Новости функциональная грамотность на уроках географии

Слайд 1Тема: «Развитие функциональной грамотности на уроках географии» учитель географии ГБОУ СОШ №3 Горбунова Екатерина. Что уже делается учителями географии и что еще можно сделать для повышения функциональной грамотности на этих уроках? Основными содержательными составляющими функциональной грамотности являются. Формирование функциональной грамотности в процессе изучения конкретных школьных дисциплин – задача сравнительно новая и вызывающая множество вопросов у учителей. Функциональная грамотность. Составляющие функциональной грамотности.

Функциональная грамотность на уроке географии

На семинаре выступили: Эртель Анна Борисовна — почетный работник общего образования РФ, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социально-экономической географии и природопользования Института наук о Земле Южного федерального университета, автор пособий издательства «Легион» по географии. Тема выступления: «Работа с картографическими источниками информации на уроках географии» Болотникова Наталия Викторовна — доцент кафедры, председатель региональной предметной комиссии ЕГЭ по географии, автор учебно-методических пособий, которая познакомила волгоградских учителей географии с методическим инструментарием конструирования заданий по функциональной грамотности; поделилась с методикой решения практико-ориентированных заданий, направленных на формирование функциональной грамотности обучающихся.

Более целесообразно организовать с ним работу в классе, сочетая фронтальную и групповую формы. Можно, например, разделить класс на три группы, каждая из которых анализирует один из маршрутов, финальный же этап — выбор оптимального маршрута — обсуждается всем классом с учётом результатов работы каждой группы и произведённых ею расчётов. Задание также может хорошо вписаться в работу географического кружка в 5—6 классах. Пример 2. Задание «Дорога к морю» Ещё одна дорога а как же без этого, если речь идёт о географии , на этот раз в Симферополь. Именно туда отправляется на отдых семья Оли. Для этого нужно приобрести подходящие билеты и рассчитать бюджет поездки. Математическая грамотность здесь формируется как через прикладное умение пользоваться расписанием поездов для расчёта продолжительности поездки и времени прибытия, так и напрямую, через расчёт стоимости билетов для всей семьи.

Кроме того, на последнем шаге предлагается сравнить стоимость поездки на поезде и самолёте и определить более экономичный маршрут. Это задание можно использовать при изучении темы «Транспорт» в 9 классе. Разумеется, стоит добавить в задание географической атрибутики, например, предложить учащимся найти на карте маршрут поездки, обсудить сравнительные преимущества разных видов транспорта и т.

Цель похода была пройти не менее 2 км и составить подробное описание местности, а также провести практическую работу по теме «Фенологические наблюдения в природе». Чтобы ребятам не было тяжело, воду и еду они не брали из дома. Продукты они решили купить по пути, а воду взять на месте стоянки. Задание: Проложите маршрут на плане местности так, чтобы учесть все описанные особенности и требования данного похода. Проложите маршрут так, чтобы обратно домой группа вернулась по другому пути. Рассчитайте, какое расстояние пройдут участники похода, если известно, что масштаб плана 1:10000. Отметьте на плане место, где группа может устроить лагерь.

Обоснуйте свой выбор места, указав не менее трёх аргументов в его пользу.

Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. Государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития. При изучении данной темы усилены акценты на изучении явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки. Это позволяет развивать предметные результаты - формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире. Таким образом, программа становится более современной, актуальной и как следствие более интересной для учащихся.

С целью реализации краеведческого подхода в обучении в 8-9 классах рекомендуется введение учебного курса модуля «География родного края». Примерная образовательная программа учебного курса «География родного края» предметной области «Общественные науки» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию протокол от 28 сентября 2021 г. Отбор часовой нагрузки, форм организации обучения осуществляется с учётом содержания и практической значимости курса, а также возможностей образовательной организации. Возможно следующее распределение нагрузки при изучении курса: по 1 часу в неделю в 8 и 9 классах; 1 час в неделю в 8 или 9 классе. При этом изучение курса «География родного края» можно организовать как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности или системы дополнительного образования: урок в рамках основной сетки расписания; внеурочное занятие в рамках проведения факультатива, кружка и т. Это вполне вписывается в тренд на практическую ориентацию образования, которая в обновленных стандартах ставится во главу угла.

Поэтому в преподавании географии появляется содержание, связанное с финансовой грамотностью. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. Отсутствующие темы можно брать из учебников других авторов если они есть в школе , использовать конспекты занятий, электронные ресурсы, учебники в формате pdf, делать распечатки электронных версий рабочих тетрадей, можно организовать проектно- исследовательскую деятельность по изучению нового материала по разным источникам. Поэтому учитель может вести обучение по учебникам: Климанова О. Учебник" под редакцией Климановой О. Летягин А.

Начальный курс. Предметная линия «Роза ветров». Алексеев А. Предметная линия «Полярная звезда». Максимов Н. Предметная линия «Классическая география».

Следует отметить, что содержание всех представленных учебников соответствует содержанию примерной рабочей программы по географии. Однако, последовательность изложения тем в предметных линиях «Роза ветров» и «Классическая география» более точно соответствует последовательности изложения тем в примерной рабочей программе.

Похожие презентации

  • The subscription plan has expired
  • Продолжаем формировать функциональную грамотность на уроках географии
  • Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию
  • ⭐ Возможно вас заинтересует
  • Функциональная грамотность на уроках географии
  • Облако знаний. Формирование математической и финансовой грамотности на уроках географии

Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию

Материал из раздела статьи от 06.02.2020 – Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта. Одним из базовых навыков функциональной грамотности является читательская грамотность, формируемая на различных уроках, в том числе и на географии. Задания для развития функциональной грамотности на уроках географии. Предлагаем вашему вниманию подборку заданий, направленных на формирование функциональной грамотности, по отдельным темам географии. Мероприятие из раздела Вебинары 01.04.2024 – Включение заданий по функциональной грамотности в уроки географии доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта. Презентация на тему Формирование функциональной грамотности на уроках географии.

Функциональная грамотность на уроке географии

Что такое функциональная грамотность, какие приёмы и методы использовать на уроках географии для её формирования. Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Функциональная грамотность в предмете география. То есть, функциональная грамотность на ступени общего образования рассматривается как метапредметный образовательный результат и является ключевой основой формирования УУД. Закончилась работа семинара тезисом для размышления, что любой современный урок географии должен формировать и развивать функциональную грамотность обучающихся.

Функциональная грамотность на уроках географии в 8-м классе

Куека а. Кунчукохабль Теучежский район Куек Мулиат Хамзетовна Способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия. Функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде». Функциональная грамотность - рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по технологии развития функциональной грамотности у участников по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал. Вызвать устойчивый интерес к рассматриваемой теме. Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, то есть требует творческой активности.

Конечно, можно адаптировать тексты заданий ПИЗА.

В нормативных образовательных документах государственного и стратегического значения формирование функциональной грамотности позиционируется как одна из главных и ведущих задач компетентностно-ориентированного обучения. Обновленное содержание образования Республики Казахстан согласно Государственному общеобязательному стандарту образования требует обновление методического аппарата учебно-методического комплекса по географии, где ведущим методическим принципом становится формирование практических навыков использования географической информации, требующей реализации деятельностного подхода.

Литература: Беловолова Е. К вопросу об усилении практической направленности школьной географии. Болотникова Н.

Гакаев Р. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Кемельбекова Г.

Краснодар, февраль 2016 г.

В заключительной теме «Человеческий капитал России» изучается: Качество населения и показатели, характеризующие его. ИЧР и его географические различия. Включение краеведения в разделы темы «Природа России» является логичным, поскольку теоретический материал будет детализирован на примере конкретной территории, что способствует деятельностному обучению, формированию компетенции выявлять причинно-следственные связи. Материал темы «Человеческий капитал России» рассматривается как главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, что особенно актуально для развития нашей страны в настоящий период, позволяет применять понятия «средняя прогнозируемая продолжительность жизни», «трудовые ресурсы», «трудоспособный возраст», «рабочая сила», «безработица», «рынок труда», «качество населения» для решения учебных и или практико- ориентированных задач. В теме «Обобщение знаний» раздела «Хозяйство России» изучаются: Новые формы территориальной организации хозяйства и их роль в изменении территориальной структуры хозяйства России. Особые экономические зоны ОЭЗ. Территории опережающего развития ТОР.

Факторы, ограничивающие развитие хозяйства. Развитие хозяйства и состояние окружающей среды. Государственные меры по переходу России к модели устойчивого развития. При изучении данной темы усилены акценты на изучении явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки. Это позволяет развивать предметные результаты - формулировать оценочные суждения о воздействии человеческой деятельности на окружающую среду своей местности, региона, страны в целом, о динамике, уровне и структуре социально-экономического развития России, месте и роли России в мире. Таким образом, программа становится более современной, актуальной и как следствие более интересной для учащихся. С целью реализации краеведческого подхода в обучении в 8-9 классах рекомендуется введение учебного курса модуля «География родного края». Примерная образовательная программа учебного курса «География родного края» предметной области «Общественные науки» для образовательных организаций, реализующих образовательные программы основного общего образования одобрена решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию протокол от 28 сентября 2021 г.

Отбор часовой нагрузки, форм организации обучения осуществляется с учётом содержания и практической значимости курса, а также возможностей образовательной организации. Возможно следующее распределение нагрузки при изучении курса: по 1 часу в неделю в 8 и 9 классах; 1 час в неделю в 8 или 9 классе. При этом изучение курса «География родного края» можно организовать как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности или системы дополнительного образования: урок в рамках основной сетки расписания; внеурочное занятие в рамках проведения факультатива, кружка и т. Это вполне вписывается в тренд на практическую ориентацию образования, которая в обновленных стандартах ставится во главу угла. Поэтому в преподавании географии появляется содержание, связанное с финансовой грамотностью. Особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. Отсутствующие темы можно брать из учебников других авторов если они есть в школе , использовать конспекты занятий, электронные ресурсы, учебники в формате pdf, делать распечатки электронных версий рабочих тетрадей, можно организовать проектно- исследовательскую деятельность по изучению нового материала по разным источникам. Поэтому учитель может вести обучение по учебникам: Климанова О.

Учебник" под редакцией Климановой О. Летягин А.

Воспроизведение простых знаний терминов, фактов, правил , умениеприводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основныхестественнонаучных понятий.

Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельныхявлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука,определение элементов научного исследования. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенныхисследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценкаразличных точек зрения. На формирование знания учебного материала использую следующиезадания:1.

Определите, истинно или ложно данное утверждение схема и т. Найдите в тексте ключевые слова слова — ориентиры 3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них4.

Найдите в тексте возможные ошибки5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярнойлитературе, энциклопедии. Определите, истинно или ложно данное утверждение:1.

Коренные жители Ю. Америки — индейцы. Америке находилось могущественное государство инков с развитымхозяйством и культурой.

Большинство населения Ю. Америки говорит на английском языке. На территории Ю.

Америки много стран, как и в Африке. Потомки от браков европейцев и индейцев — мулаты. На формирование понимания изучаемого материала целесообразно даватьследующие задания:1.

Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению, правилу. Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого — либозадания.

Вы точно человек?

Материал из раздела статьи от 06.02.2020 – Оценка функциональной грамотности школьников – ключ к качественному географическому образованию доступен для бесплатного просмотра и скачивания с сайта. Формирование функциональной грамотности на уроках. географии. Учителя географии школ города выражают признательность коллеге – учителю географии гимназии № 3 Царевой Елене Павловне – за интересный урок.

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

В чём суть таких заданий? В их основе лежит некоторая ситуация, контекст которой имеет географическое содержание. Это позволяет на первом шаге «привязать» задание к конкретной теме школьного курса географии, однако само задание преследует не столько предметные, сколько метапредметные цели. Выполняя его, учащийся незаметно для себя выходит за рамки предметного содержания и получает опыт решения определённых практических задач, с которыми он может встретиться в повседневной жизни или профессиональной деятельности. Покажем это на примерах. Пример 1. Задание «Дорога к бабушке» Суть задачи состоит в выборе оптимального маршрута при заданных условиях. Есть три способа попасть к бабушке на день рождения: маршрутный автобус, паром и катер. Необходимо сравнить затраты времени и денежных средств при использовании каждого из них и выбрать тот, который позволит приехать вовремя, сэкономив при этом денежные средства.

Необходимые условия для решения задачи школьники должны почерпнуть из прилагающихся картосхем и сопровождающей их информации. Таким образом, в качестве предметных результатов решения задачи выступает тренировка навыков работы с картографическим изображением, а в качестве метапредметных — развитие математической и финансовой грамотности.

Формирование функциональной грамотности детей и подростков становится основой компетенций XXI века. Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет. Из чего состоит функциональная грамотность? Понятие объединяет читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую и компьютерную грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Для формирования функциональной грамотности задания должны быть на стыке разных наук и межпредметных занятиях, где одновременно изучают историю и литературу, географию и экономику и делают выводы на основе их взаимосвязей.

Остановимся на формировании естественнонаучной грамотности на уроках географии. Естественнонаучная грамотность — это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания.

Финансовая грамотность Функциональная грамотность. Именно здесь пока наблюдается больше всего проблем. Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке географии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче экзаменов и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти. Работа с географической картой. В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности - цель географического образования.

В саваннах Африки. Среди густой травянистой растительности возвышаютсябаобабы. В высокой траве пасутся стада антилоп, зебр, слонов окапи. Животные африканских саванн могут долго обходиться без воды. В поискахводоема они преодолевают большие расстояния. Около водопоя можновстретить удивительную антилопу гну, ростом всего 30 см. Огромная гориллапривела своих детёнышей к воде и грозно смотрит на слонов, зебр, страусов иносорогов. Длинноногая птица-секретарь расправляется со змеей. Лисичкафенёк осторожно крадется в тени зонтичной акации. Но вдруг налетелстрашный самум, несущий смерть всему живому». На развитие внимания предлагаю задания1. Продолжите предложенный текст. Задайте вопросы по данному тексту. Найдите ошибку в тексте, определении, схеме, таблице. Дан перечень некоторых объектов, понятий и т. На развитие мировоззрения можно использовать задания:1. Приведите примеры объектов, процессов реальной действительности,описываемых данным свойством, явлением и т. Составьте содержательную прикладную задачу на применение изученногоматериала. Каждую осень на улицах городов можно увидеть костры, в которыхгорит опавшая листва. Можно ли осенью сжигать опавшие листья? Подумайте, как человек может использовать в своей практическойдеятельности знания о влиянии света, воды и температуры на живыеорганизмы.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий