Бывшего священника Клинцовской епархии Александра Домбровского лишили сана за переход в раскольническую церковь Украины. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подписал указ об извержении из священного сана протодиакона Андрея Кураева.
Лишенный сана протодиакон Кураев решил покинуть Россию
При этом лишь в одном случае его отказ прибыть для участия в заседании был признан обоснованным уважительной причиной состояние здоровья. В ответ на четвертый вызов на заседание суда, запланированного на 29 декабря 2020 года, 25 декабря Кураев направил по электронной почте сообщение следующего содержания: «Убедительно прошу перенести заседание на январь, так как в предновогодние дни Москва намертво стоит в пробках, а на метро приехать опасно из-за пандемии». Учитывая отказ прибыть на заседание, церковный суд счел обоснованным рассмотреть дело в заочном порядке. Решение об извержении протодиакона Андрея Кураева из сана вступит в силу в случае утверждения его правящим архиереем г.
И никаких явных обвинений нет, ведь то, что я критически отозвался о священнике Агейкине в день его смерти, так ведь такого канона, запрета, нет, а ведь можно вспомнить, как сам патриарх Кирилл, еще будучи митрополитом, отозвался на смерть патриарха Алексия II», - рассказал Кураев. Он напомнил, что тогда будущий патриарх Кирилл заявил, что «бывают ситуации, когда недееспособные люди управляют Церковью, но смерть патриарха нас от этого избавила».
И потом, после высказываний об Агейкине я тут же извинился, и уже 2 мая в газете вышло мое большое интервью, где я извинялся, то есть сам разговор с корреспондентом был еще раньше, также я сразу же принес извинения его семье, а вообще фраза была «в моей памяти он остался таким-то и таким-то», то есть это была исповедь в моем частном блоге. Дальше на основании этого и «на основании других жалоб, которые поступали на меня раньше», появился указ патриарха. Что это за «другие жалобы», мне никто не сообщает, хотя я неоднократно пытался это выяснить. Если же это по делу Агейкина, то я за это уже покаялся и восемь месяцев несу наказание», - заявил Кураев. Кружок филателистов: Кураев о суде над схиигуменом Сергием Он также отметил, что ему и в церковном суде не дают комментариев по сути этих жалоб, утверждая, что никакое досудебное примирение невозможно.
Кураев предполагает, что ему ставят в вину его же публичные слова, но при этом не говорят, какие именно. По его словам, складывается странная ситуация.
Наши слушатели Все права защищены. Предназначено для лиц старше 16 лет. Адрес: 123298, Москва, ул. Территория распространения — Российская Федерация и зарубежные страны.
Что еще известно: Протодиакона четыре раза вызывали на заседания суда, но он не пришел, отмечается в сообщении. Решение об извержении Кураева из сана вступит в силу после подписи главы РПЦ. До этого момента его можно обжаловать.
«Вы извергаетесь из священного сана» Глава РПЦ Кирилл лишил сана протодиакона Андрея Кураева
Религиозный и общественный деятель, богослов, философ, публицист и блогер Андрей Кураев лишен сана священнослужителя по решению патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Решением священноначалия он был лишен священного сана и определен к проживанию в монастыре под строгим духовным надзором. 29 декабря 2020 года Епархиальным церковным судом г. Москвы принято решение о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана. Протодиакон Андрей Кураев, которого патриарх Кирилл лишил священного сана полгода назад, намекнул, что покинул Россию.
Патриарх лишил Андрея Кураева священного сана
На суд пусть идут сопливые, картавые, хромые, убогие… А он, похоже, изначально определил, что может быть только судьёй. И вот Господь посрамил горделивого. Тем временем весьма своеобразно на запрещение протоиерея Алексия Уминского отреагировал иноагент, беглый бывший протодиакон Андрей Кураев. В интервью «Собеседнику» он заявил, что это — «большая боль для тысяч людей. Был большой приход, и приход своеобразный, приход интеллигентский, много было там людей и с еврейскими корнями.
Когда-то подобные личности были бриллиантами русской словесности: Пастернак, Мандельштам. Теперь у такого склада людей будет закрепляться негативное отношение к РПЦ». Интересно, а какое отношение к уже извергнутому из сана за игнорирование церковного суда Уминскому имеют Пастернак и Мандельштам?! Вот кто имеет, так это беглый олигарх Ходорковский, иноагент Архангельский.
Только этих евреев, полагаем, назвать бриллиантами русской словесности вряд ли кто-то решится, даже Кураев.
С тех пор, по мнению патриарха, Кураев «не проявил ни на словах, ни в делах признаков покаяния и в том числе не прекратил свою деструктивную деятельность». Кураев — один из самых цитируемых священников в СМИ и соцсетях. Зачастую его мнение расходится с официальной позицией РПЦ. К примеру, в 2012 году он выступил в защиту Pussy Riot, а в 2013-м назвал «постыдной» позицию патриарха по фильму «Матильда».
Цитата из перевода стенограммы встречи в материале Интерфакса : — Ваше Блаженство, Вы являетесь одним из реальных свидетелей величайшего чуда схождения Благодатного Огня. Непосредственно при этом присутствуете. Мне бы хотелось узнать, как это происходит, Ваше первое впечатление когда Вы стали свидетелем этого чуда? Что происходит с человеком? И сам этот процесс опишите, пожалуйста.
Эта церемония благодатного огня ceremony of the Holy Fire происходит только здесь, в Иерусалиме. И это происходит благодаря самому Гробу Господа нашего Иисуса Христа. Как вы знаете, эта церемония благодатного огня — это, так сказать, изображение enactment , которое представляет собой первую Благую Весть the first good news , первое Воскресение Господа нашего Иисуса Христа the first resurrection. Это представление representation — как и все священные церемонии. Как в Страстную Пятницу у нас обряд погребения, не так ли?
Как мы погребаем Господа и т. Итак, эта церемония проходит в святом месте, и все другие Восточные Церкви, которые делят Гроб Господень, хотели бы принять в этом участие. Такие, как армяне, копты, сирийцы приходят к нам и получают наше благословение, потому что они хотят принять огонь от патриарха. Теперь вторая часть вашего вопроса. Это, собственно, о нас.
Это опыт experience , который, если хотите, аналогичен опыту, который человек испытывает, когда получает святое причастие. То, что происходит там, это же относится и к церемонии святого огня. Это значит, что определённый опыт нельзя объяснить, выразить словами. Поэтому все, кто принимает участие в этой церемонии — священники, или миряне, или мирянки, — у каждого свой непередаваемый опыт [82]. Интерпретация Кураевым слов патриарха Феофила вызвала возражения со стороны главы паломнической делегации, президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина : «Не знаю, каких терминов ожидал Кураев, но, на мой взгляд, никаких оснований для толкования высказывания Иерусалимского патриарха как высказывания, которое отрицает святость этого события, его непознаваемость, там нет.
Это есть интерпретация конкретного человека». Якунин также высказал мнение, что священноначалию РПЦ следовало бы определить, «что и как позволительно трактовать священнослужителю, если он таковым является, а что не очень позволительно и не очень правильно» [83]. Вскоре после этого « Русский репортёр » опубликовал интервью с патриархом Феофилом за авторством Е. Рожаевой [84]. Андрей Кураев объявил данное интервью фальшивкой из-за наличия в нём целого ряда фактических ошибок и предположил в данном случае заказ Якунина [85].
На презентации книги «Перестройка в церковь» 10 апреля 2009 года Кураеву задали вопрос о Благодатном огне: «Хула на Духа Святого считается одним из главных грехов. Вы не боитесь? Протодиакон Кураев ответил: Я не боюсь, потому что я молчу. Я не слышал официального Церковного вероучения и голоса Иерусалимских Патриархов. Свидетельства, рассказы паломников и церковное учительство — это не одно и то же.
Здесь целый клубок очень серьёзных проблем, и поэтому я лучше помолчу [86]. В декабре 2014 года, упоминая в своём блоге о низложении патриарха Иерусалимского Иринея I , предшественника Феофила III, Кураев написал: Интересно, что когда в 2008 году я рассказал одному очень почитаемому русскому монаху о том, что новый патриарх Феофил по сути отрицает чудесный генезис благодатного огня, тот рассудил так: наверно, святейший Феофил прав. У него самого нет опыта благодатного огня — поэтому он о нём и не говорит. Возможно, так Господь дает нам знать, что низложение патриарха Иринея было все же неканоничным… [87] [ неавторитетный источник ] В июне 2015 года, отвечая на вопрос радиослушателя «можете что-нибудь сказать о фактах мироточения и схождения благодатного огня? И чудо мироточения икон, и чудо обновления икон.
Более того, я вполне готов принять и чудо благодатного огня. Вопрос будет, скорее, другой. В церковной истории нередко… Есть в литургическом календаре нашей церкви ежегодные воспоминания об однажды произошедшем чуде. И вот не стоит отождествлять литургическую память о некоем чуде, однажды бывшем, и само это чудо. Вот это, пожалуй, стоит помнить.
Наш мир настолько разнообразен, а Бог, действительно, настолько свободен, что Он может не прийти на встречу, назначенную по расписанию, а может, напротив, совершенно неожиданно появиться там, где Его совсем не ждали [88]. Подобные мысли Кураев высказывал и ранее [90]. В статье Кураев заявлял: Сегодня только ленивый не бросает камни в патриарха Сергия Страгородского. Как он посмел, мол, пойти на сотрудничество с советской властью? Как другие православные народы жили полторы тысячи лет под мусульманами?
В Египте, Антиохии, Палестине, Сербии, Болгарии — кто знает об этом их полуторатысячелетнем опыте церковной жизни в несвободе? Но именно об этом опыте вспомнил патриарх Сергий Страгородский , когда Русская Церковь оказалась в рабстве. Человек светский тут мог бы сказать: «В Сергии продолжилась вековечная раболепная политика Православной Церкви по отношению к властям». Такой критик будет оспариваем в своей оценке, но он будет прав в фиксации факта: политика митрополита Сергия не модернова. Статья вызвала критику со стороны некоторых людей, считающих себя православными; Кураев был обвинён историком и публицистом Николаем Селищевым в том, что он «оклеветал греческих православных новомучеников», а также во лжи и невежестве [91] : Как ни странно, в Турецкой империи у патриарха было больше власти, чем в Византийской империи или чем в Московской Руси , потому что в Турецкой империи патриарху усвоялась вся власть над Церковью в духовных вопросах.
Но кроме этого, Турецкая империя передоверяла патриарху власть над гражданской жизнью подданных-христиан. То есть патриарх — это этнарх … Все споры христиан между собой решает патриарх и духовенство на местах: это так называемая фанариотская система. А как же сегодня Греческая Церковь и греческий народ относятся к имени патриарха Григория V? Прокляли предателя? Нет, уже в конце 19-го века ему начали ставить памятники… [91] После многократных обращений Николая Селищева к священникам канцелярий митрополии и отцу Елевферию Хатзису с осуждением позиции Кураева выступил один из старейших иерархов Элладской церкви митрополит Коринфский Пантелеимон Караниколас , который тогда являлся председателем Синодального комитета по догматическим и каноническим вопросам [92].
Позиция на выборах патриарха в 2009 году[ править править код ] Юлия Таратута , корреспондент издания « Коммерсантъ », отмечала в конце января 2009 года [93] , что во время выборов патриарха Московского диакон Кураев, публично выступая на стороне митрополита Кирилла , использовал обвинения в адрес его конкурентов на патриарший престол: в декабре 2008 года обвинил брата митрополита Калужского Климента Капалина архиепископа Димитрия Капалина , что тот якобы организовал «лжевыборы» делегатов на Поместный собор от духовных школ, которые состоялись в Московской духовной академии, а также произвёл «рейдерский захват Московской духовной академии » [94]. В связи с такими обвинениями епископ Барнаульский и Алтайский Максим Дмитриев , бывший инспектор Тобольской семинарии , высказался, что считает выборы делегатов на Поместный собор от духовных школ честными и справедливыми [95]. Высказывание об исламе[ править править код ] В сентябре 2004 года А.
Протодиакон Андрей Кураев и был избалованным ребенком Русской православной церкви. Всегда находился рядом с властью, всегда вращался в самых высоких сферах, при этом, как правило, не неся никакой ответственности за свои поступки и высказывания. Чужая душа потемки, но я помню, как в одной из своих лекций он сказал, что остается в диаконском сане и не принимает сан священника, потому что это дает ему все преимущества духовного сана и не накладывает никакой особой ответственности. Мне кажется, эта фраза многое объясняет в его судьбе. Но еще раз подчеркну, что решение церковного суда - это внутрицерковная мера, содержащая в себе пусть крайний, но призыв к покаянию. Ни один священнослужитель Русской православной церкви никогда не пользовался такими привилегиями, как Кураев. Его очень долго терпели и вовсе не из-за боязни скандала, а из уважения к его таланту и заслугам, которые не вызывают сомнения.
Вопрос был и не в том, что он говорил он всегда обладал привилегией говорить все, что угодно , а в том, как он говорил. Претензии были именно к этому. Ведь отцу Андрею никто не запрещал, да и запретить не может проповедовать Христа, но почитайте его публикации за последние несколько лет - много ли там о Христе? В последнее время было просто стыдно читать и слушать то, что он нес. На это следовало уже как-то отреагировать.
Господь посрамил горделивого
Лишенный священного сана Иоанн Коваль. В декабре 2020 года Епархиальный суд лишил Кураева сана за оскорбление умершего протоиерея Александра Агейкина. Патриарх Кирилл утвердил лишение протодиакона Андрея Кураева сана, но ввёл мораторий на издание соответствующего указа на время, которое потребуется Кураеву для пересмотра взглядов. Епархиальный суд Москвы постановил лишить Кураева священного сана два года назад, но указ об этом так и не был издан – все это время действовал мораторий. Епархиальный церковный суд Москвы лишил сана протодиакона Андрея Кураева. К сожалению, некоторые лишенные сана «священники» продолжают общаться с паствой в качестве пастырей, но надо помнить, что такое общение лишено благодати».
Лишенный сана протодиакон Кураев решил покинуть Россию
Низверженный протодиакон: 8 высказываний Кураева, которые лишили его сана | Лишённый сана главой РПЦ Патриархом Кириллом Андрей Кураев вечером 16 октября объявил об отъезде в Европу. |
Патриарх Кирилл лишил сана протодиакона Кураева | Новости общества | Известия | 28.04.2023 | Патриарх РПЦ Кирилл лишил сана клирика Московской епархии протодиакона Андрея Кураева. |
Патриарх Кирилл лишил священного сана протодиакона Андрея Кураева | Лишенный сана бывший протодиакон Русской Православной Церкви Андрей Кураев заявил, что покинул Россию в День народного единства, сообщает РИА "Новости". |
Низверженный протодиакон: 8 высказываний Кураева, которые лишили его сана
Патриарх Московский и всея Руси Кирилл лишил протодиакона Андрея Кураева священного сана, сообщается на сайте Московской епархии. протоиерей Анастасий Головин, который, согласно установлению епархиального суда, «принял идеологическую сторону протоиерея Владимира Головина», а также нарушил ряд канонических правил. Чужая душа потемки, но я помню, как в одной из своих лекций он сказал, что остается в диаконском сане и не принимает сан священника, потому что это дает ему все преимущества духовного сана и не накладывает никакой особой ответственности.
Протодиакона Андрея Кураева лишили священного сана
Москвы 50-54-2020 от 29. Комментируя это решение, Кураев также сообщил у себя в блоге, что год назад обсудил свою ситуацию с Константинопольским патриархом Варфоломеем, и он сказал, что не может принять апелляцию, пока нет окончательного приговора. Это не означает, что этой опцией я воспользуюсь. А в целом - свою дорогу нельзя нести с собою.
Причиной извержения из сaнa стaло опубликовaнное в блоге Aндрея Курaевa оскорбление умершего протоиерея Aлексaндрa Aгейкинa, a тaкже «хулa нa церковь». Aндрей Курaев известен кaк один из самых медийных священников РПЦ, прaвослaвный миссионер, публицист и богослов.
То буддисты захватят школу и расстреляют в ней детей… То даосы взорвут самолёт… То христиане подорвут кинотеатр… Вот в этом случае можно было бы ограничиться повторением банальности о том, что у каждого народа есть право иметь своих подлецов… Но ведь всё очевидно не так. Может быть, терроризм — это следствие искаженного понимания Корана. Но ведь именно Корана, а не книги о Винни-Пухе. И у истоков этого искажения стоят ученейшие исламские мужи улемы , а не безграмотные арабские скинхеды. Исламский мир роднят с миром террора не плохие ученики, а отменные и популярные учителя! И если власти Саудовской Аравии только в мае 2003 года были вынуждены отстранить от должностей 1710 человек из духовенства — значит, проблема не в одиночках. При таких масштабах террористическая проповедь — это болезнь уже всего исламского сообщества. И ещё одна причина ответственности всего мусульманского мира за своих подонков в том, что изряднейшая часть мусульманского мира считает террористов не подонками, а героями. Мир ислама ответствен за исламский терроризм — хотя бы тем, что отказывается увидеть эту свою ответственность. Эти доводы А. Братья Царнаевы Джохар и Тамерлан. Борцы как и Мирзаев. Интересно, сколько ещё нужно взрывчатки, чтобы снести шоры принудительной толерантности? Кураев снова повторил [99] свои аргументы: У террористов нет религии? Но они несомненно и крепко верят в продолжение жизни после взрыва собственного тела. Они прославляют вполне определённого Бога и это отнюдь не имя великого Вицли-Пуцли. А названия их организаций говорят о готовности воевать за ислам, а не за футбол. Их можно считать плохими мусульманами. Но это именно мусульмане. Насколько я помню, чтобы стать мусульманином, достаточно произнести формулу «Нет Бога кроме Аллаха и Магомет пророк Его». Неужели эту формулу отрицали террористы в Беслане или Бостоне? Неужели Коран они не считали откровением Всевышнего? Кураев призвал к противодействию радикальной политике меджлиса этнического парламента крымских татар , проведя параллели с поведением наглого подростка в мужском коллективе [100] [101]. О представителях официального ислама в РФ[ править править код ] 15 августа 2007 года на имя президента России Владимира Путина было направлено Заявление мусульманской общественности России « Клерикализм — угроза национальной безопасности России» по поводу споров о Письме 10 академиков РАН [102]. Среди подписантов этого письма выступил Нафигулла Аширов , сопредседатель Совета муфтиев России, глава Духовного управления мусульман азиатской части России Москва. Комментируя это заявление, Кураев высказался критически по отношению к Нафигулле Аширову, призвав отправить его в бессрочную командировку [103]. Позднее Андрей Кураев в интервью корреспонденту газеты «День за днём» отвечая на вопросы об этом происшествии сказал следующее: — Вам не кажется, что люди церкви подают очень мало сигналов, которые ассоциировались бы с Нагорной проповедью, с одной из главных заповедей христианства — «возлюби ближнего твоего, как самого себя»? Когда вы говорите о любви, это один сигнал, когда посылаете на фиг Нафигуллу Аширова — другой, в чём-то противоположный первому. Евангельские сигналы идут на одной частоте, и они одни и те же, поэтому люди зачастую теряют восприимчивость к ним. Евангелие — очень небольшая книжка, Нагорная проповедь — ещё меньше. Заметьте, вчера на лекции не было ни одного вопроса по Евангелию, люди спрашивают о каких-то периферийных вещах… Надо сказать ещё, что есть вещь, которую Бог оставил на нашу ответственность: как святые банальности Евангелия проецировать на пёструю ткань современной жизни. Конечно, я стараюсь соотносить то, что я говорю и делаю, с Евангелием. Но Евангелие более сложно, чем толстовство. У Христа в руках мы видим меч, и апостолы носили мечи, и фарисеев Христос послал дальше, чем я — Нафигуллу. Понятно, что сказанное нашло отклик в сердцах… — Более того, у меня был потрясающий случай: года два назад в Перми на одной конференции меня окружила группа людей в исламских одеждах, оказалось, что это верховные муфтии разных регионов России, и они мне сказали: «Мы с вами, а не с Нафигуллой Ашировым» [104]. Мнения и публикации, касающиеся еврейского народа[ править править код ] В 1998 году Кураев написал на тему антисемитизма книгу под названием «Как делают антисемитом» [105] в 2006 году вышла вторая редакция. Я убеждён, что антисемитизма в этой книге нет. Я не считаю еврейский народ в чём-то хуже народа русского или любого другого. Я просто не считаю евреев лучше всех остальных народов. Впрочем, сегодня, кажется, даже это уже считается антисемитизмом. Но разве есть национализм в просьбе подходить ко всем народам и ко всем людям с одними и теми же нравственными критериями? В этих статьях именно это я и делаю. Я все время просто и скучно спрашиваю: «Господа! Я понимаю, что чужая боль плохо чувствуется. Но представьте, что точно такую же фразочку кто-то бросит в адрес вашего народа. Вам разве не будет больно? Так, может, и вы не будете бросаться булыжниками в нас? Кураев ассоциировал 23 февраля и 8 марта с еврейским праздником Пурим. После чего осудил приурочивание Дня защитника Отечества и Международного женского дня к данному иудейскому празднику, высказав следующее мнение: Моё недоумение о другом: как можно спустя тысячелетия праздновать события того дня… Есть ли другой народ на земле, который с веселием празднует день заведомо безнаказанных массовых убийств? Я понимаю праздник в честь военной победы. Это было открытое и рискованное столкновение, и день победы — это мужской и честный праздник. Но как праздновать день погрома? Как праздновать день убийства тысяч детей? По утверждению президента Еврейской национально-культурной автономии Свердловской области Михаила Оштраха, Кураев исказил сведения об истории праздника Пурим, и поэтому его статья вызывает враждебное отношение к еврейскому народу [108]. По этому и ряду других фактов Свердловское отделение КНОР в 2001 году обратилось в прокуратуру Свердловской области и направило Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II, а также Архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому Викентию письма о распространении со стороны Екатеринбургской епархии книг, журналов и газет, в которых имелись антисемитские материалы [108]. В 2005 году Кураев прочитал лекцию на тему части жертв Освенцима , евреев-христиан [109]. Отношение к креационизму и дарвинизму[ править править код ] В своей книге «Православие и эволюция» протодиакон Кураев высказался с критикой протестантских авторов-креационистов за их отвержение теории эволюции. В частности, он отмечал: «В православии нет ни текстуального, ни доктринального основания для отторжения эволюционизма.
Мое дело маленькое: поступить по совести, а до кого это дойдет, уже не совсем моя забота», — добавил Кураев. Напомним, в 2020 году Епархиальный суд принял решение лишить Кураева сана за его «систематический и многолетний характер клеветнической деятельности». Кроме того, протодиакона обвинили в оскорблении протоиерея Александра Агейкина , который скончался от последствий коронавируса. Патриарх Кирилл назвал поведение Кураева «безнравственным» и «особенно циничным». Глава РПЦ также заметил в его словах признаки «хулы на Церковь». В свою очередь протодиакон на суд не явился и заявил, что ему не дали в полной мере защититься.
Церковный суд лишил священника сана за замену в молитве слова «победа» на «мир»
29 декабря 2020 года Епархиальным церковным судом г. Москвы принято решение о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана. Бывший протодиакон Андрей Кураев, лишенный сана патриархом Кириллом, решил уехать из России. Лишенный сана бывший протодиакон Русской православной церкви (РПЦ) Андрей Кураев сообщил, что покинул Россию в День народного единства. В апреле 2023 года патриарх Кирилл лишил Кураева* священного сана из-за того, что он «не прекратил деструктивную деятельность». После заявления прихожан иерея запретили в священнослужении в феврале 2023 года, а на заседании 11 мая постановили лишить сана, обвинив в клятвопреступлении по 25 правилу Святых Апостолов.
Андрей Вячеславович Кураев
Иерея Виталия Беляева, служившего настоятелем Никольского храма в Куюках, лишили священнического сана. После лишения сана Кураев намекнул об апелляции к патриарху Константинопольскому Варфоломею. 29 декабря 2020 года Епархиальным церковным судом г. Москвы принято решение о признании заштатного клирика г. Москвы протодиакона Андрея Кураева подлежащим извержению из священного сана. Во время интервью бывшему главе «Эха Москвы» священник публично призвал православных не ходить в храмы, в которых читаются молитвы о победе Святой Руси над врагами, пытающимися ее расчленить и уничтожить. ВЗГЛЯД / Лишенный сана протодиакон Кураев решил покинуть Россию:: Новости дня. Решение епархиального суда о лишении Андрея Кураева сана патриарх утвердил еще 4 апреля 2021 года, при этом действовал мораторий на издание соответствующего указа, сегодня он был отменен.