С тех пор этот день в России отмечают как День космонавтики. День космонавтики 2021: какого числа, история праздника. В октябре 1957 года в Космос запустили первый спутник, который пролетал всего 92 дня. Если говорить о последних 30 годах в истории космонавтики, то российские астронавты выделяются и здесь. День космонавтики был установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. Праздник «День космонавтики» был установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года в честь совершённого 12 апреля 1961 года полёта Юрия Гагарина.
12 апреля – начало космической эпохи
Если говорить о последних 30 годах в истории космонавтики, то российские астронавты выделяются и здесь. Но для граждан России День космонавтики был и остается величайшим событием, перевернувшим историю. 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе!».
День космонавтики 2024: история праздника
В День космонавтики в торжествах участвуют космонавты, инженеры и создатели пилотируемой техники, научные сотрудники и вспомогательный персонал. Вспомним историю Дня космонавтики, расскажем интересные факты о выдающихся космонавтах России и СССР, а также ответим на главный вопрос – почему День космонавтики важен для россиян? Вспомним историю Дня космонавтики, расскажем интересные факты о выдающихся космонавтах России и СССР, а также ответим на главный вопрос – почему День космонавтики важен для россиян? 12 апреля — День космонавтики: история первого полета в космос и традиции праздника. Как празднуют День космонавтики в 2024 году, читайте в нашем в материале. Праздник «День космонавтики» учредили в 1962 году.
"Поехали" вместе: как это было. Хроника дня 12 апреля 1961 года в событиях и лицах
После этого дня мир стал другим: мечты людей о звездах стали реальностью, непостижимое - постижимым, невозможное — возможным. Перед человеком открылись новые возможности, горизонты, свершения! С 1969 года по решению Совета Международной авиационной федерации приобрел международный статус — Всемирный День авиации и космонавтики, а в 2011 году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила эту дату как Международный день полёта человека в космос. Для людей более, чем в 60 странах мира, этот праздник является вершиной прогресса и великим достижением научной мысли.
Как подчеркнул Лавров, Россия по-прежнему придерживается концепции мирного развития. Так, Москва призывает на международном уровне запретить размещение вооружений на орбите. Только это позволит использовать космос на благо всего человечества, выразил уверенность глава внешнеполитического ведомства. Необычное музыкальное видеопоздравление подготовил ко Дню космонавтики оркестр московской полиции.
Музыканты исполнили главную мелодию космического триумфа нашей страны - песню композитора Оскара Фельцмана «Четырнадцать минут до старта».
В ноябре 1968 года на Генеральной конференции Международной авиационной федерации приняли решение утвердить 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики. А 7 апреля 2011 года на специальном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, которой 12 апреля провозглашалось Международным днем полета человека в космос. Это событие — колоссальный шаг для всего человечества, открывший людям управляемое исследование космоса. Традиции праздника В честь праздника в регионах проводятся многочисленные мероприятия, показы фильмов, образовательные программы. В этот день принято чествовать ученых, инженеров, конструкторов, летчиков-космонавтов и всех тех, кто имеет отношение к космической отрасли.
В некоторых странах проводится акция под названием «Юрьева ночь», названная так в честь Юрия Гагарина, призванная рассказать и показать как можно больше об исследовании космоса и подтолкнуть молодые поколения на новые открытия. Дети же в День космонавтики запускают в небо модели ракет, сделанные своими руками, посещают планетарии, где узнают о строении солнечной системы, и примеряют на себя скафандр. Несмотря на то, что с каждым годом первый полет человека в космос все дальше от нас, важно помнить, какая огромная работа была проделана, чтобы это совершилось. И сегодня в космической отрасли трудятся сотни тысяч людей, сделав полеты в космос реальностью. Как стать космонавтом Многие из нас мечтали в детстве стать космонавтами.
Только это позволит использовать космос на благо всего человечества, выразил уверенность глава внешнеполитического ведомства. Необычное музыкальное видеопоздравление подготовил ко Дню космонавтики оркестр московской полиции.
Музыканты исполнили главную мелодию космического триумфа нашей страны - песню композитора Оскара Фельцмана «Четырнадцать минут до старта». Эта песня была написана за несколько месяцев до полета Гагарина в космос. В ролике оркестра зашифрована повседневная жизнь первого космонавта Земли: фотоаппарат и хоккейная клюшка напоминают, что Гагарин любил делать снимки и выходил на лед, чтобы погонять шайбу с друзьями.
День космонавтики — дата в ознаменование первого полёта человека в космос
Глава государства поздравил супругов Енксю и Зою Пяк с Днём космонавтики, а также с 50-летием совместной жизни. Кроме того, Путин пообещал исполнить мечту их внука — увидеть старт космического корабля. Опыт показал, что питание из тюбиков не подходит для человека, поскольку гастрономические ощущения очень важны для нормального самочувствия. Поэтому сегодня рацион космонавтов максимально приближен к обычному, земному питанию.
Фото: А. Начала работать автоматическая система ориентации космического корабля "Восток-1" для подготовки к включению тормозного двигателя. Космический корабль вышел из тени Земли и автоматически сориентировался по Солнцу двигательной установкой вперед по ходу движения. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Я видел облака и легкие тени их на далекой милой Земле. На какое-то мгновение во мне пробудился сын колхозника.
Совершенно черное небо выглядело вспаханным полем, засеваемым зерном звезд. Они яркие и чистые, словно перевеянные. Солнце тоже удивительно яркое, невооруженным глазом, даже зажмурившись, смотреть на него невозможно. Оно, наверное, во много десятков, а то и сотен раз ярче, чем мы его видим с Земли. Ярче, чем расплавленный металл, с которым мне приходилось иметь дело во время работы в литейном цехе. Чтобы ослабить слепящую силу его лучей, я время от времени перекрывал иллюминаторы предохранительными шторками. Мне хотелось понаблюдать Луну, узнать, как она выглядит в космосе. Но, к сожалению, ее серп во время полета находился вне поля моего зрения.
Телетайпы закончили передачу первого сообщения ТАСС. Сотни корреспондентов малых и больших стран штурмом брали здание Телеграфного агентства. Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Несмотря на сложную работу, я не мог не думать. Вспомнилась мама, как она в детстве целовала меня на сон грядущий в спину между лопаток. Знает ли она, где я сейчас? Сказала ли ей Валя о моем полете? А вспомнив о маме, я не мог не вспомнить о Родине. Ведь неспроста люди называют Родину матерью - она вечно жива, она бессмертна… Дом в Клушино, где семья Гагариных жида до 1946 года.
Воссоздан и превращен в музей. Вспоминалось, как мы, мальчишки, тайком трясли яблони в колхозном саду, как накануне полета я бродил по Москве, по ее шумным, радостным улицам, как пришел на Красную площадь и долго стоял у Мавзолея. Подумал о том, что космический корабль несет идеи Ленина вокруг всей Земли. Ведь все, что я сейчас переживаю, придется пережить и ему". Юрий Гагарин стал близким для всех народов земного шара. Но больше всего волновались и переживали за него, конечно же, близкие. Поселок Чкаловский, Московская область. Из воспоминаний Валентины Гагариной: "12 апреля началось как обычно.
Лену отправила утром в ясли, занялась Галочкой. Потом пришла Светлана Леонова. Она ждала ребенка и ко мне, "двудетной" матери, приходила перенимать опыт. Неожиданно стук в дверь. Открываю - соседка. Раскраснелась, захлебывается словами: - Валюша, включай радио! Юра в космосе! У меня голова пошла кругом - смотрю на соседку и никак не могу вспомнить ее имени, метнулась к приемнику и не могу вспомнить, как его включают.
А потом началось в нашей квартире невообразимое, неописуемое. Прибежал Володя Комаров, нагрянули друзья, сослуживцы, соседи. Спрашивают, советуют, поздравляют. Сразу же приехали журналисты. Первым, помню, Василий Песков". Из воспоминаний Тамары Титовой: "О том, что Юра в космосе, я лично узнала уже по радио, когда голос Левитана объявил об этом всей стране. Побежала к Вале, та попросила сходить за Леночкой в садик. Когда вернулась, к нам уже приехало командование, все женщины, приникнув к приёмнику, сидели у Валентины.
Та очень переживала, плакала. И я плакала вместе с ней. Ведь мы не знали, чем это всё может закончиться. Хотя верили, что всё будет хорошо…". Из воспоминаний Валентины Гагариной: "Поминутно открывалась дверь, входили какие-то люди, что-то говорили, жали мне руку. Не помню, что я им отвечала, что говорила. Я не могла разговаривать. Голос диктора сообщил: - Полет продолжается.
Пилот-космонавт Юрий Гагарин чувствует себя хорошо. Я крутила ручку приемника, чтобы увеличить громкость, но вместо этого сбивала настройку, снова крутила, утирала ладонью слезы и чувствовала, как сердце сжималось. Рука не слушается. Карандаш падает на стол. А люди что-то говорят, говорят…". Поселок Чкаловский. В квартире Гагариных на четвертом этаже в тот день не закрывались двери. Фото: wikimapia.
Из воспоминаний Валентина Гагарина: "Отчаянно размахивая руками, вдогон за мной бежала моя младшая, восьмилетняя Валюшка, кричала что-то неразборчиво. Я остановился. Мама плачет. И что за напасть? Только что говорила, что легче ей. Вечно с этими женщинами всякие истории. Неужто я ее расстроил сообщением о том, что еду на целину? Из мемуаров Бориса Чертока: "Самым мучительным в тот день было ожидание сообщения о благополучном приземлении...
Посадка - самый ответственный этап космического полета: ошибка на метр в секунду при скорости 8000 метров в секунду отклоняет точку приземления уже на целых 50 километров... Из воспоминаний Юрия Гагарина: "Наступал заключительный этап полета, может быть, еще более ответственный, чем выход на орбиту и полет по орбите,- возвращение на Землю. Я стал готовиться к нему. Меня ожидал переход от состояния невесомости к новым, может быть, еще более сильным перегрузкам и колоссальному разогреву внешней оболочки корабля при входе в плотные слои атмосферы. До сих пор в космическом полете все проходило примерно так же, как мы отрабатывали это во время тренировок на Земле. А как будет на последнем, завершающем этапе полета? Все ли системы сработают нормально, не поджидает ли меня непредвиденная опасность? Автоматика автоматикой, но я определил местоположение корабля и был готов взять управление в свои руки и в случае необходимости осуществить его спуск на Землю самостоятельно в выбранном мною подходящем для этой цели районе.
Главный конструктор переживал за Юрия Гагарина как за сына. Фото: ТАСС Система ориентации корабля в данном полете была солнечной, оснащенной специальными датчиками. Эти датчики "ловят" Солнце и удерживают его в определенном положении, так что тормозная двигательная установка оказывается всегда направленной против полета. В 10 часов 25 минут произошло автоматическое включение тормозного устройства. Оно сработало отлично, в заданное время. За большим подъемом и спуск большой - "Восток" постепенно стал сбавлять скорость, перешел с орбиты на переходный эллипс. Началась заключительная часть полета. Корабль стал входить в плотные слои атмосферы.
Его наружная оболочка быстро накалялась, и сквозь шторки, прикрывающие иллюминаторы, я видел жутковатый багровый отсвет пламени, бушующего вокруг корабля. Но в кабине было всего двадцать градусов тепла, хотя я и находился в клубке огня, устремленном вниз. Невесомость исчезла, нарастающие перегрузки прижали меня к креслу. Они все увеличивались и были значительнее, чем при взлете. Корабль начало вращать, и я сообщил об этом "Земле". Из мемуаров Бориса Чертока: "Разделение отсеков корабля по штатному циклу должно было состояться через 10 сек. Гагарин его ждал, но на 10-й секунде разделение не произошло. Корабль начал вращаться вокруг своих осей с очень большой скоростью.
Скорость вращения была градусов около 30 в секунду, не меньше. Я ждал разделения. Разделения нет. Я знал, что по расчету это должно было произойти через 10-12 секунд после выключения ТДУ... Разделение произошло только в 10 час 35 мин, а не в 10 час 25 мин, как я ожидал, то есть приблизительно через 10 мин после окончания работы ТДУ". Откуда появились возмущающие моменты на закрутку корабля с такой большой скоростью? Двигатель прекратил работу из-за преждевременного прекращения подачи горючего в камеру сгорания. Однако не только двигатель, но и газогенератор.
Штатной электрической команды на выключение двигателя не было. Поэтому все тракты подачи компонентов остались открытыми. Газ наддува и окислитель под давлением порядка 60 атмосфер продолжали поступать в камеру сгорания и в рулевые сопла, создавая мощное возмущение по всем осям. Команда на выключение двигателя пришла от ПВУ через 4 сек после расчетной. Это была дублирующая команда. Она перекрыла продувки, создававшие возмущения. Через 10 минут после прекращения работы двигателя корабль достиг верхней границы атмосферы и начался разогрев его поверхности. Сработали термодатчики, которые и дали команду на отделение спускаемого аппарата от приборно-агрегатного отсека.
А далее все происходило штатно. Сферический спускаемый отсек "Востока", в котором находился Гагарин, был очень надежно "пристегнут" к приборно-агрегатному отсеку. Если бы не резервная система на выдачу команды "разделение" от термодатчиков, то возвращение Гагарина на Землю могло оказаться не столь благополучным. Идея использования температуры, возрастающей в процессе входа в атмосферу, для дублирования основной системы управления спуском космического аппарата принадлежит королевскому ОКБ-1. Назвать авторов трудно. Творчество было коллективным. О приоритетах и патентовании таких оригинальных систем мы тогда не думали. Могу только утверждать, что разработка реальной системы проводилась во вверенных мне "электрических" отделах, и если бы эта система не сработала, то я стал бы главным ответчиком.
А мама с Зоей знают? Я маме крикнула, чтоб включила радио. Мама, когда услышала, в обморок упала. Еле-еле в чувство привели мы ее с Зоей - она как раз из больницы прибежала. Пошли к ним. Приемник здесь, как и у нас, был включен на полную мощность. Мама и Зоя сидели перед ним, тесно прижавшись друг к другу, и плакали… - Вот о какой командировке он говорил... Боже мой, а как же Валентина все это переживет?
Ведь одна она там, ребятишки несмышленые... До поезда оставалось двадцать минут, а от дома до вокзала расстояние - около трех километров. Не успеть маме к поезду, но - понял я - и отговаривать ее бесполезно. Крикнув, чтобы ждала меня, я бегом бросился в автохозяйство… Мама не дождалась меня - ушла на вокзал пешком. Догнал я ее чуть ли не на половине пути. Она бежала, спотыкаясь, шаль свалилась на плечи. Вот и вокзал, скорее в кассу! Стучим в окошко, а московскому уже дали отправление.
Первый космический экипаж, состоящий из трех космонавтов, первый выход человека в открытый космос, первая стыковка двух пилотируемых кораблей «Союз», первая сборка на орбите пилотируемых комплексов на базе орбитальных станций, первый полет орбитального корабля многоразового использования «Буран» — таковы основные вехи нашей космической одиссеи. Прошло 60 лет со дня того знаменательного события. Сегодня в мире нет ни одной хозяйственной отрасли, где бы не использовались достижения космонавтики.
Привычными стали такие понятия, как космическая индустрия и технология, космическая связь и навигация. Привычными стали длительные орбитальные вахты международных космических экипажей, насыщенные разнообразными научными экспериментами.
Первыми облетели вокруг Луны черепахи — советский корабль Зонд-5 с черепахами на борту совершил путешествие вокруг спутника в 1968-м. Черепах выбрали для этой миссии, так как они выносливы и не требовательны к пище и воздуху. Валентина Терешкова была первой женщиной в космосе — она летала на корабле "Восток-6" в 1963-м — полет длился трое суток. Американский бизнесмен Деннис Тито стал первым туристом, посетившим космос — он заплатил за путешествие в апреле 2001 года 20 миллионов долларов. Космонавтам плакать в космосе не рекомендует, так как слезы в условиях невесомости не стекают по щекам, а остаются на поверхности глаза в виде шариков, что вызывает неприятные и болезненные ощущения. Мировой рекорд по продолжительности нахождения в космосе побил российский космонавт Геннадий Падалка — он провел в космосе два года и два с половиной месяца, посему на орбите пробыл дольше всех.
Предыдущий рекорд принадлежал также российскому космонавту Сергею Крикалеву — он совершил шесть полетов и в сумме провел в космосе 803 дня, 9 часов и 41 минуту. В честь Юрия Гагарина назван кратер на обратной стороне Луны. Кстати, человеческий храп услышать в космосе невозможно — космонавты не храпят из-за особенностей окружающих условий — науке известны лишь единичные случаи такого явления. Известная черная дыра находится на расстоянии 13 миллионов световых лет. Материал подготовлен на основе открытых источников.
День космонавтики 2023: история и традиции праздника
День космонавтики — отмечаемая сначала в СССР, а после в России и других странах постсоветского пространства 12 апреля. Ветеран космонавтики Людмила Ашхотова совершила больше 50 открытий, которые актуальны и по сей день. День космонавтики впервые отпраздновали в России в 1962 году и с тех пор отмечают каждый год 12 апреля. День космонавтики 2021: какого числа, история праздника. В октябре 1957 года в Космос запустили первый спутник, который пролетал всего 92 дня. В 2011 году в честь своего 50-летнего юбилея праздник стал называться Международным днем полёта человека в космос, однако многие по-прежнему называют его Днем космонавтики. В России День космонавтики был установлен в качестве памятной даты статьей 1.1 Федерального закона от 13 марта 1995 года «О днях воинской славы и памятных датах России».
День космонавтики — дата в ознаменование первого полёта человека в космос
Истину он ищет повсюду — и в космосе, и в лабораториях, и в книгах, и в телевизионных дискуссиях… Когда мы пересматриваем запись какого-нибудь спектакля или концерта семидесятых или восьмидесятых годов — в зале почти всегда можно заметить Георгия Михайловича. Внимательно и лукаво он всматривается в мир. Давно можно было заподозрить, что это взгляд талантливого мемуариста. И вот перед нами книга, в которой — черты эпохи, ворох сенсаций, несколько выразительных портретов великих современников: Королёва, Гагарина, Раушенбаха, Высоцкого… И не только рассказ о собственных космических подвигах, но и боль за будущее российской космонавтики, о котором Георгий Михайлович судит честно и беспощадно. Он из эпохи созидателей, для которых и невозможное было возможным. Дважды Герой Советского Союза, забытый наградными комиссиями последнего двадцатилетия. Человек, с которым интересно жить на одной планете, а тем более — в одной стране. Я задал ему вопросы про Гагарина, про тот победный полёт.
Привезли космонавтов, нас от них отгородили. Мы могли смотреть на этих небожителей только издалека. Им показывали ракету, которую мы делали. Нам было, конечно, интересно, ведь мы гордились ракетой, на которой им предстояло летать. Ракета сначала летать не хотела, но она была очень красивая. И, как показало время, она остаётся самой надёжной ракетой всех времён и народов. Смотрели с восхищением.
Среди небожителей был Гагарин, ещё не отобранный как первый космонавт. Слухи о нём уже ходили, и по некоторым словам Королёва было ясно, что ему нравится Гагарин. Мы, зная, что какой-то Гагарин Королёву нравится, выглядывали издалека и присматривались: что это за Гагарин? Какой он есть? Наше КБ занималось подготовкой первого полёта, поэтому у нас проходила прямая трансляция. Все собрались в зале и переживали весь полёт буквально по минутам, пока Юра благополучно не приземлился. Второй раз я видел его на митинге в нашем подмосковном Калининграде.
После полёта он приехал на предприятие, чтобы поблагодарить тех, кто создавал для него тот корабль, что унёс его в космос и невредимым вернул на землю. Наше ОКБ-1 было закрытым предприятием. О его существовании иностранцы не должны были знать. На Ярославском шоссе в районе Калининграда к каждой притормаживающей машине подъезжали представители охраны. Полная секретность, над которой мы иногда подшучивали. На заводе была строгая пропускная система. И вот нам объявили, что приедет Гагарин и что митинг пройдёт на самой большой площади внутри предприятия — сразу за проходной.
В городе никто не должен был об этом знать. Но когда настало время митинга — по ту сторону ворот собралось полгорода. Это неудивительно: в КБ и на нашем заводе работало полгорода. Слава богу, что охрана поступила мудро — и ворота открыли. Митинг из закрытого превратился в открытый.
Для России этот праздник особенный. Наша страна стала пионером освоения космического пространства, совершила подвиг, признанный всеми державами мира, вызывающий гордость за успехи и достижения в космической отрасли. В фондах нашего архива хранятся уникальные документы по истории ракетно-космической техники и космонавтики, документы организаций-участников космической деятельности, личные документы конструкторов, космонавтов, деятелей науки и других специалистов по ракетно-космической отрасли. Приглашаем вас на интернет-выставку , посвященную полету первого в мире космонавта Ю.
Для пассажиров городского транспорта: На Северном речном вокзале в День космонавтики запланированы лекции о созвездиях и планетах, также для гостей вокзала с 12 апреля в течение недели будет работать мобильный планетарий. А на Южном речном вокзале 13 апреля запланированы мастер-классы, космическая викторина, игротека, обсуждение научно-популярных книг, показ любимых мультфильмов о космосе и встреча с ветераном-испытателем авиационной и космической техники. По Кольцевой линии метро будет курсировать 10 составов, головные вагоны которых украсит легендарная фраза Юрия Гагарина "Поехали! А в переходе между станцией метро "Ленинский проспект" и станцией Площадь Гагарина МЦК можно будет полюбоваться фотовыставкой.
Посмотреть на звезды в парках: Московские парки в День космонавтики приглашают посмотреть на звезды и планеты. Так, в Парке Горького после зимнего перерыва откроется народная обсерватория — старейшая в городе площадка для наблюдения за звездами. С 13:00 до 19:00 там пройдет день открытых дверей. Кроме того, гостей ждет лекция "Небесная симфония: гармонизация здоровья человека с ритмами космоса" и другие мероприятия.
К примеру, в 13:00 на большом уличном экране, расположенном у главной сцены, покажут советский научно-фантастический художественный фильм "Москва — Кассиопея" — первую часть дилогии. В амфитеатре парка "Ангарские пруды" в день космонавтики в 11:00 пройдут открытые кинопоказы — зрителям представят 27 короткометражек из серии "Любимый экспонат". В 18:00 в парке "Красная Пресня" организуют для детей и взрослых мастер-класс "Космическое пространство. Космос как предчувствие".
Более подробную программу мероприятий в Москве можно посмотреть по данной ссылке. Интересные факты о Дне космонавтики Людей, покоряющих космос, в Германии и Норвегии называют "раумфарерами", в Казахстане — "гарышкерами", в США — "астронавтами", а китайцы зовут их "тайконавтами". Ракеты и космические аппараты с почти всех космодромов в мире запускаются на восток, по направлению вращения Земли. По информации из открытых источников, только израильтяне делают запуски на запад, затрачивая дополнительное горючее.
Обратный отсчет, который неизменно сопровождает запуск космических ракет, был придуман не учеными и не космонавтами, а кинематографистами. Впервые его показали в немецком фильме "Женщина на луне" 1929 года для нагнетания напряжения. Впоследствии при запуске настоящих ракет конструкторы просто переняли этот прием. Космонавты не могут плакать в космосе так, как на Земле — слезы остаются на глазах в виде маленьких шариков.
Во время первых полетов космонавты общались с Землей с помощью секретных слов. Такими словами служили названия цветов, фруктов и деревьев. В Сети пишут, космонавт Владимир Комаров в случае повышения радиации должен был сигналить: "Банан!
Но к счастью, все прошло лучшим образом. Позже космонавт Герман Титов предложил учредить День космонавтики как в Советском Союзе, так и во всем мире. В ноябре 1968 года на Генеральной конференции Международной авиационной федерации приняли решение утвердить 12 апреля как Всемирный день авиации и космонавтики. А 7 апреля 2011 года на специальном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН была принята резолюция, которой 12 апреля провозглашалось Международным днем полета человека в космос.