В истории нашего церковного пения партесное пение составляет целую эпоху. голоса) - стиль русской иукраинской многоголосной хоровой музыки 17-18 вв. Для стиля партесного пения характерно использование западноевропейской музыкальной гармонии и чередование полного хора и хоровых групп (солистов), которое называется «переменным многоголосием» (термин В.В. Протопопова). Партесное пение представляет собой музыкальное исполнение, при котором несколько людей одновременно исполняют мелодию, при этом каждый голос поёт свой.
ЗНАМЕННЫЙ РОСПЕВ
Партесное пение – это особый вид хорального пения, который появился в Европе в XVII веке. Распространение партесного пения в московском государстве происходило путем сильного давления со стороны властей. часть, участие), стиль русского многоголосного хорового искусства. Партесное пение берет свое название от слова «голоса», поскольку оно разделяется на голоса или партию.
Что такое партесное пение в музыке
Биография Титова известна лишь по отрывочным данным. Впервые его имя упоминается среди певчих дьяков в 1682 г. Через четыре года он уже числится первым певцом , что свидетельствует о необычайной одаренности мастера. Подтверждением сказанному является огромное творческое наследие Титова- им создано более двухсот различных сочинений. Музыка Титова отличается мелодическим богатством и разнообразием форм. Композитор тяготел к монументальным композициям и праздничным музыкальным образам. В отличии от своих предшественников Титов смело использовал разнообразные приемы полифонического развития, преодолевая статистику чисто аккордового склада. Композитор, следуя заветам Дилецкого, постоянно искал средства музыкальной выразительности, отражающие содержательную сторону текста. Так, в концерте «Радуйтесь Богу, Помощнику нашему» имитация в верхних голосах хора передает восторженные возгласы людей, а в концерте «Днесь Христос на Иордан прииде» волнообразные вокальные фигурации иллюстрируют набегающие речные волны: В.
Титов «Днесь Христос На Иордан прииде» Замечательным образцом музыки Титова является восьмиголосный концерт «Златокованую трубу…», созданный в честь св. Иоанна Златоуста. В основу концерта положен текст стихиры из пяти строф с условным разделением на строки. Каждой строфе соответствует завершенный раздел музыкальной формы, заканчивающийся полной каденцией. Однако в пределах части композитор достаточно свободно обращается с текстом, целиком подчиняя его музыкальному замыслу. Это свидетельствует о постепенном становлении в русском многоголосии чисто музыкальных закономерностей, не подвластных абсолютному диктату слова: В. Концерт «Златокованую трубу…» 7. Возникновение псальмы.
Тенденция обмирщения музыкального искусства сказалось не только в храмовой культуре, но и в развитии внелитургической духовной «книжной» песни. Одновременно с утверждением партесного пения возник новый бытовой жанр- многоголосная песня под названием п с а л ь м а. Подобно стихам покаянным, псальма была основана на поэзии духовного содержания. Исполнялись псальмы вне храма на три голоса без сопровождения инструментов. Псальма представляла собой строфическую песню с четко определенной ролью каждого голоса. Мелодика этой новой песенной поэзии не была связана со знаменным распевом, поскольку первоначально основой псальмы послужили источники европейской польской, украинской бытовой музыки. Центры развития внелитургической духовной песни становится Воскресенский монастырь Новый Иерусалим под Москвой , где руководящий пост занимал соратник патриарха Никона, монашествующий поэт Герман Воскресенский. Он профессионально владел певческим искусством и сам сочинял музыку к своим стихам.
В его псальмах слились элементы гимнической богослужебной поэзии и русской народной песенности. Развитию внелитургической музыки предшествовало рождение светского силлабического стихосложения, достигшего расцвета в барочной поэзии Симеона Полоцкого. Его вирши пользовались большой популярностью при дворе Алексея Михайловича. Выдающимся памятником культуры конца XVII в. Поэтический перевод древних библейских текстов, посвященный царю Федору Алексеевичу, был издан в 1680 г. Музыку к псалмам Титов написал несколько позднее, между 1682-1687 гг. Создавая ее, композитор от своего привычного монументального хорового стиля.
Основными принципами партесного пения являются: Равноправие голосов — участники партесного пения должны быть равноправными, никакой голос не должен быть доминирующим. Каждый голос должен слышаться ясно и четко, не захлестывая другие партии. Концентрация на своей партии — каждый участник должен сконцентрироваться на своей партии и исполнять её максимально точно и чисто. Таким образом, все партии будут гармонично сочетаться в едином звучании. Синхронность исполнения — чтобы партесное пение звучало четко и ясно, необходимо выработать общий ритм и темп, чтобы все партии были исполнены одновременно и в едином стиле. Гармония звучания — партесное пение должно создавать гармоничное и целостное звучание, в котором каждый голос дополняет другие и создает уникальную атмосферу. Принципы партесного пения призваны создавать единый коллективный звук, в котором каждый участник имеет свою роль и одинаково важен для общего успеха. Особенности исполнения Один голос на всех При партесном пении исполнители используют только один голос, который исполняется всеми повторно. Это приводит к тому, что каждый голос звучит одновременно и создается полифонический эффект. Многоголосье Партесное пение предполагает использование множества голосов, что делает звучание более многоголосым и глубоким. Как правило, используется от двух до пяти голосов одновременно. Оригинальная интерпретация Одна из ключевых особенностей партесного пения — это возможность интерпретировать музыкальное произведение по-своему. Каждый исполнитель может вносить в него свой собственный стиль и свой подход. Нетривиальные гармонии Подобный вид пения характеризуется тем, что гармонии, которые используются в его исполнении, не являются тривиальными. Они имеют сложную и интересную структуру и создают уникальный звук, который не похож на другие музыкальные жанры. Зависимость от слуха Исполнение партесного пения требует от исполнителей высокого уровня слуха и реакции.
Параллельное развитие 3 направлений эволюции постепенно привело к качественным изменениям стиля, появлению орнаментально-мелизматического письма в творениях ярославских музыкантов сер. Многохорные песнопения «ярославского прикладу», ярославской «напевки», богато украшенные орнаментикой, копируются в разных регионах страны. Развитый стиль постоянного многоголосия демонстрируют рукописи, созданные в Соловецком и Кирилловом Белозерском мон-рях, Кинешме, Устюжне-Железнопольской ныне Устюжна. Трехголосные песнопения постоянного многоголосия встречаются в традиц. Как правило, такие песнопения ориентируются на модель кантов или псальм с характерной фактурой: параллельное движение 2 верхних голосов терциями, поддерживаемое гармоническим басом. Так, в рукописи ГИМ. Принцип образования 5-, 6-, 8-голосной фактуры может быть различным: а удвоение к. Праздники ГИМ. Четырехголосный склад мог служить моделью для нек-рых обработок, адресованных др. При этом линии нек-рых одной, двух или всех 4 партий получали гетерофонный «дубль», приводя к своеобразию многоголосного целого. В 12-, 16- и 24-голосных песнопениях обработки распевов являются уже скорее исключением в основном корпусе сочинений без первоисточника. Они обнаружены только в 2 певч. Происхождение рукописей связано с крупнейшими певч. В постоянном партесном многоголосии сохраняется многораспевность - типологическое свойство древнерус. Она проявляется как в многообразии мелодий, заимствованных из древнерус. Второй аспект многораспевности обнаруживается в результате поиска и изучения песнопения с одним первоисточником в большом количестве певч. Впервые на наличие многоголосных версий редакций песнопений и даже целых певч. Протопопов подчеркнул важность изучения проблемы «разнообразия и ладогармонического богатства, свойственных разным мастерам того времени» Протопопов. Автором настоящей статьи были опубликованы 14 гармонизаций знаменного распева и 7 гармонизаций греческого распева стихиры Благовещению «Совет Превечный», на примере к-рых прослежена эволюция стиля постоянного многоголосия с 90-х гг. XVII по 80-е гг. Котов и др. О русской церковно-певческой лит-ре с пол. Значение партесного стиля в истории рус. Музыка рус. О различных подходах к гармонизации херувимской песни в партесных композициях сер. XVII - нач. Партесные гармонизации знаменного и греческого распевов. Русское партесное многоголосие кон. XVII - сер. Joensuu, 3-9 June, 2013.
Влияние этой музыки было особенно ощутимо на ранней стадии становления концертного многоголосия в русских храмах. На создателей польских хоровых композиций ссылается в своей «Мусикийской грамматике» Дилецкий при обобщении основных принципов сочинения партесных концертов. Главным среди изложенных правил следует считать требование строгого соотнесения музыки и поэзии. Дилецкий рекомендует композиторам внимательно относиться к тексту, определяющему, по его мнению, музыкальную форму. Он придает большое значение так называемой «диспозиции»- расположение частей произведения в соответствии с содержанием литературной основы. Именно поэтому в партесных концертах редко встречается реприза и лишь в тех случаях, если есть повторы текста. Не менее важным считал Дилецкий концертный принцип организации музыкального материала путем сопоставления полного звучания хора и выделенной ансаблевой группой. В истории культуры имя Дилецкого долгое время оставалось забытым, а его музыка - неизвестной. Лишь сравнительнонедавно рукописи композитора привлекли внимание исследователей. Основная масса сочинений Дилецкого написана для восьмиголосного хора, трактуемого как два хоровых состава по четыре голоса в каждом. Крупнейшим его произведением является Воскресенский канон, где композитор продемонстрировал мастерское владениеразличными приемами партесного многоголосия. Воскресный канон. В отличие от внеличностного содержания знаменных распевов, партесные композиции воплощали разнообразные человеческие переживания. Спектр этих образов был чрезвычайно широк - от выразительной лирики до масштабных народных ликований. Большая часть русских концертов отмечена чертами торжественности и праздности. Композиторы в партесном пении. В процессе развития Партесное многоголосие постепенно менялось: усложнялись полифоническая техника и интонационный строй композиций. С введением партесного пения храмовая музыка приобрела авторство. Талантливыми творцами партесных концертов были такие композиторы, как Федор Редриков, Николай Калашников и др. Самой же большой популярностью пользовались сочинения «государева певчего дьяка» Василия Поликарповича Титова , в творчестве которого партесный концерт достигает наивысшего развития. Биография Титова известна лишь по отрывочным данным. Впервые его имя упоминается среди певчих дьяков в 1682 г. Через четыре года он уже числится первым певцом , что свидетельствует о необычайной одаренности мастера. Подтверждением сказанному является огромное творческое наследие Титова- им создано более двухсот различных сочинений. Музыка Титова отличается мелодическим богатством и разнообразием форм. Композитор тяготел к монументальным композициям и праздничным музыкальным образам. В отличии от своих предшественников Титов смело использовал разнообразные приемы полифонического развития, преодолевая статистику чисто аккордового склада. Композитор, следуя заветам Дилецкого, постоянно искал средства музыкальной выразительности, отражающие содержательную сторону текста. Так, в концерте «Радуйтесь Богу, Помощнику нашему» имитация в верхних голосах хора передает восторженные возгласы людей, а в концерте «Днесь Христос на Иордан прииде» волнообразные вокальные фигурации иллюстрируют набегающие речные волны: В. Титов «Днесь Христос На Иордан прииде» Замечательным образцом музыки Титова является восьмиголосный концерт «Златокованую трубу…», созданный в честь св. Иоанна Златоуста. В основу концерта положен текст стихиры из пяти строф с условным разделением на строки.
К. ПОСТЕРНАК. Новая жизнь партесных песнопений в эпоху классицизма (16.41 Kb)
Партесное пение пришло на смену одноголосному знаменному пению. В случае партесного пения часто создаётся романтическое настроение, в результате чего ум рассеивается, блуждает тут и там, нигде не находя удовлетворения. Партесное пение, пение многоголосное, причем каждый голос имеет свою самостоятельную партию. История партесного пения начинается в Южной Руси, где, несмотря на давление польского католицизма, народ и духовенство оставались верны Православию и искали средства для борьбы с унией. Главная» Новости» Что такое партесный концерт. Для стиля партесного пения характерно использование западноевропейской музыкальной гармонии и чередование полного хора и хоровых групп (солистов), которое называется «переменным многоголосием» (термин В. В. Протопопова).
Партесное пение
стиль многоголосного пения, а также общее наименование различных видов и жанров русской и украинской многоголосной. В богослужебное употребление партесное пение введено в 1668 году с согласия восточных патриархов. Партесное пение (лат. partes – голоса) – тип церковного пения, в основе которого положено многоголосное хоровое исполнение композиции. Партесное пение предполагает использование множества голосов, что делает звучание более многоголосым и глубоким. Партесное пение по своим формам наследовало западноевропейскому барокко, однако по функциям было ренессансным.
ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ
Он стремился соединить древнерусскую и европейскую традиции, опираясь на труды «многих искусных художников тако церкви православныя творцов пения. В «Мусикийской грамматике» содержатся основные композиционно-технологические правила партесного многоголосия , знать которые предписывалось и композиторам , и исполнителям. Его теория существенно облегчала русским распевщикам постижение нового искусства. Автору удалось выделить довольно элементарные приемы хорового письма. Труд Н. Дилецкого имел ярых противников.
В последней редакции «Мусикийской грамматики» тексту Дилецкого предшествовал трактат «О пении божественном», принадлежащий московскому дьякону Иоанникию Кореневу , в котором автор выступил в защиту теории Дилецкого и дал отповедь противникам партесного многоголосия. Критикуя вставочные слоги в знаменном пении, Коренев пишет: «Можно сказать: никак иначе не следует петь, как только умом и сердцем и вещать разумными устами. О неразумие и простота! Вот оно, хуление! Если бы ты благодарил по татарски , это было бы приятно Богу , ибо татарин или знающий татарский язык и понимающий его понял бы.
Но нет на земле такого человека и не будет , который так бы говорил… Существует ли внимательный слушатель такого пения? В конце своих размышлений Коренев поместил стихотворную притчу под названием «слово против невежественных и противящихся гордецов»: Я трудился в этом деле: ты видишь мое старание, Каким оно есть; прояви и свое - сам поймешь усердие, И будет оно, как и мое, во славу Господню. Познай музыку во всем свободную. На русской почве Партесное многоголосие быстро обрело национально окрашенные черты, отличающие его от западноевропейской музыки. Русские партесы имеют много общего с жизнерадостной и декоративной храмовой архитектурой и иконописью конца XVII в.
Музыкальная структура партесного пения. Основу партесного пения составил четырехголосный аккордовый склад с четко определенной ролью каждого голоса. Нередко главная мелодия заимствовалась из знаменных распевов и помещалась в теноре. Бас являлся гармонической основой, дискант двигался параллельно тенору в терцию или сексту, альт дополнял гармонию. Данная хоральная структура лишь изредка сменялась элементами имитационной полифонии.
Расцвет партесного пения. Наивысшего расцвета Партесное пение достигает в новом жанре - партесном концерте. Концерт был рожден в недрах стиля барокко с его склонностью к пышности, помпезности, динамичности и праздничной орнаментальности. Музыка концертов создавалась в расчете на профессиональное исполнение большим хором до 48 голосов или двумя хорами. Нормой считались композиции на 8-12 голосов.
Исполнялись концерты в храме после Литургии отсюда их название «запричастные» без сопровождения каких- либо инструментов. Партесный концерт a capella возник на Руси, минуя общую для европейской музыки стадию развития ренессансного многоголосия. В их концертах откристаллизовался «роскошный стиль» барочной композиции, где важное место занимали колористические эффекты. В дальнейшем хоровой концерт получил широкое развитие у славянских народов, в частности - в творчестве мастеров польской школы. Влияние этой музыки было особенно ощутимо на ранней стадии становления концертного многоголосия в русских храмах.
На создателей польских хоровых композиций ссылается в своей «Мусикийской грамматике» Дилецкий при обобщении основных принципов сочинения партесных концертов.
Древнерусские музыкально-риторические фигуры в партесных концертах Интонации древнерусских музыкально-риторических фигур в произведениях XVIIXVIII веков отражают преемственность традиций в отечественной музыке. Фигуры в песнопениях обнаруживаются с помощью критериев, включающих графическую устойчивость, функциональность, способность эмфатически подчеркивать образы и идеи в тексте. Применение критериев для поиска этих фигур в партесных концертах дало положительный результат. I Автор ы Федоровская Наталья Александровна Источник Вестник Московского государственного университета культуры и искусств Creative Commons Многохорные партесные концерты в рукописях пермского края XVIII в В статье рассмотрен корпус рукописей Пыскорского монастыря, содержащих около 400 партесных сочинений на 8, 12 и 16 голосов, преимущественно, концертов.
При исполнении хорового произведения, каждому певцу давали определенную партию, которая соотносилась с другими партиями и создавала сложное музыкальное полотно. В XIX веке партесное пение проникло в сферу народной музыки. Обычно народные песни исполнялись коллективно, где каждый член группы исполнял свой голос или делал ударения на определенных словах. Это добавляло разнообразие и глубину в музыкальное выражение. С появлением рок-музыки, партесное пение также нашло свое место. Многие рок-группы применяют многоголосное исполнение, где каждый участник группы играет свою роль в создании звучания композиции. Это сильно влияет на эмоциональное и энергетическое восприятие музыки. Сегодня партесное пение продолжает развиваться и применяться в различных музыкальных жанрах. Оно позволяет создавать сложные и красивые музыкальные аранжировки, раскрывая голосовой потенциал исполнителей и создавая гармоничное сопряжение между голосами. Особенности партесного пения В партесном пении часто используются несколько голосов, которые могут исполняться как мужчинами, так и женщинами. Это позволяет создавать разнообразные комбинации и сочетания голосов, придающие музыкальному произведению особую характеристику и звучание. При партесном пении обычно каждый голос исполняет свою часть музыки. Голоса могут быть разделены по партиям и выполнять различные функции в композиции. Некоторые голоса могут исполнять соло, другие — аккомпанемент или контратемп. Сочетание разных голосов, их индивидуальное исполнение и взаимодействие между собой — вот что делает партесное пение уникальным и интересным для слушателей. Особенностью партесного пения является также его гармоничность. Голоса исполняют разные мелодии, но при этом они должны гармонически сочетаться друг с другом, создавая полноценное музыкальное произведение. Гармония голосов и их взаимное согласование играют важную роль в партесном пении, делая его звучание гармоничным и единым. Партесное пение имеет длительную историю и применяется в различных жанрах музыки, включая классическую, народную и современную. Оно является важной составляющей музыкального исполнения и вдохновляет множество композиторов и исполнителей на создание новых произведений. Значение партесного пения Партесное пение позволяет передавать знания и опыт от одного поколения к другому. От младших поколений оно требует слушать и учиться от старших, а от старших — передавать свои знания и навыки. Однако значение партесного пения не ограничивается только трансляцией культурных ценностей. Оно также укрепляет общественные связи и согласие.
Преображенский [13]. Он же обратил внимание на известное произведение Д. Но это не так. Вернее, что оно целиком перешло к нам из напевов польско-униатских. Нами найден пример такой переработки. Оба произведения принадлежат именитым и весьма популярным в свое время авторам. Тем не менее, судьба их оказалась различной. Лишь в 1960—1990-х годах исследованием рукописи ГИМ, Епарх. Точное совпадение наблюдается в подборе стихов для псалмов. Как указывает В. Именно такой подбор стихов мы видим и в псалме Веделя. В собрании Института рукописей Национальной библиотеки Украины им. Целые фрагменты переходили из одного произведения в другое без значительных изменений. Стереотипные мелодические обороты встречаются во многих духовных произведениях эпохи классицизма.
Партесное пение на студии
- Партесное пение — Большой Справочник. Что такое Партесное пение
- 3. Партесный концерт и в.П. Титов
- К. ПОСТЕРНАК. Новая жизнь партесных песнопений в эпоху классицизма (16.41 Kb)
- Распространение партесного пения
Партесное пение это в музыке
Судя по данному отрывку, сильные протесты вызывали и телодвижения регента при управлении хором, поющим партесные песнопения, ибо движения-эти составляли самый неприятный контраст спокойному и благоговейному поведению певчих при исполнении древнерусского традиционного пения. Хотя вопрос о допустимости или недопустимости партесного пения при богослужении стоял весьма остро, Собор 1666—1667 гг. Пытаясь внести какую-то ясность, группа сторонников партесного пения, состоящая из прихожан храма святого Апостола Иоанна Богослова в Москве, полностью разделяющая все нововведения киевлян, обратилась за благословением этих нововведений к находившимся в то время в Москве патриархам Макарию Антиохийскому и Паисию Александрийскому. На этой грамоте, составленной, в 1668 г. Однако правовая действительность этой грамоты может быть подвержена сомнению. Так, И. Гарднер ставит по этому поводу два вопроса: «насколько посторонние русской автокефальной церкви антиохийский и александрийский патриархи к тому же, оказавшиеся к этому времени низложенными! Таким образом, отсутствие подлинно авторитетных церковных санкций пустило как бы на самотек решение этого вопроса, что разделило все русское общество на сторонников и противников партесного пения, доходящих порою в своих спорах до предания друг друга анафеме. Вскоре на московском горизонте появляется знаменитый теоретик и композитор партесного пения Николай Дилецкий, с 1677 г. К этому времени за плечами Дилецкого был накоплен солидный опыт композиторской и теоретической деятельности в Варшаве, Вильне и Смоленске.
В 1675 г. В 1679 г. Совмещая в одном лице теоретика, композитора, исполнителя и педагога, Дилецкий создал целый ряд образцовых партесных произведений концертного типа, а также воспитал плеяду композиторов новой формации, среди которых было уже немало и великороссов, наконец овладевших техникой партесного письма. Самым выдающимся представителем этой плеяды, а может быть и непосредственным учеником Дилецкого, был Василий Поликарпович Титов, крайне плодовитый композитор, не только писавший богослужебные песнопения, называемые «службами Божиими», на 8, 16 и 24 голоса, представляющие собой монументальные многоголосные концерты, но и положивший на линейные ноты «Псалтирь рифмованную» Симеона Полоцкого, а также создавший целый ряд светских кантов. И все же это многоголосное хоровое пение по западному образцу не было полностью принято всей массой русского православного народа. Не говоря уже об огромном количестве православных, ушедших в раскол и абсолютно не принявших киевских нововведений, многие православные, оставшиеся верными Церкви, также крайне отрицательно относились к партесному пению, примером чего может служить деятельность старца Александра Мезенца и позиция тех анонимных борцов за древнерусскую традицию, против которых направлены полемические стрелы трактата Коренева. Усиленно насаждавшееся сверху Патриархом Никоном вкупе с восточным патриархами, царем Алексеем Михайловичем и именитыми людьми, со Строгановым во главе, при помощи украинских и белорусских специалистов по партесу, «киевских и литовских старцев», партесное пение в глубине русского сознания воспринималось как нечто незаконное и именно как утрата ангелоподобности пения. Однако духовные обстоятельства, сложившиеся во второй половине XVII в. Если появление строчного пения в XVI в.
В юго-западной митрополии это ущемление проявилось в угрозе навязывания унии, в мощной инославной экспансии, доводящей православных порою до самого критического положения. В московских пределах это наступление мира на Церковь выразилось в расколе, явившемся страшной духовной катастрофой России. И там и здесь партесное многоголосие проявилось как симптом бед, постигающих Церковь, и в этом его родство и обусловленность западными формами многоголосия, также порожденными церковным нестроением.
Участники могут учиться слушать друг друга, прислушиваться к мнениям и идеям других и создавать настоящую команду исполнителей. Заключительные мысли о партесном пении Партесное пение представляет собой одну из важных форм исполнения музыки, которая широко используется в хоровой музыке, вокальных ансамблях и оркестрах. Оно предполагает разделение исполнителей на разные голосовые партии, каждая из которых выполняет свои музыкальные линии. Партесное пение помогает создавать насыщенный и гармоничный звуковой образ, позволяет выразить богатство музыкальной текстуры и глубину музыкальных идей. Использование разных голосовых партий позволяет достичь эффекта полифонии, при котором каждая голосовая линия имеет свою независимую мелодическую и ритмическую структуру.
При исполнении партесного пения важно, чтобы каждая голосовая партия была гармонично вписана в общую музыкальную композицию. Это требует от исполнителей точного соблюдения нотного текста, четкого воспроизведения музыкального рисунка и согласованности в интерпретации. Также необходимо умение слушать других исполнителей и находить баланс между голосовыми партиями. Некоторые виды партесного пения, такие как а капелла, не используют инструментальное сопровождение, и полностью опираются на вокальные возможности исполнителей. Это требует от них высокого мастерства в контроле интонации и владении голосом. Также важно, чтобы каждая голосовая партия имела ярко выраженный характер и уникальность, чтобы они звучали как единое целое. Партесное пение позволяет создавать музыкальные произведения с различным эмоциональным оттенком, от веселых и легких до глубоких и меланхоличных. Это делает его универсальным и позволяет исполнителям проявить свои творческие способности и чувство музыкального стиля.
Эта музыка пытается вызвать умиление посредством эмоционального возбуждения. Православная душа русского человека не могла принять столь явное мирское начало. Поэтому Русская Церковь отказалась от употребления музыкальных инструментов в богослужении. Возбуждение чувственности. Партесное пение культивирует красивые «религиозные» чувства, вызывая у верующего ощущение некоего внутреннего комфорта, на самом же деле — это чувство эстетического наслаждения, похожее не одинаковое, но похожее на то, что испытывает человек во время концерта.
Это б. Партитур мало, причём они ограничиваются сочинениями с постоянным многоголосием и небольшим числом голосов.
В нек-рых рукописях встречаются динамич. Обозначение темпа почти нигде не выставлялось, не выписывались и тактовые черты, но размер такта в произведениях с переменным многоголосием указывался. Концерт в честь Полтавской победы. До недавнего времени произв. К числу новейших публикаций П. Литература: Дилецкий H. Очерки, М.
Составление, публикация, исследования, комментарии Вл.
ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ
Для стиля партесного пения характерно использование западноевропейской музыкальной гармонии и чередование полного хора и хоровых групп (солистов), которое называется «переменным многоголосием» (термин В. В. Протопопова). Важнейший жанр партесного пения — партесный концерт. Старинный духовный стих назывался словом (существительным женского рода) псальма — по названию псалмов, входивших в состав Псалтири. Партесное пение возникло на Руси путем «скрещивания» западной музыкальной системы с православными певческими традициями. Игнатия (Брянчанинова) о неканоничных иконах и партесном пении, обличающие официальную (послереформенную) позицию церкви. Партесное пение – это особый вид хорального пения, который появился в Европе в XVII веке. часть, участие), стиль русского многоголосного хорового искусства.
Почему вместо молитвы в храмах концертное партесное пение?
Партесное пение – это особый вид хорального пения, который появился в Европе в XVII веке. Партесное пение – это один из основных приемов, используемых в хоровом и камерном исполнительстве, при котором каждому голосу исполнителей отводится своя. часть, участие), стиль русского многоголосного хорового искусства.
Музыкальная энциклопедия
Не может быть ангелоподобности там, где нет единения и мира, и именно поэтому в России середины XVII в. Здесь мы снова сталкиваемся с действием той истины, что пение есть продолжение жизни и что состояние богослужебного пения обусловливается состоянием христианской жизни. Вот почему подлинные причины успешного распространения партесного пения на Руси следует искать не в какой-то тяге к Западу, не в желании поиска и создания каких-то новых форм, но в глубоком внутреннем духовном разладе, проявившемся в расколе, унесшем миллионы русских жизней и отлучившем от жизни Церкви огромный творческий потенциал талантливейших людей, ушедших в раскол. Эту причину необходимо постоянно иметь в виду как для правильного понимания партесного пения, так и для понимания всего последующего развития богослужебного пения в России. Ведель 1767—1806 , С. Азеев р.
Становление и развитие партесного пения происходило в хорах, создаваемых при православных братствах и братских школах, организованных во многих городах юго-западной России. Так, известно, что еще в 1604 г.
В библиотеке Луцкого братства в 1627 г. Эта запись свидетельствует о приличном стаже партесной традиции. Восторженное описание уже развитых образцов партесного пения дает западный путешественник Гербиний, посетивший Киев в третьей четверти XVII века: «Грекороссияне гораздо святее и величественнее прославляют Бога, чем римляне. В самой приятной звучной гармонии слышатся раздельно дискант, альт, тенор и бас. Все миряне поэтому поют в соединении с клиром, и притом так гармонично и благоговейно, что мне, в восторге от слышанного, думалось, будто я в Иерусалиме и вижу там образы и дух первоначальной христианской церкви». Однако если западному уху, привыкшему к абсолютно секуляризованной католической музыке, православное партесное пение казалось «святым и благоговейным», то сознанию, воспитанному на крепких православных началах, это пение представлялось далеко не таковым. Так, известный ревнитель благочестия афонский инок Иоанн Вишенский протестовал против партесного многоголосия в следующих резких выражениях: «Латинский смрад из церкви изжените.
Единою песнью Бога славьте! Со временем же это пение совсем перестало подвергаться нападкам и считаться неким подозрительным явлением в среде православных. Так, Мелетий Смотрицкий писал старцу Печерского монастыря Антонию Мутиловскому: «говорите, о проклятая проклятая уния! А давно ли говорили: о, проклятое искусное пение», свидетельствуя, в частности, о том, что «искусное», то есть партесное пение, считающееся раньше «проклятым», ныне признается явлением вполне православным. Таким образом, к середине XVII в. Не так обстояло дело с принятием партесного пения в Московском государстве. Первое непосредственное соприкосновение москвичей с католической музыкой имело место в 1605—1606 гг.
Мнение об этом пении исчерпывающе выразил святой Патриарх Гермоген, говоря Салтыкову: «вижу попрание истинной веры отъ еретиков и отъ вас, изменниковъ, и разорение святых Бо-жиихъ церквей; и не могу более слышать пения латинского въ Москве». Противодействия вызывали и первоначальные попытки введения партесного пения. Так, известно, что Никон, еще будучи в Новгороде, вводил там киевское многоголосное пение, немало удивлявшее новгородцев, и что патриарх Иосиф 1642—1652 , услышав о таком пении, был против него и запрещал Никону употреблять его за богослужением. Однако, вступив на патриарший престол в 1652 г. Именно царь Алексей Михайлович в самом начале 1652 г.
А в датирующемся 1716—1719 годами сборнике из Череповца29 оно становится частью анонимного цикла праздничных задостойников. Это первый сохранившийся образец подобного цикла, рассчитанного на исполнение в течение целого года. Впоследствии он неоднократно копировался. При этом первые разделы задостойников — припевы «Величай, душе моя»30 — часто заменялись новыми. Вариантность припевов объясняется тем, что в партесной музыке они появляются сравнительно поздно.
Так, катавасии из Тобольской рукописи, датируемой 1680—1690-ми годами31, их не содержат. В ином списке тех же катавасий32 их изначально также не было, затем они были вписаны на отдельных листках и вклеены в рукопись. По этой причине одни и те же ирмосы получали различные по музыке припевы. В одной из рукописей первой половины XVIII века задостойник Рождеству Богородицы имеет два различных припева, второй из которых сопровождается указанием «Большой роспев»33. Рукописей этого периода для большего числа голосов, нежели 12, пока не удалось обнаружить, хотя дошедшая до нас в более поздних источниках Служба Титова на 24 голоса явно должна была появиться не позднее 1710-х годов. Совершенно иной вид приобретает жанровая система партесного пения в 1740—1760-е годы — время правления Елизаветы Петровны и начала царствования Екатерины II. Елизавета любила партесное пение и, обладая высоким сопрано, пела партию первого дисканта. Неудивительно, что при ней партесная музыка переживала расцвет. К первой годовщине коронации Елизаветы был изготовлен сборник на шесть, восемь, 12, 16 голосов: переплеты партий представляют собой «памятник петербургского ювелирного искусства XVIII века» [12, 169]. Помимо них в рукописи находятся два цикла задостойников на восемь и на 12 голосов и цикл 12-голосных киноников причастных стихов.
Это отражает основные особенности периода: выход на первый план 12-голосия, количественное преобладание концерта среди других жанров и создание «сверхциклов» для исполнения в течение недели или даже целого года. В почти полуторавековой истории русского барокко нет другого периода, от которого до нас дошло бы столь внушительное число источников. Полная идентичность двух 12-голосных сборников35 говорит о практике «тиражирования» объемных рукописей в скрипториях. В рассматриваемый период также записаны все сохранившиеся до наших дней образцы 16-голосия за исключением двух , все известные 24-голосные источники и оба 48-голосных. Всенощное бдение представлено единственным сочинением, которое в различных списках имеет разную структуру. Копиисты переписывали все эти части либо некоторые из них и дополняли вновь сочиненными. В середине столетия новое поколение композиторов обратилось к многохорным службам Божиим. В этот период появились либо дошли до нас в рукописях этого времени литургии Василия Виноградского, Ивана Игнатьева, Леонтия, Фёдора Редрикова, Фатьянова и других авторов. Композиция служб претерпела значительные изменения. Все чаще в партесном стиле распевались только три части: «Слава… Единородный Сыне», Херувимская и «Достойно есть».
Копиисты в этот период не только сокращали «Бемулярную» службу, но и неоднократно транспонировали ее на тон выше, чтобы избежать бемоля при ключе. Это явление связано с эволюцией ладовой системы русского барокко. Также в рукописях середины века некоторые части служб помещаются вне цикла, по отдельности. Если партесные службы начинают «распадаться» на отдельные части, некоторые другие жанры — наоборот — группируются в устойчивые циклы. Таковы причастные стихи киноники. В общей сложности сохранилось более трех десятков многохорных партесных сочинений в этом жанре. Чаще, нежели отдельные стихи, в источниках середины XVIII века встречаются два 12-голосных цикла: «Причастны дневные» иеродьякона Исавра и анонимные «Причастны праздничные». В первом цикле девять сочинений, предназначенных для пения на протяжении недели см. Структура второго цикла изменчива, в различных списках он включает от трех до 14 киноников, расположенных в различном порядке [5, 90—92]. Государственный исторический музей.
Синодальное певческое собрание. Этот жанр претерпел большие изменения, его структура стабилизировалась: исчезла вариантность, каждый ирмос теперь всегда предваряется одним и тем же припевом. В рукописях данного периода записаны два авторских цикла задостойников на 12 голосов. Первый, включающий 15 песнопений, в ряде источников атрибутирован Василию Титову см. Из-за скудости ранних 12-голосных источников трудно утверждать, был ли этот цикл составлен самим Титовым или же скомпилирован десятилетия спустя после смерти мастера. В пользу последней версии говорит тот факт, что в двух упомянутых источниках цикл предстает в одном случае в усеченном виде без задостойников Рождеству и обоих пасхальных , в другом случае — с заменой пяти песнопений иными. В позднейших же рукописях его состав стабилизируется. Второй авторский цикл на 12 голосов принадлежит Иоанну Колпенскому. В позднейших списках присутствуют задостойники в Лазареву субботу «Чистую славно почтим» , в Великий четверг «Странствия Владычня» и в Великую субботу «Не рыдай Мене, Мати» , которые ранее в партесном стиле не распевались. Гласовых песнопений в партесном стиле в этот период почти не появляется.
Сохранились также Блаженны на восемь гласов в вариантах на четыре и на 12 голосов. Напротив, концерт переживает расцвет. Из почти девятисот партесных концертов на 12 голосов, сохранившихся целиком или частично в виде отдельных партий , в этот период создано более половины. В прижизненных источниках обнаруживаются только семь из этих концертов — «Начало нашего спасения», «Да радуется тварь», «Днесь тварь просвещается», «Украси твой чертог, Сионе», «Прежде шести дней бытия Пасхи», «Поят Христос» и «На безсмертное Твое Успение», — причем там они отнюдь не образуют единого цикла. В музыке для большего числа голосов в этот период представлены далеко не все жанры. Сохранившиеся сочинения на 24 голоса представлены службами Титова и Николая Калачникова, концертами и отдельными задостойниками.
А что же происходит между ними? Почему часто изменяемые песнопения, то есть стихиры, ирмосы и тропари, проходят мимо нас? Или, точнее, мы мимо их. А ведь именно в них заключен смысл сегодняшней службы.
В чем причина? Ответ однозначен — эти изменяемые песнопения поются так, что слов непонятно или совсем, или процентов на семьдесят. Очень часто можно услышать, что люди не любят «партес», а любят «обиходное пение». Но, думаю, на самом деле за любовью к понятному «обиходному пению» скрывается желание слушать и понимать службу от начала до конца. Ведь служба написана не для того, чтобы каждое воскресенье молиться, слушая только узнаваемые «Свете тихий» и «Ныне отпущаеши». Нет, богослужение цельно и человек призывается воспринимать все его части.