Вообще то в Древнем Египте было несколько божеств, которые считались богами солнца (в разных областях и номах). бог воздуха и ветра; 2. Амат - чудовище с телом льва и головой крокодила, пожиравшее души умерших; 3. Анубис - главный бог подземного мира, провожатый в мертвое царство. Формой, слитой с богом солнца Ра, Амон стал самым могущественным божеством пантеона Египта.
Путь Света
Анти — Бог-ястреб Верхнего Египта, иногда ассоциируемый с Анат. Анубис — Бог мертвых, связанный с бальзамированием. Сын Нефтиды и Осириса, отец Кебета. Анубис изображен в виде человека с головой собаки или шакала, несущего посох. Вероятно, он был изначальным Богом Мертвых до того, как эта роль была отведена Осирису, и в это время он стал сыном Осириса. Ануке — Первоначально богиня войны и одно из древнейших божеств Египта, иногда супруга Анхура, бога войны. Она стала ассоциироваться с Нефтидой и, в меньшей степени, Исидой, и в некоторых текстах упоминается как их младшая сестра.
Ранние изображения показывают ее в боевом облачении с луком и стрелами, но она превратилась в Богиню-Мать и заботливую фигуру. Греки ассоциировали ее с Гестией. Апедемак — Бог войны, изображенный в виде льва, первоначально считавшийся выходцем из Нубии. Апеп Апофис — Апеп, небесный змей нападал на солнечную баржу Ра каждую ночь, когда она пробиралась через подземный мир к рассвету. Боги и оправданные мертвецы помогли бы Ра отбиться от змеиного потока. Ритуал, известный как Свержение Апофиса, совершался в храмах, чтобы помочь богам и ушедшим душам защитить баржу и обеспечить наступление дня.
Api-интерфейсы — Божественный Бык, которому поклонялись в Мемфисе как воплощению бога Птаха. Один из самых ранних богов Древнего Египта, изображенный на палитре Нармера около 3150 года до н. Культ Аписа был одним из самых важных и долгоживущих в истории египетской культуры. Аренснуфис — Спутница богини Исиды, которой поклонялись в основном в ее священном месте в Филе. Его изображали в виде льва или человека в головном уборе из перьев. Родом из Нубии.
Асклепий Эскулапий — Богу исцеления греков также поклонялись в Египте в Саккаре и отождествляли его с обожествленным Имхотепом. Его символом, возможно, происходящим от бога Хека, был посох с вплетенной в него змеей, ассоциирующийся в наши дни с исцелением и медицинской профессией, известный как Жезл Асклепия. Ясень As — Бог ливийской пустыни, доброе божество, предоставившее оазис путешественникам. В египетской мифологии она дана в качестве супруги Сету вместе с Анат богиней Нейт. Атон — Солнечный диск, первоначально солнечное божество, которое было возведено фараоном Эхнатоном 1353-1336 до н. Атум Ра — Бог солнца, верховный владыка богов, первый бог Эннеады суд девяти богов , создатель вселенной и людей.
Атум Ра — первое божественное существо, которое стоит на изначальном холме посреди хаоса и использует магические силы Хеки, чтобы создать всех других богов, людей и жизнь на земле. Баал — Бог бури родом из Финикии. Его имя означает «Господь», и он был главным божеством в Ханаане, которому поклонялись только в Египте в более поздний период Нового царства 1570-1069 до н. Баалат Гебал — Финикийская богиня города Библос, божество-защитник, включенное в египетское поклонение благодаря ее связи с папирусом, который пришел из Библоса. Баби Баба — Он был богом мужественности, изображенным в виде бабуина и символизирующим мужскую сексуальность. Ба- Пэф — Бог ужаса, особенно духовного ужаса.
Его имя переводится как «та душа». Он жил в Доме Скорби в загробной жизни и, как известно, причинял страдания царю Египта. Ему никогда не поклонялись в храме, но Культ Ба-Пефа существовал, чтобы помочь умилостивить бога и защитить короля. Бастет Баст — Прекрасная богиня кошек, женских тайн, деторождения, плодородия и защитница домашнего очага и дома от зла или несчастья. Она была дочерью Ра и тесно связана с Хатхор. Бастет была одним из самых популярных божеств Древнего Египта.
Мужчины и женщины одинаково почитали ее и носили талисманы ее культа. Ее так все обожали, что в 525 году до н. Они нарисовали изображения Бастет на своих щитах и гнали животных перед своей армией, зная, что египтяне скорее сдадутся, чем оскорбят свою богиню. Она изображается в виде кошки или женщины с кошачьей головой, и ее главный культовый центр находился в Бубастисе. Летучая мышь — Древняя богиня коров, ассоциирующаяся с плодородием и успехом. Она является одной из древнейших египетских богинь, относящихся к раннему додинастическому периоду около 6000-3150 гг.
Летучая мышь изображается в виде коровы или женщины с коровьими ушами и рогами и, скорее всего, является изображением в верхней части палитры Нармера около 3150 г. Она благословляла людей успехом благодаря своей способности видеть как прошлое, так и будущее. В конце концов, она была поглощена Хатхор, которая приняла ее черты. Бенну — Птичье божество, более известное как Птица Бенну, божественная птица творения и вдохновения для греческого Феникса. Птица Бенну была тесно связана с Атумом, Ра и Осирисом. Он присутствовал на заре творения как аспект Атума Ра , который пролетел над изначальными водами и разбудил творение своим криком.
Впоследствии он определил, что будет включено в создание, а что нет. Она ассоциировалась с Осирисом через образы возрождения, поскольку птица была тесно связана с солнцем, которое умирало каждую ночь и снова вставало на следующее утро. Бес Ага или Бису — Бог деторождения, плодородия, сексуальности, юмора и войны, широко известный как бог карликов. Он является одним из самых популярных богов в истории Египта, который защищал женщин и детей, отражал зло и боролся за божественный порядок и справедливость. Его часто изображают скорее как духа «демона», хотя и не совсем в современном понимании этого слова , чем божество, но ему поклонялись как богу и изображали на ряде предметов повседневного обихода в домах египтян, таких как мебель, зеркала и рукоятки ножей. Его супругой была Таверет, бегемотиха, богиня деторождения и плодородия.
Бес изображен в виде бородатого карлика с большими ушами, выступающими гениталиями, кривоногого и трясущего погремушкой. Он всегда изображен в позе защиты лицом к лицу, наблюдающим за своими подопечными. Осажденный — Женский аспект Бес, вызываемый в церемониальной магии. Будучи богом-защитником, Бес также защищался от темной магии, призраков, духов и демонов. Его женский аспект был призван бороться с этими силами. Изображен в виде бегущего быка.
Пещерные божества — Группа безымянных богов, которые жили в пещерах подземного мира, наказывали нечестивых и помогали душам оправданных умерших. Они упоминаются в Заклинании 168 Египетской книги мертвых и представлены в виде змей или змееподобных. Заклинание широко известно как «Заклинание Двенадцати пещер» и содержит упоминание о подношениях, которые следует оставить для них. Народ Египта оставлял для них чаши с подношениями у пещер. Небесный Перевозчик Граф — хаф — «Тот, Кто оглядывается назад», угрюмый лодочник, который перевозил души оправданных умерших через озеро Лили к берегам рая в Поле Тростника. Храф-хаф был груб и неприятен, и душа должна была найти какой-то способ быть вежливой в ответ, чтобы попасть в рай.
Храф-хаф изображен в виде человека в лодке, голова которого обращена назад. Дедун — Бог-покровитель ресурсов, в частности товаров, поступающих из Нубии. Первоначально нубийское божество. Денвен — Змеиное божество в виде дракона, окруженного пламенем. Он обладал властью над огнем и был достаточно силен, чтобы уничтожить богов. В Текстах пирамид он пытается убить всех богов своим огненным дыханием, но его одолевает дух мертвого царя, который спасает творение.
Дуамутеф — Один из Четырех Сыновей Гора, бога-покровителя канопского сосуда, содержащего желудок. Он правил востоком, имел облик шакала, и за ним присматривала богиня Нейт. Они были известны как Великая Эннеада. В Гелиополисе также почиталась Небольшая Эннеада второстепенных божеств. Феткет — Дворецкий бога солнца Ра, который подавал ему напитки, бог-покровитель барменов. Поле предложений — Область загробной жизни, посвященная Осирису, расположенная на западе.
В некоторых надписях оно синонимично Полю Тростника. Поле тростника — Египетский рай в загробной жизни, в который душа была допущена после успешного прохождения суда и оправдания Осирисом. Это было прямым отражением жизни человека на земле, где он продолжал наслаждаться всем, как и прежде, но без болезней, разочарований или угрозы смерти. Сорок Два Судьи — Сорок два божества, которые вместе с Осирисом, Тотом и Анубисом вершили суд над душой в загробной жизни. Четыре сына Гора — Четыре божества, Дуамутеф, Хапи, Имсет и Кебехсенуеф, которые присматривали за внутренностями или мертвыми в четырех канопах, помещенных в гробницу. У каждого была своя главная точка, которую нужно было охранять, свой собственный внутренний орган, который нужно было защищать, и за каждым присматривала определенная богиня.
Гэб — Бог земли и растущих вещей. Геб — сын Шу и Тефнут, муж Нут, неба. Генген Вер — Небесный гусь, чье имя означает «Великий гудок». Он присутствовал на заре творения и охранял или откладывал небесное яйцо, содержащее жизненную силу. Он — бог-защитник, которому поклонялись очень рано в истории Египта. Последователи Генгена Вера отождествляли себя с его защитными атрибутами и носили талисманы, напоминающие им об уважении к жизни и почитании земли.
Ха — Бог-защитник, Повелитель Западных пустынь, также известный как Повелитель ливийцев. Он был богом пустыни к западу от Египта, сыном бога Иау, который, вероятно, также был богом пустыни. Ха обеспечивал защиту от ливийцев и открывал оазисы для путешественников в пустыне. Изображен в виде сильного молодого человека со знаком пустыни над головой. Хапи — Бог плодородия, бог нильского ила, связанный с наводнением, из-за которого река вышла из берегов и отложила богатую землю, на которую фермеры полагались для своих посевов. Хапи был очень древним богом, чье имя, возможно, первоначально произошло от реки, и который был олицетворением реки во время наводнения.
Он изображен как мужчина с большой грудью и животом, символизирующими плодородие и успех. Счастливый — Также известный как Хапи, бог-защитник, один из Четырех Сыновей Гора, который защищал канопу, содержащую легкие. Он правил севером, имел облик бабуина, и за ним присматривала Нефтида. Хардедеф — Сын царя Хуфу также известного как Хеопс, 2589-2566 до н. Работа была настолько блестящей, что считалась работой бога, и он был обожествлен после смерти. Харорис — Греческое название небесного аспекта Гора Старшего также известного как Гор Великий, который появился в земном царстве в виде сокола.
Изображен в виде молодого крылатого мальчика, приложившего палец к губам. В Греции его почитали как бога тайн, молчания и конфиденциальности. Хатхор — Одно из самых известных, популярных и важных божеств Древнего Египта. Она была дочерью Ра и, в некоторых историях, женой Гора Старшего. Очень древняя богиня, она была послана Ра, чтобы уничтожить человечество за их грехи. Другие боги умоляли Ра остановить ее уничтожение до того, как ни один человек не сможет извлечь выгоду из этого урока.
Затем Ра приказал выкрасить чан с пивом в красный цвет, чтобы оно напоминало кровь, и поставить его в Дендере, которую выпила Хатхор в своей жажде крови. Она заснула и проснулась как доброжелательная богиня, которая была другом для всех. Она была богиней-покровительницей радости, вдохновения, праздника, любви, женщин, женского здоровья, родов и пьянства. Одно из ее имен — «Леди пьянства». Считалось, что она жила в платанах, и поэтому ее также называли «Леди Платана». В загробной жизни она помогала направлять души умерших в рай и была одним из божеств на борту солнечной баржи Ра, защищавшей ее от Апепа.
Она также ассоциируется с благодарностью и благодарным сердцем. Греки ассоциировали ее с Афродитой. Она изображается в виде коровы или женщины с головой коровы и произошла от более ранней богини Летучей мыши. Ее характеристики позже были в значительной степени поглощены Исидой. Она представляла руку, активную часть верховного бога Атума Ра. Хатмехит Хатмехит — Она была богиней рыб, которой поклонялись в районе дельты Мендеса.
Ее имя означает «Первая из Рыб». Она возникла из тотемного символа нома провинции региона вокруг Мендеса, который представлял собой рыбу. Хаурун — Бог-защитник, связанный с Великим Сфинксом Гизы. Первоначально он был ханаанским богом, связанным с разрушением, который посадил дерево смерти. Когда его привезли в Египет ханаанские и сирийские рабочие и торговцы, он превратился в бога исцеления. Его связь со Сфинксом Гизы происходит от этих иностранных рабочих, которые верили, что Сфинкс олицетворяет Хаурун, и построили святилище своему богу перед статуей.
Он известен как «Победоносный пастух» за популярное заклинание, произносимое от его имени для защиты перед охотой. Хедетет — Богиня скорпионов и защитница от их яда, ранняя версия Серкета. Хех и Хаухет — Бог и богиня бесконечности и вечности. Хех был изображен в виде лягушки, а Хаухет — в виде змеи. Их имена означают «бесконечность», и они были одними из первых богов Огдоады. Гекет Heket — Богиня плодородия и деторождения, изображаемая в виде лягушки или женщины с головой лягушки.
Ей поклонялись в период Древнего Царства около 2613-2181 гг. Ее воспитательные качества позже были поглощены Исидой. Хека— Один из древнейших и важнейших богов Древнего Египта. Он был богом-покровителем магии и медицины, но также был изначальным источником силы во вселенной. Он существовал до богов и присутствовал в акте творения, хотя в более поздних мифах он рассматривается как сын Менхета и Хнума и часть триады Латополиса. Он изображен в виде человека с посохом и ножом, а врачи были известны как жрецы Хеки.
Магия была неотъемлемой частью медицинской практики в Древнем Египте, и поэтому Хека стал важным божеством для врачей. Говорили, что он убил двух змей и вплел их в посох как символ своей власти; этот образ на самом деле заимствованный у шумеров был передан грекам, которые связали его со своим богом Гермесом и назвали кадуцей. В наши дни кадуцей часто путают с Жезлом Асклепия в иконографии, связанной с медицинской профессией. Херышаф — Бог плодородия, изображенный в виде человека с головой барана. Он — древний бог, восходящий к Раннему династическому периоду около 3150-2613 гг. Позже он был связан с Атумом Ра и Осирисом, которые впитали его качества.
Хесет — Богиня еды и напитков, связанных с пивом и наслаждением. Она была древней богиней Египта, изображаемой в виде коровы с подносом с едой на рогах и молоком, свободно вытекающим из ее вымени. Пиво называли «молоком Хесета». Позже она была поглощена Хатхор. Она была частью Триады Гелиополиса вместе с Мневисом и Анубисом. Хетепес-Сехус — Олицетворение Глаза или Ра, который появляется в загробной жизни в образе богини кобры и уничтожает врагов Осириса.
Она изображена в компании крокодилов. Гор — Древний птичий бог, который стал одним из самых важных божеств в Древнем Египте. Связанный с солнцем, небом и властью, Гор стал связан с царем Египта еще во времена Первой династии около 3150-2890 гг. Хотя имя «Гор» может относиться к ряду птичьих божеств, оно в основном обозначает двух: Гора Старшего, одного из первых пяти богов, рожденных в начале творения, и Гора Младшего, который был сыном Осириса и Исиды. После роста популярности мифа об Осирисе Гор Младший стал одним из самых важных богов в Египте. По сюжету, после того, как Осирис был убит своим братом Сетом, Гора воспитывает его мать в болотах Дельты.
Когда он достигнет совершеннолетия, он сразится со своим дядей за королевство и победит, восстановив порядок на земле. Цари Египта, за некоторыми исключениями, все связывали себя с Гором при жизни и с Осирисом после смерти. Царь считался живым воплощением Гора, и через него бог дал все хорошее своему народу. Обычно он изображается в виде человека с головой ястреба, но представлен множеством различных изображений. Его символы — Глаз Гора и ястреб. Ху — Бог произнесенного слова, олицетворение первого слова, произнесенного Атумом Ра на заре творения, которое привело все к бытию.
Связан с Сией и Гекой. Сиа олицетворяла сердце, Ху — язык, а Хека — их основную силу, которая давала им их силу. Ху часто рассматривается как олицетворение силы Хеки или Атума и изображается в погребальных текстах, направляющих душу в загробную жизнь. Иа Да — Бог Луны, который занимает видное место в египетском календаре. В истории сотворения мира Атум возмущен интимными отношениями между Гебом землей и Нут небом и поэтому разделяет их, заявляя, что Нут не может рожать своих детей ни в один день года. Появился бог Тот и играл с Иа в течение пяти дней при лунном свете.
Он выиграл и разделил часы лунного света на дни, в которые, поскольку они не были частью дней года, установленных Атумом, Нут могла рожать. Египтяне регулировали свой календарь этими пятью магическими днями. Иах в конце концов был поглощен богом Хонсу. Иабет — Богиня плодородия и возрождения, известная как «Она с Востока» и иногда ассоциируемая с Аменет «Она с Запада». Иабет руководил восточными пустынями и со временем стал их олицетворением. Она также была известна как «Очистительница Ра», которая купала солнце до того, как оно появилось на рассветном небе, и олицетворяла свежесть утреннего солнца.
В конце концов она была поглощена Исидой. Ихи — Бог музыки и радости, в частности музыки систрума. Сын Хатхор и Гора Старшего. Ему поклонялись вместе с Хатхор в Дендере и призывали на праздниках. Его рождение отмечено в настенных надписях в родильных домах в Дендере в убеждении, что радость и музыка должны приветствовать детей на земле при их рождении. Изображен в виде ребенка с систрумом.
Имхотеп — Визирь короля Джосера около 2670 года до н. Он жил примерно в 2667-2600 годах до н. Его имя означает «Тот, Кто приходит с миром», и после его смерти он был обожествлен как бог мудрости и медицины. Греки отождествляли его с Эскулапом и призывали в заклинаниях для исцеления. Его медицинские трактаты утверждали, вопреки общепринятому мнению, что болезнь имеет естественное происхождение, а не является наказанием богов. Он правил югом, имел облик человеческого мужчины, и за ним присматривала Исида.
Ипи — Богиня-мать, ассоциируемая в некоторых текстах с матерью Осириса, также известная как Опет и «Великая Опет». Она изображается в виде бегемота или комбинации бегемота, крокодила, человеческой женщины и льва, чаще всего с головой льва, телом бегемота, человеческими руками, львиными лапами.
Фивы, где впоследствии был вытеснен с ведущего места в культе Амоном. Мут, египетская богиня собственно «мать» — древнеегипетская богиня, царица неба, второй член фиванской триады Амон-Мут-Хонсу , богиня-мать и покровительница материнства. Первоначально отождествлялась с Нуанет из «Восьмерки богов». Со временем Мут сама стала выступать в образе богини-творца. Во времена возвышения культа бога Амона она становится матерью, супругой и дочерью Амона. Изображалась с грифом на голове и двумя египетскими коронами.
Нейт — древнеегипетская богиня, чтившаяся как создательница мира, покровительница охоты и войны в г. Культ Нейт также был распространён у ливийцев. Нефтида — Ее имя по-египетски произносится как Небетхет, рассматривалась одними авторами как богиня смерти, а другими — как аспект Черной Исиды. Нефтиду также иногда называли Владычицей Свитков и приписывали ей авторство скорбных песнопений и других гимнов. Несмотря на связь с Нижним Миром, Нефтида носила титул «Богини творения, которая живет во всем». Её также считали богиней сексуальности и женским аналогом вечно возбужденного бога Мина. В Мендесе, в регионе нильской дельты, её чтили как богиню врачевания. Изображалась в образе женщины с иероглифом своего имени на голове дом со строительной корзиной наверху.
Нехбет — богиня древнейшей столицы Верхнего Египта г. Нехен Иераконполь , изображавшаяся в облике коршуна. Кроме этого изображалась в виде женщины с коршуном на голове и белой короной Верхнего Египта. С I династии вместе с богиней Уаджит считается покровительницей царя единого Египта; в Новое царство чтится как божество, помогающее при родах. Изображалась в виде небесной коровы, а также в виде женщины, простирающейся по всему горизонту и касающейся земли кончиками пальцев рук и ног, часто вместе с Гебом, лежащим внизу. Образ прекрасной Небесной Коровы относится не к тому «нижнему небу», воздушному пространству, по которому плывут облака его олицетворял Шу , а к более высокой и отдаленной сфере звезд, которую со времен античности принято называть космосом. В этом контексте приобретает смысл название Млечный Путь для звездной полосы, в виде которой предстает перед обитателями Земли наша Галактика. Образ Космической Коровы восходит к далекой древности.
В Текстах пирамид встречаются фразы: «Звезда плывет по океану под телом Нут» каким бы ни было тело Нут, но оно явно отождествляется с Космосом, а океан — возможно, с воздухом или даже сферой звезд. Огдоада греч. Включала четыре пары мужских и женских божеств, олицетворявших первичный океан Нун и Наунет , пространство Хух и Хаухет , тьму Кук и Каукет , «невидимое», то есть воздух Амон и Амаунет. Мужские божества изображались в образе или с головами лягушек, женские — змей. Возникновение этих божеств было тождественно возникновению из хаоса разделенного на стихии мира. На картинке четыре бога из восьми. Осирис — древнеегипетский бог, с воскресением которого после смерти убийства злым братом Сетом был связан его аспект владыки загробного мира, проявившийся в его иконографии как помещенной на престол мумии. Центр культа с конца III тыс.
Птах — древнеегипетский бог, сотворивший всех остальных богов и мир своим магическим словом называя имена всего сущего. Чтился в г. Мемфис в образе человека, все тело которого скрыто под особой одеждой. Ра др.
А вот Геб у египтян прочно ассоциировался с землёй, и когда та сотрясалась, считали, что именно этот бог вызывает землетрясения своим смехом. Египетская богиня Нут в человечьем обличии Третий миф, также связанный с божеством солнца, гласит, что когда Ра правил миром, он постановил: «Нут не должна рожать ни в один день года! В то время в году было всего 360 дней. В отчаянии богиня обратилась за помощью к Тоту, богу мудрости, который в это время забавлялся с Хонсу, богом Луны. Тот объяснил Нун, что один лишь Хонсу мог соперничать со светом Ра и вступал с богом Солнца в ожесточённую борьбу. Однако, Хонсу стал проигрывать и отдавал Нут частицу своего лунного света.
Многочисленные поражения бога Луны сыграли на руку богине Неба - она смогла прожить ещё пять дней, а также забеременела от Геба. Богиня Нут глотает солнце, которое путешествует сквозь её тело ночью, чтобы вновь родиться утром Поскольку эти пять дней не входили в установленный богом Солнца год, Нут смогла родить своих детей , которых было также пятеро: Осириса - бога плодородия, позже - правителя богов, а затем - бога мертвых, Гора - бога войны, Сета -бога раздора и пустыни, Исиду - богиню магии и Нефтиду - богиню воды. Когда бог Солнца Ра узнал об этом, то был в ярости и навсегда разлучил Нут с ее мужем Гебом, что поручил сделать их общему отцу Шу. Четвёртый миф, также связанный с Ра, богом Солнца, изложенный в "Книге Небесной Коровы", сообщает нам о том, что Космическая Корова Нут по совету бога первозданных вод хаОса Нуна поднимала на себе престарелого и усталого бога Солнца в небесную высь. Но тут богине Неба внезапно стало плохо - у неё закружилась голова, а ноги задрожали и подкосились. И тогда сонм из восьми египетских богов по просьбе бога Ра встали у ног богини, чтобы поддержать её. Отец Шу держал её живот, руки - два воплощения бога Хеха олицетворения бесконечности, бескрайнего пространства с головами баранов. Внизу распростёрся бог земли Геб — брат и муж Нут. А собрал их всех бог Нун. В таком виде предстаёт перед нами Нут в одном из наиболее выразительных рисунков.
У него есть свои особенности. Бог Ра изображён не сидящим на спине Нут, а плывущим в лодке Атет под телом Нут лодка расположена под звёздной полосой. На голове Ра — солнечный диск, хотя и он, и боги показаны в образе людей. Египетские божества поддерживают Нут, богиню неба Нут была богиней видимого неба, поэтому древние египтяне изображали её на четвереньках, выгнув спину вверх в «покрывающем» положении, охватывающем полусферу видимого неба. Под ней лежит ее брат и муж Геб, таким образом имитируя землю. Так Нут «покрывает» своим присутствием остальную часть неба, которая не видна с земли. Считалось, что в ночное время ее тело было покрыто звездами, которые становились видимыми на ее теле. Изображения богини Нут можно встретить и на саркофагах, в виде женщины с крыльями, распростертыми на груди умершего с целью его защиты: Изображение богини Нут на крышке гробницы Сема-тави-иирдиса Египтяне представляли руки и ноги богини Нут столпами неба, а каждую из ее конечностей - индикаторами четырех сторон света. Примечательно, что древние египтяне создали первый сборник астрономических текстов, известных как «Основы хода звезд» или «Книга Нут». Это - важная коллекция древнеегипетских астрономических текстов, возможно, самая ранняя из нескольких других подобных текстов, датируемая как минимум 2000 годом до нашей эры.
Нут, будучи богиней неба, играет главную роль в «Книге Нут». В тексте также рассказывается о различных других божествах неба и Земли, таких как звездные божества, включающие в себя также и 36 групп звёзд - деканов. В документах также рассматривались циклы движения звёзд. Ра - бог Солнца Отдельно хочется сказать про Ра, бога Солнца. Что мы вообще о нём знаем? Мифы об этом едва ли не главном божестве Египта возникли не на пустом месте. Как известно, Солнце — податель жизни, управляющий созреванием урожая, который возделывал человек. Из-за животворящих качеств этого светила древние египтяне поклонялись солнцу как богу, оно олицетворяло саму Жизнь, тепло и рост. Ежедневное движение Солнца с востока на запад, его восход и закат, смена дня и ночи в глазах древнего египтянина служили ещё и метафорой возрождения и жизненного цикла самого человека - от рождения до глубокой старости и смерти. Вездесущее солнце в местности, которая в основном представляла собой сплошную пустыню, также может объяснить интерес ранних египтян к солнечным концепциям.
А солнечных божеств в Древнем Египте было предостаточно. Первым богом солнца стал Атум, который и положил начало творению мира по мифам из Гелиополиса, но его роль в том была мимолётна. Этот бог олицетворял собой "вечернее солнце", заходящее на западе, то есть - закат. Его изображали как старика, опирающегося на посох. Хепри, египетский бог восходящего солнца У восхода Солнца в египетской мифологии также имелся свой бог - Хепри также известный как Хепера , Хепер , Хепра , Чепри. Он именовался "утренним солнцем". Изображался он с лицом жука- скарабея, символизировавшего у египтян созидательную силу Солнца и возрождение в загробном мире. Движение жука- скарабея с шариком навоза с востока на запад символизирует движение Солнца на небосводе. Считается, что Хепри появился на свет так же, как молодой жук-скарабей выходит из своего навозного комка полностью сформировавшимся. Подобно тому, как личинки навозного жука, которые вылупились в отложенных им яйцах внутри комка, выходят из него полностью сформированными особями и считаются созданными из небытия, так и солнце, согласно верованиям древних египтян, возрождается или создается из ничего богом Хепри.
Но, в отличие от других солнечных божеств Египта, Хепри являлся одноразовым божеством и стоял рангом ниже них, а посему не удостоился собственного святилища, и даже культа в честь него в Египте не существовало. В конце концов, этот бог был незаслуженно позабыт и полностью слился с другими божествами, такими как Атум и Ра. Но всех их затмил собой именно Ра, которому было суждено стать одним из главных божеств Египта и даже сотворить мир. В египетской мифологии существовало много разных версий появления солнца, но все сходятся в одном: оно вышло прямо из кургана или из цветка лотоса, выросшего из кургана, в форме цапли, сокола, жука-скарабея или даже человеческого ребенка. Так, по мифам Огдоады вообще выходит, что первозданный и бесконечный хаос Нун и Хух вступил в борьбу с воздухом ветром Амоном, тьмой и светом Кек и Каукет , это породило чудовищный взрыв, в результате чего и возникло солнце Ра. Но есть и другие версии. Как гласит текст гробниц периода Нового Царства, в начале времен, когда не было ничего, кроме хаоса, бог Солнца существовал один в водной массе Нун, заполнявшей вселенную, и среди этого первобытного хаоса возник Бенбен, пирамидальный курган. Бог Ра, «более великий, чем произведший его, и более древний, чем родившие его», возник из хаоса на том месте, где впоследствии воздвигли город Гермополь, и здесь, после победы над силами мрака, повелел своим словом воссиять свету из цветка лотоса. Здесь Ра действует исключительно как самостоятельное божество. Бог Ра В другом мифе, где история сотворения мира сосредоточена на фигуре Атума, Ра выступает чуть ли не его помощником и появляется из цветка лотоса: «Я — Атум, когда он был один в Нуне, я — Ра, когда он рассветал, когда он начал править тем, что он создал».
В этом отрывке рассказывается о том, как Атум создал все в человеческой форме из хаоса и как Ра затем начал править Землей, где сосуществовали люди и божественные существа. Он лично создал Шу, бога воздуха, и богиню влаги Тефнут. Братья и сестры символизировали два универсальных принципа человека: жизнь и справедливость. Считалось, что бог Ра создал все формы жизни, вызвав их к существованию, произнеся их тайные имена. В некоторых источниках люди были созданы из слез и пота Ра. Другие мифы утверждают обратное, что в этом был замешан Гека или Хека - египетский бог магии. В отличие от "каноничного" пантеона богов, у Геки вообще не было ни культа, ни ритуального поклонения, ни храмов за исключением позднего периода Древнего Египта, 525-323 гг. Он упоминается в основном в медицинских текстах, магических заклинаниях и из-за этого был отнесен к сфере суеверий, а не религиозных верований. В Греции из-за дара целительства был отождествлён с Асклепием, сыном Аполлона который раньше выполнял функции солнечного божества, пока его не заменил Гелиос. Согласно третьему мифу творения, Ра появился на свет из яйца, которое снёс гусь - Великий Гоготун или «Великий кудахтатель».
Четвёртая версия гласит, что Ра появился с востока в облике жука-скарабея Хепри раньше это были два разных бога, но их позже объединили , катящего перед собой Солнце. И, наконец, ещё один вариант мифа повествует, что Ра сотворил сушу, спустившись на землю в виде сокола. Почему именно сокола, спросите вы? Дело в том, что в Египте эта птица, а точнее - сапсан, символизировал собой царскую власть и отождествлялся с фараоном. Египтяне верили, что "его взор парализует птиц так же, как лик фараона - врагов его". Впрочем, бог Солнца Ра был не единственный в пантеоне богов, кто изображался в виде сокола или человека с соколиной головой. Его легко можно было спутать с богом Гором известным, как Гор-Старший, аллегория с которым сложилась из-за небесной высоты, куда мог добраться этот хищник , богом войны Монту его соколиная голова увенчана двумя страусиными перьями , Сокаром - богом мёртвых и Херишефом с коронами-символами Верхнего и Нижнего Египта. Согласно мифам, после сотворения мира Ра воцарился над ним, и это время было золотым веком человечества. Поскольку он - бог Солнца, считался источником жизни, то имел первостепенное значение для древних египтян. Бога Ра повсеместно чтили, почти вытеснив других имеющихся богов на его фоне, и со временем это привело к тому, что богу Солнца даровали титул "царя богов", который прежде носил бог Нун, и тот уподобился земным фараонам.
Начиная с Четвёртой династии периода Древнего царства все последующие правители Египта всерьёз воспринимались воплощениями бога Солнца и называли себя «Сыновьями Ра». На рельефе бог Ра слева и один из фараонов. Далее мифы рассказывают, что У Ра было три дочери: Бастет, Сехмет и Хатхор она же была и его супругой. Все они составляли так называемый мстительный аспект бога - Око Ра. Как мы уже сказали выше, Сехмет была жестокой и послана Ра на землю, чтобы убивать людей, предавших её отца, но не смогла остановиться, пока боги хитростью не опьянили её. Успокоившись, Сехмет стала более доброй и всепрощающей богиней Хатхор, а также могущественным воином и защитником, а Бастет, изображавшаяся в виде кошки, изображалась нежной и заботливой. Хотя, стоит рассказать про богиню Хатхор чуть подробнее. Когда-то Сехмет и Хатхор были одним и тем же божеством, но позже египтяне их разъединили и дали им разные роли. Есть даже один миф, где Хатхор принимала участие при сотворении мира в качестве персонификации Руки Атума, когда родившийся из хаоса бог-творец Атум внезапно стал.... Хотя, есть версия, что этой самой Рукой была другая египетская богиня - Небет-хетепет или Небететепет , что означает "Леди подношения" или "Удовлетворённая леди".
С развитием культа бога Солнца, Хатхор стала не только дочерью, но и верной спутницей Ра, когда тот разъезжал по небу в солнечной колеснице. Ее обычно называли «Золотой», имея в виду сияние солнца, а в текстах из ее храма в Дендере говорится, что «ее лучи освещают всю землю». Хатхор, дочь и супруга бога Ра Другой миф утверждает, что древние египтяне представляли себе небо как водоем, по которому плавал бог Солнца Ра, и связывали его с теми первобытными водами Нун, из которых в начале времен появилось солнце. Эту космическую богиню-мать часто изображали в виде коровы. Так, "Коровья богиня" Мехет-Верет родила бога Солнца и поместила его между своими рогами. Затем в виде коровы египтяне изображали богиню звёздного неба Нут. А после периода Древнего Царства эту фигуру заменила собой и Хатхор, которая производила на свет бога Солнца Ра каждый рассвет и с закатом поглощала его. В образе коровы с солнечным диском между рогами Хатхор также символизировала собой материнство, особенно когда ее изображали кормящей фараона: Вообще, культ быка для египтян - явление обыденное. В виде коровы также изображалась богиня Хесат, которая первая вскормила фараона своим молоком и была названа матерью Анубиса. Последних двух разберём поподробнее.
Мневис известный также как как Мер-вер или Нем-вер - это отдельное божество, которое изображалось человеком с головой быка и слилось с Атумом-Ра, после чего стал обозначать солнечный аспект бога Ра. Хотя раньше не был с ним связан. Культ Мневиса был широко распространён в Гелиополе, а наложницами бога стали Исуаасет, предполагаемая супруга Атума и Хатхор - в образе коров. Что касается Аписа Хаписа , то изначально это было священное животное города Мемфиса. Его жители считали быка воплощением бога Птаха, он символизировал плодородие, а также отважное сердце, огромную силу и боевой дух фараона. А египтяне, жившие в Гелиополе, позаимствовали Аписа себе и назвали его отцом Мневиса. После ритуалов погребения быков, которые регулярно проводились в Египте, Апис стал восприниматься как защитник умерших и тесно был связан с фигурой бога Осириса. Его даже называли теперь Осорапис или Асер-хапи. Это произошло после смерти Александра Македонского, когда его генерал Птолемей предпринял усилия по интеграции египетской религии с религией новых эллинских правителей. Им позарез нужно было божество, которое могло бы завоевать уважение обеих групп, несмотря на проклятия египетских религиозных лидеров в адрес божеств предыдущих иностранных правителей т.
Сета, восхваляемого гиксосами. Амон не подходил на эту роль, так как в Нижнем Египте не снискал такой популярности и почёта, как в Верхнем. Выбрали в итоге Аписа и сделали его похожим на Минотавра в головном уборе фараона. Но греки не любили богов с головами животных, и поэтому в своём новом воплощении Апис был полностью лишён "бычьих" черт и обзавёлся головой Аида, бога подземного царства. Статую назвали «Сераписом» - это была эллинизированная форма имени Осириса, с которым некогда египетского священного быка полностью отождествили. Кстати, это имя созвучно и с титулом вавилонского божества воды Эа шумерского Энки - "Серапси", что означает "царь глубин". Во время колонизации завоеванного Египта греческие и римские авторы много рассказывали об Аписе, о знаках, по которым узнавали черного теленка, о способе его зачатия лучом с небес, о его доме в Мемфисе, способе предсказания его действий, его смерти, а также объявленного в стране траура, его дорогостоящих похорон и ликования по всей стране, когда был найден новый Апис. Но вернёмся к истории богини Хатхор. Иногда быка Аписа египтяне изображали с символом солнечного диска его матери Хатхор между рогами, что было одним из немногих божеств, когда-либо связанных с ее традиционным символом - анк. Египетский бог Мневис Про то, как богиня Хатхор стала супругой Ра, повествует миф Позднего периода с 664 г.
Египетской цивилизации. В нём богиня Хатхор , составляющая мстительный аспект Ока Ра, восстаёт против Ра и выходит из-под контроля. Она свободно неистовствует в чужой стране - либо в южной части Нубии, либо Ливии, что располагается к западу от Египта. Ослабленный потерей своего Ока, Ра посылает другого бога - Тота, чтобы вернуть дочь назад.
В I тыс. Уаджит др. Пе-Деп греч. Олицетворяя мощь фараона, чтилась в виде кобры-урея, украшавшего с эпохи Древнего царства его венцы. Хапи — древнеегипетский бог, олицетворяющий разлив Нила. Изображался тучным человеком, держащим в руках сосуды с льющейся из них водой. Из-за его плодородной природы, Хапи иногда считали «Отцом богов», так же он считался заботливым отцом, который поддерживал космос в равновесии. Хатхор др. Изображалась в образе коровы, позднее — женщины с коровьими рогами; центр культа — г. Хнум — древнеегипетский бог-творец, создавший на гончарном круге человечество и лепивший людей при их рождении. Также был хранителем Нила. Центр культа — остров Элефантина и г. Эсне на юге Египта. Изображался в образе барана либо человека с головой барана с закрученными рогами. Иногда отождествлялся с Тотом, отчего его называли «писцом правды». Также считался богом-целителем. Он почитался Рамессидами. Изображался в виде человека с лунным серпом и диском на голове, а также с головой кобчика сокол и с теми же лунными признаками. Хор Гор — бог неба, царственности и солнца; живого древнеегипетского царя представляли воплощением бога Хора. Его главный противник Сет. Включал две ипостаси: так называемый Хор Старший — сын и защитник Ра, чтимый в образе сокола либо крылатого солнечного диска в ипостаси, чтимой в г. Бехдете; другой центр культа — г. Эдфу ; сын Исиды, зачатый ею от мертвого Осириса, принявший его власть над миром и отомстивший Сету за убийство отца. Шу — египетское божество воздуха, сын Атума, брат и муж Тефнут. После отождествления Атума с Ра считался сыном Ра. При мироздании Шу поднял небо — Нут — от земли — Геба и поддерживал его затем простертыми руками. Шу — бог воздушного пространства, озаряемого солнцем; впоследствии он получил характер божества палящего полуденного солнца. Эннеада греч. Гелиополе и включавшая его и несколько поколений произошедших от него богов. В ее рамках из первоначального хаоса «воссуществовал» бог Ра, оплодотворивший сам себя и создавший бога воздуха Шу и богиню влаги Тефнут; от них происходят бог Земли Геб и богиня неба Нут; от них — боги Осирис и Исида, Сет и Нефтида. Цель этой системы — включить распространившийся в конце III тыс. Ях — древнеегипетский бог луны полумесяца , чтившийся в г. Гермополь наряду с Тотом. Священное животное — павиан.
Бог солнца в Египте, 4 буквы
Несколько египетских текстов предполагают, что вода окружала Храм Бастет с трех из четырех сторон, образуя озеро, известное как Ишеру. Оно напоминало озеро, окружающее храм богини-матери Мут в Фивах. По мифам, Мут считалась одной из богов-творцов мира и матерью Амона, бога-покровителя фараонов. Её величали «Госпожа Небес, Хозяйка всех богов».
Мут также появлялась в виде божества-львицы, подобно Бастет, Маахесу и Сехмет. Египетская богиня -мать Мут Египетский миф о происхождении кошек повествует о том, что пылкая и гневная львица однажды была охлаждена водой озера возле храма богини Бастет, из-за чего и превратилась в нежную кошку и поселилась в храме навсегда. Когда домашняя любимица умирала, хозяева погружались в траур и при погребении кошки бальзамировали ее, как человека.
Так, на древнеегипетском кладбище Бени-Хасан позже обнаружили сотни тысяч кошачьих захоронений, что указывало на широкую распространенность культа Бастет. Статуя египетского бога Птаха Птаха изображали на статуях или стенах гробниц держащим посох, сочетающий в себе три могущественных символа древнеегипетской религии: Скипетр "уас" - амулет и изначально - символ власти или господства егип. Знак жизни - "Анкх" - символизирует силу богов поддерживать жизнь и возрождать души умерших в загробном мире.
По верованиям египтян, жизнь — это сила, циркулирующая по всему миру. Она возникла при Сотворении мира, и циклические события, такие как восход и заход солнца, считались реконструкцией первоначальных событий творения, которые поддерживали и обновляли жизнь в космосе. Таким образом, поддержание жизни было центральной функцией божеств, которые управляли этими природными циклами.
Это - символ того, что боги дали жизнь ему и всему народу Египта, который он представлял. Столп Джед - это колонна, символизирующая стабильность. Первоначально это был столб, связанный с культом плодородия, сделанным из тростника или снопов.
Затем его стали использовать как амулет и класть в гробницу, что должно было обеспечить воскрешение мертвых. Скипетр "Уас" Анкх Джед Миф о сотворении мира богом Птахом в Мемфисе сохранился в единственном документе, известном как Камень Шабака, который сейчас хранится в Британском музее. Текст, начертанный на этом памятнике, повествует о том, как король Шабака, нубийский фараон 25-й династии Египта 705—690 гг.
Понимая, насколько важен поврежденный документ, Шабака якобы приказал заново высечь слова на камне, чтобы сохранить их. Монарх сообщил, что именно Птах был первым из египетских божеств, кто сотворил мир посредством слова и силы мысли. Согласно мифу, текст был такой: «Зрение, слух, дыхание — они сообщают сердцу, и оно вызывает всякое понимание.
Что касается языка, то он повторяет то, что задумало сердце. Так родились все боги и завершилась его Эннеада. Ибо каждое слово бога произошло по тому, что задумало сердце и повелел язык».
Надпись на камне Шабака, посвящённая богу-творцу Птаху Камень Шабака, базальтовая плита с надписью «Мемфисское богословие». Позже камень использовался в качестве жернова, что объясняет некоторые повреждения его поверхности А вот в городе Гермополе его старое название было Кхемну, или «Восьмой город», а новое появилось из-за отождествления греками богов Тота и Гермеса сложилась другая версия сотворения мира. В отличие от верований жителей Мемфиса, в этой системе нет фигуры бога-творца.
Вместо неё изначально фигурировало восемь божеств, составлявших четыре пары. Они были известны как великая Огдоада периода Древнего Царства ок. Согласно этой концепции, боги Наунет и Ну олицетворяли первобытные воды хаоса, боги Хух и Хухнет - его бесконечность, а Кек и Каукет - тьму, присутствующую внутри него.
Амон и Амонет - непознанное и духовность, в отличие от осязаемого мира живых. Первобытные воды хаоса сами по себе были частью процесса творения мира, а боги были разделены на мужские и женские группы, которые изображались земноводными и рептилиями бог-мужчина был лягушкой, а богиня- женщина змеёй. Считалось, что эти две группы божеств в конечном итоге сошлись друг с другом, что привело к большому перевороту, в результате которого и образовался пирамидальный курган Бенбен.
Из него появилось солнце, которое поднялось в небо, чтобы осветить мир. Но эта модель сотворения мира весьма устаревшая. Огдоада на рельефе римского храма В городе Эсне располагался один из египетских храмов, на стенах которого было написано, что мир был сотворён свирепой богиней Нейт.
Её описывали как «Богиню-Деву-Матерь», ибо она, не имея мужа, сперва породила Нун - землю из первобытных вод хаоса, а затем стала матерью Ра - бога Солнца и змея Апепа. Все, что она задумала в своем сердце, воплощается в жизнь, включая все тридцать божеств египетского пантеона. Каких именно, Вы скоро узнаете.
Египетская богиня Нейт, первотворица, несущая символы богини войны: скрещенные стрелы и щит на голове, анк и скиперт уас Говорят, что как богиня творения и ткачества, Нейт ежедневно переплетала мир на своем ткацком станке, став таким образом прототипом греческих Мойр, богинь Судьбы. Египетского бога Хнума обычно изображали с головой барана. Есть и такая версия, что первобытными водами хаоса был вовсе не Нун, а божество неба - Мехет-Верет или Мехтурт , которое обычно изображается в виде коровы с солнечным диском между рогами.
Мехет-Верет прежде всего известна как «Небесная корова» или «Коровья богиня» из-за ее физических характеристик, также она вносит свой вклад тем, что каждый день рожала солнце метафорой которого был бог Ра и является причиной того, что мир не погрузился во тьму. Мехет-Верет, богиня сотворения мира и бога солнца Ра Типичным материнским образом она защищает своего сына Ра и держит его рядом с собой. Также Мехет-Верет давала свет посевам тех, кто ей поклонялся, а также вызывала ежегодный разлив реки Нил, который удобрял посевы водой.
Считалось, что эта богиня была и олицетворением Млечного Пути, и даже ранней богиней Возрождения, ибо египтяне верили, что дневное светило - солнце - часто умирало и воскресало вновь, а Мехет-Верет была была ответственна за то, чтобы забрать бога Ра в подземный мир или ночь из-за наступления темноты, а затем снова вернуть его в мир на следующий день. Также матерью-прародительницей египетского мира считалась и богиня-мать Мут, которая была также эпитетом богини Наунет, связанной с первозданными водами хаоса. Посредством партеногенеза Мут породила мир, но другие источники мифов приписывали ей в мужья бога-творца Амона.
Хотя ее последователи считали Мут матерью всего на свете, ее почитали как мать бога Луны Хонсу и Монту, древнего египетского бога-покровителя города Гермонтиса. Примечательно, что на одной из стен храма Хонсу в Карнаке написан "свой" миф о сотворении мира, где уже сам бог Луны представлен в виде великого змея, оплодотворявшего Космическое Яйцо. Космическое яйцо Согласно другой версии Гермополитической космологии Египта, мир возник из Космического Яйца, которое покоилось в тёмном и водном состоянии космоса до сотворения мира, а ответственны за это были восемь божеств, составляющих Огдоаду.
В более поздних версиях египтяне ввели фигуру бога Тота или Тоут, Техути , чей аспект в виде Ибиса, который прежде возвещал разлив Нила и уничтожал гадов, теперь снёс это яйцо. В некоторых версиях мифа яйцо было снесено гусем выступавшим как символ Мудрости по имени «Великий кудахтатель». Египетский бог Тот Из яйца вылуплялось божество, ответственное за создание остального мира, включая первобытный курган — первую землю, возникшую из вод дотворения.
Ну, а дальше уже расцвел цветок лотоса, ознаменовав рождение новорожденного бога Солнца, а уж за ним и последовало всё творение мира. В некоторых версиях в миф вводится также элемент жука-скарабея, выходящего из лотоса вместо бога Солнца. Скарабей часто является солярным символом египтян, и в текстах описывается, как этот жук превращается в человеческого ребенка, который плачет, и его слезы также трансформируются в людей.
Бронзовая статуэтка, изображающая бога Тота в образе ибиса Ещё один персонаж, член Гермополитической Огдоады по имени Амон, о котором мы рассказали выше, также считался богом-творцом мира: Бронзовая статуя бога Амона справа В роли бога-творца вселенной также выступал и один из самых ранних известных божеств Египта - бог Мин. Правда, египетские тексты не указывают, в чем конкретно заключалась его роль. Изображения Мина появились ещё в додинастический период 4 тысячелетие до н.
Но в большинстве других источников мифа он символизирует плодородие, а также мужскую сексуальную потенцию, а посему часто изображается с прямым эрегированным фаллосом. Мужские божества плодородия и потенции стали преобладать в Египте с появлением повсеместного сельского хозяйства, и вся тяжёлая работа в зной была ориентирована в основном на мужчин. Сексуальность Мина и тёмный цвет его кожи была символически связана с плодородием и чёрным цветом земли - люди сеяли семена в землю, и те прорастали.
А вот для самих людей фертильность бога трактовалась и буквально - как способность к деторождению, и местные египтянки порой прикасались к фаллосам статуй Мина в надежде забеременеть. Бог Мин Но самый популярный миф о сотворении мира возник, конечно же, в городе Гелиополе. Он гласил, что вначале Вселенная состояла только из огромного хаотического космического океана, а сам океан назывался Нун.
В нём возникает первобытный курган Бенбен, который является воплощением бога Атума или Ре-Атума , возникшего из хаоса самопроизвольно. Нун же воспринимается здесь как трансцендентная фигура, не играющая никакой важной роли в процессе сотворения, а Атум - как инертное потенциальное существо. Дабы начать создание мира, он порождает божественную пару - Шу бога воздуха и Тефнут богиню влаги посредством своих собственных телесных жидкостей.
Бог Атум, совершитель мира Считается, что имя Атума происходит от глагола "tm", который означает «завершать». Таким образом, бога интерпретировали как «совершенного», а также завершающего мир, который он возвращает в водный хаос в конце творческого цикла. Но он также считался и прародителем мира, божеств и вселенной, получивших его жизненную силу, известную как "ка".
В период Древнего царства египтяне верили, что Атум поднял душу их умершего царя из своей пирамиды на звездное небо, и именно поэтому усыпальницы фараонов также стали сооружать в виде пирамид. Атум также был тесно связан с аспектом Солнца, олицетворяющим закат и известным как "вечернее солнце". Древнеегипетский бог Шу изображается в виде человека с перьями на голове, так как он ассоциируется с сухим и теплым воздухом.
Это перо служит иероглифическим знаком его имени. Супругой Атума была богиня Исусат или Иусасет, что значит «величайшая среди тех, кто исходит». Но об этом раннем божестве мало что известно.
Она всегда находилась в тени своего мужа или брата, в зависимости от контекста и варианта мифа и оставалась лишь молчаливым наблюдателем за тем, как один за другим рождаются её внуки. В конце концов, богиню со временем позабыли или отождествили с другими - Нехбет богиней власти фараона Верхнего Египта в виде коршуна , Мут богиней-матери и богиней любви Хатхор. Единственное, что осталось от неё - это символика.
Так, с Исусат ассоциировалась акация, которую египтяне называли «деревом, в котором жизнь и смерть объединены». Акация в мифологии играла роль Древа Жизни. Другое египетское священное дерево - сикомор - «стоит на пороге жизни и смерти, связывая два мира».
Образ стервятника, объединяющий богиню с Нехбет, также был выбран не случайно -люди верили, что и птица, и богиня возникли и размножались посредством партеногенеза, то есть без оплодотворения. Также стервятник символизировал материнство. Богиня Исусат Шу и Тефнут, в свою очередь, производят второе поколение богов.
Их сын Геб — бог земли, а его сестра-жена Нут Нунут — богиня неба изначально - ночного. С этим вторым поколением возникает египетский космос, и все элементы, необходимые для жизни на Земле — солнце, воздух, влага, земля и небо — теперь находятся на своих местах. Образ богини Неба возник не случайно.
Наблюдая за ночным небом, египтяне, возможно, заметили, что внешний рукав Млечного Пути напоминает женскую фигуру, а посему и отождествили эту небесную особенность с богиней Нут. Также в мифах сказано, что Шу отделил Нут от Геба, когда они были в акте любви, создав этим двойственность в проявленном мире: верх и низ, свет и тьму, добро и зло. Египетская версия космоса, как она видна на этом рисунке из «Книги мёртвых» Нестанебетишеру.
Здесь Шу, бог воздуха, отделяет бога земли Геба от богини неба Нут Но до разлуки Нут зачала во чреве и произвела на свет четырёх детей от Геба, третье поколение богов: Осириса изначально - бога растительности и плодородия, а затем - бога смерти и возрождения и Исиду предположительно, богиню судьбы , Сета бога пустынь, войны и хаоса , Нефтиду богиню ночи, позже - магии и траура и Гора бога света и истины. Также в сыновья Гебу приписывается змеиное божество Нехебкау, роль которого позже свелась к фигуре загробного мира, где изначально в "Текстах пирамид" он был описан как злой, длинный и извилистый змей, пожирающий человеческие души, а потом стал одним из 42-х Судей: Змеиный бог Нехебкау Но вернёмся к четвёрке вышеупомянутых божеств египетского пантеона. Коллектив этих богов, включая также первое и второе поколение, стал известен как Гелиополианская Великая Эннеада.
В переводе с греческого это слово означает "девять", а вот египтяне называли поколение богов Песеджет от егип. Египтяне считали, что ни один конкретный миф о сотворении мира не был более правильным, чем другой, предложенный в различных самостоятельных городах страны. Вернее была лишь некоторая комбинация этих мифов.
Поэтому они поступили мудро - не стали устраивать междоусобиц из-за богов, а просто в Раннединастический архаический период ок. Генеалогическое древо гелиопольской Эннеады Известно, что помимо своей роли богов-творцов, создавших мир, боги гелиопольской Эннеады принимают живое участие и в других важных для древних египтян событиях. Смена времен года, дня и ночи, цикл жизни и смерти, а также аспект возрождения стали основными темами, которые поднимала египетская мифология того времени.
Нут первоначально считалась богиней ночного неба. Она каждую ночь рожала звёзды и Луну и с наступлением дня вновь поглощала их. Это очень не нравилось богу Гебу, который часто ссорился с ней.
В конце концов, чтобы прекратить распри между двумя богами, их отец - бог воздуха Шу - был вынужден навсегда разъединить супругов. Согласно другому мифу, подобно "Коровьей богине" Мехет-Верет, богиня Неба Нут ежедневно рождала Солнце и с наступлением сумерек поглощала его. Поэтому древние египтяне также изображали Нут в виде коровы.
На потолках гробниц периода Нового царства ок. Когда на земле преставился фараон, египтяне говорили: «Он — сын великой дикой коровы. Она беременеет им и рождает его, и его помещает под её крылом».
В этом случае использован дополнительный образ крыльев коршуна, которые тоже служили символом неба. Но не только в виде тёлочки изображали богиню Нут. Она в представлениях древних являлась в образе океана, крыши, смоковницы инжира , гигантской свиньи с поросятами, символизировавшими звёзды, и даже крыльев.
Для древних египтян то, что позже греки назовут "космосом", представлялось как нечто загадочное, божественное, непостижимое и живое. А вот Геб у египтян прочно ассоциировался с землёй, и когда та сотрясалась, считали, что именно этот бог вызывает землетрясения своим смехом. Египетская богиня Нут в человечьем обличии Третий миф, также связанный с божеством солнца, гласит, что когда Ра правил миром, он постановил: «Нут не должна рожать ни в один день года!
В то время в году было всего 360 дней. В отчаянии богиня обратилась за помощью к Тоту, богу мудрости, который в это время забавлялся с Хонсу, богом Луны.
Согласно мифу об Осирисе, Хорус был сыном Исиды и Осириса, волшебным образом зачатым после убийства Осириса его братом Сетом. Гор воспитывался, чтобы отомстить за убийство своего отца. Согласно традициям, Хорус потерял левый глаз, сражаясь с Сетом, но почему-то глаз волшебным образом исцелен богом Тотом.
Поскольку оба глаза Гора связаны, соответственно, с солнцем и луной, потеря, затем восстановление левого глаза Гора дали мифическое объяснение фаз луны. Сет Сет считался богом хаоса, насилия, пустынь, штормов. Согласно мифу, является убийцей Осириса. Среди некоторых версий мифа Сет обманывает Осириса, чтобы тот лег в гроб, а затем запечатывает его. Сет — это бог зла, войны, тьмы, бесплодных пустынь.
Он был младшим сыном бога Земли Геба и богини неба Нут. Он также был братом Осириса бог возрождения, царь загробного мира , Исиды богиня плодородия и Нефтиды богиня смерти и рождения. Появление Сета представляет проблему для египтологов, часто изображающегося животным или человеком, имеющим голову животного. Но для египтологов присутствует непонимание — каким животным Сет является. У него обычно длинная морда, длинные уши с квадратными кончиками.
Имея полностью животную форму, у Сета тонкое собачье тело, прямой хвост, заканчивающийся пучком на конце. Многие ученые полагают: такого животного никогда не было; животное Сета — это своего рода некая комбинация, мифическое соединение различных животных. Птах Птах возглавлял триаду богов пантеона, которой поклонялись жители Мемфиса. Двумя другими членами триады считают жену Птаха, львиную богиню Сехмет, а также бога Нефертем, возможным сыном супружеской пары. Птах — одно из важнейших и древнейших божеств Древнего Египта.
Свидетельства о нем имеются со времени 1-й династии. Первоначальная ассоциация Птаха напоминала мастеров, возможно строителей. Архитектора 4-й династии Имхотепа обожествили после смерти сына Птаха. Ученые предположили, что греческое слово Aiguptos — источник названия Египет — могло начаться искажением Hwt-Ka-Ptah, названия одной из святынь Птаха. Ра Наиболее сильным божеством, связанным с солнцем, является бог Ра, обычно изображавшийся с человеческим телом и головой ястреба.
Плывя по небу на лодке каждый день, а затем каждую ночь совершал проход через подземный мир, во время которого ему предписывалось победить змеиного бога Апописа, чтобы снова подняться. Египетский бог Ра плакал и от его слезы по-египетски «рему» , которая упала на землю, и появился человек. В некоторых списках египетской Книги мертвых есть любопытный пассаж, связанный с его членовредительством. Они полагали, что управляют Египтом в соответствии с универсальными правилами заказом , созданными Ра. Культ Ра сосредоточен среди жителей Гелиополя, теперь пригорода Каира.
Богиня плодородия и женской красоты, Хатхор выполняла еще одну важную функцию — следила за передвижением солнца на небе. Среди некоторых традиций Хатхор приветствовала заходящее солнце каждую ночь; живые люди надеялись попасть в загробную жизнь таким же образом. Анубис Анубис интересовался погребальными обрядами, уходом за умершими. Обычно изображался шакалом или человеком, имеющим голову шакала. Ассоциация шакалов со смертью, похоронами, вероятно, возникла потому, что египтяне наблюдали, как шакалы копались на кладбищах.
Анубис — один из самых почтенных богов Древнего Египта. Наиболее тесно связан со смертью, загробной жизнью и процессом мумификации. В древнеегипетской религии он изображался главным образом как собака или человек с головой собаки. Анубис играл несколько важных ролей в древнеегипетской мифологии, включая защиту могил; ведение людей к загробной жизни и «Взвешивание сердца», древнеегипетской концепции, где судили вашу душу. В Старом Королевстве ок.
Согласно мифу Осириса, Анубис бальзамировал, обернул тело убитого короля, став богом-покровителем бальзамировщиков. Тот Тот — бог письма, мудрости, изображенный павианом, формой священного ибиса или человеком, имеющим голову ибиса. Считалось, будто он изобрел язык, иероглифическую письменность, служа писцом, советником для богов пантеона. Будучи богом мудрости, Тот обладал знанием магии, определёнными секретами, недоступными для других богов пантеона. Древнеегипетский бог Тот был известен своей мудростью и магией.
Египтяне считали его одним из важнейших божеств в египетской мифологии. Его изображали как человека с головой ибиса. Однако на некоторых рисунках, он был изображен как обезьяна с головой собаки. Среди сцен преступного мира, показывающих приговор, вынесенный покойным после их смерти, Тот изображается взвешивающим сердца покойного, некоего — сообщающего о приговоре Осириса, бога мертвых. Бастет Среди самых ранних форм богиня кошек — Бастет представлялась женщиной, обладающей головой льва или дикой кошкой.
Приняла менее свирепую форму домашней кошки в первом тысячелетии до нашей эры. Бастет — древнеегипетская богиня-кошка. В Древнем Египте кошки были не просто домашними любимцами, а объектом поклонения. Их владычицей была Бастет — богиня с головой кошки, образ которой активно эксплуатируется современной массовой культурой. Бастет — мать всех кошек.
В Древнем Египте Бастет или Баст почиталась как богиня кошек, любви, красоты, веселья, домашнего очага и плодородия. Это божество связывали благополучными родами у женщин. Более поздние периоды Бастет часто изображалась царственно выглядящей сидящей кошкой, иногда украшая кольцами уши либо нос.
Phrygia , населяли также индоевропейские племена арийцев-фригийцев [5], переселившиеся из Европы из Македонии или Фракии. Волос ср. Археологи считают культуру димини пришлой из более северных районов Балканского полуострова и с Дуная [13, 103, 104]. Сескло культура конец 6 — 1-я половина 5-го тыс. Волос [105], распространена главным образом в Фессалии Thessalia , исторической области в средней части Греции, у побережья Эгейского моря, главный порт — Волос. Плодородие земли Фессалии в древности способствовало переходу населявших её племён уже в середине 7-го тыс. Шумеры 6 — 4 тыс. Шумеры не были автохтонами страны, однако они населяли её уже в 5-м тыс. Государство шумеров Шумер, Сумер — историческая область в Южном Двуречье между реками Тигр и Евфрат, на территории южной части современного Ирака, до конца 3-го тыс. Цивилизация Шумера сложилась на основе Эль-обейдской культуры конец 6-го — 1-я половина 4-го тыс. Культура близка к хассунской культуре, археологическое культуре 7 — 6 тыс. Эти культуры сохранили черты предшествующей им халафской культуры 5 тыс. Во множестве городов-государств центрами были обширные храмовые хозяйства. Шумеры создали в Двуречье 24 — 22 вв. Антропологически шумеры принадлежали к средиземноморской и балкано-кавказской расам европеоидной большой расы. Пеласги занимали ранее этрусков в 8 — 3 тыс. Народ арийского племени греч. Основали древний город Агилла современный Черветери, Италия , ставший впоследствии городом-государством этрусков Цере лат. Caere, этрусское Cisra; сравните с егип. Участие пеласгов в формировании этрусской народности подтверждается многочисленными источниками. Язык пеласгов был отличен от греческого.
Боги Древнего Египта: названия с описанием
Фараоны в Древнем Египте почитались как земные боги. Иерархия богов Древнего Египта Боги Египта в своей эволюции прошли несколько исторических этапов. Ответ на вопрос: «Древнеегипетский бог солнца.» Слово состоит из 4 букв Поиск среди 775 тысяч вопросов. Бог солнца в Древнем Египте 4 буквы.
Древний египет 4 буквы
Отступление от бога солнца в Древнем Египте означало потерю сакральной легитимности власти монарха. Ра – верховный бог древнего Египта Его отождествляли с Солнцем: считалось, что Ра является олицетворением Звезды, символизируя её космическую и животворя. первая буква А вторая буква М третья буква О четвёртая буква Н. Египетский бог Солнца Ра – гармонично совмещал в себе все три ипостаси, ежедневно его барка проплывала над всей землей.
Ра - значение символики
От них родились Геб — бог земли и Нут — богиня неба. Осирис унаследовал свою власть от отца — бога Геба. Он старался править Египтом мудро и справедливо. Осирис научил египтян выращивать зерно и виноград, печь хлеб. Младший брат Осириса — Сет — был богом пустыни и песчаных бурь. У него были маленькие злые глазки и волосы цвета песка. Сет завидовал своему брату Осирису и ненавидел его. Однажды во время пира Сет явился в царский дворец.
Слуги несли за ним роскошный гроб. Едва Осирис лег на дно гроба, слуги Сета захлопнули крышку. Они подняли гроб и бросили его в воды Нила. Осирис умер. Горько плакала верная жена Осириса — богиня Исида. Пряталась она от Сета в густых зарослях на берегу Нила. Нянчила там маленького сына — бога Гора.
Когда Гор возмужал, он решил отомстить Сету за смерть отца. Гор вступил с ним в единоборство и одолел противника. Исида долго искала в болотах дельты гроб с телом мужа. Найдя, она чудесным образом оживила Осириса рис. Но вот начинался разлив Нила, зеленели поля и деревья — это снова оживал Осирис. Осирис стал богом и судьей в «стране мертвых». Он и еще 42 бога судили души умерших, взвешивая их сердца на весах правды рис.
Если фигурка богини правды Маат уравновесит чаши весов, то это означает, что умерший был праведным и честным человеком, достойным войти на чудесные поля мертвых. Если же умерший солгал, его душу пожирало страшное чудовище с телом гиппопотама и льва и зубастой пастью крокодила — Аммат.
Эти культуры сохранили черты предшествующей им халафской культуры 5 тыс. Во множестве городов-государств центрами были обширные храмовые хозяйства.
Шумеры создали в Двуречье 24 — 22 вв. Антропологически шумеры принадлежали к средиземноморской и балкано-кавказской расам европеоидной большой расы. Пеласги занимали ранее этрусков в 8 — 3 тыс. Народ арийского племени греч.
Основали древний город Агилла современный Черветери, Италия , ставший впоследствии городом-государством этрусков Цере лат. Caere, этрусское Cisra; сравните с егип. Участие пеласгов в формировании этрусской народности подтверждается многочисленными источниками. Язык пеласгов был отличен от греческого.
Ключом к пониманию языковой принадлежности пеласгов является стела, обнаруженная на острове Лемнос. По многочисленным грамматическим показателям и даже совпадающим словам установлено родство языка стелы с этрусским языком; существует мнение, что пеласги представляли собой первую волну арийского заселения Ионии и Балкан. Гесиод в изложении Страбона называет центром пеласгийской области Додону. Додола, сербо-хорват.
Дзидзиля , как и Перперуна, связана с культом Перуна, его именами, действиями или эпитетами, родственными литов. Dundulis — прозвищу Перкунаса буквально «раскаты грома», ср. Дундер — и латыш. Очевидно, имя Додола и т.
Достоверно установлено, что библейские филистимляне являются одним из ответвлений пеласгов, а древнеегипетские надписи упоминают PLST среди «народов моря», вторгшихся в Египет из Малой Азии на рубеже 13 — 12 вв. Рождение Ра[ edit edit source ] О культе Ра в Берлинском музее сохраняются ритуальные папирусы, изучение которых начато О. В различных религиозных сборниках и многочисленных гимнах, в специальном папирусе Туринского музея, а также надписях на стенах гробниц царей 19 — 20 династий Нового царства солнце Ра выступает сыном первобытного хаоса Нун, пребывающим в нём вместе с божествами стихий до сотворения.
Изучая различные переводы текстов Древнего Египта, а также мифы и легенды, ученые пришли к выводу, что Очи Ра — главное действующее лицо. Иногда, их передают друг другу, или они сами становятся отдельными героями и творят чудеса. Если лишиться глаз, то станешь слабым и беззащитным. Об этом говорит миф об Осирисе. Его злой брат — Сет не убивает своего племянника Гора Хора , а вырывает у него глаз. Исида жена Осириса просит помощи у бога Ра и получает ее. Гор побеждает Сета и с помощью волшебного Ока возвращает к жизни своего отца.
Правое око — божественный змей Урей, украшал переносицу любого фараона в виде «Правого горящего Ока Ра», его способностью было рассеивание врагов и противников. Более поздние египетские мифы приписывали левое око богу Гору, сыну богини Исиды. Гор получил Око в наследство, и оно было связано с искусством врачевания. С помощью этого глаза Гор исцелил своего отца Осириса, дав последнему его проглотить. Во многих тысячелетиях сокрыты истоки этого мифа. В мифе о наказании око жило своей жизнью. Исходя из этой легенды, бог солнца Ра создал вселенную, считавшуюся первой и отличной от нашего мира. Он мирно правил первыми людьми, созданными из его же Ока, а также богами. Прошло много времени и бог начал стариться. Люди почувствовали, что Ра стал слабеть и начали планировать заговор с целью свержения его.
Но бог обладал сверхъестественной проницательностью и смог разглядеть злые умыслы. Ра решил наказать заговорщиков. Собрав совет богов и обсудив сложившуюся ситуацию, бог солнца кинул свое Око в смутьянов и оно стало яростной его дочерью Сехмет по другим источникам Хатор. По другому мифу Ра сам отдал свое правое Око Урея богине Басти богиня радости и веселья. Он это сделал для того чтобы она смогла защитить его от главного врага — змея Апопа. Богиня Тефнут отождествлялась с Оком Ра.
Аруна — символ утреннего рассветного Солнца. Таркшья — еще один солнечный конь, упоминается в «Ригведе» сверкающий золотом и приносящий победу в любой скачке.
В более поздних текстах Таркшья ассоциируется уже не с конем, а орлом Гарудой, носящим на себе бога Вишну. Дадхикра — и ещё один солнечный жеребец, что символизирует дневной ход Солнца. Дадхитру сравнивают также с водоплавающими птицами: гусем, лебедем, что символизирует годовой круговорот светила. С ним индийцы связывают все функции дневного светила: он обладает природной красотой, что особенно явно на заре; он сплачивает все племена, так как принадлежит всем и обо всех сразу заботится; приносит свет и пищу. Эташа — вы удивитесь, но и это солнечный конь, принадлежащий Сурье, его имя обозначает «пестрый», связан с образом зари. Уччайхшварас — последний в списке индийских солнечных коней, этот еще называется белым. Сначала он считался конем Индры, но в более поздних священных текстах, Уччайхшварас значится уже как конь Солнца-Сурьи. Германцы и Кельты Соль — женский образ солнечного божества скандинавской мифологии, у германцев аналогичный образ имеет имя Сунна.
В её распоряжении два солнечных коня, везущих колесницу. Солнечные искры, которыми Соль освещает мир, черпаются ей из огненной страны Муспельхейм. Отправлена на небо за гордыню, как и её брат — лунный бог, месяц Муни. В легендах предсказано, что в конце времен Рагнарёк Соль будет проглочена волком-великаном. Хорс и Хенгерст — два коня германской мифологии, символизируют две зари — утреннюю и вечернюю. Тальезин — кельтский солнечный бог с большим потенциалом энергии, несравненными талантами. Покровитель честолюбия, стратегических действий и красноречия. Ассоциируется со способностью приносить себя в жертву.
Управляет 2-й декадой знака Березы кельтского гороскопа 10 — 20 градусы Козерога. Артур — наиболее знаменитый из кельтских героев. Символическая модель его истории «Король Артур и 12 рыцарей Круглого Стола» описывает солнечный цикл движения по 12 знакам зодиака. Прибалты Сауле — богиня Солнца, покровительница тепла, жизненной энергии, здоровья и плодородия. Сестра Месяца, в других источниках — жена Месяца, с которым они развелись из-за любви мужа к Утренней Звезде Венере. Сауле помогает праведным, заботиться о том, чтобы у всех, особенно у сирот, было своё «место под солнцем». Воздает кару людям грешным. Её праздник — день летнего Солнцестояния, «зеленый день» и ночь Лиго с 23 на 24 июня.
Изредка Сауле в ступает в трехдневный бой с главным богом неба Диевсом. Усиньш — бог лошадей, сын бога неба Диевса, он олицетворял и солнце и его утреннюю и вечернюю зарю. Двигается по небу на 9 конях. Иногда зори выделяют в отдельные образы, которые называют уже сыновьями Усиньша. Прибалтийские народы приносят им парные жертвы и танцуют традиционный танец, символически изображающий солнечный бег по небу, его уход и возрождение. Солнце связано с медом, а Усиньш считался «пчелиным богом». Китай и Япония Янь-ди — китайский «бог пламени», Солнца, юга и лета. В определенный момент слился в мифологии с Шэнь-нуном, китайским богом земледелия.
Поэтому неудивительно, что ипостась Янь-ди — «красная птица», то есть заря принесла людям девять колосьев, которые он сам посадил в землю. Про китайским легендам эти злаковые растения могли сделать людей бессмертными, настолько целительной была солнечная энергия божества. В битве Янь-ди уступает Хуан-ди своему единоутробному брату, который рожден от луча молнии. Разумеется в китайском пантеоне — этот Хуан-ди — глава богов, имеющий центральное место, громовержец, образ Юпитера. Си-Хэ — божество китайской мифологии, считается матерью десяти солнц, которых она вывозит на небо в порядке очереди поэтому каждый год солнце имеет уже другой характер , управляет колесницей коней. Аматэрасу — «светящая в небе», солнечная богиня Солнца, именно от неё якобы вели род японские императоры. Богиня поддерживала сельское хозяйство и сама ухаживала за множеством полей риса. Индейцы Уицилопочтли — «колибри», верховное божество ацтеков, олицетворяет Солнце, побеждающее ежедневно ночные силы.
Якобы обещал племени ацтеков, что приведет их в такое место, где они смогут стать благословенным, избранным народом. Покровительствовал сначала воинам и охотникам, позже — знатным членам племени. Символом его был хлеб с медом, которые члены племени съедали на праздниках, передавая по кругу. Этому богу приносились человеческие жертвы, для него в Теночтитлане построен храм. В более поздних легендах, образ Уицилопочтли слился с Тонатиу.
Божественные силы и боги Древнего Египта (таблица)
Вообще то в Древнем Египте было несколько божеств, которые считались богами солнца (в разных областях и номах). бога Солнца в древнем Египте, облик, интересные факты, против змея, характер, внешность в других мифологиях. Вопросы в кроссвордах к этому слову. Один из самых могущественных богов из древних легенд, Бог Ра, является древнеегипетским божеством солнца.
Египетский бог (Бог Древнего Египта) 4 буквы
Боги Древнего Египта: имена и поколения. бог воздуха и ветра; 2. Амат - чудовище с телом льва и головой крокодила, пожиравшее души умерших; 3. Анубис - главный бог подземного мира, провожатый в мертвое царство. Часто Хатхор называли богиней солнца, так как бог солнца Ра приходился ей отцом, и богиней неба, так как ее мужем был бог неба Гор.