Сейчас икона Пресвятой Богородицы “Державная” – главная святыня Казанского храма в Коломенском. О чем молятся перед иконой Державная? Икону бережно очистили от пыли столетий и узрели строгий и скорбный лик Богородицы и Христа, восседающего на коленях у Пресвятой Матери. Празднование Пресвятой Богородице в честь иконы Ее, нарицаемой «Державная», бывает 2 (15) марта и 14 (27) июля.
Икона Божией Матери, именуемая “Державная”
В Екатеринбурге храм в честь Державной иконы Божией Матери построен рядом с железнодорожным вокзалом, куда 30 апреля по новому стилю 1918 года на станцию Екатеринбург-I прибыл поезд с арестованными императором Николаем Александровичем, императрицей Александрой Феодоровной, Великой княжной Марией Николаевной и слугами. Здесь поезд простоял несколько часов и отбыл далее на станцию Екатеринбург-II, ныне станцию Шарташ, где августейшие узники были высажены с поезда. Спустя 100 лет эти точки следования и остановки поезда стали частью Екатеринбургского Пути Скорби , разработанного по благословению митрополита Кирилла ныне Преосвященного Казанского и Татарстанского накануне 100-летия подвига Царской семьи.
Спаси нас грешных! Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Недавно нашла в террасе икону и поняла что это Троеручница. Икона принадлежала моей прабабке Марье. Ощутила какой-то трепет и нежность внутри. Вера живет в сердце. Спаси и сохрани всех Боже.
Она ясно слышала слова: «Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной, пусть молятся». Настоятель храма в Коломенском, отец Николай Лихачев, к которому обратилась Евдокия, не стал препятствовать, и они вместе осмотрели все иконы, находившиеся в церкви. Не найдя ничего похожего в храме, отец Николай предложил посмотреть иконы в подвале церкви, по разным причинам сложенные там, среди которых и выбрали самую большую, покрытую вековой пылью.
Согласно сведениям, зафиксированным в 1917 г. Крестьянка решила найти увиденную во сне церковь. Коломенском близ Москвы она поняла, что церковь Вознесения Господня и есть та самая церковь, которую она искала. Вместе с настоятелем священником Николаем Лихачёвым в подвале была обретена большая темная икона Божией Матери, в которой Евдокия узнала явленный ей образ. Вскоре икона была обновлена в иконописной мастерской Алексеевского монастыря в Москве. Совпадение дня явления иконы с днем отречения императора было воспринято народом как символическое свидетельство передачи верховной царской власти и попечительства о России Самой Богородице. Икона сразу стала почитаться как чудотворная, с нее делали списки, которые рассылали по стране.
15 марта — день обретения Державной иконы Божией Матери
Не и;мамы бо ины;я по;мощи, не и;мамы ины;я наде;жды, ра;зве Тебе;, Пречи;стая Де;во: Ты еси; Всеси;льная христиа;н Засту;пница пред Бо;гом, пра;ведный гнев Его; умягча;ющая. Изба;ви всех, с ве;рою Тебе; моля;щихся, от паде;ний грехо;вных, от наве;та злых челове;к, от гла;да, скорбе;й и боле;зней. Да;руй нам дух сокруше;ния, смире;ние се;рдца, чистоту; помышле;ний, исправле;ние грехо;вныя жи;зни и оставле;ние согреше;ний на;ших, да вси, благода;рне воспева;юще вели;чия Твоя;, сподо;бимся Небе;снаго Ца;рствия и та;мо со все;ми святы;ми просла;вим Пречестно;е и великоле;пое и;мя в Тро;ице сла;вимаго Бо;га: Отца;, Сы;на и Свята;го Ду;ха. Глас 8 Ирмо;с: Во;ду проше;д, я;ко су;шу, и еги;петскаго зла; избежа;в, изра;ильтянин вопия;ше: Изба;вителю и Бо;гу на;шему пои;м. Глас 4 Ирмо;с: Отве;рзу уста; моя;, и напо;лнятся Ду;ха, и сло;во отры;гну Цари;це Ма;тери, и явлю;ся, све;тло торжеству;я, и воспою;, ра;дуяся, Тоя; чудеса;. Прошло без особых ощущений.
У жены скакало давление, но это было и раньше. У меня была температура 36,2. Внук 26 лет провакцинировался полностью. Его два дня "ломало", плохо засыпал, температура была 37,5, на третий день поехал к друзьям.
Не найдя ничего похожего в храме, отец Николай предложил посмотреть иконы в подвале церкви, по разным причинам сложенные там, среди которых и выбрали самую большую, покрытую вековой пылью. Очистив икону от пыли, они к своему удивлению увидели изображение Божией Матери, сидящей на троне.
По мере приведения иконы в порядок обнаружилось, что Младенец-Христос на коленях Божией Матери простер благословляющую руку.
Праздник иконы Божией Матери "Державная" верующие отмечают 15 марта. Икона побывала в Марфо-Мариинской обители, где была встречена большим торжеством. По некоторым данным, икона была спрятана в Коломенском для защиты от Наполеоновских войск, и там оставалась на протяжении 105 лет, пока она не явилась в 1917 году. Важно отметить, что святой образ был найден в особенное время - в начале трудного периода для России. Царственный вид иконы, включая скипетр и державу, говорят о том, что Богородица как бы приняла на Себя заботу и защиту верных чад Церкви Российской. Особенно заметен ярко-красный цвет одежды Богоматери, который напоминает цвет крови... В настоящее время эта святая икона находится в храме Казанской иконы Божией Матери в Коломенском, куда ее вернули 27 июля 1990 года. Церковный календарь на март 2024 года.
Державная икона Божией Матери считается символом верности Богу и стремления к духовности. Многие обращаются к святой покровительнице с просьбами о помощи и защите, полагаясь на её благодать и милосердие. Самые популярные молитвы Державной иконе Божией Матери содержат прошения о следующем: Икона Божией Матери "Державная" помогает всем, кто молит об исцелении и мире.
Промыслом Божиим она не была уничтожена и вновь явила себя народу в наши дни. Храм Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Фото: pravoslavie.
Подлинность его была установлена следующим образом. С 1917 года у В. Филатова, ныне преподавателя Свято-Тихоновского православного богословского института, хранилась фотография с изображением иконы, полученная от монахини Ангелины Обуховой , руководительницы иконописной мастерской Свято-Алексеевского монастыря в Москве, где в 1917 году реставрировалась «Державная». Эта фотография была сделана еще перед реставрацией иконы. Ее сличили с тремя иконами «Державная», находящимися ныне в храме в честь Казанской иконы Божией Матери в Коломенском. Окончательному же выяснению того, какая именно из трех икон — явленная, способствовало сканирование, проведенное на современном электронном оборудовании.
В результате установлено, что икона, переданная Государственным Историческим музеем, и есть тот самый образ Божией Матери, который до того времени считался утраченным. Так была развеяна легенда о якобы исчезнувшем чудотворном образе. Судьба чудотворной иконы прослеживается документально шаг за шагом. После запрещения богослужений в храме Вознесения в селе Коломенском вместе со всеми другими иконами храма она была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское», в обезглавленную в те годы церковь во имя великомученика Георгия Победоносца. Затем икону передали в основное хранилище музея, в здание на Красной площади. В 1988 году икону временно передали на выставку в Издательский отдел Московского Патриархата, где святыня пребывала в течение двух лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого В соответствии с постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское.
Согласно акту Государственного Исторического музея от 23 июля 1990 года и приказу Министерства культуры Российской Федерации, образ был передан в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Фото patriarchia. Такова история второго обретения Державной иконы Божией Матери. Местное церковное предание связывает возвращение чудотворной иконы с началом освобождения Русской Церкви от богоборческого ига. Празднование Пресвятой Богородице в честь иконы Ее, нарицаемой «Державная», бывает 2 15 марта и 14 27 июля. Икона установлена у правого клироса храма во имя Казанской иконы Божией Матери в Коломенском.
Службы с чтением акафиста совершаются весь год, кроме дней Великого поста и Святой Пасхи, по воскресным дням через воскресение , в летний период с 18 часов, в зимний — с 17 часов. Чудесное обретение одного из списков «Державной» В настоящее время «Державных» икон того времени сохранилось совсем немного. Принадлежал он некогда старцу, иеромонаху Серафиму протоиерею Сергию Орлову. Еще один поклоняемый образ послереволюцонных времен пребывает в храме святого Николая в Николо-Перервинской обители Москвы «Весной 1991 года в Москве произошло чудесное событие. Его свидетелями стали клир и прихожане недавно возвращенного Православной Церкви храма Святителя Николая первая служба состоялась на Страстной, в субботу. Храм этот принадлежит Николо-Перервенской обители, территория которой до сих пор находится в ведении одного из московских заводов.
В 1991 году в среду или четверг Светлой седмицы настоятелю Никольского храма протоиерею Владимиру Чувикину принесли икону Божией Матери «Державная».
Чтим Державный образ святыни Твоея
Храм Державной иконы Божией Матери в Чертаново. Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года — в день насильственного отрешения от престола императора Николая II — в селе Коломенском близ Москвы. Икона Божией Матери «Державная» явила себя русскому православному народу 2 (15 по ) марта 1917 года в селе Коломенском под Москвой, в день отстранения царя-мученика Николая II от престола. Икона Богородицы «Державная» ПРАЗДНОВАНИЕ: 15 марта. Икона Божией Матери «Державная» Сегодня, 2/15 марта, в российских храмах совершается празднование очень чтимому Русской Православной Церковью образу Пресвятой Богородицы, тесно связанному с историей государства Российского – чудотворной иконе Её.
15 марта - день обретения Державной иконы Божией Матери
Служба и акафист Державной иконе Божией Матери были составлены с участием святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России. Державная икона Божией Матери ассоциировалась у советской власти с российской монархией, поэтому воспринималась особенно негативно. Державная икона божией матери. Статья из энциклопедии "Древо". в день отречения от престола страстотерпца ца. По некоторым сведениям, Державная икона Божией Матери до 1812 года пребывала в Вознесенском женском монастыре в Москве.
ДЕРЖАВНАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Свидетели этого зверства утверждали, что еще несколько дней из-под земли доносились стоны и слова молитв. А когда шахту вскрыли, вместе с телами была обнаружена и икона Божией матери, исколотая штыками. Дальнейшие перемещения иконы неизвестны, но в итоге она попала в Государственный Исторический музей, где и пребывала в запасниках все десятилетия безбожия, насажденного советской властью. Где находится оригинал образа В 90-х годах прошлого столетия вера в Бога в России постепенно начала возрождаться. Отстраивались храмы, увеличивалось количество прихожан, восставали из небытия, казалось бы, утраченные святыни. В 1990 году произошло знаковое событие: образ Богородицы Державной был возвращен в Коломенское. Ныне он пребывает в церкви иконы Казанской Богоматери, возле правого клироса. Подлинность образа установлена независимой экспертизой.
Вознесенский храм в Коломенском, где был обретен чудотворный образ, восстановлен и освящен, так что не исключено, что икона вернется на свое исконное место. Согласно преданию, это будет началом возвеличивания возрожденной России. Ее с огромным восторгом и почитанием встречали православные во всех странах мира, где она побывала. Известные списки иконы Ныне списки прославленной иконы имеются практически в каждом православном храме. Даже восстановление грандиозного храма Христа Спасителя в Москве началось со строительства часовни, освященной в честь Державной Божьей Матери. Храмы, посвященные этому образу, есть во многих странах мира, но больше всего их, разумеется, в России. На данный момент их число превышает восемь десятков.
В столице есть несколько почитаемых списков Державной Богоматери. В качестве чудотворных более всего почитаются образы, пребывающие в храме Иоанна Воина и Николо-Перервинском монастыре ныне часть патриаршего подворья. В Перервинскую обитель список попал из рук монахини Агнии. Она принесла икону, истекающую миро, и передала священнослужителям. Образ мироточил более месяца, чему имеются документальные подтверждения. Что интересно: Евдокия, которая поспособствовала обретению образа, тоже была родом из Перерв! Предполагается, что ее спасали от войны в 1812 году, и тогда поместили в подвал Вознесенского собора.
Если бы не видение Евдокии, о иконе, скорее всего, никогда и не вспомнили.
Вознесенский монастырь являлся усыпальницей великих княгинь и русских цариц до XVIII века и был взорван вместе с Чудовым монастырем в Кремле в 1929 г. Вскоре после обретения образ был отреставрирован в иконописной мастерской московского Алексеевского девичьего монастыря и вставлен в новый иконостас Георгиевской церкви, находящейся рядом с Вознесенской церковью. Всю Россию облетело известие о том, что в этот трагический день произошло чудесное явление новой иконы. В Коломенское толпами стекались богомольцы. Чтобы дать всем желающим возможность поклониться образу, его стали возить по окрестным храмам, фабрикам и заводам, оставляя в Вознесенской церкви только на воскресные и праздничные дни. После революции в годы жестокого гонения на Церковь новоявленная икона не переставала изливать чудеса, укрепляя и утешая верующих. Чувство, с каким было воспринято здоровой частью русского общества обретение «Державной» иконы, прекрасно выразил в 1934 году в своем стихотворении Сергей Бехтеев: Перед Твоей Державною Иконой Стою я, трепетом молитвенным объят, И Лик Твой царственный, увенчанный короной, Влечет к Себе мой умиленный взгляд.
Покайся ж, Русь, злосчастная блудница… Омой в слезах свой оскверненный стыд, Твоя Заступница, Небесная Царица, Тебя и грешную жалеет и хранит В советское время подлинник иконы на долгое время был сокрыт от лица верующих. Как впоследствии стало известно, икона хранилась в Государственном историческом музее. Второе обретение иконы Божией Матери именуемой «Державная» Документально установлено, что после запрещения богослужений в храме Вознесения в селе Коломенском икона вместе со всеми другими иконами храма была помещена в хранилище филиала Государственного Исторического музея «Село Коломенское» в обезглавленную в те годы церковь во имя вмч. Георгия Победоносца. После 1929 года икону передали в основное хранилище музея, в здание на Красной площади. В соответствии с известным постановлением правительства о возвращении церковного имущества его законным владельцам, по ходатайству Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону было решено перенести в Коломенское. Согласно Акту Государственного Исторического музея от 23 июля 1990 года и Приказу Министерства культуры Российской Федерации, образ был передан в церковь в честь Казанской иконы Божией Матери. Икона была установлена у правого клироса храма.
Какой еще глубокий смысл заложен в ее иконописи? Значение чудотворного образа 144 р В Подмосковье, в селе Коломенское, русскому православному народу в 1917 году явил себя образ Божьей Матери. Это событие как раз совпало с отречением от престола Николая II.
Одной крестьянке Евдокии, жившей близь этого села, стали видеться сны о белой церкви и слышаться требования тайного голоса найти икону и сделать ее красной. Будучи истинной христианкой, крестьянка все рассказала настоятелю Вознесенской церкви. После долгих поисков найден был образ Пречистой в одном из подвалов церкви среди старых досок.
Когда его очистили от многолетней пыли копоти, всем представилось изображение Богородицы как Царицы Небесной: в красных нарядах величественно восседает на троне царском, с короной на голове и золотым нимбом, а в руках держит царские регалии - державу и скипетр. Голова Богородицы увенчана короной, что является символом царства Божьей Матери, но ее царское достоинство основано исключительно на том, что Она стала Матерью Спасителя. Венец возложен на голову поверх мафория верхней накидки - эта деталь подчеркивает подчиненное положение Матери Божьей по отношению к Господу.
Мафорий на иконе ярко-красного цвета - это символ красоты и драгоценности, цвет царской власти. Весть о явлении нового образа Богородицы в день отречения от Престола Государя расценивалась православными толкователями как знак, что Царица Небесная взяла управление России в Свои руки и стала ее Заступницей. А по иной версии, явление образа Пречистой свидетельствовало о грядущих испытаниях для Православной Церкви и всей страны как наказание за многочисленные грехи.
Благодари;м Тя, Засту;пнице, я;ко призре;ла еси; с высоты; святы;я Своея; на чад правосла;вных, и, я;ко со;лнце све;тлое, увеселя;еши изнемо;гшия от печа;ли очеса; на;ша пресла;достным зре;нием держа;вного о;браза Твоего;. О, Преблагослове;нная Ма;терь Бо;жия, Держа;вная Помо;щнице, Кре;пкая Засту;пнице, благодаря;ще Тя, со стра;хом и тре;петом, я;ко раби; непотре;бнии, мы припа;даем, со умиле;нием, с сокруше;нием серде;чным, со слеза;ми мо;лим Тя: вкорени; в сердца; всех нас пра;вду, мир и ра;дость о Ду;се Свя;те: водвори; в стране; на;шей тишину;, благоде;нствие, безмяте;жие, любо;вь друг ко дру;гу нелицеме;рную! Держа;вою Твое;ю всеси;льною поддержи; нас, сла;бых, малоду;шных, немощны;х, уны;лых, подкрепи;, возста;ви! Я;ко да под держа;вою Твое;ю всегда; храни;ми, пое;м, велича;ем и сла;вим Тя, Держа;вную Засту;пницу ро;да христиа;нского во ве;ки веко;в. Молитва вторая Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Державной» О, ми;ра Засту;пнице, Ма;терь Всепе;тая со стра;хом, ве;рою и любо;вию припа;дающе пред честно;ю ико;ною Твое;ю Держа;вною, усе;рдно мо;лим Тя: не отврати; лица; Твоего; от прибега;ющих к Тебе;, умоли;, Милосе;рдная Ма;терь Све;та, Сы;на Твоего; и Бо;га на;шего, Сладча;йшего Го;спода Иису;са Христа;, да сохрани;т в ми;ре страну; на;шу, да утверди;т держа;ву на;шу в благоде;нствии, да изба;вит нас от междоусо;бныя бра;ни и укрепи;т Святу;ю Це;рковь на;шу Правосла;вную, да непозы;блему соблюде;т ю; от неве;рия, раско;ла и ересе;й. Не и;мамы бо ины;я по;мощи, не и;мамы ины;я наде;жды, ра;зве Тебе;, Пречи;стая Де;во: Ты еси; Всеси;льная христиа;н Засту;пница пред Бо;гом, пра;ведный гнев Его; умягча;ющая.
Изба;ви всех, с ве;рою Тебе; моля;щихся, от паде;ний грехо;вных, от наве;та злых челове;к, от гла;да, скорбе;й и боле;зней. Да;руй нам дух сокруше;ния, смире;ние се;рдца, чистоту; помышле;ний, исправле;ние грехо;вныя жи;зни и оставле;ние согреше;ний на;ших, да вси, благода;рне воспева;юще вели;чия Твоя;, сподо;бимся Небе;снаго Ца;рствия и та;мо со все;ми святы;ми просла;вим Пречестно;е и великоле;пое и;мя в Тро;ице сла;вимаго Бо;га: Отца;, Сы;на и Свята;го Ду;ха. Глас 8 Ирмо;с: Во;ду проше;д, я;ко су;шу, и еги;петскаго зла; избежа;в, изра;ильтянин вопия;ше: Изба;вителю и Бо;гу на;шему пои;м. Глас 4 Ирмо;с: Отве;рзу уста; моя;, и напо;лнятся Ду;ха, и сло;во отры;гну Цари;це Ма;тери, и явлю;ся, све;тло торжеству;я, и воспою;, ра;дуяся, Тоя; чудеса;.
Икона Божией Матери "Державная"
Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 15 марта 1917 года — в день отречения от престола императора Николая II. Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 15 марта 1917 года — в день отречения от престола императора Николая II. Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная». О, Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Молитва Божией Матери пред иконой Ее «Державная». О, Державная Владычице, Пресвятая Богородице, на объятиих Своих держащая Содержащаго дланию всю вселенную, Царя Небеснаго! Празднование иконе Божией Матери «Державная» совершается в день ее обретения — 15 марта (2 марта по старому стилю). Икону бережно очистили от пыли столетий и узрели строгий и скорбный лик Богородицы и Христа, восседающего на коленях у Пресвятой Матери.
ИСТОРИЯ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ «ДЕРЖАВНАЯ»
Державная икона Божией Матери (ц. Казанской иконы Божией Матери в Коломенском). Так и появилась икона Божией Матери "Державная". Сон Евдокии Адриановой приняли за чистую монету, как послание Высших сил, а не отголосок психического расстройства. Образ Богородицы Державной был возвращен в Коломенское Икона Божьей Матери «Державная». Так была обретена Державная икона Божией Матери. И сегодня Державная икона Божией Матери особенно глубоко почитается во всей Русской Церкви. Икона Божией Матери, именуемая «Державная», явила себя русскому православному народу 2/15 марта 1917 года — в день насильственного отрешения от престола императора Николая II — в селе Коломенском близ Москвы.