Какой советский фильм с участием Владимира Меньшова изображён на фото?
Деревенские киноистории
Уважаемые друзья, ищите и пересматривайте старые советские фильмы про любовь и деревню, которые греют своим теплом и добротой. Какой советский фильм с участием Владимира Меньшова изображён на фото? Кинохит от великого советского режиссера Владимир Меньшова по сценарию Владимира Гуркина не мог не появиться в подборке советских фильмов про деревню и любовь.
Девчата (1961)
- 10 фильмов про деревню
- 11 лучших советских фильмов про колхоз
- Свадьба в Малиновке (1967)
- Лучшие советские фильмы – смотреть онлайн подборку без регистрации в хорошем качестве
- Дело было в Пенькове
- 50 лучших советских фильмов. Эмоции через край
Кино - страны: СССР
Однако, несмотря на эту поистине жестокую для нее трагедию девушка не опускает руки и чтобы позабыть о горе она всячески, трудится на благо родного колхоза. Ее усилия не проходят даром и вскоре с райцентра в село, приходит разнарядка о том, что за успехи по перевыполнению сборки урожая девушку назначают председателем колхоза… Председатель 1964 Бравый, орденоносный фронтовик по имени Егор Трубников комиссовавшись из-за тяжелого ранения, возвращается в родную деревню, где буквально из пепла наш герой начинает восстанавливать разрушенное немцами колхозное хозяйство. Поначалу местные жители не доверяют земляку, однако вскоре став председателем деревни мужчина взваливает на свои плечи не только все непростые полные мороки колхозные дела, но и проблемы и трудности, близких мужчине людей тем самым завоевав их уважение и любовь! Стряпуха 1965 Увлекательная мелодраматическая кинолента начинается с того момента, когда в один из кубанских колхозов приезжает красавица стряпуха Павлина в один миг покорившая всех местных мужиков. У нее тут же появляются настойчивые поклонники, однако всем девушка дает отворот-поворот, отдаваясь полностью работе. Но, как говорится от судьбы не, уйдешь и вскоре именно тут Павлина, находит свою настоящую любовь в виде обаятельного и никогда не унывающего комбайнера Степана. Гость с Кубани 1955 Веселый музыкальный кинофильм повествует о юном Николае Воробцове — выпускнике курсов механизаторов, на своем тракторе, приехавшем в колхоз под названием «Луч» на сборку урожая. Местные жители не ожидали, что приедет молодой неопытный парнишка, однако делать нечего и поэтому разрешают ему приступить к работе.
К сожалению, первый блин оказывается комом! И уже вся деревня смеется с незадачливого Коли. И тогда парень решает взять себя в руки и показать всем односельчанам, что он далеко не посмешище, а настоящий, умелый работник!
Будет здорово, если Вы оцените наши старания, а так же одержите победу. Из какой киноленты о сельской жизни этот кадр? Стряпуха Угадайте, из какого известного и всеми любимого фильма этот кадр? Ещё раз про любовь Какой советский фильм с участием Владимира Меньшова изображён на фото?
Человек на своем месте Из какого фильма этот кадр?
Беда только — он женат, и не на ком-то, а на дочке председателя колхоза. Тося к тому же активно окультуривает местных жителей, чем конкурирует с самогонщицей Алевтиной — склочной старухой, которой эти перемены не нравятся. Алевтина пользуется разладом в семейной жизни Матвея и его жены Ларисы, чтобы досадить городской выскочке. Этот фильм стал знаковым для легенды советского кинематографа Вячеслава Тихонова и положил начало его дружбы с режиссером Станиславом Ростоцким, с которым они вместе создали еще несколько незабываемых кинообразов Вячеслава Васильевича. Вечера на хуторе близ Диканьки 1962 Кадр из фильма «Вечера на хуторе близ Диканьки» По сути все русские сказки очень ярко показывают старинный деревенский уклад, особенно сказки, снятые Александром Роу — режиссером с невероятным чувством русского фольклора. Мы же взяли в подборку фильм, поставленный Роу по произведению одного из классиков русской литературы Николая Васильевича Гоголя, которому, как никому другому, удавалось отражение именно деревенского быта и традиций. В фильме, как и в самой повести «Ночь перед Рождеством», во всей красе показаны традиционные среди сельских жителей гуляния, обряды и образ жизни вплоть до традиций местной кухни.
Напомним, что это мистический рассказ о том, как в ночь перед рождеством в одном хуторе всех жителей попутал бес, и только кузнецу Вакуле удалось одолеть злых духов и добыть черевички своей красавице невесте. Он написал, снял и сам сыграл главную роль.
Рейтинг: Кинопоиск 8.
Его богатый отец всегда находил способы избавить его от неприятностей. Когда отец, наконец, устал от его выходок, он обратился к психологу, который применял необычные методы воздействия на пациентов.
Лучшие советские комедии про деревню
Сервис подбора фильмов поможет подобрать По соответствию фильтру советские фильмы про колхоз на ваш вкус и подскажет где их можно посмотреть ка содержит более 30 интересных советских фильмов про колхозов. Старые фильмы про деревню советские вернут вас в то время, когда общее дело значило больше, чем. Новости. Знакомства. материалов и документальных фильмов, созданных на Национальной киностудии «Беларусьфильм» в разные годы, повествует о сожженных белорусских деревнях во время Великой Отечественной войны, дает возможность переосмыслить на современном этапе. Постер к фильму Беспринципные в деревне 2023.
Старый добрый Советский фильм Деревенская история
Список фильмов данного раздела содержит лучшие кинофильмы о деревне, и тут вы сможете найти : советские, русские ,старые , современные комедии и художественные фильмы про деревню. Деревенские девушки не используют косметику в таком количестве, как городские девушки, поэтому здесь можно найти настоящую красоту, а не искусственную. Благодаря относительно небольшому населению, люди стараются не совершать злодеяний, так как на следующий день об этом будут знать все, и все будут против тебя. Поэтому у жизни в деревне есть свои минусы и плюсы, также как и у города.
Фильмы про деревню могут посмотреть как городские, так и деревенские жители. Для этого нужно выбрать любой фильм для бесплатного просмотра онлайн.
Стряпуха 1965 В кубанский колхоз приезжает стряпуха Павлина. За ней ухаживает чуть ли не весь колхоз, а еще из станицы увязался за ней комбайнер Степан. Но девушка быстро поставила своих ухажеров на место. Бабье царство 1967 В годы войны на заброшенном колхозе среди баб и стариков выбирают нового председателя. Выбор пал на Надежду — молчаливую и усердную.
Она потеряла и мужа, и сына, а теперь не осталось никакой жалости или чувств. Этой бабе предстоит сплотить вокруг колхоза женщин, чтобы бороться с наступающим фашизмом. Василий и Василиса 1981 Василий и Василиса жили душа в душу и воспитывали семерых детей. Их уважала вся деревня. Но вот случилось напасть и Василий запил, от того поднял на жену руку. Рассердившись, жена выселила мужа жить в амбар и произошло это перед самой войной. Трижды о любви 1981 Вася Лобанов — первый парень на селе.
На него охотится Нюрка из соседней деревни, которая чуть что, так сразу приезжает. Еще есть Верочка — юная девица, живущая по соседству, а вот сам Василий влюблен в Елену, но она уже замужем. Дилемма не покидает парня и он не знает, что ему делать. Впрочем, ответы даст сама жизнь. Однолюбы 1982 В небольшой деревне, где мирно текла спокойная жизнь появляются инженеры во главе с архитектором. Городские планируют построить здесь большой животноводческий комплекс, но для этого нужно снести старую ферму, а заодно переселить всех местных.
Если взять для сравнения типичную для позднесоветского кинематографа картину «Ирония судьбы, или с легким паром» реж. Рязанов, 1975 , то особенно ясно видно, что в ней изображен исключительно приватный мир межличностных отношений, полностью изолированных от публичной сферы. Можно даже выдвинуть такую гипотезу: формирование приватной сферы является продуктом советской модернизационной политики, в конечном итоге приведшей к ослаблению, а потом и к развалу системы, основанной на исключительной публичности межличностных отношений. Мобилизация и солидарность Действие мобилизационного фактора в жизни деревни наиболее полно отражено в фильме «Трактористы». Символика фильма строится на прямом отождествлении ратных и трудовых задач, стоящих перед советским обществом. Все вместе составляет ярчайшую эстетическую манифестацию образа военно-индустриального общества двадцатого столетия. Мирная жизнь трактористов — краткая передышка между двумя войнами: земля еще хранит следы прошлой войны трактористы находят на вспаханном поле каску немецкого офицера , а грядущая война уже стоит на пороге. Возвратившийся со службы на Дальнем Востоке Клим Ярко выведен как носитель мобилизующего дисциплинарного воздействия в среде распустившихся горе-трактористов со стихийными «демократическими» наклонностями [8]. Назначение на пост бригадира расценивается Климом как боевой приказ, а задача превратить Назара в ударника-стахановца — как «наряд». Преподавая трактористам своей бригады азы танковой науки воевать, Клим одновременно дисциплинирует этих людей, создает из них ударный трудовой коллектив, готовый в любую минуту пересесть с трактора на танк здесь режиссер использует достаточно редкий для художественного фильма изобразительный прием — прямое включение в киноповествование документального ролика, иллюстрирующего выдающиеся боевые качества советского танка. Военизация оказывается основным фактором трудовой мобилизации, позволяющим создать сплоченный и передовой трудовой коллектив. Она выступает, таким образом, как социально-образующий фактор, преодолевающий индивидуальный произвол отдельных членов бригады и объединяющий их в крепкое дисциплинированное братство военного типа. Тема социальной солидарности освещается существенно иначе в послевоенных фильмах. Достичь всеобщей солидарности мешает, в частности, самозамкнутость колхозного сообщества внутри своего колхоза. Само возникновение этой проблемы можно предположительно связать с обозначившейся имущественной дифференциацией колхозов. Оптимальный способ преодоления этой трудности пытаются предложить авторы «Кубанских казаков» и «Щедрого лета». Оба послевоенных фильма насыщены «рыночной» тематикой: ценовая конкуренция на ярмарке, «трастовые» соглашения для поддержания определенного уровня рыночных цен, оптимизация расходов на колхозные нужны, «миллионные» доходы хозяйств и т. Хотя оба послевоенных фильма заканчиваются сценами единения, нельзя сказать, что способы достижения этого единства отвечают требованиям социальной правдоподобности. Тем не менее сама указанная проблема — пусть только на уровне постановки — отчетливо прослеживается в кинофильмах послевоенного периода. Горизонтальная и вертикальная мобильность В собственном смысле горизонтально мобильными являются лишь субъекты, еще не социализированные в крестьянском сообществе. При этом сфера их мобильности распространяется на весь Советский Союз, что особенно ярко показано в «Трактористах». Так, демобилизованный танкист Клим Ярко имеет фактически неограниченную возможность выбирать дальнейший жизненный путь: завод в Москве, колхоз в Грузии, МТС на Украине — «Везде хорошо примут». Но, сделав выбор в пользу деревенской жизни, Клим сталкивается, по существу, с проблемой закрепощения: даже его попытка перебраться в соседнюю деревню пресекается начальником МТС. Тема получает дальнейшее развитие в «Кубанских казаках», где возможное соединение молодой пары из разных хозяйств рассматривается председателями колхозов как территориально-хозяйственное перераспределение рабочей силы, что и создает одну из сюжетных коллизий фильма. Таким образом, сталинскому кино не удается обойти тему прикрепления к земле, правда, она неизменно обыгрывается в комедийном ключе. В рассматриваемых фильмах обозначена также тема вертикальной мобильности. Ударный стахановский труд позволяет крестьянам занять руководящие позиции в своем собственном колхозе. Этот возможность одинаково доступна мужчинам и женщинам. Поскольку подобная уравнительная ситуация имела действительно революционный характер о чем имеется множество документальных свидетельств участниц колхозного стахановского движения , то образ ударницы и стахановки выдвинут во многих фильмах на первый план. Разумеется, в фильмах полностью элиминировано то социальное напряжение, которое возникало, в частности, из-за повышения норм выработки рядовых колхозников, вынужденных «подтягиваться» до стахановского уровня. Правда, если судить по кинофильмам, реальный карьерный рост стахановца или стахановки фактически ограничивался бригадирским уровнем, после чего начинался рост чисто символический. Он выражался в общественном признании, транслируемом через средства массовой информации заметка с фотографией в газете , в наградах и дарах закреплявших за ударником, как мы могли бы сейчас выразиться, высокий социальный статус, отмеченный и особым стилем и уровнем потребления , а также в форме делегирования на различные всесоюзные мероприятия, проходившие в Москве. Эти же мероприятия выступают как сфера интенсивной профессиональной и персональной коммуникации ср. Пырьев, 1941. В качестве альтернативного канала, позволяющего превысить пределы местного карьерного роста, кино указывает лишь один — артистическую деятельность. В «Кубанских казаках», где довольно подробно обыгрывается тема «не народных артистов, а артистов из народа», именно в этом контексте прокламируется один из наиболее оптимистичных советских принципов: в нашем обществе путь открыт для всех. При этом в связи с проблемой культурной элиты в сталинском кинематографе развивается и другая тема: подлинное художественное произведение может возникнуть лишь при условии контакта художника с народной жизнью, без этого искусство обречено на вырождение в ремесленничество «Сказание о земле Сибирской», реж. Пырьев, 1947. Техника и наука Образ техники, символизируемой в первую очередь трактором, играет весьма неоднородную роль в фильмах 30—40-х годов. В самом раннем из рассматриваемых фильмов «Земля», 1930 трактор является символом смычки города и деревни. Этот агрегат, который дарится крестьянам рабочими, встраивает сельское хозяйство в цепочку индустриального производства, конвейером простирающегося от пашни до автоматизированной хлебопекарни. В «Трактористах» же 1939 трактор — это мирная ипостась танка, сражающегося на поле трудовой битвы. Таким образом, на протяжении 30-х годов техника из символа связи рабочего и крестьянина превращается в символ связи крестьянина и солдата. Картина весьма резко меняется в послевоенных фильмах. Техника как средство производства перестает быть чем-то небывалым, теперь это элемент повседневной трудовой жизни. Вокруг трактора уже невозможно организовать событие, как это имело место в фильме «Земля». Техника уходит на задний план, занимая место повседневного фона. Теперь на ярмарку-праздник председательница колхоза отправляется не на мотоцикле, а на элегантной коляске, запряженной лошадью. На ярмарке же перед нами открывается завораживающий мир бытовых технических товаров, выпукло изображенный в «Кубанских казаках» жаль, низкокачественная цветная пленка дает лишь схематичное представление о цветовом замысле режиссера.
Но возвращается не героем, а дезертиром, не доехавшим после ранения из госпиталя в свою воинскую часть. О том, что Андрей вернулся, знает только один человек — жена Настя — единственная, кому Андрей может доверить свою жизнь. Настя вынуждена скрывать мужа даже от родных, лишь изредка навещая его в укрытии. Андрей теперь — вечный беглец, обреченный на одиночество. Со временем Настя узнает, что ждет ребенка. Для всей деревни она — неверная супруга, не дождавшаяся мужа. Наступает день Победы, мужья и сыновья приходят домой, и только Настя знает наверняка, что ее Андрей никогда не вернется. А по деревне тем временем ползут слухи, что Андрей не пропал без вести, что он дезертировал и скрывается где-то неподалеку.. Особенно если это душа художника — до чертиков одинокого, которому только что стукнуло сорок. Каждый день он гонит свой велосипед в поле, падает в траву и смотрит в небо. Он знает: чтобы вышла картина, нужно нечто, что одной душе и ведомо. А чего хочет душа художника? Чтобы ее понимали. Ладынина, Н. Крючков, Б. Андреев, П. Алейников, С. Каюков, В. Колчин, О.
«Калина красная»
- Шельменко-денщик (1971)
- Фильмы про деревню - Кино-Театр.Ру
- Деревенские киноистории
- «Я к ней и так и этак!» Как фильм о деревне собрал в СССР рекордную кассу
- Москва-Лопушки
- Советские мелодрамы про любовь деревне
10 лучших советских фильмов про деревню
Проблемы начинаются, когда настает время возвращать все на свои места. Но неожиданно к ним приезжают сваты Ольга и Юрий Ковалёвы, которые привозят внучку Женю. А погода под Новый Год в Кучугурах выдалась жуткая — метели, вьюги, заносы… И так уж вышло, что в этом Богом забытом населенном пункте из-за непогоды застряли поезда, автобусы и автомобили, на которых добирались звездные исполнители на новогодние корпоративы за праздничными гонорарами. Он сумел растопить сердце женщины и вернуть ей веру в любовь. О фильме: Свинарка Глаша из российской деревни и пастух Мусаиб из дагестанского аула приезжают в Москву на сельскохозяйственную выставку, знакомятся там и влюбляются друг в друга с первого взгляда. Им предстоит расстаться надолго, а неравнодушный к Глаше односельчанин не желает так просто уступить девушку далекому сопернику. Недавняя выпускница кулинарного училища, юная Тося Кислицина, приехавшая в поселок лесорубов работать поваром, имея необузданный нрав в силу своей молодости, при первой же встрече с передовиком производства Ильей Ковригиным, показывает силу своего характера, чем вызывает у приятелей Ильи смех и восхищение маленькой пигалицей, что бьет по самолюбию Ильи.
В пылу негодования Илья спорит со своими друзьями, что в кратчайшие сроки укротит маленькую сумасбродку... Чем закончился спор рассказывает этот старый добрый фильм. За ней стали ухаживать многие, но девушка оказалась не робкого десятка и быстро дала от ворот поворот незадачливым ухажерам. Однако настоящая любовь нашла путь к ее сердцу и, хотя людская зависть и глупость натворили немало бед, влюбленные все-таки смогли распутать этот сложный клубок недоразумений. О фильме: «Старт дает Москва! Деревня зажигает!
Август 1980-го года. В связи с кампанией по «очищению» Москвы, неблагонадежных граждан, инакомыслящих и диссидентов на время олимпиады отправляют за 101-й километр в дачные поселки и санатории. Деревня «Протасово» живет своей привычной жизнью — дачники едят овощи с грядки, местные жители пьют за олимпийские рекорды. Московские гости органично вписались в деревенский пейзаж. Устроив хиппи-лагерь на берегу реки, они пьют портвейн и дают импровизированные рок-концерты. Когда все герои собираются в деревушке, начинается то, что называется настоящей комедией.
Фильм получил Оскар в номинации «Лучший иностранный фильм» и до сих пор остается одним из самых узнаваемых символов советского кино. История рассказывает о любви сельского парня и девушки, которые вместе справляются с трудностями и несмотря на все препятствия. Фильм показывает вечность любви и силу человеческих отношений. Это только небольшая часть фильмов о деревне, селе и любви, выпущенных в СССР с 1950 по 1986 годы. Каждый из них заслуживает отдельного рассмотрения и является уникальным произведением искусства.
Они позволяют нам заглянуть в прошлое и ощутить атмосферу советского времени, а также понять важность любви и отношений в сельской среде.
У каждого из объявившихся женихов свои планы на Надино «наследство». Журналист Долгобродов хочет сделать сенсационный материал о вдове знаменитого миллионера, которая почему-то прячется в деревне. Он пытается на волне этой сенсации получить работу в Москве.
Когда очень чего-то хочешь, это обязательно сбывается — Бальзаминов женится на богатой невесте и, казалось бы, счастье уже на ладошке. Но так ли все обернулось — об этом узнает зритель. Остается добавить, что в фильме задействована целая плеяда ярких актеров. Иван — обычный деревенский парень, весельчак, балагур и, в общем-то, неплохой человек, но вот с работой у него никак не складываются отношения.
И это бы его не тревожило, но вот отец любимой девушки совсем не желает себе такого зятя. Все меняется после того, как Бровкин попадает в армию. Именно там парня учат добиваться высоких целей, стремиться к мечте и относиться к любому делу с полной отдачей. В комедии в полной широте показана жизнь деревни 60-х годов. Уже 20 лет прошло после войны, деревня не просто поднялась и «залатала дыры», а начала жить по-новому. Выросло поколение с новыми взглядами, со своими суждениями, с требованием не просто комфортного, но и красивого, стильного быта. Представителем такого поколения и является 27-летний Павел Колокольников роль исполняет Л. На первый взгляд, Пашка не глубокий, легкий, несерьезный человек.
Но на самом деле, в этом пареньке живет огромная душа, благодаря которой Пашка так же легко, не задумываясь, рискует своей жизнью, совершает подвиг и не ждет даже малейших наград. Яркие, трепетные чувства, ссоры из-за нелепостей, переживания, нежные перемирия — все это делает комедию живой и актуальной и в наше время, а ведь выпущен фильм был в 1953 году, более 60 лет назад. Фильм вышел через 4 года после Победы над фашизмом. Именно в таких кинокартинах старались показать, как надо жить, как надо строить будущее, как должна жить советская деревня. Полная отдача труду, работе, радость и гордость за свои трудовые свершения, принятие интересов Родины, как свои личные заслуги или поражения. И вместе с тем, фильм не давит производственными задачами, отчетами, проблемами. Любовные переживания, светлая грусть, нежная привязанность — вот, что красной нитью проходит через весь фильм. Очень красочная картина, легко смотрится, оставляет только самые положительные эмоции после просмотра.
5 лучших советских фильмов с деревенским настроением
В центре мини-сериала про деревню – простая деревенская женщина Люба, которая живёт вместе с двумя детьми, мужем, свёкром и свекровью в одном доме. Смотреть онлайн русские фильмы и сериалы про любовь, деревенские мелодрамы бесплатно в хорошем качестве HD 720 российского производства, канал Россия 1. В фильмах про деревню на первое место всегда выходит человек с его проблемами, переживаниями, размышлениями. Смотреть онлайн русские фильмы и сериалы про любовь, деревенские мелодрамы бесплатно в хорошем качестве HD 720 российского производства, канал Россия 1. Новости. Знакомства.
Деревенские киноистории
Кинохит от великого советского режиссера Владимир Меньшова по сценарию Владимира Гуркина не мог не появиться в подборке советских фильмов про деревню и любовь. 1:21:16 Смотреть мощный советский фильм комедия про деревню. Деревенские фильмы позднего СССР ушли от проблем волнующих председателей и передовиков, а сосредоточились на простых сельчанах.
Фильмы снятые в СССР
Амбициозная и целеустремленная девушка Галина Онищенко является выпускницей консерватории. После окончания консерватории ее направляют в колхоз, чтобы она создала музыкальный коллектив из местных колхозников. Как всегда, на пути решительных молодых людей встают консерваторы, для которых художественная самодеятельность — это помеха в труде. Только посмотрев эту киноленту, зритель узнает, как развиваются события и личная жизнь Галины. Вкратце сюжет такой: у девушки Татьяны, проживающей с приемными родителями в Москве, вдруг находится родная мать.
Девушка отправляется к матери в деревню. Деревенская жизнь поражает девушку такими событиями, о которых она даже не подозревала. Да и знакомство с мужчиной протекает весьма необычно. Посмотрев эту старую киноленту, зритель обо всем узнает сам.
Добрые советские киноленты хороши тем, что в них нет жестоких сцен, а значит можно смотреть с детьми всех возрастов. Бриллиантовая россыпь 60-х годов Шестое десятилетие прошлого века оказалось богатым на лучшие киноленты, которые мы с великим удовольствием пересматриваем по нескольку раз. Однако, за прямоту и бескомпромиссность нрава, оказавшиеся, кстати, не всем по душе, была неожиданно избрана председателем колхоза семнадцатым по счету. Все силы она отдает делу, чем завоевывает доверие и уважение людей.
Но Александра Потапова — не только представитель власти, а женщина, мечтающая об обычном женском счастье. Ее муж погиб на фронте, живет она вместе со старухой-матерью, у которой свои — архаичные и старозаветные — понятия о жизни. Многие помнят песню из этого фильма «На тот большак, на перекресток», которую исполнила Валентина Левко. А кто-то фразу, которую говорит героиня Нонны Мордюковой — «Хороший ты, мужик, но не орел!
Кто же не вспомнит после этих слов энергичную, юморную, прямую и бескомпромиссную Саню Потапову «Девчата» Достаточно назвать комедию «Девчата». Поведение наивной девчонки Тоси Кислициной — пример, как надо с достоинством отвечать на ухаживания самолюбивых красавцев, чтобы вызвать у них глубокое чувство. А «Свадьба в Малиновке» 1967 год действительно снималась в селе с названием Малиновка. Ее можно смотреть до бесконечности.
Веселая комедия полна неожиданных поворотов. Зритель волнуется за судьбу Яринки и ее жениха, желает скорейшего возвращения в село Красной армии. А реплики актеров уже давно разобраны на цитаты. В фильме «После свадьбы» 1962 зритель увидит, как разногласия между молодоженами могут испортить семейную жизнь.
Возможно эта кинолента станет поучительной для современных молодоженов. Если хочется посмотреть душевный фильм, то выбирайте из 60-х годов. Например, «Стежки — дорожки» 1963. В фильме зрителю предстоит поволноваться за судьбу главного героя — Романа.
Но все волнения будут светлыми и не напрасными. У кинокартины «Командировка» 1961 почти современный сюжет. У конструктора Михаила Щербакова откладывается очередной отпуск из-за командировки в деревню. Приехав в колхоз, он исправляет поломку комбайна, произведенного по его собственным разработкам.
Командировка была рассчитана на неделю. Но недельная командировка неожиданно затягивается. А причиной становится его влюбленность в Клаву, которая работает на пасеке.
Стряпуха 1966 Настоящая любовь всегда найдет дорогу даже к самому закрытому сердцу. За красавицей-стряпухой ухаживало большое количество мужчин, вот только все терпели поражение. Но любовь нашла ее, а люди — погубили.
Смогут ли влюбленные переступить через все невзгоды, завистливые взгляды окружающих и быть вместе? Гость с Кубани 1955 Председатель всегда должен быть уверен в качественной работе. Но что делать, если на помощь присылают новичка, у которого совсем нет опыта? Уборка урожая в одном из колхозов теперь легла на плечи юного выпускника курсов механизаторов. Справится ли он с поставленной задачей? И как отреагирует на его работу председатель колхоза?
Трактористы 1939 Бывший танкист возвращается в родной колхоз, где живет девушка. Клим очень давно влюблен в нее, вот только теперь вокруг красавицы куча поклонников. Она стала знаменитой трактористкой и ни в чем не нуждается. Вот только ухажеры быстро надоели ей, поэтому она выдумала историю о собственной влюбленности. Сможет ли в итоге искренность и открытость главного героя взять верх над неприступным сердцем героини? Кубанские казаки 1950 Противостояния колхозов берут начало издавна.
Влюбленным тогда приходилось несладко, особенно, если они находятся по разные стороны. Галина и Гордей скрывают чувства от окружающих и стараются вывести колхоз на первое место. Но как долго продолжится все это соревнование, и что будут делать персонажи? Здравствуй и прощай 1972 Молодую женщину с детьми бросил муж. Ему захотелось найти смысл жизни и лучшую судьбу. Сердце женщины было растоптано, вера в любовь исчезла.
Пока не появился милиционер. Любовь снова начала возвращаться к героине. Все было хорошо, пока на горизонте не появился муж. Испортит ли он и в этот раз право на счастье или все поймет и отступит?
Эстетика социалистического реализма, восторжествовавшая в советской «массовой» культуре к началу 30-х годов, властно ориентировала искусство на выполнение агитационных и пропагандистских задач. Однако при всей тенденциозности социалистического искусства Маяковский даже предлагал в свое время пользоваться термином «тенденциозный реализм» в нем все же всегда сохранялось идеологическое требование «реализма». Правда, сам концепт реализма, конечно, не является однозначным.
Рассмотрим одну из существующих трактовок этого понятия, чтобы прояснить причину его неоднозначности. Будем считать, что признание реальности какого-либо класса объектов зависит в конечном счете от принятого «языкового каркаса», основанного на вполне определенных «онтологических обязательствах», которые принимают на себя те, кто пользуется этим каркасом. В его пределах существование определенных классов объектов либо предполагается — и тогда ответ на вопрос об их существовании реальности тривиален, — либо не предполагается — и в этом случае сам вопрос неуместен. Например, в математике, оперирующей числами, вопрос о том, существуют ли числа, является тривиальным они, конечно, существуют , тогда как в рамках другого языкового каркаса, например, в физике, он выглядит нелепо конечно, числа нигде в природе не существуют. Рудольф Карнап, сформулировавший эту философскую концепцию «реализма», пояснял ее следующим образом: «Быть реальным означает быть элементом системы». Разумеется, этот критерий реальности, сформулированный применительно к однозначным по своей сути языкам науки, трудно напрямую отнести к сфере социальной жизни — в силу сложного и неоднородного строения последней. Тем не менее комплекс теорий, идеологем и выразительных средств, составлявших языковой и концептуальный каркас советского мира — в силу его уникальных претензий на исключительность, единство и тотальность охвата — образует вполне достаточные условия для применения этого критерия.
В границах подконтрольного этой системе политического пространства инкорпорированный в нее механизм власти методично работал над исключением других «языковых каркасов», которые могли бы составить ей конкуренцию в деле структурирования действительности. Доведенная до совершенства сталинская машина агитпропа была важнейшей составной частью этой системы, чутко и быстро реагировавшей на признаки изменения курса. Важно понимать, что функционирование этой системы в целом нельзя рассматривать как иерархически четко упорядоченный аппарат насилия, обеспечивавший передачу однонаправленного давления сверху, из локализованного центра власти. Речь идет о скоординированной работе самых разных подсистем, синхронно выполнявших свои функции в пространстве определенным образом структурированной реальности. Эта система не представляла собой и монолитного единства, подчиненного эксплицитным правилам функционирования. Она не была рационально формализована: различные ее подсистемы работали в унисон, руководствуясь во многом интуицией, что придавало ей величайшую мощь, основанную на страхе не угадать, сбиться с ритма, выпасть из строя. Эта ситуация наиболее характерна именно для области искусства, где стремление во что бы то ни стало попасть в ритм работы системы зачастую оборачивалось неудачей, а в личном плане — трагедией.
Речь идет не только об искренних энтузиастах хаотичной постреволюционной поры, ставших первыми жертвами изменения курса системы. Сталинская эпоха изобилует случаями, когда попытка доказать безусловную лояльность государству и вождю наталкивалась на холодное безразличие работающего на всем ходу механизма. Весьма показательна в этом отношении судьба Бориса Шумяцкого, начальника Главного управления кинематографии при СНК СССР, так и не сумевшего освоить алгоритм, лежавший в основе эстетических суждений Сталина, что нередко ставило его в весьма неловкое положение в конце концов он был репрессирован в 1938 году. В послесталинский период, когда правила функционирования системы были формализованы и стабилизировались, постоянное напряжение мобилизующего нерва ослабляется. Индивид получил возможность до некоторой степени дистанцироваться от системы — со всеми вытекающими отсюда последствиями: постепенным распадом и сворачиванием ее тотальности. Этот процесс сопровождается, в частности, ростом сферы приватной жизни и отдалением ее от публичной сферы. Сказанное позволяет сделать несколько выводов применительно к рассматриваемой теме.
Анализируя советское кино сталинского времени, мы можем исходить из того, что в нем находят воплощение структуры категоризации действительности, имевшие место не только в воображении его создателей, но и «в реальности», понимая под последней политический и социальный язык «языковой каркас» , всегда доминирующий над «безмолвным большинством». По-видимому, Хрущев имел все основания заявить в докладе «О культе личности и его последствиях» на XX съезде партии, что единственным источником информации Сталина о деревенской жизни было кино [2]. Можно, правда, добавить, что это не мешало Сталину управлять страной как бы мы ни относились к методам и результатам его правления. Основываясь уже на анализе построения фильмов деревенской тематики этого периода, можно, кроме того, выделить несколько общих для них черт. Можно сказать, что кинематограф фиксирует основные проблемные моменты, отмеченные системой как характерные или типичные для текущей ситуации в деревне, и собственными изобразительными средствами стремится в рамках этих моментов воспроизвести ту же структуру, которая задается категоризацией данной ситуации в рамках, заданных доминирующим социально-политическим дискурсом. На уровне экспликации узловых проблем кинематограф является, таким образом, безусловно реалистичным. Этот реализм, однако, является тенденциозным в той мере, в какой прибегает к селекции атрибутов этой действительности, чрезвычайно концентрированным образом насыщая киноповествование исключительно позитивными моментами например, мотоцикл, на котором разъезжает Марьяна Бажан в «Трактористах», к концу 30-х годов статистически был доступен только каждому сотому колхозу [3].
В силу этого киноповествование воспринимается, впрочем, не как ложное, но как нормативное, как определенное обещание о будущем, как цель, к которой движется сама действительность. Фицпатрик цитирует в этой связи слова крестьянки, постоянно ходившей в кино, когда в ее деревне после войны был открыт кинозал: «Вот и мы, говорят, скоро будем жить, как на картинах показывают». Кроме того, моделируя те или иные конфликты, кинофильм предлагает также определенные способы их разрешения например, предпочтительный вариант развития антирелигиозных настроений в деревне, такой, как мы видим в «Земле» А. Довженко или в «Бежином луге» С. Эйзенштейна , оптимальные с точки зрения доминировавших идеологических установок. Маловероятно, что кино тем самым могло выполнять прямую инструктивную функцию [4]. Речь идет скорее о нормативно-символической функции: предлагаемые модели воспринимались и усваивались как «нормальные», что позволяло трактовать другие сценарии, с которыми можно было столкнуться в действительности, как отклонения от нормы [5].
Эти отклонения можно было списывать на ошибки управления или трактовать как случаи аберрации, вызванные, например, «обострением классовой борьбы». Тем самым кинематограф замыкал символический универсум для людей, которые имели к деревенской жизни лишь опосредованное отношение, но которым он давал наглядное воплощение господствующей идеологической и концептуальной схематики. В этом смысле можно согласиться с Шейлой Фицпатрик, которая говорит, что «потемкинская деревня существовала в угоду образованному советскому обществу». Сказанное позволяет нам увидеть «потемкинскую деревню» сталинского кинематографа не просто как сферу исключительно мнимого, но как одно из важных документальных свидетельств, фиксировавших как преобладавшие в обществе того времени способы социальной категоризации деревенской жизни ее «онтологию» , так и нормативные представления о ней. В своем анализе мы будем опираться главным образом на четыре фильма: «Земля» реж. Александр Довженко, 1930 «Трактористы» реж. Иван Пырьев, 1939 «Кубанские казаки» реж.
Иван Пырьев, 1949 и «Щедрое лето» реж. Борис Барнет, 1950 , привлекая некоторые другие фильмы того же периода для более подробного комментирования отдельных тезисов. Старое и новое Тема старого и нового в деревне наиболее ярко выражена в фильме Довженко «Земля», где она закреплена в символико-аллегорических сценах немого кино с высокой степенью выразительности и контрастности. Фильм начинается сценой смерти старого крестьянина, а заканчивается похоронами убитого кулаком молодого комсомольского активиста Василя.
И только после того, как она влюбляется по-настоящему и преображается, женихи понимают, что проворонили настоящее сокровище. Корыстные помыслы сменяются искренней симпатией, и когда выясняется, что никакого наследства нет и в помине, многие по-прежнему не прочь предложить ей руку и сердце.