Тогда же под присмотром КГБ началась и подготовка кадров будущей перестройки, а став генеральным секретарем ЦК КПСС, председатель КГБ Юрий Андропов первым делом заявил. 31 июля в Москве умер последний глава КГБ СССР Вадим Бакатин, сообщает РИА Новости.
Хинштейн сообщил о смерти первого председателя КГБ РСФСР Виктора Иваненко
Тогдашний глава КГБ с санкции президента Горбачева в качестве «жеста доброй воли» передал план здания и расположения «жучков» американцам. Смотрите видео онлайн «Глава КГБ Белоруссии сообщил о планах Украины атаковать объекты в Минске с помощью БПЛА | Шестаков» на канале «Телеканал 360 и Михаил Онуфриенко» в. Виктор Иваненко был назначен на должность председателя КГБ в мае 1991 года. Именно шеф КГБ, став в 1973 году членом Политбюро, способствовал продвижению таких важных фигур в деле разрушения СССР, как Яковлев, Шеварднадзе, Горбачев и Ельцин. Удар боевых дронов по территории Минска и пригородов отражен силовиками Белоруссии, заявил глава республиканского КГБ Иван Тертель. Первый и единственный председатель КГБ РСФСР Виктор Иваненко умер в возрасте 75 лет.
Активно участвовал в смещении Никиты Хрущева. Председатель КГБ Владимир Семичастный
По его словам, взрывные устройства замаскировали под бытовые приборы, которые ввезли в страну из-за рубежа. Подпишитесь и получайте новости первыми Читайте также.
На посту министра Бакатин отменил практику использования органами внутренних дел СССР платных осведомителей в рамках операции «Чистое поле». Данный шаг Бакатина неоднократно подвергался и критике, поскольку агентурная сеть осведомителей советского милицейского аппарата использовалась в борьбе с преступностью и не сводилась только к «стукачеству» и наветам [19]. Бакатин также способствовал усилению самостоятельности и независимости от центра республиканских министерств внутренних дел союзных республик СССР. Соответствующий договор был подписан им в качестве министра с Эстонией. Проявляя жёсткость в отношении кадровых сотрудников правоохранительных органов «я гонял это МВД, как сидоровых коз» , Бакатин боролся с попытками использовать органы МВД и ОМОНа как аппарат подавления народных волнений «я буду действовать в рамках Закона». Последнее стало одной из причин его отставки [20]. В марте 1990 года отказался от выдвижения своей кандидатуры депутатской группой «Союз» на пост Президента СССР в качестве альтернативы Михаилу Горбачёву [6] [7]. Перед ноябрьскими праздниками 1990 года Горбачёв потребовал от Бакатина пресечь проведение альтернативной демонстрации демократических сил на Красной площади Москвы.
После отказа Бакатина Горбачёв заявил ему: «Ты трус! Несмотря на отставку, Вадим Бакатин остался в команде Горбачёва и в марте 1991 года был утверждён членом Совета безопасности при Президенте СССР [22] , где занимался вопросами внутренней политики [6]. Его кандидатура была выдвинута, в основном, трудовыми коллективами Кировской области [6]. До этого Бакатин отказался от предложения Бориса Ельцина баллотироваться в паре с ним в качестве кандидата в вице-президенты [6]. Возможно, по просьбе Горбачёва, который рассчитывал, что Бакатин, баллотируясь самостоятельно, оттянет часть голосов у Ельцина [23]. По словам Бакатина, прямого предложения баллотироваться вместе с Ельциным ему не делали, но по поручению Ельцина к нему приходил председатель Комитета по вопросам обороны и безопасности Верховного Совета РСФСР Сергей Степашин , задавший вопрос: «Как бы он поступил, если бы Ельцин предложил ему пост вице-президента? В своей предвыборной программе кандидата в Президенты России Вадим Бакатин выступал за сохранение СССР, рассматривая Россию как «главный союзообразующий компонент государства», за переход к рынку, но без излишней поспешности [6]. Борису Ельцину Бакатин проиграл даже в Кировской области, трудовыми коллективами которой он был выдвинут кандидатом в Президенты [1]. Млечин упоминает, что «на выборах Бакатин сделал много ошибок. Он отказался от помощи первых профессионалов, которые занимались имиджем политиков.
Также Бакатин запретил выпускать пропагандистские листовки и плакаты. Неудачно выступал, речи у него получались слишком длинными и академическими» [23]. Попцов писал, что Бакатин вёл свою избирательную кампанию вяло. Против него работал убывающий авторитет Горбачёва [25].
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Сайт функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель. Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Умер первый и единственный председатель КГБ РСФСР Виктор Иваненко
Светланы Аллилуевой. Шушкевичем, Кравчуком и Бурбулисом - отправился к вратам ада последний председатель КГБ Вадим Бакатин. Сегодня умер последний оставшийся председатель Комитета государственной безопасности Советского Союза Вадим Бакатин Последний руководитель КГБ Вадим Бакатин совершил. Глава КГБ Белоруссии предупредил о планах террористов ударить по АЭС.
Активно участвовал в смещении Никиты Хрущева. Председатель КГБ Владимир Семичастный
В Москве на 85 году жизни скончался последний из действующих председателей КГБ СССР Вадим Бакатин. Целью атаки беспилотников на Москву 30 мая было посеять панику, заявил председатель Комитета государственной безопасности Белоруссии Иван Тертель. Политик выразил соболезнования родным и близким бывшего председателя КГБ РСФСР в связи с его утратой. В июне 1991 года председатель КГБ СССР Владимир Крючков выступил на закрытом заседании советского парламента с речью, о которой потом почему-то вспоминали достаточно редко.
Последний председатель КГБ СССР
Михайлов, а также сменивший его генерал-лейтенант А. Выступление В. В своем докладе Верховному Совету СССР Крючков охарактеризовал и работу внешней разведки КГБ: «главнейшая задача разведывательной деятельности — всячески содействовать обеспечению мира, укреплению безопасности Советского государства, его внешнеполитических позиций и интересов». Несколько позднее, конкретизируя деятельность ПГУ, председатель КГБ СССР в интервью корреспонденту еженедельника «Новое время» отмечал: «Сам факт того, что мы участвуем в разработке отдельных внешнеполитических проблем, требует от нас ответственности, говорит о том, что с нами считаются. А вообще должен сказать, что нет такой страны, где бы с разведкой не считались. Иногда мы выступаем инициаторами тех или иных шагов в сфере внешней политики. Однако, на мой взгляд, в этой области у нас одна организация — законодательница мод — Министерство иностранных дел… Задача разведки — обеспечить руководителей страны объективной информацией для того, чтобы они могли принять оптимальное решение». Крючков также уточнял, что КГБ «должен получать и доводить до руководящих инстанций — О. В то время советской разведке уже было известно, что 30 октября 1988 г.
Уэбстер подчеркивал, что «Работа, проводимая против СССР, будет оставаться основным направлением деятельности ЦРУ по сбору и анализу информации в 90-е годы. Военный потенциал Советского Союза, его попытки расширить свое влияние в мире и активная деятельность в области разведки по-прежнему создают угрозу для безопасности Соединенных Штатов». А по поводу «перестройки» он заметил, что США «должны уделять более пристальное внимание процессам и политической борьбе в Советском Союзе»[3]. Для реализации этой задачи в разведывательном сообществе США в 1989 г. Бушу-старшему и другим членам Совета национальной безопасности США. По указанию Дж. Буша ежегодные ассигнования на проведение только агентурной разведки с 1989 г. Понятно, что добиться получения именно упреждающей информации бывало не всегда возможным.
Поскольку КГБ, как и любая другая спецслужба мира, работал в условиях противоборства с реальным и сильным противником в лице разведывательной коалиции стран НАТО, стремящимся как скрывать, маскировать свои подлинные цели и намерения, так и проводящим специальные дезинформационные и отвлекающие кампании и мероприятия. Представляется небезынтересным сравнить советские и американские концептуальные воззрения на назначение и роль разведки в механизме государственного управления. Буша Роберт Гейтс заявлял, что «Разведка становится во все возрастающей степени центральным фактором в формировании американской внешней политики… Самым важным является то, что возрастает роль разведки как единственной организации в системе американской администрации, которая смотрит вперед, можно сказать, «разведывает будущее». Крючков подчеркивал, что «одним из главных направлений деятельности органов госбезопасности является контрразведка, то есть защита наших интересов, секретов». Сам термин «национальные интересы» еще не был произнесен, однако речь шла именно о защите интересов Советского Союза, интересов населявших его народов, в западной политической терминологии — национальных интересов страны. А позднее, отвечая на многочисленные вопросы депутатов — всего в ходе заседания ему было задано 96 вопросов, — В. Крючков добавлял: — То, что происходит в нашей стране, интересует, и весьма, специальные службы западных стран, некоторых других стран, и особенно всякого рода организации, которые часто занимают антисоциалистические, антисоветские позиции. Мы это чувствуем по пропаганде, по приезду сюда их эмиссаров, по той литературе, которую они привозят сюда.
Есть еще одно направление, так называемое исламское фундаменталистское. Это очень опасная вещь, учитывая фанатичность и неразборчивость в методах и средствах. Думается, что это вопрос органов госбезопасности, и правовых органов, и наших организаций, занимающихся пропагандистской работой… Конечно, на той стороне не бездействуют, они пытаются активно влиять на положение дел в нашей стране. Но, товарищи, давайте искать причины прежде всего в своем родном доме, у себя. Искать причины в себе, где мы когда-то неправильно поступили… Я как председатель КГБ, как бывший начальник разведки могу сказать, что там не бездействуют. Мы это видим. Им представляется, что Советский Союз, когда он выглядит как мощный фактор, это одна ситуация, невыгодная для них. И Советский Союз как фактор ослабленный — это другая ситуация, выгодная для них.
Хотя и там находятся трезвые люди, которые понимают, что это совсем далеко не так». Как показали события последующих лет, эти слова оказались пророческими в полном смысле этого слова. Столь подробное воспроизведение некоторых выступлений той уже далекой от нас поры, на наш взгляд, необходимо для того, чтобы показать, что в то время знал КГБ СССР, о чем он информировал политическое руководство страны, какие решения по данной информации принимались. Ибо, как известно, история имеет свойство повторяться…. Крючковым было также впервые заявлено, что КГБ ведет борьбу с терроризмом, в том числе и международным. Хотя, до середины 90-х годов тема эта казалась неактуальной не только широкой аудитории, но и большинству политических деятелей той эпохи. Но чекисты уже тогда реально осознавали, чувствовали эту угрозу и деятельно готовились к ее отражению, и не их вина, что менее чем через 15 месяцев КГБ падет жертвой политических интриг и противоборств. А еще жертвами этих подковерных интриг и политических противоборств станут безопасность и население нашей Родины, его подлинные права и свободы, национальные интересы.
По вопросу о сущности перестройки в деятельности органов госбезопасности председатель КГБ В. Крючков пояснял: — Мы считаем, что должны быть сформулированы и претворяться в жизнь качественно новые принципы соотношения государства и безопасности. Не интересы общества и государства должны приспосабливаться к деятельности органов госбезопасности и их специальных служб, а наоборот, органы КГБ и их службы должны неукоснительно подчиняться интересам общества и государства, исходить из них. В ходе ответов на многочисленные вопросы депутатов, Крючков пояснил, что сфера деятельности органов госбезопасности определяется, в частности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик — статьей 126 УПК РСФСР 1960 г. Сразу же подчеркнем, что, в связи с реорганизацией системы государственного управления в СССР в 1989 г. Говоря о приоритетах, основных направлениях и принципах перестройки в работе органов госбезопасности В. Крючков определил их как Закон, Правда и Гласность. Первый из них понимался как совершенствование всей правовой базы как обеспечения безопасности страны, так и деятельности органов КГБ СССР.
И действительно, отсутствие законов о контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности делало ситуацию патовой, остро ставило вопрос о законодательных основах работы всех правоохранительных органов, включая и КГБ. Комитет по вопросам обороны и государственной безопасности ВС СССР, совместно с КГБ, Генеральной прокуратурой и другими государственными органами начал работу по подготовке проектов законов «О государственной безопасности», «О преступлениях против государства», об органах КГБ. При этом предполагалось, что в последнем будут раскрыты вопросы о принципах деятельности, задачах и функциях КГБ, месте Комитета госбезопасности в комплексной системе обеспечения безопасности Советского Союза, поскольку в ее реализации принимали участие и многие другие министерства и ведомства, отношениях с другими государственными структурами и общественными организациями, а также о правах и обязанностях их сотрудников, порядке обжалования тех или иных их действий. По вопросу об участии органов КГБ в работе по реабилитации жертв сталинских репрессий, подробнее о чем мы еще скажем далее, председатель КГБ заявил: — Эта работа означает необходимость и даже потребность нового поколения чекистов, не причастных к трагическому периоду прошлого, пройти через боль злодеяний и утрат, понесенных народом, да и самими органами госбезопасности, политически и эмоционально пережить боль, чтобы никогда и ничего подобного не допустить в будущем. Крючков подчеркивал, что «важнейшей гарантией от произвола, нарушения законных прав и интересов граждан, должна являться реализация принципов демократии и гласности во всей деятельности органов госбезопасности. Советские люди вправе знать о деятельности, характере работы органов КГБ.
Польша все сильнее отгораживается от Беларуси Глава КГБ подчеркнул, что соседняя Литва стала местом базирования Вильнюсской хоругви, где радикалы Емельянович, Шалыгин и Анацков вместе с литовским парамилитарным формированием «Клуб стрелков» разрабатывали планы для совершения терактов в Ошмянском, Сморгонском и Браславском районах. Тертель уточнил, что «зонтичная» структура предназначена для всех экстремистских и террористических организаций, которые нашли убежище в Польше.
В тайниках на белорусской земле такие формирования намереваются разместить оружие и взрывчатку радикалы, по словам Тертеля. Ряд оперативных мероприятий, проведенных взаимодействующими силовыми подразделениями, позволил предотвратить удары боевых дронов с Литовской территории по Минску и его окрестностям, сообщил председатель КГБ. Тертель поделился информацией о проведенных чекистских мероприятиях, которые предотвратили нанесение ударов боевыми дронами с Литвы по объектам в Минске и его пригородах, совместно с коллегами из других силовых структур.
С 1993-го по 1998 год Иваненко был вице-президентом нефтяной компании ЮКОС, потом работал в госструктурах. В 2000-2004 годах он был вице-президентом Фонда развития парламентаризма в России.
Одновременно — с 2003 года — председателем совета директоров Арктической торгово-транспортной компании.
И мы к этому готовимся как спецслужба. Смею заверить наших граждан, что Президент нам ставит задачи четко, по существу, глубоко.
Мы действуем решительно. Но мы призываем всех, и в том числе наших оппонентов, которые за рубежом, - надо одуматься, решать проблемы мирным путем, приходить к консенсусу по различным аспектам", - подчеркнул Иван Тертель.
Последний председатель КГБ СССР
Смею заверить наших граждан, что президент нам ставит задачи четко, по существу, глубоко. Мы действуем решительно. Но мы призываем всех, и в том числе наших оппонентов, которые за рубежом, - надо одуматься, решать проблемы мирным путем, приходить к консенсусу по различным аспектам", - добавил Тертель. Утром 30 мая Москву атаковали беспилотники.
Проявляя жёсткость в отношении кадровых сотрудников правоохранительных органов «я гонял это МВД, как сидоровых коз» , Бакатин боролся с попытками использовать органы МВД и ОМОНа как аппарат подавления народных волнений «я буду действовать в рамках Закона». Последнее стало одной из причин его отставки [20]. В марте 1990 года отказался от выдвижения своей кандидатуры депутатской группой «Союз» на пост Президента СССР в качестве альтернативы Михаилу Горбачёву [6] [7]. Перед ноябрьскими праздниками 1990 года Горбачёв потребовал от Бакатина пресечь проведение альтернативной демонстрации демократических сил на Красной площади Москвы. После отказа Бакатина Горбачёв заявил ему: «Ты трус!
Несмотря на отставку, Вадим Бакатин остался в команде Горбачёва и в марте 1991 года был утверждён членом Совета безопасности при Президенте СССР [22] , где занимался вопросами внутренней политики [6]. Его кандидатура была выдвинута, в основном, трудовыми коллективами Кировской области [6]. До этого Бакатин отказался от предложения Бориса Ельцина баллотироваться в паре с ним в качестве кандидата в вице-президенты [6]. Возможно, по просьбе Горбачёва, который рассчитывал, что Бакатин, баллотируясь самостоятельно, оттянет часть голосов у Ельцина [23]. По словам Бакатина, прямого предложения баллотироваться вместе с Ельциным ему не делали, но по поручению Ельцина к нему приходил председатель Комитета по вопросам обороны и безопасности Верховного Совета РСФСР Сергей Степашин , задавший вопрос: «Как бы он поступил, если бы Ельцин предложил ему пост вице-президента? В своей предвыборной программе кандидата в Президенты России Вадим Бакатин выступал за сохранение СССР, рассматривая Россию как «главный союзообразующий компонент государства», за переход к рынку, но без излишней поспешности [6]. Борису Ельцину Бакатин проиграл даже в Кировской области, трудовыми коллективами которой он был выдвинут кандидатом в Президенты [1]. Млечин упоминает, что «на выборах Бакатин сделал много ошибок.
Он отказался от помощи первых профессионалов, которые занимались имиджем политиков. Также Бакатин запретил выпускать пропагандистские листовки и плакаты. Неудачно выступал, речи у него получались слишком длинными и академическими» [23]. Попцов писал, что Бакатин вёл свою избирательную кампанию вяло. Против него работал убывающий авторитет Горбачёва [25]. Действия во время Августовского путча 1991 года[ править править код ] Во время событий 19—21 августа 1991 года активно выступал против Государственного комитета по чрезвычайному положению ГКЧП и участвовал в поездке за Президентом СССР Михаилом Горбачёвым в Форос [6]. По воспоминаниям Бакатина, Янаев «сам на себя был не похож: чрезвычайно нервозный». Бакатин ему ответил: «Я в эти игры не играю».
Попытки Бакатина связаться с Горбачёвым 19 августа по спецсвязи не имели успеха [26].
Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться комментарии 0.
Важное значение в этом процессе имеют расширение гласности в вопросах обеспечения государственной безопасности России, глубокое понимание широкими кругами советской общественности целей и задач деятельности КГБ, активное участи трудящихся в защите от подрывных происков противников революционного процесса перестройки. Работа органов КГБ по вскрытию устремлений и пресечению враждебных акций противника находит довольно заметное отражение в СМИ. Однако… требования сегодняшнего дня выдвигают перед Комитетом государственной безопасности задачу по дальнейшему расширению гласности в его деятельности. В этой связи сочтено целесообразным осуществить ряд дополнительных мер, которые, по мнению КГБ СССР, способствовали бы расширению гласности в деятельности органов КГБ, укреплению их связей с трудящимися и имели бы важное предупредительно-профилактическое значение». Также в записке отмечалось, что «Гласность — одна из основных форм активной связи органов госбезопасности с трудящимися. Но сегодня наши сограждане знают об органах государственной безопасности далеко не все, что должны знать. Случается, что информация со стороны КГБ не поспевает за событиями, порой остается без реагирования огульная критика, а подчас и злонамеренные выпады в адрес КГБ. Сегодня в освещении деятельности Комитета государственной безопасности, по существу, нет запретных тем, за исключением вполне понятных ограничений, вытекающих из требований конспирации. Гласность касается не только настоящего, но и прошлого, требует его объективного анализа, дальнейших мер по устранению последствий, допущенных в период культа личностей нарушений ленинских принципов в деятельности органов безопасности…». Для территориальных управлений КГБ также становится традиционным проведение интервью с их руководителями, встреч «за круглым столом», передачи «прямого эфира» на радио и телевидении. Помимо этого, также стали появляться публикации рассекреченных документов, в том числе и КГБ СССР, подготовленные на их основе статьи, сборники, исследования и документально-публицистические публикации, ставшие весьма многочисленными в 1988—1990 годы. Михайлов, а также сменивший его генерал-лейтенант А. Выступление В. В своем докладе Верховному Совету СССР Крючков охарактеризовал и работу внешней разведки КГБ: «главнейшая задача разведывательной деятельности — всячески содействовать обеспечению мира, укреплению безопасности Советского государства, его внешнеполитических позиций и интересов». Несколько позднее, конкретизируя деятельность ПГУ, председатель КГБ СССР в интервью корреспонденту еженедельника «Новое время» отмечал: «Сам факт того, что мы участвуем в разработке отдельных внешнеполитических проблем, требует от нас ответственности, говорит о том, что с нами считаются. А вообще должен сказать, что нет такой страны, где бы с разведкой не считались. Иногда мы выступаем инициаторами тех или иных шагов в сфере внешней политики. Однако, на мой взгляд, в этой области у нас одна организация — законодательница мод — Министерство иностранных дел… Задача разведки — обеспечить руководителей страны объективной информацией для того, чтобы они могли принять оптимальное решение». Крючков также уточнял, что КГБ «должен получать и доводить до руководящих инстанций — О. В то время советской разведке уже было известно, что 30 октября 1988 г. Уэбстер подчеркивал, что «Работа, проводимая против СССР, будет оставаться основным направлением деятельности ЦРУ по сбору и анализу информации в 90-е годы. Военный потенциал Советского Союза, его попытки расширить свое влияние в мире и активная деятельность в области разведки по-прежнему создают угрозу для безопасности Соединенных Штатов». А по поводу «перестройки» он заметил, что США «должны уделять более пристальное внимание процессам и политической борьбе в Советском Союзе»[3]. Для реализации этой задачи в разведывательном сообществе США в 1989 г. Бушу-старшему и другим членам Совета национальной безопасности США. По указанию Дж. Буша ежегодные ассигнования на проведение только агентурной разведки с 1989 г. Понятно, что добиться получения именно упреждающей информации бывало не всегда возможным. Поскольку КГБ, как и любая другая спецслужба мира, работал в условиях противоборства с реальным и сильным противником в лице разведывательной коалиции стран НАТО, стремящимся как скрывать, маскировать свои подлинные цели и намерения, так и проводящим специальные дезинформационные и отвлекающие кампании и мероприятия. Представляется небезынтересным сравнить советские и американские концептуальные воззрения на назначение и роль разведки в механизме государственного управления. Буша Роберт Гейтс заявлял, что «Разведка становится во все возрастающей степени центральным фактором в формировании американской внешней политики… Самым важным является то, что возрастает роль разведки как единственной организации в системе американской администрации, которая смотрит вперед, можно сказать, «разведывает будущее». Крючков подчеркивал, что «одним из главных направлений деятельности органов госбезопасности является контрразведка, то есть защита наших интересов, секретов». Сам термин «национальные интересы» еще не был произнесен, однако речь шла именно о защите интересов Советского Союза, интересов населявших его народов, в западной политической терминологии — национальных интересов страны. А позднее, отвечая на многочисленные вопросы депутатов — всего в ходе заседания ему было задано 96 вопросов, — В. Крючков добавлял: — То, что происходит в нашей стране, интересует, и весьма, специальные службы западных стран, некоторых других стран, и особенно всякого рода организации, которые часто занимают антисоциалистические, антисоветские позиции. Мы это чувствуем по пропаганде, по приезду сюда их эмиссаров, по той литературе, которую они привозят сюда. Есть еще одно направление, так называемое исламское фундаменталистское. Это очень опасная вещь, учитывая фанатичность и неразборчивость в методах и средствах. Думается, что это вопрос органов госбезопасности, и правовых органов, и наших организаций, занимающихся пропагандистской работой… Конечно, на той стороне не бездействуют, они пытаются активно влиять на положение дел в нашей стране. Но, товарищи, давайте искать причины прежде всего в своем родном доме, у себя. Искать причины в себе, где мы когда-то неправильно поступили… Я как председатель КГБ, как бывший начальник разведки могу сказать, что там не бездействуют. Мы это видим. Им представляется, что Советский Союз, когда он выглядит как мощный фактор, это одна ситуация, невыгодная для них. И Советский Союз как фактор ослабленный — это другая ситуация, выгодная для них. Хотя и там находятся трезвые люди, которые понимают, что это совсем далеко не так». Как показали события последующих лет, эти слова оказались пророческими в полном смысле этого слова. Столь подробное воспроизведение некоторых выступлений той уже далекой от нас поры, на наш взгляд, необходимо для того, чтобы показать, что в то время знал КГБ СССР, о чем он информировал политическое руководство страны, какие решения по данной информации принимались. Ибо, как известно, история имеет свойство повторяться…. Крючковым было также впервые заявлено, что КГБ ведет борьбу с терроризмом, в том числе и международным. Хотя, до середины 90-х годов тема эта казалась неактуальной не только широкой аудитории, но и большинству политических деятелей той эпохи. Но чекисты уже тогда реально осознавали, чувствовали эту угрозу и деятельно готовились к ее отражению, и не их вина, что менее чем через 15 месяцев КГБ падет жертвой политических интриг и противоборств. А еще жертвами этих подковерных интриг и политических противоборств станут безопасность и население нашей Родины, его подлинные права и свободы, национальные интересы. По вопросу о сущности перестройки в деятельности органов госбезопасности председатель КГБ В. Крючков пояснял: — Мы считаем, что должны быть сформулированы и претворяться в жизнь качественно новые принципы соотношения государства и безопасности. Не интересы общества и государства должны приспосабливаться к деятельности органов госбезопасности и их специальных служб, а наоборот, органы КГБ и их службы должны неукоснительно подчиняться интересам общества и государства, исходить из них.
Первый председатель КГБ РСФСР Виктор Иваненко умер в возрасте 75 лет
Это бесполезно. Понимаете, основной формой защиты прав сегодня стали прошения к президенту: «Дорогой Владимир Владимирович, обижают, заступитесь». При этом каждый раз люди еще больше погружаются в трясину несвободы, они переходят к логике действия просителей. Ведь гражданин должен не просить, а требовать.
К сожалению, вот тут и моя персональная вина. Мы «Демократическая Россия» совершили еще одну фундаментальную ошибку — допустили самореформирование судов. У меня в 90-х годах на этот счет были беседы и с председателем верховного суда Лебедевым, и с тогдашним председателем высшего арбитражного суда Яковлевым.
И они меня уговаривали дать судам статус, независимость, материальное обеспечение и тогда они сами очистятся. И, в общем, я им в тот момент доверился. Теперь совершенно очевидно, что суды надо было реформировать, потому что на сегодня одна из главных проблем — полная моральная несвобода судов.
Нужен малый Нюрнбергский процесс по судьям. Хотя, ладно, не будем дело доводить до крайностей, но в стране нужно провести очень значительное кадровое реформирование судов. И вот тут возникает вопрос.
Для того чтобы начать полноценную масштабную реформу в стране, нужен миллион честных, не жадных, свободолюбивых людей, чтобы закрыть ими должности судей, заполнить должности государственного управления. Где и как этот миллион набрать? Так что не надо питать иллюзий, никаких способов эффективной защиты свободы в России на сегодня нет.
Ну, либо бежать, эмигрировать. Но как показал наш опыт, эмиграция не сыграла никакой роли в российской революции, в отличии от Китая. Наши эмигранты, когда возвращались в Россию, возвращались только с требованием: верните мне мое поместье.
На большее у них ума не хватило. RU — Вы заикнулись о персональной ответственности. А какие еще ошибки совершили демократы?
Во-вторых, мы поддались духу вождизма. При всем уважении к месту, где мы ведем разговор беседа проходила в Ельцин Центре, — прим. Ельцин тогда, я напомню, уехал отдыхать, работа съезда прекратилась, и мы замерли в некотором ступоре, ожидании того, что будет дальше.
Потребительском ожидании, чего он там решит. При этом мое положение было особое — я 6 сентября уже был назначен начальником Московского управления КГБ, мне надо было втягиваться в совершенно новую для меня среду. Вот почему еще я очень жалею, что меня тогда на этот участок бросили.
Я был вырван из политического процесса, из обсуждения генеральной линии. Может быть, если бы был тогда в гуще событий, то сообразил бы, что надо поступить так. Не уверен, но возможно.
У нас ведь Верховный совет избирался еще в то время, когда действовала шестая статья Конституции. И самое важное тут в том, что Верховный совет России был избран по остаточному принципу — наиболее талантливые люди участвовали в союзной программе, они не участвовали в выборах в России, поэтому качественно парламент России был ниже и поэтому так легко втянулся в эти интриги, в борьбу, которая в конечном счете обернулась кровопролитием, торможением реформ, их движением в неправильную сторону и так далее. Понимаете, ведь катастрофа случилась в декабре 1993-го, когда внесли поправки в действующую Конституцию речь идет о последней редакции Конституции РСФСР с изменениями от 1991 года.
Ведь до сентябрьских, октябрьских событий 1993 года в этом документе не было таких полномочий президента, какими они стали потом — после того, как он победил в борьбе с парламентом и стал действовать, как Ельцин, the winner takes it all «Победитель получает все» — цитата из песни группы ABBA. За то, что работали в КГБ? Я часто размышляю насчет того, какие мы ошибки допустили.
И сейчас назвал основные. Мы с Геннадием Бурбулисом в 1991—1992 годах занимал должности госсекретаря и первого заместителя председателя правительства России, ближайший соратник Ельцина договорились, что проведем целый круглый стол по анализу ошибок, допущенных во времена революции 1991 года. Поэтому анализ еще впереди.
И, слушайте, нас все застало врасплох, мы были абсолютно не готовы к революции: ни организационно, ни кадрово. Это все было случайно, по большому счету.
Она призвала президента Байдена помочь сделать Беларусь примером ненасильственного перехода к демократии. Была ли эта статья для вас полезной?
ТАСС Председатель КГБ сообщил, что боевики "тесно сотрудничают с польскими спецслужбами, проводят боевое слаживание: тренировки по захвату административных зданий органов власти, объектов правоохранительных и силовых структур в Гродно, Бресте, Минске".
Считалось, что новый министр оказался слишком мягок и не был способен подавить силой охватившие страну протесты. Будущий глава России предложил ему вместе участвовать в выборах и обещал пост вице-президента. По задумке руководства страны он должен был кардинально реформировать «всесильное ведомство».
Сам Бакатин выступал против радикальных идей Ельцина, который предложил разогнать всех сотрудников КГБ, а на их место набрать новых людей. По его мнению, такая кадровая политика привела бы к развалу ведомства.
Умер последний глава КГБ СССР Бакатин, раскрывший США схему подслушивания американцев в Москве
написал политик в своем Telegram-канале. Председатель КГБ Белоруссии Иван Тертель сообщил о том, что ведомство, возглавляемое им, пресекло все попытки совершения терактов в преддверии Дня Победы. Это – факты, которые сегодня перед делегатами ВНС обнародовал председатель Комитета госбезопасности Беларуси, сообщили в программе «и». Глава КГБ Тертель сообщил, что спецслужбы предотвратили нанесение ударов дронами из Литвы по объектам в Минске. Несколько групп в Польше готовятся к захватам объектов и терактам в Белоруссии, заявил председатель комитета государственной безопасности (КГБ) республики Иван Тертель. Об этом передает РИА Новости со ссылкой на информированный источник.О причинах смерти не последний председатель КГБ СССР, Бакатин известен прежде всего тем.
Умер первый председатель КГБ РСФСР Виктор Иваненко
О предотвращении ударов на VII Всебелорусском народном собрании сказал председатель Комитета государственной безопасности Иван Тертель, передает БЕЛТА. Светланы Аллилуевой. Сегодня, 1 июня, председатель КГБ Валерий Вакульчик пришел во Дворец независимости. В Киеве объявили эвакуацию из этих медучреждений, СБУ | Вступай в группу Новости РБК в Одноклассниках. О печальном известии сообщили в федеральном информационном агентстве ТАСС. В воскресенье, 31 июля, на 85-м году жизни умер последний председатель КГБ СССР. Глава КГБ Белоруссии предупредил о планах террористов ударить по АЭС.
Чистка КГБ: чем запомнился последний чекист СССР
Организованные преступные группировки как приобретали международные криминальные связи, опыт и «вес», так и политизировались, активно включались в подрыв основ государственной власти в стране. По данным правоохранительных органов, уже в 1989 г. Несмотря на раздававшиеся тревожные предупреждения, они, к сожалению, не были услышаны и восприняты должным образом, вследствие чего в последующие годы организованная преступность вырвалась на «оперативный простор». И немалую лепту в это внесли скоропалительные решения сентября 1991 г.
Следует отметить, что первоначально М. Горбачев, как и подобает руководителю Великой державы, внимательно относился к информации органов госбезопасности. После отмены 14 марта 1990 г.
Крючков об итогах оперативно-служебной деятельности КГБ в 1989 г. Горбачеву: «Комитет госбезопасности во всей своей деятельности руководствовался политической линией Коммунистической партии, решениями высших органов власти и постановлениями Совета Министров СССР. В рамках реализации внешнеполитического курса Советского государства Комитет направлял свои усилия на содействие созданию благоприятного климата в международных отношениях, формированию всеобъемлющей системы международной безопасности, разоружению, расширению сферы экономического и гуманитарного сотрудничества между государствами и народами.
Наряду с традиционными направлениями работы по отслеживанию военно-стратегической ситуации в мире, заблаговременному обнаружению предпосылок прорыва противника в военно-технической области Комитет госбезопасности обеспечивал получение сведений о планах и замыслах правящих кругов США и их союзников в связи с событиями в Восточной Европе и развитием внутриполитических процессов в нашей стране. Тщательно анализировалась ситуация, складывающаяся в Европе, в частности в свете изменений в германо-германских отношениях, положение в НАТО и ОВД[13]. Внесены существенные коррективы в работу на афганском направлении после вывода из Республики Афганистан советских войск, по Китаю, в связи с нормализацией отношений с этой страной, а также по Японии, Южной Корее и ряду других стран.
Повышена эффективность разведывательного обеспечения переговоров в рамках СБСЕ[14] по ядерному и космическому разоружению. Активизирована борьба с международным терроризмом, наркобизнесом и контрабандой, налаживается сотрудничество в этих сферах со спецслужбами капиталистических государств. В решении внутриполитических проблем Комитет концентрировал внимание на всемерном содействии перестроечным процессам, обеспечении контроля за обстановкой в стране, дестабилизированной многими нерешенными вопросами в экономической и политической областях.
Особое внимание уделялось слежению за действиями вышедших на политическую арену националистических, антисоциалистических, экстремистских сил, локализации межнациональных конфликтов, сепаратистских процессов, антиконституционных и иных деструктивных проявлений. Налажен выпуск открытого информационного бюллетеня о работе КГБ. В политическом отношении одно из ведущих мест занимала работа по реабилитации граждан, необоснованно репрессированных в период 30-40-х и начале 50-х годов.
В 1989 г. Динамичное развитие ситуации в стране и мире потребовало от Комитета госбезопасности активизации работы по обеспечению информацией высшего руководства государства, правительства СССР и заинтересованных ведомств. В инстанции направлено большое число записок и шифртелеграмм.
Важное значение придавалось добыванию документальных секретных материалов руководящих органов капиталистических государств и их военно-политических блоков, в том числе путем перехвата и дешифрования корреспонденции, проходящей по различным системам связи. Осуществлен ряд крупномасштабных активных мероприятий в целях оказания долговременного выгодного воздействия на влиятельные зарубежные круги, в решении ключевых проблем в области международной безопасности, ядерного, химического и обычного разоружения, в продвижении концепции «общеевропейского дома». Реализован широкий комплекс мероприятий по нейтрализации вмешательства Запада в развитие внутриполитических процессов в СССР, оказанию влияния на позиции руководителей и парламентариев ряда стран, в частности в их подходах к событиям в республиках Советской Прибалтики….
Активные мероприятия в экономической области имели своей целью укрепление сотрудничества СССР с ведущими развитыми странами, создание благоприятной коньюктуры для советского экспорта, получения доступа к новейшей технологии. Проведенные акции оказали определенное положительное влияние на подходы администрации и конгресса США к торговым отношениям с СССР, на принятие рядом стран решений использовать советскую космическую технику. Некоторые мероприятия позволили избежать крупных финансовых потерь при заключении контрактов, создать благоприятные условия для ряда важны торгово-экономических сделок.
На научно-техническом направлении разведке Комитета удалось добыть ряд остро необходимых для оборонных отраслей промышленности образцов и документальных материалов, внести существенный вклад в решение народнохозяйственных проблем, в ускорение фундаментальных и прикладных исследований, в развитие новой техники и технологии…. Расширены возможности проведения разведывательной работы с нелегальных позиций и с территории страны. Несколько повысились ее качество и оперативность.
Обеспечивалась безопасность советских учреждений и граждан за рубежом. Сорвано большое число провокационных акций спецслужб противника, в том числе направленных против сотрудников разведки. По информации КГБ досрочно отозваны из-за границы 274 советских гражданина.
Не удалось предотвратить невозвращение на Родину 118 советских граждан. Вместе с тем в работе разведки имели место и недостатки. В частности, качество разведывательной информации еще не в полной мере отвечает сегодняшним требованиям.
Это обусловлено прежде всего недостаточными оперативными возможностями в наиболее важных объектах разведывательного проникновения. Еще остро стоит вопрос повышения эффективности активных мероприятий разведки, приобретения новых надежных каналов их реализации. Контрразведывательная деятельность Комитета была направлена на пресечение попыток спецслужб противника и антисоциалистических элементов использовать в подрывных целях расширение международного сотрудничества, процессы обновления в стране, серьезные трудности в межнациональных отношениях, экономике и других сферах жизни советского общества.
Органами госбезопасности пресечено более 200 попыток их проникновения к военным объектам. Предотвращены попытки ряда советских граждан, в том числе военнослужащих и секретоносителей из числа гражданских лиц, инициативно установить связь с иностранными разведками в преступных целях. Усилена борьба с терроризмом, не допущен въезд в страну 384 членов международных террористических организаций.
На основе достоверных данных о причастности к таким организациям поставлены на контроль въезда 899 иностранцев. Взяты под контроль в связи с высказываниями террористических намерений 130 граждан СССР. Пресечены три попытки захвата и угона за границу пассажирских самолетов.
Контролировалось поведение 140 граждан, высказывавших намерения захвата воздушных судов. Большое внимание уделялось предотвращению утечки к противнику данных о важнейших программах создания вооружений, других государственных секретов, его дезинформации по этим вопросам, отвлечению внимания и усилий на ложные цели. В то же время в организацию защиты секретов внесены существенные коррективы….
В сфере экономики контрразведкой предотвращен ряд подрывных торгово-экономических акций. Наиболее крупная из них — попытка иностранных фирм при посредничестве московского кооператива «Альков», эстонского совместного предприятия «Эстек» и других советских организаций приобрести в СССР по курсу «черного рынка» несколько миллиардов рублей. Сорваны намерения ряда должностных лиц выдать в корыстных целях коммерческую тайну.
Совместно с таможенными органами задержано предметов контрабанды на сумму более 76 млн. В экономической зоне СССР наложены штрафы на иностранные суда на сумму около 1 млн. Последовательно осуществлялись мероприятия по дальнейшему совершенствованию оперативно-штатной структуры КГБ, более рациональному использованию имеющихся сил и средств.
Она бы работала, потому что могла быть ликвидирована только вместе со сломом здания. Бакатин одним своим действием, одним мановением руки, сделал лишнее движение и стал известен. Не знаю, когда русские люди забудут Бакатину его антиподвиг.
Им представляется, что Советский Союз, когда он выглядит как мощный фактор, это одна ситуация, невыгодная для них. И Советский Союз как фактор ослабленный — это другая ситуация, выгодная для них.
Хотя и там находятся трезвые люди, которые понимают, что это совсем далеко не так». Как показали события последующих лет, эти слова оказались пророческими в полном смысле этого слова. Столь подробное воспроизведение некоторых выступлений той уже далекой от нас поры, на наш взгляд, необходимо для того, чтобы показать, что в то время знал КГБ СССР, о чем он информировал политическое руководство страны, какие решения по данной информации принимались. Ибо, как известно, история имеет свойство повторяться…. Крючковым было также впервые заявлено, что КГБ ведет борьбу с терроризмом, в том числе и международным.
Хотя, до середины 90-х годов тема эта казалась неактуальной не только широкой аудитории, но и большинству политических деятелей той эпохи. Но чекисты уже тогда реально осознавали, чувствовали эту угрозу и деятельно готовились к ее отражению, и не их вина, что менее чем через 15 месяцев КГБ падет жертвой политических интриг и противоборств. А еще жертвами этих подковерных интриг и политических противоборств станут безопасность и население нашей Родины, его подлинные права и свободы, национальные интересы. По вопросу о сущности перестройки в деятельности органов госбезопасности председатель КГБ В. Крючков пояснял: — Мы считаем, что должны быть сформулированы и претворяться в жизнь качественно новые принципы соотношения государства и безопасности.
Не интересы общества и государства должны приспосабливаться к деятельности органов госбезопасности и их специальных служб, а наоборот, органы КГБ и их службы должны неукоснительно подчиняться интересам общества и государства, исходить из них. В ходе ответов на многочисленные вопросы депутатов, Крючков пояснил, что сфера деятельности органов госбезопасности определяется, в частности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Союза ССР и союзных республик — статьей 126 УПК РСФСР 1960 г. Сразу же подчеркнем, что, в связи с реорганизацией системы государственного управления в СССР в 1989 г. Говоря о приоритетах, основных направлениях и принципах перестройки в работе органов госбезопасности В. Крючков определил их как Закон, Правда и Гласность.
Первый из них понимался как совершенствование всей правовой базы как обеспечения безопасности страны, так и деятельности органов КГБ СССР. И действительно, отсутствие законов о контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности делало ситуацию патовой, остро ставило вопрос о законодательных основах работы всех правоохранительных органов, включая и КГБ. Комитет по вопросам обороны и государственной безопасности ВС СССР, совместно с КГБ, Генеральной прокуратурой и другими государственными органами начал работу по подготовке проектов законов «О государственной безопасности», «О преступлениях против государства», об органах КГБ. При этом предполагалось, что в последнем будут раскрыты вопросы о принципах деятельности, задачах и функциях КГБ, месте Комитета госбезопасности в комплексной системе обеспечения безопасности Советского Союза, поскольку в ее реализации принимали участие и многие другие министерства и ведомства, отношениях с другими государственными структурами и общественными организациями, а также о правах и обязанностях их сотрудников, порядке обжалования тех или иных их действий. По вопросу об участии органов КГБ в работе по реабилитации жертв сталинских репрессий, подробнее о чем мы еще скажем далее, председатель КГБ заявил: — Эта работа означает необходимость и даже потребность нового поколения чекистов, не причастных к трагическому периоду прошлого, пройти через боль злодеяний и утрат, понесенных народом, да и самими органами госбезопасности, политически и эмоционально пережить боль, чтобы никогда и ничего подобного не допустить в будущем.
Крючков подчеркивал, что «важнейшей гарантией от произвола, нарушения законных прав и интересов граждан, должна являться реализация принципов демократии и гласности во всей деятельности органов госбезопасности. Советские люди вправе знать о деятельности, характере работы органов КГБ. В этом заинтересованы и сами органы, поскольку это поможет формированию объективного представления об органах государственной безопасности, их долге, обязанностях и правах. Важно сделать постоянными и эффективными связи органов госбезопасности с общественностью, трудовыми коллективами. В этом случае можно рассчитывать на поддержку трудящихся в решении задач обеспечения государственной безопасности… Это можно сделать только вместе с народом, повседневно опираясь на общественность…».
Также председатель КГБ назвал народным депутатам СССР и недостатки в работе своих подчиненных: — Мы нередко не даем вовремя достаточно острой принципиальной оценки назревающим тяжелым ситуациям, не проявляем принципиальности и настойчивости в постановке вопросов перед местными, да и центральными органами власти. Сказываются и чисто психологический барьер, робость, вызванная целым рядом политических, социальных событий и обстоятельств… неумением разглядеть в бурно развивающихся в целом конструктивных процессах негативные, настораживающие моменты. Особенно непросто приходится в случаях, когда речь идет о конфликтных ситуациях на межнациональной основе при возникновении массовых беспорядков…. Следует отметить, что именно в конце 80-х годов в целом ряде регионов СССР возникали массовые беспорядки, в том числе с применением оружия. И именно в этих, вовремя не разрешенных конфликтах, коренятся причины многих кровопролитных столкновений 1991—1994 годов, принимавших уже форму вооруженных конфликтов немеждународного характера внутренних вооруженных конфликтов, по международно принятой терминологии , в новых независимых государствах — бывших Союзных республиках СССР.
Немало вопросов руководителям КГБ задавалось по поводу 5-го управления. Крючков в интервью газете «Известия» 26 октября 1989 г. Летом 1989 г. Вместо нее в этой же статье 70 УК была установлена уголовная ответственность за призывы к насильственному изменению конституционного строя. Крючкова в ЦК КПСС в обоснование необходимости упразднения 5-го управления и создания нового подразделения от 4 августа 1989 г.
По своим целям и формам она приобретает характер борьбы против конституционных основ Союза ССР. Путем оживления национализма, шовинизма, клерикализма западные спецслужбы и антисоветские организации активно пытаются инспирировать очаги общественной напряженности, антисоветские проявления и массовые беспорядки, подстрекать враждебные элементы к действиям, направленным на насильственное свержение советской власти. С особой настойчивостью они стремятся сформировать легальные и нелегальные группировки антиконституционной направленности, осуществлять непосредственное руководство ими, оказывать материальную и идейную поддержку, подстрекать к экстремистским акциям». В то же время антисоциальные элементы, «используя некоторые из самодеятельных образований, вызванных к жизни политической активностью граждан, прикрываясь лозунгами демократизации, обновления советского общества, они в антиконституционных целях ведут работу по созданию оппозиционных КПСС структур, других организационных формирований. Особенно резко активизировалась их подрывная деятельность с использованием национализма и шовинизма.
В ряде мест возникшие на этой основе группировки и движения открыто проповедуют насильственные методы изменения общественного и государственного строя СССР, организуют массовые беспорядки, совершают опасные экстремистские действия, террористические проявления, другие акты насилия против должностных лиц и граждан, в том числе с применением оружия. Изложенные обстоятельства настоятельно требуют усиления работы по надлежащей защите конституционного строя союзного советского государства, ограждению советского общества от подрывной деятельности западных спецслужб, зарубежных антисоветских организаций и их единомышленников внутри страны…. В этой связи оперативную деятельность вновь создаваемого контрразведывательного управления имеется в виду сосредоточить на решении следующих основных задач: — срыве замыслов специальных служб капиталистических стран по созданию и использованию в антиконституционных целях организационных антисоциалистических группирований; — пресечении преступной деятельности антисоциалистических элементов, пытающихся насильственным путем свергнуть советскую власть; — предупреждении и пресечении террористических акций; — предотвращении и локализации массовых беспорядков и иных противозаконных групповых действий экстремистского характера; — выявлении и нейтрализации антисоветских националистических проявлений»[5]. На этой правовой основе 29 августа 1989 г. Бобков, «может показаться странным, но органам госбезопасности действительно впервые за всю историю страны гласно и ясно поручена задача защиты конституционного строя».
Перечисляя изложенные выше задачи нового управления, Ф. Бобков назвал также борьбу с организованной преступностью. Иванов, а 30 января 1990 г. Нарушая хронологический порядок изложения, отметим, что 25 сентября 1991 г. Бакатина Воротников был освобожден от должности, а вскоре было ликвидировано и само это управление.
Впоследствии фактическими правопреемниками управления «3» стали вначале Управление по борьбе с терроризмом УБТ Министерства безопасности Российской федерации 1992—1993 гг. И все же, ретроспективно оценивая деятельность Управления «3» КГБ СССР с позиций сегодняшнего дня, следует объективно признать, что многие из поставленных перед ним задач оно не выполнило… В чем, однако, заключается вина не только его сотрудников и руководителей, но и, прежде всего, политического руководства страны, проявлявшего непоследовательность и нерешительность как в защите Конституции страны, так и отстаивании официально провозглашенного политического курса. А также уже принятым в то время, но официально не декларируемым, решением М.
Для того чтобы начать полноценную масштабную реформу в стране, нужен миллион честных, не жадных, свободолюбивых людей, чтобы закрыть ими должности судей, заполнить должности государственного управления. Где и как этот миллион набрать? Так что не надо питать иллюзий, никаких способов эффективной защиты свободы в России на сегодня нет. Ну, либо бежать, эмигрировать. Но как показал наш опыт, эмиграция не сыграла никакой роли в российской революции, в отличии от Китая.
Наши эмигранты, когда возвращались в Россию, возвращались только с требованием: верните мне мое поместье. На большее у них ума не хватило. RU — Вы заикнулись о персональной ответственности. А какие еще ошибки совершили демократы? Во-вторых, мы поддались духу вождизма. При всем уважении к месту, где мы ведем разговор беседа проходила в Ельцин Центре, — прим. Ельцин тогда, я напомню, уехал отдыхать, работа съезда прекратилась, и мы замерли в некотором ступоре, ожидании того, что будет дальше. Потребительском ожидании, чего он там решит.
При этом мое положение было особое — я 6 сентября уже был назначен начальником Московского управления КГБ, мне надо было втягиваться в совершенно новую для меня среду. Вот почему еще я очень жалею, что меня тогда на этот участок бросили. Я был вырван из политического процесса, из обсуждения генеральной линии. Может быть, если бы был тогда в гуще событий, то сообразил бы, что надо поступить так. Не уверен, но возможно. У нас ведь Верховный совет избирался еще в то время, когда действовала шестая статья Конституции. И самое важное тут в том, что Верховный совет России был избран по остаточному принципу — наиболее талантливые люди участвовали в союзной программе, они не участвовали в выборах в России, поэтому качественно парламент России был ниже и поэтому так легко втянулся в эти интриги, в борьбу, которая в конечном счете обернулась кровопролитием, торможением реформ, их движением в неправильную сторону и так далее. Понимаете, ведь катастрофа случилась в декабре 1993-го, когда внесли поправки в действующую Конституцию речь идет о последней редакции Конституции РСФСР с изменениями от 1991 года.
Ведь до сентябрьских, октябрьских событий 1993 года в этом документе не было таких полномочий президента, какими они стали потом — после того, как он победил в борьбе с парламентом и стал действовать, как Ельцин, the winner takes it all «Победитель получает все» — цитата из песни группы ABBA. За то, что работали в КГБ? Я часто размышляю насчет того, какие мы ошибки допустили. И сейчас назвал основные. Мы с Геннадием Бурбулисом в 1991—1992 годах занимал должности госсекретаря и первого заместителя председателя правительства России, ближайший соратник Ельцина договорились, что проведем целый круглый стол по анализу ошибок, допущенных во времена революции 1991 года. Поэтому анализ еще впереди. И, слушайте, нас все застало врасплох, мы были абсолютно не готовы к революции: ни организационно, ни кадрово. Это все было случайно, по большому счету.
Вот если бы тогда мне жена не сказала, что я пообещал из Сахарова сделать президента, ой, оговорился, депутата, я бы, может, в политику даже не пошел. Вот это результат случайных совпадений. Так что к переменам надо готовиться заранее, и это один из главных выводов. Все, что можно сделать сегодня, — это терпеливо ждать подходящего момента. RU — И последнее. Вы говорили, что предсказали президента типа Путина. А кто будет следующим президентом страны? Кстати, скорее всего, будет лохматый, может, даже бородатый, по известному принципу чередования.
Тут очень просто, давайте возьмем русскую историю: умирает царица Анна Иоанновна, ее сменяет веселушка Елизавета, Елизавета на 180 градусов меняет политический курс страны. То есть демократ будет следующий президент или монархист, но он точно развернет курс Путина. Он постарается вытащить Россию из изоляции, постарается для преодоления внутреннего кризиса развить гражданские свободы. А вот успеет он задать импульс понимания в людях важности свободы, неотъемлемости их прав, преподавания этого в школах, обучения по телевизору? Ну, телевизоров уже к тому времени не будет, но какие-то другие каналы передачи информации.