день памяти иконы Божией Матери "Иверская" Когда новосибирцев спрашивают о святых местах в Новосибирской области, то чаще всего они говорят о чудотворной иконе в храме на станции Мочище в Новосибирском районе. Икона Божией Матери, прославившаяся чудесами в уделах Богородицы – на Афоне, в Иверии (Грузии) и в России – названа по имени Иверского монастыря на Святой горе Афон. — Обновившийся образ Иверской иконы Божией Матери был предан нашему мужскому Михаило-Архангельскому монастырю в начале 1999 года. Тихона (Агрикова) в день празднования Иверской иконе Божией Матери.
ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ В СОКОЛЬНИКАХ
Николая в Толмачах. Большая часть ученых и искусствоведов считают, что это и есть Московская копия На исполнение просьбы ушло около года. Впоследствии монахи Иверона подробно рассказали архимандриту и царю Алексею Михайловичу о том, как именно создавалась копия святыни. Этот день стал праздничным для всей Русской Церкви, остается таким и до наших дней. Описание Хотя афониты заверяли, что список работы Ямвлиха — точнейшая копия оригинала — «не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом», современные специалисты указывают, что отличия все же имеются: изображение Пречистой — погрудное, тогда как на Афонской иконе Она представлена по пояс; взгляд Богородицы устремлен на предстоящего пред иконой, тогда как на подлиннике Она смотрит на Сына; глава Христа на списке образа несколько запрокинута, Он обращен к Матери — тогда как на подлинной иконе Господь представлен сидящим прямо. Иверская икона Пресвятой Богородицы, принесённая в Москву в 1648 г. Кроме того, иконописец дополнил изображение фигурами Ангелов по углам, и Апостолов — на полях иконы. Судьба Иверского образа в России Сведения разнятся. Во всяком случае известно, что первые годы икона находилась в одной из домовых церквей царского дворца, где любила молиться супруга государя, Мария Ильинична; список образа Божией Матери Иверская также сопровождал царя Алексея Михайловича в военном походе на Смоленск 1654-55 гг. После того как молитвами Богородицы была одержана победа, царь, по одной из версий, передал чудотворную святыню Новодевичьему монастырю.
Здесь она и находилась до 1917 г. Иверская часовня у Воскресенских ворот, фото начала XX век Другие же историки думают, что икона была помещена при Воскресенских воротах, ведущих на Красную площадь позже их стали именовать Иверскими. Сначала она была в нише стены, затем в деревянной часовне. Сведения о почитании этого образа, его чудесах, относятся к концу XVII в.
Однажды Феофил послал своих воинов к одной вдове, которая хранила у себя образ Богоматери. Один из них ударил по святыне копьём, после чего из лика Богородицы потекла кровь. Вдова попыталась спасти и опустила икону в море.
В море у горы Афон невредимой ее обнаружил старец Гавриил, который жил в Иверском монастыре.
В чем помогает Иверская икона История иконы Много лет назад в девятом веке Нашей Эры в городе Никея жила благочестивая овдовевшая женщина. При императоре Феофиле, правившем в те времена, было распространено гонение на иконы. Один воин пришел к вдове и проткнул икону Божией Матери копьем. В то же время из щеки ее истекла кровь, как у живой. Это обстоятельство привело воина в ужас, он раскаялся и стал просить у Бога прощения.
Вдова, тем временем, взяла икону и отправила по морю, опасаясь нового осквернения. К удивлению женщины, икона встала и поплыла стоя по воде. Приплыла она к Святой Горе Афон. Ее, плывущую в огненном столбе, заметили монахи. Монаху Гавриилу было видение, чтобы он взял икону. Он пошел по воде, словно по суше, и принял чудесный подарок монастырю от Божией Матери.
Ее поставили в главном храме Грузинского монастыря. Однако утром ее обрели стоящей над воротами обители.
Губарева в своей книге «Божия Матерь в Её иконах» так описывает данный образ: «Иконография показывает Богородицу как святое «вместилище Бога Невместимого»: ветхозаветные пророки возвещали Её ковчегом Завета и Скинией, а в новозаветные времена Она стала Церковью и Небесным Иерусалимом.
Цвета одежд Богоматери неизвестны, но по сохранившимся близким к Иверской кипрским и синайским иконам Одигитрии XI-XII веков, эти одежды могли быть подчеркнуто царскими. Под золотым гематием вместо белой рубашечки, возможно, написана золотая или синяя с золотым узором что вероятнее. Царские одежды подходят для этой иконы больше, чем жертвенные святительские облачения, которые мы обычно видим на её списках.
На афонской иконе Заступница за род человеческий склонилась к Сыну, молитвенно протянув руку, словно не смея прикоснуться к Нему в Его грозном величии. Ликом Она печальна. Он, слегка развернувшись к Богородице, правой рукой благословляет Её, левой держит свиток, опираясь на него, точно на скипетр, сильным решительным жестом.
Движения Их рук ритмически не согласуются, в отличие от других икон Одигитрии. В свитке здесь заключен закон, который Бог дал миру как Царь и Судия. Это символ Его власти, гнева на сынов человеческих.
В Иверской иконе Богородица — престол грозного Бога, окруженного у ног радугой Откр. Богородица открыла монахам, что перед наступлением конца времен Её икона исчезнет с врат Иверского монастыря…» Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции «Сказания об иконе».
Афонские списки Иверской иконы в России Что касается первого списка с Иверской иконы, то она, скорее всего, спустя некоторое время была установлена в нише Воскресенских врат Китай-города, которые в дальнейшем стали называться Иверскими, а затем была перемещена в одноименную часовню. Известно то, что это был точный список с афонской Иверской иконы. В грамоте, присланной архимандритом Пахомием, настоятелем Иверского монастыря вместе с самим списком написано: «И та икона не рознитца ни в чем от первой иконы, ни длиною, ни шириною, ни ликом».
Однако иконописец иером. Ямвлих дополнил предназначенный для Москвы список живописными изображениями ангелов в углах средника и полуфигур 12 апостолов в овальных картушах на полях, которые, как и орнамент фона и венцов, передают орнаменты и чеканные изображения на окладе древней Иверской иконы. Некоторая схематичность в передаче складок мафория Богоматери и имитирующие драгоценные украшения звезды на Ее челе и плече также воспроизводят особенности грузинского оклада нач.
XVI в. Тем не менее, иконография образа 1648 г. Правая рука Богоматери, обращенная в молитвенном жесте к Сыну, помещена на уровне груди по центральной оси композиции, а взгляд обращен к предстоящему в молении перед иконой.
Положение Младенца также стало иным: Его фигура больше не вписывается в абрис фигуры Матери, но поднята значительно выше, голова запрокинута больше, чем на древней иконе, так что взгляд, как и жест Его благословляющей правой руки, обращен вверх к лику Богоматери. Однако иконописец сохранил присущую древнему образу иконографическую деталь — кровоточащую рану на лике Девы Марии. В настоящее время икона находится в Государственном Историческом Музее «Новодевичий монастырь» в Москве.
Второй список с Иверской иконы был привезен патриарху Никону с Афона. По предположению некоторых ученых, вероятнее всего он был написан для основанного патриархом Валдайского Иверского монастыря, строительство которого велось с период 1652 по 1658 гг..
Икона Богородицы Иверская
Эртиль Иверский храм г. Богослужебные песнопения, в день престольного праздника, исполнил хор Иверского храма, под управлением регента — И. На сугубой ектении были произнесены прошения: «…о еже прияти молитвы нас недостойных рабов Твоих в сию годину испытания, пришедшую на Русь Святую, обышедше бо обыдоша ю врази, и о еже явити спасение Твое…».
Существует легенда, которая и дала иконе одно из ее имен. В 9 веке образ хранился у благочестивой вдовы, жившей около города Никеи. Чтобы спасти лик Богородицы от иконоборцев, которые стали особенно активны в правление императора Феофила, женщина опустила икону в море.
Через некоторое время — по разным источникам, между этими событиями прошло от нескольких дней до двух веков — монахи Иверского монастыря, расположенного на горе Афон, увидели ее в море. Икону поддерживал огненный столб. Святой Гавриил, инок монастыря, прошел по воде и принес икону в монастырь.
Потом же ступай в море - иди с верою прямо по волнам, и тогда узнают все Мою любовь и благоволение к обители вашей». Старец передал свой сон настоятелю. Наутро иноки с кадилами и лампадами отправились к берегу. Под молебное пение братии Гавриил ступил на воду, поддерживаемый той верой, которая двигает горы, чудесно прошел он по волнам, как по суше, и, принял в свои руки святую икону. С ликованием встретили ее иноки на берегу, три дня и три ночи творя перед образом молебствия, а затем внесли в соборную церковь, где и поставили в алтаре. На другой день монах, зажигавший лампады в храме, иконы на этом месте не нашел.
Она висела над вратами обители. Образ внесли в храм, однако наутро повторилось то же самое. И вновь было видение старцу Гавриилу, Владычица повелела ему объявить братии: «Не хочу быть охраняемой вами, но хочу Сама быть Хранительницей вашей не только в земной, но и в небесной жизни.
Невдалеке от Иверского афонского монастыря на морском берегу до наших дней сохранился чудотворный источник, забивший в тот момент, когда на афонскую землю еще при своей жизни ступила Богородица. Это место называется Климентова пристань. И именно к этому месту чудесным образом, в огненном столпе, явилась по морю известная теперь всему миру Иверская икона Божией Матери. Свое название монастырь получил в честь родины своих основателей и насельников — Иверии, т. Грузины в первый раз поселились на Афоне в 787 году, в царствование императора Константина и Ирины. Они построили общежительную обитель у подножия Святой Горы. Сегодня это Предтеченский скит Иверского монастыря.
При греческом императоре Феофиле-иконоборце иконы сжигались, а христиан истязали пытками и бросали в тюрьмы. Неподалеку от Никеи — сегодня это город Изник в Турции — богатая и благочестивая вдова с юным сыном построила возле дома церковь, в которой, как великую святыню, хранила чудотворную икону Божией Матери. Царские слуги узнали об этой иконе и, обуреваемые корыстью, запросили у вдовы золото, а иначе, грозили они, ее и икону ждала неминуемая погибель. Вдова умолила их подождать до утра, чтобы собрать требуемую сумму. Вместе с сыном она вошла в церковь и долго молилась перед чудотворным образом. Тревожной темной ночью, со страхом быть пойманной и благоговейным трепетом перед Божией Матерью, женщина вместе с сыном тайно принесла большую и очень тяжелую икону к морю и там, пав на колени, воззвала к Царице Небесной: — Владычица мира! Ты, яко Матерь Божия, имеешь власть над всеми тварями. Ты можешь избавить нас от гнева нечестивого царя и образ Твой от потопления! С этими словами вдова с сыном бережно опустили икону на воду и увидели чудо: святой образ поднялся, встал на воду и понесся по волнам на запад! Утешенная этим видением, мать обняла сына и сказала: теперь я готова за любовь к Пресвятой Богородице умереть от рук мучителей, но не желаю твоей смерти.
Я не могу удалиться отсюда, а тебя прошу и умоляю бежать. Бедный сын не мог ослушаться любимой матери, со слезами простился с ней и ушел в город Солунь.
День Иверской иконы Божией Матери: о чем просить Богородицу 25 февраля
У иконы Божией Матери Иверской в Москве сколько людей даже неверующих или поколебавшихся спасалось от гибельных решений, изменяло пути своей жизни, одними путями входило, другими исходило!» – писал будущий священномученик Фаддей (Успенский). Согласно преданию, икона Иверской Божией Матери была написана евангелистом Лукой еще при жизни Богородицы. Сама Иверская икона Божией Матери находится в древнем Иверском монастыре на Святой горе Афон. Икона Божьей Матери Иверская под старину (17 х 23 см), арт IDR-470.
Похищенную икону вернут в Иверский монастырь на Валдае. Ворам было бы непросто ее продать
Согласно одному из сказаний, в IX веке во время царствования императора Феофила с целью спасти икону от иконоборцев образ был опущен в море женщиной, проживавшей около города Никея. Через два века монахи грузинского Иверского монастыря на Афоне увидели в море икону, поддерживаемую огненным столбом. Преподобный Гавриил Святогорец, получив во сне указание от Богородицы, пешком пошёл по воде и принес икону в главный храм монастыря, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей, или Привратницей, а от имени обители — Иверский монастырь — она получила наименование Иверская [3].
На следующий день икона Богородицы была обретена над воротами обители, а не в храме. Так повторялось несколько раз, пока Божия Матерь не открыла Святому Гавриилу Свою волю во сне, сказав, что хочет быть Хранительницей иноков, а не хранимой ими. Празднование в честь иконы Божией Матери совершается 25 февраля по новому стилю в Иверском монастыре — братия в этот день с крестным ходом идет на берег моря, где старец Гавриил икону принял. Богомладенца Божия Матерь держит на левой руке — правая рука протянута в молении к Спасителю, одновременно на Него указывая. Лик Спасителя, голова которого приподнята, немного повернут к Божией Матери, которая слегка склонила голову к Нему. Лики написаны в своеобразной манере — крупные, массивные черты, миндалевидные, широко раскрытые глаза. Выражение ликов сосредоточенное, а взгляд устремлен вперед.
Иверскую икону нельзя спутать ни с какой другой — ее главным отличием является кровоточащая рана на правой ланите Божией Матери, нанесенная, согласно преданию, иконоборцами. В начале XVI века грузинские мастера икону украсили чеканным окладом из серебра с позолотой. Оклад оставляет открытыми только лики Божией Матери и Богомладенца. Оклад, по-видимому, довольно точно воспроизводит иконографию древней иконы, но на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов. Высота иконы составляет 137 сантиметров, а ширина — 87 сантиметров. Значение Иверского образа Иверская икона — один из самых удивительных образов по чудотворным проявлениям, выражающих самые разные действия Богородицы в земных пределах — Целительницы, Хранительницы и Защитницы от всех напастей, исходящих как от человеческих пороков, так и природных катаклизмов.
В XVI веке икона была украшена чеканным серебряным окладом работы грузинских мастеров. Оклад оставляет открытым только лики Богородицы и Богомладенца. Для иконы был сделан небольшой деревянный навес, позднее вместо него воздвигли часовню. В 1791 году часовню перестроил архитектор Матвей Казаков. После разорения 1812 года восстановлена как памятник победы над Наполеоном. В 1929 году часовню разобрали, а в 1931 году снесли Воскресенские ворота.
После революции от дорогого многим верующим места богоборческая власть постаралась не оставить ни следа. Только в середине 90-х годов ХХ века часовня была восстановлена и в нее помещен специально сделанный на Афоне новый список. Один из старинных намоленных находится теперь в храме Воскресения Христова в Сокольниках, другой — в Новодевичьем монастыре, в храме Успения Пресвятой Богородицы. Чтимые образы сохранились усилиями эмигрантов и за рубежом, перед ними можно помолиться в храмах Парижа и Рима. Еще одно место, издавна связанное с Иверской — Валдай. В центре монастыря, созданного по образцу афонского Иверона, изначально была храм Иверской иконы. Позже он был переименован в честь Успения Божьей Матери. Но образ, давший название обители, занимает в нем почетное место. Значение Иверской иконы О большом значении Иверской иконы для православных верующих говорит в первую очередь ее широкое распространение. Ее почитали цари и простые люди. В дореволюционной Москве стояли очереди, чтобы поклониться и приложиться к святыне, а когда ее чтимый список возили по домам, каждый считал за честь и благословение принять его у себя. Иверскую часовню называли «религиозным центром Москвы» до революции. Ее восстановление стало одним из знаковых событий в период возвращения и возрождения веры в современной России. Помимо всенародной любви к древней иконе ее важность подчеркивает и церковное предание. Принято считать, что святыня, после своего чудесного появления на Афоне ни разу его не покидавшая, оставит Святую гору перед Вторым Пришествием. Монахи не раз замечали, что накануне некоторых трагических мировых событий лампада перед ней сама по себе начинала раскачиваться. Но основное и понятное каждому верующему значение Иверской иконы заложено в ее иконографии. Недаром же этот тип называется «Путеводительницей». Богоматерь напоминает всем смотрящим на икону о главном в их жизни пути — пути ко Христу. История Иверской иконы Существует несколько версий происхождения образа. Но во всех вариантах сказаний о ней история Иверской иконы связана с Афоном, куда она чудесным образом прибыла по воздуху или по морю. По одной из гипотез, до того как оказаться на Святой горе она находилась в Грузии Иверии. По другой — была перенесена в Афонский Иверский монастырь из Трапезунда по молитве мальчика-сироты, впоследствии ставшего игуменом обители. По самой же распространенной версии, икона попала на монашеский полуостров из Никеи.
Празднование иконе Божией Матери «Иверская»
Находящаяся в настоящее время Чудотворная икона Иверской Божией Матери написанная ориентировочно в 1854 году как благословение Валдайскому ополчению, шедшему на Крымскую войну, является копией чудотворного образа. Празднование иконы Божией Матери «Иверская» совершается четыре раза в год. Праздник Иверской иконы Божьей Матери особенный, ведь этот образ − главная святыня горы Афон.
Удел Пресвятой Богородицы
25 февраля 2023. Иверской иконы Божией Матери | Чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая Иверская, пребывающая на Святой горе Афон, прославилась многочисленными чудесами. |
Борисоглебская епархия - День празднования Иверской иконы Божией Матери | Александр Копировский: Иверская икона Пресвятой Богородицы пришла в Россию в своем списке 1648 года, присланном с Афона, и очень у нас почиталась. |
Второе обретение списка иконы Божией Матери Иверской. | 12 ноября в храме Иверской иконы Божией Матери состоится первая репетиция молодежного хора викариатства. |
Иверская икона Божией Матери – в чем помогает? | День Иверской иконы Божией Матери празднуется несколько раз в году. |
Икона Божией Матери Иверская
Там образ Божией Матери Иверская хранится и в наши дни. После Литургии начальник УМВД России по Новгородской области, генерал-майор полиции Андрей Коновалов передал митрополиту Льву Иверскую икону Богородицы и другие ценности. 3d Тур по Храму Гроба Господня в Иерусалиме. Смотреть ?partner=youtube В случае бло. Поэтому на Иверской иконе Божья Матерь изображена с небольшой раной на правой ланите. Описание иконы, история, значение Иверской иконы Божией Матери, о чем молиться, в чем помогает. Икону поместили в алтаре храма Иверского монастыря, но наутро она оказалась над вратами обители.
Празднование иконе Божией Матери «Иверская»
Он прибыл в Москву 13 октября 1648 года по старому стилю, что соответствует 26 октября по новому. Копия святой иконы была поставлена в часовне у Воскресенских ворот Москвы и стала одной из самых почитаемых московских святынь. Пресвятая Богородица является небесной покровительницей города, и её образ благословлял всех, кто входит в него. Когда Никон вступил на патриарший престол, то он задумал на одном из островов Валдайского озера устроить монастырь в честь Иверской иконы Божией Матери по подобию Афонского Иверского монастыря. На Афон были посланы искусные живописцы, чтобы написать новую копию с древней Иверской иконы Божией Матери и составить точный план Иверской обители. Стараниями русских зодчих на Валдае был основан Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь, в который в 1656 году с Афона была принесена новонаписанная Иверская икона Богородицы. Напомним, на минувшей недели в валдайскую обитель вернулась икона Иверской Божьей Матери, украденная из монастыря в начале сентября.
Затем Святейший Патриарх просил взять слово В. Владимир Владимирович сказал: «Ваше Святейшество! Дорогие друзья! Матушка игумения! Государство передает сегодня первый список чудотворной иконы Иверской Божией Матери. Эта святыня сопровождала наших предков на протяжении столетий и в мирных трудах, и в ратных походах, в том числе при освобождении Смоленска в середине XVII века от иностранных захватчиков.
Сегодня день памяти святого Георгия Победоносца, символа Москвы. Сегодня не лишним будет вспомнить, что без Русской Православной Церкви невозможно себе представить ни российской государственности, ни нашей культуры. Русская Православная Церковь, так же как и другие традиционные конфессии России, является хранительницей наших нравственных ценностей. Я с чувством радости передаю эту икону Русской Православной Церкви. Пусть она служит и помогает людям. С наступающим вас праздником! Если ее и вывозили за пределы Новодевичьего монастыря, то для того, чтобы она сопутствовала нашим войскам при взятии Вязьмы, при взятии Смоленска — перед ней молились наши полководцы, наши воины.
Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено. Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище — подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери — храме, вместилище Невместимого и получает отражение во многих памятниках византийского искусства XI-XII вв. Своеобразна манера написания ликов: с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное. Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь. В начале XVI века икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом грузинской работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца. По-видимому, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов. Архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх , обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список чудотворного образа. Иконописец только в субботу и воскресенье употреблял пищу, а братия дважды в неделю совершала всенощное бдение и литургию.
Павловский Посад, апрель 2010. Этой иконой владели царица Мария Ильинична и ее дочь царевна Софья Алексеевна; после кончины царевны образ пребывал в Новодевичьем монастыре. В настоящее время он находится в Государственном Историческом музее. По преданию, у иноков, везших святыню с Афона, не хватило денег на переправу через Дунай. Они уже решили возвратиться в обитель, но Сама Божия Матерь помогла им — Она явилась богатому греку Мануилу и велела ему заплатить за монахов перевозчикам-мусульманам. Другой список по повелению Патриарха Никона был доставлен с Афона в Москву, украшен драгоценной ризой и в 1656 году передан на Валдай, в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь после революции икона бесследно исчезла. Иверская икона Божией Матери. Иконописец иером.
Лука Иверская часовня, Москва С иконы, находившейся в царской семье, был сделан еще один список; в 1669 году его установили в часовне у ворот, выходящих на главную — Тверскую — улицу Москвы. Вратарница стала одной из самых чтимых святынь, Матушкой-Заступницей москвичей.
После долгих поисков монахи увидели её над вратами монастыря. Они вернули икону в алтарь, однако ночью образ снова вернулся к воротам. Посчитав это знаком, иноки построили надвратный храм, где икона Иверской Божьей Матери и находится до сих пор. Первый список с иконы Богоматери Привратницы для Руси просил сделать будущий патриарх Никон, который в то время был еще архимандритом. Список был написан на освящённой кипарисовой доске красками, разведёнными на святой воде. Он прибыл в Москву 13 октября 1648 года по старому стилю, что соответствует 26 октября по новому. Копия святой иконы была поставлена в часовне у Воскресенских ворот Москвы и стала одной из самых почитаемых московских святынь.
Пресвятая Богородица является небесной покровительницей города, и её образ благословлял всех, кто входит в него.