На взлётной полосе аэропорта Лос-Родеос столкнулись авиалайнеры Boeing 747-206B и Boeing 747-121. Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос — Пассажирский терминал аэропорта Лос-Родеос в 2003 году Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос, Тенерифе, Канарские острова, случилась в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977. Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — авиационное происшествие (катастрофа), произошедшее на Тенерифе, Канарские острова, в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977 г. На сегодняшний день самой крупной катастрофой в истории авиации считается столкновение двух «Боингов» в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе. В тот злополучный воскресный день аэропорт Лос-Родеос был очень перегружен.
Секунды до катастрофы 1 сезон 12 серия «Столкновение на взлётной полосе»
Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос, Тенерифе, Канарские острова, случилась в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977. В результате закрытия крупнейшего аэропорта Лас-Пальмас аэропорт Лос-Родеос oказался перегружен. На взлётной полосе аэропорта Лос-Родеос столкнулись авиалайнеры Boeing 747-206B и Boeing 747-121. Аэропорт Лос-Родеос был в то время самым плохо оборудованным на Канарах и считался запасным.
Столкновение в аэропорту лос родеос
В пермском аэропорту два самолета одновременно оказались на взлетке. Как такое могло произойти? | Пассажирский автобус врезался в самолёт в международном аэропорту Лос-Анджелеса. Пять человек пострадали при столкновении автобуса с самолётом в Лос-Анджелесе. |
Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — Википедия. Что такое Столкновение в аэропорту Лос-Родеос | 27 Марта 1977 года столкновение в аэропорту Лос-Родеос. |
10 самых страшных катастроф в истории человечества - | 27 марта 1977 года, в аэропорту Лос-Родеос на испанском курортном островке Тенерифе произошла крупнейшая в мировой истории авиакатастрофа. |
Не нервничай, не спеши, не перебивай: история одной трагедии / Хабр | Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — крупнейшая в истории авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канарские острова). |
В аэропорту Лос-Анджелеса пять человек пострадали из-за столкновения автобуса и самолёта | 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе (Канарские острова) произошла крупнейшая авиационная катастрофа, известная как Столкновение на Тенерифе. |
Катастрофа в аэропорту Лос-Родеос
Диспетчер из германского города Карлсруэ, заметивший опасное сближение самолетов, 11 раз пытался дозвониться до швейцарских коллег, но безуспешно. В 21:35 на высоте 10 600 метров Boeing врезался в фюзеляж Ту-154. Пассажирский самолет развалился в небе на четыре части. Грузовой борт потерял управление. Они упали в семи километрах друг от друга. Строитель из Северной Осетии Виталий Калоев потерял в авиакатастрофе над Боденским озером всю семью — жену, дочь и сына. СМИ писали, что, узнав о случившемся, он прибыл на место трагедии. Я ее сразу опознал. Дочка опустилась на землю как ангел — тело совсем не пострадало. Потом я нашел ее бусики.
Десять дней я провел в поисках останков своих дорогих детей и жены. Жизнь моя остановилась на этой трагической дате — 01. Мне осталось жить одними воспоминаниями", — цитировали Калоева СМИ. Это сделал Виталий Калоев. Он пришел к дому диспетчера, чтобы показать ему фотографии погибших родных, но Нильсен его оттолкнул, и фотографии упали на землю. Калоев потерял контроля над собой. Что было дальше, по словам Калоева, он не помнит: пелена гнева захлестнула его, из глаз брызнули слезы. Следствие установило , что, увидев снимки на земле, россиянин достал складной нож и нанес Нильсену удары в грудь, живот и горло. Авиадиспетчер скончался на месте от 12 ножевых ранений.
Виталий Калоев был приговорен к восьми годам тюрьмы, но через два года швейцарские власти освободили его. В мае 2004 года Федеральное ведомство по расследованию авиационных происшествий Германии опубликовало заключение по итогам расследования катастрофы. Столкновение над Днепродзержинском: погибли 178 человек, в том числе футболисты клуба "Пахтакор" История советского футбола могла бы выглядеть совершенно по-другому, если бы не чудовищная трагедия, случившаяся 11 августа 1979 года. В небе в районе украинского города Днепродзержинск сейчас это Каменское на высоте 8400 метров столкнулись два Ту-134А. На одном из них почти в полном составе летела команда "Пахтакор" из Узбекистана. Второй борт летел из Челябинска в Кишинев. По числу жертв 178 человек эта авиакатастрофа в истории Ту-134 занимает первое место в истории СССР среди столкновений в воздухе, в мире — второе, а среди столкновений самолетов вообще — третье. Погода в тот день была не очень хорошей — в зоне ответственности диспетчеров Харьковского центра управления наблюдались кучевые облака и грозовые очаги. Однако контроль за самым сложным сектором доверили неопытному авиадиспетчеру Николаю Жуковскому , который до этого отработал всего несколько смен.
Контролировал его действия диспетчер первого класса Владимир Сумской, что было против правил — этим должен был заниматься старший смены или руководитель полетов. В то время диспетчеры вручную рассчитывали взаимное расхождение самолетов на основе докладов экипажей. Жуковский по каким-то причинам записал неверные данные: по его расчетам, лайнеры должны были разойтись в небе, пройдя одну и ту же точку с разницей в три минуты. На самом деле разница составляла менее 60 секунд.
Бортинженер — 46-летний Джордж У. Уорнс англ. George W. Налетал свыше 15 210 часов, 559 из них на Boeing 747. На день катастрофы совершил 5202 цикла «взлёт-посадка» и налетал 21 195 часов. Очень опытный пилот, проработал в авиакомпании KLM 27 лет и 3 месяца с января 1950 года.
В должности командира Boeing 747 — с 23 января 1971 года. Налетал свыше 11 700 часов, 1545 из них на Boeing 747. Второй пилот — 42-летний Клаас Мёрс нидерл. Опытный пилот, проработал в авиакомпании KLM 17 лет с марта 1960 года. В должности второго пилота Boeing 747 — с 19 января 1977 года. Налетал свыше 9200 часов, 95 из них на Boeing 747.
В результате лобового столкновения погибли 583 человека, выжил 61 человек — все они находились на борту самолета Pan American. Причинами катастрофы стало стечение обстоятельств — теракт в соседнем аэропорту, проблемы коммуникации пилотов с диспетчером, плохая погода и ошибки экипажа борта KLM. Подробнее о трагедии — в материале «Газеты.
Следующим в очереди за самолетом ван Зантена был такой же В747 американкой кампании Pan American. По закону подлости именно во время этих передвижений двух самолетов погода начала резко меняться: если до того ярко светило солнце, то теперь на Лос-Родеос с окрестных гор стал спускаться густой туман. Видимость быстро сократилась до нескольких сотен метров. В этой мутной пелене пилот американского самолета не заметил поворот на указанный ему диспетчером съезд с ВПП и продолжил движение по главной разгонной полосе до следующего «кармана». А вот ван Зантен выполнил маневр точно, его Boeing, совершив разворот и застыл наготове у дальнего края взлетно-посадочной полосы. Теперь голландцу осталось только дождаться разрешающей команды диспетчера и начинать разгон. При этом пилоты самолета KLM из-за густого тумана не видели, что происходит впереди. Но о ситуации должен был знать диспетчер. Он уже получил сообщение от американского экипажа, что их лайнер еще не свернул пока с ВПП. Поэтому в ответ на запрос с «голландца» прямого разрешения начать взлет не дал. Вместо этого дежурный сотрудник стал объяснять, какие инструкции по маневрированию он дает экипажу на первые минуты предстоящего полета. Увы, связь работала с помехами, вдобавок диспетчер-испанец оказался не слишком силен в языках и говорил по-английски с чудовищным акцентом. В итоге сложение таких обстоятельств привело к тому, что «земля» и «борт KLM» неправильно поняли друг друга. Диспетчер в конце диалога произнес: «ОК, будьте готовы к взлету. Я вас вызову». А ван Зантен «расшифровал» услышанное в радиоэфире «ОК» и последовавшую за ним неразборчивую фразу, как разрешение на взлет. Огромный В747 начал разгон. Когда он преодолел почти половину ВПП из тумана впереди вдруг «нарисовались» габаритные огни другого авиалайнера, катившего навстречу. Затормозить, чтобы избежать столкновения у голландцев уже не было возможности. На расшифрованных позднее записях из «черного ящика» обнаружили выкрик командира экипажа Pan American: «Он приближается… Смотри! Проклятие, этот сукин сын приближается! Их самолет лишь оказался повернут под углом к оси «взлетки» Ван Зантен, пытаясь предотвратить страшное, все-таки сумел поднять свой Boeing в воздух, оторвав его от бетона. Исполинский авиалайнер перед столкновением находился уже в нескольких метрах от земли, но это не помогло. Носовая часть самолета KLM проскользнули над «американцем», не задев его, но вот колесные опоры основного шасси, еще остававшиеся выпущенными, а также подвешенные снизу к крыльям массивные двигатели со страшной силой ударили в фюзеляж встречного самолета.
Секунды до катастрофы 1 сезон 12 серия «Столкновение на взлётной полосе»
Два Boeing 747, загруженные пассажирами, столкнулись в аэропорту Лос-Родеос. В международном аэропорту Лос-Анджелеса в результате столкновения самолёта и автобуса, который перевозил пассажиров, пострадали пять человек. FRIENDS PROJECTСмотреть онлайн - СТОЛКНОВЕНИЕ САМОЛЁТОВ В АЭРОПОРТУ ЛОС-РОДЕОС | КАТАСТРОФА НА ОСТРОВЕ ТЕНЕРИФЕ 1977 ГОД. Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — авиационное происшествие (катастрофа), произошедшее на Тенерифе, Канарские острова, в 17:06:50 по местному времени 27 марта 1977 года. В международном аэропорту Лос-Анджелеса в результате столкновения самолёта и автобуса, который перевозил пассажиров, пострадали пять человек. В результате аварии погибло 583 человека — члены обоих экипажей столкнувшихся самолетов и большая часть пассажиров.
Как крошечный испанский остров Тенерифе стал смертоносным местом
Утром 30 июня 1956 года два лайнера — Lockheed Super Constellation и Douglas DC-7 — отклонились от своих маршрутов к северу, чтобы пролететь над живописным национальным парком Гранд-Каньон в Аризоне. Как ни странно, тогда это была распространенная практика. Самолетам пришлось петлять между грозовыми облаками и уклоняться от сильного встречного ветра. Оба борта подошли к нужной точке позже расчетного времени, не заметили друг друга и около 10:30 утра столкнулись. Лайнеры разрушились в воздухе и упали в каньон. В результате этого столкновения все 128 человек , находившихся в обоих самолетах, погибли. Тот факт, что пилоты не видели друг друга, показал несостоятельность правила "видеть и быть увиденным", которое в то время было принято авиакомпаниями и диспетчерами. Система радиолокационного слежения не была налажена — коммерческие полеты контролировались с помощью радиопередач, но частные и военные самолеты практически полностью контролировали небо визуально. После этой трагедии система управления воздушным движением в США была полностью модернизирована.
В ее доработку вложили 250 миллионов долларов, что в те времена было колоссальной суммой. Катастрофа также привела к созданию в 1958 году Федерального управления гражданской авиации FAA , которое занимается обеспечением безопасности полетов. Столкновение на Канарских островах: погибли почти 600 человек 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе произошла крупнейшая в истории гражданской авиации катастрофа. На взлетной полосе столкнулись два самых больших и современных пассажирских самолета того времени — Boeing 747-206B авиакомпании KLM и Boeing 747-121 авиакомпании Pan American. Погибли 583 человека. К трагедии привела целая цепочка обстоятельств, и человеческий фактор — главный из них. В тот день в аэропорту Лас-Пальмас на соседнем острове произошел теракт. Никто не погиб, но власти перенаправили все рейсы в Лос-Родеос.
Из-за этого аэропорт оказался перегружен, диспетчеры не успевали отправлять рейсы, на взлетно-посадочной полосе возникли очереди из самолетов. Ситуацию осложняла погода: вечерело, на Тенерифе наползала низкая океанская облачность. Самолеты столкнулись, когда KLM в условиях тумана выполнял взлет, а Pan American еще не успел освободить взлетно-посадочную полосу. Американцы увидели огни голландского Boeing, когда до него оставалось всего 700 метров. Их капитан попытался резко свернуть влево на газон у взлетно-посадочной полосы. Пилот KLM, обнаружив перед собой другой Boeing, попытался оторваться от земли. От удара стойки шасси голландского лайнера отлетели, и самолет рухнул на полосу в 150 метрах от места столкновения. Через разломы в его корпусе и по нетронутому левому крылу удалось спастись 70 пассажирам из 396, находившихся на борту.
Выжил из них только 61. Все 248 человек из голландского лайнера погибли. Главной причиной катастрофы следствие сочло недисциплинированность и спешку экипажа KLM, решившего взлетать без разрешения диспетчерской службы. Еще одной причиной трагедии был назван язык. А точнее — плохое знание английского диспетчеры говорили с сильным испанским акцентом , помехи при радиопереговорах, использование во время них нестандартных фраз. Важным результатом расследования стали меры, принятые Международной организацией гражданской авиации ICAO. В частности, после случившегося пилотов обязали вместо кратких ответов диспетчерам Ok или Roger повторять ключевые требования поступивших указаний.
Уорнс англ. George W. Налетал свыше 15 210 часов, 559 из них на Boeing 747. На день катастрофы совершил 5202 цикла «взлёт-посадка» и налетал 21 195 часов. Очень опытный пилот, проработал в авиакомпании KLM 27 лет и 3 месяца с января 1950 года. В должности командира Boeing 747 — с 23 января 1971 года. Налетал свыше 11 700 часов, 1545 из них на Boeing 747. Второй пилот — 42-летний Клаас Мёрс нидерл. Опытный пилот, проработал в авиакомпании KLM 17 лет с марта 1960 года. В должности второго пилота Boeing 747 — с 19 января 1977 года. Налетал свыше 9200 часов, 95 из них на Boeing 747. Бортинженер — 48-летний Виллем Схрёдер нидерл.
Экипаж рейса 1736 был готов к немедленному вылету и запросил диспетчерское разрешение на взлёт, однако не смог выполнить необходимые манёвры по выруливанию на взлётную полосу, поскольку был блокирован рейсом KL4805 Boeing 747-206B и заправочным автомобилем: командир Boeing 747-206B KL4805 решил дозаправиться, чтобы сэкономить время в Лас-Пальмас-де-Гран-Канарии. В 1970-х годах для работников авиакомпаний были установлены жёсткие правила трудового распорядка. Продолжительность рабочего времени пилотов была строго регламентирована. Поэтому пилоты были заинтересованы в скорейшем отдыхе и завершении полётов. Командир рейса KL4805 перевёл двигатели на малый газ, доложил о готовности к взлёту и стал ожидать дальнейших инструкций от диспетчерской вышки управления воздушным движением. Аэропорт Лос-Родеос расположен между двумя горами на высоте 700 метров над уровнем моря и всегда отличался непредсказуемыми погодными условиями. Во время руления рейса 4805 по ВПП погода ухудшилась — внезапно опустившийся туман ограничил видимость до 300 метров. Ему было указано следовать по той же ВПП и свернуть на рулёжную дорожку C3, после чего двигаться по главной рулёжной дорожке к началу ВПП. В это время видимость упала до 100 метров и пилотам Boeing 747 Pan American было сложно определить рулёжную дорожку , поскольку огни, отмечающие границы и оси взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек, не работали. Проблемы коммуникации[ править править код ] Диспетчер вышки УВД говорил с сильным испанским акцентом — экипаж самолёта Pan American и экипаж самолёта KLM по несколько раз переспрашивали и уточняли его команды.
Охрана труда Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz. Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями. Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.
Ад на «райских» островах: 45 лет назад случилась крупнейшая авиакатастрофа
Как крошечный испанский остров Тенерифе стал смертоносным местом | 27 марта 1977 года в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе произошла крупнейшая в истории гражданской авиации катастрофа. |
Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — Энциклопедия | Столкновение в аэропорту Лос-Родеос — крупнейшая в истории авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 27 марта 1977 года на острове Тенерифе (Канарские острова). |
Столкновение На Тенерифе: История Крупнейшей Авиакатастрофы XX Века
Указывалось, что командир KLM мог спешить с вылетом, чтобы не превысить разрешённую продолжительность рабочего дня. Не исключено, что ван Зантен торопился ввиду продолжающегося ухудшения погодных условий, которые могли воспрепятствовать вылету в Лас-Пальмас , что привело бы к дополнительным финансовым потерям авиакомпании. Высказывались предположения, что высокий авторитет ван Зантена помешал второму пилоту и бортинженеру настоять на необходимости убедиться в том, что разрешение на взлёт получено и в том, что самолёт «Пан Американ» покинул полосу. Принятые меры Международная организация гражданской авиации выработала единый для всех международных аэропортов стандарт фраз. В частности, сейчас от экипажей требуется вместо кратких ответов «ОК» или «Роджер» «Вас понял» повторять ключевые пункты поступившего приказа. Изменена процедура принятия решений экипажем, включающая взаимное согласие членов экипажа, отвечающих за пилотирование.
На острове Тенерифе был построен второй аэропорт, Рейна-София. Он располагается на юге острова и отличается куда более предсказуемыми погодными условиями, нежели аэропорт Лос-Родеос. Исторические факты Погибший Боинг компании «Пан Американ» был первым Боингом-747, совершившим коммерческий рейс из Нью-Йорка в Лондон 21 января 1970 года [1].
Шансов выжить на его борту не было ни у кого. В условиях густого тумана спасательные службы не сразу заметили, что катастрофу потерпели сразу два Boeing. Комиссия по расследованию установила, что она была вызвана спешкой пилота из-за желания поскорее покинуть Тенерифе и уложиться в нормативные сроки выполнения рейса.
Он стал в прямом смысле лицом авиакомпании, с его фотографиями печатались рекламные проспекты. Предыдущие полгода он служил летным инструктором компании как опытнейший летчик. Фактически, он уже был одной ногой на должности топ-менеджера, но сегодня этот человек сидел за штурвалом самолета заурядного рейса Амстердам — Лас-Пальмас. Рядом с ним — второй пилот, 42-летний Клаас Меурс и 48-летний бортинженер Вильям Шредер. Следуя указаниям диспетчеров, они повернули к острову Тенерифе, совершили посадку и высадили пассажиров в здание аэропорта Лос-Родеос. Командир Виктор Граббс, 56-ти лет, второй пилот, 39-летний Роберт Брэгг и бортинженер 46-летний Джордж Уорнс пилотировали именной самолет Clipper Victor. Это была знаковая машина, совершившая самый первый коммерческий полет 747-го: рейс Нью-Йорк — Лондон 22 января 1970 года. И без того долго находившийся в воздухе и совершавший промежуточную посадку экипаж совсем не желал выполнять еще одно, вынужденное, приземление. В баках было достаточно топлива, чтобы кружить над Лас-Пальмасом до тех пор, пока аэропорт Гран-Канария не проверят на наличие взрывных устройств и не откроют снова. Но диспетчер дал им указание — уходить на запасной аэродром, освобождая воздушное пространство. Естественно, единственный вариант не может быть оптимальным, и в Лос-Родеос уже село несколько широкофюзеляжных самолетов, что создало на земле трудности. В 14:15 рейс 1736 совершил посадку. Аэродром был небольшим — одна взлетно-посадочная полоса с одной параллельно расположенной рулежной дорожкой. И вся она оказалась забита настоящей пробкой из самолетов — Boeing 747 рейса 4805 находился ближе всего к порогу взлетно-посадочной полосы 12, за ним стояли Boeing 737, Boeing 727 и DC-8; рейс 1736 занимал последнюю позицию в очереди. Ему ничего не оставалось, кроме как терпеливо дожидаться, пока ему освободят дорогу. Заминкой воспользовались двое сотрудников авиакомпании, поднявшись на борт, чтобы перелететь на соседний остров. Непривычный поток самолетов в небольшой аэропорт, который обслуживали в тот воскресный день всего два диспетчера, создает нервозную обстановку на земле. Экипажи машин с нетерпением ждут, когда откроется аэропорт Лас-Пальмас, чтобы немедленно взлететь и, пролетев всего 100 км, доставить наконец пассажиров в пункт назначения. И это вскоре происходит — спустя всего 15 минут посадки рейса 1736, в 14:30 аэропорт Лас-Пальмаса сообщает о своем открытии. Самолеты понемногу начинают выезжать на ВПП и взлетать. Boeing 747 рейса 1736, как уже было сказано, стоял последним в очереди. А в ее начале возникла задержка. Капитан рейса 4805 ван Зантен, посадивший машину уже час назад, теперь напряженно ждал, пока все его пассажиры найдутся в аэропорту и будут возвращены на борт на автобусах. У него была важная причина для спешки — он в самом деле хотел поскорее доставить пассажиров на Лас-Пальмас, но теперь вовсе не из альтруистических соображений. Очень долгое время профсоюзы вели борьбу с авиакомпаниями за нормирование рабочего дня и улучшение условий труда. И в ответ политика компании KLM стала жесткой. Если персонал не хочет перерабатывать — отлично, ему отныне будет запрещено перерабатывать. Просто покиньте борт, если не укладываетесь в стандартное время смены, чтобы вы не смели больше апеллировать к тяжелым условиям труда и сверхурочным. Но тогда рейс автоматически откладывается до момента, пока на борт не поднимется свежий экипаж. А пассажиров отпускают на землю и расселяют в отели, естественно, за счет авиакомпании. Между строк сразу возникает вывод: наверняка авиакомпания проследит, из-за каких экипажей она понесла такие серьезные неустойки? И теперь, когда капитан ван Зантен запросил продление рабочего дня у офиса авиакомпании, оттуда пришел строгий ответ: он должен вылететь в Амстердам до 19:00. С какого угодно Канарского острова и любым способом отыскав пассажиров — такие проблемы не волновали менеджеров, рейс должен был быть выполнен в нормативные сроки. Естественно, капитан ван Зантен не мог смириться с происходящим — задержки грозили обернуться заменой экипажа и переносом рейса на день, и он не мог допустить, чтобы эта дурацкая ситуация повлияла на его престиж и карьеру. Наконец, все пассажиры нашлись, одна девушка-гид решила не возвращаться, а окончательно сошла на землю, чтобы повидаться со своим бойфрендом. Но тут же пришла другая нехорошая новость: аэропорт Гран-Канария снова закрылся на посадку, поскольку там тоже образовались самолетные пробки. Диспетчеры не давали аэропорту на Тенерифе разрешения на вылеты в сторону города Лас-Пальмас. Шансы улететь в Амстердам вовремя медленно таяли. Тогда ван Зантен запросил полную заправку самолета, пока они стоят в ожидании, дабы не терять время потом в аэропорту Гран-Канария. Все остальные самолеты уже покинули рулежную дорожку. Только большой серебристый 747-й компании KLM, окруженный бензовозами, все еще преграждал им путь, в чем пилоты даже специально пошли убедиться, выйдя на поле и оценив габариты — не хватало что-то около десятка метров, чтобы безопасно разойтись. Американский экипаж уже более 10 часов был в кабине, а бессмысленное ожидание полностью готового к вылету самолета не добавляло им энтузиазма. Они уже давно должны были покинуть остров Тенерифе, на который в принципе могли бы вообще и не садиться. Тем временем начался ранний вечер, и в аэропорту Лос-Родеос стала проявляться его неприятная особенность — влажный бриз и легкое похолодание принесли с собой туман. И это была не легкая дымка, стелющаяся над землей: фактически, на выступающий высоко из воды остров Тенерифе начинала наползать низкая океанская облачность, густыми клубами заливаясь в долину, где располагался аэропорт. Диспетчер, ввиду занятости рулежных дорожек самолетами, приказал рейсу KLM 4805 выехать на взлетную полосу 12, проехать ее всю и развернуться на 180 градусов в самом конце. Три минуты спустя, рейс 1736 завел двигатели и также получил указание следовать по взлетной полосе до третьего съезда, а затем свернуть и продолжить движение вдоль полосы по рулежной дорожке. Под руководством диспетчера, разговаривавшего с сильным испанским акцентом, оба самолета погрузились в туман, окутавший ВПП. Лампы осевого освещения ВПП не работали и самолеты ехали друг за другом медленно, постепенно теряя из виду диспетчерскую вышку, рулежные дорожки и друг друга. Все же, рейс компании KLM двигался быстрее — капитан ван Зантен нервничал и спешил.
Сведения о самолётах Boeing 747 Pan American Boeing 747-121 регистрационный номер N736PA, заводской 19643, серийный 011 был выпущен в 1969 году первый полёт совершил 24 декабря. На день катастрофы лайнер совершил 7195 циклов «взлёт-посадка» и налетал 25 725 часов [1] [2]. Граббс англ. Victor F. Очень опытный пилот, управлял самолётом Boeing 707. Налетал 21 043 часа, 564 из них на Boeing 747. Второй пилот — 39-летний Роберт Л. Брэгг англ. Robert L. Опытный пилот, в качестве второго пилота управлял самолётом Boeing 707. Налетал свыше 10 800 часов, 2796 из них на Boeing 747. Бортинженер — 46-летний Джордж У. Уорнс англ. George W. Налетал свыше 15 210 часов, 559 из них на Boeing 747. В салоне самолёта работали 13 бортпроводников : Дороти Келли англ. Dorothy Kelly , Карла Дж. Джонсон англ. Carla J. Johnson , Джоан К. Джексон англ. Joan K. Jackson , Сюзанна К. Донован англ. Suzanne C. Donovan , Франсуаза Кольбер де Больё Гринбом фр. Mari Asai , Сатико Хирано англ. Sachiko Hirano , Кристина Экелунд англ. Christine Ekelund , Мигель Торрех Пере англ.
Столкновение в аэропорту Лос-Родеос. Тенерифе 1977
Но как бы в насмешку над ними самая чудовищная катастрофа в истории авиации произошла не в воздухе, а на взлетно-посадочной полосе аэропорта Лос-Родеос на Тенерифе. Аэропорт Лос-Родеос был в то время самым плохо оборудованным на Канарах и считался запасным. Пилоты не любили его из-за непредсказуемых погодных условий и наличия всего одной взлетно-посадочной полосы. Однако более удобный и современный аэропорт Лас-Пальмас оказался в этот день закрытым из-за теракта — к счастью, не повлекшего за собой человеческих жертв. Все рейсы из Лас-Пальмаса были перенесены в Лос-Родеос, где количество самолетов быстро превысило все допустимые нормы. Тем временем, погода ухудшилась, что для Лос-Родеос не редкость, и на аэропорт опустился густой туман. Два дежурных диспетчера продолжали отправлять и принимать самолеты при практически нулевой видимости.
Пилот моментально отреагировал на это указание, после чего наземная служба дала экипажу все необходимые разъяснения, и самолет благополучно совершил посадку.
Никто не пострадал. Отмечается, что если бы пилот посадил самолет на рулежную дорожку, которая идет параллельно взлетно-посадочной полосе, ему не удалось бы избежать столкновения еще с четырьмя авиалайнерами. Капитан авиации в отставке Росс Эймер, который ранее являлся пилотом американской авиационной компании United Airlines прокомментировал происшествие в эфире телевизионного канала CBS, заметив, что ситуация была близка к крупнейшей в истории авиакатастрофе.
Экипаж «Пан Американ» был готов к немедленному вылету и запросил диспетчерское разрешение на взлёт, однако не смог выполнить необходимые манёвры по выруливанию на взлётную полосу, поскольку был блокирован Боингом компании КЛМ и заправочным автомобилем: капитан КЛМ решил дозаправиться, видимо, чтобы сэкономить время в Лас-Пальмас. Стоит отметить, что для работников авиакомпаний установлен жёсткий трудовой кодекс.
Продолжительность рабочего времени пилотов строго регламентирована. Во время сеанса радиосвязи с Амстердамом командиру Ван Зантену было приказано осуществить вылет до 19:00 по местному времени или, в противном случае, дожидаться утра. Пилоты были заинтересованы в скорейшем отдыхе и завершении полётов. Выруливание и погодные условия Edit Следуя инструкциям диспетчеров, Боинг КЛМ проследовал в конец основной взлётной полосы и развернулся на 180 градусов этот манёвр является трудным для Боинга-747 на узкой полосе , после чего остановился. Капитан КЛМ перевёл двигатели на малый газ, доложил о готовности к взлёту и стал ожидать дальнейших инструкций от башни управления воздушным движением.
Во время руления погода ухудшилась. Туман ограничивал видимость 300 метрами. Аэропорт Лос-Родеос всегда отличался непредсказуемыми погодными условиями.
В это время видимость упала до 100 метров и пилотам Boeing 747 Pan American было сложно определить рулёжную дорожку , поскольку огни, отмечающие границы и оси взлётно-посадочной полосы и рулёжных дорожек, не работали. Проблемы коммуникации[ править править код ] Диспетчер вышки УВД говорил с сильным испанским акцентом — экипаж самолёта Pan American и экипаж самолёта KLM по несколько раз переспрашивали и уточняли его команды. Также не было согласованности в переговорах: пилоты обоих Boeing 747 постоянно вмешивались в разговор и перебивали друг друга. В то время как рейс 1736 проехал мимо рулёжной дорожки C3, на которую ему было указано повернуть, рейс 4805 уже был готов к взлёту. Второй пилот Boeing 747 KLM сообщил диспетчеру о готовности, запросив разрешения на взлёт. В 17:05:53 башня аэропорта Лос-Родеос радировала: KLM 4805, вам разрешено на привод P, набирайте и выдерживайте эшелон 090.
Экипаж лайнера KLM воспринял эту инструкцию по набору высоты и последующему занятию коридора как фактическое разрешение на взлёт. Второй пилот повторил инструкцию обратно авиадиспетчеру, при этом невнятно добавив в конце: мы на взлёте англ. Диспетчер понял этот ответ как подтверждение того, что экипаж готов к взлёту, и сказал: O. На самом деле авиадиспетчер сказал: O.
Этот день в истории: 1977 год — крупнейшая авиакатастрофа на Канарах
В аэропорту Лос-Родеос случилось столкновение двух Боингов-747, крупнейших пассажирских лайнеров того времени. Тогда аэропорт Лос-Родеос перестанет давать разрешения на взлет и ни о каком вылете в Амстердам до 19:00 не может быть и речи. Эти и другие направления, чтобы найти места, связанные с Столкновение в аэропорту Лос-Родеос: Лос-Родеос.
Диспетчеры предотвратили крупнейшую авиакатастрофу
Крушение украинского самолета в Иране в ТОПе крупнейших авиакатастроф мира | Последствия столкновения самолетов Boeing 747 авиакомпаний PanAm и KLM в аэропорту Лос-Родеос на острове Тенерифе, 27 марта 1977 года. |
Диспетчер в американском аэропорту предотвратил крупнейшую в мире авиакатастрофу | приматы, РИА Новости (10 мая 2009). |