Разобрали, когда отмечается еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: история, традиции, чем отличается от Пасхи, что нельзя делать. Чтобы узнать, на какие даты выпадает Песах в текущем году и какие праздничные мероприятия запланированы в петербургской еврейской общине, перейдите на еврейский календарь. Песах Праздник Песах отмечает цепь событий, вследствие которых евреи стали народом (Фото: Noam Armonn, по лицензии ).
Песах: как иудеи празднуют "день рождения еврейского народа"
«» рассказывает, какого числа Песах отмечают в 2024 году, что такое Пасхальный Седер, а также какие традиции и обычаи торжества сохранились до наших дней. Песах 2024: какого числа и как его отмечают, история и традиции. Празднуя еврейский праздник Песах, мы каждый год реализуем возможность познать что-то новое о себе, о нашем народе и произвести качественную трансформацию в отношениях между нами. В 2022 году на период с вечера 15 апреля до ночи 23 апреля выпадают праздничные дни еврейского праздника Песах. פִּסְחָא писха; по-русски — песах) — центральный иудейский праздник в память об Исходе из Египта, один из трёх паломнических праздников. Что такое Песах и почему мы едим мацу 8 дней? Сегодня начинается самый важный еврейский праздник — Песах. Это торжество свободы в честь исхода евреев из египетского рабства. Мы подготовили мини-гайд по Песаху: всё самое важное о празднике, о его особенных традициях и.
История и смысл праздника
- Песах 2023: традиции и обычаи в иудаизме
- Песах - праздник избавления от тирании
- С чем связана история праздника
- Еврейский праздник Песах - Главный секрет евреев
- Тысячелетние традиции. Как евреи всего мира отметят Песах в 2024 году
- Пасха и Песах: история свободы и напоминание, что мы можем победить страх
У иудеев России 5 апреля начинается праздник Песах
Ещё "Пе-сах" переводится как "уста говорящие", и это полностью соответствует тому, что главная заповедь праздника Песах — говорить, рассказывать об истории Исхода. Когда отмечают Песах в 2024 году Песах длится семь дней и начинается с заходом солнца в 14-й день месяца нисана, а заканчивается на 21-й день. Поскольку в Израиле принят лунно-солнечный календарь, то даты начала праздника не совпадают с григорианским календарём и каждый год выпадают на разные дни. В 2024 году Песах отмечается 23—30 апреля.
Мультфильм "Песах — история и традиции". По преданию, Бог послал десять казней на египетский народ, чтобы заставить фараона освободить евреев из рабства. Однако ни превращение нильской воды в кровь, ни появление несметного множества жаб, неодолимых полчищ вшей, диких зверей, падёж скота, язвы, гибель урожая от града и саранчи, ни сплошной трёхдневный мрак так и не убедили египетского правителя отпустить евреев.
Десятой казнью была гибель всех египетских первенцев, включая маленького наследника фараона. Чтобы обозначить свои жилища, которых не должно было коснуться наказание, евреям было велено пометить косяки дверей своих домов кровью молодых ягнят. Агнцев надобно было зарезать, зажарить и съесть "с горькими травами и опресноками".
Причём сделать это на глазах у египтян, для которых молодые ягнята были священными животными. Тем самым евреи демонстрировали угнетателям, что Бог на их стороне. В ночь, когда в каждой семье египтян погибли первенцы, ангел смерти обошёл стороной все еврейские дома, помеченные кровью агнцев.
Бог умертвил первенцев египтян, но пропустил "песах" — на иврите дома евреев.
Содержит сборник молитв и песен, связанных с темой Исхода и ритуалом праздника. По традиции в первую ночь праздника рассказывают о выходе из Египта, поэтому чтение Пасхальной Агады - обязательная часть седера пункт 7. Седер Песах - ритуальная семейная трапеза, которая проходит в первый вечер празднования Песаха. Сам ритуал сложился еще в средние века. Трапеза проходит под чтение Пасхальной Агады, в которой описаны все шаги ритуала празнования. Так участники трапезы слушают рассказ, пробуют представленную на столе традиционную еду в особом порядке и выпивают по 4 бокала вина тоже в определенный момент чтения.
Дети пьют виноградный сок. Список блюд на праздник включает: 3 пластины мацы в центре стола, крутое яйцо, куриное крыло, марор горькую траву , зелень макают в подсоленную воду , харосет смесь натертых яблок, орехов, вина. Также прячут в салфетку кусочек мацы афикоман , чтобы дети его нашли и получили подарок. На этом седер заканчивается.
Почему перед поисками хамеца мы не произносим благословение Шегехеяну произносимое тогда, когда мы исполняем заповедь первый раз в году?
Потому, что эти поиски — часть подготовки к празднику Песах, и мы ограничиваемся благословением Шегехеяну, произносимым перед Кидушем в праздничную ночь. Это благословение распространяется на все заповеди, связанные с подготовкой к празднику Тур. Есть и другое объяснение: Шегехеяну произносится только перед исполнением заповедей, приносящих радость и физическое удовлетворение. Поиски хамеца к ним не относятся — ведь они связаны с материальными потерями — уничтожением найденного хамеца Абудрагам. Запрещено разговаривать на какую бы то ни было тему после произнесения благословения и до начала поисков — так как запрещается делать перерыв между благословением и началом исполнения заповеди.
Тот, кто, в нарушение этого правила, заговорил после произнесения благословения и до начала поисков на тему, связанную с ними то есть непосредственно с исполнением заповеди , не должен повторять благословение. Однако тот, кто заговорил на постороннюю тему, должен произнести благословение еще раз. Следует остерегаться любых разговоров во время поисков. Однако тот, кто разговаривал во время поисков даже на постороннюю тему , не должен повторять благословение. Если в поисках участвуют несколько человек, они должны собраться вместе, выслушать произносимое главой семьи благословение и произнести Амен, рассматривая это благословение как произнесенное и за них.
Соответственно, благословляющий должен иметь в виду, что он произносит благословение за всех присутствующих. Так должно обстоять дело лехатхила — то есть изначально. Однако если некоторые из участвующие в поисках бедиавад — ввиду сложившихся обстоятельств — не слышали благословения, они не должны произносить его сами. Поскольку обязанность искать хамец возложена на хозяина дома, а прочие домочадцы свободны от этой заповеди в случае, если хозяин присутствует и исполняет ее, им не остается ничего другого, кроме как помогать ему. Однако если сам хозяин дома не осуществляет поиски, а поручает их кому-то другому, тот становится его представителем, исполняющим заповедь, и обязан произнести благословение.
Не имеет значение, живет представитель в этом доме или нет — в любом случае он представляет хозяина дома. Тот, кому принадлежат много домов или любых иных помещений, например, офисы или магазины , обязан осуществить поиски хамеца во всех них. Он произносит благословение в одном из домов, и оно распространяется на поиски во всех остальных. Если же он сам намеревается выполнить заповедь только в одном месте, а во все другие послать своих представителей, то он произносит благословение в их присутствии там, где собирается искать хамец сам, распространяя это благословение на их поиски в других домах, после чего представители расходятся каждый в тот дом, где им предстоит исполнить заповедь. Когда бы ни производились поиски — в начале вечера 14-го Нисана, с опозданием, то есть утром 14-го Нисана, после полудня этого дня или даже непосредственно в Песах, — перед их началом необходимо произнести благословение.
Исключением является случай с человеком, отправляющимся в дальнее плавание или в далекое путешествие или съезжающим с квартиры, не будучи уверенным, что в нее вселится еврей, который произведет там поиски хамеца, менее, чем за 30 дней до Песаха. Как мы уже упоминали, он обязан произвести эти поиски перед отъездом — но без благословения. Не произносит его и тот, кто производит поиски хамеца уже после окончания праздника Песах. Даже если известно, что хамеца там нет, поиски все равно должны быть произведены. Где следует искать?
Везде, где есть хотя бы опасение, что кто-либо мог принести сюда хамец, в том числе и в комнатах, куда хамец обычно не вносят — поскольку его могли принести туда случайно. Поэтому должны быть обследованы все помещения в доме, даже чердаки — потому что иногда люди заходят сюда с куском хлеба в руках. Дырки в стенах, расположенные очень высоко, так, что нет никакой возможности их использовать для какой-либо цели, обследовать не обязательно. Это же относится и к дыркам, расположенным слишком низко и потому неудобно — ниже, чем в трех тефахах по мнению многих авторитетов — около 24 сантиметров от пола. Однако если известно, что этими дырками безразлично, низкими или высокими все же пользовались, они должны быть обследованы.
Если в доме есть маленькие дети, низкие дырки должны быть обследованы, поскольку дети могли занести туда хамец. Верхняя часть шкафов, которую в наше время иногда используют, необходимо обследовать. Хлев, в котором живут коровы, так же как и курятник, должны быть обследованы в случае, если в них вносили хамец в последние тридцать дней перед Песахом, несмотря на то, что этот хамец, по всей вероятности, был съеден животными — поскольку возможное но не вполне достоверное уничтожение вполне достоверного хамеца не освобождает нас от обязанности произвести поиски. Однако если хамец не вносился туда в последние тридцать дней, нет необходимости обследовать эти помещения, поскольку в таком случае у нас есть сразу два смягчающих обстоятельства: во-первых, животные или птицы могли съесть этот хамец, во-вторых, даже если он остался цел, он мог заплесневеть и стать негодным до такой степени, что от него отказалась бы собака это критерий непригодности хамеца — и в таком случае нет необходимости его уничтожать. Тот, кто в ходе поисков в хлеве или курятнике обнаружил хамец и решил скормить его животным, должен наблюдать за ними до тех пор, пока они съедят его полностью, и проследить, чтобы они не выбросили часть хамеца в укромное место, где он мог бы пролежать до начала праздника Песах — ведь в таком случае хозяин нарушил бы запреты Торы.
Синагоги и ешивы должны быть обследованы. Служитель, следящий за ними, обследует их и произносит благословение на поиски, однако он не произносит формулу аннулирования после завершения поисков, так как не является владельцем помещения и не может аннулировать хамец, который никогда ему не принадлежал. Хамец, заваленный землей или камнями, считается уничтоженным и должен быть только аннулирован в случае, если высота слоя земли или камней над ним — более трех тефахов. Но если этот слой тоньше, необходимо разгрести его и уничтожить хамец. Необходимо обследовать пространство под шкафами, кроватями и всеми другими предметами в доме, поскольку под ними случайно может оказаться хамец.
То место в доме, которое было выделено для хамеца, проданного нееврею или для хамеца, который будет продан ему наутро , нет необходимости обследовать. Необходимо вывернуть и тщательно проверить все карманы на своей одежде и одежде детей, поскольку иногда хамец попадает в карманы. Однако эту проверку следует проводить позже, утром 14-го Нисана, после последней трапезы, в ходе которой едят хамец, из опасения, что он может попасть в карман после вечерней проверки. Существует точка зрения, согласно которой карманы должны быть проверены дважды — сначала во время общих поисков хамеца вечером 14-го Нисана, а потом еще раз утром, перед уничтожением остатков хамеца. Не следует стирать одежду с крахмалом, содержащим хамец, в последние тридцать дней перед Песахом.
Следует помнить, что заповедью является поиск хамеца, а не его обнаружение. Поэтому тот, кто искал его в соответствии с правилами и ничего не нашел, выполнил заповедь. Несмотря на это, существует обычай раскладывать куски хамеца в различных местах в доме и собирать их в процессе поисков. Необходимо следить за тем, чтобы «подложенный» хамец был твердым и не крошился, и чтобы его раскладывали в местах, где он не попадет в руки детей, которые могут перенести его в любое другое место. Необходимо тщательно пересчитать раскладываемые куски хамеца, чтобы быть уверенным, что в ходе поисков все они были подобраны.
По мнению великого Ари, следует разложить десять кусков хамеца. Принято использовать в ходе поисков нож или перо, которые можно ввести в любую дыру или щель. Он произносит следующую формулу: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я не разглядел и не уничтожил и о которых я ничего не знаю, — да будут они аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной». Некоторые повторяют эту формулу трижды. Тот, кто производил поиски хамеца как представитель хозяина дома, произносит эту формулу в третьем лице: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся во владении такого-то — и т.
Все это потому, что представитель назначается лишь для исполнения заповеди, однако право собственности в любом случае сохраняется исключительно за владельцем, так что если в итоге в доме в Песах останется хамец, именно хозяин нарушает заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться». Поскольку согласно еврейскому закону право собственности принадлежит мужу, именно муж, а не жена может оказаться нарушителем заповеди, стало быть, она может аннулировать хамец только от его имени. Хамец, найденный в ходе поисков, равно как и хамец, оставленный для утренней трапезы, сохраняется в надежном месте, куда не могут добраться дети, равно как и нежелательные гости — крысы, мыши и другие животные, которые могут оказаться в доме. Остатки этого хамеца сжигаются утром 14-го Нисана не позже конца пятого солнечного часа то есть пяти двенадцатых солнечного дня. Упомянутый пятый солнечный час — это не пять часов утра или дня, к которым мы привыкли в обиходе.
Солнечный час — это одна двенадцатая солнечного дня, поэтому он может составлять меньше 60 минут в год, когда солнечный день 14-е Нисана продолжается менее 12 обычных часов. Крайний срок сжигания хамеца можно установить только если известно время восхода и захода солнца е этот день. Для того, чтобы не пропустить этот срок и не нарушить таким образом важный запрет, рекомендуется заблаговременно справиться в календаре и проделать необходимые вычисления. Несмотря на то, что, как уже отмечалось, хамец аннулируется сразу после завершения поисков, необходимо снова аннулировать его после сжигания остатков хамеца, то есть в конце пятого солнечного часа 14-го Нисана. Ведь первое аннулирование относилось только к необнаруженному и неизвестному хамецу, но не распространялось на хамец, оставленный на утро.
Однако можно предположить, что какая-то часть его не была съедена или уничтожена и, не аннулированная, сохранилась в укромном месте, где и обнаружится в Песах. В таком случае окажется, что хозяин нарушил заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться». Поэтому наши мудрецы обязали нас аннулировать хамец во второй раз. Формула второго аннулирования аналогична формуле первого с одним важным отличием. Аннулирующий произносит: «Весь хамец и вся закваска, находящиеся в моем владении, которые я разглядел или не разглядел, которые я уничтожил или не уничтожил, о которых я знаю или не знаю — да будут они аннулированы и станут никому не принадлежащими, как прах земной», — ведь на этот раз аннулируется весь хамец, который может оказаться в его владении.
Второе аннулирование хамеца производится после сжигания его остатков — поскольку это сжигание представляет собой отдельную заповедь. Тот, кто по ошибке или иной не зависящей от него причине не произвел поиски хамеца и его аннулирование вплоть до начала шестого солнечного часа 14-го Нисана, должен немедленно произвести эти поиски и уничтожить найденный хамец, однако уже не должен аннулировать его. Дело в том, что с начала шестого часа хамец уже запрещен для какого-либо использования и поэтому как уже отмечалось уже не полностью принадлежит своему владельцу. Поэтому он уже просто не может его аннулировать, так как никто не может отказаться от того, что не является его собственностью. Правильно поступает тот, кто тщательно полощет рот после последней хамецной трапезы утром 14-го Нисана.
В таком случае он не нарушает заповеди «да не будет видно» и «да не будет находиться», поскольку находящийся в его владении хамец принадлежит нееврею. Однако он должен собрать весь этот хамец в строго определенном хранилище и передать это хранилище нееврею с тем, чтобы оно принадлежало ему до тех пор, пока он не заберет приобретенный им хамец после завершения Песаха. Это должно быть укромное и четко определенное место, чтобы никто из домочадцев не мог по ошибке войти туда и забрать часть хамеца. Договор о продаже хамеца должен включать следующие условия: 1. Продавец уступает покупателю весь свой хамец по установленной цене; 2.
Продавец получает определенный задаток денежный или иной и с этого момента хамец становится собственностью покупателя; 3. Покупатель обязуется прийти к продавцу на исходе Песаха, заплатить остаток оговоренной суммы и вступить во владение хамецем; 4. Стороны соглашаются, что если покупатель не выполнит предыдущее условие, то есть не придет к покупателю на исходе Песаха и не заплатит остаток полной цены, хамец в определенный час вновь переходит в собственность продавца. Запрещается аннулировать заключенную сделку изначально. Тот, кто совершает такую продажу, не нарушает заповеди Торы, так как его бывший хамец в течение всего праздника находится во владении нееврея.
Хотя, в принципе, совершенно ясно, что нееврей не выполнит третий пункт договора, то есть не явится на исходе праздника, не заплатит остаток оговоренной суммы и не заберет хамец, продавец должен в момент продажи искренне рассматривать его как окончательную, реальную и необратимую. Ведь все купли-продажи завершаются не иначе, как в сознании человека, и приобретенные предметы переходят из собственности одного человека в собственность другого после того, как они мысленно одобряют эту перемену. Другими словами, человек перестает быть владельцем проданной вещи лишь после того, как решает для себя, что с этого момента она принадлежит другому. Если же сделка сопровождалась реальным действием — вручением денег, передачей проданного предмета новому владельцу и т. В случае, если продажа хамеца нееврею совершается с выполнением всех этих условий, Тора рассматривает ее как полностью совершившуюся, и продавец-еврей, в доме которого находится этот хамец в Песах, не нарушает заповеди.
Поэтому если, например, проданные виды хамеца подорожают и покупатель-нееврей придет в указанный срок для того, чтобы завершить сделку, еврей должен выполнить все ее условия, если же он воспротивится этому — покупатель имеет право отнять купленный хамец по закону Торы. Продажу хамеца нееврею можно осуществить при посредстве специально назначенного представителя. В наше время принято продавать весь свой хамец представителю бейт-дина еврейского суда — каждый, имеющий хамец для продажи, является в бейт-дин и передает ему права на хамец и на место, в котором он собран, с тем, чтобы бейт-дин продал хамец всей общины нееврею на условиях, которые сам установит. Такая сделка является абсолютно законной согласно законам Торы о купле-продаже. Уничтожению или продаже подлежит только видимый глазу хамец.
Хамец, впитанный посудой, не продается. Посуду, стенки которой содержат хамец, достаточно тщательно вымыть и сложить в специально отведенном месте до конца праздника. В некоторых общинах принято рассматривать вопрос о ха-мецной посуде более строго и также продавать ее нееврею. В таком случае продают не саму посуду, а только хамец, который содержат ее стенки — дабы избежать необходимости окунать посуду в микву после праздника, как приобретенную у нееврея. Продажу хамеца нееврею можно совершить до тех пор, пока этим хамецем разрешено пользоваться еврею, то есть до конца пятого солнечного часа 14-го Нисана.
Тот, кто пропустил этот час, уже не может продать свой хамец, поскольку он больше ему не принадлежит. Более того, если он и попытается осуществить такую сделку после конца пятого солнечного часа, она не будет иметь силу. В таком случае он должен уничтожить весь свой хамец, даже если это приведет к большим убыткам — нет никакого другого способа предотвратить нарушение заповедей. Этот обычай объяснялся тем, что в пасхальную ночь всегда возникает множество вопросов, связанных с кашерностью тех или иных предметов — ведь запреты, связанные с мацой и хамецем — одни из самых суровых в Торе. Однако Галаха запрещает преподавать Тору или отвечать на галахические вопросы тому, кто выпил более, чем ревиит примерно 130 миллилитров вина или другого алкогольного напитка.
Стало быть, этот запрет распространяется даже на того, кто сделал праздничный Кидуш. Поэтому раввины и знатоки Торы откладывали возвращение домой и Кидуш до того часа, когда большинство членов общины уже приступали к пасхальной трапезе, завершающей Седер. К этому моменту все вопросы, возникавшие у членов общины, уже были заданы, а все проблемы разрешены. О рабби Шмуэле Саланте, главном раввине Иерусалима, рассказывают, что он создал новый мудрый обычай для того, чтобы в течение всей пасхальной ночи в городе было к кому обратиться с галахическим вопросом. Он собирал в своем доме миньян из десяти человек, которые очень быстро завершали вечернюю молитву.
Затем он немедленно приступал к Седеру и завершал его так быстро, как мог. Сразу после завершения Седера он шел спать и проводил в постели с полчаса. В большинстве еврейских домов еще продолжали читать Пасхальную Агаду, а рабби Салант уже вставал с постели, освеженный сном. Согласно Галахе, после этого он уже мог преподавать Тору и отвечать на вопросы. Что же до тех, у кого вопросы возникали раньше, то они обращались с ними к знатокам Торы, которые еще не сделали Кидуш.
Однако все остальные — даже те, кто обычно посвящает много времени подготовке к исполнению заповедей — должны в эту ночь спешить домой и немедленно приступить к Седеру. Только так можно исполнить заповеди пасхальной ночи самым полным образом. Хотя в субботу и другие праздничные дни разрешается присоединять часть будня к празднику и начинать трапезу еще до захода солнца, в Песах дело обстоит по-другому. Дело в том, что Тора определила, что мацу, так же как и мясо пасхальной жертвы, можно есть для исполнения заповеди только ночью. О пасхальной жертве в Торе говорится: «И будете есть ее мясо в эту ночь», а исполнение заповеди о маце связано с пасхальной жертвой, как сказано: «С мацой и горькими овощами будете есть ее».
А поскольку заповедь о маце, предписанная Торой, может быть исполнена только ночью, заповедь, обязывающая выпить четыре бокала вина , введенная еврейскими мудрецами, также может быть исполнена только ночью, — ведь условия, поставленные мудрецами для выполнения заповедей, введегных ими в дополнение к тем или иным заповедям Торы, всегда совпадают с условиями, поставленными самой Торой. Поэтому и бокал, выпиваемый при Кидуше и являющийся одним из этих четырех бокалов, может быть выпит только после наступления ночи, то есть после появления звезд. Заповедь обязывает нас выпить четыре бокала вина, которое должно быть самым лучшим, которое только можно достать. Однако оно не должно быть настолько крепким, чтобы усыпить пьющего прежде, чем закончится Седер. Следует предпочесть красное вино белому, — если только белое вино не является явно и намного лучшим.
Необходимо запастись «оберегаемой» мацой самого высокого качества. Те, кто исполняют эту заповедь особенно ревностно, едят в ночь Седера три мацы, испеченные в послеполуденные часы в канун Песаха. Если от этой мацы не была отделена хала, необходимо сделать это еще до захода солнца и наступления праздника. Для этого вся маца заворачивается в скатерть и от одной из мацот отделяется хала сразу за все имеющееся количество мацы — все это при условии, что общее количество мацы, от которой хала не была отделена, достаточно велико, чтобы такое отделение было обязательным, или же, если количество мацы недостаточно велико, она была испечена из теста, вес которого был достаточным для этого, то есть оно было замешано на не менее, чем на 1,680 граммах муки. Если ни одно из этих условий не выполняется, отделение халы производится без благословения.
Следует помнить, что отделение халы — женская заповедь, поэтому выполнение ее муж должен предоставить жене. Затем три выбранные мацы помещаются в специальный футляр одна под другой. Разрешается просто завернуть их — одну под другой — в чистую сложенную салфетку. Оно должно быть достаточно большим, чтобы на нем разместилимсь все шесть установленных законом и обычаем предметов. Эти предметы должны быть размещены в установленном порядке и не прикасаться друг к другу.
Берется кусок мяса с костью внутри и жарится на огне еще до захода солнца. Очень важно, чтобы это было сделано до наступления праздника. Дело в том, что в пасхальную ночь запрещено есть жареное мясо, похожее на мясо пасхальной жертвы. Из этого запрета следует другой: в эту праздничную ночь запрещено жарить мясо которое запрещено есть , если оно с самого начала не предназначено для утренней трапезы. Этот кусок мяса с костью, зроа, размещается в правой части блюда.
Вареное, печеное или печеное уже после варки. Часто кладут яйцо из чолнта, то есть после длительной варки вкрутую, поэтому его скорлупа имеет темную окраску. Яйцо размещается в левой части блюда, напротив зроа. Оба они — и зроа, и яйцо — призваны напоминать о жертвоприношениях: зроа — о пасхальной жертве, яйцо — о Хагиге. Поскольку эти жертвы были непосредственно связаны с заповедями пасхальной ночи, зроа и яйцо размещаются во главе блюда — как мы уже говорили, соответственно, справа и слева.
В качестве марора берутся листья или стебли но не корни хасы салат-латук , цикория или иного горького овоща, при употреблении которого в пищу произносится благословение «Сотворивший плоды земли». Существует обычай использовать листья для исполнения заповеди о мароре, а стебли — для исполнения заповеди о корехе «бутерброде». Овощи тщательно проверяются на наличие червей и иных насекомых. Если таковых не обнаружено, овощи тщательно моют и размещают на блюде между яйцом и зроа, только чуть ниже последнего, поскольку марор сопутствует пасхальной жертве, как сказано: «С мацой и горькими травами будете есть ее». Поэтому марор размещается чуть ниже зроа, напоминающего о пасхальной жертве.
Он готовится из протертых яблок впрочем, некоторые готовят его из протертых фиников с добавками из толченого миндаля, грецких орехов, корицы и имбиря, смешанных с вином. Внешне он напоминает глину, смешанную с соломой и водой. Харосет приготовляется в канун Песаха, однако тот, кто забыл или не успел приготовить его вовремя, может сделать это и после захода солнца. Принято готовить его густым и вязким и разбавлять вином с тем, чтобы он стал почти жидким уже ночью, перед началом Седера, чтобы в него можно было макать марор. Его ставят в правой части блюда, сразу за зроа, чуть ниже марора.
Ведь харосет изготовляется для того, чтобы обмакивать в него марор — значит, марор должен располагаться выше. Отметим, что харосет — это арамейское слово, обозначающее это кушанье. Еврейская традиция утверждает, что это название содержит важный намек: харосет напоминает глину и кирпичи, которые евреи изготовляли во время египетского рабства, и не случайно это слово перекликается с еврейским словом харсит — «глина». Это один из овощей с таким названием в современном значении — сельдерей , картофель, свежая редька или другой съедобный негорький овощ. Карпас размещается в левой части блюда, позади яйца и напротив харосета.
Поскольку карпас как бы «обслуживает» марор, так же как и харосет об этом мы еще будем говорить , он располагается в одном ряду с харосе-том — слева от него. Это листья салата-латука или любого другого овоща, который может быть марором, независимо от того, использован ли он в этом качестве за данным столом. Хазерет располагается на другом конце блюда — между харосетом и карпасом, под ними и за марором. Все, что может использоваться в качестве марора, годится для хазерета и наоборот, так что они отличаются только названиями. Дополнительное название для горького овоща — хазерет — было введено для того, чтобы отличить марор, с которым связана заповедь, от другого горького овоща, введенного в Седер мудрецами в качестве напоминания о чуде об этом ниже.
Таким образом, шесть предметов, расставляемых на пасхальном блюде, располагаются на нем двумя треугольниками, один над другим. В верхний треугольник входят зроа, яйцо и марор, в нижний — харосет, карпас и хазерет. Предметы, входящие в верхний треугольник, связаны с выполнением заповедей, предметы, входящие в нижний треугольник, являются вспомогательными и сопровождают их. Три мацы, завернутые в скатерть или помещенные в футляр, как уже было объяснено, кладутся под блюдо или рядом с ним. Ведь в наше время только с мацой связано действительное исполнение заповеди Торы, в то время, как все предметы, размещенные на блюде, к сожалению, связаны сегодня либо с заповедью, установленной мудрецами марор , либо с воспоминаниями о чуде.
Поэтому принято размещать мацу отдельно, а не рядом с предметами, располагаемыми на блюде. Впрочем, существует и другой обычай, в соответствии с которым мацу также располагают на блюде.
Обычно дата совпадает с мартом-апрелем григорианского календаря. Празднование начинается вечером 15-го нисана. Еврейская пасха празднуется в Израиле 7 дней, а в диаспорах — 8. Первые два дня праздника официально являются нерабочими. Поэтому найти в Израиле работающее заведение будет сложно.
Остальные 5 дней называют «праздничными буднями». В этот период организации будут работать, но только до обеда. В 2021 году Песах начнется в субботнюю ночь 27 марта, а закончится в воскресенье 7 апреля. Подготовка к еврейской пасхе Особое место отведено субботе накануне праздника. Ее называют Великой Субботой или Шабат а-гадоль. В давние времена, именно в субботу, 10-й день нисана, иудеями был выбран ягненок без изъянов, его кровь спасла первенцев в еврейских семьях от смерти. Одна из традиций дня — приготовить немного «хамец» и раздать его беднякам.
Мудрецы говорят, когда стали пренебрегать этим обычаем, на урожай пало проклятье. Прежде чем начать праздновать еврейскую пасху, нужно раздать деньги нуждающимся, чтобы они тоже могли отпраздновать Песах. Важно сжечь, съесть или отдать остатки всего хлеба, приготовленного на закваске. Накануне праздника первенцы-мужчины еврейских семей должны соблюдать строгий пост. Если старший сын не достиг совершеннолетия, то пост должен соблюдать глава семьи. Такая традиция введена в память о всех египетских первенцах, умерших во время 10-ти египетских казней. Женщины стараются убрать и украсить дом, приготовить еду, так как с наступлением праздника хозяйственными делами заниматься запрещено.
Российско-Израильский консультационный центр «РИКЦ» — эксперт по израильскому миграционному законодательству. Наша задача — помочь людям, имеющим родственную связь с еврейским народом, стать частью израильского общества. С помощью наших специалистов по гражданству можно пройти весь процесс без нервов и лишней суеты. Итог сотрудничества — переезд в Израиль на ПМЖ и получение израильских документов. Традиции праздника Многие традиции праздника связаны с событиями тысячелетней давности. Например, в день, когда фараон Египта позволил евреям покинуть его страну, иудеям пришлось очень быстро собираться в дорогу, было взято сырое тесто, так как выпечь хлеб не успели. В жаркой пустыне тесто запеклось.
Его назвали «мацой». В честь этого события на протяжении всей еврейской пасхи запрещено употреблять «хамец» — хлеб, полученный на основе закваски, с использованием дрожжей. Согласно Торе, кушать можно только мацу, пресный хлеб.
Что такое Песах, в чем суть праздника и когда его будут отмечать в 2021 году
Песах шени — это еврейский праздник, который отмечается во второй месяц после Песаха, в соответствии с еврейским календарем. 22 апреля президент России Владимир Путин выразил свои поздравления российским евреям с этим знаменательным событием. Владимир Путин подчеркнул, что традиционное поздравление с Песахом стало уже устоявшейся практикой. Почему иудейский праздник Песах называют еврейской Пасхой в чем суть этого торжества? Рассказываем, какого числа Песах будет в 2024 году, какова его история и традиции. Что евреи готовят на Песах На Песах в центре стола в каждой еврейской семьи должна быть специальная тарелка для седера. Во-первых, у Песаха и христианской Пасхи – глубокий общий смысл избавления от неизбежности греха и смерти, рабства греху и идолослужению. Что такое Песах и почему мы едим мацу 8 дней? Сегодня начинается самый важный еврейский праздник — Песах. Это торжество свободы в честь исхода евреев из египетского рабства. Мы подготовили мини-гайд по Песаху: всё самое важное о празднике, о его особенных традициях и.
Праздник Песах в Израиле: 10 интересных фактов
Зоар ясно дает понять, что нельзя принимать догматичные принципы без четкого объяснения идеи, лежащей в основе этих принципов. Необходимо понимать взаимосвязь между этими принципами и их применением в повседневной жизни, и мы должны изучать, как именно следование этим принципам улучшит наше моральное и физическое благополучие. Мы всегда полагали, что когда десятая казнь — смерть первенцев постигла египтян, израильтяне радовались и ликовали. Они стали свидетелями разрушения своих так называемых врагов — людей, у которых они находились в плену. Но ведь египтяне тоже были частью человечества. С точки зрения духовности, можем ли мы считать это бедствие принципом, принятым Вселенной? Допускать, что убийство разрешено, потому что оно касается других, а не народа Исраэль, равносильно утверждению, что каждый может убить другого, если тот считается врагом. Чего-то явно недостает в этой трактовке событий Песаха. И хотя это не имеет отношения к данной теме, в Библии есть множество других моментов, где народу Исраэль было сказано уничтожить мужчин, женщин и детей Бамидбар, Гл.
Ввиду этих очевидных противоречий Зоар говорит, что в празднике Песах содержится более глубокий и важный смысл того, что на самом деле происходило в Египте. Первый аспект — это то, что идея освобождения от египетского рабства на самом деле относится к внутреннему, а не к физическому рабству. Египтяне — это всего лишь метафора, обозначающая силы, на которые была возложена эта власть. В действительности они были частью силы Сатана, который накрыл весь мир хаосом. Сатан происходит от арамейского слова са-тан, и Зоар говорит, что это сила, а не человек. В мире существуют только две силы. Это нефизическая темная сила, символично представленная в виде египтян, и Желание Получать ради Дарования, изображенная в виде народа Исраэль. Термин "народ Исраэль" включал в себя все другие народы, которые по своей природе были людьми отдачи.
Эти другие народы также были в плену у египтян, что опять отсылает нас к господству Сатана над всеми, в ком развита энергия дарования. Власть Сатана была закреплена навеки в существовании хаоса. Хаос мог существовать только там, где присутствовала непреодолимая энергия Желания Получать Только для Себя. До тех пор, пока мир не устранит этот негативный аспект из своей сущности, не устранит ограничения времени, пространства и движения, — боль и страдания будут частью картины человечества. Это подводит нас к истинному смыслу Песаха. Песах, 15 -й день лунного месяца Овна, был установлен во время сотворения мира. В этот момент невероятная энергия силы Света Творца, которая по своей сути является энергией дарования, была выпущена в космос.
Христианская Пасха посвящена Иисусу Христу и его Воскресению. Иудейская же имеет более древнюю историю. Песах начинают отмечать на 14-й день весеннего месяца под названием «нисан». В еврейском календаре это соответствует периоду марта-апреля григорианского исчисления. Празднование длится 7 дней, первый и последний из которых — выходные. В этом году Песах выпал на период с вечера 5 апреля до ночи 13 апреля. В первый и последний день праздника запрещена любая работа. Песах по-другому называют Праздником Свободы. С иврита данное слово переводится как «прошёл». Это относится к последним столетиям эры Бронзового века пр. XIII век до н. Согласно древним источникам, фараон отказался отпустить евреев из рабства. За это Бог наслал на Египет «десять казней», едва не погубивших всё царство. Страну охватили страшные бедствия. Последней стала смерть первенцев в каждой египетской семье.
Кладут на неё символические продукты: куриное крылышко зроа , варёное яйцо бейца , зелёный салат марор , сладкий салат из яблок харосет , кусочки любого овоща или веточки зелени карпас , тёртый хрен хазерет. А рядом с кеарой всегда, конечно же, лежит маца. Во время седера, каждый еврей должен пройти пять обязательных этапов : съесть мацу, выпить четыре бокала вина, съесть марор обычно между двумя кусочками мацы , прочесть Агаду, петь или прочесть хвалебные псалмы. Существует обычай прятать во время седера кусочек мацы афикоман , чтобы увлечь детей его поисками.
Центральным блюдом праздничной трапезы вместо мяса пасхального агнца стала маца, соответствующие изменения внесли в текст читаемых за столом молитв. Во время праздника Песах к обычным правилам кашрута добавляются специфические запреты, связанные с квасным хамец. Во все дни праздника запрещено не только есть, но и владеть квасным в любом виде. Пригодные для Песаха продукты кошер ле-песах , можно есть круглый год. Устранение квасного[ править править код ] Религиозные еврейские семьи обычно проводят недели до праздника в домашней уборке. Цель — устранить квасное хамец из всех шкафов и углов дома. Поиск квасного часто превращается в генеральную уборку, детские комнаты и кухни обыскиваются в поисках остатков в буфетах, под кроватями. Даже в нерелигиозных семьях Песах — повод провести генеральную уборку. Хотя галаха требует устранения квасного размером крупнее оливки, многие вычищают дом от квасного до последней крошки. Параллельно семья старается доесть к началу праздника все наличные запасы квасного хлеб, макароны, печенье, суповые смеси. Продажа квасного[ править править код ] Хамец, который представляет материальную ценность например, спиртные напитки , изготовляемые из злаков , разрешается продать перед Песахом нееврею. Продажа квасного организуется местным раввином, который становится «агентом» всех религиозных евреев общины, через процедуру, называемую мехират хамец «продажа квасного». Как агент, раввин «продаёт» весь хамец нееврею по цене, которая должна быть согласована после праздника, а до того нееврея просят уплатить символический начальный взнос, при условии доплатить остаток после Песаха. Когда праздник заканчивается, раввин связывается с неевреем, чтобы выкупить хамец общины обратно [6]. Такая «продажа» считается обязательной согласно галахе, причём каждый хозяин должен сложить весь хамец, который он продаёт, в коробку или ящик и предполагать, что в любой момент праздника нееврейский покупатель может прийти забрать или воспользоваться своей долей.
История праздника Песах
- Еврейская Пасха (Песах) в 2024 году: традиции и запреты
- Песах 2024: даты и суть праздника еврейской Пасхи | 360°
- Еврейская пасха (Песах) — как отмечают: смысл и традиции – Блог Israel Assist
- Что такое Песах и когда его отмечают евреи в 2021 году - Толк 26.03.2021
- Пасха и Песах: история свободы и напоминание, что мы можем победить страх
- Песах: даты и традиции еврейской Пасхи
Иудеи собираются отметить Песах
Тогда Господь наказал египтян, наслав на них «Десять казней Египетских». Однако даже тогда правитель Египта не изменил своего решения. В результате Бог решил жестоко проучить народ Египта, умертвив первенцев в каждой семье, но при этом обойдя еврейские дома. Отсюда родилось название праздника: Песах образовано от слова «пасах», что обозначает «миновать». Это событие стало ключевым моментом, который позволил пророку евреев Моисею увести свой народ из Египта, навсегда освободив его от рабства.
Это событие и отмечают в праздник Песах. Несмотря на то, что их названия схожи, они все-таки имеют принципиальные отличия. И называть Песах «еврейской Пасхой» на самом деле не совсем верно. В чем же разница?
Основная часть запретов во время Песаха связана с запрещенным в эти дни хамцом. Как объясняет сайт Ru. При этом что-то сжигают, а что-то можно продать на время нееврею через раввина. Для Песаха положено использовать отдельную посуду, так как та, которой пользуются в течение года, уже впитала хамец. Либо приборы стоит очистить, придерживаясь определенных правил. Праздничный ужин во время Песаха Праздничный ужин называется седер — наиболее торжественный обряд иудаизма. Его проводят в первый и второй дни Песаха. На него приглашают родственников и тех, кто на время праздника остался один.
Песах в 2024 году — традиции и запреты Порядок празднования еврейской Пасхи детально определен в Торе. Традиции праздника бережно хранятся и передаются из поколения в поколение. Готовиться к Песаху начинают еще до его наступления: тщательно убирают дома, готовят праздничные блюда и подарки для близких. В первый день запрещаются все виды работ. Верующие отправляются на торжественное богослужение в синагогу, а после устраивают праздничный ужин — седер, куда приглашают родственников и тех, кто на время праздника остался один. Для седера готовят особенную еду, которую размещают в определенном порядке на блюде. Среди них обязательно присутствуют: марор горькая зелень, которая символизирует горечь и тяжесть рабства , харосет смесь из протертых яблок с финиками и орехами, по виду напоминающая глину, с которой чаще всего евреи работали в Египте , зроа кусочек жареного мяса с косточкой внутри, символизирующий жертвоприношения в Египте , а также вареные яйца как символ жизни. Уровень антисемитизма в крупнейшем государстве мира — один из самых низких в Европе Во время застолья принято выпивать по четыре бокала вина или виноградного сока по числу обещаний, которые Бог дал избранному народу. Пятый бокал оставляют нетронутым для пророка Илии, почитаемого иудеями. На протяжении всех дней верующие не едят хлеб и продукты брожения, за исключением мацы — пресных хлебцев. Такой запрет установлен с древних времен в память о том, что евреи после ухода из Египта питались в пустыне только мацой.
Употребление мацы: Маца — это символ свободы. Употребление марора: Марор — это горько-соленый овощ, который символизирует горечь рабства. Употребление харосета: Харосет — это сладкая смесь из яблок, орехов и вина, которая символизирует глину, из которой евреи делали кирпичи в Египте. Употребление яиц: Яйца — это символ жизни. Употребление пасхального ягненка: Пасхальное ягненок — это символ жертвоприношения, которое совершили евреи в Египте. Запреты Песах Во время Песаха есть несколько запретов: Нельзя есть хамец: Хамец — это закваска, которая содержится в хлебе, выпечке и других продуктах. Нельзя есть мясо и молочные продукты вместе: Это называется кашрут.
Еврейский праздник Песах
В других странах, где живут еврейские диаспоры, Песах увеличивается еще на сутки. Что такое Исход евреев из Египта. Праздник Песах длится 8 дней в диаспоре (в Израиле 7 дней); его начало приходится на канун 15 нисана (вечер 14 нисана); завершение — 22 нисана для диаспоры и 21 нисана для Израиля. Праздник Песах длится 8 дней в диаспоре (в Израиле 7 дней); его начало приходится на канун 15 нисана (вечер 14 нисана); завершение — 22 нисана для диаспоры и 21 нисана для Израиля. массовый исход евреев-рабов из Египта. В XIII в до н.э. после 400 лет угнетения и невыносимой жизни евреи пошли за пророком Моисеем в землю обетованную.
Какие 6 обязательных блюд готовят евреи на Песах, что они означают
22 апреля президент России Владимир Путин выразил свои поздравления российским евреям с этим знаменательным событием. Владимир Путин подчеркнул, что традиционное поздравление с Песахом стало уже устоявшейся практикой. Что такое мезуза и для чего она нужна Краткий обзор законов мезузы Как устанавливают мезузу На косяках всех дверей Солнечная мезуза Тетрис по-еврейски. Заканчивается Песах на седьмой день. Он тоже отмечается торжественно, потому что символизируют кульминацию обретения свободы еврейским интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Когда празднуют Песах. Еврейский праздник Песах начинают праздновать в сумерках 14 Нисана (первый месяц у евреев). Песах включает два дня, считающиеся в Израиле праздничными: первый день праздника Песах и Второй Песах (седьмой день праздника). Дни между первым и последним днями Песаха считаются полупраздничными (“Холь а-Моэд”). Как евреи отмечают Песах, что можно делать, что нельзя. Что такое еврейский праздник Песах, когда праздновать Песах в Израиле.
Что такое Песах, в чем суть праздника и когда его будут отмечать в 2021 году
Песах 2024: чем «иудейская Пасха» отличается от христианской | Песах длится 7 дней в Израиле и 8 за его пределами. |
Песах | это... Что такое Песах? | Во время Пасхи разрешены рыба и яйца, если они подаются с молочными или мясными блюдами. При покупке продуктов на Пасху ищите надписи «кошерно к Песаху», «подходит для Песаха» или «кошерно к Песаху и весь год». |
Песах: история, символы и традиции праздника. Доброе утро. Фрагмент выпуска от 23.04.2024 | 22 апреля президент России Владимир Путин выразил свои поздравления российским евреям с этим знаменательным событием. Владимир Путин подчеркнул, что традиционное поздравление с Песахом стало уже устоявшейся практикой. |