«Исполняющим обязанности директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА РАН) назначен доктор исторических наук, профессор РАН Алексей Загребин. Исполняющим обязанности главы Института этнoлoгии и антрoпoлoгии Рoссийскoй академии наук назначен прoфессoр РАН Алексей Загребин. Институт этнологии и антропологии им. о-Маклая РАН (г. Москва) приглашает молодых исследователей и специалистов в области этнологии/социокультурной антропологии, биологической антропологии, истории, социологии, политологии принять участие в. Пoэтoму сегoдня Институт этнoлoгии и антрoпoлoгии РАН является oдним из ключевых, пo-настoящему стратегических центрoв сoциальнo-гуманитарнoгo знания. Институт этнологии и антропологии РАН. Профессор РАН представил в Саратове "Стратегию национальной политики РФ". Вчера в комитете общественных связей и национальной политики.
Мероприятия. Институт этнологии и антропологии ран
В рамках реализации договора о сотрудничестве между ИЭА РАН и Луганским государственным университетом имени Владимира Даля по приглашению руководства ЛГУ состоялась поездка директора Института этнологии и антропологии РАН профессора Дмитрия Функа в Луганск. Видный ученый, директор института этнологии и антропологии Российской академии наук, он прилетел в Таллин по приглашению медиаклуба "Импрессум". Высшая школа экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, МГИМО и Институт этнологии и антропологии РАН выиграли конкурс по созданию научных центров мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука». Институт этнографии АН СССР им. Миклухо-Маклая — научно-исследовательский институт Российской академии наук в области. Исполняющим обязанности главы Института этнoлoгии и антрoпoлoгии Рoссийскoй академии наук назначен прoфессoр РАН Алексей Загребин. пронимание будущего: вклад Академии наук. Пoэтoму сегoдня Институт этнoлoгии и антрoпoлoгии РАН является oдним из ключевых, пo-настoящему стратегических центрoв сoциальнo-гуманитарнoгo знания. Деятельность Института японского языка Японского Фонда г. Урава в популяризации обучения японскому языку.
Алексей Загребин возглавил Институт этнологии и антропологии РАН
Кроме того, даются основы латинского языка. Предусмотрено также изучение второго языка европейского или восточного. При региональной специализации студенты бакалавриата, начиная с третьего курса, изучают язык одного из народов избранного региона мира. В Учебно-научном центре работают высококвалифицированные преподаватели, профессора и доценты. Для чтения лекций и проведения семинаров приглашаются ученые из различных научно-исследовательских институтов РАН - Института этнологии и антропологии, Института востоковедения, Института Дальнего Востока, Института Африки, Института информации общественных наук и др. Привлекаются также иностранные специалисты. Этнографические карты — один из главных инструментов обучения.
В период обучения студенты проходят практики в музеях и научно-исследовательских учреждениях Москвы и Санкт-Петербурга, а также в полевых условиях, в том числе и в инокультурной среде. В настоящее время многие студенты участвует в крупных научно-исследовательских целевых проектах, разрабатываемых исследователями Учебно-научного центра социальной антропологии РГГУ и Института этнологии и антропологии РАН в рамках Федеральной программы «Инновационные кадры России». Эти проекты, в частности, предполагают исследования в малых и крупных городах России.
Условия использования информации. Вся информация, размещенная на данном портале, предназначена только для использования в личных целях и не подлежит дальнейшему воспроизведению.
Но государство даже не предоставляет условий для их хранения. Рассказал Сергей Глебушкин и о брачных обычаях Руси. Например, самыми завидными невестами считались девки высокие и толстые. Поэтому худым приходилось для обмана женихов надевать по десять юбок и фартуков.
При этом рост и вес жениха мало кого интересовал — жених котировался в зависимости от зажиточности его семьи. Невесту сыну подбирал отец, договаривался с отцом невесты, и уже после к невесте засылались сваты. В первый день свадьбы невеста должна была подарить свекрови собственноручно вышитую рубаху. На следующий день свекровь приходила в этой рубахе на свадьбу. Либо приходила в своей и заявляла: «Да там и смотреть было нечего! Если невеста оказывалась не девственницей, развестись с ней было нельзя: «Раз они обвенчались, значит, ему ее Бог послал. А какую он послал — хромую или горбатую, тут уж ничего не поделаешь», — продолжил Сергей Глебушкин. Ради имитации девственности, как теперь широко известно, втайне резали петуха. Зато мало кто знает, что в древней Руси, если в брачную ночь у мужа ничего не получилось, молодая должна была тут же пойти и утопиться.
Хотя, может, он просто импотент, или у него случайно не получилось, и на следующую ночь получится», — пояснил Сергей Глебушкин. Второй ночи в таких случаях обычно не бывало. Впрочем, с приходом на Русь христианства обычай топиться постепенно ушел в прошлое. Аделаида Сигида, « Утро « Комментарий редактора Центра Льва Гумилева Виталия Трофимова-Трофимова по поводу работы Института этнологии и антропологии, изучающего проблему сохранения русских традиций и обычаев. В настоящее время директор Института этнологии и антропологии им.
Николай Николаевич отметил, что шеститомник не только позволяет сохранить труды великого русского ученого, путешественника и гуманиста для потомков, но, по сути дела, продолжает труд российских исследователей, воплощенный в первом издании Собрания сочинений и тем самым продолжает научные традиции Института этнологии и антропологии им. Потомок ученого также поделился с присутствующими новостью, что в настоящее время отечественные исследователи истории, этнографии, экономики и политики государств Южных морей объединились во Всероссийскую Ассоциацию исследователей Южно-Тихоокеанского региона. Новое объединение провозгласило своей целью, в том числе, сохранение отечественных традиций изучения ЮТР.
Данное издание станет хорошим подспорьем для дальнейших исследований этого обширного региона. Функ Дмитрий Анатольевич, д. Миклухо-Маклая в историю отечественной науки, а также значимость и даже известную амбициозность успешно завершенного проекта — второго издания шеститомника. Он высказал уверенность, что переиздание Собрания сочинений Н. Миклухо-Маклая будет способствовать привлечению в науку молодого поколения исследователей. Дмитрий Анатольевич также уделил особое внимание вкладу выдающегося советского этнографа Даниила Давидовича Тумаркина, благодаря усилиям которого в 90-е гг. Тишков Валерий Александрович, д. Миклухо-Маклая, акцентировал важность издания Собрания сочинений как в бумажной, так и в электронной форме, а также призвал обратить внимание на коллекции Н.
Миклухо-Маклая и архив рисунков ученого, которые заслуживают более полного научного издания. Он отметил значимый вклад Фонда им. Миклухо-Маклая в подготовку и выпуск нового издания шеститомного Собрания сочинений великого путешественника с использованием современных технологий, что позволило сохранить все составные части и все рисунки первого издания. Аликберов Аликбер Калабекович, д. Миклухо-Маклая и рассказал присутствующим, что в 2020 г. Он сумел активизировать работу и объединил вокруг себя ученых, занимающихся этим регионом. Миклухо-Маклай-младший продолжит хранить, беречь и развивать наследие своего всемирно известного предка и выразил готовность оказать содействие со своей стороны в деле развития отечественных исследований Южно-Тихоокеанского региона.
Институт этнологии и антропологии РАН
В ответ на запрос RTVI в Минобрнауки сообщили: «На должность исполняющего обязанности директора Института этнологии и антропологии имени Н. Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА РАН) назначен профессор Алексей Загребин, доктор исторических наук. Алексей Загребин возглавил Институт этнологии и антропологии РАН. Исполняющим обязанности главы Института этнoлoгии и антрoпoлoгии Рoссийскoй академии наук назначен прoфессoр РАН Алексей Загребин. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Последние новости и мнения в области антропологии от The Scientist, самого надежного источника информации в области естественных наук. Издатель: Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Институт этнологии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, научный партнер проекта «Тюркский мир Большого Алтая», отмечает 90 лет со дня образования. НОЦ «Большой Алтай» поздравляет Институт этнологии и антропологии РАН с юбилеем.
⭕ Минобрнауки уволило директора Института этнологии и антропологии РАН Дмитрия Функа.
Научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, член Президиума РАН академик Валерий Александрович Тишков рассказал о темах предстоящего Конгресса: российской идентичности и патриотизме, идентичности этнических сообществ, антропологии. Институт этнологии и антропологии РАН запустил собственный онлайн-телеканал. Организаторами выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, Санкт-Петербургский государственный университет, Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. Высшая школа экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, МГИМО и Институт этнологии и антропологии РАН выиграли конкурс по созданию научных центров мирового уровня в рамках нацпроекта «Наука». Вчера в РИА «Новости» прошел круглый стол, посвященный самоидентификации русского народа.
Отдел ББО при Институте этнологии и антропологии РАН
Ответов на них не поступило, вместо них приведены слова академика Тишкова о новом и. Он в свое время работал директором Удмуртского института истории, языка и литературы, избирался президентом Ассоциации антропологов и этнологов России. Алексей Егорович за годы научной деятельности подготовил много трудов, руководил научными проектами и программами в области национальной политики и межнациональных отношений.
Они изучают материальную и духовную культуру, и эти знания используются на практике: от моды и диеты до миротворчества и дипломатии. Наша профессия дает универсальные знания об основах жизни общества и эти знания востребованы в бизнесе, управлении, политике, даже в медицине и градостоительстве. Работа антрополога и этнолога увлекательна и интеллектуальна. Она захватывает и заставляет мыслить широко: в кросскультурных перспективах как говорят антропологи. Антропология и этнология влекут исследователя в сферу истории развития мировой человеческой мысли, философских и политических идей нашей эпохи.
Ведь именно антропология в последние двадцать лет бросила вызов прежним подходам изучения истории культур и цивилизаций, способствуя становлению эры междисциплинарных исследований. Специализация в области антропологии и этнологии дает много возможностей для индивидуального выбора жизненной карьеры и при этом она связана с потребностями времени и общества. Образовательная программа «Антропология и этнология», помимо социально-антропологических, включает психологические, лингвистические и физико-антропологические дисциплины, а также обеспечивает высокий уровень владения английским языком как инструментом профессиональной деятельности. Кроме того, даются основы латинского языка. Предусмотрено также изучение второго языка европейского или восточного.
В Удмуртии Алексей Загребин известен своими исследованиями в области этнографии финно-угорских народов. Он преподавал более двадцати лет в Удмуртском государственном университете, возглавлял Удмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, а также занимал пост заместителя председателя Президиума Удмуртского научного центра Уральского отделения РАН. В 2016 году Алексей Загребин был избран депутатом Государственной Думы России от Удмуртии, а в 2022 году он возглавил Российский центр науки и культуры в Хельсинки.
Гомосексуализм и эволюция.
Фрязино: Век-2 2005, 62 с. Бутовская М. Власть, пол и репродуктивный успех печ. Агрессия и мирное сосуществование : универсальные механизмы контроля социальной напряженности у человека. Бурковой, В. Тименчик, Е. Бойко и др. Бредущие среди нас: Нищие в России и странах Европы, история и современность. Дьяконовым и М.
Обнажение языка: кросс-культурное исследование семантики древнего жеста. Языки Славянской Культуры. Морозовым, А. Антропология пола. Статьи в журналах и коллективных монографиях: Butovskaya, M. A neglected form of quasi-aggression in apes: Possible relevance for the origins of humor. Current Anthropology, 37 4 , 716-717. Butovskaya, M. American journal of physical anthropology, 101 1 , 39-54.
Aggression, friendship, and reconciliation in Russian primary schoolchildren. Aggressive Behavior, 25 2 , pp. Biosocial preconditions for socio-political alternativity. Civilizational Models of Politogenesis, 35-54. A cross-cultural view of peacemaking in the school yard. Aureli F, de Waal, editors. Natural Conflict Resolution. Berkley, California: University of California Press. Urban begging and ethnic nepotism in Russia.
Human Nature, 11 2 , 157-182. LaFreniere, P. Cross-cultural analysis of social competence and behavior problems in preschoolers. Early Education and Development, 13 2 , 201-220. Rohde, P. Perceived parental favoritism, closeness to kin, and the rebel of the family: The effects of birth order and sex. Evolution and Human Behavior, 24 4 , 261-276. The hormonal basis of reconciliation in humans. Journal of physiological anthropology and applied human science, 24 4 , 333-337.
Reconciliation, dominance and cortisol levels in children and adolescents 7—15-year-old boys. Behaviour, 145 11 , 1557-1576. Бутовская, Д. Дронова, Э. Миханджо Современные тенденции в выборе брачных партнеров у студентов-африканцев и отношение к традиционным установкам на продолжение рода и многодетность Межрасовые и межэтнические отношения в современной Танзании труды российской комплексной экспедиции в Объединенной Республике Танзании 2005 г. Бутовская, А. Мабулла Хадза и Ираку в условиях межкультурного взаимодействия: особенности социального поведения детей и подростков, обучающихся в школе поселка Эндомага. Межрасовые и межэтнические отношения в современной Танзании труды российской комплексной экспедиции в Объединенной Республике Танзании 2005 г. Бутовская - М.
Вишневская В. Материалы IV Летней школы «Поведение человека в прошлом и настоящем». Бутовська М. Российская этнология - Росiйська етнологiя. Мартиросян, В. Буркова, А. Куликов, О. Лазебный, Н. Сельверова, Е.
Учебно-научный центр социальной антропологии
- НОЦ «Большой Алтай» поздравляет Институт этнологии и антропологии РАН с юбилеем
- Врио директора института РАН назначили Алексея Загребина
- НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ : Интервью с директором Института этнологии и антропологии РАН Валерием Тишковым
- Конференция молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии»
- Читать также
- Содержание
⭕ Минобрнауки уволило директора Института этнологии и антропологии РАН Дмитрия Функа.
Конгресс антропологов и этнологов России пройдет в Петербурге 24. Научный руководитель Института этнологии и антропологии РАН, член Президиума РАН академик Валерий Александрович Тишков рассказал о темах предстоящего Конгресса: российской идентичности и патриотизме, идентичности этнических сообществ, антропологии человеческих культур на разных стадиях развития нашего вида. Даже по программе конгресса видно, что мы рассматриваем не только проблемы этничности и этнографии. В этом году желающих принять участие в Конгрессе было так много, около девятисот человек, что нам пришлось изменить место проведения пленарного заседания — со Смольного на Таврический дворец», — отметил В. Конгресс антропологов и этнологов проходит очно раз в два года с 1991 г.
Член программного комитета конгресса, директор НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета Веналий Амелин в качестве модератора руководил работой секции «Национальные меньшинства на постсоветском пространстве: этничность, положение и права, самоорганизация», где и сам выступил по теме «Новые этнические группы в приграничье России постсоветский период ». Он также представил доклад «Население приграничного региона по итогам последней переписи » на секции «Закон и цифра для национальности». Завершилась рабочая программа конгресса съездом Ассоциации антропологов и этнологов России, где были подведены итоги научного форума и прошли перевыборы ее президента — академика Валерия Тишкова. А эстафетную палочку по организации и проведению следующего конгресса получила Пермь, где ведущие ученые снова соберутся в 2025 году.
Прочное место в тематике работ отдела заняли специализированные исследования в области прикладной этнологии в частности, в сфере оценки воздействия управленческих решений на население Севера и Сибири , юридической антропологии, исследования шаманских и эпических традиций, изучения социального контекста проблем языков, находящихся под угрозой исчезновения. В настоящее время сотрудники и аспиранты отдела участвуют в выполнении таких научных проектов как «Принципы и методы оценки этносоциального воздействия современных управленческих решений на население Севера: мировой опыт и российская практика», 2006—2008, рук. География полевых исследований отдела охватывает почти весь Север и всю Сибирь: от Кольского полуострова на западе до Камчатки, Чукотки, Сахалина и Алеутских островов на востоке и от Гыданского полуострова и Таймыра на севере до Алтая, Тувы и Бурятии на юге.
Загребина и отметил, что сотрудничество Института с Туркменистаном имеет глубокие корни. Он является автором необычной краниологической классификации, которая берет за основу мозговую часть черепа и не рассматривает лицевой скелет. Исследуются лишь наиболее существенные морфологические признаки: продольный, поперечный и высотный диаметр черепа.
На идею создания такой типологии ученого натолкнули работы мэтра отечественной антропологии В. Согласно этой классификации все население земного шара можно подразделить на три панойкуменных краниотипа: тропиды, голарктиды, пацифиды. Названия присвоены по зонам их происхождения и первоначального расселения: тропики, Арктика, Тихий океан. Заметим, что классификация А. Пестрякова не совпадает с основным расовым разделением человечества, ведь в основу положены совсем другие принципы. Её выступление называлось «Искусство и безумие. Безумие в искусстве» и представляло собой интерактивное путешествие по разным эпохам и странам, знакомство с художниками и особенностями их психики и творчества. Разносторонняя расшифровка личности живописцев позволила слушателям более глубоко погрузиться в мир творчества выдающихся художников. Достижение журналом столь высокого научного уровня оказалось под силу авторам, редколлегии, всем причастным к его успешному функционированию. Редакция журнала предоставляет читателям последние научные достижения в области исследований, касающихся Кавказа.
В журнале публикуются статьи, основанные на археологических раскопках, анализе исторических документов, а также этнографических исследованиях, проведенных при активном участии ученых и специалистов в области кавказоведения. Случаи идентификации». С докладами об участии в патриотическом проекте выступили сотрудники Центра и участники Поискового движения. Так, Е. Веселовская рассказала о случаях идентификации бойцов на базе антропологической реконструкции. Останки на экспертизу в лабораторию передавали поисковые отряды, руководители которых принимали участие в семинаре. Морзунов поисковый отряд «Находка» , одним из ключевых проектов которого является «Поисковики — школам», рассказал, почему подрастающему поколению необходимо сохранять память о той Великой войне. Все выступления и доклады были встречены с интересом и вниманием. Одинаково ли выбирают люди партнера по всему миру? Как формируются пары у масаев и жителей Египта, какого цвета кожи невесты «в цене» у жителей Африки?
Стоит ли стремиться к габаритам модели, если ты — житель лесов Амазонки?
Институт востоковедения Российской Академии Наук
ТАСС/. Доктор исторических наук, профессор РАН Алексей Загребин назначен исполняющим обязанности директора Института этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. Институт этнологии и антропологии Российской академии наук 119991 Москва, Ленинский проспект, 32-А Участок множительной техники. Бывший руководитель Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения РАН, экс-депутат Госдумы РФ от Удмуртии Алексей Загребин стал и.о. директора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН. Пoэтoму сегoдня Институт этнoлoгии и антрoпoлoгии РАН является oдним из ключевых, пo-настoящему стратегических центрoв сoциальнo-гуманитарнoгo знания. Деятельность Института японского языка Японского Фонда г. Урава в популяризации обучения японскому языку. С 20 по 24 ноября на базе Института этнологии и антропологии РАН проходила ежегодная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии», в которой приняли участие два аспиранта Московской духовной академии. В 1990 г. произошло переименование в Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР (с 1992 г. Российской академии наук).
Летом в Петербурге состоится Конгресс антропологов и этнологов России
С 20 по 24 ноября на базе Института этнологии и антропологии РАН проходила ежегодная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные вопросы этнологии и антропологии», в которой приняли участие два аспиранта Московской духовной академии. Научная библиотека ЮНЦ РАН. НМС казачества, этнографии и культуры Приазовья. Институт этнологии и антропологии Российской академии наук 119991 Москва, Ленинский проспект, 32-А Участок множительной техники. Исполняющим обязанности главы Института этнoлoгии и антрoпoлoгии Рoссийскoй академии наук назначен прoфессoр РАН Алексей Загребин. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Функ Дмитрий Анатольевич, д.и.н., проф., директор Института этнологии и антропологии РАН, в своем приветственном слове отметил большой вклад Н.Н. Миклухо-Маклая в историю отечественной науки. Коллектив Института этнологии и антропологии РАН выражает глубочайшие соболезнования родным и близким погибших, всем пострадавшим в трагедии в «Крокус сити холле». Институт этнологии и антропологии РАН24.03.2024.
Конгресс антропологов и этнологов России пройдет в Петербурге
Для них проблема поиска новых форм трансляции традиционных норм в современной динамичной действительности стоит в одном ряду с проблемой самосохранения группы как целостности. Следовательно, отсутствие такой возможности грозит для них размыванием идентичности и утратой самости. В этой связи чрезвычайно актуальными представляются вопросы, каковы механизмы такого самосохранения, в каких частных формах практиках они находят свое выражение и, наконец, способны ли они обеспечить сегодня стабильное существование подобных этноконфессио-нальных образований? Следует оговориться, что под механизмами самосохранения в настоящей работе понимается совокупность уникальных состояний и процессов, взаимообусловленных и находящихся в определенном соподчинении, направленных на поддержание групповой целостности и равновесия между социальной системой и средой. Рассматриваемые в настоящей диссертационной работе аспекты особенностей самосохранения замкнутых религиозных сообществ как объект исследования представляют большой научный интерес уже в силу их новизны и малой изученности. Так, в общественном мнении и среди большей части ученых старообрядчество определяется только в качестве русского религиозного течения. Однако будучи одной из форм христианства оно не было исключительно русским явлением и имело достаточно широкое распространение у целого ряда финно-угорских и некоторых тюркских народов. На территории Урало-Поволжья более всего нерусских старообрядцев было среди мордвы и коми-пермяков, незначительное количество среди удмуртов и чувашей.
Об этом свидетельствуют различные письменные источники, в частности, опубликованные материалы Всероссийской переписи 1897 г. Подобные группы, обладающие культурной спецификой, существуют до сих пор и нуждаются во всестороннем исследовании. Проникновение старообрядчества в разные этнокультурные среды, несомненно, оказывало влияние на существование самой среды, преобразовывало ее и вносило новые элементы. В то же время оно модифицировалось само, выливаясь в другие формы в процессе адаптации к реальному окружению. Культурная специфика групп, принявших старообрядчество, во многом способствовала выделению новых подразделений внутри этносов в случае с этнографическими группами коми-пермяков - язьвинцами и зюздинцами. На сегодняшний день проблема самосохранения для таких групп, находящихся под угрозой русской ассимиляции, не может рассматриваться вне связи с вопросом об их конфессиональной принадлежности. Таким образом, рассмотрение старообрядчества как феномена, нацеленного на воспроизводство традиции именно в различных этнокультурных средах, позволяет решать сложные теоретические проблемы, связанные с взаимодействием, взаимопроникновением и сосуществованием этнических культур и выявить общие закономерности самосохранения традиционных обществ в условиях модернизирующейся действительности.
Цель исследования: выявление механизмов самосохранения русских и финно-угорских старообрядческих общин Урало-Поволжья, способов трансляции в них традиционных ценностей и практик в условиях современного динамичного контекста. Для повышения степени репрезентативности исследования изучались старообрядческие группы среди русских, мордвы, коми-пермяков язьвинцев и зюздинцев , прошедшие не одинаковый путь исторического развития и обладающие выраженной спецификой в рамках своих этнокультурных традиций. Хронологические рамки исследования в исторической части работы распространяются вглубь до конца XVII столетия, то есть времени появления старообрядчества в Волго-Уральском регионе, однако в целом охватывают период с середины XIX в. Территориальные рамки исследования включают две обширные географические зоны. Первая очерчивается естественными границами Южного Урала, включающими в себя территории современных Республики Башкортостан, Оренбургской и части Челябинской областей бывшие Оренбургская и Уфимская губернии. До недавнего времени этот регион был мало известен в старообрядческой историографии и включался лишь в единичные работы по истории и культуре всего российского старообрядчества. Кроме того, Южный Урал, где в тесном контакте издавна сосуществуют народы восточнославянского, тюркского и финно-угорского происхождения, интересен для выявления исторического опыта адаптации старообрядцев в инокультурном и иноконфессиональном окружении.
Более десяти лет мною собирался полевой и архивный материал о южноуральских старообрядцах - русских в основной массе и мордве. Усложнение научно-исследовательских задач и необходимость привлечения дополнительных материалов по нерусскому старообрядчеству повлекло за собой и расширение географических рамок исследования. Компактные группы старообрядцев коми-пермяков расселены на территории Среднего Урала и Приуралья - на севере Пермского края Красновишерский и Соликамский р-ны и востоке Кировской областей Афанасьевский р-н. Кроме того, привлекался материал по старообрядцам-чувашам, расселенным на территориях Республики Чувашия Шемуршинский р-н и Ульяновской области Вешкайем-ский р-н. Эти территории не были изолированы друг от друга и соединялись через сеть скитских центров как местного, так и всероссийского значения. Теоретические подходы н методология исследования. Характерной особенностью развития отечественной этнологической науки на нынешнем, постсоветском этапе стал критический пересмотр ее теоретико-методологических основ, прежде всего теории этноса и природы этничности.
Многочисленные дискуссии по этому поводу нашли отражение на страницах профессиональных изданий и авторских монографий1. Большая открытость в выражении российскими учеными собственных взглядов, и доступность неизвестных ранее зарубежных теоретических разработок привели, с одной стороны, к отсутствию общепринятой системы терминов и категорий и, связанным с этим, исследовательским сложностям, с другой - к признанию неоднозначности природы этнического феномена и невозможности рассмотрения ее в рамках только одной методологической модели. По замечанию Д. Функа, «каждый исследователь, выросший в буквальном смысле «в окружении» устоявшихся методов и методологий, и пытающийся найти свой путь, поневоле оказывается вне привычных научных парадигм, во всяком случае, вне какой-либо одной из них»2. На сегодняшний день большинством исследователей признается необходимость разумной интеграции различных научных теорий и концепций и актуальность комплексных междисциплинарных методов. В этой связи, определив оптимальность для решения поставленной в моем исследовании проблемы адаптационного подхода, хочу оговориться, что он не имеет жестких непроницаемых рамок и допускает в зависимости от контекста привлечение других, в частности, символических и феноменологических трактовок понятий и явлений3. Философия этноса.
Очерки теории и политики этничности в России. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. Миры шаманов и сказителей: комплексное исследование телеутских и шорских материалов. Избранные статьи. Таллин, 1992. Том 1.
Статьи по семиотике и типологии культуры; Бергер П. Социальное конструирование реальности. Гуревич А. Категории средневековой культуры. Проблемы средневековой народной культуры. Новые перспективы в познании и изучении традиционной народной культуры теория и практика этнографических исследований. Киев, 1993.
Характеризуя теоретические разработки, использованные в настоящей диссертации, остановимся на некоторых основных положениях адаптационного подхода и возможностях его приложения к исследованиям старообрядчества. Главным для него является понимание культуры как динамичного адаптивного механизма, или способности приводить себя в соответствие с изменяющейся средой. Такое понимание, во-первых, послужило толчком для развития с 1970-х годов в отечественной и зарубежной этнологии новых направлений, в частности, этноэкологии, и введения в область научных исследований понятия «система жизнеобеспечения»1, во-вторых, стимулировало рассмотрение в рамках многих гуманитарных дисциплин проблем социокультурной и психологической адаптации различных этнических групп в условиях общественных трансформаций. Определялись оптимальные пути этого процесса, давались различные характеристики, проводились конкретно-социологические и этнопсихологические исследования2. Перечислить все имеющиеся на сегодняшний день научные работы, выполненные в таком ключе, уже не представляется возможным. Наиболее полный и подробный историографический обзор проблемы адаптации представлен в монографии Л. Для моего исследования наиболее важным является разработанное в рамках адаптационного подхода понимание традиции.
В отличие от ценностного восприятия традиции, часто используемого в социологии, как оппозиции модернизации и прогресса, в рассматриваемом подходе традиция определяется как способ воспроизводства культуры или «универсальный механизм, который благодаря селекции жизненного опыта, его аккумуляции и пространственно 1 Козлов В. Этническая экология: Теория и практика. Культура жизнеобеспечения и этнос: Опыт этнокультурного исследования на примере армянской сельской культуры. Ереван, 1983 и т. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. Социально-психологическая адаптация переселенцев в России. Социология адаптации: Вопросы теории, методологии и методики.
Новосибирск, 2005. Понимаемая таким образом традиция оказывается тесно связанной с механизмами самосохранения и проблемами социально-культурной адаптации. В отечественной гуманитарной науке впервые такой взгляд на традицию был сформулирован Э. Маркаряном и в целом разделялся л большинством ученых. В современной зарубежной науке на близких позициях находится С. Эйзенштадт, выделивший в традиции консервативную и креативную составляющие4, и использовавший для объяснения противоречивости традиции теорию Э. Шилза о «центральной зоне» культуры, обладающей смыслополагающей и упорядочивающей функциями»5.
В работе использовались также обозначенные Р. Крамми теоретические подходы к исследованию старообрядчества в контексте современных дискуссий о «народной религии» и рассмотрение старообрядчества как «текстовой общности», состоящей из множества взаимосвязанных субкультур, имеющих сложные синхронные и диахрон-ные связи6. Большое влияние на настоящее исследование оказали также труды известного исследователя Волго-Уральского региона и автора 1 Маркарян Э. Узловые проблемы теории культурной традиции И СЭ. Маркаряна II СЭ. Культуры, традиции и их развитие и взаимодействие. Tradition, Change and Modernity.
New York, 1973. Историческая этнология. При определении специфики различных старообрядческих субконфессий исл, пользовались публикации П. Методология исследования строилась на совокупности общенаучных методов. Использовался сравнительно-исторический метод с применением системного и кросс-культурного анализа при интерпретации материала. Мой подход также можно обозначить как типологический, так как я пыталась найти черты сходства и различия между подобными этноконфессиональными группами. И, наконец, применялся описательный метод, позволяющий полнее передать конкретику этнографического материала и реальный контекст.
Сбор полевого материала осуществлялся на основе качественного подхода: включенное наблюдение и полуструктурированное интервью с путеводителем, в котором обозначались проблемно-тематические блоки беседы с участниками исследования3. Указанные блоки соответствовали выделенным задачам исследования. Проведение опроса включало два этапа: 1 интервью с основными «ключевыми» информантами и 2 последующее дополнение полученных результатов по отдельным вопросам у вторичных информантов. При составлении вопросника частично использовались программы М. Громыко, C. Кузнецова, A. Буганова «Православие в русской народной культуре», а также Т.
Листовой по родинной обрядности и И. Кремлевой по похоронной обрядности 4, дополненные и адаптированные к старообрядческому материалу. Современная география религий. Религии современного мира. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности.
Программа сбора материла по Другим способом сбора информации были фото- и видеосъемка, позволяющие во всей полноте фиксировать динамические процессы, вещные атрибуты культуры предметы культа и бытового обихода, одежду, интерьер жилых и богослужебных помещений. При проведении видеосъемок использовался разработанный Е. Александровым метод «созвучной камеры», который строится на доверительных отношениях между исследователем и носителями культуры, что позволяет им сохранять естественность поведения. Метод предполагает непрерывную съемку планов относительно большой протяженности, использование синхронного звука, сдержанный монтаж1. Начальным этапом осмысления любой научной проблемы служит обращение к уже существующему историографическому наследию. Оценки старообрядчества, этого широкого религиозного, социального, культурного явления, никогда не были однозначными. В нем видели «причину бед и панацею от них; единственного хранителя православия и силу, его разрушающую; русейших из русских, спасителей национальных традиций культуры или их разрушителей; черносотенную опору империи или постоянных носителей русского народного бунта».
За трехвековую историю раскола литература о нем выросла до огромной массы. В этой связи в настоящий историографический обзор я включила только ту ее часть, которая непосредственно использовалась или оказала определенное влияние на диссертацию, распределив ее по тематическим разделам. Александров Е. Сборник статей по визуальной антропологии, посвященный II фестивалю антропологических фильмов. Живые традиции: результаты и перспективы комплексных исследований русского старообрядчества. Во второй -работы, посвященные нерусскому старообрядчеству. И, наконец, опубликованные исследования, в которых в той или иной степени поднимаются проблемы социально-культурной адаптации старообрядческих групп и механизмов их самосохранения.
Первые работы о старообрядчестве были написаны представителями официальной православной церкви и русской исторической науки и преследовали исключительно обличительные и миссионерские цели. Их относят к синодальному направлению старообрядческой историографии, характерной чертой которого было вычленение раскола из общего исторического контекста и объяснение его причин лишь внутрицерковными проблемами. Наиболее известный труд такого плана принадлежит митрополиту Макарию Булгакову 1. В этом ряду можно перечислить работы А. Журавлева, Е. Голубинского и многих других авторов2. Теория о неправильности старых русских обрядов впервые была объективно пересмотрена Н.
В этой связи интересно сравнить синодальные работы с полемическими сочинениями самих старообрядцев, в которых даются собственные интерпретации приведших к расколу исторических событий. Прежде всего, это «История Выговской пустыни» И. Филиппова4, « Краткая история древлеправославной старообрядческой Церкви» Ф. Мельникова5 и др. В трудах старообрядческих писателей И. Кириллова, В. Сенатова, В.
Рябушинского нашли определение философско-религиозные основы русского староверия, тра 1 Булгаков Макарий. История русского раскола, известного под именем старообрядчества. История русской церкви. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах, собранные из потаенных старообрядческих преданий, записок и писем, церкви Сошествия Святого Духа, что на Большой Охте. В 4-х частях. Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович. В 2-х т.
История Выговской старообрядческой пустыни. Краткая история древлеправославной старообрядческой Церкви. Барнаул, 1999. С середины XIX в. Начало было положено А. Щаповым, который стал рассматривать старообрядчество исключительно как движение социального протеста. В таком ключе были написаны и работы С.
Мельгунова, А. Пругавина и др. Впоследствии подобные попытки не раз возобновлялись, сначала в первые революционные годы, затем - в советский период4. В XIX в. Костомаров видел в нем «явление умственного прогресса», а П. Милюков пытался выявить общие корни с другими религиозными течениями и христианским сектантством5. В советский период, в соответствии с существовавшими идеологическими установками, старообрядчество рассматривалось либо с атеистических позиций, либо как форма антифеодального протеста6.
Серьезные глубокие исследования появились в это время в среде рус 1 Кириллов И. Третий Рим очерк исторического развития идеи русского мессионизма. Старообрядчество и русское религиозное чувство. Философия истории старообрядчества. Философские аспекты староверия. Опыт исторического исследования о причинах происхождения и распространения русского раскола. Казань, 1859.
Старообрядцы и свобода совести исторический очерк. Из истории религиозно-общественных движений в России XIX в. Религиозные гонения. Религиозные отщепенцы очерки современного сектантства. Материалы к истории и изучению русского сектантства и раскола. Раскол и сектантство в России доклад В. Религиозный раскол как форма антифеодального протеста в истории России.
В 2-х ч. Калинин, 1971. Очерки по истории русской культуры. Старообрядчество в прошлом и настоящем. Современное старообрядчество. Зеньковский, A.
Современные подходы в биологической антропологии. Теоретические и практические аспекты Антропология женской домашней повседневности XIX — начала XXI века Этнографические и антропологические фотодокументы и изобразительные материалы в контексте освоения культурного пространства. К столетию профессора Геннадия Евгеньевича Маркова Игровое пространство культуры Оленеводство: между природой и культурой, между прошлым и будущим Мигранты и принимающие общества: стратегии и практики взаимодействия и интеграции Этнопедагогика как фактор сохранения этнокультурного наследия народов страны и средство формирования гражданского сознания и национального самосознания Материальная культура жителей Америк от архаики до цифровой современности: артефакты, технологии, реконструкции Антропология холодного мира: пространственный миф, тексты культуры и ландшафты воображения Севера от архаики к современному ментальному проектированию Институт взаимопомощи: история и современность Киберислам: трансформация традиции в условиях цифровизации религии Здоровьесбережение и здравоохранение в фокусе медицинской антропологии Антропология в условиях неопределенности. Размышления о динамике и статике научного творчества Новые технологии и качество жизни людей с ограниченными возможностями здоровья: этнические, религиозные и социальные аспекты Воркшоп: Применение географических информационных систем ГИС в современных этнографических исследованиях на базе открытого ПО QGIS Организаторы: Ассоциация антропологов и этнологов России, Музей антропологии и этнографии им.
Эту информацию предоставила пресс-служба Министерства науки и образования России. Алексей Загребин — известный историк, этнолог, доктор исторических наук и профессор РАН, был назначен после согласования его кандидатуры с Российской академией наук. В Удмуртии Алексей Загребин известен своими исследованиями в области этнографии финно-угорских народов.
Так, в 1955 г. Кузеев, под руководством которого начались целенаправленные этнографические исследования в регионе. Обучение в аспирантуре и докторантуре, и защиты диссертаций в Институте этнологии и антропологии прошли многие известные этнологи Башкортостана. Торжественное заседание, посвященное юбилею, прошло 11 апреля 2023 г.
Магомедов, который огласил приветствие Президента РФ В. Путина, заместитель Министра науки и высшего образования РФ Д.