История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. Народная, священная война.
«Мы воевали»: как женщины спасали тыл
Рязанским региональным отделением ООД «Бессмертный полк России» совместно с рязанскими поисковиками была организована выставка экспонатов времен Великой Отечественной войны. История Великой Отечественной войны дала миру великих героев. И подвиги совершались не только на фронте, где офицеры и солдаты под канонаду проявляли силу духа, мужество и отвагу. Честный и прямой, заслуженный ветеран Великой Отечественной войны, он и на трудовом посту проявил себя дисциплинированным, трудолюбивым и доб-росовестным работником.
Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны
Позднее эта лаборатория, возглавляемая академиком И. На предприятии было налажено массовое производство горючей смеси в бутылках для подрыва танков — «коктейли Молотова». Приказом наркома М. Основными видами военной продукции созданного завода были: сигналы СЖ-24, применявшиеся для сигнализации правильной работы шасси при посадке самолетов, автотранспортные гудки, мотоциклетные сигналы, включатели стартера для автомобилей марки ГАЗ-АА и ЗИС-5. Основными заказчиками были Наркомат авиапромышленности и Наркомат танковой промышленности, а также автозаводы. Орденом Знак Почета» был награжден мастер цеха А. Комаров, медалью «За трудовую доблесть» — начальник цеха А. Карпова, с первых дней пребывания в Тюмени приступил к выпуску медикаментов.
Уже в феврале 1942 года для нужд фронта завод начал выпускать сублимированный йод, соли кофеина, химически чистый хлористый натрий для физиологических растворов и другие препараты. Продукция тюменцев направлялась на фармацевтические заводы в Челябинск, Воронеж, Казань, Хабаровск, Москву, Новосибирск. Партии медикаментов поставлялись также на флот и в пограничные войска. В начале 1943 года медицинская служба Наркомата Военно-Морского Флота получила от тюменцев первую тонну нового препарата — сернокислого бария. На заводы Наркомата боеприпасов в Новосибирск было отправлено 170 килограммов йодистого калия, а в Наркомат химической промышленности сдано 15 тонн сулемы. Для ведения военных действий в условиях зимнего времени, часто в лесистой местности, армии необходимы были также сани, повозки для перевозки оружия и снарядов. Лыжи, лыжные палки, пароконные и одноконные повозки, телеги, сани, контейнеры и тару выпускали Деревообрабатывающий комбинат ДОК «Красный Октябрь» и Тюменский обозостроительный завод Главного управления лесопильной и деревообрабатывающей промышленности Наркомата лесной промышленности РСФСР, созданный в марте 1943 года.
Начиная с 1941 года, из Тюмени на фронт постоянно шли эшелоны не только с боевой техникой и вооружением, но и с обмундированием и обувью. Управление военного снабжения Красной Армии сделало швейникам и обувщикам заказы на изготовление полушубков, валенок и других теплых вещей. Тюменский овчинно-шубный завод имени С. Кирова Главного управления кожевенной промышленности с 06. Производственную программу второго квартала 1943 года завод выполнил на 140,5 процента и дал на 253 тысячи рублей продукции сверх плана. К концу войны в производство было запущено изготовление военных и гражданских бекеш, полушубков, меховых рукавиц, около десятка изделий ширпотреба. За высокие показатели и выпуск продукции отличного качества портниха овчинно-шубного завода А.
Потапова была награждена орденом Трудового Красного Знамени, а работнице военной приемки А. Беднягиной вручен орден «Знак Почета». Важнейшее значение для страны в условиях войны имел железнодорожный транспорт. Он связывал тыл с фронтом, выполняя межобластные и региональные перевозки. Составы с оборонными грузами на Тюменском отделении Свердловской железной дороги продвигались от 750 до 1200 км в сутки. Ковязина в своей работе применяла «лунинские» формы организации труда — увеличение в два раза скорости пробега составов, экономия топлива, увеличение пробега без ремонта. За высокие показатели в работе и экономии топлива ему было присвоено звание «Лучший паровоз по сети дорог СССР».
За героический труд во время войны М. Ковязин был награжден орденом Трудового Красного знамени. В вагонном депо было также налажено производство автоматов ППШ, мин и минометов калибра 50 мм и 82 мм. По инициативе коллектива рабочих паровозного депо, Тюменским отделением Свердловской железной дороги в 1943 году было принято взять шефство над паровозным депо станции Запорожье-1. Для подшефного депо Запорожье-1 депо Тюмень выделило строительный лесоматериал в количестве 50 вагонов, станочное оборудование, паровоз серии «ЭУ», запасные части. Дополнительно приобретались продовольствие, хозяйственные вещи, культинвентарь, теплые вещи и другие предметы. Лучший машинист депо Тюмень т.
Нетесин на личные сбережения закупил 25 вагонов леса для освобожденной от немецких захватчиков Сталинской железной дороги. Железнодорожники паровозного депо и узла станции Тюмень Свердловской железной дороги собрали инструмент, оборудование для восстановления различных участков железнодорожного транспорта. В годы Великой Отечественной войны многие работники Тюменского отделения Свердловской железной дороги были награждены орденами и медалями. Так, в августе 1942 года Указом Президиума Верховного Совета СССР, за образцовое выполнение заданий Правительства и военного командования по перевозкам, были награждены: орденом Ленина — машинист паровозного депо Тюмень С. Войтик, заместитель начальника Тюменской дистанции пути по политчасти Ф. Лебедков, старший машинист паровозного депо М. Еременко, орденом «Знак Почета» — бригадир комплексной бригады депо Тюмень И.
В июле 1945 года были награждены: орденом Красной Звезды — начальник особого отдела Тюменского отделения железной дороги майор госбезопасности Н. Кондратенко, орденом «Знак Почета» — машинист А. Бердников, начальник паровозного депо В. Перминов, заместитель начальника политотдела С. Пацко и начальник 4-го отделения службы движения А. Харченко, позднее удостоенный также ордена Ленина. Медалями «За трудовую доблесть», «За трудовое отличие» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Заключение Тюмень, маленький городок в зауральской глубинке, в годы Великой Отечественной войны совершил трудовой подвиг, казалось, сверх собственных сил. Населенный пункт, с преимущественно одноэтажной деревянной застройкой, достойно справился с огромным потоком эвакуированных соотечественников и раненых бойцов Красной Армии, число которых вместе взятых превосходило количество постоянных жителей тогдашней Тюмени.
Партизаны нашли ее еле живой. Второй раз Богданову схватили в 1943 году, после операции по заминированию моста. Пытали, а затем, сочтя девочку мертвой, бросили ее на морозе. Ослепшую Надю нашли и выходили местные жители. После войны академик В.
Филатов сумел вернуть Богдановой зрение. Она жила в Витебске, не упоминая о своем военном прошлом. И лишь спустя 15 лет, когда Надя услышала по радио, как ее командир упомянул ее в числе погибших, она рассказала о пережитом. Виктор Хоменко В школе Вите хорошо давались предметы, а особенно — немецкий язык. Благодаря этому 14-летний мальчик, который был в немецкой столовой в роли «подай-принеси», прекрасно понимал, о чем говорят фашисты. И передавал услышанное в подпольную организацию «Николаевский центр». Вскоре немцы сделали услужливого мальчугана посыльным при штабе, но первыми документы, которые он нес, читали подпольщики.
В декабре 1942 года нескольких подпольщиков, в том числе и Виктора, схватили, пытали и допрашивали 10 суток. А затем прилюдно казнили на городской площади. Александр Колесников В 1941 году отец Саши Колесникова ушел на фронт, наказав сыну беречь заболевшую мать. А когда мать выздоровела, 12-летний Саша сбежал на фронт, и, встретив танкиста Егорова, рассказал выдуманную историю о том, что остался совсем один. Однако командир Егорова решил, что такому юнцу не место в армии, и велел отправить его обратно. Ночью, когда началась воздушная атака, Саша сбежал в лес, и обнаружил вражеского парашютиста. Изловчившись, бросил немцу в глаза ком земли, а подоспевший Егоров помог связать противника, и доставить в штаб.
Так Колесников стал «сыном» 50-го полка 11-го танкового корпуса. Юркму и ловкому мальчишке поручали разведку во вражеском тылу, а летом 1944 года поручили крайне важное дело — найти секретную железнодорожную ветку, по которой переправляется вражеская техника. Саша переоделся беспризорником, сумел добраться до нужного места и расставить метки, чтобы указать цель для бомбардировщиков. На следующий день мальчик пробрался в немецкий эшелон, который вез боеприпасы, сумел поджечь бикфордов шнур взрывчатки и спрыгнул, когда поезд оказался на мосту. Однако Сашу догнал катер с фашистами.
Несмотря на то, что данную ей деталь она ковала впервые, качество поковок оказалось отличное. Мельникову сменила Горбунова. За 14 часов она выполнила четыре дневные нормы. Много горя пришлось пережить в годы войны простой советской женщине Анне Катаевой. У неё во время налёта вражеской авиации на завод погиб муж. Потом она получила известия о гибели её двух любимых сыновей на фронте. Но горе не сломило замечательной советской патриотки. Получив извещение о гибели младшего сына, она пошла с этим документом на завод, попросила определить её на работу токаря и поставить обязательно за станок сына. Анна Катаева быстро освоила профессию токаря и каждый день стала вырабатывать две нормы: одну за себя, другую за сына. Отвагу и стойкость проявили в дни Великой Отечественной войны и женщины, пришедшие работать на транспорт. Знатный машинист, Герой Социалистического Труда Елена Чухнюк с первых дней войны достойно несла боевую вахту. Елена Чухнюк подвозила к линии фронта эшелоны с войсками, транспорты с боевой техникой. Первое боевое крещение Чухнюк приняла в самом начале войны. Руководствуясь одним только желанием-доставить во что бы то ни стало груз к месту назначения, Елена Чухнюк умело вывела состав из-под обстрела. Вагоны во многих местах были пробиты пулями, осколки бомб сорвали обшивку, пробоины появились и на паровозе, но ценный груз был спасён. Не дрогнула Елена Чухнюк и тогда, когда на станции Петров Вал, расположенной недалеко от линии Сталинградского фронта, был разбит прямым попаданием вражеских бомб тендер паровоза. В трудных условиях советская патриотка сумела уберечь паровоз от гибели. Умелым манёвром она освободила состав от горящих вагонов и приняла участие в ликвидации пожара. Для выполнения важных государственных заданий паровоз Елены Чухнюк был переброшен на Северо-Печорскую дорогу. В 50-60-градусные морозы по недавно проложенной трассе стала водить поезда славная женщина-машинист. У коллектива Северо-Печорской дороги остался в памяти один из первых рейсов Елены Чухнюк. Тогда ещё никто из паровозников не преодолевал пути от Ижмы до Княж-Погоста быстрее, чем за три дня. Елена Чухнюк обязалась доставить тяжеловесный состав в более короткий срок, без дополнительного набора топлива. Своё обязательство она выполнила. Рейс был совершён ею за 11 часов. Эта победа женщины-машиниста сыграла большую роль в борьбе за скоростное продвижение поездов на Северо-Печорской дороге. Так, как Елена Чухнюк, трудились многие советские женщины-работницы. Мужественно защищали они своё любимое социалистическое Отечество, великие завоевания Октябрьской революции, которая освободила их от гнёта капитала, подрезала корни социального неравенства и неравноправного положения с мужчиной так глубоко, как ни одна революция в мире. Советским женщинам впервые в истории человечества были созданы все условия для их культурного-и политического роста. Великая Отечественная война показала всему миру замечательный моральный облик советской женщины, её величественную простоту, пламенное сердце, неутомимость труженицы и матери, а в час смертельной опасности для Советского государства - гнев и силу мужественного воина. Великая Отечественная война выявила в советских женщинах готовность к самопожертвованию, геройство, какого не знала история, безграничную любовь к социалистической Отчизне, к великой Коммунистической партии. Сколько в нашей литературе и в истории нашей страны имён женщин, показавших высокие образцы морального духа! Но, разумеется, всё предыдущее бледнеет перед великой эпопеей нынешней войны, перед героизмом и жертвенностью советских женщин, проявляющих гражданскую доблесть, выдержку при потере любимых и энтузиазм в борьбе с такой силой и, я бы сказал, величественностью, каких никогда не наблюдалось в прошлом». Молодеж - вперед! Высокое сознание своего долга и несокрушимую волю к победе проявили в годы Великой Отечественной войны и молодые рабочие. Война явилась суровой проверкой духовных и физических качеств советской рабочей молодёжи и её передового отряда - комсомола. Эту проверку комсомольцы и вся советская молодёжь выдержали с честью. Воспитанные Коммунистической партией и ленинско-сталинским комсомолом в духе ленинизма и беззаветного служения народу, молодые рабочие явились достойными преемниками славных боевых и трудовых традиций рабочего класса СССР. Как на фронте, так и в тылу рабочая молодёжь с полным сознанием своего долга перед Родиной отдавала все свои силы и уменье для того, чтобы приблизить час победы над коварным врагом. Лозунг Коммунистической партии «Всё для фронта, всё для победы над врагом! Трудности и опасности не пугали её. Они поклялись быть верными сынами Коммунистической партии. Эту клятву комсомольцы и рабочая молодёжь Советского Союза выполнили. Молодые рабочие героически сражались в рядах Советской Армии.
Перед руководством района встала важная задача — скорейшее восстановление разрушенной экономики. Заветинский районный исполком на своих заседаниях рассматривал много неотложных вопросов. Продолжались работы по строительству оборонительных сооружений. Так, 25 января 1943 года было издано решение райисполкома о мобилизации всего трудоспособного населения на оборонительные работы 27 января. В течение года после освобождения района в числе прочих были приняты следующие решения райисполкома: Истребительный батальон. Заветное, 1942 г. Ростова; — о содержании в колхозе им. Колесова 20 бойцов для защиты от бандитизма, угрожающего с территории Калмыцкой АССР; — о мобилизации на строительство ТЭЦ Березниковского Магниевского завода 42 человек, на восстановление промышленности г. Ростова 40 человек и г. Таганрога — 30 человек; — о мероприятиях по трудоустройству эвакуированного населения; — о необходимости доения овец для выполнения плана по сдаче молока государству. Почти 5 месяцев, с 4 августа по 28 декабря 1942 года, Заветинский район находился в оккупации. Был произведен подсчет убытков, причиненных предприятиям, организациям и мирным жителям района. В нем в натуральном и денежном выражении перечислены все убытки совхоза от уничтожения и расхищения имущества, скота и растений, а также расходы на эвакуацию и реэвакуацию. Всего за период оккупации совхоз потерял 5 миллионов 955 тысяч 749 рублей. Общий ущерб Заветинского района составил тогда 168 миллионов 843 тысячи 540 рублей. За время оккупации было расстреляно более 300 мирных жителей. Во время хозяйничанья немцев и румын заветинский дом культуры был превращен в конюшню.
Шесть удивительных подвигов во время Великой Отечественной войны
Эвакуация промышленности в начале войны. Вывозиться на Восток должны были квалифицированные рабочие и служащие, женщины, старики и дети. Из оборудования и ресурсов особое внимание уделялось станкам и машинам, цветным металлам, горюче-смазочным материалам, прочему промышленному оборудованию. Из продовольствия в первую очередь предписывалось вывозить запасы хлеба. Несколько позднее был утверждён порядок демонтажа и погрузки оборудования.
С самого начала организационная структура Совета была тщательно продумана. Решения являлись обязательными для всех партийных, советских и хозяйственных органов. В 1942 году в целях обеспечения кадрами оборонных отраслей хозяйства была проведена мобилизация трудоспособного населения. Вывозились на восток культурные ценности музеев, библиотек, дворцов культуры, клубов, в том числе из музеев Москвы, Ленинграда, Новгорода, Пскова, Смоленска, Тулы, Феодосии, городов Украины и Белоруссии.
Из Третьяковской галереи Москвы было эвакуировано 18 430 экспонатов, из Русского музея Ленинграда — 300 тысяч экспонатов, из Эрмитажа — 1 миллион 117 тысяч экспонатов. В наиболее напряженное время под эвакуируемыми грузами находилось около половины вагонного парка железных дорог страны. За 6 месяцев они перевезли около 1,5 миллиона вагонов таких грузов. Людей и грузы также перевозил морской и речной транспорт.
Во второй половине 1941 года в намеченные сроки было перебазировано на восток 2593 промышленных предприятия, в том числе 1523 крупных. В 1942 году было эвакуировано еще 150 крупных предприятий. По неполным данным из прифронтовой полосы в восточные районы было перемещено 2,4 миллиона голов крупного рогатого скота, 5,1 миллиона овец и коз, 0,2 миллиона свиней, 0,8 миллиона лошадей, много сельскохозяйственной техники, запасов зерна и другого продовольствия. Предприятия надо было не только перевезти, но восстановить и запустить в эксплуатацию.
Многие эвакуируемые предприятия вливались в родственные, имеющиеся на Урале, в Сибири, Поволжье и Средней Азии. Но многие производственные площади строили заново. В июле 1941 года были созданы особые строительно-монтажные части, отличающиеся мобильностью Не столько страх перед наказанием, сколько осознание того, что от их работы зависит судьба страны, помогло труженикам тыла преодолеть многочисленные трудности, решить организационные и технологические проблемы и дать армии достаточное количество качественного вооружения. К концу 1942 года СССР превзошел Германию в выпуске военной техники не только в количественном, но и во многом в качественном отношении.
К 1943 году советская военно-промышленная база была уже полностью развернута. Одновременно была осуществлена и операция по спасению от врага ресурсов сельского хозяйства. Колхозы и совхозы восточных районов страны приняли во втором полугодии 1941 г. Первостепенную роль в осуществлении беспрецедентного в истории перемещения производительных сил сыграл самоотверженный труд коллективов эвакуированных предприятий и учреждений.
Люди работали с громадным напряжением, по нескольку суток не уходя с эвакуируемых объектов, чтобы своевременно и как можно полнее демонтировать и погрузить оборудование и другие материальные ценности. В прифронтовой зоне это происходило в обстановке постоянных вражеских ударов с воздуха и обстрелов. Нужны были исключительная выдержка, мужество, самопожертвование, преданность делу, чтобы в таких условиях, нередко за несколько часов или дней, проделать огромную, буквально титаническую работу. Пищевая промышленность Для победы над врагом было необходимо бесперебойно обеспечивать армию и тыл продуктами питания, перестроить работу пищевой промышленности в соответствии с требованиями военной экономики.
Война нанесла серьезный ущерб народному хозяйству нашей страны и в значительной мере отразилась на развитии пищевой промышленности. Была подорвана ее сырьевая база. На территории, оккупированной немецко-фашистскими захватчиками, в 1941 г. Уменьшились ресурсы сырья для мясной и молочной промышленности Было полностью разрушено 4490 мясокомбинатов и молочных заводов; разрушены или серьезно пострадали 5500 предприятий системы Наркомата промышленности продовольственных товаров.
В ее отдельных отраслях потери были еще более значительными.
В январе 1945 года погиб в Венгрии. Трое кавалеристов врукопашную против автоколонны 18 октября 1944 года старший сержант Василий Огурцов с двумя другими бойцами находился в разведывательном дозоре. На дороге они обнаружили двигавшуюся автоколонну из 30 машин, сопровождавшую три самоходные артиллерийские установки САУ. Большая часть немцев, не зная численности советских солдат, бежала с поля боя. Экипажи самоходок вступили в перестрелку. Огурцов с бойцами сумели забросать гранатами две САУ и вывести их из строя.
С экипажами САУ они схватились в жестокой рукопашной схватке. Сначала Огурцов орудовал прикладом автомата, пока тот не сломался. Тогда он стал биться сапёрной лопаткой, а одному из противников, как отдельно отмечено в наградном листе, перегрыз горло зубами. На подмогу колонне приехал немецкий танк, однако Огурцову удалось забросать его гранатами, укрывшись за одной из САУ. Экипаж подбитого танка также был уничтожен. В представлении к званию Героя Советского Союза указано, что Огурцов лично уничтожил 8 солдат противника и подбил танк. А трофеями трёх кавалеристов стали 30 автомобилей, перевозивших продовольствие и боеприпасы, а также три САУ и подбитый танк.
К сожалению, сам Огурцов до награждения так и не дожил. Звезду Героя он получил уже посмертно. Пожилой казак-рубака Константин Недорубов — казак, ветеран Первой мировой и Гражданской войн.
В частности, в январе 1944 г. Рационализаторские предложения в 1943-1944 гг. Шурбина и др. Но труд рабочих и служащих крекиг-завода примечателен в первую очередь тем, что им в силу специфики производства длительный период летом-осенью 1942 г. Самоотверженно трудились не только работники крупных предприятий, но труженики малых производств легкой промышленности.
Так, на предприятиях управления обллегпрома в 1943 г. На этих предприятиях насчитывались десятки рабочих, выполнявших по 5-6 норм и являвшихся активными рационализаторами. Цицина в 1943 г. В связи с ростом энергоемкости промышленности и прекращением поступления угля из Донбасса в Саратове в конце 1941 г. Во многом его удалось разрешить благодаря сооружению методом народной стройки в сентябре-октябре 1942 г. В дальнейшем газовая отрасль быстро развивалась. К примеру, если в 1942 г. Осенью 1943 г.
Всего к концу войны в Саратов поступило 900 млн. За период Сталинградского сражения саратовскими железнодорожниками было доставлено в районы военных действий около 300 тыс. За время боев на железнодорожные коммуникации области было сброшено более 90 тыс. Саратовские железнодорожники в дни Сталинградской битвы, находясь нередко в условиях боевой обстановки, прилагали поистине героические усилия, чтобы быстрее доставлять эшелоны к фронту. В целях повышения коммуникационной емкостей области в 1942 г. В августе-сентябре 1942 г. Форсированное строительство железной дороги Саратов-Сталинград в военных условиях — это также особая страница жертвенных усилий саратовцев во имя победы. Помимо военных строителей и заключенных Приволжского ИТЛ, в холод и зной на строительные работы по трассе дороги выходили более 3,5 тысяч жителей города.
Большие объемы перевозок в навигацию 1942 на Волге были осуществлены саратовскими речниками относились к Средне-Волжскому речному пароходству. На пароходах, баржах и дощаниках под Сталинград доставлялись воинские грузы, а обратным рейсом вывозились промышленное оборудование, раненые, эвакуированные. С августа 1942 и до конца навигации работа речников происходила в условиях минирования фарватера и под воздействием вражеской авиации. Особенно отличились команды пароходов «Баранов», «Чехов», «Решительный» и баркаса «Свобода». Для защиты от воздушного нападения на судах, приписанных к Саратовской пристани, было установлено 64 зенитных орудия и 239 пулеметов. В ходе боев 12 саратовских пароходов и баржей были потоплены вражеской авиацией вместе экипажами. Саратовцы явились одними из зачинателей массового народного движения в конце 1942 г. Им стал Як-1?
Откликаясь на этот почин, колхозники области уже в ноябре 1942 г. Движение охватило и другие слои населения области, предприятия, учреждения и организации, целевые взносы шли как на отдельные самолеты, так и на целые эскадрилья. Коллектив Саратовского подшипникового завода внес в Госбанк на постройку самолетов 909 тыс. Чернышевского — 815 тыс. Комаров сообщил И. Сталину, что трудящиеся Саратовской области собрали на строительство боевых самолетов в помощь Сталинградскому фронту 33,5 млн. Новый этап движения в области и стране связан с почином колхозника из села Степное Ново-Покровского района Ф. Головатого, который 15 декабря 1942 г.
До конца войны жители области на приобретение боевой техники внесли 270 млн. Территория Саратовской области явилась крупнейшей лечебной базой сталинградских фронтов. Из указанного общего количества эвакогоспиталей 31 госпиталь находился непосредственно в Саратове. В городе под госпитали были переданы лучшие здания: школы, зооветинститут, пединститут, гостиницы «Астория», «Московская» и др. Во время Сталинградской битвы наполнение саратовских госпиталей ранеными вдвое превышало к октябрю 1942 г. Об интенсивности притока раненых в разгар боев под Сталинградом свидетельствуют следующие данные. В ноябре 1942 г. В общей сложности во второй половине 1942 в саратовские госпитали поступило 220782 раненых и больных, а эвакуировано было 78434 человека.
Большую роль в организации работы госпиталей и лечении раненых и больных внесли преподаватели Саратовского медицинского института. Главным хирургом эвакогоспиталей являлся профессор С. Миротворцев, главным терапевтом Л. Варшамов, главным невропатологом К. Почти каждый госпиталь имел у себя профессоров различных специальностей. В необходимых случаях высококвалифицированная помощь оказывалась путем выездов в районы профессоров С. Х Архангельского, Н. Захарова, Н.
Краузе, М. Кутанина, П. Николаева, А. Оглоблина, Л. Шварца, В. Угрюмова и др. В Саратове и области была налажена шефская помощь госпиталям со стороны предприятий, учреждений и учебных заведений. Она выразилась в снабжении госпиталей топливом и инвентарем, уходе за ранеными, стирке белья, выступлении с концертами и др.
Постоянный рост числа доноров способствовал успешной работе «службы крови». Если в июле 1942 г. После разгрома гитлеровских войск на Нижней Волге в Саратовской области возникло движение по созданию фонда восстановления Сталинграда.
При непосредственном участии руководителей инженерных управлений действующих фронтов решались задачи восстановления управления и сосредоточения на новых рубежах, отходящих от западной границы строительных органов, формирования новых частей и постановки им задач. Привлечение на строительство тыловых оборонительных рубежей гражданских специалистов, многих строительных организаций, главных управлений наркоматов, населения, а также военно-строительных организаций, занимавшихся в мирное время сооружением оборонных предприятий, стало важным шагом в поиске лучшей формы управления военно-полевым строительством. На строительство тыловых фортификационных систем в первые месяцы войны были направлены в полном составе более 100 крупных строительных организаций и трестов. В последующем они стали основным костяком большинства военно-строительных частей, соединений и объединений.
В третьей декаде августа 1941 г. В соответствии с решениями Государственного комитета обороны ГКО от 22 и 27 августа 1941 г. Происходит новая реорганизация органов оборонительного строительства, вызванная резким ухудшением стратегической обстановки на фронте, произошла на основании постановления ГКО от 13 октября 1941 г. Данное решение о создании Главного управления оборонительного строительства ГУОС НКО положило начало объединению всех сил оборонительного строительства в одном органе. К началу января 1942 г. В них трудилось 20 тыс. Только в течение 1941 г.
Во второй половине декабря 1941 г. К 5 декабря 1941 г. К обороне было подготовлено около 100 крупных городов. В соответствии с Постановлением ГКО от 26 марта 1942 г. Было установлено твердое штатное расписание военно-строительных органов и строительных колонн, определена новая организационная структура семи созданных управлений оборонительного строительства. Основная производственная единица новых органов — управление военно-полевого строительства — представляла сильный производственно-технический и административный аппарат, осуществлявший работы придаваемыми строительными колоннами и местным населением. Однако как показал опыт, основным недостатком такой организации было отделение производственно-технического персонала от рабочей силы.
Переход Красной Армии от обороны к стратегическому наступлению поставил перед военными строителями ряд новых задач и привел к реформированию структуры оборонительного строительства снизу доверху. На основании приказа Наркома оборона от 21 июля 1943 г. Таким образом, в руках оперативного и стратегического руководства были сосредоточены значительные мобильные возможности для закрепления достигнутых в ходе наступления рубежей, выполнения других военно-инженерных работ. Вместо упраздненных участков военно-строительных работ и строительных колонн были сформированы 190 военно-строительных отрядов или около 1 000 000 одного миллиона личного состава, в которых объединялись техническое руководство со штатной рабочей силой. Постоянство состава вело к росту навыков и накоплению опыта в работе военных строителей. Объединение организационных, контрольных и хозяйственных функций способствовало накоплению у офицеров командных навыков. Органы оборонительного строительства такой структуры просуществовали до конца войны.
Они решили большой комплекс фортификационно-строительных, военно-инженерных задач. Лучшие органы и части оборонительного строительства были отмечены правительственными наградами. Наград Родины удостоились более 150 тыс. В годы Великой Отечественной войны был накоплен огромный опыт выполнения оборонительных работ в экстремальных условиях, выросли кадры руководителей, способные решать военно-инженерные задачи любой сложности. Военные строители на объектах стратегической обороны Широко известны и достаточно описаны в литературе героическая оборона Москвы, Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда, Новороссийска и многие другие операции Советской Армии в этот период, в которых очень наглядно и поучительно проявились роль и значение строительства оборонительных сооружений. Например, в Московском оборонительном сражении только на Брянском направлении на фронте в 230 км в течение июля — августа 1941 г. Своевременная подготовка оборонительных рубежей помогла Советской Армии летом и осенью 1941 г.
Столь же велик был размах фортификационных работ и в 1942 г. Особенно активизировались они с началом наступления немецко-фашистских войск на Сталинградском направлении летом 1942 г. Используя опыт обороны Москвы, войска с большим упорством строили укрепления на дальних и ближних подступах к городу. Этот огромный труд не пропал даром. Действительно, только в самом Сталинграде за период его обороны было построено 2500 различных окопов, 200 дзотов, около 450 блиндажей и убежищ, установлено 37 железобетонных и броневых колпаков для пулеметов, приспособлено к обороне 186 зданий.
Трудовой подвиг женщин в тылу во время ВОВ
Трудовые подвиги во время вов проект - 86 фото | За годы Великой Отечественной войны из округа было призвано и отправлено на фронт 8 982 человека, 2 282 из них не вернулись. |
«Этот день мы приближали как могли»: заводские подвиги кировчан | Трудовые подвиги в годы войны К 76-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне мы подготовили проект, включающий истории из личных дневников и воспоминаний уральских студентов, которые в годы войны оставались в тылу, учились и трудились на благо Родины. |
Трудовой подвиг дрезненцев в годы ВОВ | Дрезна-истоки | В честь трудового подвига новосибирцев в годы Великой Отечественной войны в городе воздвигли памятный знак. |
Правительство Саратовской области
Боевой и трудовой подвиг военных строителей во время Великой Отечественной Войне | Эксплуатационники Юго-Восточной в годы Великой Отечественной войны широко практиковали новые методы работы. |
Трудовой подвиг Советского человека (Великая Отечественная: образ героя) | Это был великий трудовой подвиг строителей, в том числе и женщин, стоивший им жизни. |
Земляки. Подвиг трудового тыла
Трудовые подвиги, высокий патриотизм были главным стержнем жизни не только в 1941 г., но и на протяжении всей Великой Отечественной войны. В Ульяновске вспомнили работников предприятия, которые во время Великой Отечественной войны снабжали фронт всем необходимым. Сколько бы лет не прошло с окончания Великой Отечественной войны, не забыт подвиг тружеников тыла, рабочих, конструкторов, организаторов производства, обеспечивавших снабжение фронта. В годы Великой Отечественной войны она трудилась не покладая рук в колхозе. Сохранение памяти о трудовом подвиге саратовцев в годы Великой Отечественной войны.
Ковали Победу
Сколько бы лет не прошло с окончания Великой Отечественной войны, не забыт подвиг тружеников тыла, рабочих, конструкторов, организаторов производства, обеспечивавших снабжение фронта. Это был великий трудовой подвиг строителей, в том числе и женщин, стоивший им жизни. Трудовой подвиг, совершенный в ночь на 31 августа 1935 года, в одночасье сделал Стаханова всесоюзным героем. В годы Великой Отечественной войны Фаине Шаруновой было доверено производства особого сплава – ферромарганца, необходимого для производства броневой стали. В Нижегородской области вспоминают подвиг учительницы Матрёны Вольской. Операция, которой она руководила, стала самой масштабной акцией по спасению детей за всю историю Великой Отечественной войны. «Трудовой подвиг ульяновцев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.».
Восстановив из пепла
- Тюмень в годы Великой Отечественной войны – ГородТ
- Трудовой подвиг советского народа в годы войны
- Что еще почитать
- Всё для фронта, всё для победы
Сильный духом. Трудовой героизм работников вагонзавода приближал Победу
Земляки. Подвиг трудового тыла (Марина Василькова -Мосур) / Проза.ру | Во время Великой Отечественной войны трудовой подвиг совершали женщины и дети, работающие на заводах и в поле. |
Трудом ковалась Победа | Священные имена Сегодня рассмотрим как отображался в советской прессе времен Великой Отечественной войны образ героического труженика тыла Во время войны подвиги совершались не только. |
«Луковица для фронта»: как малыши Красной Армии помогали / Фоторепортажи / | Во время Великой Отечественной войны трудовой подвиг совершали женщины и дети, работающие на заводах и в поле. |
3.4 Трудовые подвиги - старшего поколения, женщин, молодежи и детей | О трудовом подвиге забайкальцев в годы Великой Отечественной войны. |
Трудовые подвиги во время Великой Отечественной войны: сообщение
Накануне празднования 73-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне мы хотим отметить вклад тружеников тыла, которые вместе с воинами ковали эту Победу в невероятно трудных условиях. Особое внимание хочется уделить фильму «Трудовые подвиги земляков в годы Великой Отечественной Войны», созданный обучающимися группы 911: Пиндюриной Аленой, Пинясовой Инной, Тухбиевой Лиане, Костик Викторией, Хачиковой Стеллой под руководством. «Трудовой подвиг ульяновцев в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.». В фильме рассказывается о самоотверженном труде в тылу, трудовом подвиге советского народа в годы Великой Отечественной войны.
Приближаясь к Победе. Трудовые подвиги хантымансийцев
В Татарстан были переведены 70 из 226 заводов, эвакуированных в Поволжье. Всего они выпускали продукцию около 600 наименовании. Каждый шестой самолет, участвующий в воздушных сражениях, был собран в Казани. Здесь также работали великие ученые и конструкторы, вклад которых в Победу трудно переоценить, — Курчатов, Королев, Туполев, Петляков. Ускорители для военных бомбардировщиков и реактивные снаряды для бесствольных систем полевой реактивной артиллерии «Катюша» были созданы в конструкторских бюро столицы Татарстана. Все это и многое другое говорит о том, что Казань достойна присвоения звания «Город трудовой доблести».
Так постепенно восстанавливается историческая правда и справедливость. В настоящее время цель проекта — предоставить в открытом доступе полную информацию о боевых наградах за подвиги во время Великой Отечественной войны, имеющуюся в российских архивах. В связи с этим еще предстоит наполнить ОБД «Подвиг народа» приказами о награждении военного времени, хранящимися среди документов фондов соединений и частей; недостающими документами о награждении медалями за оборону, освобождение и взятие городов и территорий, за победу над Германией и Японией, приказами о награждении за военные подвиги, выпущенными в послевоенное время. Куратором проекта выступает Управление Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества. Техническая поддержка осуществляется корпорацией ЭЛАР.
With this project, our contemporaries are given the opportunity to find information about the awards of their grandparents and great-grandparents, to discover the circumstances of their heroic deeds, having read the descriptions in archival documents. The data bank contains 12. OBD "Feat of the People" is filled with new information every year.
Героически защищали они свою славную Родину, давшую им свободу, равноправие, право на труд, на образование, обеспечившую счастливое материнство. На фронте и в партизанских отрядах - в качестве бойца, санитарки, медицинской сестры, врача; в тылу - на строительстве укреплений, на заводах и фабриках, в шахтах и забоях, на колхозных полях - всюду советские женщины плечом к плечу с мужчинами ковали победу над врагом. Работницы Кировского завода в Ленинграде собирали танки, которые тотчас же отправляли на фронт. Мастер этого завода Ирина Борисовна Булыгина рассказывала: «900 дней мы жили под вражеским обстрелом.
Только по нашему заводу фашистские убийцы выпустили 10 194 снаряда, но на нашем заводе так же, как и на других, в самые страшные дни блокады не было ни прогулов, ни опозданий. Если бы я осталась дома, не пошла на работу, мне было бы стыдно не только перед фронтом, не только перед мужем - капитаном Красной Армии, не только перед товарищами с Кировского завода, но перед самими стенами родного Ленинграда». Электромеханик Елена Михеева, работавшая на прифронтовой станции Арчеда, ни на один час не оставляла своего поста. Она чинила провода, которые беспрерывно рвали фашистские стервятники. С ящиком инструментов через плечо сталинградская патриотка спешила к месту повреждения и под свист бомб и пуль распускала полевой кабель, делала холодную спайку проводов. Таких героических подвигов, совершённых советскими работницами, были тысячи. Все они говорят о беспредельной любви советских женщин, воспитанных Коммунистической партией, к своему социалистическому Отечеству и жгучей ненависти к врагу.
Тысячи новых работниц пришли в начале войны на фабрики и заводы. Число женщин, занятых во время войны в промышленности, на транспорте и строительстве, продолжало непрерывно расти. У станков и машин женщины заменили мужей, сыновей, отцов и братьев, ушедших на фронт. Но нет у нас фронта и тыла. Все свои силы, всю свою энергию мы приложим к тому, чтобы заменить вас на производстве, обеспечить вас всем необходимым. Понадобится- будем работать день и ночь, нужно будет - поможем вам с оружием в руках. Не беспокойтесь о нас, не волнуйтесь - мы полны сознанием своего долга перед Отечеством, понимаем всю сложность и ответственность обстановки».
Советские женщины успешно овладевали новыми для них специальностями, сложными мужскими профессиями. Они работали сталеварами, шахтёрами, машинистами, кузнецами, штамповщиками, лесорубами и т. Стойко вынося все невзгоды военного времени, женщины ни в чём не уступали мужчинам. Десятки тысяч горняков ушли на фронт. Их сестру и жёны спустились в шахты, чтобы заменить мужчин. Мария Гришутина, Нина и Лидия Кузьменко положили начало замечательному движению женщин за овладение профессией забойщика. К концу 1944 года свыше тысячи женщин овладели различными горняцкими специальностями, многие из них прославили себя в борьбе за уголь.
Женщина-лесоруб т. Боровская из Архангельска говорила в дни войны: «Сейчас я стала лесорубом. Говорят, эта специальность мужская. Но это неверно... Все специальности мы, женщины, объявляем женскими! И не только объявляем, но и показываем на деле. Например, мужская норма по заготовке леса - 4 кубометра в день.
Я, придя в лес, вскоре стала выполнять эту норму, а теперь даю 6-7 кубометров в день». Прославились в дни войны на Горьковском автозаводе имени Молотова женщины-кузнецы. Первая в кузницу пришла Екатерина Пермякова. Она не только сама быстро овладела этой сложной мужской профессией, но и обучила ей других работниц цеха. Женщины-кузнецы всё время перевыполняли норму. Когда цех получил срочный заказ, начальник участка т. Музыченко собрал кузнецов и рассказал им о боевых действиях на фронте, о необходимости всеми силами помочь доблестным защитникам Москвы.
Первой к молоту встала т. Работала она полторы смены и выполнила пять норм. Несмотря на то, что данную ей деталь она ковала впервые, качество поковок оказалось отличное. Мельникову сменила Горбунова. За 14 часов она выполнила четыре дневные нормы.
С первых дней войны Иван и Максим ушли на фронт. Иван Алексеевич Газеев пропал без вести во время боев на Курской дуге в 1943 году. Максим Алексеевич Газеев прошел всю войну, был танкистом, освобождал Берлин.
Максим Алексеевич Газеев. Максим Алексеевич родился 8 марта 1913 года в поселке Краснинский Верхнеуральского района Челябинской области. До Великой Отечественной войны работал в колхозе шофером. С началом боев был призван в ряды Красной армии. Осенью 1941 года оборонял Москву. Воевал в составе 371-й мотострелковой дивизии 3-го Белорусского фронта. Участвовал в освобождении от фашистских захватчиков Витебска, Борисова, Вильнюса, Каунаса, был участником штурма Кёнигсберга и Берлина. Дивизия, в которой служил Максим Алексеевич, за отличные боевые действия заслужила четыре благодарности от Верховного главнокомандующего, маршала Советского Союза И.
Сталина, была удостоена наименования «Витебская» и награждена орденами Красного Знамени и Суворова второй степени. Во время военных действий Максим Алексеевич Газеев был тяжело ранен, получил контузию, после этого долго лечился в госпиталях. После Победы над Германией был отправлен на Дальний Восток, где участвовал в боях с японскими самураями. Закончил он войну в звании старшины. За героизм и мужество, проявленные в боях и на полях сражений, Газеев Максим Алексеевич был награжден орденом Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За оборону Москвы», «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг. Жукова и юбилейными медалями. Демобилизовался он 1946 году, сначала работал в Магнитогорске на кирпичном заводе, затем трудился шофером на металлургическом комбинате.
Земляки. Подвиг трудового тыла
Была награждена медалью «За доблестный труд во время Великой Отечественной войны 1941-1945г.» и юбилейными медалями. В Ульяновске вспомнили работников предприятия, которые во время Великой Отечественной войны снабжали фронт всем необходимым. Инфоурок › История России ›Научные работы›ТРУДОВОЙ ПОДВИГ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ. Во время Великой Отечественной войны были задействованы представители самых разных профессий, как военных, так и совершенно мирных. Во время Великой Отечественной войны были задействованы представители самых разных профессий, как военных, так и совершенно мирных.