого по традиции во время Великого поста, в качестве приложения помещен чин елеосвящения, совершаемого над одним больным «поскору». Весьма желательно совершение чина Елеосвящения, или Соборования, собором пресвитеров, то есть несколькими (в идеале — семью) священниками вместе.
Также рекомендуем
- В защиту практики Общего Соборования в Великий Пост
- Внесены изменения в текст «Последования Святаго Елеа, совершаемого поскору»
- Таинство Соборования. Когда, как и зачем? - YouTube
- Чинопоследование Таинства Соборования — Казанская православная духовная семинария
- Содержание
- Навигация по записям
Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору
Священный Синод одобрил это последование только "к употреблению в тех случаях, когда Таинство Елеосвящения необходимо совершить над больными людьми, находящимися на стационарном лечении"). Так все чаще среди духовенства раздаются голоса о несоответствии духу Таинства Елеосвящения практики Общего Соборования в Великий Пост. Несомненной заслугой работы Межсоборного присутствия является также разработка сокращенного чина Елеосвящения для экстренных случаев: Последование святаго елеа, совершаемое поскору. Публикуем ссылку на «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору» (для совершения над больными людьми, находящимися на стационарном лечении). Совершаемое поскору. В пастырской практике встречаются случаи невозможности совершить над больным полный чин Елеосвящения — например, в условиях реанимационного отделения. Ещё одно основание совершения соборования поскору: угроза смерти болящего.
В пост уместно кое-что напомнить про елеосвящение...
Главная > Новости > Борское благочиние > Клирик Борского благочиния совершил чин освящения памятной мемориальной доски погибшему участнику СВО. В нашем издании, помимо "общего" чина елеосвящения, совершаемого по традиции во время Великого поста, в качестве приложения помещен чин елеосвящения, совершаемого над одним больным "поскору". Чинопоследование елеопосвящения Приложения Последование святаго елеа, совершаемое поскору О чинопоследовании Елеосвящения. Так все чаще среди духовенства раздаются голоса о несоответствии духу Таинства Елеосвящения практики Общего Соборования в Великий Пост. Сегодня, 27 апреля, в Лазареву субботу состоялось заключительное в Великом посту Таинство Соборования.
Понятие краткого чина соборования и полный текст службы поскору
Экстракт всего Евангелия» св. Иоанн Кронштадтский Елеосвящение — это Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. Второе название Таинства Елеосвящения — Соборование, потому что по древнему обычаю оно совершается собором семи священников, которых апостол Иаков заповедал собирать для совершения Таинства. Но в случае необходимости Таинство может быть совершено и одним священником. Об этом свидетельствует святой евангелист Матфей, говоря о том, как Христос послал апостолов на проповедь: И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь Мф. При этом апостолам было дано прямое указание: больных исцеляйте, прокаженных очищайте Мф. Чуть позже стало оформляться чинопоследование Таинства Елеосвящения, более или менее развернутую первоначальную схему которого дает в своем послании апостол Иаков: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне.
И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему Иак. Однако же большая часть болезней признается в христианстве последствием греха, как это мы видим из многих мест Евангелия Мф. Мысль об этой связи греха и болезни проходит явно в православном Таинстве Елеосвящения. В чине Елеосвящения читаются молитвы как об исцелении болящего, так и об избавлении от грехов, «от страстей, от скверны плоти и духа и всякого зла». Совершаемое в этом Таинстве исцеление человека не ограничивается восстановлением его физического здоровья, но и способствует изменению его мироощущения и отношения к болезням и страданиям. Цель и содержание Соборования — не только в обретении здоровья, но и в приобщении к праведности и миру и радости во Святом Духе См.
К Таинству Соборования могут приступать все православные христиане, достигшие семи лет.
Официальный сайт Ростовской-на-Дону епархии 27 апреля 2024 44 27 апреля 2024 года в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы города Ростова-на-Дону состоялся чин посвящения в сестры милосердия представительниц Сестричества во имя преподобного Серафима Саровского. По благословению Главы Донской митрополии епископ Таганрогский Артемий, викарий Ростовской епархии привел к присяге обету сестер, осуществляющих уход за ранеными и больными, а также освятил единую форму сестер милосердия Сестричества Серафима Саровского, сестер по уходу и больничного добровольца. В соборном храме присутствовали руководитель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Ростовской-на-Дону епархии иерей Евгений Осяк, сестры милосердия приходских сестричеств, осуществляющие уход за ранеными и больными в лечебных учреждениях города Ростова-на-Дону, а также православные больничные добровольцы.
Илариона» описывает чудо исцеления находящейся при смерти дочери одной женщины; в соответствии с «Лавсаиком» Палладия V в. Вениамин, который получил от Бога такой дар; в описании «Жития прп. Феодора Сикеота», составленном в VII в. В этой же книге приведены молитвы на освящение елея. III Читайте также: Житие и почитание Даниила Столпника в чем помогает святой и тексты молитв Конкретное упоминание в Римской церкви о помазании, как о таинстве, — приводится в Послании папы Римского свт. Иннокентия, 416 г.
Он описывает порядок освящения масла, способы помазания, и называет это одним из таинств. В Восточной церкви елеосвящение указывается как самостоятельное таинство в слове «О почивших в вере», написанном прп. Чин богослужения Елеосвящения создавался на протяжении многих столетий Чин Елеосвящения формировался длительное время. Исследуя ранние греческие и русские рукописи, канонисты находят большую разновидность молитв и чинов. Разнообразие «молитв над елеем» и «молитв над болящими» указывает на творческий молитвенный труд отцов по причине востребованной необходимости. В древнейших рукописях приведены молитвы без определенного порядка. Начиная с X — XI веков, пишутся тексты с чинами над елеем и болящими. В некоторых греческих рукописях молитвы елеосвящения соединены с литургией. Чины таинства Соборования в разных регионах и периодах времени отличаются набором молитв, последований и порядком исполнения. В некоторых указано о совершении литургий 7 священниками одновременно в разных церквях, а затем проведение Елеосвящения в доме болящего.
В других требуется произвести 7 иереями всех суточных служб, молитв о здравии, песнопений и канонов, помазание больного, и возложение на него рук каждого иерея по очереди. Со временем богослужебные тексты Елеосвящения разделились на 2 типа чинов: По уставу иерусалимскому.
В первые века христианства, когда человек болел, к нему в течение семи дней приходили священники, молились о его выздоровлении, читали Евангелие и помазывали освященным елеем. Некоторых больных, для совершения над ними молитв о здравии в особо благодатном месте, стали специально приносить в храм и там молиться и помазывать их святым маслом.
Так постепенно сложилось чинопоследование таинства соборования в храме. Тот, кто видит свои грехи, блаженней, чем тот, кто и умершего воскресит Обычно за прощением грехов мы идем на исповедь. Но у каждого есть грехи, которые по невнимательности к тому, что происходит в нашей душе, отсутствии навыка самоанализа мы не осознаем. Либо, согрешив, тут же забываем это, или вовсе не считаем за грех.
Но неосознанные грехи — это все равно грехи, они отягощают душу, и от них необходимо очиститься — что и происходит в таинстве соборования. Если в таинстве соборования мы участвуем сознательно, понимая, что сейчас будет с нами происходить, то обязательно получим прощение таких неисповеданных помимо нашей воли грехов. После того как человек соборовался в храме можно и незадолго до соборования , очень хорошо исповедаться. После же соборования и исповеди очень важно причаститься Святых Христовых Таин.
Как подготовиться к таинству соборования? На соборование надо записаться в день соборования в притворе храма: вы называете свое имя и покупаете свечу ее зажигают во время чтения Евангелия. По традиции за соборование можно принести жертву в храм. За записанных в тетрадь людей молится собор священников отсюда название таинства — соборование.
В случае необходимости таинство может совершать и один священник. Во время соборования семь раз крестообразно помазываются лоб, щеки, ноздри, губы, шея, кисти рук.
Также рекомендуем
- Последование соборования поскору в иной редакции UPD.
- В текст чинопоследования Елеосвящения «поскору» внесены изменения
- Свежие комментарии
- Как часто можно соборовать тяжело больного человека?
краткий чин соборования
Иногда приходится слышать и о том, что в Таинстве Елеосвящения человеку прощаются забытые грехи; однако следует иметь в виду, что это скорее народное представление о смысле Таинства, а не учение, коренящееся в литургической науке. Здесь следует помнить о том, что Елеосвящение напрямую связано с Таинством Покаяния равно как и с Таинством Евхаристии , имея явно покаянный характер, ибо оно ведет человека к исцелению от властвующего над ним греха. Таинство Соборования не есть простое благословление перед смертью, как это иногда понималось в Православии и как до недавнего времени это официально считалось в католической церкви где это Таинство называли «последним помазанием. Таинство Елеосвящения служит для восстановления, возрождения человека к жизни. Оно призвано исцелять людей и от физического, и от духовного умирания: защищать и от смерти тела, и от смерти души.
Это Таинство также призвано освободить человека и от его греховного состояния, тем самым, спасая его все от той же смерти, ибо причиной и физического, и духовного умирания являются грехи. В Таинстве Соборования осуществляется совместная священническая молитва, обращенная ко Господу, Богоматери и всем святым. Однако в конечном итоге соборная молитва за христианина не ограничивается заступничеством за него перед Богом лишь семи священников. Священники просят о заступлении за человека перед Христом всю Небесную Церковь — и уже вся Церковь соборно возвышается к Богу в своей молитве за этого христианина, просит Господа о его исцелении.
Всякий участвующий в этом Таинстве тяжело больной человек, безусловно, отдает себе отчет в том, что он не обязательно получит в Соборовании физическое исцеление. Но и в таком случае, если болящий принял благодать Таинства достойно, с верой и смирением, он обретает, благодаря Елеосвящению, особую способность: по-новому, стойко и благодарно воспринять свою болезнь. И болезнь, и страдания делаются для него тогда одним из благодатных условий его Спасения. И происходит это потому, что человек, страдая — причем, страдая во Христе, — подлинно очищается и освящается.
При совершении Таинства Елеосвящения определяется Божественная воля о человеке: надлежит ли ему исцелиться или умереть. И дальше человеку уже надлежит эту Божественную волю только принять. Богословские основания Таинства Елеосвящения: прежде всего, отрывок из Евангелия от Марка, где говорится о том, что апостолы, посланные Спасителем в мир, «проповедовали покаяние, изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли » Мк. Наверное, речь о Таинстве Елеосвящения в этом отрывке напрямую еще не идет: здесь только его прообраз.
Следом за этим фрагмент из Евангелия от Матфея, в котором Спаситель заповедует апостолам: «…Больных исцеляйте, прокаженных очищайте » Мф. Именно эти слова Христа как раз и реализуются в Таинстве Соборования, предназначенном для исцеления человека. Самое главное новозаветное основание Таинства Елеосвящения находится в Послании апостола Иакова, в его пятой главе. Этот отрывок читается и при совершении самого Таинства Соборования.
Он звучит так: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему. Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного » Иак. Именно в этом новозаветном фрагменте указывается и способ совершения Таинства, и его соборный характер, и его неразрывная связь с Покаянием, с возможностью освободиться от груза «давящего» на человека греха.
Наконец, что касается символического смысла используемых в Таинстве Елеосвящения веществ. В Таинстве Соборования елей — это символ церковной молитвы и одновременно символ изливающейся на больного Божественной милости. Вино и елей также являются и символами исцеляющей больного благодати. Как известно, оба эти вещества в древности использовались в медицине, — считалось, что вино дезинфицирует раны, а елей обладает обезболивающим эффектом.
В Таинстве Соборования также используется всыпанное в сосуд зерно: в которое принято вставлять горящие семь свечей. Эти зерна служат символом новой жизни, причем символом, обладающим двойственным смыслом, двояким духовным прочтением — в зависимости от того, какая судьба постигает болящего человека в дальнейшем. Если он выздоравливает, то зерна для него означают ту прорастающую новую жизнь , к которой он возрождается. Если же он умирает, то эти зерна становятся символом залога будущей новой жизни в его грядущем воскресении из мертвых.
История и чинопоследование Таинства Елеосвящения В первые века бытия Христианской Церкви чин Таинства Елеосвящения был совсем кратким: звучали несколько псалмов, читались молитвы при освящении елея и при помазании им больного. До VI века Соборование совершалось в домах, затем — преимущественно в храмах, а с XIV столетия — и в домах, и в храмах, как это происходит и сегодня. Таинство могло совершаться над человеком неоднократно — в течение всей его жизни, по различным поводам и причинам. В древности существовали разные типы чинопоследований: или соединенных со службами суточного круга и Литургией, или же совершаемых независимо от этих служб.
Так, на Руси в XIV веке использовали и один тип чина, и другой — в зависимости от обстоятельств. Апостол Иаков указывает, что помазание елеем совершают несколько священников, но не называет их число. В древней Церкви Таинство чаще всего совершалось тремя священниками — во образ Божественной Троичности. Но уже тогда Таинство Соборования мог совершать и один священник.
Елеосвящение издревле применялось также и к кающимся — на основании слов апостола Иакова о том, что в этом Таинстве даруется оставление грехов. Поначалу елей преподавался только тем проходившим покаянную дисциплину христианам, которые находились под угрозой смерти, — ради того, чтобы через очищение от грехов им даровалось право приобщаться Святых Христовых Тайн. Затем это Таинство стало применяться вообще к любым кающимся — ради их примирения с Церковь ю, для того, чтобы они, завершив свою покаянную дисциплину, получили право приступить к Евхаристической Чаше. Сегодня в Церкви существуют дни общего Елеосвящения, предназначенного и для больных, и для здоровых: такая практика существовала на Руси приблизительно с XVI века.
Чаще всего Елеосвящение в древности совершалось в Великую субботу, но шире — и в дни Великого поста. Как говорится в Требнике, елей для освящения вливается в «кандило молитвомаслия», то есть в лампаду. Хорошо известно то благоговейное чувство, которое издревле испытывают христиане по отношению к маслу горящих у почитаемых икон лампад. Для Таинства Соборования бралось масло из лампад, горевших возле икон Спасителя, Богоматери, у Креста, в запрестольном алтарном семисвечнике.
Истоки семикратного помазывания больного кроются в следующем. Дело в том, что в древности, когда человек болел, и над ним было необходимо совершить Таинство Соборования, к нему в течение семи дней приходили священники, помазывавшие его освященным елеем: отсюда, вероятно и возникла практика семикратного помазания. Теперь краткая схема самого чинопоследования Таинства Елеосвящения. Оно начинается возгласом «Благословен Бог наш…», за которым следует «общее начало»: «Трисвятое» до « Отче наш » и так далее… Потом звучит 142-й псалом, в котором выражается осознание человеком его духовной немощи и содержится прошение ко Господу услышать молитву грешника.
Потом произносится малая ектения, звучит «Аллилуия», а следом за этим поются покаянные тропари. Далее покаянный 50-й псалом. Затем начинается « канон ». Канон составлен в девятом веке святителем Арсением, епископом Керкирским Корфским.
Потом поются стихиры, далее звучит тропарь «Скорый в заступлении един сый Христе…». Следом за тропарем произносится «мирная» ектения с особыми, относящимися к духовному смыслу Таинства, прошениями. За ней следует молитва на освящение елея «Господи, милостию и щедротами Твоими исцеляяй сокрушение душ и телес наших…». В этой молитве Церковь просит Бога освятить елей, чтобы через него помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от страстей, от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица.
Затем поются тропари Христу, различным святым апостолу Иакову, святителю Николаю, великомученикам Димитрию и Пантелеимону, святым бессребреникам и чудотворцам, апостолу Иоанну Богослову и, в заключение, — Богоматери. Далее чинопоследование приобретает цикличный характер: семь раз повторяется одна и та же его схема. Звучат прокимен, Апостол, «Аллилуйя», Евангелие для каждого из семи раз свои, особые евангельские чтения , сокращенная сугубая ектения «Помилуй нас, Боже…», священническая каждый раз изменяемая молитва, а затем все время повторяющаяся молитва помазания. Эта неизменная молитва помазания начинается словами: «Отче Святый, врачу душ и телес…».
В ней мы находим имена множества христианских святых: мы обращаемся ко всей полноте небесной Церкви и просим ее о соборном заступлении за болящего перед Богом. Во время совершения Таинства Елеосвящения семь раз читаются различные отрывки из Апостола и Евангелия. Здесь и тексты, связанные с темой елея: например, уже отрывок из послания апостола Иакова, а также притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах. Здесь и новозаветные тексты, свидетельствующие о совершенных Христом чудесах исцеления больных.
Здесь же звучат отрывки, научающие столь необходимым для пребывающих в болезнях людей смирению, терпению, любви. В этих фрагментах также говорится и о той любви к страждущему человеку, что должна проявляться к нему Церковью — в ее единой соборной молитве о болящем, о грешнике. После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие письменами вниз; старший из них, предстоятель, при этом не кладет своей руки на Евангелие, а только читает особую молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе…». Здесь, в тексте молитвы, содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «…не полагаю руку мою грешную на главу пришедшаго к Тебе во гресех, и просящаго у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже сослужители мои держат на главе раба Твоего такого-то , и молюся с ними, и прошу милостивное, и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже…» и так далее.
Смысл этого обычая и этих слов таков: Таинства совершает Господь. Человека исцеляет не рука священника, а сила Божия, явленная Его приходом в мир, Его чудесами и засвидетельствованная в Евангельском Откровении, в том Евангелии, что лежит сейчас на главе болящего. Потом следует сокращенная «сугубая» ектения, поются стихиры святым бессребреникам и целителям и, наконец, глаголется отпуст. В нем упоминается апостол Иаков, в послании которого как раз и содержится богословское обоснование Таинства Елеосвящения.
В конце чинопоследования больной трижды кланяется священнослужителям — разумеется, если он в силах это сделать, и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя грешнаго». Так завершается это Таинство. Подготовлено по материалам книги П. Малкова «Введение в Литургическое предание.
Следовательно, повсеместно совершаемое Великим Постом в Русской Православной Церкви Общее Соборование, где в большинстве участвуют здоровые прихожане, противоречит учению Церкви и канонически противозаконно. Хотя прямо отец Георгий так не говорит, но об этом красноречиво свидетельствует его вступление, видеоряд и общий смысл ролика. Это кажется в высшей степени странным, так как священноначалие на заседании Священного Синода уже касалось этого вопроса и признало практику Общего Соборования в Великий Пост каноничным журнал 130 от 26. В частности, в справке «О чинопоследовании Елеосвящения», подготовленной к этому заседанию комиссией по вопросам богослужения и церковного искусства Межсоборного присутствия, говорилось: «Но если прощение грехов также составляет содержание таинства Елеосвящения, то позволительно ли прибегнуть к нему и тем, кто не является тяжелобольным? Церковное предание свидетельствует в пользу подобной практики, хотя и с оговорками. По причине благодатного действия таинства не на тело лишь, но и на душу человека, отцы Церкви находили возможным совершать его не только над страждущими телесными недугами… Именно этим обусловлено совершение общего Елеосвящения над всеми желающими накануне праздника Пасхи, когда Церковь особенно призывала грешников примириться с ней» Журналы заседания Священного Синода от 25-26 декабря 2012 года. Однако священник-блогер, видимо, не согласен с выводами комиссии Межсоборного присутствия и полностью их игнорирует. Но насколько соответствуют действительности выводы самого отца Георгия? Выступая с критикой других, иерей Георгий Максимов всегда пытается подчеркнуть, что именно его позиция основана на святоотеческом наследии, поэтому очень странно, что в данном случае он изменяет своему принципу и выборочно подходит к ссылкам на источники, не удосужившись как следует их изучить.
Так, например, сущей несуразицей оказывается его ссылка на 163 правило Номоканона при «Большом требнике»: «Маслосвящение не бывает за канон, разве точию за недужных, по апостольскому уставу», которое отец Георгий, вслед за протоиереем Михаилом Архангельским, ошибочно трактует в следующем смысле: «Елеосвящение бывает по канону правильным, законным лишь тогда, когда совершается, по апостольскому установлению Иак. Дело в том, что слово «канон» здесь имеет смысл «епитимии», о чем говорит известный канонист А. Павлов, и что зафиксировано в этом правиле в других редакциях Номоканона: «канон, сиречь за епитемию» Номоканон при Большом Требнике. Номоканон при Большом Требнике. Отдел юридический. Более того, если бы отец Георгий хорошо был знаком с трудом протоиерея Михаила Архангельского, на которого он ссылается, то знал бы, что отец Михаил как раз признавал возможность соборовать здоровых людей: «Из общего правила о несовершении Елеосвящения над здоровыми существует одно следующее исключение. В Православной Церкви совершалось и ныне, по местам, совершается Елеосвящение над всеми, над целым собранием верующих, без отделения здоровых от больных, торжественным образом, в св. О тайне святого елея. И действительно, из древних «уставов», «обиходов» и «чиновников» мы знаем о бытовании на Руси еще с XVI века уставной, то есть официальной, богослужебной практики Общего Соборования в Великий Четверг и Великую Субботу.
Причём, исследователи утверждают, что на Руси общее елеосвящение было позаимствовано именно у греков, а у последних оно развилось из древнехристианских представлений о маслопомазании, как средстве для отпущения грехов Красносельцев Н. К истории православного богослужения по поводу некоторых церковных служб и обрядов ныне не употребляющихся. В этом контексте цитаты вероучительных документов Православной Церкви и святых отцов, приведённых иереем Георгием Максимовым, просто неуместны, так как никто и не отрицает, что само про себе Таинство Елеосвящение предназначено, прежде всего, для исцеления больных, но при этом оно издревле, в качестве исключения, Великим Постом совершалось и над телесно здоровыми ради уврачевания душевных недугов. О том, что в последнем факте Святые Отцы не видели нарушения канонов, убедительно засвидетельствовал в своём Катехизисе святитель Димитрий Ростовский: «Вопрос: В каких случаях преподается сие Таинство Елеосвящения? Ответ: Я сказал, что подается и только немощным, больше никому, кроме них; только в Великий Четверг или Великую Субботу могут приступать к нему и здоровые согласно церковному обычаю, а не на основании записанного предания.
Она приходит не только для того, чтобы утешить его в страданиях, не только для того, чтобы помочь ему, нет-главным образом Церковь приходит для того, чтобы соделать человека учеником, исповедником, свидетелем Христа в своих страданиях, чтобы и он увидел небеса отверстые и Сына Человеческого одесную Бога Отца. В этом мире всегда будет страдание, хотя бы и сведенное до минимума усилиями человеческого разума, однако Христос говорит: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» Мф. В страданиях Богочеловека в сем мире не только обрело смысл все человеческое страдание, но больше — оно стало знамением, таинством, провозвещением, пришествием победы. Поражение человечества, само его умирание на Голгофе превратилось в победу Жизни над смертью, в победоносный путь к Жизни Вечной, ибо «Христос воскрес, и жизнь воцарилась».
В таинстве Елеосвящения Церковь вводит человека, очищенного от грехов ведомых и неведомых, в воскрешенную жизнь Христа, в радость и мир в Духе Святом, в Невечерний день Царствия Божия. Во Христе само страдание, умирание, сама смерть стали созиданием жизни, ибо Он наполнил ее Собой, Своей Любовью и Светом. В Нем «все ваше… или мир, или жизнь, или смерть, или настоящее, или будущее, — все ваше; Вы же — Христовы, а Христос — Божий» 1 Кор. О веществе таинства Елеосвящения Елей масло занимает в природе особое место, обладая особым, целым набором свойств, отличающих его от других веществ естественного происхождения. Он текуч, влажен, всепроникающ, и горюч. При этом он не похож на воду: легче ее и потому никогда с ней не смешивается, а поднимается над ней и усмиряет волнение морское. Огонь, питаемый елеем, дает тихий свет, а в живых телах поддерживает жизненное начало, действует смягчающе, утоляющим страдания образом. В духовной сфере его можно уподобить кротости, умиротворению, любви, которая, распространяясь, проникает и очищает, дает свет умный. Как елей не подавляется, не смешивается с инородной влагой, но освобождаясь восходит над нею, так и любовь истинная не подавляется земным, но возвышается к духовному, вечному и пламенеет перед Богом.
Древние греки и римляне считали масло целебным веществом и, как видно из сочинений Галена, Цельса и других, придавали особую важность натираниям маслами различных растений для исцеления от многих болезней. В древнем Израиле целебные свойства масла также были хорошо известны. В книге Левит елей представляется как одно из средств очищения прокаженных Лев. Пророк Исаия, сравнивая нравственное состояние Израиля, уклонившегося от Бога, с состоянием физически больного человека, говорит: «Вся голова в язвах, и все сердце исчахло. От подошвы ноги до темени головы нет у него здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные, и не смягченные елеем» Ис. В апокрифическом Евангелии Никодима Сиф, исполняя поручение Адама, обращается к патриархам и пророкам и говорит: «Когда я, Сиф, молился у дверей рая, явился мне Архангел Михаил и сказал: я послан к тебе от Господа; я поставлен над телом людей; говорю тебе, Сиф: не трудись слезно молиться об елее древа милосердия, чтобы помазать отца твоего Адама в болезни тела его… ты получишь его.. В Новом Завете ту же самую мысль засвидетельствовал Спаситель в притче о милосердном самарянине, который возлил елей и вино на раны встреченного им по дороге избитого человека. Это помазание еще не имело сакраментального значения, хотя, по-видимому, и сопровождалось молитвою. Лишь после Пятидесятницы, когда апостолы приняли Духа Святого, помазание елеем, совершаемое ими, обрело значение таинства, вводящего в Жизнь Вечную во Иисусе Христе.
Симеон, архиепископ Со-лунский. Благодать Елеосвящения приносит человеку освящение тела и души для вечного служения Богу, по Его всеблагому Смотрению: еще на земле или по разлучении души с телом. Помазанный святым елеем христианин достигает всецелого посвящения себя Богу и приуготовляется, подобно мудрым девам из притчи Христовой, к сретению Жениха Небесного, с возжженными светильниками. Пшеница, употребляемая в таинстве, знаменует обновление жизни физической и духовной и надежду на будущее воскресение. Значение вина можно вывести из уже упомянутой притчи о милосердном самарянине, о котором читается при совершении таинства. Целитель Небесный, соединивший в Себе правосудие и милосердие, в вочеловечении Которого «правда и мир облобы-застася» Пс. Над кем совершается таинство Елеосвящения Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания старше семи лет, страдающими телесными или душевными болезнями. Под последними можно понимать и тяжелое духовное состояние: уныние, скорбь, отчаяние, ибо причиной их могут быть нераскаянные грехи, быть может, даже не осознаваемые самим человеком. Следовательно, таинство может быть преподано и физически здоровым людям.
По традиции такое общее Соборование обычно совершают на Крестопоклонной или на Страстной седмице в навечерии Великого четверга или Великой субботы. Димитрий Ростовский 1651 — 1709 свидетельствует, что и в его время общее Соборование совершалось «по обычаю… а не по писанному преданию». Однако для совершения Елеосвящения в остальные дни над физически здоровыми людьми следует получить благословение епархиального архиерея. Таинство обычно совершается в храме, но при невозможности доставить тяжело болящего, может быть преподано и на дому. Допускается совершение Елеосвящения одновременно над несколькими больными за одним чинопоследо-ванием одним елеем. Таинство может быть повторяемо над одним и тем же лицом, но не во время одной и той же непрерывно продолжающейся болезни. В чинопоследовании таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов и как следствие этого исцеление от болезней. Священнику следует искоренять в своей пастве воззрения на таинство Елеосвящения, противоречащие учению Православной Церкви. Сюда относятся, например, мнения, что выздоровевшему после Елеосвящения никогда нельзя употреблять мясную пищу, поститься кроме среды и пятницы еще и в понедельник; что он не может иметь супружеских сношений, не должен ходить в баню и т.
Эти суеверные вымыслы подрывают веру в благодатную силу таинства и приносят большой вред духовной жизни. Кроме этого следует объяснять прихожанам, что Елеосвящение, как духовное врачевство, не устраняет сил и законов физической природы. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь, в той мере, в какой это по смотрению Божию необходимо для спасения болящего. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных, для врачевания наших болезней. Когда соборование соединяется с исповедью и Причащением больного, то сначала совершается «Исследование о исповедании», затем Елеосвящение и, наконец, Причащение Святых Тайн. В случае смертной опасности, дабы не лишить больного последнего Причастия, сразу после исповеди совершают сокращенный чин Причащения Требник, гл.
Его Высокопреосвященству за богослужением сослужили клирики собора. Богослужебные песнопения Литургии исполнил Архиерейский хор кафедрального собора регент-Инесса Злобина. Также за Богослужением соборный состав мужского хора Сыктывкарской епархии исполнил в Алтаре песнопения "Приидите поклонимся" и " Сподоби Господи" напева Киево-Печерской лавры. За богослужением Владыка совершил чин освящения ваий верб. После Евангельского чтения было совершено помазание верующих освященным елеем.
Священный Синод напомнил, что участвовать в Таинстве Соборования следует не чаще раза в год
Последование соборования поскору в иной редакции UPD.: ustav — LiveJournal | Однако существует чин сокращенного соборования, который служат в исключительных случаях, когда у священника нет времени или возможности проводить полный чин. |
ПРОШЕДШИЙ СИНОД ОДОБРИЛ ЧИН ТАИНСТВА ЕЛЕОСВЯЩЕНИЯ «ПОСКОРУ» | И начинает чин, егда случится вскоре вельми больному дати Причастие. |
Чинопоследование елеосвящения (Соборование) | Совершаемое поскору. В пастырской практике встречаются случаи невозможности совершить над больным полный чин Елеосвящения — например, в условиях реанимационного отделения. |
Соборование. Таинство для болящих и не только | Правда ли, что: В средние века церковные правила были намного мягче, это только в последние сто лет запретов напридумывали. Например, венчаться можно было, сколько хочешь. Иван Грозный вообще 8 раз ж Смотрите видео онлайн «БОЛЬНОМУ СОБОРОВАТЬСЯ. |
Последнее Соборование в этом Великом посту
Священный Синод Русской Православной Церкви на заседании 26 декабря 2012 года (журнал № 130) одобрил «Последование Святаго Елеа, совершаемого поскору» к употреблению в тех случаях, когда Таинство Елеосвящения необходимо совершить над больными людьми. Таинство Елеосвящения, или Соборования чаще всего совершается, но может совершаться и в любой другой день церковного года. Елеосвящение, или Соборование может быть совершено столько раз, сколько это необходимо; масло, которое используется во время него, освящается непосредственно перед Таинством. Новости Новости епархии Правящий Архиерей Служение Архиерея События.