Согласно Корану – священной книги мусульман – ислам существовал задолго до появления людей и продолжил своё существования с момента сотворения Адама и Евы.
Экспертный доклад: "Вопросы соблюдения прав мусульман в России"
В последние секунды Бог сжалился над ним и послал архангела Гавриила Джабраила с барашком, чем спас сына Ибрагиму. В память об этом дне мусульмане приносят жертву, то есть зарезают с чтением определенной молитвы овцу, корову, верблюда или коня. Мусульмане верят, что на спине животного, принесенного в жертву, они смогут попасть в рай. Если же человек не будет приносить жертв, то он провалится в ад. Мирадж — праздник, посвященный памяти чудесного ночного путешетвия пророка Мухаммеда на коне Аль-Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесение на небо к престолу Аллаха, соблаговолившего его принять, и удостоил беседы, во время которой Мухаммед произнес 99 тысяч слов. Мавлюд — день рождения пророка Мухаммеда. Отмечают данный праздник 12 числа раби-аль-авваля, сопровождая его чтением молитв и проповедей , угощениями и подношениями духовенству. Пятница — день отдыха для мусульман, приравнен к воскресенью для христиан и субботе для иудеев. В пятницу проводят большие торжественные полуденные богослужения.
Общность таких фундаментальных понятий заставила мусульман относиться к христианам и последователям иудаизма с особым почтением и называть их «писателями» и единомышленниками. История знает много случаев не только религиозной терпимости, толерантного отношения между этими религиями, но и того, к чему мы можем стремиться сегодня — верности. Интересный пример приведен отцом А. Это было на Волге. Пришли соседи-мусульмане, рассеяли пьяниц, взяли алтарь и принесли его обратно в храм. Они были возмущены! Они не были христианами, но у них было чувство святости». Сегодня мало кто, даже те, кто не имеет ничего общего с мусульманской верой, не слышал слова «джихад» и понятия не имеет, что за ним стоит. Очень часто можно услышать, что джихад — это война с неверными, насильственное посвящение в религиозную веру, санкционированное идеологией ислама. Это приводит к выводу, что мусульмане чрезвычайно воинственны, находятся под прямым влиянием мусульманской веры. Между тем, значение джихада сильно варьируется. Первоначальное значение этого термина — «рвение», борьба со светскими, которые мусульмане называют «дуня». Мир, окружающий человека, — это Божье творение. Это показывает, что в нем нет самого зла. Но, как полагают мусульмане, его материальные аспекты — красота мира и все, что его составляет, совершенство — могут способствовать страстям и искушениям. Подчиняясь им, можно действовать против воли Творца. Человек склонен создавать своих собственных идолов, поклоняться материальным объектам. Когда человек достиг некоторых высот в творческой деятельности, он может гордиться и начать воспринимать себя как высшую ценность. Поэтому джихад — это борьба человека с искушениями мира, роскоши, жадности, самоуважения и т. Джихад никогда не провозглашается с целью завоевания чужой территории, покорения других народов, решения национальных проблем, навязывания своей веры силой. Оно считалось чисто оборонительным и прекратилось, как только враг потребовал прекращения огня. Пророк проявлял милосердие к побежденным врагам и не ставил никаких условий для перехода к своей вере. В отличие от христианства, создатель мира, Аллах, считается высшей абстракцией. Мусульмане считают, что их религия более совершенна. Они понятия не имеют о святой Троице, в которой происходит «разочарованный» Единый Бог. Аллах не соизмерим ни с чем, ни с чем доступным человеку. Некоторые из его аспектов выражены в названиях. И каждый верующий мусульманин должен знать 99 прекрасных имен Аллаха, которые отражают его характеристики: «Творец», «Скрытый», «Дающий хлеб», «Дающий жизнь», «Порядок», «Справедливость», «Истина» и так далее. Существенное различие в развитии этих двух религий заключается в том, что мусульмане не имели Церкви как особого, таинственного, мистического организма, находящегося вне законов этого мира. Как общественная организация в христианстве она содержит в себе разделение на духовенство и мирян, то есть противостояние им с точки зрения функций, выполняемых ими обоими, с точки зрения роли, прав, возможностей. В исламе нет такого противостояния. Более того, сам Мухаммад, его окружение и созданная им организация вполне «из этого мира». Он имеет характер политического союза и полностью сливается с обществом и государством. Ее членами являются люди, профессионально занимающиеся религиозной деятельностью. Но у них нет особых «сил», но есть статус особого служения по сравнению с обычными верующими. Учение и догматика ислама просты и доступны, нет сложного, развитого ритуала. В исламской религиозной системе ритуал и дисциплина превыше всего. Источники мусульманского права Первый и самый важный источник права — Коран. Помимо Корана, вторым авторитетным и обязательным для исполнения источником права для всех мусульман является сунна полное название «Сунна Посланника Аллаха», с арабским обычаем, моделью , которая состоит из рассказов хадисов , высказываний и действий Мухаммеда. Это сборник таможенных пошлин и правил. Хадис также содержит элементы закона, различные правила. Таким образом, Коран и Сунна являются источником знаний о том, какое поведение и какой образ мышления угоден Богу. Изучение сунны является неотъемлемой частью религиозного образования и религиозного обучения. Глубокое знание сунны является критерием авторитета мусульманина. На третьем месте среди источников мусульманского права стоит иджма — «общее согласие мусульманской общины». Иджма состоит из перекрывающихся заявлений по религиозно-правовым вопросам, сделанных соратниками Мухаммада или наиболее влиятельными мусульманскими богословами — правоведами. Иджма развивается и как толкование текста Корана или Сунны, и как формирование новых норм, которые уже не имеют прямого отношения к Мухаммаду. Таким образом, развиваются модели поведения, которые единогласно поддерживаются муфтиями и моджтахидами. Это развитие мусульманского права называлось «ижтихадом». Наиболее противоречивыми источниками мусульманского права являются Кияс. Кияс — это решение судебных дел по аналогии.
Распространенность и жизнестойкость ислама можно объяснить органичным симбиозом глубокой веры мусульманина исполнения им религиозных обрядов и необходимостью соблюдения нравственного образа жизни. Начиная с периода средних веков можно наблюдать противодействие Ислама и Христианства, как двух основополагающих религиозных систем. Между тем, внимательному наблюдателю становиться ясно, что влияние Ислама на прогресс Западного Христианства гораздо весомей. Тут и технические новации, научные открытия, философские учения, стимулировавшие к развитию средневековую Европу, находящуюся в застое после долгого периода процветания инквизиции. Сегодня ислам подвергается, на наш взгляд, несправедливой дискриминации со стороны СМИ и других общественных объединений. Его ставят в один ряд с террористическими организациями и обвиняют в склонности к агрессии и насилию. В основном такая позиция характерна для стран Запада. Это обстоятельство, безусловно, оскорбляет чувства мусульман во всем мире. Здесь необходимо отметить, что никогда в истории не проводилось никакой военной кампании по насаждению ислама в Европе, или, скажем, в Америке, где эта религия распространяется столь же стремительно. Ни одна мусульманская армия не сражалась в Индонезии или на восточном побережье Африки, в регионах, где живет преобладающее число последователей ислама. Легенды об агрессивных, фанатичных ордах мусульман широко распространяются и сегодня среди необразованного населения в угоду разным политическим интересам. Невежество и высокомерие, проявляемые по отношению к странам Ближнего Востока, несомненно, являются главными причинами ответного негативного отношения к странам Запада и особенно к США. Коран призывает к доброму отношению, терпимости к неверным, которые не угрожают физическим насилием или любым другим образом не нападают на мусульман скандальное карикатурное изображение Пророка. Необходимо подчеркнуть, что подобная идеология исключает ведение военных действий в целях установления религиозного превосходства. Ислам допускает военные действия только тогда когда появляется угроза личной безопасности, когда религиозные убеждения верующих подвергаются нападкам со стороны.
Народы, исповедующие веру в Аллаха и следующие пророческой миссии Его Заключительного посланника Мухаммада с. Откуда всё пошло? Отчёт существования ислама на территории России следует вести с того момента, когда в современный Дербент, расположенный в Дагестане, в 642 году по Милади 20-й год по Хиджре прибыли посланники мусульманского государства , которое к тому времени не только появилось, но и институционализировалось, функционировало и стремительно распространяло зону собственного влияния. Тогда город, получивший название Баб аль-Абваб «врата ворот» или «главные ворота» в переводе на русский язык с арабского , стал северным форпостом мусульманской уммы. Ислам, будучи религией, низводящей до ничтожного уровня фактор национальной гордости «Я представитель такой-то нации, а, значит, мне позволено больше, чем другим» , способствовал тому, что Дербент стал мультикультурным центром, где проживали представители многих народов, например, арабы, тюрки, осетины, аварцы, персы, лакцы и так далее. Этот многонациональный город стал олицетворением ислама, который поощряет многообразие и уважительное отношение друг к другу. Новый северный форпост мусульман Вслед за Дербентом, спустя три столетия, ислам проник на территорию нынешнего Татарстана — эту религию в качестве государственной провозгласила Волжская Булгария на фото. Данное событие произошло в 922 году по Милади примерно 300-й год по Хиджре , тем самым границы мусульманского мира продвинулись ещё дальше на север. Волжская Булгария, равно как и Дербент, с принятием ислама много внимания стала уделять таким важным для всех мусульманских государств направлениям, как торговля, образование и наука.
Священные книги ислама
- Кратко о мировых религиях. Ислам
- Похожие презентации
- Ислам в современной россии доклад
- Возникновение ислама
Ислам в России: история и современность
Тут найдется полное раскрытие темы -История ислама, Загружено: 2012-02-18. В этой статье мы расскажем, о значении ислама, особенностях религии, кто и в каких странах исповедует ислам и каких традиций придерживаются мусульмане. Тем не менее появившиеся в последние годы публикации дают возможность утверждать о том, что интеллектуальные поиски о судьбах ислама в российском обществе вышли на новый уровень.
Презентация, доклад на тему ИСЛАМ
На современном этапе развития мировой цивилизации исламский фактор, влияние мирового мусульманского сообщества приобретает все более масштабный характер. На протяжении почти сорока двух лет община первопоследователей ислама (с арабского — предание себя Аллаху, покорность воле Аллаха) — мусульмане (арабский «мусулм» — предание себя Аллаху) испытывала унижения и преследования. Ислам — все самые свежие новости по теме. Вид материала Реферат Подобный материал: Реферат по обществознанию на тему: «Ислам» Выполнила работу: ученица 10 класса.
Для продолжения работы вам необходимо ввести капчу
- Содержание
- мировая религия-ислам. | Статья по истории по теме: | Образовательная социальная сеть
- Современное положение мусульманства
- Иммануил Кант: философ, присягнувший на верность Российской империи
- Содержание
- Ислам сегодня - Рефераты
Кратко об исламе
22 декабря в Общественной палате РФ состоялась научно-практическая конференция на тему «Ислам — неотъемлемая часть духовного наследия России: к 1100-летию принятия ислама Волжской Булгарией». Многие полагают что мусульмане признают единственность пророка Мухаммада, основываясь на том что именно он является основоположником Ислама. тэги: где найти, доклад, ислам, как написать, реферат, сообщение. Доклад на тему мусульманства. Мусульманство является одной из самых распространенных религий в мире, с миллиардами последователей.
Новости по теме: Ислам
Всех учеников 4-го класса записали на этот профиль, хотя среди них есть дети мусульман. К тому же учеников заставляют учить молитвы и рисовать иконы, и это не нравится многим родителям. Вот почему мамы и папы подали жалобы одновременно в минобразования региона, прокуратуру и муниципалитет. Замминистра образования КБР Ирина Шонтукова встретилась с родителями учеников и выслушала их жалобы, уточняет издание. Она пообещала, что в этом ведомстве скоро дадут ответ на обращение. Ранее «Кавказ Пост» писал о том, что подобные перекосы, к сожалению, наблюдаются во многих школах на Северном Кавказе. К преподаванию предмета «Основы религиозных культур и светской этики» нередко подходят формально, а детям и родителям не дают выбора [78]. Неконвенциональные группы мусульман и власть: проблемы отношений Отдельной непростой проблемой государственно-конфессиональных отношений является вопрос о политике властей к неконвенциональному исламу, то есть тем мусульманским группам, которые либо не зарегистрированы официально, либо не подчиняются юрисдикции действующих и признаваемых законом муфтиятов, либо структур, запрещенных законодательством РФ.
Речь идет о различных псевдосалафитских группах. Они имеют самые сильные позиции на Северном Кавказе особенно в Дагестане , в меньшей степени — в некоторых волжских территориях Набережные Челны, Кукмор, Альметьевск в Республике Татарстан, а также присутствуют в Республиках Башкортостан, Мордовия и Пензенской области. Сторонники этого течения жестко противостоят официальному исламскому духовенству ДУМ. В контексте российского ислама они считают представителей духовных управлений, во-первых, чрезмерно связанными со светскими государственными властями, во-вторых, исповедующими ислам лишь «церемониально». Псевдосалафиты, как правило, крайне не толерантны, настроены агрессивно по отношению к любым проявлением «неисламского поведения», например, к празднованию популярных праздников «Сабантуй» в Татарстане или светский Новый год , которые интерпретируются как проявления язычества [79]. Запутывая мусульман в терминологии, в контексте Северного Кавказа, псевдосалафиты критикуют действия мюридов суфийских шейхов и вообще наставничество, а также посещение святых мест, мест погребений. Председатель Духовного управления мусульман Татарстана, муфтий Камиль Самигуллин на заседании Межрелигиозного совета России заявил о необходимости законодательного запрета ваххабизма и признания его экстремистской идеологией [80].
Министр внутренних дел Татарстана Артем Хохорин обеспокоен формированием второго поколения салафитов в республике, об этом он сообщил на коллегии МВД по Республике Татарстан. По его словам, в Татарстане отмечается негативная тенденция формирования второго поколения салафитов — это дети семей, подверженных радикально-исламистской идеологии [81]. Псевдосалафиты в России осуществляют свою деятельность посредством различных сетевых структур. У них нет какого-то определенного спикера или единого лидера. Мотивация, степень радикализма и методы псевдосалафитов различаются. Попытки переговоров и втягивания «неофициальных» мусульман в мирные процессы предпринимались в различных регионах РФ в разное время и с разной степенью успешности. Эта партия была основана в 1953 году в Восточном Иерусалиме палестинским правоведом Таки аль-Дин Набхани 1909-1977.
Сама партия позиционирует свою деятельность как «борьбу за установление исламского образа жизни и проведение исламского призыва в мир» [82]. В своих публичных заявлениях партия обычно отрицает насилие, это отличает «хизбутовцев». Но в то же время, идеология ХТ включает антикапитализм, антисионизм, антидемократизм и антивестернизм. Нередки и оправдательные мотивы в отношении террористов. На территории России данное направление распространено, прежде всего, в Поволжье. Однако эта мера не привела к прекращению распространения взглядов партии в России, особенно в Волжском регионе. С начала 1990-х годов последователи проповедников турецкого происхождения Саида Нурси 1878-1960 гг.
В мае 2007 года Коптевский суд Москвы признал некоторые русские переводы сочинения Саида Нурси «Рисале-и-Нур» экстремистскими, содержащими пропаганду религиозной исключительности [83]. В 2008 году деятельность движения нурсистов в России была запрещена решением Верховного Суда РФ по иску Генеральной прокуратуры, поддержанной Министерством юстиции и Федеральной службой безопасности [84]. Деятельность «Таблиги Джамаат» «Общества по распространению веры» в России не слишком заметна, в отличие от салафитов, Хизб ут-Тахрир или нео-нурсистов. Это религиозное течение в исламе возникло в 1927 году в британской Индии, благодаря деятельности Мухаммеда Ильяса Кандехлеви 1885-1944 гг. Изначальной целью движения было возвращение мусульман Индии к «истинной вере», отрыв от влияния европейцев и секуляризации. В отличие от салафитов или «хизбутовцев», «таблиговцы» работают, как правило, с мусульманской средой, не занимаясь распространением своих взглядов среди немусульман. Многие авторы обращают внимание на то, что, несмотря на декларируемую аполитичность и сосредоточенность на морально-этических практиках, апелляция к «истинной» и «правильной вере» исподволь формирует у членов ТД экстремистские взгляды.
Отсюда взгляд на «таблиговцев» как «подготовительный класс» для радикалов [85]. Как бы то ни было, а среди части российских мусульман политика властей ко всем вышеобозначенным структурам воспринимается неоднозначно, а порой и как излишне и необоснованно запретительная. Как следствие, попытки представить действия исполнительной, судебной власти, правоохранительной системы в отношении активистов ХТ, салафитов или «таблиговцев» как проявления государственной исламофобии [86]. И эти оценки требуют качественной реакции со стороны официальных муфтиятов. Наиболее активно этот сюжет раздувается в западных СМИ в крымском контексте, так как после перехода Крыма под российскую юрисдикцию законы РФ о запрете, например, ХТ были распространены и на территорию полуострова. Упускается сознательно из виду тот факт, что муфтий Крыма Эмирали Аблаев разделяет позицию российского исламского духовенства и властей по поводу необходимости сдерживания религиозного радикализма и проникновения зарубежных проповедников, распространяющих чуждые идеологии и спекулирующих ценностями ислама. Муфтий Крыма вместе с Митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем в свое время осудил блокаду полуострова, организованную националистическим «Меджлисом» [87].
Он также выступает за возвращение всех культовых объектов мусульман Крыма, а также объектов культурного наследия. За период его работы в ДУМК было возвращено около 80 культовых объектов мусульман, построено более 60 мечетей, а также открыты 3 медресе. В феврале 2018 года он выступил с призывом к крымским татарам, принять участие в выборах Президента РФ 18 марта 2018 года. Вместе с Русланом Бальбеком депутатом Госдумы России, также крымским татарином по национальности муфтий поддержал строительство мечети в Симферополе, которая будет открыта в апреле 2020 года [88]. Судебные решения по запрету ношения хиджабов Ношение религиозной одежды является одной из наиболее актуальных проблем не только за рубежом, но и на территории Российской Федерации, характеризующейся поликонфессиональным составом. Так, в России, как и в ряде европейских стран, совершаются попытки разрешить данную ситуацию на законодательном уровне. Одним из актуальных в наши дни вопросов является ношение хиджаба в образовательных учреждениях.
Несмотря на то, что в Европе данный вопрос получил огласку намного раньше, чем в России, четких путей решения выявлено не было. В соответствии с 28 статьей Конституции РФ, гарантируются «свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» [90]. Данное положение также подкрепляется и Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» [91]. Попытки осуществления вышеизложенных принципов демократического государства на деле привели к тому, что такой, казалось бы, простой, обычный предмет гардероба, как платок, стал инструментом в споре представителей светского и религиозного дискурса. Первая дискуссия на данный счет зародилась лишь в начале 2000 годов, когда заговорили о праве фотографироваться в платках на документы. Решением по данному вопросу явился то факт, что в 2003 году Верховный Суд РФ предоставил возможность российским мусульманкам не обнажать голову для фотографии на паспорт. В России на федеральном уровне не существует официального запрета на ношение хиджаба исламского женского головного платка в учебных заведениях.
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года с поправками от 4 июня 2014 года , в образовательных учреждениях внешний вид учащихся, а также ношение школьной формы, определяет администрация. Типовые требования к школьной форме утверждают власти регионов. В 2013 году Министерство образования и науки РФ разработало образец типовых требований субъекта Федерации к школьной одежде, согласно которым «внешний вид и одежда учащихся... Если же ношение религиозной одежды или атрибутов является принципиально важным для ребенка или родителей, в таком случае им предоставляется на выбор несколько видов образования: семейное, очно-заочное, заочное и экстернат, либо перевести ребенка в частную школу. Начиная с 2012 года, имели место несколько конфликтных ситуаций, связанных с религиозным дресс-кодом. Директор школы запретила учащимся появляться на уроках в хиджабе, мотивируя это тем, что школа является светским образовательным учреждением. Вскоре после этого правительство Ставропольского края утвердило основные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся.
В частности, документ запрещал школьникам посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. Следует отметить, что в октябре 2012 года Президент РФ Владимир Путин на своей пресс-конференции заявил: «Нужно всегда с большим уважением относиться к религиозным чувствам людей. Это должно проявляться в деятельности государства, в нюансах, во всем. Второе — у нас светское государство, и именно из этого мы должны исходить» [93]. В 2013 году Верховный Суд рассматривал обращение граждан из Ставропольского края, которые требовали разрешить их дочерям посещать школу в хиджабах, отменив ранее введенный запрет на местном уровне. Сторонники запрета возражали — Россия является светским государством, и образование в ней носит светский характер, и ограничение на публичную демонстрацию религиозных атрибутов любой конфессии не может нарушать чьих-либо прав. Противники апеллировали к религиозной идентичности и возможности реализовывать свое право на свободу совести и вероисповедания, что предполагает и определенные правила ношения одежды.
Высшая судебная инстанция в РФ в 2013 году отклонила жалобу на запрет, а, спустя два года, подтвердила свое решение по аналогичному обращению, поступившему из Мордовии. Представители мусульманской общины республики обратились в суд с иском о признании данного запрета незаконным. Руководство Мордовии при этом апеллировало к опыту села Белозерье, выходцы из которого были замечены в отрядах запрещенного в России «Исламского государства» в Сирии. В дискуссии приняли участие правозащитники, юристы, представители различных российских конфессиональных объединений. Непосредственным поводом для этого обсуждения стало обращение жителей Мордовии в связи с обозначенным выше решением республиканского правительства. Председатель комиссии Общественной палаты по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Иосиф Дискин в своем выступлении особо подчеркнул: «Если нам дорог межрелигиозный мир, то нам нужно проявлять крайнюю осторожность, сочувствие и понимание. И нам необходимо искать компромиссы, которые бы не нарушали и не ставили ни под какие сомнения фундаментальные основания и догматы религиозной принадлежности, а, с другой стороны, понимали специфику того пространства, куда приходят наши дети» [94].
Осенью 2016 года судом Саранска были заочно арестованы несколько участников террористической организации, являющихся жителями села Белозерье. Примерно в это же время в интернете появились фотографии «якобы сделанные в стенах школы, на которых несовершеннолетние мусульманки в хиджабах позируют с оружием и совершают намаз» [95]. В декабре 2016 года в школе Белозерья сменили директора она и педагогический коллектив также появлялись в хиджабах , а учителям и ученицам дали распоряжение — в хиджабах на занятиях не появляться [96]. За месяц из 20 учителей-мусульманок четверо практически сразу же написали заявление на увольнение, трое согласились отказаться от платков в стенах школы, 13 учителей продолжали ходить на работу в легких платках. Педагоги подали в суд, но так и не смогли добиться отмены запрета [97]. В январе 2017 года произошел обмен мнениями по этому поводу между главой Чеченской Республики Рамзаном Кадыровым и министром образования РФ Ольгой Васильевой. В ходе своей пресс-конференции в Москве министр заявила, что поддерживает запрет на ношение хиджабов в российских школах: «Я много лет, как вы знаете, возглавляла кафедру государственных и межконфессиональных отношений, и я не думаю, что истинно верующие люди атрибутикой свое отношение к вере стараются подчеркнуть.
Это мое глубочайшее личное убеждение». В ответ на выступление Васильевой Рамзан Кадыров заявил: «Конституцией РФ каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» Глава 2, статья 28. Министр образования заявила о том, что этот вопрос был решен Конституционным Судом», но он данный вопрос не рассматривал и решение по нему не принимал! Выводы, основанные на несуществующем решении, должны быть признаны ошибочными и вводящими граждан России в заблуждение [98]. В итоге в Астраханской и Мурманской области региональные власти также ввели требования к школьной форме, запрещающие ученикам посещать занятия в религиозной одежде и головных уборах. В Ростовской области школьникам не разрешается носить «религиозную одежду, в том числе, закрывающую лицо». Правительство Татарстана ввело запрет на ношение «атрибутов одежды, закрывающей лицо».
В Башкортостане запрет на посещение школ в религиозной одежде и головных уборах носит рекомендательный характер. В марте 2017 года парламент Чечни принял поправки к закону, согласно которым учащимся позволяется носить одежду, которая отражает их религиозные убеждения. Этот факт необходимо будет учитывать руководству школ и вузов, когда они будут устанавливать требования к форме одежды. Тем не менее, запреты на ношение хиджабов продолжаются до сих пор. В мае 2019 года прокуратура Октябрьского района города Пензы внесла представления директорам 20 школ города, в которых не было запрещено ношение хиджабов и другой религиозной одежды. Она отметила, что запрет ношения религиозной одежды должен быть официально закреплен в «положении о школьной форме» каждой школы и соблюдение этого должно строго соблюдаться [99]. Более того,12 должностных лиц образовательных учреждений были привлечены к дисциплинарной ответственности [100].
Месяцем ранее в Казани преподавателей школ попросили предоставить в полицию информацию о семьях, придерживающихся «строгих религиозных убеждений». Известный казанский адвокат Руслан Нагиев опубликовал фотографию документа, в котором говорится следующее: «Просим вас отразить в характеризующем материале, с какого времени несовершеннолетний семья придерживается строгих религиозных убеждений с какого времени начал и носить хиджаб». На своей странице в социальных сетях Нагиев прокомментировал документ следующим образом: «Грубо нарушены конституционные права на свободу совести и вероисповедания. Незаконно ведется сбор личных данных и сведений о личной жизни без согласия родителей детей. Налицо дискриминация по религиозному признаку» [101]. По сообщению издания «Новый Омск», право ношения хиджаба во время учебных занятий в Кировском районном суде отстаивает Алина Наврузова, студентка 3-го курса Омского областного медицинского колледжа. Руководство колледжа, ссылаясь на устав образовательного учреждения, запретило носить хиджаб [102].
Таким образом, вопрос о ношении хиджаба у образовательных учреждений де-факто не был решен на универсальной основе. Субъекты Федерации получили возможность самостоятельно выбирать приоритеты: светскость или региональные особенности с учетом религиозного фактора. И в этом плане доминирование мусульман в численном составе населения не играло определяющей роли примеры Чечни, Татарстана и Башкортостана дают различные модели. В РФ как в демократическом, поликонфессиональном государстве неизбежно возникают ситуации, имеющие отношение к границам и защите свобод проявления религиозных убеждений. Ношение религиозной одежды является одной из наиболее актуальных проблем, решение которой не является универсальным и регулирование которой должно зависеть не только от конкретного государства, но иногда и от определенного региона. Проблема ношения мусульманских платков в стенах образовательного учреждения вновь и вновь оказывается в центре общественного внимания. Одним из факторов урегулирования данного вопроса является правовая традиция и исторический опыт каждого государства.
На сегодняшний день в Российской Федерации нет федерального закона, четко регулирующего данный вопрос, вследствие чего остается возможность возобновления конфликтов на почве ношения хиджаба в светских школах. Права мусульман в сфере паломничества хаджа В 2017 году 350 мусульман застряли в аэропорту Домодедово в ожидании вылета для совершения хаджа. Пострадали клиенты двух компаний — «Урал Сервис» и «Тюльпан тревел». Несколько десятков человек, жители Челябинской области, в Москве с 12 августа. Турфирма обещала отправить их 14 числа, потом начала «кормить завтраками» и вовсе исчезла. Большинство хаджиев — пожилые люди, которые не могут постоять за себя и боятся придавать огласке проблемы [103]. Аналогичные события повторились и 2018 г.
Туристическая компания «Хадж-фонд», зарегистрированная в Набережных Челнах, не нашла для туристов квоты для въезда в Саудовскую Аравию [104]. Необходимо отметить, что после участившихся случаев нарушения прав мусульман, Хадж-миссия России выставляет усиленные требования ко всем участникам процесса организации паломничества. Требует активно привлекать правоохранительные органы для пресечения незаконных действий со стороны недобросовестных физических и юридических лиц, направленных на незаконный сбор документов и денежных средств паломников, а также проводить широкую разъяснительную работу в средствах массовой информации. С 2019 г. Каждый туроператор получает соответствующее его квоте количество сертификатов. Теперь хадж может совершить только тот, кто получит индивидуальный сертификат паломника. Права мусульман в пенитенциарной системе В контексте соблюдения прав человека уже не первый год обсуждается вопрос о правах лиц, находящихся в местах лишения свободы.
В этом видится залог укоренения в России демократических традиций, отказ от тяжелого наследия авторитаризма, когда пенитенциарная система де-факто рассматривалась, прежде всего, как система подавления и наказания. Однако права верующих требуют к себе особого внимания. Понимание значимости свободы совести и свободы вероисповедания для развития личности, убежденность в том, что реализация института соблюдения прав человека в процессе исполнения наказания в виде лишения свободы, позитивно влияет на исправление осужденных, обеспечивает ее неотчуждаемость для лиц, приговоренных к изоляции от общества.
Мусульманская культура Ислам наложил глубокий отпечаток на культуру тех стран, где он получил распространение. Уже в раннем исламе зарождаются три основных мусульманские дисциплины: 1 наука о толковании и чтении Корана, 2 наука о хадисах, 3 правоведение, в рамках которого в суннизме складываются четыре в равной мере признанных авторитетными религозно-правовых толка: ханифитский, шафиитский, маликитский, ханбалитский. Из коранических предписаний и запретов и юридических прецедентов, зафиксированных в хадисах, формируется мусульманский закон шариат , который по сей день остается главным источником законодательства большинства мусульманских стран.
В шариате слиты воедино религиозное, правовое и этическое начала. Несколько позже — отчасти в силу контактов и полемики с христианством, в результате которых в исламе возникают первые теологические споры о свободе воли и предопределении, несотворенности Корана, божественных атрибутах, — развивается мусульманское спекулятивное богословие калам , внутри которого складываются различные школы: мутазилизм, ашаризм, матуридизм. Восприятие античного философского наследия аристотелизм, неоплатонизм способствовало развитию определенных рационалистических тенденций в теологии, а в 9-12 вв. В то же время получает развитие суфизм — мистическое направление в исламе, первоначально возникшее как аскетическое движение, а впоследствии в той или иной степени распространившееся на все мировоззренческие течения. Как своего рода прикладные науки к основным религиозным дисциплинам развиваются грамматика, математика, астрономия. Развитие всех этих дисциплин происходило в процессе тесных контактов мусульман с другими восточными культурами: сирийской, которая дала исламу переводы греческого философского и научного наследия; византийской, у которой ислам заимствовал многие элементы государственно-административной культуры; персидской и индийской, оказавших влияние на мусульманскую правовую культуру, на развитие литературы и поэзии, мистицизм.
Шиизм Уже после битвы при Сиффине в 657 между сторонниками 4-го праведного халифа Али зятя и двоюродного брата Мухаммада и Муавии основателя первой мусульманской династии омейядов ислам распался на три основных направления. Первоначально причиной раскола стал вопрос о верховной власти в мусульманской общине. Большинство, впоследствии получившие название «ахл ас-сунна» люди традиции , сунниты, считало, что халифом должен быть человек, принадлежаший семье Мухаммада в широком смысле, т. После ряда военных поражений хариджиты сосредоточились на разработке государственно-правовых, этических и догматических идей, создав значительную богословскую литературу. Центральной догмой шиитов стал культ имама — авторитетного учителя из «дома Али», безгрешного и непогрешимого в делах веры, обладающего тайным знанием и наделенного способностью толковать сокровенный смысл Откровения. Имамом его делает не человеческое произволение, а внутренний характер его природы — присутствие в его существе предвечной божественно-световой субстанции.
Без имама и его руководства невозможно спасение верующих. Авторитет имамов шииты противопоставляют согласному мнению религиозных авторитетов иджма суннитов, эзотерический смысл откровения батин , доступный только «посвященным», — экзотерическому захир. Своей кульминации шиитская доктрина достигает в учении о «скрытом имаме»: последний из «видимых имамов» разный в различных шиитских сектах: у исмаилитов — 7-й, у имамитов — 12-й не умер, а перешел в состояние гайба, т. Миросозерцание шиизма глубоко эсхатологично и носит профетический характер. В целом — это своеобразная попытка ввести в ислам персонифицированного посредника между Богом и человеком тенденция, особенно характерная для крайних шиитских сект, в той или иной мере обожествлявших Али и его потомков и развивавших чуждые суннитскому исламу идеи воплощения и метемпсихозы. Вероучение и догматика крайних шиитов алавитов, друзов, али-илахи, карматов, хуруфитов носят синкретический характер и содержат элементы древних астральных культов, индуизма, зороастризма, манихейства.
В новое время, когда в странах Ближнего Среднего Востока народились и стали развиваться капиталистические отношения, появились секты, отражавшие интересы местной, национальной буржуазии. Основателем этой секты был Али Мохаммед, иранский купец из г. Он назвал себя Бабом, что значит «врата», через которые должно проникнуть к людям новое вероучение, приходящее на смену исламу. Основы бабизма изложены в книге «Беян», написанной Бабом. Эта книга, в которой изображено идеальное утопическое буржуазное государство, по сути дела н6аправлена против иранских феодалов и иностранных капиталистов, являвшихся конкурентами иранского купечества. Чтобы ограничить влияние духовенства на верующих, Баб объявил посещение мечети и собрание верующих для молитвы необязательным, отменил также обязательное выполнение религиозных обрядов.
Каждый может молиться где и когда ему угодно. Антифеодальная направленность бабизма привлекла к нему трудящиеся массы, которые превратили Бабизм в орудие и знамя мощной антифеодальной борьбы. В разных районах Ирана вспыхнули народные восстания, которые вскоре были подавлены, а Баб был казнен в Тивризе летом 1850 г. Бабизм в Иране вскоре утратил свое общественное и политическое значение. Небольшие бабидские общины, разбросанные по всей стране, продолжали существовать позднее как мелкие тайные организации. В противовес бабизму возник бехаизм — религиозное учение, которое освящало институт буржуазной частной собственности, и было направлено против развития классовой борьбы.
Основоположником бехаизма был Мирза Хусейн Али, выступавший в роли преемника Баба. Он стал именовать себя Бехаулла, что значит «блеск божий» в дальнейшем он выдавал себя за воплощение бога, т. Основы учения изложены в «китабе акдес» «священная книга» , которая, по мнению автора, заменила Коран и Беян. Согласно «китабе акдес», все люди являются братьями, поэтому между ними не должно быть ни войн, ни классовой борьбы. Основоположенник бехаизма считал, что всякое проявление свободы «приводит к смуте, пламя которой не потушишь» свобода, по его мнению, присуща животным, а человек должен подчинится существующим законам. Бехаизм нашел для себя подходящую почву в империалистических государствах, особенно в США и Германии.
Реформаторские движения В лоне суннитского ислама в сер. Ваххабизм оказал определенное влияние на мусульманских реформаторов 2-й пол. Панисламизм — реакционное религиозно-политическое учение, проповедовавшее объединение мусульманских народов для борьбы против «наступления христианского Запада». Основоположником был Джемаль-эн-дин аль-Афгани 1839 — 1897 гг. Панисламизм — сложное и противоречивое явление. При своем возникновении он, с одной стороны, был направлен против колониального порабощения мусульманского Востока.
С другой стороны, он являлся орудием внутренней реакцией в странах распространения ислама. В конце XIX и начале XX в панисламисты считали возможным выступать с планами объединения всех мусульманских стран в одно государство, во главе которого должен был стоять турецкий султан — халиф. После второй мировой войны лидеры современного панисламизма носились с проектами создания блока мусульманских стран. Себя и весь мусульманский мир они пытались представить в виде независимой «третьей силы».
Устройство халифата исходило из шариата — системы исламских предписаний, регулирующих все стороны человеческой жизнедеятельности. Сразу после смерти пророка встал вопрос о преемнике, которому будет суждено возглавить исламскую общину. Вопрос о кровном наследовании титула халифа не стоял — опять же, роль Мухаммада была лишь в его пророческой миссии. После обсуждений и споров был избран первый «праведный халиф» Абу Бакр, тесть пророка Мухаммада и его ближайший сподвижник.
Абу Бакр правил недолго, всего два года, но при нём продолжился начатый ещё при Мухаммаде процесс ближневосточных завоеваний мусульман. Однако после смерти пророка ряд арабских племён, принявших ислам, вновь вернулись к многобожию и стали угрожать стабильности халифата. Впечатлённые успехом учения Мухаммада, многие авантюристы так же объявили себя пророками и стали сколачивать вокруг себя банды, которые в конце концов были разбиты войсками мусульман. После подавления мятежей мусульмане направили свои силы на внешних врагов, в первую очередь, Персию. Но возраст не дал Абу Бакру закончить начатое. Будучи старейшим последователем Мухаммада, он умер в 634 году в возрасте 60 лет, успев назначить своим наследником Умара ибн аль-Хаттаба. В период правления халифа Умара мусульманское государство значительно приросло владения. При нём в состав халифата вошли персидские Сирия и Палестина, в частности, уже в 638 году Иерусалимом стали владеть мусульмане.
Вскоре и сама Персия, бывшая некогда великой восточной империей, вошла в состав молодого мусульманского государства. Несмотря на успехи в завоевательных походах, деятельность праведных халифов отнюдь не ограничивалась лишь этим. Умар активно занимался внутренней политикой. В таком большом и разношёрстном государстве неминуемо должны были пройти административные реформы, вместе с ними — налоговые и земельные. Десятилетнее правление Умара оборвалось ввиду его внезапной смерти — он был убит разгневанным персидским рабом во время коллективной молитвы. Умару наследовал Усман ибн Аффан, важнейшим результатом правления которого считается кодификация Корана. Ранее аяты Корана передавались только через устную форму, но во времена Абу Бакра была проведена первая работа по собиранию разрозненных листов Корана в единый свод. Повторно работа по кодификации Священного Писания была проведена Усманом, в результате чего из 7 вариантов чтений Корана был оставлен один, написанный на курайшитском диалекте арабского.
Единый текст Усман поручил распространить во всех крупнейших городах, а все прочие версии — уничтожить. Внутренние потрясения, терзавшие исламскую общину с момента смерти Мухаммада, привели к смерти Усмана ибн Аффана. Он был убит мятежниками, недовольными его политикой. После его смерти последним праведным халифом стал Али ибн Абу Талиб, двоюродный брат и зять Мухаммада. На его правление пришлась фитна — гражданская война между мусульманами, причинами которой стали споры вокруг преемственности пророка. Различные политические партии сколачивали вокруг себя своих сторонников и выдвигали свои претензии на титул халифа, исходя из сведений, толкований и трактовок хадисов.
Идейные истоки фундаменталистского учения следует искать в ваххабизме, который признаёт авторитет исключительно Корана и Сунны. Ваххабиты непримиримо относятся к отступлению от принципов единобожия, идолопоклонству и поломничеству к мазарам гробницам святых. Они объявили серьезным нарушением паломничество к святым местам, в том числе к могиле Пророка, а также запретили взывать о помощи истигаса и просить заступничества у кого-либо, кроме Бога. Ислам в независимом Казахстане стал влиятельной общественной силой.
За эти годы в стране существенно изменились число мусульманских общин. Если в 1991 г. По всей стране возводятся новые мечети. По результатам перерегистрации религиозных объединений в 2012 году в стране действовало 2228 мусульманских культовых сооружений. В настоящее время основная масса казахского населения считают себя мусульманами и соблюдает в той или иной мере хотя бы часть обрядов. Например, обряд обрезания сундет совершает подавляющая часть казахов, погребение по мусульманским обрядам производят почти все казахи.