Сегодня Крещение Господне Русская православная церковь празднует 19 января по новому стилю (6 января по старому стилю), и смысл его ныне прозрачен для каждого верующего. Крещение отмечают и бойцы, которые сейчас находятся на передовой. Двунадесятый праздник Крещения Господа нашего Иисуса Христа, или Богоявления, – один из наиболее важных и торжественных праздников Православной Церкви. Владимир принял крещение и женился на Анне по христианскому обряду.
Ночь святой воды
Летом 988 года произошло официальное Крещение Руси князем Владимиром Святославичем. Крещение, по словам Св. Писания, является символом погребения греховной жизни уверовавшего. Таинство крещения было установлено cамим Господом и Спасителем Иисусом Христом. КРЕЩЕНИЕ — это обряд блокировки развития сущности человека, обряд подключения очередного донора к эгрегору Православной церкви. Люди стали совершать крещенские купания, вспоминая о Иорданском Крещении Спасителя. Проект "Мама может все!" расскажет вам историю праздника Крещение Господне от истоков до современного понимания.
Крещение Господне: краткая история
- Статьи, связанные с этой статьёй
- Сообщить об опечатке
- Сообщить об опечатке
- Кто и как крестил Русь: история в датах и событиях | Вокруг Света
Крещение: История и традиции
Кто установил праздник Крещения Господня и кем написана первая праздничная икона? | Главным же событием, приблизившим Русь к христианству, стало крещение Ольги в Константинополе в 955 году. |
Крещение Руси в 988 году и распространение христианства | Diletant | О значении Крещения для верующих, истории его празднования и традициях уместно поговорить в канун праздника. |
Крещение: История и традиции
В действительности же на смену одним городским центрам приходили другие, не худшие, многие из которых, такие как Ярославль и Владимир, сохранились до наших дней. Этот естественный процесс не имеет ничего общего с религиозными репрессиями. Свидетельств об их проведении немного и в источниках — зато из них можно узнать о долгом выживании язычества. Митрополит Иларион, служивший в середине XI века, делил Русь на области, где есть православие и где нет, Ростов Великий сохранял языческое большинство до 70-х годов XI века, а вятичи держались старой веры и в начале XII века. Проповедь православия, хотя поддерживалась властью, иногда велась на свой страх и риск, а для святых Леонтия Ростовского, Кукши Печерского и других миссионеров завершилась гибелью от рук язычников. Археологические раскопки показали, что и в Великом Новгороде, втором по значению городе Руси, христианизация продвигалась медленным шагом.
За X век свет увидели только два христианских храма и еще пять — за XI. Всплеск культового строительства 75 церквей стал возможен только спустя шесть поколений после крещения. Этот временной разрыв показывает, что внедрение христианской религии первыми князьями совершалось в условиях страны, которой на долгое время позволили сохранить языческие верования. Невысокую христианизацию Руси при князе Владимире и сразу после надежно подтверждают письменные источники: согласно им, в 1070-е годы волхвы проповедовали в Киеве и на Белоозере, собирая толпы сторонников; в Великом Новгороде к устроенным ими волнениям примкнуло все население города, оставив в одиночестве князя и его дружину. Язычество не исчезло и спустя 100 лет после крещения, и, как сообщает летопись, под 1194 годом взошествию на трон великого князя Рюрика Ростиславича «крестьяне и погани» радовались вместе.
Сосуществование одних с другими на протяжении веков в исторической литературе получило наименование двоеверия. А что если католичество или ислам? Мысль выбрать другую религию вместо православия вполне могла прийти князю Владимиру, сознававшему, что, на чем бы он ни остановился, поддерживать новый культ долгое время придется силами государственной власти. Подобное положение оставляло большую свободу выбора. В раннем Средневековье находились правители, принимавшие редкие для того времени религии, такие как манихейство или иудаизм.
И все же к 988 году обстоятельства властно подталкивали Русь в сторону православия. Возможность превращения в исламскую страну наши предки пропустили в середине X века, когда прекратилась выгодная волжская торговля с Халифатом.
По словам эксперта, к западному обряду на Руси относились прохладно. Земля Херсонеса Согласно историческим источникам, в конце 980-х годов византийский император Василий заключил с князем Владимиром союз против взбунтовавшегося полководца Варды Фоки, претендовавшего на трон империи.
Одним из ключевых моментов договора была женитьба киевского князя на сестре императора Анне. Детали дальнейших событий известны по более поздним пересказам и вызывают в наши дни дискуссии у историков. По одной из наиболее распространённых версий, на определённом этапе византийский басилевс попытался уклониться от исполнения своих обязательств. Тогда дружина Владимира осадила и захватила форпост Константинополя в Северном Причерноморье Корсунь—Херсонес был расположен на месте современного Севастополя.
После этого император решил, что договор всё-таки нужно выполнить, и византийская принцесса Анна отправилась в Крым, где её ждал жених. Владимир принял крещение и женился на Анне по христианскому обряду. Васнецов «Крещение Владимира» «Владимир со своей дружиной крестился в Корсуни и вывез отсюда многие христианские святыни. Первые священники, которые крестили Русь, были из Херсонеса.
Считается, что Анастас — священник, который потом стал настоятелем Десятинной церкви, — тоже из Херсонеса. Дух христианской веры, идя из Средиземноморья Восточного, из Византии, дошёл до Херсонеса—Херсона—Корсуни и стал мостиком, по которому вера пришла на Русь. А при Владимире уже произошло самое главное — это собирание русских земель единой духовной силой, православной верой», — рассказала в беседе с RT председатель Законодательного собрания Севастополя, историк и писатель Екатерина Алтабаева. Возникновение русского народа Возвратившись с законной женой в Киев, Владимир велел сбросить языческих идолов в реку и крестить сначала киевлян, а затем и остальных жителей Руси.
Вопреки мифам, в центральных областях Руси крещение прошло спокойно. Столкновения имели место только на севере Руси, а на востоке процесс просто проходил постепенно.
В отличие от таких наставников, апостолы — и Пётр, и Павел — учили верующих несравненно проще: креститесь — и получите Святого Духа. На эту тему у апостола Павла есть ещё одно высказывание, правда, не вполне однозначное: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом» 1Кор. Очевидно, выражение «напоены Духом» означает получение Святого Духа, как это следует из параллельных образных текстов — беседы Иисуса с самарянкой Иоан. Ну а слово «крестились» указывает на водное крещение, хотя многим христианам трудно с этим согласиться. Они утверждают, что речь здесь идёт об особом «крещении Духом» — некоем внутреннем процессе, духовном помазании. Однако данная форма глагола подразумевает действие, совершаемое самим человеком: он захотел — и крестился. А крестить себя Духом никакой человек не может, и никто из верующих не скажет о себе: «Я крестился Духом». Так что Павел здесь говорил именно о крещении водой, которое совершили все ученики Христа по своей инициативе.
И из его слов мы можем сделать вывод о том, что в результате водного крещения человек принимает внутрь себя Святого Духа, Который соединяет всех верующих в одно тело — Церковь Христову. В качестве заключительного подтверждения вспомним ещё раз уже хорошо знакомый нам текст: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно чрез Иисуса Христа, Спасителя нашего, чтобы, оправдавшись Его благодатью, мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» Тит. Здесь мы лишний раз видим, что Бог изливает на человека Святого Духа во время «бани», то есть водного крещения. Таким образом, в этом отношении крещение христиан действительно подобно крещению Иисуса Христа и сопровождается сошествием на них Святого Духа. Что же Библия говорит на эту тему? Как видно из предыдущего текста, в результате водного крещения человек становится наследником вечной жизни, а это почти однозначно подразумевает усыновление. В другом месте апостол Павел писал: «Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий» Гал. Очевидно, верна и обратная связь: если ученик получил право наследства, значит он стал Божьим сыном. Во всяком случае, о другом способе стать наследником Бога в Новом Завете нет ни единого слова. Зато есть ещё одно место, прямо и ясно говорящее о связи усыновления с крещением: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» Гал.
Здесь Павел показывает механизм усыновления: посредством водного крещения по вере человек облекается во Христа и таким образом становится Божьим сыном. Так что Писанием подтверждается и второе наше предположение: подобно тому как Бог объявил Иисуса Своим Сыном во время Его крещения, так и верующие в Иисуса становятся детьми Божьими при своём крещении. Заметим, что мы находили в Библии доказательства для всех наших пунктов даже без учёта их взаимосвязей. А ведь все они теснейшим образом соединены между собой, и нам было бы достаточно установить однозначную зависимость от водного крещения лишь одного из них. В самом деле, когда человек получает Святого Духа — «Духа усыновления» Рим. Это возрождение заключается в смерти для греха и воскресении со Христом, в результате чего человек облекается во Христа, грехи его очищаются и он получает оправдание и становится спасённым. Отличной иллюстрацией этому может служить всё тот же отрывок Тит. Не бывает одного без другого, и новозаветный верующий, получивший одно из этих благословений, тем самым автоматически получает и все остальные. И как мы видели, происходит это тогда, когда человек посредством водного крещения принимает веру в искупительную жертву Иисуса Христа и отдаёт себя в собственность Господа, становясь Его учеником. Таким образом, христианское крещение превосходит по значению всех своих предшественников и является высшей точкой предопределённого Богом пути человека к получению спасения.
Всякий раскаявшийся грешник, уверовавший в Иисуса Христа как своего Спасителя, в результате крещения становится новым творением и начинает жить обновлённой жизнью чада Божьего. После же их смерти у христиан не осталось письменных инструкций о том, каким образом совершать крещение и как действовать в каких-либо особых ситуациях. Поэтому в поместных церквах верующие зачастую поступали по собственному разумению и по общему рассуждению. Таким образом и появлялись различные отклонения от апостольского учения и практики. Каким же тогда образом они могли бы стать учениками Христа и получить все спасительные благословения, связанные с водным крещением? В поисках выхода из такой ситуации отдельные христиане в подобных случаях использовали для крещения вместо воды какую-либо другую доступную им жидкость, например, виноградный сок, кровь животных или молоко. А некоторые вообще пользовались песком пустыни: лежащего человека засыпали им, а потом поднимали как из могилы. Можно понять их желание во что бы то ни стало совершить акт крещения, имеющий огромное значение для последователей Иисуса Христа. Вопрос только в том, правильно ли это и стоит ли так поступать в подобных исключительных ситуациях. Давайте попробуем ответить на этот вопрос на основании Священного Писания.
Итак, почему для христианского крещения используется именно вода? На это мы можем найти в Библии две символические причины. Во-первых, вода имеет очищающее действие, и как тело человека очищается водой от грязи, так и душа его при крещении очищается от греха. Немало мест Писания говорят об этой символической стороне крещения: «крестись и омой грехи твои» Деян. Другие же вещества — сок, кровь или молоко — не применяются в повседневной жизни для смывания грязи с тела и потому не могут служить приемлемой заменой воде при совершении крещения. Вторая же причина заключается в том, что вода является одним из библейских символов Святого Духа. Именно этот прообраз лежит в основе высказывания Иисуса Христа о рождении «от воды и Духа» Иоан. Как тело человека при крещении погружается в воду, так его дух в этот момент погружается в Духа Святого и соединяется с Ним, результатом чего и является возрождение. Так что и с этой точки зрения другие жидкости не подходят в качестве заменителя воды для крещения. Разве что елей как ветхозаветный прообраз Святого Духа мог бы претендовать на эту роль, но опять-таки елеем невозможно мыться, так что и это была бы плохая замена.
К тому же думается, что человек, у которого есть бочка дорогого елея, уж как-нибудь нашёл бы для крещения бочку воды. Таким образом, замена воды иным веществом является серьёзным нарушением символики христианского крещения и потому не может быть рекомендована. Поэтому при отсутствии воды лучше вообще не совершать крещения, как это было у первых христиан. Они верили, что человеку, не имеющему возможности креститься водой, Бог даёт все обещанные блага просто по его прошению. Возможно, его стали практиковать также в поисках выхода из ситуаций с нехваткой воды для полного погружения человека. Вместо этого ему на голову выливали немного воды или окропляли его несколькими её каплями. А может быть, данный способ ввели для облегчения и ускорения акта крещения в случаях экстренного или массового совершения этого ритуала. Однако впоследствии для такой практики некоторые богословы стали подыскивать основание в Библии и утверждали, будто именно так крестили людей апостолы, а ещё раньше Иоанн Креститель. Наверно, многие христиане видели картины крещения Господня, где Иоанн держит руку над головой Иисуса. Так вот, Иоанн там не молится и не делает некий символический жест рукой, а просто льёт воду Иисусу на голову.
Немного забавно, что в протестантских церквах, где крещение совершается через полное погружение, служители как правило принимают такую же позу, не сознавая, что в её основе лежит вымысел художника о крещении обливанием. Какие же доводы находят в Библии сторонники этого способа крещения? Да пожалуй, всего лишь один: в Деяниях есть случай массового обращения в веру, когда крестилось три тысячи человек Деян. И вот некоторые толкователи говорят, что в той местности не хватило бы воды для погружения всех этих людей. Однако это совсем не так: в Иерусалиме имелось несколько больших водоёмов, куда эти ученики могли прийти для совершения крещения. Один из них упомянут и в Евангелиях — это купальня Силоам Иоан. Он сохранился до наших дней и имеет размеры около 17х5 м, а в древности был ещё больше. Так что в день Пятидесятницы с 9 до 18 часов в нём запросто могло креститься три тысячи человек. Теперь рассмотрим возражения, которые можно выдвинуть против крещения обливанием или окроплением. Во-первых, в Новом Завете есть несколько мест, указывающих на то, что для крещения требуется большое количество воды.
Для обливания же достаточно было бы небольшого ручейка. Два других текста показывают, что для крещения люди заходили в воду: «И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды» Матф. Есть ли смысл искать глубокое место и заходить туда лишь для того, чтобы вылить на голову человека пригоршню воды? Вряд ли люди тогда были настолько неразумными, что не замечали нелепость такого странного способа. Во-вторых, при крещении обливанием теряется символический смысл омытия грехов, поэтому оно было бы плохой иллюстрацией для библейских текстов, например следующего: «кроплением очистивши сердца от порочной совести, и омывши тело водою чистою» Евр. Здесь отчётливо видно по крайней мере то, что форма крещения отличается от окропления; также слова «омывши тело» вряд ли можно отнести к струйке воды, пролитой на голову. Да и назвать такую процедуру «баней» тоже мало у кого повернулся бы язык. В ветхозаветное время прокажённый при очищении должен был омыться полностью Лев. Поэтому для исцеления грешника от «проказы греха» ученики наверняка не стали бы использовать другую форму водного крещения. Наконец, пожалуй, самое серьёзное нарушение при крещении обливанием заключается в том, что оно не соответствует символике смерти и воскресения.
Оно вовсе не похоже на погребение, и к нему не подходят слова апостола Павла: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть» Рим. Оно не отображает собой принятие смерти как наказания за грех, и потому для Иисуса крещение обливанием не имело бы никакого смысла, как мы это видели ранее при анализе этого события. На основе всего сказанного мы можем сделать вывод о том, что обливание и окропление не являются приемлемыми формами водного крещения. Оно должно совершаться только через полное погружение, и лишь такое крещение является действительным. Поэтому если человек был крещён посредством обливания, то ему необходимо принять повторное — а фактически первое настоящее — крещение погружением кстати, это предписание относится также и к рассмотренному ранее случаю крещения не водой. В последующие же времена появилось много лжеучений, для защиты от которых в практику крещения вошёл обычай задавать человеку три вопроса о его вере в каждую ипостась триединого Бога. И зачастую после каждого утвердительного ответа его погружали в воду. Этот способ дожил и до наших дней, и в некоторых церквах сегодня крещение совершают троекратным погружением, произнося при этом фразы «во имя Отца», «во имя Сына» и «во имя Святого Духа». Существует и другой вариант, когда традиционная фраза произносится целиком, но человека погружают в воду три раза подряд. А иные толкователи говорят, что это отображает воскресение Христа после трёх дней пребывания в могиле.
Какую же оценку следует дать троекратному крещению? В первую очередь бросается в глаза то, что данная форма опять-таки является искажением символики смерти и воскресения. Человек умирает для греха не три раза, а один, и воскресает к новой жизни тоже однажды. Так что с этой точки зрения два последних погружения являются просто лишними. Также поручение Иисуса подразумевает крещение не «в имена», а в одно имя Бога, и в этой фразе личности Отца, Сына и Святого Духа связаны между собой лишь простым союзом «и», что подчёркивает их неразрывное единство. Вспомним также, что по своему смыслу крещение — это акт самоотдачи человека в собственность Бога. Он не отдаётся сначала Отцу, потом Сыну и наконец Духу, а сразу становится собственностью триединого Бога. Он поступает в ученики не к трём учителям, а к одному Наставнику, и принимает веру не в трёх отдельных Богов, а в единого Бога. Таким образом, при троекратном погружении происходит нарушение как символической стороны крещения, так и его смысла. И кстати, Иисус уж точно погружался в воду не три раза.
Поэтому от такой практики лучше отказаться и не пытаться приукрасить и без того выразительный ритуал водного крещения. Но вместе с тем троекратное крещение нельзя считать недействительным. Ведь в нём наличествует по крайней мере одно полное погружение, которое является полноценным прообразом омытия греха, смерти и воскресения. Поэтому если человек принял такое крещение, то он не должен перекрещиваться заново, даже если ему захочется сделать это более правильным образом. Бог уже принял его и даровал все обещанные блага, так что он может радоваться этому без сомнений. Сторонники данного способа обращают внимание на то, что в Новом Завете не описан ни один случай крещения в триединого Бога, зато дважды упоминается крещение «во имя Иисуса Христа» Деян. На этом основании они утверждают, что повеление Иисуса крестить людей «во имя Отца и Сына и Святого Духа» не означает, будто при крещении надо произносить именно данные слова, и что апостолы правильно понимали и исполняли это повеление, а значит крещение нужно совершать по их примеру, то есть во имя Христа. Давайте рассудим, верно ли такое толкование. Используя ту же самую логику, можно сказать, что упоминание о крещении «во имя Иисуса Христа» тоже не означает, будто при этом произносились именно такие слова. Вполне вероятно, что библейские авторы называли так для краткости крещение, которое ввёл Иисус Христос, то есть во имя триединого Бога.
Заметим, что две различные формулы крещения встречаются в разном контексте: Матфей в своём Евангелии цитирует прямую речь Христа, в то время как Лука в Деяниях описывает события от своего лица. Это позволяет нам сделать обоснованный вывод о том, что именно у Матфея записаны слова, которые Иисус заповедал произносить при крещении. В пользу этого говорит и тот факт, что в Евангелии от Матфея содержатся наиболее многочисленные, подробные и стройные пересказы речей Иисуса. Для примера можно сравнить хотя бы тексты знаменитой Нагорной проповеди, записанные в Матф. Из сопоставления этих отрывков отчётливо видно, насколько расширенные и отточенные формулировки Матфея отличаются от сокращённого и упрощённого рассказа Луки. Поэтому Матфей наверняка привёл поручение Христа дословно, а если бы Иисус велел апостолам совершать крещение «во имя Моё», то он так бы и записал. Так что использование фразы «во имя Отца и Сына и Святого Духа» является не искажением, а самым прямым и правильным исполнением повеления Христа. Таким образом, вполне вероятно, что именно эта фраза произносилась при крещении в случаях, описанных в Деяниях. Однако не исключено, что апостолы действительно крестили людей со словами «во имя Иисуса Христа». Причиной для такого способа могло быть то, что отличительной чертой и сущностью христианства является вера в Иисуса как Бога.
Иудеи и до этого поклонялись истинному Богу, и народы Римской империи тоже много слышали об их едином Боге. Но теперь такой веры было недостаточно для вхождения в вечную жизнь, необходимо стало также поверить в искупительную смерть Иисуса Христа и Его воскресение из мёртвых. В связи с этим апостолы могли делать особый акцент на личности Господа Иисуса и крестить учеников в Его имя. И фактически такое крещение равнозначно крещению в триединого Бога, так как сохраняет весь свой смысл: принятие веры в Иисуса как Бога, самоотдача в Его собственность, соединение с Ним в смерти и воскресении, получение от Него Святого Духа и всё остальное. Поэтому крещение во имя Иисуса является действительным и не требует перекрещивания, хотя во избежание разделений между верующими желательно использовать традиционную фразу, заповеданную Христом. Однако главная проблема заключается не в самом различии этих способов крещения, а в том, что в последние времена появились религиозные лидеры, объявляющие обычное крещение в триединого Бога недействительным. Они говорят, что Отец, Сын и Святой Дух — это не имена, а титулы, которые могут относиться и к какой-нибудь другой личности; имя же Бога в Новом Завете лишь одно — Иисус Христос. Поэтому крещение в титулы является неправильным и не имеет силы, и всем крещённым таким образом христианам нужно креститься повторно во имя Иисуса Христа. Вот так, дёшево и сердито: оказывается, подавляющее большинство верующих со второго века и до наших дней не были крещены по-настоящему и на самом деле не являются Божьими детьми, членами Церкви Христовой, а потому в лучшем случае будут где-нибудь у порога в Царстве Небесном. Так, что ли, получается по мнению подобных учителей?
Любой благоразумный человек может лишь посмеяться над их абсурдными взглядами, но давайте всё же выявим ошибки в их логике. Хорошо, мы крестились в титулы. Пускай титул «отец» может носить любой родитель, титул «сын» годится для любого человека, а «святым духом» можно назвать ангела. Но к кому могут относиться все эти три титула одновременно? Человек не может называться «духом» — у него есть тело, а ангелы не могут быть «отцами» и «сынами» — они не размножаются. Поэтому фраза «во имя Отца и Сына и Святого Духа» однозначно указывает на Бога, а значит крещение связывает нас именно с Ним, а не с кем-то там другим. Мы приняли веру в Него, стали Его собственностью, родились от Него и получили Духа от Него, так что лишиться смысла и силы наше крещение никак не могло. А самое смешное то, что такие дотошные толкователи, требуя от верующих точного исполнения Писания, сами же его и нарушают, даже не замечая этого. Ведь они заявляют, что при крещении обязательно нужно произносить слова «во имя Господа Иисуса Христа», так как господ много 1Кор. Но они совершенно упускают из вида, что в Новом Завете нет ни одного случая такого крещения.
Как мы видели, там упоминается крещение «во имя Иисуса Христа» — но не «Господа», а также «во имя Господа Иисуса» — но не «Христа». Таким образом, их обязательная и незаменимая формула крещения не имеет основания в Библии и является всего лишь плодом их фантазии. Напоследок приведём цитату из апологии Иустина Мученика, написанной около 155 г. В ней сказано, что при крещении ученики «омываются водою во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого». Стало быть уже в середине второго века христиане повсеместно совершали крещение во имя триединого Бога. Совершенно невероятно, чтобы к этому времени все верующие забыли заветы апостолов и поголовно отступили от истины. Нет, это современные деятели проповедуют свои заблуждения. И даже более того, их требование креститься заново является ересью, так как отрицает уже совершённую Богом спасительную работу в жизни верующего и потому подпадает под предостережение апостола Петра: «и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» 2Пет. Таковых берегитесь. История свидетельствует, что оно совершалось отдельными верующими ещё в период раннего христианства, то есть до того как в IV веке римский император Константин уверовал в Иисуса и стал главой тогдашней церкви.
С этого времени крещение детей приобрело массовый и даже почти обязательный характер и сохранилось до наших дней в практике ортодоксальных церквей — католической и православной. Для чего же священники крестят детей? Как мы видели, крещение является условием для прощения грехов, возрождения, получения Святого Духа, спасения и вхождения в Царство Небесное. В связи с этим богословы спрашивают: почему же маленькие дети должны лишаться всех этих благ? Разве им это не нужно? А если они умрут без крещения — что тогда? Как они тогда попадут на небеса? И приводят случай из жизни Христа: «Приносили к Нему и младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие» Лук. Отсюда ортодоксы делают вывод, что детей тоже нужно крестить, чтобы и они вошли в Божье Царство.
Однако данный вывод не имеет в описанном случае никакого обоснования. Ведь младенцев приносили к Иисусу не для крещения, а для того «чтобы Он возложил на них руки и помолился» Матф. Именно так Он и поступил и не поручил ученикам крестить их, а значит слова «пустите детей приходить ко Мне» не относятся к их крещению. Более того, фраза «ибо таковых есть Царствие Божие» подразумевает, что дети автоматически попадают на небеса в случае ранней смерти. В Библии два раза упоминается некая возрастная граница для детей, «не умеющих отличить правой руки от левой» Ион. Так что, по всей видимости, ответственность ребёнка за свои поступки наступает с момента достаточного развития его разума и совести, а до этого он не нуждается в прощении грехов, хотя и родился грешником. К этому случаю применимы слова апостола Павла: «Ибо и до закона грех был в мире; но грех не вменяется, когда нет закона» Рим. Поэтому несмышлёным детям, ещё не имеющим сознания греха, преподавать крещение абсолютно не нужно. А имеет ли вообще смысл крещение детей и приводит ли оно к получению каких-нибудь спасительных благ? Очевидно нет, ведь оно не является актом принятия христианской веры и добровольной самоотдачи в собственность Бога.
В Новом Завете указаны два обязательных условия для крещения — покаяние и вера: «Покайтесь, и да крестится каждый из вас» Деян. А в случае с младенцами нет ни покаяния, то есть осознания и оставления греха, ни веры в Иисуса Христа, о Котором дети ничего не знают. Поэтому они не могут в результате крещения умереть для греха и воскреснуть со Христом, стать чадами Божьими, получить Святого Духа и достичь состояния спасённого человека. Таким образом, они не присоединяются к телу Церкви и не становятся истинными христианами, а только номинальными. Так что их крещение является пустым и бессмысленным обрядом, не имеющим никакой силы. А потому всем людям, которые были крещены в младенчестве и впоследствии уверовали в Иисуса, необходимо заново принять крещение, чтобы получить спасительные благословения, приготовленные для них Богом. Сторонники детокрещения говорят, что вместо самих детей отречение от греха совершают их «крёстные родители» восприемники , которые дают обещание научить их основам христианской веры и наставить в праведной жизни, чтобы дети с возрастом стали настоящими христианами и присоединились к Церкви. Но это опять-таки не придаёт смысла крещению младенцев, и непонятно, почему это нельзя сделать без крещения, а крестить уже наставленного верующего человека. Можно провести аналогию крещения с бракосочетанием, так как эти события сходны по значению. Как писал апостол Павел: «Я обручил вас единому мужу» 2Кор.
Так вот, представим, будто родители решили поженить своих детей и сыграли их свадьбу. И что же, теперь эти младенцы являются супругами? Конечно же нет, и государство не зарегистрирует их брак, так как он заключён без их согласия и прежде достижения ими дееспособного возраста. А если дети вырастут и будут согласны на этот брак, то станут ли они супругами автоматически, без нового бракосочетания? Тоже нет, им обязательно потребуется заново а фактически впервые совершить акт заключения брака. Ну а если дети откажутся от сговора родителей и возьмут себе других супругов, то будут ли их браки законными? Разумеется, ведь в их поступке нет никакого нарушения закона.
Бедный я человек! Итак, перевод термина «баптизо» как «крещение» богословски оправдан. Однако для понимания повествования крещения самого Иисуса необходимо помнить, что в греческом тексте это слово все же значит «погружение». Встает вопрос, по какой причине, Иоанн Креститель в качестве внешней формы покаяния предлагает именно погружение в воду? Специалисты утверждают, что существовало две разные практики. Одна из них, погружение в воду, имела место в языческом мире и была хорошо известна язычникам. Данная практика использовалась при различных мистериях например, при мистериях Изиды и символизировала очищение от скверны и начало новой жизни. Кроме того, она применялась в обряде инициации рабов. Раб, купленный на рабовладельческом рынке, попадая в дом к знатному римлянину, по сути, начинал новую жизнь. С него снимали одежду после пребывания на рабовладельческом рынке это было скорее мерой необходимой дезинфекции , несколько раз окунали в воду, давали новое имя и новую, часто белую одежду. Подобное омовение было и средством очищения тела, и знаком новой жизни. Погружение в воду было известно и иудеям. В первом веке до Рождества Христова все шире в Иудее распространяется практика ежедневного, по нескольку раз в день погружения в воду в специальные резервуары, которые называли «миквы». К этим миквам предъявлялись определенные требования: вода в ней должна была быть проточная, то есть живая вода. Омовение в микве считалось ритуальным очищением это не было в полном смысле очищением от греха, считалось, что через данный ритуал человек получал силу, чтобы дальше служить Богу. Археологи, во второй половине двадцатого века обнаружив квартал с миквами в городе Сипфорисе, были крайне удивлены. Практически около каждого дома обязательно располагался данный ритуальный резервуар для воды. Однако позже стало ясно, что и в других городах подобная практика имела место, кроме того, не только в жилых кварталах могли располагаться миквы. Также они были найдены и около Иерусалимского храма. Паломники, которые приходили из разных провинций Римской империи, подходя к Храмовой горе конечно же были уставшими. Прежде чем взойти на гору они совершали ритуальное омовение, которое не только придавало им духовные силы, но и силы физические. Ступенчатый вход в микву, которая была найдена неподалеку от юго-западного угла Храмовой горы, был разделен невысоким барьерчиком, чтобы уже омытые люди шли, не сталкиваясь, с теми, кто еще только направляется к воде. Практика омовения в микве существовала с первого века до Рождества Христова и до семидесятого года нашей эры после первого антиримского восстания [3]. Говоря о миквах, нельзя не упомянуть поселение Кумран, где было обнаружено огромное количество еврейских рукописей с 1948-1952 г. Эти рукописи датируются с середины третьего века до Рождества Христова по середину первого века по Рождестве Христовом и носят в большинстве своем религиозный характер. Кумран изучал французский исследователь Аббат Ролан де Во. Мыслил он в терминах католического монастыря. Монахи занимались переписыванием книг в специально отведенных для этого комнатах — скрипториях. Один человек читал текст манускрипта, а писцы, стоя за небольшими столиками, записывали то, что слышали. В результате текст тиражировался. Ролан де Во предположил, что в Кумране существовала какая-то монашеская община, потому что большинство кумранских свитков было найдено в пещерах неподалеку от Кумрана. Одну из комнат он принял за скрипториум, другую за трапезную и т. В Кумране существовало огромное количество больших резервуаров, которые отличались от тех микв, которые мы рассмотрели. Эти резервуары в большинстве своем превышали человеческий рост. После исследований в середине двадцатого века вплоть до двухтысячных годов никто не производил археологические раскопки в Кумране и все это время ученые предполагали, что эти огромные резервуары тоже являются миквами. Однако в начале двадцать первого века израильские археологи установили, что Кумран был фабрикой по производству керамики. На дне этих резервуаров найдены определенные глиняные слои и вещества, которые свидетельствуют об этом. Более того, еще в 70-е годы двадцатого века американский исследователь Норман Голб, исходя из анализа кумранских рукописей, предположил, что свитки, найденные в районе Кумрана не являются библиотекой ессейской секты рукописи были слишком разнородны и относились к разным религиозным течениям. Это была либо библиотека Иерусалимского храма, либо просто огромная библиотека, вывезенная из Иерусалима во время римской осады в период с 68 по 70 год. Сейчас найдено 25 000 обрывочных фрагментов рукописей, из которых составлено уже около тысячи манускриптов. После исследования израильских археологов стало ясно, что в Кумран действительно была перевезена библиотека, потому что здесь производили сосуды, в которые с целью консервации клали свитки и развозили по разным пещерам с целью их снова вынести и использовать в будущем. Таким образом, резервуары в Кумране не являются миквами, поэтому можно утверждать, что миква все-таки неглубока. Иоанн Креститель для того, чтобы еврейский народ совершал погружение, выбирает отнюдь не микву. Мы понимаем, почему он выбирает в качестве формы крещения именно форму омовения — она понятна и евреям, и язычникам. Однако Иоанн не предлагает какую-то конкретную микву, хотя для того времени это было бы вполне естественно. Однако он крестил в реке Иордан. Место, где происходило крещение, называлось Вифания в современном переводе Вифавара. И то и другое слово несет значение «переправа». Известный исследователь Священного Писания Ариген, живший в конце второго — начале третьего века, обнаружил, что есть две Вифании: одна неподалеку от Иерусалима, а другая — у реки Иордан. Он посчитал, что два одинаковых названия может запутать читателя Священного Писания, и предложил использовать наименование Вифавара для местности у реки Иордан. Как это место было идентифицировано? Когда мы обращаемся к Византийской эпохе — периоду рассвета восточной части Римской империи — мы видим, что византийцы, приезжая в Палестину, строили церкви на тех местах, где по местному приданию происходили те или иные события. Было в Палестине место, где византийцы вновь и вновь строили церкви. Одна была разрушена наводнением, другая — землетрясением, однако они упорно продолжали возводить здесь храм на месте предыдущего, хотя в этом не было необходимости — поблизости в то время не было никакого населенного пункта. Вывод напрашивается один — это было особое место. Кроме данного факта есть еще одна важная деталь, которая позволяет утверждать, что именно здесь крестил Предтеча и был крещен Христос. Храмы один за другим возводились рядом с ответвлением реки Иордан, и от храма были проложены мраморные ступени, ведущие к большому по площади резервуару. В нем могли креститься сразу несколько человек, что позволяло Иоанну Крестителю призывать большое количество людей. В этом ответвлении не было такого сильного течения, как в самом Иордане, однако вода здесь была проточной. Таким образом, выполнялось главное правило, которое требовалось для микв. Французский паломник писал: «Если человек высокого роста сойдет вниз по мраморным ступеням. В период сильных наводнений вода полностью накроет крытую часовню, стоящую на четырех сваях. Воды реки залили полностью впадины и образовали уникальный крестообразный баптистерий. Единственный баптистерий такой формы на земле, в котором люди могут креститься в водах Иордана». Это естественное явление уже не наблюдается в наши дни, так как за последние 50 лет уровень воды в Иордане стремительно снизился. Сейчас река несколько сместилась. Евангелист Матфей указывает на то, что разные люди приходили к Иоанну Предтече, чтобы совершить погружение. Сотворите же достойный плод покаяния» Мф 3:7-8.
Крещение. Что за праздник, как его праздновали раньше, как отмечают сейчас
Кем было установлено таинство крещения 🚩 Религия | Победивший в междоусобной войне Владимир Ярославич поначалу не планировал распространить на Руси христианство — крещению предшествовала попытка унифицировать языческие культы на подконтрольных Киеву землях. |
Зачем крестился Господь? | Состоялось крещение Руси на территории Киева, в водах Днепра. |
Откуда пошла традиция купаться в крещенской проруби? | Смотрите короткие видео на тему «кто придумал купаться в крещение» в TikTok. |
Протоиерей Димитрий Юревич: Крещение Иисуса Христа в историческом и археологическом контексте | Крещение отмечают и бойцы, которые сейчас находятся на передовой. |
Крещенские купания: верующие рассказали об объединяющей силе православных традиций | Смотрите короткие видео на тему «кто придумал купаться в крещение» в TikTok. |
19 января – Крещение Господне: что это за праздник. Почему люди крестятся и когда крестить детей
Крещение: История и традиции | 19 января православные празднуют Крещение Господне или Богоявление. |
«И сошел Дух Святой в виде голубя». Во сколько лет, кем и где крещён Иисус | АиФ Ростов-на-Дону | Крещение – таинство вступления в Тело Христово – Церковь – реальное присутствие среди мира сего Царства Божия, в котором Бог обитает со Своим народом, и где все освещено сиянием Его славы. |
Крещение Господне — Википедия | 19 января (6 января по старому стилю) верующие отмечают Крещение Господне, или Богоявление. |
Кто крестил Русь: какой князь Владимир, в каком году, почему | Крещение Господне, или Богоявление, празднуется Русской Православной церковью 19 января по новому стилю. |
Крещение Господне
Петра, «Христос вошел в струи Иордана, собираясь освятить наше Крещение, чтобы тех, кого Он воспринял Своим рождением на земле, возрождением вознести на небо; чтобы освободить в Самом Себе тех, кого без Себя наблюдал пленниками; чтобы даровать жизнь тем, кого сделала. Состоялось крещение Руси на территории Киева, в водах Днепра. Крещение – это одно из главных церковных Таинств, в ходе которого человек приобщается к Богу.
Крещение Господне
Кстати, процесс освящения воды тщательно охранялся от всякой нечисти — прорубь обстреливалась из ружей во время совершения обряда. Вода после Крещения запасалась и бережно сохранялась в течение всего года. С праздником Крещения связаны многочисленные гадания о замужестве, здоровье, приплоде скота и т. Считалось, что теплая погода на Крещение или мокрый снег предвещали хороший урожай злаков, а метель и ветер — урожай грибов и ягод. Очень часто к празднику приурочивается крещение деток. В православной церкви крестят в любом возрасте. В некоторых источниках указывается, что нельзя крестить младенцев до 40 дней, но это не верно. Если рождается ребенок и его жизни угрожает опасность например, он очень болен , то крестить его можно сразу же после рождения. В отсутствие священника это может сделать любой верующий человек, в т.
Многие другие христианские подвижники и мученики приняли крещение также в зрелом возрасте. Как и почему возник обряд крещения детей? Детокрещение оказалось выгодным для государства, на службу к которому церковь попала, лишившись своей самостоятельности. Детокрещение доставляло государству подходящий элемент в лице людей, крещенных в детстве, но бессознательных и пассивных, готовых на послушание не только добру, но и злу, если таковое облечено в «благородные» и «возвышенные» идеи. Поддержанию такого учения содействовали и соответствующие правительственные указы. В кодексе Юстиниана сказано: «Родители, как скоро сами они крещены, обязуются под страхом тяжких наказаний, крестить и своих детей» Алмазов, 592 стр. Закреплению и узаконению этой ереси помогли знатные и влиятельные прихожане, так называемые «благотворители церкви». Император Лев Философ повелел крестить детей до истечения 40 дней после рождения. Были и другие государственные указы, направленные к закреплению этой ереси, перечислять которые считаем излишним. Второй причиной к отступлению послужило то, что духовенство государственной церкви, переходя из рода в род, стало пополняться лицами не апостольского призвания. Появились люди «церковной профессии». Таким пастырям-профессионалам выгодно было умножать количество пасомых процентным ростом населения и при том, без всякой проповеди Евангелия, даже без катихизации и оглашения. Евангелие, с течением времени, всё больше и больше заслонялось ложными человеческими учениями, как то: учением гностиков о магической силе таинств, языческими суевериями, традициями, постановлениями отцов церкви, вселенских соборов, всегда действовавших под известным давлением светской власти. Вековые заблуждения принимались сменявшимися поколениями безоговорочно, ибо заблуждения эти выдавались за истину кристальнейшей чистоты, не требующую доказательств, а всякий, кто имел смелость усомниться в подлинности догматов и верности учения, объявлялся церковью еретиком и отступником. Обсуждать и проверять правильность православных догматов веры? Да нужно ли это? В России такой вопрос никогда не поднимался ни в церковной, ни в светской литературе. Церковная цензура никогда бы ничего подобного в печать не пропустила. Ожидать решения этого вопроса в общецерковном масштабе — не приходится. Те, кто прозрел духовно, решают его в личном порядке. Что говорит о крещении детей Слово Божие? Дети не нуждаются в крещении. Христос говорит, что «таковых есть Царствие Божие» Лук. Спаситель неоднократно подчёркивает, что если мы, взрослые, не обратимся и не станем как дети, «не сможем войти в Царство Небесное» Мф. Павел говорит, что дети освящаются родителями — христианами 1Кор.
Сначала название Епифания с греческого Явление , как термин нынешнего Крещения употреблялся священниками. Позднее его заменила торжество Теофания Богоявление , известная и ныне. Приблизительно в V веке Крещение становится самостоятельным праздником. С тех пор до нынешнего дня между Рождеством Христовым и Богоявлением проходит 12 праздничных дней. Вечером 18 января в православии начинается служба с освящением воды. Утром на следующий день также проходит торжественное богослужение, литургия, освящение воды, омовение. Почитание Крещения, купание в проруби, причастие, очень популярны сегодня в России. Возвращаясь к духовному наследию все большее число людей приходят в церковь, чтобы стать ближе к Богу, понять истину, покаяние, возрождение в жизни вечной. Оцените статью.
В Польше Крещение именуется праздником Трёх Королей. Католики верят, что в древности на поклон к Иисусу пришли именно цари с востока, и принесли ему дары: ладан, символ духовного предназначения с его помощью совершается богослужение золото, символ богатства, чистоты издревле считающийся божественным материалом смирну, в древности использовавшуюся во время погребения символ принесения Христа в жертву, как искупление грехов, обретение вечной жизни Граждане Польши в этот день устраивают карнавальные шествия, пир в честь Трёх Королей, в костелах проходят литургии. Как празднование Крещения изменялось со временем Начиная с IV века существуют упоминания об особом отношении к воде, набранной в день Крещения Господня, о почитании реки Нил и других рек. Испокон веков православная церковь Крещение и Рождество отождествляла равно, как единый знаменательный день. Обоим праздникам были присущи Навечерие, постный стол. Сначала название Епифания с греческого Явление , как термин нынешнего Крещения употреблялся священниками. Позднее его заменила торжество Теофания Богоявление , известная и ныне. Приблизительно в V веке Крещение становится самостоятельным праздником. С тех пор до нынешнего дня между Рождеством Христовым и Богоявлением проходит 12 праздничных дней. Вечером 18 января в православии начинается служба с освящением воды.
Протоиерей Димитрий Юревич: Крещение Иисуса Христа в историческом и археологическом контексте
Когда, в каком месте и кем был крещён Сын Божий, какого числа православные отпразднуют Крещение Господне в 2018 году, рассказывает «АиФ-Ростов». Проект "Мама может все!" расскажет вам историю праздника Крещение Господне от истоков до современного понимания. Крещение — один из больших праздников, который отмечается у православных христиан 19 января и посвящен крещению Иисуса Христа в воде реки Иордан Иоанном Крестителем (католики празднуют Крещение в память о поклонении трех царей-волхвов Богу-младенцу). Такой ответ представитель РПЦ дал в в передаче «Церковь и мир» на телеканале «Россия 24», отвечая на вопрос телезрительницы о крещении внучки.
Крещение Господне: краткая история
- Кто «придумал» Церковь – Александро-Невский храм
- Происхождение праздника
- «И сошел Дух Святой в виде голубя». Во сколько лет, кем и где крещён Иисус | АиФ Ростов-на-Дону
- Крещение Господне в 2024 году
- Кто придумал крещение
- Крещение Руси: от идолов к вере
Кто установил праздник Крещения Господня и кем написана первая праздничная икона?
Таинство крещения было установлено cамим Господом и Спасителем Иисусом Христом. Первое крещение Руси состоялось в 860 году. Еще в 387 году о свойствах освященной в Крещение воды писал константинопольский архиепископ Иоанн Златоуст. В большинстве случаев главными идеологами крещения новорожденных выступают люди старшего поколения.
Предпосылки
- Древняя Русь перед крещением. Выбор князя Владимира. Даты и события, связанные с крещением Руси
- «И сошел Дух Святой в виде голубя». Во сколько лет, кем и где крещён Иисус | АиФ Ростов-на-Дону
- Крещение — значение слова
- 19 января – Крещение Господне: что это за праздник. Почему люди крестятся и когда крестить детей
Суть праздника Крещения раскрыл священник с необычной биографией
Ведь распяли самого чистого, крещенного, человека и бога. А в русском языке еще часто произносилось и «хрестить», то есть принять веру Хрис та. Но в те времена это еще означало именно очищение водой, смывались все грехи. Потому и река Иордан. По существовавшему тогда божьему закону очиститься от грехов должен был каждый человек.
Предтеча был уважаемым пророком и к нему за этим стремились многие, слушали проповеди и пророчества. Пришел и тридцатилетний Иисус Хр истос. Это вы звало необычайное изумление Иоана — он ведь понимал кто перед ним стоит. На что Иисус от вечае т, что им необходимо «исполнить всю правду».
Тут стоит пояснить, что слово «правда» — это из древнерусского перевода, означало «закон». В этой связи можно вспомнить «Правду Ярослава Мудрого», ставшего первым сборником законов Руси. Таким образом Христос гово рит, чт о необходимо исполнить все человеческие законы до конца и только потом он получит право на божественное предназначение. Крещение было последним из них.
Однако стоит помнить, что окунаться следует не с головой. Особенно если у вас проблемы с сосудами. Это может быть крайне вредно.
Будьте осторожны. Кроме этого, в Крещение необходимо соблюдать ряд запретов: 19 января воспрещается убираться, стирать, шить, вязать и выносить мусор из дома. Также крайне важно избегать ссор, сквернословия и злобы в отношении окружающих.
Почему люди крестятся? Как мы уже выяснили, крещение в виде купания во освященной воде — традиция, пришедшая к нам от Христа. Но что значит крестное знамение, наш молитвенный жест?
Именно тогда люди начали креститься знамением для того, чтобы огородить себя от горя. Также существует объяснение формы креста. С иудейского алфавита первая и последняя буквы имени Бога в упрощенном виде представляет форму креста.
Крещение совершалось в Великую Субботу. Современное Пасхальное богослужение содержит в себе элемент, сохранившийся с тех времен: наш ночной крестный ход был в те времена ходом вокруг храма новокрещенных, облаченных в белые одежды и держащих горящие свечи. Начиная с конца II века, епископы посвящали на особое служение в Церкви так называемых экзорцистов. Посвященные на это служение читали заклинательные молитвы, в которых именем Божьим запрещалось нечистым духам приближаться к новокрещенному. После заклинательных молитв человек, принимающий Крещение, отрекался от сатаны и свидетельствовал свое сознательное сочетание Христу. В отличие от современного чина, где отрицание от сатаны совершается три раза, в этот период оно повторялось пятнадцать раз. В IV-V веках приступающие ко Крещению исповедовали свою веру «в словах точных и определенных, по установленной форме, при этом громко, во всеуслышание, с места возвышенного, в присутствии верующих». Блаженный Августин свидетельствует, что такой обычай существовал в его время в Риме. Тогда же утвердился обычай крестить по преимуществу взрослых с целью осознанного принятия ими Таинства.
Однако, священники, отвергающие необходимость крестить младенцев, подвергались критики Собора. Крещение на Руси Русская Церковь приняла чинопоследование совершения Таинства Крещения от Византийской Церкви в том виде, в котором оно существовало к концу X века. Вот некоторые особенности русского Крещения, получившие здесь локальное распространение. В самые первые века существования Русской Церкви появился обычай, воспринятый юго-западной Русью от католических соседей. Он заключался в том, чтобы совершать Таинство Крещения через обливание, а не через погружение.
Общество Крещение: История и традиции 19 января православные христиане празднуют Крещение Господне. Телеканал «Санкт-Петербург» рассказывает, откуда произошел праздник и какие у него традиции. Тот сначала сказал, что это ему нужно креститься от Христа, но Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду». После крещения на Иисуса снизошел Святой Дух в виде голубя. Иоанн Златоуст был одним из первых, кто в IV веке н.
Крещение Руси
Запишитесь на Бесплатный вебинар "День открытых дверей": скрывает таинство Крещения? Что олицетворяют купания? Христианство захватило Русь в 988 г – Самые лучшие и интересные новости по теме: Кровавый, крещение, русь на развлекательном портале Имя «Крещение» тесно связано с описанным в Евангелии эпизодом земной жизни Иисуса: в 30 лет он принял крещение от пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан. 19 января Русская православная церковь вспоминает событие крещения Иисуса Христа в водах Иордана. религия и мировоззрение.