6 июня 1944 г. – высадка союзников в Нормандии. Российская делегация примет участие в торжественной церемонии, посвященной 80-летию высадки союзных войск в Нормандии, передает агентство France Press со ссылкой на организаторов мероприятия. Вчера, 6 июня, исполнилось 66 лет со дня успешного начала операции союзных войск по высадке в Нормандии в 1944 году. Высадка в Нормандии: немецкий вариант | Всего через четыре дня после высадки союзников в Нормандии советские войска под командованием маршала Говорова нанесли удар по финским войскам и после одиннадцати дней тяжелых боев на Карельском перешейке овладели Выборгом.
Приложение 3: Статистика
Для дезинформации немецкого командования во Франции союзники строили ложные городки и специальные аэродромы, которые могли бы ввести в заблуждение воздушную или агентурную разведку Германии относительно места и времени вторжения. За некоторое время перед началом операции «Оверлорд» королевский флот Великобритании и ВМС США начали демонстративные выходы своих военно-морских сил в море, что выматывало силы береговой обороны Вермахта и в итоге снижало бдительность противника. Репетиция высадки союзников в Нормандии. Учения Тигр проводились в Слэптон Сандс на побережье Великобритании. Сценарий учений таков: прибывшие к побережью корабли выстраиваются в линию вдоль берега, и начинался обстрел береговой обороны противника. После чего начинается высадка десанта, а прикрывает её артиллерийским огнем вторая линия кораблей, ведущих обстрел вражеской территории через головы высадившихся на берег солдат. Весь личный состав заранее надевал амуницию, которая значительно снижала подвижность. Ночью 28 апреля 1944 года восемь больших 120-метровых десантных кораблей способных нести на борту танки , нагруженных личным составом и боевой техникой, выдвинулись из залива Лайм-Бэй на юго-востоке Англии в район Слэптон-Сэндс, чтобы ранним утром 28 апреля провести учебную высадку на побережье, очень похожем на берега Нормандии.
Репетиция высадки на песчаные пляжи батальона истребителей танков M10 и нескольких рот пехоты в Слапстон Сэндс Slapton Sands в Англии. Разведке немецкого военно-морского флота удалось засечь интенсивный радиообмен в районе учений «Тигр» и после полуночи 28 апреля направить туда отряд из 9 небольших торпедных катеров E-Boat , которые обнаружили неприкрытые с моря хотя в районе учений «Тигр» должен был находиться британский эсминец, но он по приказу командования ушел на плановый ремонт в Плимут американские десантные корабли, растянувшиеся на 3 мили вдоль берега. Немецкий торпедный катер E-Boat атакует американские десантные катера в заливе Лима Последовала молниеносная торпедная атака со стороны немецких катеров, которые очень быстро смогли расстрелять 3 из 8 медлительных танкодесантных кораблей, и после начала ответного огня со стороны американцев отступить, не понеся потерь! Одной из решающих причин трагедии стал тот факт, что многие американские танкисты и пехотинцы, находившихся на борту потопленных десантных кораблей, не умели плавать, не знали место расположения спасательных жилетов и шлюпок, а также были перегружены амуницией. В результате только 240 человек были убиты в результате взрывов от попадания торпед в десантные корабли и под огнем крупнокалиберных пулеметов противника, а более 500 человек просто утонуло в холодных водах апрельского Ла-Манша. В итоге катастрофу на учениях Exercise Tiger засекретили на 40 лет и только в 1986 году общественности стало известно, что же произошло на самом деле ночью 28 апреля 1944 года в заливе Лайм. Лишь в конце 1980-х годов, про операцию «Тигр» сняли документальный фильм.
Высадка союзников на побережье Нормандии — День Д С 5 часов 20 мин. В артиллерийском ударе по обороняющимся на берегу немецким войскам наносили: британские линкоры «Рамилиз» и «Уоспайт», монитор «Робертс», крейсеры «Аретьюза», «Даная», «Драгон», «Моришиес», «Фробишер»; американские линкоры «Арканзас», «Невада», «Техас» и крейсера «Огаста», «Сцилла» и «Тускалуза». Американские бомбардировщики Douglas A-20 сбрасывают бомбы на немецкие позиции в Нормандии, 6 июня 1944 года. Army Archives В 7 утра 6 июня стратегические бомбардировщики союзников начали бомбить передний край береговой обороны противника в районах высадки морского десанта, после них в дело вступили средние бомбардировщики союзников. По побережью одновременно работала и корабельная артиллерия и авиация союзников.
Gold Beach, Arromanches , 75th anniversary of DDay … There are hundreds of British veterans here now, no longer thousands. Фрагмент «Большого ньюзтока» 75-я годовщина высадки в Нормандии. Фрагмент «Большого ньюзтока» смотреть.
Эх, красота... Они уже тогда не были нашими союзниками — несмотря на все фальшивые клятвы, дававшиеся Сталину в Тегеране в 1943-м. Именно исходя из этого позволю себе утверждать, что попытки поставить высадку в Нормандии в ряд «величайших сражений Второй мировой», а то и объявить ее «переломным моментом» таковой являются ничем иным, как гнусной ложью и оскорблением памяти наших героических предков, в действительности выигравших ту Войну. А нынешние телодвижения Запада — вроде выпуска памятных монеток, где среди знамен победителей нацизма нет ни советского, ни российского флага или устраивание «междусобойчиков» на французских пляжах без нашего, опять-таки, участия, но с приглашением представителей стран, бывших союзниками Гитлера... Все это суть ничто иное, как жалкая и гадкая попытка примазавшихся к победе, мягко говоря, далеко не первостепенных участников войны «махать кулаками» после не ими выигранной драки. Но мы-то знаем правду! Так что заранее прошу извинить за все упущенное. Впрочем, вы меня дополните — уверен... Постараюсь остановиться на основополагающих моментах, коснувшись, прежде всего, тех, о которых истратившие на возвеличивание «Нептуна» тонны бумаги и километры кинопленки деятели избегают упоминать самым старательным образом. Ну, вот хотя бы — о подготовке к высадке... Очень много написано, к примеру, о проводившихся для ее обеспечения масштабных кампаниях по дезинформации и отвлечению внимания гитлеровцев на ложные пункты предполагаемой высадки. Гораздо более скупо западные военные историки повествуют о маневрах союзников, предшествовавших операции в Нормандии. Тому есть вполне конкретные причины. С 22 по 30 апреля на побережье британского графства Девон развернулись учения под кодовым названием «Тигр», которые, собственно говоря, являлись генеральной репетицией «Нептуна». Все данные по ним оставались засекреченными самым серьезным образом вплоть чуть ли не до самого последнего времени, поэтому некоторые эпизоды имеют различные толкования и варианты изложения. Например, первый акт трагедии, случившийся 27 апреля. По одной из версий, его причиной стал перенос начала маневров на час позднее. Но, поскольку система радиосвязи британцев и янки не была унифицирована, узнали об этом не все. Часть судов прибыла ко времени, назначенному ранее, и... Согласно иному толкованию, по солдатам, успешно отработавшим высадку на берег, кинжальный огонь открыли их товарищи, которым в этой тренировке выпала роль «обороняющихся гитлеровцев». Все бы ничего, да только по какой-то причине стрельба велась не холостыми, а вполне боевыми патронами! Так или иначе, но количество жертв этого рокового дня оценивают примерно в полтысячи человек. Официальные данные по инциденту не обнародовались никогда. Впрочем, буквально на следующий день, 28 апреля, произошло событие, с лихвой переплюнувшее friendly fire на девонском пляже — как по масштабам нелепости, так и по количеству пролитой крови. Оказавшийся глубокой ночью в заливе Лайм конвой Т-4 состоял из восьми тихоходных десантных судов LST landing ship tank и двух кораблей прикрытия. То есть, это запакованные в баржах, как кильки в банках пехотинцы так думали... На самом деле, охранял Т-4 всего один британский корвет «Азалия». Эсминец «Скимитар», накануне не разминувшийся с одним из транспортных судов, вышел было из порта, но вынужден был вернуться для ремонта. Каким образом девять торпедных катеров Кригсмарине, выметнувшихся из тьмы волчьей стаей, оказались в том же заливе?
Пляж «Омаха». Высадка в Нормандии не оказала принципиального влияния на исход войны, заявила Захарова на брифинге, ссылаясь на историков. Вклад союзников в победу над Третьим рейхом понятен. Его не следует, безусловно, преувеличивать.
Франция пригласила РФ на церемонию в честь 80-летия высадки в Нормандии
Высадка в Нормандии - «величайшая операция» или жуткое позорище? | Официально американцы признают потери во время высадки десанта в день"Д" от 4414 до 4571 убитых, по всему фронту высадки, и по разным оценкам. |
День высадки в Нормандии - Новости - Enlisted | 6 июня 1944 года началась высадка союзников в Нормандии |
«Нептун» выходит на берег: девять фактов о высадке союзников в Нормандии
Дата начала высадки вошла в историю как «День Д»: это был первый этап операции «Оверлорд», позволивший открыть второй фронт в Западной Европе. 6 июня 1944 года (день «Д») на пляжах французской Нормандии началась операция «Нептун» — начальная стадия операции «Оверлорд». 6 июня 1944 года в результате высадки англо-американских войск во французской Нормандии был открыт Второй фронт.
Высадка союзников в Нормандии - кратко
Оплата каждые 30 дней. На мероприятия по случаю 80-летия высадки войск в Нормандии во Францию будет приглашена Россия, но не Владимир Путин, заявили организаторы церемонии. Оплата каждые 30 дней.
Россию пригласили на празднование 80-летия высадки союзников в Нормандии, но с оговоркой
День «Д»: cколько погибло американских солдат в Нормандии - Русская семерка | Проект посвящен высадке союзников в Нормандии (операция 'Оверлорд' или 'День Д') во время Второй мировой войны. |
«Самый длинный день»: правдивая история о высадке в Нормандии – | К 70-летию высадки союзников в Нормандии (операция «Оверлорд»). |
Высадка в Нормандии. Почему союзники тянули с открытием второго фронта? | Аргументы и Факты | День "Д": Высадка в Нормандии» (Документальный, история, исследования, 2019). Александр Македонский 6 11.03.2023. |
«Нептун» выходит на берег: девять фактов о высадке союзников в Нормандии | Как уже было упомянуто, высадка в Нормандию являлась одной из крупнейших стратегических операций Второй мировой войны: только Соединённые Штаты планировали разместить во Франции более миллиона солдат. |
Прошли торжества в честь 75-летия высадки в Нормандии: фотогалерея | Проект посвящен высадке союзников в Нормандии (операция 'Оверлорд' или 'День Д') во время Второй мировой войны. |
Россию пригласили на 80-летие высадки союзников в Нормандии
День "Д": Высадка в Нормандии» (Документальный, история, исследования, 2019). Александр Македонский 6 11.03.2023. Прошло 75 лет со дня высадки союзнических войск в Нормандии. Главная» Новости» Высадка в нормандии дата.
30 фото высадки союзников в Нормандии — (День Д) операция «Оверлорд» в 1944 году
Это была действительно война моторов, без которых десантная операция была бы обречена на провал. Для этих моторов необходимо было топливо, поэтому была подготовлена, а с началом высадки в Нормандии осуществлена прокладка нефтепроводов по дну Ла-Манша 20 для бесперебойного снабжения войск горючим — операция по обеспечению десантируемых войск горюче-смазочными материалами получила название «Плуто» и была реализована в сотрудничестве учёных, экспертов нефтяных компаний и представителей вооружённых сил США и Великобритании. Американские рейнджеры на борту британских десантных катеров типа LCA в порту Уэймут В конце мая — начале июня 1944 года союзнические войска были передислоцированы в районы сбора на дистанции в 20-25 км от пунктов посадки на транспортные судна , и для их прикрытия с воздуха были развернуты около 7000 зенитных орудий и свыше 1000 аэростатов. Дезинформация о времени и месте высадки союзников Объеденное командование союзников было уверено, что скрыть подготовку к вторжению и достигнуть оперативной внезапности невозможно по объективным причинам, учитывая масштабы десанта и объем сил и средств, необходимых для его осуществления. Но вот добиться тактической неожиданности и дезинформировать о главных направлениях вторжения было вполне осуществимой задачей. Макеты танков Шерман использовались в операции Фортитьюд, для создания ложных полевых армий в Эдинбурге и на юге Англии , которые угрожали высадкой в Норвегии или Па-де-Кале, что позволило союзникам отвлечь немецкое внимание от Нормандии. Дезинформированию и дезориентации противника командование союзников уделяло огромное внимание! Кампания по дезинформации была названа «Бодигард», во время подготовки основной высадки союзники целенаправленно и всеобъемлюще запускались фейковые новости по радио, в прессе, как английской и американской, так и в средствах массовой информации нейтральных стран и слухи, что районом вторжения во Францию станет Кале-Булонь.
Поддержка такой «легенды» была даже в том, что авиация Англии и США начала регулярно наносить массированные авиаудары по средствам береговой противодесантной обороны именно в районе Кале-Булонь, с 30 мая — 5 июня 1944 года усилив интенсивность бомбардировок непосредственно перед самой высадкой в Нормандии. Для дезинформации немецкого командования во Франции союзники строили ложные городки и специальные аэродромы, которые могли бы ввести в заблуждение воздушную или агентурную разведку Германии относительно места и времени вторжения. За некоторое время перед началом операции «Оверлорд» королевский флот Великобритании и ВМС США начали демонстративные выходы своих военно-морских сил в море, что выматывало силы береговой обороны Вермахта и в итоге снижало бдительность противника. Репетиция высадки союзников в Нормандии. Учения Тигр проводились в Слэптон Сандс на побережье Великобритании. Сценарий учений таков: прибывшие к побережью корабли выстраиваются в линию вдоль берега, и начинался обстрел береговой обороны противника. После чего начинается высадка десанта, а прикрывает её артиллерийским огнем вторая линия кораблей, ведущих обстрел вражеской территории через головы высадившихся на берег солдат.
Весь личный состав заранее надевал амуницию, которая значительно снижала подвижность. Ночью 28 апреля 1944 года восемь больших 120-метровых десантных кораблей способных нести на борту танки , нагруженных личным составом и боевой техникой, выдвинулись из залива Лайм-Бэй на юго-востоке Англии в район Слэптон-Сэндс, чтобы ранним утром 28 апреля провести учебную высадку на побережье, очень похожем на берега Нормандии. Репетиция высадки на песчаные пляжи батальона истребителей танков M10 и нескольких рот пехоты в Слапстон Сэндс Slapton Sands в Англии. Разведке немецкого военно-морского флота удалось засечь интенсивный радиообмен в районе учений «Тигр» и после полуночи 28 апреля направить туда отряд из 9 небольших торпедных катеров E-Boat , которые обнаружили неприкрытые с моря хотя в районе учений «Тигр» должен был находиться британский эсминец, но он по приказу командования ушел на плановый ремонт в Плимут американские десантные корабли, растянувшиеся на 3 мили вдоль берега. Немецкий торпедный катер E-Boat атакует американские десантные катера в заливе Лима Последовала молниеносная торпедная атака со стороны немецких катеров, которые очень быстро смогли расстрелять 3 из 8 медлительных танкодесантных кораблей, и после начала ответного огня со стороны американцев отступить, не понеся потерь!
Питер Дэвис, танкист: Мы остановились на окраине Колвилля.
Там было два пехотинца, один стоял на страже, а второй копал какую-то траншею. К ним подошли две молоденькие француженки и стали с ними болтать. Я улыбнулся впервые за этот день, когда они отдали этим французским мадемуазелям свой рацион шоколада. Мы действительно были во Франции. Письмо Джона Торнтона Нолана к жене, написанное на борту торгового корабля, доставлявшего солдат в Нормандию: Слава богу, мы возвращаемся, после величайшего потрясения в мировой истории. Мы были на самом переднем крае и видели абсолютно все.
Я горжусь тем, что наш корабль доставил солдат к месту первой высадки. Как бы я хотел оказаться сегодня дома и рассказать тебе об этом величайшем деянии. Это было грандиозно, и я бы не променял сегодняшний день на все золото мира. Конечно, я благодарю Бога, что нахожусь в безопасности и в добром здравии, ибо были и страшные минуты. Эйлин, мы должны склонить головы перед моряками, летчиками, солдатами и морскими пехотинцами. Все они были великолепны, и мы должны гордиться ими, гордиться тем, что мы - британцы.
И еще неоторые фото тех дней. Вид на пляж «Омаха». Войска союзников высаживаются на захваченный плацдарм. Корабль был поврежден огнем немецкой артиллерии после того, как войска с него сошли на берег. На переднем плане большой десантный корабль флота его величества LCI L -299, переданный Соединенными Штатами Великобритании по ленд-лизу. Генерал Дуайт Эйзенхауэр Dwight Eisenhower беседует с бойцами роты «E» 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии перед их погрузкой в самолеты накануне воздушного десанта в Нормандии.
Дивизия была высажена в Нормандии в июле 1944 и включена в состав 2-го корпуса 1-й канадской армии. Премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль и верховный главнокомандующий экспедиционных сил союзников в Европе Дуайт Эйзенхауэр инспектируют 506-й полк 101-й воздушно-десантной дивизии. Генерал Дуайт Эйзенхауэр Dwight Eisenhower беседует с командиром 502-го полка 101-й воздушно-десантной дивизии подполковником Робертом Коулом Robert Cole. Он не смог получить награду, так как был убит во время операции «Маркет Гарден» 18 сентября 1944 года. Фото частично повреждено цензурой замазаны нашивки на плечах подполковника и солдата правее него. Репетиция высадки на песчаные пляжи батальона истребителей танков M10 и нескольких рот пехоты в Слапстон Сэндс Slapton Sands в Англии.
На переднем плане на песке лежат рулоны сетки Зоммерфельда Sommerfeld Tracking , которые применялись для укрепления слабых и вязких грунтов. В центре кадра американский истребитель танков M10 с именем «Бесси» «Bessie» , оборудованный специальными коробами, которые защищают двигатель от попадания воды. За «Бесси» виден бульдозер «Катерпиллер», использовавшийся союзниками при высадке для расчистки пляжей и проделывания проходов для людей и техники. На фотографии видны два десантных судна класса LCT с номерами 27 и 53. Чуть далее производит высадку большой десантный корабль LST-325, который впоследствии участвовал в доставке войск на пляж Омаха. После войны он был продан Греции и служил во флоте этой страны до 1999 года.
Медики американской 4-й пехотной дивизии оказывают помощь раненым на пляже Юта. Видны наклонно вкопанные бревна, предназначенные для повреждения днищ десантных транспортов в случае высадки десанта во время прилива. Американские солдаты у захваченного немецкого бункера на пляже Омаха. На переднем плане боец с пулеметом Браунинг M1919. Американские рейнджеры на десантном корабле в английском порту ждут сигнала к отплытию к побережью Нормандии. Один боец вооружен реактивным гранатометом Bazooka M1, остальные самозарядными винтовками M1 Garand.
Слева виден миномет. Lockwood , в центре Джозеф Маркович Joseph J. Markowitz , крайний справа — капрал Джон Лошиаво Cpl. John B. Разгромленные позиции и немецкий ДОТ, уничтоженный союзниками во время высадки в Нормандии. Взятие в плен немецких солдат американцами в местечке Пойнт ду Ок Pointe du Hoc , примерно в 6,5 км к западу от побережья Омаха.
Некоторые пленные переодеты в гражданское. Каждый корабль имеет заградительный аэростат для защиты от атак немецких самолетов. Немецкие военнопленные на пляже Омаха Бич в ожидании отправки в Англию. Сначала Черчилль намеревался высадиться в Нормандии вместе с союзными войсками в день открытия второго фронта 6 июня 1944 года. Он сообщил командующему силами союзников Дуайту Эйзенхауэру, что собирается наблюдать за высадкой с корабля у берегов Нормандии. На все возражения Эйзенхауэра премьер ответил, что может назначить себя членом команды корабля и генерал его не остановит.
Черчилля удалось отговорить от столь опасного шага лишь благодаря вмешательству короля Георга VI: король сказал, что если премьер-министр считает необходимым направиться к месту событий, то и он, король, тоже полагает, что его долг — принять участие в войне и встать во главе своих войск. Тем не менее, своего британский премьер все-таки добился. Американцы на захваченном мысе Пуэнт дю Хок в Нормандии. На заднем плане видны конвоируемые немецкие военнопленные. Медик из 3-го батальона, 16-го пехотного полка, 1-й пехотной дивизии армии США идет по полосе прибоя и руководит оказанием помощи раненым товарищам, укрытым за скалами. Американское подкрепление движется к пляжу «Омаха».
С борта десантного катера хорошо видно, как на холм уже поднимаются люди и техника с захваченного берега. Фото сделано 6 июня 1944 года ровно в полдень. Солдаты 16-го пехотного полка 1-я пехотная дивизия рядом со своими ранеными товарищами, одному из которых переливают плазму. Пляж «Омаха». Санитары американской 4-й американской пехотной дивизии оказывают помощь раненым 8-го пехотного полка на пляже Юта. Дуги на касках синие в оригинале у двух бойцов позади указывают на то, что они относятся к 1-й специальной инженерной бригаде Engineer Special Brigade.
То, что они находятся здесь, вероятно, означает, что раненых готовят к эвакуации на корабли. На борту погибли 15 и были ранены 30 человек, на судне возник пожар. Эвакуация была завершена в 13. Фото снято около 14. По другим данным, катер был поврежден немецкой артиллерией и сам смог подойти к транспорту для пересадки уцелевших людей. Тела германских парашютистов из 6-го парашютно-десантного полка, убитых в бою с американскими десантниками из 82-й дивизии.
Канадский солдат рядом с двумя немецкими пленными, захваченными канадскими войсками на пляже «Юнона» во время высадки. Пленные сидят у противотанковой стены. Канадские солдаты на пляже «Юнона» Juno Beach во время высадки в Нормандии. Молодой немецкий солдат сдается американцам. Нормандия, Франция. Раненые американские солдаты из состава 1-ой пехотной дивизии.
Союзные войска обустраивают лагерь на отбитом у немцев побережье Нормандии. Южное побережье Англии, неподалеку от порта Уэймут Weymouth. Катера приписаны к войсковому транспорту «Принц Бодуэн» «Prince Baudouin». На борту катеров военнослужащие 5-го батальона рейнджеров 5-го корпуса 1-й американской армии, которые будут высаживаться в секторе «Омаха», на участке «Dog Green». Американские рейнджеры на борту английских штурмовых десантных катеров типа LCA landing craft, assault в порту Уэймут Weymouth. Американские рейнджеры проходят контрольную палатку офицеров службы тыла, где получают горячий кофе и пончики перед погрузкой на корабли.
Порт Уэймут Weymouth , Англия. Погрузка рейнджеров на корабли началась за пять дней до начала операции «Оверлорд» 01 июня 1944 из соображений секретности. Канадские солдаты высаживаются на пляж «Юнона» в Нормандии. Погибшие десантники из 325-го планерно-пехотного полка 82-я воздушно-десантная дивизия рядом с разбившимся при посадке вечером 6 июля 1944 года планером «Horsa» английского производства. Американские десантники высаживаются с десантных катеров на пляж «Юта» в Нормандии.
Вермахт и руководство Германии ждали этой высадки почти два года, лихорадочно готовились к ней, возводили невероятные противодесантные сооружения, но вся эта подготовка оказалась бесполезной. Впрочем, нужно отдавать себе отчет: в немалой степени успеху операции «Нептун» способствовали мужество и героизм Красной армии, перемалывавшей на Восточном фронте самые боеспособные части германской армии. На Западном фронте гитлеровцы держали гораздо менее боеспособные дивизии, в чем и убедились английские и американские десантники и пехотинцы.
Кто придумал операцию «Нептун» Союзники начали планирование операции по высадке во Франции в конце января 1943 года, и тогда она еще не носила названия «Нептун». Ответственным за разработку деталей плана назначили британского генерал-лейтенанта Фредерика Моргана, получившего назначение на должность начальника штаба Верховного командования союзных экспедиционных сил. Первый вариант подготовленного руководством Моргана плана высадки был готов к 1 марта, но как только союзники предприняли первые шаги по его воплощению, начались корректировки. Самое, пожалуй, серьезное предложение, обеспечившее в итоге успех высадки, внес британский генерал Бернард Монтгомери. Он настаивал на том, что первоначально запланированная численность десанта — три дивизии в первом эшелоне и шесть во втором — категорически недостаточна. В итоге численность войск выросла до полутора сотен тысяч человек, что обеспечило союзникам существенный перевес в силе над соединениями вермахта, оборонявшими побережье Франции. Цель — Нормандия! Весь опыт десантных операций и Первой, и Второй мировых войн говорил о том, что наиболее успешной высадка будет в том случае, если в самом ее начале удастся захватить крупный порт.
Это было очевидно командованию союзников. Но столь же очевидно это было и для командования вермахта. Крупнейшие порты на ближайшем к Великобритании побережье Франции — Кале и Булонь-Сюр-Мер — были, пожалуй, самыми защищенными с точки зрения противодесантной обороны. И тогда выбор разработчиков операции пал на Нормандию, где плотность гитлеровской обороны была ниже, а глубина ее меньше. Крупных портов в тех местах не было, а идея высаживать на длинные песчаные пляжи крупный десант, способный взломать прибрежные укрепления и захватить серьезный плацдарм, выглядела утопической. Этим заблуждением и воспользовались союзники, выбрав в качестве места высадки Нормандию. К тому же до нее могли свободно долетать истребители союзников, а обеспечение господства в воздухе было одним из важнейших условий операции.
Плацдарм, прилегающий к побережью Сенской бухты, можно было изолировать от контратак наземных войск противника, расположенных на территории Франции и Германии , разрушая мосты и переправы и устанавливая контроль над многочисленными путями, которые вели к Сенской бухте. Кроме того, Сенская бухта не имела островов, банок , отмелей или рифов у берега. От постоянных западных ветров её прикрывал полуостров Котантен. Просторные песчаные пляжи давали возможность одновременно высаживать большое количество войск и боевой техники. Также определённую роль играло то, что глубина Сенской бухты исключала действие немецких крупных и средних подводных лодок [13]. Правда, порты Шербур и Гавр были базами для вражеских торпедных катеров и подводных лодок, однако отсутствие в полосе вторжения других крупных городов не давало возможности создать устойчивые очаги обороны войскам Вермахта. Рассматривая вариант с Нормандией , планировщики пришли к выводу, что это направление более привлекательно прежде всего из-за близости побережья к британским портам. Проблема портов имела два аспекта её решения: первый — создание временных портов, второй — наращивание сил на плацдармах и захват крупных портов, прежде всего Шербура [14]. Исходя из этого, возникла задача обеспечить условия для успешного захвата этого порта. Фельдмаршал Бернард Монтгомери настоял на том, чтобы включить в план вторжения пятый плацдарм, расположенный за водной преградой реки Орн , который впоследствии получил название «Юта». После дальнейшего всестороннего анализа данных разведки и оценки сил противника районом проведения десантной операции в конце концов стало побережье Нормандии — там укрепления были мощнее, чем в Бретани , но не так глубоко эшелонированы, как в Па-де-Кале. Расстояние от Англии было больше, чем в Па-де-Кале , но меньше, чем в Бретани. Значительную роль также сыграли большое количество военно-морских баз и портов на южном побережье Великобритании, относительно малые расстояния от них до побережья Франции и господство авиации союзников в воздухе — благодаря этому можно было спокойно осуществлять посадку войск на транспортные средства и переход армады морем ночью. Боевая подготовка десанта. Наконец, было решено воспользоваться отрезком времени между приливом и отливом и осуществить высадку первого эшелона на берег через 40 минут после рассвета. Но поскольку разница времени между моментами полной воды на восточном и западном берегах сенской бухты составляла 40 минут, то для каждого плацдарма было установлено своё время начала высадки, максимальный интервал между которыми достигал 85 минут. Это было нужно, чтобы десантные суда не сели на мель и не получили повреждений от немецких подводных заграждений во время прилива [15]. Первоначально союзники планировали начать операцию в мае 1944 года. Однако, по настоянию Б. Монтгомери , было решено дополнительно высадить ещё один десант на полуострове Котантен сектор «Юта». Из-за внесения изменений в план высадки дату вынужденно перенесли с мая на июнь. На июнь приходилось несколько подходящих режимом приливов дней, в первую очередь — 5, 6 и 7 июня. Если бы не получилось начать вторжение в эти дни, то его пришлось бы отложить на 18, 19 или 20 июня [16]. Учения морского десанта с высадкой на берег с малого десантного корабля LCI. Утром 5 июня главнокомандующий провёл заключительное совещание, на котором главный метеоролог армии предоставил прогноз на кратковременное улучшение погоды 6 июня. Мнения командования разделились, но Эйзенхауэр после некоторых колебаний отдал решительный приказ — вторжение союзных войск в Западную Европу начать утром 6 июня [18] , именно этот день и вошёл в историю, как День «Д». Предварительный план получил название «Скайскрепер» и предусматривал одновременную высадку в районе Кана десанта силами до трёх дивизий, за которыми следовал второй эшелон с шестью дивизиями [19]. В дальнейшем, после захвата и удержания плацдарма, союзники планировали сосредоточить значительное количество войск на берегу и, мощным ударом прорвав оборону Вермахта, развить наступление по территории Франции в двух направлениях: на запад и восток от нормандского побережья. Однако, чем больше штаб руководства сталкивался с реалиями на запланированных зонах высадки, оценивая силы противника и в особенности свойства района вторжения, тем больше поддержку получало предложение Монтгомери усилить общую численность сил вторжения. Монтгомери настаивал на том, чтобы увеличить число дивизий с трёх до пяти, что должны высаживаться морем, также осуществить высадку войск на восточном краю полуострова Котантен и минимум трёх воздушно-десантных дивизий для поддержки морского десанта. Высадка британского воздушного десанта возле Кана и американского возле Сент-Мер-Эглиз имели целью всячески содействовать высадке морского десанта и изоляции района боевых действий на флангах полосы вторжения. Десант, который предлагалось провести ночью накануне операции, имел задачей захватить узлы дорог, переправы, мосты и другие ключевые объекты, и помешать контратакам войск Вермахта и максимально нарушать систему управления войсками противника в операционной зоне. Окончательный утверждённый стратегический замысел операции определял одновременную высадку крупных сил морского десанта на побережье Нормандии на фронте до 80 км.