Блокада Ленинграда аэростаты. Источник информации о фото: Категория: Блокада Ленинграда, Аэростаты и дирижабли. Аэростаты прикрывали Ленинград от вражеской авиации.
Забытые герои | Водородный лейтенант
9 мая 2020 [ новость ] Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде Сотрудники Главной геофизической обсерватории одними из первых получили медали «За оборону Ленинграда», сообщила пресс-служба Росгидрометцентра 9 мая. Три макета аэростатов и 900 белых шаров подняли над Петербургом в День освобождения города от блокады. Аэростаты охраняли небо над блокадным Ленинградом, не давая ни малейшей возможности вражеским самолетам пикировать и ограждая горожан от прицельного бомбометания. Она тонну весит, такие сбрасывали на Ленинград, — делится создатель и владелец «Ленрезерва» Анатолий Бернштейн и приглашает спуститься в бомбоубежище. Дирижабль в блокаду Ленинграда. Блокада Ленинграда аэростаты заграждения. Аэростаты в блокадном Ленинграде. Дирижабль над Ленинградом в годы войны 1941.
НАД БЛОКАДНЫМ ЛЕНИНГРАДОМ
Заместитель главного редактора: Симакина М. Нижний Новгород, ул. Максима Горького, д.
Подробная информация о квесте в Санкт-Петербурге: r871. Куратор маршрута: 8 921-953-45-22, Полина. Мы приглашаем всех петербуржцев и гостей города принять участие в акции и почтить память погибших ленинградцев. Сбор участников на стартовых точках маршрутов в 16:00.
Запасаем энергию: химия, мороз, гравитация Мастер приглашает в гости29 июля 2023 Доставка водорода в газгольдерах из резиновой ткани на позиции. С Питерскими ветрами дело трудоёмкое и опасное Доставка водорода в газгольдерах из резиновой ткани на позиции. С Питерскими ветрами дело трудоёмкое и опасное Доставляли водород от завода к боевым позициям по воздуху, в газгольдерах. Газгольдеры, цилиндрические прорезиненные емкости по 125 кубических метров, заполняли водородом и уравновешивали балластом.
Воентехник Борис Щелищ после получения ордена за изобретение Воентехник Борис Щелищ после получения ордена за изобретение 21 сентября 1941 года младший воентехник Борис Шелиц подал рационализаторское предложение: "подавать отработанную воздушно-водородную смесь во всасывающие трубы автомобильных двигателей". По военному времени, автору не стали ставить плаки в колёса и дали добро. Нельзя сказать что у Шелица все прошло гладко - сгорели два аэростата, взорвался газгольдер, сам изобретатель получил контузию, но от плана не отказался. Газ поступал в технологические цилиндры. Позднее конструкция была доработана водяным затвором, чтобы исключить вероятность воспламенения смеси.
Сперва на новую смесь перевели все аэростатные лебедки, для них питание шло от газгольдера. Затем на водороде после незначительных модификаций двигателя внутреннего сгорания стали ездить автомобили, которые снабжались из баллона высокого давления. Опыт был распространен на Москву и другие города с активными аэростатными заграждениями. За всю войну из 500 водородных автомобилей взорвался только один.
Ф Футбол. Ленинград - город мертвых». Это текст листовок, которые весной 42-го разбрасывали над блокадным городом с немецких самолетов. Тогда было принято решение: показать, как эти «мертвые» играют в футбол. Знаменитый блокадный матч прошел 31 мая 1942 года. В нем приняли участие команды ленинградского «Динамо» и Ленинградского металлического завода в сводках - команда Н-ского завода. На полноценную игру сил не было. Шутка ли - футболистов собирали по всему городу. Истощенные, измученные, на поле в рытвинах от мин они творили свою историю, совершали свой подвиг. Матч закончился со счетом 6:0 в пользу «Динамо». Но это была не победа одной команды, это была общая победа города. И уже на следующий день у самой линии фронта из срочно установленных громкоговорителей передавали репортаж об этом блокадном матче. Х Хлеб. Уже к 12 сентября в городе оставалось хлебного зерна и муки на 35 суток. Хлебную суточную норму снижали пять раз. Холод и голод наступали. Минимальную норму - те самые 125 граммов - ввели 20 ноября 1941 года. Маленький брусочек порой было тем единственным, что спасало от смерти. А если его намазать толстым слоем горчицы, да еще и посолить, поперчить, получится «блокадное пирожное». Рецепт, который создали в Центральной лаборатории и по которому пекли на всех заводах Ленинграда, менялся в зависимости то того, что было в городе в тот момент. В ход пошли вытряски из мешков, мучной смет, собранный в цехах и складах со стен и из-под половиц, обойная - самая грубая - мука. С пивоварен выбрали весь солод, с конных ферм - весь овес. Лузга, жмых, сосновый луб, пищевая целлюлоза, березовые почки - блокада включила все это в состав хлеба. Ц Церкви. К началу войны в Ленинграде уцелела 21 православная церковь. Монастырей и семинарий не осталось. Но когда Ленинград окружили и стали морить голодом и холодом, к религии обратились массово. Храмы - их всю блокаду проработало 10 - стали заполняться народом уже в конце июня 1941 года. Несмотря ни на что, ленинградцы продолжали ходить в храмы. Фото: Александр ГЛУЗ Когда пришла ранняя необычно суровая зима, температура в храмах упала до нуля, в лампадках стало замерзать масло. Тем не менее на службы приходило все больше ленинградцев. Ч Чтение. В осажденном городе продолжали работать библиотеки. Ленинградцы брали книги на дом, в госпиталях и заводских цехах открывались передвижные отделы. Библиотекари - истощенные, голодные - на равном со всеми положении умудрялись устраивать патриотические выставки, призванные укрепить дух блокадников. Всю блокаду проработала Публичная библиотека имени Салтыкова-Щедрина. Разве что эвакуировали наиболее ценные фонды. Особым интересом пользовалась у ленинградцев художественная и военная литература. Ш Шпили. В мирное время блестящие доминанты были гордостью Петербурга. В блокадное - идеальными круглосуточными ориентирами для прицельных бомбежек. Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Инженерный замок, купол Исаакиевского собора, маковки Никольской церкви - все это нужно было спрятать. Первая мысль - разобрать. Но нет ни рабочих рук, ни мест для хранения. Строительные леса тоже не подходят: одна искра - и возгорится пламя, которое уничтожит шедевры архитектуры. В итоге выбор пал на альпинистов. Работали и по ночам, и во время бомбежек», - вспоминал «хранитель Ленинграда» Михаил Бобров. Щ Щей-Безвырезовская Дистрофия Шротовна. Наум Синдаловский в своем «Словаре петербуржца» объясняет, что так называли голодающих в блокадном Ленинграде. Шроты - измельченные и обезжиренные семена масличных растений. Обычно они шли на корм животным, но во время блокады считались одним из деликатесов. Безвырезовская - намек на высший сорт мяса, вырезку. Точнее ее отсутствие. Это выражение - лишь одно из свидетельств неистощимого юмора ленинградцев. Блокадный фольклор - отдельная тема для рассказа. Шутим - значит еще есть силы, значит живые. Хотя большинство шуток было так или иначе связано с темой смерти. Э Электроэнергия. В истории отечественной энергетики нет событий, сопоставимых по сложности и героизму с прорывом энергетической блокады Ленинграда. Уникальная операция по прокладке «Кабеля жизни», разработанная сотрудниками «Ленэнерго», позволила вернуть электроэнергию в окруженный врагом город 23 сентября 1942 года. Фото "Ленэнерго". С этого дня в заклеенных крест-накрест окнах ленинградцев загорелся долгожданный свет - символ надежды и веры в грядущую победу. Ю Юные защитники Ленинграда. Пионеры-герои, которые в годы войны совершали подвиги наравне со взрослыми. Шестиклассница Галя Комлева была связной. Приносила от партизан задания, в отряд переправляла продукты и донесения из поселка Тарновичи на юге Ленобласти.
Исполнилось 75 лет с установления мирового рекорда на советском аэростате
Хотя до войны я всего лишь три класса закончила. Тамара Новикова Помню такой момент. Голода еще не было. И я вот решил поймать голубя на чердаке. А уже позже, когда с едой стало плохо, один мой знакомый говорит: «Вот у вас кот в квартире живет, давай его поймаем». А у нас в коммунальной квартире действительно общий кот жил.
Ну мы и стали его поджидать на кухне. Ну, наверное, судьба этого кота все равно потом была печальна. Станислав Иосифович Ночью крысы приходили. Страшно было, потому что крысам тоже есть нечего было. Не было голубей, собак, кошек, воробьев.
Он обгорит, как орешек, маленький такой становится. Вот его и пожуем. Владимир Дементьев Моя бабушка была очень запасливая. Я помню, как соседки прибегали и говорили: «Ну дай маленькую рюмочку, рюмочку манной крупы, у тебя наверняка еще сохранилась». И она давала.
Потому что думали, что голод — это ненадолго, что это вот-вот кончится. И потом остались только специи, когда уже все было абсолютно уничтожено. И я помню, как мы ставили самовар, был кипяток. Была у нас в соседях по квартире женщина со своей семьей. Она работала, по рассказам взрослых, на хлебозаводе, и хлеб у нее был.
Мама и бабушка у нее хлеб выменивали на различные вещи. А я играла с ее детьми. Они обедали, а меня сажали в угол на стульчик. И я, чтобы не видеть еду, все время смотрела в потолок. Я боялась опустить голову, чтобы не увидеть, что они там едят.
Иногда так даже засыпала. Ситуация была такая, что даже странно было ожидать, что меня будут сажать за стол. Это была норма: она кормит своих детей, у нее двое было. А я смотрю в потолок, чтобы не видеть этого. Алиса Фрейндлих, актриса У меня был школьный друг Славик.
Сын художника, сам на скрипке играл. Он рядом жил. Папа в его семье первым умер, он с мамой остался. Маме было под 30, очень красивая. А что?
Она свой рабочий паек — 250, я свой». Посидели мы, он ушел. Прошел еще, наверное, месяц, и я просыпаюсь ночью от жуткого крика. И еду привез, ведь на фронте кормили гораздо лучше. И Славик наелся до отвала.
Наелся и от еды сошел с ума. Юрий Александров Когда я ещё не работала, мама меня посылала в магазин занимать очередь за хлебом. Очереди были большими, я стою часа два, прыгаю, чтобы не замерзнуть. Тамара Новикова Однажды хлеба в магазинах не было три дня. Это было жуткое дело.
Очереди стояли вот при этом морозе жутком и днем, и ночью. И я стоял в очереди. Это было очень тяжело. Юрий Александров Самая близкая к нам булочная была на углу 2-ой Советской и Суворовского. Приходишь за хлебом, ждешь.
А его нет, и нет, и нет, и нет, и нет. Холодрыга такая, ой, прямо невозможно. Пойти греться? Боишься очередь потерять. На руке писали номер очереди.
И так бегали: то погреемся, то опять в очередь. А потом объявляют: «Сегодня хлеба не будет! Умерли во дворе все ребята моего возраста. Осталась только одна девочка и я. И вдруг споткнулся, упал и свалился, я подбегаю к нему, говорю: «Дяденька, давайте я вас подниму, давайте я вас подниму, дяденька».
Дяденька лежит, глаза открытые. Подходит ко мне женщина и говорит: «Отойди от него, девочка! Он умер». Как он умер? Вот же у него глаза открытые.
Был такой момент, когда я видела — на канале Грибоедова лежит завернутый в одеяльце ребенок. И я опять кричу: «Ребенок упал, ребенок упал! Папа мне утром говорит: «Доченька, а ты меня угостишь? И мама ушла за этим пайком. Ну вот, мама пришла, говорит: «Сейчас будем чай пить».
А он спал на диване так, у него ноги мерзли, у буржуйки. Вдруг он сбрасывает одеяло, говорит: «Господи, когда это кончится, эта блокада? Я больше не могу». И снова накрылся им. Мама сделала чай — он уже был мертвый.
У нас была такая общая комната, там гости приходили, собирались. И вот в этой комнате мы его поставили. И я каждый день ходила к нему как бы говорить ему: «Доброе утро». Потом мы с мамой приволокли фанеру, и мама сама сделала гроб. И мы похоронили его на Серафимовском кладбище.
Евгения Голубева Мой дедушка умер в день, когда в Ленинграде снова пошли трамваи, — 15 апреля 1942 года. Вот такое совпадение было. И радостный день, и тяжелый день. И хотя к этому времени я видел уже очень много покойников и на улице, и на своей темной лестнице. Но вот в нашей семье это был первый, и поэтому он воспринимался, конечно, особенно тяжело, к тому же я очень любил дедушку.
Он был веселый, добрый, выдумщик. Это была первая потеря, тяжелая потеря. Даже в эту страшную зиму работал трест «Похоронное дело». Он, конечно, не мог обеспечить гробами, но там можно было заказать автобус или машину, чтобы отвезти на кладбище. И вот мама заказала там автобус.
И мы отвезли дедушку на большое Охтинское кладбище, похоронили. Вернулись, и мама сразу же легла на кровать. Сняла пальто, и больше не раздеваясь, легла на кровать, а я сел на диван напротив, взял книгу «Пятнадцатилетний капитан», чтобы читать. Но мне не читалось, перед глазами стояла могила дедушкина. Они тихо отдавали свою жизнь.
Но работали и держались до конца. Самое трудное было — дойти до работы. Были такие, которые уставали по дороге. Они садились отдыхать. И все.
Если он сядет, он уже не вставал. Юрий Александров Идешь — лежит покойник, хорошо, если завязан. А бывает и просто лежит. Как заснул. Я помню, что я шла однажды к маме, и на улице умирал мальчик-ремесленник.
Смотрю, там несколько человек стоят, одна женщина ему дает кусочек хлеба, видимо с булочной шла. А у него хлеб изо рта вываливается, понимаете. Я говорю: «А почему он хлеб не съел? Зинаида Томасик У моего мужа умер брат, а его сестра попросила меня сообщить об этом брату, то есть, моему мужу. Он служил на корабле, который стоял на Неве.
Этот корабль в лед вмерз. И вот я пошла по льду, чтобы сообщить об этом. Брела, вся закутанная, а все равно холод пронизывал. Иду, падаю. Потом ползу.
А на корабль меня не пустили.
Однако уже 15 апреля 1942 года, после самой страшной блокадной зимы в городе был запущен трамвай. В мае — июне 1942 г. Достойно преодолеть тяжелейшие испытания во многом удалось благодаря запасу прочности заложенному еще до войны. В годы войны сотрудники Ленидэпа самоотверженно работали в тылу и отважно сражались на фронте. Под бомбами и снарядами они налаживали трамвайное движение в блокадном городе.
Cамый последний вражеский снаряд упал на Ленинград 22 января 1944 года уже в разгар снятия блокады города. Какое из многочисленных осадных орудий немецкого, французского и чехословацкого производства его выпустило — установить не удалось. Всего же в 1941—1944 гг. Их жертвами стало свыше 17 тысяч человек, главным образом мирных жителей.
Самым страшным последствием этого стало утрата аэростатами боеспособности. Аэростаты, теряя высоту, уже не представляли угрозы для самолетов врага. Ленинграду угрожало уничтожение вражеской авиацией. Когда бензин полностью закончился, аэростаты попытались поднимать и опускать руками. В расчетах только командирами были мужчины, вся работа лежала на женских плечах. Люди питались плохо, были худыми и легкими, дважды расчеты уносило. Один старшина сумел подтянуться по тросу к аэростату, разрезать оболочку, стравить водород и опуститься на землю. Что-то подобное происходило в советской комедии «Крепкий орешек» с Надеждой Румянцевой и Виталием Соломиным: там тоже лейтенант зацепился за трос аэростата, правда, сценаристам было угодно, чтобы они улетели к немцам в тыл. В этой критической ситуации лейтенант Борис Шелищ, не имевший, не то, что высшего технического, а вообще никакого образования, начал искать выход из положения, и вдруг подумал о водороде, который прекрасно горел, и которого было полно на любом посту аэростатного заграждения: и в самих аэростатах, и в газгольдерах — хранилищах газа такой газгольдер до сих пор стоит на Обводном канале Санкт Петербурга.
Первое, хорошо продуманное рацпредложение Шелища заключалось в том, чтобы вместо бензиновых лебедок установить электрические, сняв их с лифтов близлежащих домов, но вскоре в городе не стало и электричества. Тогда Шелищ вновь подумал о водороде — газе весьма опасном, взрывающемся при смешивании с воздухом. Гелий, которым заправляли дирижабли и аэростаты после крушения дирижабля «Гинденбург» был куда безопаснее, но где ж его взять в блокадном Ленинграде? Командир согласился, поскольку в той обстановке аэростатчики были готовы на все. Шелищ поступил просто: шланг от спущенного на землю аэростата с отработанным водородом он вставил прямо во всасывающую трубу мотора, и крутанул ручку «кривого стартера». Мотор тут же завелся, четко реагировал на движение педали газа. Однако через мгновение раздался взрыв, и лишь по чистой случайности никто не погиб, хотя сам Шелищ получил легкую контузию. Для того, чтобы отсекать пламя от мотора, Шелищ придумал гидрозатвор — изобретение сколь простейшее, столь и гениальное, хорошо знакомое самогонщикам: газ проходит через воду, исключая воспламенение. Борис Шелищ подготовил чертежи и схемы и убедил начальство вновь провести испытания.
Когда на полигон приехало все командование ПВО города, он подключил к автомотору водородное питание, запустил мотор, автомобиль заработал как часы, словно на самом высококачественном бензине.
Смотрите также
- Аэростаты над Петербургом
- Миф 1. Сталин намеренно оставил Ленинград в блокаде
- Аэростаты воздушного заграждения (39 фото) - красивые картинки и HD фото
- Читайте также
- СОВЕТСКАЯ МЕЖПОСЕЛЕНЧЕСКАЯ ЦЕНТРАЛЬНАЯ БИБЛИОТЕКА | Новости
- XArhive - Статья "Аэростаты над Ленинградом"
Надувные защитники ленинградского неба
- Миф 1. Сталин намеренно оставил Ленинград в блокаде
- На Дворцовой площади запустят аэростаты
- Блокадный Ленинград — родитель водородного топлива: yarodom — LiveJournal
- Петербуржцы запустят аэростаты в память о блокаде - Российская газета
- Удивительную по красоте коллекцию фарфора показали жителям Ямала
Подсказка из книги. Как идеи Жюля Верна помогли блокадному Ленинграду?
9 мая 2020 [ новость ] Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде Сотрудники Главной геофизической обсерватории одними из первых получили медали «За оборону Ленинграда», сообщила пресс-служба Росгидрометцентра 9 мая. В честь 71-летнего юбилея снятия блокады в городе пройдет акция «Небо над Ленинградом». В блокадном Ленинграде гелий был одним из наиболее доступных и надежных ресурсов для наполнения аэростатов. Борис Шелиш осознавал весь риск эксперимента, но другого способа поднять аэростаты в воздух в блокадном Ленинграде не видел. Водородные автомобили в блокадном Ленинграде — пост пикабушника KO3JIODOEB. Cамый последний вражеский снаряд упал на Ленинград 22 января 1944 года уже в разгар снятия блокады города.
Петербуржцы запустят аэростаты в память о блокаде
Они ночью выходили на работы, освещение нельзя было, никаких фонарей на кораблях нельзя было зажигать. Ориентировались только на Осиновецкий маяк, который зажигали в час ночи», — рассказывает дочь автора проекта прокладки кабеля, инженера «Ленэнерго» Никодима Туманова Татьяна Косоурова. Проложить «кабель жизни» удалось за рекордные 48 дней. А его прочности хватило на долгие годы.
Перейти в Дзен Следите за нашими новостями в удобном формате Важная дата в истории Петербурга — 80 лет назад по дну Ладожского озера проложили кабель от Волховской ГЭС в осажденный Ленинград. Это событие вошло в историю как «Прорыв энергетической блокады». Памятник с таким названием открыли на территории мемориального комплекса «Разорванное кольцо» в Ленинградской области. Так компания «Россети Ленэнерго» отдала дань памяти энергетикам, инженерам и водолазам, спасшим десятки тысяч жителей города и обеспечившим в тяжелейшее время электричеством хлебозаводы, оборонные предприятия, больницы и госпитали.
После 30 сентября линия фронта южнее Ленинграда стабилизировалась. Ленинград был блокирован с суши, транспортная связь со страной осуществлялась по Ладожскому озеру.
В связи с этим, Гитлер планировал взять Тихвин и Волхов и перерезать железную дорогу, ведущую к озеру. После этого доставку грузов в Ленинград можно было бы осуществлять только по воздуху. Если бы, согласно воззрениям мифотворцев, Сталин хотел уморить ленинградцев голодом, он должен был позволить немцам сделать это оставим в стороне саму абсурдность этой идеи. Однако Сталин действовал совершенно иначе. Как пишет Дэвид Гланц, "явным намерением Сталина было защитить Ленинград, провести наступление с целью снятия блокады, помешать немцам перебросить войска с Ленинградского на Московское направление и предотвратить любые попытки соединения германских войск с финскими и полного окружения Ленинграда" [6]. Ставка ВГК приказала командованию Ленфронта и 54-й армии подготовить и провести наступательную операцию с целью прорыва блокады. Планировалось одновременным ударом с двух сторон осуществить соединение в районе Синявино [7]. Хотя немцы опередили советские войска и нанесли удар в направлении Тихвина 16 октября, 20 октября операция всё же была начата. Развивалась она без особенных успехов, и 28 октября в связи с ростом угрозы падения Тихвина и Волхова приказом Ставки была прекращена.
В ответ на уже упоминавшееся требование Ставки прорвать блокаду и осуществить соединение войск Ленфронта и 54-й армии, командующий войсками Ленинградского фронта Хозин 31 октября предложил двухэтапную операцию по захвату Синявина, Мги, Тосно и Шлиссельбургского коридора [8]. Начатое 2 ноября с плацдарма у Московской Дубровки наступление вскоре захлебнулось, что вызвало крайнее неудовольствие Сталина. Вам дан срок в несколько дней. Если в течение нескольких дней не прорвётесь на восток, вы загубите Ленинградский фронт и население Ленинграда выделено мной - Д. Железная дорога от Москвы к Ладожскому озеру была перерезана. Казалось, что Ленинград был обречён. Ленинградцы садятся на пароход Однако взятие Тихвина было последним успехом немцев на данном направлении; после этого наступление остановилось. Причины были следующими: во-первых, немецкие войска выдохлись в предыдущих боях, во-вторых, фронт был слишком растянут, в-третьих, финны с начала октября так и не возобновили наступательные операции, в-четвёртых, как всегда неожиданно для иностранных захватчиков в России наступила зима. К] и земля покрылась снегом, мороз начал уносить больше солдатских жизней, чем русские пули".
Она преследовала две главные цели: во-первых, разгромить немецкую группировку и восстановить железнодорожное сообщение по линии Москва - Тихвин, во-вторых, препятствовать переброске сил противника на московское направление. Под непрекращающимися ударами советских войск 9 декабря 12-я тд и 18-я мд оставили Тихвин и начали отступление на запад. Однако и этим Ставка и, соответственно, Сталин не ограничились. При этом требовалось, ни много ни мало, "окружить противника, обороняющегося под Ленинградом, и во взаимодействии с войсками Ленинградского фронта окружить и пленить его". С широкомасштабным наступлением требовалось повременить до Нового года". Итак, как мы видим, всю осень и зиму 1941 года Сталин требовал прорвать блокаду и отбросить немцев от Ленинграда, что явно никак не вяжется с обвинениями в умышленной организации блокады и, как следствие, голода в осаждённом городе. Ничего не изменилось и в 1942 году. Плакат "Смерть детоубийцам! Ленинград Запланированное на декабрь 1941 г.
Это была Любанская операция Ленинградское-Волховское наступление. По замыслу советского командования планировалось силами войск Волховского фронта с рубежа Волхова и 54-й армии из района Погостья нанести удар в общем направлении на Любань, перерезать железные дороги Ленинград-Дно и Ленинград-Новгород, окружить и уничтожить группировку войск противника в районах Любани и Чолово и в дальнейшем, наступая на северо-запад, выйти в тыл немецким войскам, блокировавшим Ленинград. Подробное описание Любанской операции не входит в задачи данной статьи, тем более что она является достаточно известной из-за судьбы 2-й ударной армии и её командующего - печально известного генерал-лейтенанта А. Власова [13]. Следует сказать лишь, что ни Волховский, ни Ленинградский фронты поставленных задач не выполнили и блокада Ленинграда ни прорвана, ни, тем более, снята не была. Тем не менее, как справедливо отмечает Гланц: "…вопреки одному из распространённых мнений, масштабы, интенсивность, продолжительность и цена этих операций наглядно свидетельствуют о том, что Сталин стремился разорвать кольцо блокады и ради этого предпринимал решительные действия" [14]. Летом 1942 г. Был запланирован целый ряд операций, однако, в конце концов, было решено провести только одну - "Нордлихт" "Северное сияние". Войска Манштейна были подчинены непосредственно ОКХ.
Определённая роль в операции отводилась и финской армии [15]. Однако планам противника не суждено было сбыться. В начале июля советская разведка доложила о возможном наступлении немецких войск на ленинградском направлении, в связи с чем было решено упредить Вермахт и развернуть собственное наступление с целью деблокады города. После ряда незначительных наступлений в конце июля - начале августа, 19 августа 1942 г. Войска Ленинградского фронта форсировали Неву и захватили плацдарм в районе Ивановского. Вражеская оборона была прорвана на участке Гонтовая Липка, Тортолово, к концу августа советским войскам удалось выйти на подступы к Синявино, однако здесь наступление было остановлено Манштейном, в свою очередь, перешедшим в контрнаступление. В результате большая часть 8-й и 2-я ударной армии попали в Гайтоловский котёл и от окончательного разгрома их спасло только форсирование Невы 26 сентября войсками Невской оперативной группы. Манштейн вынужден был перебросить 28-ю егерскую дивизию с Синявинского участка фронта на Невский, что позволило остаткам двух армий выйти из окружения. По приказу Ставки войска Волховского и Ленинградского фронтов отошли к началу октября на исходные рубежи, сохранив лишь небольшой плацдарм на левом берегу Невы в районе Московской Дубровки.
Таким образом, хотя Второе Синявинское наступление и не увенчалось успехом, оно сорвало замыслы немецкого командования по проведению операции "Нордлихт" и взятию Ленинграда. Вновь процитируем здесь Гланца: "…внимание Сталина к этой операции очевидно - даже в то время, когда Красная армия столкнулась с серьёзными трудностями на юге России. Это наглядно иллюстрирует решимость Сталина устранить блокаду Ленинграда любой ценой"[16]. Блокада - время остановилось Подводя итог вышесказанному, нужно сказать следующее. В 1941-1942 гг. Красной Армией было проведено четыре операции, целью которых была деблокада Ленинграда Синявинская наступательная операция 10. Хотя эта задача выполнена не была, операции всё же сыграли важную роль в обороне города. Тихвинская наступательная операция позволила восстановить железнодорожное сообщение с побережьем Ладожского озера и, соответственно, снабжение Ленинграда в т. Анализируя события 1941-1942 гг.
Прорвать блокаду мешал целый комплекс причин, охарактеризовать который можно достаточно кратко - в 1942 году побеждать Вермахт Красная Армия ещё не научилась. Поэтому, даже обладая значительным численным превосходством, она терпела поражения и откатывалась на исходные позиции.
Боевое применение аэростатов заграждения, как правило, исключало возможность пикирования вражескими самолетами и затрудняло им прицельное бомбометание по объектам прикрытия", - рассказала Медведева. Шествие будет организовано по четырем маршрутам.
Первая колонна пройдет от 13-й линии Васильевского острова по набережной Лейтенанта Шмидта, затем по Благовещенскому мосту, Английской набережной, после по Сенатской площади, Александровскому саду, Дворцовому проезду до Дворцовой площади. Вторая колонна проследует от Исаакиевского сквера по Исаакиевской площади, затем по Адмиралтейскому проспекту, Александровскому саду, после по Дворцовому проезду.
Использование файла
- Водородное топливо в блокадном Ленинграде
- Смотрите также
- Росгидрометцентр рассказал о подвиге метеорологов в блокадном Ленинграде
- Форма обратной связи
- Другие Новости
В память о блокаде в петербургское небо подняли аэростаты и белые шары
Водородное топливо в блокадном Ленинграде | (Из воспоминаний Александра Бернштейна, ветерана воздухоплавания, участника Великой Отечественной войны, главного инженера полка аэростатов заграждения о воздушных боях над Ленинградом). |
День полного освобождения Ленинграда 2024 | Блокированный Ленинград фактически оказался островом, отрезанным от Большой земли И этот остров организовал собственную оборону — на суше, на воде и в воздухе. |
Как Ленинград и ленинградцы пережили блокаду | В голодную, трагическую, тяжелейшую блокадную зиму 1941/42 года, получая 125 граммов хлеба и 75 граммов сухарей, бойцы постов и отрядов аэростатного заграждения обеспечивали подъем аэростатов, доставку водорода, охрану постов». |
Аэростаты над Ленинградом - Средство массовой информации - Каталог статей - ветераны района | В голодную, трагическую, тяжелейшую блокадную зиму 1941/42 года, получая 125 граммов хлеба и 75 граммов сухарей, бойцы постов и отрядов аэростатного заграждения обеспечивали подъем аэростатов, доставку водорода, охрану постов». |
Ленинград, который выстоял — Молодая Гвардия | 24 апреля на церемонии открытия XII Российского международного энергетического форума участникам и гостям была представлена выставка «Герои энергетики блокадного Ленинграда». |
Аэростаты в блокадном ленинграде
Блокадный Ленинград был одной из самых сложных точек на карте боевых действий Восточного фронта. 27 января в небо над Петербургом поднимутся аэростаты в честь 71-летия со дня снятия блокады Ленинграда. Впервые аэростаты взмыли в небо над Ленинградом ночью практически с первого дня войны – поздним вечером 23 июня 1941 года.
Аэростаты воздушного заграждения (39 фото)
А сами уходили в темноту. Затем бомбили город фугасными, осколочными и зажигательными бомбами, часто сбрасывали листовки с требованиями о сдаче в плен. Немецкие летчики очень боялись столкновения с аэростатами. При столкновении самолета с тросом от удара срабатывал закрепленный под аэростатом инерционный механизм. Аэростат отсоединялся, открывался тормозной парашют, который, создавая тягу, вдавливал трос в крыло самолета, перерезая его. Кроме того, закрепленная на конце троса мина подтягивалась к самолету и взрывалась. С первых месяцев войны немецкая авиация и разведка вели на аэростаты и тех, кто их обслуживал, настоящую охоту. Порой у солдат от недоедания, мороза и нехватки времени на отдых фактически не было сил, опухали лица, руки. Но, несмотря ни на что, мы держали «железную дисциплину», обеспечивая подъем аэростатов».
Ну и дурак! Ему предстояло перевести на водород 300 двигателей московских частей аэростатного заграждения. Борис Шелищ успешно выполнил это задание. После этого его принял командующий войск ПВО и сообщил, что есть решение отправить талантливого лейтенанта служить в Москву. На это ленинградский «Кулибин» посетовал, что боевые товарищи могут расценить это как трусость, бегство из блокадного города и попросил вернуть его в свою часть. Немолодой седой генерал пристально посмотрел на лейтенанта и грустно покачал головой: «Ну и дурак! Вернувшись в Ленинград, Борис Шелищ продолжил контролировать техническую часть службы аэростатных заграждений.
Документы зафиксировали срок подачи заявки 8247 322526 в Народный комиссариат обороны - 28 июля 1943 г. В описании изобретения старший техник лейтенант Шелищ писал: «В основном задача была решена в ноябре 1941 года, а законченное оформление и массовое практическое применение изобретение получило во всех частях аэростатов заграждения Ленинградского и других фронтов в 1943-1944 годах». После Победы аэростаты заграждения быстро расформировали: не стало «бросового» водорода, который служил топливом для двигателя. Но еще долгие годы списанные двигатели, которые во время войны питались водородом, работали в колхозах и совхозах. Опровержение в газету «Правда» В передовой статье газеты «Правда», вышедшей 3 августа 1974 года «Топливо будущего - водород» ее автор академик В. Струминский писал: «Даже если в мире исчезнут уголь и нефть, СССР энергетическая катастрофа не грозит, поскольку советские ученые, опередив американскую науку, нашли альтернативный источник энергии - водород. В Сибирском отделении Академии наук СССР в 1968 году, на год раньше, чем американцы нашли способ использовать водород в качестве автомобильного топлива».
Неожиданно после публикации статьи в редакцию пришло опровержение от группы ветеранов ПВО Ленинградского фронта. В ней они сообщали, что водород в качестве автомобильного топлива был применен еще в 1941 году в блокадном Ленинграде. Причем не в качестве эксперимента, а массово, как единственное топливо к двигателям внутреннего сгорания. Жизнь изобретателя Родился талантливый мальчик 28 сентября 1908 года в Киеве в еврейской семье ремесленников среднего достатка. Отец Бориса был ткачом. Когда мальчику исполнилось 15 лет, отец умер. Чтобы помочь матери, мальчик взялся за ремесло, кормившее семью.
В 20 лет тяготевший к механике молодой человек уехал в Ленинград и поступил на работу в типографию рабочим, но вскоре был призван на срочную службу в Красную Армию. Демобилизовавшись в 1932 году, не имеющий специального образования Борис только благодаря своим способностям прошел путь от рядового техника автопарка до главного механика фабрики «Лентрикотаж». Свое первое авторское свидетельство на «Устройство для регулирования подачи топлива к карбюратору двигателя на моторных повозках» Борис Исаакович получил в 1935 году. После войны Шелищ вернулся на должность главного механика родного предприятия. В 1945 году у него родился сын Петр. Позже Борис Исаакович работал на автотранспортных предприятиях города. Высшее образование Шелищ получил только в конце 50-х на факультете экономики Университета марксизма-ленинизма.
К своему водородному изобретению в то время он не возвращался.
Это точные копии тех дирижаблей, которые во время блокады Ленинграда помогали оберегать город от жестоких налетов авиации. Не позволяя вражеским бомбардировщикам опускаться слишком низко.
Наталья Романова, пресс-секретарь городского центра размещения рекламы: «Их располагали в шахматном порядке, между ними натягивали трос, на который вешались мины. При столкновении с ними вражеские самолеты взрывались».
Нижняя часть аэростата заполнялась простым воздухом — и попадания ему не вредили. Обычный снаряд мог просто не сдетонировать и пройти насквозь, а огромный объём газа через маленькое отверстие выходил крайне медленно. Пробитый аэростат ещё долго парил над объектом, а когда опускался, его могли отремонтировать и снова отправить в небо. Именно поэтому для уничтожения аэростатов ещё во время Первой мировой войны разработали зажигательные снаряды: поджог небесного тюфяка был единственным гарантированным способом вывести его из строя, — но о способах антиаэростатной борьбы мы расскажем чуть позже. Сеть аэростатов заграждения над Лондоном. Бомбардировщики — во время любого вооружённого конфликта — не бомбят что попало.
Существуют методы ковровой бомбёжки города, но она применяется довольно редко ввиду серьёзного расхода боеприпасов и топлива. Да и город после подобного налёта довольно сложно использовать в собственных целях. Английский аэростат заграждения над палубой транспортного судна. Поэтому имеются первоочередные, стратегически важные объекты, которые подлежат обязательному уничтожению: заводы, арсеналы, штабные и правительственные здания. Для точного бомбометания самолёты вынуждены опускаться довольно низко и пролетать непосредственно над объектом. Именно в подобных местах, прямо над крышами зданий, над мостами, над заводскими трубами и запускались аэростаты заграждения, не позволяя вражеским бомбардировщиками обрушить на объект шквал огня. Высота «зависания» аэростата рассчитывалась весьма точно. Вражеский самолёт не мог подлететь под аэростат: при бомбометании с такой малой высоты машину бы просто накрыло взрывной волной от собственных бомб.
А если самолёт сбрасывал бомбы сверху, они уничтожали аэростат он же поглощал и осколки , который мягко обрушивался на объект или рядом с ним. Даже когда аэростат висел на большой высоте высоко, лётчик не мог пролететь под ним: мешали тросы, удерживающие воздушного гиганта. Французский аэростат заграждения ожидает своей очереди подняться в небо. Англичане начали использовать аэростаты заграждения ещё в Первую мировую войну. Те самые первые АЗ такое сокращение общепринято в военной литературе обычно скреплялись группами по три или более для лучшего сопротивления в случае столкновения с самолётом. Известно о них крайне мало. Над особо важными объектами такие аэростаты висели постоянно. А, к примеру, во время знаменитых бомбардировок Лондона 1940-х годов более 2000 аэростатов поднимались над городом каждый день.
Аэростаты удерживали не только бомбы, но и крылатые ракеты V-1; более того, ракеты «запутывались» в аэростатах и даже взрывались не всегда. Впрочем, самые крупные аэростаты, как ни странно, выдерживали взрыв и требовали потом разве что латки. Кроме того, аэростаты прикрывали не только постоянные объекты. Их прикрепляли к крупному водному транспорту, защищая последний от воздушных атак. Например, 6 июня 1944 года множество аэростатов обеспечивало безопасность высадки союзников в Нормандии. Эти порядки зависели от площади обороняемой территории, от возможностей размещения аэростатов, от их количества. Побережье Ла-Манша, 1940 год, порядок «лебёдки в линию». Например, знаменитая трансляция 7-й симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде была осуществлена при помощи кабель-антенны, поднятой именно аэростатом заграждения.
Подобные же антенны иногда осуществляли функцию резервной связи. Они иногда сбивали самолёты. Дело в том, что тросы, на которых держались аэростаты, были крайне плохо заметны на фоне неба и земли — и самолёты противника, заходящие на бомбометание в обход аэростатов, просто натыкались на эти тросы. Аэростат лишь слегка трясло, а самолёт могло перерезать чуть ли не пополам. Сами тросы имели диаметр 5—8 мм.
На Дворцовой площади запустят аэростаты
Борис Шелиш осознавал весь риск эксперимента, но другого способа поднять аэростаты в воздух в блокадном Ленинграде не видел. Борис Шелиш осознавал весь риск эксперимента, но другого способа поднять аэростаты в воздух в блокадном Ленинграде не видел. Блокада Ленинграда аэростаты. В блокадном Ленинграде гелий был одним из наиболее доступных и надежных ресурсов для наполнения аэростатов. 27 января отмечается 80 лет снятию блокады Ленинграда. Аэростаты заграждения в блокадном Ленинграде.