В 1917 году Всеволод Мейерхольд безоговорочно принял большевистский переворот и в компании с поэтами Блоком, Маяковским, Ивневым и художником Натаном Альтманом явился в Смольный, чтобы заявить о своей готовности сотрудничать с новой властью.
Как основоположника режиссерского театра погубила его женщина
Лермонтова 1917. Головин , балетмейстер — М. После революции Б. Портрет В. После Октябрьской революции поставил в Петрограде « Мистерию-буфф » В.
Маяковского 1918 год. С мая 1919 по август 1920 года находился в Крыму и на Кавказе, где пережил несколько смен власти, арестовывался белой контрразведкой. По приглашению наркома просвещения А. В 1921 году поставил вторую редакцию этой же пьесы в Москве.
Блока «Незнакомка» [10] [11]. В 1920 году предложил и затем активно проводил в теорию и практику театра программу « Театральный Октябрь ». В 1918 году на Курсах мастерства сценических постановок в Петрограде вводится преподавание биомеханики как теории движений; в 1921 году Мейерхольд использует этот термин для занятий сценическим движением [12]. Головина Государственный театр имени Вс.
В 1922 — 1924 годах Мейерхольд, параллельно деятельности по формированию своего театра, руководил Театром Революции. В 1928 году ГосТиМ едва не был закрыт: отправившись вместе с женой за рубеж — для лечения и переговоров о гастролях театра, Мейерхольд задержался во Франции, и, поскольку в это же самое время из зарубежных поездок не вернулись Михаил Чехов , возглавлявший в то время МХАТ 2-й , и руководитель ГОСЕТа Алексей Грановский , Мейерхольд также был заподозрен в нежелании возвращаться [15]. Но он не собирался эмигрировать и вернулся в Москву раньше, чем ликвидационная комиссия успела расформировать театр [15]. В 1930 году ГосТиМ с успехом гастролировал за рубежом, — Михаил Чехов, встречавшийся с Мейерхольдом в Берлине , в своих воспоминаниях рассказывал: «Я старался передать ему мои чувства, скорее предчувствия, об его страшном конце, если он вернётся в Советский Союз.
Он слушал молча, спокойно и грустно ответил мне так точных слов я не помню : с гимназических лет в душе моей я носил Революцию и всегда в крайних, максималистских её формах. Я знаю, вы правы — мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь.
До этого они несколько лет носили в Бутырскую тюрьму передачи с продуктами и только потом узнали от знакомых, что отца давно уже нет в живых. В прессе режиссера называли троцкистом, формалистом, последователем мещанской эстетики… И потом забыли на долгие годы. А все это время, вплоть до самой войны на сцене шел «Маскарад»… Потом он был закрыт, театр пришел в упадок, костюмы Головина сочли утраченными. Российский театр жил свою особую жизнь, без Мейерхольда. Лишь в восьмидесятых годах родственникам режиссера разрешили доступ к его делу, в Пензе открыли памятник. И то — медленно, как будто нерешительно. По театральной легенде, уже в нулевых, при реконструкции Александринки, копаясь в обширных когда-то подвалах императорского театра, рабочие наткнулись на какие-то неизвестные коробки. Позвали экспертов. Эксперты вскрыли их, а там оказались старые костюмы Александра Головина к мейерхольдовскому спектаклю Старая, дореволюционная эстетика была спрятана рабочими сцены во время эвакуации театра еще в Великую Отечественную и теперь вернулась, видимо, к достойным потомкам. Мастер, смелый, чересчур революционный при жизни — счел необходимым потихоньку приоткрыть свои тайны своим наследникам. Гений вернулся. А «Маскарад» в Александринке идет и сейчас. Как воспоминание будущего. О Мейерхольде написано немало статей и даже научных работ — многие эксперты, критики брались оценивать его творения, но метод гения по-прежнему считается малоизученным. Хотя бы потому, что, как уже говорилось выше, в каждом своем спектакле он раскрывался по-новому. О его таланте и уникальности подхода можно говорить и читать вечно, однако ничто так красноречиво не описывает вклад Мейерхольда в развитие искусства как его наследие. Он воспитал не один десяток талантливых актеров, специалистов разного уровня и даже самого Эйзенштейна, который, будучи его студентом, придумал новый подход к монтажу, сразивший весь мировой кинематограф. Поэтому, не будь Мейерхольда, не было бы ни театра, ни кино таким, каким мы его знаем сейчас.
Становилось очевидным, что не стали бы такие заметные люди рисковать именем, званиями, если бы Мейерхольд того не заслуживал. Выглядели письма очень веско, никто не ограничивался простым "Я знал Мейерхольда", писали о чем-то конкретном, о каком-то спектакле и т. Я понимал, что в 1955 году с А. Яблочкиной спорить никто не станет, она любого переспорит и свои слова отстоит. Я к ней ездил домой, она меня чаем-вареньем угощала и написала о Мейерхольде прямо мне от руки. Я попросил разрешения снять копию с ее письма, вложил машинопись в дело, а автограф на память себе оставил. Выходило, что вся художественная интеллигенция отозвалась на реабилитацию Мейерхольда, встала на защиту памяти гениального человека. Я находился под очень сильным впечатлением этого. Меня это окрыляло, я был уверен, что иду по верному пути". Никак нельзя сбросить со счетов, что тогда нужна была смелость, и немалая, требовалось мужество, чтобы в ответ на запрос Военной прокуратуры написать положительный отзыв о Мейерхольде. Ведь все это было еще до XX съезда, перелом происходил труднейший, все привыкли бояться, над каждым палка висела, Мейерхольда-то уже давно не было в живых, а они все работают, могло казаться, что карьера повисает на волоске. Поэтому хочется, чтобы сегодня люди читали эти письма, они характеризуют и Мейерхольда, и тех, кто их писал. Это хождение за письмами — уникальный сюжет: несколько десятков людей с именами, не зная после ареста Мейерхольда в 1939 году ничего о его дальнейшей судьбе, узнавали от Ряжского страшную правду и пытались способствовать возвращению мастера театра в культуру. И все же страх был велик. Он виден, в частности, в том, что только 9 авторов писем, зная, что речь идет о реабилитации, осмелились употребить в своих текстах это слово. Положено писать представление в ЦК. А кто я такой, чтобы ко мне прислушались? Я по чинам всего-навсего старший лейтенант, мое представление обязательно направят на перепроверку, пойдет оно ходить по кругу, вся куча собранных материалов прахом полетит. Никому, думаю, не найти документов убедительнее тех, которые у меня собраны. В них были ответы на все вопросы. Ясно, что Мейерхольд из богатой семьи, что не убежал от революции за границу. Перешел на сторону Советской власти. На юге белые даже приговаривали его к расстрелу, об этом мы достали белогвардейскую газету. О том, что он создал революционный театр, в свое время печатались книги, живы-здоровы работавшие с ним актеры, они давно народные-перенародные, а могли бы, как он, числиться во вредителях. Обвиняли Мейерхольда в том, что он враг Станиславского, но и здесь у меня есть ответ из книги самого Станиславского. Думал я, думал и решился. Буду, решил, рисковать. И рискнул. Черт с ними со всеми, думаю, вынул из папки и порвал бумажку "Прошу переговорить" , которой начальник предупреждал, что сначала надо ставить вопрос об отмене решения о театре Мейерхольда, а потом уже о реабилитации его самого. Доложил дело по начальству. Начальство мне все подписало. Так, думаю, в прокуратуре проскочили, посмотрим, что будет в Верховном Суде. У меня в тот день шли три дела, мейерхольдовское я втолкнул в середину, и оно в тот же день прошло благополучно, Мейерхольд был реабилитирован". Как удалось избежать того, что не помешали реабилитации Всеволода Эмильевича те, кто оставался в его врагах, продолжал считать его формалистом и так далее? Спасибо Ильинскому. Он мне… сказал: "Смотри, у него много врагов, многие не захотят, чтобы он воскрес… Но это все ерунда".
Тогда в Александринском театре Мейерхольд поставил «Маскарад» Лермонтова. Лучший художник его времени, Александр Головин , нарисовал невероятной яркости костюмы, броские, пестрые, помпезные. И, выходя из зала, зритель с бала Энгельгардтов попадал на бал смерти. Сцена из спектакля «Маскарад» Фото: журнал «Культурная столица» Революцию Мейерхольд встретил и принял. В разговоре с эмигрировавшим уже Михаилом Чеховым много позже он признавался, что всегда носил революцию в самом широком смысле этого слова в своем сердце и что он понимал, насколько сильно государство извратило красивую идею революции. Но он никогда не бросал своей родины. И своих идей. Каждый спектакль он ставил по-новому. Когда брал новую пьесу, заклеивал все ремарки, пометки автора о возрасте и действиях героя, актер и Мейерхольд заново сочиняли сюжет. Он брался только за то, что казалось ему современным духу эпохи, тем, что волновало его зрителей и его самого именно в тот момент времени. Залы бушевали, критика восхищалась и спорила, закулисье сплетничало о том, что он увел жену у Есенина и что этой бездарной актрисе он слишком сильно доверяет. Но все это его волновало мало. Он считал, что актер должен сродниться с музыкой, с публикой, но что важнее всего — должен научиться владеть своим телом и правильно перемещать его в пространстве. Мейерхольд придавал движениям огромное значение и старался научить этому своих студентов. Мейерхольд был гений. Этого никто не отрицал. Но жаль, что это понимал он сам. Его ученик Сергей Эйзенштейн писал: «Счастье тому, кто соприкасался с Мейерхольдом как с магом и волшебником театра.
Всеволод Эмильевич Мейерхольд
Ежегодные ярмарки на Базарной площади — карусели, лотереи, балаганные зазывалы, марионетки, шарманщики и толпы народа, бесшабашное веселье и чарующая романтика запретного. Эти впечатления, навсегда врезавшиеся в детскую память, прорастут образами блоковского «Балаганчика». Быт губернского города средней полосы России, с помещичьими усадьбами, тихого, пыльного, торгующего лесом, спиртом, хлебом, знаменитым «бессоновским луком», угадывается в знаменитом «Ревизоре». Именно в Пензе закладывался фундамент знаний, взглядов, интересов будущего режиссера-новатора. Размеренный купеческий быт всегда соседствовал с активной интеллектуальной жизнью, наверное, потому эта земля дала миру великого Лермонтова, Белинского, Мозжухина и Мейерхольда. Здесь формируется увлечение литературой и музыкой, не ставшие основными профессиями, но превратившиеся в необходимый инструмент для творчества. Для Карла Теодора Казимира все впервые в этом городе: первые шаги, первый сценический опыт, первая режиссерская работа и первая любовь, — казалось, что раз и на всю жизнь. Здесь же взращивается и бунтарский дух, потому Всеволод Мейерхольд примет революцию и будет счастлив умчаться в вихре долгожданных перемен, приведшем в итоге к роковому финалу. Но до этого еще далеко.
На его репетициях и «показах» бывали Луи Арагон, Гордон Крэг, Юлиус Фучик и Бертольд Брехт… Секретарь и биограф Мастера, драматург Александр Гладков, писал о странном раздвоении Мейерхольда: первый казался недосягаемым, второй был прост и пленителен. Первый вызывал восторг и стремление к подражанию, второго часто было мучительно и горько жалко. Но и тому и другому были свойственны бунтарство и мужество, потребность договаривать и четко формулировать свои мысли и желания. И сформировалась натура Всеволода Эмильевича еще в ранние юношеские годы, в самом начале жизни, начале творческого пути... Четырнадцати лет Мейерхольд переходит в православную веру и принимает имя согласно Святцам. Теперь он не Карл, а Всеволод. Директор музея театрального искусства имени В. Мейерхольда в Пензе, Наталия Аркадьевна Кугель, рассказывала, о том, что существует легенда, что имя Всеволод Мейерхольд выбрал сам в честь своего любимого писателя Гаршина. Легенда была бы сама по себе неплохая, если бы Гаршин не так плохо кончил: он бросился в пролет лестницы… Ассоциация опасная… «Впрочем,- добавила Наталия Аркадьевна,- жизнь Мейерхольда постоянно наталкивалась на всякого рода роковые моменты». Обстановка в их семье не способствовала безмятежному благоденствию. Отец, богатый винозаводчик, - человек крутой, своенравный, много пил, открыто содержал вторую семью. И дети из этой семьи, после смерти их матери, воспитывались незлобивой и тихой матерью Мейерхольда, Альвиной Даниловной. Внешности Эмилий Федорович был необычайной. Из воспоминаний. Он выгнал из дома Федора, старшего сына, за то, что тот, против его воли, женился на актрисе; поднимал руку и на младших. Федор, старший сын, покончил с собой в подвале отцовского дома, повесившись на своем шарфе…. Мы иногда оставались по вечерам шить костюмы для домашних спектаклей, как это было при Мейерхольде, это наша дань традициям этого дома и этому человеку, но работники музея боялись задерживаться допоздна, так как складывалось впечатление, что в доме кто-то есть. Мы даже вызывали наряд патрульных… Они, конечно, никого не обнаруживали, но ощущение «странного» дома все равно не проходило…и сейчас не проходит. К холодному воздуху, врывающемуся через открытые двери, примешивается запах лекарств. Тяжело болен отец Карлуши, то бишь Всеволода, Эмилий Федорович… Февраль 1892 года отнял у него отца, и тот же февраль впервые вывел его любительскую сцену в роли Репетилова в грибоедовском «Горе от ума». Решение было принято, и Мейерхольд в феврале бросает университет и поступает в Московский Художественный театр. А позже, опять же в феврале, уйдя их МХАТа, в Петербурге возглавляет свою театральную студию под именем фантастического «доктора Дапертутто», гофмановского персонажа, носившего плащ алого цвета. По безошибочной классификации антрепренеров, старый губернский город Пенза считался театральным городом. Кроме театра на центральной площади был еще один, летний, в так называемом «верхнем гулянии», стоявший в глубине городского парка. Пензенские театралы охотно приглашали на обеды и ужины любимых артистов, особенно приезжих «гастролеров». Когда маленькому Карлуше Мейерхольду было пять-шесть лет, в труппе пензенского театра служил на небольших ролях Владимир Гиляровский, в будущем знаменитый журналист. В книге «Мои скитания» он описал неровные, грязные пензенские улицы, своеобразных извозчиков, называвшихся «Удобки» и удивительную местную водку, производившуюся заводом Э. Мейерхольда и носившую странное название «Углевка». Гиляровский уверял, что после Пензы он нигде и никогда такой водки больше не пробовал, и что знаменитые на всю Россию водочные изделия Смирнова и вдовы Поповой не могли с ней сравниться. Мейерхольд на всю жизнь сохранил старомодную фотографию Василия Далматова с автографом, подаренную артистом Санкт-Петербургского Александринского театра его отцу Эмилию Федоровичу.
Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель актёрской системы, получившей название «биомеханика». Карл Казимир Теодор Майергольд был восьмым ребёнком в лютеранской немецкой семье винозаводчика Эмилия Федоровича Майергольда ум. В 1895 году он окончил Пензенскую гимназию и поступил на юридический факультет Московского университета. В том же году, по достижении совершеннолетия 21 года , Мейерхольд принял православие и изменил своё имя на Всеволод — в честь любимого писателя В. В 1896 году он перешёл на 2-й курс Театрально-музыкального училища Московского филармонического общества в класс Вл. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками О. Книппер, И. Москвин вступил в труппу создаваемого Московского Художественного театра. В спектакле «Царь Фёдор Иоаннович», которым 14 26 октября 1898 года открылся Художественно-общедоступный театр, играл Василия Шуйского. В 1902 году Мейерхольд с группой актёров покинул Художественный театр и начал самостоятельную режиссёрскую деятельность, возглавив вместе с А. Кошеверовым труппу в Херсоне. Со второго сезона, после ухода Кошеверова, труппа получила название «Товарищество новой драмы». В 1902—1905 годах было поставлено около 200 спектаклей. Метерлинк, «Комедия любви» Г. Ибсена и «Шлюк и Яу» Г. Гауптмана для Театра-студии, который он задумал открыть на Поварской улице в Москве. Однако Студия существовала недолго: как оказалось, Станиславский и Мейерхольд по-разному понимали её назначение. Посмотрев поставленные Мейерхольдом спектакли, Станиславский не счёл возможным выпускать их на публику. Годы спустя в книге «Моя жизнь в искусстве» по поводу опытов Мейерхольда он написал: «Талантливый режиссёр пытался закрыть собою артистов, которые в его руках являлись простой глиной для лепки красивых групп, мизансцен, с помощью которых он осуществлял свои интересные идеи.
Его чествуют в Москве и Петрограде, куда юбиляр приезжает в апреле с чтением публичных докладов. Один из них, о «Левом театральном фронте», проходит 28 апреля в Большом зале филармонии. В следующий раз Всеволод Мейерхольд выступает с публичным докладом на сцене Большого зала 11 декабря 1930 года. На сей раз он рассказывает о только что состоявшихся зарубежных гастролях своего Театра. В прессе доклад анонсируется сначала под названием «Мое путешествие по Западной Европе», позднее тема формулируется лаконичнее: «Мы и они». Выступление Мейерхольда в Большом зале воспринимается неоднозначно даже его соратниками. Эта критика не имела для Мейерхольда никаких серьезных последствий.
Мейерхольд Всеволод Эмильевич
Режиссёр и актёр Всеволод Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года. Всеволод Эмильевич Мейерхольд нам известен как театральный режиссёр-новатор и создатель биомеханики. Биография Всеволода Эмильевича Мейерхольда; родился 9 февраля (28 января по ст. ст.) 1874 в Пензе; расстрелян 2 февраля 1940 в Москве.
Великий режиссёр с трагической судьбой: 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда
В.Э. Мейерхольда расстреляют после неправедного суда 2 февраля 1940 г. как агента немецкой, японской, латвийской и прочих разведок. Если короля играют придворные, что ж говорить о человеке, «придворным» у которого поработал Всеволод Мейерхольд? А вот Всеволод Мейерхольд своим первым браком не то чтобы тяготился, но немного от него подустал, как устают давно и достаточно счастливо женатые мужчины — больше 20-ти лет вместе с Ольгой Мунт, трое детей, быт, заботы. Всеволод Мейерхольд: биография, творческий путь. Будущий режиссер-постановщик появился на свет в Пензе, в 1874-м году, девятого февраля, в многодетной немецкой лютеранской семье. В 1898 году Всеволод Мейерхольд окончил училище и вместе с другими выпускниками (О. Л. Книппер, И. М. Москвин) вступил в труппу создаваемого Московского Художественного театра. Мейерхольд Всеволод Эмильевич, Подробные биографии известных людей, оставившие свой след в истории человечества. Есть официальные биографии, а есть и история настоящей жизни, которую мы не всегда знаем.
Великие истории любви. Любовное помешательство Мейерхольда
Утверждается в звании почетного красноармейца народный артист Всеволод Эмильевич Мейерхольд, избранный общим собранием начальствующего и красноармейского состава Отдельного Московского стрелкового полка. Всеволод Мейерхольд пережил жену: после жестоких пыток в Бутырской тюрьме его обвинили в работе на японскую разведку. один из них 20 июня 1939 года Мейерхольд был арестован в Ленинграде; одновременно в его квартире в Москве был произведён обыск. Отмечая 150-летие Всеволода Мейерхольда, пройдём по его петербургским адресам и поймём, где рождался театр наших дней.