Крещение господне или богоявление один из двунадесятых праздников, который православные христиане празднуют 19 января. Сегодня, 19 января, православные христиане отмечают праздник Крещения Господня — он относится к числу двенадцати основных и является одним из самых древних в Церкви, передает корреспондент Агентства новостей «Доступ». В одном из песнопений праздника говорится: «Днесь вод освящается естество» — в день Крещения Господня освящается вся водная стихия. Празднику Крещения Господня, как и Рожеству Христову, предшествует сочельник — день строгого поста.
В день Крещения Господня
- Четыре российские школьницы стали победительницами Европейской математической олимпиады
- Другие материалы раздела
- Что нельзя делать
- Что ни в коем случае нельзя делать на Крещение
- История праздника
- В день Крещения Господня в Ильинском прошли праздничные мероприятия
В день Крещения Господня в Ильинском прошли праздничные мероприятия
Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения» Рим. Святитель Василий Великий в толковании на данные стихи указывает, что в отличие от Ветхого Завета человека с Богом, символом которого служило обрезание, в Новом Завете им уже является Крещение, которое имеет в себе образы смерти и вечной жизни: «…изображением смерти служит вода, а залог жизни подается Духом». Так, вспоминая Крещение Спасителя, через которое совершилось явление миру Бога в трех лицах, как Отца, Сына и Святого Духа, православные верующие исповедуют себя христианами и почитают праздник Богоявления как возможность спасения во Христе от смерти. Вечернее богослужение и Божественную литургию в Успенском соборе совершил епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Фома.
В Спасо-Парголовском храме также совершено Всенощное бдение. Совершен чин великого освящения воды. В день Праздника в Спасо-Парголовском храме отслужено три Божественные Литургии, за которыми причастились многие прихожане храма. На средней литургии, совершенной в нижнем приделе Архистратига Михаила, пел детский хор под руководством Марины Роговой, мальчики прислуживали в алтаре, воспитанники школы при храме причастились Святых Христовых Таин. Позднюю Литургию возглавил настоятель протоиерей Роман Ковальский.
Но в католиче ской церкви праздни к выпадает на 13 января. А в апостольской или армянской церкви праздник Рождества Христова и Крещения объединен, называется Днем Богоявления и отмечается 7 января. Когда Вербное воскресенье в 2023 году у православных Традиции дня Крещения В разных ветвях христианства у этого праздника разные традиции, это связано с трактовкой события и менталитетом народа. В этот день принято освещать воду в храмах и приносить ее домой, чтобы очищать свой дух от нечистого. Воду оставляют в доме и хранят весь год до следующего Крещения. В ночь с 18 на 19 января принято купаться в купели. Считается что вся вода в этот день становится чудотворной, святой. Взрослые ныряют в проруби в открытых водоемах, кто-то отбирается снегом, или же освящают воду в храмах и просто обливаются ею в ванне. Утром 19 января принято пить святую воду и есть традиционное печенье «крестцы».
Например, многие говорят, что в это время в Галилее не бывает облаков, и это чудо противоречит законам природы. Но это не совсем так. Облаков над Галилеей в августе, действительно, не бывает, а вот туман — бывает, потому что очень жарко, испаряется Галилейское море, и как раз этот туман поднимается к вершине Фавора, когда остывает воздух. Мы не знаем точно, сколько ей лет, но в России до революции этот обычай был не слишком распространен, а у старообрядцев его вообще не существовало. Суть же данной традиции понятна — Христос крестился в реке, и мы как Его ученики, подражая Ему, в этот день тоже окунаемся в водоем. Человек, совершающий такое окунание, думает о Боге, делает это ради Него. И тогда это погружение — символ нашего подражания Христу и стяжания Святого Духа. В современном обществе не так много мостиков, посредством которых Церковь может напоминать о себе общественности. Традиция крещенских купаний хороша тем, что Церковь имеет возможность обратиться к людям, рассказать о своей жизни, о Христе. Предположим, человек, пришедший с друзьями к крещенской купели, увидит изображение Христа. Ему станет интересно, чем прославился Христос, кто Он такой вообще, что за праздник Крещение? И за ответами на все эти вопросы он придет в храм. Это действительно настоящее чудо. Именно поэтому их и невозможно объяснить с точки зрения науки. Мы не ведем подобную статистику и не можем сказать, сколько было таких эпизодов исцеления. А трубить об этом направо и налево было бы не очень правильно. Обычно о таких чудесных избавлениях от болезней и недугов рассказывают в частных беседах. В наше время многие люди думают, что окунуться в купель на Крещение полезно для здоровья, рассматривают это как своего рода физическое закаливание. То есть в первую очередь они уделяют внимание своему телу. Для христианина же на первом месте — спасение его бессмертной души. И когда люди прежде всего пекутся о своем теле, а не о душе, выхолащивается весь глубочайший божественный смысл праздника Крещения. Ведь на самом деле это великое событие наполнено особой духовностью, оно заставляет вспомнить о Христе и максимально приблизиться к Нему через Таинство причастия. А крещенские купания — это вспомогательная традиция, которая дает возможность прочувствовать какие-то моменты физически, через наше тело. Поэтому если человек не живет церковной жизнью, не приступает к Таинству причастия, а хочет только, окунувшись, обрести спасение для своего тела — это утопия. Некоторые люди всерьез считают, что, искупавшись в крещенской Иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это неправильные языческие суеверия про купания в проруби, и ничего общего с церковным учением и устоями они не имеют. Грехи отпускаются священником в Таинстве покаяния, а не в процессе купания в ледяной воде. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня. Христос говорит: «По вере вашей да будет вам». Если человек с большой верой, с открытым сердцем приходит к Богу, обращается к Нему в молитвах, я бы не стал утверждать, что это будет для него безразлично. Но если вас хватило окунуться один раз, это не страшно.
В день Крещения Господня в городе Белая Калитва прошел Крестный ход
Новости храма 18. В Спасо-Парголовском храме также совершено Всенощное бдение. Совершен чин великого освящения воды. В день Праздника в Спасо-Парголовском храме отслужено три Божественные Литургии, за которыми причастились многие прихожане храма. На средней литургии, совершенной в нижнем приделе Архистратига Михаила, пел детский хор под руководством Марины Роговой, мальчики прислуживали в алтаре, воспитанники школы при храме причастились Святых Христовых Таин.
Сегодня вспомним историю происхождения и историческую канву этой памятной христианской даты, а также традиции, запреты и приметы Крещения. Смысл двойного названия и история возникновения праздника У праздника есть два широко распространенных названия: Крещение Господне и Богоявление Теофания. Каждое из них имеет свое значение.
Имя «Крещение» тесно связано с описанным в Евангелии эпизодом земной жизни Иисуса: в 30 лет он принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан. Это был последний пророк Ветхого Завета и первый пророк Нового завета. Он еще до своего рождения, находясь во чреве матери, предрек пришествие Иисуса Христа. После долгих скитаний по пустыне Иоанн отправился в Вифлеем, к реке Иордан, чьи воды издавна считались священными: именно там иудеи совершали религиозный обряд омовения. У берегов реки Предтеча стал рассказывать людям о покаянии перед скорым пришествием Мессии. Он призывал всех подготовиться к этому событию, очистившись от грехов через обряд крещения водой — именно Иоанн был первым, кто ввел эту традицию в Иудее. Когда пророк увидел на берегу Христа, он поклонился ему.
А после того, как Иисус попросил крестить его, Иоанн Предтеча возразил: «Мне надобно креститься от тебя! Но Иисус, который действительно не нуждался в обряде крещения, поскольку был безгрешен, настоял на этом, поскольку пришел не нарушать Ветхий Закон, а выполнять его. После погружения Христа в Иордан с небес сошел Святой дух в виде голубя и раздался голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение». С этого события началось мессианское служение Христа, которое проходило три года. Именно поэтому праздник Крещения получил название второе название — «Богоявление Теофания ». Есть у него и другие имена: день Просвещения, праздник Светов или святые Светы. Все эти наименования указывают на то, что Таинство Крещения просвещает человека христианским светом и очищает от греха.
Добавим, что до середины V века Рождество Христово и Крещение Господне не отмечались отдельно, был единый праздник Богоявления, который встречали 6 января 19 января по новому стилю.
Чтобы случайно не перепутать святую воду с обычной, стоит подписать емкость. Также утилизировать ее можно в горшки с домашними цветами или под корни деревьев на улице. При этом любое растение не подойдет: нужно выбрать то место, где не ходят люди и не гуляют собаки.
В раковину или туалет выливать святую воду нельзя, потому что так она окажется в канализации вместе с различными нечистотами Крещенские купания По традиции в ночь с 18 на 19 января православные верующие окунаются в специальные проруби — иордани, которые заранее делают на водоемах. Считается, что крещенские купания служат символом закрепления очищения от грехов. Однако аналогом покаяния или крещения этот обычай не является. Как проходят крещенские купания Выбор места Прежде всего, нужно выбрать правильное место.
Окунаться можно только в иордань, которую подготовили для крещенских купаний специалисты. Возле проруби должны дежурить медики и спасатели, способные оказать помощь при необходимости. Использовать самодельные проруби опасно для жизни: есть риск, что в водоеме будут течения, которые унесут окунувшегося человека под лед. Одежда Окунаться в иордань можно в длинной белой рубахе, а также в купальнике или плавках.
На ноги лучше обуть резиновые тапочки или валенки — их нужно снять перед погружением в воду. Также в ожидании своей очереди к купели можно закутаться в махровый халат. После выхода из купели нужно максимально быстро вытереться, одеться и обуться Молитва Перед погружением в воду верующим рекомендуют молиться Богу, прося его об исцелении и укреплении тела и духа. В иордань нужно заходить быстро и не оставаться там надолго.
Окунаться в воду принято три раза, сопровождая это крестным знамением и словами «Во имя Отца. Аминь», «И Сына. Аминь», «И Святого Духа. Этот обряд возник из народной среды — россияне самостоятельно начали окунаться в воду в память о крещении Иисуса Христа в Иордане.
При этом широкое распространение традиция получила не так давно: не существует упоминаний о том, что православные окунались в прорубь в древние времена. Первые отрывочные рассказы о крещенских купаниях появились лишь в произведениях XIX века, причем речь в них шла только о локальных традициях. До революции как таковой традиции погружаться в прорубь не было. Это пришло к нам совсем недавно из Израиля.
Дело в том, что там после освящения воды принято погружаться в реку Иордан протоиерей Николай Ельчев Особую популярность крещенские купания обрели только в конце 1990-х. Но раньше, если и находились такие смельчаки, то с верою брали на себя этот подвиг», — отметил протоиерей. Приметы на Крещение Господне Существует множество различных примет, которые связаны с этим праздником. Многие из них касаются погоды.
Погодные приметы о Крещении Если ночь с 18 на 19 января звездная, урожай ягод в сезон будет хорошим. Если за ночь выпало много снега, значит, в этом году ждать богатого урожая. Если крещенские морозы оказались сильнее рождественских, урожай будет хорошим.
При этом все услышала голос самого Бога. Как праздновать в наши дни? Есть можно лишь после выноса свечи после литургии утром и первого причащения крещенской водой. Главное в день самого Крещения — посетить службу в церкви, исповедоваться, причаститься и принять крещенскую воду. Купаться в проруби — дело добровольное и не обязательное.
Зачем окунаться в прорубь? Омовение в купели — неотъемлемая часть праздника. Считается, после этого человек очищается от всех грехов. Но важно помнить, что этому должны предшествовать долгие молитвы, покаяние, исповедь. Только тогда омовение на 19 января может очистить человеческие тело и душу. Не стоит окунаться в ледяную воду, если вы страдаете от болезней органов дыхания: среди них - астма, бронхит, гайморит, фронтит и многие другие. Нельзя окунаться в купель людям с заболеваниями сердца, ожирением, артериальной гипертонией, аритмией. Также не стоит принимать участие в крещенском купании, если у вас есть серьезные кожные заболевания - псориаз или экзема.
Врачи не советуют испытывать свое здоровье мужчинам, которые страдают простатитами, аденомой предстательной железы, и женщинам с гинекологическими заболеваниями. Не улучшит окунание и состояние тех людей, которые мучаются бессонницами, склонны к невротическим реакциям, находятся на учете у психиатра, получают психологическую помощь. Разумеется, в купель не стоит погружаться беременным женщинам. Народные приметы Приметы вокруг праздника сложились почти сразу. Чаще всего они связаны с водой. Издревле люди верили, что крещенская вода — настоящий источник целительной силы. Именно поэтому верующие старались набрать ее впрок на весь следующий год.
Случайный тест
- Крещение Господне, последние новости и статьи на сегодня - Пронедра
- Крещение Господне: смысл, происхождение, богослужение
- Проповедь епископа Арсения в праздник Крещения Господня - Свято-Юрьев мужской монастырь
- Крещение Господне 19 января — важные новости о православном празднике в России на
Что ни в коем случае нельзя делать на Крещение
Поэтому день Крещения Господня еще называется Богоявлением. В Крещение Господне проходит праздничная литургия, нередко проводят крестины. В праздновании Крещения Господня заключен ещё один важнейший смысл.
Крещение Господне в 2024 году: история возникновения, традиции, приметы и запреты
В день Крещения Господня Крещение — один из 12 главных христианских праздников. Праздник Крещения Господня – один из самых древних праздников христианской Церкви. Поэтому день Крещения Господня еще называется Богоявлением. Праздник Крещения Господня – один из самых древних праздников христианской Церкви.
Православные христиане отмечают Крещение Господне
Третья стихира уделяет внимание нашему личному очищению от грехов, которое мы получаем в таинстве крещения: «крещается от раба Владыка всяческих, и очищение водою роду человеческому дарует». Несомненно, что автор стихиры говорит о исполнении слов пророка Исайи: «измыйтеся и чисти будете» Ис. Последняя стихира, поемая на «Слава и ныне», принадлежит св. Феофану Начертанному, младшему брату св.
Феодора Начертанного. Этот песнотворец составил 30 стихир на Богоявление Господне, которые, по утверждению архиепископа Филарета Гумилевского поются теперь с 11 до 19 января включительно, разделяясь примерно по 6 в каждый день. Тропарь Богоявления по своей структуре подобен большинству тропарей двунадесятых праздников.
Условно он имеет трехуровневую систему. Седален по полиелее вновь делает нас участниками спасительного события Крещения Господня, призывая: «Приидите, увидим вернии, где Христос крестися да последуим прочее ко Иордану реце». Далее песнописец, желая усилить чувство трепета к происходящему, говорит: «и увидим тамо Содетеля Адамова, дланию рабскою рукополагаема».
Иными словами Творец человека принимает от человека же крещение, при этом, не нуждаясь в нем как Истинный Бог, но как Истинный Человек исполняет повеление пророка. В стихире, поемой по пятидесятом псалме, вновь пересекаются два праздника — Рождество Христово и Крещение Господне: «Бог Слово явися плотию роду человеческому, стояше креститися» и далее: «аще и от Марии еси Младенец, но вем Тя Бога Превечного». Это песнопение действительно можно назвать стихирой Богоявления, так как в ней отражена двусоставность события: пришествие в мир плотию Слова Божия и явление Пресвятой Троицы на Иордане.
Праздничное богослужение имеет два канона. Первый принадлежит преподобному Косьме Маюмскому, второй — преподобному Иоанну Дамаскину. Канон преподобного Иоанна Дамаскина, как говорит об этом архиепископ Филарет, написан стихами.
Первая песнь канона преп. Косьмы воспевает значение праздника, его плоды. Посредством Своего Крещения Господь обновляет истлевшаго Адама, то есть все человечество.
Но возможным это стало после того, как Спаситель «в плоть вещественную одеявся» здесь опять пересекаются два праздника. Третья песнь начинается с ликования Церкви, Которая ныне посредством воды и Духа Божия получает своих сыновей, а в событии Крещения — Своего главу, Христа. К этим сыновьям, к верным чадам Христовой Церкви и обращается в следующее тропаре св.
Иоанн Предтеча с пророческим призывом «Христу уготовайте пути и стези правы Богу нашему соделайте». Четвертая песнь полностью посвящена Предтече, а точнее его недоумению относительно самой возможности совершения крещения Христа. Приводимые от лица святого Иоанна Крестителя доводы кажутся убедительными — «Како Отца образ Присносущного омыю, и сено сый огню прикоснуся Твоего Божества».
Замечательно в этих тропарях то, что в словах Предтечи нет несогласия или желания избежать исполнения «всякой правды». Напротив, он, понимая все происходящее, лишь задает риторический вопрос: «како руку положу на Тя; Ты бо еси Христос, Божия мудрость и сила». Пятую песнь первого канона косвенно можно отнести к каждому из нас, так как в ней преподобный Косьма говорит о нашем крещении, о его последствии.
Первый тропарь говорит о грядущем испытании нашей жизни, о Страшном Суде — «кто показа, непокоривии, гнева вам уклонитися хотящего быти»? Далее от лица Предтечи идет наставление — «плоды достойны Христу соделайте». Во втором тропаре описывается благодеяние Божие по отношению к нам в ответ на наши достойные плоды — «Земледелец и Создатель, став посреди… бесплодность сжигая, а плодоносным жизнь вечную даруя».
Бесплодность, пожигаемая Господом, есть неверие, а плодоносие — напротив, наша вера, и, как следствие — крещение. Шестая песнь продолжает мысль.
Верующие набирают воду в ёмкости, которые держат дома, преимущественно возле икон. Такая вода считается целебной, однако святой является только та, чтобы была освящена в Церкви. Купание в проруби или окунание в «Иордань» — достаточно молодая традиция и не является обязательным действом для христианина.
Верующим людям обязательно нужно молиться, вести себя по-христиански и посетить церковь. А вот купание в проруби осуществляется по желанию и никак не определяет степень веры человека. Согласно исследованиям, окунание в прорубь было придумано как ответ на Святки, которые длятся от Рождества и до Крещения, и во время которых даже верующие соблюдают нехристианские старинные традиции — ряжение, колядование, гадание, ритуальные игры и так далее. Во время купания в проруби люди таким образом как бы смывают с себя грехи, которые они допустили в святочный период. Как бы то ни было, купание в проруби сегодня остаётся достаточно популярным и повсеместным, и уже стало практически неотъемлемой традицией Крещения.
К сожалению, не все понимают смысл данного мероприятия. Некоторые люди воспринимают погружение в прорубь как пример мужества или же закаливание своего организма, тогда как истинный смысл — в глубокой вере, следовании примеру Спасителя. Потому человек, который совершает такой обряд, должен в первую очередь задуматься именно о Боге, своей вере, спасении души. Обряды, ритуалы, традиции в Крещение Считалось, что в крещенскую ночь вовсю гуляет нечисть, от которой нужно поставить защиту на окна и двери, нарисовав на них крест. Если же этого не сделать, то не миновать беды.
Девушки умывались Крещенским снегом, собранным со стогов, чтобы быть красивыми. Женщины же его использовали для отбеливания холстины и лечения различных болезней. Чтобы здоровым быть, в Крещенскую ночь нужно принять ванну, в которую положить нательный крестик. Лечь в воду на 15 минут таким образом, чтобы на поверхности оставалась только голова, читая про себя «Отче наш». Не вытираясь, выйти и закутаться в белую простыню.
Так лечь спать. Этой же простыней укрываться три ночи. Чтобы желание исполнилось, нужно налить в первый день Сочельника освященную воду в чашку, кинуть в нее копеечку и поставить на подоконник. Пусть там стоит до праздника Крещения 19 января. Каждый день говорить на воду свое желание шепотом несколько раз.
А на Крещение воду вылить на улицу, монетку спрятать в тайное место. Пусть там лежит, пока желание не исполнится, а потом отдать ее нищему. Чтобы жить в любви, муж и жена семейной пары в Крещение 19 января должны одновременно окунуться в прорубь, а потом друг друга вытереть простыней, которую затем высушить и покрыть ею семейное ложе. Спать на ней следует в течение недели. Чтобы были благополучие и достаток в доме, нужно 19 января набрать в любом водоеме Крещенской воды и еловой веткой окропить ею все углы дома, прося у Господа Бога благополучия и удачи.
Остатки воды перелить в посудину, которая закрывается, и положить ее рядом с тем местом, где хранятся деньги. Чтобы больного вылечить, в Крещение 19 января нужно встать как можно раньше и пойти в церковь, где отстоять утреннюю службу. Выходя из храма, за его воротами зачерпнуть немного снега, который принести домой. Дождаться, когда он растает, затем смешать со стаканом освященной воды. Обтереть ею все тело больного, а также тщательно его умыть.
Оставшейся водой сбрызнуть вещи. Крещенские гадания В праздник Крещения было принято гадать на будущее и на исполнение желания, но также 19 января гадали на любовь и на суженого. Во время Святок распространенным ритуалом было гадание по свече, с помощью которого узнавали свое будущее на предстоящий год. Крещенское гадание по башмачкам. Все девушки собирались в одном доме, затем собирали в одну кучу обувь и выстраивали из нее дорогу, ставя друг за другом, начиная от окна и заканчивая порогом.
Чья обувь окажется у порога, та первая среди присутствующих замуж выйдет. Поскольку 19 января все обряды и ритуалы так или иначе связаны с водой, в этот день можно погадать на воде и свече на будущее. Гадание в Крещение по еловым веткам.
По поверьям, именно там иудеи проводили религиозный обряд омовения. Находясь у берегов Иордана, святой Иоанн рассказывал людям, что совсем скоро в мир явится Мессия.
Предтеча призывал людей очиститься чистой водой от грехов перед его приходом. Кстати, именно Иоанн Предтеча был первым в Иудее, кто начал крестить водой. В один из дней к реке подошел Иисус. Сын Божий поклонился перед пророком и попросил крестить его. Иоанн Предтеча сказал, что не может этого сделать, ведь перед ним стоял сам Бог: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?
Иисус рассказал, что пришел в этот мир не чтобы нарушать закон, а своим поступком призывал всех следовать христианским заповедям. Креститель не сразу согласился, но в итоге сделал так, как просил Спаситель. В Библии сказано, что когда Христос вошел в реку, она изменила направление потока на противоположное. Кто-то мог бы сказать, что это выдумка, но каждый год 19 января Иордан меняет течение: вода останавливается, водовороты начинают сотрясать его, а после река начинает течь в другую сторону. По некоторым версиям, тогда люди узнали о существовании Святой троицы: Бог Отец — голос, который звучал с небес, Бог Сын — Иисус Христос, прошедший священный обряд в Иордане, и Святой Дух, спустившийся во время крещения, выбрав обличие голубя.
Вплоть до середины V века Рождество Христово и Крещение Господне не отмечали отдельно: был единый праздник Богоявления, который встречали 19 января по новому стилю. В этот день были и рождественские, и крещенские мероприятия. Рождество и Крещение разделили в 451 году — тогда Халкидонский собор дал на это разрешение. За день до праздника верующие обычно едят постные блюда: например, сочиво кашу из пшеницы или риса с сухофруктами.
Но при соблюдении необходимых правил праздник ничто не омрачит, даже если на Крещение нет ни полагающихся морозов, ни льда на реках. Прихожане храма Покрова Пресвятой Богородицы и местные власти устроили праздничные гуляния. ИА Регнум ИА Регнум Перед сельчанами выступили музыканты, в том числе единственный в России артист, работающий в жанре праздничных колокольных звонов, руководитель проекта «Соловьи России — русские колокола» Вадим Мартовой, известный как «фронтовой звонарь».
Самое читаемое
- Крещение Господне. Богоявление. - Балашовская Епархия
- Подать записку
- Крещение Господне: и происходит чудо обновления…
- Открытки по темам
- Крещение Господне — традиции, обычаи, обряды, приметы, поздравления — DRIVE2
- Читайте также
Какого числа Крещение Господне в 2023 году и как его отмечают
Поэтому нет никакой разницы, набираем ли мы святую воду 18-го или 19-го января. Конечно, сам обряд освящения, который совершается накануне, имеет историческое объяснение. Когда-то в этот день в древней Церкви совершалось крещение как это было и накануне Пасхи , и для этого освящалась вода. Освящение же воды в самый день праздника — это другая традиция, восходящая к Иерусалимской Церкви, когда в этот день освящался Иордан. Другое распространенное суеверие заключается в том, что люди нецерковные или малоцерковные, которые почти не бывают в церкви, стремятся непременно окунуться в этот день в проруби, думая, что они тим самым получат какую-то особую благодать, омоются от грехов, станут ближе к Богу. Это не так.
Вода не приближает нас к Богу, вода не может нам заменить Таинства Церкви. Самым важным и главным событием этого дня, что очевидно для каждого христианина, является Божественная Литургия и причастие Святых Христовых Тайн. В этом полнота праздника, и только в этом. А окунание в прорубь — это необязательное дополнение, благочестивая, но не всегда и не везде распространённая, даже в Русской Церкви, практика. И нельзя говорить о том, что это церковное проведение праздника.
Ведь мы видим, что у купели собираются люди самых разных настроений, мировоззрений, нередко в состоянии опьянения, дерзновенно думая, что их купание в проруби сделает их чистыми, сделает их каким-то волшебным образом здоровыми, святыми. Когда мы относимся к этому правильно, как к необязательной традиции, дополняющей церковное проведение праздника, то в этом ничего плохого нет. Но когда мы подменяем церковную суть праздника прорубью, то в этом заключается суеверие, тем более кощунственное, когда мы думаем, что Бог обязан нам помочь, обязан нас сделать здоровее, чище и святее. И часто мы видим на практике, что это далеко не так, и происходит много печальных случаев.
Находились удальцы, которые даже купались в проруби, памятуя, что в освященной воде человек не может простудиться. К сожалению, кроме благочестивых традиций, в древности и в настоящее время встречается много суеверий и обычаев почти языческих.
Из числа таких обычаев можно, например, указать на «освящение скота» самими крестьянами, на особый вид гаданий и на смотрины невест, приуроченные к этому дню. Многие приходят в храм не для молитвы, а «за водой». Нередко бывает так, что и служба еще не закончилась, а возле купели со святой водой уже толпится и шумит народ. Нередко бывают и обиды, ссоры. Многие люди считают, что обязательно нужно на Крещение в проруби искупаться. Не обходится тут и без спиртных напитков.
Этот далеко не православный обычай получает все большее распространение. О том, как правильно относиться к святой воде и нужно ли купаться в проруби, подробно рассказывает о. Иоанн Курбацкий в статье « Крещенское купание грехов не смывает! Издавна также существовал благочестивый обычай призывать в свои дома священника со святой богоявленской водой в дни попразднества Богоявления. В настоящее время этот обычай, к сожалению, почти утрачен. Иконы Образы Богоявления появились уже в первые века христианства.
Одно из древнейших изображений Крещения сохранилось в римских раннехристианских катакомбах, где крещаемый от Предотечи Христос изображался молодым юношей. Арианский баптистерий в Равенне. Мозаика купола В дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте. Мозаика собора Сан-Марко. XIII в. Венеция, Италия.
Фрагмент Крещение Господне. Часто изображались три ангела, склонившиеся ко Христу и, подобно восприемникам от купели, держащие покровы на руках. Двусторонняя икона-таблетка. Новгородский гос. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник Крещение Господне. Икона из праздничного чина Успенского собора г.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Богоявление. Из праздничного чина. Владимиро-Суздальский историко-художественный и архитектурный музей-заповедник, Владимир. Вторая половина XV в. Богоявленские храмы Храмов, освященных во имя Богоявления Господня, на Руси было сравнительно немного. Возможно, это связано с длинной чередой непрерывных служб до и после праздника.
Известно, что Богоявленским был древнейший монастырь в Москве, в Китай-городе. Он был основан в 1296 г. Одним из его первых игуменов был Стефан — старший родной брат преподобного Сергия Радонежского. Церковь Богоявления сначала была деревянной, каменная построена в 1342 г. В 1624 г. Он состоит из двух ярусов.
Церковь нижнего яруса самая древняя и датируется 1624 годом, с главным престолом в честь Казанской Божией Матери. Верхняя церковь в честь Богоявления и Спаса Нерукотворенного выстроена в 1693 году. В советское время в соборе находилось общежитие. В начале 1980-х годов начинаются реставрационные работы. Богослужение возобновились в начале 1990-х годов. Собор древнейшего в Москве монастыря — Богоявленского.
Впервые упоминается в 1397 году; нынешний храм поставлен в 1495 г. Интерьер четырехстолпный, крестово-купольный, с повышенными подпружными арками. Северный придел имел бесстолпную конструкцию перекрытия. Фасады храма членятся лопатками, завершаются лопастными арками, апсиды и барабан украшены традиционными, красиво выложенными рядами «псковского ожерелья»: «поребрик — бегунок — поребрик». В древности храм был расписан; ныне обнаружены фрагменты фресковой живописи. Эта церковь была заложена в 1504 году преподобным Иосифом.
Церковь строилась на деньги князя Семена Ивановича Бельского и вельможи Бориса Кутузова, друга детства преподобного Иосифа. Богоявленский собор был построен между 1553 и 1554 гг. Восточный фасад собора сохранил свой исторический вид, нетронутые узкие окна в первом ярусе оформленные своего рода порталами позволяют оценить толщину стен подцерковья и понять, как выглядели все оконные проемы четверика — часть из них была растесана в ходе ремонтов в XVII и XVIII веках. Собор увенчан тяжеловесным пятиглавием — нынешнюю форму главы получили после поновления 1818 года, вместо шлемовидных. Храм стоит на высоком подклете, посему к трем входным, высоко расположенным порталам изначально вели лестницы. Западный вход в собор пролегал через притвор с пристроенным к нему парадным крыльцом с тремя всходами не сохранилось.
В 12:00 митрополит Томский и Асиновский Ростислав совершит освящение воды. Возле специально оборудованной походной часовни в течение всего дня будет дежурить священник, который сможет дать благословение на окунание в освященной воде и ответить на вопросы томичей. На берегу будет установлена передвижная звонница, в которую сможет позвонить каждый окунающийся. В микрорайоне Северный Парк купания пройдут на озере Щучьем с 12 до 20 часов.
В селе Корнилово на реке Ушайка купель будет открыта с 13 до 22 часов. В Первомайском районе купания будут организованы: на озере в поселке Беляй — с 12 до 20 часов, и в деревне Туендат с 14 до 20 часов. На реке Чулым в поселке Берегаево и в селе Зырянское купели будут открыты с 12:00 до 20:00. В селе Тегульдет окунуться в иордань можно будет с 10 до 20 часов.
В Асиновском районе будут оборудованы четыре иордани: на озере в селе Победа — с 12 до 20, на территории храма в селе Ново-Кусково — с 10 до 20, на реке Латат в селе Мало-Жирово — с 13 до 20 и на реке Кужербак в селе Новониколаевка — с 11:30 до 20:00. В деревне Терсалгай купания пройдут на реке Бакса, купель будет открыта с 14 до 20 часов. Приход храма иконы Божией Матери «Смоленская-Одигитрия» в селе Мельниково Шегарского района Томской области организует крещенские купания на озере Лебяжье с 14 до 20 часов. Также обещают усиление ветра до 12 метров в секунду, осадков синоптики не прогнозируют.
Купание в ледяной воде, по словам экспертов, противопоказано людям с заболеваниями сердечно-сосудистой системы; центральной и периферической нервной системы; болезнями дыхательных путей; желудочно-кишечного тракта; мочеполовой системы; воспалительными заболеваниями носоглотки; эндокринными заболеваниями. Не рекомендуется купаться в проруби детям, беременным женщинам, а также пожилым людям. Что нельзя делать В Крещение нельзя ругаться, ссориться, обманывать, сквернословить. Считается, что все зло, сделанное кому-то в этот день, обязательно обернется против обидчика. Запрещается также сердиться на близких, жаловаться и сплетничать, употреблять алкоголь. Как и в большинство церковных праздников, нельзя выполнять любую работу, убираться. Планируется, что купания в этом году пройдут с 12:00 до 21:00. В 12:00 митрополит Томский и Асиновский Ростислав совершит освящение воды. Возле специально оборудованной походной часовни в течение всего дня будет дежурить священник, который сможет дать благословение на окунание в освященной воде и ответить на вопросы томичей.
На берегу будет установлена передвижная звонница, в которую сможет позвонить каждый окунающийся. В микрорайоне Северный Парк купания пройдут на озере Щучьем с 12 до 20 часов. В селе Корнилово на реке Ушайка купель будет открыта с 13 до 22 часов. В Первомайском районе купания будут организованы: на озере в поселке Беляй — с 12 до 20 часов, и в деревне Туендат с 14 до 20 часов.
19 января — праздник Крещения Господня, или Богоявление
Считается, что таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. На Крещение традиционно проходят богослужения и крещенские купания в иорданях, как напоминание о важном событии в жизни Иисуса Христа. В народе также считается, что купание в проруби дает очищающую для души и тела силу. Однако, данное действия не упоминается в обязательных христианских канонах, поэтому является исключительно добровольным. Главное же - посетить церковную службу, исповедоваться, пройти причастие и принять крещенскую воду, которую освящают в этот день. Крещенская вода считается святыней и может долго храниться.
Употреблять её можно в течение всего года.
Также не рекомендуется купаться в проруби беременным женщинам и пожилым людям. Купаться в холодной воде советуют исключительно здоровым людям. Гораздо важнее в Крещение соблюсти пост, сходить на исповедь, причаститься и испить святой воды. Если же человек физически не готов к купанию, то можно с благоговением умыться крещенской водой.
Можно ли купать в проруби детей Маленьким детям не рекомендуется купаться в проруби, поскольку у них неустойчивая система терморегуляции. Тонкий слой подкожно-жировой клетчатки не способен защитить детский организм от переохлаждения, которое может спровоцировать различные заболевания. Врачи особенно не одобряют купание в проруби детей в возрасте до 7 лет. Ребенка без признаков заболеваний лучше обтирать дома святой водой комнатной температуры. Прежде всего, место для купания должно быть оборудовано, а рядом должны находиться профессионалы, которые смогут оказать помощь в случае необходимости.
Раздеваться рекомендуется постепенно, а само купание не должно длиться более минуты. После выхода из воды необходимо промокнуть тело полотенцем, пройти в теплое помещение и переодеться в заранее подготовленную одежду. Подготовка к крещенским купаниям Для того чтобы окунуться в прорубь или купель в крещенскую ночь без проблем для организма, необходимо заранее его подготовить. Врачи рекомендуют начать закаляться еще летом, постепенно снижая градус температуры воды, комфортной для тела. Тогда это не будет трагичным для организма человека", — говорит врач-педиатр Ирина Добрецова.
Однако, по словам эксперта, если смена температуры происходит в виде стресса, возникает риск обострения хронических заболеваний. Но если человек предварительно закален, то процедура проходит без проблем", — заключила врач. Почему на Крещение часто стоит мороз Сильные морозы на Крещение — частое явление, однако оно зависит не от праздника, а от климатических особенностей.
Накануне Рождества Христова начинаются Рождественские святки, которые продолжаются до самого Крещения. В старину в это время полагалось петь и веселиться — Святочные гуляния несовместимы с грустью. Наши предки знали: чем громче и звонче звучат их голоса, тем лучше сложится весь следующий год. Вечера накануне Рождества Христова и Крещения Господня объединяли семьи, которые собирались за праздничными столами.
Но к трапезе из постных блюд полагалось приступить после первой звезды. В Рождество она отождествлялась с Вифлеемской звездой, возвестившей миру о рождении Спасителя. В ночь на Богоявление — о Крещении. В старину после трапезы полагалось сложить все ложки в одну емкость и накрыть ее хлебом. Наши предки знали: без этого ритуала рассчитывать на хороший урожай не придется. На следующий день делать это уже запрещалось. Одно из гаданий было связано с человеком, которого они видели за калиткой.
Если там видели старика, это означало, что год окажется удачным во всех отношениях, но со свадьбой придется повременить. Если за калиткой оказывался парень — можно начинать готовиться к свадьбе. В ночь на Богоявление загадывали желания, обращая взор в небеса. Утром в Крещение полагалось непременно побывать на праздничной службе в церкви. В молитвах, обращенных к Иисусу Христу, наши предки просили об урожае, о здоровье близких, о помощи детям. Не обходилось без суеверий, доставшихся нашим предкам от их прадедов. Накануне Крещения полагалось рисовать кресты над окнами и дверями.
Люди верили, что это защитит их жилище от нечистой силы. Что нельзя делать в Крещение Запретов, связанных с праздником Богоявления, было много.
Далее от лица Предтечи идет наставление — «плоды достойны Христу соделайте». Во втором тропаре описывается благодеяние Божие по отношению к нам в ответ на наши достойные плоды — «Земледелец и Создатель, став посреди… бесплодность сжигая, а плодоносным жизнь вечную даруя». Бесплодность, пожигаемая Господом, есть неверие, а плодоносие — напротив, наша вера, и, как следствие — крещение. Шестая песнь продолжает мысль. Если «благоплодные» получают вечную жизнь, то есть и другая сторона, участь неуверовавших — «огнем крестит конечным Христос противныя, а не Бога мудрствующих Его». Те люди, которые по смерти поймут самую главную ошибку своей жизни, несомненно, уверуют во Христа. Но за гробом нет покаяния, и автор канона говорит не о приятном крещении водой, а о мучительном огненном «крещении».
Седьмая песнь привносит другую мысль, а именно ту, что на Иордане явилась Пресвятая Троица. Свидетелями этого события являются ангелы, которые «якоже на небеси с трепетом и чудом предстояху». Восьмая песнь вновь обращает нас к Предтече, к его священному трепету перед предстоящим крещением своего Владыки и говорящим — «освяти мя, Ты бо еси Бог мой»! И вновь преподобный песнописец напоминает про явление Троицы, но уже более подробно пересказывает евангельское событие: «Отец возгласи…», «Дух же прииде…». Девятая песнь полна радостных мыслей о нашем спасении. Так, первый тропарь говорит о восстановлении во Христе падшей природы Адама и нашем обновлении. Призыв пророка Исайи к очищению и омовению нужно отнести непосредственно к крещению водой. Но тут же мы находим указание на крещение Духом Святым — «соблюдаемся благодатию вернии, и печатию». Что это, если не «печать дара Духа Святого»?
Светилен праздника перекликается с первой стихирой на хвалитех. В этих песнопениях Господь Иисус Христос сравнивается со светом. Несомненно, что некогда, как уже говорилось, здесь могли таким образом указывать на Крещение оглашенных, а просвещающий свет есть свет крещальной купели, светильников использующихся в чинопоследовании таинства. Именно о таинстве Крещения и идет речь в последних двух стихирах: «Ты во Иордане крещься, Спасе наш, воды освятил еси», «крещается Христос с нами… влагает священие воде». Господь освятил водное естество, которое неразрывно связанно с таинством Крещения. В упоминании о совместном крещении с Христом нет ничего странного, потому что все, кто во Христа крестились, во Христа облеклись. Таким образом, богослужение праздника хотя и касается многих истин, но, тем не менее, не теряет своей целостной структуры. Священные тексты говорят не только о событии крещения Спасителя, но и о нашем восприятии этого события, как бы переводя на нас последствия Крещения. Не стоит забывать о том, что название праздника «Богоявление» находит своё двухстороннее отражение в праздничном богослужении.
Отдельно нужно сказать о чине Великого освящения воды положенного накануне и в самый день праздника. Освящение воды одним и тем же чином два дня подряд связано, по мнению Г. Битбунова, со следующими обстоятельствами. Освящение воды накануне являлось практической необходимостью и остается доныне в употреблении как напоминание о крещении оглашенных в этот день. Освящение в самый день праздника связанно с воспоминанием о Крещении Господа Иисуса Христа. Надо сказать что мнение это неоднозначно, так как в самих чинах Великого освящения воды и Таинства крещения мы не находим четкой связи или параллели за исключением некоторых возгласов священника. Однако сама идея не лишена логики. Сам чин великого освящения воды в требнике и минее носит название «Великое освящение воды Святых Богоявлений» и состоит из чтений Ветхого и Нового Завета, великой ектении с особыми прошениями и молитв на освящение воды.
Проповедь епископа Арсения в праздник Крещения Господня
По окончании Божественной Литургии в сам день праздника Крещения Господня Владыка Назарий совершил чин Великого освящения воды. Главная Новости Главные событияВ праздник Крещения Господня святая вода была передана в социальные и образовательные учреждения. Но в день Крещения Господня завершается этот подготовительный путь: теперь, созревший уже в Своем человечестве Господь, достигший полной меры Своей зрелости Человек Иисус Христос, соединившийся совершенной любовью и совершенным послушанием с волей Отца. В народном и православном календаре 19 января 2024 года отмечается одна из самых значимых христианских дат – Крещение Господне, церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям после обряда крещения в водах реки Иордан. один из самых древних праздников христианской Церкви.