Саперы Вооруженных Cил России проводят большой объем работы по обезвреживанию опасных объектов. Саперы 155-й бригады Краснознаменного Тихоокеанского флота, участвующие в спецоперации, поделились с военкором сложностями своей службы и жизни.
Сапер работа или призвание. Особенности специальности
Слово «сапёр» произошло от французского «saper», что означает «подкапывать», «подрывать». Изначально сапёр – это тот, кто делал подкопы под стены вражеских крепостей, чтобы потом их можно было легко захватить или разрушить. И тогда на помощь югоосетинским саперам подошли российские саперы, совместными усилиями за короткое время очистив практически всю территорию Южной Осетии. Сапёр (от фр. sapeur — вести сапы, подкапываться) — лицо, находящееся на службе в инженерных войсках, основной задачей которых является инженерное обеспечение военных действий оборонительного или наступательного характера.
Военкор URA.RU рассказал, как обучают саперов в зоне СВО
По информации военного ведомства, в зоне СВО сапёры работают на наиболее опасных участках, обеспечивая устойчивую оборону российских войск. В арсенале сапера — защитный костюм, сделанный из специальной ткани, обеспечивающей защиту жизненно важных органов при взрыве 100 г тротила на расстоянии 1 м. Он состоит из бронежилета, шлема, куртки, брюк и рукавиц, весит 36 кг. Тройка саперов добровольческой бригады "Ветераны" прочесывает местность, ищет участок дороги, который нужно заминировать. Пулеметчик, наблюдающий за обстановкой во время работы, занял позицию.
Кто такой сапер в армии: знания и умения, которыми он должен обладать
С лиц солдат градом катится пот, несколько часов ношения защитного костюма превращают форму в мокрое полотно. И это всего 25 килограммов, не считая снаряжения. Страшно представить, как работается при полном комплекте. Еще страшнее думать, как сильно парни рискуют здоровьем при таких нагрузках «Зато потом обычный бронежилет надеваешь — и вообще не чувствуешь.
Как будто ничего и нет на плечах! Они давно исследованы, однако брошенные снаряды и патроны могут оставаться до сих пор. К тому же парням пригодятся коробки из-под боеприпасов — универсальная вещь как для укрепления лагеря, так и для хранения личного снаряжения.
Интересующая нас линия была построена украинскими военными еще до начала специальной военной операции Следов стрелкового боя не видно. Вероятно, подразделения Вооруженных сил Украины покинули эти укрепления еще до подхода наших сил из-за мощных обстрелов. Размеренно движемся вдоль обрушенных траншей и капониров, заглядываем в доты и блиндажи.
Патрон шагает впереди меня, опытным взглядом проверяет каждую дверь и угол, заминированным может оказаться любой косяк. Я же ищу в темноте брошенные документы, но ничего особенно ценного не нахожу. Золотое правило сапера: не знаешь — не трогай!
А еще смотри под ноги! В зоне боевых действий подорваться можно даже в хорошо изученных местах позывной Юристсолдат саперного взвода Процесс разминирования Фото: предоставлено командиром саперного взвода Солдату с позывным Юрист 22 года. Получив среднее специальное, молодой человек подписал контракт.
До выезда на специальную военную операцию успел пройти все необходимые курсы, получить сертификат, позволяющий работать с взрывными устройствами на гражданке. Специальность редкая, можно устроиться хоть в МЧС, хоть в строительную сферу. На позициях мне снова не повезло: все, что могло представлять опасность, давно вынесено.
А посмотреть на подрыв очень хотелось. Что же, в другой раз. Отряд грузится в КамАЗ.
Спустя несколько дней после визита я узнаю, что в этих траншеях нашли 185 танковых и артиллерийских снарядов, которые Вооруженные силы Украины не успели уничтожить при отступлении «Саперы в нашей части дежурят в зоне СВО по четыре месяца, затем обязательная ротация. Службой мы в целом довольны. Понимаем, что в других подразделениях все куда тяжелее», — рассказывают солдаты по дороге.
Воспринимаю их слова как скромность. Их сослуживцы по подразделению, по словам офицеров, работали в разгар боев под Херсоном и Харьковом. Многие были в Сирии, очищая жилые массивы в 40-градусную жару.
Службу сапера никак нельзя назвать легкой в принципе, а учитывая реалии Мариуполя — она в принципе опасна до предела. Да и уничтожать снаряды — задача не из простых.
Уже на месте набирался опыта. Обучали, и обучают, старшие командиры. Где-то сам набираешь опыт. За полтора месяца, что я тут, я совершил более пятнадцати боевых выходов», — рассказал Верный об обучении в зоне СВО.
Поэтому уже в древности солдатам приходилось засыпать овраги, срывать холмы — то есть всячески готовить поле боя к организованному кровопролитию. Вдобавок довольно быстро военные обнаружили, насколько увеличивают боевую эффективность разнообразные полевые укрепления. Так на полях сражений появились рвы, заграждения, флеши, люнеты, реданы и прочие средства защиты войск. И наконец, армия в походе нуждалась в ровных дорогах, которые порой приходилось прокладывать заново, а иногда очищать имеющиеся от завалов. Необходимы были и мосты, которые противник охотно разрушал при отступлении. Требовались временные переправы, защита войск от ловушек на дорогах. Но кто будет выполнять всю эту работу, требующую особых навыков? Можно, конечно, поручать её самим солдатам. Но это отвлекает их от главной задачи — войны. Да и отсутствие специальной подготовки сказывается на эффективности. Поэтому уже в армиях Древнего мира появились военные инженеры. Первоначально им поручались только самые важные задачи, требующие особого образования: строительство осадных орудий, обслуживание артиллерии, возведение мостов, осада крепостей. Вплоть до Нового времени инженеры были вольнонаёмными специалистами и в число военных не входили. Постройка моста через Рейн по приказу Юлия Цезаря С появлением регулярных армий ситуация резко изменилась, и инженерам пришлось встать в строй. За этим именем скрывались всё те же военные инженеры. Подразделение было сформировано в 1678 году. А с 1766 года в каждой пехотной роте имелось двое сапёров, которые всегда сопровождали её, чтобы при необходимости разбирать преграды, устроенные противником на пути войска. Характерным отличием этих военных стали длинные фартуки из толстой кожи и массивные топоры. Если в армиях других стран инженеры брали топор и надевали фартук лишь во время работы, то французы с гордостью носили их даже на парад, сделав традиционным отличием сапёров. Но зачем такие принадлежности военным инженерам? Всё просто: топор позволял быстро проделать брешь в завале, а фартук защищал красивый и дорогой мундир солдата во время этой грязной работы. Сапёры французской армии, 1809 Но главной привилегией французских сапёров стала борода.
Повторюсь, есть технически сложные выезды. К примеру, угроза взрыва на Ярославском вокзале. Бдительные граждане сообщили о машине, загруженной подозрительными бочками, на которых лежали провода. Эвакуировали граждан, перекрыли зоны обследования. Нам пришлось в тяжёлых костюмах выдвигаться туда, просвечивать, смотреть. Вызвали сотрудников ФСБ, они нашли хозяина машины, открыли её и посмотрели. Бочки оказались с краской. Этот выезд занял десять часов, и привлечено было огромное количество личного состава. Другой эпизод. Вот представьте, ночью в квартире 16-этажного дома сотрудники оперативных служб при проведении обыска обнаружили в холодильнике три килограмма взрывчатого вещества, которое, как выяснилось, нельзя перемещать. Вот как поступать в этом случае? Никто не может дать рекомендации, что с ним делать. Вынимать его из холодильника? Если оно сработает, тогда стену дома «вынесет». И ещё — угроза взрыва бытового газа. Не было и технических средств типа робота, с помощью которого можно было бы изъять вещество из холодильника и по лесенкам спустить. Сидишь и думаешь, что делать. Начинаем консультироваться, прикидывать, как выполнить эту крайне опасную задачу. И вот наш специалист надевает костюм, который мы в обиходе называем «тяжёлым», и своими ручечками вынимает всё это. Второй без перчаток работает, потому что надо чувствовать пальчиками, что ты трогаешь. Из недавних примеров. Экскаваторщик загрузил ковшом какой-то цилиндрический предмет с проводами. Поднял, поцарапал, чтобы посмотреть, что это, и выяснилось — отечественная фугасная авиабомба ФАБ 250: там порядка ста килограммов взрывчатки только. И что с нею делать? В ней семь взрывателей, а вокруг — жилые дома. Эвакуировали, конечно, жителей. Как бомба там оказалась, не знаю: может, с грунтом привезли с бывшего военного полигона. Если прозвучала тревога — К примеру, гражданин может позвонить в ИСО и сообщить о подозрительном предмете? Выезд дежурных групп отдела на место происшествия координирует только оперативный дежурный Дежурной части главка. Общий объём работы составляет примерно один или два выезда в сутки 500—600 выездов в год. Распределение происшествий по категориям от общего количества следующее: «угроза взрыва» — 55 процентов; «бесхоз» — 15 процентов; «особый случай» — 30 процентов. Хочу подчеркнуть, что, помимо оборудования и аппаратуры, всегда используется специальная служебная собака, обученная для поиска взрывчатых веществ. О стимулах и интересах — Что говорить, работа у личного состава ИСО тяжёлая. Как удаётся удерживать сотрудников?
Штурмовые саперы, возвращение в строй
В нашем подразделении потерь не было, даже раненых. Фото: 1MI Интервью у Ивана мы брали когда группа журналистов снимала, как саперы работают на одной из станций водоснабжения Мариуполя. Масштабы разрушений после продолжительных боев были видны еще хорошо. Жители обустраиваются в новой мирной жизни, и задача полного восстановления всех систем ЖКХ перед наступающей осенью рассматривается как первоочередная.
На территории станции во время боев за город располагалась минометная батарея ВСУ. В результате она вся буквально завалена минометными минами, пороховыми зарядами, остатками военного снаряжения. В самых неожиданных местах можно встретить сложенные штабелем или просто сваленные в кучу ящики из-под боеприпасов.
В любом кусте может оказаться снаряд с ввинченным взрывателем, а то и специально поставленная мина или «растяжка». Все это разбросано на площади в сотни квадратных метров, в густой траве, среди строений и трубопроводов. Создается ощущение, что позиция для украинской минометной батареи была выбрана здесь совсем не случайно.
От этой крупной станции водоснабжения зависит нормальная работа водопровода в большой части города, вполне возможно, что украинские военные рассчитывали на то, что важность объекта каким-то образом убережет их от серьезного обстрела. Если это так, то их расчет оправдался — на всей территории станции нет ни одной воронки или иного признака серьезного «прилета». Нет, мы ещё в мае начали работать, и там было совсем не до этого.
Вот шли по пляжу и видели, как в городе ещё идут бои, как «Азовсталь» бомбят. Информация у нас была от сил ДНР, что возможны прорывы противника из окружения по несколько человек, мелкими группами со стороны Мариупольского порта. Авиация работала, с кораблей наших, которые на рейде стояли, видели пуски ракет.
Так что как-то не до купания было, скажем так, несколько напряжённая обстановка. Да, каждый день. В последнее время преимущественно на объекты городской инфраструктуры.
Это социально значимые объекты, например, водоочистные станции, объекты энергоснабжения. Осень уже скоро, нужно же чтобы все работало — водоснабжение, отопление и тому подобное. А для этого должна быть полная уверенность, что на всех ключевых узлах системы все зачищено.
При любых сомнениях сапёр уничтожает опасный предмет на месте накладным зарядом. В случае обнаружения взрывоопасного предмета ВОП сапёр поднимает руку и даёт команду своим сослуживцам. Для обезвреживания найденных ВОП военные инженеры используют штатную кошку. С безопасного расстояния сапёры сдёргивают мину или подозрительный предмет, чтобы исключить подрыв мины-ловушки, которая может быть установлена под ним», — говорится в материалах Минобороны РФ. По данным Минобороны РФ, сапёрная кошка представляет собой тактический инструмент, успешно применяемый «для траления противопехотных, противотанковых, специальных мин с натяжными и обрывными датчиками цели». Также по теме «Против всех типов мин»: разработчик — о новых российских роботизированных комплексах разминирования До конца текущего года тракторный завод «ДСТ-Урал» Челябинск передаст на испытания Минобороны России новейшую безэкипажную тяжёлую... Для обследования местности и поиска взрывных устройств российские сапёры используют селективные индукционные миноискатели ИМП-С2, глубинные металлодетекторы МГ-1И и переносные искатели проводных линий ПИПЛ. Согласно информации военного ведомства России, ИМП-С2 предназначен для обнаружения мин, корпусов ВУ, взрывателей и металлических деталей, в том числе в воде, в снегу под покрытиями дорог и на объектах. Масса миноискателя в рабочем положении — 2,7 кг, время непрерывной работы без замены элементов питания — 8 часов. Глубинный металлодетектор МГ-1И используется для дистанционного обнаружения самодельных ВУ в металлических корпусах крупных и средних металлических предметов, размещённых на глубине до 5 м.
Он позволяет находить закладки фугасных снарядов, схроны с оружием и боеприпасами. В свою очередь, ПИПЛ необходим для поиска, обнаружения и уточнения координат трасс, а также для прокладки проводных линий управления ВУ. Для разминирования, помимо подручных средств, в зоне СВО российская армия широко применяет самоходную установку УР-77. В войсках этот комплекс называют «Змеем Горынычем». Принцип работы установки состоит в том, что она выбрасывает, а затем подрывает тяжёлый стометровый тротиловый шнур. Его детонация уничтожает мины и создаёт проход, ширина которого позволяет пройти тяжёлой технике. А данная установка поможет это сделать в течение одной минуты...
Говорит, что в зону СВО вызвался поехать сам, так как понимал, что его навыки и опыт здесь точно пригодятся. Фото: Лина Корсак - Снаряды, случается, уходят на большую глубину, выкапывать лопатами - весьма проблематично, - поясняет молодой человек. По словам военного, основная сложность работы заключается в том, что доподлинно не известно, на какую глубину может уйти снаряд, а потому в процессе работы приходится периодически проверять грунт щупом. Еще один неприятный момент — снаряд в земле может быть развернут боевой частью кверху. Изначально входное отверстие пришлось окапывать, убеждаться, что оно уходит еще глубже, после этого окапывать съезд для экскаватора и копать дальше. Когда ковшом работать было уже небезопасно, саперам пришлось брать в руки лопаты. На всю работу ушло четыре дня. По словам командира, в основном инженерам приходится сталкиваться с минами и боеприпасами советского производства, хотя встречаются и иностранные образцы в небольшом количестве. После обнаружения часть смертоносных находок отправляются для дальнейшего изучения. Специалисты совместно с международным минновзрывным центром производят так называемое охолащивание извлекают взрывчатку и готовят учебную базу для обучения подрастающего поколение сапёров. Но большинство найденных предметов все же уничтожаются на полигоне, либо, если их транспортировка небезопасна, а условия позволяют, то боеприпасы уничтожают на месте. Некоторые воронки уже замыло, их не видно, но со временем земля выталкивает все.
Полк использовался только по указанию главнокомандующего войсками. В 1803 году пионерный полк был разделен на 1-й и 2-й пионерные полки [4] двухбатальонного состава, а с 1806 года уже трёхбатальонного состава. В 1816 году [5] 1-й и 2-й пионерные полевые полки и сапёрный батальон переформированы в отдельные батальоны четырёхротного состава. В Русских гвардии и армии сапёры входили в общий состав инженерных войск и назначались для производства в военное время различных работ в поле и в крепостях [2].
«Весной земля сама выталкивает снаряды». Сапер рассказал о тонкостях и сложностях своей профессии
Здесь сказано, что сапер — это профессионал, обладающий достаточно высокой квалификацией, чтобы быть задействованным в обезвреживании разнообразных видов мин и снарядов, как в военное, так и в мирное время. Главная» Новости» Средняя зарплата сапера в россии. Дарья Чувашова, заместитель начальника отдела заказной ABAP-разработки: «Мы столкнулись с непростыми временами в нашей профессии после ухода SAP из России.
Скрытая опасность или без права на ошибку. Профессия - сапер
В горах Карачаево-Черкесии сапёры горного мотострелкового соединения Южного военного округа успешно выполнили установку минных заграждений и управление ими на горных серпантинах Кавказского хребта. Главная» Новости» Средняя зарплата сапера в россии. Дарья Чувашова, заместитель начальника отдела заказной ABAP-разработки: «Мы столкнулись с непростыми временами в нашей профессии после ухода SAP из России. Оставленный в метро пакет, подозрительная находка во время земляных работ, анонимный сигнал о минировании – первыми на такой вызов приедут Сотрудники инженерно-технического отдела ОМОН Росгвардии. Прошедшие службу в вс РФ по специальности «Сапер-взрывник» по итогу собеседования назначаются на руководящие должности. Сапёр – специалист по обезвреживанию неразорвавшихся снарядов в условиях военных действий или в мирное время, если говорить о бытовых взрывоопасных устройствах.