Великий пост, которому православные христиане будут следовать с 18 марта по 4 мая, нужно держать правильно. 2 марта у православных христиан начался Великий пост, который продлится 47 дней и 19 апреля закончится Светлым Воскресением Христовым. Главный многодневный пост у православных христиан установили в память о 40-дневном постничестве Иисуса Христа в пустыне. В молитвенном отношении Великий пост ассоциируется прежде всего с Великим покаянным каноном Андрея Критского и молитвой святого Ефрема Сирина.
Великий пост в 2024 году
Во время Великого поста следует соблюдать правила, призванные помочь верующему очиститься. Великий пост — серьезный период в духовной жизни православных. Великий пост в этом году начинается 19 февраля и закончится 1 апреля Страстной седмицей, после которой 8 апреля – празднование Пасхи, Воскресения Христова – самого радостного и самого главного из всех православных праздников.
Пищевые ограничения Великого поста
Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания | Также во время Великого Поста, в церкви и дома, с поклонами, читается покаянная молитва святого прп. |
Великий пост – 2024: что запрещено во время поста и как правильно поститься | Здесь указываются общие правила для постоянных прихожан нашего храма; меру поста необходимо определять с духовником индивидуально. |
Великий пост. История и особенности - Новости | 18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая. |
Великий пост. История и особенности - Новости | Образ жизни - 6 марта 2024 - Новости Санкт-Петербурга - |
Чистый понедельник: что можно и чего нельзя делать 18 марта, в первый день Великого поста
Что можно, а что нельзя есть в пост, определяется древним монастырским уставом. Поэтому православная церковь призывает верующих выбирать себе испытание по силам. Для этого желательно посоветоваться и со священником, и с врачом. Самыми строгими седмицами Великого поста считаются первая и последняя недели. В это время по правилам можно есть только свежие, сушёные и солёные овощи и фрукты, хлеб, мёд, орехи. Строгий монастырский устав предполагает , что: в первый день верующие полностью отказываются от пищи; едят пищу без масла во вторник и четверг; в среду и пятницу практикуют сухоядение употребление не подвергавшейся термической обработке пищи без масла ; в выходные можно горячую пищу с растительным маслом или без него.
Но обычно миряне обычные верующие, не монахи и не священнослужители едят на первой неделе также каши, супы, жареные, варёные или печёные овощи и грибы. Во время поста не только нельзя употреблять скоромную от теплокровных животных пищу, но и объедаться постной не рекомендуется. Запрещено также употреблять алкоголь за исключением нескольких дней, когда устав разрешает выпить немного вина. В частности, супругам рекомендуется по возможности и взаимному согласию воздержаться от секса. Почему пост не просто диета Важно отличать пост от диеты.
Ограничение рациона не главная составляющая поста. Иоанн Златоуст, один из известных христианских богословов, писал: «Итак, что ты, брат, собрал при помощи поста? Не говори мне, что "я столь много дней постился, того и другого не съел, не пил вина, претерпел нечистоту", но покажи мне, сделался ли ты кротким, между тем как был гневливым, и сделался ли человеколюбивым, между тем как до того был жестоким, потому что, если ты упоён гневом, то зачем угнетаешь свою плоть? Если внутри — зависть и корыстолюбие, то какая польза от питья воды? Другой вопрос — какова цель поста у неверующего.
Протоиерей все объясняет достаточно доступно, главное же — это начать, пусть и с малого. Ну и, наконец, стоит сказать о том, что в современном мире пост, как и другие церковные установления, может потерять смысл или стать бесполезным. И причина этого в том, что многие верующие недооценивают значимости поста, поэтому соблюдают его чисто формально. Забывается, что в постах заложен церковью и верой христианской глубинный смысл.
Он заключается в работе над собой, духовной работе и в исправлении своих мыслей и чувств. Во время поста глубоко чувствуется, в чем нужно измениться или раскаяться, чтобы стать лучше. На практике это, конечно, получается далеко не у всех. Ведь не есть мясо и молоко не так уж сложно, а вот затронуть глубинные духовные проблемы - сложный и кропотливый труд.
Самое главное, чтобы соблюдение поста было для всех «не в тягость, а в радость». Взвесьте свои силы Ну и, конечно, сегодня важно понимать, что нет возможности формально установить единый канон поста, который бы был одинаково приемлем для монашествующих, духовенства и мирян, для здоровых и болеющих, для детей и пожилых людей. Если говорить о правилах поста православной церкви, то там указаны наиболее строгие ограничения, на которые следует ориентироваться, но не воспринимать их как непреложный закон. Поэтому мы обратились за рекомендациями Управления Роспотребнадзора по Тверской области, каких правил следует придерживаться при питании в это время.
И узнали следующее. Прежде всего, следует учесть, что к посту следует подходить разумно и поэтапно. Ведь никто в трезвом уме не подступится к штанге в 100 кг, если до этого поднимал только 30. Так и здесь, не стоит рисковать, чтобы невзначай не подорвать свое здоровье.
Следует также помнить, что, несмотря на то, что значительное внимание уделяется пищевым ограничениям, пост не является диетой и это не лечебное голодание. Смысл соблюдения поста - в его ограничительной составляющей, что имеет особое значение в контексте напряженной духовной работы православного человека над собой. Иначе нет никакого смысла в соблюдении пищевых ограничений. В последнее время все большее число православных россиян живут активной и осознанной церковной жизнью.
Поэтому давайте расставим акценты на физической составляющей поста, а именно - правилах питания, которых необходимо придерживаться. Посоветуйтесь с врачом и священником Главное правило - из рациона исключаются все «скоромные» продукты, то есть продукты животного происхождения мясо, рыба, молоко и молочные продукты , в отдельные дни предписывается воздерживаться от употребления пищи, прошедшей термическую обработку, растительного масла, вина. Если говорить более подробно, то по пищевым ограничениям постные дни делятся на несколько «степеней строгости». Что разрешено?
Хлеб, свежие, сушеные и квашеные овощи и фрукты, орехи. В данном случае разрешена термическая обработка в процессе приготовления блюд. Во время поста всего два таких дня. В праздник Благовещения и в Вербное воскресенье.
Допускается также употребление рыбной икры, но не рыбы в Лазареву субботу.
Лук шинкуем тонкими полукольцами, добавляем к нему соль, перец и кумин, хорошо разминаем руками. Накрываем пленкой и даем ему время промариноваться специями. Тесто делим на четыре части, каждую подкатываем в шар, накрываем и оставляем на 10 минут. Лук отжимаем прямо руками от выделившегося сока и перекладываем в другую миску. Тесто раскатываем в очень тонкую лепешку, сверху смазываем маслом и посыпаем луком.
Сворачиваем тесто с начинкой в рулет, немного его приминаем, скручиваем улиткой, а хвостик подгибаем вниз.
Сначала сам пост был коротким и очень строгим, позже увеличивался и менялся. И хотя сорокадневный пост возник столетием раньше, IV век можно считать временем формирования традиции современного Великого поста. От сорока часов к сорока дням Мы уже несколько раз упоминали о том, что продолжительность поста разнилась.
Однако есть одна важная деталь, непосредственно касающаяся его длительности: как на Западе, так и на Востоке официальное название поста использует слово, указывающее на число 40: «Четыредесятница» в старославянском или «Quadragesima» на латыни. Первые христиане постились 40 дневных и 40 ночных часов в общей сложности 80 часов, или 3,5 дня. Позже, солидаризируясь с оглашеннымиОглашенные — люди, проходящие катехизацию и готовящиеся принять таинство крещения. Именно столько должны были провести в воздержании и молитве новообращенные, прежде чем стать членами Церкви, и коль скоро крещение старались проводить в канун или во время Пасхи, то и традиция сорокадневного поста органически влилась в процесс подготовки ко дню Христова Воскресения.
Более того, примерами для длительного воздержания должны были служить посты Моисея и Иисуса. Читайте также: Постное меню: можно и нельзя Восток и Запад Сегодня продолжительность и требования к посту в католической и ортодоксальной традиции расходятся. Православный пост длится 48 дней, из которых 40 дней до пятницы 6-й недели именуются собственно Четыредесятницей, а в число оставшихся восьми входят Лазарева суббота, Вербное воскресенье и еще 6 дней Страстной Седмицы.
41 день Великого поста: что можно и нельзя 27 апреля 2024 года
Великий пост в 2023 году начинается 27 февраля, а заканчивается 15 апреля, — это самый главный, продолжительный и строгий из всех православных постов, поэтом. Великий пост в этом году по православному календарю начался 15 марта. Великий пост у православных в 2024 году начинается 18 марта и закончится 4 мая. Что можно есть и что нельзя в Великий пост, правила питания по дням, меню на каждый день. На этой неделе у православных верующих начался Великий пост.
Великий пост: всем ли нужно 40 дней придерживаться календаря питания
Однако обычай этот — не уставный, это лишь благочестивая традиция. Устав же предписывает по возможности бывать: на длительной утренней службе, соединяющей Утреню и Вечерню; желающие отстоять все богослужение должны рассчитывать на продолжительное время около 4 чаще всего — немного более часов; вечером — на чтении Великого Покаянного Канона свт. Андрея Критского; многие храмы начинают вечерние службы часом позже обычного, чтобы верующие могли попасть на них после рабочего дня. Второй В этот день службы также совершаются утром и вечером, когда читается вторая часть Великого Канона. Третий Среда — особый день первой седмицы, когда многие стремятся попасть на утреннюю службу.
Ведь в этот день впервые в году служится Литургия Преждеосвященных Даров, особое богослужение, поучаствовать в котором можно только Великим Постом. Вечером читается третья часть Канона свт. Четвертый В этот день вечером чтение покаянного Канона завершается. Еще раз услышать его можно будет теперь только на пятой седмице поста во время особой службы — Стояния Марии Египетской , когда Канон прочитают уже «сполна», то есть не по частям, а полностью.
Пятый Вечерня этого дня, соединенная с Утреней и Преждеосвященной литургией содержит особые моления к вмч. Феодору Тирону, память которого издревле отмечалась в этот день. Это связано с тем, что однажды Византийский император Юлиан 361-363 гг. Он сообщил о повелении царя, заповедал христианам вместо продуктов с рынка есть коливо — пшеницу, вареную с медом.
С тех пор в храмах в пятницу первой седмицы читается канон святому, после чего освящается коливо. Верующие подкрепляют им силы после богослужения. Во все дни первой седмицы поста Устав заповедует сухоядение, то есть невареную пищу. Верующие, могущие понести такой подвиг, воздерживаются от пищи, питья с утра до конца вечерней службы.
Другие же постятся по силам, но все же стараются особым образом ограничить себя именно на эти дни. Торжество Православия 5 марта Первый воскресный день поста называется Неделей Торжества Православия, посвященной историческому событию — утверждению почитания Церковью икон. По окончании литургии служится особый Чин Торжества Православия. В некоторых храмах, монастырях следуют древнему предписанию — произносить анафему отлучение на не почитающих иконы, как это было установлено после VII Вселенского Собора.
Вторая седмица С 5 по 11 марта 2023 года Ее завершают особые воскресные службы, посвященные свт. Григорию Паламе, жившему в XIV в. Его трудами, живым примером утвердилась молитвенная практика, называемая «умным деланием», или непрестанным творением Иисусовой молитвы. Третья: крестопоклонная С 12 по 18 марта 2023 года Третий воскресный день Четередесятницы именуется «средокрестным»: это «преполовение», середина поста, когда для духовного укрепления постящихся на средину церкви торжественно износится Крест.
Он напоминает о страданиях Господа, ободряет тех, кто начал изнемогать от постного подвига. Дерево, левкас, темпера; медный сплав, литье, эмаль. Иоанн Лествичник, поминается Церковью на четвертое воскресенье поста. Святой — автор «настольной книги» большинства иноков, «Лествицы райской».
Она описывает духовное восхождение на 33 по числу лет Христа ступени. На вершине этой «лествицы» лестницы подвижник достигает святости. Пятая С 26 марта по 1 апреля 2023 года Вся седмица посвящена памяти прп. Марии Египетской.
Бывши блудницей, она при Божией помощи обратилась от греховной жизни, более 40 лет прожила в пустыне, достигла святости. Ее жизнь — живое свидетельство о том, что, как говорил прп. Исаак Сирин, «нет греха непростительного, кроме греха нераскаянного». Тот же святой прибавлял, что тот, кто проводит жизнь в покаянии, плача о грехах, выше даже того, кто воскрешает мертвых.
В четверг этой седмицы служится Преждеосвященная Литургия, а накануне верующие стараются попасть на большую службу, именуемую «Марииным стоянием». Суббота этой седмицы именуется также «Субботой Акафиста», особой службы Пресвятой Богородицы. Сам Акафист совершается накануне вечером. Во многих храмах его поют все собравшиеся на богослужение христиане.
Шестая С 2 по 8 апреля 2023 года Она является уже подготовительной к Страстной Седмице. Пятый день седмицы — по традиции последний в Четыредесятнице. В субботу празднуется воскрешение Господом прав. Лазаря, затем — Вход Христа в Иерусалим.
Как 2000 лет назад, радость о милости Божией уже соединяется со скорбью дней Его Крестного пути, который воспоминается на Страстной — последней перед Пасхой — седмице. Последняя неделя Страстная седмица С 9 по 15 апреля 2023 года Каждый из ее дней носит именование Великого, ведь это время — переживание самого главного, что случилось в человеческой истории — крестного пути Сына Божия, который идет на смерть ради людей. Именно поэтому, хотя Страстная — не часть Великого Поста, воздержание телесное и духовное соблюдается особенно строго. Великий Понедельник 9 апреля Это память праведного Иосифа, именуемого Прекрасным.
Его история, содержащаяся в Ветхом Завете — во многом прообраз земной судьбы Господа. Любимый сын праотца Иакова был из зависти продан братьями как раб. Даже имя брата, который предложил другим эту идею таково же, как у Христова Апостола — предателя: Иуда. Кроме того, Евангельское чтение этого дня посвящено первому дню по торжественном Входе Господнем в Иерусалим: тогда Христос, взалкав как Человек, увидел покрытое листвой смоковничное дерево, но плодов на нем не нашел.
Тогда Господом сказаны страшные слова: «Да не будет же впредь от тебя плода вовек! После этого дерево тотчас засохло. Пример этот — напоминание о том, что время человеческой жизни сокращается, а потому любой, проведший ее греховно, может услышать те же слова уже о себе. Впрочем, Господь сосредоточивает внимание учеников на ином, говоря, что каждому следует «иметь веру Божию», ибо просящий чего-либо с полным доверием Богу — тотчас получит.
Великий Вторник 11 апреля Чтение этого дня — притчи о мудрых и неразумных девах, встречавших жениха, а также о талантах серебре , данном господином своим слугам. Первый рассказ — о нерадении, когда девушки не позаботились, чтобы масла с их светильниках хватило до прихода жениха на брак. Второй — о том, как слуги распорядились серебром, врученным им господином: кто-то приумножил цену полученного, а один — зарыл талант серебра, так что он не принес пользы. Обе притчи напоминают о том, что мир — место трудов, скорбей, подвига.
Здесь не может быть места нерадению, необходимо духовно бодрствовать, чтобы принести Господу результат своих собственных усилий — пусть даже малый — по приумножению данных Им даров. Великая Среда 12 апреля Последний раз в году служится литургия Преждеосвященных Даров. Скорбь этого дня — о предательстве Иуды, который именно тогда отправился к первосвященникам иудейским, получил от них деньги, обещая помочь взять Учителя. Великий Четверг 13 апреля До революции именно на этот день причащались абсолютное большинство христиан, по традиции приступавшие к Св.
Тайнам только раз в год. Материал: Дерево, темпера Размеры иконы: высота 41,5 см, ширина 83 см На службе воспоминается Тайная Вечеря, установление Евхаристии. Многие и сейчас стараются принять Св. Тайны из рук идущего на смерть Господа.
В этот день вместо Херувимской песни за литургией поется молитва Причастия: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Великая Пятница 14 апреля Это, пожалуй, самый тяжелый день года — воспоминание Распятия. Он предваряется чтением 12 Страстных Евангелий — глав, рассказывающих о смерти Господа. Оно совершается накануне вечером. Многие верующие приходят на эту скорбную службу с небольшими лампадами, чтобы донести огонь свечи, горевшей во время чтения, до дома, зажечь от него лампаду пред домашними образами.
В самый день Пятницы совершаются: так называемые Царские Часы утром ; вынос Плащаницы в час смерти Господа, девятый, что соответствует нашим 14-15 ч. Многие православные, занятые подготовкой к Пасхе, приготовлением куличей, закупкой продуктов к праздничном столу, пропускают литургию этого дня. Между тем, на ней читаются пророчества о Воскресении Христовом. А во время службы духовенство переоблачается в белые ризы.
Предчувствие радости пронизывает весь строй богослужения, прикоснуться к этой атмосфере зачастую намного важнее других, пусть даже продиктованных благочестием, забот. Священник выносит Чашу со Святыми Дарами для Причащения Что читается дома Устав не дает никаких особых рекомендаций, как лучше молиться во дни поста. При этом известно сказанное еще с древности: «Келия устава не имать», то есть домашнее молитвенное правило определяется желанием, возможностями самого молящегося. Общий благочестивый обычай — увеличить длительность молитв, чаще читать Слово Божие.
Конкретные рекомендации верующему можно дать его духовник или приходской священник. Евангелие Считается, что в течение года следует читать по крайней мере по одной главе Евангелия за день, а также под одной главе из Деяний, посланий Апостолов. Некоторые увеличивают количество читаемого Великим Постом, другие — оставляют правило без изменений, сосредоточиваясь на том, чтобы читать более внимательно, чем обычно, может быть, дополнительно читать толкования Слова Божия. Псалтирь На некоторых приходах существует благочестивый обычай совместного чтения Псалтири с поминовением живых и усопших, другие верующие читают ее дома самостоятельно.
Книга имеет 20 частей кафизм , каждая из которых разделена на три части. Обычно на первой и второй «Славе» молятся о живых, на третьей — об усопших. На чтение Псалтири, как на другие прибавления к обычным молитвам, лучше взять благословение священника. Псалтирь Молитвы: утренние, вечерние Во время поста читаются обычные правила: вечерние молитвы и утренние, которые положены в другие дни года.
Однако к ним стоит прибавить особую молитву Великого Поста, составленную прп. Ефремом Сирином в IV в. Читайте подробнее: «Молитва под магнитофон»: приватные вопросы по вечернему правилу О молитве Ефрема Сирина и ее текст Это краткое, но сильное по чувствам, эмоциям моление как бы рефреном повторяется за каждым богослужением во время Великого Поста. Верующий просит помощи Божией в изменении своей души, видении своих грехов, неосуждении ближнего.
О чтении акафистов в Великий пост Считается, что эти моления, обычно праздничные, радостные, неуместны во время сугубого покаяния. Однако, это не совсем так: по крайней мере два акафиста читаются в великопостные дни в храмах: Пресвятой Богородице «Суббота Акафиста» и Страстям Христовым четыре воскресенья, когда совершаются специальные службы, Пассии ; скорбеть постом можно верующим, но не святым, находящимся в Царстве вечной радости, поэтому обращение к ним с приветствием «Радуйся», которое повторяется в акафистах — уместно. Поэтому церковь не имеет ни предписаний, ни запретов на чтение акафистов дома. Решение об этом принимает сам верующий, смотря по желанию, возможностям, обстоятельствам жизни.
В храме Церкви постного времени выглядят по-особому: меняется цвет облачений духовенства, во многих храма стекла лампад пред образами меняют на фиолетовые. Особым образом проходят сами службы. Богослужения Великого поста К числу их особенностей принадлежат: песнопения, каноны, которые можно услышать только в это время церковного года; молитва св. Ефрема Сирина, сопровождающая все службы; наконец, то, что по будним дням не служится полная литургия; лишь по средам и пятницам совершается особая великопостная служба, Литургия Преждеосвященных Даров, составление которой приписывают свт.
Григорию Двоеслову; кроме того, Великим Постом также совершаются другие богослужения, характерные только для этого поста. Как читать канон Андрея Критского Это произведение свт. Канон — беседа кающейся души с собой, сокрушение о немощах, грехах, горячая молитва о Божией помощи. В храме его читают: первые 4 дня поста — по частям; на 5 седмице Четыредесятницы — полностью.
Многие верующие приходят с текстами Канона для лучшего понимания его текста. Кроме того, не все понимают содержание, ведь свт. Андрей упоминает множество эпизодов Ветхого Завета, праведников, грешников того далекого времени. Поэтому до начала службы тем, для кого церковно-славянский язык непривычен, стоит: найти переложение Канона на современный русский; поискать толкование наиболее сложных для понимания мест.
Прекрасным толкованием части Канона 1 дня поста на современном языке является песня иеромонаха Романа Матюшина , созданная еще в 1980-е гг. Горько читаю твой святой канон. Что, душе, откуда плакать станем О прошедших окаянных днях? Возопий и сердцем и устами: — Боже, помилуй, не отринь меня!
Пал в раю и плакал без конца. Плачь, душе, и ты стоишь далече От своего Владыки и Творца. Уподобясь Еве впала в грех. Принеси же ныне покаянье Господу Богу и Владыке всех.
Был изгнан достойно из Эдема За одну лишь заповедь Адам. О, душе, на что твоя надежда? Пост и плачь оружием возьми.
Он наступает за семь недель до праздника и длится 48 дней. Великий пост делится на две части. Первые шесть недель называются Святой Четыредесятницей, они посвящены памяти о сорока днях Иисуса Христа в пустыне, куда он удалился после своего крещения и где постился и молился. В последнюю неделю — Страстную Седмицу — вспоминают последние дни земной жизни Сына Божьего.
Под полный запрет подпадает мясо, а также колбасные изделия, молоко, сыр, яйца, сливочное масло, сметана, творог, сдобный хлеб и выпечка. Под частичным запретом — растительное масло и рыба.
Икру, но не рыбу, допустимо есть на Лазареву субботу 27 апреля.
Нужно понимать, что столь длительный и строгий пост не всем под силу, поэтому нужно ориентироваться на самочувствие и состояние здоровья. Пост — это не способ похудеть, не диета и не вегетарианство. Протоиерей Сергий Моздор и настоятель Покровского собора г.
Воронежа так прокомментировал отличие поста: — Вегетарианство — это система питания, у христианского поста другие цели. Для верующего человека это особенное время, когда семь недель мы по сути стараемся жить по монашескому уставу: усиленная молитва, воздержание в еде, мыслях, поступках и вообще усмирении плотского. В обычной мирской жизни наши добрые побуждения и мысли разбиваются о нашу лень, развлечения, а также повседневную суету и заботы.
Пост дает нам возможность, смиряя плоть, сосредоточиться на главном — на душе, ее внутренней работе. Отказываясь от молока, яиц и мясо, мы через встряску организма, пытаемся подтолкнуть себя к нравственному самосовершенствованию. Вегетарианство — это мирской образ жизни, который не сопровождается духовной работой.
Пост — это наша малая жертва Богу, наше духовное упражнение и доказательство любви и веры, потому что как сказано в священном писании: «вера без дел мертва». Кстати, верующие люди часто спрашивают совета у священника и благословения на пост, некоторые также предварительно консультируются с врачом. Разрешенные продукты в пост.
Все продукты растительного происхождения: крупы, овощи, фрукты, травы, орехи, ягоды, хлеб, макароны без яиц, грибы, водоросли, растительные масла, в отдельные дни — рыба, икра и вино. Запрещенные продукты в пост.
В это время особо ценно покаяние. Но для православного человека - это естественное состояние. В чем же разница? Да, покаянное состояние души может и должно возникать у православного человека не только во время поста. Однако в жизни Церкви есть и много радости. Вообще, призывы «не бойтесь» и «радуйтесь» встречаются в Евангелии гораздо чаще, чем призыв к покаянию. И всему своё время. Готовясь к Пасхе, мы вспоминаем, какой ценой она далась человечеству, какие тяжелые испытания прошёл ради нас Христос.
Без воспоминания об этой великой жертве мы не сможем в полной мере ощутить и радость праздника. Без Голгофы не было бы и Пасхи. Так, без скорбей и покаяния, не будет и полной радости. Как поститься беременным и детям? Что делать человеку, которому по состоянию здоровья нельзя соблюдать пост, но у него есть такая духовная потребность? Это помогает нашему духу взять верх над нашим телом. Потребности тела игнорировать невозможно: голод, жажду или симптомы болезней мы чувствуем сразу. Поэтому нередко люди пренебрегают потребностями своей души, непрерывно поднимая уровень своего комфорта и потребления. Так мы можем потерять себя, выбирая простую жизнь без подвигов, дел милосердия и даже простой практичности. Начинаем служить своему телу, игнорируя и совесть, и Заповеди Божии, и даже собственные принципы.
Чтобы обуздать потребности тела, подчиняя их высшим целям, мы добровольно ограничиваем себя в пище, веселье и комфорте. Однако такие подвиги подходят не всем. Беременным, больным, пожилым и детям тяжело ограничить своё тело, которое и так чем-то скованно и ограничено. Детям надо расти и полноценно питаться.
Даты и особенности шестой недели Великого поста в 2024 году
- Оптина пустынь
- Великий пост — не диета. Вот как нужно соблюдать его на самом деле | 360°
- Общие правила
- Что можно делать на шестой неделе
КОНТАКТЫ ПОРТАЛА
Дальше идет Великая суббота — это день перед Пасхой. В этот день благословляется горячая пища с растительным маслом. Когда в пост можно рыбу? Великий пост подразумевает в том числе строгий подход к еде. Но есть небольшие послабления, о которых людям важно знать. Например, рыбу и морепродукты можно есть дважды в течение Великого поста. В 2023 году это 7 апреля, праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и 9 апреля, праздник Входа Господня в Иерусалим. Один праздник — непреходящий, это 7 апреля. Второй праздник зависит от дня празднования Пасхи и называется он двунадесятый переходящий праздник. В этот день также можно есть рыбу. А вот за день до празднования Вербного воскресенья это народное название праздника Входа Господня в Иерусалим , а конкретно 8 апреля, празднуется память воскрешения святого Лазаря.
Этот день еще называется Лазарева суббота, и в этот день можно есть рыбную икру. Но только рыбную икру, а не саму рыбу. Это важный момент, потому что некоторые люди думают: раз можно икру, значит, можно и рыбу. На самом деле нет.
Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда. Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую Пасху как свинья. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва — только условия, при которых наша цель — очищение души — достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо послушать канон преподобного Андрея Критского, который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо. Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста — это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание трезвение — это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что Великий пост — не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни — так учили святые отцы. Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву. С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» 1 Кор. Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию. И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений святителя Игнатия Брянчанинова есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» — о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин — это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый — в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни. Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму — построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» 1 Кор. У гордости две крайности: либо все — либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип. Возвращаемся к первому нашему положению — ко вниманию. Сверх сил в эту — первую — неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой. Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на канон преподобного Андрея Критского, то этот канон она может и дома прочесть сейчас книжек хватает , даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки. И самое главное во время поста — не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь. А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы — чада Отца нашего Небесного. Москвы: — Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа Матюшина. Нельзя сказать, чтобы это было очень легко: службы поста весьма продолжительны, да и от трудовых послушаний во время первой седмицы не освобождают, но воспоминания у меня об этом времени остались самые светлые. Ведь даже приходской священник обычно не служит всю первую неделю утром и вечером каждый день. Конечно, далеко не у всякого мирянина есть такая уникальная возможность — проводить полностью это благодатное время в молитве: у всех работы, заботы, неотложные дела и учеба. Но всем православным нужно во время поста замедлить сумасшедший бег повседневной жизни, освободить время для души. Ведь «пост и молитва душу отогреют», зябко ей, бедной, в современном холодном мире, грустно и одиноко в нем. А в храме на службе мы отогреваемся, как бы распрямляемся. Еще пост называют «весной души», и неслучайно самый главный пост всегда весной. Природа освобождается от снега и холода, расцветает. И душа наша должна цвести постом. Так что пост — время не унылое, а радостное, конечно, если мы правильно постимся и должным образом настроены на пост. Великий учитель поста преподобный Ефрем Сирин говорит: «Чревоугодник называет пост временем плача, а воздержанный и в посте не смотрит уныло». Какую радость и пользу можно получить, слушая в храме канон преподобного Андрея Критского, молясь за вечерним богослужением! Очень помогла мне понять смысл этого великого произведения книжка с параллельным переводом на русский язык и с комментариями. Думаю, что подобную брошюру легко приобрести в церковных лавках. Ее можно брать с собой прямо на службу. Великий канон — это вообще кладезь духовной мудрости, и просто внимательно читая его, можно повторить и вспомнить всю Библию. Почти во всех храмах Великий канон начинается обычно в 18:00, чтобы люди успели после работы в церковь. Но бывают ситуации, когда нет никакой возможности все вечера быть в храме. Например, мешают неподходящий график работы или попечения о грудных детях. Тогда очень полезно и хорошо будет читать канон дома. Когда дети были очень маленькие, моя супруга не всегда могла ходить на канон и читала его с детьми сама. Как правильно проводить пост? Не ограничиваться только телесным постом. Совершенно пустое дело не есть колбасу и сосиски и при этом не ограничивать себя в привычных утешениях телевизоре, компьютере, газетах, журналах и тому подобном. Получается лицемерие — внешняя форма без содержания. Не только тело, но душа должна поститься. Сейчас у меня нет телевизора, но раньше, когда он был, я постом прекращал его смотреть и просто поражался тому, сколько свободного времени высвобождалось. К примеру, за посты обычно удается прочитать больше книг, чем за весь год, и переделать кучу дел.
Кроме того, апостол Павел сказал: если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все предлагаемое вам ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести 1 Кор. Но это случаи особенные. Главное, чтобы при этом не было лукавства; а то так можно и весь пост провести: под предлогом любви к ближнему ходить по друзьям или принимать их у себя и есть непостное. Другая крайность — чрезмерный пост, который дерзают брать на себя неподготовленные к такому подвигу христиане. Говоря об этом, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, пишет: «Нерассудительные люди ревнуют посту и трудам святых с неправильным разумением и намерением и думают, что они проходят добродетель. Диавол же, стерегущий их как свою добычу, ввергает в них семя радостного мнения о себе, от которого зарождается и воспитывается внутренний фарисей и предает таковых совершенной гордыне». Опасность подобного поста, согласно преподобному авве Дорофею, состоит в следующем: «Кто постится по тщеславию или считая, что он совершает добродетель, тот постится неразумно и потому начинает после укорять брата своего, считая себя кем-то значительным. А кто разумно постится, тот не думает, что он разумно совершает доброе дело, и не хочет, чтобы его хвалили, как постника». Сам Спаситель велел совершать добродетели втайне и скрывать пост от окружающих Мф. От чрезмерного поста могут также появиться раздражительность, озлобленность вместо чувства любви, что также свидетельствует о неправильности его прохождения. У каждого своя мера поста: у монахов одна, у мирян может быть другая. У беременных и кормящих женщин, у престарелых и больных, а также у детей, с благословения духовника, пост может быть значительно ослаблен. Итак, постясь телесно, постимся и духовно. Соединим пост внешний с постом внутренним, руководствуясь смиренномудрием. Очищая тело воздержанием, очистим и душу покаянной молитвой для обретения добродетелей и любви к ближним. Вот это и будет истинный пост, приятный Богу, а значит, и для нас спасительный. Общее правило: во время Великого поста нельзя вкушать мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино и есть больше чем раз в день. По субботам и воскресеньям можно постное масло, вино и есть два раза в день кроме субботы на Страстной седмице. В Великий пост рыбу можно есть только в праздник Благовещения 7 апреля и в Вербное воскресенье Вход Господень в Иерусалим. В Лазареву субботу накануне Вербного Воскресения разрешается есть рыбную икру. Первая неделя седмица Великого поста и последняя — Страстная седмица — наиболее строгое время. Например, в первые два дня первой великопостной седмицы Церковным уставом предписывается полное воздержание от пищи. В Страстную седмицу предписывается сухоядие пища не варится и не жарится , а в пятницу и субботу — полное воздержание от пищи. Невозможно установить единый пост для монахов, духовенства и мирян с разными исключениями для пожилых, больных, детей и т. Поэтому в Православной Церкви в правилах поста указаны лишь наиболее строгие нормы, к соблюдению которых должны по возможности стремиться все верующие. Формального разделения в правилах для монахов, духовенства и мирян не существует. Но к посту нужно подходить разумно. Нельзя браться за то, что нам не по силам. Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Миряне часто облегчают себе пост это следует делать по благословению священника. Больные и дети могут поститься легким постом, например, только в первую неделю поста и в Страстную седмицу. В молитвах говорится: «поститесь постом приятным». Это значит, что нужно придерживаться такого пост, который будет духовно приятен. Нужно соизмерять свои силы и не поститься излишне усердно или, наоборот, совсем нестрого. В первом случае исполнение правил, которые нам не по силам, может принести вред и телу, и душе, во втором случае мы не достигнем нужного телесного и духовного напряжения. Каждому из нас следует определить свои телесные и духовные возможности и возложить на себя посильное телесное воздержание, обращая главное внимание на очищение своей души. Но тем не менее, можно выделить некоторые, общие для всех, направления наших духовно-аскетических и нравственных усилий в Великий пост. Это должны быть усилия по организации нашей духовно-молитвенной жизни, усилия по отсечению тех или иных внешних развлечений и попечений. И, наконец, это должны быть усилия, направленные на то, чтобы наши отношения с ближними сделать более глубокими, содержательными. В конце концов, исполненными любви и жертвенности с нашей стороны. Организация нашей духовно-молитвенной жизни в Великий пост тем и отличается, что предполагает как в церковном уставе, так и в нашем келейном правиле большую меру нашей ответственности. Если в прочее время мы, бывает, потакаем себе, снисходим к себе, говорим, что мы устаем, о том, что мы много работаем или о том, что у нас домашние попечения, сокращаем молитвенное правило, не доходим до всенощной под воскресный день, пораньше уходим с богослужения, — у каждого наберутся такого рода саможаления, — то Великий Пост следует начать с того, что все эти попущения, проистекающие из саможаления к себе, пресечь. Тот, кто имеет уже навык чтения целиком утренних и вечерних молитв, тот должен стараться делать это ежедневно хотя бы весь Великий пост. Хорошо было бы каждому и дома тоже добавить молитву св. Ефрема Сирина: «Господи и Владыко Живота моего». Она многократно читается в храме в будничные дни Великого Поста, но естественно ей было бы войти в домашнее молитвенное правило. Для тех, кто уже имеет большую меру церковности и как-то радеет об еще большей мере приобщения к великопостному строю молитвы, можно порекомендовать и вычитывание дома хотя бы некоторых частей из каждодневных последований Триоди Постной. На каждый день Великого поста в Триоди Постной есть каноны, трипеснцы, двупеснцы, четверопеснцы, которые сообразны смыслу и содержанию каждой недели Великого Поста и, самое главное располагают нас к покаянию. Для тех, кто имеет такую возможность и молитвенное усердие, хорошо прочитывать дома в свободное время — вместе с утренними или вечерними молитвами или отдельно от них, — каноны из Триоди Постной или другие каноны и молитвы. Допустим, если не удалось побывать на утреннем богослужении, хорошо читать стихиры, которые поются на вечерне или на утрене соответствующего дня Великого поста. Очень важно в Великий пост бывать не только на субботних, воскресных, но и обязательно — на будничных богослужениях, потому что особенности богослужебного строя Великого поста познаются только на будничных службах. В субботу служится литургия Святителя Иоанна Златоуста, такая же, как и в другое время церковного года. В воскресенье совершается литургия Святителя Василия Великого, но она с точки зрения по крайней мере, клиросного звучания отличается почти что только одним песнопением: вместо «Достойно есть» поется «О Тебе радуется».
Понедельник: сухоядение Завтрак: бутерброды с ржаным хлебом, авокадо, помидорами и семенами кунжута. Обед: томатный суп гаспачо. Ужин: печеный картофель с квашеной капустой. Вторник: горячее без масла Завтрак: гречневая каша с луком. Обед: суп с лапшой и овощами. Полдник: овощной салат с тофу. Ужин: булгур с томатом, репчатым луком и морковью. Среда: сухоядение Завтрак: манная каша с фруктами. Обед: баклажаны, запеченные в духовке.
Великий пост в 2024 году 18 марта – 4 мая
Если упрощать, то Правила Великого поста предписывают запреты, связанные с исключением не только скоромных (мясо-молочных и яичных) продуктов, но и рыбы. Великий пост установлен в память о сорока днях, которые Христос провел в пустыне. Правила Великого поста описаны в церковном уставе, однако воспринимать их буквально не стоит: во всём важно чувство меры.
Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году
18 марта у православных верующих начинается Великий пост, который продлится до самой Пасхи – 4 мая. Если говорить о правилах поста православной церкви, то там указаны наиболее строгие ограничения, на которые следует ориентироваться, но не воспринимать их как непреложный закон. 18 марта 2024 года начинается Великий пост, который продлится 48 дней и завершится Пасхой. Правила питания в Великий пост несколько сложнее, чем простой отказ от ряда продуктов. Если вы приняли решение поститься, то вспомните слова Василия Великого «Истинный пост есть устранение от злых дел».
Что можно и нельзя есть в Вербное воскресенье, 28 апреля 2024 года?
Великий пост: зачем он нужен, что нельзя, что можно и что нужно есть | Существуют специальные молитвы в Великий пост 2024 года, которые важно читать дома регулярно, ежедневно. |
Великий пост — меню на каждый день для мирян в 2024 году | Изменение действующих правил о посте на менее строгие и более короткие не противоречит принципу поста. |
Православные посты в 2024 году | Великий пост в этом году начинается 19 февраля и закончится 1 апреля Страстной седмицей, после которой 8 апреля – празднование Пасхи, Воскресения Христова – самого радостного и самого главного из всех православных праздников. |
Правила постов | Великий пост 2024: что категорически нельзя делать. |