В России может появиться прогрессивная система налогообложения, и, как сегодня заявил президент РФ Владимир Путин, общество воспримет это абсолютно нормально.
Дума и правительство разработают предложения по прогрессивному налогообложению
Скопировать ссылку Прочту позже Председатель комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов ЛДПР сообщил о внесении в нижнюю палату законопроекта о прогрессивной шкале налогообложения доходов физических лиц. Если доход физлица за налоговый период составляет менее 360 000 руб. Если же сумма дохода составляет от 360 000 до 5 млн руб.
По мнению экономиста и директора по коммуникациям BitRiver Андрея Лободы, новые правила помогут увеличить наполняемость федеральной казны в несколько раз. Кроме того, появление прогрессивной шкалы налогообложения поможет поддержать менее обеспеченные слои населения, считает член комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Светланы Бессараб. Она рассказала «Ленте. Парламентарий назвала введение новых правил справедливым решением. Анатолий Аксаков предположил, что прогрессивное налогообложение заработает в России в следующем году. Сейчас, добавил парламентарий, нужно доработать систему и утвердить законодательно.
Только те, кто имеет доходы пять миллионов рублей в год и выше будут платить по повышенной ставке», — резюмировал Аксаков. В России может появиться прогрессивная шкала налогообложения.
В целом страны тяготеют к среднему шагу шкалы величиной около 5 п. Кроме того, шаги шкалы, как правило, не одинаковы в нижней и верхней ее части. По этим параметрам даже после реформы налогообложения шкала НДФЛ в России, вероятнее всего, будет не самой обычной. В мировом контексте она все равно будет тяготеть к более плоской части спектра налоговых систем — разброс ставок от максимальной к минимальной, согласно публично обсуждавшимся вариантам, составит менее 10 п.
Этим объясняется как относительно малое ожидаемое число ступеней на новой шкале, так и их относительно малый шаг см. При этом примерно в 30 странах мира разброс ставок на ненулевой части шкалы превышает 30 п. Настолько большой разброс и большая степень прогрессии шкалы в среднем характерны для относительно богатых стран и стран с устойчивыми социалистическими традициями например, Люксембург, Чили, Греция. На другой стороне спектра находятся плоские шкалы, которые на сегодняшний день характерны для стран, ранее входивших в так называемый социалистический лагерь и переживших переходный период например, Узбекистан, Болгария, Грузия. Рисунок 2. Для стран с большей степенью прогрессии налога в среднем характерны более дробные шкалы и более крупный средний шаг ставки Источник: EY, расчеты АКРА На рис.
Под ненулевой частью шкалы понимаются все ступени доходов, для которых налоговая ставка больше нуля. Таким образом, если минимальная ставка после реформы останется неизменной, начало шкалы в России по мировым меркам будет находиться уже относительно высоко. Помимо различий в степени прогрессии основной шкалы НДФЛ страны мира достаточно сильно отличаются альтернативными шкалами и особенностями регионального налогообложения. Как минимум около десяти стран имеют дифференцированные шкалы подоходного налога в зависимости от семейного положения налогоплательщика учитывается наличие супруга, количество детей и т. Как правило, в таких случаях рост количества иждивенцев и увеличение домохозяйства ведут к снижению налоговой нагрузки на всех или почти на всех ступенях шкалы. В нескольких странах дифференциация ставок также связана с отраслью, которая является источником дохода налогоплательщика например, Азербайджан, Италия.
У не менее чем пятнадцати стран мира, помимо налога на уровне центрального бюджета, есть различные региональные налоги с той же или близкой налоговой базой например, у Канады, США, Великобритании. Причем это актуально не только и не настолько для крупных стран с существенной региональной дифференциацией доходов, сколько для стран с сильными традициями федерализма или городского самоуправления. В ряде стран основная часть прогрессии в налоговой системе формируется именно региональными налогами. Рисунок 3. Параметры шкалы НДФЛ Источник: EY, расчеты АКРА В некоторых странах с недавней историей высокой инфляции например, в Колумбии и Венесуэле границы ступеней дохода на шкале налога задаются не в номинальных денежных единицах, а в условных налоговых единицах, которые год от года меняют свое значение в денежном выражении. Такой вариант является одним из возможных для сохранения стабильности налоговых условий: он позволяет адаптировать шкалу к новым условиям, меняя только один параметр.
Если границы ступеней не индексируются вслед за инфляцией, налоговая нагрузка в прогрессивной системе автоматически растет, поскольку распределение доходов довольно быстро дрейфует вправо, то есть в зону повышенных ставок4. Впрочем, индексацию границ возможно проводить и напрямую, если они заданы в денежном выражении более детальная информация изложена в разделе «Неочевидные вопросы роста прогрессии налогов». Рассмотрение вопроса об индексации границ происходит раз в год либо чаще в двух третях стран, входящих в ОЭСР5. Порядка половины стран ОЭСР имеют автоматическое не требующее принятия политических решений правило для величины индексации. Различают nominal fiscal drag — рост налоговой нагрузки за счет инфляции, а также real fiscal drag — рост за счет реального увеличения доходов. Соответственно, теоретический рост налога на прибыль может дать дополнительный доход в размере чуть менее 0,2 п.
ВВП на каждый процентный пункт прироста налоговой ставки. На данный момент из 20 п. Разумно ожидать, что в таком случае дополнительные процентные пункты ставки скорее будут направляться в федеральный бюджет, на который главным образом лягут дополнительные расходы, анонсированные в послании президента Федеральному Собранию. Оценка бюджетного эффекта роста ставок НДФЛ во многом сводится к корректной оценке распределения населения России по доходам в их налогооблагаемой части.
Как правило, в таких случаях рост количества иждивенцев и увеличение домохозяйства ведут к снижению налоговой нагрузки на всех или почти на всех ступенях шкалы. В нескольких странах дифференциация ставок также связана с отраслью, которая является источником дохода налогоплательщика например, Азербайджан, Италия. У не менее чем пятнадцати стран мира, помимо налога на уровне центрального бюджета, есть различные региональные налоги с той же или близкой налоговой базой например, у Канады, США, Великобритании.
Причем это актуально не только и не настолько для крупных стран с существенной региональной дифференциацией доходов, сколько для стран с сильными традициями федерализма или городского самоуправления. В ряде стран основная часть прогрессии в налоговой системе формируется именно региональными налогами. Рисунок 3. Параметры шкалы НДФЛ Источник: EY, расчеты АКРА В некоторых странах с недавней историей высокой инфляции например, в Колумбии и Венесуэле границы ступеней дохода на шкале налога задаются не в номинальных денежных единицах, а в условных налоговых единицах, которые год от года меняют свое значение в денежном выражении. Такой вариант является одним из возможных для сохранения стабильности налоговых условий: он позволяет адаптировать шкалу к новым условиям, меняя только один параметр. Если границы ступеней не индексируются вслед за инфляцией, налоговая нагрузка в прогрессивной системе автоматически растет, поскольку распределение доходов довольно быстро дрейфует вправо, то есть в зону повышенных ставок4. Впрочем, индексацию границ возможно проводить и напрямую, если они заданы в денежном выражении более детальная информация изложена в разделе «Неочевидные вопросы роста прогрессии налогов».
Рассмотрение вопроса об индексации границ происходит раз в год либо чаще в двух третях стран, входящих в ОЭСР5. Порядка половины стран ОЭСР имеют автоматическое не требующее принятия политических решений правило для величины индексации. Различают nominal fiscal drag — рост налоговой нагрузки за счет инфляции, а также real fiscal drag — рост за счет реального увеличения доходов. Соответственно, теоретический рост налога на прибыль может дать дополнительный доход в размере чуть менее 0,2 п. ВВП на каждый процентный пункт прироста налоговой ставки. На данный момент из 20 п. Разумно ожидать, что в таком случае дополнительные процентные пункты ставки скорее будут направляться в федеральный бюджет, на который главным образом лягут дополнительные расходы, анонсированные в послании президента Федеральному Собранию.
Оценка бюджетного эффекта роста ставок НДФЛ во многом сводится к корректной оценке распределения населения России по доходам в их налогооблагаемой части. На этом пути существует два основных препятствия: 1. Информация о распределении доходов является довольно приблизительной. Считается, что методика, которую использует Росстат для его оценки, достаточно хорошо отражает реальное распределение для населения с низкими и средними доходами, однако группа с высокими доходами налоги для которой в основном и требуется рассчитать при росте прогрессии за счет правого конца шкалы моделью описана относительно плохо6. Например, за 2022 год, согласно данным Росстата, доходы свыше 5 млн руб. Даже с учетом неполного совпадения термина «доход» в двух источниках информации, существования налоговых вычетов, а также неполного соответствия распределения доходов по налогоплательщикам и по индивидам можно сделать вывод о том, что модельные статистические данные скорее занизят оценку дополнительных налоговых доходов7. Изменения в налоговой системе вступят в силу не ранее 2025 года, а последние данные о распределении доходов относятся к 2023 году, поэтому необходим прогноз распределения доходов не менее чем с двухлетним горизонтом.
Верхняя граница оценки эффекта получена на базе данных ФНС России с предположением, что численность налогоплательщиков отличается в верхних доходных группах от данных Росстата в фиксированное число раз, а собираемость налога не меняется. Согласно расчетам Агентства, увеличение ставки НДФЛ на один процентный пункт может принести до 0,15 п. ВВП бюджетных доходов на каждой условной доходной ступени см. Чем более низкодоходные группы затрагивает рост прогрессии, тем более ощутим эффект от роста налоговой ставки. Табличные значения в отчете «Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов» представляют собой расчетную долю населения, полученную на основании распределения с оцененными параметрами. Слабым местом процедуры оценки распределения является исходное предположение о логнормальности, которое фактически излишне упрощает форму распределения для верхних доходных групп. При этом, так как существует проблема доступности первичной информации именно о высокодоходных группах, какие-то предположения о правом конце распределения все же делать необходимо.
В мировой статистической практике и отдельных исследованиях по России используются более гибкие распределения с большим количеством параметров либо комбинации распределений.
Выяснено, каким может быть прогрессивный налог в России
После эфира Царьграда чиновники резко сдали назад и назвали введение прогрессивного НДФЛ от 80 тысяч рублей в месяц "абстрактным предложением". Почему прогрессивный налог в России пока не появился, если это самый простой и оптимальный способ борьбы с бедностью и снижения её масштабов. Президент России Владимир Путин допустил переход к системе прогрессивного налогообложения.
Это только начало: чего ждать от странного возвращения прогрессивной шкалы НДФЛ
Тогда в России вместо «плоской» ставки подоходного налога была введена «расщепленная». Интерфакс: Госдума приняла в первом чтении законопроект о введении в России с 1 января 2021 года прогрессивного налога на доходы физических лиц (НДФЛ). И без этого прогрессивного налога отток из России и не только ITшников. Причина не в этом, скорее всего. Сейчас в России действует плоская шкала подоходного налога со ставкой 13%. Правительство РФ рассматривает два варианта прогрессивной шкалы налогообложения.
В ГД внесен проект о прогрессивной шкале налогообложения для физлиц
Оставьте заявку сейчас и получите месяц обслуживания в подарок. Так, ставки НДФЛ планируют ввести следующие: при доходе до 360 тыс. Авторы законопроекта поясняют, что мера является необходимой в условиях дефицита бюджета. Это позволит отчасти решить проблему социального неравенства, так как доходы граждан, получающих менее 360 тыс.
Крайний срок уплаты налога не позднее 28 января 2024 года. Что в итоге: В 2024 году физлицам нужно будет оплатить налог на вклады; Налог нужно платить, если доход по вкладам за 2023 год составит от 150 тысяч рублей.
Для получения такого дохода, на вкладе должно храниться более 1,5 миллиона рублей; Рассчитывать налог на вклады не нужно.
Сейчас на повестке дня появились как минимум два свежих варианта. Но не всем. Авторы законопроекта предлагают направлять полученные суммы на повышение оплаты труда медицинских и педагогических работников. Там должны дать на него отзыв. После этого законопроект внесут в Госдуму, — уточнили в пресс-службе депутата Госдумы Валерия Гартунга. Второй вариант пока сырой и безымянный. С начала марта в СМИ появились утечки из правительства, касающиеся поправок в Налоговый кодекс.
Как и сейчас, взимать налог будут только по сумме превышения. Прогрессивную шкалу налогообложения доходов поддержали, по данным опроса SuperJob, два из трех россиян. Проблема в том, что считать высоким доходом. Таким образом, рост налоговой ставки затронет интересы каждого пятого россиянина. С выборами это, правда, вряд ли связано. Просто обычай такой. Бюджет сверстан с учетом очень больших расходов, так что план по доходу выполнять надо, напоминает он. Вопрос, конечно же, творческий.
Подъем ставки НДФЛ может, наоборот, снизить собираемость налогов. Тяжелым ударом по среднему классу назвала новые налоговые инициативы председатель комитета Госдумы по вопросам семьи Нина Останина.
В условиях высокого внешнего долга империи и ожидаемой войны с Наполеоном 11 февраля 1812 года вышел манифест, вводивший сбор с доходов помещиков. Налогом облагались все виды экономической деятельности, приносившие дворянину прибыль. Он должен был ежегодно предоставлять информацию о доходах. Первый прогрессивный налог просуществовал шесть лет. Но затем, когда военный энтузиазм помещичьего класса исчез, поступления в бюджет по этому налогу стали быстро сокращаться, и в 1819 году он был отменен. Закон о подоходном налоге был принят только в 1916 году, но он фактически не вступил в действие из-за Февральской и Октябрьской революций. В советские годы прогрессивные налоги активно использовались властями. Анонсированные президентом инициативы и новые национальные проекты, которые должны быть приняты до 2030 года, оцениваются в 9,713 трлн рублей.
Это потребует в среднем 1,2—1,4 трлн рублей дополнительных расходов федерального бюджета в год и, соответственно, новых источников финансирования. Общество, по его словам, воспримет этот шаг абсолютно нормально.
Никита Митрофанов: В карманы россиян залезут еще больше?
Госдума рассмотрит законопроект, который вводит прогрессивную шкалу налогообложения на доходы физлиц. При формировании системы прогрессивного налогообложения в России нижний порог для взимания повышенного налога на доход физических лиц, вероятно. Последние новости о налогах, сборах, штрафах и налоговом законодательстве читайте в теме «Свободной Прессы». Прогрессивный налог в России будет реально введен, когда начнут с богатых брать хотя бы 35%, как в США. В России могут повысить налог на доход для физических лиц, зарабатывающих более 1 млн рублей в год, сообщило агентство Bloomberg со ссылкой на источники, принимающие участие в обсуждении. Систему налогов в России изменят. Акцент сделают на том, чтобы ставка налога зависела от размера доходов.
Никита Митрофанов: В карманы россиян залезут еще больше?
Но вернуться не к старой системе, а перейти к риск-ориентированному подходу проверок, закрепить его законодательно. В-третьих, президент предложил предоставить некрупному бизнесу специальное право раз в пять лет оформлять кредитные каникулы до шести месяцев без ухудшения кредитной истории. Наконец, еще одно крайне важное заявление президента. Путин предложил ввести дифференцированную систему налогообложения как для компаний, так и для физлиц, чтобы налоговое бремя распределялось в зависимости от уровня их доходов, то есть более справедливо.
Президент не конкретизировал возможные решения по дифференциации налоговой нагрузки. Правительство должно в ближайшее время представить на этот счет конкретный комплекс предложений. После изменения налоговой системы президент предложил зафиксировать налоговую систему до 2030 года, чтобы обеспечить стабильные и предсказуемые условия для реализации любых, в том числе долгосрочных инвестиционных проектов.
Эксперты оценили каждую инициативу.
Всем известна ситуация, когда стабильный и работающий как часы контрагент вдруг начинает задерживать поставки или оплаты и создаёт проблемы буквально на ровном месте. Да, у этой ситуации помимо вынимания денег возможна другая причина — ухудшение управления. Но и оно зачастую возникает из желания собственника вытащить из бизнеса сильно больше, чем он сейчас приносит.
То есть при экстренном вынимании денег из дела, приносится вред обществу и экономике. Если будет ограничение на максимальный годовой доход, то соблазн резкого поднятия доходности бизнеса уменьшится. Это станет экономически невыгодно, проще будет взять кредит и выплачивать его понемногу потом, при этом ни дело, ни его работники, ни контрагенты, ни общество не пострадают. То есть при наличии временных неудобств со взятием кредита и потери суммы процентов, в итоге, самому собственнику будет лучше — его дело и дальше будет стабильно приносить доход и развиваться.
То есть когда дело начинает приносить стабильный доход и работать уже при минимальном контроле собственника, он задумывается о диверсификации, о том что надо сделать второй, третий или двадцатый бизнес в другой области, чтобы быть защищённым от влияния ситуации на конкретном текущем рынке. Для этого он часто получает большую сумму от текущего предприятия как физическое лицо и вкладывает его в новое предприятие. Но тут есть другой путь, причём более выгодный. Владелец может не сам организовывать новый бизнес.
Он может поручить это своей организации, и уже она как юридическое лицо создаст новое юридическое лицо. Чем такой подход более правильный: Во-первых, в имеющемся бизнесе уже работают люди и именно им, а не только одному собственнику, придётся оценивать перспективы нового дела. Даже если в новой области они не профессионалы, но их знания по финансам, бухгалтерии, организации коллектива, продажах и производстве будут очень полезны для оценки текущего состояния и перспектив нового дела. Во-вторых, они как ответственные лица в старом деле смогут более правильно оценить необходимость, график и сумму финансирования нового дела с учётом интересов старого, из которого будут браться деньги.
Смогут дать советы по своим профессиям, помочь подобрать персонал. То есть новое дело в таком случае будет более качественно оценено и профессионально начато. С минусами закончили. Плюсы ПрШН для владельцев организаций.
Сразу следует признать, что у прогрессивной шкалы нет немедленных плюсов для деловых людей, зато есть плюсы отложенные стратегические. Давайте их и рассмотрим: 1. Уменьшится разница между самым большим доходом и самым маленьким. Это уменьшит количество имущественных слоёв нашего общества.
Что даст увеличение объёмов рынков различных товаров, так как слои сольются между собой и в каждом из них будет больше людей. Попробую расшифровать: товар не только выполняет определённую функцию, но и своей ценой он ориентирован на определённую категорию людей, люди с меньшим доходом его просто не купят, так как у них на него нет денег. Люди с большим доходом его тоже не купят, так как для них продаются другие товары с таким же, но расширенным функционалом и большей ценой, которую эти люди могут себе позволить. В итоге общий, казалось бы, рынок разбивается на множество разных слоёв, под которые надо создавать особенные товары, и самое плохое, что каждый слой содержит не так много людей, как мог бы.
То есть уменьшение вилки доходов упростит позиционирование товаров, уменьшит количество их видов и одновременно уменьшит себестоимость производства за счёт увеличения его объёма.
Ярослав Нилов говорит, что в России налицо сильное расслоение в обществе. По его мнению, сборы со сверхбогатых позволят увеличить поступления в федеральный бюджет, а доходы мало- и среднеобеспеченных россиян вырастут благодаря отказу от НДФЛ на низкие зарплаты. Однако конкретных расчетов авторы законопроекта не приводят. На самом деле имущественное расслоение в России сокращается. В России с 2021 года действует прогрессивная шкала налогообложения. Введение прогрессивной 15-процентной шкалы по НДФЛ в России дало федеральному бюджету в 2022 году дополнительные 82,7 млрд рублей. Но в сравнении с европейскими странами это очень небольшие ставки. После столь резкого повышения НДФЛ есть риск увеличения числа нелегальных налоговых схем Освобождение от налогов граждан с низкими доходами негативно скажется на доходах региональных бюджетов куда и поступает НДФЛ. Эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ Владимир Саськов говорит, что из-за законопроекта Нилова объем выпадающих доходов в них составит около триллиона рублей.
Примерно такая же цифра получилась по подсчетам «Эксперта». Согласно данным Росстата, зарплату до 30 тыс.
Источник фото: « РИА Новости » Дополнительные налоговые сборы планируют зачислять в федеральный бюджет, сообщил источник Fоrbes. По его словам, от повышения налога на прибыль, например, правительство рассчитывает получить ещё около 1,2 трлн рублей. Если изменение утвердят, в силу оно вступит не раньше 2025 года. Часть опрошенных изданием экспертов полагает, что большинство россиян оно и не затронет — «в силу их невысоких доходов».
Это только начало: чего ждать от странного возвращения прогрессивной шкалы НДФЛ
/ Налоги и бухучет. Владимир Путин в интервью РИА Новости не только поддержал введение прогрессивной шкалы налогообложения, над которой работает правительство, но и высказал уверенность в том, что как обычные россияне, так и бизнес с пониманием отнесется к этому нововведению. 1 Технический уровень налоговой отчетности в России теоретически позволяет реализовывать и нестандартные варианты, такие как более прогрессивный налог на добавленную стоимость (НДС): Rita de la Feria, Artur Swistak (2024). О необходимости введения прогрессивного налога в России и о тех, кто этому препятствует, рассказал известный экономист Михаил Геннадьевич Делягин.
Налоговая реформа – 2024: каким будет «более справедливое» распределение налогов
Систему налогов в России изменят. Акцент сделают на том, чтобы ставка налога зависела от размера доходов. Что предусмотрено законопроектом о повышени НДФЛ и введении прогрессивной шкалы налога в 2024 году. Минфин РФ по распоряжению президента России Владимира Путина начал работу над прогрессивной шкалой налогов. В сегодняшнем интервью гендиректору «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву глава государства подтвердил, что планируется внедрение прогрессивной шкалы налогообложения («Да, по сути, прогрессивный налог»). Прогрессивная шкала налогообложения действовала в России до 2001 года, затем её заменили плоской ставкой в 13%, которая действует по сей день. В результате нередко получается, что правильное по сути решение, — а именно так, на мой взгляд, следует оценивать решение о введении в России прогрессивного налогообложения, — оказывается плохо работающим и дискредитированным.