В реальности отходники зарабатывают в два раза больше желаемого заработка и в 3-4 раза больше, чем могли бы получить на месте своего проживания, выяснили исследователи. Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации. Отходники, в России 18—19 вв. селяне, уходившие на заработки в районы с относительно высоким уровнем развития пром-сти и с. х-ва. Неуправляемый тренд, или кто такие современные отходники | Объединение Садоводов России. Отходник в местном обществе часто не располагает многими ресурсами.
Отходники XXI века: чем живут и как зарабатывают москвичи, которые трудятся вдали от дома
Остальные ответы Ирина Лаврухина Мастер 1195 14 лет назад Отходничество, временный уход крестьян в России с мест постоянного жительства в деревнях на заработки в районы развитой промышленности и сельского хозяйства. Появилось в период позднего феодализма в связи с усилением феодальной эксплуатации и повышением роли денежного оброка. Играло значит, роль в период становления капитализма.
Значительную часть заработка отходники отправляли родным в деревню, а скопив денег, возвращались к семье. Автор: 4 года назад 0 Отхожий промысел также отходничество — временная, чаще всего сезонная работа крестьян в Российской империи вне места постоянного жительства, когда нужно «отходить», уходить из села или деревни. Людей, уходивших на заработки, называли «отходниками».
Я удивляюсь, как русский человек отважно отправляется на дальний промысел в места, совершенно чуждые, а потом возвращается на родину, как будто ни в чем не бывало». Но достаточно очевидна и другая сторона отходничества: оставляемые надолго семьи, холостяцкий образ жизни ушедшего, иногда поверхностное заимствование городской культуры в ущерб традиционным нравственным устоям, привитым воспитанием в деревне. Аксаков в другом письме из этой же поездки напишет об астраханском отходничестве со слов ямщика соседней губернии: «Кто раз отправился в Астрахань, тот весь переиначивается, забывает все домовое и вступает в артель, состоящую из 50, 100 и более человек. У артели все общее; подступая к городу, она вывешивает свои значки, и купечество спешит отворить им свои ворота; свой язык, свои песни и прибаутки. Семейство для такового исчезает…»168 Тем не менее крестьянская «закваска» для многих оказывалась сильнее поверхностных отрицательных влияний. Сохранению добрых традиций способствовало и то, что на отходе крестьяне, как правило, держались своих земляков - за счет артельности в работе и быте, взаимной поддержки в определенных профессиях. Если отходник действовал не в артели, а индивидуально, он все-таки обычно устраивался на жительство у односельчан, перебравшихся совсем в город, но сохранявших тесную связь со своими родственниками в деревне. Общественное мнение крестьянской среды сохраняло здесь в определенной мере свою силу. Дорогами переселенцев и отходников, богомольцев и ходоков с прошениями, скупщиков и торговцев, ямщиков и солдат исходил и изъездил русский крестьянин великое свое Отечество. С горячим интересом слушал он у себя дома вести о том, что делается на Руси, толковал о них и спорил с односельчанами. Решал на общинном сходе, как лучше применить старый и новый закон к своим крестьянским делам. Многое знал о прошлом России, складывал о нем песни, хранил предания. Память о подвигах предков была для него такой же своей и простой, как наставления отцов о мужестве ратника. Осознавал крестьянин и свое место в жизни Отечества - долг и роль свою хлебопашца, кормильца. Щапову старик крестьянин с заимки Амгинской слободы в Восточной Сибири в 70-х годах прошлого века. Мужик - работник, работа его капитал, его Божье назначение». Щапов записал и высказывание другого крестьянина из Подпругинского села на эту же тему: «Мужики - не купцы, а крестьяне, работники хлебопахотные: им не капиталы копить, а вырабатывать нужные для дому, для семьи достатки, да за добрые труды быть словутными, почетными в миру, в обществе». Уважение к своему труду пахаря и осознание себя частью большой общности крестьян вообще, мужиков вообще, для которой это занятие является основным, сопровождалось нередко прямой оценкой роли этой деятельности в жизни государства, Отечества. Это бывало, в частности, во вводной части прошений. Прежде чем приступить к изложению конкретной просьбы, крестьяне писали о значении земледельческого труда в целом. Так, крестьяне Бирюсинской волости Нижнеудинского округа писали в 1840 году в прошении, адресованном ревизору государственных имуществ: «Крестьяне по природе вселены иметь прямое занятие земледелием, хлебопашество хотя и многих неусыпных трудов и бдительного попечения требует, но самым невинным образом доставляет крестьянину-земледельцу за труды довольную награду плодородием, к сему бдительное начальство неоднократно давало поощрения и понуждения своими наставлениями, каковые и поныне в Высочайшей Воле продолжаются». Какова была доля крестьян-отходников в разных регионах России? Как отходничество повлияло на крепостнический строй? Эти и другие вопросы, связанные с крестьянским промысловым отходничеством, в своей статье рассматривает С. Проблема формирования в России капиталистического уклада имеет достаточно обширную историографию. В настоящее время наиболее распространенной остается точка зрения, что подобные экономические отношения сложились в промышленном производстве в конце XVIII в. Важным аргументом в пользу этой позиции остается факт активного расширения рынка вольнонаемного труда. Так, с 60-х гг. XVIII в. Особое место занимала легкая промышленность, обслуживавшаяся почти исключительно вольнонаемным трудом. Производимая продукция пользовалась высоким спросом, что создавало возможности для накопления капитала 2. Однако не менее существенна, на наш взгляд, и другая сторона этого процесса. Ведь основной контингент наемных работников в различных отраслях производства составляли крестьяне-отходники. Открытым остается вопрос, как повлияло распространение крестьянского промыслового отхода на доминирующий в российской деревне тип экономических отношений - крепостнический. Именно этой проблеме посвящена настоящая работа. В первую очередь следует остановиться на причинах активного роста крестьянского отхода и промысловой деятельности в целом. Основной из них был низкий уровень земледельческого производства, зачастую не обеспечивавший минимальные потребности крестьянского хозяйства 3. В исторической литературе общепринятой годовой нормой питания для взрослого человека считается 3 четверти 24 пуда зерна, что составляет около 3200 ккал. Если включить в приведенную «норму» потребности крестьянского двора на подкормку скота, то при наличии 1-2 лошадей в хозяйстве 4 на крестьянина останется от 12,5 до 18 пудов зерна. В этом случае ежедневный рацион земледельца будет состоять из 1700-2400 ккал. Но долговременное снижение норм потребления т. Следовательно, если расходы на подкормку скота считать сверх указанных 24 пудов, то на одного человека в двухлошадном хозяйстве понадобится чистый сбор зерна 35,5 пудов 4,4 четверти. Рассмотрим возможности сельскохозяйственного производства Европейской России по удовлетворению вышеприведенных потребностей. В Табл. Таблица 1. Уровень сельскохозяйственного производства Европейской России в 80-90-е гг. Как видим, даже в низшую «норму» 3 четверти зерна в год на человека не укладывалась ни одна губерния Центрально-нечерноземного и Восточного регионов. В Северном районе чистые сборы хлеба на душу населения достигли 3 четвертей только в Псковской губернии 7. В Черноземье из 6 губерний незначительный дефицит 0,2-0,4 четв. В Поволжье из трех губерний дефицит наблюдался в одной - Симбирской 1,2 четв. Лишь в Прибалтийских губерниях Ревельской и Рижской излишки хлеба составляли 2,5-3,0 четв. Средние данные по районам говорят об излишках хлеба в Прибалтике 2,8 четв. Если же считать нормой потребления на душу населения с учетом подкормки скота 4,4 четв. Наибольший дефицит с хлебом отмечался в ЦЧР 2,5 четв. По данным на 1750-е - начало 1770-х гг. В год на едока приходился 21 пуд. Дифференциация по формам ренты была следующей: в барщинных владениях на едока приходился излишек в 2,6 пуда, в оброчных - недостаток в 3,9 пуда. По регионам положительный хлебный баланс если считать «нормой» 3 четверти на едока имело только крестьянство Черноземья и вся зажиточная верхушка крепостной деревни 8. Таким образом, очевидно, что ситуацию в южных черноземных и поволжских губерниях спасали лишь периодические высокие урожаи, а регионы центра, севера и востока Европейской России в целом при средних урожаях - сам-2-3 были не в состоянии обеспечить себя зерном даже на питание крестьянина и корм скота. Подобный уровень развития сельского хозяйства являлся типичным для указанных территорий и мог быть существенно изменен только с помощью агротехнических нововведений. Однако их внедрение было крайне медленным 9. Подчеркнем, что доля товарного зерна т. Яцунского и И. Ковальченко, в начале XIX в. Следовательно, единственным средством, способным обеспечить выживание крестьянина в малоплодородных районах Европейской России как в конце XVIII в. Однако законодательные ограничения в сфере крестьянской промышленности и торговли вплоть до 2-й половины XVIII столетия мешали развитию этого направления экономики. Подъем в данной области был вызван изменением политики правительства с начала 60-х гг. Основой нового курса стали принципы свободы предпринимательства в торговле и промышленности, постепенно отменялись монополии и привилегии, что было вызвано потребностями дальнейшего развития страны и фискальными интересами казны". Важным фактором, оказавшим влияние на распространение промыслов и крестьянского отхода в нечерноземных губерниях, были неурожаи 60-х гг. Во многих хозяйствах этого региона отмечается сокращение запашки, происходит массовый перевод вотчин на оброк. Характерным явлением для 2-й половины столетия становится увеличение оброка, а натуральные повинности пересчитываются на деньги 11. Землевладельцы, стремясь повысить прибыльность крепостного труда и получить максимально высокие оброчные платежи, были также заинтересованы в доходах от крестьянских промыслов. Подчеркнем, что меры жесткого помещичьего контроля и регламентации деятельности крестьян здесь сочетались с покровительством и поощрением их инициативы в области сельскохозяйственного и промышленного производства, ремесла и торговли. Среди основных видов патронажной деятельности помещиков по отношению к крестьянам-отходникам можно выделить следующие 12. Так, в частности, использовались провоз крестьянских товаров под видом помещичьих, выдача льготных подорожных квитанций и свидетельств, расширявших права крестьян на оптовую и розничную торговлю. Землевладельцы открывали в собственных имениях ярмарки и торжки, регистрировали на свое имя крестьянские предприятия, крупные откупа и подряды, выдавали крестьянам денежные ссуды, предоставляли отходникам жилые и хозяйственные помещения в городах. Влиятельные помещики использовали личные связи для разрешения судебных тяжб своих торгующих крестьян. Уделялось внимание исследованию конъюнктуры рынка: составлялись перечни специальностей, приносивших высокую прибыль в Санкт-Петербурге и Москве, производился поиск наиболее доходной работы для своих крестьян, выяснялись столичные рыночные цены и спрос на промысловые изделия. Встречается и прямое принуждение крестьянства к промысловой деятельности в период, свободный от полевых работ. Так, в инструкции кн. Щербатова содержится следующее требование: «Понеже крестьянин, живши дома, большой себе прибыли получить не может и для того не токмо отпускать, но и принуждать их ходить в работы, и всегда, когда крестьяне потребуют паспортов, прикащику им немедленно давать». В «наказе» А. Болотова основой помещичьего хозяйства была барщинная система. Однако «в случае неимения работы» крестьян следовало «отпускать... Крестьянский отход четко увязывался с необходимостью выплаты крестьянами подушной подати, которая являлась денежным, а не натуральным налогом «Сие отпускание в работу не только за- тяглых, но и тягловых нужно в осеннее и зимнее время для вырабатывания подушних денег». Румянцева для его нижегородской вотчины 1751,1777 гг. Щербатова по ярославской вотчине, 1758 г. Нарышкина по крапивенской вотчине, 1775 г. Второй стороной взаимоотношений помещика и крестьянина- отходника, как уже указывалось выше, была детальная регламентация жизни и предпринимательской деятельности крепостного 14. Крестьяне могли уйти из деревни лишь с позволения вотчинных властей, что подтверждалось выдачей «письменных отпусков» и печатных паспортов. Обычно отход разрешался только зимой после завершения сельскохозяйственных работ, а в крупных торгово-промысловых селениях-на один-два года. Помещики определяли сроки, число отходников, уход крестьян разрешался только при отсутствии недоимок и наличии поручителей обычно в этом качестве выступали ближайшие родственники - отец, брат, тесть, зять; реже - односельчане , которые отвечали по государственным и владельческим повинностям отходников. Устанавливались наказания за несвоевременное возвращение отходников в вотчину. Не позволялся наем беспаспортных и беглых работников из других имений хотя встречались многочисленные случаи нарушений. Иногда привлечение любого стороннего наемного труда запрещалось вовсе. Помещик регламентировал денежно-кредитные отношения в деревне, ограничивал арендные операции с землей внутри общины и на стороне. Практиковались запреты на торговлю крестьянским имуществом, хлебом и скотом без разрешения приказчика. Это было вызвано опасением снижения платежеспособности крестьян, их разорения и усиления социальной вражды в общине. Помещики также боялись конкуренции со стороны собственных крепостных, в связи с чем для крестьян вводились запреты на торговлю отдельными видами продукции. Для Центрального Черноземья сравнительно с Нечерноземным регионом свойственны более существенные ограничения в сфере крестьянского отхода, поскольку барщинное земледелие на Юге России приносило значительную прибыль. Все перечисленные меры взаимно дополняли друг друга и варьировались в зависимости от региона и особенностей хозяйственной ситуации в той или иной вотчине. В целом нет оснований говорить о «противоречивом характере» отношений помещика к крестьянским промыслам, поскольку как поощрение, так и регламентация служили единой цели - максимальному увеличению доходов от использования крепостного труда.
Условия путешествия дубом, конечно, гораздо лучшие, нежели пешком, хотя бы и при подводе. Днепр чудно красив в это время года, когда полая вода покрывает все мели и затопляет плавни, а могучая прибрежная растительность покрывается своим брачным нарядом. Сюда по утрам являлись подрядчики и уводили нанятые артели на работу. После полудня навес поступал в распоряжение хитрованцев и барышников: последние скупали все, что попало. А вот уже цитированный нами Ярошко красочно описывает Каховку - главный рынок найма всей Таврии, где прибывшие с севера крестьяне ожидали, пока какой-нибудь немец-управляющий не предложит им работы. Ожидание могло длиться долго... А между тем тысячи людей сплошною массой движутся по всем направлениям, гремит музыка в различных заезжих цирках, слышатся выкрикивания на тысячи ладов всевозможных торговцев... Покрытые пылью с головы до ног, они похожи на каких-то папуасов. Начнут варить кашу, а получается черт знает что. До воды далеко нужно ходить на самый Днепр. Правда, владелец Каховки... А последний... Договоры о приеме на работу заключались как лично, так и артельно - в этом случае заработок также выдавался не персонально, а на артель. С 1886 года, впрочем, работник должен был получить на руки расчетную книжку, в которой должны были быть указаны размер и порядок выдачи заработной платы, штрафы и прочие условия. Но, как мы помним, многие этим правилом пренебрегали - как и сейчас делают управители многочисленных ГУПов и МУПов, справедливо полагающие, что беспаспортный и бесправный узбекский или киргизский рабочий выгоднее работника, принятого по ТК, - а этому можно даже зарплату при случае не платить. А бывало и так, что, проделав долгий и утомительный путь, рабочий-отходник не мог найти места - и вынужден был возвращаться домой несолоно хлебавши, порой за сотни километров, без гроша в кармане.
Что такое отходник в истории
Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь. Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ. Итак, отходники – это люди, уходившие на заработки в отдаленные районы. Значение крестьян-отходников для государства было огромно.
Крестьяне-отходники - это определение, история и интересные факты
Он зафиксировал закономерность: с ростом личных доходов расходы на питание снижаются, расходы на одежду, жилище и коммунальные услуги меняются незначительно, а доля расходов на удовлетворение культурных и других нематериальных нужд заметно возрастает. Эта зависимость получила название «закон Энгеля». А это значит чувствовать себя хорошо. А хорошо — это когда нет стрессов, тревоги, раздражения, недовольства, другими словами, чувствовать себя в своей тарелке. И вот за этой «тарелкой» сегодня выстраиваются очереди. За нее современный человек готов родину продать… Дауншифтинг по-московски Продать не продать, а чуть-чуть отдохнуть можно.
В этом уверена бухгалтер Лариса Филимонова. Девушка устала от долгой дороги на работу, пробок, соседей, соли на зимних тротуарах, очередей на летние веранды, толкучки в метро. А неожиданно свалившаяся на голову самоизоляция в 2020 году помогла ей осознать, что в столице ее, в общем-то, ничего не держит. Покупаю я все в основном через интернет — мне торговые центры с толпами не нужны. Ну и зачем мне Москва, когда я могу жить где угодно и зарабатывать на разнице в уровне жизни?
Схема заработка выглядит следующим образом. Девушка сдает свою двушку в Зюзине за 45 тысяч рублей и перебирается вместе сыном в Ярославль — один из самых красивых и благополучных городов Центрального федерального округа. Там она снимает в благоустроенном районе квартиру за 12—15 тысяч рублей, а разницу — откладывает. Продукты и проезд в Ярославле тоже дешевле, а значит, экономить можно не только на разнице цен на квартиры. И жизнь спокойнее: нет суеты московской, мигрантов меньше.
Я не переживаю за Темку, когда он один во дворе гуляет. В Москве я его не отпустила бы! Сейчас у Ларисы получается откладывать порядка 50 тысяч рублей, которые через три года превратятся в первый взнос на квартиру Темке. В Москве, естественно. Все-таки прописка у них там.
А когда сын вырастет, то сам решит, где он будет жить. Фото: mos. О том, как еще можно качественно изменить жизнь, знает школьный учитель Сергей Кондрашев, уехавший в Салехард. Теперь он читает историю России маленьким ненцам, которым необходимо окончить девять классов для того, чтобы получить права и лицензию на оружие: без этого любому жителю Крайнего Севера нелегко. Ну и обогащает свою личную историю опытом, который он никогда бы не получил в столице.
И совсем другая история — когда ты начинаешь в нем жить. Сложно было привыкнуть к тому, что зима здесь начинается в сентябре.
А последний... Договоры о приеме на работу заключались как лично, так и артельно - в этом случае заработок также выдавался не персонально, а на артель. С 1886 года, впрочем, работник должен был получить на руки расчетную книжку, в которой должны были быть указаны размер и порядок выдачи заработной платы, штрафы и прочие условия. Но, как мы помним, многие этим правилом пренебрегали - как и сейчас делают управители многочисленных ГУПов и МУПов, справедливо полагающие, что беспаспортный и бесправный узбекский или киргизский рабочий выгоднее работника, принятого по ТК, - а этому можно даже зарплату при случае не платить.
А бывало и так, что, проделав долгий и утомительный путь, рабочий-отходник не мог найти места - и вынужден был возвращаться домой несолоно хлебавши, порой за сотни километров, без гроша в кармане. Тот же Ярошко описывает случай, когда среди украинских крестьян распространились слухи о грядущем строительстве канала через Перекоп. Идея такая действительно одно время обсуждалась в газетах, но позже была заброшена по причине бессмысленности и технической несостоятельности проекта... Приехавши, как обыкновенно, на ярмарку девятого мая, мы были удивлены, увидавши массу народу, пришедшего сюда с определенной целью - наняться на работу по каналу... Нужно ли говорить, какое горькое разочарование постигло всех чаявших движения воды. И здесь начинается самое интересное.
Перелом, вызванный массовым отходничеством в крестьянской культуре, заметили еще современники. Впрочем, такая точка зрения видится несколько спорной. Скажем лишь, что массовому отходу крестьян мы не в меньшей мере, чем системе земских школ, обязаны резким ростом грамотности на селе в конце XIX - начале XX века. То же, впрочем, часто случалось и с вернувшимися в село с военной службы. Всякими правдами и неправдами сколотив деньжонок, приобретя кабацкий лоск, умение общаться с нужными людьми и глубокое убеждение, что с деньгами все можно, он возвращается на родину и, пользуясь безвыходным положением своих односельчан, начинает их жать. Обыкновенно такой человек открывает свое дело, то есть открывает трактир, лавочку, чайную.
Россия вроде бы покончила с позором крепостной зависимости. Но гладко вышло только на бумаге. Остальное зависело от платежеспособности крестьянина и доброй воли помещика, а первое со вторым встречалось далеко не всегда... С шестидесятых годов русская деревня массово снимается с места и уходит искать заработка за сотни верст от дома. Из среднерусских деревень уходят в Москву водовозами и разнорабочими либо меняют сельское житье на казарменный быт на ткацких заводах Морозовых и Коншиных, на Глуховской мануфактуре и в Раменском, у фабриканта Малютина. Кто на севере - тем ближе Петербург, из Поднепровья идут в Крым наниматься на сельские работы, сибирцы идут искать нелегкий кусок хлеба на горных золотых приисках. Но во второй половине XIX века, после того как реформа перевернула крестьянскую жизнь с ног на голову, отходничество приобрело невиданный размах. В начале века двадцатого авторы соответствующей статьи во всезнающем словаре Брокгауза и Ефрона констатируют: учету количество отходников, наводнивших русские дороги от чухонских болот до Кавказских гор и от Эстляндии до Сибири, просто не поддается. Разные местности специализируются на разном. Ростовцы, например, прекрасные огородники - и весной мигрируют в Москву, Петербург и даже Ревель, где арендуют участки земли, чтобы снабжать столы тамошних жителей свежим горошком.
Ярославцы идут в трактирщики. Многотысячные толпы отходников сложно подобрать под единую гребенку - здесь те, кому удается сколотить немалый по крестьянским меркам достаток, и те, кто оседает в тесных фабричных казармах на скудном жаловании, и те, кто перебивается копеечными сезонными заработками на полях и не каждый день знает, что будет есть вечером. А дело это в условиях российской бюрократии было далеко не всегда простым и притом для крестьянского дырявого кошелька довольно затратным. Сроки, на которые проситель документ запрашивал, определяли стоимость - так что выправка билета на длительное время оказывалась делом практически неподъемным. В этом отношении самым практичным народом оказываются киевцы. Сколько нам не приходилось нанимать черниговцев и полтавцев, все они запасаются почему-то непременно полугодовыми паспортами, тогда как киевцы, наученные горьким опытом, ограничиваются месячными билетами, стоящими всего гривенник.
Если искать аналоги в живописи, то это, пожалуй, «наивная социология». Бытописание не привязано к «габитусам», к «жизненным мирам», нет «теоретико-методологической главы». Книга написана о людях и для людей.
Скажу больше, авторы не скрывают симпатии к своим героям. Они не стараются изобразить академическое равнодушие к объекту исследования. Это чистый слепок жизни, судить которую авторы не берутся. А в тех редких случаях, когда они пытаются оценить ситуацию в терминах перспектив, последствий, мер социальной политики и проч. Бытописание не предполагает позицию «сверху», исключительно — «сбоку». Я почистила бы книгу на предмет многочисленных повторов, но зато в нынешнем варианте ее можно читать с любого места. Читать и удивляться. Оказывается, рядом с нами, буквально руку протяни, живут люди с особой жизненной стратегией — отходники. Отходник — это житель деревень и малых городов, который периодически уезжает туда, где можно заработать на «достойную» жизнь семьи.
Его дом и работа с завидным постоянством то соединяются в пространстве, то вновь расходятся. Отходник не перевозит семью к месту работы. Он вновь и вновь возвращается домой, привозя в семью деньги как залог «достойной» жизни. И это принципиально: отходничество — это не бегство от нищеты, не борьба за кусок хлеба. Худобедно заработать на хлеб можно и в российской глубинке, и в селе. Но именно «худо-бедно». А отходник хочет большего. Чтобы все было не хуже, чем у людей; чтобы дети получили образование; чтобы в доме был достаток. И ради этого он уезжает на заработки туда, где водятся деньги, — в крупные города, в областные центры, в столицу.
Мы ежедневно их видим — охранники в школе, няни на детских площадках, строители срубов в дачных поселках, шоферы на строительных рынках — и ничего про них не знаем. Ведь в отличие от трансграничной трудовой миграции эти люди — наши соотечественники, т. Растворяются среди нас, великодушно давая возможность жителям крупных городов лепить представление о жизни в России по собственному образу и подобию. Так рождается социальный кретинизм. Сами же отходники не допускают мысли о том, что об их существовании кто-то может не знать, настолько привычна и обыденна для них такая жизнь. Но самое интересное, что об отходничестве не знает не только столичный обыватель, но и власть.
Крестьяне-отходники — это определение, история и интересные факты
Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации. Кто такие отходники? Кто такие отходники? Отходники – это крепостные крестьяне, которых помещики отпускали на заработки. ОТХОДНИК, отходника, муж. 1. Крестьянин, уходящий на сезонные работы в город.
Строка навигации
- Кто были такие отходники? -
- Распространение отходничества. Отходники: жизнь вне государства
- Что такое отходник в истории: понятие и значение
- Отходничество | Понятия и категории
- Что такое отходник в истории: понятие и значение
Отходники современной России
Отходники в истории – это люди, которые когда-то были частью определенного общества или организации, но позже отказались от своей принадлежности и стали противниками этого общества или организации. рег. тот, кто занимается ассенизацией — системой мероприятий по удалению и обезвреживанию нечистот, по улучшению санитарно-гигиенических условий какой-либо местности; ассенизатор Отсутствует пример употребления (см. рекомендации). Однако значительная часть отходников работала в сельском хозяйстве, нанимаясь в качестве батраков.
Отходники современной России
Научная новизна исследования заключается в том, что... Автор ы Алиева Фатима Абдуловна.
Это еще один интересный вопрос. Вот основные сферы их деятельности: транспортные перевозки чаще всего в зимнее время ; промысел на судах весной и осенью ; работа на промышленных предприятиях в основном, текстильной направленности ; строительство; выпас скота. Это основные занятия отходников. Несмотря на существование трудовой миграции, «раскрестьянивание» не приобрело массового характера. Имущественное положение крестьян практически не менялось. По-прежнему доминирующей группой оставалось крестьянство среднего достатка. Советское время Во время революций начала XX века и Гражданской войны наблюдался распад связей в хозяйственной сфере.
Возникший продовольственный кризис побуждал ушедших крестьян возвращаться и заниматься сельским хозяйством. В указанный период отходы практически прекратились. Крестьянская миграция вновь началась с приходом НЭПа. Число отходников века XX растет, но дореволюционного уровня не достигает. Возрождению трудовой миграции в советский период способствует земельное законодательство СССР, предоставлявшее крестьянам расширенные земельные права. Ушедший крестьянин сохранял за собой право на землю на протяжении двух лет. Если работник возвращался позднее, ему давали надел из «запасов». При отсутствии такового, крестьянин участвовал наравне с другими жителями в переделе земли. Советская трудовая миграция была, в основном, краткосрочной.
Возможно также, что различия в участии женщин в отходничестве связаны и с тем, что в северных областях их мужья-отходники получают доходы, достаточные для обеспечения семьи, а у жен есть возможность заниматься домашним хозяйством или довольствоваться невысокой зарплатой по месту жительства. Действительно, если ранжировать регионы по уровню доходов отходников в 2010-2014 гг. Это позволяет предполагать, что если отхожий промысел не дает достаточных средств для содержания семьи, в нем начинают участвовать и женщины. Одновременно это свидетельствует о совершенно недостаточном местном рынке труда, на котором нет места не только мужчинам, но и женщинам. Впрочем, это объяснение годится только для замужних женщин. Получая свои 6-8 тыс.
Ей приходится уходить в отход, а детей оставлять на бабушку с дедушкой или даже на старших братьев и сестер. По-видимому, такие матери-одиночки образуют в составе современных отходников особую категорию людей, отправляющихся на поиски работы в дальние края исключительно по нужде, а не ради обеспечения более высокого уровня благосостояния семьи. Печально, что немалое число семей в малых городах рушатся как раз из-за отходничества. Мужья зачастую находят в местах отхода других одиноких женщин, с которыми и создают новую семью, правда, не всегда регистрируя отношения. Судя по интервью, такое явление далеко не редкость: отходничество сначала рушит семью, а потом вынуждает и женщину уезжать на заработки вполне в согласии с тем, как это происходило в конце XIX - начале XX вв. Исходя из указанных соображений, становится понятным, почему и среди женщин в отхожих промыслах участвуют преимущественно люди в возрасте 30-50 лет: только необходимость поднимать детей заставляет мать уезжать на заработки, если на месте не удается найти работу с достаточным заработком.
Напротив, участие в отходе женщин предпенсионного или пенсионного возраста обычных в средней полосе европейской России и на юге вызвано не нуждой, а желанием получать дополнительный доход. При этом они не обременены ни маленькими детьми, ни семьей. Женщины такого возраста обычно уезжают на заработки в столицы с годовым периодом работы, возвращаясь домой лишь на короткое время раз-два в году. Таким образом, сказать, что и сейчас отходничество есть преимущественно мужское занятие, можно лишь применительно к некоторым, традиционно «отходническим», северным территориям страны. Большинство отходников имеет профессиональное образование - начальное, среднее или, реже, высшее, - причем, как правило, они получили рабочие профессии. Наиболее распространенными специальностями являются тракторист, шофер, слесарь-механик, строитель, причем нередко специальность получена непосредственно на производстве, что довольно обычно в сельской местности.
Высшее образование имеют немногие, лишь каждый десятый. Отходничество предполагает обычно снижение профессионального уровня: например, женщины-педагоги чаще всего уезжают в столицы работать няньками или гувернантками, а мужчины, если они не находят работы по специальности, часто устраиваются в охрану. Отходники редко меняют род деятельности на тот, который им совершенно чужд. Если они с какой-то деятельностью не знакомы по работе, то знакомы хотя бы в своей повседневной жизни, в быту например, строительство, ремонт, извоз. Поэтому в малых городах и сельской местности, например, в Костромской, Вологодской и Архангельской областях, большинство мужчин разбираются в деревянном строительстве, но обучились этому ремеслу не в ПТУ или ССУЗе, а дома у дедов и отцов. Такие люди признаются профессионалами не по полученному образованию, а по факту обладания соответствующими навыками.
Как мы обнаружили с некоторым удивлением для себя, современное отходничество мало или никак не связано с системой профессиональной подготовки, существовавшей в советское время и еще сохраняющейся теперь в стране. Таких отходников, по меньшей мере, две трети. Затраты государства на профессиональное обучение, ранее обоснованные задачами индустриализации и технологического развития, теперь, особенно в части среднего специального и высшего образования, в отношении немалого числа работников оказываются необоснованными, поскольку, получив некое образование за общественный счет, они работают не по полученной специальности «по распределению» хотя бы три первых года, а отправляются на отхожие промыслы, где чаще всего не требуется ни один из приобретенных профессиональных навыков. Состав современных российских отходников, таким образом, представлен по преимуществу наиболее активной и деятельной частью трудоспособного населения, в большинстве своем мужчинами зрелого и старшего возраста, обладающими квалификацией, приобретенной как в учебных заведениях, так и прямо на производстве. Нередко их уровень квалификации выше, чем у их соседей-неотходников. Когда мы говорим о той части отходников, которые предлагают на рынке не просто руки, но продукты своего труда и это не только срубщики, но и водители-дальнобойщики, и вахтовики на дальних «северах» , мы должны обратить внимание прежде всего на то, что эти люди в большинстве своем объединены в группы, бригады, артели, поддерживают между собой тесные дружеские отношения, основанные на общей деятельности, требующей постоянного и длительного пребывания на чужой стороне, и уже одним этим фактом постоянно подкрепляемые.
Но и те из отходников, кто работают в сфере услуг, в охране, торговле, даже не имея возможности в отходе находиться в постоянном взаимодействии, у себя дома, уже вернувшись, поддерживают особые отношения, как люди, объединенные одинаковыми обстоятельствами и трудностями профессиональной деятельности, а помимо этого - и особым своим положением в местном обществе. Следовательно, отходники, помимо того, что они наиболее деятельны, наиболее активны, квалифицированны, обладают еще и опытом трудовой солидарности, закаленным трудностями и опасностями работы. С кем из их соседей в местном обществе мы могли бы сравнить отходников по этим качествам? Это только лишь местные мелкие предприниматели, вынужденные и приспособившиеся действовать в крайне неблагоприятной среде [38]. И те, и другие в социально-экономическом отношении - лучшие люди в местном обществе [39]. И как раз первые исключены из местной экономики, а вторые находятся на положении «падчерицы».
География отходничества: направления и удаленность отхода Направления отхода сегодня несколько иные, чем столетие-два назад, но если учесть фактор произошедших изменений в административно-территориальном делении России, то придется признать, что и по направлениям отхода консервативность велика. Преимущественными направлениями отхода для жителей европейских регионов повсеместно являются Москва с Подмосковьем или, реже, региональные столицы. Раньше отходники чаще ехали в Санкт-Петербург и, реже, в Москву, теперь же северная столица привлекает отходников преимущественно из ближних областей Псковской, Новгородской, Тверской, Ленинградской и Карелии , да отчасти из областей, связанных с Петербургом давними трудовыми традициями - Архангельской, Вологодской и Костромской. Сейчас Подмосковье притягивает к себе как отходников из этих областей, так и из восточных и всех южных регионов европейской России. В других регионах Центрального федерального округа, за исключением Москвы и Подмосковья, работает или работал всего лишь один из каждых десяти опрошенных отходников. Санкт- Петербург и Ленинградская область в наше время не пользуются таким вниманием отходников, как в прежние годы.
Причем значительная доля отходников в северную столицу наблюдалась нами лишь в Тверской до трети и Ленинградской почти все областях. Последняя оказалась единственным из обследованных нами регионов европейской части, в котором Москва и Подмосковье не являются основным направлением отхода. Таким образом, значимым центром притяжения отходников Санкт-Петербург является только для жителей самых близлежащих территорий. Еще одним значимым направлением отхода указывается север, или «севера», под которым имеется в виду любое удаленное от дома место в восточном и северо-восточном направлении, включая Урал и Сибирь. Как правило, работа на «северах» связана с добычей полезных ископаемых или строительством трасс и трубопроводов, обустройством территории в том числе подготовкой трасс, где необходим опыт лесорубов. Однако и сами уральские отходники например, Чердынский район Пермского края предпочитают Сибирь Москве и крупным городам европейской России, если уезжают далеко от дома.
Внутрирегиональный отход в пределах своей области довольно редок, тогда как отход на дальние расстояния встречается много чаще. Этим современное отходничество отличается от прежнего, и наиболее вероятной причиной этого видится существенное улучшение транспортного сообщения, прежде всего ускорение коммуникации, что позволяет современному отходнику отойти на более дальнее расстояние от дома за время, потраченное на саму поездку. Причем местом внутрирегионального отхода вовсе необязательно является региональная столица, это могут быть и нередко являются соседние районы. Такие отходники часто работают лесозаготовителями, работниками пилорам, нередко водителями-дальнобойщиками. Распределения направлений отхода по отдельным федеральным округам в европейской России показывают, что для отходников все эти территории имеют совершенно несущественное значение. В городах Приволжского округа, в Северо-Западном без Санкт-Петербурга и Ленинградской области , в Южном без Сочи и окрестностей работали или работают единицы отходников из малых городов.
В редких случаях нам указывали и конкретные города, куда ездят отдельные отходники. Таким образом, географическое положение при выборе места отхода не имеет решающего значения нигде в регионах европейской России, кроме городов, ближайших к Санкт-Петербургу. И отовсюду отходники тянутся к громадному рынку Москвы и Подмосковья. Отходники Предуралья и Урала, вероятно, тяготеют уже больше к Сибири. Поэтому кажется наиболее вероятным, что сибирское отходничество, если оно и получило развитие, не выходит за пределы своих регионов и федеральных округов. Отходники южного Приморья также обычно трудятся в пределах своего региона.
Если связать направления отхода с удаленностью его от места жительства отходника, можно получить следующую картину. Современный отходник перемещается на поездах, автобусах, маршрутных такси или на личном транспорте на легковых и грузовых автомобилях. Радиус ближнего отхода составляет около 200-300 км, реже 400-500 км, что соответствует примерно от 4-6 до 8-10 часов езды на поезде или автомобиле. Это расстояние позволяет работнику практически еженедельно или раз в две недели возвращаться домой без ощутимых для бюджета семьи транспортных расходов затрачивая на дорогу в оба конца от 500 до 1500 руб. Именно на таком расстоянии от Москвы и Подмосковья проживают большинство отходников, нанимающихся там в охрану. Зарабатывая за две недели вахты около 15 тыс.
На таких же расстояниях от мест работы проживают многие из тех, кто нанимается дворниками, нянями, гувернантками и т. Однако и эти отходники и отходницы живут нередко по нескольку месяцев без возвращения домой; в данном случае условия работы не позволяют регулярно ездить домой, где к тому же их зачастую уже не держат ни хозяйство, ни дети. Отход на средние расстояния средний радиус составляет около 500-700 км психологически соответствует одной ночи в поезде - от 10 до 12 часов - или примерно такой же по продолжительности, но менее комфортной поездки на автомобиле. Поскольку затраты на поездку и в поезде, и на машине составляют более 3 тыс. Обычно именно отходники-профессионалы особенно плотники, строители, инженеры проживают на таком удалении от мест работы. Сезонность работы и ее аккордный характер позволяет им возвращаться домой на одну-две недели каждые месяц-два и успеть заняться хозяйством, семьей и даже детьми.
Радиус дальних отходов - это 1000-1500 км от мест проживания, что соответствует суткам пути от дома. На таком удалении работают непрерывно обычно несколько месяцев. Наконец, очень дальние расстояния - это более двух суток пути на поезде, или свыше 3000 км от дома. В таких случаях отходники уезжают почти на год и дольше, и если их работа - на предприятиях «на северах», то люди возвращаются домой только во время отпусков, примерно раз в два года. Таким образом, очень сильно варьируют и сроки, и периодичность отхода, находясь в зависимости не только от дальности, но и от вида, и характера работы. Дать единообразного, цельного абриса, по-видимому, невозможно.
С учетом сильнейшего притяжения Москвы и Подмосковья в окружающих Москву «подмосковных» областях - Рязанской, Орловской, Тверской, Ивановской, - Республике Мордовии и других преобладает отход на ближние расстояния; в более удаленных - Вологодской, Костромской - отход на средние расстояния. Естественно, что в каждом конкретном городе предпочтительные расстояния отхода оказываются разными и определяются прежде всего близостью к крупному рынку труда. Отходники Костромской области Солигалич, Чухлома, Макарьев, Кологрив , Никольска, Торопца, Алатыря, Каргополя преимущественно отправляются на средние расстояния отхода в ту же Москву, в меньшей степени - в Санкт-Петербург. Но при этом и дальние расстояния отхода оказались характерны для отходников Темникова, Кинешмы, Никольска, Чердыни, Касимова, Каргополя. Как видим, отходники - очень мобильная часть трудоспособного населения; его массовая подвижность, легкость смены места приложения трудового усилия позволяет говорить нам об отсутствии каких-либо границ на региональных рынках труда по всей территории России. В отличие от того, что писали в 1990-е гг.
Масштабы российского отходничества явно превосходят масштабы трансграничной трудовой миграции на постсоветском пространстве [40]. Чрезвычайно высокую мобильность отходников мы должны рассматривать не только и даже не столько в экономическом аспекте, сколько в социальном и политическом ракурсе; мы должны смотреть на отходников как на «новую трудармию», обладающую качеством инициативности и самодеятельности большинства ее «воинов». Притом для общества и для государства эта «армия» невидима, она как бы и не существует. И все это ставит перед государством крайне непростую а главное, новую и на сегодняшний день никак не разрешимую задачу регулирования и контроля этой части общества [41]. Обычная для того времени узкая специализация жителей разных уездов в том или ином виде промысла была вызвана во многом сильнейшей конкуренцией между ними, особенно в столицах, вследствие широких масштабов отходничества среди крестьян. Современное же отходничество, по сути, только возрождается и лишь на наших глазах начинает приобретать масштаб, сопоставимый с прежним.
Тем не менее нам казалось, что специализация уже имеет место; такое впечатление сложилось у нас во многом потому, что мы начали наши полевые исследования в Костромской области, население которой издавна специализируется в плотницком ремесле и продолжает сохранять эти традиции. В результате работы в Костромской области и затем в Мордовии у нас создалось впечатление, что северное и южное отходничество существенно различаются по видам деятельности и характеру работ: если на севере преобладают строительные профессии, то на юге большая часть отходников работают в качестве охранников. Дальнейшие исследования в Вологодской и Архангельской областях, в Пермском крае, затем в Рязанской, Тверской и Орловской областях, в Чувашии как будто подтвердили такую широтную дифференциацию регионов по специализации отходничества. Однако выяснилось, что исходно сложившаяся схема деления регионов по преобладанию отхожих промыслов на основе грубого широтного градиента оказалась неудачной. Вернее было бы поделить регионы по другому основанию: именно по важным местным ресурсам, которые местное население может использовать самостоятельно, предлагая его переработку на стороне. Такой наиболее доступный непосредственно населению ресурс - лес и его продукты.
Именно ресурсы леса в широком смысле - не только древесина, но и дикоросы, включая лекарственные травы, мох, смолы и прочее, - да еще, может быть, ресурсы многочисленных рек и, частью, морей, являются, по нашему мнению, единственными в своем роде, до сих пор слабо или никак не контролируемые государством. В других странах давно уже существует государственный контроль таких ресурсов [43]. Но, вероятно, только в России эти ресурсы остаются во многом неподконтрольными и более доступными для использования населением. Что же касается заготовки грибов, ягод, коры, мха, лекарственного сырья, то учет такого сырья вообще отсутствует. Поэтому следует признать российскую уникальность именно в такой возможности для значительной части населения поддерживать свое благосостояние за счет использования неконтролируемых ресурсов. Масштабы такого использования поражают - за 1-2 летних месяца семья способна только на ягодах и грибах обеспечить себя суммой денег, эквивалентной 2-5 годовым окладам бюджетника в своем регионе.
Что же говорить о предпринимателях, арендаторах лесосек и хозяевах пилорам, если они повсеместно «на каждую сотню кубов официально проданного пиломатериала уводят налево еще пятьсот» [44]? При этом в лесных регионах едва ли не все предприниматели-производители - это «лесники», а в среднем «лесном» районе в 2000-е гг. Именно в силу этого обстоятельства во всех обследованных нами старых городах и деревнях Архангельской, Вологодской и Костромской областей, как и Пермского края, многие отхожие промыслы связаны с лесом напрямую. Кроме такой работы, отходники из этих областей нанимаются и лесорубами, нередко в соседние районы. В Каргопольском районе, например, есть целая бригада отходников, ездящих в Западную Сибирь, где они валят лес в местах нефтедобычи - обустраивают территорию перед постановкой скважин или прокладкой трубопроводных трасс. Отходники-северяне, не занятые на лесозаготовках или в деревянном строительстве, кроме того работают на отделке квартир, капитальном строительстве многоэтажных домов или промышленных зданий.
При этом для северных областей работа отходника в охране - редкость, и, например, в городах Архангельской и Вологодской областей - Каргополе и Никольске - мы не обнаружили ни одного охранника. В Рязанской, Орловской, Саратовской областях, в Чувашии и в Мордовии также, как и в Приморском крае, отходники вообще не занимаются строительством деревянных домов. Тверская область, по нашим наблюдениям, особенно Торопец и отчасти Кашин и Бежецк, оказалась самым разнообразным регионом по видам отхожих промыслов.
История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих Отходники крестьянин крестьянство история Путями-дорогами крестьян, уходивших на время из родной деревни для заработков на стороне, пересечена была Россия во всех направлениях. Уходили на близкие, дальние и очень далекие расстояния, с севера на юг и с запада на восток. Уходили, чтобы вернуться в намеченный срок, и приносили из чужих мест не только деньги или купленные вещи, но множество впечатлений, новых знаний и наблюдений, новых подходов к жизни. Село Суганово Калужского уезда — центральная часть Европейской России, что называется, коренная Русь.
В отход отправлялась здесь преимущественно мужская молодежь, даже подростки — до солдатской службы. Редкий мужчина этого села не побывал на заработках. Иногда уходили и девушки: няньками, кухарками в рабочих артелях земляков. Но в других местах женский уход на заработки, как правило, осуждался. Вот информация того же времени из Дорогобужского уезда Смоленщины. На заработки здесь тоже уходят преимущественно молодые парни, но еще и вернувшиеся со службы солдаты. Отходом «почти все» занимались по своей охоте. Это «почти» относится, по-видимому, к тем случаям, когда парня посылала на заработки семья, большак.
Ушедший непременно присылает деньги семье. Автор информации решительно относит это утверждение и к девушкам, и к женам, и к вдовам. В Петрозаводском уезде Олонецкой губернии уже в 30-х годах прошлого века выдавалось ежегодно примерно 2 тысячи письменных видов для поездок в Петербург и другие города — вне своей губернии. В это число входили не только отходники, но и торгующие крестьяне. Многие волости Петрозаводского уезда специализировались на определенных видах ремесел, которыми занимались их крестьяне в отходе, имели соответствующую репутацию и за пределами Олонецкой губернии. Кижские — столяры и конфетчики их можно было встретить за этим занятием в Петербурге ; рыборецкие — отличные, по замечанию современника, каменотесы; остречинские — стекольщики, толвуйские — плотники. А волости, прилежащие к Онеге, «отличаются искусными и бесстрашными судоходцами». Если хозяйство крестьянской семьи было небольшим и рабочих рук в семье было больше, чем нужно, то на отхожие заработки уходили «лишние», надолго, иногда даже года на три, покидая семью.
Но большинство отходников оставляло семью и хозяйство лишь на ту часть года, когда нет полевых работ. Срок отсчитывали по этим вехам, так как они были постоянными не относились к передвижной части церковного календаря. В некоторых сезонных работах, например, строительных, сроки найма могли быть и другими. Отхожие промыслы были очень разными — и по видам занятий, и по своей социальной сущности. Крестьянин-отходник мог быть временным наемным рабочим на фабрике или батраком в хозяйстве зажиточного крестьянина, а мог быть и самостоятельным ремесленником, подрядчиком, горговцем. Особенно большого размаха отходничество достигло в Московской, Владимирской, Тверской, Ярославской, Костромской и Калужской губерниях. В них отход для заработков на сторону был массовым уже в последней четверти XVIII века и далее возрастал. Для всего центрального района главным местом притяжения отходников была Москва.
До реформы преобладающую часть отходников в центральном промышленном районе составляли помещичьи крестьяне. Это обстоятельство заслуживает особенного внимания при выяснении возможностей выхода интересов и реальной деятельности крепостного крестьянина за пределы своей волости. Любители порассуждать о пассивности и прикрепленности к одному месту большей части населения дореволюционной России как бы не замечают этого явления. Владимирская губерния издавна славилась мастерством плотников и каменщиков, каменотесов и штукатуров, кровельщиков и маляров. В 50-х годах XIX века из этой губернии на заработки в Москву ходили 30 тысяч плотников и 15 тысяч каменщиков. Отправлялись в Белокаменную большими артелями. Обычно главой артели подрядчиком становился крестьянин «позажиточнее и поизворотливее» других. Он сам подбирал из165 односельчан или жителей ближайших селений членов артели.
Иные артельщики из крестьян брали в Москве крупные подряды, собирали артели по нескольку сот человек. Такие большие артели строителей делились на части, под наблюдением десятников, которые, в свою очередь, со временем выходили в подрядчики. В числе специальностей, которыми славились владимирские крестьяне на отходе, видное место занимало своеобразное занятие офеней. Офени — торговцы мелким товаром вразноску или вразвозку. Они обслуживали преимущественно деревню и малые города. Торговали они главным образом книгами, иконами, бумагой, лубочными картинками в сочетании с шелком, иглами, серьгами, колечками и пр. Всреде офеней издавно был в ходу свой «офенский язык», на котором разносчики товара говорили между собой во время торговли. Особенно распространено было отходничество на офенский промысел в Ковровском и Вязниковском уездах Владимирской губернии.
Иные оставляли «даже молодых жен». Многие из них к 21 ноября 4 декабря спешили попасть на Введенскую ярмарку в слободе Холуй. Вязни-ковские офени ходили с товаром в «низовые» губернии то есть по нижней Волге , Малороссию Украину и Сибирь. В конце Великого поста многие из офеней возвращались по домам «с подарками семье и деньгами в оброк». После Пасхи возвращались уже все с офенского промысла и принимали участие в земледельческих работах. Офени-вязниковцы были известны и за пределами России. При этом в отдаленных местах они принимали заказы для следующего привоза. О масштабах торговли владимирских офеней иконами в Болгарии в последней четверти XIX века говорит такой любопытный факт.
В селе Горячеве Владимирской губернии , которое специализировалось на изготовлении разного рода экипажей, офени заказали весной 1881 года 120 телег особой конструкции, приспособленных специально для перевозки икон. Телеги предназначались для развоза палехских, холуйских и мстерских икон по Болгарии. Большую изобретательность в отхожих заработках в Москве проявили ярославские крестьяне. Они стали, в частности, инициаторами разбивки огородов на пустошах большого города. Дело в том, что Ярославская губерния имела богатый опыт в развитии огородничества. Особеннс славилось в этом отношении крестьянство Ростовского уезда. Только по годовым паспортам из Ярославской губернии в 1853 году для огородничества ушло околс 7000 крестьян. Одни ростовские крестьяне имели в Москве собственные огороды на купленных или арендованных землях.
Другие нанимались в работники к своим односельчанам. Они широко пользовались наймом своих земляков. Сдача участков в аренду крестьянам-огородникам приносила зна чительный доход московским владельцам земли. Если это были помещики они сдавали иногда свою московскую землю в аренду под огороды собст венным крепостным крестьянам.
ДЕНЬ ВАХТОВИКА
Кто такие отходники? Отходники при Петре I – это пример тех, кто не смог приспособиться к новым временам и новым идеям. Кто такие отходники? Первые отходники – это крестьяне, уходившие на сезонную работу в другие места. Тем более что растущий уровень образования молодежи сделает такую стратегию более успешной по сравнению со стратегией тех, кто сегодня занимается отходничеством. О. глубоко влияло на быт крестьян-отходников, включавшихся в пром. население страны.
ДЕНЬ ВАХТОВИКА
Крестьяне-отходники обслуживали перевозки грузов по трактам и водным путям, причем не только местным. Отношения отходников с крестьянским «миром» зависели, прежде всего, от исполнения ими фискальных обязательств перед общиной. В реальности отходники зарабатывают в два раза больше желаемого заработка и в 3-4 раза больше, чем могли бы получить на месте своего проживания, выяснили исследователи. Часть отходников трудоустроены неофициально, а те, кто оформлен, платят НДФЛ по месту своей работы, что негативно сказывается на наполнении бюджетов муниципалитетов, в которых проживают отходники и их семьи. Отходники – вынужденный уход крестьян из родных мест в XVIII-XIX веках на заработки на мануфактуры или на сельскохозяйственные работы.