Новости эволюция человечества

Эволюция наградила нас множеством черт, одни из которых благоприятны и приносят человечеству пользу, а другие — нет. По мнению большинства учёных, эволюция человечества будет идти двумя путями: как следствие генных изменений или в результате симбиоза с техническими устройствами.

Ученые из Швеции обнаружили 14 «ловушек» эволюции для человечества

От каменного века до информационного: история человечества — одна из самых интересных и спорных тем как для ученных, так и для простых людей. Это не единственное доказательство эволюции человека в наши дни. С помощью нейросети Stable Diffusion попытались «отследить» эволюцию людей с древнейших времен сперва до наших дней, а затем в будущее. Как и Вернадский, Кайпер утверждал, что наука является важнейшим средством эволюции человеческого общества. Среди известных сценариев эволюции на развитие Homo больше всего похожа ситуация с жуками.

Вырастают новые артерии: ученые заявили, что человек продолжает эволюционировать

Российские учёные рассказали о возможных сценариях развития человечества. Итак, генетики показали, что вопреки популярному мнению, эволюция человека не прекратилась и естественный отбор продолжает работать. Это интересная способность, которую мы развили благодаря нашей эволюции, и она заслуживает упоминания.

Генетики представили новую теорию происхождения человека

Но Вернадский о новой науке уже не узнал, тем более что шла война, а он находился в эвакуации в Казахстане, в отрыве от мировой научной среды. Можно только себе представить, как подошли бы методы кибернетики творцу идеи биосферы и ноосферы. Homo автотрофный О том, что В. Вернадский одним из первых в мире мыслит по методике и в стиле будущей науки, косвенно можно судить по реакции официальной идеологии на его учение о биосфере. Уже в 1921 году, при выходе в свет его брошюры «Начало и вечность жизни» на него дружно обрушились официальные идеологические органы. Марксистская критика не могла принять и отрефлексировать основной тезис Вернадского, который станет чуть позже также основным тезисом кибернетики — примат информации над материальными взаимодействиями. Не употребляя данного термина, Вернадский именно за него первым принял на себя удар идеологии. Его биогеохимия расценивалась как «эклектичное сочетание» виталистических и мистических идей, направленных против теории и практики социализма.

В своих статьях Вернадский, как потом во многих последующих, не имея возможности использовать методологический аппарат кибернетики, именно в ее духе описывает свойства живого вещества воздействовать на окружающую среду посредством однонаправленных потоков химических соединений. Биота производит такое действие спонтанно, неосознанно и стихийно — посредством питания и размножения и тем самым формирует среду. И как раз среди всего разнообразия живого самую мощную силу представляют автотрофные бактерии, открытые русским ученым С. Они управляют геохимическими процессами благодаря гигантской скорости размножения. Вернадский выяснил, что из всех видов живого только человек сравнялся с автотрофными бактериями по мощи геохимического влияния на среду. Но, конечно, так происходит не вследствие питания и размножения человека. Биомасса всех людей на планете ничтожна.

И это использование является уже большой геологической силой. Разум вводит этим путем в механизм земной коры новые мощные процессы, аналогичных которым не было до появления человека». Таким образом, сама по себе цивилизация, ее средства и инструменты, привычно относимые к искусственным орудиям, по своему воздействию на среду на самом деле оказываются мощнейшими природными факторами, несущими функцию управления ею, сказали бы кибернетики. Вернадский указывает, что благодаря вовлечению все новых и новых материалов, которых никогда ранее не существовало в природе, и использованию все новых и новых видов энергии вплоть до атомной Вернадский уже в 1922 году употребляет такое понятие могущество человека будет расти неограниченно. Научившись использовать энергию Солнца напрямую, а не через посредство зеленых растений, считает он, человек изобретет именно автотрофный способ питания. Главный инструмент, которым человек пересоздаст себя, становясь новым видом, и который разделит впервые за миллионы лет единый «монолит жизни» — наука. Наука, следовательно, взятая как способ управления внешней средой и самим человеком, сравнивается по своей мощи с бактериальной биосферой.

В те годы, когда в записях Вернадского появляется понятие об автотрофности, показывающее направление его мыслей, он одновременно углубляет свое понимание роли науки в обществе. Наука как средство эволюции К концу имперского периода в истории России он уже в течение 20 лет занимается историей науки: сначала исследует творчество отдельных ученых, как, например, естественно-научные труды Ломоносова, затем предпринимает грандиозный экскурс в историю научных идей. В 1903 году В. Вернадский прочитал в Московском университете курс из 12 лекций по истории научного мировоззрения. Он обозревает историческое развитие методов научного описания природы в целом. По удивительному совпадению Вернадский работал над историей идей в основном в Голландии, стране победившего научного мировоззрения. В эти годы ее премьер-министром был Абрахам Кайпер, христианский политик и ученый, развивавший аналогичные взгляды.

Незадолго перед тем, в 1898 году тот прочитал курс лекций в Принстонской семинарии, где утверждал, что существует особая кальвинистская цивилизация, которая стала причиной научной революции XVII века. Наука, по убеждению Кайпера, в наивысшей степени сочетается с кальвинистской верой, побуждающей ученых изучать законы природы Кайпер А. Христианское мировоззрение. Лекции по кальвинизму. Как и Вернадский, Кайпер утверждал, что наука является важнейшим средством эволюции человеческого общества. Таким образом, эпоха рубежа веков стала для многих теоретиков временем осознания истинной, до поры до времени скрытой, роли науки в эволюции самого человека и его цивилизации, и даже создания нового человечества, некоторой, еще не понятной, его эволюции Аксенов Г. Глубинная история человека.

Он подчёркивает потерю преемственности и устойчивости в свете постоянно меняющегося контекста. Задорин отмечает важность сохранения культурной и этической среды для устойчивого развития.

Клюева «Ты — остров мой необитаемый... Из поэтических опытов» В новой, в чём-то неожиданной, книге Александра Клюева, автора многих широко известных работ по вопросам духовной эволюции человека и человечества «Сознательная Эволюция Человека», «О самом Главном», «Рождение в Духе», «В поисках утраченного Христианства, или Венец духовных исканий», трёхтомник «Этюды супраментальной жизни» и др.

Спустя девять лет, используя поэтическую форму изложения для иллюстрации жизни и учения Спасителя, появился на свет «Апокриф от Иисуса» , также представленный в этой книге. Ноябрь 2016 г. Вышла книга «В поисках утраченного Христианства, или Венец духовных исканий» Новая книга автора широко известных работ по вопросам духовной эволюции человека и человечества, практика-эволюциониста, кандидата медицинских наук, врача-психофизиолога Александра Клюева посвящена евангельскому Учению Спасителя об обретении Царства Божьего и Жизни Вечной. Длительный период времени предметом глубокого анализа автора было Христианство. В настоящем издании под общим названием «В поисках утраченного Христианства, или Венец духовных исканий» представлен переработанный и собранный воедино материал, опубликованный ранее в этих книгах.

В основу написания книги положены уникальные опыты и переживания супраментальной трансформации сознания и тела сподвижницы и продолжательницы дела великого практика-эволюциониста XX столетия Шри Ауробиндо, Мирры Альфассы Матери , представленные в 13-томном повествовании под названием «Агенда Матери». Автор не только деликатно и обстоятельно с научной точки зрения комментирует опыты Матери, но и, как практик-эволюционист с большим стажем работы на Пути Сознательной Духовной Эволюции, делится с читателями своими собственными, не менее яркими и необычными, переживаниями, во многом тождественными супраментапьным опытам Матери. В основу написания книги положены уникальные опыты и переживания супраментальной трансформации сознания и тела сподвижницы и продолжательницы дела великого практика-эволюциониста XX столетия Шри Ауробиндо, Мирры Апьфассы Матери , представленные в 13-томном повествовании под названием «Агенда Матери». Автор не только деликатно и обстоятельно, с научной точки зрения комментирует опыты Матери, но и, как практик-эволюционист с большим стажем работы на Пути Сознательной Духовной Эволюции делится с читателями своими собственными, не менее яркими и необычными переживаниями, во многом тождественными супраментальным опытам Матери.

К сожалению, никто пока не видел асгардархей под микроскопом, но геномные данные указывают на более сложную организацию их клеток по сравнению с обычными прокариотами. У них явно есть сложный цитоскелет, они умеют из своей клеточной мембраны делать пузырьки и в них транспортировать вещества по клетке — это, как считалось ранее, также присуще только эукариотам. Это открытие в целом подтвердило, что эукариоты произошли от архей. Пропасть между прокариотической и эукариотической клетками после этого открытия уже не выглядит непреодолимой. Это очень большой шаг вперед в понимании эволюции жизни на Земле. Охотники верхнего палеолита избегали инцеста В 2017 году продолжается бурное развитие палеогенетики.

Были обнародованы результаты секвенирования полных геномов четырех индивидов, живших около 34 тысяч лет назад в Сунгире — стоянке древнего человека на территории Владимирской области. Выяснилось, что эти люди принадлежали к довольно крупной популяции 200—500 человек , при этом не состояли в близком родстве. Таким образом, уже тогда, в верхнем палеолите, люди существовали не крошечными разрозненными группками, где все были друг другу родственниками, а большим племенем. Группы охотников на мамонтов были компактными, их члены общались между собой, переходили из группы в группу, избегали инцеста, у них была сложная социальная организация. То есть социальная структура и репродуктивное поведение сунгирцев были примерно такими же, как у современных охотников-собирателей. Новый вид примитивных людей Недавно в пещере Райзинг-Стар ЮАР были найдены кости неизвестного ранее вида примитивных людей, получившего название Homo naledi. Если бы эволюция шла линейно, можно было бы предположить, что возраст этих находок примерно такой же, как у обезьяноподобных Homo habilis, — 1,5—2 млн лет. Возраст Homo naledi долгое время не удавалось установить, а когда ученые смогли это сделать, они были весьма удивлены: эти люди жили на Земле всего 330—230 тысяч лет назад, одновременно с гораздо более продвинутыми представителями человеческого рода ранние неандертальцы, ранние представители сапиентной эволюционной линии. Находка дополняет общую картину эволюции: она шла неравномерно. Это не революция в науке, но интересная деталь, уточняющая наше представление об антропогенезе.

Эволюция начинается с лица Палеолитическое местонахождение Джебель-Ирхуд Марокко было открыто еще в 60-х, там были обнаружены кости людей, и только сейчас удалось наконец определить их возраст. Он неожиданно оказался очень большим: примерно 315 тысяч лет. Таким образом, людей из Джебель Ирхуд можно считать ранними представителями сапиентной эволюционной линии. По находкам становится ясно, что эволюционные изменения сначала затрагивали лицевой отдел, а уже потом менялась форма черепной коробки. Кроме того, датировка находок показывает, что процесс становления нашего вида не был ограничен только Восточной Африкой, как многие до сих пор думали, но охватывал более обширные территории, включая северо-запад Африки. Происхождение домашних кошек Известно, что домашняя кошка происходит от дикого кота, у которого очень много подвидов и весьма широкий ареал обитания. Большой международный коллектив генетиков, проанализировав ДНК 352 древних археологических кошек со всего света, уточнил, от какого именно подвида дикого кота.

Человечеству угрожает 14 эволюционных ловушек — пессимистичный прогноз ученых

Однако существуют люди, у которых срединная артерия сохраняется. Возможность пить молоко — способность, появившаяся у нас в промежутке между IV-III тысячами лет назад. Первыми европейцами — носителями гена толерантности к лактозе стали представители ямной культуры и шнуровой керамики. К 3-4 годам жизни жители Юго-Восточной Азии теряют способность переваривать молоко. Подобных частных и общих для всей популяции эволюционных изменений антропологи насчитывают несколько десятков. Всё говорит о том, что наш вид постоянно меняется. Спрогнозировать ключевые перемены в анатомии человека можно не далее, чем на 5-10 тысяч лет вперед. При этом, опираться можно лишь на современные тенденции биологического развития. Интересными соображениями на этот счет поделился заведующий кафедры палеонтологии и эволюционной биологии в Университете Бата Николас Лонгрич.

Увеличение продолжительности жизни По мнению ученого, средняя продолжительность жизни человека перевалит за 100 лет. Поспособствуют этому не только улучшение медицины и хорошее питание, но и необходимость увеличения времени для адаптации человека в современном мире. Например, ещё 150-200 лет назад концепции детства фактически не существовало. Дети наравне с родителями работали по дому, ухаживали за скотом и т. Увеличение продолжительности жизни и демографический переход позволили родителям дольше заботиться о потомстве, а детям — лучше быть подготовленным ко взрослой сложной жизни.

В других местах — на молодых павианчиков, мартышек, кабанчиков, антилопок. После поимки дичи происходит делёж добычи, главный самец должен обязательно делиться с другими, иначе они потом уже не будут ему помогать. Так что даже на примере современных шимпанзе мы можем наблюдать, под влиянием каких примерно факторов мог развиваться интеллект наших предков, какие факторы лежали в основе формирования правил кооперации и морали. Также по теме Некоторые виды муравьёв способны коллективно притворяться мёртвыми перед лицом опасности. Это случайно выяснили австралийские учёные....

Необходимость повышать долю животной пищи в рационе была важным условием развития когнитивных способностей и внутригрупповой сплочённости. Можно ли эти изменения зафиксировать, если они есть? Первой, кто длительно изучал шимпанзе в естественной среде обитания, была Джейн Гудолл, она начала исследования в 1960-х годах. С тех пор накопилось много данных, исследования проводятся в ряде африканских стран, изучают не только обыкновенного шимпанзе и бонобо, но и горилл и других человекообразных. Наблюдения позволяют говорить о том, как и почему некоторые новые навыки могут появляться в популяциях обезьян. Изначально такие умения могут возникать случайно — например, какая-то особь откроет, что на заострённую палочку удобно накалывать крупных насекомых, такая стратегия описана в популяции бонобо. А затем другие члены группы начинают ей подражать. Многие популяции горилл живут в заболоченной местности. Пересекая болото, они могут прощупывать путь палкой — собственно, так же поступают в аналогичной ситуации и люди. В целом сейчас ясно, что у человекообразных обезьян куда больший когнитивный потенциал, чем считалось ещё в середине прошлого века.

Например, патрилокальность, когда молодая самка покидает родную группу и переходит в новую, свойственна и обезьянам, и человеческим традиционным культурам. Есть также выводы учёных о том, что подобный уклад существовал и у неандертальцев. Получается, что такие поведенческие установки передавались у приматов миллионами лет? Современные шимпанзе не наши предки, а представители отдельной от нас эволюционной ветви. В палеолите люди были охотниками и собирателями, которые объединялись в небольшие сообщества, внутри которых тоже образовывались ещё более мелкие ячейки. Также по теме «Анатомические ограничения»: учёные выявили связь между формой мозга и мышлением человека Учёные из австралийского Университета Монаша установили, что форма мозга напрямую влияет на то, как человек мыслит и чувствует. Так живут современные бродячие охотники и собиратели из народности хадза коренной народ Танзании. Популяция состоит из текучих, непостоянных объединений. Хадза в целом моногамны. Но чаще всего это сериальная моногамия, они могут несколько раз за жизнь менять супругов.

Но и то, подобная полигамия обычно носит кратковременный характер, потому что чаще всего прежние жёны от такого мужчины уходят — они не хотят терпеть соперниц. В целом же, судя по ряду эволюционных адаптаций тела, человек ориентирован на моногамию. При этом состав и размеры группы ещё зависят от сезона. В дождливый период хадза собираются в большие сообщества и вместе скрываются от осадков под скальными навесами. Но всё равно супружеские пары никогда не разлучаются и вместе переходят из группы в группу.

Работа опубликована в журнале Cell Reports. Предки современных людей отделились от шимпанзе около 7 млн лет назад. Конечно же, на этом развитие нашего вида не остановилось, и эволюция продолжается до сих пор. Люди меняются и обретают новые гены.

Обычно такие события связаны с дупликацией, то есть с копированием уже существующих участков генома. Но так происходит не всегда.

Собеседник предупредил, что с 1 марта этого года вступили в силу положения нового федерального закона о занятости населения в РФ, где отдельная глава была посвящена борьбе с нелегальной занятостью. Штраф для организаций — от 50 до 100 тысяч рублей, а для индивидуальных предпринимателей — от 5 до 10 тысяч рублей. Лучше не нарушать. Если ребята столкнуться с тем, что их толкают на нелегальный рынок, они могут обратиться в прокуратуру или инспекцию по труду, там их защитят», — предупредил эксперт. В завершении беседы Голубев подметил, что молодежь активно делает первые пробы пера в карьерном росте, что непременно надо приветствовать. Читайте также:.

Генетик заявил о скором конце биологической эволюции человека

«Эволюция не может не происходить чисто технически, потому что эволюция – это неравный перенос вариантов генов в следующее поколение. Однако увеличение размеров мозга в процессе человеческой эволюции стало одним из главных вызовов человеческому выживанию. Согласно новой модели эволюции человека, современные Homo sapiens произошли как минимум от нескольких генетически разнообразных популяций в Африке, а не от одной. 2031 Многие люди добровольно станут киборгами, а из-за обилия имплантатов будет переосмыслен и сам термин «человеческое существо». В данной видеолекции "Эволюция человека в космосе: Физические изменения, генная инженерия и будущее колонизации", Станислав Дробышевский, антрополог, кандидат.

Эволюция продолжается

Профессор Алексей Калинин поделился своими мыслями о старении населения Земли и его влиянии на будущее. Он предсказывает системное снижение численности населения к концу века из-за старения населения и территориального смещения центров роста населения в Африку и Юго-Восточную Азию. Ещё одним тревожным трендом является миграция в мегаполисы, обусловленная нарастающим неравенством и уязвимостью перед природными катаклизмами.

Много эумеланина — получаются коричневые или черные волосы.

Мало эумеланина — и вот вам блондин. Преобладание феомеланина даст рыжий цвет. С возрастом синтез меланина начинает сбоить, и человек седеет.

Видимо, им не хватало солнечного света. Солнце летает на высоте 6 километров! Гитлер скрывается на Марсе!

Фотографии ауры мертвого человека! Славяне это арии, а русские произошли от русантропов! Бог создал обезьяну, чтобы она изображала бездуховную личность!

Гениальные открытия... Решать вам. Холм Дурупынар, напоминающий лодку, ученые считают окаменевшими останками корабля.

Его размер и форма соответствуют параметрам ковчега из Библии. Теперь пробы почвы показали, что человек в этом месте появился 5 тысяч лет назад — примерно тогда же, когда произошёл Всемирный Потоп.

Homo Sapiens не единственный вид человека Homo sapiens был не единственным человеческим видом, который жил на этой планете. В одно время Homo Sapiens разделял ее, по крайней мере, еще двумя человеческими видами, но сейчас мы остаемся единственными. Вот почему мы все выглядим по-разному. Большая челюсть — больше свиданий Большая челюсть означает больше тестостерона.

Вот почему мужчины любят женщин с маленькой челюстью, что означает больше эстрогенов. Неандертальцы и их культура Неандертальцы жили вместе с нами примерно 25 000 лет назад. Никто не знает, что с ними случилось, но наука пытается разобраться в этом. Например, мы полагали, что только у людей была культура. Однако недавние исследования показывают, что неандертальцы хоронили своих мертвецов с цветами, что означает, что у них была религия, а следовательно — культура. Переход Ученые выяснили, что у некоторых людей есть ДНК неандертальцев.

Это означает, что люди и неандертальцы смешались. Рыбалка Люди любят исследовать, и часть их исследований должна была затронуть водоемы. Вот почему они построили лодки и начали плавать более 50 000 лет назад. Мы можем только догадываться, насколько примитивными были их лодки, но, если они могли плыть по Индийскому океану в Австралию, то были достаточно хороши. Мы заливаемся краской Знаете ли вы, что люди - единственные животные, способные краснеть? Это интересная способность, которую мы развили благодаря нашей эволюции, и она заслуживает упоминания.

Альпинизм Испугайте ребенка, и он мигом вскарабкается куда-нибудь наверх.

Формации суть стадиальные типы общества, выделенные по признаку социально-экономической структуры. Марксизм, как известно, считает, что в основе развития общества лежит развитие производства. Растут производительные силы общества, что ведет к смене систем социально-экономических отношений, меняются типы общественного производства — способы производства, что влечет за собой смену типов общества: одна общественно-экономическая формация сменяется другой, более прогрессивной. Но отсчет формаций идет не с самого начала истории человечества. Вся его история совершенно отчетливо подразделяется на два качественно отличных периода, к первому из которых понятие общественно-экономической формации неприменимо.

Он представляет собой период превращения животных предков человека в людей и зоологического объединения в человеческое общество, период антропосоциогенеза. Основой этого процесса было становление общественного производства. Возникновение совершенно нового социального качества с необходимостью предполагало и делало необходимым обуздание животного индивидуализма, подавление и введение в социальные рамки зоологических инстинктов. Важнейшим средством обуздания животного эгоизма были первые нормы человеческого поведения — табу. На основе табуитета в последующем возникла мораль. В отличие от животного, действия которого определяются биологическими инстинктами, человек руководствуется чувствами долга, чести и совести.

Первым был обуздан пищевой инстинкт. В качестве социальных рамок для него возникли отношения распределения — исходная и важнейшая форма социально-экономических отношений. Первые социально-экономические связи были коммунистическими. Животный эгоизм мог быть обуздан только человеческим коллективизмом. С появлением первой формы брака — дуально-родового, группового брака — был обуздан половой инстинкт. С введением в социальные рамки вначале пищевого, а затем полового инстинктов процесс становления человека и общества завершился.

Формирующиеся люди превратились в людей уже сформировавшихся, готовых. Кончился период формирования общества, и началась история готового, подлинно человеческого общества. Это произошло совсем недавно, буквально «на днях». Начавшийся 1,9—1,8 млн лет тому назад период антропосоциогенеза завершился примерно около 40 тыс. И общественно-экономические формации являются стадиями развития уже готового, сформировавшегося общества. Первую форму бытия готового общества принято называть у нас первобытным обществом, в западной литературе — примитивным, или эгалитарным, обществом.

Оно было единственно существующим в эпоху от 40 тыс. Это время — эпоха первобытного общества. На самой ранней ступени своего развития оно было коммунистическим первобытно-коммунистическим. На ступени, когда весь общественный продукт был жизнеобеспечивающим, никакой другой формы распределения, кроме распределения по потребностям, существовать не могло. С развитием производительных сил и появлением регулярного избыточного продукта коммунистические отношения стали препятствием на пути развития общества. В результате стало возникать распределение по труду, а вместе с ним собственность отдельных лиц, обмен и имущественное неравенство.

Все это подготовило и сделало неизбежным возникновение частной собственности, эксплуатации человека человеком, тем самым раскол общества на социальные классы и появление государства. Первые классовые, или, как их обычно называют, цивилизованные общества возникли в XXXI в. В это время более чем наглядно проявилась одна из особенностей всемирно-исторического процесса — неравномерность развития человеческого общества в целом. Одни конкретные отдельные общества — социоисторические организмы сокращенно — социоры — уходили вперед, другие отставали от них в своем развитии. С появлением такой неравномерности человеческое общество в целом начало состоять из нескольких исторических миров. Один такой исторический мир составляли самые передовые для данной эпохи социоисторические организмы, которые можно назвать супериорными от лат.

Первые классовые общества возникли как одиночные острова в море первобытного общества. Одно такое классовое историческое гнездо появилось в междуречье Тигра и Евфрата, другое — в долине Нила. Египетская цивилизация при своем возникновении представляла собой единый социоисторический организм, шумерская цивилизация — систему небольших социоисторических организмов, городов-государств. Дальнейшее развитие пошло по двум путям. Первый — возникновение новых исторических гнезд, которые существовали как острова в море первобытного общества. Одно из них появилось в долине Инда — цивилизация Хараппы, другое — в долине Хуанхэ — цивилизация Инь, или Шан.

Второй путь — возникновение множества классовых социоисторических организмов в пространстве между Египтом и Двуречьем и по соседству с ними. Все они вместе с Египтом и Месопотамией образовали огромную систему классовых социоисторических организмов, охватывавшую весь Ближний Восток. Эта ближневосточная историческая арена, возникнув, стала центром всемирно-исторического развития и в этом смысле мировой системой. Все социоисторические организмы, оказавшиеся за пределами исторического центра, составили мировую периферию. Одни из этих социоров были классовыми, другие — первобытными. С появлением первых классовых социоров и особенно с возникновением ближневосточной мировой их системы началась вторая эпоха развития готового человеческого и первая эпоха истории цивилизованного общества — эпоха Древнего Востока.

Основой первоначальных классовых обществ был тот антагонистический способ производства, который чаще всего, следуя за К. Марксом, именуют азиатским. Его особенность состоит в том, что он основывался на общеклассовой частной собственности и на средства производства, и на личности производителей материальных благ. Частным собственником при этом был только эксплуататорский класс в целом, а не один из его членов, взятый в отдельности. Общеклассовая частная собственность выступала в форме государственной, что обусловливало совпадение господствующего класса с составом государственного аппарата. Поэтому данный способ производства лучше всего именовать политарным от греч.

Все политаристы составляли корпорацию — политосистему, возглавляемую политархом, который был одновременно верховным распорядителем прибавочного продукта и правителем государства. Политарх имел право на жизнь и смерть всех своих подданных, включая и политаристов. Показателем уровня развития производительных сил является объем продукта, создаваемого в обществе, в расчете на душу его населения. Этот показатель — продуктивность общественного производства — может быть повышен разными способами. В политарном обществе рост продуктивности общественного производства и тем самым производительных сил достигался главным образом путем увеличения рабочего времени — числа рабочих дней в году и рабочих часов в день. Этот темпоральный от лат.

Рано или поздно наступал предел, за которым увеличение рабочего времени вело к физической деградации главной производительной силы — человека-работника. Наступал откат. Все это повторялось много раз в истории политарных социоисторических организмов. С этим прежде всего и связан циклический характер развития обществ Древнего Востока: они возникали, расцветали, а затем вступали в эпохи упадка и даже гибели. Политарная, общественно-экономическая формация была тупиковой. Она не была способной превратиться в другую, более прогрессивную.

Выход из тупика стал возможным потому, что кроме политарных обществ продолжали существовать и первобытные, включая самые поздние из них — предклассовые, причем разнообразных социально-экономических типов. Предклассовые общества, находившиеся по соседству с ближневосточной мировой системой, подверглись мощному культурному, политическому и экономическому воздействию с ее стороны. В результате они усвоили все основные достижения политарных обществ, что существенно сказалось на всем их развитии. Оно стало иным, чем эволюция протополитарных формирующихся политарных предклассовых обществ, из которых возникли первые политарные общества. Подвергнувшиеся воздействию мировой политарной системы предклассовые общества в конце концов тоже превратились в классовые общества, но только совсем иного типа, чем древневосточные.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий