Новости святочная неделя

А вот проводить святочные вечера за бездарным просмотром телевизора – это значит растратить ту радость, тот дар любви, который дарят праздники. История появления праздника Святки, Святочной недели В течение 12 дней принято славить Господа, поэтому Рождество тесно связано с Крещением. лучший подарок для во время Святочной недели. Русский народный праздник Святки отмечают с 6 по 19 января На протяжении двух святочных недель принято ходить в гости, играть, колядовать и даже гадать на суженого-ряженого.

Увидеть суженого и загадать желания: топ-5 современных способов погадать на Святки

Где в игровой форме детям рассказали о традициях, фольклоре и обычаях всей святочной недели. С 12 по 19 января в библиотеке семейного чтения имени В. Давыдова-Анатри проходит читательская акция «Неделя святочных гаданий». История появления праздника Святки, Святочной недели. В народных традициях на Святочной неделе отказываются от азартных игр, не устраивают генеральной уборки и проводят время позитивно. РИА Новости, 1920, 06.01.2023. ДомойГороскоп от Вениамина НикорыКак правильно провести волшебную святочную неделю.

Рождественские святки: даты, история праздника, приметы и традиции

Это ни к чему меня не обязывает, но это может снять напряжение. Когда человек очень серьёзно относится к жизни, им овладевает страх, и ему становится сложно принимать решения, — пояснила эксперт. Гадания онлайн или в лифте Мы с детства слышали о «бабушкиных» способах гадания на Святки. Как правило, такие ритуалы требуют времени и разного рода «реквизита» в виде свечей, скорлупок от грецких орехов, риса, колец, карт и прочего. К тому же, нужно найти свободный вечер и тихое помещение, собрать подруг.

На это в рабочем ритме времени может не оказаться, а современные возможности позволяют максимально упростить процесс. С точки зрения этнопсихолога, современные гадания не хуже традиционных и имеют право на существование. Мы подразумеваем, что фольклор — это что-то окостеневшее, но это народная культура. Люди приспосабливаются к современным обстоятельствам и используют традиционные методы в современной среде.

Это говорит о том, что фольклор жив. Единственное, если мы говорим про карточные онлайн-гадания, то в них меньше элемента случайности, так как карты выпадают математическим методом. Но тут всё тоже зависит от настроя человека и того, что он готов получить в данный момент, — комментирует Анна Евдокимова. Итак, какие способы гадания популярны сейчас?

Гадание в текстовом редакторе Это простой способ узнать имя будущего мужа. Нужно напечатать на компьютере мужские имена — все, какие только удастся вспомнить. Потом — закрыть глаза, сосредоточиться и навести курсор на случайное имя. Считается, что именно так супруга и будут звать.

Гадание по телефону С помощью мобильной связи тоже можно узнать имя жениха или получить ответ на мучающий вопрос. В первом случае нужно позвонить по случайно набранному номеру и спросить, как зовут ответившего на звонок. Если ответит женщина — узнаете имя будущей свекрови. Во втором — отправить на случайный номер смс с интересующим вопросом.

Молодые люди в костюмах животных или сказочных героев ходили по улицам и распевали колядки — кричалки с восхвалением хозяина дома, призванные побудить его преподнести им угощение. Яркие традиции: богослов рассказал, как отмечают Рождество в России и других странах Еще бессменным атрибутом праздника являются гадания, хотя церковь и осуждала их, считая отголоском язычества. Русские красавицы не могли отказать себе в удовольствии ворожить и загадывать желания в ночь на Рождество. Ведь считалось, что именно в эти волшебные дни можно приоткрыть завесу будущего и узнать имя, возраст и социальный статус суженого.

Завершались Святки приготовлениями к Крещению — во льду водоема делали прорубь в виде креста и декорировали ее узорами, высеченными на льду. Народные приметы и поверья Хмурое небо и снегопад на Крещение говорит, что урожай будет богатым. Ясная погода предвещает обратное. Если каша, сваренная в канун Старого Нового года, удалась, семью ждут удача и достаток.

Обилие звезд в ночь с 13 на 14 января — предвестник изобильного года. Незамужним девушкам и парням запрещается сидеть на углу во время праздничных застолий — иначе им никогда не вступить в брак.

Ведь именно он долгое время был главным залогом достатка и благополучия любой семьи. Чтобы урожай был хорошим, наши предки молились, пели песни, прославляющие Христа, посещали родственников и друзей. Кроме того, неизменным атрибутом святочных празднеств был стол, который должен был ломиться от угощений. Главным из них была кутья — особая зерновая каша, сваренная из целых зёрен пшеницы, с добавлением мёда, сахара, орехов или изюма. Кутья стояла на столе две недели, и даже на ночь её не убирали — оставляли для душ умерших родственников.

В западных областях Англии оказывают честь яблоням, чтобы они на будущий год были плодородны. В некоторых местах обыватели совершают ходы по плодовым садам и кланяются каждому дереву, произнося род заклинания или заговора. После того орошают дерево яблочным соком или разбивают об него кубок с яблочным напитком — все это делается в честь и желание будущего урожая.

Также к Рождественской ночи делают особенные свечки такой толщины, что они горят с вечера накануне праздника до исхода следующего дня, и, если погаснут прежде, это предзнаменует несчастье в семействе. В северной Шотландии лавочники дарят своим покупателям Юлевые свечи, которые суеверные шотландцы и строгие исполнители всяких примет зажигают и дают им сгореть дотла или же, дав некоторое время гореть, гасят и огарки сохраняют как талисманы. Там же есть так называемый Taghairm — ночное гулянье на воловьей коже, очень сходное с русскими будет сказано.

В Англии в Святки также сохранилось множество суеверий. Все их перечислять не стоит, но мы ограничимся несколькими из них; так, например, кто-нибудь встает ранее прочих в семействе и готовит завтрак, который все семейство и ест, сидя в постели, не вставая. Завтрак этот — пирожки с яйцами, считая по одному на каждого, и чей пирог развалится во время печения, тому не дожить до будущего праздника.

Накануне Рождества кладут в огонь одно из толстых поленьев, которое должно гореть во весь следующий день, а если можно и далее, для чего, конечно, стараются применить медленное горение. Употребляют для этого головню, если можно, оставшуюся с прошлого года. Пока рождественское полено не потухнет, всей домашней прислуге дают к столу пиво.

В Германии во время так называемых священных ночей, по-нашему святых вечеров, или Святок, гадают, устраивают для детей елку, всяким способом стараются узнать будущность в течение года и верят, что накануне Рождества Христова скоты говорят. В недалекое от нас время представляли историю рождения Исуса Христа в лицах. Кроме того, что уже сказано сейчас и укрепилось в нашей России, в Саксонии, в деревне Шолбеке, по свидетельству Кранца, мужчины всех возрастов с женщинами проводили повечерие Рождества Христова на погосте Св.

Магна в бесчинных плясках и неблагопристойных песнях, по крайней мере, таких песнях, которые не свойственны такому высокоторжественному дню. Коляда Декабря 24 русские язычники славили Коляду, о которой уже мы ранее говорили. По словам нашего знаменитого историка Н.

Карамзина, Коляда был бог пиршеств и мира, и хотя по созвучию можно производить Коляду от римских коленд и других, но римские праздники этого названия были празднуемы во всех месяцах. А если находят, что наш рождественский праздник был сходствен с Янусовым, то причиной тому было, вероятно, не что иное, как влияние римского владычества над славянскими народами. Причём, конечно, каждый народ, усваивая и принимая чуждые понятия и верования, всегда ищет в них внешнего или внутреннего сходства со своими коренными понятиями и верованиями.

Коледа у словаков означает благословение домов, которое у них бывает около праздника трёх царей, a koledowat — «благословлять» дома. Богемская История объясняет Коледу набожным обычаем хождения священнослужителей по домам с крестом и мощами о Рождестве Христовом, который был утверждён чешским князем Бретиславом в XI веке после изгнания колдунов и оборотней из пределов своего княжества. Босняки, кроаты и другие славянские народы под Коледою разумеют подарок на Новый год.

Тогда в римско-католических церквах раздавались народу сделанные из теста ясли, пелёнки и другие принадлежности к месту рождения Исуса Христа, что называлось Колендами. Римское духовенство, по свидетельству Боэция, именовалось от Colendo, Coledei и Coldei — Богочтецы, то есть ублажавшие Бога песнопением. Знаменитый переводчик Гомера, Гнедич, производит Коледу от греч.

Наконец, от слова «колядование» произошло слово «колдование». Коляда не упоминается у Нестора как божество в числе богов Владимировых; но св. Димитрий Туптала митрополит Ростовский в своей Четьи-Минеи упоминает о Коляде как о шестом боге, боге празднеств.

Но, скорее всего, это — не божество, а праздник, который олицетворяют сказания и народные песни. Коляда в Южной и Западной Руси, собственно, канун праздника Рождества Христова, который известен на северо-востоке России под именем Авсеня, или Таусеня, а у литовцев известен под именем вечера колодок, или Блоккова, в который почти везде в славянском мире готовится из зернового хлеба каша и из пшена и плодов кутья, напоминающая индийский Перун-Монгол и Угады, во время приготовления которых по варению пшена угадывали жребий в наступающем году. Колядки в Малороссии, 1864 г.

Считают две коледы: Васильевская, накануне Нового года, и крещенская, накануне Крещения или водокрещей. Первая — богатая, а вторая — бедная или постная. В Малороссии коледою называется хождение с вертепом и звездою, сделанной из бумаги, и пенье виноградья известно под именем Коледы.

Даже в Москве и в Петербурге до сих пор существует обычай славления ребятишками Рождества Христова целыми группами под предводительством старшего, несущего звезду с фонариком; после каждого славления притом поется в доме молитва, говорится: «С праздником хозяина поздравляем, здравия вам желаем» и прочее. Иногда нечто в более шутливом тоне. Ныне в столицах обычай этот выводится, но было время, когда не принять так называемых христославов считалось за грех для домовладыки и оскорбление для христославов.

Профессор Снегирев говорит, что под Москвою был обычай назвать сочельник «коледою» и в ночь на Рождество возить в санях девушку, одетую поверх всей теплой одежды в рубашку, которую и выдавали за Коледу; есть ли такой обычай и по сей час — не знаем. Есть предположение, что как празднование Коледы, так и ее имени перешло из Новгорода в Костромскую и другие великороссийские губернии в XV и XVI веках, чему свидетельствует старинная песня, которую в некоторых местностях поют о святках так: «Шла Коледа из Ново-города…» и проч. У румын Святки называются Керечуном, у Карпата-Россов — канун Рождества, то есть наш сочельник, а коледование — за празднование.

При этом же названием Керечуна у русских назывался рождественский пост или филипповки, такое название поста Карамзин объясняет короткостью дней зимних. Однако же, по замечанию профессора Снегирева, Карачун сходствует с сербским «карачити», то есть ходить, и с русским словом «корчить» что-либо или кого, кривляться. Потом еще есть догадка, неразрешенная, однако ж, ничем, — не имеет ли слово «корачун» какого-нибудь сходства с упоминаемым в Стоглаве чародеянии над корчагами.

В Великороссии Святки, кроме славления по домам, сопровождаются наряжением в маски и костюмы с целью не быть узнаваемыми, а также загадываниями. Как гадания, так равно и наряжания в разные костюмы производятся вечером, а гадают часто по ночам. Маски известны от глубокой древности, еще в оргиях Бахусовых надевали личины, чтобы избавить себя от чарования.

Между греками и латинами в Средние века было мнение, будто в продолжение 8 дней после Рождества Христова дьяволы скитаются по земле и по наступлении разрушения их царства, изгоняемые в тревоге и тоске, рыскают по улицам в мрачном и огнезрачном виде, терзая, муча и увлекая встречных и поперечных.

Сайт общественно-политической газеты Славянского района.

Святочная неделя – время добрых дел Новости по тегу: Святочная Неделя.
Святочная неделя. Вспоминаем и применяем донские традиции / Телекомпания ВТВ Подробнее о самых странных обычаях – в материале "Рамблера". Традиции святочной недели, которые сегодня кажутся дикими. © РИА Новости.

Святочная неделя 2022 года: традиции и обычаи Святок, как гадать на святки

Православный церковный календарь на 2024 год это две недели зимних праздников, которые начинаются в Рождественский Сочельник 6 января и продолжаются до Крещения 19 января.
Традиции святочной недели, которые сегодня кажутся дикими В Мерлинской сельской библиотеке с 7 по 18 января прошла «Святочная неделя».
Святочная неделя в 2022 году: обычаи и гадания - 17 января 2018 гоа, Боровская взрослая библиотека МАУК ЦБС Тюменского муниципального района организовала для участников клуба «Общение» мероприятие «Святочная неделя».
Святки 2024: сколько продлятся, традиции, чего категорически нельзя делать Фотогалерея материалы. 2022-2023 новости.
Святки. Записки этнографа Главная › Все новости › Святочная неделя.

Святки – что это за праздник

  • Близкие понятия
  • Святочная неделя – время добрых дел
  • Святочная неделя. На что гадают девушки и стоит ли верить в магические формулы
  • Святки. Записки этнографа

Святочная неделя в ДОУ

Ровно неделю назад, практически в это же время, в Москве в концертном зале «Крокус Сити Холл» случилась ужасная трагедия. Когда начинается и заканчивается Святочная неделя 2022 года. Кроме того, неизменным атрибутом святочных празднеств был стол, который должен был ломиться от угощений.

Святочная неделя в «Березке»

Это один из величайших христианских праздников, от которого пошло наше современное летоисчисление. Мы встретили новый, 2015 год от Рождества Христова. А неделя, которая начинается с этой даты и заканчивается Крещением Господним, называется святочная, или Святки. Стало доброй традицией в библиотеке праздновать эти замечательные зимние праздники с ребятами из детского сада «Катюша». Детей встретила сказочная обстановка читального зала библиотеки.

Слава Богу, не гнали. Выходим — в окна смотрят». Зато что касается Святок, то если городской люд уже почти и не помнит, что нужно делать в эти две недели от Сочельника до Крещения, то во владимирских деревнях и селах о древних традициях забывать не спешат. Чудить — было главной забавой наших пращуров. Зоя Голыгина, гостья села Борисовское Суздальского района: «Раньше гуляли, ой как мы веселились! Пьяни были, ходили рядились. А сейчас уж я не вижу — что-то не ходит молодежь. Мы чудили как раньше, а сейчас нельзя чудить-то. Помнят здесь и о том, какую силу имеют святочные гадания. Особенно в ночь с 13 на 14 января. Зоя Константинова, старожил села Борисовское Суздальского района: «Гадали в юности, так это, немножко гадали. Кто быстрее замуж выйдет.

Гадают разными способами: на имя жениха, написав несколько имен потенциальных ухажеров; бросают обувь, чтобы узнать о том, с какой стороны пожалуют сваты; узнают имя случайного прохожего-мужчины, чтобы знать имя своего суженого. Пользуется популярностью на Святочной неделе и гадание по воску. Свечу плавят над широкой емкостью с водой, рассматривая получившиеся фигуры. По ним толкуют события, которые произойдут в ближайшее время. Погадать можно и на листе бумаги. Его сминают, а затем немного расправляют и кладут на стол таким образом, чтобы увидеть тень. По ней определяют события ближайшего будущего.

Я подтверждаю, что мне известно о праве отозвать свое согласие посредством составления соответствующего письменного документа, который может быть направлен мной в адрес Оператора. В случае моего отзыва согласия на обработку персональных данных Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без моего согласия при наличии оснований, указанных в пунктах 2-11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 Федерального закона от 27.

Традиции и рекомендации во время Святок

  • Познавательная программа "Святочная неделя"
  • История появления праздника Святки, Святочной недели
  • Откуда пошла традиция Святок
  • Традиции празднования святочной недели

Святочная неделя

Святочная неделя История появления праздника Святки, Святочной недели В течение 12 дней принято славить Господа, поэтому Рождество тесно связано с Крещением.
От Рождества Христова до Крещения: чем особенна святочная неделя? В святочную неделю принято ходить в гости, распевать рождественские колядки с пожеланиями добра, здоровья и мира хозяевам, получая за это угощение и подарки.

Что нельзя делать на рождественские святки с 7 по 19 января

Главные новости Калмыкии в еженедельном выпуске «Местное время. Сегодня ребята младших групп побывали в настоящей святочной сказке «Рождественская звезда».Мероприятие было насыщено сказочной атмосферой, танцами. На святочной неделе для учащихся 3 «Б» класса «МОУ Гимназия» специалистами центра было проведено мероприятие «Святки – колядки». Храм св. Иоанна Предтечи. Новости. Святочная неделя – традиционно время добрых дел. РИА Новости, 1920, 06.01.2023. На Святочной неделе ребята изготовили ангелочков и Вифлеемские звезды в технике эко-декор с использованием сыпучих материалов (греча, манка, крупа).

Святочная неделя. На что гадают девушки и стоит ли верить в магические формулы

Христиане устраивали пышное застолье, готовили праздничные блюда из мяса и звали много гостей. Народные гуляния, проходящие 13 января, назывались щедровки. Традиции 14 января В ночь на 14 января, по традиции, празднуют Старый Новый год. На Руси в этот день старались избавиться от всего старого: ненужную одежду и другие вещи сжигали. А еще существовал специальный обряд: женщины брали три свечи и обходили с ними дом, чтобы прогнать все плохое и увести беды прочь. Православные верующие запасались крещенской водой и купались в проруби, чтобы очиститься от грехов и болезней. Девушки 18 января готовили специальную кутью и гадали на ней на замужество. Также в этот день заканчивались колядования и святочные гуляния. В этот день верующие готовят кутью и соблюдают строгий пост. Считается, что в праздник нужно избегать споров и ссор, а также отказаться от домашних дел и тяжелой работы. Алкоголь 19 января тоже под строгим запретом.

На Крещение девушки проводили обряд красоты: умывались освященной водой, чтобы кожа была молодой и чистой. Народные приметы на Святки С древних времен народ замечал на Святки разные приметы, которые передавались из поколения в поколение. Например, славяне верили, что если небо в ночь на 14 января будет звездным, то год будет богатым. Пасмурная погода и сильный снегопад на Крещение предвещали хороший урожай и плодородие. Также на Руси существовала примета, связанная с охотой. Делать это в период Святок было очень нежелательно. Считалось, что такого охотника весь год будут преследовать беды и мелкие неудачи.

Малышей принимали в «Острове сокровищ», «Веселом бегемоте», боулинг-клубе «Бруклин», на «Ледовой арене». У реабилитационного центра много старых проверенных временем друзей — торговые центры «Космос», «Забава», «Киммери»… А завтра веселый день рождения устроят специально для зимних именинников. Эти праздники станут незабываемыми для ребят благодаря добрым и отзывчивым людям.

Святки отмечались по всей России и считались молодежным праздником. Особенно яркими и веселыми, наполненными музыкой, пением, играми они были в деревнях северных и среднерусских губерний Европейской России, а также в Сибири. В западнорусских и южнорусских губерниях их празднование было более сдержанным и спокойным. Святки отмечались обычно в вечернее и ночное время. Считали, что работающего в святки накажет Бог: у человека, который в святочные вечера плетет лапти, скот будет кривой, а у шьющего одежду — скот ослепнет. Тот же, кто занимается в святки изготовлением обручей, коромысел, полозьев для саней, не получит приплода скота. Святочный цикл воспринимался как пограничный между старым и новым солнечным годом, как «плохое время», своего рода безвременье.

Первая из них — это хождение в гости.

В христианском мировоззрении таким образом люди делятся радостью Рождества, получают утешение после долгого поста. Второй традицией является колядование от которой, вероятно, и произошёл обычай ходить в гости у христиан. Колядуют, то есть ходят по домам, рассказывают стихотворения колядки и поют песни за вознаграждение, обычно дети под присмотром взрослых. Ещё одной традицией являются разнообразные гуляния, которые православная литература считает рудиментом языческих верований. Такие гуляния, особенно сопровождаемые различными хулиганствами, власти пытались запретить со второй половины XVIII века, однако успеха не добились: святочные гуляния по-прежнему остаются одной из форм празднования. Фото: wikimedia. Несмотря на крайне негативное отношение церкви, традиция дожила до наших дней. Что нельзя делать в Святки В православной традиции на Святки нельзя прежде всего гадать — это считается языческим и предосудительным обычаем.

Кроме того, в эти 11 дней нельзя вступать в брак, поскольку это мешает духовной радости. Также нельзя пить много алкоголя, переедать и браниться — то есть лучше воздержаться от обильных празднований в это время. Также, поскольку это время радости, нельзя на Святки грустить и жаловаться на судьбу. Женщинам стоит воздержаться от рукоделия, иначе в течение года придётся столкнуться с большим количеством забот. По той же причине лучше отказаться от тяжёлой работы в эти дни. Нельзя, по христианской традиции, и отказывать в помощи нуждающимся. Есть и другие, народные традиции, с православными обычаями не связанные. Так, например, в дни Святок запрещается пересчитывать деньги, особенно мелочь, иначе это привлечёт в жизнь нищету.

Вообще в Святки лучше финансами или новыми делами не заниматься, поскольку разгул нечистой силы сведёт на нет все усилия. Приметы на Святки В народной памяти сохранилось большое количество связанных со Святками примет, благодаря которым, как считается, можно узнать или изменить будущее. Так, по примете, если на Святки потерять вещь, это сулит убытки в будущем году. А вот найти вещь, особенно какое-то ювелирное изделие, — к денежному изобилию. На Святки следует воздержаться от охоты — наши предки верили, что в это время леший может завести незадачливого охотника в непроходимую глушь.

Святки (Святочная неделя)

Там звезда воссияла, трем царям путь показала…» А при встрече на улице люди говорили друг другу: «Христос родился - мир возвеселился! В древней Руси Святки называли праздником Святовита — славянского бога войны и победы. Есть мнение, что на Руси это слово имело особое значение — «душа предков». Первое упоминание о Святках встречается в трудах христианского богослова Ефрема Сирина, умершего в 373 году. А в 567 году церковь официально объявила следующие 12 дней от Рождества Христова праздничными. В это время принято славить Рождество и Господа, пославшего людям Спасителя. Во всем мире верующие посещают богослужения, раздают подаяния нуждающимся и дарят подарки детям.

Записки этнографа Святками на Руси именуется светоносный период православного календаря от праздника Рожества Христова 7 января 25 декабря ст. Святки — простонародное слово, которому в церковных определениях соответствует понятие Святые дни. В этот период православный народ, окончив Рождественский пост , веселится и ликует о явлении в мир Христа. На Руси святочное время проходило шумно и весело. Грустить и отсиживаться дома в Святые дни считалось грехом. Самым популярным занятием в это время были колядки, то есть народное прославление Рожества. Радостные ватаги ребятишек перекатывались от дома к дому, воспевая вифлеемского Богомладенца и получая за это от хозяев домов вознаграждение в виде мелких монет и различных сладостей. Взрослые устраивали весёлые гонки на санях с запряженными в них лошадьми. Повсюду можно было видеть стремительное перемещение празднично одетого люда, шедшего на народные гуляния или в гости. Ребята лепили снежных баб, катались с гор на санках, устраивали весёлые снежные побоища с ледяными крепостями. Повсеместно в Российской империи царила атмосфера благочестивого и обильного празднества. Русский историк и этнограф второй половины XIX века, исследователь славянских древностей, знаток русского народного быта Михаил Забылин собрал уникальные материалы о русском образе жизни, его обычаях и традициях в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия». О том, как праздновали Святки наши предки, читайте в этом материале. Это торжество соответствовало священным ночам у немцев Weihnachten. По другим наречиям, «святки» swiatki означают праздники. В Малороссии, в Польше, в Белоруссии многие праздники известны под именем Святок swiatki , как, например, Зелёные святки, то есть Троицкая неделя. Поэтому профессор Снегирев заключает, что можно извлечь, как самое название, так и большая часть народных игрищ перешла на север с юга и запада России. Если мы начали со Святок, то потому именно, что нет ни одного празднования на Руси, которое бы сопровождалось таким богатым выбором обычаев, обрядов, примет и прочего, как так называемые Святки. На Святках мы встречаем или видим странную смесь обычаев из языческого обряда, смешанных с некоторыми христианскими воспоминаниями о Спасителе мира. Бесспорно, что к обрядам языческим, а не иначе, принадлежат гадание, игры, наряды и прочее, которые выражают свою изобретательную сторону торжества, совершенно не имеющую ничего общего с христианскими целями и настроением духа, и — славление, то есть хождение детей, а иногда и взрослых со звездою, подчас с рацею, вертепом и тому подобными предметами. Между тем как самое слово «святки» представляете понятие о значении святости дней по причине отрадного для христиан события. Но в древности, с незапамятных времен язычества, вошли обычаи и обряды в эти торжественные дни, и мы одолжены тому, что и в настоящее время эти обычаи не искореняются, а существуют, хотя и в разных видах и формах, более или менее изменёнными. Кормчая книга говорит, что святки, праздники приняты от эллинов греков ; то же подтверждение коляд от эллинов видим в 62 правиле «Стоглава» Стоглав, или Стоглавый собор — церковный собор с участием царя Ивана IV и представителей Боярской думы, заседавший в Москве в январе — феврале 1551 г. Впрочем, профессор Снегирев свидетельствует, что святые отцы, говоря об эллинах, имели в виду безразлично языческие народы, в противоположность православным грекам и иудеям. История говорит, что обычай этот существовал в Римской империи, Египте, у греков и у индийцев. Так, например, египетские жрецы, празднуя восстание Осириса или новый год и вместе с тем надев на себя личины и костюмы, соответствующие божествам, ходили по улицам города. Барельефы и иероглифы в Мемфисе и Фивах указывают, что такие маскарады совершались в новолуние и считались священным обрядом. Точно тому же подобные обряды совершались у персов в день рождения Митры, у индийцев — Перун-Монгол и Угады. У римлян эти праздники назывались «днями Солнца». Напрасно Константин Великий, Тертуллиан, св. Иоанн Златоуст восставали против святочных волхований и безумных игр календ , — обычаи гадать и наряжаться все-таки остались, хотя в форме довольно измененной. Даже сам Император Петр I по возвращении из путешествия в Россию наряжал Зотова папою, а других своих любимцев кардиналами, дьяконами и церемониймейстерами, и в сопровождении хора певчих о святках ходил с ними к боярам по домам славить. Известно, что Моисей, как законодатель, истребитель язычества и его обрядов в избранном народе, воспрещая поклонение идолам, воспретил и переряживание, как то делали жрецы египетские. Валсамон, патриарх XII века, говорит, что, несмотря на запрещение Церкви, на Западе продолжалось наряжение в шутовское платье, в сатиров, комедиантов, скотов, кумиров и чудовища; кроме того, представляли рождение Сына Божия, явление ангелов пастырям, обрезание, звезду, трех царей и тому подобное, что потом перешло и в Россию. Константин Багрянородный упоминает о Готских играх, которые совершались при дворе в присутствии императора о Рождестве Христове. Это были ряженые в вывороченных тулупах или шубах, или в масках, или с раскрашенными лицами, которые вертелись, бегали или, наконец, аккомпанировали под музыку. Название игр «Готских» они получили потому, что греки наряжались по-готски, когда приходили к императору и получали подарки за пропетое ими государю многолетие и рождественский кондак. Близко будет к истине, если скажем, что во время сношения России с византийским двором святочные обычаи, как и многие прочие, перешли в Россию, так как, по словам профессора Снегирева, много славяноруссов в качестве телохранителей находились при дворе византийских императоров. Ряженые в деревне У скандинавов Святки были известны под именем Иольского и Юльского праздника Iuul, Ioel как важнейшего и продолжительнейшего из всех. Этот праздник отправлялся в честь Тора в Норвегии зимою, а в Дании в честь Одина для благословенной жатвы и скорого возврата солнца. Начало праздника обыкновенно наступало в полночь 4 января, и продолжался целых три недели. Первые три дня были посвящены благотворениям и торжеству, последние затем дни были проводимы в веселье и пиршествах. Название Iuul происходит от Hjul, по-русски — колесо, потому что тогда год поворачивался колесом. Древность этого скандинавского праздника доказывается тем, что о нем рассказывал еще в VI веке Прокопий, византийский летописец. У древних англосаксов должайшая и мрачнейшая ночь предшествовала дню рождения Фрейера или Солнца, называлась Материнскою ночью, так как эта ночь почиталась матерью солнца или солнечного года. В это время, по верованию северных народов, являлся дух Юлеветтен в образе черноликого юноши с женской повязкой на голове, закутанного в черный длинный плащ. В таком виде является будто бы он ночью в домы, как у русских о Святках суженый-ряженый, и принимает подарки. Это верование ныне на всем севере превратилось в забаву, уже лишенное всякого суеверного смысла.

Зрители узнали об одном из самых таинственно притягательных обычаев русского народа - увлекательном обходе дворов взрослыми и детворой, во время которого исполнялись поздравительно-величальные и дразнящиеся песни, называемые колядками. В них хозяину двора и его семье желали богатства, хорошего урожая, а взамен требовали угощения в шутливой форме.

Это двенадцать дней, в течение которых, согласно приданиям, всё должно быть направлено на призыв хорошего урожая. Ведь именно он долгое время был главным залогом достатка и благополучия любой семьи. Чтобы урожай был хорошим, наши предки молились, пели песни, прославляющие Христа, посещали родственников и друзей. Кроме того, неизменным атрибутом святочных празднеств был стол, который должен был ломиться от угощений. Главным из них была кутья — особая зерновая каша, сваренная из целых зёрен пшеницы, с добавлением мёда, сахара, орехов или изюма.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий