Когда проходит Великий пост Суть поста Что нельзя есть Структура поста — что и в какие дни можно есть Когда можно рыбу Значение Великого поста в современном мире. Великий пост (7 недель, от Прощеного воскресенья до Пасхи).
Великий пост: что можно есть постящимся
Общество Великий пост у православных в 2024 году начинается 18 марта и закончится 4 мая. Это будет одна из самых поздних дат Пасхи — 5 мая. Рекорд по самой поздней дате праздника — 8 мая — был в 1983 году, также поздняя Пасха была в 1945-м — тогда ее отмечали 6 мая. Строгий пост Пост перед Пасхой является не только самым продолжительным, но и самым сложным из всех. Верующие особо строго держат пост в первую и в последнюю неделю поста — Страстную Седмицу". По их словам, кроме того, самые строгие правила поста предписывают особое воздержание от пищи по пятницам, а в пятницу на Страстной Седмице, по монастырскому уставу, вообще нужно отказаться от еды. Рассказывая о требованиях поста, они отметили, что по большому счету "пост — это не про еду, пост — это про язык, про мысли".
Неслучайно накануне Великого поста у православных — Прощеное воскресенье, когда простые верующие, духовенство, монашествующие просят друг у прощения. Как правильно поститься Согласно принятым правилам, в течение всего поста верующим предписывается воздержаться от употребления мяса, рыбы, молока и яиц.
Пьет молоко, а ты даже сахар в чай не кладешь? Ты не знаешь особенностей работы его организма кстати, в семинариях часто студентам дают молочные продукты. Съел сосиску и на следующий день пошел причащаться, тогда как ты начал евхаристический пост еще до Всенощного бдения? Это дело его и допустившего его к таинству священника. В наше время существует такой персонаж, как мытарь, гордящийся тем, что он не фарисей. И тут уже возникает другая тенденция: он не ест растительного масла — а зато я дома кладу сто земных поклонов перед сном! Он не употребляет никакого алкоголя — а зато я каюсь каждые выходные! Поэтому хочется повторить призыв воспитателей в детском саду: «Смотри к себе в тарелку!
Как бы ни набила оскомину эта простейшая истина, Великий пост только в наименьшей степени — изменение режима питания. Вегетарианцы никогда животной пищи не едят — к Богу их это ни приближает, ни удаляет, в точности в соответствии со словами апостола. Продолжение известной цитаты: «но всяким словом Божиим», — идеально подходит к великопостному периоду, когда чтению Библии — слова Божьего — уделяется особенное внимание. За Великий пост принято прочитывать целиком Евангелие. Также в этот период в храмах ежедневно читается Ветхий Завет. Небесполезно будет почитать Святых Отцов — «Лествицу», Избранное Добротолюбие, толкования на Евангелие… Хорошо бы сочетать уменьшение интереса к содержимому чужих тарелок с увеличением внимания к ближним в целом. Сосредоточение на собственном духовном состоянии не должно превращаться в равнодушие к окружающим. Пост должен идти на пользу воспитанию в себе обеих добродетелей: любовь к Богу и любовь к ближним. Святитель Иоанн Златоуст призывал тратить сэкономленные на постной трапезе средства на помощь бедным. Несколько дней пообедав в столовой гарниром без котлеты, можно купить перчатки мерзнущему нищему или развивающую игру в детский дом.
Совсем не обязательно во время поста прерывать общение с людьми, которым оно может пригодиться, — беременной подругой, болеющей соседкой, одиноким родственником. Беседа с ними за чашкой чая — это не развлечение, а помощь ближнему. Доброе отношение к ближним иногда оборачивается к нам самой неприятной стороной: человекоугодием.
Это закрепление произошло ранее IX века, так как составитель Триоди преподобный Феодор Студит сочинил канон для этой Недели, то есть в его время празднование Кресту в 3-е воскресенье поста стало нормой. Кроме того, о поклонении Кресту в Неделю 3-ю и во все дни 4-й седмицы до пятницы включительно говорится во всех рукописях Устава Великой церкви, что также свидетельствует об утверждении этой памяти к IX веку. Таким образом, среди первых пяти Недель Великого поста в их современном виде именно Неделя 3-я раньше всех других обрела свою индивидуальную память, которая празднуется доселе тогда как памяти других Недель оформились позднее. Память преподобного Иоанна по Минее приходится на 30 марта, а преподобной Марии — 1 апреля интересно, что и в Минее эти святые находятся почти рядом, и в Триоди посвященные им Недели идут друг за другом. Память преподобной Марии связывается с 5-й Неделей поста начиная с XI века, а память преподобного Иоанна появляется в рукописях только с XIV века, то есть гораздо позже. Интересным памятником промежуточного периода является Типикон константинопольского Евергетидского монастыря, датируемый концом XI века, в котором служба преподобной Марии уже есть, а службы преподобного Иоанна еще нет.
В русских старопечатных книгах обе памяти уже присутствовали, однако нетвердо: во-первых, самих песнопений святым в Триодях до середины XVII века не было их предлагалось брать из Минеи , во-вторых, Устав предоставлял выбор настоятелю: служить ли службу преподобному или рядовому святому по Минее. Только после середины XVII века песнопения святым были внесены в Триодь, а их памяти окончательно закреплены за соответствующими Неделями. Четверг 5-й седмицы — Мариино стояние Почему мы читаем канон в четверг 5-й седмицы? С точки зрения исторической литургики ответить на поставленный вопрос можно лишь гипотетически хотя с большой долей уверенности. В Византии в этот день богослужение было посвящено воспоминанию некоего землетрясения. Подтверждение этому тезису можно найти в некоторых молитвословиях дня: во-первых, на вечерне четверга в качестве паремии выбран фрагмент о гибели Содома, во-вторых, тропарь пророчества 6-го часа «Благоутробне, Долготерпеливе Вседержителю Господи, низпосли милость Твою на люди Твоя» явно намекает на какое-то стихийное бедствие. На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения.
Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя.
О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в. Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события. Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле. Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии.
Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти». Возник он сначала в Новгороде, где перед литургией совершали торжественный крестный ход, во время которого архиепископ ехал на «осляти» коне, который был обряжен в осла , держа в левой руке Евангелие, а в правой — святой крест. С 1558 года этот чин стали совершать в Москве, где на осляти восседал Московский митрополит впоследствии — Патриарх , символически изображавший Христа, а коня вели царь, «государев боярин» и «патриарший дворецкий».
Великий пост — традиционный православный праздник, который посвящен духовному очищению.
Он начинается перед Пасхой и длится 7 недель. Специально для вас мы подготовили основную информацию о священном событии и ответили на самые популярные вопросы о нем. История Великого поста Появление Великого поста датируется первым веком. Тогда он длился от 1 до 1,5 суток. В этот период времени верующим христианам запрещалось употреблять какую-либо пищу.
Великий пост: даты начала и окончания в 2024 году, календарь питания
Ссылаясь на эти слова Дебольский Г. Отметим, однако, что «послание к филиппийцам», на которое ссылается Дебольский, принадлежит к числу подложных [5]. Далее, есть основания полагать, что Церковь в апостольские времена была более склонна праздновать Воскресение Христово не ежегодно, а еженедельно. Если это так, то воскресная литургия представляла собой еженедельное празднование Воскресения, а пост в пятницу — крестную смерть Христа. Такая теория предлагает вполне естественное объяснение столь больших различий, существовавших в конце второго столетия в отношении дня празднования Пасхи и соблюдения предпасхального поста. Христиане были едины в праздновании Воскресенья и Пятницы, которые праздновались с самых ранних дней Церкви, обычай же ежегодного празднования Пасхи развивался постепенно и на него оказывали влияние местные условия. С появлением Пасхального праздника стал появляться и предпасхальный пост, поначалу короткий, не превышающий по длительности неделю, но очень строгий [6] , когда вспоминали Страсти Христовы, или, более обще, «дни, когда Жених был взят» Мф. Как бы то ни было, из «Праздничных посланий» Афанасия Великого известно, что в 331 году святой предписал своей пастве «четыредесятницу», продолжавшуюся сорок календарных дней и заканчивающуюся периодом строгого поста — Страстной Недели которую он называет «святой седмицей великого праздника Пасхи» , и, во-вторых, что тот же святой отец, после путешествия в Рим и по значительной части Европы , написал в очень строгих выражениях александрийцам , призывая их соблюдать практику, которая уже повсеместно соблюдается послание 11-е, из Рима : Но, возлюбленный, как бы ни было, убеди их в этом и научи их поститься сорок дней; ибо постыдно было бы, когда все поступают так, только находящимся в Египте, вместо воздержания, предаваться веселию Что касается установления числа 40 дней, решающую роль в этом должны были сыграть примеры Моисея , Ильи и Христа, но возможно также, что при этом имели в виду и 40 часов, которые Христос пребывал в гробе. С другой стороны, как Пятидесятница была периодом, во время которого христиане радовались и молились стоя [7] , что, однако, не означает, что они постоянно пребывали в такой молитве, так и Четыредесятница была первоначально периодом, отмеченным постом, но не обязательно периодом, в течение которого верующие каждый день постились. Всё же, этот принцип по-разному понимался в разных местах, результатом чего были совершенно разные практики поста. В Риме, в пятом столетии, пост длился шесть недель, но, согласно историку Сократу, только три из них были собственно постными, и то за исключением суббот и воскресений, и, как полагают некоторые историки, недели поста шли не подряд, приходились на первую, четвёртую и шестую недели.
Возможно, впрочем, что эти недели поста были посвящены подготовке оглашенных к крещению , так как, по мнению многих исследователей, пост оглашенных и за них явился одной из причин формирования длительного предпасхального поста. На Востоке править На Востоке преобладала практика, которая была упомянута выше в цитате из «Праздничных посланий» Афанасия: пять недель Великого поста были подготовительными для особо строгого поста Страстной седмицы. Однако, установив однажды число 40, длительность поста старались согласовывать именно с ним. Так, Этерия в своём «Паломничестве» говорит о соблюдавшемся в Иерусалиме посте в восемь недель, которые, при исключении суббот и воскресений, давали как раз 40 дней. Подобный же пост соблюдался и в других местах. Отголоски этой практики до сих пор сохранились в православном богослужении. В восьмую неделю до Пасхи «Сырную седмицу» уже соблюдается пост, хотя и лёгкий запрещено только мясо ; два дня на этой неделе богослужение совершается практически по великопостному чину; в субботу этой недели совершается память «преподобных отцев, в подвизе просиявших». Позднее, под влиянием монашеской практики , субботы и воскресенья тоже стали постными хотя и в более лёгкой степени , а великопостный период Великий пост теперь длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей [8] , в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота , Вербное воскресение и ещё 6 дней Страстной Седмицы. Православные церкви в отношении поста по сей день руководствуются палестинским уставом, обычно называемым Типикон. Пищевой аспект Великого поста подробнее рассмотрен в следующем разделе, но общая схема такова: с понедельника по пятницу — сухоядение один раз вечером.
Если на будний день придётся полиелейный праздник, разрешается варёная пища с маслом и вино, или, если это среда или пятница, только варёная пища и вино [10] , но в любом случае даже и в Благовещение трапеза в эти дни разрешается только один раз.
Некоторые люди решают поститься "за компанию" или "из любопытства" и на 48 дней отказываются от мяса, молочных продуктов и алкоголя. Вот только пост — это в первую очередь не воздержание от еды, а духовное очищение. Человек избавляется от грехов и страстей, учится жертвовать собой, проявляет смирение. Великий пост — это время, когда православные заботятся о душе, а не о теле. В это время человек должен по-настоящему работать над изменением своей души. Так что на время поста необходимо не просто отказаться от животной пищи, но и от развлекательных мероприятий, социальных сетей, телевизора и так далее. Ходите в церковь, читайте Библию, больше времени проводите с родными.
В диете главное - отказаться от какой-либо пищи, снизить количество калорий и похудеть. Вегетарианство также не имеет отношения к посту. Здесь основная мысль, что убийство живого существа - отпечаток на карме. Тем более что вегетарианство - понятие круглогодичное. Крестить детей и взрослых можно в любое время, в том числе и в течение Великого поста. Вопрос неоднозначный. Сам по себе спорт на время Великого поста не запрещен.
На вопрос о связи между памятью о землетрясении и чтением Великого канона отвечают так: во время константинопольского землетрясения Великий канон Андрея Критского стал употребляться, причем не как покаянный, а как богослужение бедствия, спасения, молитвы. Монахини монастыря Святого Патапия в Константинополе вышли на площадь, боясь быть погребенными под обломками, и стали читать этот покаянный канон. Получается, что сначала Великий канон был прочитан случайно во время землетрясения, а впоследствии стал ассоциироваться с памятью о землетрясении и потому его церковное употребление в первую очередь было соотнесено с тем днем, когда имело место богослужебное воспоминание землетрясения. Само землетрясение случилось 17 марта 790 года и долгое время в Месяцеслове Константинополя именно 17 марта было датой, в которую воспоминали землетрясение. Возможно, что и чтение Великого канона сначала было закреплено за постоянной датой 17 марта. Действительно, Великий канон как покаянное произведение образец покаяния был оптимальным богослужебным текстом для такой памяти: землетрясение в библейском и христианском мировоззрении всегда воспринимается как суд Божий над грешным народом, потому и естественная реакция на это событие — покаяние. Какое-то время память землетрясения «блуждала» по Триоди, выпадая на ее разные дни. Впоследствии служба Великого канона была закреплена на 5-й седмице Великого поста в четверг. Суббота 5-я поста — Похвала Пресвятой Богородице Первоначально Акафист пели на праздник Благовещения Пресвятой Богородице, причем здесь его пение, кроме догматической связи с праздником, получило историческую ассоциацию. Дело в том, что 24 марта 628 года начались переговоры императора Ираклия с персами о мире, чем был положен конец длительной, изнурительной военной кампании, завершившейся блистательной победой Византии. Потому пение Акафиста на праздник Благовещения Пресвятой Богородице имело значение благодарения за победу в этой грандиозной войне. Таким образом, установление ежегодного пения Акафиста имеет связь с событиями времен Ираклия 610—641 , но это богослужебное действие соотносилось с победой в войне с персами в целом, а не с частным эпизодом данной войны каким было спасение Константинополя. О пении Акафиста 25 марта говорят даже некоторые Минеи XII века, то есть эта традиция сохранялась довольно долго. Вместе с тем появляется практика отделения Акафиста от праздника Благовещения, причем разные Уставы называют особые дни для Акафиста: 23 марта Студийско-Алексиевский Типикон , вторник 6-й седмицы Триодь из лавры святителя Афанасия или за 5 дней до Благовещения итальянская версия Студийского Устава. Однако уже в X—XII веках наиболее популярным становится выбор 5-й субботы Великого поста в качестве дня службы Акафиста, что зафиксировано во многих греческих и славянских Триодях после XII в. Торжество Иерусалимского Устава, большинство рукописей которого относит пение Акафиста именно к субботе 5-й седмицы, послужило окончательному закреплению праздника Похвалы Пресвятой Богородице за указанным днем. Однако до сих пор пение многих Благовещенских песнопений в субботу 5-й седмицы Великого поста напоминает нам о древней связи этих двух празднований, и даже можно сказать, что событие Благовещения мы литургически вспоминаем дважды в году: в день самого праздника, то есть 25 марта, и в Субботу Акафиста. Можно думать, что раньше всего праздник возник в Иерусалимской Церкви, то есть там, где и происходили сами воспоминаемые события. Паломница Эгерия описывает, что уже в IV веке в Иерусалиме отличительным моментом богослужения в этот день было шествие с горы Елеонской то есть тем путем, которым шел Господь в Иерусалим, во время которого люди держали пальмовые ветви, а епископ ехал на осле. Однако большинство восточных и западных Церквей воспринимает этот праздник позднее. Именно к этому времени относятся два свидетельства о празднике: Антиохийский Патриарх-монофизит Севир говорит, что на Востоке праздник Входа Господня стали праздновать около 500 года, а епископ Эдесский Петр, согласно одной из хроник, лично в это время ввел этот праздник в своей епархии. Интересно отметить, что в средние века в Константинополе существенной особенностью праздничного богослужения было шествие, в процессе которого Патриарх восседал на жеребце. На Руси также практиковался чин «хождения на осляти». Возник он сначала в Новгороде, где перед литургией совершали торжественный крестный ход, во время которого архиепископ ехал на «осляти» коне, который был обряжен в осла , держа в левой руке Евангелие, а в правой — святой крест. С 1558 года этот чин стали совершать в Москве, где на осляти восседал Московский митрополит впоследствии — Патриарх , символически изображавший Христа, а коня вели царь, «государев боярин» и «патриарший дворецкий». Богослужение седмичных дней поста: особенности В период Великого поста богослужения по особому чину называемому великопостным совершаются только в седмичные дни; в субботние и воскресные дни совершаются обычные службы. Какие службы совершаются в седмичные дни поста? На 1-й седмице в течение пяти дней утром совершается весьма продолжительное богослужение, состоящее из утрени с 1-м часом, 3-го, 6-го, 9-го часов, изобразительных и вечерни в среду и пятницу — литургия Преждеосвященных Даров. По вечерам с понедельника по четверг служится великое повечерие с Великим каноном преподобного Андрея Критского. На остальных седмицах вечером совершается великое повечерие и утреня с 1-м часом, а утром — 3-й, 6-й, 9-й часы, изобразительны и вечерня иногда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров. Накануне суббот во все седмицы в том числе и в 1-ю субботу поста, совершаются великое повечерие в 5-ю субботу поста повечерие не служится и утреня с 1-м часом, в сами субботы — 3-й и 6-й час и литургия святителя Иоанна Златоуста. Какие отличительные особенности имеет утреня? Канон совершается с пением великопостных библейских песней; тропари — только из Минеи и Триоди трипеснец. Есть примечательная особенность: 3-я песнь кроме среды и 6-я песнь всегда совершается без ирмоса так как ирмос Минеи «уходит» на катавасию. По 6-й песни канона в случае отсутствия кондака в Минее читается мученичен Октоиха По 9-й песни поются великопостные светильны гласа. Трисвятое по «Отче наш…». Возглас священника «Яко Твое есть Царство и сила и слава…».
Однако в жизни Церкви есть и много радости. Вообще, призывы «не бойтесь» и «радуйтесь» встречаются в Евангелии гораздо чаще, чем призыв к покаянию. И всему своё время. Готовясь к Пасхе, мы вспоминаем, какой ценой она далась человечеству, какие тяжелые испытания прошёл ради нас Христос. Без воспоминания об этой великой жертве мы не сможем в полной мере ощутить и радость праздника. Без Голгофы не было бы и Пасхи. Так, без скорбей и покаяния, не будет и полной радости. Как поститься беременным и детям? Что делать человеку, которому по состоянию здоровья нельзя соблюдать пост, но у него есть такая духовная потребность? Это помогает нашему духу взять верх над нашим телом. Потребности тела игнорировать невозможно: голод, жажду или симптомы болезней мы чувствуем сразу. Поэтому нередко люди пренебрегают потребностями своей души, непрерывно поднимая уровень своего комфорта и потребления. Так мы можем потерять себя, выбирая простую жизнь без подвигов, дел милосердия и даже простой практичности. Начинаем служить своему телу, игнорируя и совесть, и Заповеди Божии, и даже собственные принципы. Чтобы обуздать потребности тела, подчиняя их высшим целям, мы добровольно ограничиваем себя в пище, веселье и комфорте. Однако такие подвиги подходят не всем. Беременным, больным, пожилым и детям тяжело ограничить своё тело, которое и так чем-то скованно и ограничено. Детям надо расти и полноценно питаться. Беременные женщины и так претерпевают немало трудностей: их тело уже обеспечивает минимум двоих людей. Больные и пожилые люди тоже могут ослабить пост, заменяя телесные подвиги духовными: молитвой, чтением Священного Писания и духовной литературы, регулярным участием в богослужениях. Также ограничения в пище не могут выполнять люди, находящиеся на военной службе или в местах заключения. Выбор меню им попросту недоступен.
Великий пост — как правильно поститься?
Домашние заботы, дорога в час пик, шум на работе — даже если мы смогли организовать свою жизнь так, чтобы есть только разрешенную пищу, читать молитвенное правило целиком и даже молиться в течение дня, от всей этой суеты мы страшно устаем. И здесь нам на помощь приходит храм. В монастырях и во многих приходских храмах в больших городах Великим постом богослужения совершаются каждый день утром и вечером. Стоит перед или после работы зайти хотя бы на часть службы — это настраивает на совершенно отличный от окружающей действительности лад. Есть богослужения, ради которых не грех и отпроситься с работы пораньше. Таковы — Великий канон Андрея Критского в первые четыре дня Великого поста, Мариино Стояние вечером в среду пятой седмицы, акафист Божией Матери вечером в пятницу, службы Страстной седмицы … Хотя бы один раз в течение поста хорошо посетить Литургию Преждеосвященных Даров — между прочим, в некоторых храмах ее иногда совершают по вечерам например, в Сретенском монастыре несколько раз за пост Преждеосвященная начинается в 18. Общеизвестно: пост нужен не Богу, а нам. Великий пост состоит из двух частей: Четыредесятницы и Страстной седмицы. Первая — время покаяния, вторая — время очищения, подготовки к Пасхе. Не зря Церковь дважды за Четыредесятницу предлагает нам чтение канона Андрея Критского. Не зря каждую великопостную субботу за Всенощным бдением мы слышим песнопение «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче».
Не зря за три недели до поста Церковь призывает к покаянию: притчей о мытаре и фарисее, притчей о блудном сыне, напоминанием о Страшном суде и изгнании Адама из рая. Именно для покаяния нам и нужно время Четыредесятницы. Если не собираешься каяться, не стоит начинать и поститься — напрасная трата здоровья. Кстати, здоровье. Если во время поста возникают проблемы с самочувствием, степень воздержания следует немедленно оговорить с духовником. Ни о каком самочинном посте по уставу или даже близко к уставу не может идти и речи, если имеются болезни, связанные с желудком или обменом веществ. В современных условиях даже монастыри в редких случаях постятся с сухоядением — не осудит Господь и работающего человека, не блещущего здоровьем. Стоит вспомнить, что Великим постом в храмах совершается таинство Соборования — помазание специально освященным маслом с молитвой об исцелении болящих. Никоим образом не приблизит к Богу язва желудка, а может и существенно отдалить — крайне тонка грань между искренним стремлением к послушанию церковному уставу, не щадя живота своего, и гордостью за свое усердие. Брат вкушает рыбу на первой седмице Великого поста, тогда как ты сидишь на хлебе и воде?
Но в любом случае вся еда была постной. На четвёртую неделю поста в среду справляли средопостье. В этот день хозяйки пекли обрядовую выпечку из ржаной муки — "кресты". Её полагалось съесть в этот же день, но три штуки оставить до сева. Это печенье потом съедали в поле во время сева. Крестьяне верили, что выпечка даёт силу зерну. В неё прятали мелкие "сюрпризы" в виде монеток или цельного зерна. А старушки в этот день шутили над детьми и стучали под лавками: уверяли ребятишек, что этот "пост напополам ломается". Рыбаки считали, что с этой среды на реке щуки начинают "разбивать хвостом лёд".
Пятую неделю поста звали "похвальной". Во вторник молодые семьи звали в гости родню со стороны жены, а в субботу устраивали "званые поминки". Блины пекли только постные. А на шестой неделе приносили в дом распустившуюся вербу. Втыкали её в матицу и начинали готовиться к празднику Вход Господень в Иерусалим. За праздниками следует Страстная неделя — время "сугубого поста", когда действует ещё больше ограничений. Поэтому мирянам следует соизмерять силы. Монахи в пост придерживаются строгих ограничений.
А растительное масло — в отдельные дни. Есть и послабления.
В праздник Благовещения Пресвятой Богородицы 7 апреля и в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим 28 апреля разрешено употреблять рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем дозволяется рыбная икра. По субботам и воскресеньям, а также на Благовещенье допускается выпить 200 мл сухого вина. Но, если алкоголь для вас является привычкой, то на время поста лучше от него полностью отказаться. Сейчас существует огромное количество постных рецептов, поэтому вы и в пост можете продолжать есть вкусную и полезную пищу ниже будет ссылка на несколько вариантов постного меню на каждый день. Но даже с постной едой нужно быть аккуратнее — важно есть в меру и не переедать. Если вы откажетесь от мяса и вместо этого набьете живот кучей постных пирожков с картошкой, вряд ли получится ощутить всю прелесть воздержания. Постоное меню на каждый день Первая неделя Полный отказ от еды, разрешается только вода; 19. Либо вареную пищу, но не горячую, без приправ и масла. Разрешены также хлеб, соль, вода.
Православные добровольно берут на себя посильное ограничение, чтобы действительно уделять меньше внимания быту и суете, а больше — состоянию своей души. Правила Великого поста: не есть скоромного, то есть мяса, молока и яиц. И в целом в еде быть сдержанным; молиться, посещать богослужения, стараться жить церковной жизнью; отказаться или ограничить увеселительное времяпрепровождение, а освободившееся время посвятить душеполезным занятиям, добрым делам. Мясо в Великий пост нельзя есть потому, что в этот период человек и духом, и телом должен стремиться к Богу. Пища животного происхождения тяжела, и непросто после наваристого мясного борща или котлет встать на молитву и сосредоточиться на обращении к Господу. Отказываясь от тех или иных продуктов, верующий человек учится воздержанию, навыку справляться со своими желаниями, который необходим не столько за столом, сколько вообще в жизни. Но бывают обстоятельства, когда человек не имеет возможности исключить мясо из рациона либо по состоянию здоровья.
Либо находится в командировке или экспедиции, питается в учреждении, например, в больнице. Здесь важно помнить, что гастрономический пост — это лишь помощь человеку в его борьбе со страстями, а главный пост — духовный. Важно то, чего хочет избежать и чего достичь человек, соблюдая правила поста.
Что происходит с организмом, когда вы соблюдаете пост: объясняет диетолог
Если человек нарушил правило поста, он может продолжить поститься. Великий пост: кто может не соблюдать? Послабление поста в гастрономическом плане разрешается беременным, больным, путешествующим, служащим, трудящимся и так далее — Церковь находит для нас много оправдательных моментов. Как правильно соблюдать Великий пост и почему не стоит воспринимать подготовку к Пасхе как строгую диету – читайте в нашем материале. Важно понимать, что строгое соблюдение всех требований Великого поста обязательно только для священнослужителей, монахов и послушников. Великий пост: Что можно и чего нельзя делать целых 48 дней.
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься
Великий пост в 2024 году: начало и конец, суть, как его соблюдать правильно | Великий пост 2023 — даты, суть поста, правила соблюдения. Самым долгим в православном календаре является Великий пост, предшествующий Пасхе. |
Великий пост меню на каждый день 2024 для мирян: постные рецепты с пошаговыми фото | «360» разобрался, что можно и чего нельзя в Великий пост и обязательно ли следовать правилам неукоснительно. |
Сухоядение и Великий пост: как не навредить здоровью? | Кроме ограничений в еде, во время Великого поста христиане придерживаются строгих правил и отходят от обычного образа жизни. |
Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно. Соблюдают ли Великий пост в католичестве? Да, у католиков Великий пост начинается с Пепельной среды за 40 дней до Пасхи. Соблюдают ли Великий пост в католичестве? Да, у католиков Великий пост начинается с Пепельной среды за 40 дней до Пасхи.
Великий пост 2023: молитвы, суть, правила, меню – все ответы в одной статье
Подготовка к Великому посту Великому посту предшествует четырехнедельный подготовительный период. В первые две недели строгих ограничений в еде нет. Начиная с третьей недели верующим следует отказаться от мяса по средам и пятницам. Четвертая — Сырная седмица, которую также именуют Масленицей.
Верующим уже нельзя есть мясо, но разрешаются сырные продукты. И пока народ объедается блинами , священнослужители во время служб напоминают, что неделя предочистительная, и призывают к воздержанию. Последнее воскресенье перед Великим постом — Прощеное воскресенье.
Есть Христос и Церковь, с которыми мы сверяем все наши действия. Пост установлен Церковью, а значит это обязанность всякого, кто себя к Церкви причисляет. Нормально, если у нас нет жгучего желания поститься. Это значит, что есть, над чем работать.
Значит, этот труд поможет нам преодолеть себя. В наше время слишком большое внимание уделяется чувствам и эмоциям. Всё должно быть легко, приятно и осознанно. Но тогда в чём подвиг?
Когда альпинист идёт к вершине, он половину времени может провести в раздумьях «стоило ли оно того? Если он решит не поступать «искусственно», вершины ему не достичь. Но он идёт к цели, потому что принял такое решение. И может впервые почувствовать радость и удовлетворение только в самом конце пути.
Однако сожалений на лице покорителя вершины мы не увидим. Даже если мы преодолеваем поприще поста с большим трудом и через силу, Господь обязательно нас вознаградит. Главное — вставать после каждого падения, продолжая путь. Святитель Тихон Задонский сказал: «Помни, что к Царству Небесному идут не от победы к победе, а от поражения к поражению, но доходят только те, которые не садятся в отчаянии на обочине, но встают и идут дальше…».
Что важнее - ограничения в пище физическое или молитва духовное? Отбрасывая одно или другое из-за самовольных умозаключений, мы лишаемся всего. Выше мы обсудили случаи, когда телесный пост в полной мере невозможен, в остальных ситуациях нам стоит следовать церковным канонам. Как часто нужно причащаться в Великий пост?
Нужно ли брать благословение перед тем, как начать поститься? Он обращён ко всем нам, и прекрасно, если мы на него откликаемся.
В праздник Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля если он не выпадает на Страстную седмицу и в Вербное воскресенье в 2023 году Вербное воскресенье выпадает на 9 апреля можно есть рыбу. В Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем разрешена рыбная икра. Перечисленные правила обязательны для соблюдения монахами. Миряне придерживаются строгости поста по силам, согласовывая календарь питания с духовными наставниками с учетом жизненных обстоятельств и состояния здоровья. Что можно есть в Великий пост Овощи и фрукты — основа постного питания.
Из овощей готовят салаты, закуски, гарниры. Фрукты заменяют десерты. Сухофрукты и орехи — курага, чернослив, финики, изюм, грецкие орехи, миндаль, кешью —лакомства во время поста. Они богаты витаминами, орехи содержат высокий процент жиров и белков. Крупы — рис, гречка, киноа, кукурузная крупа, овсянка — отличные гарниры. В кашу из них можно добавлять мед, сухофрукты, орехи. Бобовые — соя, горох, нут, чечевица, бобы, фасоль — источник белка во время поста.
Блюда из них заменяют мясные продукты. Продукты из сои — сыры, молоко, йогурты — по вкусу не уступают продуктам, изготовленным на молочном сырье. Грибы — это источник белка и альтернатива мясу. Мед едят в качестве десерта и как добавку к другим блюдам кашам, киселям, выпечке, фруктовым салатам. Из выпечки в том числе хлеб и кондитерских изделий разрешены только те, в рецепт которых не входят яйца и продукты молочного происхождения. Черный шоколад можно употреблять в Великий пост. Какао-бобы — растительный продукт, как и какао-масло из них.
Молочный шоколад и шоколад с пралине не допускаются, так как в их составе есть молочные жиры. Макароны разрешены, если в их составе нет яиц. Растительное масло можно использовать в пост в определенные дни. Монахам и священнослужителям разрешается принимать в пищу растительные масла только по выходным, а также 5 апреля в честь стояния Марии Египетской. Мирянам разрешают послабления, они могут готовить блюда на растительном масле без ограничений. Сливочное масло, даже топленое, запрещено в постные дни. Этот скоромный продукт можно подавать на стол только в Пасху.
Вино можно пить в умеренном количестве по субботам и воскресениям и в Благовещение Пресвятой Богородицы. Кофе можно пить в пост, кроме дней, когда нужно соблюдать сухоядение. От кофе с молоком придется воздержаться либо заменить коровье молоко на кокосовое или овсяное.
Особенно строго пост необходимо соблюдать в первую и последнюю недели, а в первый и последний дни верующим рекомендуется полностью отказаться от еды и пить только воду. В список разрешенных продуктов входят овощи, фрукты, ягоды, бобовые, все виды злаков, орехи и сухофрукты, хлебобулочные изделия, где нет сливочного масла и яиц, мед, черный хлеб и хлебцы, грибы. При этом все блюда должны быть простыми и без изысков. Существуют и послабления: на Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля и Вербное воскресенье 28 апреля можно съесть рыбу. В Лазареву субботу 27 апреля допускается съесть икру. Кроме того, строгий пост можно не держать в зависимости от возраста, состояния здоровья и жизненных обстоятельств — например, детям, беременным и кормящим, болеющим, специалистам, которые занимаются тяжелым физическим трудом, и находящимся в путешествии по необходимости.
Великий пост 2023: когда начинается и кончается, что нельзя есть и делать, а что можно
Правила соблюдения Великого поста. Великий пост в 2023 году начинается 27 февраля, а заканчивается 15 апреля, — это самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов, поэтом. В чем его суть, как правильно соблюдать пост и как из него выходить. Великий пост в 2024 году продлится с 18 марта по 4 мая.
Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле
Почему нельзя есть некоторые продукты? И о чем еще нужно помнить в этот период? Мы подготовили подборку из 10 самых популярных вопросов про пост — на них нам ответил настоятель омского храма, иерей Александр Лемешко. Александр Лемешко Александр, в чем для верующих главный смысл поста? В чем его цель? Самое простое — научиться воздерживаться в пище. То есть это своеобразная тренировка, духовная практика: чтобы не чувства и страсти владели человеком, а чтобы он сам мог управлять ими. С чем связана длительность поста? Обязательно ли перед постом обращаться к священникам, просить благословения? Если кто-то не сможет по какой-то причине соблюдать предписанный устав — это нужно обговаривать со своим духовником. Приведу аналогию с тренером в спортзале: когда человек выбирает для себя нагрузку, он советуется с тренером и делает упражнения под его руководством для того, чтобы не взять слишком слабую нагрузку, которая не даст результата, но и не сделать слишком сильную, которая может привести к тому, что человек просто надорвется.
Для кого необходимо строгое соблюдение поста? Поэтому если человек принимает Крещение и жизнь по заповедям, то пост для него обязателен, но в той нагрузке, которую он может понести — для этого, как я уже говорил, нужно обратиться за советом к духовнику. И нужно понимать, что отказ от пищи — это только одна часть поста.
Или это должно быть искреннее желание? Как не сделать этот важный период «искусственным»? Ведь многие люди думают, что получат некий дар от Господа, если будут поститься. Как быть честным с собой?
Есть Христос и Церковь, с которыми мы сверяем все наши действия. Пост установлен Церковью, а значит это обязанность всякого, кто себя к Церкви причисляет. Нормально, если у нас нет жгучего желания поститься. Это значит, что есть, над чем работать. Значит, этот труд поможет нам преодолеть себя. В наше время слишком большое внимание уделяется чувствам и эмоциям. Всё должно быть легко, приятно и осознанно.
Но тогда в чём подвиг? Когда альпинист идёт к вершине, он половину времени может провести в раздумьях «стоило ли оно того? Если он решит не поступать «искусственно», вершины ему не достичь. Но он идёт к цели, потому что принял такое решение. И может впервые почувствовать радость и удовлетворение только в самом конце пути. Однако сожалений на лице покорителя вершины мы не увидим. Даже если мы преодолеваем поприще поста с большим трудом и через силу, Господь обязательно нас вознаградит.
Главное — вставать после каждого падения, продолжая путь. Святитель Тихон Задонский сказал: «Помни, что к Царству Небесному идут не от победы к победе, а от поражения к поражению, но доходят только те, которые не садятся в отчаянии на обочине, но встают и идут дальше…». Что важнее - ограничения в пище физическое или молитва духовное? Отбрасывая одно или другое из-за самовольных умозаключений, мы лишаемся всего.
Что нельзя есть в Великий пост Одно из важных правил, о котором иногда забывают постящиеся: важен не только состав блюд, которые вы подаёте к столу, но и умеренность.
Не стоит объедаться даже постными продуктами. В Великий пост следует исключить из рациона: мясо; мясные изделия, в том числе сосиски, колбасу, паштет и т. Важно: в некоторые дни правилами запрещается даже растительное масло. А вот неразбавленное сухое вино как вариант — кагор можно выпить по субботам и воскресеньям и на Благовещенье. Однако нужно понимать, что порция должна составлять не более 200 мл.
Кому разрешается не соблюдать пост Совсем освобождаются от необходимости поститься или делают это по щадящим правилам дети в возрасте до 14 лет, пожилые, беременные и кормящие, а также люди с различными заболеваниями, которым отказ от тех или иных продуктов может нанести вред. Например, больные диабетом или люди с заболеваниями ЖКТ. Разрешается нарушать правила поста тем верующим, чья работа связана с тяжёлыми физическими нагрузками.
В последующие несколько веков длительность поста увеличилась до 40 дней и стала обязательной. Строгий запрет на прием пищи сменили серьезные ограничения в питании — все православные верующие во время поста должны питаться очень скромно и малыми порциями. Считается, что воздержанием от пищи можно ослабить тело, в результате чего душа станет более восприимчивой к общению с Богом.
Великий пост 2023: начало и конец — даты Даты Великого поста меняются каждый год. По православным канонам этот священный праздник начинается за 7 недель до Пасхи и продолжается на протяжении 48 дней. Таким образом, в 2023 году Великий пост начнется 27 февраля и закончится 15 апреля.