Зимний пейзаж (1646). Рембрандт изучал произведения, которые никогда не увидит, и рисовал города, где не побывает.
Самые знаменитые картины Рембрандта
В 1642 году Рембрандт получил заказ на один из шести групповых портретов амстердамских мушкетёров для нового здания Стрелкового общества; два других заказа достались его ученикам. При создании этой четырёхметровой картины — самого масштабного из своих произведений — Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи, за два столетия предсказав художественные находки XIX века — эпохи реализма и импрессионизма. Модели были изображены весьма непосредственно, в движении, что вовсе не понравилось заказчикам, многие из которых оказались при этом задвинутыми на задний план.
Список картин Рембрандта Материал из Википедии — свободной энциклопедии Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 18 ноября 2023 года; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии , проверенной 18 ноября 2023 года; проверки требует 1 правка.
Год спустя после рождения их единственного выжившего сына, в возрасте до 30 лет, умерла и Саския. Позже экономка Хендрикье Стоффелс часто позировала для портретов Рембрандта. Хотя он был известным художником, в 1656 году пришлось объявить о банкротстве и распродать имущество. В этот сложный период мастер произвел свои наилучшие произведения.
Тенденция такова, что гораздо чаще из художественного наследия Рембрандта произведения изымаются, нежели удается обнаружить новые. Среди последних, как правило, оказываются ранние и оттого нетипичные работы.
В этом смысле очень показательна история изучения двух картин Рембрандта, представленных на выставке. Принадлежащая ГМИИ композиция «Изгнание торгующих из храма» исполнена в 1626 году, когда Рембрандту было всего 20 лет. Примечательно, что, несмотря на наличие авторской монограммы и даты, раскрытых в 1930-1931 годах в процессе реставрации, долгие годы эта картина, в начале XX столетия входившая в состав собрания известного московского коллекционера Г. Брокара и его зятя П. Жиро, мало кем из исследователей воспринималась собственноручным произведением Рембрандта, а такой авторитетный искусствовед, как академик И. Грабарь, даже считал ее искусной подделкой. В современной науке авторство голландского художника ни у кого не вызывает сомнений, и практически каждое из многочисленных изданий о творчестве молодого Рембрандта не обходится без упоминания картины «Изгнание торгующих из храма». Между тем маленький и к тому же незавершенный «Автопортрет в берете» Музей Гране совсем недавно оказался возвращенным в художественный корпус Рембрандта. Неслучайно, энергичное brio в манере наложения открытых фактурных мазков, фиксирующих очертания контрастно освещенных деталей лица, одежды и одновременно передающих их пластическую структуру и цвет и в свое время так восхищавших знатоков прошлого, показалось послевоенным ученым чрезмерно «неопределенным», не соответствующим качественным стандартам аутентичных произведений Рембрандта. Некоторые специалисты в данной работе пытались видеть даже позднюю имитацию.
Однако предпринятая в последнее десятилетие расчистка поздних записей и комплексное исследование технико-технологических и стилистических особенностей исполнения данного автопортрета позволили ученым, входящим в «команду» международного «Исследовательского проекта - Рембрандт» Rembrandt Research Project , прийти к обоснованному заключению, что живописный почерк несомненно рембрандтовский, а дубовая доска, использованные красочные пигменты и наполнители грунта объективно соответствуют времени написания - около 1659 года. Новейшие атрибуции работ, прежде считавшихся вдохновенными откровениями мастера, его ученикам и последователям, свидетельствуют о том, что Рембрандт был также и выдающимся педагогом. Он сумел воспитать целую плеяду талантливых мастеров, составлявших его окружение и создававших картины и рисунки, высочайшее художественное качество которых вводило в заблуждение исследователей. Показательной как с точки зрения объективной сложности атрибуционной проблематики, так и совершенствования качественного уровня методики современного знаточества является история изучения двух картин из собрания ГМИИ, которые принято связывать с именем Карела Фабрициуса, вне всякого сомнения самого талантливого и самобытного среди рембрандтовских учеников. Одна из них - мастерски исполненная работа «Гера, скрывающаяся у Океана и Тефии» - в разные годы с переменным успехом предположительно приписывалась Говерту Флинку и Саломону де Браю. Публикация появившейся около двадцати лет назад на антикварном рынке подписной картины Карела Фабрициуса «Меркурий и Аргус» в дальнейшем она была приобретена Окружным музеем искусств в Лос-Анджелесе , исполненной вскоре после обучения у Рембрандта, позволила не только однозначно связать с именем этого мастера чрезвычайно близкую по типажу и манере исполнения картину «Меркурий и Аглавра» Музей изящных искусств, Бостон , но и по-новому взглянуть на атрибуцию картины из ГМИИ. На монографической выставке творчества Карела Фабрициуса, состоявшейся в 2004-2005 годах в Гааге и Шверине, эти три работы экспонировались рядом, и практически ни у кого из специалистов не возникло сомнения в их стилистической однородности и принадлежности кисти раннего Карела Фабрициуса. Причем, если произведения из Лос-Анджелеса и Бостона принято датировать 1645-1647 годами - временем начала самостоятельной творческой деятельности Фабрициуса, то картину из ГМИИ Фритц Дюпарк, директор Музея Мауритсхейс в Гааге и организатор упомянутой выставки, справедливо относит к годам обучения молодого художника в рембрандтовской мастерской, ссылаясь на наибольшее сходство с работами Рембрандта и Говерта Флинка. Так было до тех пор, пока Б. Виппер, беспрекословный авторитет в области рембрандтоведения в послевоенной Москве, создавая капитальный труд о голландской живописи XVII века, не приписал это полотно раннему Карелу Фабрициусу, ссылаясь на казавшееся ему убедительным некоторое сходство манеры исполнения с одноименной композицией из собрания Государственного музея в Амстердаме.
Самые знаменитые картины Рембрандта
Красное платье и золотистая мантия Эсфири написаны столь интенсивно, что они буквально излучают свет, а фигура Амана исчезает, словно погружаясь в зловещую сумрачно-красную тень. Не меньшим живописным мастерством, трагизмом, но в то же время и просветленностью, умением найти и до конца раскрыть иные, противостоящие буржуазному обществу человеческие ценности пронизаны последние произведения искусства Рембрандта, Возвращение блудного сына" Эрмитаж , одна из жемчужин советских собраний. Произведения искусства достигли свою высоту Рембрандт умер в нищете, изгнании и забвении. И прошло немало времени, прежде чем он обрел мировую славу. Сейчас может показаться невероятным, что еще в 1851 году Делакруа записал в своем Дневнике: "Может быть, когда-нибудь откроют, что Рембрандт гораздо более великий художник, чем Рафаэль.
Эти картины ранее не изучались специалистами и "полностью отсутствовали в литературе о Рембрандте", отметил он. Ян Виллемс ван дер Плуйм, изображенный на портрете, достиг финансового успеха в сфере сантехники и был известной фигурой в Лейдене.
Полотно состоит из 148 млн пикселей, ни один из которых не случаен. Все они — результат анализа 168263 фрагментов картин Рембрандта. В итоге был создан портрет, который мог быть написан Рембрандтом.
Рембрандт восхищался Рафаэлем и собрал четыре тома воспроизведений с его работ, но сам никогда не прибегал к чистой, отвлечённой форме.
Единственный раз Рембрандт увидел работу Рафаэля, когда в 1639 году на аукционе в Амстердаме продавался «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Больше всего Рембрандта впечатлила стоимость портрета, в несколько раз превышавшая стоимость любой голландской картины. В этом же году он создаёт офорт-автопортрет в стиле Рафаэля, который хранится в Эрмитаже. В отличие от Амстердама или Харлема, родной город художника Лейден не был в то время крупным художественным центром, хотя там работали Ян ван Гойен и Эзая ван дер Вельде, а веком ранее — Лука Лейденский. Зато в Лейдене был старейший в Голландии университет, основанный предводителем Нидерландской революции Виллемом Оранским в качестве дара городу за его сопротивление испанским войскам. Принц предложил горожанам выбор — освобождение от налогов или университет, и лейденцы предпочли выгоде науку.
Молодой Рембрандт недолго там проучился и оставил занятия ради живописи. Уже первые картины художника обратили на себя внимание. К сожалению, в России творчество лейденского периода представлено лишь одной работой, «Изгнание торгующих из храма» 1626 , которая находится в экспозиции ГМИИ им. Пушкина в Москве. В Амстердаме Рембрандт женится на богатой и знатной девушке Саскии ван Эйленбург, племяннице торговца картин, в доме которого он жил. Теперь Рембрандт знаменит и богат, он становится главой целой школы.
Одним из его наиболее талантливых учеников был Карел Фабрициус. С латыни faber переводится как «плотник», что свидетельствует о том, что в раннем возрасте Карел учился этому ремеслу. Интересно, что в своё время он многому научит молодого Йоханнеса Вермеера. В доме Рембрандта складывается настоящий музей художественных произведений. Саския позирует ему в роскошных нарядах и драгоценностях, а сам художник предпочитает старинные и восточные одежды. Рембрандт отказывается от традиционной нидерландской техники живописи.
Это можно наблюдать, например, сопоставляя его работы с полотнами таких мастеров, как Ян Ливенс, Фердинанд Бол и Герард Доу. В 1685 году Андре Фелибьен напишет: «Все его картины написаны в индивидуальной манере, отличной от той, которая кажется такой гладкой и обычно свойственна фламандским живописцам. Часто он делает лишь широкие мазки и накладывает толстые слои краски один на другой, не размывая их и не смягчая переходы. Тем не менее, поскольку вкусы у всех разные, многие ценили его творения». После провала «Ночного Дозора» из-за несоблюдения правил написания групповых портретов и после смерти любимой жены в 1642 году в жизни художника начинается чёрная полоса. Заказчики отворачиваются от Рембрандта из-за чересчур новаторского стиля его последней работы.
Светская публика — из-за романа со служанкой и няней Титуса Хендрикье Стоффелс, который Рембрандт и не думал скрывать. Тогда же у Рембрандта возникает конфликт с представителем городской власти Андрисом де Грефом, который отказывается заплатить 500 гульденов за свой портрет, найдя его написанным неподобающим образом. Ему, вероятно, хотелось быть изображенным в духе Ван Дейка или Рубенса. Привыкший жить на широкую ногу, Рембрандт умудряется спустить все своё состояние за 14 лет. Его объявляют банкротом, в 1658 году его имущество распродается с молотка за бесценок. Коллекцию картин Рембрандта, в числе которых была знаменитая эрмитажная «Даная», тогда оценили в жалкие 5000 гульденов, и до конца жизни Рембрандт был вынужден работать за копейки, чтобы как-то сводить концы с концами.
В 1660 году Рембрандт получает возможность поправить своё благосостояние работой для ратуши Амстердама. За выбором темы из славной истории Голландии он обращается к Тациту и останавливается на заговоре батавов под предводительством Клавдия Цивилиса, который произошел в 69 году н.
РЕ́МБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН
В то же время он, как никто другой среди коллег, оказал огромное влияние на искусство Голландии своей эпохи, в первую очередь на многочисленных учеников и последователей, работавших здесь и в соседних странах. От того, каким образом будет дан анализ названных аспектов, в конечном счете зависит оценка места и роли мастера в истории не только нидерландского, но и всего западноевропейского искусства. Интенсивные штудии, проделанные специалистами за последние два десятилетия, позволили по-новому взглянуть на многие понятия и суждения, казавшиеся единственно верными и потому непререкаемыми. Тенденция такова, что гораздо чаще из художественного наследия Рембрандта произведения изымаются, нежели удается обнаружить новые. Среди последних, как правило, оказываются ранние и оттого нетипичные работы.
В этом смысле очень показательна история изучения двух картин Рембрандта, представленных на выставке. Принадлежащая ГМИИ композиция «Изгнание торгующих из храма» исполнена в 1626 году, когда Рембрандту было всего 20 лет. Примечательно, что, несмотря на наличие авторской монограммы и даты, раскрытых в 1930-1931 годах в процессе реставрации, долгие годы эта картина, в начале XX столетия входившая в состав собрания известного московского коллекционера Г. Брокара и его зятя П.
Жиро, мало кем из исследователей воспринималась собственноручным произведением Рембрандта, а такой авторитетный искусствовед, как академик И. Грабарь, даже считал ее искусной подделкой. В современной науке авторство голландского художника ни у кого не вызывает сомнений, и практически каждое из многочисленных изданий о творчестве молодого Рембрандта не обходится без упоминания картины «Изгнание торгующих из храма». Между тем маленький и к тому же незавершенный «Автопортрет в берете» Музей Гране совсем недавно оказался возвращенным в художественный корпус Рембрандта.
Неслучайно, энергичное brio в манере наложения открытых фактурных мазков, фиксирующих очертания контрастно освещенных деталей лица, одежды и одновременно передающих их пластическую структуру и цвет и в свое время так восхищавших знатоков прошлого, показалось послевоенным ученым чрезмерно «неопределенным», не соответствующим качественным стандартам аутентичных произведений Рембрандта. Некоторые специалисты в данной работе пытались видеть даже позднюю имитацию. Однако предпринятая в последнее десятилетие расчистка поздних записей и комплексное исследование технико-технологических и стилистических особенностей исполнения данного автопортрета позволили ученым, входящим в «команду» международного «Исследовательского проекта - Рембрандт» Rembrandt Research Project , прийти к обоснованному заключению, что живописный почерк несомненно рембрандтовский, а дубовая доска, использованные красочные пигменты и наполнители грунта объективно соответствуют времени написания - около 1659 года. Новейшие атрибуции работ, прежде считавшихся вдохновенными откровениями мастера, его ученикам и последователям, свидетельствуют о том, что Рембрандт был также и выдающимся педагогом.
Он сумел воспитать целую плеяду талантливых мастеров, составлявших его окружение и создававших картины и рисунки, высочайшее художественное качество которых вводило в заблуждение исследователей. Показательной как с точки зрения объективной сложности атрибуционной проблематики, так и совершенствования качественного уровня методики современного знаточества является история изучения двух картин из собрания ГМИИ, которые принято связывать с именем Карела Фабрициуса, вне всякого сомнения самого талантливого и самобытного среди рембрандтовских учеников. Одна из них - мастерски исполненная работа «Гера, скрывающаяся у Океана и Тефии» - в разные годы с переменным успехом предположительно приписывалась Говерту Флинку и Саломону де Браю. Публикация появившейся около двадцати лет назад на антикварном рынке подписной картины Карела Фабрициуса «Меркурий и Аргус» в дальнейшем она была приобретена Окружным музеем искусств в Лос-Анджелесе , исполненной вскоре после обучения у Рембрандта, позволила не только однозначно связать с именем этого мастера чрезвычайно близкую по типажу и манере исполнения картину «Меркурий и Аглавра» Музей изящных искусств, Бостон , но и по-новому взглянуть на атрибуцию картины из ГМИИ.
На монографической выставке творчества Карела Фабрициуса, состоявшейся в 2004-2005 годах в Гааге и Шверине, эти три работы экспонировались рядом, и практически ни у кого из специалистов не возникло сомнения в их стилистической однородности и принадлежности кисти раннего Карела Фабрициуса.
Подлинность картин подтвердили эксперты, в том числе в Рейксмузеуме — художественном музее в Амстердаме, специализирующемся на творчестве Рембрандта. На портретах изображена пара, «связанная семейными узами с художником»: Ян Виллемс ван дер Плуйм и его жена Яапген Карелс. Обретённые картины покажут в Нью-Йорке и Амстердаме, а после выставят на продажу в Лондоне.
Якобы художник отговаривал посетителей рассматривать картины вблизи, чтобы им не становилось плохо от запаха краски. И вторая — будто он настолько перегрузил один из портретов красками, что картину можно было приподнять за нос на написанном лице "Урок анатомии доктора Тульпа", 1632 Рембрандт практически переизобрел светотень. Существует совсем немного художников, кто так же изобретательно и последовательно использовал этот инструмент. Светотень у него таинственная, неясная, полная недосказанности и неожиданностей. В портретах он всегда старался передать душевное состояние портретируемого. В работах художника прослеживается глубокий гуманизм и внимательность к каждому человеку.
Поэтому пейзаж для Рембрандта практически всегда был лишь фоном для событий. За всю жизнь Рембрандт написал шестьсот картин, триста гравюр и около двух тысяч рисунков. Из них около шестидесяти — автопортреты.
Тем не менее важными для него были не интересы дня и места, а интересы всего мира, всей истории. Ваш курс, чтобы научиться анализировать шедевры мирового искусства как профессионал: Он зачитывался Библией и создавал в своих картинах и офортах «параллельную библию». Картины на библейские сюжеты соответствуют их описаниям в Книге Жизни, художник не позволяет вольностей в их трактовке, в отличие от многих других художников. Рембрандт восхищался Рафаэлем и собрал четыре тома воспроизведений с его работ, но сам никогда не прибегал к чистой, отвлечённой форме. Единственный раз Рембрандт увидел работу Рафаэля, когда в 1639 году на аукционе в Амстердаме продавался «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Больше всего Рембрандта впечатлила стоимость портрета, в несколько раз превышавшая стоимость любой голландской картины. В этом же году он создаёт офорт-автопортрет в стиле Рафаэля, который хранится в Эрмитаже.
В отличие от Амстердама или Харлема, родной город художника Лейден не был в то время крупным художественным центром, хотя там работали Ян ван Гойен и Эзая ван дер Вельде, а веком ранее — Лука Лейденский. Зато в Лейдене был старейший в Голландии университет, основанный предводителем Нидерландской революции Виллемом Оранским в качестве дара городу за его сопротивление испанским войскам. Принц предложил горожанам выбор — освобождение от налогов или университет, и лейденцы предпочли выгоде науку. Молодой Рембрандт недолго там проучился и оставил занятия ради живописи. Уже первые картины художника обратили на себя внимание. К сожалению, в России творчество лейденского периода представлено лишь одной работой, «Изгнание торгующих из храма» 1626 , которая находится в экспозиции ГМИИ им. Пушкина в Москве. В Амстердаме Рембрандт женится на богатой и знатной девушке Саскии ван Эйленбург, племяннице торговца картин, в доме которого он жил. Теперь Рембрандт знаменит и богат, он становится главой целой школы. Одним из его наиболее талантливых учеников был Карел Фабрициус.
С латыни faber переводится как «плотник», что свидетельствует о том, что в раннем возрасте Карел учился этому ремеслу. Интересно, что в своё время он многому научит молодого Йоханнеса Вермеера. В доме Рембрандта складывается настоящий музей художественных произведений. Саския позирует ему в роскошных нарядах и драгоценностях, а сам художник предпочитает старинные и восточные одежды. Рембрандт отказывается от традиционной нидерландской техники живописи. Это можно наблюдать, например, сопоставляя его работы с полотнами таких мастеров, как Ян Ливенс, Фердинанд Бол и Герард Доу. В 1685 году Андре Фелибьен напишет: «Все его картины написаны в индивидуальной манере, отличной от той, которая кажется такой гладкой и обычно свойственна фламандским живописцам. Часто он делает лишь широкие мазки и накладывает толстые слои краски один на другой, не размывая их и не смягчая переходы. Тем не менее, поскольку вкусы у всех разные, многие ценили его творения». После провала «Ночного Дозора» из-за несоблюдения правил написания групповых портретов и после смерти любимой жены в 1642 году в жизни художника начинается чёрная полоса.
Заказчики отворачиваются от Рембрандта из-за чересчур новаторского стиля его последней работы. Светская публика — из-за романа со служанкой и няней Титуса Хендрикье Стоффелс, который Рембрандт и не думал скрывать. Тогда же у Рембрандта возникает конфликт с представителем городской власти Андрисом де Грефом, который отказывается заплатить 500 гульденов за свой портрет, найдя его написанным неподобающим образом. Ему, вероятно, хотелось быть изображенным в духе Ван Дейка или Рубенса. Привыкший жить на широкую ногу, Рембрандт умудряется спустить все своё состояние за 14 лет. Его объявляют банкротом, в 1658 году его имущество распродается с молотка за бесценок.
Искусственный интеллект восстановил картину Рембрандта
И со всех картин Рембрандта, которые находились в то время в Англии, были сделаны гравюры в популярной тогда технике меццо-тинто, позволяющей передавать многообразие тонов и. В экспозиции будут показаны работы московского художника Дмитрия Гутова (род. 1960) и произведения Рембрандта Харменса ван Рейна (1606–1669). Сегодня от произведения Рембрандта — картины значительно большего формата, предназначавшейся для украшения великолепной новой амстердамской ратуши. Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 350 картин, более 100 рисунков и около 300 офортов. Сегодня от произведения Рембрандта — картины значительно большего формата, предназначавшейся для украшения великолепной новой амстердамской ратуши.
МАСТЕР «ЗОЛОТОГО ВЕКА»
- Лейденское чудо: какое впечатление произвели неизвестные полотна Рембрандта и Вермеера в Петербурге
- В картине Рембрандта нашли неизвестный ранее слой свинца
- Удивительный Рембрандт: жизнь и творчество художника | Пикабу
- Где находится зал Рембрандта в Эрмитаже
- Свет и тень: 15 удивительных фактов о Рембрандте
Арт-уикенд в Москве: Рембрандт и золотой век голландской живописи в Пушкинском музее
Шедевры Рембрандта и Вермеера можно увидеть в Эрмитаже. Заново открытая картина Рембрандта была продана на аукционе Sotheby’s 6 декабря 2023 года почти за 14 миллионов долларов, что является значительным скачком стоимости по сравнению. Например, «Ученый, затачивающий перо» ученика Рембрандта Геррита Дау, встретился сам с собой уже в другом образе — «Старика, рассматривающего глобус». Рембрандт, Сокуров и Пиотровский — в Эрмитаже открылся нашумевший на 58-ой Венецианской биеннале проект. Жизнь крестьянина Рембрандта ван Рейна, которого возвысил над происхождением его гений, можно сравнить с переменчивой морской стихией. Смотрите видео онлайн «Легендарная картина Рембрандта "Даная".
Произведения искусства Рембрандта
Фото: wikipedia. При осмотре интерьеров специалисты были крайне удивлены. Они полностью отсутствовали в литературе о Рембрандте, — рассказал представитель аукционного дома Генри Петтифер. Картины сразу решили проверить на подлинность.
Художник любуется своей моделью и призывает нас к соучастию.
На первом плане — детская колыбель и склоняющаяся к ней Дева Мария. Она с такой лаской глядит на своё дитя, что всё полотно будто согрето теплом её души. В глубине мягко очерчена фигура Святого Иосифа-плотника. И только спускающиеся с небес ангелы дают нам понять, что это Святое семейство, а не сцена из повседневной жизни бедной голландской семьи.
Далее следует ряд шедевров, созданных в 1650—1660 годах. Внешне сдержанные, но поражающие своей духовной глубиной и человеческой мудростью портреты — знаменитые рембрандтовские старики и старушки, с руками и лицами, выхваченными светом из коричневых, тёплых теней. Здесь, кажется, зафиксировано мгновение и вся жизнь во времени. Люди погружены в глубокое раздумье, вызванное не повседневными заботами, а причастностью к проблемам бытия.
Среди этих работ замечательные «Портрет старика в красном» и «Портрет поэта Иеремиаса Деккера», преданного друга художника, не покинувшего его в последние, одинокие годы жизни. К шедеврам мастера относится и поздняя работа «Аман узнает свою судьбу». Недавно отреставрированное, это полотно производит колоссальное воздействие на зрителя своей колористической гаммой и глубокой психологической проработкой лиц всех трёх персонажей. Наконец, монументальное полотно «Возвращение блудного сына».
Это произведение, удивляющее своей простотой и потрясающее силой выраженного в нём чувства. Сын в рваном рубище, с загрубевшими, грязными ногами, в стоптанных башмаках, грузно упавший на колени перед отцом, полный раскаяния, приникший к нему бритой головой. И отец, ослепший от горя, склонившись над сыном, будто не веря в свершившееся, любовно прикасается слабыми руками к его плечам. Рембрандт показывает обоих в момент наивысшего духовного напряжения, когда человек ничего не замечает вокруг, когда жест, выражение лица выходят из-под его контроля.
В картине есть четыре свидетеля, каждый со своими мыслями и оттенками чувств. Свет тёплой волной заливает рубище сына, до предела накаляет красный плащ отца, вспыхивает в алом облачении стоящего рядом старшего сына старика и затухает в коричневом сумраке фона. К прославлённым сокровищам Эрмитажа относится и превосходное собрание офортов Рембрандта. Это около 1100 листов преимущественно первых состояний, что является большой редкостью даже для крупнейших музеев.
Почти все они происходят из коллекции исследователя творчества Рембрандта Д. Ровинского, поступившей в Эрмитаж в 1897 году. Офорты и гравюры составляли совершенно отдельную область творчества голландского художника, который нашёл в них специфический художественный язык, характерный для графического искусства, и пользовался им не менее виртуозно, чем языком живописи. В своё время Рембрандт считался лучшим мастером этого жанра.
Тематика графических работ выдающегося мастера разнообразна: это библейские и евангельские сцены «Христос перед народом» 1655 , «Христос, исцеляющий больных» 1646—1650 или «Лист в сто гульденов» 1643 , портреты «Портрет Яна ван дер Линдена» 1665 , «Автопортрет» 1639 , бытовые сцены «Блинщица» 1635 и пейзаж «Три дерева» 1643 , к которому в своей живописи Рембрандт не обращался как к самостоятельному жанру. Рембрандт умел добиться живописного эффекта только тональными контрастами и градациями. Огромный успех Рембрандта постепенно сменился его прижизненным забвением, и только в XIX веке интерес к творчеству гениального живописца возродился с небывалой силой. Понравилась статья?
Читайте ещё об одном великом художнике здесь. Зачем ходить в музеи, когда произведения искусства можно увидеть онлайн? Достаточно ли посмотреть фотографию экспоната? Ответы на эти и многие другие вопросы узнайте из подкаста нашего проекта:.
Безусловно, переменчивая мода сыграла тут не последнюю роль. Многие из его подмастерьев, встав на ноги, отвернулись от Рембрандта и презрительно за глаза называли «старым колдуном». Одинокий, пережившей смерть двух любимых женщин, дорогого сердцу сына, невестки, оставленный учениками, осмеянный обществом, не помнящий себя в последний год своей жизни, он погружён в работу так же, как в пору своей славы.
Живопись для Рембрандта всегда была другим, потусторонним мир, в котором только и может существовать мысль и слово. А его творчество — длинное и глубокое размышление. В том числе над Библией.
Настольной книгой Рембрандта. Библейский сюжет всегда интересовал художника, как будто он находил для себя в этом не только тему для живописи, но и утешение для мятущейся души. Знаменитая картина «Возвращение блудного сына», одна из последних работ Рембрандта.
Она была написана в год его смерти, и стала вершиной проявления его таланта. И что же еще мог написать Рембрандт кроме темы, которая рефреном звучала всю его жизнь? История блудного сына в творчестве Рембрандта Притчу о блудном сыне мы встречаем в Евангелие от Луки.
Она рассказывает о юноше, покинувшем отцовский дом и промотавшем наследство. В праздности, распутстве и пьянстве проводил он свои дни, пока не оказался на скотном дворе, где питался из одного корыта со свиньями. Находясь в отчаянном положении и полной нищете, юноша возвращается к отцу, готовый стать его последним рабом.
Но вместо презрения он находит царский прием, вместо гнева — всепрощающую, глубокую и нежную отцовскую любовь. Как минимум трижды за свою жизнь Рембрандт обращается к причте о блудном сыне. Впервые, в 1633 году в полотне «Автопортрет с Саскией на коленях».
Картина была написана Рембрандтом в счастливую для него пору. Он только женился на дочери бургомистра Саскии ван Эйленбюрх, которую очень любил.
У художника на то было две причины: во-первых, через Голландию проходило много итальянских творений, которые он мог видеть, и во-вторых, у него не было времени на длительные путешествия. В Лейдене он поступает на обучение к маньеристу и историческому живописцу Якобу ван Сваненбюргу. Затем, в Амстердаме, куда Рембрандт переехал после смерти отца в 1631 году, он учится в мастерской Питера Ластмана, творчество которого напитано влиянием Караваджо и Караччи.
С первых шагов своей деятельности Рембрандт выходит за пределы локального значения, и все его дальнейшее творчество есть явление общечеловеческого смысла. Однако в трагическом финале жизни Рембрандт — больной старик, оставленный всеми, предающийся вину, живущий в нищете, но не упавший духом и сохранивший внутреннюю гармонию. Время чтения: 7 минут Жизнь и творчество Рембрандта Несомненно, творчество Рембрандта — это раскрытая книга его жизни, и для его постижения нужно знать опорные вехи жизненного пути художника и помнить о близких к нему людях. Художник был человеком замкнутым, нелюдимым, до странности непрактичным, гордым, но обладал нежной и любящей душой. До общественной суеты и политики ему практически не было дела, но его интересовал смысл вещей, который разворачивался из тесного общения с небольшой группой людей.
Она состояла из его отца — лейденского мельника, старушки матери, не расстающейся со своей Библией, жены Саскии, которую смерть похитила в самый счастливый момент их совместной жизни, его верной гражданской жены Хендрикье Стоффелс и его сына, болезненного, поэтичного Титуса. Сюда же можно отнести и друзей Рембрандта: художников, учёных, раввинов и поэтов. Вот примерный круг общения великого Рембрандта, в жизнь которого не врывался ни шум уличной толпы, ни передряги политики, ни блеск «большого света». Тем не менее важными для него были не интересы дня и места, а интересы всего мира, всей истории. Ваш курс, чтобы научиться анализировать шедевры мирового искусства как профессионал: Он зачитывался Библией и создавал в своих картинах и офортах «параллельную библию».
Картины на библейские сюжеты соответствуют их описаниям в Книге Жизни, художник не позволяет вольностей в их трактовке, в отличие от многих других художников. Рембрандт восхищался Рафаэлем и собрал четыре тома воспроизведений с его работ, но сам никогда не прибегал к чистой, отвлечённой форме. Единственный раз Рембрандт увидел работу Рафаэля, когда в 1639 году на аукционе в Амстердаме продавался «Портрет Бальдассаре Кастильоне». Больше всего Рембрандта впечатлила стоимость портрета, в несколько раз превышавшая стоимость любой голландской картины. В этом же году он создаёт офорт-автопортрет в стиле Рафаэля, который хранится в Эрмитаже.
В отличие от Амстердама или Харлема, родной город художника Лейден не был в то время крупным художественным центром, хотя там работали Ян ван Гойен и Эзая ван дер Вельде, а веком ранее — Лука Лейденский. Зато в Лейдене был старейший в Голландии университет, основанный предводителем Нидерландской революции Виллемом Оранским в качестве дара городу за его сопротивление испанским войскам. Принц предложил горожанам выбор — освобождение от налогов или университет, и лейденцы предпочли выгоде науку. Молодой Рембрандт недолго там проучился и оставил занятия ради живописи. Уже первые картины художника обратили на себя внимание.
К сожалению, в России творчество лейденского периода представлено лишь одной работой, «Изгнание торгующих из храма» 1626 , которая находится в экспозиции ГМИИ им. Пушкина в Москве. В Амстердаме Рембрандт женится на богатой и знатной девушке Саскии ван Эйленбург, племяннице торговца картин, в доме которого он жил. Теперь Рембрандт знаменит и богат, он становится главой целой школы. Одним из его наиболее талантливых учеников был Карел Фабрициус.
С латыни faber переводится как «плотник», что свидетельствует о том, что в раннем возрасте Карел учился этому ремеслу. Интересно, что в своё время он многому научит молодого Йоханнеса Вермеера. В доме Рембрандта складывается настоящий музей художественных произведений. Саския позирует ему в роскошных нарядах и драгоценностях, а сам художник предпочитает старинные и восточные одежды. Рембрандт отказывается от традиционной нидерландской техники живописи.
РЕ́МБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН
Голландский художник Рембрандт ван Рейн закончил групповой портрет, известный как «Ночной дозор», в 1642 году по заказу гражданского ополчения Нидерландов. В Государственном музее (Рейксмузеуме) в Амстердаме открылась выставка «Все Рембрандты» («All the Rembrandts»). Эксперты аукционного дома Christie's случайно нашли две картины Рембрандта в частной коллекции британцев, когда проводили стандартную оценку произведений искусства. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств. Рембрандт Харменс ван Рейн — голландский художник, гравѐр, великий мастер светотени, круп-нейший представитель золотого века голландской живописи.
РЕМБРАНДТ ФЛОРА ЭРМИТАЖ
Существует легенда, что однажды он написал портрет, который был настолько перегружен красками, что можно было приподнять картину, взявшись за нос на написанном лице. После смерти Титуса в 1668 году художник, по его собственным словам, утратил веру в справедливость. Он умирает год спустя на тусклом чердаке мастерской, среди нескольких полотен, кистей и красок, на руках Корнелии — дочери от второго брака. Похоронен гениальный Рембрандт в общей могиле для бедняков близ церкви Вестеркерк, где сегодня установлена памятная доска. До сих пор неизвестно точное число работ художника и датировка многих его шедевров. Как работы Рембрандта оказались в России В первую очередь Рембрандт известен как мастер исторического и портретного жанров. Эрмитажные работы его кисти занимают целый зал, где в дополнение помещено ещё несколько произведений его учеников. Отдельный зал отведён и школе Рембрандта. В образе Ионафана Рембрандт изобразил себя, а Давид — это умершая в год написания полотна Саския. Тучи, надвигающиеся на залитый тёплым светом передний план, и фигуры слившихся в прощальном объятии персонажей свидетельствуют о приближающейся трагедии. В её первой крупной покупке 1764 года у берлинского купца Гоцковского, положившей начало Императорскому Эрмитажу, было три картины Рембрандта.
Четыре работы гениального живописца поступили в Эрмитаж в 1769 году в составе коллекции графа фон Брюля, канцлера Саксонского короля Августа III. Следующая крупная покупка состоялась в 1772 году, Эрмитаж пополнили ещё восемь полотен Рембрандта «Даная», «Святое Семейство» и др. XIX век также не оставил Рембрандта без внимания: Александр I покупает большую художественную коллекцию у наследников Жозефины Богарне, жены Наполеона, в которой находились две работы на один сюжет — «Снятие с Креста» Рубенса и Рембрандта. Печальная участь постигла Эрмитаж в 1928—1931 годы, когда специально созданное в Ленинграде агентство «Антиквариат» распродавало шедевры музея для получения средств на индустриализацию страны. Конечно, это не обошло и работы Рембрандта. Эрмитаж лишился таких полотен, как «Портрет Титуса» Лувр , «Афина Паллада» Музей Гульбенкяна, Лиссабон , «Портрет старика» Лиссабон , «Иосиф, обвиняемый женой Потифара» куплен Эндрю Меллоном, находится в Вашингтоне , «Девочка с метелкой» аттрибутируется как работа мастерской, предположительно Карела Фабрициуса , «Женщина с гвоздикой», «Портрет польского дворянина», «Портрет турка», «Христос и самаритянка у колодца», «Портрет Титуса в костюме монаха» и «Отречение Петра». Некоторые из перечисленных работ были переатрибутированы и в данный момент выставлены как работы мастерской Рембрандта. В 40-х годах художник переработал картину. Среди прочего изменил лицо, написанное с Саскии, на лицо Хендрикье. Мифологический сюжет Даная, которой Зевс является в виде золотого дождя трактован очень свободно, вне сложившихся традиций.
Изображение молодой женщины, возлежащей на роскошном ложе, далеко от канонов античной красоты и от гармонии ренессансных образцов. Здесь нет и золотого дождя, но всё пространство полотна залито светом. Он позволяет увидеть сложное эмоциональное состояние героини, в котором и радость, и удивление, и смущение. Рассуждая о творческом методе Рембрандта, о природе света в его картинах, Эмиль Верхарн писал: «Ни линия, ни краски не управляют его композицией: она подчинена одному — свету… То был не естественный свет, омывающий предметы или преломляющийся в них и оживляющий их своими контрастами. Совсем напротив: то был некий идеальный свет, только мыслимый и воображаемый… Этот свет везде властвует над сценой, подчиняет её себе и даёт ей равновесие… Всё существующее от него приобретает свою окраску и видоизменяется в подчинении ему». Театральность композиции, богатое убранство с множеством роскошных деталей выдают мастера эпохи барокко. Это полотно стало жертвой вандала в 1985 году. Только благодаря замечательным реставраторам, которые в течение 12 лет возвращали «Данаю» к жизни, мы можем любоваться этой работой, хотя авторские утраты были значительны. Картина написано столь пастозно, что кажется рельефной, и именно из-за этой живописной манеры полотна Рембрандта производят сильное впечатление, даже когда рассматриваешь их издали. Саския воплощает собой весну и как бы светится изнутри.
В её венок вплетен голландский тюльпан. Портрет очень правдив.
Потому что музеи имеют дело с аутентичными вещами, историями При этом в музее только четыре картины Рембрандта... Лидевай де Куккук: Идея была в том, чтобы воссоздать здание таким, каким оно было в то время, когда здесь жил художник. А он все же не развешивал свои картины по всем комнатам. Он жил не в музее, а дома. У него, конечно, в мастерской и дома оставалось несколько своих работ, но поскольку Рембрандт зарабатывал еще и как арт-дилер, то в доме были картины его учеников и, конечно, Питера Ластмана, его наставника. У нас не музей произведений Рембрандта, а музей, представляющий его мастерскую, его быт, круг общения...
Мы воссоздали обстановку дома максимально близко к тому, какой она была при жизни художника. Это оказалось возможным, поскольку после банкротства художника его имущество было описано перед продажей на аукционе. И эта опись стала незаменимым документом при создании экспозиции. Посетившие дом-музей пишут о том, как впечатлены собранием экзотических раритетов, которые своего рода коллекция в коллекции музея. Лидевай де Куккук: Это коллекция самого Рембрандта. Он был страстным коллекционером диковинных вещей, которые везли со всего света голландские купцы. Амстердам тогда был стремительно развивавшимся городом, в его порту можно было купить самые невероятные вещи из Африки, Азии, Америки... Многие из своих приобретений Рембрандт использовал для постановки натюрмортов.
Через руки этого человека проходило почти все состояние республики. И его одежда — воздушный кружевной воротник, длинная шуба из русского соболиного меха — явно свидетельствует о его состоянии. А теперь просто посмотрите на эти глаза. В них вы видите печаль... И сразу вспоминается полотно великого предшественника Рембрандта — Микеланджело да Караваджо «Призвание Матфея». Разве не с таким же выражением смотрит апостол на Христа, когда тот призывает его к себе? Этот портрет — история очень богатого, но очень несчастного человека, и голландский живописец способен был показать это в одном застывшем мгновении. Все свободное время Рембрандт Харменс ван Рейн тратил на изучение мимики. Он часами стоял у зеркала и строил рожи, которые потом переносил углем на бумагу. Ему важно было поймать малейшие оттенки эмоций.
Лицо человека, по мнению художника, было зеркалом души, это он осознал еще задолго до Оскара Уайлда с его «Портретом Дориана Грея». Но портреты не единственное, в чем преуспел Рембрандт. Его большие полотна впечатляют нас не меньше. Игра светотени, которую так развивал в своей живописи Караваджо, у нашего мастера приобретает поистине гигантских размах. Ему было всего 28 лет, когда он создал свой первый абсолютный шедевр. Это полотно «Снятие с креста». Вы просто не можете пройти мимо этой картины в Эрмитаже. В одном моменте художнику удалось изобразить всю суть христианства, рассказать одну из величайших человеческих историй максимально честно и трогательно, так, как не делал никто ни до, ни после него. Иерусалим на заднем плане тонет во тьме. Спаситель мертв.
Его безжизненное тело мы и видим в центре картины. Это момент наивысшего отчаяния, никто еще не верит в воскресение. Люди видят только труп человека, которого любили и которому поклонялись как богу, и Дева Мария падает в обморок, её кожа мертвенно-бледна — только что она потеряла своего единственного сына. Есть на этом полотне одна деталь, которая не сразу бросается в глаза. Это освещение.
Каждая ямочка на теле глубоко реалистична, кажется, что сквозь тонную кожу просвечиваются пульсирующие голубые жилки вен Данаи. Ее рука протянута в сторону дождя, голова слегка приподнята и обращена к свету.
А из за занавеси выглядывает беспокойная служанка, готовая прийти на первый зов хозяйки. Он написал ее в 21 год, но уже чувствуется талант и мастерство молодого художника. Незатейливый сюжет картины повествует о жизни простого менялы. Его стол забросан книгами и свитками, а рядом лежат мешочки с монетами. Меняла занят подсчетами. Это не единственная картина, где Рембрандт мастерски изображает обычного человека за своей работой. Кстати о самых красивых монетах мира на нашем сайте most-beauty.
Притча о блудном сыне рассказывает как дорог отцу его сын, который после долгих скитаний обращает свой взор к родному дому. Всепрощение, огромная любовь, сострадание — все заключено в фигуре и лице отца. Сын стоит на коленях, спиной к зрителю. Его ноги растерты в кровь, обувь разорвана, видно, сколько он натерпелся, пока не вернулся домой. Он уткнулся в ноги отца, и, кажется, что плечи его сотрясаются от рыданий. А справа стоит старший сын, который учтив и добродетелен, но видно, что он не понимает, почему отец простил блудного сына. На пиру еврейка Эсфирь обвиняет Амана в желании уничтожить ее народ.
Видно, как царь в гневе сжимает зубы, а Аман, сидящий в темноте, обреченно склонился. Фигура Амана нарочно отдалена от семейной царственной пары. Его участь печальна. Читайте также нашу статью про самые красивые города Нидерландов.