Административное деление СССР. На территории бывшего СССР существовало 15 советских республик и три вида автономных образований: республики +карта, области, округа. 40 лет назад, летом 1983 года, генеральный секретарь ЦК КПСС и советский лидер Юрий Андропов задумал провести радикальную реформу национально-территориального деления СССР, которая предполагала отказ от деления страны на союзные республики. Смотрите онлайн видео «Административное деление СССР» на канале «Учим Делать Качественно» в хорошем качестве, опубликованное 6 сентября 2023 г. 15:07 длительностью 00:11:43 на видеохостинге RUTUBE. Административно-территориальное деление Союза ССР [с изменениями с 15 нояб. 1930 г. по 1 окт. 1931 г.]: Районы и города СССР / ЦИК СССР, Всерос.
История России
Кроме провозглашения Украинской Советской республики, конституционно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна немцев Поволжья. Образовавшиеся на Северном Кавказе Терская автономная социалистическая республика объединявшая чеченцев, ингушей, кабардинцев и других горцев и Кубано-Черноморская республика были интегрированы в Северо-Кавказскую республику. Далее последовало образование Башкирской и Татарской автономных республик, Вотской Удмуртской , Калмыцкой и Марийской автономных областей. Несколько позже были созданы Якутская и Бурят-Монгольская автономные республики, Узбекская, Туркменская союзные республики и другие национальные образования. Наряду с формированием новых национальных образований в 1917 —1922 гг. Так, из состава Владимирской и Костромской губерний выделилась Иваново-Вознесенская губерния, из Пермской — Свердловская, из Новгородской — Череповецкая, из Саратовской — Царицынская и т.
Но затем четко проявилась противоположная тенденция — к объединению губерний. В период с 1923 по 1929 г. Уральская область, включавшая в свой состав Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Тюменскую губернии и Тобольский Совет. Северокавказский край, в который вошли Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии и национальные автономии: Горская, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Адыгей-Черкасская и Карачаевская; позднее в его состав вошли Шахтинский и Таганрогский Округа; 3.
Применяемый в справочнике термин «поселки городского типа» ,пгт охватывает рабочие, курортные и городские поселки.
Исходными для составления справочника документами являлись законодательные акты rjo вопросам административно-территориального целения, принятые Президиумами Верховных Советов союзных республик. В продаже:.
АО немцев Поволжья включала 3 уезда: Голокарамышский с центром в селе Голый Карамыш, Екатериненштадтский c центром в городе Екатериненштадте Ровенский — c центром в селе Ровном, 22 июня 1922 года в состав автономной области был включён Покровский уезд с городом Покровск, который стал административным центром автономной области в 1931 переименован в город Энгельс. На протяжении всех лет существования Советского Союза декабрь 1922 г.
Прежнее административно-территориальное деление на волости, уезды, области, края и губернии сохранялось в РСФСР и Союзе ССР в течение первых десяти лет их существования. В это время в 1919 г. Ликвидировались одни уезды и учреждались другие, одни земли объединялись, а другие, наоборот, разукрупнялись и т. Центром нового административного образования остался город Энгельс ранее Покровск — в составе АО Немцев Поволжья с 1922 г. Центром нового экономического образования стал город Воронеж.
В составе ЦЧО были ликвидированы сразу 11 районов 1934 г. Согласно т. Сталинской Конституции 1936 г. Из Воронежской области была выделена Тамбовская область. В этом же году из состава Курской области была выделена Орловская область.
Таким образом, государственная граница с Финляндией до 1918 г.
В это время в Молдавии проживало 4 млн. Следовательно, планируемая реформа должна была повести к децентрализации главным образом двух республик: Украины 7—8 штатов и России около 20. Вольский, — красиво оформили, и тут Юрий Владимирович слег. Не случись этого, успей он одобрить «проект», с полной уверенностью скажу: секретари ЦК, ставшие впоследствии главами независимых государств, бурно аплодировали бы мудрому решению партии» [1335]. Что же должны были представлять эти новые административные единицы? К сожалению, А. Вольский оставил этот вопрос открытым.
Но из его воспоминаний явствует, что Ю. Андропов прямо поставил перед ними задачу перекроить карту страны «по типу Штатов» [1336] , что он хотел, чтобы новые административные единицы были «как штаты в США» [1337] и в окончательном варианте эти новые административные единицы прямо называл «штатами» [1338]. Если так, то «советские штаты» должны были иметь свою конституцию и свои законы, т. О том, что подобный проект мог встретить поддержку на местах, свидетельствуют воспоминания Ханса Модрова. Вспоминая о Г. Романове, X. Модров писал: «К началу 80-х годов он предложил концепцию «Интенсификация-90». С ее помощью он хотел для начала обеспечить динамичное развитие Ленинградской области, предоставив ей больше самостоятельности.
Я думаю, он хотел поднять ее до ранга союзной республики» [1339]. Однако речь шла не только о создании на территории СССР нескольких десятков «штатов». Как утверждал А. Андропов одновременно «мечтал о межрегиональных рынках» [1340]. Какая же могла быть связь между разделением страны на «штаты» и созданием «межрегиональных рынков»? Получается, что создаваемые в результате административной реформы «штаты» должны были стать субъектами рыночных отношений. Это наводит на мысль, что Ю. Андропов обдумывал возможность введения так называемого регионального хозрасчета.
Федоренко, идея «регионального хозрасчета» действительно возникла «в начале 80-х годов» [1341]. Но своими корнями она уходит еще в 60-е годы, когда два новосибирских экономиста Борис Павлович Орлов и Рувин Исакович Шнипер поставили вопрос о необходимости заинтересовать в результатах труда не только предприятия, но и отдельные регионы [1342]. В последующем эта идея разрабатывалась коллективом новосибирских экономистов во главе с Александром Григорьевичем Гранбергом, который в марте 1984 г. И далее: «Я со своими соратниками начинал с региональных и межрегиональных моделей централизованной экономики. Постепенно у нас созревало понимание того, что регион — это не только часть единого народнохозяйственного комплекса, что необходимо устанавливать связь между расходами и доходами на территории, между эффективностью экономики региона и тем, что он получает из центра в виде фондов для развития социальной сферы». Поиски путей решения этой проблемы привели к мысли о необходимости предоставить регионам экономическую самостоятельность, чтобы они могли рассчитывать не на средства из союзного бюджета, а на результаты своей экономической деятельности. Так родилась идея регионального хозрасчета. Не отрицая существования сторонников этой идеи в столице, Н.
Федоренко пишет, что ее разработка велась «главным образом за пределами Москвы». Причем «одним из ведущих «теоретиков» в данной области стал эстонский профессор Бронштейн» [1346]. Как мы уже знаем, в конце 1983 г. Горбачевым, когда тот по поручению Ю. Андропова собрал группу экономистов для обсуждения вопроса о планируемой экономической реформе. По воспоминаниям М. Бронштейна, приглашенные М. Горбачевым экономисты были «сторонниками реформирования» экономики «с повышением степени самостоятельности и ответственности» не только «на уровне предприятий», но и «регионов» [1347].
Бронштейн не пишет, как далеко в «повышении степени самостоятельности» отдельных регионов, они предполагали тогда идти. Но нельзя не учитывать, что в кабинете М. Горбачева речь шла «о введении модели нэпа» [1348] , т. Это означало, что рассматривалась возможность предоставления предприятиям полного хозяйственного расчета. Поэтому не исключено, что тогда же рассматривалась и проблема «регионального хозрасчета». Подводя итог этого обмена мнений, М.
Административное деление
Провозглашение акта о праве народов России на "свободное самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств" повлекло за собой изменение политической карты быв. Российской империи. Образовавшиеся автономные и независимые республики, становясь в различную зависимость от центра, вошли в Российскую Федерацию "на основе свободного союза свободных наций, как федерация советских национальных республик" ст. Украинская Социалистическая Советская Республика. Закавказская Социалистич. Федеративная Советская Республика.
Советская Социалистическая Республика Белоруссии. СССР занимает ныне территорию быв. Российской Империи без тех частей, которые отошли от нее в результате мировой войны и революции. На Западной окраине1 , из частей быв. Российской империи, возникли самостоятельные государства: Финляндия, Литва, Латвия и Эстония.
К Польше отошли бывшие привислянские и часть западных губерний. Турции была уступлена, согласно мирного договора, часть Эриванской губернии и Карская область. Румынией оккупирована Бессарабская губерния. Таковы изменения внешних границ. При рассмотрении внутренних политических и административно-теориториальных перегруппировок, произведенных в РСФСР, нужно различать губернии и области России и национальные автономии, т.
В частях бывшей Российской империи, населенных самоопределяющимися национальностями, прежние губернские границы стирались и создавались национальные организации различных видов.
Низшим звеном стали сельсоветы. Слайд 3 Новую Уральскую область составили из 4 старых губерний. Предполагалось создать здесь 15 округов вместо 22 прежних уездов.
Таким образом, сама область была в 4 раза больше старых губерний, округа — в 1,5—2 раза больше.
Проводя исторический анализ территориально-правового устройства Российской империи, делаем вывод, что губернско-уездная, волостная система административно-территориального деления имела разветвленное деление на ведомственные: военные, судебные, таможенные округа. Предусматривала распределение населения по национальным признакам, только по месту жительства, к Первой мировой войне на территории России было 56 губерний, 476 уездов и 10 606 волостей. Районы с компактным нерусским населением разбивались между несколькими губерниями. Так, на Украине было 13 губерний, Казахстане — 11, Грузии — 5. Данная система территориального деления тормозила развития промышленности и аграрного сектора по сравнению с развитыми европейскими государствами, которые вступили на путь промышленной революции, она выполняла надзорно-карательные, фискальные функции господствующего класса, тем самым обострились противоречия между населением, проживающим на отведенных территориях. Такие административные деления ни в малейшей степени не отвечали ни экономическим потребностям, ни интересам многочисленных народностей России. И как итог, к правящему классу в обществе стали выдвигаться требования по замене старых полицейско-фискальных административных делений России, установленных еще при Петре I и Екатерине II, новыми делениями, основанными на современной экономической жизни и согласованными, по возможности, с национальным составом населения.
Еще задолго до революции будущий вождь раскритиковал сторонников дробления российского революционного движения на национальные квартиры. Эти идеи Ленина записал и представил Сталин в своей работе "Марксизм и национальный вопрос", что содействовало резкому карьерному росту будущего вождя среди большевиков.
При сформулированных таким образом правилах игры широкая автономия вплоть до отделения республик становилась бы возможной только при отказе их от коммунистической идеологии и партийности. Выполнение этого условия вполне явно запускало процессы распада Советского Союза. Но в 1922 году Ленин исходил из того, что подобное развитие событий в обозримом будущем невозможно. Империя широких жестов Представление, что всемогущество коммунистической партии достаточно обеспечивает единство страны, определяло политику советских лидеров на протяжении всей первой половины XX века. При правлении Иосифа Сталина многократно предпринимались переделы межреспубликанских границ, затевавшиеся как с хозяйственными целями, так и ради демонстрации интернационализма советской власти. Почти всегда пересмотр границ шел за счет Советской России: с 1921 по 1926 год Белоруссию увеличили вдвое, передав ей гомельские и витебские уезды, а в 1936-м до статуса советской республики был повышен Казахстан, чьей столицей некоторое время был Оренбург. Но он же незадолго до этого в 1954 году передал Украине Крым. Как менялась внутренняя советская карта, показывает инфографика ТАСС. Зарубежным странам понадобились победы советского оружия, чтобы принять внутреннюю механику СССР всерьез. Пока же их не было, в 1922-м новость об образовании государства встретила холодный прием.
В странах — победительницах в Первой мировой войне продолжали работу посольства старой России. Некоторые из правительств требовали возвращения военных долгов, увязывая дипломатические вопросы и финансовые. На протяжении десятилетия отдельные государства Запада принципиально тянули с признанием. Соединенные Штаты отказывались от него на протяжении 11 лет, а Югославия где влиянием пользовались белогвардейские эмигранты Врангеля — дольше всех, 18 лет, до 1940-го. После образования в 1945 году ООН три советские республики — Россия, Белоруссия и Украина, были приняты в ее состав в качестве полноправных членов. В глазах коммунистических властей это расширяло пространство для маневра, но, как выяснилось позже, имело и теневую сторону — усиливало ощущение временности совместного существования. В 1991 году вслед за значительным кризисом коммунистических идей в международном масштабе Советский Союз сошел с исторической арены.
Районы, области, республики СССР (1922 - 1991 г.г.)
Административно-территориальное деление союзных республик СССР на 1 января 1947 года. 60-х гг. так называемых совнархозов. Из истории изучения административно-территориального деления советской России Текст научной статьи по специальности «История и археология».
Доклад: Административное деление СССР
Общая структура Статья 70 Конституции СССР 1977 года[1] гласила: Союз Советских Социалистических Республик — единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма, в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик. СССР олицетворяет государственное единство советского народа, сплачивает все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма. Таким образом, Советский Союз состоял из союзных Советских Социалистических Республик, которые, в свою очередь, имели разнообразное административное-территориальное деление.
Первая из них -- "Центр" то есть любая единица, вышерасположенная по отношению к двум другим. Вторая -- "Территория А" первого ранга, непосредственно субординированная Центру. Третья -- "Территория В" второго ранга, субординированная территории первого ранга.
Рисунок 3. Логика трансформации отношений между иерархизированными уровнями административно-территориального деления. До перестройки отношения между элементами были линейны и строго иерархичны. Территория А отчуждала от субординированной ей территории В произведенный ею продукт и, в свою очередь, передавала его Центру. Центр распределял присвоенный продукт территории А, которая перераспределяла часть полученного из Центра территории В.
Естественно, что органы управления территорией В всеми силами пытались отдать А меньшую часть продукции, а получить большую, чем полагалось ей сообразно административному рангу. С началом перестройки линейная структура превратилась в треугольную, отношения в которой стали гораздо более конфликтными. Логика конфликтов проста: руководствуясь идеологией административного роста, территория А стремилась приобрести статус Центра. Территория В, руководствуясь той же идеологией, стремилась стать территорией первого ранга, непосредственно субординированной Центру. Для давления на территорию А Центр мог применить силовые приемы, такие как экономическая блокада, ввод войск, и т.
С другой стороны, для подчинения себе территории А Центр мог стимулировать сепаратистскую активность территории В и создать для администрации А те проблемы, с которыми он сталкивался в отношениях с ней. Последнее оказывалось наиболее эффективным в том случае, если территория В представляет собой национальную автономию. Примерно столь же эффективной оказывалась такая политика, если активность Центра направлялась на инициирование национального движения этнической группы, не имеющей своей государственности в рамках А, но стремящейся к ней. В целом в ходе изменений отношений в иерархии пространство административного торга между уровнями административно-территориального деления имеет тенденцию превращаться в пространство политического торга между новыми политическими субъектами -- бывшими единицами административно-территориального деления.
Однако в 1956 году Карело-Финская ССР вернулась в статус автономной республики и союзных республик стало 15. Являясь крупной и мощной страной, с богатым экономическим потенциалом, занимая ведущее место в мире по запасам многих полезных ископаемых, страной богатейших культурных традиций, СССР за годы своего существования пережил разные периоды — были у страны свои достижения и потери. Уже к 1990 году все союзные республики приняли декларации о государственном суверенитете.
Сталинской Конституции 1936 г. Из Воронежской области была выделена Тамбовская область. В этом же году из состава Курской области была выделена Орловская область. Таким образом, государственная граница с Финляндией до 1918 г. Несмотря на то, что Тувинская АО стала частью Советского Союза на заключительном этапе Великой Отечественной войны, уроженцы этой автономии, а по сути упомянутой независимой Тувинской Народной Республики, принимали участие в этой войне наряду с остальной частью мужского населения СССР. В результате кратковременной войны с Японией август — сентябрь 1945 г. Что касается южной части острова Сахалин, то эти земли до 1905 г. В 1925 г. Из Курской области были выделены Белгородская 23 района и Липецкая области. Причём в последнюю были переданы три района из Курской области, 12 — из Воронежской, девять — из Орловской и, наконец, 10 — из Рязанской. Таким образом, становится понятным, что из прежнего, дореволюционного, административно-территориального деления страны в 1930-х гг. Вышесказанное, кстати сказать, вовсе не означает, что разного рода изменения в административно-территориальном делении имели место только в первые десятилетия установления Советской власти и только на Европейской части Советской России включая сюда Украину и Белоруссию. В Узбекской ССР была восстановлена Наманганская область, существовавшая с марта 1941 по январь 1960 г.
Административное деление СССР (стр. 1 из 2)
Административно-территориальное деление СССР. 30 декабря 1922 года в Москве I-ый съезд Советов СССР утвердил Декларацию об образовании Союза Социалистических Советских Республик (СССР) и Договор об образовании СССР в составе Российской СФСР. Таким образом, Советский Союз состоял из союзных Советских Социалистических Республик, которые, в свою очередь, имели разнообразное административно-территориальное деление. Административно-территориальное деление (АТД) ― так длинно и скучно называется разграничение территории государства.
СССР. 1 января 1927 года
- Первые республики и образование СССР
- Сколько регионов в бывшем СССР?
- Как менялись границы внутри СССР | Россия, которую мы получили | Дзен
- Главная страница | ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РСФСР
- Административное деление СССР — Википедия
- Административное деление СССР — Википедия с видео // WIKI 2
СССР. Административно-территориальное деление союзных республик
Постоянно шёл процесс оптимизации административного деления СССР и союзных республик в него входяших. Тогда страна активно пересматривала свое административно территориальное деление, было оформлено большинство республик СССР. Территориальное деление союзных республик СССР, 1954 г. РЕДКИЙ ГОД.
СССР. Административно-территориальное деление союзных республик
В июне 1928 г. Нижне-Волжская обл. В октябре 1929 г. В августе 1928 г. Таким образом, в 1923—1928 гг. Целью проводившейся реформы было полное уничтожение губерний, уездов, волостей и создание больших областей и краев с округами и районами, то есть укрупнение ячеек АТД всех звеньев иерархии.
В этот день были образованы последние большие области — Западная, Ивановская Промышленная, Нижегородская, Центрально-Промышленная и Северный край. В состав Западной области центр — Смоленск вошли упраздненные Брянская, западная половина Калужской, Смоленская, южная часть Тверской губерний и Великолуцкий округ Ленинградской обл. Ивановская Промышленная обл. В Нижегородскую область центр — Нижний Новгород были включены территории Вятской и Нижегородской губерний и небольшие участки Владимирской и Костромской губерний. Уже 3 июня 1929 г.
Центрально-Промышленная обл. Вся территория страны стала делиться на округа и районы. Вместо 766 старых уездов в СССР было образовано 176 округов. В течение 1929—1930 гг. В начале 1929 г.
В марте 1930 г. Были полностью ликвидированы губернии, уезды, волости. Существовали два типа крупных единиц — 6 областей и 7 краев, они соответствовали экономическим районам Госплана, а также национально-территориальные единицы, которые нарушали принцип единообразного разделения на крупные однородные экономические районы автономные ССР, автономные области, национальные округа. Небольшие по площади и населению национальные автономии, как правило, входили в состав краев или областей всего их было 17. Вторая советская реформа административно-территориального деления — разукрупнение ячеек.
Первая фаза: 1930—1939 гг. Такие огромные по площади, населению и числу районов единицы АТД были плохо управляемы, и поэтому сразу же после завершения первой реформы встал вопрос о разукрупнении гигантских по своим размерам краев. Одновременно было решено отказаться от окружного звена в АТД, которое в основном было ликвидировано во второй половине 1930 г. Разукрупнение проходило в несколько волн: 1 размельчение Дальне-Восточного края на области в 1932 г. Процесс разукрупнения начался уже летом 1930 г.
Первой «жертвой» новой, второй реформы стал Сибирский край. В октябре 1930 г. В 1930—1934 гг. Так, постановлением ЦИК от 10 декабря 1930 г. В ноябре 1931 г.
В начале 1932 г. В марте 1932 г. В январе 1934 г. В мае 1934 г. В декабре 1934 г.
После двухлетнего перерыва в разукрупнительном процессе в октябре 1932 г. Самостоятельный статус получил Нижне-Амурский округ центр — Николаевск-на-Амуре. В июле 1934 г.
Несмотря на право сецессии для союзных республик по Конституции СССР 1977 года [1] данные образования не могли выйти из России, так как напрямую указывалось их нахождение в составе РСФСР, конституция которой права выхода не давала. Однако, они готовились войти в состав ССГ.
Этот «великий передел» был начат еще во второй половине 1950-х. Но до сих пор складывается впечатление, что главной целью той реформы была все-таки не оптимизация административно-территориального обустройства столь значимого для страны региона. Так, в 1956-1963 гг. Указы Президиума Верховного совета РСФСР в апреле 1962-го и в феврале-июне 1963-го окончательно определили межрайонные границы в северокавказских и нижневолжских нацавтономиях. Этими актами центральные власти закрепили принадлежность многих русских районов к тем же национальным автономиям.
Но до того как эти республики и другие административные образования во второй половине 1940 гг. В составе Дагестана, например, оказался обширный район, расположенный на побережье Каспия с преимущественно русским населением. А в состав Калмыкии были включены не только все прикаспийские районы Астраханской области, но и некоторые приволжские районы этой, а также Сталинградской области и Ставрополья. Нечто подобное наблюдалось в начале-середине 1920 гг. Каменномостский был переименован в Хаджох на юге теперешней Адыгеи , г. Владикавказ — в Дзауджикау, г. Степной — в г. Элисту Калмыкия ; город-курорт Серноводск был передан Горской автономии впоследствии Чечено-Ингушетии.
Только включение в политическое пространство поселений 4е. Рисунок 4. Отношения междуединицами административно-территориального деления СССР республики с областным делением. Стадия а. Стадия б. Стадия в. Стадия д. Стадия е. Она продемонстрирована на следующем рисунке. Рисунок 5. Регионализация то есть форма, которую принимают политические отношения между уровнями административно-территориального деления в при возникновении их из административно-рыночных России в минимальной степени связана с личными качествами и политическими амбициями руководителей местных органов власти. Уже сейчас номинальные институциональные преобразования административно-территориальной структуры в соответствии с Федеративным Договором привели к существенному формальному упрощению административного устройства России. Сейчас Москве субординированы два типа территорий: области и края последние потеряли свою специфику, краем называлась область, имеющая в своем составе автономию ранга области , и республики, образовавшиеся из бывших автономных республик и автономных областей. Национальные округа номинально входят непосредственно в состав России, но их административный статус не вполне определен. Республики, области края и национальные округа представлены как институты только в Федеральном собрании России. В правительстве России нет структур, которым были бы субординированы органы управления территориями. Статус глав администраций областей и краев и их положение в иерархиях управления федеративного уровня не определены.