Оценка текущего состоянии культуры безопасности, а также дальнейшего формирования вектора развития производятся на базе 5 уровней: патологического, реактивного, предусмотрительного, проактивного, созидающего. Сколько уровней зрелости у культуры безопасности. Культура безопасности по Хадсону. Оценка уровня культуры безопасности основывается на методике компании DuPont с использованием кривой Брэдли. Аудиты позволяет оценить уровень зрелости культуры безопасности труда. Уровни зрелости культуры безопасности включают несколько ступеней, начиная от базового уровня и заканчивая высоком уровнем зрелости. Показатели безопасности при прохождении компанией через повышение уровней зрелости культуры безопасности улучшаются непрерывно. (рис.1).
Уровни развития культуры безопасности
Уровни зрелости культуры безопасности определяют, насколько глубоко и прочно заложены принципы безопасности в организации. Кривая Брэдли отражает зрелость культуры безопасности и зависимость уровня травматизма от уровня зрелости культуры безопасности. При этом повышение уровня зрелости лидеров приводит к развитию культуры безопасности в организации и обеспечивает устойчивую производственную дисциплину. Компания демонстрирует устойчивый системный уровень культуры безопасности и является безусловным лидером в горно-металлургической индустрии», – рассказал партнер консалтинговой компании «Экопси» Михаил Балакшин. Оценка проводится по методике, разработанной при поддержке психологов из ВШЭ, и позволяет получить подробный отчет об уровне зрелости культуры безопасности (КБ) в компании, а также разработать для предприятия план развития КБ и обучения персонала необходимым.
Формирование осознания угроз и рисков
- Уровни зрелости культуры безопасности на пути к устойчивому успеху
- Оценка состояния культуры безопасности
- Как зарождалась культура безопасности - Статьи - Охрана труда в Беларуси
- Металлоинвест вышел на лидерский уровень зрелости культуры безопасности труда |
Уровни зрелости культуры безопасности на пути к устойчивому успеху
Уровни зрелости культуры безопасности: открытие пути к устойчивому успеху | Оценка текущего состоянии культуры безопасности, а также дальнейшего формирования вектора развития производятся на базе 5 уровней: патологического, реактивного, предусмотрительного, проактивного, созидающего. |
Культура безопасности на производстве | В данном ролике мы разбираем подробно какие бывают уровни культуры ра безопасности организации — важная тема. |
Безопасные условия труда | Учитывая стремление отказаться от слоганов в концепции культуры безопасности, разные уровни зрелости культуры безопасности имеют краткое название, отображающее содержание. |
А что с культурой безопасности в 2020 году? | Уровни зрелости культуры безопасности Пять уровней зрелости культуры безопасности: 1."Начальный", при котором деятельность осуществляется хаотично, от случая к случаю без единого подхода. |
Лестница культуры безопасности патрика хадсона
Система безопасности находится в постоянной стадии обновления и улучшения. Интегрированный уровень. На этом уровне система безопасности полностью интегрирована в основные процессы организации. Культура безопасности является неотъемлемой частью рабочего процесса и заложена во все аспекты деятельности. Стратегический уровень. На этом уровне культура безопасности является стратегическим приоритетом организации и определяется высшим руководством. Она пронизывает все уровни управления и активно поддерживается и развивается на всех уровнях организационной структуры. Такая система уровней зрелости культуры безопасности позволяет организации самостоятельно оценивать уровень безопасности и принимать меры для его улучшения. Первый уровень: обеспечение базовых требований Данный уровень предполагает выполнение следующих задач: 1. Определение структуры и ответственности в области безопасности.
Разработка и внедрение стандартов и процедур безопасности. Обучение сотрудников основам безопасности и процедурам работы в экстремальных ситуациях. Проведение регулярных проверок и аудитов для выявления нарушений безопасности. На данном уровне основное внимание уделяется установлению базовых правил безопасности и их исполнению. Это является основой для дальнейшего развития и повышения уровня зрелости культуры безопасности в организации. Второй уровень: формирование безопасности как приоритета На втором уровне зрелости культуры безопасности в Холдинге РЖД осуществляется активная работа по формированию безопасности среди всех сотрудников компании. Здесь заложены основы безопасностного мышления и понимание важности безопасности в рабочих процессах. На этом уровне внедряются мероприятия, направленные на выработку безопасного поведения, создание безопасных условий труда и формирование безопасной культуры в организации.
По базовой составляющей «Система управления» отмечены следующие показатели с низким уровнем [3]: 1. Обмен опытом по актуальным вопросам культуры безопасности. В настоящий момент отмечается недостаток обмена опытом по вопросам эксплуатации оборудования и безопасного производства работ как внутри Общества между структурными подразделениями, так и за его пределами с другими предприятиями. Существует высокая потребность и полезность в семинарах, конференциях, рабочих встречах. Цитирую высказывания работников: «единственная эффективная практика — это спросить «по-быстрому у своих» как устранить или исправить проблему». Связь системы поощрений работников с безопасным поведением. В Обществе не прослеживается связь системы поощрения материальной и нематериальной с безопасным поведением работника, наряду с высоким уровнем системы наказаний. Для примера процитирую работников: руководители говорят: «отсутствие наказания и есть ваше поощрение», «не хочешь, не нравится — за забором другие стоят, они за тебя сделают». Наличие и доступность системы сообщений о проблемах безопасности. Работники отметили, что такой системы в Обществе нет, что готовы сообщать руководству о проблемах и ошибках. Но есть случаи, когда руководители игнорируют сообщения о проблемах безопасности, не транслируют работникам свои ожидания. Страх наказания и страх неизвестности, что это может быть воспринято негативно руководителями и последствия могут быть неадекватны, снижают качество и количество обращений. Цитирую работников: «есть программа — добиться меньше нарушений». Как итог— «не все фиксируем, чтобы не попасть под подозрение и не портить статистику», «самому разбираться, если что-то идёт не так легче, чем обратиться к руководителю, но, если сложно, всё-таки обращаемся хотя помощи не будет , делаем дальше сами». Проектные запасы. Работники отметили низкую степень оснащения необходимыми инструментами и оборудованием для повседневной работы, а также в случае непредвиденных ситуаций. Также отмечены проблемы, связанные с эксплуатацией оборудования и поддержания его состояния в пределах проектных запасов. Цитирую: «Плохие вытяжки в цехах, стеснённые условия работы и рядом опасное оборудование»; «устаревшее изношенное оборудование, вышел срок эксплуатации — все равно используем и по бумагам пишем, что все в порядке». Сотрудникам необходимо знать много документов, которые не всегда имеют отношения к их работе. По базовой составляющей «Приверженность руководства безопасности» низкий уровень установлен по показателям [3]: 1. Ответственность руководителя: стимулы, наказания и поощрения. Отмечается дисбаланс между стимулами, наказаниями и поощрениями. Персонал воспринимает данную систему как несбалансированную, существенно смещённую в сторону наказаний. Участие персонала в разработке предложений по повышению безопасности, выявлению проблем в области безопасности не поощряется. В целом о поведении руководителей поведенческие модели работники отзывались положительно. Функциональные роли, ответственность и полномочия. Размыты роли, ответственность и полномочия. Работникам приходится выполнять не свои должностные обязанности, а также нести ответственность за ненадлежащее выполнение работы другим работниками. Хочется отметить, что в случае небезопасной ситуации большинство работников газовых промыслов готовы взять на себя ответственность за принятые решения. По базовой составляющей «Индивидуальная приверженность» к низкому уровню отнесены [3]: 1. Риск-ориентированный подход. Критическое восприятие отклонений. Отмечается не умение персонала оценивать возможные риски и их последствия, работники не осознают вероятность возникновения ошибок. Отсутствует критическое восприятие отклонений от установленных норм безопасности. Персонал допускает отступление от требований, а также не выступает с инициативой усовершенствования в области безопасности. Чувства самоуспокоенности. Отмечается излишняя самоуспокоенность работников в вопросах безопасности, низкий уровень самоконтроля. Цитирую: «если водитель не пристегнулся — это его проблема, я не буду делать замечание, я сяду и пристегнусь.
До этого времени, вопросы безопасности рассматривались только с технической точки зрения, и мало внимания уделялось вопросам культуры и человеческого фактора. Изначально, термин «Культура безопасности» использовался для описания отношения людей к безопасности на атомных электростанциях. Однако, со временем, он стал применяться и в других областях, таких как авиация, химическая промышленность, строительство и перешел на все отрасли. Было предложено такое определение: «Культура безопасности — это такой набор характеристик и особенностей деятельности организаций и поведения отдельных лиц, который устанавливает, что проблемам безопасности, как обладающим высшим приоритетом, уделяется внимание, определяемое их значимостью». Эксперты МАГАТЭ выделили ряд универсальных черт культуры безопасности: личное осознание важности безопасности; знания и компетентность, обеспечиваемые через подготовку и инструкции для персонала, а также его самоподготовку; приверженность, требующую демонстрации высокого приоритета безопасности на уровне старших руководителей и признания общих целей безопасности отдельными лицами; мотивацию посредством методов руководства, постановки целей и создания системы поощрений и наказаний и посредством формирования внутренней позиции отдельных лиц; надзор, включающий практику ревизий и экспертиз, и готовность реагировать на критическую позицию отдельных лиц; ответственность через формальное установление и описание должностных обязанностей и понимание их отдельными лицами. Как видим «культура безопасности» — это не приказал и выполнил, или захотел руководитель министерство, исполком … и все стало культурно и безопасно. Это долгий долгосрочный процесс, требующий планирования, стратегии, а главное участие всего коллектива. Для того чтобы прийти в какую-то точку нужно иметь ориентиры и критерии.
Однако, основной интерес заключается в получении положительной репутации и увеличении прибыли. Закон и порядок. На данном уровне безопасность информации рассматривается как обязательное требование в соответствии с нормативными актами и законодательством. Организация ориентируется на соблюдение требований в области безопасности информации и применение соответствующих стандартов. Процедуры аудита и оценки безопасности информации регулярно проводятся. Сознательность и управление рисками. На этом уровне организация осознает важность безопасности информации и ее взаимосвязь с бизнес-процессами. Готовность к управлению рисками и контролю безопасности информации становится частью корпоративной культуры. Регулярное обучение сотрудников по вопросам безопасности информации проводится, а процедуры реагирования на инциденты информационной безопасности разработаны и регулярно уточняются.
Культура безопасности прежде всего
Культура безопасности движения поездов | Существует несколько степеней зрелости культуры безопасности, каждая из которых характеризует различные уровни подготовки и понимания безопасности в организации. |
Сколько уровней зрелости культуры безопасности выделяют в холдинге РЖД? | Наиболее популярной моделью зрелости культуры безопасности является «Лестница культуры безопасности» Патрика Хадсона, с помощью которой можно оценить на каком уровне находится культура безопасности любой организации. |
Как зарождалась культура безопасности
Лестница культуры безопасности патрика хадсона | Он показывает зависимость уровня травматизма от уровня зрелости компании в области культуры безопасности. |
«Larchenkov.ru» - здоровье компании через призму культуры безопасности полетов | Уровень зрелости предполагает, что элементы безопасности разработаны, есть необходимость в совершенствовании процессов безопасности. |
Как зарождалась культура безопасности | Особое внимание в ходе лекции было уделено понятию «уровень зрелости культуры безопасности». |
Сколько уровней зрелости культуры безопасности
Показатели безопасности при прохождении компанией через повышение уровней зрелости культуры безопасности улучшаются непрерывно. (рис.1). Респонденты выделили нижеследующие недостатки, присущие текущему уровню зрелости культуры безопасности в их компаниях. Наиболее популярной моделью зрелости культуры безопасности, признанной на международном уровне, являются «Лестница культуры безопасности» Патрика Хадсона, с помощью которой можно оценить на каком уровне находится ваша организация. Наиболее популярной моделью зрелости культуры безопасности является «Лестница культуры безопасности» Патрика Хадсона, с помощью которой можно оценить на каком уровне находится культура безопасности любой организации. Сколько уровней зрелости у культуры безопасности. Культура безопасности по Хадсону. В данном исследовании выполнена оценка уровня культуры производственной безопасности предприятия ТЭК России на основе использования метода двухэтапного анкетирования работников, для реализации которого были специально разработаны две анкеты.
Критерии уровней зрелости «Культуры безопасности»
Созидательный уровень - "Коллективное чувство осознанной безопасности": Ответственность за охрану труда несут все. Постоянный обмен знаниями и совершенствование культуры безопасности. Основная корпоративная ценность - предотвращение ущерба здоровью работников. Организация постоянно стремится к улучшениям и ищет оптимальные способы совершенствования механизмов контроля опасностей. Организация не требует воздействия контролирующих органов для обеспечения безопасности, она стремится иметь полное понимание условий труда и производственной среды на своих подразделениях. В постоянное улучшение безопасности вовлечены все сотрудники организации, а также подрядчики. Работники неосознанно компетентны, они понимают воздействие своих действий на безопасность. Каждый сотрудник может внести вклад в развитие организации.
Создана атмосфера, которая дает возможность модернизировать процессы, происходит постоянный обмен знаниями и совершенствование культуры безопасности. Безопасность и качество интегрированы во всё, что делает организация. Предлагаем оценить уровень культуры безопасности. В анкете приведены утверждения, необходимо выбрать уровень согласия с ними. Анкетирование анонимное. Ответы приняты. Спасибо за обратную связь!
Проведение аудитов состояния систем управления безопасностью полетов, фактическая оценка ее состояния, как правило, осуществляется собственными силами работников компаний, прямо или косвенно ответственных за проверяемый участок деятельности, либо работниками, имеющими компетенции аудитора, но без практического опыта работы с системами управления безопасностью полетов, а следовательно, недостаточно глубоко погруженных в тонкости и проблемы, связанные с вопросами безопасности. И в том, и в другом случае снижается качество проверки и соответственно объективность оценки СУБП и состояния внутрикорпоративной культуры. Такая же ситуация возникает и при проведении анкетирования работников собственными силами.
В случае, когда руководитель подразделения организовывает анкетирование подчиненных ему работников по вопросам, связанным с деятельностью возглавляемого им подразделения, либо когда анкетирование проводится формально независимым подразделением например ИБП или служба качества , но в компании прослеживаются устойчивые горизонтальные связи между руководителями среднего звена и существует вероятность несоблюдения гарантий анонимности, - объективность оценок, отраженных в анкетах, будет стремиться к нулю, практически во всех анкетах будет отражена только та информация, которая угодна руководству, а текущие проблемы так и останутся неозвученными. Худший вариант — когда эксплуатационному персоналу становится известно о нарушениях анонимности, допущенных руководством при прошлых опросах или анкетировании, в этом случае — работники, из-за опасения за свои рабочие места, уже никогда не озвучат проблемные вопросы, связанные с их непосредственной деятельностью. При возникновении сомнений в возможности обеспечения должной объективности, ICAO напрямую рекомендует руководителям авиационных предприятий рассматривать возможность привлечения сторонних независимых организаций к процедурам проверки состояния СУБП и оценке уровня зрелости культуры безопасности в организации.
Сторонние организации могут обеспечивать стопроцентное соблюдение анонимности, выдавая руководству компании только конечный, обработанный результат опросов, без указания каких-либо персональных данных. Понимая это, при взаимодействии с внешними консультантами, рядовые работники больше раскрываются, свободнее говорят о проблемах в подразделении, о трудностях взаимоотношений с руководством, о всем том, что не озвучивается в обычной жизни своим руководителям из-за опасения отрицательной реакции и негативных последствий для себя.
Это долгий долгосрочный процесс, требующий планирования, стратегии, а главное участие всего коллектива. Для того чтобы прийти в какую-то точку нужно иметь ориентиры и критерии.
Такие критерии в 1995 году предложил президент компании «Дюпон» Эд Вулард. Он сформировал исследовательскую команду из 30 человек по улучшению показателей безопасности на предприятиях компании. Исследование обнаружило прямую зависимость между уровнем культуры безопасности и показателями травматизма. Для визуального изображения этой зависимости команда представила график, который назвала «Кривая безопасности Брэдли».
Расчетливый уровень - "Думаем о безопасности": Много статистики, систем и аудитов, но собранные данные малоэффективны. В компании собирается и анализируется большое количество данных, проводятся проверки, однако эти действия не всегда эффективны. Уровень травматизма невысокий, но существенный прогресс не наблюдается. Большая часть персонала берет на себя ответственность за собственную безопасность и готова работать с руководством над улучшением охрану труда. Руководство осознает, что многие первопричины происшествий часто вытекают из его решений, верит в необходимость системного подхода при управлении показателями безопасности, использует для этого различные методы и средства, проводит обучение персонала. Организация выполняет правильные, действия, но делает это механически, в основном следуя процедурам.
Инициативный уровень - "Предотвращаем несчастные случаи": Активный поиск опасностей, их устранение. Вовлечение работников в процесс. В компании линейный персонал берет на себя ответственность за собственную безопасность и безопасность других людей. Значительные усилия прилагаются для предотвращения происшествий с помощью профилактических мер. Отдел охраны труда сокращается и становится больше консультативным, чем надзирающим. Руководство воспринимает безопасность как фундаментальную ценность.
Все сотрудники полностью вовлечены в управление безопасностью и считают своим долгом работать качественно и безопасно. Основополагающие процессы по безопасности хорошо налажены, поняты и используются организацией. Ведется полная отчетность по инцидентам, их расследование позволяет устранить системные дефекты.
Как зарождалась культура безопасности
Коллеги, в настоящей статье я хотел бы поделиться с вами опытом применения метода «оценки зрелости организации», который применяют во многих крупных международных и российских компаниях для «оценки уровня культуры безопасности». Уровень зрелости культуры безопасности по элементам СМБД (группа 2). С этими уровнями зрелости в табличной форме увязываются критерии эффективности деятельности, а также ключевые процессы в области развития культуры безопасности.
Раскрытие понятия и значимость
- Сколько существует уровней зрелости культуры безопасности на пути к достижению устойчивого успеха
- Как зарождалась культура безопасности
- Критерии уровней зрелости «Культуры безопасности»
- Сколько существует уровней зрелости культуры безопасности на пути к достижению устойчивого успеха
- Культура безопасности на производстве
Культура охраны труда и безопасности на производстве уровни
Эксперты DSS определяют производственную дисциплину, как правильное выполнение задач сотрудниками, то есть соблюдение требований и четко прописанных процедур, а также их последовательное выполнение. Соблюдение дисциплины — необходимый аспект для улучшения показателей безопасности. При этом повышение уровня зрелости лидеров приводит к развитию культуры безопасности в организации и обеспечивает устойчивую производственную дисциплину. Это наглядно показано на графике рисунок 2. Зависимость уровня зрелости руководителей и культы безопасности в компаниях Эксперты DSS оценивают эту зависимость при помощи Кривой Брэдли DSS Bradley Curve Model , широко используемой компаниями сегодня в различных отраслях по всему миру. Эта модель помогает оценить текущий уровень культуры безопасности в организации, а затем спланировать будущее развитие. На графике хорошо видна зависимость уровня компетенций руководителей по управлению охраной труда и производственной безопасностью и показателей безопасности, наличия травм на производстве, а также изменение уровня культуры. Чем выше уровень компетенций, тем больше сотрудники проявляют реальную заинтересованность и чувствуют ответственность за безопасность на местах.
Модель Хадсона описывает 5 уровней зрелости культуры безопасности: от паталогического до созидательного. Патологический: Люди не заботятся о безопасности и руководствуются только соблюдением нормативных требований или тем, что будут наказаны. Расчетливый: Сбор данных о происшествиях и других показателях, большое количество аудитов, эффективность сбора данных не всегда доказана, повышается внимание к безопасности. Увеличивается вовлеченность в безопасность персонала. Созидательный: Высокие стандарты безопасности, постоянное улучшение стандартов с опорой на опыт. Неудачи рассматриваются как возможности, а не упущения. Каждый понимает, что происходит. Каждый обладает информаций, получает и передает информацию о происшествиях. Травмы принимаются, как само собой разумеющееся, как часть ежедневной работы.
Уровни зрелости культуры безопасности. Сколько уровней зрелости у культуры безопасности. Культура безопасности по Хадсону. Культура безопасности на Железнодорожном транспорте. Уровни культуры безопасности. Оценка культуры безопасности. Принципы культуры безопасности. Уровни формирования культуры безопасности. Культура безопасности это что в РДЖ. Признаки культуры безопасности РЖД. Культура безопасности движения. Система менеджмента безопасности движения СМБД. Система менеджмента безопасности движения РЖД. Культура безопасности. Система менеджмента безопасности движения. Риски управление рисками РЖД. Показатели РЖД. Этапы культуры безопасности. Инструменты формирования культуры безопасности. Культура безопасности презентация. Культура безопасности на производстве. Модель зрелости Хадсона. Лестница культуры безопасности Патрика Хадсона. Модель Хадсона культура безопасности. Факторы влияющие на безопасность движения поездов. Мероприятия по безопасности движения поездов.
Особое внимание в ходе лекции было уделено понятию «уровень зрелости культуры безопасности». Дмитрий Александрович отметил, что профессия железнодорожника — одна из наиболее сложных и социально важных на сегодняшний день. И будущим специалистам на железной дороге необходимо изучать основы безопасности движения, знать понятия и признаки культуры безопасности. Полученные знания обязательно пригодятся выпускникам транспортного вуза в дальнейшей работе. Лекция вызвала живой интерес у студентов. Они вступали в диалог, задавали вопросы и отвечали на них.
Раскрытие понятия и значимость
- Лестница культуры безопасности патрика хадсона
- Металлоинвест вышел на лидерский уровень зрелости культуры безопасности труда
- Что это значит?
- Как зарождалась культура безопасности
- Критерии уровней зрелости «Культуры безопасности»
Как оценить эффективность внедрения Стандартов безопасности?
Продолжается реализация трансформационного проекта «PRO-риски». В корпоративном мобильном приложении реализована функция «Охота на риски»: каждый сотрудник может сделать фотографию нарушения или потенциально опасной ситуации, отправить её соответствующему подразделению и получить отчет об их устранении. Востребованным среди сотрудников инструментом мотивации является возможность обменять баллы, полученные за выявленные риски, на корпоративную экипировку и сувенирную продукцию. В рамках «Охоты на риски» реализовано более 73 тыс. Создан институт внутренних тренеров, которые обучили 28 тыс.
Все сотрудники, отвечающие за охрану труда, прошли обучение и сертификацию по ролевой модели, эффективным коммуникациям и новым подходам проведения линейного обхода. Регулярно проходят тренинги по работе в ограниченных и замкнутых пространствах и работе на высоте — на специальных полигонах. Совместно с IT-компанией JSA Group разработан и запущен проект по обучению сотрудников ремонтных служб на базе технологий виртуальной реальности.
Это создает основу для развития культуры безопасности и формирует правильные представления о работе на железной дороге. Второй уровень — «Соблюдение» — включает в себя соблюдение всех нормативов и инструкций, связанных с безопасностью. Работники должны строго следить за правилами, чтобы минимизировать риски и обеспечить безопасность себе и окружающим. Третий уровень — «Лидерство» — предполагает активное участие руководителей и руководителей подразделений в развитии культуры безопасности. Важно, чтобы лидеры демонстрировали высокий уровень ответственности и вести своих подчиненных на пути безопасности. Четвертый уровень — «Интеграция» — подразумевает внедрение безопасности во все сферы деятельности РЖД. Культура безопасности должна пронизывать все аспекты работы компании, чтобы минимизировать риски и обеспечить безопасную и надежную эксплуатацию железнодорожной системы.
Высокая культура безопасности не только помогает предотвратить возможные аварии и чрезвычайные ситуации, но и создает условия для комфортной и безопасной работы сотрудников.
Однако только получение знаний и опыта недостаточно. Чтобы осознание угроз и рисков было полностью сформировано, необходимо также развивать у людей навыки самостоятельной оценки ситуаций и принятия решений. Они должны быть способны анализировать ситуации, оценивать потенциальные угрозы и риски, а также реагировать на них эффективным способом.
Для этого может применяться практика обучения принятию решений и тренировок, которые помогают развить эти навыки. Формирование осознания угроз и рисков является важным этапом на пути к устойчивому успеху в области безопасности. Понимание возможных угроз и умение оценивать риски помогает предотвратить возникновение проблем и решить их, если они все же возникают. Этот уровень зрелости культуры безопасности способствует развитию ответственного отношения к безопасности и повышению безопасности на работе, в обществе и в личной жизни каждого человека.
Разработка и внедрение стратегии безопасности Первым шагом в разработке стратегии безопасности является анализ текущей ситуации в организации. Это включает в себя оценку угроз безопасности, оценку уязвимостей системы, анализ технологий и процессов, связанных с безопасностью, и определение рисков. На основе проведенного анализа разрабатывается уникальная стратегия безопасности, которая должна быть выстроена на основе подходов и принципов, стандартов и политики безопасности. Стратегия должна включать в себя системы, процессы и процедуры, мониторинг и управление рисками.
После разработки стратегии безопасности необходимо приступить к ее внедрению. Для этого важно создать команду, которая будет отвечать за внедрение стратегии.
На низших уровнях организация может иметь ограниченные знания о безопасности и недостаточную практику использования соответствующих мер. На более высоких уровнях, организация развивает систематическое подход к безопасности и обладает необходимыми навыками и знаниями, чтобы эффективно бороться с угрозами.
Уровни зрелости культуры безопасности Существуют различные уровни зрелости культуры безопасности, каждый из которых характеризуется определенными чертами и характеристиками. Ниже представлены основные уровни зрелости культуры безопасности: Неосознанность. На данном уровне организация не придает должного значения вопросам безопасности информации. Правила и процедуры безопасности не разработаны или не соблюдаются.
Сотрудники не проходят обучение по вопросам безопасности и не осознают значимость своих действий. Охота за признанием. На этом уровне безопасность информации начинает привлекать внимание руководства организации.
Культура охраны труда и безопасности на производстве уровни
Создание необходимого уровня культуры безопасности — процесс долгосрочный, требующий планирования, стратегии, несмотря на то, что в развитии этого направления принимают участие более абстрактные понятия, которые необходимо воплотить в жизнь. Во-вторых, для внедрения и развития культуры безопасности нужно понимать, над чем именно придется работать? Как формализовать все доводы, касающиеся культуры производственной безопасности? Очевидно, что речь идет о создании конкретных моделей поведения работника на его рабочем месте. Только в этом случае работник сможет получить требуемые ориентиры. Неоспоримым становится тот факт, что необходимость развития культуры безопасности станет понятна лишь в том случае, когда понятен уровень культуры безопасности.
В 1995 году президент компании «Дюпон» Эд Вулард сформировал исследовательскую команду по улучшению показателей безопасности на предприятиях компании. В команду, состоящую из 30 человек, входил руководитель заводов «Дюпон» в г. Бомонт штат Техас. Исследование обнаружило прямую зависимость между уровнем культуры безопасности и показателями травматизма. Для визуального изображения этой зависимости команда представила график, который назвала «Кривая безопасности Брэдли» [3] Это графическое изображение показывало, что в условиях улучшения и роста культуры безопасности одновременно уменьшалось общее количество инцидентов, травм, происшествий на предприятии.
Показатели безопасности при прохождении компанией через повышение уровней зрелости культуры безопасности улучшаются непрерывно. Кривая безопасности Брэдли Но стоит понимать, что хронология развития культуры безопасности будет иметь именно такой алгоритм, миновать какой-либо промежуточный уровень невозможно, так как каждый предыдущий уровень становится «фундаментом» для уровней последующих. Суть кривой безопасности Брэдли сводится к следующему: чем больше совместных усилий приложено для обеспечения безопасных условий труда, обучения персонала, изменения мышления каждого сотрудника компании, тем меньше вероятность возникновения инцидентов и получения травм. Соответственно, повышение уровня безопасности труда возможно только лишь в случае, если персонал начнет охранять свой труд не только под влиянием природных инстинктов выживания и надзором руководителя, но и проявляя личную активность и навыки командной работы. Ввиду своей прогрессирующей актуальности, этот вопрос был рассмотрен и другими экспертами.
В 2000 году профессор Патрик Хадсон представил свою модель — восходящую лестницу безопасности [4] Рис. Модель Хадсона наглядно показывает этапы эволюционного развития культуры отношения к безопасности и управления безопасностью от низкого уровня культуры к уровню созидательному на верхней ступени лестницы Рис. Лестница безопасности Хадсона Рассматривая модель развития культуры на любом предприятии, необходимо понимать, что целью все же является практическое применение и дальнейшее внедрение рассмотренных аспектов, то есть чтобы модель позволяла сформировать такое коллективное мышление, которое позволит перейти с уровня приемлемости травматизма на уровень безусловной приверженности идее работы без несчастных случаев и аварий. Здесь стоит отметить, что в большинстве случаев основной ошибкой руководства является отсутствие планирования процесса формирования или внедрения выбранной модели культуры безопасности. Таким образом, работа над развитием культуры безопасности является одним из важнейших направлений в области снижения производственного травматизма.
Но для того, чтобы такая работа имела успех, необходимо уделить внимание осознанию необходимости развития культуры безопасности. Источник Зрелость культуры безопасности по Хадсону Зрелость культуры безопасности по Хадсону Наиболее популярной моделью зрелости культуры безопасности, признанной на международном уровне, являются «Лестница культуры безопасности» Патрика Хадсона, с помощью которой можно оценить на каком уровне находится ваша организация. Эта модель основана на серьезных исследованиях, проводимых в течение 20 лет психологами и социологами при спонсорстве компании Shell. Созданная модель и опросник для оценки культуры успешно применялись в более чем 120 крупных компаниях по всему миру в различных областях промышленности. Работники не заботятся о безопасности и соблюдают только основные нормативные требования, чтобы не быть пойманными за нарушения.
Отдел по ОТ и ПБ несет основную ответственность за обеспечение безопасности. Происшествия считаются неизбежной частью работы.
Для решения этой задачи SRG-ECO разработала процессно-поведенческую модель управления культурой безопасности, которая позволяет: быстро и без необходимости профильных знаний в психометрии произвести анализ личностных характеристик сотрудников в формате онлайн-тестирования; получить детальный отчет об уровне зрелости КБ в компании, риск-профили по каждому работнику и матрицу Safety Skills; разработать для предприятия план развития культуры безопасности и обучения персонала необходимым компетенциям. В рамках проекта проводится анализ личностных черт и процессов безопасности по десяти элементам культуры безопасности и по трем глобальным категориям персонала — от топ-менеджмента до рабочих. С помощью построенной математической модели по каждому элементу культуры измеряются и обрабатываются от 30 до 50 показателей. На основе комплексного анализа данных формируется матрица Safety Skills для каждого работника, она строится в трех направлениях: Развитие Hard skills, которые включают профессиональные навыки, технические или гуманитарные и приемы безопасного выполнения работ; Развитие Soft Skills — коммуникаций, управления эмоциями, самоорганизации, критического мышления, управленческих навыков, открытости к опыту, добросовестности и эмпатии; Развитие корпоративных знаний — внутренних правил и стандартов коммуникаций, целей и задач подразделения, основ корпоративной культуры и ценностей.
Проверка состояния культуры безопасности движения должна проводиться в следующем порядке: - размножения и передачи работникам проверяемых структурных подразделений анкет, с указанием срока возврата заполненных анкет; - выделения от организации холдинга «РЖД» сопровождающего лица для обеспечения проведения следующих процедур: а возможной дополнительной личной передачи персоналу и сбора от него специальных анкет; б взятии интервью у отдельных работников; в проведении, при необходимости, исследования методом фокус-группы; г получении данных системы внутреннего учета и регистрации информации, связанной с безопасностью движения. При необходимости, или при наличии вопроса у работника организации холдинга «РЖД», даются пояснения по их заполнению. В частности, поясняется, что: - на каждый вопрос анкеты следует дать только один ответ, выбрав его из перечисленных вариантов, характеризующих степень согласия или несогласия опрашиваемого работника с представленным в анкете утверждением; - анкета является анонимной и любой вариант ответа не будет использоваться против интересов заполнившего ее лица.
После проведения проверки состояния культуры безопасности движения составляется отчет. В отчете должны быть отражены как позитивные, так и негативные свидетельства, выявленные в процессе проверки в том числе индивидуальные или групповые, если в процессе проверки использовались методы интервьюирования и фокус-группы , и даны предложения в форме направлений работ для улучшения [9]. По результатам проверок состояния культуры безопасности движения и на основании выводов, приведенных в отчетах о таких проверках, руководителями проверенных подразделений организаций холдинга «РЖД» разрабатываются мероприятия корректирующие и предупреждающие действия по устранению выявленных несоответствий и организуется их выполнение. Для реализации этих мероприятий составляется план развития культуры безопасности движения, утверждаемый руководителем организации [9]. В рамках дипломной работы была проведена оценка культуры безопасности в Иркутской дистанции электроснабжения, оценка проводилась методом анкетирования согласно требованиям распоряжения ОАО «РЖД» от 10. В анкетировании приняли участие руководители среднего звена 20 человек, далее обозначим, группа 1 линейный персонал , непосредственно участвующие в проводимых работах на участках, и руководители дистанции 3 человека, далее обозначим группа 2 руководители. Анкетирование проводилось с целью выявления признаков культуры безопасности движения и выявления культуры безопасности движения, характеризующей элементы СМБД в ЭЧ-5. Ниже в таблицах 5, 6 и на рисунках 9, 10, 11 и 12 представлены результаты анкетирования руководителей среднего звена и руководителей дистанции. По значениям средних баллов, можно определить степень зрелости культуры безопасности движения на предприятии: от 1 до 1,8 включительно - низкий уровень; от более чем 1,8 до 2,6 включительно - посредственный уровень; от более чем 2,6 до 3,4 включительно - средний уровень; от более чем 3,4 до 4,2 включительно - предпозитивный уровень; от более чем 4,2 до 5 включительно - позитивный уровень.
По данным анкетирования видно, что значения средних баллов колеблются в диапазоне от 3,4 до 4,2,таким образом можно сделать вывод, что уровень зрелости культуры безопасности движения является предпозитивным.
Полезными были их практические советы по конкретным действиям. Очень воодушевили! В нашей профессии, к сожалению, мало таких больших профессионалов и очень приятно, когда удается с ними познакомиться Камышова Ольга Александровна Отзыв о встрече «Цикл встреч по культуре безопасности: встреча 1» Полезная информация для развития профессиональных навыков и компетенций.
Спасибо за организацию интересных тренингов и семинаров. Анна Шуткина. Узнала про 5 почему! Новый подход к охране труда.
По-другому смотрю на вопросы, которые надо решить. А раньше это были проблемы Понравилось мотивационная схема развития себя лично и в коллективе. И еще много интересного было! Узнала про шэринг вещей и одежды.
Данная тема всегда актуальна и здорово, что можно было увидеть какой прогресс есть у сортировки отходов. И вообще понять куда мы двигаемся и что все это не зря. В нашей компании очень активная позиция, и все отходы мы сдаём на переработку и при производстве используем вторичное сырье. Татьяна Афанасьева.
Очень интересные выступления. Есть, что перенять. Хороший обмен опытом. Выступление Шагеевой Н.
Александр Рау показал интересный подход к решению вопроса о мотивации работников. Василий Отзыв о встрече "Управление благополучием и здоровьем. Взгляд экспертов". Отдельно хочу поблагодарить за матрицу анализа виновности - просто восторг, очень классная, простая для применения схема!!!!
Анна Румянцева Отзыв об обучающем курсе SafExpress. Спасибо за наглядные примеры, лайфхаки. То, что написано сложным языком в НПА, рассказали просто и понятно с примерами. Убедилась, что оценку рисков необходимо проводить своими силами, обязательно воспользуюсь некоторыми советами.
Отзыв о встрече "Оценка рисков - что нового? Добрый день! Выражаю благодарность за обучающий марафон для СОТ. Было приятно узнать о нем и поучаствовать, так как это интересно и актуально для меня, как для специалиста по охране труда.
Кроме этого понравился формат обучения. Темы очень актуальны, понятны и подробно изложены. Хотелось бы и в дальнейшем участвовать в подобных марафонах. Успех и процветания!
Отзыв об обучающем курсе SafExpress.