Между тем, соблюдение прав мусульман практически не исследуется в качестве самостоятельной проблемы.
Возникновение
- Ислам в современном мире
- Ислам в современном мире
- Ислам: Прошлое, Настоящее, Будущее
- Численность мусульман
- Реферат на тему: Ислам
- История ислама
Краткая история возникновения Ислама — мусульманской религии
Важным элементом суфийской практики является зикр , во время которого осуществляется многократное повторение молитвенных формул. Зикры бывают тихими хафи и громкими джахр , в том числе с использованием музыки и барабанов [2]. Богословие Основная статья: Исламское богословие В тесной связи с исламским правом развивались такие религиозные дисциплины, как коранистика особенно экзегетика и хадисоведение. Из потребности в более глубоком осмыслении богооткровенных данных родилась спекулятивная теология — калам. Главными проблемами калама стал вопрос о соотношении Божественных атрибутов и божественной сущности, а также о предопределении и свободе воли. В результате ассимиляции античной философии, особенно аристотелизма , возник арабоязычный перипатетизм , крупнейшими представителями которого были аль-Фараби , Ибн Сина Авиценна и Ибн Рушд Аверроэс [6]. Правовые вопросы Абу Дауда к Ахмаду ибн Ханбалю 879 год. Одна из старейших мусульманских рукописей Фикх Основная статья: Фикх До первой половины VIII века система общественных, в том числе юридических, норм мусульманского государства состояла преимущественно из норм, имевших доисламское происхождение и продолжавших действовать. Правовая система халифата первоначально восприняла те или иные элементы римско-византийского , сасанидского , талмудического , восточно-христианского права, отдельные местные обычаи завоёванных арабами территорий, многие из которых были позднее исламизированы и включены в фикх [24]. В VIII — первой половине IX века в фикхе-юриспруденции складывались свой язык и методология; основными источниками правовых решений стали Коран и сунна. Самостоятельным источником правовых решений было признано единогласное мнение мусульманской общины — иджма.
Был сделан вывод, что из Корана и сунны факихи должны извлечь ответы на любые практические вопросы, и постепенно сложились приёмы такого извлечения аль-истинбат. Они были положены в основу иджтихада. Были установлены условия формулирования новых норм по аналогии путём извлечения ratio legis иллях из уже известных решений, таким образом был признан ещё один источник правовых решений — кияс. Признание кияса знаменовало собой появление особого направления фикха — « усуль аль-фикх » [25]. Карта распространения основных правовых школ и течений Примерно в X веке фикх-юриспруденция окончательно сложился в качестве самостоятельной религиозной дисциплины. Учение каждого из мазхабов изложено в произведениях, большинство из которых написано в раннее и классическое средневековье основателями мазхаба, их ближайшими учениками и последователями [26]. С середины IX века в суннизме постепенно стала утверждаться идея о том, что только крупные правоведы прошлого имели право на иджтихад. В середине X веке был достигнут молчаливый консенсус, который делал невозможным появление новых мазхабов со своей системой способов формулирования правовых решений фатва. Необходимость следовать учению определённого мазхаба получило название таклид. С этого времени развитие фикха продолжалось в рамках признанных мазхабов [26].
Во второй половине XIX века в правовых системах наиболее развитых исламских стран фикх-право уступил ведущее место законодательству, скопированному преимущественно с западноевропейских образцов. В результате фикх сохранил свои позиции главным образом в регулировании отношений личного статуса [27]. Несмотря на то, что начиная со второй половины XIX века общей тенденцией было неуклонное падение роли фикха, в странах с преобладающей частью мусульманского населения до сих пор продолжают применяться в той или иной степени отдельные отрасли, институты и нормы фикха. В современных условиях фикх-юриспруденция сохранил своё значение формального источника права. В настоящее время конституции многих исламских стран признают главным источником законодательства основополагающие нормы фикха.
Закончил он этот перевод параллельно, даже на три года раньше Саблукова, но, узнав об академическом переводе Саблукова, не стал издавать свой. Этот перевод Богуславского был издан впервые только в 1995 году. Слава Богу, рукопись сохранилась. Вот этот перевод тоже очень добротный, который я бы рекомендовал тем, кто не знает арабского языка и хочет познакомиться с Кораном в переводе. Я назову еще три фамилии переводчиков Корана на русский язык непосредственно с арабского языка. Это тоже переводы, которые достойны того, чтобы с ними познакомиться. Есть масса других переводов. К ним я вам не советую обращаться, тем более неспециалисту лучше их не читать. Мухаммад, Сунна, культ и вероучение Итак, я начал с того, что первейшая ценность для мусульман — это Коран. Произошло это в начале VII века годы жизни Мухаммеда — 570-632 , и вот с 610 по 632 годы, согласно мусульманским представлениям, Коран постепенно ниспосылался Мухаммаду. Итак, Мухаммад, и вот здесь же, на этой ступеньке будет расположена еще одна важнейшая ценность мусульман — Сунна. Мухаммад не только был получателем откровения, но Мухаммад со своими сподвижниками сахаба разговаривал, высказывался по тому или иному поводу, и вот Сунна в форме хадисов, рассказов, собрала в себе собственно высказывания Мухаммада. Как сами мусульмане определяют, что такое Сунна, — это то, что говорил, то, что делал, и то, что молчаливо одобрял пророк Мухаммад. Сунна состоит из многочисленных хадисов, рассказов о высказывании Мухаммада по тому или иному поводу, о его действии по тому или иному поводу или о его одобрении того или иного действия. Вот Сунна, собственно говоря, — это второй источник мусульманского вероучения. Коран и Сунна — два источника мусульманского вероучения. Третья ступенька… Здесь хотелось бы сказать — вероучение. Нет, не вероучение! На третьей ступеньке будет у нас мусульманское право и мусульманский закон. Мусульманский закон — я думаю, всем знакомое слово «шариат». Первоначально, в первые века существования ислама, мусульманское право вырабатывает не только какие-то правовые начала, изложенные в Коране и в Сунне, но и культовые начала и вероучительные начала. То есть если представить себе, на чем стоит ислам, то он стоит на трех китах: на Коране, на Сунне и на мусульманском праве. Мусульманское право прежде всего выступает как средство кодификации и уточнения того, что было сказано в Коране и что было сказано в Сунне. Оно оформляет положения, установления, предписания этих двух источников. Следующая ступенька — это мусульманский культ, да, именно культ, который выражен прежде всего в пяти столпах ислама, именно так они именуются. Это шахада — исповедание веры, единственное, вероучительное, общее для всех мусульман, очень краткое: «Ашхаду ан ля иляха илля Ллах, ва Мухаммада-р-расулюллах» «Свидетельствую — [отсюда шахада, «ашхаду» — я свидетельствую] — свидетельствую, что нет божества, кроме Бога, и Мухаммад — посланник Бога». Вот это, собственно, важнейшее культовое и вероучительное положение ислама, первый столп ислама. Второй столп — это ежедневная пятикратная, пять раз в день, молитва. Третий столп — это очистительная милостыня. Четвертый столп — это пост в месяц Рамадан, девятый месяц лунного календаря. И пятый столп — это хадж, паломничество к Каабе, в Мекку. Я просто перечислил эти столпы. О них, конечно же, речь пойдет отдельно и подробно, но вот эти пять столпов ислама едины для всего мусульманского мира. Будь то хоть индонезийский мусульманин, будь то сомалийский мусульманин, или арабский мусульманин, или русский мусульманин — все они признают эти столпы ислама, и поэтому мы можем с уверенностью сказать, что культ — это то, что действительно обеспечивает единство мусульманского мира. И, наконец, только на следующей ступеньке будет уже само вероучение, вероучение, которое выражено прежде всего в шести столпах веры. Пять столпов ислама — культ, шесть столпов веры - вероучение. Опять же только кратко перечислю эти шесть столпов веры. Это вера в единого Бога, единобожие таухид , это вера в ангелов, это вера в пророков и посланников, это вера в книги, или Писания, — как мы знаем уже, не только Коран является божественной книгой, — и, наконец, это вера в судный день, в рай и ад, наказание и воздаяние. Вот эти пять столпов веры, которые зафиксированы уже в самом Коране. Шестой столп в Коране напрямую не сформулирован, но он формулируется уже Сунной. Шестой столп — это вера в предопределение, то, что все в мире происходит по воле и с соизволения Бога. Вот это краткий, так сказать, обзор основных ценностей, вероучительных ценностей ислама, о которых у нас с вами пойдет уже подробно речь в следующих лекциях. Литература Гольдциер И. Лекции об исламе. По сей день не устаревшее пособие. Петрушевский И.
Подробнее о шахаде… Намаз — ежедневная молитва у мусульман, очищающая и оберегающая от грехов. Подробнее… Пост в Священный месяц Рамадан. Подробнее о нем… Закят — обязательный налог с избытка имущества мусульманина, при условии что этот избыток пролежал год. Подробнее о Закяте… Хадж — большое паломничество в Мекку. Подробнее… Самый страшный грех в Исламе, который делает человека не мусульманином, это — многобожие, приобщение Господу сотоварищей идолы, амулеты, обереги и тп. Это когда человек взывает с мольбами к кому то другому, кроме Бога, или уповает на что то другое. Поэтому со всеми мольбами мусульманин обращается напрямую к Творцу, надеясь на Его милость, зная что Он видит его, слышит и при искреннем покаянии простит все грехи его. Ведь никто кроме Господа не сможет простить грехи! Вера в Ангелов — это создания Господа, которые беспрекословно Ему подчиняются. Вера в Священные писания, последние из которых Тора, Евангелие и Коран. Мусульмане следуют Корану, как заключительному Божьему писанию, после которого не будет других.
И именно поэтому считает Президент России, что «объединение усилий религиозных организаций, их конструктивное взаимодействие с государственными и общественными структурами» обязательно будет содействовать укреплению гражданского мира и согласия» [56]. Владимир Путин также заявлял в 2013 и в 2018 гг. Российский федеральный Закон о свободе совести и религиозных объединениях, подчеркивая «особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры», заявляет об уважении к исламу, буддизму, иудаизму и другим религиям, составляющим неотъемлемую часть исторического наследия народов России» [58]. На территории Российской Федерации действуют порядка 8 тысяч мечетей, более 90 региональных ЦРО — муфтиятов, из них три федерального значения: Центральное Духовное Управление Мусульман России Талгат Таджутдин , Духовное Управление Мусульман Российской Федерации —Совет Муфтиев России Равиль Гайнутдин , Духовное собрание мусульман России Альбир Крганов , одна имеет межрегиональный статус Координационный центр мусульман Северного Кавказа Исмаил Бердиев , порядка десяти Высших исламских учебных заведений, 70 лицензированных средне специальных медресе, одна Болгарская исламская академия в г. Болгар Республика Татарстан , а представители мусульманского духовенства присутствуют в различных советах при Президенте РФ, при Совете Федерации, при Федеральном агентстве по делам национальностей, Общественной палате РФ. При содействии государства, Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования оказывает существенную помощь в реализации уставных задач муфтиятов и социальных проектов. Наряду с этим, представители мусульманских народов широко представлены в органах власти федерального и регионального уровней. Если говорить о ведущих российских политиках, то лидер КПРФ Геннадий Зюганов, хотя и обращается к исламской тематике не слишком часто, неизменно подчеркивает такой позитивный элемент в этой религии, как «приоритет коллективистского начала над индивидуалистическим». Эти тезисы, в частности, были озвучены им во время выступления на Всероссийском мусульманском совещании в 2011 году. Регулярно лидер КПРФ в своих публичных выступлениях рассказывает о своем опыте работы на Северном Кавказе и эффективном взаимодействии с мусульманскими духовными авторитетами [59]. Известный писатель и журналист, главный редактор газеты «Завтра», идеологически близкой к КПРФ, Александр Проханов выступает за «православно-исламский» и «славяно-тюркский альянс», который мог бы стать альтернативой англо-саксонскому доминированию. Со схожих позиций выступают и публицисты евразийского направления Александр Дугин [60]. И в этом контексте говорить о существовании в РФ исламофобии как государственной официальной политики не представляется возможным. Этот тезис в одном из своих выступлений на совещании Бюро по демократическим институтам и правам человека ОБСЕ в Варшаве обозначил муфтий Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов. Что, по его словам, естественно, не отменяет существования проблемных мест [61]. Так на фоне в целом уважительного отношения к исламу и мусульманам контрастом выступает бессменный лидер Либерально-демократической партии неизменно имеющей собственную фракцию в нижней палате Федерального Собрания Владимир Жириновский. Этот политик последовательно отстаивает национал-популистскую повестку дня. И в ее рамках исламофобия занимает важное место. Но есть в учениях ислама, его постулатах, отправлениях обрядов чрезмерный фанатизм, поворачивающий все против соседних народов». Он также предрекал: «В перспективе мы будем иметь столкновения между христианством и мусульманством». Исламофобия Жириновского при этом имеет многоплановую направленность. Во-первых, это оскорбительные выпады против народов, которые в большинстве своем исповедуют ислам. Так лидер ЛДПР позволял себе заявления об ограничении рождаемости на Северном Кавказе и необходимости оградить его территорию «колючей проволокой». Поэтому нужно «принять меры, связанные с ограничением населения на Северном Кавказе, так как главная причина всех войн, революций — резкий рост населения». Впоследствии он скорректировал свои слова, заявив, что «колючая проволока» должна охватывать только боевиков [63]. Во-вторых, Жириновский выступал против особых прав регионов, в частности Татарстана. Он последовательно выступал против заключения особого договора о разграничении полномочий между Москвой и Казанью, а также против существования национальных республик в составе Российской Федерации [64]. По словам известного российского исследователя-исламоведа Алексея Малашенко, «главная причина исламофобии — страх перед исламом, объяснение которого кроется как в реальных событиях в России и в мире, так и в нашем их восприятии». Это и конфликты на Кавказе в 1990-х гг. Нередко эти события трактуются упрощенно, а источники страха переносятся на носителей «другой» религии [65]. Как следствие, озвучивание тезисов о внутренней миграции переезде представителей различных национальных республик в регионы с преимущественно русским населением как источнике конфликтов и опасностей, призывы не к грамотной национальной политике и профилактике конфликтов, а к выстраиванию «защитных барьеров». По этой части в бытность свою губернатором Краснодарского края много высказывался Александр Ткачев [66]. Долгое время представители мусульманской общины региона поднимали вопрос о краевом гимне, в котором, по их мнению, содержатся исламофобские проявления. В тексте гимна есть такие слова, обращенные от имени казаков к Кубани: «О тебе здесь вспоминаючи, как о матери родной, на врага, на бусурманина мы идем на смертный бой». Но проблема в том, что Краснодарский край — дом не одних лишь казаков-кубанцев. В 2013 году после инцидента во время футбольного матча между клубами «Краснодар» и «Анжи» Махачкала , когда фанаты сожгли дагестанский флаг, руководство Дагестана подняло вопрос о гимне как произведении, разжигающем межнациональную и межконфессиональную рознь. По словам тогдашнего председателя парламента республики Хизри Шихсаидова, кубанский гимн призывает идти «одних верующих на других». Рамазан Абдулатипов, на тот момент глава Дагестана, поднимал вопрос о соответствии гимна Конституции и законодательству РФ [67]. Значительную проблему с точки зрения трансляции исламофобии представляют и программы различных СМИ, и высказывания в социальных сетях. По словам исследовательницы российского ислама Софьи Рагозиной, зачастую под понятия «радикальный», «экстремистский» искусственно подгоняется все то, что не слишком хорошо знакомо журналистам и блогерам. Можно, например, также напугать читателя «десятками тысяч мусульман, создающих давку в метро» или сравнить закят [68] с рэкетом» [69]. Весьма критически относятся к использованию таких дефиниций, как «исламский терроризм», «исламский экстремизм», представители мусульманского духовенства и общественных организаций. По их словам, такие термины, как «воин Аллаха», «пояс шахида», получившие на ТВ и в печатных изданиях, на интернет-сайтах широкое хождение применительно к террористическим практикам, неприемлемы, так как нацелены на дискредитацию ислама как религии, а также на раздувание негативных стереотипов вокруг мусульман [70]. В исследовании исламофобии в России его провела Софья Рагозина на основе эмпирической базы в виде 20 699 статей из российских газет, которые выпускались с 2010 по 2018 год отмечен целый ряд важных медийных трендов. Во всех отобранных статьях упоминались слова «ислам», «исламский» и «мусульманин». Рагозина обращала внимание, какие эпитеты и глаголы сопутствуют этому понятию в газетах. Оказалось, что самой частотной была коллокация «радикальный». Но никакой однозначности в понимании, что такое радикальный ислам, а что такое — традиционный, в прессе, конечно же, нет. Радикальный ислам — это все, что касается неспокойной обстановки в северокавказских регионах да и в любых неспокойных регионах по всему миру [71]. По словам Рагозиной, «изучая обсуждение ислама в прессе, можно понять, что ее авторы часто стремятся произвести впечатление на читателей данными статистики. Журналисты любят считать численность какой-либо мусульманской общины или собравшихся на то или иное празднование мусульман. Все это призвано придать необъятность этой проблеме» [72]. Как следствие, секьюритизация ислама, привязка всего спектра проблем религии исключительно к вопросам безопасности, а во многих публикациях и отождествление целой религии с экстремизмом и терроризмом. В этом плане показательно высказывание известного религиозного деятеля диаконаАндрея Кураева: «Я же лишь протестую против идиотской фразы «у терроризма нет вероисповедания и национальности». Есть у террористов и то, и другое». Исламское сообщество России должно признать терроризм как свою «проблему», «свою болячку»». В чем-то, разумеется, это суждение верно. Некоторые представители других вероисповеданий также небезгрешны. Однако их деятельность имеет мотивы, например, экономическая выгода, маниакальные предрасположенности и т. Но важным является то, что в этом случае преступная деятельность не является непосредственной целью, а скорее средством для извлечения какой-либо личной выгоды. В случае же с исламом преступление совершается ради преступления — культ личной жертвы, якобы, во имя Аллаха», — резюмирует Кураев [73]. Тема исламофобии также объективно возникает в связи с судебными решениями по СМИ, которые позиционируют себя как последовательные защитники мусульманской религии. В дальнейшем арест Гаджиева продлевался. В данных ситуациях профилактика терроризма с точки зрения «силовиков» сталкивается с позицией редакционного коллектива, стоящего на стороне защиты прав группы верующих. В этом контексте крайне важно объективное расследование и решение суда. Не менее важна и объективная информированность населения с целью недопущения политизации таких дел. Вакуум объективной информации в подобных ситуациях способствует распространению домыслов. В качестве примера можно привести задержание Дагира Хасавова, известного в профессиональных кругах защитой обвиняемых по многим резонансным делам, и как защитника прав мусульман. Хасавов обвиняется в воспрепятствовании правосудию ч. За отсутствием достаточной информации об имеющихся доказательствах по делу, наблюдаются спекуляции на тему заключения под стражу в связи с его профессиональной деятельностью [74]. Муфтий Духовного собрания мусульман России Альбир Крганов так прокомментировал задержание адвоката: «Наша религия учит нас, внимательно воспринимать информацию и проанализировать ее тщательно». Ситуация, вызванная с задержанием адвоката Дагира Хасавова, порождает в обществе многочисленные вопросы и беспокойство. Кроме того, по нашему мнению, заключение под стражу в таких случаях — мера, дающая простор для разного рода провокаций и сплетен. Многие люди, следившие за профессиональной деятельностью Хасавова, задают вопросы относительно предъявленных обвинений, но не находят на них ответов. Вместе с тем звучат разные версии происходящего... Граждане страны должны понимать и ощущать на деле соблюдение своих прав, гарантированных основным законом государства — конституцией. Вместе с тем, считаем, что общество имеет право больше знать, в чем конкретно обвиняются фигуранты подобного рода процессов. Их расследование должно быть максимально открытым и понятным обществу» [75]. Как правило, такие дела получают широкую огласку и бурно обсуждаются, при этом мало кто обладает достоверной информацией. Конечно, жесткие методы задержания и серьезные обвинения всегда порождают много вопросов. Одни не исключают политической подоплеки в таких преследованиях, другие же связывают эти аресты с деятельностью подозреваемых. Выражаю надежду на справедливое и открытое расследование этих и подобных им дел. Граждане должны чувствовать, что они живут в стране, где соблюдаются права всех людей, без исключения» [76]. Судебные решения в отношении мусульманских священнослужителей также могут служить фактором развития исламофобских настроений. В апреле 2017 года Московский окружной военный суд приговорил имама московской мечети «Ярдям», шейха Махмуда Велитова к трем годам колонии по обвинению в публичном оправдании терроризма. Защита отрицала это обвинение, указывая, что в молитве о прощении грехов не может быть какого-либо оправдания терроризма, а имама попросили прочесть молитву об убитом, не сообщив ему о том, что убитый был членом какой-либо организации. В настоящее время Махмуд Велитов отбыл свое наказание и находится дома [77]. Родители школьников из станицы Александровской в КБР недовольны тем, как в их школе преподают предмет «Основы религиозных культур и светской этики», сообщает «Кавказский узел». Как рассказал председатель родительского комитета школы, атаман местной казачьей общины Александр Свиридов, преподаватель этой дисциплины прошел подготовку только по одному модулю из возможных шести — по основам православной культуры, и родителей лишили выбора. Всех учеников 4-го класса записали на этот профиль, хотя среди них есть дети мусульман. К тому же учеников заставляют учить молитвы и рисовать иконы, и это не нравится многим родителям. Вот почему мамы и папы подали жалобы одновременно в минобразования региона, прокуратуру и муниципалитет. Замминистра образования КБР Ирина Шонтукова встретилась с родителями учеников и выслушала их жалобы, уточняет издание. Она пообещала, что в этом ведомстве скоро дадут ответ на обращение. Ранее «Кавказ Пост» писал о том, что подобные перекосы, к сожалению, наблюдаются во многих школах на Северном Кавказе. К преподаванию предмета «Основы религиозных культур и светской этики» нередко подходят формально, а детям и родителям не дают выбора [78]. Неконвенциональные группы мусульман и власть: проблемы отношений Отдельной непростой проблемой государственно-конфессиональных отношений является вопрос о политике властей к неконвенциональному исламу, то есть тем мусульманским группам, которые либо не зарегистрированы официально, либо не подчиняются юрисдикции действующих и признаваемых законом муфтиятов, либо структур, запрещенных законодательством РФ. Речь идет о различных псевдосалафитских группах. Они имеют самые сильные позиции на Северном Кавказе особенно в Дагестане , в меньшей степени — в некоторых волжских территориях Набережные Челны, Кукмор, Альметьевск в Республике Татарстан, а также присутствуют в Республиках Башкортостан, Мордовия и Пензенской области. Сторонники этого течения жестко противостоят официальному исламскому духовенству ДУМ. В контексте российского ислама они считают представителей духовных управлений, во-первых, чрезмерно связанными со светскими государственными властями, во-вторых, исповедующими ислам лишь «церемониально». Псевдосалафиты, как правило, крайне не толерантны, настроены агрессивно по отношению к любым проявлением «неисламского поведения», например, к празднованию популярных праздников «Сабантуй» в Татарстане или светский Новый год , которые интерпретируются как проявления язычества [79]. Запутывая мусульман в терминологии, в контексте Северного Кавказа, псевдосалафиты критикуют действия мюридов суфийских шейхов и вообще наставничество, а также посещение святых мест, мест погребений. Председатель Духовного управления мусульман Татарстана, муфтий Камиль Самигуллин на заседании Межрелигиозного совета России заявил о необходимости законодательного запрета ваххабизма и признания его экстремистской идеологией [80]. Министр внутренних дел Татарстана Артем Хохорин обеспокоен формированием второго поколения салафитов в республике, об этом он сообщил на коллегии МВД по Республике Татарстан. По его словам, в Татарстане отмечается негативная тенденция формирования второго поколения салафитов — это дети семей, подверженных радикально-исламистской идеологии [81]. Псевдосалафиты в России осуществляют свою деятельность посредством различных сетевых структур. У них нет какого-то определенного спикера или единого лидера. Мотивация, степень радикализма и методы псевдосалафитов различаются. Попытки переговоров и втягивания «неофициальных» мусульман в мирные процессы предпринимались в различных регионах РФ в разное время и с разной степенью успешности. Эта партия была основана в 1953 году в Восточном Иерусалиме палестинским правоведом Таки аль-Дин Набхани 1909-1977. Сама партия позиционирует свою деятельность как «борьбу за установление исламского образа жизни и проведение исламского призыва в мир» [82]. В своих публичных заявлениях партия обычно отрицает насилие, это отличает «хизбутовцев». Но в то же время, идеология ХТ включает антикапитализм, антисионизм, антидемократизм и антивестернизм. Нередки и оправдательные мотивы в отношении террористов. На территории России данное направление распространено, прежде всего, в Поволжье. Однако эта мера не привела к прекращению распространения взглядов партии в России, особенно в Волжском регионе. С начала 1990-х годов последователи проповедников турецкого происхождения Саида Нурси 1878-1960 гг. В мае 2007 года Коптевский суд Москвы признал некоторые русские переводы сочинения Саида Нурси «Рисале-и-Нур» экстремистскими, содержащими пропаганду религиозной исключительности [83]. В 2008 году деятельность движения нурсистов в России была запрещена решением Верховного Суда РФ по иску Генеральной прокуратуры, поддержанной Министерством юстиции и Федеральной службой безопасности [84]. Деятельность «Таблиги Джамаат» «Общества по распространению веры» в России не слишком заметна, в отличие от салафитов, Хизб ут-Тахрир или нео-нурсистов. Это религиозное течение в исламе возникло в 1927 году в британской Индии, благодаря деятельности Мухаммеда Ильяса Кандехлеви 1885-1944 гг. Изначальной целью движения было возвращение мусульман Индии к «истинной вере», отрыв от влияния европейцев и секуляризации. В отличие от салафитов или «хизбутовцев», «таблиговцы» работают, как правило, с мусульманской средой, не занимаясь распространением своих взглядов среди немусульман. Многие авторы обращают внимание на то, что, несмотря на декларируемую аполитичность и сосредоточенность на морально-этических практиках, апелляция к «истинной» и «правильной вере» исподволь формирует у членов ТД экстремистские взгляды. Отсюда взгляд на «таблиговцев» как «подготовительный класс» для радикалов [85]. Как бы то ни было, а среди части российских мусульман политика властей ко всем вышеобозначенным структурам воспринимается неоднозначно, а порой и как излишне и необоснованно запретительная. Как следствие, попытки представить действия исполнительной, судебной власти, правоохранительной системы в отношении активистов ХТ, салафитов или «таблиговцев» как проявления государственной исламофобии [86]. И эти оценки требуют качественной реакции со стороны официальных муфтиятов. Наиболее активно этот сюжет раздувается в западных СМИ в крымском контексте, так как после перехода Крыма под российскую юрисдикцию законы РФ о запрете, например, ХТ были распространены и на территорию полуострова.
🗊Презентация Ислам в России
Практически во всех странах мира теперь присутствует мусульманское сообщество, поэтому нельзя более провести границу между "Территорией ислама" и "Территорией войны". Традиционный шариат, положения которого разрабатывались в ходе триумфальной экспансии ислама, не предусматривал вероятности постоянного наличия мусульманских общин на неисламских территориях. Ныне эти общины сталкиваются с трудными проблемами. Как истому мусульманину выполнять требования гражданского законодательства, которые входят в противоречие с шариатом? Могут ли мусульмане участвовать в политических движениях? Имеет ли приверженность к исламу приоритет в отношении с лояльностью к государству? Должны ли мусульмане ассимилироваться среди подавляющей части населения или же оставаться отдельным сословием? Где пролегают границы терпимости в отношении остального сообщества? Впервые многие из таких вопросов возникли при зарождении светских режимов в самом мусульманском обществе, но в ходе событий 11 сентября 2001 г. Ведь надо учесть, как долго проживали в США и планировали свои деяния мусульманские террористы, захватившие четыре авиалайнера и обрушившие их на Центр международной торговли в Нью-Йорке и Пентагон.
Не существует сомнения в том, что мусульмане всего мира продолжат формулировать свой отклик на вызов глобализации изнутри своего исторического наследия, бывшего столь созидательным и живым в прошлом. Ислам сегодня. Глобализация ислама.
Сборники хадисов составлялись в IХ веке мусульманскими богословами - Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называют суннитами, они составляют значительное большинство в исламе. На основе Корана и хадисов мусульманские богословы пытались восстановить биографию Мухаммеда. Считается, что Мухаммед действительно жил около 570-632 гг. Там ему удалось собрать много приверженцев. Опираясь на них, он вскоре подчинил к себе Мекку и объединил большую часть Аравии под знаменем новой религии. Личность Мухаммада Мухаммед, Магомет Ахмад Абд Аллах около 570-632 из рода хашим родо-племенной группы курайш - основатель религии ислама и первой общины мусульман.
По представлению мусульман - пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана. Родился в Мекке в небогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения Магомета, мать - через несколько лет. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. Магомет нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Магомет не брал себе других жен. Она родила ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по которому Магомета звали Абу-л-Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму. Магомет любил одиночество и благочестивые размышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы; был знаком с основами иудаизма и христианства, со взглядами аравийских монотеистов-ханифов. Когда Магомету было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем - речения извне, позднее записанные по памяти с его слов и составившие священную книгу мусульман - Коран. Мекканская верхушка начала преследовать и притеснять последователей Магомета - мусульман.
Сам Магомет находился под защитой своего рода и его главы - Абу Талиба, многие же из мусульман, спасаясь от гонений уехали из Мекки в Эфиопию. Проповедь Магомета, якобы передававшая прямую речь Аллаха, в это время доказывала всемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостливым Рахман , его величие, полную зависимость от него человека. При этом Магомет отсылал слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество Магомета - явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих. В какой-то момент около 618-620 гг. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения - строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хандиджа, умер Абу Талиб. Магомет лишился значительной части моральной поддержки и защиты. Ставший главой рода Абу Лахаб отказал Магомету в покровительстве. Магомет стал искать сторонников вне Мекки.
Наконец, около 620 года он вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба - крупного землевладельческого оазиса примерно в 400 км. Жившие там языческие и принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Магомета, признав его пророческую миссию как основу его авторитета. Магомет превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Магомета были пришедшие с ним из Мекки мусульмане - мухаджиры и мединские мусульмане - ансары. Магомет надеялся также найти религиозную и политическую поддержку у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать в Магомете мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами Магомета - мекканцами. К ним присоединились и часть других йасрибцев из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Магомета. Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт.
Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы кибла. В Медине строятся первая мечеть, дом Магомета, устанавливаются основы мусульманского ритуала - правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т. В проповедях Магомета стали фиксироваться правила жизни общины - принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные игры. Начинает особо выделяться положение Магомета как посланника Аллаха. Таким образом, в Медине Магомет сформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 году начинаются нападения мусульман на мекканские караваны, в 624 году при Бадре мусульмане, возглавляемые Магометом, победили мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах - на стороне мусульман. В 625 году мекканцы пошли к Медине и сразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Магомет был легко ранен в голову, мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли.
В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва. Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее попытки покушения на жизнь Магомета и упорный отказ от полного ему подчинения вызывали резкие ответные меры. Затем были собраны большие силы для решительной борьбы с Меккой. В 628 году большое войско, к которому присоединились некоторые кочевые племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа, на самой границе священной территории Мекки. Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Магомета становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с Магометом, многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 году мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Магомета в себе и подняла его политический и религиозный авторитет в Аравии.
Он посылает различным царям и вождям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Византии и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды захватывают новые оазисы в Северной Аравии, появляются в Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из приезжавших договариваются с Магометом о союзе. В сражении при Хунайне в 630 году мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враждебных кочевых племен. В 631-632 гг. В последние годы жизни Магомет определяет цель этого объединения - распространение власти ислама на север; он деятельно готовит военную экспедицию в Сирию. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен он в главной мечети Мединны Мечети Пророка.
Это не просто обычай, а жизненный принцип, на основании которого строится вся жизнь человека, который исповедует Ислам. Шииты в свою очередь считают, что власть в общине должна принадлежать только потомкам пророка Мухаммеда то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата , а не тем, кого выбирают, как это происходит у Суннитов. Они не принимают сунну безоговорочно и дополняют ее наставлениями имамов, которых считают посредниками между человеком и Аллахом. Ислам и православие Читайте также — Православие и Ислам: возможности диалога Несмотря на то, что Ислам, как и христианство — монотеистическая религия, мы не можем говорить о том, что верим в одного Бога, потому что Бог не обезличен. Иисус в Исламе считается лишь пророком, но не Богом. Ислам относит христиан к «людям Писания» и не отрицает личности Иисуса, но в Исламе Спаситель — только пророк Аллаха. Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты.
В большом количестве мусульманских стран религия является главным фактором, определяющим поведение людей. Политические партии имеют меньший авторитет, чем служители религии — муллы. Это несет негативные последствия для дальнейшего развития стран, как в социальном, так и в политическом плане. С помощью своего авторитета муллы направили настроения протеста, преобладающие в обществе, в русло религии. В Иране данный феномен получил название «Иранского эксперимента». Он произвел большой мировой фурор. Появление нефти Большое значение для широкого распространения ислама в современном мире оказало появление у консервативных стран Востока стратегического ресурса, необходимого для развития промышленности и науки в современном мире. В таких странах, как Саудовская Аравия, Иран, а также государства Персидского залива были обнаружены большие запасы нефти. Появление в обороте ценного ресурса открыло для стран новые возможности и перспективы. Таким образом, арабские страны получили значительный источник дохода. Немалая часть вырученных материальных ресурсов при этом стала расходоваться на развитие религии, а также на сохранение консервативного строя внутри государства. Международные отношения Кроме того, возрождению ислама в современном мире после освобождения от колониальной политики способствовало развитие международных политических конфликтов. Это, например, религиозные столкновения между станами Ближнего Востока и Ливаном, военное положение в Афганистане, проблема религиозных меньшинств в неисламских странах, поиск арабскими государствами альтернативы ядерному оружию, которое есть в наличии у Израиля и Индии. Исламские партии В современном мире роль ислама отражают многочисленные религиозные партии и движения. Некоторые из них занимают радикальную позицию. Другие, напротив, видят опасность в росте мусульманского радикализма и стараются препятствовать его распространению. Среди них выделяется наиболее крупная религиозная партия «Исламская конференция», которая была образована в 1962 году. Она также имеет статус наблюдателя при Организации Объединенных Наций. Главным органом этой партии является собрание правителей мусульманских государств. Функционирует также Исламский банк, отвечающий за перспективное развитие. Это делает партию влиятельным членом мирового сообщества, а мнение ее членов — весомым и важным. Имеются также и неправительственные исламские организации, выступающие против излишнего радикализма: «Лига исламского мира», «Мировой исламский конгресс» и др. Эти движения занимаются пропагандой и всесторонним изучением мусульманской религии, единением и международным сотрудничеством исламских государств, поиском мирных путей решения проблем, возникающих на религиозной почве. Действия вышеперечисленных партий оказывают положительное влияние на развитие мусульманской религии во всем мире. Кроме того, они уменьшают влияние радикально настроенных приверженцев и ищут способы устранения ортодоксальной ситуации, сложившейся в мире на сегодняшний день.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Поиск рефератов
- Становление ислама
- Доклад: Ислам в современном мире
- Материалы с тегом
- Кратко об исламе: основные принципы и история ислама - Православный портал «Азбука веры»
- Ислам, его возникновение, особенности вероучения
Презентация, доклад на тему ИСЛАМ
Новости по теме: Ислам. Согласно Корану – священной книги мусульман – ислам существовал задолго до появления людей и продолжил своё существования с момента сотворения Адама и Евы. Все самое интересное и актуальное по теме "Ислам". Те, кто исповедует ислам, зовутся мусульманами, что означает «покорившиеся Аллаху».
Краткая история возникновения Ислама — мусульманской религии
Разделение исламской веры на несколько направлений, связано со специфическими особенностями этого вероучения, которые в корне отличают ислам от иных мировых религий. Вы можете ознакомиться и скачать презентацию на тему Ислам в России. В школах Германии растет число учеников-мусульман из-за того, что дети, принадлежащие к христианской вере, выражают желание принять ислам, опасаясь изоляции и конфликтов, пишет немецкая газета Bild со ссылкой на сотрудника службы госбезопасности страны. Ислам — все самые свежие новости по теме. В России ислам является второй по количеству приверженцев религией: более 20 % верующих в стране — мусульмане. история возникновения религии, основные положения.
Новости по теме: Ислам
Все дело в бессмысленной агрессии, максимализме и политических провокациях со стороны некоторых западных держав. Ислам же, напротив, является религией сострадания, мира и созидания. Он несет в себе только терпимость и понимание. При этом он не делит людей на белых и черных, богатых и бедных. Все равны перед Господом. Ученые Ислама По словам праведного халифа Али ибн Абу Талиба - «Нет большего богатства, чем мудрость, и большей нищеты, чем невежество». Ученые в Исламе играют важную роль и занимают почетное место. Их мудрость, знания и опыт помогают праведным мусульманам понять основы религии и Священного писания.
Никогда, даже в пору своего полного господства над людьми, в периоды самых жестоких гонений и разгула инквизиции, христианство не вытесняло полностью светской власти.
Ислам же заполнил собой все поры мусульманского общества, определил характер экономических отношений и формы политического администрирования, социальную структуру, культуру и быт правоверных. Духовная жизнь в исламских странах не только всегда была под контролем ислама — она протекала исключительно в рамках ислама, была исламской как по сути, так и по форме. И хотя мусульманские мыслители свободно оперировали философскими категориями, не имевшими ничего общего с исламом, — все равно он был тем фундаментом, на котором стояли и на который ориентировались правоверные. Можно было спорить по поводу неясных мест Корана, оспаривать те или иные суры или хадисы, становиться на точку зрения того или иного мазхаба, той или иной секты, но нельзя было выступить против ислама ни прямо, ни даже косвенно например, в манере Рабле или Вольтера. Нельзя было не потому, что это кем-то категорически воспрещалось или за это сжигали на кострах — как раз костров-то в исламе никогда и не было. Невозможно это было потому, что в условиях абсолютного господства ислама, его всеобщности, интегральности выступить против него означало бы выступить против всего того, что есть в жизни и обществе мусульман, то есть противопоставить себя этому обществу, оказаться как бы вне его, вне закона. Все это стократ усиливало позиции ислама, придавало силу и прочность его культурной традиции, его влиянию на население, причем даже тогда, когда обстановка в мире резко изменялась, жизнь теряла свои привычные устои и новое решительно требовало считаться с собой. Вышесказанное объясняет те формы, в которых протекала трансформация ислама в мусульманском мире.
Только в Турции, где антиклерикальные силы возглавили кемалистскую революцию и привели страну к радикальным преобразованиям, оказалось возможным решительным рывком вырваться из объятий ислама, хотя и не полностью. Во всем остальном мусульманском мире, в том числе и в тех странах, где еще недавно охотно говорили об исламском социализме и где действительно осуществляются порой радикальные социальные преобразования, ислам, не будучи решительно отброшен, сумел видоизмениться, трансформироваться, адаптироваться и даже укрепиться.
Осман отдал приказ собрать весь Коран и записать его тогда, когда сразу семьдесят хафизов погибло в одном из воинских сражений. Правление Али ибн Абу Талиба Следующим халифом стал Али ибн Абу Талиб, который прославился как мужественный, справедливый халиф, который внес огромный вклад в становление ислама и чьи заслуги перед исламом огромны.
Во время правления халифа Али была развернута борьба с коррупцией, халиф стремился распределить государственные доходы так, чтобы разрыв между богатыми и бедными гражданами государства сократился максимально. Четыре первые халифа вошли в историю ислама как Праведные халифы , а государство, во главе которого они стояли, получило название Праведный халифат. Развитие Халифата Первые три века существования ислама, когда он зародился и распространился, вошли в историю как золотой период арабской культуры — были сформированы первые мусульманские религиозные школы, сформулированы этические, философские и правовые положения, а также сформированы правила арабского языка, было положено начало таким наукам, как литература, химия, география и медицина. История ислама продолжилась в феодальном государстве, которое стало преемником Праведного халифата — Омейядском халифате или Дамасском халифате, во главе которого стояла династия Омеядов.
Ислам в современном мире играет в жизни верующих большую и важную роль: это не только религиозная идеология, дошедшая со времени возникновения ислама до наших дней, но и идеология, определяющая светскую жизнь мусульман, мерило их гражданского поведения, системы ценностей. Исламская религия, мусульманство оказывает большое влияние на все сферы жизни мусульман. История исламского мира является отдельным направлением для многих историков и исследователей, охватывая более 14 веков жизни человечества, именно, благодаря мусульманским ученым удалось сохранить научное наследие предыдущих цивилизаций и развить новые направления в науке, культуре и искусстве. Обсуждение Периодически у вас имя Мухаммад заменяется именем Мухаммед.
Исправьте, пожалуйста, данную ошибку, ведь это является дезинформацией. Заранее спасибо! Мухаммад это имя написанное на арабском языке и произносится оно именно так, а Мухаммед это уже перевод на русский язык.
Контент доступен только автору оплаченного проекта Современное состояние ислама в мире В данном разделе рассматривается текущее положение ислама в мировом контексте. Анализ особенностей современного исламского мира, его распространение, влияние и вызовы. Контент доступен только автору оплаченного проекта Исламские течения и направления сегодня Исследование различных течений и направлений ислама в современном мире. Анализ их идеологий, практик, влияния на общество и политику. Контент доступен только автору оплаченного проекта Ислам и современные вызовы Раздел посвящен анализу вызовов, с которыми сталкивается ислам в современном мире. Обсуждение проблем, связанных с адаптацией религии к современным реалиям. Контент доступен только автору оплаченного проекта Ислам и политика: взаимодействие и влияние Исследование взаимодействия и влияния ислама на политические процессы в различных странах мира.
Анализ политических движений и партий с исламской идеологией. Контент доступен только автору оплаченного проекта Ислам и современная культура Раздел посвящен влиянию ислама на современную культуру.
Основы ислама
- Ислам в России - презентация, доклад, проект скачать
- Вы точно человек?
- Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Ислам в России история и современность.docx
Ислам в России: история и современность
Ислам: Прошлое, Настоящее, Будущее | Реферат на тему: Ислам: история возникновения и особенности вероучения. |
Ислам сегодня - Рефераты | В этой статье мы расскажем, о значении ислама, особенностях религии, кто и в каких странах исповедует ислам и каких традиций придерживаются мусульмане. |
Религия – ислам
Краткая история возникновения Ислама - мусульманской религии | тэги: где найти, доклад, ислам, как написать, реферат, сообщение. |
Экспертный доклад: "Вопросы соблюдения прав мусульман в России" | Тем не менее появившиеся в последние годы публикации дают возможность утверждать о том, что интеллектуальные поиски о судьбах ислама в российском обществе вышли на новый уровень. |
Ислам — новости сегодня и за 2024 год на РЕН ТВ | Итак, тема моего выступления обозначена как «Ислам и перспективы развития мусульманского мира». |
Становление ислама на территории России
Как и иудаизм, и христианство, ислам явился продолжателем религиозных представлений и традиций жителей этого региона. В России ислам является второй по количеству приверженцев религией: более 20 % верующих в стране — мусульмане. Особенности ислама заключаются в большом традиционализме: мусульмане чаще остальных верующих исполняют строго предписанные для них правила.