Поминовение умерших в православии предполагает желание помочь душе ушедшего человека, облегчить его участь в вечности, потому главной становится молитва к Богу о прощении его. Большинство верующих совершают поминовение близких усопших 40 дней и в первую годовщину со дня смерти. Во-первых, мы человека поминаем молитвой, произносим тахлиль, читаем Коран, от имени умершего отдаем пожертвование – садака, кормим людей.
Зачем Церковь поминает умерших
- Зачем Церковь поминает умерших
- Не издевайтесь над мёртвыми! Почему нельзя часто поминать усопших
- Поминки через полгода после смерти: что говорит церковь
- Что происходит с человеком после смерти?
Сегодня они вас ждут: 6 апреля россияне обязаны помянуть умерших таким образом
Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, — вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются: Суббота мясопустная. Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь, ввиду этого суда, установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех, от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу а также в Троицкую субботу приносит великую пользу и помощь умершим отцам и братиям нашим и вместе с тем служит выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви — сообществе верующих, членами которого являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.
Суббота Троицкая. Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу перед Пятидесятницей ввиду того, что событием сошествия Святого Духа завершилось домостроительство спасения человека, а в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать всесвятого и всеосвящающего Духа Утешителя, которой они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом «всяка душа живится». Поэтому канун праздника, субботу, Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о «иже во аде держимых».
Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы. Во святую Четыредесятницу — дни Великого поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним — Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается сюда относятся заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты , так как ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесят-ницы, и выделены указанные субботы. Основанием общего поминовения умерших, которое совершается во вторник после Фоминой недели воскресенья , служит, с одной стороны, воспоминание о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемое с Фоминым воскресеньем, с другой — разрешение церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной и Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника.
В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостной вестью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницей или Радуницей. К сожалению, в советское время установился обычай посещать кладбища не на Радоницу, а в первый день Пасхи. Для верующего человека естественно посещать могилки своих близких после усердной молитвы о их упокоении в храме — после отслуженной в церкви панихиды. Во время же Пасхальной недели панихид не бывает, ибо Пасха — это всеобъемлющая радость для верующих в Воскресение Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Поэтому в течение всей Пасхальной недели не произносятся заупокойные ектении хотя совершается обычное поминовение на проскомидии , не служатся панихиды. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии или накануне вечером подать в церкви записки с их именами вписывать можно только крещеных православных. На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог.
Вот как говорится о поминовении на литургии в Послании восточных Патриархов: «Мы веруем, что души людей, впавших в смертные грехи и при смерти не отчаявшихся, но покаявшихся еще до разлучения с настоящей жизнью, только не успевших принести никаких плодов покаяния такими плодами могли быть их молитвы, слезы, коленопреклонения при молитвенных бдениях, сокрушение, утешение бедных и выражение в поступках любви к Богу и ближним , — души таких людей нисходят в ад и терпят за учиненные ими грехи наказания, не лишаясь, впрочем, надежды на облегчение. Облегчение же они получают по бесконечной благости Божией через молитвы священников и благотворения, совершаемые за умерших, а особенно силою бескровной жертвы, которую, в частности, приносит священнослужитель для каждого христианина за его близких, и вообще за всех повседневно приносит Кафолическая и Апостольская Церковь». Вверху записки обычно помещают восьмиконечный православный крест. Затем указывается вид поминовения — «О упокоении», после чего крупным, разборчивым почерком пишутся имена поминаемых в родительном падеже отвечать на вопрос «кого? Все имена должны быть даны в церковном написании например, Татианы, Алексия и полностью Михаила, Любови, а не Миши, Любы.
Количество имен в записке не имеет значения; надо только учесть, что не очень длинные записки священник имеет возможность прочитать внимательнее. Поэтому лучше подать несколько записок, если хочешь помянуть многих своих близких. Подавая записки, прихожанин вносит пожертвование на нужды монастыря или храма. Во избежание смущений следует помнить, что различие в ценах заказные или простые записки отражает лишь разницу в сумме пожертвования. Не стоит смущаться также, если вы не услышали упоминания имен ваших родственников на ектении.
Пророк остановил его и спросил: «Что случилось? Я выполнял все ее поручения, никогда не огорчал ее, смог ли я исполнить свой долг перед ней? Поэтому мы не должны забывать тех, кто нас покинул, наших предков, родителей. Вспоминать наших родителей молитвами — это сунна нашего Пророка. Совершение дуа, тем самым вспоминая умерших — об этом также упоминает Всевышний Аллах в своем Коране.
Поэтому я желаю всем нам быть почитателями своих предков, родителей, вспоминающими их молитвой. Что эти дни означают? Действительно, третий, седьмой, сороковой и пятьдесят первый день после смерти — это очень тяжелые дни для покойного. Но, опираясь на приведенный выше хадис, души умерших, особенно родителей, мы должны вспоминать ежедневно. Даже если каждый день будем проводить такие собрания, читать Коран для них — этого будет мало.
Конечно же, так часто проводить какие-то большие мероприятия мы не можем. Но в эти обозначенные дни желательно, чтобы в дом пришел Коран, чтобы хозяева сделали доброе дело, накормив людей, выделяли из своего достатка помощь неимущим и сиротам. Нельзя заставлять покойника ждать из-за того, что не приехали родные, еще не до конца определились с местом для могилы, и так далее. Усопшего надо предать земле, следуя нашей религии, в тот же день, когда у него душа отделилась от тела. Поэтому день смерти и день похорон должны совпадать, и надо считать с этого дня.
Это правильно? Но если, например, седьмой день покойного приходится на середину недели, в этот день надо зайти в мечеть и отдать садака. А в выходные можно позвать муллу и провести чтение Корана с близкими и родными. В доме, где человек умер, или можно в любом другом месте? В разных регионах и селах существуют разные традиции.
Допустим, в одной семье принято поминать человека в доме, где он умер. Не надо отказываться от этого. Аллах в своем Коране говорит: «Я не возлагаю на вас сверх ваших возможностей». Если собирать гостей в доме, где человек умер, невозможно по каким-то причинам, это вызывает затруднения, то не будет грехом провести это в другом месте. Но лучше проводить так, как это принято в вашей семье.
Это значит, что в здании не должно быть изображений людей, животных, на столе должны быть халяльные блюда.
Поминки в кафе В Москве, Санкт-Петербурге и в крупных региональных центрах есть кафе для поминок и службы заказа поминальных наборов на дом и в офис. Это помогает разгрузить семью от хлопот по организации поминок дома.
Поминки в день похорон удобнее провести недалеко от кладбища или крематория. Доступные цены, продуманные варианты меню поминального стола и подходящая обстановка склоняют многие семьи к тому, чтобы провести поминки в кафе. Список удобных кафе для поминок.
Что говорить на поминках Первое слово на поминках традиционно получает глава семьи. К поминкам не применимы привычные нормы застолья. Многие чувствуют себя увереннее, когда заранее отрепетируют свою речь.
Соболезнования, как и любое искреннее выражение чувств, некоторым даются нелегко. Не стоит включать глубоко личные слова в речь, которую вы будете произносить во всеуслышание. Естественно и правильно, выражая соболезнования, предложить посильную помощь, а в таком заявлении, сделанном прилюдно, всегда есть оттенок тщеславия.
Кроме этого они просят всех помянуть ушедшего и помолится за его душу. В православии есть ритуал посещения в этот день кладбища, уборки могилки, чтения молитвы и зажигания свечи. Не лишним будет принести и свежий букет.
Некоторые приглашают священника для проведения церковного ритуала. Многие приурочивают этой дате облагораживание места захоронения и установку памятника. После выполнения всех ритуалов родственники рассаживаются и вспоминают все хорошее, что было при жизни.
Особенности проведения обеда Есть некоторые церковные каноны, которые стоит соблюдать. Важность имеет название блюд и их количество, сервировка, порядок подачи, что говорить и как себя вести. Чаще всего накрывается стол из обилия всевозможных яств, чтобы угодить всем.
Но есть некоторые правила, которые необходимо соблюдать: не рекомендуют употреблять крепкие алкогольные напитки; говорить нужно только хорошее, не громко; не спорьте и не выясняйте отношения. Читать Как подготовиться к исповеди в первый раз? Перед тем, как начать поминальный обед на годовщину смерти, нужно прочесть священный текст и поблагодарить того, кого нет с нами.
Делает это старший рода. Начинать трапезу нужно с кутьи. Рецепт ее приготовления в каждом доме свой.
Есть символизм в ней: зерно — воскрешение души, а сладости — наслаждение в Царстве Небесном.
О смерти, погребении и поминовении усопших
Чтобы достойно помянуть умершего человека на 9 дней, воспользуйтесь помощью ритуального бюро Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Не напрасно узаконено Апостолами поминать умерших при Страшных Тайнах. Стереотип о том, что воспоминание об умерших должно быть мрачным, во многом переносится и на дни памяти, о чём мы подробнее поговорим позже. Встреча умершего с Богом станет первым моментом истины, когда все совершенные дела откроются. Крещеных умерших дома поминают так же, а в храме можно подать записку на литургию, заказать панихиду, сорокоуст.
Когда поминать умерших родных?
- One moment, please...
- Молитва об усопших за упокой души
- Молитва об усопших за упокой души до 40 дня
- Дни особого поминовения усопшего
- Даты поминок
- Поминовение усопших в годовщину смерти: правила, какую службу заказать в церкви
Дни поминовения усопших
Молитва за упокой – обязательная часть утренних и вечерних молитв православного человека. Недопустимо поминовение алкоголем. Во-первых, мы человека поминаем молитвой, произносим тахлиль, читаем Коран, от имени умершего отдаем пожертвование – садака, кормим людей. В православной вере принято поминать умерших во время утренней молитвы каждый божий день, однако родительские субботы — это особые дни для их поминовения. В этом случае этот обычай посещать тела умерших, по крайней мере, не пойдет вразрез с тем, чем живет в эти дни Церковь.
1 Комментарий
- Как помогает усопшему наша молитва?
- Как поминать усопших?
- Дни поминовения усопших
- Что еще почитать
- Как правильно и в какие дни поминать усопших после смерти родственников?
Как правильно провести Радоницу, как помянуть усопших и что делать нельзя
Скажите, надо ли делать поминки за умершего, 11 лет? Молитва за упокой – обязательная часть утренних и вечерних молитв православного человека. Недопустимо поминовение алкоголем. вы делаете те новости, которые происходят вокруг нас. Радоница – день особого поминовения усопших, один из главных родительских дней в православном календаре. В какие дни проходят поминки у мусульман? Традиции поминовения в исламе, как одеваться, что можно и что нельзя делать, читайте в статье «Поминки у мусульман».
Please wait while your request is being verified...
Разумно будет перенести поминки на Радоницу — это день поминовения всех умерших. В день Рождественского сочельника лучше отметить поминальный день восьмого числа, это будет хорошим знаком рождения в вечной жизни. Есть обычай после Пасхи оставлять на подоконнике кулич и крашеные яйца, чтобы души нашли свой дом, наелись, а в воскресенье вернулись на небеса. В то же время нельзя не помнить, что для наших умерших родственников и близких важна молитва за них. Для этого надо заказать литургию об упокоении души умершего. Главное в день смерти — молиться, а собрать людей за столом можно в выходной день после годовщины смерти. В каждой религии есть свои традиции поминания Во всех религиях народов есть специально отведенные дни для поминовения ушедших в мир иной. Когда не выходит по каким-либо причинам помянуть близких в день годовщины смерти, то это можно сделать в дни поминовения. В каждом религиозном направлении даты не совпадают: Радоница — это день поминовения для православных верующих. Отмечается он во вторник на второй неделе после Пасхи. Кроме этого дня, существует еще 5 подобных дат.
День всех усопших католики отмечают 2 ноября. Третий, седьмой и тридцатый дни после смерти поминать считается не обязательным. В исламе не существует определенных дней. Важно, чтобы близкие родственники молились за умершего, вспоминая добрыми словами. Люди должны совершать в это время хорошие поступки.
Как согласовать учение о благотворном влиянии молитв на умерших со словами о том, что на Страшном суде Бог воздаст каждому по делам его Рим. Бесконечная благость и милосердие Господа к нам обнаруживаются, помимо прочего, и в том, что даже после смерти и частного суда , Он не окончательно предает всех грешников наказанию. То семя добра, которое присутствует в грешниках, при содействии благодати, по молитвам Церкви, может развиться, и, таким образом, их нравственное состояние изменится. В этом случае, по определению Страшного Суда , они могут быть избавлены от пребывания в аду. Слышат ли усопшие наши молитвы о них? Общение между земной и Небесной Церковью несомненно существует. Оно основано на христианской любви и выражается в молитвенной помощи друг другу. Спаситель говорит: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» Лук. Апостол Павел пишет: «Любовь никогда не перестаёт» 1Кор. Вопрос о том, как именно отражаются на усопших молитвы за них со стороны членов земной Церкви , не имеет в Православном Догматическом Богословии детального раскрытия. О чём можно говорить с уверенностью, богоугодные молитвы за почивших ближних не остаются бесплодными; благодаря молитвенному поминовению почившие могут получать утешение и отраду. Мы не можем точно сказать, что усопшие именно слышат наши молитвы, но можем утверждать, что они чувствуют их. О каких-то деталях из жизни усопших и о том, как на них сказываются обращенные к Богу молитвы, можно узнать из содержания частных откровений, преподававшихся в разное время тем или иным святым. Так, из откровения преподобному Григорию, ученику святого Василия Нового, известно, что душа блаженной Феодоры после её физической смерти , проходя через мытарства , ощущала на себе следствие молитв духовника, отца Василия. При этом она понимала, кто за неё молится. Его молитвы способствовали ей в прохождении мытарств. Довольно внимательно к этому вопросу относился святитель Григорий Двоеслов. В одном из наиболее известных произведений этого автора, «Диалоги…», представлена история о двух благочестивых женах, которые, к сожалению, не могли обуздать свои языки. Они не сделали этого даже и после того, как были обличены и наставлены «человеком Божьим», предупредившем их, что если не исправятся, то он отлучит их от Церкви. Вскоре остроязычные женщины умерли и были погребены в пределах местного храма. Когда в храме совершалась Евхаристия , и диакон, в определенное время, согласно традиции, указывал лишённым общения покинуть собрание верных, бывшая кормилица умерших жен видела, как они, вдруг, поднимались из гробов и удалялись вон. Когда она сообщила об этих видениях «человеку Божьему», тот вручил ей просфору и велел принести её Господу. После того как она выполнила распоряжение святого, усопшие больше не «поднимались» из гробов и не удалялись из церкви. Из сказанного следует, что каким-то таинственным образом душам женщин становилось известным возглашение диакона. Свидетельств подобного рода известно немало, однако следует помнить, что не всё, о чём в них сообщается, можно понимать буквально: в них много загадочного и символического. Кроме того, доверять можно не всяким свидетельствам. Например, далеко не всякое «явление» «родственника» во сне есть действительное явление родственника. Под видом родственных душ спящему могут являться лукавые духи. С другой стороны, «явление почившего родственника» может быть естественным результатом напряженных воспоминаний или переживаний о нём. Правильным действием в случае «явления» усопшего ближнего будет усиление молитвы как о себе, так и о ближнем, чей образ был явлен во сне. Откуда пошел обычай поминать усопших через определенные периоды 3, 9, 40 дней после смерти? Митрополит Макарий Булгаков пишет, что «объяснение этого обычая находим у немногих, хотя неодинаковое, впрочем, вообще согласное с духом благочестия. Так в книге Постановлений апостольских читаем: «Третий день по кончине умерших должно проводить в псалмопениях, чтениях и молитвах ради Того, Кто в третий день воскрес из мертвых; девятый — в воспоминание живых и умерших; сороковой — по древнему примеру; ибо столько дней народ оплакивал Моисея; наконец, день годичный — в память самого умершего». Макария Александрийского говорится, что в продолжение сорока дней душа умершего странствует по мытарствам, и поминовение еe в третий, девятый и сороковой день соответствует возношениям ее ангелами в эти именно дни на поклонение небесному Судии, Который, наконец, в сороковой день определяет ей известную участь до последнего суда. Евстратий, константинопольский пресвитер, и Филипп пустынник излагают следующее объяснение: в третий день творится первое торжественное поминовение усопшего в соответствие тому, что в третий день воскрес Христос и в первый раз явился ученикам своим; в девятый день творится такое же поминовение, — так как чрез восемь дней в девятый после воскресения Господь вторично явился ученикам своим; наконец, в сороковой день совершается последнее такое же поминовение потому, что в сороковой день Господь в последний раз явился Апостолам и вознесся на небеса. Писатели последующего времени представили и другие благочестивые объяснения этого древнего обычая Церкви». Является ли мнение о том, что душа после смерти 40 дней находится на земле, обоснованным? Мнение о сорокодневном нахождении душ на земле является, по словам прп. Никодима Святогорца , «пустословием»: такие утверждения «невероятны, и никто не должен принимать их за истину». Чем можно утешиться скорбящему по умершем сроднике? У прп. Паисия Святогорца есть замечательные слова: «Мы должны понять, что в действительности человек не умирает. Смерть — это просто переселение из одной жизни в другую. Это разлука на недолгое время. К примеру, если человек уезжает на год за границу, то его родные расстраиваются, потому что они разлучатся на один год, или, если он уезжает на десять лет, они расстраиваются из-за этой десятилетней разлуки.
Дождь и паводок — к добрым вестям. Хороший знак в этот день — увидеть голубя. Заморозки в ночь на Радоницу приведут к плохому урожаю. История праздника Радоницы Радоницу отмечали на Руси задолго до принятия христианства. В языческом календаре это был праздник весны и умерших. Радуницами называли богов-покровителей усопших. Считалось, что после смерти душа человека восходит к богам, переходит в загробный мир и даже получает божественные способности. Люди верили, что, если почитать память предков, те помогут им в жизни. Оттого и пошла традиция поминать усопших яствами именно на кладбищах и оставлять часть угощений умершим близким. На Радоницу готовили особые блюда: вареные яйца их обычно еще красили , кутью и блины. Еду приносили к могилам, поминали, а оставшиеся продукты зарывали в землю. С появлением христианства на Руси традиции изменились, люди стали поминать предков в храмах, а понятие загробного мира стали называть Царствием небесным. Вскоре настанет третий по значимости праздник в церковном календаре после Пасхи и Рождества — День Святой Троицы. Он отмечается на 50-й день после Пасхи.
Над гробом святого Клеопатра зажигала свечи и молилась ему, веря, что за его мужество Бог исполнит все просьбы святого. А когда гонение закончилось, Клеопатра построила храм, в котором положила мощи св. К его гробу стали приходить и другие люди и получали просимое. Однажды святой Уар явился Клеопатре и сказал, что даже все ее некрещенные близкие! Поэтому в Церкви за некрещенных усопших молятся именно мученику Уару. Как Церковь поминает усопших? За усопших крещеных пишутся заказные записки за упокой, священник читает их перед литургией они же читаются и на панихиде. Поэтому записки надо отдавать вечером накануне или утром перед службой. Что происходит после того, как записки отнесут в алтарь? Церковь верит, что Христос омыл Своей кровью грехи всех людей, живых и умерших. Церковь — Тело Христово, что символически означает особый церковный хлеб — просфоры, на котором служится Литургия. Богослужебных просфор — девять. Перед началом службы священник готовит хлеб и вино к Причастию и при этом совершает поминовение всех членов Церкви, живых и усопших, вынимая маленькие частицы из этих просфор. Частица из просфоры — символ души поминаемого. Когда вынимаются частицы за упокой, священник читает записки об упокоении. Вынутые из просфор частицы после причащения верующих погружаются в чашу с Кровью Христовой. Священник читает молитву «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Твоею Честною молитвами святых Твоих» После этого они потребляются диаконом или священником.