Восточный полигон не вывозит растущий грузопоток, ставя под угрозу разворот российской экономики на Восток. Группа "Россети" приступила к модернизации двух ЛЭП в распределительном комплексе Кузбасса для выдачи дополнительной мощности объектам Восточного полигона железных дорог.
Модернизация БАМа и Транссиба демонстрирует рекордные темпы
Помимо доставки грузов внутри страны Восточный полигон — важная экспортная артерия. Как отмечают эксперты, Россия и Китай к 2024 году планируют нарастить товарооборот по некоторым оценкам — почти вдвое , поэтому важно, чтобы логистика не стала барьером к развитию сотрудничества. По мнению замдиректора транспортной компании Вадима Филатова, расширение пропускной способности БАМа и Транссиба поможет в том числе сократить расходы экспортеров. При этом эксперт обратил внимание на тенденцию, которая как нельзя лучше характеризует необходимость расширения БАМа и Транссиба: еще недавно положение дел с грузоперевозками на восточном направлении было достаточно сложным. Сейчас, по словам эксперта, ситуация нормализовалась. На Восточно-Сибирской железной дороге в рамках масштабной программы по развитию БАМа и Транссиба продолжается реконструкция станции Тайшет в Иркутской области. Тайшет — это крупный железнодорожный узел, находящийся на стыке Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Под одним из мостов будет запущена автомобильная дорога, что позволит ликвидировать постоянные пробки на железнодорожном переезде в Тайшете на пересечении улиц Калинина и Степана Разина.
Об этом глава края сообщил в своём Telegram-канале. Подразделением холдинга ГК 1520 в Хабаровском крае и генеральным подрядчиком работ по модернизации Восточного полигона РЖД является управляющая компания «Бамстроймеханизация». Объём средств, потраченных на работы в регионе, только в этом году превысит 100 миллиардов рублей. Стороны согласились, что «Бамстроймеханизация» переедет и будет зарегистрирована в Хабаровске, что приведет к значительному увеличению налоговой базы и поступлений в краевую казну.
О далеком и тяжелом прошлом в Тынде напоминают разве что бараки - они сохранились кое где на окраинах города - и самый большой экспонат в музее Байкало-Амурской магистрали. Специальный дом для полярников из цистерны - условия на дальнем востоке были такими же суровыми. Даже осталась характерная расцветка - оранжевые полосы - чтобы лучше было видно с воздуха на снегу. Обтекаемая форма сокращает потери тепла. Можно жить при -50 градусах и даже ниже, главное - топить вовремя. Здесь их называли «бочками Диогена», а проще - диогенки.
Больше половины тех, кто приехал работать на БАМ, были моложе 30 лет. Всего на БАМ за время постройки магистрали приехало более миллиона человек. И десятки миллионов хотели сюда приехать. В основном, конечно, школьники, даже целыми классами», - рассказала Наталья. И очень важная деталь, которая подчеркивает менталитет советского человека и передает дух молодежи того времени. Многие строители БАМа приезжали без вызова - дикарями - просто потому что они были нужны своей стране. Внимание всей страны было приковано к двум передовым бригадам, которые прокладывали железнодорожный путь навстречу друг другу. С запада Александр Бондарь, с востока - Иван Варшавский. Квартира Ивана Николаевича Варшавского немного похожа на музей. Очень много грамот, на стенах - картины и фотографии.
Даже спустя 50 лет легендарный бригадир себе не изменяет, свою узнаваемую бороду сохранил. Как и строительный шлем. Вспоминает, как они с Бондарем наконец встретились - и вместе две бригады соединили последний участок. К тому моменту с начала ударной комсомольской стройки прошло 10 лет 5 месяцев и шесть дней. Качали там и Бондаря качали и других. Мы решили отпраздновать, выносим стол. Я залез на стол, каску снимаю, шампанское и водку туда наливаю. Назвал это "Северное сияние" и хлебнул. Передаю и пошло по рукам "Северное сияние" с касок, многие со стаканов не стали пить, давай с касок. Ну, естественно, слезы радости на глазах», - рассказал Варшавский.
Стыковку производили два раза. Первый раз - когда бригады встретились, а во второй - в другом месте - для начальства, перед трибунами и портретами. Десятилетие напряженного труда - наперекор природе и собственной слабости. Во первых, 10 лет это беспрерывно. Сейчас хожу с палочкой.
Стоимость работ по реконструкции линий электропередачи составит 584 млн рублей. В ходе работ энергетики смонтируют 95 км отечественного инновационного провода с увеличенной пропускной способностью, установят 118 новых опор. Бригады работают в сложных условиях, в том числе на территориях с возможностью просадки грунта. Для повышения надежности и устойчивости опор ЛЭП, устанавливаемых на обводненных участках трассы, используется винтовой фундамент.
РЖД: максимальный вывоз на Восточном полигоне покрывает расходы компании
Впрочем, заметил он, в 2023 году ситуация с направлениями грузопотоков несколько изменилась. Помимо угля, начали играть большую роль и другие грузы, доля которых в объемах перевозок восточном направлении начали увеличиваться», — сказал Фарид Хусаинов. На протяжении более чем года в России обсуждалась и возможность закрепления принципа «вези и плати» ship-or-pay для доставки грузов железнодорожным транспортом — это когда по договору транспортная компания обязуется вывезти определенный объем груза или заплатить штраф за невывоз. Такая практика, к примеру, используется при экспорте газа. В случае принятия этого правила РЖД получила бы гарантии на перевозку определенного количества грузов, а грузоотправители — мощности под отгрузку. Принцип «вези или плати» должен был коснуться в приоритетном порядке угольных поставок в восточном направлении и только потом затронуть остальные грузы. Но позже посчитали, что дефицит перевозочных мощностей, сложившийся на востоке, не должен быть предметом торга, и в мае 2023 года долгоиграющий законопроект правительством был отозван из Госдумы. Казалось бы, все правильно: конкуренция на железной дороге в сложившихся условиях переориентации с запада на восток всех грузов — не только угля — не должна усиливаться.
Но в реальности уголь не потерял статуса приоритетного груза и по-прежнему устремляется в дальневосточные порты в большом количестве, как видно из статистики, превалируя над другими видами грузов на железной дороге в этом направлении. К тому же возросшие объемы транспортировки на восток обнажили проблему «узких» мест на железной дороге. Другие, наоборот, зарождаются на станциях Восточного полигона и стыки западнее этого роста «не видят», но «видят стыки сечения , восточнее станции погрузки , — отметил Фарид Хусаинов. Учитывая все это, как отметил эксперт Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, расширение Восточного полигона является важнейшей задачей. Восточный дефицит Первый этап расширения Восточного полигона в 2013—2018 годах, расширивший его пропускную способность до 144 млн тонн грузов в год, потребовал вложения 520,5 млрд рублей, включая 349 млрд рублей собственных средств РЖД. Второй этап, предусматривающий увеличение объемов грузоперевозок до 180 млн тонн и инвестирования 1,1 трлн рублей, реализуется с 2018 года и должен завершиться в 2024 году. Однако, несмотря на усилия, пока проект не способен решить восточную транспортную проблему, которая грозит превратиться в сдерживающий фактор развития экономики страны, учитывая, что она касается не только маржинальных, но и всех других грузов.
Из четверной очереди добиться перевода в третью — уже счастье. Такого никогда еще не было», — цитировал его слова « Эксперт ». Проблему признают и в РЖД. Ранее глава компании Олег Белозеров говорил : «В условиях масштабного разворота перевозок с запада на восток возможности инфраструктуры не могут удовлетворить заявки отправителей грузов. Частично спрос удовлетворяется за счет инновационных технологий, но для решения проблемы нужно более масштабно и динамично вести инфраструктурное строительство. Сейчас наша инфраструктура работает на пределе мощностей». Чтобы реализовать третий этап и расширить пропускную способность Транссиба и БАМа до 197 млн тонн в год, в июле железнодорожный перевозчик попросил направить на Восточный полигон из Фонда национального благосостояния ФНБ 300 млрд рублей.
Это только часть денег, необходимых для реализации проекта, оцененного в 450—460 млрд рублей и предполагающего рост провозки до 225 млн тонн. Кстати, правительство на этот счет озвучивало другие планы: в конце мая замминистра транспорта Валентин Иванов сообщал о возможности выделить из ФНБ лишь 200—218 млрд рублей, тогда как общие инвестиции в третий этап он оценивал в более чем 600 млрд рублей. В этом году не откликнулись на просьбу РЖД ввести отдельный инвестиционный тариф на перевозки угля по БАМу на участке Комсомольск-на-Амуре — Ванино Минэнерго и Федеральная антимонопольная служба России, таким образом, лишив ее возможности получить дополнительные деньги на развитие магистрали. Как бы то ни было, учитывая прогнозный рост экспорта российского угля в страны АТР к 2030 году в 1,5—2 раза относительно нынешних объемов, трудно не согласиться с экспертами, называющими дефицит провозной способности Восточного полигона «стратегической ошибкой Правительства РФ , которую в одночасье не исправить».
Ранее проект также был рассмотрен Главгосэкспертизой России. Мостовой переход через Амур с железнодорожными подходами построен на территории Еврейской автономной области и провинции Хэйлунцзян в рамках межправительственного соглашения между Российской Федерацией и КНР. Общая протяженность станционных путей — 5,6227 км. Кроме того, были выполнены работы по электрификации и наружному освещению станции, переустройству инженерных сетей и коммуникаций, возведены здания и сооружения, необходимые для эксплуатации станции.
В этом году погрузка на Восток вновь бьет все рекорды.
Как отмечал глава РЖД Олег Белозеров на Восточном экономическом форуме, компания сталкивается со значительным количеством нерациональных перевозок внутри страны. Он приводил пример, когда уголь для внутреннего потребления на Дальнем Востоке везут из Кузбасса вместо того, чтобы использовать локальные станции и более короткие плечи.
По данным Минэкономразвития, в 2021 году экспортно-импортный грузопоток по Восточному полигону составил 157,4 млн тонн. С учетом прогноза Минвостокразвития, к 2030 году грузопоток по железной дороге в восточном направлении достигнет, как минимум, 219 млн тонн в год. В РЖД ранее отмечали, что компания планирует вывезти в 2023 году по Восточному полигону около 160 млн тонн.
В Приморье на втором пути БАМа состоялась сбойка железнодорожного тоннеля
Высокая загрузка железных дорог Восточного полигона заставляет грузоотправителей конкурировать за получение доступа к дефицитной инфраструктуре. Президент России Владимир Путин на совещании в режиме видеоконференции о развитии Восточного полигона железных дорог в среду, 20 декабря, заявил, что восточное направление железных дорог крайне востребовано, – сообщили в Кремле. Новости железнодорожного транспорта, машиностроения и логистики.
«Как всегда, оказались не готовы»: Сергей Цивилев — о развитии Восточного полигона
Завершается инвестиционный проект «Комплексное развитие участка Междуреченск — Тайшет», предусматривающий строительство 22 объектов, будут сданы в эксплуатацию 165 км дополнительных главных и станционных путей. В итоге провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей вырастет до 158 млн тонн, и для этого уже определены 32 первоочередных объекта. Объемы перевозок в сторону портов Дальнего Востока увеличиваются очень динамично, а потому сценариев третьего этапа развития Восточного полигона изначально было несколько. В результате одобрен вариант увеличения провозной способности БАМа и Транссиба от 180 млн тонн в 2024 году к 197 млн тонн в 2027 году. Уже сегодня разработан предварительный перечень необходимых действий, анализируются его технические и финансовые параметры. Одним из важных проектов третьего этапа станет развитие и увеличение пропускной способности участка Артышта — Междуреченск — Тайшет, намеченное на 2025 год. Также на этот год намечено окончание строительства нового Дуссе-Алиньского туннеля на БАМе, длина которого составит около 2 км.
Когда мы говорим об увеличении пропускной способности до 180 млн тонн, для «нежелезнодорожников» эти цифры звучат абстрактно. Но давайте попробуем произвести простой арифметический расчет. Итак, 180 млн тонн грузов в год — в день это 493 тыс. А ведь по той же инфраструктуре нужно организовать движение пригородных и пассажирских поездов! Есть еще одна цифра, она больше из области фантастики, но зато очень наглядна для понимания масштабов. Длина каждого вагона в среднем 14 метров, и если представить, что все эти вагоны находятся в одном поезде, то его длина составит 42 тыс.
В соответствии с приведенными им данными, объем неперевезенных по БАМу и Транссибу грузов в 2021 году составил 70 млн тонн, в 2022 году при потребности в 258 млн тонн — до 100 млн тонн. По данным Минэкономразвития, в 2021 году экспортно-импортный грузопоток по Восточному полигону составил 157,4 млн тонн. С учетом прогноза Минвостокразвития, к 2030 году грузопоток по железной дороге в восточном направлении достигнет, как минимум, 219 млн тонн в год. В РЖД ранее отмечали, что компания планирует вывезти в 2023 году по Восточному полигону около 160 млн тонн.
Сейчас БАМ и Транссиб работают на пределе пропускной способности.
В этом году погрузка на Восток вновь бьет все рекорды. Как отмечал глава РЖД Олег Белозеров на Восточном экономическом форуме, компания сталкивается со значительным количеством нерациональных перевозок внутри страны.
На 25 модернизированных в 2023 году объектах БАМа уже открылось двухпутное движение поездов. В их числе — перегон Болен — Мони , самый протяженный двухпутный перегон на восточном участке магистрали. Длина уложенных вторых путей с учетом развития прилегающих станций здесь составила 28,2 километра.
Помимо строительства вторых путей на всех модернизированных объектах обновили устройства СЦБ, связи, энергоснабжения.
РЖД в 2024 году освоят 350 млрд рублей в рамках развития Восточного полигона
Эффективное развитие железнодорожной сети Восточного полигона, а также своевременное наращивание его провозной способности является приоритетной задачей. БАМ — железная дорога в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, второй магистральный железнодорожный выход России к Тихому океану. Ранее президент РФ Владимир Путин дал поручение увеличить к 2024 году пропускную способность Восточного полигона в. Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона началось еще в 2013 году, когда стало ясно, что существующих возможностей для растущего спроса на российские товары на этом направлении не хватает. Новости железнодорожного транспорта, машиностроения и логистики. / Новости ЖД транспорта. Развитие железнодорожной инфраструктуры Восточного полигона началось еще в 2013 году, когда стало ясно, что существующих возможностей для растущего спроса на российские товары на этом направлении не хватает.
Дегтярёв: подрядчик Восточного полигона РЖД переедет в Хабаровск
Развитие Восточного полигона | Статья в журнале «Молодой ученый» | читайте последние и свежие новости на сайте РЕН ТВ: Путин заявил о высокой важности Восточного полигона железных дорог Суд арестовал обвиняемого в теракте на БАМе. |
РЖД: в 2023 году провозные способности Восточного полигона вырастут до 173 млн. тонн | Это Восточный полигон железных дорог, ключевое направление. |
РЖД планируют к концу 2023 года нарастить провозные возможности Восточного полигона на 9,5% | По мнению начальника Красноярской железной дороги Алексея Туманина, реконструкция перегона Биркчул — Казановская важна не только для региона, поскольку это один из элементов масштабного проекта по увеличению пропускных и провозных способностей всего Восточного. |
«Как всегда, оказались не готовы»: Сергей Цивилев — о развитии Восточного полигона | Такую задачу поставил Владимир Путин в рамках развития «Восточного полигона» железных дорог. |
РЖД: в 2023 году провозные способности Восточного полигона вырастут до 173 млн. тонн
Такую задачу поставил Владимир Путин в рамках развития «Восточного полигона» железных дорог. Эффективное развитие железнодорожной сети Восточного полигона, а также своевременное наращивание его провозной способности является приоритетной задачей. Восточный полигон нужно расширять не просто до утвержденных показателей, но и с учетом резерва мощности, заявил президент России Владимир Путин на совещании по развитию этих железнодорожных магистралей. Повышение провозной способности железнодорожной сети Восточного полигона является приоритетной задачей / РИА Новости. На днях в Совете Федерации представитель Минвостокразвития Максим Данькин сообщил, что дефицит провозной способности железных дорог Восточного полигона только для дальневосточных грузов вырос в более чем 2 раза и составил 134 млн тонн. Объем грузов Восточного полигона железных дорог в 2023 году вырастет на 6%.
Третий этап модернизации Восточного полигона начнется в 2024 году
Дальше работаем по второму этапу", — сказал он в интервью телеканалу "Россия 24". Развитием электросетевой инфраструктуры Восточного полигона железных дорог — Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей — занимается компания "Россети". Работы по энергоснабжению состоят из двух частей.
Помимо доставки грузов внутри страны Восточный полигон — важная экспортная артерия.
Как отмечают эксперты, Россия и Китай к 2024 году планируют нарастить товарооборот по некоторым оценкам — почти вдвое , поэтому важно, чтобы логистика не стала барьером к развитию сотрудничества. По мнению замдиректора транспортной компании Вадима Филатова, расширение пропускной способности БАМа и Транссиба поможет в том числе сократить расходы экспортеров. При этом эксперт обратил внимание на тенденцию, которая как нельзя лучше характеризует необходимость расширения БАМа и Транссиба: еще недавно положение дел с грузоперевозками на восточном направлении было достаточно сложным.
Сейчас, по словам эксперта, ситуация нормализовалась. На Восточно-Сибирской железной дороге в рамках масштабной программы по развитию БАМа и Транссиба продолжается реконструкция станции Тайшет в Иркутской области. Тайшет — это крупный железнодорожный узел, находящийся на стыке Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.
Под одним из мостов будет запущена автомобильная дорога, что позволит ликвидировать постоянные пробки на железнодорожном переезде в Тайшете на пересечении улиц Калинина и Степана Разина.
На некоторых участках БАМа и Транссиба есть только одна колея, где составы друг друга пропускают, поэтому Восточный полигон оказался не готов к такому всплеску. Из-за того, что ёмкость конечна, и все грузопотоки переориентировались на восток, конечно, возникает сложная ситуация на узких участках Транссиба и БАМа. Существует также проблема недостаточной ёмкости парков, примыкающих к портам.
Нужно также развивать железнодорожные парки, которые относятся к станциям. Выносить порты за пределы города, создавать больше сухих терминалов, менять процесс обработки контейнеров, но у нас есть определённые законы, которые пока не позволяют поставить это на поток.
Нам сейчас нужно достроить II этап, запустить в следующем 2024 году и уже приступить к реализации III этапа. Потому что коридор на Восток — он самый важный, и сейчас все силы нужно бросить именно туда», — подчеркнул он. Марат Хуснуллин. Нельзя исключать, что всё потихоньку идёт к тому, что стоительно-инфраструктурный блок кто-то хочет забрать у РЖД. И Восточный полигон как раз может стать триггером для такого решения. Однако вопрос интересантов таких перемен, равно как и ослабления или усиления ЖД-компании довольно сложный, рассказал Vgudok участник ЖД-отрасли, пожелавший не называть своего имени. Развивать её должна, по идее, отдельная структура. Вполне вероятно, что её можно сохранить внутри монополии.
Но одним из решений может быть выделение стройки из орбиты РЖД. Такой вариант не исключён. До чего они договорятся в итоге, сложно сказать. С одной стороны задачка понятная и решения по ней будут простые, но выход на них будет тернистым. Это будет директивное управление. Есть правила недискриминационного доступа, принимаем грузы только так, как написано. Это зашьют в ДНЗИ, и она будет в рамках автоматизированной системы принимать решения. Весь диалог с клиентом будет сведён к минимуму. Кто крупнее и больше, у кого есть доступ к телу руководителей различного ранга, смогут решать свои вопросы. У простых, мелких, средних компаний эта возможность, скорее всего, пропадёт совсем.
За счёт дефицита инфраструктуры, который возникает по всем направлениям, диалог с клиентом становится неинтересен сам по себе», — считает наш собеседник. Ничего особенного, сверхъестественного, революционного на заседании президента озвучено не было. Всё идёт по плану. Речь идёт о том, что «Российские железные дороги» нуждаются в контроле. Первое лицо государства заинтересовано в выполнении всех задач по строительству БАМа и Транссиба, рассказал vgudok. Причин две. Первое — монополисты не испытывают конкуренцию. На них постоянно нужно оказывать воздействие путём проведения совещаний, где надо их тыкать, объяснять, что надо работать, не сбавлять темпа.