Поговорили с экспертами и выяснили, как защитить себя от мошенников, требующих миллионы по телефону, и можно ли отвечать словом «да»?
Звонят по-новому: мошенники изменили тактику обмана граждан
В конце декабря 2020 года компания BI. Zone, дочернее предприятие Сбербанка в сфере кибербезопасности, опубликовало исследование, согласно которому за прошедший год телефонные мошенники сделали около 15 млн звонков. При этом только Сбербанк за первое полугодие 2020 года обработал более 3,4 млн жалоб пользователей на звонки мошенников. Этому способствует несколько факторов. Москвичи — популярная цель мошенников, а московский код вызывает меньше подозрений.
Для других регионов номера с таким кодом тоже оптимальны, ведь многие компании, от имени которых идут звонки, имеют головной офис в Москве», — говорится в исследовании.
А в чем проблема? Но сотрудники банка проявили бдительность, стали задавать ему наводящие вопросы, вызвали полицию, но этот гражданин смог скрыться, в настоящий момент он находится в розыске, на него подано уже около семидесяти заявлений. Но вы не переживайте, ваши средства остались в сохранности. Однако, ваши данные явным образом были скомпрометированы, вероятно данный человек является сотрудником одного из банков или нотариальных контор. Подскажите, пожалуйста, когда в последний раз вы обращались в нотариальные конторы и различные банки? А в чем, собственно, проблема, если никаких средств у него не получилось снять?
Пожалуйста, вспомните, в каких фирмах вы могли в последнее время оставлять свои персональные данные? Давайте я к вам подъеду и мы лично пообщаемся. А мой звонок пока что носит информативный характер...
Настоящим сотрудникам банка запрещено запрашивать у клиентов такую информацию, — рассказывает Дмитрий Ваганов. И если вы начнете слепо следовать советам неизвестных по «сбережению средств», то в итоге отдадите деньги прямо в руки преступникам. В МВД советуют не общаться по телефону ни с какими сотрудниками, сразу заканчивать разговор, ничего не переводить. Если вас что-то насторожило, то можно самому позвонить в банк. Звонит человек, который представляется сотрудником службы безопасности банка, и говорит, что на ваше имя прямо сейчас оформляют кредит. Абоненту советуют немедленно взять кредит самому, чтобы опередить мошенников, а потом перевести его на безопасный счет, где деньги будут в полной сохранности. Здесь мошенники дают еще одно важное напутствие: «О нашем разговоре в банке никому не сообщайте!
Просто оформите кредит на личные нужды и переведите средства на указанный счет, остальное мы берем на себя». И мошенники действительно всё берут на себя — благополучно исчезают вместе с кредитными средствами и больше на связь не выходят. А выплачивать кредит будет потерпевший. Дмитрий Ваганов говорит, что мошенники могут даже прислать копии своих документов, как правило, в вайбере. И нет на свете таких удостоверений, и сотрудников таких тоже нет, — рассказывает Дмитрий Ваганов.
Аферисты активно используют в том числе и новые технологии. Эта схема становится возможной, когда злоумышленники украли у человека образцы его голоса, сгенерировали с их помощью нужные фразы, а потом начинают просить от имени жертвы деньги, связываясь с людьми из его телефонной книжки тоже украденной, конечно.
Причем кому-то могут поступать звонки с неустановленных или незнакомых номеров , кому-то - приходить сообщения в мессенджерах или соцсетях. Зачастую мошенники взламывают и воруют аккаунты реальных людей. Поэтому практически единственный способ оперативно проверить, действительно ли у вас просит денег родной человек или знакомый - позвонить ему напрямую. Не через номер, с которого он «звонил», а на тот, что записан у вас. У киберпреступников в своей сфере большой опыт, они работают по проверенным временем инструкциям и умеют найти подход к каждой жертве. С пожилыми людьми связываются «из поликлиники». Каким-то образом мошенникам становится известно, что несколько дней назад «клиент» сдавал анализы.
Ему сообщают, что необходимо срочное лечение, но в государственной поликлинике получить его прямо сейчас нельзя - очередь, но есть вариант пройти все процедуры с большим скидками в частной клинике. Нужно только внести предоплату. По схожей схеме стариков часто разводят, предлагая им купить различные чудо-лекарства.
Как сейчас телефонные мошенники обманывают пермяков? Семь схем «разводов»
Мне это показалось подозрительным. Такси заказывала не она, оплата была по карте. Я спросил, кто заказал машину, она сказала, что сотрудники банка Петр Петрухин, водитель такси Мошенники убедили пенсионерку, что ей нужно проверить свой счет и в случае если с ним возникнут проблемы — перевести все деньги на безопасный счет. Она рассказала, что один раз ее уже обманули.
Взяли показания у меня и у бабушки, меня отпустили, ее оставили, чтобы провести беседу. Петр не считает, что совершил геройский поступок, и благодарности не ждет, но в рейтинге он потерял: мошенники, поняв, что их план не удался, поставили водителю низкую оценку. По информации «Яндекс Такси», рейтинг водителя автоматически пересчитывается, если система распознает оценку как недостоверную от мошенников, или если пассажир оценивал дорожную ситуацию, а не качество вождения.
RU «Поспешите, моя бабушка мерзнет» Бектур Базарбеков прибыл на свой очередной заказ ночью 13 декабря. В чате ему пришло сообщение от того, кто заказал такси, что его ждет бабушка и она очень замерзла. Я думал, мне писал ее внук, беспокоился.
Бабушка сказала, что ничего не расскажет.
Полицейские раскрыли суть мошенничества, а эксперт по информационной безопасности рассказал «МК в Питере», как не попасться на удочку обманщиков. Фото: Pexels Звонки якобы из банка и полиции у аферистов по-прежнему в ходу. Однако они постоянно ищут новые способы выманить деньги у доверчивых россиян. Благо сотрудники полиции на страже и всегда предупреждают об ухищрениях мошенников. Теперь злоумышленники, как рассказали в МВД, звонят потенциальным жертвам под видом представителей сотовых операторов и утверждают, что на телефонный номер абонента якобы была подана заявка на смену оператора. Эксперт по информационной безопасности Александр Власов рассказал, как не попасться на удочку аферистов.
А бонусом поделился лайфхаком о том, как не попасться на уловки аферистов. Далее — от первого лица. Приехала на маникюр Началась эта забавная история с того, что в выходной я поехала в родной Ростов освежить маникюр и навестить семью.
Когда новенькие ноготочки были почти готовы, телефон моего мастера затрезвонил. На экране высветились незнакомые цифры. Предвидя веселый диалог, она щелкнула по зеленой кнопке и включила громкую связь.
Мужчина представился Денисом и сообщил, что он сотрудник одного из крупных банков в стране. Вы подтверждаете эту операцию? Говорил Денис быстро, ответы требовал сиюминутные, не оставляя времени для размышлений.
Вероятно, расчет был на то, что неподготовленный собеседник растеряется и вступит в диалог, переживая о своих финансах. Мошенник замялся, но быстро взял себя в руки. И какую сумму вы указывали?
Лиза сообщила ему, что выбирать, на какую карту зачислять кредит, это, вообще-то, ее законное право. А сказать, какую сумму она заказывала, не может, потому что у нее деменция, и вообще она носит с собой бумажку со своими именем и адресом. Ее тирада сопровождалась девичьими смешками, а под конец все, кто был в комнате, откровенно заржали.
Денис сообразил, что его раскололи. Но не разозлился. Вместо этого игриво промурлыкал в трубку: — Елизавета Юрьевна, а вы там с подружкой?
У вас симпатичный голос. Узнав, как зовут подружку и сколько нам лет, он продолжил общение. Выяснилось, что неудавшемуся аферисту 33 года.
Разговор о том, что он не против приехать и увезти нас обеих к себе на день рождения, плавно перетек в беседу о его «профессии». Из мест лишения или из-за рубежа?
Сообщения от продавцов маркетплейсов о возврате денег за отмену заказов В феврале аферисты создали двухступенчатый способ обмана граждан с помощью аккаунтов на маркетплейсах. Сначала взламывалась учётная запись и оформлялся возврат заказанных товаров. Затем с жертвой связывался мошенник, представлялся продавцом с маркетплейса, сетовал на техническую ошибку и предлагал перевести деньги сразу ему на личный счёт, обещая отправить желанный товар. Звонки от сотрудников МФЦ для выяснения данных в «Госуслугах» В январе злоумышленники начали представляться сотрудниками МФЦ, чтобы получить персональные данные россиян в «Госуслугах». Они сообщали жертве, что на её имя пришло электронное письмо, а чтобы оно было перенаправлено в личный кабинет на сайте госуслуг, нужно назвать код из СМС.
Получив заветные цифры, мошенники могли сменить пароль, запросить справку о доходах, кредитную историю и даже оформить заем.
«Алло, вам звонят из полиции!» 7 новых схем телефонных мошенников
У мошенников появилась новая схема. Можно лишиться жилья | На официальном сайте МВД России можно ознакомиться с памятками и социальными роликами о способах хищения денежных средств и получить рекомендации о том, как не стать жертвой мошенников. |
2 способа обмана: что придумали телефонные мошенники в 2023-м? / Оффтопик / iXBT Live | Жертвы новой схемы аферистов обратились к ним уже около десяти раз. |
Новый способ мошенничества на «Госуслугах» | Узнай о новых методах телефонных мошенников и передай другому – Самые лучшие и интересные новости по теме: Банк, ЖКУ, ЖКХ на развлекательном портале |
Телефонные мошенники теперь используют имя работодателя и директора жертвы - 13 ноября 2023 - 63.ру | Звонят мошенники: телефонные аферисты придумали новую схему развода с участием сотрудников банков. |
«Алло, мам, срочно нужны деньги»: новые схемы телефонного мошенничества и как защититься | Напомним, недавно мы раскрыли новую схему мошенников-гастролеров и опубликовали полезный кейс, как вернуть деньги за навязанную в кредит медтехнику или липовые процедуры. |
«Тактика на слабонервных хорошо действует»: как мошенники заставляют не бросать трубку
Рассказываем, какими способами пользуются телефонные мошенники, как вычислить их по телефону и что делать, чтобы не попасться на уловки. Схема стала актуальной в том числе на фоне общего роста количества фишинговых атак на Telegram в конце прошлого года и весной — летом этого, в результате которых мошенники крадут аккаунты пользователей. Телефонные мошенники стали применять новую схему обмана пользователей, сообщили в Управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России. В Сети распространилось видео, на котором телефонный аферист, представившийся оператором сотовой связи, забыл выключить микрофон и обратился к своему напарнику, выдав всю схему обмана в диалоге.
«Ваш счет заблокирован»: мошенники изобрели новые схемы обмана
Я зашла в архив и увидела сотни этих сообщений, которые якобы я отправила. Параллельно на телефон девушки начали приходить десятки SMS, подтверждающие попытки мошенников взломать другие аккаунты Ирины, привязанные к ее мобильному телефону, в том числе системы онлайн-банков и «Госуслуги». Ирина была вынуждена «всю ночь проверять, не взломаны ли остальные учетные записи, рассылать знакомым предупреждения» и пытаться избавиться от злоумышленников, распоряжающихся ее аккаунтом в WhatsApp. Я вынесла для себя урок, что, видимо, это нужно делать постоянно. И нужно везде поставить двухфакторную аутентификацию. Похоже, именно это меня спасло, что везде стали запрашиваться коды для входа на сторонние ресурсы, но мошенники же этого не видят, к СМС-сообщениям у них же доступа нет. И важно не переходить ни по каким ссылкам, даже, получается, от знакомых вам людей. Вы думаете, что делаете что-то хорошее, и попадаетесь. Боюсь, что мошенники будут совершенствовать эту схему, поэтому мне хочется предупредить людей о такой угрозе.
Двухфакторная аутентификация — метод защиты учетных записей, требующий наличия двух независимых способов подтверждения легитимности пользователя. Чтобы обезопасить себя от взлома, необходимо использовать для входа в аккаунт два или более факторов, которые должны быть независимыми друг от друга. Это может быть номер телефона, электронная почта, кодовое слово, ответ на секретный вопрос и прочее. Это усиливает защиту учетной записи, так как мошеннику будет сложнее получить доступ к системе, даже если он получит доступ к одному из факторов аутентификации. По данным «Лаборатории Касперского», с конца прошлого года широкое распространение схемы с «голосованием» пришлось на пользователей Telegram.
Зайдите на сайт ведомства или организации, от лица которой вас побуждают к каким-либо действиям, и проверьте актуальность информации о должностных лицах, официальных мероприятиях, проводимых проверках и т. Как проверить, реальный ли контакт? Первый признак, который должен насторожить — отсутствие контакта в списке добавленных. Во-вторых, если в информации о пользователе мессенджера присутствует номер телефона, можно проверить его в поисковых системах. Существует множество сайтов, на которых люди, уже столкнувшиеся с мошенниками, публикуют информацию о них. В-третьих, можно попросить перенести коммуникацию на альтернативный способ, к примеру, предложите изложить требуемые действия в электронном письме и обратите внимание на почтовый домен, с которого оно придет. С высокой долей вероятности официальные ведомства не станут вести с вами переписку с бесплатных почтовых доменов. Как сливают данные Подготовьтесь к тому, что небольшая порция ваших реальных данных состояние баланса счета, данные о каком-либо заказе, адрес места жительства, ФИО родственников и знакомых будет использована для разработки легенды, с помощью которой будут совершены мошеннические действия.
Звонит опять мне этот «капитан» и наезжает на меня, что я якобы цирк устроила. Видимо, им уже набрали : А я ведь почти повелась, хотя мне пол-офиса на работе кричали, что это мошенники. Уж очень они убедительны. Александр Дегтярев Страница автора Скучать не дают. Звонят с завидной регулярностью. Раз в месяц — минимум. А недавно — так просто феерия какая-то! Звонили аж два раза. Звонки были парными. Первая пара была в конце рабочего дня. Сначала позвонили из «Министерства внутренних дел» по сбербанковским делам — женский голос спросил, знаю ли я человека с таким-то ФИО. Я ответил: «Не имею чести».
Приветливая девушка представляется сотрудницей «Госуслуг», называет свои фамилию, имя, отчество и сообщает, что ваш личный кабинет атакуют мошенники. Обманщики якобы пытаются изменить номер телефона, который у вас привязан к «Госуслугам», и им нужно срочно помешать. Как мошенники сумели раздобыть данные? Во-первых, некоторые из них есть в открытом доступе: те же самые номера телефонов часто привязаны к соцсетям. Во-вторых, некоторые компании не следят за безопасностью данных, и мошенники, используя уязвимость, воруют информацию. Так данные могут утечь, например, у различных служб доставки, мобильных банков, сервисов лояльности в магазинах. Авторизация на сайте «Госуслуг». Именно на номере телефона, который привязан к личному кабинету, держится новая мошенническая схема. Казалось бы, это уже заезженный сценарий телефонных аферистов, и пора положить трубку. Но несколько нюансов заставляют потерять бдительность и поверить собеседнику: Если потерять доступ к личному кабинету и пытаться его восстановить, на телефон придет СМС с кодом подтверждения или же позвонит представитель службы безопасности «Госуслуг». Мошенники звонят с этого же номера. Чтобы восстановить доступ к личному кабинету, нужно ввести номер телефона, на который придет код подтверждения 2. Если напрямую сказать собеседнику, что вы не верите ему, вас убеждают в обратном. Он безошибочно называет все данные о вас, которые есть на портале и которые нельзя найти в свободном доступе. Лжесотрудник «Госуслуг» очень грамотно входит в доверие: говорит убедительно и, видя ваши сомнения, предлагает задать любые интересующие вас вопросы, на которые уверенно отвечает.
Новый способ мошенничества на «Госуслугах»
Самые дешёвые — базы клиентов сайтов бесплатных объявлений. Из них можно узнать имя человека, его номер телефона, электронную почту, а по тому, что он продаёт, косвенно понять материальное положение. С таким ресурсом нужно работать дополнительно: самостоятельно искать дату рождения, ИНН, прописку и другие нужные для преступников данные. Дороже всего обходятся банковские документы, которые в числе прочих персональных данных будут содержать счета, размеры долговых обязательств, заложенные недвижимость и автомобили. Обзавестись подобными базами для мошенника — большая удача, они очень экономят время на холодных звонках и в целом удешевляют процесс нелегальной наживы. Почему телефонные мошенники ничего не боятся Основной контингент кол-центров составляют молодые парни в возрасте 18—25 лет. Устраиваясь в такого рода фирмы, практически все они прекрасно знают, чем им предстоит заниматься. Для современной украинской молодёжи это возможность — без необходимости тратить годы на образование и наработку опыта — сразу зарабатывать приличные деньги. Поэтому вопросы морали их беспокоят в последнюю очередь. При этом сами мошенники говорят, что время от времени к ним на работу приходят даже пенсионеры и одинокие матери — последние какое-то время даже пытаются совмещать её со своими "нормальными" местами. Однако такая ситуация обычно длится до первой успешно проведённой крупной аферы, после этого уже никто из них не хочет быть продавцом в магазине или носить бумаги по офису "за копейки".
По городу до сих пор ходит мотивирующая молодняк легенда о том, как одна такая аферистка смогла заработать на квартиру в Днепре, выудив у своего бывшего соотечественника, а ныне гражданина Германии 170 тысяч евро. А недавно украинцы возмущались, что один из нелегальных кол-центров в Киеве работал прямо по соседству с Управлением СБУ. Судя по всему, именно украинские спецслужбы крышуют мошенников. Собеседник Лайфа рассказал, что проблем с законом у звонящих практически не бывает. Владельцы контор всегда заранее знают, когда будет облава, и к этому моменту из офиса выносятся документы, компьютеры и вся сопутствующая периферия, а у работников появляется дополнительный выходной. В худших случаях после таких визитов жулики меняют офис. Иногда доходит до смешного: переезжают в соседнюю пустующую комнату в том же здании. А хозяева на моей памяти вообще никогда не попадались. Перед Новым годом казахские полицейские рассказали, как ликвидировали нелегальный кол-центр Как остановить телефонных мошенников с Украины?
Первый совет. Если ваша работа не связана с тем, что вам может позвонить кто и откуда угодно, просто не отвечайте на звонки с незнакомых номеров. Второй совет. Если вы все же сняли трубку и услышали, что вам звонят якобы из банка, полиции, отделов спецслужб, сотовой компании и так далее, спокойно отвечайте: «Спасибо за информацию, оставьте свой номер телефона, я вам перезвоню». И вешайте трубку. Как правило, выясняется, что звонили мошенники и с вашим счетом или номером телефона все в порядке.
Как отмечает газета, существуют два варианта новой схемы. В случае с пенсионеркой из Москвы всё начиналось классически.
С неизвестного номера позвонил мужчина, представился сотрудником прокуратуры и сообщил, что для предотвращения хищения с ее счета около 5 миллионов рублей нужно незамедлительно перевести аналогичную сумму на несколько «безопасных» счетов. Женщина в панике начала вносить через банкоматы имевшиеся у нее средства на разные счета, которые указал «сотрудник прокуратуры». В общей сложности несколькими транзакциями она перевела мошенникам около 1,8 миллиона рублей. Но этого, естественно, не хватило, поэтому злоумышленник предложил обратиться к известному кредитному брокеру, который поможет быстро оформить крупный заем под залог ее квартиры. В итоге пенсионерка заключила договор займа с неким физическим лицом, который на сделке отсутствовал, а от его лица по доверенности действовали «сотрудники кредитного брокера». Важный момент: перед заключением договора женщине оформили статус самозанятой. Предмет залога, то есть, квартиру пенсионерки, которая находится в пределах Третьего кольца, оценили в 10 миллионов рублей. Однако в качестве заемных средств женщине согласились выдать 4 миллиона рублей, а на руки за вычетом услуг посредников она получила 3 миллиона 150 тысяч рублей, которые тут же внесла на очередной «безопасный» счет.
И осталась должна еще 5 млн 680 тысяч рублей, которые, согласно договору, должна была вернуть в течение года. Алла Храпунова обращает внимание на момент, который является особенностью новой схемы: жертва не видит кредитора. Его представителями выступают как раз «сотрудники кредитного брокера». В обращениях пострадавших на портал «Мошеловка» фигурирует несколько известных компаний, но доказательств, что в делах замешаны именно они, а не их «черные» клоны, нет. Гендиректор одного из официальных посредников утверждает, что они не оформляют заемщикам статус самозанятых и не работают с кредиторами-физлицами Жертвой второго, упрощенного варианта схемы стал 48-летний мужчина. Накоплений у него нет, поэтому сценарий на начальном этапе был иной. Якобы сотрудник органов сообщил, что на мужчину оформлен заем под залог его квартиры. Чтобы мошенники не смогли предъявить ее к взысканию, нужно срочно самому оформить заем под залог жилья.
Мошенники действительно от имени потенциальной жертвы записывают человека на личный прием в Общественную приемную Банка России. Делают они это через сайт регулятора, указывая в качестве контактного номера телефон жертвы. Это позволяет киберпреступникам войти в доверие и убедить собеседника сделать перевод. Только в сентябре 2023 года в Банк России обратилось несколько десятков человек, пострадавших от такой схемы обмана. В некоторых случаях суммы хищения составляют десятки миллионов рублей.
Записаться на личный прием можно через сайт cbr. Банк России предупреждает: если вы самостоятельно этого не делали, но получили сообщение о записи, это значит, что вашими персональными данными пытаются воспользоваться злоумышленники. Не реагируйте на такое сообщение. Мошенники широко используют легенду о «безопасном» счете в Центробанке или «спецсчете». Они рассчитывают, что упоминание регулятора финансового рынка усыпит бдительность человека.
В действительности такого счета не существует, и по факту жертва переводит деньги злоумышленникам. Сотрудники Центробанка не звонят людям и не направляют никому копии каких-либо документов, не запрашивают персональные и банковские сведения, не предлагают совершить какие-либо операции со счетом. Если вам позвонили якобы «работники» Банка России, правоохранительных органов или банка и разговор касается ваших финансов, положите трубку. Не раскрывайте никому свои персональные и финансовые данные. Злоумышленники создают сайты, которые имитируют ресурсы государственных ведомств и популярных справочно-правовых систем, чтобы похитить средства компаний.
Для эффективного продвижения страниц и привлечения большого числа потенциальных жертв они используют метод SEO-poisoning «отравление» поисковой выдачи. Другими словами, содержание фишинговых ресурсов представлено в таком виде, что в результате поиска мошеннические сайты предлагаются пользователям в числе первых. На них киберпреступники размещают зараженные вирусами шаблоны документов, которые часто ищут в Интернете секретари, бухгалтеры или сотрудники, занимающиеся финансовой, налоговой и другой отчетностью. После скачивания вредоносного документа на рабочем компьютере сотрудника запускается программа удаленного доступа. Она позволяет хакерам дистанционно изменять в договорах с подрядчиками и поставщиками банковские реквизиты получателя средств на свои.
Обнаружить вирусное программное обеспечение удается, как правило, не сразу. В некоторых случаях блокируется доступ к рабочим компьютерам, а за разблокировку хакеры вымогают деньги. Чтобы не стать жертвой фишинговых сайтов, необходимо установить на своих устройствах антивирус и регулярно его обновлять. Рекомендуем также настроить запрет на запуск и установку вспомогательных компьютерных программ для удаленного доступа. Обычно официальные сайты государственных органов в популярных поисковых системах маркируются синим кружком с галочкой.
Обращайте внимание на адрес веб-ресурса — поддельный может отличаться от официального всего лишь одной буквой. Соблюдайте осторожность при работе с сайтами, в адресной строке которых отсутствует значок безопасного соединения замочек. При скачивании документа обращайте внимание на его формат — безопасными, как правило, являются pdf, docx, xlsx, jpg, png. Злоумышленники, которые представляются якобы сотрудниками Банка России, усовершенствовали эту распространенную мошенническую схему. Новая легенда обмана, которую преступники используют по всей стране, выглядит очень правдоподобно.
Теперь они не только звонят гражданам от имени Центробанка, но еще и отправляют на электронную почту сообщения с приглашением на личный прием в Банк России. Письма начинаются с обращения по имени и отчеству, в них указывается время приема и настоящий адрес Банка России в регионе проживания потенциальной жертвы. Чтобы убедить человека, что с ним взаимодействуют настоящие сотрудники Банка России, мошенники используют специальный технический прием — меняют электронный адрес того, кто отправляет сообщение, на вызывающий доверие. В данном случае злоумышленники указывают домен Банка России cbr. Это очень опасная схема действий, и часто из-за доверия к электронному адресу люди попадаются на уловки с подменой.
Персональное приглашение на личный прием — один из поводов вступить в контакт с потенциальной жертвой, вывести ее на доверительный диалог. После отправки письма аферисты могут позвонить получателю и под различными предлогами выманить данные его банковской карты и СМС-код либо побудить перевести деньги на счета злоумышленников. Если вы не записывались на прием в Банк России, но получили подобное приглашение, не реагируйте на него и удалите сообщение. Для уточнения любых вопросов можно позвонить в контактный центр Банка России по бесплатному номеру 8 800 300-30-00 для звонков с мобильного — короткий номер 300. Банк России по своей инициативе не приглашает граждан на личный прием, его работники не звонят людям и не направляют никому копии каких-либо документов, не запрашивают персональные и банковские сведения, не предлагают совершить какие-либо операции со счетом.
Будьте бдительны, мошенники часто представляются сотрудниками Банка России. По любым банковским вопросам самостоятельно позвоните в банк по номеру телефона, указанному на оборотной стороне карты или на сайте кредитной организации. Банк России выявил новую мошенническую практику социальной инженерии с применением QR-кода. Некоторые банки внедрили сервис снятия наличных денег с помощью QR-кода. В мобильном приложении клиент может самостоятельно сгенерировать такой код на нужную сумму, поднести его к сканеру в банкомате и снять наличные.
Этим стали пользоваться злоумышленники. Они звонят клиентам банков под видом сотрудников кредитной организации, сообщают, что в банк поступил несанкционированный запрос на снятие денег со счета, и просят прислать QR-код, чтобы отменить операцию. Расчет на то, что потенциальная жертва не в курсе особенностей QR-кода и легкомысленно относится к изображению с черно-белыми квадратиками, поэтому легко может им поделиться. Заполучив код, лжесотрудники банков просто снимают деньги в банкоматах со счета обманутого человека.
«Проголосуй за Лену, пожалуйста»: мошенники массово взламывают жертв в WhatsApp
Эксперты объяснили схему мошенников, которые представляются мошенниками Мошенники уговаривают жертву назвать код из СМС, после чего признаются в обмане. Поговорили с экспертами и выяснили, как защитить себя от мошенников, требующих миллионы по телефону, и можно ли отвечать словом «да»? Мошенники идут на разные ухищрения и, по мнению некоторых экспертов, активное применение именно этого сценария говорит о повышении финансовой грамотности россиян. Мошенники чаще всего получают всю интересующую их информацию от своей жертвы, используя методы социальной инженерии. Топ-5 мошеннических схем развода по телефону в 2023 году. Схема работы мошенников весьма проста: они направляют запрос на перевод номера телефона на eSIM через веб-сайт или приложение мобильного оператора.
Как сейчас телефонные мошенники обманывают пермяков? Семь схем «разводов»
Я ваш бывший. Раскрыта новая схема обмана россиян | После установки приложения мошенники получают удаленный доступ к телефону жертвы и, соответственно, к банковским приложениям и счетам. |
Телефонные мошенники теперь используют имя работодателя и директора жертвы - 13 ноября 2023 - 63.ру | На официальном сайте МВД России можно ознакомиться с памятками и социальными роликами о способах хищения денежных средств и получить рекомендации о том, как не стать жертвой мошенников. |
Телефонные мошенники придумали новую схему, позволяющую оставлять россиян без жилья | В материале рассказываем, как защититься от телефонного мошенничества, новые схемы и способы борьбы с ними. |
Новые способы телефонного мошенничества | Эксперты объяснили схему мошенников, которые представляются мошенниками Мошенники уговаривают жертву назвать код из СМС, после чего признаются в обмане. |
Вам звонок из Днепра: Как устроен мир телефонных жуликов с Украины | О новой схеме дистанционного мошенничества «Петербургскому дневнику» рассказал начальник отдела информационной безопасности Северо-Западного ГУ Банка России Андрей Кобзарь. |
Топ-5 новых схем, используемых телефонными мошенниками в 2023 году
Под таким предлогом и для возможного привлечения собеседника в качестве пострадавшего мошенник предлагает ему сверить банковские сведения с базой украденных данных. Далее злоумышленник спрашивает у человека, в каком банке он обслуживается, просит данные карты, в том числе трехзначный код на ее оборотной стороне. Чтобы убедить потенциальную жертву в правдоподобности истории, мошенник может направить в мессенджер или на электронную почту фото поддельного документа о проведении оперативно-розыскных мероприятий. При поступлении такого телефонного звонка прервите разговор. Банк России напоминает, что ни работники банков, ни сотрудники правоохранительных органов никогда не запрашивают данные банковской карты ее номер, трехзначный код с оборотной стороны, СМС-код.
Эти сведения нужны мошенникам. Кроме того, ни Банк России, ни представители правоохранительных органов не направляют фото удостоверений или какие-либо другие документы. Банк России отмечает очередную волну широкого распространения мошеннической схемы, при которой злоумышленники представляются сотрудниками Центрального банка. Вначале мошенники звонят человеку и сообщают о сомнительных операциях, якобы совершаемых по счету или карте, после направляют ему в мессенджер или на электронную почту поддельное удостоверение сотрудника Банка России с логотипом и печатью.
Такие документы могут содержать фамилии реальных работников — эти сведения злоумышленники могут брать с сайта регулятора. Высылая фальшивое удостоверение, они надеются убедить человека в правдоподобности своих недобросовестных действий, чтобы в дальнейшем лишить его денег или оформить на него кредит. Банк России напоминает, что не работает с физическими лицами как с клиентами, не ведет их счета, не звонит им, а его сотрудники не направляют никому копии своих документов. При поступлении телефонного звонка от мошенника немедленно прервите разговор и по возможности заблокируйте его номер.
При возникновении любых сомнений относительно сохранности денег на вашем банковском счете самостоятельно позвоните в свой банк по номеру, указанному на его официальном сайте или на оборотной стороне банковской карты. Злоумышленники звонят гражданам под видом сотрудников службы поддержки оператора сотовой связи и сообщают, что номер абонента скоро перестанет действовать. Чтобы избежать отключения номера, человеку предлагают набрать на мобильном телефоне определенную комбинацию цифр. Однако в результате абонент подключает переадресацию звонков и текстовых сообщений, в том числе с СМС-кодами от банка, на номера мошенников.
Это позволяет им получить доступ к дистанционному управлению банковским счетом и похитить деньги. Кроме того, мошенники могут сообщить, что гражданину необходимо переоформить договор об оказании услуг связи, поменять тарифный план на более выгодный, отключить платную услугу. Иногда злоумышленники сообщают, что поступила заявка о смене мобильного оператора с сохранением номера. Независимо от причины звонка цель мошенников — либо получить у человека код для входа в его личный кабинет мобильного оператора и установить переадресацию, либо убедить абонента подключить ее самостоятельно.
Если вы продолжили общение и вам во время разговора пришел СМС-код от личного кабинета, никому не сообщайте его. Если возникли вопросы, самостоятельно позвоните в службу поддержки мобильного оператора по номеру, который указан на его официальном сайте. Злоумышленники обзванивают граждан под видом сотрудников банков и сообщают, что накопленный за покупки кешбэк и другие бонусные баллы можно обменять на рубли. Для этого мошенники запрашивают у человека банковские данные и СМС-код, полученный от банка, якобы для подтверждения операции и оплаты комиссии за услугу.
Однако на самом деле злоумышленники, заполучив эти сведения, совершают кражу денег со счета. Сотрудники банков никогда не запрашивают по телефону финансовые данные, в том числе трехзначный код с оборотной стороны карты или СМС-код. По любым банковским вопросам, в том числе по кешбэку, самостоятельно позвоните в банк по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на сайте кредитной организации. Чтобы якобы вернуть пострадавшему похищенные у него деньги, мошенники создают специальные сайты, ссылки на которые направляют по электронной почте, через смс или мессенджеры.
Иногда они звонят с предложением оформить компенсацию за похищенные средства. Только за май 2022 года Банк России направил в правоохранительные органы на блокировку данные о 38 интернет-ресурсах с предложением различных компенсаций, а также возврата украденных мошенниками денег. Доверчивых граждан злоумышленники просят заполнить форму с личными и финансовыми данными, чтобы якобы проверить полагающуюся сумму возврата и оформить его. А затем, получив эти данные, похищают у человека деньги.
Клиент банка вправе рассчитывать на возврат похищенной суммы лишь в том случае, если он самостоятельно не переводил деньги на мошеннические счета и не раскрывал злоумышленникам свои личные и финансовые данные. Если деньги списали без вашего согласия, то единственный законный механизм вернуть их следующий: незамедлительно обратитесь в банк, заблокируйте карту и в течение суток после происшествия напишите в отделении банка заявление о несогласии с операцией. Злоумышленники предлагают гражданам проверить, не попали ли данные счета или карты в руки третьих лиц. Для этого человеку присылают по электронной почте или иным способом ссылку на сайт, якобы проверяющий утечку банковских сведений.
Как только жертва введет на этом сайте свои банковские данные, они оказываются у настоящих мошенников. После этого злоумышленники могут похитить деньги держателя карты или использовать его данные в противоправных целях. Не существует сайтов, на которых можно проверить факт утечки банковских сведений! Никогда не вводите данные своего счета или карты номер, срок действия, проверочный код с оборотной стороны карты и персональные данные данные паспорта, дату рождения, адрес местожительства и другие на сомнительных сайтах, не переходите по ссылкам из подозрительных электронных писем или СМС-сообщений.
Злоумышленники используют актуальную повестку для хищения средств у граждан. Например, якобы сотрудники банка звонят и сообщают о дефиците как наличных рублей, так и валюты. Далее предлагают перевести деньги с карты или банковского счета на некий «специальный счет», с которого впоследствии человек сможет беспрепятственно снять средства. Для открытия такого счета злоумышленники запрашивают у гражданина финансовые данные — номер карты, включая трехзначный код на ее обороте, а также подтверждающий СМС-код от банка.
Узнав эти сведения, они получают доступ к счету жертвы и переводят средства с него на мошеннические счета. При поступлении такого телефонного звонка немедленно прервите разговор. Сотрудники банков никогда не запрашивают по телефону личные и финансовые данные, в том числе трехзначный код с оборотной стороны карты или СМС-код. Чтобы уточнить интересующие вас вопросы, позвоните в банк по номеру, указанному на оборотной стороне карты или на официальном сайте кредитной организации.
В противном случае карта заблокируется, номер будет отобран, и человек уже не сможет ее восстановить", — раскрыли легенду эксперты платформы. Таким способом мошенники хотят получить доступ в личный кабинет на сайте оператора связи. При получении доступа устанавливается переадресация сообщений на нужный мошенникам номер. Владелец номера уже ничего не увидит — смс будут приходить на номера мошенников", — рассказали в "Мошеловке".
Можно лишиться жилья «Известия»: телефонные мошенники стали отбирать у россиян квартиры. Об этом издание узнало от куратора платформы против мошенничества «Мошеловка» Аллы Храпуновой. Жертвы новой схемы аферистов обратились к ним уже около десяти раз.
Всё начинается с телефонного разговора, а дальше — оформление самозанятости, заём под залог собственной недвижимости и новые, тоже личные, крупные долги. Обманывают их по одному из вариантов. Первый Храпунова описала по истории 61-летней москвички с квартирой в пределах Третьего кольца. Началась она с уже известного: звонит якобы сотрудник прокуратуры и говорит, что с банковского счёта могут украсть около 5 миллионов рублей и, чтобы этого избежать, нужно перевести такую сумму на несколько «безопасных» счетов. Женщина последовала указаниям: через банкоматы внесла около 1,8 млн рублей на разные счета, которые ей указали. А когда денег не хватило, мошенник предложил ей взять оставшуюся сумму через известного кредитного брокера — под залог её квартиры. Что было дальше?
Пенсионерке оформили статус самозанятой, она заключила договор займа с физическим лицом, которого не видела, — от его имени по доверенности действовали «сотрудники кредитного брокера». Квартиру женщины оценили в 10 млн рублей на самом деле она дороже.
По словам волгоградки, семья сразу же заподозрила, что мошенники вышли на них не просто так. Как они нашли нас? Кто им подсказал, что у нашей бабушки несколько внуков? Кто сказал, что у одного из них есть жена?
Следующий звонок был уже от другого мужчины, представившегося сотрудником полиции. Мошенники убедили волгоградца в необходимости «спасать деньги» — срочно взять кредит и перевести полученные деньги на якобы безопасный банковский счет. По мнению руководителя российского исследовательского центра «Лаборатории Касперского» Дмитрия Галова, сейчас такая схема является самой распространенной среди телефонных мошенников. Эксперт рассказал редакции об излюбленных злоумышленниками методах развода на деньги и развеял миф о «молчаливых» звонках. По его словам, телефонное мошенничество — старая и неискоренимая проблема, которая продолжает существовать в России и СНГ, и бороться с этим всё сложнее, так как это огромный конвейер, где злоумышленники постоянно используют новые номера и придумывают более многоуровневые схемы. У них это ассоциируется с какой-то автоматизированной системой, например, с системой безопасности банка.
Волгоградцы уже после звонка осознают, что случилось Источник: Дарья Селенская При этом, по данным исследовательского центра «Лаборатории Касперского», в 2022 году был зафиксирован спад классического телефонного мошенничества, но при этом резко выросло число звонков через различные мессенджеры. Грозить, что сейчас злоумышленники пойдут по всем банкам получать на вас кредиты, — говорит эксперт. По словам специалиста «Лаборатории Касперского», злоумышленники действуют довольно убедительно, и люди попадаются на этот крючок, несмотря на явную нелогичность сообщенных им данных и алгоритма действий. А когда ты взял в кредит много денег, это ведь небезопасно.
Телефонное мошенничество: как противодействовать обману
«Алло, мам, срочно нужны деньги»: новые схемы телефонного мошенничества и как защититься | В этой еженедельной рубрике мы часто рассказываем о том, с какой изобретательностью действуют телефонные мошенники. |
«Благодарите и вешайте трубку»: полиция рассказала о новой схеме телефонных мошенничеств | В "Мошеловке" при этом указали, что мошенники активизировались со старой схемой, но с новой легендой к ней на фоне новостей о предстоящей блокировке существенного количества номеров телефонов из-за того, что по ним не обновлены персональные данные абонентов. |
Новая схема телефонных мошенников: ведутся даже профессионалы | Раскрыта новая схема обмана россиян. Мошенники каждый день придумывают новые способы обмана россиян. |
Звонят по-новому: мошенники изменили тактику обмана граждан | они звонят потенциальным жертвам под видом представителей сотовых операторов и утверждают, что на их РИА Новости, 29.11.2023. |
звонят мошенники | Подписаться на канал «Мошенник звонит на телефон». На каком-то этапе реализации мошенничества подставное лицо может сообразить, что участвует в незаконной схеме вывода денег, и отказаться или, напротив, согласиться продолжить участие в ней ради наживы. |
ТОП-10 популярных и новых схем: как крадут деньги телефонные и интернет-мошенники
У мошенников есть определенные схемы влияния, ведения диалога, есть особые голосовые тембры, через которые они воздействуют. Мошенники регулярно придумывают новые схемы обмана и модернизируют старые. Эксперты объяснили схему мошенников, которые представляются мошенниками Мошенники уговаривают жертву назвать код из СМС, после чего признаются в обмане. Напомним, недавно мы раскрыли новую схему мошенников-гастролеров и опубликовали полезный кейс, как вернуть деньги за навязанную в кредит медтехнику или липовые процедуры. Дескать, по паспорту Светлова мошенники пытались взять деньги под залог его квартиры и, чтобы поймать нечестных за руку, надо с ними встретиться. Мошенники с каждым разом используют новые схемы обмана.
«Бабушка везла деньги будто под гипнозом». Как таксисты спасают пенсионерок от мошенников
В декабре мошенники стали активнее использовать новую схему обмана, представляясь сотрудниками операторов мобильной связи, сообщили «Известиям» в пресс-службе ВТБ 22 декабря. В декабре мошенники стали активнее использовать новую схему обмана, представляясь сотрудниками операторов мобильной связи, сообщили «Известиям» в пресс-службе ВТБ 22 декабря. Подписаться на канал «Мошенник звонит на телефон». На каком-то этапе реализации мошенничества подставное лицо может сообразить, что участвует в незаконной схеме вывода денег, и отказаться или, напротив, согласиться продолжить участие в ней ради наживы.
Эксперты перечислили главные схемы телефонных мошенников
Мошенники идут на разные ухищрения и, по мнению некоторых экспертов, активное применение именно этого сценария говорит о повышении финансовой грамотности россиян. Распространенные схемы мошенничества. Телефонное мошенничество — один из самых распространенных способов выманивания денег у россиян. Мошенники начали звонить с номеров, которые полностью совпадают с настоящим номером банка. Ниже собраны схемы мошенничества по телефону, жертвами которых могут стать собственники бизнесов или самозанятые граждане. Отобрала телефон, наорала на мошенников, потом вместе звонили в банк, отменили заявку на кредит. Телефонные аферисты начали применять новую схему обмана граждан, сообщили в Управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД России.