Ф. Шаляпин Что такое русский купец? Это, в сущности, простой российский крестьянин, который после освобождения от рабства потянулся работать в город. Богатейшие купцы несли казенную службу по финансам в качестве гостей, что давало им ряд преимуществ и предоставляло широкие возможности дальнейшего обогащения. Купить и купец: этимологический комментарий — пост пикабушника klapaucjusz.
Что такое купец
Купечество должно было каждые три года избирать из своей среды кандидатов в органы городского самоуправления. Таким образом исполнительная власть городов практически полностью перешла в руки купечества. Большую часть должностей занимали именно купцы. О должностных лицах упоминалось в различных справочниках, адрес-календарях и сборниках, также информация о многих из них осела в архивах. Например, мой пра 5 дед Семен Рыбенцов оказался головой города Александрова, четырежды прадед Никита Рыбенцов — бургомистром Пятигорской ратуши, а Георгий Никитич Рыбинцев, родной брат трижды прадеда — городским головой г. Их фотографии не сохранились, но есть фото другого купца, хорошо им знакомого, занимавшего пост головы города чуть позже. Пятигорский купец 2-й гильдии Михаил Фомич Николаенков 1870-1919. Владелец гостиницы «Варшава» в городе Пятигорске. Фото из фондов Пятигорского краеведческого музея. В правила, конечно, постоянно вносились разные изменения.
В 1786 году записываться в гильдии было запрещено дворянам, а в 1807-м им разрешили выкупать свидетельства 1-й и 2-й с 1824 года — только 1-й гильдий, с распространением на них прав и обязанностей купцов этих гильдий при сохранении дворянских преимуществ. Крепостные крестьяне и до 1863 года государственные служащие не могли выкупать гильдейские свидетельства и вступать в купеческие гильдии, однако крестьяне с 1812 года пользовались правом вести крупную, в том числе внешнюю торговлю путем покупки торговых свидетельств. Выходцы из духовенства могли вступать в гильдию в случае снятия сана. Если купец не возобновлял гильдейского свидетельства в срок, был объявлен несостоятельным должником или признан по суду виновным в совершении преступления, он терял права состояния и переходил в мещанское сословие; с 1807 купеческое общество могло, не дожидаясь решения суда, общим приговором исключить купца из гильдии. С принятием Положения «О пошлинах за право торговли и иных промыслов» в 1863 году представители всех сословий получили возможность заниматься предпринимательством, платя особые сборы и не причисляясь в купечество. В этом Положении подробно описаны торговые и промышленные действия, производимые без платежа пошлин и с оными, перечислены торговые права, предоставляемые по различным патентам и билетам, а также расписаны преимущества купеческих гильдий и прочие детали. С Положением «О пошлинах за право торговли и других промыслов» от 1863 года и другими материалами «Комиссии высочайше учрежденной для пересмотра системы податей и сборов» можно ознакомиться нажав на название документа: «О пошлинах за право торговли и других промыслов» Основное изменение 1863 года: вместо трех купеческих гильдий осталось только две! Первая гильдия давала право на оптовую и розничную торговлю по всей империи, позволяла содержать фабрики и заводы, принимать подряды, поставки и откупа без ограничения суммы. Члены второй гильдии получили право на розничную торговлю в своем уезде где купец получил патент , могли содержать фабрики, заводы, ремесленные заведения, а также принимать подряды, поставки и откупа на сумму не выше 15 тыс.
Свидетельства разделялись на купеческие гильдейские , предоставляющие купеческое звание и соединенные с ним личные преимущества, и промысловые, не предоставляющие никаких личных преимуществ, кроме прав торговли. Предприниматели должны были получать свидетельства ежегодно, в противном случае они теряли свой статус и привилегии купеческого сословия. Лица, не принадлежащие к купеческому сословию, могли брать купеческие свидетельства с сохранением настоящего своего звания или с причислением в купечество. Помимо свидетельств необходимо было получать билеты на торговые и промышленные заведения. За свидетельства и билеты взимались пошлины. Все это отражалось в различной документации, которая сохранилась в архивах регионов. Для исследователей рода будет полезна информация о лицах, которые могут числиться в одном купеческом свидетельстве: В купеческое свидетельство, выдаваемое на имя мужа, вносилась жена, а вот муж не мог быть внесен в свидетельство жены.
Восстановим реалии, при которых существовало предпринимательство в 18-19 веках, чтобы через истоки и особенности русского купечества лучше понять современных предпринимателей. Стоимость лекции 600 руб. От Ливерпуля до Пекина и Вашингтона.
Ходила масса легенд, откуда они почерпнули богатство. Их быстрое обогащение действительно вызывает вопросы. Современники говорили, что Хлудовы были одержимы страстями. Эта страстность позволяла им совершать немыслимые коммерческие операции — менять порох и ружья на хлопок в Южной Америке во время войны. Разберемся, как и зачем в 19 веке государство помогало реализовывать талант отдельных предпринимателей? Как с их помощью реализовывало свои интересы на внешнем рынке? Купить доступ к записи Шоколадная жизнь пушкинской Москвы.
Самое высшее и почетное место принадлежало гостям их в XV в. Звание гостя получали самые крупные предприниматели, с торговым оборотом не меньше 20 тыс. Все они были приближены к царю, свободны от уплаты пошлин, вносимых купцами рангом пониже, занимали высшие финансовые должности, а также имели право покупать в свое владение вотчины. Члены гостиной и суконной сотен в XVII в. Гостиные и суконные сотни имели самоуправление, их общие дела вершили выборные головы и старшины. Низший разряд купечества представляли жители черных сотен и слобод. Это были преимущественно ремесленные самоуправляемые организации, сами производившие товары, которые потом продавали. Этот разряд, условно говоря, непрофессиональных торговцев составлял сильную конкуренцию профессионалам-купцам высших разрядов, т. В крупных городах посадские люди, имеющие право вести торговлю, делились на лучших, средних и молодших. Сфера деятельности русских купцов XVII в. Беломорский Вологодский путь шел через Вологду по Сухоне и Северной Двине в Архангельск ранее к Холмогорам и на Белое море, а оттуда в зарубежные страны. К этому пути тяготели знаменитые центры русского предпринимательства: Великий Устюг, Тотьма, Сольчевыгодск, Яренск, Усть-Сысольск, давшие России тысячи купцов. В сер. XVI в. Русские везли в Англию меха, лен, пеньку, говяжье сало, юфть, ворвань, смолу, деготь, а получали ткани, сахар, бумагу, предметы роскоши. Важнейшим перевалочным центром на этом пути была Вологда, куда всю зиму свозились товары из Москвы, Ярославля, Костромы и других городов, а затем по воде направлялись в Архангельск, откуда, в свою очередь, осенью приходили товары для отправки в Москву санным путем. Этим путем в Германию шли русский лен, пенька, сало, кожи и красная юфть. Главным предпринимательским центром на этом пути был Н. Новгород с располагающейся рядом с ним Макарьевской ярмаркой. Путь от Н. Новгорода до Астрахани преодолевался русскими купцами примерно за месяц. Шли караванами из 500 и более судов с большой охраной. И даже на такие караваны время от времени совершались разбойные нападения. Купцы плыли и останавливались в местных предпринимательских центрах — Чебоксарах, Свияжске, Казани, Самаре, Саратове. Торговля с Хивой и Бухарой проводилась в Караганском пристанище, куда из Астрахани под охраной приходили купеческие суда, а на встречу с ними приезжали местные купцы со своими товарами. Торговля велась ок. После этого часть русских судов возвращалась в Астрахань, а другая шла в Дербент и Баку, откуда купцы уже посуху добирались до Шемахи и торговали с персами. Сибирский путь шел водой из Москвы до Н. Новгорода и до Соликамска. От Соликамска купцы волоком двигались до Верхотурья, где был большой торг с вогулами, а затем снова водой до Тобольска, через Туринск и Тюмень. Далее дорога шла на Енисейск мимо Сургута, Нарыма. В Енисейске был устроен большой гостиный двор. От Енисейска путь пролегал в сторону Илимского острога по Тунгуске и Илиму. Часть купцов следовала и дальше, достигая Якутска и Охотска, проникая даже на Амур. Главным предпринимательским центром Руси по торговле с Китаем был Нерчинск, где был построен специальный гостиный двор. Основными товарами, которые покупали или выменивали на этом пути, были меха и звериные шкуры, из Центральной России в Сибирь везли железо, оружие, ткани. Смоленский Литовский путь шел из Москвы через Смоленск в Польшу, но из-за постоянных войн этот путь для широкой торговли использовался сравнительно мало. Более того, в Москве очень неохотно привечали польских и еврейских купцов, имевших плохую репутацию, а русские купцы избегали отношений с торговцами местечковой Польши. Степной Малороссийский Крымский путь пролегал через рязанские, тамбовские, воронежские края, выходил к донским степям, а оттуда в Крым. Широкий размах основных путей торгово-предпринимательской деятельности наглядно свидетельствовал о гигантских усилиях, вложенных в экономическое освоение огромной территории России. В Древней Руси эта деятельность была связана и с путевыми трудностями. Осуществляя торговлю теми или иными товарами, русские купцы нередко принимали участие в организации их производства, особенно это касалось выработки воска, сала, смолы, дегтя, соли, юфти, кож, а также добычи и выплавки металлов и производства различной продукции из них. Но основу его богатства составила торговля сибирской пушниной. Строил он ладьи и суда, перевозившие разные товары, хлеб и соль. В 1614 он получает звание гостя. С 1632 Никитников вкладывает капиталы в солеваренную промышленность. Никитников держит целый ряд для продажи соли в разных городах, располагавшихся по течению Волги и Оки и связанных с ними рек: в Вологде, Ярославле, Казани, Н. Новгороде, Коломне, Москве и Астрахани. Семейный портрет купцов Никитниковых Долгое время центром торговой деятельности Никитникова был его родной г. Ярославль с обширным двором, принадлежавшим его предкам. По старым описаниям, усадьба купца Никитникова превращается в настоящий торговый центр Ярославля, становится узловым торговым пунктом, в котором скрещивались волжские и восточные товары, приходившие из Астрахани, с западными товарами, привозившимися из Архангельска и Вологды. Здесь Никитниковым была построена в 1613 деревянная церковь Рождества Богородицы. Недалеко от усадьбы стоял знаменитый Спасский монастырь, рядом с которым находился рынок. Ближе к р. Которосли размещались соляные и рыбные амбары Никитниковых. В 1622 Никитников по приказу царя переезжает в Москву, туда же перемещается и его торговый центр. В Китай-городе Никитников строит богатые палаты и красивейшую церковь Троицы в Никитниках она сохранилась до сих пор. Никитников возводит большие склады для ведения оптовой торговли. Его дом становится местом встречи богатых купцов и заключения сделок. Купец Никитников прославился не только предпринимательством, но и своей общественно-патриотической деятельностью. XVII в. Никитников постоянно участвовал в несении государственных выборных служб, представительствовал на земских Соборах, участвовал в составлении челобитных царю от гостей и купцов, искавших защиты интересов русской торговли и ограничения привилегий иностранных купцов. Он был смел и уверен в себе, бережлив и аккуратен в платежах, не любил должать, но и не любил давать в долг, хотя в долг приходилось давать довольно часто, даже самому царю, который жаловал его в награду серебряными ковшами и дорогой камкой. Исследователь жизни Григория Никитникова свидетельствует о нем как «о человеке деловом и практичном, глубокого проницательного ума, твердой памяти и воли, с крутым решительным характером и большим жизненным опытом.
Ее хранить надо - не тратить, не менять! У Якова глаза на лоб полезли: "Да это же самая крупная деньга из твоей выручки! Она в хозяйстве нужна! Семерых детей Дуня с Яковом на ноги поставили, сами от монастыря откупились. А когда в 1802 году младший сын, любимый Мишенька, ушел искать счастья в Первопрестольную, отдала ему мать заветную неразменную денежку. В Москве 16-летний юноша пристроился торговать вначале ветошью, потом холстами. Скопил денег да и записался в Московской купеческой управе ,как купец третьей гильдии Михайло Ребушинский - по названию волости. В управе фамилию переврали, записали "Рябушинский". Ну а уж к концу века вся Россия знала миллионеров-промышленников - многочисленных внуков Михайлы. История о купце Хлудове. В конце XIX века купцы Хлудовы славились по всей Москве своей экстравагантностью - пили-кутили, не зная, куда немереные деньжищи девать. А ведь в 1817 году, когда первый Хлудов, развеселый красавец Иван с молодой женой, перебрался в столицу из Егорьевска, был у него капитал в три пятиалтынных монеты. Еле уговорил какую-то бабку пустить их на постой в крошечный деревянный домишко на Яузе и начал присматриваться к городской жизни. Только супруга его, Меланья Захаровна, быстрее сориентировалась. Купила несколько пестрых купеческих кушаков, расшила бисером и послала мужа торговать вразнос. Дело пошло. Уже через год Иван Хлудов стоял за прилавком собственной лавочки. От купцов-клиентов отбоя не было. Особливо от купчих. Иные из них каженный божий день в лавку захаживали - якобы за новым товаром, а сами глаз не могли отвести от молодого продавца-красавца. Да и тот не стерпел, стал погуливать. Как-то домой дня три не являлся. Жена в лавочку прибежала, хотела мужу в волосья вцепиться. А у того нос, щеки, лоб медом намазаны. Меланья остолбенела: что за чушь?! Оказалось, одна из купчих, разлюбезниц Ивана, поведала тому, как ее покойный муж капитал нажил. Надо для успешного торга липовый мед заговорить: "Как пчелы роятся, так ко мне, купцу Ивану, покупатели сходятся, товар нахваливают да из рук выхватывают! А потом тем медом открытые места на лице и намазать. Меланья выслушала и захохотала: до чего бабы-то доводят - мужик умом двинулся! Да только Иван жене на прилавок показывает - товар-то и правда весь расхватали. С тех пор в роду Хлудовых присказка сложилась: "Станешь заводить кралей, ищи купчиху на меду! Однако особо искать не понадобилось. Уже Иван, опочив, оставил детям прибытнейшие лавки в гостином дворе и городских рядах. А сыновья такими миллионами ворочали, что за свой счет в родной Егорьевск железную дорогу провели. Да и в Москве много школ, больниц и домов для престарелых построили. История о Павле Третьякове. Павел Михайлович Третьяков нервно потер нос, как всегда в минуты искреннего волнения.
Секреты русских купцов.Читай, честной народ, кумекай да пользуйся!
Стали говорить, что, например, такая то вещь стоит 20 волов и т. Грабеж все еще продолжал существовать, но уже завязывались более мирные отношения. Купцы Так как невозможно было каждому народу доставать все необходимое прямо обменом с другими народами, потому что тогда ему пришлось бы добывать одни вещи у одного народа, а другие у другого, что было довольно хлопотливо, то вскоре появились на свет купцы, которые тем только и занимались, что перевозили товары одного народа к другому, там их выменивали на другие товары и опять везли эти новые товары к третьему или к тому же народу. Эти купцы должны были проводить всю свою жизнь в странствованиях, переходя от одного народа к другому. Всюду они были людьми чужими; но им всюду были рады, потому что всюду была нужда в том или другом товаре. Поэтому им оказывали обыкновенно радушный прием и охраняли, чтобы кто нибудь не ограбил их.
Таким образом, купцы были гостями, как они у нас в старину и назывались; гостиный двор еще до сих пор напоминает нам об этой старине. Куначество Первоначально, когда только начали завязываться между народами сношения, очень важно было, чтобы попавший в среду чужого народа человек нашел себе защиту. Весь народ такой защиты не оказывал, а потому нужно было обратиться к отдельным лицам. Отдельные лица вступали в договор, чтобы защищать друг друга и давать друг другу приют, когда один приедет в область народа, к которому принадлежит другой. Они были друг для друга гостями, или, как у нас иногда говорят, кунаками.
Кроме того, купцы первой и второй гильдии могли владеть фабриками и заводами, освобождались от телесных наказаний и от рекрутской повинности. Купцы третьей гильдии могли вести мелочную торговлю, содержать трактиры и постоялые дворы, заниматься ремеслом. Для поощрения купцов было введено Почётное гражданство.
К 1824 году для купцов первой гильдии ежегодный сбор достиг 3,212 рублей, второй гильдии — 1,345 рублей, третьей гильдии — 438 рублей. Увеличивались и минимальные размеры объявляемого капитала: с 10,000 до 16,000 рублей в 1794 году для пребывания в высшей гильдии, и до 50,000 в 1807. Для пребывания во второй гильдии, эта сумма выросла с 1,000 до 5,000 в 1785, 8,000 в 1810 и 20,000 в 1812, а для третьей гильдии с 500 до 1,000 в 1785, 2,000 в 1810 и 8,000 в 1812.
После каждого повышения гильдейских сборов численность купечества снижалась, однако через несколько лет начинался приток новых купцов. Кроме повышения гильдейских сборов на численность купечества влияли другие причины, например, сужение круга родственников, которым дозволялось состоять в одном общем капитале. При неспособности внести гильдейский сбор, купцам предписывалось переходить в мещанство.
Многие мещане вели торговлю, не объявляя своих капиталов, и не уплачивая гильдевых сборов, что и стало причиной реформы 1824 года. Гильдейские пошлины были уменьшены в 1,4-2 раза, налогообложение купцов первой и второй гильдий вернулось к уровню 1812 года, составив соответственно 2,200 и 880 рублей, а третьей гильдии — к уровню 1807—1810 в 100—150 рублей. Налогообложение других торгующих сословий было увеличено.
Начался прирост купечества, в основном, за счёт третьей гильдии, в которую вступали мещане и крестьяне. Реформа министра финансов Канкрина 1824 года первоначально выделила отдельную категорию «торгующие мещане», но в 1826 году эта категория была упразднена. Количество купцов выросло с 107,300 в 1782 году до 124,800 в 1812, затем упало до низшей отметки в 67,300 в 1820, и выросло до 136,400 в 1840.
После небольшого падения в следующем десятилетии, оно снова выросло до 180,300 в 1854, а к октябрьской революции 1917 года купечество выросло до 600 тысяч человек. Значительную часть первой гильдии, начиная с конца 1850-х, составляли состоятельные евреи, поскольку на них, после 10-летнего стажа, не распространялся запрет на пребывание вне черты оседлости, в то время как купцам христианского вероисповедания, не занятым в заграничной торговле, пребывание в высшей гильдии не сулило особых преимуществ. К началу XX века сословные границы купечества потеряли четкость, многие богатые представители купечества получили дворянские титулы и, наоборот, его ряды пополнила часть мещанства и крестьянства.
Купечество стало основой формирующейся торговой, финансовой и промышленной буржуазии. В 1709 году всем торгующим, и занимающимся промыслами, было предписано приписываться к городским посадам. В 1722 году была образована сословная группа «торгующих крестьян».
Включение в группу давало возможность для законного проживания в городе и пользования равными с посадским населением торговыми правами. Группа торгующих крестьян просуществовала до Жалованной грамоты городам 1785 года. До гильдейской реформы 1775 года в официальных документах посадских зачастую считали купечеством.
Большая часть таких купцов не торговала, а занималась ремеслом, сельским хозяйством, работала по найму и т.
Практически, все купечество вышло из зажиточных крестьян, отличавшихся простым жизненным укладом, богобоязненностью, скромностью. Капитал, передаваемый детям, создавался тяжелым трудом. Младшее поколение воспитывали в строгости, старались дать отличное образование, с детства привлекали к работе. Из православного миропонимания и образовался особый тип предпринимателя — русский купец. В купеческой среде бытовало мнение, что стремиться нужно к удовлетворению жизненных потребностей. В случае, когда этот уровень достигнут, богатство необходимо пускать на благотворительность.
Если бы не успех состоятельных купцов, живущих по принципу «Богатство обязывает», в России не было бы таких богатых коллекций, галерей, переданных в дар народу, не оказывалась бы помощь артистам, художникам, не организовывались бы научные экспедиции. Известные купеческие династии Промышленники и предприниматели справедливо считались на Руси самыми изобретательными, обеспеченными людьми. Из их среды вышли щедрые благотворители, подлинные ценители талантов.
Да и само слово «гостить» раньше мело другое значение — «торговать», а гостинцем назывался крупный торговый путь. Купцами же назывались менее крупные торговцы — как сказали бы сейчас, средний и мелкий бизнес. В пределах своего города или поселения они образовывали «цеха» — торговые союзы. Сельских обывателей на Руси называли смердами. Изначально это слово не имело негативного значения, но со временем от него произошел термин «смердеть», то есть неприятно пахнуть. Смерды были свободными людьми, хотя и находились под юрисдикцией князя, то есть платили ему налоги и обрабатывали государственную землю. Если смерд заключал договор с феодалом или землевладельцем и уходил к нему в услужение, то он становился закупом или наймитом, то есть работающим по найму.
"Честный" купеческий миф
Второва , родоначальника купеческой династии Второвых , который, как и многие другие, начал своё дело с крупных оптовых поставок мануфактуры в Сибирь с Нижегородской ярмарки и Москвы, как тогда говаривали, «добывал хлеб гужом» гуж — кожаная глухая петля, которой скрепляется хомут с оглоблями. В XV веке купцам иногда поручались административные и дипломатические задачи, князья могли советоваться с купцами, которые бывали в других странах и могли предоставить о них определённые сведения. Представляли интерес для государства и " хожения " купцов в другие страны [3]. Зачастую купцы вместо договоров использовали понятие «Слово купеческое», при его нарушении купцов исключали из гильдии. Купец Исаксон, Могилёвская губерния , 1867 год В будние дни купцы носили картуз разновидность фуражки , длиннополый, утеплённый, из толстого сукна сюртук , сапоги с высокими голенищами. Сюртуки купцы предпочитали чёрного или темно-синего крепа, кастора или сукна. Пуговицы на купеческих сюртуках были маленькие, размером с двухкопеечную монету, плоские, обтянутые шелком. Широкие брюки шаровары заправлялись в сапоги. Часто носили брюки в мелкую клеточку или в полоску. Зимой носили шубы.
Но на протяжении многих столетий он относился не столько к Продавцу, сколько к Покупателю. А под "купечеством" вплоть до XVIII столетия понималась торговая деятельность, а не группа людей, которая занимается торговлей. В свою очередь, этих людей называли "торговыми людьми" и это название, по мнению российского историка С. Бахрушина, обозначало скорее занятие, чем звание. Во второй половине XVII века вместо термина "торговый человек" все чаще стали применяться другие термины — "торговый крестьянин", "торговый иноземец", "торговый посадский человек" и т. Первоначально, особенно в период правления Петра I, оно толковалось очень широко. Под ним понималась как внутренняя и внешняя торговля, так и промышленная и финансовая деятельность, а также транспортные перевозки.
Последние, кстати, имели знатное происхождение, за что их именовали «лучшими» или «нарочитыми». Непосредственно же «людей», как рассказывает Василий Ключевский в книге «Терминология русской истории» делили на несколько категорий: гости, купцы, смерды, закупы. Гостями у нас в стране с давних времен именовали вольных торговцев, которые возили товары из-за границы или из крупных городов. Да и само слово «гостить» раньше мело другое значение — «торговать», а гостинцем назывался крупный торговый путь. Купцами же назывались менее крупные торговцы — как сказали бы сейчас, средний и мелкий бизнес. В пределах своего города или поселения они образовывали «цеха» — торговые союзы. Сельских обывателей на Руси называли смердами.
Такие дома были не только местом жительства, но и символом достатка и успеха в торговле. Купцы жили в соответствии с их статусом и социальным положением, их дома отражали их богатство и влияние в обществе. Позже, они оседали в населенных пунктах, где осуществлялся наибольший товарообмен. Купцы были основными участниками торговли, заключали выгодные сделки и обеспечивали хранение и перевозку товаров. Они имели возможность торговать и совершать сделки без дополнительных финансовых обременений, что сделало их влиятельным сословием в обществе.
"Честный" купеческий миф
Купцы ― люди, чья профессия была связана с торговлей, ― в средневековом обществе занимали двоякое положение. Купцы скупали в трактирах и ресторанах использованную заварку, высушивали ее, паковали и продавали по крайне привлекательной для покупателя цене. гостей, торговых людей гостиной (в конце 16 века - 350 человек) и суконной сотен (в конце 16 века - 250 человек).
Купечество – торговое сословие Средневековья
Гости, купцы, смерды, закупы: на какие типы делили людей на Руси | Зарубежные купцы приводили в пример этого Купеческий «кодекс чести» русских предпринимателей. |
Статьи по предмету Коммерческое право | Используя знания по истории России, раскройте смысл понятия «купцы». |
Что такое купец: ответы тут | Купцы были обложены единым 40-алтынным подушным окладом, и не были обязаны к уплате гильдейской подати, величина которой зависела от принадлежности к той или иной гильдии. |
Купечество – торговое сословие Средневековья | Смысл слова, что значит, что такое или кто такой(ая) купец? |
ИСТОРИЯ РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА | К XI–XII векам торговые люди — гости и купцы — постепенно обособились в привилегированную группу городского населения, выделявшуюся имущественным положением и поддержкой княжеской власти, заинтересованной в пополнении казны. |
Купечество в России
А вот пользоваться купеческими правами, имея звание купца, мог только плательщик гильдейских сборов. Что такое купеческие гильдии, кто мог в них вступить, и какие бонусы купцы гильдий получали от государства. Чтобы «купец», «коммерсант», «бизнесмен» стали уважаемыми понятиями, для начала нужно избавиться от традиционного презрительного отношения к тем соотечественникам, кто добился благосостояния большего, чем остальные.
КУПЕ́ЧЕСТВО
Зато прагерманские согласные здесь не могут напрямую соответствовать славянским об этом см. Это значит, что мы имеем дело с заимствованием. Поскольку корень реконструируется для прагерманского, то заимствовать должны были славяне у германцев почему так, я рассказывал в посте об этимологии слова князь. Вероятнее всего, в праславянский это слово попало из готского. Поскольку греческое и латинское слова нельзя свести к одной праформе, весьма вероятно, что в обоих языках — это заимствование из какого-то вымершего средиземноморского языка и в греческом, и в латыни таких случаев хватает. Что интересно, финские слова kauppa «магазин» и kaupunki «город» заимствованы у скандинавов, и корень в них всё тот же. Теперь сведём всё в упрощённую схему.
Самые ранние упоминания о купцах относятся к первой половине IX века. Купцы привозили свои товары — меха, кожу, рабов — в греческие причерноморские колонии, спускались по Дону и Волге к Каспийскому морю и далее, сухим путем, доходили до Багдада. Но больше всего любили гости бывать в Византии, с которой князья Олег и Игорь заключали специальные договоры, защищавшие интересы их подданных — купцов. Во время своих дальних странствий гости открывали и осваивали новые земли, становились их первопоселенцами. Постоянный риск походной жизни, угрозы со стороны степных кочевников и «лихих людей» вырабатывали в купцах навыки опытных путешественников и смелых воинов. Не случайно среди героев русского фольклора — удалые, неунывающие, много повидавшие гости — Василий Буслаевич, Садко, Иван Гостиный Сын. К XI—XII векам торговые люди — гости и купцы — постепенно обособились в привилегированную группу городского населения, выделявшуюся имущественным положением и поддержкой княжеской власти, заинтересованной в пополнении казны. Именно в это время в наиболее крупных городах возникли первые купеческие общества. В Новгороде в XII веке была основана торговая корпорация. Она объединяла крупных оптовых торговцев воском и владела монопольным правом взвешивать и мерить некоторые товары, взимая за это соответствующую пошлину. Ее представители участвовали в заключении важнейших торговых договоров и были членами совета Новгородской Республики. Купеческие корпорации возникали и в других городах Древней Руси. Монгольское нашествие нанесло тяжелый удар по всему укладу хозяйственной жизни Руси. В XIV — XV веках богатые московские купцы объединились в две корпорации — гостей-сурожан Сурож — современный город Судак, в Крыму , торговавших в основном шелком, и «суконников», закупавших шерстяные ткани на Западе. Члены этих корпораций совместно торговали, материально поддерживали друг друга, устраивали вскладчину пиры — братчины.
Сибирка одновременно выполняла роль и летнего пальто , и представительского костюма. В праздничные дни купцы следовали европейской моде, надевали сюртуки, жилетки , туфли , иногда фраки и цилиндры. Для того, чтобы выделиться, купцы сочетали в своей одежде различные стили: шинель могла сочетаться с цилиндром. Постепенно традиционная русская одежда в гардеробе купца заменялась на европейскую: фраки, визитки , костюмы , зачастую сшитые у столичных мастеров. Браки Жёны купцов были, как правило, моложе мужей. Были широко распространены межсословные браки. Жены остальных купцов происходили, в основном, из крестьян и мещан. Семья Картина В. Перова , Приезд гувернантки в купеческий дом. Купеческие семьи — патриархального типа, с большим количеством детей. Семьи купцов евреев и старообрядцев были большего размера. Купеческая семья к тому же была ещё и формой купеческой компании, семейным предприятием. Некоторые из них стали крупнейшими в России компаниями, например «Товарищество А. Второва с сыновьями». После смерти мужа купчихи зачастую продолжали торговую деятельность мужа, несмотря на наличие взрослых сыновей. Дочери купцов в браке могли получать купеческое свидетельство на своё имя и самостоятельно вели свои дела, даже заключали сделки с собственными мужьями. Разводы были крайне редкими. Разрешение на развод выдавал Святейший Синод. Дети с раннего возраста начинали трудовую деятельность. С 15 — 16 лет выезжали в другие города для совершения сделок, работали в лавках, вели конторские книги и так далее. Многие купеческие семьи имели « воспитанников » — приёмных детей. Образ купца в русском искусстве В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема , иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 21 мая 2015 года.
Государства передавали в частные руки казенные полотняные заводы, создавались торгово-промышленные компании. С 1721 года купцы получили право покупать к заводам крестьян. В 1722 году были основаны купеческие гильдии. В 1785 Екатерина II издала Жалованную грамоту городам. Этот документ наделял купцов первой и второй гильдий дополнительными личными правами. Также купцы освобождались от телесных наказаний. Кроме того, купцы имели право владеть промышленными и торговыми предприятиями. Купцам первой гильдии разрешалось вести с другими странами владеть морскими судами. Купцы второй гильдии получили право владеть речными судами и так же, как и их «коллеги» из первой гильдии могут быть владельцами фабрик и заводов.
Честное слово купеческое
Сегодня купцы продолжают играть важную роль в мировой экономике, занимаясь торговлей как традиционными товарами, так и современными технологиями, услугами и финансами. Ответ на вопрос: Купцы кто такие?. Ответы на часто задаваемые вопросы при подготовке домашнего задания по всем школьным предметам. Попробуем понять, что такое «русский купец» и кем были первые селф-мейд предприниматели, умевшие из ничего создать интересные окружающему миру товары и услуги. К концу 19 века многие состоятельные купцы почти не отличались от дворян. Интересные факты о купечестве в этом выпуске рубрики Вероники Грачевой. Во многих пьесах Островского высмеивается купеческая среда, а сам купец – это скорее хитрый прощелыга, чем образованный щедрый человек. Московские купцы, стремясь поднять свое значение в обществе и добиться отдельных привилегий, иногда субсидировали крупных феодалов.
Купечество как предприниматели и элита местного общества
Read the Privacy and Cookie Policy I accept Глава 8 Купечество Разумеется, в городах, как центрах торговли и промышленности, немаловажную роль играло «торговое сословие». Численность его, при торговом характере города и количестве торговых заведений, была огромна. На 1900 г. Однако необходимо подчеркнуть, что это не обязательно были купцы. Вопреки распространенному мнению, купцом был не тот, кто торговал торговым сословием купечество было чисто номинально , а тот, кто входил в купеческую гильдию, платя гильдейские сборы. Торговать мог и крестьянин, и мещанин, и цеховой, и дворянин — достаточно было взять торговое свидетельство.
А вот пользоваться купеческими правами, имея звание купца, мог только плательщик гильдейских сборов. К XIX в. А значит, будут тебя пороть это бы еще ничего, шкура не купленная , и сыновья твои пойдут в рекруты. Могли быть и иные причины вступления в гильдию. Отец известного русского историка искусства Н.
Кондакова был хотя и крепостным князей Трубецких, но главноуправляющим всех их имений: «Отец, — вспоминал Кондаков, — поставил своею задачею дать образование детям, проведя их через гимназию и университет, и, собственно, поэтому его освободили от крепости и он записался в купцы 3-й гильдии…» 90; 37. За 1816—1822 гг. В Тульской губернии, которая среди центральных губерний занимала по количеству купцов среднее место, с 1816-го по 1824 г. В 1800 г. А затем начался спад: в 1816 на 100 мещан — 13,2 купца, в 1824 г.
Правда, позже наметился некоторый рост: в 1854 г. Это и понятно: Великие реформы 60 — 70-х гг. XIX в. Купеческие права распространялись не только на самого купца с семьей, но и на его братьев, и племянников, и в паспорте так и писалось: «купеческий племянник». Потому все, кто мог, правдами и неправдами старались записаться в гильдию, хотя бы в 3-ю, и столько было по русским городам купцов, которые в конце года чуть не по миру ходили, лишь бы заплатить гильдейские!
Подлинных же, ведших большой торг или занимавшихся промышленностью, купцов, если не 1-й, то хотя бы 2-й гильдии, было немного, а в иных уездных городках первогильдейских и вовсе не бывало отродясь. В торговом Рыбинске из почти 300 купцов мужского пола первогильдейских с включением почетных граждан, то есть выходцев преимущественно из купеческого сословия было два человека! Страстный поборник регламентации и «партизан», как говорили в ту пору, служения всех и вся государству, Петр I обязал государственной службой и купечество, которому даже было запрещено переходить в другие сословия. Купцы являлись как бы финансовыми агентами правительства собственно, такое положение «гостей» было свойственно и временам царя Алексея Михайловича , а кроме того, были обязаны участвовать в городском самоуправлении: это должно было обезопасить торгово-промышленное население от хищников-воевод и прочей приказной саранчи. Прежде всего, речь шла о раскладке и сборе податей.
Но, так или иначе, купечество, как торговое сословие, играло огромную роль в городской жизни, и его собственный образ жизни в той или иной мере накладывал отпечаток на жизнь всего города. Несколько богатейших купцов порой ворочали не только городской торговлей и промышленностью, но и владели… администрацией, заставляя ее плясать под свою дудку. Уже говорилось о богатейшем нижегородском мучном торговце на его водяных и паровых мельницах перемалывалось более 3 млн пудов хлеба в год , миллионере Н. Бугрове, поднесшем губернатору на блюде груду надорванных губернаторских векселей. Мог ли такой губернатор-должник не «потрафлять» своему кредитору?
Старообрядец-беспоповец Бугров не только устроил Филипповский, Малиновский, Городецкий и другие раскольничьи скиты, но и обеспечил их спокойное существование в эпоху нового всплеска гонений на староверов. Достаточно было всучить обер-прокурору Синода К. Победоносцеву деньги на устройство при Великом сибирском пути передвижных вагонов-церквей. В свое время променял Бугров помещику Турчанинову свой огромный родительский дом на лесное имение. Позже дом перешел к городу, и в нем был устроен театр.
Бугров, не желавший, чтобы там, где жили его родители, «голые бабы через голых мужиков прыгали», выкупил дом у города, а через неделю подал в городскую думу бумагу: «Желая в мере сил моих придти на помощь Нижегородскому Городскому Общественному управлению в удовлетворении особых городских нужд, имею честь предложить Городской думе приобретенное мною здание на Благовещенской площади бывшего театра гг. Турчанинова и Фигнера в полное распоряжение Городского Управления безмездно с тем, чтобы в этом здании впредь никогда не допускалось устройство какого-либо театра или увеселительного заведения» 163; 493. Вот и возьми его «за рупь за сорок», ежели он и синодские церквипередвижки по Сибирскому пути устраивает, и дома городу дарит… Все более или менее представляют себе облик купца так: окладистая борода, длиннополый кафтан нараспашку на объемистом чреве, с жилеткой и рубахой-косовороткой в горошек навыпуск, лаковые сапоги… Но современник-петербуржец писал в 1900 г. В своей частной жизни они стараются не отставать от петербургских чиновников: те же театры, клубы, рестораны и кафе. Последние годы… наложили свой отпечаток и на эту группу лиц, заставив их интересоваться политическими, общественными и профессиональными вопросами» Цит.
Так что время и место делали свое дело. Конечно, здесь речь идет, скорее всего, о приказчиках, которые всегда были галантнее своих хозяев, но все же… Однако это — к началу ХХ в. Прежний купец был индивидуалистом, ведшим дела на свой страх и риск и норовившим «вывернуть шубу», «пригласить на чашку чая», облапошить, объегорить, надуть своего же брата-купца, с которым только что в трактире сидел за «парой чая» или обмывал в «растеряцыи» сделку «холодненьким». А к рубежу веков появились и укоренились понятия «торговый дом», «товарищество», «акционерное общество». Откуда появлялись купцы?
Вот род петербургских купцов Лейкиных, из которых последний, Н. Лейкин, выйдя из купечества, стал известным в свое время писателем. Прадед — крестьянин Ярославской губернии, приехал в Петербург, торговал пирогами, записался в ораниенбаумское купечество пирожного торга. Дед уже записался в петербургские купцы, имел лавку в Гостином дворе по Суровской линии, торгуя кружевами, лентами и т. Отец, ввиду плохого состояния дел в лавке, поступил приказчиком в контору Герике, торговавших иностранными товарами в Гостином дворе.
Сам мемуарист, окончивший Реформатское училище, также сидел в кладовых с приказчиками, стал описывать гостинодворские нравы и так «вышел в писатели». Был когда-то у графов Шереметевых садовник Петр Елисеев а отец его, скорее всего, был просто — Елисей. То ли за успехи в выведении на редкость крупной земляники, то ли за иные заслуги, но году в 1812 г. В 1813 г. После его смерти в 1825 г.
Как и какими винами они торговали — достоверно сказать трудно, но в 1843 г. Уже через два года фирма закупила в Голландии три собственных корабля, а в Бордо, Хересе, Опорто и Мадейре были заложены собственные винные погреба. Были годы, когда фирма скупала на корню урожай целых винодельческих районов Франции! Этого показалось мало: в 1864 г. Григорий Елисеев совместно с финансистом Брандтом основал частный коммерческий банк и стал первым председателем его правления.
Тут вскоре и кончилась купеческая династия Елисеевых: Григорий Петрович получил личное дворянство. С 1892 г. Григорий Григорьевич стал управлять делом единолично и создал акционерное товарищество на 600 паев с капиталом в 3 млн руб. Товарищество теперь владело не только винными погребами, пароходами, конными обозами, но имело свои кондитерские и рыбные цеха, крымские виноградники, конные заводы и 117 доходных домов в Петербурге. Оборот товарищества за 15 последующих лет составил более 396 млн руб.
А в начале ХХ в. Елисеев приобрел и радикально перестроил выстроенный некогда Казаковым для золотопромышленницы Козицкой огромный дом на Тверской и такие же роскошные дома-магазины выстроил на Невском проспекте и в Киеве. Москвичи и петербуржцы нескольких поколений знавали «Елисеевские»… В 1910 г. Григорию Елисееву было пожаловано потомственное дворянство. Портрет ярославского купца Соболева.
Или вот Н. Макарьевский мещанин, он имел небольшой кирпичный завод, доходы от которого даже не покрывали потребностей семьи, включавшей семерых детей. Сын его, И. Чумаков, уехал в Кострому и поступил приказчиком в табачную лавку. Через семь лет он открыл собственную табачную торговлю, взяв туда своего брата.
Происхождение торговли Нам нужно, стало быть, теперь посмотреть, каким образом произошла покупка и продажа, т. Первоначально, когда народы жили замкнутой жизнью и все приготовляли сами для себя, никакого обмена не могло существовать. Добытый общими силами продукт делился между всеми, и все довольствовались тем, что имели. Всякий другой народ считался непременно врагом, и потому между ними не могло происходить обмена. Мог быть только грабеж чужого имущества, и такой грабеж в древности действительно существовал; его вовсе не считали дурным делом, а охотно даже хвастали тем, кто что награбил. Но грабили друг друга все народы, и тот, кому удалось грабежом добыть себе имущество, всегда мог ожидать, что и на него нападет соседний народ и тоже не поцеремонится отнять от него все, что ему понравится.
Такое напряженное положение всех народов начало мало-по-малу переходить в более мирные отношения. Народы начинают меняться между собою своими произведениями. Один народ дает то, чем он особенно богат и в чем ему уже нет особенной нужды, и получает взамен от другого народа его богатства, которых он сам не имеет. Мы видели уже раньше, что одни народы преимущественно занимались скотоводством, другие земледелием, охотой, рыбной ловлей и различными другими промыслами, смотря по местности. Особенно широко было распространено скотоводство, и потому мы находим, что в различных местах эти пастушеские народы вступали в обмен со своими соседями.
Поступление в купечество бывших военнослужащих значительно сократилось в первой половине XIX века. С ростом гильдейских сборов эти переходы практических прекратились. Манифест 1 января 1807 года разрешил дворянам записываться в две первые купеческие гильдии, а с 1827 года дворяне могли записываться и в третью гильдию. После этого начался переход в купечество дворян и бывших чиновников. Некоторые чиновники занимались торговыми делами, состоя на службе. Для этого они записывали в гильдии своих жён или родственников. Временные купцы Во временные купцы записывались предприниматели из других сословий: дворян, мещан, крестьян. Временные купцы приобретали торговые права, но при этом продолжали числиться в своём сословии. Во временные купцы также записывались дети купцов, которые вели деятельность от имени родителей в других городах, или регионах. Купеческое свидетельство Свидетельство давало право на торговлю в определенной местности, они выдавались только в городах, причём все города в империи были разделены на пять классов местностей. А стоимость свидетельства изменялась в зависимости от класса местности. Купцам, уплатившим гильдейский сбор, выдавалось Купеческое свидетельство. В этот документ кроме «начальника семейства» вписывались члены его семьи. Указ Правительствующего Сената от 28 февраля 1809 года определял круг родственников, которые могли быть вписаны в купеческое свидетельство. Это могла быть жена, сыновья и незамужние дочери. Внуки включались только в том случае, если в свидетельство были вписаны их отцы, и не торговали от своего имени. Братья могли быть вписаны в свидетельство, если они объявили наследственный капитал, и уплатили с него налог на перевод наследства. Все остальные родственники не могли включаться в купеческое свидетельство. Они имели право состоять в сословии только от своего имени. Если свидетельство выписывалось на имя женщины, то муж не имел право вписываться в свидетельство. Дети, достигшие совершеннолетия, могли получить свидетельство на своё имя. Все вписанные в купеческое свидетельство имели право заниматься торговыми делами. Данная система с различными изменениями просуществовала до 1890-х годов. Система купеческих свидетельств создавалась в фискальных целях. Сферы приложения купеческих капиталов На ранних этапах купеческие капиталы формировались в торговле: хлебом, скотом, пушниной и т.
В 30-е годы по проекту архитекторов Григорьева и Сперанского над корпусами Гостиного двора были надстроены два этажа, исказившие градостроительный силуэт и масштабность комплекса. А в 1959 году на месте пришедшей в аварийное состояние и рухнувшей старожилы утверждают, что в том ЧП пострадала уйма народу юго-восточной части Гостиного двора и на освободившемся месте вырос новый дом — классическая «сталинка» образец «советской архитектуры периода украшательства», как характеризуется он в каталоге-справочнике памятников истории и культуры Татарстана.. Построен по проекту архитектора А. Бикчентаева На первом этаже здания располагалась служба записи актов гражданского состояния сейчас - там магазины , верхние этажи — жилые. Разговоры о том, что Гостиному двору надо вернуть его первоначальный облик, шли много лет. И вот в 1980 году был, наконец, Здание музея советского времени сделан важный шаг от слов к делу. Кожемякин автор проекта , В. Дерябина художник и А. Тугарин архитектор приступила к составлению комплексного проекта генерального решения территории республиканского музейного комплекса, составной честью которого стал план реконструкции Гостиного двора. Непросто было руководству Государственного объединенного музея ТАССР дать заказ именно этому комбинату — спрос на его работы был большой. Над планом реконструкции музея в Казани поручили работать лучшим на то время профессионалам. Это были не просто отличные специалисты в своем деле. Все трое имели богатый опыт именно музейного строительства, а потому рассматривали проблемы ремонта водопровода и укрепления фундамента в неразрывной связи с вопросами узко специфичными. Так, творческая группа предложила перенести все внутренние коммуникации, в том числе вентиляционные шахты, в отдельный корпус, подземный, расположив его во дворе. С поставленными задачами проектанты справились хорошо. А задачи были сложнейшими: ведь под реконструкцию подпадали 53 дома, причем 31 из них являлись архитектурными и историческими памятниками. Нельзя было перестраивать лишь одни эти здания — требовалось новое градостроительное решение всей центральной части Казани, то есть территории в 20 гектаров. Понадобилось серьезное изучение краеведческой литературы, старых проектов и планов. Исследовалась современная обстановка в городе, оценивались возможности и условия реконструкции. Так, наиболее решительные поклонники старины настаивали на том, чтобы придать Гостиному двору тот вид, который он имел в XIX веке, то есть убрать два верхних этажа, надстроенных в 30-е годы нашего столетия. В 1985 году, когда мы рассказывали в «Вечерней Казани» о ходе работы над планом реконструкции, нам казалось это предложение фантастическим. Тем более что и в этом случае площадей современному музею было явно мало. На страницах «Вечерки» началась дискуссия: два или четыре этажа? Мнениями обменивались не только дилетанты — любители старины, но и специалисты: архитекторы, музейщики, строители. Четыре года понадобилось проектантам, которым активно помогали казанцы научные работники Госмузея, сотрудники ГлавАПУ, научно — производственных реставрационных мастерских, краеведы , чтобы предложить свое решение центральной части нашего города. Одновременно шла работа над планом размещения новых экспозиций в обновленном здании, их научной подготовкой. В 1985 году руководитель авторской группы Л. Валеева доложили общественности о готовности комплексного проекта членам Градостроительного совета Казани, правления Татарской организации Союза архитекторов РСФСР и городской комиссии содействия охране памятников истории и культуры. Проект включал реконструкцию таких памятников архитектуры, как здания Ивановского или Иоанно-Предтеченского мужского монастыря творение зодчих XVII века , церкви Николы-Нисского, Покровского храма, Александровского пассажа, Гостинодворской церкви, остатки которой и сегодня находятся во дворе музея, дома первого городского головы 1767-1769 — купца И. Дряблова ныне ул. Джалиля, 19 , здания головы ныне администрация Казани , городского магистрата… Последний памятник архитектуры, в отличие от других, казанцам практически не известен. Между тем это старейшее в России здание подобного рода — оно было специально построено под городской магистрат. У нас еще будет возможность подробно рассказать об этом здании, поскольку именно в нем предполагается открыть постоянно действующую экспозицию Государственного Эрмитажа. Национальный музей Республики Татарстан. Современный вид Проектом ленинградцев предполагалось не только вернуть этим памятникам прежний вид, но и включить их в единую экспозицию Госмузея ТАССР. В бывшей Гостинодворской церкви планировалось открыть музей городского быта, в Петропавловском соборе — музей истории религии и атеизма он, кстати, уже начал создаваться, с потерей планетария экспозиция, естественно, была закрыта. Музейную экспозицию хотели создать и в одной из башен Кремля, включив в осмотр его юго-восточную стену. Эту часть комплексного плана удалось реализовать, в отличие от главного проекта — самого музейного комплекса. При обсуждении проекта прозвучало предложение отдать один из памятников под музей архитектуры Казани — то, что он нужен, понимали уже тогда. Должен был измениться внешний облик целых улиц. Проектанты предложили единую форму их благоустройства. Планировалось сделать несколько видовых площадок, с которых можно было бы любоваться панорамой Казани. Планов было — громадье. Знакомясь с ними по заданию редакции в 1985 году, надо было иметь богатое воображение, чтобы представить, каким станет центр города после того, как все планы воплотятся в жизнь. Но, как говорится, мы предполагаем — Бог располагает… В южном крыле здания гостиного двора на улице Чернышевского располагался старейший пивной бар Казани - «Бегемот». Как думаете, в честь казанского зоосада назвали?