Новости война в ираке 1991

Америка не жалела Ирак ни в 1991-м, ни в 2003-м годах, поэтому наносила массированные удары там, где этого требовала военная, а не политическая необходимость. В Ираке вновь атакована колонна с американскими военнослужащими. Как сообщает корреспондент НТВ, один человек погиб, двое получили ранения. Статья посвящена анализу публикаций в газете «Нью-Йорк Таймс» на тему войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., а именно первому месяцу операции «Буря в пустыне». Во время первой войны в Ираке в 1991 г. американцы разбомбили половину школ (где-то 2000 из общего числа 4000).(57). 4.2 Военная операция в Ираке.

Военные преступления США. Шок и трепет "Иракской свободы"

Восстания 1991 года в Ираке - 1991 uprisings in Iraq Война в Персидском заливе (1990-1991) – самый крупный по масштабу конфликт после окончания Второй Мировой войны — стала образцом ведения войн нового поколения.
Интифада Шаабания — Википедия Эта первая война в Ираке была окончена 28 февраля 1991 года в еврейский праздник мести антисемитам Пурим. Еврейский сайт sem40 сообщает, что премьер-министр Израиля Ицхак Шамир сказал в то утро: «Пурим.
​Сломить волю населения: в 1991 году ВВС США по-настоящему лишили Ирак тока Вторжение США в Ирак в 2003 году по своему масштабу, ходу и результату до настоящего времени остается образцом блестяще проведенной крупной военной операции.

Забытая война в Персидском заливе 1991 года. Бешеная атака "Томагавков"

Эта первая война в Ираке была окончена 28 февраля 1991 года в еврейский праздник мести антисемитам Пурим. Еврейский сайт sem40 сообщает, что премьер-министр Израиля Ицхак Шамир сказал в то утро: «Пурим. Вторжение США в Ирак в 2003 году по своему масштабу, ходу и результату до настоящего времени остается образцом блестяще проведенной крупной военной операции. Американское вторжение в Ирак 2003 года нельзя воспринимать в отрыве от войны в Персидском заливе 1991 года, когда возглавляемой Соединенными Штатами международной коалиции удалось выбить иракские войска из захваченного ими Кувейта, но при этом Саддам. Специальная комиссия ООН, оценивая состояние Ирака после войны, пришла к выводу: в результате бомбардировок, обстрелов, наземных сражений Ирак находится в состоянии, близком к «апокалипсическому» и отброшен в «доиндустриальную эпоху». Статья посвящена анализу публикаций в газете «Нью-Йорк Таймс» на тему войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., а именно первому месяцу операции «Буря в пустыне». Война в Персидском заливе (1991) — Война в Персидском заливе Дата 2 августа 1990 – 28 февраля 1991 Место Север Аравийского полуострова Причина Аннексия Ираком Кувейта. Итог Победа международной коалиции; освобождение Кувейта.

Нефть как оружие: как Ирак спровоцировал крупнейшую экологическую катастрофу

«Если до 15-го января Ирак не покинет Кувейт, будет война», — сказал Буш. Это позволило бы остановить войну и уберечь Ирак от тяжелых потерь и разрушений. В интервью телеканалу ветеран войны в Ираке Джим Браун заявил, что США сбросили атомную бомбу около Басры в ходе войны в Персидском заливе в 1991 году. Как известно, война в Персидском заливе (1990–1991) закончилась разгромом иракской армии. А между тем первое сражение операции «Буря в пустыне» началось с дерзкого наступления вооружённых сил Ирака, в ходе которого был захвачен город Хафджи в Саудовской Аравии.

Ирано-иракская война: 40 лет спустя

Буря в пустыне. Первая иракская война: рассказ очевидца драматических событий 1990 года Общие расходы на войну в Ираке и Сирии, как ожидается, к 2050 году превысят 2,89 триллиона долларов, а потери – полмиллиона человеческих жизней.
Агрессия Ирака против Кувейта. 17 января 1991 года началась разгромная для иракской армии операция "Буря в пустыне", ставшая первой дистанционной войной в мире и последней легитимной для США.

Война в Персидском заливе (1990-91 гг.)

17 января 1991 года началась разгромная для иракской армии операция "Буря в пустыне", ставшая первой дистанционной войной в мире и последней легитимной для США. Вторжение США в Ирак в 2003 году по своему масштабу, ходу и результату до настоящего времени остается образцом блестяще проведенной крупной военной операции. 28 февраля 1991 года) — это вооружённый конфликт Многонациональных сил (МНС) и Ирака за территории Кувейта. Война в ираке и гуманитарная интервенция. Буквально накануне войны, в январе 1991 г., иракский президент в одной из своих речей заявил: «Американцы придут сюда, чтобы продемонстрировать акробатические трюки, подобные тем, что показывают в фильмах о Рэмбо. Ровно 25 лет назад, 17 января 1991 года, началась операция многонациональных сил (МНС), получившая название «Буря в пустыне». Санкционированная Совбезом ООН, эта война была направлена на освобождение захваченного Ираком Кувейта.

Война в Персидском заливе

17 января 1991 года силы антииракской коалиции во главе с США начали боевые действия против Ирака – операцию "Буря в пустыне". Специальная комиссия ООН, оценивая состояние Ирака после войны, пришла к выводу: в результате бомбардировок, обстрелов, наземных сражений Ирак находится в состоянии, близком к «апокалипсическому» и отброшен в «доиндустриальную эпоху». 26 февраля 1991 года президент Ирака Саддам Хусейн заявил о выводе войск из оккупированного Кувейта. Эта первая война в Ираке была окончена 28 февраля 1991 года в еврейский праздник мести антисемитам Пурим. Еврейский сайт sem40 сообщает, что премьер-министр Израиля Ицхак Шамир сказал в то утро: «Пурим. СССР захватил власть в Ираке в результате военного переворота в 1968 году-в этом году произошли все революции в мире.

КУВЕ́ЙТСКИЙ КРИ́ЗИС 1990–91

Планы президента Ирака С. Хусейна были неясными. Некоторые западные аналитики предполагали, что он решится на вторжение в Саудовскую Аравию, располагавшую недостаточной армией для отражения вторжения. Установление контроля над двумя странами, обладающими запасами нефти, позволило бы Ираку влиять на мировой рынок. Операция по обеспечению безопасности получила название «Щит пустыни». Она давала Ираку полтора месяца для прекращения оккупации Кувейта. В противном случае государства-члены ООН уполномочиваются «использовать необходимые средства, чтобы поддержать и выполнить соответствующие резолюции и восстановить мир и безопасность в регионе». Это означало, что ООН предоставил сформировавшейся коалиции Многонациональных Сил право на осуществление военной операции по освобождению Кувейта. Ирак отверг ультиматум 30 ноября. Ирак ответил обстрелами Саудовской Аравии и Израиля не участвовавшего в войне баллистическими ракетами и акциями «экологического терроризма» — сливами нефти в Персидский залив.

То самое, которое впоследствии погубило режим Саддама Хусейна. Пойти на открытое нарушение Женевской конвенции 1925 года иракские власти решились исключительно из страха перед возможным военным поражением. При планировании вторжения в Иран был полностью проигнорирован факт подавляющего численного преимущества противника. К 1986 году население Ирана составляло 49,5 миллиона человек против 16,3 у Ирака. Недостаток живой силы приходилось компенсировать запрещенными технологиями. В российской прессе принято считать, что химическое оружие в Ираке являлось лишь предлогом для вторжения США в 2003 году, а его единственный образец — пробирка, продемонстрированная в ООН госсекретарем Колином Пауэллом, — был сфабрикован. В действительности США обладали полной информацией об иракском химическом оружии, поскольку сами участвовали в его создании. Согласно докладу следственной комиссии Сената США «Доклад Ригла» , опубликованном 9 февраля 1994 года, американские компании экспортировали в Ирак производные для создания химического оружия, а также штаммы смертельных заболеваний, таких как сибирская язва.

Согласно «Докладу Ригла», в годы войны министерство торговли США одобрило 771 экспортную лицензию на поставку в Ирак технологий двойного назначения. На производство иприта и других отравляющих веществ были брошены все мощности химической промышленности страны. По оценке ООН, с 1984 по 1990 г. Из них почти 55 тысяч были применены в ходе Ирано-иракской войны. С 1984 по 1988 на мирные города в Иране и Иракском Курдистане было сброшено 12 тысяч авиабомб, заполненных боевыми отравляющими веществами. При этом применение химического оружия не ограничивалось только иранской территорией. Из-за неудач на фронтах войны в Ираке начались народные выступления. Возобновился давний конфликт в Иракском Курдистане, регионе, исторически связанном с Ираном и мечтающем о независимости.

Для подавления курдских выступлений была организована операция «Анфаль», жертвами которой стали не менее 180 тысяч человек. В рамках операции 16 марта 1988 химическим бомбардировкам был подвергнут курдский город Халабаджа. Жертвами инцидента стали 5000 мирных жителей. Примечательно, что эти инциденты не были осуждены США и другими странами Запада. Во многом благодаря широкому применению химического оружия к 1988 году иракские войска смогли выбить иранцев со своей территории, после чего между странами был заключен мир без каких-либо приобретений для обеих сторон. Ужасающие итоги Для Ирака 8 лет беспрерывной войны вылились в затяжной финансовый и внутриполитический кризис. Военные расходы подорвали экономику страны. Саддам Хусейн последовательно поссорился с Ираном, СССР, странами арабского мира, которых отталкивала его агрессивная внешняя политика.

Нет Кувейта — нет и долга Тогдашний иракский лидер Саддам Хусейн долгое время весьма успешно политически маневрировал между СССР и западными странами сохраняя с этими участниками холодной войны ровные отношения , играя на опасении обеих сторон «экспорта исламской революции» из Ирана. С этой страной Ирак, как известно, вёл долгую кровопролитную войну 1980—1988 годов. Однако её последствия сильно подорвали экономику государства, требовались немалые средства для её восстановления, к тому же страну тяготили накопившиеся за время войны долги. И Хусейн со своими соратниками задумал решить проблему за счёт соседнего Кувейта — слабого в военном отношении, но богатого нефтью.

Руководство Ирака обвинило эмират в нарушениях договорённостей по добыче нефти и воровстве чёрного золота из своих скважин, предложив «решить вопрос» выплатой компенсации почти в 2,5 млрд долларов. Власти Кувейта отказались, и тогда в августе 1990-го саддамовские силы за два дня оккупировали страну, сделав её 19-й провинцией Ирака. Стоит заметить, что во время ирано-иракской войны Кувейт оказывал Багдаду разнообразную помощь и охотно давал деньги в долг. И он полагал, что можно не считаться ни с мнением советских друзей, ни принимать в расчёт возможную реакцию арабского мира».

Евгений Милютин историк, востоковед Однако множеству стран как на Ближнем Востоке, так и на Западе подобный шаг иракского руководства решительно не понравился. К тому же единственная страна, способная встать на сторону и повлиять на ход событий, — Советский Союз — переживала перестройку и налаживала отношения с Вашингтоном, становясь в фарватер его политики. В США на тот момент президентом был Джордж Буш — старший, тесно связанный с нефтяным лобби и собиравшийся включить Кувейт в орбиту своей экономической политики. Поначалу было непонятно, намерен ли саддамовский Ирак двинуться дальше и ударить по Саудовской Аравии, тоже помогавшей ему в противостоянии с Ираном.

Поэтому с согласия и по просьбе Эр-Рияда в страну были переброшены войска государств сформированной антииракской коалиции, после чего началась подготовка к воздушно-наземной операции.

Это и дало основание Саддаму не бояться ответных реакций со стоны США. Так же, хотелось бы отметить, что Вашингтон был в курсе того что Ирак разрабатывал программу по созданию оружия массового поражения, расходовал значительную часть кредитов на развитие военной области и делал резкие заявления в сторону Кувейта; но при этом администрация белого дома закрывала на это глаза и накануне оккупации Кувейта Ираком не указала Саддаму на неизбежность жестких мер в случае его вторжения в Кувейт. Он писал: "Тот самый Запад, который столь усердно добивался выполнения резолюций ООН и направил свои войска и корабли, чтобы освободить Кувейт, на протяжении десятилетий оставался глух к более значимым проблемам региона и до сих пор ничего не делает для проведения в жизнь резолюций, принятых по иным поводам. Полной поддержкой Запада пользуются причиняющие страдания народам диктаторские режимы. Их правители купаются в роскоши в то время как народы этих государств живут в условиях жуткой нищеты и голодают. Запад закрывает глаза, когда людей лишают свободы, но широко открывает их, как только появляются признаки антизападных настроений или опасной религиозной войны. Вот почему многие арабы полагают, что их страдания - результат заговора диктаторских режимов и Запада". Данное общественно- политическое мышление выполнялось в политике улучшения взаимоотношений с западными государствами.

На политику Советского Союза в большей мере влиял принятый советским руководством курс на сближение с Соединенными Штатами. В правительстве к этому времени возобладала точка зрения, согласно которой, основной интерес СССР должен обратиться на Запад в расчете на приобретение поддержки, инвестиций и новой технологии. Другой внутренний фактор, влиявший на политику Москвы - религиозно-национальный вопрос, а именно, представители мусульманских движений являлись в ряде регионов СССР более серьёзной альтернативой коммунистическому руководству. Они анализировали мусульманские регионы Советского Союза как часть наиболее широкого мира мусульманской цивилизации. Советский Союз поставлял крупные партии орудия и технологии в Ирак, тем самым укрепляя собственную экономику. Внутреннее положение государства оставляло желать лучшего, Советский Союз был на грани развала. Шеварднадзе опубликовали советско-американское заявление, осудившее иракское вмешательство и призвавшее к выводу иракских войск с Кувейта. Этим шагом, две наисильнейшие мировые державы соединились и прекратили поставки орудия Ираку. Они выступили за сохранение мира, тем самым внеся большой вклад в историю.

Главным событием в процессе войны в Персидском заливе была встреча М. Горбачева с президентом США Дж. Бушем в Хельсинки 9 сентября 1990 года. Сам факт такого рода встречи, принёсшей принятие совместного документа на высшем уровне, в котором зафиксировано, что агрессор обязан быть обуздан и восстановлено международное право, давал понять, что принципы ООН будут торжествовать, и имел колоссальное международно- политическое и моральное значение. Горбачёв поддерживал все без исключения акции США в связи с кризисом и утвердил общие политические позиции о недопустимости агрессии. Впервые за многие десятилетия советской внешней политики СССР поддерживал военные акции. Советское руководство молчаливо позволило американцам перекинуть значительную часть военной мощи НАТО с Европы на Ближний Восток, гарантировав себе наиболее легкую и безболезненную победу над иракской армией. Но если в начале инцидента СССР занял антииракскую позицию, идентичную с позицией США, и пристал к возглавляемой ими коалиции, то на второй стадии инцидента, Москва, по сути, ограждалась от этой коалиции и заняла промежуточную позицию между нею и Ираком. Это повысило бы цены на нефть, что закрепило бы позиции Советского Союза на мировой арене и «посадило бы в лужу» США.

Также предложение Горбачёва новой арабской инициативе не получило поддержки от египетского президента Мубарака, сирийское руководство также отвергло данное предложение, кроме того он не получил помощи от лидеров арабских стран. Исходя из этого можно понять, почему Советский Союз категорически отказался сражаться на стороне Ирака, так как Советская армия явно уступала армии США и, не приобретя согласия на арабскую инициативу, они все-таки были обязаны оставаться на стороне США. Особенность Советской политики было желание сохранить открытый путь дипломатического давления на Ирак, продолжая диалог с ним. СССР имел опыт давних двухсторонних взаимоотношений с Ираком. Стремясь к скорейшему урегулированию кризиса, Москва считала допустимым пойти на определенные компромиссы, которые предоставили бы Ираку возможность выйти из игры без утраты лица. Поэтому СССР предлагал обговорить палестинский вопрос и пути решения ближневосточного конфликта, в случае, если Багдад даст согласие вывести войска с Кувейта. Следует отметить, что Ирак стремился воспользоваться собственными близкими отношениями с Советским Союзом в собственных целях для ослабления антииракской коалиции. Иракская дипломатическая активность была направлена на то, чтобы воспрепятствовать ООН принять жесткие резолюции против Ирака. Он писал: "Чем ожесточеннее становятся схватки в небе Ирака, чем регулярнее следуют ракетные удары по Израилю, тем более сдержанным становится освещение идущей войны в американских средствах массовой информации.

В данном случае подразумевается не сдержанность тона - скудность информации. Пресса и телевидение по существу посажены на полуголодный рацион. Из Ирака высланы репортеры Си-эн-эн, которые - в противовес общепринятому мнению о закрытой природе диктаторских режимов - вели прямые репортажи из Багдада в течение двух суток после начала боевых действий. После этого шлагбаум цензурных ограничений плотно опустился на вести, получаемые журналистами непосредственно из района конфликта. Израиль практически ограничил всю информацию об ущербе, наносимом ракетными ударами по израильским городам. Официальное объяснение гласит, что подобные меры приняты с целью не дать возможности иракским корректировщикам вносить поправки в прицел. Британия наложила вето на любые данные о своих потерях. Вашингтон запретил воспроизведение любых фотографий и видеозаписей без предварительного одобрения военной цензуры». Другим важным военно-политическим результатом войны в зоне Персидского залива является удавшийся Вашингтону и его союзникам опыт создания многонациональной коалиции для защиты своих интересов и привлечения к этому ООН.

Согласно оценке многих зарубежных обозревателей, решения некоторых стран антииракской коалиции направить свои войска в зону Персидского залива были продиктованы не столько благородным стремлением «освободить» Кувейт и наказать агрессора, сколько соображениями чисто конъюнктурного свойства: приобрести благосклонность более сильного союзника, получить дополнительную финансовую помощь, укрепить собственные позиции в важном районе за счет ослабления конкурента и соперника. Война в зоне Персидского залива, причины которой надо искать в довольно отдаленном прошлом, завязала еще один узел противоречий в арабском мире. Действительно, если говорить в целом о мусульманском мире, то он, по существу, раскололся в вопросе об отношении к событиям в Заливе, особенно к участию войск немусульманских государств в освобождении Кувейта. Можно предположить, что неоднозначное отношение различных арабских государств и мусульманского мира в целом к политике и роли Ирака в регионах станет еще одним относительно устойчивым источником межарабскихпротиворечий. Далеко не единодушным остается отношение государств зоны Персидского залива и Ближнего Востока к проблеме посткризисного военно-политического устройства в регионе, и прежде всего обеспечения региональной безопасности. Основная идея заключается в формировании чисто арабской системы безопасности, в которой будут объединены политические и военные усилия стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Именно об этом сразу после окончания войны в Заливе договорились собравшиеся в Дамаске полномочные представители указанных государств. Однако с тех пор на пути реализации принципиальной договоренности возник ряд серьезных трудностей. Признаком возможного тупика на пути создания системы региональной безопасности в зоне Персидского залива в таком виде, в каком она задумывалась, явилось начало возвращения на родину египетских и сирийских войск, которые, как предполагалось, должны были стать основой военной организации намечаемого военно-политического союза в регионе.

В складывающейся ситуации весьма противоречиво отношение монархических режимов зоны Залива к присутствию и роли иностранных войск на их территориях. С одной стороны, они убедились в неспособности собственных вооруженных сил обеспечить национальную безопасность даже перед лицом Ирака, ослабленного войной с Ираном. С другой стороны, сохранение значительного иностранного военного присутствия в регионе после завершения войны задевает национальное самолюбие народных масс, подчеркивает зависимость от Запада и вызывает вполне объяснимое недовольство ортодоксальных мусульманских кругов и политической оппозиции. С учетом всех этих обстоятельств решаются допросы об уровне и формах военного присутствия США и других стран Запада в регионе, задачах и роли, остающихся в зоне кризиса западных воинских контингентов, их взаимоотношении с местными властями и национальными вооруженными силами. И в данном вопросе позиции отдельных арабских режимов отличаются друг от друга. Неоднозначность позиций арабских стран по вопросу военного присутствия Запада в регионе в посткризисный период создает для США и их западноевропейских партнеров разные, но довольно широкие возможности утверждения своего политического и военного влияния в регионе. Одним из важнейших последствий войны в зоне Персидского залива является раскручивающийся в настоящее время новый виток гонки вооружений в этом районе мира. Все это стимулировало новые закупки вооружения. В результате войны Ближний Восток превратился для западных военно-промышленных корпораций в главный рынок военной техники.

Рост насыщенности вооружением зоны Персидского залива едва ли будет способствовать стабилизации обстановки в регионе и в перспективе может стать причиной возникновения новых кризисных ситуаций. Рассматривая военно-политические последствия войны в зоне Персидского залива для обстановки в регионе, нельзя оставить без внимания проблему арабо-израильского противостояния.

Саддам Хусейн поверил Америке – и проиграл

Нефть как оружие: как Ирак спровоцировал крупнейшую экологическую катастрофу - Куб Ветеран войны в Ираке Джим Браун утверждает, что в 1991 году США сбросили на Ирак атомную бомбу, передает агентство со ссылкой на
Война в Персидском заливе — Википедия с видео // WIKI 2 вооружённый конфликт между Ираком и Вооруженными силами международной коалиции за освобождение и восстановление независимости Кувейта.
Вторжение в Ирак. 20 лет спустя Участие Великобритании в военной операции в Ираке подкосило авторитет Тони Блэра.
Как США и их союзники сокрушили Ирак гибридными методами В 1991 году на митингах в Москве демократически настроенные демонстранты окрестили Горбачёва «Михаилом Сергеевичем Хусейном», подразумевая слишком авторитарный, на их взгляд, стиль правления президента СССР.

Восстания 1991 года в Ираке - 1991 uprisings in Iraq

Из них почти 55 тысяч были применены в ходе Ирано-иракской войны. С 1984 по 1988 на мирные города в Иране и Иракском Курдистане было сброшено 12 тысяч авиабомб, заполненных боевыми отравляющими веществами. При этом применение химического оружия не ограничивалось только иранской территорией. Из-за неудач на фронтах войны в Ираке начались народные выступления. Возобновился давний конфликт в Иракском Курдистане, регионе, исторически связанном с Ираном и мечтающем о независимости. Для подавления курдских выступлений была организована операция «Анфаль», жертвами которой стали не менее 180 тысяч человек. В рамках операции 16 марта 1988 химическим бомбардировкам был подвергнут курдский город Халабаджа.

Жертвами инцидента стали 5000 мирных жителей. Примечательно, что эти инциденты не были осуждены США и другими странами Запада. Во многом благодаря широкому применению химического оружия к 1988 году иракские войска смогли выбить иранцев со своей территории, после чего между странами был заключен мир без каких-либо приобретений для обеих сторон. Ужасающие итоги Для Ирака 8 лет беспрерывной войны вылились в затяжной финансовый и внутриполитический кризис. Военные расходы подорвали экономику страны. Саддам Хусейн последовательно поссорился с Ираном, СССР, странами арабского мира, которых отталкивала его агрессивная внешняя политика.

Репрессии против мирного населения в первую очередь — против курдов и мусульман-шиитов до крайности обострили внутриполитическую обстановку в стране. В то же время иракское правительство уверовало в то, что сможет впредь действовать безнаказанно, применять любые средства ведения войны, получая при этом полную поддержку со стороны США. Здесь уместно провести сравнение с Гитлером, которому Запад «разрешил» оккупировать Чехословакию, создав ложное чувство вседозволенности. В попытке разрешить финансовый кризис и не опасаясь международного осуждения, Саддам Хусейн в 1990 году вторгся в богатый нефтью Кувейт. Однако, как оказалось, его лимит на военную агрессию был исчерпан. Операция НАТО «Буря в пустыне» привела к разгрому иракской армии, после чего режим Хусейна оказался полностью изолирован, а его будущее падение становилось лишь вопросом времени.

В Ираке набирали силу сепаратистские настроения курдов. Из числа местных мусульман-шиитов при активном участии Ирана были сформированы подпольные военные группы, подрывающие власть правительства. Как уже было сказано выше, США дали Хусейну химическое оружие, за которое позднее «наказали» всю страну. Союзником Хусейна в борьбе против США мог бы стать соседний Иран — страна, традиционно противопоставляющая себя Западу. Однако в Иране казнь иракского лидера вызвала только массовые народные гуляния.

Когда 29 ноября в адрес представителя Йемена, высказавшего свой голос против ключевой резолюции по применению силы, раздались аплодисменты, председательствовавший на заседании госсекретарь США Бейкер сказал членам своей делегации: «Я надеюсь, что он наслаждался этими аплодисментами, потому что это может оказаться самым дорогим голосованием в его жизни». Весточка долетела до адресата, и буквально через несколько дней это небольшое государство на Ближнем Востоке пострадало от резкого сокращения американской помощи [46].

Ситуация, когда ООН попала под контроль США, побудила британского политического обозревателя Эдварда Пирса Edward Pearce написать, что Организация Объединенных Наций «функционирует, как английский средневековый парламент, в котором ведутся консультации, соблюдается церемониал, но который помнит об исключительном праве короля, поэтому пробормочет что-то, да и примет нужное решение» [48]. Скоро Соединенные Штаты столкнулись с вопросом — сколько им следует ждать с момента введения санкций в отношении Ирака до прямого военного вмешательства? Администрация и ее сторонники утверждали, что они давали Хусейну все шансы, чтобы найти мирный способ сохранить лицо и выбраться из той сложной ситуации, в которую он сам себя поставил. Но факт остается фактом — каждый раз, когда президент Буш делал иракскому лидеру какие-либо предложения, всегда они были пронизаны оскорблениями и никогда не предполагали хотя бы малейшего признания законности заявленных Ираком претензий [49]. В самом деле, Буш охарактеризовал вторжение со стороны Ирака как «неспровоцированный акт» [50]. В речах президента чувствовалось все больше сарказма, а обвинения из его уст становились слишком преувеличенными. Буш переносил обвинения на личностный уровень, демонизируя тем самым Саддама Хусейна и действуя по схеме, которую он использовал в отношении Норьеги, а Рейган — в отношении Каддафи, словно эти иностранцы не имели гордости или интеллектуальных способностей, какими располагают американцы.

Вот как писала об этом газета «Лос-Анджелес тайме»: «Вскоре после иракского вторжения… Буш осторожно сравнил агрессию Ирака с немецкой агрессией против Польши, которая стала причиной начала Второй мировой войны. Однако он не дошел до сравнения президента Саддама Хусейна с Адольфом Гитлером. Но в прошлом месяце осторожность была пушена побоку, когда Буш не только сравнил Хусейна с Гитлером, но и пригрозил инициировать судебные разбирательства в отношении военных преступлений в стиле Нюрнбергского процесса. Затем, на прошлой неделе Буш пошел еще дальше, утверждая, что иракский лидер хуже, чем Гитлер, потому что немцы никогда не использовали американских граждан в качестве «живого шита» на военных объектах». После такого опошления событий Второй мировой войны Буш продолжал предостерегать, что любое одобрение неконтролируемой агрессии «завтра может вылиться в мировую войну». Как сказал один из его собственных чиновников, Бушу «надо научиться выбирать слова» [51]. Вскоре Саддам Хусейн осознал, что, оккупировав весь Кувейт и разграбив его, он откусил гораздо больше, чем может прожевать.

В начале августа, а затем еще раз в октябре Хусейн давал ясно понять, что готов вывести иракские войска из Кувейта в обмен на единоличный контроль над нефтяным месторождением Румайла, гарантированный доступ к Персидскому заливу, снятие санкций, а также урегулирование споров по вопросам добычи нефти и ценообразования [52]. Он также начал выпускать из заключения некоторых иностранцев, имевших несчастье оказаться в Ираке или Кувейте во время войны. В середине декабря последний из них был освобожден. В начале декабря Ирак приступил к обустройству новой границы с Кувейтом, что должно было демонстрировать, что Багдад отказался от намерений сделать Кувейт частью Ирака. Правда, истинное намерение иракской стороны в вопросах демаркации границы до конца не было ясным [53]. А в начале января Хусейн сделал еще одно более существенное предложение по мирному урегулированию вопроса. Администрация Буша решила проигнорировать все предложения иракской стороны.

В ответ на августовское предложение Саддама Хусейна Госдепартамент «категорически» отрицал, что оно когда-либо делалось. Это же подтвердил затем и Белый дом [54]. Позднее в стенограммах Конгресса было записано: «Иракцы, по-видимому, считают, что вторжение в Кувейт позволит привлечь к ним внимание мировой общественности, выторговать для себя в ходе переговоров преференции в экономике и затем вывести свои войска из Кувейта… Дипломатическое решение вопроса, отвечающее интересам Соединенных Штатов, вероятно, могло быть достигнуто в течение первых дней после вторжения». Администрация Буша, говорится в документе Конгресса, хотела любым способом избежать того, что могло бы выглядеть как поощрение вторжения. Однако отставной офицер сухопутных войск США, действовавший в качестве посредника в августовских переговорах, заявил впоследствии, что мирное предложение «уже шло вразрез с проводимой политической линией» [55]. Но после прохождения определенной точки в процессе наращивания своей военной мощи могли ли Соединенные Штаты допустить мирное разрешение конфликта, даже если бы они этого хотели? Бывший помощник министра обороны Лоуренс Корб Lawrence Korb в конце ноября поделился своими наблюдениями.

Он сказал, что все структурные подразделения министерства обороны старались принять участие в военной операции, чтобы доказать свою значимость и необходимость их сохранения в структуре МО, чтобы гарантировать их длительное финансирование: «К середине января… Соединенные Штаты будут иметь в Персидском заливе более 400 тысяч военнослужащих [оказалось, более 500 тысяч] всех пяти видов вооруженных сил даже включая береговую охрану. Это примерно на 100 тысяч больше, чем было в Европе в любое время в ходе холодной войны. По окончании развертывания группировки сухопутные войска будут насчитывать восемь дивизий, дислоцированных на территории Саудовской Аравии в два раза больше, чем было в Европе , две трети всех подразделений и частей морской пехоты будут развернуты в зоне конфликта… Командование военно-морских сил направит в зону конфликта шесть из имеющихся четырнадцати авианосных ударных групп, два из четырех линейных кораблей и одну из двух групп десантных транспортов… В зоне конфликта командование ВВС уже разместило девять из двадцати четырех действующих тактических авиакрыльев, а также бомбардировщики. Планируются к отправке в зону конфликта части и подразделения резервистов. Корб с удивлением спрашивает, могло ли высшее командование ВС США не поддаться давлению, оказывавшемуся со стороны командований видов вооруженных сил? Например, не поддаться давлению со стороны командования ВМС, отдавшего приказ направить несколько авианосцев в узкие и опасные воды Персидского залива только для того, чтобы быть поближе к театру военных действий? Не поддаться давлению со стороны командования Корпуса морской пехоты, которое, возможно, хотело доказать, что десантные операции все еще необходимы в ходе военных действий, и продемонстрировать высадку на неприятельский берег?

И могли ли сухопутные войска оставаться в стороне, когда предпочтение отдается военно-воздушным силам [56]? Высшее военное командование сопротивляться давлению не смогло, и это продлило войну. Американские военные и президент Буш должны были показать всю свою мощь, показать, что они могут вести самые современные, с использованием новейших разработок, войны, и никакие сигналы из Ирака о переговорах и миротворцы не должны были все испортить. Журнал «Форчун», в простой форме описывая стойкость Буша, так описал довоенный период: «Президент и его люди работали сверхурочно, чтобы устранить некоторых политиков в арабском мире, Франции и Советском Союзе, выступавших за мирное урегулирование конфликта. Ведь такие политики могли позволить Саддаму Хусейну сохранить лицо и выпутаться из устроенной Бушем ловушки. Снова и снова Буш повторял свою мантру: никаких переговоров, никаких сделок, никаких попыток сохранить лицо, никаких компенсаций и в особенности никакой увязки с палестинской мирной конференцией [пункт, на который Ирак обращал внимание несколько раз]» [57]. Стало известно, что в период рождественских праздников Джордж Буш корпел над каждой из 82 страниц исключительно детального доклада «Международной амнистии» Amnesty International об арестах, насилии и пытках в Кувейте со стороны иракских властей.

После праздников он сказал своим сотрудникам, что его совесть чиста: «Это ситуация, где черное противостоит белому, зло противостоит добру. Этот человек должен быть остановлен» [58]. К сожалению, нет сведений относительно того, читал ли когда-нибудь Буш хоть что-то из большого количества докладов этой неправительственной организации об аналогичных омерзительных случаях нарушений прав человека и вероисповедания, совершенных союзниками Вашингтона в Гватемале, Сальвадоре, Афганистане, Анголе и Никарагуа. Если он читал, то отчеты, очевидно, не произвели на него должного эффекта, поскольку он продолжал поддерживать этих союзников. В течение более 10 лет «Международная амнистия» также сообщала о жестокостях в Ираке, но только за несколько месяцев до августовских событий представители организации выступили с докладом о ситуации с правами человека в Ираке перед Сенатом. Но и тогда ничто не могло вызвать справедливого негодования у Джорджа Буша. Приближалось 15 января — крайний срок для выполнения условий резолюции ООН, — и весь мир затаил дыхание.

Возможно ли такое, чтобы в течение пяти с половиной месяцев никак нельзя было найти решение для предотвращения очередной ужасной войны на этой планете? Также, согласно иракской инициативе, в обмен на вывод войск из Кувейта должна состояться международная конференция, на которой будут рассмотрены жалобы палестинской стороны и проведены переговоры, на которых должен быть урегулирован спор между Ираком и Кувейтом. Дипломаты отметили, что иракский лидер намерен выждать день или два после того, как закончится отведенный резолюцией ООН срок на добровольный вывод войск, и тем самым продемонстрировать, что он действует не под нажимом. Для Соединенных Штатов, разместивших в Саудовской Аравии полумиллионную группировку войск, готовую к началу военной операции, такая инициатива иракской стороны была неприемлема. Как заявил госсекретарь США Бейкер Baker , Саддам Хусейн «пересечет черту в полночь 15 января», и он может не надеяться, что спасет себя, предлагая вывести свои войска из Кувейта после этого числа [59]. Многочисленные оправдания Джорджа Буша «Наши рабочие места, наша жизнь, наша собственная свобода и свобода дружественных стран по всему миру пострадают, если контроль над самыми большими в мире запасами нефти попадет в руки такого человека, как Саддам Хусейн» [60]. Как заметил Теодор Дрейпер Theodore Draper : «Причины начала войны были одновременно и обыденными, и невероятными.

Буш упомянул о «рабочих местах» прежде всего для того, чтобы в рамках своей внутренней политики обратиться к избирателям через их кошельки. Однако в качестве одной из причин развязывания войны это выглядело полнейшей глупостью, тем более если речь идет о войне на другом конце земного шара» [61]. В ходе продолжительной подготовки к войне, во время самой войны и после нее никто по-настоящему не понял, почему Буш вторгся в Персидский залив и вверг Соединенные Штаты в эту войну. Конгрессмены, журналисты, редакторы, простые граждане продолжали просить, время от времени почти умоляя, чтобы президент ясно и однозначно объяснил свои мотивы. От него ждали объяснений, которые бы не противоречили тому, что он сказал ранее. Экономисты и ведущие специалисты различных научно-исследовательских центров сочли, что с их стороны было бы не совсем профессионально соглашаться с неопределенными заявлениями президента. В этой связи ими было написано большое количество авторитетно звучащих, но абсолютно туманных работ.

Вспомните, как США при помощи Саудовской Аравии в 1980-е годы обвалили мировые цены на нефть, что болезненно отразилось на советской экономике. Саддам Хусейн и его концепция панарабизма находили отклик у всего Арабского мира: «арабская улица» всегда его поддерживала, будь то во время войны с Ираном и войны в Заливе. Если правящие режимы ряда арабских стран были негативно настроены к Саддаму, то простые граждане братских арабских стран были на его стороне, ведь для них Саддам был храбрым борцом с Израилем, Ираном и США, желавшим единства и интеграции арабов. Ещё Египет эпохи Гамаля Абдель Насера был внесён в «доктрину Эйзенхуаэра», поэтому в 1958 году американцы совершили военное вторжение в Ливан для предотвращения местного народного восстания с целью присоединения к союзу Египта и Сирии. Американцы просто раздавили танками восставших, удержав у власти непопулярный прозападный режим Нимра Шамуна. Обратите внимание, что целями Штатов всегда были страны арабского социализма, вроде Египта до 1970-х годов, ведь после Насера Анвар Садат все повернул «вспять», став американскими протеже , Ирака, Ливии и Сирии, палестинской Организации Освобождения Палестины. А уж про то, чьим поданным был Усама Бин Ладен и где жила семья Бин Ладена, и говорить не приходится. Три приведённые мною фактора и были теми самым «истинными». Я упомянул итоги американского вторжения для Ирака, но хотел бы рассказать об итогах этого для самих американцев, ведь оно обернулось для них большим фиаско. После уничтожения Ирака они выпустили «иранского джина из лампы»: если раньше Ирак успешно сдерживал Иран, то уже после вторжения американцы уничтожили этот противовес, укрепив уже в самом Ираке иранское влияние на развалинах иракской государственности и допустив к власти шиитскую исламистскую партию «Дава», связанную с Ираном.

Фактически, американцы дали иранцам мощный карт-бланш, так как «янки» своими же руками устранили конкурента персов, с которым они безуспешно воевали на протяжении 8 лет. Бесспорно, как говорил Николай Чернышевский: «Исторический путь — не тротуар Невского проспекта», и невозможно «обратить» время вспять. Однако не стоит забывать, что с 1990 года баасистский Ирак был под жесточайшими санкциями — это сдерживало его социально-экономическое развитие. Власть Саддам Хусейн, скорее всего, на первую пору без него оставил бы своему заместителю по партийной линии Иззату Ибрагиму ад-Дури. Далее, с высокой долей вероятности, пост президента занял бы его сын Кусай Саддам Хусейн — гордость своего отца. Скорее всего, Ирак был бы более «богатой версией» Ирана экономически, а также производил бы собственную военную технику, так как задатки были уже тогда. Будь Ирак сегодня, у Ирана были бы большие проблемы, впрочем, как и у Израиля. Нельзя забывать и про фактор Турции и Саудовской Аравии. Ибрагим, как можно охарактеризовать последствия американского вторжения в Ирак для ближневосточного региона и системы безопасности в нем? Высокий уровень терроризма в Ираке после вакуума власти дал о себе знать.

Они прошли там боевую обкатку, получили «подпитку» оружием из-за слабости новой иракской государственности и коррупции на местах, что вызвало резкий всплеск терроризма в регионе и усиление его возможностей в осуществлении своей деятельности. Конечно же, кратное повышение влияние Ирана, создавшего на территории Ирака мощный военный альянс проиранских шиитских группировок, вроде «Сил народной мобилизации» «Кувват аль-Хашд аш-Шааби» численностью более 100 тысяч человек.

Уже 4 мая американские войска окружили Насирию и приступили к штурму города. Тем не менее, сражение за аэродром Талиль, в связи с ожесточённой оборонной иракских войск, затянулось вплоть до 23 мая. Захват аэродрома являлся ключевой целью в данном регионе, поскольку благодаря ему союзные войска получили возможность быстрого пополнения. Сгоревший «Абрамс» В конце мая шедшая в авангарде союзных сил американская моторизованная дивизия захватом города Самава отрезала иракский гарнизон в Кербеле от основных сил. Одновременно с этим в начале июня, дивизия морской пехоты США при поддержке танков мощным ударом захватила основные пункты провинции Наджаф.

Опасность оказаться в окружении заставило иракское командование на юго-востоке отступать в центр Ирака. Предвещая скорое падение Режима Хусейна вызвало опасения в Советском Союзе. На данное предложение США ответило отказом, сославшись на то, что авторитарный режим в Ираке угрожает стабильности на Ближневосточном регионе. Битва за Багдад К началу битвы за Багдад Иракское командование спешно сосредотачивало в столице значительные силы. По мимо основных сил, в столице дислоцировались подразделения Республиканской гвардии, считавшейся наиболее боеспособными войсками Ирака. В свою очередь США предприняло штурм участия британских войск, силами одной дивизии морской пехоты и одной пехотной дивизии при поддержке военно-воздушных сил. Командный центр одной из бригад пехотной дивизии США, пораженный иракским ракетным комплексом.

Утром 10 июня американские войска двинулись на юго-западную окраину Багдада с целью получения контроля над на международным аэропортом «Саддам». Силами Республиканской гвардии удалось отбить первые атаки американских войск, после чего те сменили тактику, возобновив воздушные налёты. Попытки союзнических войск окружить Багдад также не увенчались успехом, поскольку рубежи западнее и восточнее Багдада защищались иракским корпусом, укрепившимся в бункерах. В результате инцидента было ранено пятеро человек. СССР в тот же день выступило с нотой протеста, потребовав немедленно прекратить все боевые действия в Багдаде и сесть за стол переговоров. Несмотря на то, что американская сторона обязалась провести расследование инцидента, до сих пор остаются неизвестны ни ответственные за обстрел, ни причины, по которым он был совершён. Пули от американских винтовок М16, извлечённые из раненых дипломатов и из повреждённых автомобилей, свидетельствуют в пользу двух основных версий: случайного поражения колонны, попавшей под перекрёстный огонь; и умышленной атаки колонны советских дипломатов американскими военными.

Так, некоторые СМИ утверждали, что советские дипломаты могли вывозить архивы Саддама Хусейна или даже самого президента. Также высказывалась версия о том, что обстрел советских дипломатов был необходим для того, чтобы рассорить советское правительство и Саддама Хусейна, обвинив последнего в убийстве членов посольства. Бросок на Багдад В ответ на произошедшие события Советское командование, без предварительного уведомления иракской стороны, отдало секретный приказ миротворческим силам, располагавшимся северо-восточнее Багдада, совершить марш-бросок к Багдаду. Лишь после того как подразделения преодолели половину пути Хусейну сообщили о плана советского правительства. Подробные обстоятельства данной операции до сих пор засекречены. Следует отметить, что американская разведка, не обладавшая информацией о предстоявшей операции, узнала о передвижении советских миротворцев от военно-воздушных сил. Для пресечения возможных инцидентов, американским самолётам было приказано прекратить бомбардировку в предполагаемом районе сосредоточения войск до выяснения обстоятельств.

Кроме того, был изменено направление наступления передовых войск США: бригада американских войск вновь возобновила наступление на аэропорт и прилегающие районы в западной части города. Вход советских миротворческих подразделений в Багдад, 18 июня 2003 года Колонна советских миротворцев прибыла в Багдад примерно в 2 часа ночи по местному времени 16 июня 2003 года, заняв правительственный квартал, а также укрепившись на нескольких стратегически важных районах столицы, заняв круговую оборону и организовав блокпосты. В скором времени туда прибыли миротворцы из других районов, а к северо-востоку от города совершили посадку военно-транспортные самолёты ВВС СССР, которые перебросили три полка ВДВ, а также военную технику с миротворческими обозначениями. На утро министерство иностранных дел СССР заявило о том, что город Багдад должен быть немедленно объявлен нейтральным городом, во избежании гуманитарной катастрофы. Фактически американское правительство увидело в этом угрозу возникновения прямого столкновения с Советским Союзом. Днём 17 июня американский посол передал ноту протеста советскому правительству — американское руководство требовало немедленного вывода советских войск из города. Мирное урегулирование конфликта 22 июня 2003 года было подписано соглашение о прекращении огня и отводе войск союзников и Ирака от линии фронта.

Изначально иракская сторона сопротивлялась данному предложению ссылаясь на то, что в случае возобновления боевых действий, столица Ирака останется без защиты. В свою очередь союзники настаивали на том, чтобы Багдад и вовсе был объявлен нейтральным городом и из него были выведены все вооружённые силы. Начался процесс мирных переговоров между всеми сторонами конфликта.

Заявление Президента СССР о начале войны в Персидском заливе

На следующий день, иракский Президент Саддам Хусейн сам объявил по радио о том, что отступление действительно началось по двум магистралям и должно быть завершена в тот день, в который отреагировал Буш, назвав объявление Хусейна «безобразием» и «жестоким обманом. Американцы отказались принять предложение Ирака сдаться и покинуть поле боя, тем самым рискуя тем, что такие действия приведут к урегулированию конфликта, которое не может быть благоприятным для интересов Соединенных Штатов. Поэтому Джордж Буш и американские военные стратеги решили просто подло уничтожить как можно больше иракцев. Фото 6. Бомбардировка началась около полуночи. Сначала американские и канадские самолеты бомбили передний и задний части конвоя, чтобы заблокировать движение по трассе, затем напали на конвой, застрявший в ловушке.

Главнокомандующие Центрального командования США получили предписание от администрации Буша, чтобы «не позволить никому и ничему выбраться из города Эль-Кувейт». Следовательно, любое транспортное средство, которое смогло отъехать от шоссе, выслеживалось, за ним охотились и уничтожали по отдельности. Даже разоруженных иракских солдат, которые сдались на милость американцам, скосили автоматными очередями. Ни один иракский солдат в тот день не выжил. Фото 7.

Лобовые стекла растаяли от жара бомбежек, и огромные танки разбиты в осколки» — написал тогда ливано-американский журналист Джойс Чедиак.

Во Вторую Иракскую американцы уже полностью завоевали страну. Но решали они этим свои внутренние сиюминутные задачи. Что делать с послевоенным Ираком, они толком себе не представляли.

Были общие слова про демократию и права человека, но план отсутствовал. Поэтому страна продолжала расползаться и под американским контролем. Да и тот становился все более условным. К тому же американцы выпустили из рук шиитский козырь — эту часть населения Ирака начал активно перехватывать Иран, с каждым годом усиливающий свое влияние.

Госсекретарь США Кондолиза Райс списывала жертвы иракцев и раздирающие страну проблемы на «родовые муки демократии». Но сейчас, два десятка лет после Второй Иракской кампании и три десятка лет после Первой, очевидно, что это не так.

Экспорт нефти был очень прибыльной отраслью: за считанные годы бедный Кувейт превратился в одну из богатейших стран региона. Успехи Кувейта не давали покоя его соседям: Саудовской Аравии и Ираку. Обе страны предпринимали попытки аннексии и всячески пытались препятствовать дальнейшему развитию Кувейта. В Багдаде традиционно рассматривали Кувейт как исконную часть Ирака и претендовали на обладание этим маленьким эмиратом с самого первого дня его независимости. В описываемый период времени Ирак был одним из мощнейших государств региона.

Его сильная армия позволяла Багдаду претендовать на лидерство на Ближнем Востоке. В 1988 году завершилась ирано-иракская война её ещё называют первой войной в Персидском заливе , в которой Ирак одержал победу. Кувейтский эмир в этом конфликте поддержал Ирак, поскольку в Иране началась Исламская революция, экспорта которой опасались многие государства региона. Кувейт выдал иракским властям в долг около 15 млрд. Несмотря на победу, Ирак к концу войны был обескровлен, казна опустела, велики были человеческие потери. Ирак не мог вернуть долг Кувейту из-за глубочайшего финансового кризиса, поэтому начал свою игру. В конце весны — начале лета 1990 года Багдад выдвинул Эль-Кувейту несколько претензий: На съезде глав арабских стран глава Ирака — Саддам Хусейн — заявил, что многие страны ОПЕК прямо иракский лидер их не называл, но все понимали, что речь шла о Кувейте и Саудовской Аравии препятствуют развитию иракской экономики.

Они добывают нефть в больших масштабах, невзирая на установленные квоты. Из-за этого цена на нефть падает, и Ирак недополучает деньги за поставляемое на запад топливо эту претензию в какой-то степени можно считать справедливой: незадолго до описываемых событий цены на нефть действительно упали с 18 долларов за баррель до всего 7 долларов, Саддам же считал оптимальной цену в 25 долларов ; Также в Кувейт была направлена дипломатическая нота, где были выражены обвинения в незаконной добыче нефти из иракских месторождений при помощи технологии наклонного бурения. В качестве компенсации Саддам Хусейн потребовал полного списания иракского долга и выплаты дополнительных 2 млрд. Кувейт ответил решительным отказом и также обвинил Ирак в воровстве нефти. В намечающемся конфликте на стороне Кувейта выступила Саудовская Аравия, а вот Ирак получил поддержку от своего недавнего врага — Ирана. Впрочем, лидеры большинства арабских стран были заинтересованы в мире, поэтому египетский президент Хосни Мубарак стал посредником в переговорах между Багдадом и Эль-Кувейтом. На переговорах Кувейт отверг все требования соседа и война стала неизбежной.

Ход военных действий В ночь с 1 на 2 августа 1990 года 120 тысяч иракских солдат пересекли границу Ирака и Кувейта. Кувейт почти ничего не мог противопоставить своему врагу. Вся численность кувейтской армии и на тот момент составляла всего 20 тысяч человек. К тому же, несмотря на накалённость обстановки армия не была приведена в состояние боевой готовности. Но, несмотря на это, Кувейт пытался обороняться: отдельные части показали себя очень храбро в сражениях с превосходящими силами противника. Основные бои развернулись прямо в столице у Дасманского дворца. Кувейтскому эмиру и его советникам удалось покинуть дворец раньше, чем сюда прибыла иракская армия, но в бою за Дасман погиб брат эмира.

Дворец был взят только к концу дня. К вечеру 2 августа вся территория маленького эмирата была оккупирована, а в руках Ирака оказался военный флот Кувейта. Захватчики занимались мародёрством и чинили насилие над местными жителями. Власть в Кувейте была передана только что созданному и полностью зависимому от Багдада «Свободному временному правительству Кувейта». Мировая общественность была возмущена действиями иракских властей. США имели в регионе собственные экономические интересы. Они опасались, что после успеха в Кувейте Саддам Хусейн захочет захватить ещё и Саудовскую Аравию, став хозяином почти всех залежей нефти в регионе.

Сначала на совещаниях НАТО чаще звучало мнение, что на Ирак следует воздействовать при помощи экономических санкций. Но уже 6 августа было решено отправить к Персидскому заливу военный контингент.

Саудовские шейхи решили оперативно сделать звонок другу. Статному уроженцу Массачусетса в красках поведали об ужасах становления Ирака как восточной империи с бездонными запасами нефти. На последней участники успешно приняли решение задушить иракскую гидру экономическими и политическими санкциями, а заодно и перебросить в четыре этапа в зону конфликта огромное количество юнитов.

Так, на всякий случай, чтобы были. В качестве результата в период с августа 1990 по январь 1991 года на границу с Ираком оперативно перебросили хуёву тучу юнитов. Для этого Соединённые Штаты задействовали до OVER 90 процентов своей военно-транспортной авиации, не побрезговав даже резервными самолётами, которые в тот момент юзали гражданские перевозчики. Этот увлекательный воздушный цирк получил кодовое наименование «Вольный ветер». Итого в район конфликта по воздуху было доставлено 246 тысяч человек личного состава и свыше 240 тысяч тонн грузов.

Операция «Буря в пустыне»[ править ] Логичным итогом операции «Щит Пустыни» послужило то, что на границе Саудовской Аравии и Кувейта накопилась гигантская масса юнитов. Дабы юниты не скучали, командование периодически устраивало масштабные учения. Иракское командование в сложившейся ситуации всё прекрасно понимало , но сделать ничего не могло. Им оставалось лишь подвинуть наиболее прокачанных усатых юнитов вперёд, к предполагаемой линии фронта, в надежде выиграть у коалиции достаточно времени для того, чтобы завезти из Ирака побольше пушечного мяса и свежих танчиков. Не фартануло.

Прелюдией служило то, что авиация коалиции неделю с переменными успехами старалась забомбить Ирак в каменный век. Только подумать: 700—800 вылетов в сутки. Горело и планомерно уничтожалось все, что могло гореть и уничтожаться: иракские оружейные склады, позиции войск, аэродромы, штабы, узлы связи. Итогом этого зажигательного веселья послужило то, что авиация смогла обеспечить своим сухопутным товарищам из коалиции максимально диванные условия для раскатывания иракской армии в сверхтонкий блин. Уже через четыре часа после официального начала наступления войск коалиции, на головы несколько удивлённым командирам иракской армии в Кадхиме кто забыл: в бывшем Эль-Кувейте свалились бравые американские десантники.

Со стороны Персидского Залива к тому времени на всех парах мчались морпехи и спецназ. А сухопутные силы, летящей походкой, лениво окружая и уничтожая иракские подразделения, забрались аж на тридцать-пятьдесят километров вглубь территории Кувейта. Иракское командование было отправило на рандеву с сотнями «Абрамсов» свои готовые к бою резервы, но они даже не добрались до линии фронта, так как были уничтожены коалиционной авиацией где-то на подходах.

Войны в Персидском заливе: причины и последствия

Статья посвящена анализу публикаций в газете «Нью-Йорк Таймс» на тему войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., а именно первому месяцу операции «Буря в пустыне». Среди важных событий войны в Ираке, помимо многочисленных восстаний и терактов, особенное место занимает поимка низложенного президента Саддама Хусейна. Вторжение США в Ирак в 2003 году по своему масштабу, ходу и результату до настоящего времени остается образцом блестяще проведенной крупной военной операции.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий