Чум является универсальным жилищем северных народов. Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников. Яранга – традиционное жилище народов Крайнего Севера.
Очаг среди тундры. Сколько стоит традиционное жилище оленеводов
Слайд 3 Чум ненцев в Малых Кармакулах. Новая Земля Слайд 5 ЧУМ-конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространённая по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана, у финно-угорских, тюркских и монгольских народов. Диаметр чума в нижней части обычно составляет от 3 до 8 метров. Историки жилища признают эту форму первым опытом искусственно создаваемого жилья, к которому человек обратился от полых, дуплистых деревьев и пещер. Прообразом чума могли служить прислонённые наклонно к дереву ветви. Слайд 6 Женщины упаковывают сани, которые используются для перевозки жердей и шкур для чума. Ночью сани располагают вокруг чума. Яранга имеет круглый план и деревянный вертикальный каркас с коническим куполом, сооруженным из шестов. Снаружи шесты покрывались оленьими или моржовыми шкурами. Яранга состоит из двух половин: чоттагина и полога. Чоттагин представляет собой подобие сеней.
Это холодная часть жилища.
Иногда и стены покрывают изнутри шкурами. Свет проникает через толщу стен, иногда через окна из озерного льда или тюленьих кишок. Отапливается и освещается жирниками — плошками с жиром, светильниками 19. Ураса - традиционное летнее жилище якутов 20. Балаган-традиционное зимнее жилище якутов 21.
Состоит из деревянных решётчатых стенок с куполом из жердей и войлочным покрытием.
Высота около двух метров, диаметр — 3 или 4 метра. Иглу, жилище эскимосов из снега сев. План и разрез Вход через отверстие в полу, к которому ведет длинный коридор, прорытый в снегу ниже уровня пола. Если снег неглубокий, вход делают в стене, а перед ним строят коридор из снежных блоков. Большая часть пространства внутри занята лежанкой из снега, покрытой шкурами. Иногда и стены покрывают изнутри шкурами. Свет проникает через толщу стен, иногда через окна из озерного льда или тюленьих кишок.
Отапливается и освещается жирниками — плошками с жиром, светильниками.
В калмыцкой юрте они прямые, и потому крыша имеет конический вид. Выпрямление стен и отделение стен от крыши можно наблюдать и в бревенчатых юртах бурят и алтайских народностей. Стены тут не круглые, но 6- и 8-угольные. Негнущийся материал — бревна сруба, при желании сохранить традиционную круглоту шалаша, дал многогранность.
Более развитым типом жилищ следует считать четырехугольное строение. Такой тип жилья также встречается у сибирского коренного населения. Якутская юрта, четырехугольная в плане и трапецоидная в поперечном разрезе, со стенами из наклонно внутрь поставленных бревен, сохраняет ещё от примитивного нерасчлененного шалаша наклонно поставленные стены. В якутской юрте, подпавшей уже русскому влиянию, стены сложены срубом с горизонтально лежащими брёвнами. Нанайская гольдская фанза подверглась китайскому влиянию. Это четырехугольное здание характеризуется системой отопления посредством труб, проложенных под нарами, служащими для сиденья или спанья.
В Средней Азии встречаем четырехугольные дома с плоской крышей. У русского крестьянина в Сибири наиболее развитый тип жилищ — жилой дом, изба. Здесь можно отметить большое разнообразие: дома старожилов и новоселов — представителей разных губерний, занесших в Сибирь со своей родины тип постройки жилища. В соседних селениях, даже в одном и том же селении встречаются избы разной архитектуры и различного внутреннего устройства. На одном и том же дворе можно увидеть, на ряду с обширным, прочно и красиво построенным домом, отдельно стоящие срубы без крыши. В городах, особенно на окраинах, наблюдаются дома типа деревенского жилья и, обратно, в деревнях встречаются дома типа городского.
На жилище сибирского крестьянина можно, кроме того, проследить этапы развития дома. Первую ячейку можно, пожалуй, видеть в бане, низком срубе, отапливаемом грубо сложенной каменкой. Такой сруб мог развиться в однокамерную клеть — сруб, не имеющий ещё крыши, покрытый одним накатником и землей, в дальнейшем развитии — односкатной крышей. Клеть отапливается уже русскую печью, сначала топящейся по-черному, в дальнейшем развитии — по-белому. Далее жилое строение развивается посредством умножения его частей, посредством пристройки и надстройки новых частей жилья. К срубу-клети пристраивают сени и получается двучленный дом.
К сеням пристраивают вторую клеть, и дом становится трехчленным, и т. Эволюция дома происходит также и путем внутреннего расчленения: создаются новые помещения посредством отгораживания некоторого пространства занавесью, перегородкой и прочим. Внутреннее расчленение жилища на отдельные части можно наблюдать и у коренных народностей. Расчленение здесь проведено бывает даже мысленными линиями, но оно тем не менее строго соблюдается: различается мужская и женская половина жилья, место для почетных и менее почетных гостей в кибитке казахов, в якутской и бурятской юрте, в урасе тунгусов и др. Эволюция заключается в действительном разгораживании жилья на части и тем самым в усложнении его.
Чум — традиционное жилище ненцев
Северные олени — это жизнь народов Крайнего Севера. Народы Севера называют традиционное жилище по-разному. • У нек-рых народов северовосточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. Многие северные народы с древних времен живут в чумах. Это традиционное жилье кочевых народов Севера, основными занятиями которых является животноводство. ЯРАНГАЯранга – переносное жилище некоторых кочевых народов (чукчей, коряков, эвенов, юкагиров) Севера России на протяжении многих веков. Чум – незаменимое переносное жилище тундровых кочевников.
Национальные дома народов севера: чум, яранга и иглу
Большую популярность у кочевников типи получили за быстроту в сборке и разборке, удобство в транспортировке, а материалы покрывашки обеспечивали водонепроницаемость. В настоящее время типи в основном утеряли свою актуальность именно как жилища, используясь как обрядовая атрибутика или тематическая для реконструкций и туризма. Так в чем отличия? У всех этих жилищ есть два главных отличия — предназначение и территория распространения. Вигвам и типи были распространены среди народов Северной Америки, чум — по всей Сибирии, кувакса или вежа — по Скандинавскому и Кольскому полуостровам, яранга — традиционное жилище чукчей. Жилища подобной формы и по сей день распространёны по всей Сибири, от Уральского хребта до берегов Тихого океана у финно-угорских, кетско-енисейских, тюркских и монгольских народов. Идентичная конструкция, мобильность, простота в сборке, схожие материалы покрывашки сделали вигвам, типи, чум, вежу и другие подобные жилища едва ли не братьями-близнецами, разбросанными волею судеб по всему белому свету.
И ныне эти жилища не потеряли своей актуальности именно благодаря вышеперечисленным свойствам. Нужны такие жилища? Звони и заказывай прямо сейчас!
В среднем на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур. Внутри яранга делится на жилое отапливаемое помещение — иоронгу — и кладовую, разделённые вертикальным пологом, образующим в плане квадрат. Иоронга — тёплая часть яранги у одной из стенок напротив двери. Представляет собой лёгкий переплёт из лёгких строганых драночек, обтянутый колпаком из выделанных оленьих шкур, пол которого покрыт лахтажьей кожей.
Необычным для российских жилищ являлось то, что бревна ставили вертикально, немного под наклоном. После установки стены замазывали глиной, а крышу устилали вначале корой, а затем землей. Это делалось для того, чтобы максимально утеплить жилище. Стены балагана состояли из большого количества окон, которые перед сильными холодами закрывали льдом, а летом — последом теленка или слюдой. Справа от входа в жилище располагался очаг, представляющий собой трубу, обмазанную глиной и выходящую через крышу наружу. Спали хозяева дома на нарах, расположенных справа для мужчин и слева для женщин от очага. Иглу Это снежное жилье строили эскимосы. Они жили небогато и, в отличие от чукчей, у них не было возможности построить полноценное жилище. Иглу представляло собой строение, созданное из ледяных блоков. Оно имело куполообразную форму и в диаметре составляло около 3 метров. В случае, когда снег был неглубокий, дверь и коридор пристраивали непосредственно к стене, а если снег был глубоким, то вход располагался в полу и от него наружу вел небольшой коридор. При построении иглу обязательным условием было нахождение входа ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы улучшить приток кислорода и вывести углекислый газ. Кроме того, такое расположение входа позволяло максимально сохранять тепло. Свет в жилище проникал через ледяные блоки, а тепло обеспечивали плошки-жиринки. Интересным моментом являлось то, что от тепла стены иглу не таяли, а просто оплавлялись, что помогало поддерживать комфортную температуру внутри жилища. Ледяные блоки впитывали также избыточную влагу, что позволяло помещению оставаться сухим. Яранга Жилища кочевников Юрта Юрта во все времена была жилищем кочевников. Сейчас она продолжает оставаться традиционным домом в Казахстане, Монголии, Туркмении, Кыргызстане, на Алтае. Юрта представляет собой жилище круглой формы, покрытое шкурами или войлоком. Основу ее составляют деревянные жерди, поставленные в форме решеток. В верхней части купола располагается специально отверстие для выхода дыма от очага. Вещи внутри юрты располагаются по краям, а в центре находится очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол обычно устилают шкурами или досками. Это жилище очень мобильное. Его можно собрать за 2 часа и также быстро разобрать. Благодаря войлоку, который покрывает его стены, внутри сохраняется тепло, а жара или сильный холод практически не меняют климат внутри помещения. Круглая форма этого строения придает ему устойчивости, которая необходима при сильных степных ветрах. Жилища народов России Землянка Это строение является одним из древнейших утеплённых жилищ народов России. Стена и пол землянки представляли собой вырытую в земле на глубине 1,5 метров квадратную яму. Крышу делали из теса и покрывали толстым слоем соломы и земли. Стены также укрепляли бревнами и присыпали снаружи землей, а пол обмазывали глиной. Недостатком такого жилья было то, что дым от очага мог выходить только через дверь, а близость грунтовых вод делала помещение очень сырым.
Переносное жилище некоторых народов Севера 6 букв Ad Ответ на сканворд Яранга Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной- имеющей в основании круг- стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами 6 букв Слово из 6 букв на букву Я, вторая буква Р, третья буква А, четвертая буква Н, последняя буква А НАЙТИ переносное жилище боковая стенка выше крыши светлые круги убогое жилище Похожие вопросы в кроссвордах и сканвордах Круглое в плане переносное жилище у народов северо-востока Сибири, с конич.
Как оленеводы Крайнего Севера выживают без душа, туалета и прочих благ цивилизации
Самыми известными жилищами народов севера являются чум, балаган, яранга, иглу и юрта. Ответ на вопрос: «Переносное жилище некоторых народов Севера.» Слово состоит из 6 букв Поиск среди 775 тысяч вопросов. Диаметр данного жилища составляет не менее 5,7 метров. Чаще всего яранга встречается у народов, которые проживают на северо-востоке Сибирской части России и ведут кочевой образ жизни. К ним можно отнести чукчей, эвенов, и некоторые другие народности. Яранга Основным типом жилища северо-восточных палеоазиатских народов (чукчей, коряков и эскимосов) являлась яранга — переносная у оленных коряков и чукчей и стационарная у азиатских эскимосов и приморских чукчей. переносное жилище народов Севера называется ЧУМ, в этом слове три буквы, как и требуется, значит ответ верный, ставятся деревянные прутья -стволы и сверху накрываются шкурами оленя, становится тепло и прямо там разжигают огонь. 13 июня - 43979122929 - Медиаплатформа МирТесен.
Чукотское жилище
На востоке Таймыра до недавнего времени не было ни одного чума, пока энтузиасты в поселке Волочанка не изготовили два с нюками из брезента. Анастасия и Денис Теребихины, учитель и директор школы в Волочанке, пытаются возродить оленеводство в Авамской тундре. Шили по памяти, без клише. Шили нюки тетя и мать Анастасии, которые родились в долганском поселке Сындасско, где в молодости научились изготавливать чумы. Вспомнив технологии, они собираются начать изготовление настоящих, меховых нюков.
Внутри жилища находился меховой полог из оленьих шкур, тот, что являлся спальным, а в холодное время и жилым помещением. Отапливался и освещался он при помощи жирника - светильника из камня либо глины с тюленьим жиром и фитилем из мха. На нем же готовили пищу.
У эвенов всех районов обитания издавна существовало два основных типа жилища: эвенкийский конический чум и так называемая эвенская юрта, сходственная чукотско-корякской яранге. В зимнее время в качестве покрышек применяли оленьи шкуры, летом - ровдугу либо бересту. Эвены, жившие на побережье Охотского моря, в качестве материала для покрышек применяли также и рыбью кожу. Древним традиционным жилищем азиатских эскимосов являлась полуземлянка с каркасом из костей, ребер и челюстей китов. В такой полуземлянке проживала огромная патриархальная семья численностью до 40 человек. Крупные полуземлянки являлись общинными домами, в которых обитало несколько семей, тут проходили собрания и праздники. Такого же типа полуземлянка, но с деревянным каркасом была основным жилищем оседлых коряков - обитателей восточного и западного побережья Камчатки.
Спецификой полуземлянки коряков являлся раструб в виде воронки из плотно сложенных тонких досок, служивший дополнительной охраной от снежных заносов верхнего входа в жилище. Чум У охотников и оленеводов тайги эвенков, тофаларов , тундры и лесотундры ненцев, энцев, долганов, нганасанов особенно распространенным жилищем был конический чум, каркас которого состоял из наклонно установленных шестов, перекрещивающихся вверху и образующих форму конуса. Таежные народы обыкновенно изготавливали шесты для остова на месте стоянки, а при перекочевках перевозили только покрышки. В тундре и лесотундре, где леса немного, оленеводы перевозили свое жилище всецело, совместно с шестами летом волоком, зимой на нартах и могли поставить его на новом месте за несколько минут. Материал покрышек зависел от времени года и наличия природных материалов. Таежные народы летом применяли берестяные и ровдужные покрышки, а зимой - сшитые из шкур оленя. Менее состоятельные семьи жили в корьевых либо жердяных чумах.
В грозных условиях тундры оленеводы применяли покрышки из меха оленя и летом, зимой же они были двойными - мехом вовнутрь и наружу. Интерьер чума отличался простотой и скупостью декоративного убранства, присущной быту охотников и оленеводов. В центре жилища устраивали очаг. Слева от него находилась женская половина, а справа - мужская. Почетное место для гостей-мужчин находилось за очагом наоборот входа. У нганасан, долган и энцев с середины XIX столетия получил распространение так называемый нартенный чум балок , заимствованный от русских крестьян. Он применялся как зимнее жилище и представлял собой подвижное легкое каркасное строение, поставленное на полозья.
В качестве покрышек применялись оленьи шкуры, которые сверху накрывались чехлом из парусины либо брезента. Такое жилище перевозилось с одного стойбища на другое упряжкой из 5-7 оленей. Такое жилище дозволено возвести в любом месте. Чум строили из шестиметровых шестов от 15 до 50 штук , сшитых оленьих шкур 50-60 штук , циновки из трав и прутьев. Устанавливали чум у ненцев женщины. В центре жилища сооружался очаг. Вокруг него укладывали доски пола.
После этого устанавливали два основных шеста. Нижние концы втыкали в землю, а верхние объединяли эластичной петлей. По кругу размещали остальные шесты. К внутреннему шесту симза крепили две горизонтальные жерди. На них укладывали стальной стержень с крючком для котла. После этого натягивали покрышки - нюки. Основной элемент чума - шест.
Его обрабатывали так, дабы он утолщался с обоих концов к середине. Олений волос на покрышках подстригали, дабы зимой снег не набивался в длинный мех. Снаружи чум имеет коническую форму. Она отменно приспособлена к открытым пространствам тундры. С резкий поверхности чума легко скатывается снег. В чуме неизменно чистый и прозрачный воздух. Дым висит только у самого отверстия в верхней части чума - макодаси.
После разжигания очага дым заполняет все пространство чума, а через несколько минут по стенкам подымается вверх. Также подымается и тепло. Оно не дает попасть в чум холодному воздуху с улицы. А летом в чум не могут залететь комары и гнус. Зимний чум именуется сырей мя. Это обычный чум; - летний чум - таны мя. Он отличается покрытием - мюйко - ветхие зимние покрытия мехом вовнутрь.
Прежде для летнего чума применяли берестяные покрытия. Ненецкий чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест. Из мебели в чуме есть только низкий столик около 20 см , за которым обедает семья. В чуме весомое значение имеет очаг - печь, которая находится в центре чума и служит источником тепла и приспособлена для приготовления пищи. После установки чума женщины застилают постели внутри. Поверх циновок кладут оленьи шкуры.
У самого основания шестов складывают мягкие вещи. Оленеводы зачастую возят с собой перины, подушки и особые теплые спальные мешки, сшитые из овчины. Днем все это сворачивается, а ночью хозяйка раскладывает постель. Чум освещается жировыми светильниками. Это чашки, наполненные оленьим салом. В них кладут кусок веревки. К ненецким национальным предметам быта относят мешки из оленьих шкур.
Они служат для хранения меховой одежды, кусков меха, шкурок. Переднюю сторону сумки неизменно богато орнаментовали, сшивая узоры из камуса со вставками из полосок сукна. Задняя сторона не имела украшений и зачастую делалась из ровдуги. В чумах сумки изредка служили подушками. Нужной принадлежностью быта ненцев являются деревянные колотушки, мужские и женские. Мужские служат для сколачивания снега с сиденья нарты. Ими раскапывают снег при осмотре места.
Женские колотушки служат для сбивания снега с обуви и меховых пророческой и имеют саблевидную форму. Деревянный дом У рыболовов-охотников западносибирской тайги - хантов и манси - основным типом зимнего жилища был срубный дом с двускатной крышей, покрытой досками, берестой либо дерном. У амурских народов - рыболовов и охотников, ведущих оседлый образ жизни нанайцы, ульчи, орочи, негидальцы, нивхи , - в качестве зимнего жилища применялись четырехугольные в плане однокамерные дома со столбовым каркасом и двускатной крышей. В зимнем доме обыкновенно жили две-три семьи, следственно очагов в нем было несколько. Летние жилища были многообразными: четырехугольные корьевые домики с двускатной крышей; конические, полуцилиндрические, двускатные шалаши, крытые сеном, корой, берестой. Юрта Основным жилищем скотоводческих народов Южной Сибири восточных бурят, западных тувинцев, алтайцев, хакасов являлась переносная цилиндрическая юрта каркасного типа, крытая войлоком. Она была максимально приспособлена к кочевому быту: легко разбиралась и перевозилась, а установка ее занимала немногим больше часа.
Остов юрты составляли стены из раздвижных деревянных решеток и купол, образованный из жердей, верхние концы которых вставлялись в круг дымохода. На покрытие юрты требовалось 8-9 войлочных полостей. Как у всех монголоязычных народов, жилище бурят было ориентировано на юг. Внутреннее устройство юрты было сурово регламентировано. В центре располагался очаг. Место наоборот входа считалось самым почетным и предназначалось для приема гостей; тут же находился домашний алтарь. Юрта делилась на мужскую левую и женскую правую половины если стоять лицом к северной ее части.
В мужской части находились сбруя, орудия труда, оружие, в женской - утварь и продукты питания. Меблировка ограничивалась низкими столиками, скамеечками, сундуками, постелью, божницей. У скотоводов, перешедших на полуоседлый образ жизни, хакасы, западные тувинцы, западные буряты получила распространение стационарная срубная многоугольная юрта с двускатной либо многогранной крышей. Балаган и ураса Жилище якутов было сезонным. Зимнее - балаган - бревенчатая юрта трапециевидной формы с плоской крышей и земляным полом. Стены балагана обмазывали глиной, а крышу покрывали корой и засыпали землей. До конца XIX столетия традиционным летним жилищем якутов являлась ураса - коническая постройка из жердей, покрытых берестой.
В берестяные оконные рамы вставляли ломтики стекла либо слюды, а в бедных семьях зимой - куски льда. Вход в жилище находился с восточной стороны. По стен располагались дощатые нары - орон. Жилище делилось на правую мужскую и левую женскую половины. В северо-восточном углу находился камелек - простой очаг из жердей и бревен, обмазанных толстым слоем глины, по диагонали - почетный юго-западный угол. Жилые и хозяйственные помещения фазенды якуты неизменно обносили сплошной невысокой изгородью из горизонтальных жердей. Внутри фазенды ставили резные деревянные столбы - коновязи, к которым привязывали лошадей.
Презентация Звериные жарких стран презентация к уроку по окружающему миру подготовительная группа на тему Животные Африки Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста Викторина 1. Как именуется самое высокое из всех звериных? Жираф 2. Какое звериное называют «тигровой лошадью»? Зебра 3. Какое звериное восхитительно лазает по деревьям, скалам и ощущает себя там не менее вольно, чем на земле? Леопард 4.
Какие звериные, оказавшись перед зеркалом, поступают, как умные существа - узнают себя в зеркале? Обезьяна 5. Какое звериное может одолеть в день до 90 км пути, совершая многодневные переходы даже в самую жаркую погоду? Верблюд 6. Эти огромные звериные имеют дюже короткие ноги, которые с трудом выдерживают вес тела зверя, следственно они огромную часть времени проводят в воде. Как именуются эти ошеломительные звериные, имеющие большую пасть, которая тянется от уха до уха? Гиппопотам 7.
Эти потомки архозавров возникли 190 млн. В Старинном Египте их считали повелителями рек. На аренах древнеримских цирков с ними сражались гладиаторы. О каких звериных идёт речь? Крокодил Кроссворд Загадки Зебра.
На побережье Охотского моря, до самого Гижигинска, и на обоих берегах Камчатки, восточном и западном, все от мала до велика знали Прохора Захаровича Пьяных как желанного и занятного гостя в каждой избе и яранге : Пьяных, как никто, умел расцветить мрак темных жилищ Приполярья рассказами о странствиях и приключениях во всех широтах Великого океана. Источник: библиотека Максима Мошкова.
Это холодная часть жилища. Полог - теплый шатер, сшитый из оленьих шкур, отапливается и освещается жировой лампой. Он служит спальным помещением. В ярангах двери закрываются только в пургу. Свет в чоттагин проходит через покрышку из кожи. В чоттагине стояли ящики с одеждой, выделанными шкурами, отрезами тканей. Рядом стояли бочки с квашениями. Над очагом висел котел. Полог освещался каменными жирниками горела, например, полоска меха, опущенная в жир и пропитанная им. Чукотская яранга как многовековой символ непременно участвует во всех современных праздниках, проводимых на Чукотке. Яранги устанавливают на площадях, даже клубных фойе, устанавливают зимой и летом. В них женщины готовят оленину и чай, и угощают традиционными блюдами гостей. В форме яранги теперь строят на Чукотке даже теплицы и другие сооружения. Так, в центре Анадыря стоит яранга, сделанная из прозрачного пластика. Это не что иное, как овощная палатка. Так что яранга, как и олень, давно стала символом Чукотки. О любви чукчей к яранге говорит тот факт, что она как символ изображается на многих плакатах, картинах, гравировках на моржовом клыке, эмблемах, значках, даже гербах. Иглу - жилище эскимосов из снега. Представляет собой куполообразную постройку диаметром 3—4 метра и высотой около 2 метров из снежных или ледяных блоков. При глубоком снеге вход обычно устраивается в полу, ко входу прорывается коридор. При неглубоком снеге вход устраивается в стене, к которой достраивается дополнительный коридор из снежных блоков. Важно, чтобы вход в иглу был ниже уровня пола — это обеспечивает отток из постройки тяжёлого углекислого газа и приток взамен более лёгкого кислорода, а также не позволяет уходить более лёгкому тёплому воздуху. Свет в иглу проникает прямо через снежные стены, хотя иногда устраиваются окна из льда. Внутреннее помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены.
Переносное жилище некоторых народов Севера.
переносное жилище у народов севера — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 6 (шести) букв. переносное жилище у народов севера — ответ на кроссворд / сканворд, слово из 6 (шести) букв. Яра́нга — традиционное переносное или стационарное жилище чукчей. Аналогичные жилища имеются и у некоторых других народов северо-востока Сибири и Аляски: эскимосов. я, последняя - а). Переносное жилище некоторых народов Севера, состоящее из вертикальной – имеющей в основании круг – стенки и конической крыши из шестов, покрытых оленьими шкурами. Во сколько обойдётся возведение жилища народов Севера.
Традиционные жилища чукчей
Ярсалинская тундра. Фото Е. По ненецким преданиям, он появился почти одновременно с человеком, и это недалеко от истины. Согласно данным археологии, легкие конические шалаши, напоминающие чум, были знакомы древним охотникам Европейского Севера и Сибири. Ханты, манси и коми заимствовали его у ненцев вместе с оленеводством.
Подпись к фото в процессе Для оленеводов, постоянно движущихся по тундре в поисках хороших пастбищ для оленей, сложно придумать более простое и универсальное жилище. В отличие от других жилищ, чум не крепится к земле. Благодаря возможности быстрого свертывания и развертывания трансформер чум обладает свойством многоразового и экстерриториального использования. Чум легко транспортируется, так как имеет небольшой вес и объем; для его установки не требуется дополнительных приспособлений.
Несмотря на простоту своего устройства: конус из жердей, укрытый сшитыми из полотен бересты летом или оленьих шкур зимой нюков, тундровый чум является своего рода достижением кочевой жизни. Речь в данном случае идет не столько о его общеизвестных замечательных свойствах противостоять ветрам, снегам и дождям, хранить тепло зимой или прохладу летом , сколько о том, что он «соткан» из всего пространства кочевий. Без него кочевание невозможно, но и он невозможен без кочевания. Его меховое покрытие — два внутренних и два наружных нюка — сшито из 6—7 десятков шкур оленей, выпас которых предполагает ежегодные путешествия от края тайги до края арктических морей.
Шесты для его остова числом до 4—5 десятков и нарты для его перевозки в количестве 5—10 изготовляются из стволов деревьев, которые можно отыскать только в полосе лесов. Топливо для очага собирается по всему пути каслания. Таким образом, кочующий чум «вырастает» в точке соприкосновения трех измерений: пространства земли, стада оленей и сообщества людей, каждое из которых, без преувеличения, обширно. Ненцы-кочевники считают чум эталоном мобильного уюта, вместе с тем он остается частью тундры: в верхнее дымовое отверстие-окно смотрят звезды и капает дождь, по хлопанью чумовых покрышек ощутима сила пурги, треск рогов снаружи оповещает о приходе оленей.
В конструкции чума нет мелочей. Верхние концы шестов продевают в веревочную петлю и опираются на основные шесты. От количества и длины шестов зависит устойчивость и размер чума: чем больше шестов и шире расстояние между опорами, тем вместительнее жилище. В фольклоре ненцев чум бедняка рисуется «иглоподобным», чум богатого оленевода — в форме тупого конуса.
Летний чум обычно меньше зимнего. Шест — сложный конструктивный элемент чума. Он изготавливается из тонкоствольной ели или сосны. Длина шеста от 5 и более.
С концов он постепенно утолщается и к середине обретает овальную эллипсовидную форму сечения. При монтаже чума шест ставится ребром к нагрузке ветровой, весу нюков. Чумовые шесты служат несколько лет, и тундровики-оленеводы особенно их берегут. Подпись к фото в процессе На остов чума натягиваются нюки из оленьих шкур зимой и бересты или брезента летом.
Вход нё зимнего чума прикрывается краем меховой покрышки, образуя откидную дверь, вход летнего чума — закрепленной на деревянном крюке навесной берестяной дверью. Многослойная конструкция позволяет поддерживать определенную температуру. Зимние и летние покрышки различаются. Покрышки для зимнего чума шьют из толстых зимних шкур оленя.
Зимних покрышек четыре: две внутренних поднючье мехом во внутрь мюйко и две внешних мехом наружу ея. На один нюк расходуется не менее 15—20 оленьих шкур, на полный комплект четыре нюка — 60—80. Наружные верхние покрышки шьют из новых шкур, а в качестве поднючья обычно используются старые, вытертые нюки. Если поднючье шьют из новых шкур, то шерсть на них подстригают.
Для летнего чума сегодня используют покрышки из брезента и грубого сукна, реже — выношенные зимние нюки в один слой. В старину покрышки для летнего чума делали из бересты. Такие покрышки не намокают от дождя и хорошо пропускают воздух, поэтому берестяной чум хорошо сохраняет прохладу. Маты и циновки предохраняют «постели» от намокания и намерзания снега.
Сборка Существует особый порядок установки чума.
Кстати, пологов в одном яранге может быть несколько, один на одну семью, но долго молодая семья родителей не смущает, они живут вместе только до тех пор, пока не будет готово новое собственное жилище. Каждая яранга включает верхние и боковые жерди, они необходимы для мяса и рыбы. Добыча висит в дыму, который простирается от очага к центру палатки. Иглу Этот домик изо льда является символом эскимосов, его мы все видим в фильмах, мультиках или даже рекламах. Снежные блоки составляют округлую постройку размером в 3-4 метра, ее высота обычно равняется двум метрам. Приток кислорода и отток углекислого газа обеспечивается с помощью создания входа немного ниже самого жилища.
Такой подход также позволяет сохранить в иглу тепло. Если вы никогда не обучались строительству дома из снежных блоков, отстроить иглу будет непросто. Однако, местное население и вовсе тратит на создание жилища всего 1-2 часа. Дело в том, что опытные северяне знают, какого размера блоки должны составлять определенную часть иглу. Кстати, благодаря форме сужающейся раковины, жители иглу не слышат шума самой сильной пурги. Это кажется странным, но чем холоднее «за окном», тем больший нагрев выдерживает жилище изо льда внутри.
С развитием артиллерии башни стали заменяться бастионами. Избушка Бабы Яги макет из фанеры Баба-Яга со своей избушкой уникальный персонаж, пришедший прямо из славянского фольклора. Избушка Бабы-Яги выглядит как маленькое, шестиугольное жилище с соломенной крышей. На крыше торчит шаткая дымовая труба. Издали избушку можно принять за стоящую на ходулях, но вблизи становится ясно, что это — гигантские курьи ножки. Имеется одна дверь и два окошка. Избушка почти всегда пребывает в глубоких лесах, окруженная частоколом. Избушка редко стоит спокойно — часто она кружится и подпрыгивает, приседает, раскачивается из стороны в сторону, или вертится, оглядываясь по сторонам. Не менее удивительны, чем их хозяйка, были и волшебные предметы Бабы-Яги. Говорят, что она летала по небу в железной ступе, управляя пестиком. Некоторые говорили, что гром — это, на самом деле, грохот ее ступы и пестика во время полета. С собой у нее всегда была огромная палица, которая могла обращать людей в камень. Однако нет никаких сомнений, что величайшим сокровищем была ее Избушка. Замки на Руси — укрепленное жилище феодалов Одним из редких примеров русского замка являлся замок Владимира Мономаха. Многочисленные укреплённые монастыри не являлись замками как таковыми — это были крепости. Они были тесно связанны с городом, вмещали не только оборонительные сооружения, но также культовые и жилые здания. На русской земле обязательным признаком города было ограждение вокруг него либо в виде тына, либо в виде стены, деревянной или каменной. Составные элементы замка: Круглый насыпной холм из земли с высотой насыпи от 5 до 10 метров. На вершине возводилась деревянная, а позднее каменная, оборонительная башня, окруженная палисадом. Вокруг холма шёл заполненный водой или сухой ров, из земли которого и формировали насыпь. Доступ в башню осуществлялся через перекидной деревянный мост и устроенную на склоне холма лестницу. Большой внутренний двор площадью, примыкающий к холму, разнообразные жилые и хозяйственные постройки — жилища хозяина замка и его воинов, конюшни, кузницу, склады, кухню — внутри него. Снаружи двор был защищен деревянным палисадом, затем рвом, который заполнялся из ближайшего водоема, и земляным валом. Около холма строили несколько примыкающих друг к другу дворов.
Это куполообразный домик из снежных кирпичей, название которого переводится с эскимосского языка просто — «зимнее жилье». Эскимосы строят иглу именно зимой, правда, в краях, где они живут, эта пора длится большую часть года. Многие считают, что иглу строят из снега и льда. Это не так, ведь в распоряжении северных строителей только снег. При этом снег подходит далеко не любой — эскимосы хорошо различают разные его виды и безошибочно выбирают самый подходящий. Для возведения иглу берут только тот снег, на котором остается четкий отпечаток ноги. Иглу строится из снежных кирпичей-блоков, которые не лепятся, а нарезаются специальным «снеговым ножом». Так как снежный домик круглый в плане и имеет куполообразную форму, то совершенно ясно, что блоки должны иметь особую форму. Возводят иглу по спирали, начиная с небольших, но широких блоков. Каждый элемент опирается на блоки нижнего ряда в трех точках. Швы между блоками эскимосы заделывают снегом, поэтому стены иглу выглядят монолитными и не продуваются ветром.
Чукотское жилище
у некоторых народов северо-восточной Сибири: переносное жилище с конической крышей. Мобильное жилище кочевников отличается особым температурным режимом: послойное распределение воздушных потоков по внутреннему объему конуса позволяет свести к минимуму зависимость от внешних источников тепла. РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК. Вопрос в кроссворде (сканворде): Переносное жилище у народов Сибири (6 букв). Ответ: ЯРАНГА. Это переносное жилье, которое можно соорудить практически везде, причем в минимальное время. Это переносное жилье, которое можно соорудить практически везде, причем в минимальное время. РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК. Вопрос в кроссворде (сканворде): Переносное жилище у народов Сибири (6 букв). Ответ: ЯРАНГА.
Чум, яранга, иглу - малоизвестные факты о быте северных народов
РАСШИРЕННЫЙ ПОИСК. Вопрос в кроссворде (сканворде): Переносное жилище у народов Сибири (6 букв). Ответ: ЯРАНГА. Это переносное жилье, которое можно соорудить практически везде, причем в минимальное время. Переносное жилище у некоторых народностей северо-восточной Сибири. Это переносное жилище народов Северо-Восточной Европы (саами, ненцы) и Сибири (эвенки, манси, северные якуты, ороки, мганасаны, тувинцы-тоджинцы и др.). Коренные народы Севера соблюдают и особые ритуалы, связанные с жилищем. У оленеводов тундры служил постоянным, в тайге – временным или сезонным жилищем.