Методология развития эмоционального интеллекта -новый инновационный инструмент развития сотрудников и руководителей компании из первых рук (технологии, применяемые в международной практике от основоположников научной концепции эмоционального. Технология эмоционально-интеллектуального развития позволяет проводить занятия в разных образовательных областях. Конечно, людям, которые хотят развивать свой эмоциональный интеллект, гораздо интереснее освоить навык управления своими ние эмоций само по себе значительно менее инте-ресно и привлекательно,ведь хочется же сразу управлять! При развитом эмоциональном интеллекте наши действия и эмоции способствуют движению к невозможному. Базовые эмоции, как ими управлять Ключевые факторы развития эмоциональной компетентности Способы повышения и снижения накала эмоций.
Практики развития эмоционального интеллекта
Развитие эмоционального интеллекта – это тренд, который, как и свойственно всем веяниям, быстро подхватили многие лагеря и сделали это основой своей педагогической программы. Обучение развитию эмоционального интеллекта с помощью актульных материалов — лучшие курсы, бесплатные вебинары, список литературы и проверенные онлайн-тесты. Высокий уровень развития эмоционального интеллекта означает, что человек осознает свои переживания, причины злости или печали. конкретные упражнения и приемы развития эмоционального интеллекта и контроля эмоциональных состояний. Развивать эмоциональный интеллект может только человек сам развитый, с навыком принятия своих эмоций, когда он уже в этом разобрался. Короткий ролик о программе по развитию социального и эмоционального интеллекта у детей как ключевого навыка XXI века.
Введение в эмоциональный интеллект
О нетрадиционных средствах развития эмоционального интеллекта - Управление персоналом | Впервые об эмоциональном интеллекте заговорили еще в конце 1930-х годов, когда исследователи пытались дать определение уму, не связанному с интеллектуальными способностями и эрудицией, — так появилось понятие «социального ума». |
App Store: Экви - эмоциональный интеллект | Базовые эмоции, как ими управлять Ключевые факторы развития эмоциональной компетентности Способы повышения и снижения накала эмоций. |
4 шага для развития эмоционального интеллекта | Пикабу | Развитие эмоционального интеллекта помогает управлять эмоциями своими и окружающих с целью решения задач в жизни, отношениях, на работе. |
Эмоциональный интеллект: как управлять собой, своими эмоциями и другими людьми
Также важным в дискуссии об эмоциональном интеллекте является понятие «эмпатия». И с ним связано много путаницы: эмпатию зачастую путают с такими вещами, как сочувствие и сопереживание. В чем же разница между этими терминами? Сочувствие — самое простое из этих трех эмоциональных состояний.
Чаще всего, говоря о сочувствии, мы подразумеваем, что человек испытывает жалость по отношению к другому — тому, кто пострадал, в особенности несправедливо. Сострадание — более глубокий процесс. Если взглянуть на строение и происхождение этого слова, становится понятно, что оно обозначает «совместное страдание»: способность понять, что человек рядом страдает, и попытки прожить это вместе с ним, как-то облегчить его состояние.
В отличие от сочувствия, это не просто чувство, но и активный процесс, включающий какие-то действия. Эмпатия же важна для того, чтобы правильно распознавать чужие эмоции, а затем адекватно реагировать на них. Эмпатичный человек в состоянии почувствовать себя на месте другого, испытать не те эмоции, которые он бы сам ожидал от себя, а именно те, которые испытывает в этой ситуации другой.
Это комплексный навык, требующий интуиции, рефлексии и большой осознанности, — именно поэтому в разговорах об эмоциональном интеллекте чаще всего упоминается именно эмпатия. Она включает в себя навыки из разных областей, относящихся к ЭИ, а также врожденные способности и черты человека, которые могут способствовать «прокачке» эмоционального интеллекта — или, наоборот, мешать этому. В основании пирамиды — получение и производство эмоциональных стимулов.
Это довольно базовый для психики процесс, который обычно не требует дополнительного обучения. Человек получает из окружающего мира стимул, чаще сенсорный — звук голоса, вид чужого лица, и так далее, — и с помощью мыслительных способностей интерпретирует его. Дальше мозг решает, какую эмоциональную реакцию стоит выдать в этой ситуации.
Эта реакция выступает эмоциональным стимулом для другого человека, и так далее по кругу. Следующая ступень — это осознание и распознавание эмоций. Реагировать эмоционально можно и совершенно несознательно.
Когда человек умеет определить, какую эмоцию испытывает он сам или люди вокруг него, он может лучше проконтролировать свою реакцию, — это уже более продвинутая ступень, зачатки эмоционального интеллекта. Дальше в модели развитии ЭИ идет осознанность, или знание себя. Это уже не просто про способность определить свою эмоцию в моменте — скорее, про понимание себя в целом, своих привычных эмоциональных реакций, сильных и слабых сторон.
Осознанный человек может предугадать, как воспримет ту или иную ситуацию, и подготовить себя эмоционально. Логически за знанием себя следует способность контролировать свои эмоциональные реакции.
По ее словам, в настоящее время передовые компании вкладываются в развитие эмоционального интеллекта своих сотрудников. Пришла эмоция стыда или досады. А это сигнал, что что-то идет не так. Если вы понимаете причины возникновения своих эмоций, то сможете грамотно выстроить границы, научитесь правильно воспринимать критику и не обижаться», — сказала она.
Информация об использовании вами данного сайта, будет передаваться и храниться на сервере Яндекса в Российской Федерации.
Яндекс будет обрабатывать эту информацию с целью анализа пользовательской активности Вы можете отказаться от использования cookies, выбрав соответствующие настройки в браузере. Используя этот сайт, вы соглашаетесь на обработку данных о вас Яндексом в порядке и целях, указанных выше.
В беседе с «Газетой. Ru» она объяснила, что эмоциональный интеллект — врожденная когнитивная способность замечать, понимать значение и назначение эмоций, применять их в жизни и управлять ими. По ее словам, в настоящее время передовые компании вкладываются в развитие эмоционального интеллекта своих сотрудников. Пришла эмоция стыда или досады.
«Уровень эмоционального интеллекта имеет значение…»
Про тренды, цифровые инструменты, аналитику и практики в области диагностики и развития эмоционального интеллекта (EI). Программа «Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста» призвана научить родителей и педагогов методам и приёмам, способствующим развитию и обогащению эмоционального мира ребёнка. В следующем номере я расскажу о практиках развития эмоционального интеллекта, которые эффективно применяются в образовательной среде. Формирование эмоционального интеллекта личности представляет собой поэтапный процесс развития способностей, выступающих структурными компонентами анализируемого в данном исследовании феномена. Методология развития эмоционального интеллекта -новый инновационный инструмент развития сотрудников и руководителей компании из первых рук (технологии, применяемые в международной практике от основоположников научной концепции эмоционального.
Что такое эмоциональный интеллект и как его «прокачать»? Отвечаем с помощью научных исследований
Наиболее благоприятное время для начала работы по развитию эмоционального интеллекта — от года до 6-7 лет. Именно в этот период эмоции становятся осознанными, приобретают всё более богатое содержание и всё более сложные формы проявления. Значительное воздействие на совершенствование эмоционального интеллекта оказывает ближайшее окружение дошкольника, а также педагог и психолог. Как научиться развивать эмоциональный интеллект детей? Я рекомендую в воспитании малыша уделять основное внимание его переживаниям и чувствам. Развитию эмоциональной сферы ребенка очень помогают сюжетно-ролевые игры. Совместное прослушивание сказок и обсуждение поведения героев расширяет вербализацию эмоциональных состояний детей. Программа «Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста» призвана научить родителей и педагогов методам и приёмам, способствующим развитию и обогащению эмоционального мира ребёнка.
Важность развития ЭИ для себя, других, системы: повторяем, уточняем, обсуждаем исследования и кейсы Блок 2 «Самосознание и управление собой» Саморефлексия. Автопортрет эмоциональной компетентности персонально. Проявление своих сильных сторон и «узких» зон. Фиксация практики. Окна «Джохари». Практики «открытия окон».
Кому обязательно нужно его развивать и как это делать? Разбираемся с доктором психологии, автором первой российской запатентованной методики по развитию эмоционального интеллекта Викторией Шиманской. Согласно результатам последних исследований, HR крупных компаний хотят учить своих топ-менеджеров эмоциональному интеллекту. Почему так? Эмоциональный интеллект может помочь в развитии навыка лидерства, что очень важно, особенно для топ-менеджеров. Но прелесть его в том, что он помогает и с такими актуальными вопросами, как стрессоустойчивость или антивыгорание. В этом смысле это уникальный набор компонентов, знаний, умений, навыков, целый комплекс, который позволяет вести за собой и неразрывно связан с успехом, с темой баланса, гармонии, спокойствия, управления собой и влияния на своих сотрудников. Эмоциональный интеллект кажется очень похожим на эмпатию. Почему он выделяется отдельно? Очень часто возникает путаница, и кажется, что эмпатия равна эмоциональному интеллекту. На самом деле она — его часть. Причем во всех моделях. Если мы возьмем американского психолога Дэниела Гоулмана, который еще с прошлого столетия активно ратует за эту тему, то у него в модели присутствует эмпатия. Есть диагностические инструменты, состоящих из 16-ти параметров развития эмоционального интеллекта, и эмпатия — один из них. Почему ее недостаточно? Эмпатия — это способность понимать эмоции, чувства, переживания других людей. Но мне больше нравится определение эмоционального интеллекта, как раз в контексте бизнес-практики. Есть три этапа. Первый — понимать эмоции, чувства, переживания свои и других людей. Второй — понимать причины возникновения этих эмоций. Это категорически важно и чаще всего пропускается даже в научных статьях. И третье — управлять ими. Я поясню, почему настолько важен второй этап. На MBA программах и тренингах корпоративных руководителей я всегда задаю вопрос: кто раздражается на своих сотрудников? Это как бы включено в базовую комплектацию. Я раздражаюсь на сотрудников, потому что, скажу честно, они тупят, и повторять им по 10 раз одно и то же бесит. Или потому что они что-то не выполнили. Или потому что сейчас я занимаюсь важным делом, а тут условный Сидоров со степлером приходит, можно ли взять то-то, Иван Иванович. Я утрирую, но на самом деле примерно так и происходит. В первой ситуации я раздражаюсь, потому что вижу потенциал сотрудника. Если я успел понять, что мне необходимо ему донести важную информацию в другом виде, я хочу ему давать проекты, мои действия в управлении этого раздражения будут одни. Если я раздражаюсь, потому что после командировки наконец-то взялся за важную задачу, а меня отвлекают на какой-то мелкий вопрос, то действия будут другие. В одном случае я больше уделяю внимание сотруднику, по-другому формулирую, а в другом я вообще с ним не разговариваю. Раздражение как эмоция переживается изначально одинаково. Получается, что руководитель с развитым эмоциональным интеллектом, тот, который признал, что любые эмоции важны и нужны, сможет поступить адекватно. Сколько времени уходит на то, чтобы осознать причину раздражения? Как только происходит раздражение, у нас тут же передается реакция на тело. Отсюда и начинается большинство проблем, не только в бизнесе, но и в быту. Этот навык связки, подключения неокортекса можно натренировать. Я иногда шучу, что нужно эмоциональное стоп-слово. Для меня это «интересненько»: «Интересненько, а почему я сейчас раздражаюсь на Сидорова? Это только раздражение? Или, может быть, там еще интерес, тревога, еще что-то? С этим уже можно работать. Это про самоконтроль, про остановиться и подумать перед тем, как принять решение? Понять, из какой эмоции ты его принимаешь, и нужно ли тогда его принимать? Главный миф, который, надеюсь, мы сейчас развеем для аудитории, заключается в том, что важно не контролировать эмоции, а управлять ими. Управление происходит в тот момент, когда я отделил эмоцию от себя, понял ее причину, и дальше ею манипулирую. Так поступают мощные руководители, которые действительно адекватны ситуации. Как научиться честно разбирать ту ситуацию, в которой ты оказался, и находить корень своего раздражения? Хорошими управленцами становятся именно те, кто умеет себе честно признаться во всем, что они чувствуют? Это развивается, причем — хорошая новость — в любом возрасте. Эмоциональный интеллект важен и дает очень крутые бонусы в развитии не только руководителям, но и любым специалистам, и просто по жизни, даже если вообще люди не работают. В первую очередь, это про честность. Последние честность года много говорят про токсичные отношения, токсичных людей — их корень тоже отсюда. В какой-то момент человек понимает, что он готов с этим разобраться, и фокус его внимания переносится на осознание. Главное — понять, что все эмоции важны и нужны. Это база. Поведение может быть неадекватным. Я хочу с ним что-то сделать, перестать кричать на сотрудников или на детей, но я правда готов с этим работать. Что за этим стоит? Страх, тревога, усталость, а может быть, наоборот, желание изменить мир к лучшему? Я предлагаю называть это не негативными эмоциями, чтобы не было желания их в себе подавить, а сложными. Как только мы это осознаем, постепенно оно перейдет в навык, когда мы действуем неосознанно. Доля секунды — и мы смотрим не на поведение человека, не на свою эмоцию, а как бы сквозь нее, и видим, что за ней стоит. Дальше это становится стилем жизни. Бонус от этого невероятный, — карьерные результаты, заключенные сделки, развитие сотрудников, и просто внутреннее счастье от гармоничных отношений, — тот, кто вышел на этот путь, идет по нему дальше. С чего начать развивать этот навык? Есть диагностический инструмент — Skillfolio, в котором 16 параметров. У кого-то стоит вопрос с осознанностью. Эта тема за последние лет 8 уже обзавелась разными коннотациями, но изначально вещь очень хорошая. Причем есть осознанность мыслей, эмоций, поведения, тела. Даже этот навык осознанности мы можем декомпозировать как минимум на четыре составляющие.
Доверие складывается из 2-х компонентов. Могу ли я доверять тренеру как профессионалу? Могу ли я доверять тренеру как человеку? Это бывает сделать сложнее, когда в группе собраны люди, не расположенные к доверию. Например, тренинг по распознаванию обмана по лицу для сотрудников безопасности, которые не ориентированы на то, чтобы делиться друг с другом. В этом случае тренер должен выступить в роли верификатора: показать экспертизу на примерах, когда он сам не знает, правдивая история или нет. После этого защитные механизмы группы удается снять. Хотите получить карту всех компетенций эмоционального интеллекта в подарок? Как происходит развитие эмоционального интеллекта на тренинге, за счет чего? Эмоциональный интеллект — понятие очень широкое, его сложно измерить. Поэтому даже само название нашего тренинга звучит как: «Эмоциональные навыки и компетенции». Это навыковый тренинг. А развитие навыков измерить можно. Как происходит развитие навыков эмоциональной компетентности на тренинге? Чаще всего это три способа: Инсайт. Человек узнает что-то или делает что-то новое и удивляется: а что, так можно было? Список практик. Новые привычки и практики, которые можно делать в течение дня, чтобы лучше управлять эмоциями. Например, практики быстрого реагирования при сильных эмоциях или практики медитации, повышающие способность улавливать импульсы. Обратная связь. Причем обратная связь от тренера и других участников, которые наблюдают за человеком и рассказывают ему что-то новое о нем. Важная часть работы тренера заключается в том, чтобы замечать поведенческие паттерны у участников тренинга и корректировать их. Тренер это не лектор. Лекцию можно прочитать хоть на стадион, но ценность тренера в том, чтобы на основе своей экспертизы поменять что-то индивидуальное в каждом участнике. Интересно то, что тренинг, как маленькая жизнь: то, как мы ведем себя в тренинговом пространстве, так мы ведем себя и в жизни.
Самая крупная мультиформатная конференция для тимлидов и руководителей
- Зачем развивать эмоциональный интеллект?
- Самая крупная мультиформатная конференция для тимлидов и руководителей
- Развитие эмоционального интеллекта: кому и зачем это нужно
- Составляющие эмоционального интеллекта
Программы по развитию эмоционального интеллекта детей начинают внедрять в российских школах
Это было очень важное и очень глубинное погружение - знакомство со своей внутренней Женщиной. Твои знания и практики так нежно и бережно помогли мне увидеть Ее. Одно уже нахождение в таком мощном место Силы, как Псков очень знаково для меня!!! Удивительные встречи, открытия, открытия- вот что произошло со мной в этом Туре. Благодарна за организацию туру, в нем был продуман и предусмотрен каждый момент для всех нас. А удивительно - мощная практика в картинной галерее вообще невозможно описать словами, это надо просто прожить. Что я и сделала, благодаря Тебе и всей вашей Команде. Спасибо вам Большое за Ваш труд и заботу. До новых, скорых встреч. Добрый день! Если вы хотите прокачать навыки общения с близкими людьми и коллегами, то вам обязательно нужно пройти курс по развитию эмоционального интеллекта.
На занятиях вы сможете освоить некоторые полезные техники, помогающие вам в разных ситуациях. На протяжении всего курса вас будет сопровождать опытный коуч. Отдельно благодарю всех, кто принял участие в этом увлекательном путешествии по миру эмоций и помог мне посмотреть на некоторые ситуации под другим углом.
Я призываю говорить это не только в отношении сложных эмоций, иначе через какое-то время на слова «мне кажется» у людей выработается нервный тик, потому что это будет означать, что сейчас озвучат что-то сложное. Можно для практики пойти в кафе, посмотреть на людей вокруг и подумать, какие у них сейчас эмоции. Кто в задумчивости, а кто встревожен? Можно даже подойти и проверить свою гипотезу, но необязательно. Саморефлексия — тоже базовый навык.
Есть прекрасная практика, называется «неделя эмоций». Вы фиксируете в телефоне или в блокнотике — кому как больше нравится — три-четыре раза в день свои эмоции. Что я сейчас чувствую? Скорее всего там не одна эмоция, а целый коктейль. Еще очень важный момент: в каком положении находится мое тело? Этой триады будет достаточно, чтобы за неделю выйти на другой уровень понимания, что происходит с собой. Так ты начнешь видеть, что, оказывается, я тут зажат, а тут я волнуюсь. Тогда можно начать управление.
Вторая практика, которую я всем рекомендую, в том числе в отношении детей, — практика эмоциональной гигиены. Она очень здорово возвращает в «здесь и сейчас», и никакие антидепрессанты тогда не понадобятся. Делать это нужно в безопасной среде. Две минуты после того, как вы сели в машину или зашли в метро, троллейбус, останавливаемся и переключаем наши сенсорные системы. То есть мы внимательно смотрим вокруг, обращаем взор на каждый нюанс, каждый кирпичик на асфальте — детали проявятся просто за счет того, что мы целенаправленно концентрируем наше внимание на визуальных образах. Потом закрыли глаза — включаем слух. Оказывается, птицы поют, где-то вдалеке люди, шум машин. Потом вдох — почувствуем ароматы.
Можно выпить в этот момент глоточек воды, и вы этим глотком напьетесь больше, чем иногда несколькими стаканами, потому что будет прочувствовано состояние. Это занимаем всего одну-две минуты — как зубы почистить. Всю информацию, в том числе эмоциональную, мы воспринимаем либо из внешней среды, либо интероцепцией [способность воспринимать внутренние сигналы тела — прим. Фактически мы так прочищаем себя. Зубы чистим мы два раза в день, а некоторые после каждого приема пищи. С этой практикой надо поступать так же? Точно так же, минимум два раза в день, а лучше после каждой встречи, после каждых переговоров. Сейчас мы много работаем с врачами над темой выгораний.
Мы их прямо тренировали, чтобы после каждого пациента они проводили такие минутные практики —эффект выгорания практически уходит. Есть еще одна практика — уже в отношении управления. Как только мы такой блок проработали в отношении себя, дальше его надо проработать в отношении других. Вот тут поможет моя любимая практика. Поначалу она звучит странно. Называется «Намерение всегда позитивно». Суть в том, что нам надо понять, хотя поначалу это сложно признать, что намерения всех людей всегда позитивны. Многие сперва не верят, как по Станиславскому.
Действия и поступки людей могут быть просто ужасные, отвратительные. Давайте рассмотрим пример, с которого мы начали. Руководитель раздражается на сотрудника, может быть, даже повышает на него голос — действие неправильное. Не отвратительное, но все равно деструктивное. Некоторые подумают: «Что тогда, всех прощать, пусть дальше делают ошибки, опаздывают, тупят? Понятие позитивного намерения вовсе не означает, что мы должны все прощать, но оно позволяет нам не уйти в ответное эмоциональное раздражение, а вовремя распознать причину поступков другого человека. Например, человек сдал отчет с ошибками. Это классический кейс, который мы разбираем почти на всех МВА программах.
Какие есть позитивные намерения в том, чтобы сдать отчет с ошибками? Начинаем искать. Первое — он хотел его сделать вовремя, поэтому торопился. Но его намерение было позитивно — сдать отчет вовремя. Вторая гипотеза — он хотел все успеть. Вот во многих компаниях, и это не секрет, есть свои задачи, то есть ты готовил этот отчет, а тут прибежал начальник и сказал: «Вот это срочно сделай». Возможно, человек недостаточно умеет управлять этими составляющими. Но его позитивное намерение было — успеть сделать все.
Третье позитивное намерение —человек хотел выспаться или посидеть вечером с друзьями. Это суперпозитивное намерение, но только в отношении себя. В соответствии с тремся этими гипотезами наши действия будут абсолютно разными. Если мы просто взбесимся на человека, накричим, сами этот отчет переделаем, то он не научится правильно работать, не поймет, в чем глобальная причина. Ситуация скорее всего повторится, мы потратим свои ресурсы — этот сценарий нас не устраивает. Раздражение показывает, что этой ситуацией нужно заняться — оно действует как сигнал. В первом сценарии мы садимся с этим работником и просто разбираем ситуацию. Но обязательно произносим: «Спасибо, что сдал отчет.
Я понимаю, что ты старался сделать его вовремя. Это очень ценно». Сотрудник, когда это слышит, готов слушать дальше, как исправить ситуацию. Если же в его картине мира важнее посидеть с друзьями вечером, тогда нужно четко обозначить границы, ценности компании и сказать: «Не уверен, что твой подход к отдыху и работе состыкуется с подходом нашей организации». Как я иногда говорю, вовремя уволенный человек — это спасенная судьба. И это нормально. Иногда людей нужно увольнять, но только это должно быть не на эмоциях, когда не выспался или кто-то что-то не вовремя сдал, а потому что, оказывается, человек не разделяет корпоративные ценности. Но видите: намерение всегда позитивно.
Оно может быть позитивно в отношении работодателя, организации, или в отношении самого человека. Говоря не на языке ошибок, наказаний, упреков, а на языке изначального намерения, докопавшись до него, разобравшись, мы можем решать системные проблемы. В организациях просто происходят невероятные прорывы, когда люди перестают надумывать друг на друга в духе: «Она мне специально документы не дала» Да, действие было неправильное, но мы уже работаем над решением. Простите за некорректный вопрос, но бывают ли эмоционально тупые люди?
Читать далее Легендарная фраза из романа Вениамина Каверина «Два капитана» хорошо описывает работу хедхантеров, задача которых искать и находить идеальных сотрудников и руководителей. Искусственный интеллект осваивает эмоциональный! Помните, как юный Джон Коннор рассказывал Терминатору про эмоции и чувства? К концу фильма Терминатор уже неплохо разбирался в эмоциях людей. Он не научился чувствовать, но однозначно научился лучше понимать, хотя некоторые вещи так и остались для него непостижимыми. И если на момент выхода этого фильма идея, что роботы и искусственный интеллект будут осваивать сферу эмоций, казалась фантастической, то сейчас она становится все более и более реальной. Как учили нейросеть распознавать эмоции людей и что из этого вышло, а также комментарий эксперта в области эмоционального интеллекта Елены Хлевной. Читать далее Помните, как юный Джон Коннор рассказывал Терминатору про эмоции и чувства?
До начала частной практики работал инженером-разработчиком, руководил департаментом продаж IT-проектов, формировал команды для реализации IT-проектов. Aletheia Digital Практики и мышление руководителя для реализации цифровых проектов.
Ведите дневник. Психолог о том, как развить эмоциональный интеллект
В этой статье мы обсудим важность эмоционального интеллекта для групп и рассмотрим 25 мероприятий по развитию эмоционального интеллекта, которые помогут развить наши навыки и создать более позитивную рабочую среду. Технология эмоционально-интеллектуального развития позволяет проводить занятия в разных образовательных областях. В следующем номере я расскажу о практиках развития эмоционального интеллекта, которые эффективно применяются в образовательной среде.
Эмоциональный интеллект: как управлять собой, своими эмоциями и другими людьми
Развив свой эмоциональный интеллект, вы будете намного увереннее чувствовать себя даже в общении с трудными людьми, вами будет нелегко манипулировать. это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные. Как использовать практику развития эмоционального интеллекта и построения эи — среды в образовании и развитии детей и подростков. Формирование эмоционального интеллекта личности представляет собой поэтапный процесс развития способностей, выступающих структурными компонентами анализируемого в данном исследовании феномена. Впервые об эмоциональном интеллекте заговорили еще в конце 1930-х годов, когда исследователи пытались дать определение уму, не связанному с интеллектуальными способностями и эрудицией, — так появилось понятие «социального ума».
Программы по развитию эмоционального интеллекта детей начинают внедрять в российских школах
Мы становимся более внимательными к невербальным сигналам, таким как жесты и выражения лица, и можем лучше интерпретировать их значение. Это позволяет нам лучше понимать, что на самом деле чувствуют и думают другие люди, и адаптировать свою коммуникацию под их потребности. Это способствует эффективному обмену информацией и решению проблем. Более эффективное решение проблем Развитие эмоционального интеллекта помогает нам стать более гибкими в решении проблем.
Мы развиваем способность видеть ситуации с разных точек зрения и принимать во внимание эмоциональные аспекты при принятии решений. Это помогает нам находить более эффективные и удовлетворительные решения, которые учитывают потребности всех заинтересованных сторон. Большая самосознательность Развитие эмоционального интеллекта способствует развитию самосознания.
Мы становимся более осознанными своих эмоций, мыслей и поведения. Это помогает нам лучше понимать, как наши эмоции влияют на наше принятие решений и взаимодействие с другими людьми. Благодаря этому мы можем лучше контролировать свои реакции и принимать более информированные решения.
Как развить эмоциональный интеллект? Практика самосознания Одним из ключевых способов развития эмоционального интеллекта является практика самосознания. Это включает в себя осознанность своих эмоций, мыслей и физических ощущений.
Регулярная медитация, ведение дневника или просто уделение времени для самонаблюдения могут помочь вам развить эту навык.
Мировая педагогика и менеджмент доказали, что успех человека напрямую зависит от его эмоционального интеллекта EQ. Впервые эту идею озвучил Девид Големан в одноименной книге. Существует много определений эмоционального интеллекта, но я приведу свою дефиницию, которая охватывает все основные концепции этого феномена. Эмоциональный интеллект — это навык понимания своих и чужих чувств и эмоций и умение ими управлять и манипулировать.
Многие называют эмоциональный интеллект другими словами, но суть от этого не меняется. Думаю, что управление состоянием state management у Тони Роббинса и принятие acceptance , о котором так много пишет Стив Павлина, приводят к той же идее: понимание своих эмоций и своих скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром. В современной науке давно положительно решен вопрос о тесной связи рационального познания, мышления и оценки. Очень точно терминологически этот феномен выражен понятием «эмоциональное мышление», которое методологически разработал В. Эмоциональное мышление — это процесс, содержанием которого является потребность выражения эмоций, связанных с квалификационной деятельностью человека.
Все, что представляет для нас интерес, вызывает эмоцию. В процессе эмоционального мышления все, что представляет интерес для человека, подвергается оценке. Оценочная деятельность определяет языковую эмоциональность и сама является одним из видов оценки. Таким образом, для совершенствования эмоционального интеллекта необходимо развития эмоционального мышления. Большинство книг про эмоциональный интеллект так или иначе связаны с лидерством сегодня это очень популярная тема.
Идея в том, что лидеры — люди с развитым эмоциональным интеллектом. И вот почему. Во-первых, развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей. Во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, «читать их как книгу». А это значит — находить нужных людей и эффективно взаимодействовать с ними.
Силу лидерства используют по-разному: либо манипулируют людьми, либо вместе делают одно большое дело. Я говорю не про ценности лидера, здесь идея в другом. Независимо от своих намерений он может достигать результатов силами многих людей, что повышает вероятность успеха лидера по сравнению с одиночкой. Вот почему лидеру не обязательно иметь высокий IQ. Его EQ позволяет ему окружать себя умными людьми и использовать их гениальность.
Что случится с нашими школами, вузами, образованием? Как правильно организовать дистанционное обучение? Но самый важный вопрос — что нужно сделать, чтобы поддержать себя и учащихся в преодолении трудных времен, вызванных пандемией COVID-19? Человечество проходит испытания на прочность, к которым сложно было подготовиться. Трудно сохранять спокойствие, быть уравновешенным и эффективным в момент, когда так высок градус неопределенности. Чтобы пережить этот опыт с минимальными потерями, важно отслеживать свои эмоциональные реакции и учиться их контролировать. Понимать свои внутренние «моторы» — мотивы. В процессе коммуникации учитывать позицию и потребности собеседника.
Эмоциональная компетентность никогда не была настолько важной для нас самих, окружающих людей и всего мира, как сейчас. Мы не можем контролировать пандемию коронавируса, но перестать распространять «эмоциональные вирусы» нам вполне по силам. Именно в данный момент на первый план выходит социально-эмоциональное обучение. Распознавание эмоций и использование силы эмоционального интеллекта сейчас важнее, чем когда-либо. В то время как мир перевернулся с ног на голову, есть возможность применить «инструменты», которые помогут управлять настроением, спасут от отчаяния и не позволят тревогам и стрессам вылиться в форму деструктивных проявлений. А то, как мы и наши дети реагируем на происходящее, зависит от развития эмоционального интеллекта. Так, одна и та же ситуация одними воспринимается как успех, вторыми — как результат важного пути, третьими — как провал. Эмоциональный интеллект — это ключевой навык будущего.
Если сравнивать эмоциональный интеллект с рациональным, то можно сказать, что высокий уровень IQ — это образованность, а хорошие эмоциональные способности — это мудрость [5]. Дамасио, известный невролог и физиолог, пишет о этом следующим образом: «Хорошо ориентированная и направленная эмоция является той системой поддержки, без которой механизм рассудка не может работать должным образом» [6]. Эмоции и разум — сообщающиеся сосуды. В состоянии покоя они приводят к нужному результату. Захлестнули эмоции — разум «упал», человек действует необдуманно. Исследования последних лет отмечают печальную статистику: уровень IQ современного поколения растет, а эмоционального падает. Дети становятся умнее, но все меньше могут управлять своим умом. Они как бы «разогнали свои мозги», но не умеют ими «управлять, поворачивать, тормозить», что, в свою очередь, рано или поздно может привести к негативным последствиям как в профессиональной сфере, так и в личностной.
Осознавать свои эмоции и считывать эмоции окружающих, уметь справляться со стрессом и прокрастинацией, находить в себе ресурсы для мотивации, развития, повышения самооценки — это бесценный актив. Часто именно неумение распознавать и управлять эмоциями становится грузом, мешающим двигаться к новым целям и достижениям. Развитие эмоционального интеллекта включает в себя 5 компонентов Самосознание — способность человека правильно понимать свои эмоции и мотивацию, оценивать свои слабые и сильные стороны, определять цели и жизненные ценности. Саморегуляция — способность контролировать свои эмоции и сдерживать импульсы.
Социально-эмоциональное обучение во всем мире становится все более и более востребованным, поскольку во многом способствует формированию «навыков будущего».
На крупнейшем мировом чемпионате рабочих профессий WorldSkills Competition, который стартовал 14 октября 2017 года в Абу-Даби ОАЭ в докладе Global Education Futures и WorldSkills Russia отмечается, что в скором будущем будут возникать новые сферы деятельности, ориентированные на реализацию творческого потенциала человека. И эти сферы требуют навыков, которые не были нужны при выполнении рутинных физических или интеллектуальных задач. Проблема, которую предстоит решать, не ограничивается определением нового набора грамотностей или обновлением передаваемых знаний. Экономическая и социальная трансформация требует, чтобы мы пересмотрели всю логику образовательной модели.