Когда ваше дерево бонсай приживется, вы можете поэкспериментировать с посадкой в его горшок других растений поменьше. Значение дренажных отверстий в горшках для бонсай подчеркивается в каждом профессиональном источнике по уходу за бонсай.
Горшок для бонсай, суккулентов, кактусов D15 см
Если вы решили сделать горшок для бонсай своими руками, необходимо отдать предпочтение грамотным материалам. Так как горшки для бонсая зачастую плоские, ставим так чтобы горшок был погружен почти по самого верха. В этом состоянии над горшком в бонсай-варианте мы увидим лишь часть макушки – остальные ветки «опадут» на край в каскадном изломе, но при этом небольшие одиночные побеги также будут тянуться к солнцу. Сейчас мы расскажем, как ухаживать за бонсаем в домашних условиях в горшке, для начинающих.
Какой горшок для бонсай лучше всего предпочесть
Деньги пойдут на покупку новых бонсай для канала! Сейчас деньги пойдут на покупку штатива!
Bonsai Фарфоровые и стеклянные ёмкости стоят дорого.
Поэтому чаще всего деревья выращивают в керамических или глиняных горшках. Глина имеет пористую структуру и хорошо пропускает воздух. Это позволяет корням свободно дышать.
Внешний вид Вазон для миниатюрного дерева желательно выбирать нейтрального оттенка и правильной формы. Тогда всё внимание будет приковано к растению. При выборе расцветки стоит обратить внимание на следующие особенности: Красные и светло-коричневые тона сочетаются с любыми разновидностями бонсай.
Белые кашпо впишутся в любой интерьер. Предпочтительнее сосуд без рисунка или с неярким цветочным узором. Тёмные цвета будут слишком выделяться.
Тогда дерево окажется на заднем плане.
Поливать надо еще и сверху — пока жидкость начнет литься из дренажных дырок. Закончив процесс, через полчаса следует лишнюю воду слить. Внимательно относитесь к индивидуальным особенностям деревец. Некоторые виды могут долго оставаться без полива, а некоторые протестуют против этого, сбрасывая листья-цветы-плоды. Летом миниатюрные деревца нужно поливать часто, иногда ежедневно, зимой — не чаще раза в неделю. В период между двумя поливами верхний почвенный слой должен высыхать. В жаркое время года тропическим растениям нужно еще и ежедневное опрыскивание. Делать это надо с утра пораньше. Неплохо использовать увлажнитель воздуха и ту же водяную баню.
Подкормка Бонсай можно удобрять специальными готовыми составами и придерживаться некоторых советов. Чтобы приостановить рост растения, дозировку, указанную в инструкции по применению, следует уменьшить вдвое, а то и втрое. Заболевшее растение или то, которое было недавно обрезано или же пересажено, подкармливать не надо. Удобрительные смеси, как правило, вносятся после полива. Сколько раз и когда подкармливать растение, зависит от его вида. Обычно это делают раз в неделю или две. Летом можно объявить перерыв, чтобы рост побегов приостановился и улучшилось одревеснение. Зимой удобряют вечнозеленые бонсаи раз в месяц или полтора. Хвойные породы не требуют частой подкормки, их можно удобрять раза в два реже, чем другие виды. Обрезка Для этой процедуры нужно пользоваться предварительно продезинфицированными ножницами.
Медленно растущие комнатные бонсаи надо обрезать весной каждого года, когда появятся первые почки. Тогда удаляют ветви, из-за которых крона остается слишком густой.
Развивая ветви бонсай, необходимо дать главной структуре расти, не прищипывать, а затем, в конце зимы, подрезать [19]. Все новые побеги, что выросли за сезон в правильном направлении должны быть подрезаны это даст развитие новым ветвям , затем веткам даётся ещё один сезон, для закрепления [19]. Процедура должна повторятся несколько сезонов подряд [19]. Перевязка[ править править код ] Для изменения формы и направления веток применяют перевязку — процесс, формирования дерева при помощи каркаса из лигатуры — антикоррозийной проволоки наматываемой на ветку [20]. Для создания изгибов и эффекта старости также к ветвям могут подвешивать груз. В сложных случаях, либо при формировании композиции из нескольких деревьев используют скобы [18]. Для увеличения изгиба между стволом и веткой натягивается шпагат между ней и контейнером [20].
Направляя ветку вниз проволока накладывается ниже ветки и наоборот [20]. Перевязку проводят с конца зимы — начала весны во время обрезки [18] , а снимают, когда зафиксируется новое положение, в зависимости от типа дерева: 4—6 месяцев для листопадных [20] ; 8—10 месяцев для хвойных [20] ; 3 месяца для фруктовых [20]. Фиксация должна быть тугой, но не допуская растрескивания древесины [20]. Перевязка ветви проводится до самой верхушки [18].
Бонсай — уход в домашних условиях своими руками
При четвертом способе лепки гончарной посуды сначала формуют круглое дно со свисающими вниз боковыми пластинами. Затем, медленно поворачивая сосуд, эти пластины отгибают вверх и соединяют вместе. Пятый способ формовки керамических сосудов основан на применении нового усовершенствования - гончарного круга. Гончарный круг, как и все колеса вообще, был революционным нововведением, так как основан на принципе, не имеющем своего прообраза в природе. В Египте гончарный круг был известен уже в начале третьего тысячелетия до н. При этом способе изделие выходило более ровным.
Одной рукой мастер приводил круг в плавное равномерное вращение, а другой начинал лепку. Это несложное приспособление произвело настоящий переворот в гончарном деле, подняв его до уровня искусства. Благодаря ему работа заметно ускорилась и улучшилась. При вращении изделия выходили гораздо более плотными и однородными. Их форма получалась правильной и изящной.
Одновременно с усовершенствованием процесса лепки шло усложнение техники обжига глины. Какой горшок выбрать? Виды горшков. Посуда, в которой выращивается растение, является одним из существенных элементов бонсай , и, как таковая требует особого внимания. Как бы ни было красиво и естественно растение, неподходящий горшок может привести к разбалансированности общего вида композиции.
Перед тем как приобрести горшок для бонсай, нужно учесть размеры и соблюсти пропорциональность плошки к растению. Рекомендации по параметрам горшка: Глубина: идентична толщине основания дерева. Исключение — бонсай с каскадным размещением растений, композиции в виде леса. Глубина плошек для первого варианта — от 10 см, второго — около 2 см. Ширина: чуть меньше самых длинных ветвей. Заменять горшок по мере роста культуры следует постепенно.
Растение пересаживают, пока ствол не достигнет задуманной высоты, а ветви не перестанут расти. Сформировавшееся мини-дерево содержат в том же горшке или пересаживают в идентичный по габаритам сосуд. Помимо соблюдения размеров, необходимо обращать внимание на форму горшка. Овальные и прямоугольные сосуды подойдут для вертикальных и наклонных растений, для деревьев с мощным стволом и приземистой кроной. Круглые и многоугольные контейнеры требуются карликам с асимметричным расположением ветвей. Растения с тонким стволом, гладкой корой или изящной листвой хорошо смотрятся в овальных и круглых горшках.
Именно плоский цветочный горшок предпочтителен для развития правильной корневой системы, поэтому лучше выбрать неглубокие емкости, разнообразной формы. Очень часто ценители японской культуры используют емкость с нанесенным на ней рисунком. Причем рисунки не должны быть слишком яркими, а наоборот создавать единую композицию с растением. В таких случаях горшки бонсай глазированы снаружи, а внутренняя часть не поддается подобной обработке. Это необходимо для нормального соприкосновения земли со стенками, и чтобы предотвратить ее скольжения внутри горшка. Неглазированные сосуды лучше подходят для формирования молодой корневой системы. Их стенки обеспечивают хороший доступ кислорода, поэтому такие контейнеры рекомендовано использовать как временные. А когда дерево достаточно окрепнет, можно пересадить растение. Необязательно подбирать горшок под тон листвы — довольно модной стала тенденция сочетания противоположных цветов Подбирая цвет емкости для бонсай нужно позаботиться о его гармоничном сочетании с листвой. Для цветущих растений лучше выбрать сосуды имеющие светлые тона.
А к темно-зеленым подходят горшки темных оттенков. Соблюдение этих требований позволит добиться гармонии в данном искусстве хатиуцури. Изготовление горшка для бонсай своими руками Сегодня не станет проблемой подбор горшка для бонсай в специализированных магазинах. Однако существует много тех, кто стремится создать необычный сосуд своими руками. Самыми популярными материалами для изготовления таких горшков считаются глина или керамика. Эти материалы не разрушаются под воздействием влаги и хорошо сочетаются с растением. Для лучшей вентиляции, в горшке для бонсай следует просверлить несколько отверстий Для создания подобного сосуда можно использовать неглубокую керамическую емкость. Подойдет миска или салатник, имеющая нужные размеры и расцветку. Затем при помощи специального сверла для керамики необходимо сделать несколько дренажных отверстий для корней.
Осмотрите корневую систему на предмет наличия больных корешков. Срежьте их, а места срезов обработайте толчёным активированным углем. Ваш бонсай готов к пересадке — поместите его в новый горшок и присыпьте землей. Полейте растение и при необходимости сверху добавьте ещё земли. Фикус микрокарпа не любит частые пересадки, так что проводите их только в случае реальной необходимости. Автор Флорист, внештатный бренд криэйтор и автор статей блога сайта Lechuza.
Выращивание бонсая из фикуса в домашних условиях
5 стилей бонсай горшки из дышащей глины бонсай горшки с отверстиями в китайском стиле бонсай для тренировок. Перед тем как приобрести горшок для бонсай, нужно учесть размеры и соблюсти пропорциональность плошки к растению. Раздел на сайте о Бонсай Земельные смеси и пересадка бонсай Японские стили бонсай Каталог растений для создания комнатного Бонсай. Бонсай представляет собой искусство выращивания миниатюрной копии дерева в горшке.
Какие горшки подходят для бонсай, советы по уходу за растением
Если же вы решили расположить деревце в темном месте, то придется обеспечить ему ежедневное искусственное освещение на протяжении 12 часов. Бонсай-фикус не требует дополнительного освещения и хорошо растет в полутени. На температурный режим влияет вид растения. Летом желательно выносить деревце на улицу, что способствует улучшению декоративности.
Почва и горшок Можно подготовить почвенный субстрат, учитывая вид дерева или использовать универсальный грунт. Но лучше приобрести специальный грунт для бонсая — акадаму. Так называют гранулированную глину, которую добывают в японской провинции Акадама.
Она образуется в процессе вулканической деятельности. Акадама великолепно пропускает воздух, впитывает влагу, не слипается и не теряет форму в воде. Высаживают крошечное деревце в небольшой глиняный горшок с большим количеством дренажных отверстий.
Высота емкости не должна превышать 6 сантиметров, а ширина должна равняться диаметру кроны. Как поливать бонсай Частота и обильность полива зависят от множества факторов: вида растения, типа почвы, времени года, местоположения, интенсивности освещения. Лучше всего ориентироваться на состояние дерева и сухость грунта.
Если земля просохла на 2-3 сантиметра, а дерево потускнело, то нужно полить его. Но есть и общие правила полива для любого бонсая: полив производят в утреннее время вечером создаются благоприятные условия для развития грибков, а днем капли воды выполняют роль линзы, что может спровоцировать солнечный ожог ; вода должна быть талой, дождевой либо хорошо отстоянной, обязательно комнатной температуры; полив растения как в летний, так и в зимний период ориентировочно через каждые 3-4 дня чем дольше находится дерево на освещаемом месте, тем больше ему необходимо воды. Помимо полива, важно поддерживать влажность.
Для этого деревце следует регулярно опрыскивать. Можно установить увлажнитель воздуха или аквариум, либо воспользоваться гидрошариками. Посадка и пересадка Важно правильно произвести посадку бонсая.
Издавна бонсай использовался ценителями красоты для воссоздания в доме или офисе уютного уголка. Чтобы растение смотрелось гармонично, важно правильно выбрать для него горшок. Он должен подчеркивать красоту растений, при этом сделать уход за растениями проще. Для бонсай принято выбирать горшки из натуральных материалов, чаще используют плошки из керамики. Но можно выбирать и иные материалы, и использовать для миниатюрных деревьев деревянные чурбаны или обычные ящики из дерева, а также камни, емкости из пластика и так далее.
А также можно использовать фаянс, фарфор либо глину. Очень важно, чтобы форма емкости была плоской. Подбирая горшок, следует помнить, что он должен подчеркивать изящество и красоту растения, а не привлекать к себе все внимание. Не стоит выбирать яркие цветные плошки, иначе они будут первыми бросаться в глаза, а бонсай останется на втором плане. Нужно убедиться, что горшок имеет подходящие размеры, чтобы растению не было тесно.
Если размер горшка будет выбран неверно, то формирование корневой системы будет происходить неправильно. Размеры и форма Выбирая горшок, следует учесть размер миниатюрного деревца, обратив внимание на его размер и форму у основания. Если площадь деревца у основания будет небольшой, тем неустойчивей будет вся система. Для цветущих деревьев и некоторых других видов требуются горшки с большей глубиной. В том случае, если ствол у деревца с наклоном, нужно подобрать наиболее устойчивую посудину.
Если же у него большая пышная крона, лучше отдать предпочтение широкой плоской плошке. Овальные или круглые горшки больше подойдут для деревца с тонким или кривым стволом, а также для растений с гладкой корой и изящными листьями, например, для японского клена. В прямоугольных либо квадратных емкостях лучше будут смотреться растения, которые имеют тяжелый ствол, плотную крону и толстые ветви. Чтобы привлечь внимание к высокому растению, лучше остановиться на емкости круглой, квадратной или овальной формы, но обязательно плоской. При выращивании деревьев с открытыми корнями стоит выбрать глубокий и узкий горшок.
Если же крона растения свисает книзу, лучше подобрать изделие в виде вазы. Для части растений требуется более частый полив. Для них более глубокая емкость. Регулярность увлажнения зависит от материала, из которого был сделан горшок. Так, если он сделан из глины или иных пористых материалов, растениям требуется более частый полив.
Горшок должен не оттенять изящество и красоту деревца, а гармонировать с ним. Контейнер следует выбрать самый простой, при этом его расцветка не должна бросаться в глаза, а его форма — быть вызывающей. Для бонсай можно взять и обычный горшочек для выращивания комнатных растений. Для того чтобы корневая система деревца развивалась должным образом, лучше взять невысокий плоский горшок.
Вырезают все направленные внутрь кроны ростки, верхушечные укорачивают до 1-5 междоузлий. На толстых главных ветках можно сохранить несколько тонких, обращенных наружу. Как сделать бонсай из денежного дерева в разных стилях В процессе работы цветоводы приобретут навыки, смогут перейти к сложным формам, но начинать лучше с чего-то простого: В стиле метла. Растение похоже на обычное садовое дерево с округлой или раскидистой кроной на штамбе. Ветки от вершины отходят в разные стороны. После формирования и оголения толстого стволика оставшиеся на макушке побеги прищипывают, делают шарик или перевернутый конус. Немного сложнее создать зонтик. Для плакучей кроны придется изгибать отростки с помощью проволоки. Бонсай раздвоенный ствол. Штамб в верхней части дает развилку. Скелетные ветви надо оголить у основания. Можно сделать их одинаковой высоты, но лучше выглядит толстянка, у которой две кроны расположены на разных уровнях. Дальнейшее формирование — как у стиля «метла». Денежное дерево: бонсай группа.
Ширина — немного меньше самых выступающих ветвей. Обычно глубина горшка равняется диаметру ствола у основания. Эстетично выглядят светлые горшки с цветущими растениями с сероватой или бледно-зеленой листвой. Деревца с темным стволом, выделяющимся на фоне листвы, хорошо выглядят в темных коричневых, серых или синих горшках. Особенности ухода за бонсай Комнатные бонсай крайне требовательны и прихотливы, выращивать их непросто. При нарушении правил содержания, деревце погибнет или станет обычным растением, ничем не напоминающим японское мини-чудо. Местоположение и освещение Растениям необходимо дополнительное освещение, особенно с октября до марта. Выбирая место для бонсай, учтите следующие условия: Деревце любит яркий свет, если горшок с бонсай стоит на подоконнике, уберите все, что может затенять растение. Рост будет более активным на западном или восточном окне, в месте, куда солнце проникает утром или вечером. В пасмурную погоду компенсируйте недостаток освещенности искусственным освещением. Летом злоупотреблять этим методом не стоит, но зимой и осенью рекомендуется установить люминесцентную лампу, которая не будет нагревать растение. Влажность воздуха Обычная влажность воздуха городской квартиры недостаточна для большинства бонсай. Чтобы решить эту проблему, установите горшок на поднос с водой. Полезно регулярное опрыскивание деревца утром, чтобы растение успело высохнуть к заходу солнца. Летом оставьте их в комнате, а зимой не устраивайте на холодном каменном подоконнике. Потребность в свете, воде и подкормках зависит от температуры, в которой содержится растение. Чем теплее в комнате, тем обильнее полив и подкормка. Как правильно поливать Грунт в горшке поддерживайте влажным, но не мокрым. При поливе земля должна пропитаться насквозь. Летом полив обильнее. Растения субтропиков летом поливают редко. Тропические деревья не выносят холодной воды. Идеальный вариант — согретая талая вода, согретая, но можно поливать и водопроводной отстоявшейся водой. Подкормка и удобрение При выращивании бонсай важно добиться замедления его роста. В тесном горшке можно создать условия для контролируемого роста деревца, но трудно обеспечить поступление необходимых веществ из грунта. Подкормка необходима, чтобы растение не погибло, но подбирать удобрение нужно с учетом вида дерева, его возраста, времени года. Периодически следует вносить макро- и микроэлементы. Основная подкормка включает калий, азот и фосфор. Реже и в ограниченных количествах вносят магний, цинк, кальций, медь, бор, молибден и другие микроэлементы. Начало подкормки совпадает с активизацией роста. Весной вносят азотно-фосфорно-калиевое удобрение и повторяют подкормку каждый месяц до середины лета. Потом следует сделать перерыв до начала осени, серия подкормок продолжается до наступления периода покоя. Весной вносите больше азота, а осенью увеличьте содержание калия в удобрении. Цветущие и плодоносящие бонсай должны получать фосфор. Комплексные минеральные удобрения для бонсай оптимально пригодны для ухода за деревцем. На упаковке указаны пропорции и периодичность удобрения, соответствующую размеру растения и его состоянию.
Как выбрать горшок для бонсай?
- Комнатный бонсай: уход за растениями
- Как ухаживать за бонсаем в домашних условиях - полив, пересадка
- Горшок для цветов и бонсай своими руками
- Как вырастить бонсай (с иллюстрациями) - wikiHow
- Горшки для бонсай купить керамические (бонсайницы, плошки, кашпо)
Основы бонсай для начинающих — выращиваем дерево на подоконнике!
Во всех странах появились клубы, союзы, ассоциации и, конечно же, опытные мастера. Выращивание миниатюрных деревьев превратилось в серьезный бизнес, цены на некоторые авторские экземпляры поднялись в 80-х годах прошлого столетия до 2 000 000 долларов. В России первые бонсай появились в 1976 году. Сотрудники Ботанического сада не только ухаживали за ними, но и отрабатывали технику выращивания бонсай из милых русскому сердцу березок и сосенок. Вскоре популярный советский журнал Наука и Жизнь опубликовал фотографии и краткое руководство по уходу за бонсай. Трехмиллионный тираж издания немало поспособствовал тому, чтобы приобщить к японской культурной традиции самые широкие массы наших соотечественников. С тех пор этот интерес не ослабевает, особенно сейчас, с открытием мира, с новыми возможностями. Миниатюрному дереву требуется лишь небольшая помощь, чтобы расти так, как это должно быть на равнине, у обрыва или возле реки. Конечно, чтобы дерево было изящным и красивым, ему нужно придать соответствующую форму.
Для новичков многие стили бонсай покажутся сложными, начинать стоит с изучения типовых форм, которые, тем не менее, обладают огромным эстетическим и духовным воздействием. Это образы деревьев, согнутых ветром или растущих под наклоном. К созданию более причудливых композиций можно приступать только после многолетней практики на живом материале. Изучив и освоив основные стили бонсай, вы придете к пониманию того, что подлинные шедевры являют собой отклонения от общепринятых норм. На определенном этапе настоящий художник должен забыть все, что он знает и следовать велению своего сердца. Но отвергать можно лишь то, что ты сам постиг до конца. По представлению мастеров бонсай, прямая вертикаль олицетворяет зрелость и совершенство. Тёкан имитирует дерево с идеально прямым мощным стволом, что в природе встречается достаточно редко.
Ведь для того, чтобы сосна или ель в обычных условиях росли строго вверх и имели красивую форму, им требуется достаточное количество питания и воды. Кроме этого, они не должны подвергаться воздействию сильных ветров и конкуренции со стороны других деревьев. Такой экземпляр можно увидеть только на равнине. Для композиций тёкан подходят многие породы, но чаще всего используются сосна, ель, можжевельник, а также клен, персик, слива, вишня, апельсин, яблоня. Каждое миниатюрное дерево, сформированное в этом стиле, характеризуется прямым, идущим на сужение конусообразным стволом, который разделен на три равные части. Нижняя часть свободна от ветвей, поэтому ствол дерева, его корни и кора видны во всей красе. Выше располагаются три главные горизонтальные ветви: первая, самая мощная, растет в одну сторону, вторая в другую, а третья — назад, от зрителя. Последняя ветвь особенно важна, она придает композиции глубину, поэтому ей следует быть пышной.
Боковые ветви немного опущены вниз и слегка повернуты вперед, но так, чтобы не перекрывать ствол. Верхнюю часть дерева украшают более тонкие и короткие ветви. Они поднимаются вверх и создают, в зависимости от выбранной породы, густую лиственную или хвойную крону, шаровидную или остроконечную. При уходе за деревом обеспечьте свету и воздуху равный и неограниченный доступ ко всем ветвям. Проследите, чтобы ветви не росли непосредственно одна над другой, при таком расположении солнце будет освещать их неравномерно. Композиции, созданные в стиле тёкан, лучше всего поместить в контейнер овальной или прямоугольной формы. Это один из основных способов выращивания миниатюрных деревьев, он используется чаще всего. Мойоги хорош и тем, что композиции, созданные в этом стиле, никогда не повторяют друг друга.
Чаще всего в них используют сосну, дуб, клен, можжевельник. Главное отличие мойоги от тёккан заключается в том, что прямостоячий ствол дерева имеет S-образную форму или несколько изгибов, убывающих к вершине. Мойоги передает движение, стремление вверх, гибкость. Чтобы добиться такого эффекта, ствол начинают искривлять с основания, следя следить за тем, чтобы вершина дерева располагалась точно над его основанием. При выборе контейнера для композиций в стиле мойоги следует остановиться на сосуде овальной или прямоугольной формы. Дерево располагают в нем асимметрично, его корни должны быть видны на поверхности земли. Обратите внимание на то, чтобы крона не выходила за края контейнера. Его миниатюрную копию выращивают, используя два отдельных корня или один, формируя второй ствол из нижней ветви, которая не должна располагаться слишком высоко.
Композиции в стиле сокан бывают и вертикальными, и наклонными, при этом каждому стволу можно придать особую форму. Ветви деревьев расходятся, но образуют общую крону. Красота такого бонсай зависит от сбалансированности толщины и высоты стволов. Один из них — мощный, другой — тонкий, поэтому стиль сокан иногда еще называют «отец и сын» или «мать и дитя». Для создания композиций рекомендуется использовать хвойные, вечнозеленые и листопадные деревья с мелкими листьями, цветками и плодами. Подойдут различные виды сосен, можжевельник, ель, гинкго, клен, бук, вяз, яблоня, слива. В некоторых странах любители бонсай работают с экземплярами местной флоры, отдавая особое предпочтение тем, которые растут в экстремальных природных условиях. Его ствол - прямой или изогнутый - находится под углом к поверхности контейнера.
Мощные корни с одной стороны глубоко уходят в землю, а с другой - выпирают на поверхность, словно цепляясь за нее. В зависимости от наклона ствола, различают сё-сякан минимальный , тю-сякан средний и дай-сякан максимальный. Нижняя ветвь во всех композициях сякан расположена в направлении, противоположном наклону дерева. И она, и другие ветви изогнуты, верхушка немного выдается вперед. Кажется, что дерево продолжает сопротивляться порывам ветра. Для придания устойчивости основная масса бонсай должна быть сосредоточена в пределах границ контейнера. При создании композиций сякан используют сосуды овальной или продолговатой формы. В круглых контейнерах дерево высаживают по центру.
Рекомендуемые породы для стиля сякан - сосна, туя, можжевельник, секвойя, клен, береза, липа, дуб, яблоня. Глубоко укоренившись в земле или скальной породе, они растут, свисая вниз. Подобные формы есть и в искусстве бонсай, все они производные от двух основных стилей - кэнгай полный каскад и хан-кэнгай полукаскад. В композициях кэнгай, устремленный вверх ствол дерева внезапно меняет направление и падает вниз, опускаясь ниже поверхности высокого контейнера. На сторону контейнера, доминируя над стволом, может склоняться и одна из трех главных ветвей. Ее длина не ограничена, поэтому такие бонсай принято размещать на высоких столиках. Маленькая ветвь верхушки обычно направлена в противоположную сторону от основной массы дерева, чтобы придать устойчивость всей композиции. Вырастить бонсай в стиле кэнгай непросто, так как дерево все время стремится подняться вверх.
Формирование каскада в саду на грядке обычно невозможно, необходима посадка в глубокий сосуд. Чтобы направить рост дерева вниз, используют проволоку или меняют положение контейнера. Правильный контейнер чрезвычайно важен для каскадной композиции, он должен быть глубоким и тяжелым, чтобы уравновесить ветви и ствол дерева. Наиболее подходящая форма — круглая, квадратная или шестиугольная. Стиль кэнгай подходит для деревьев с гибким стволом, к ним относятся азалия, можжевельник, кизильник. При выборе экземпляра в питомнике желательно, чтобы у него имелась крупная ветвь в нижней трети ствола. Его отличие в том, что в композициях хан-кэнгай ствол не изгибают столь сильно, а направляют горизонтально, не позволяя им в дальнейшем опускаться под своей тяжестью ниже основания контейнера. Ствол, растущий вверх, располагается по центру и оформляется широкой кроной.
Полукаскад требует пропорциональности кроны и ствола, корни должны быть хорошо развиты и располагаться в направлении главной каскадной ветви. Для композиций хан-кэнгай используют те же породы хорошо гнущихся деревьев, что и для каскадных миниатюр. Контейнер может быть более плоским и не таким глубоким. У истоков будзинги стояли японские литераторы, поклонники китайской живописи нанга. Создавая композиций из миниатюрных деревьев, они во всем старались подражать художникам Поднебесной, сознательно игнорируя каноны бонсай. Интеллектуалы во всем полагались на собственное вдохновение, которое они черпали, в том числе, в знаменитом трактате Слово о живописи из Сада с Горчичное Зерно, главном руководстве по нанга. Впоследствии некоторые термины, придуманные японскими литераторами, стали использоваться и другими мастерами бонсай. Литературный стиль напоминает изящные рисунки тушью, которые создаются всего несколькими взмахами кисти.
Композиции будзинги требуют меньше времени, чем другие. Акцент делается на высоком, тонком, изящно искривленном стволе. Нижние ветви у дерева отсутствуют, верхние располагаются уступами. Крона небольшая, но хорошо сформированная, листвы мало и она хорошо просматривается. Такие деревья встречаются на затененных участках леса, где у них, из-за недостатка солнца, отмирают нижние ветви, а ствол становится шишковатым и грубым. Для композиций в стиле будзинги подходят и хвойные, и широколиственные деревья. Бонсай следует поместить в маленький круглый контейнер с приподнятыми краями. Цвет контейнера должен быть ярким.
Корни дерева в композициях неагари не просто обнажены, они высоко подняты над грунтом и перекручены, словно жгутом. Ствол стоит на них, как на ходулях. Похожие формы можно увидеть по берегам рек, где деревья подмывает вода. Именно так выживает растительность на огромных валунах. Со временем корни дерева, растущего на скалах, начинают напоминать стволы. Стиль секиджоджу подходит для всех неприхотливых пород с хорошо развитыми корнями. Чаще всего используются клен, китайский вяз, сосна и можжевельник. Само дерево в композициях секиджоджу может быть выращено в любом стиле, за исключением, разве что, «метлы» и «прямой вертикали».
Каменный обломок, используемый в качестве скалы, должен иметь сквозные расщелины, чтобы корни могли проникнуть сквозь них к почве. Если корневая система недостаточно длинная, дерево сначала высаживают в глубокий ящик и, по мере роста, снимают верхний слой грунта. Корни обнажаются и начинают деревенеть. Когда они достигнут дна ящика, дерево вынимают, крепко привязывают к камню шпагатом или проволокой и обматывают полиэтиленом, предварительно добавив туда немного песчаного грунта, и обильно поливают. После того, как бонсай окрепнет и пустит побеги, полиэтилен и песок убирают, а дерево пересаживают в контейнер. Он подходит для широколиственных деревьев с раскидистыми тонкими ветвями, которые выглядят привлекательно даже без листвы. В природе такие формы встречаются у дзельквы, вяза или граба. С этими породами работают чаще всего, а вот береза, ива или дуб для создания красивой «метлы» точно не подойдут.
Ствол дерева в композициях хокидати — строго вертикальный, но не очень длинный. Все ветви расходятся из одной точки, образуя плотную сферическую крону. Ее соотношение с длиной ствола составляет 2:1. Крона может быть образована одной или несколькими равноправными ветвями, но ни одна из них не должна доминировать над остальными. Если это случится, такую ветвь необходимо сильно укоротить или совсем удалить. С появлением почек крона дерева приобретает V-образную форму, с ней продолжают работать, прищипывая ветви, чтобы добиться лучшего результата. В контейнере бонсай в стиле хокидати должен располагаться строго по центру. Вети дерева, повинуясь законам роста, начинают подниматься вверх и со временем превращаются в стволы, стоящие вертикально, как люди на плоту.
Для формирования таких бонсай используют экземпляры, у которых с одной стороны больше ветвей - их сохраняют, а другие удаляют, делая по всей длине ствола неглубокие насечки, чтобы ускорить образование новых корней. Затем дерево вдавливают в почву и фиксируют полосками лыка или ткани. Время, необходимое для развития новой корневой системы, зависит от породы дерева. Клену на это потребуется 1-2 года, сосне — до 5 лет. Только по истечении указанного времени можно удалить корень у основного дерева и переместить всю композицию в более подходящий контейнер. Кроме клена и сосны стиль икадабуки подходит для работы с можжевельником, бересклетом, фикусом. Различают два вида «плотов»: прямой и изогнутый. В первом случае в основе композиции лежит короткое и толстое дерево, его ветви находятся вдоль одной линии и растут строго вертикально или с небольшим наклоном.
Для бонсай другого вида требуется тонкое, несколько раз искривленное дерево, на котором ветви располагаются в произвольном порядке. И в первом, и во втором случае новые стволы могут иметь свои изгибы, но тогда этот рисунок должен повторяться во всей композиции. Они создаются искусственно за счет срезания коры специальными клещами. Движение соков на таких участках прекращается, древесина высыхает. Омертвевшие участки ствола и ветки называют, соответственно, сяри и джины. Джин можно расщепить специальными клещами и сделать «задиры», имитирующие удар молнии. Обнаженные участки обрабатывают наждачной бумагой и сернистой известью, чтобы выбелить древесину. Именно так выглядит можжевельник, растущий на горных склонах под лучами солнца.
Его, наряду с тисом, елью или сосной чаще всего и используют для создания композиций в стиле саримики, поскольку древесина этих пород не поражается грибком и не загнивает. Можно искусственно состарить и многие лиственные деревья, однако стиль саримики достаточно сложен: омертвевшие участки должны выглядеть красиво, а работать нужно очень осторожно, чтобы не погубить все дерево. Композиция смотрится как группа из нескольких деревьев, хотя все стволы выходят из одного корня. Для этого дерево укладывают на дно контейнера и присыпают землей, а ветви направляют вверх. Со временем они станут похожи на отдельные деревца, напоминающие лес. При создании композиций в стиле нецуранари используют японскую белую сосну Pinus parvifl ora или аянскую ель Picea jezoensis. Японцы верят, что эти деревья приносят счастье. Очевидно, японские мастера подсмотрели его на берегу моря, где ветер всегда дует в одном направлении.
Стиль фукинагаси имитирует дерево с одним или двумя стволами, которое от рождения не имело иного выбора, кроме как согнуться под напором стихии, чтобы не сломаться. При взгляде на такую композицию, зритель должен чувствовать порыв ветра, поэтому кроне дерева следует быть немного растрепанной и иметь минимум листьев или хвои. Фукинагаси напоминает другой стиль - сякан, но общее у них лишь в наклоне, возникшем под воздействием природных факторов. Различие в том, что ветви «дерева на ветру» растут только в одну сторону, а не в обе. К верхушке они становятся короче, делая всю композицию похожей на развивающийся треугольный вымпел. При создании композиций в стиле фукинагаси можно использовать сосну, можжевельник, сагетерию и березу. Выращивать такой бонсай лучше в прямоугольном или овальном контейнере. ЁСЭ-УЭ: ЛЕС Идею преемственности поколений этот стиль передает в еще большей степени, чем сокан: ёсэ-уэ - целое лесное семейство с большим материнским деревом во главе.
Общее количество «родственников» в композициях ёсэ-уэ всегда нечетное - от 5 до 19. Каждому из них в контейнере отведено строго определенное место. Для усиления перспективы задние деревья с густыми нижними ветвями и плотной кроной размещают более компактно, а стволы передних оставляют открытыми. При создании миниатюрного леса можно брать деревья одной породы, но сочетания вечнозеленых и листопадных видов смотрятся наиболее выигрышно. Чаще всего используют сосну, тую, криптомерию, бук, граб, березу, дзелькву или клен. В контейнере овальной формы они будут смотреться лучше всего. Сложность «лесного» стиля в том, что он, как никакой другой, требует от композиции полной естественности. Нужно позаботиться о разных уровнях рельефа, о камнях, возможно, о дополнительных низкорослых растениях.
Хотя иногда для более старых деревьев можно использовать горшок меньшего размера, чтобы намеренно задержать рост. Помимо этого, есть несколько рекомендаций по выбору размера: Высота: высота горшка должна быть примерно равна ширине ствола бонсай на уровне чуть выше корней. Пропорции: Ширина горшка должна увеличиваться пропорционально ширине кроны вашего бонсай, а вот высота должна быть немного ниже, чтобы визуально сбалансировать внешний вид. Благодаря этому горшок не перетянет внимание на себя.
Цвет горшков и другие детали Выбрать цвет горшка несложно - он должен дополнять самые яркие цвета на вашем дереве. Например, также как человек с ярко-голубыми глазами выбирает голубую рубашку, чтобы подчеркнуть цвет глаз. Однако цвет горшка должен быть приглушен, чтобы цвет дерева играл основную роль. Другой важный фактор - «пол» вашего дерева.
Важный этап в уходе за бонсаем - пересадка. Чтобы ваш бонсай не был привязан к горшку и не умер от голода, очень важно его регулярно пересаживать. Дерево становится прикованным к горшку, поскольку оно использует доступные питательные вещества в почве, а его корни приобретают форму горшка. Из-за нехватки места и питательных веществ деревья перестают расти, а если не предпринимать никаких действий, они обязательно погибнут. Пересадка вашего бонсая обеспечит дереву питательные вещества, необходимые для роста и процветания. Итак, вот правила бонсая: с чего начать и как часто пересаживать: быстрорастущие деревья нужно пересаживать каждые 2 года и иногда раз в год; старый и зрелый бонсай переселять нужно каждые 3-5 лет; чтобы точно узнать о состоянии корней дерева - осторожно достаньте бонсай из горшка: если вы увидите, что корни вращаются вокруг, то его нужно пересаживать. Если нет, то отложите дело до следующей весны; лучшее время, чтобы начать пересадку - начало весны, так как дерево еще спит. Вот пример пересадки дерева бонсай для начинающих с фото.
Мы узнали все о бонсае для начинающих: выбор растения такого типа подойдет тем, кто любит что-то экстравагантное и готов выделить на это много времени. О проекте Furnish Home - онлайн-журнал, посвященный архитектуре, дизайну интерьеров и современному обустройству Вашего настоящего и будущего дома. Наша миссия - помочь Вам сделать свои дома более красивыми и уютными.
Ширина: чуть меньше самых длинных ветвей. Заменять горшок по мере роста культуры следует постепенно. Растение пересаживают, пока ствол не достигнет задуманной высоты, а ветви не перестанут расти.
Сформировавшееся мини-дерево содержат в том же горшке или пересаживают в идентичный по габаритам сосуд. Помимо соблюдения размеров, необходимо обращать внимание на форму горшка. Овальные и прямоугольные сосуды подойдут для вертикальных и наклонных растений, для деревьев с мощным стволом и приземистой кроной. Круглые и многоугольные контейнеры требуются карликам с асимметричным расположением ветвей. Растения с тонким стволом, гладкой корой или изящной листвой хорошо смотрятся в овальных и круглых горшках. Если в бонсай задуман акцент на открытых корнях, то необходим глубокий узкий сосуд, а для свисающей кроны — контейнер в виде вазы. Размеры горшка и самого бонсай должны быть пропорциональными Овальные изделия подходят для вертикальных и наклонных деревьев Прямоугольные — для бонсай с мощным стволом и приземистой кроной Растения с асимметричным расположением ветвей отлично выглядят в круглых горшках Чтобы подчеркнуть открытые корни, понадобится высокий вазон Для каскадного бонсай идеально подойдет квадратный большой горшок Материалы изготовления При выборе горшка для бонсай, кроме соблюдения пропорций и подбора правильной формы, нужно учитывать то, из чего он сделан.
От качества материала зависят комфортность содержания растения, характер его развития. Помимо специальных сосудов, которые выпускаются на фабриках, контейнерами могут служить плоские цветочные вазоны и кашпо.
Горшок для цветов и бонсай своими руками
Горшки конечно годны для растений, но в низкотемпературных массах, а тем более не шамотных много минусов в плане долговечности, удобства содержания и эксплуатации. Классический горшок под Бонсай, состоит в том, что он сделан из керамики или фарфора, и что он покрыт керамогранитом, а это означает, что он поглощает и не содержит воды в материале. Эксперты советуют помнить, что чем больше вы выберете горшок по размеру, тем проще вам будет даваться процесс культивирования бонсай в домашних условиях.
Красивый, но расти некуда: как выбрать горшок для вашего бонсай
Чтобы сделать горшок для бонсай, нужно, прежде всего, правильно подобрать материалы для работы. Классический горшок под Бонсай, состоит в том, что он сделан из керамики или фарфора, и что он покрыт керамогранитом, а это означает, что он поглощает и не содержит воды в материале. В этом состоянии над горшком в бонсай-варианте мы увидим лишь часть макушки – остальные ветки «опадут» на край в каскадном изломе, но при этом небольшие одиночные побеги также будут тянуться к солнцу.
Выращивание бонсая из фикуса в домашних условиях
Проходил обучение в Японии у мастера Yukizyou Nakano, один из лучших мастеров Японии. Все горшки производятся вручную и обжигаются при температуре 1220 градусов, что дает им долговечность и морозостойкость. В моих горшках выращивают свои растения не только любители и профессионалы в России, но и по всему миру, в том числе в США, Европе и даже Японии.
Различают два вида «плотов»: прямой и изогнутый. В первом случае в основе композиции лежит короткое и толстое дерево, его ветви находятся вдоль одной линии и растут строго вертикально или с небольшим наклоном.
Для бонсай другого вида требуется тонкое, несколько раз искривленное дерево, на котором ветви располагаются в произвольном порядке. И в первом, и во втором случае новые стволы могут иметь свои изгибы, но тогда этот рисунок должен повторяться во всей композиции. Они создаются искусственно за счет срезания коры специальными клещами. Движение соков на таких участках прекращается, древесина высыхает.
Омертвевшие участки ствола и ветки называют, соответственно, сяри и джины. Джин можно расщепить специальными клещами и сделать «задиры», имитирующие удар молнии. Обнаженные участки обрабатывают наждачной бумагой и сернистой известью, чтобы выбелить древесину. Именно так выглядит можжевельник, растущий на горных склонах под лучами солнца.
Его, наряду с тисом, елью или сосной чаще всего и используют для создания композиций в стиле саримики, поскольку древесина этих пород не поражается грибком и не загнивает. Можно искусственно состарить и многие лиственные деревья, однако стиль саримики достаточно сложен: омертвевшие участки должны выглядеть красиво, а работать нужно очень осторожно, чтобы не погубить все дерево. Композиция смотрится как группа из нескольких деревьев, хотя все стволы выходят из одного корня. Для этого дерево укладывают на дно контейнера и присыпают землей, а ветви направляют вверх.
Со временем они станут похожи на отдельные деревца, напоминающие лес. При создании композиций в стиле нецуранари используют японскую белую сосну Pinus parvifl ora или аянскую ель Picea jezoensis. Японцы верят, что эти деревья приносят счастье. Очевидно, японские мастера подсмотрели его на берегу моря, где ветер всегда дует в одном направлении.
Стиль фукинагаси имитирует дерево с одним или двумя стволами, которое от рождения не имело иного выбора, кроме как согнуться под напором стихии, чтобы не сломаться. При взгляде на такую композицию, зритель должен чувствовать порыв ветра, поэтому кроне дерева следует быть немного растрепанной и иметь минимум листьев или хвои. Фукинагаси напоминает другой стиль - сякан, но общее у них лишь в наклоне, возникшем под воздействием природных факторов. Различие в том, что ветви «дерева на ветру» растут только в одну сторону, а не в обе.
К верхушке они становятся короче, делая всю композицию похожей на развивающийся треугольный вымпел. При создании композиций в стиле фукинагаси можно использовать сосну, можжевельник, сагетерию и березу. Выращивать такой бонсай лучше в прямоугольном или овальном контейнере. ЁСЭ-УЭ: ЛЕС Идею преемственности поколений этот стиль передает в еще большей степени, чем сокан: ёсэ-уэ - целое лесное семейство с большим материнским деревом во главе.
Общее количество «родственников» в композициях ёсэ-уэ всегда нечетное - от 5 до 19. Каждому из них в контейнере отведено строго определенное место. Для усиления перспективы задние деревья с густыми нижними ветвями и плотной кроной размещают более компактно, а стволы передних оставляют открытыми. При создании миниатюрного леса можно брать деревья одной породы, но сочетания вечнозеленых и листопадных видов смотрятся наиболее выигрышно.
Чаще всего используют сосну, тую, криптомерию, бук, граб, березу, дзелькву или клен. В контейнере овальной формы они будут смотреться лучше всего. Сложность «лесного» стиля в том, что он, как никакой другой, требует от композиции полной естественности. Нужно позаботиться о разных уровнях рельефа, о камнях, возможно, о дополнительных низкорослых растениях.
Но самое трудно — это показать время. Глядя на такое семейство, зритель должен видеть, что деревья появлялись в общей группе постепенно, на протяжении многих лет. Мастера бонсай повлияли на развитие сайкей, однако это направление впитало в себя и традиции вьетнамского хоннонбо так называются скульптурные группы, имитирующих острова, горы и окружающую их природу , а также некоторые принципы бонкэй и бонсэки японские пейзажи из камней и песка. История сайкэй насчитывает не одну сотню лет, первые изображения миниатюрных ландшафтов встречаются еще на свитках XIII-века.
После Второй Мировой войны это древнее искусство возродилось благодаря мастеру бонсай Тошио Кавамото. Кавамото основал собственную школу и сделал сайкей необычайно популярным и в Японии, и в других странах мира. Последователи продолжили дело мастера, подняв его искусство на еще более высокий уровень. Тошио Кавамото хотел, чтобы при создании миниатюрных ландшафтов ему и его ученикам не приходилось ждать слишком долго, поэтому для работы он отбирал не взрослые деревья, а молодые саженцы.
Техника ухода за ними и их стили - те же, что и в искусстве бонсай. Однако у сайкей есть отличия, прежде всего - идейные. Если мастера бонсай делают акцент на красоте одного или нескольких деревьев, то в сайкей они становятся элементами пейзажа — обязательными, но не первостепенными. В композициях бонсай часто используются камни, но они не формируют ландшафт, в то время как в сайкей они играют очень важную роль.
Тошио Кавамото даже ввел для них специальную классификацию — горные, островные, одинокий берег и т. Все элементы композиции выстраиваются так, чтобы воссоздать в миниатюре природный пейзаж, иногда реально существующий, памятный. Классический сайкей помещается на большом керамическом подносе нейтральных тонов с низкими бортиками. Дренажные отверстия на дне подноса закрывают пластиковыми сеточками, после этого на него высыпают тонкий слой почвенной смеси.
Перед тем, как разместить по местам деревья, для устойчивости их корни можно облепить торфом и глиной. Деревья и растения нужно располагать так, чтобы у зрителя создавалось ощущение перспективы — чем меньше размер, тем дальше. Затем наступает очередь камней, их следует разложить в соответствии с предварительным эскизом. Высота всех элементов должна быть сбалансирована, так, чтобы обломок, играющий роль скалы, был выше дерева.
После размещения камней и деревьев пространство между ними заполняют почвенной смесью, затем всю поверхность покрывают грунтом, следя за тем, чтобы слой земли не был очень толстым. Сайкей украшают кусочками мха и помещают в место, защищенное от ветра и прямых солнечных лучей. Миниатюрный ландшафт нужно не только регулярно поливать, но и опрыскивать. Среди бонсай встречаются совсем крохотные деревца, умещающиеся на ладони, а знаменитая Сосна Лунного Света, растущая на острове Хонсю в префектуре Сидзуока, простирает свои ветви аж на 13 метров!
Бонсай измеряют от вершины до основания ствола, без учета контейнера. Сложность представляют каскадные и полукаскадные формы, поскольку такие экземпляры сначала приподнимаются, а потом опускаются. Их размер определяют от основания до изгиба, который образует ствол перед тем, как снова пойти вниз. Существует несколько основных размеров миниатюрных деревьев.
И, хотя подобная систематизация считается довольно условной, а в цифрах встречаются расхождения, специалисты обычно выделяют 5 классов бонсай, различающихся своими размерами. Среди них есть настоящие лилипуты - не более 2,5 см. Такой размер называется кэсицубу. За кэсицубу идут сито 2,5-7,5 см и гафу 13-20 см.
Эти бонсай считаются маленькими, они, как и мамэ, требуют повышенного внимания из-за своей хрупкости и ранимости. Им требуются специальные контейнеры, крохотные и маленькие деревья пересаживают, обрезают и поливают чаще, чем другие. Такие бонсай можно вырастить из можжевельника, ирги, рододендрона, ели. Для создания таких бонсай подойдут барбарис, клен полевой или скальный, бирючина, сосна горная.
Самые крупные бонсай в этом классе омоно достигают метра и более, их выращивают из бука, дуба, бузины, клена ложноплатанового, лиственницы, липы, ясеня. Омоно в Японии принято размещать у входа в богатую усадьбу - в знак радушия и гостеприимства или как символ благосостояния хозяев. Их можно увидеть в некоторых старинных японских садах. Наиболее подходящими породами для таких гигантов считаются платан, каштан, сосна черная, бузина, акация, глициния.
Они представлены в каждом из стилей. Встречаются многоствольные бонсай с общими корнями, а также группы деревьев одной или разных пород, каждое из которых обладает собственной корневой системой. Их используют при создании пейзажей, следя за тем, чтобы количество стволов в таких композициях было нечетным. Возраст бонсай может составлять от 5 лет до нескольких веков.
Многовековые экземпляры бесценны, их передают из поколения в поколение, выставляют в музеях или содержат в частных коллекциях, недоступных для широкой аудитории. Самыми старыми считаются деревья сада Хаппо-ен в Токио. Жизненный цикл некоторых из них насчитывает уже около 8 столетий. Среди почтенных долгожителей — уже упомянутая Сосна Лунного Света.
Ей более 6 веков, известно, что ее первым владельцем был местный князь Сингэн Такада. Сейчас для ухода за сосной используют современные технологии, под ней даже установлена специальная платформа, вращающая дерево, чтобы оно равномерного освещалось со всех сторон. Особого упоминания заслуживает еще один уникальный экземпляр, передававшийся по линии японских императоров. Это Сосна Третьего Поколения Токугава, из-за которой один из сегунов могущественной династии пренебрег своими обязанностями и полностью отдался искусству бонсай.
Дерево посажено 500 лет назад, оно и по сей день находится в коллекции императорского дворца. Ей примерно 375 лет, во время бомбардировки Хиросимы она находилась всего в трех километрах от места падения атомной бомбы и осталась совершено невредимой. Точный возраст подобных шедевров невозможно определить, не повредив их. Поэтому при оценке специалисты, как правило, полагаются на исторические свидетельства.
Однако не стоит думать, что настоящий бонсай обязательно должен быть очень старым. Действительно, создавать композиции с расщепленным стволом или с частично сошедшей корой из молодых деревьев невозможно. Но и они выглядят очень выразительно и эффектно, если их сформировали правильно и гармонично. Иногда в композициях попадаются и травянистые растения, например, некоторые некрупные папоротники.
Они очень красивы, правда зимой для них необходим влажный и прохладный воздух, иначе их листья будут засыхать. Однако классический бонсай выращивают из растений, имеющих твердый ствол и ветки, то есть, из деревьев или кустарников. Заметим, что в разных странах мира сложились свои традиции. Так, в Японии чаще встречаются тяжеловесные деревья с мощным стволом и идеально сформированной кроной.
В США ценятся простые и грубоватые экземпляры, которые нередко достигают 1 метра в высоту. Европейцам больше нравятся элегантные композиции с тонкими стволами. Определяясь с выбором, подумайте о том эффекте, который вы ожидаете от будущей композиции. Нужно помнить, что вечнозеленые породы будут радовать вас своей красотой весь год, а другие деревья хороши в период цветения или наоборот, зимой, благодаря своеобразной форме оголенных ветвей.
Королевой хвойных бонсай считается сосна, за ней идут можжевельник, лиственница, туя, кипарис. Из плодоносящих и красиво цветущих деревьев можно порекомендовать акацию, гуайяву, гранат, мирт, магнолию, персик, сливу, цитрусовые. Клен - фаворит лиственных пород, но не менее эффектно смотрятся миниатюрные дуб, бук, граб, ива, береза или рябина. Лиственные деревья вообще больше всего подходят для бонсай, причем те, у которых листья и цветы - мелкие от природы, так как это помогает достичь пропорционального соотношения всех элементов будущей композиции.
Весьма ценятся породы, которые насыщают воздух летучими целебными выделениями и хорошо очищают его — к ним относятся грейпфрут, лимон, инжир, бересклет, гибискус, лавр, самшит и другие. Разумеется, если вам не нравится тот или иной запах, не нужно насиловать себя ради идеалов красоты. Помните главное правило: ни в коем случае не выбирайте то, что вас раздражает, смущает видом, цветом или ароматом. Миниатюрное дерево должно приносить своему хозяину только положительные эмоции и отражать его характер.
Бонсай можно вырастить из семян или из ямадори — так называется дерево или кустарник, взятые в специальном питомнике. Новичкам лучше пойти вторым путем, причем начинать нужно с молодых экземпляров быстрорастущих пород, например, с можжевельников или кипарисовиков. Тогда вы быстрее увидите первые результаты, приобретете некоторые навыки и не потеряете интерес. Поэтому японцы выращивают их в садах и вносят в дом по особым случаям.
Экзотические японские саженцы в российских условиях приживаются плохо. Но украшением вашего дачного участка могут стать многие виды наших деревьев. При этом вам не нужно будет заботиться о поливе, останется только обрезка и формирование. Привычны к холодам и спокойно зимуют на улице дуб, береза, вяз, сирень, барбарис, яблоня, груша, слива, вишня, сосна, ель, можжевельники, туя, кизильник, лиственница.
Однако летом их следует оберегать от прямых солнечных лучей. Комнатный климат эти деревья переносят плохо. В помещении наши соотечественники с успехом культивируют тропические и субтропические растения. Среди них - серисса, фикусы, гранат, гибискус, драцена, кордилина, джаботикаба, гардения и знаменитое «денежное дерево».
Они не требуют специальных условий при зимовке, сформировать бонсай из них быстрее и проще. С увеличением длины дня и интенсивности света их можно перенести в теплое помещение, что особенно желательно для цветущих видов. Исключения составляют деревья, невысокие от природы и растущие в лесу, где они скрыты от прямых солнечных лучей. Для других видов нужно найти хорошо освещенное место, например, на подоконнике, но обязательно следя за тем, чтобы бонсай не перегрелся.
Дерево необходимо поворачивать несколько раз в течение дня, так все его части получают равномерное количество света. Определить недостаток света можно по расстоянию между листьями — междоузлиям. При нормальном формировании листья располагаются на ветвях недалеко друг от друга. Если это расстояние увеличивается, значит, бонсай требуется дополнительное освещение.
Поищите другое место или купите лампу — люминесцентную, галогеновую или ртутную. Лампы накаливания лучше исключить, их свет отличается от дневного, а тепловые лучи могут повредить бонсай. Использовать искусственный свет круглый год не рекомендуется, но в зимний период, а также в пасмурные дни дополнительное освещение необходимо. Создать такие условия можно в зимнем саду или специальной теплице.
Летом их выставляют на открытый воздух, ежедневно увеличивая время на 30 минут, чтобы постепенно приучить бонсай к солнечным лучам. Чем выше температура содержания миниатюрного дерева, тем больше ему требуется света, воды и питательных веществ. С понижением столбика термометра полив и подкормку растения можно уменьшить. Чем больше влаги в воздухе, тем меньше воды им требуется.
В российских домах, где влажность гораздо ниже, положение может исправить аквариум, размещенный недалеко от бонсай. Помогут и другие растения, испаряющие влагу или поднос, наполненный водой и гидрошариками, в который помещают контейнер с миниатюрным деревом. Количество жидкости необходимо поддерживать на одном уровне. Эффективность такого способа будет еще выше, если поднос и бонсай разместить над системой отопления.
Это проще и дешевле, чем использовать громоздкий, шумный и дорогой увлажнитель воздуха. В первой половине дня тропический бонсай можно обрызгивать водой, но не при ярком и жарком солнце. Такая процедура дает лишь кратковременный эффект, поэтому ее нужно проводить неоднократно, но так, чтобы к вечеру дерево высохло. В естественных условиях мощные кроны защищают деревья и от чрезмерного испарения влаги, и от вредителей, которых отпугивает колышущаяся листва.
В помещениях воздух практически не движется, и нежные побеги могут стать легкой добычей насекомых. Это еще одна причина выставить бонсай на балкон или вынести в сад, либо включить рядом вентилятор. X: ПОЛИВ Размещение миниатюрного дерева в контейнере имеет свои особенности, в результате чего бонсай требует больше воды, чем обычные комнатные растения. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы почва в горшке оставалась влажной, но не мокрой.
Считается, что поливать бонсай можно сверху, снизу или чередуя оба эти способа. Главное - хорошо смочить весь земляной ком, а не одну лишь поверхность. При поливе сверху вода должна показаться из дренажных отверстий контейнера и стечь в поддон, откуда ее необходимо удалить.
С увеличением длины дня и интенсивности света их можно перенести в теплое помещение, что особенно желательно для цветущих видов.
Исключения составляют деревья, невысокие от природы и растущие в лесу, где они скрыты от прямых солнечных лучей. Для других видов нужно найти хорошо освещенное место, например, на подоконнике, но обязательно следя за тем, чтобы бонсай не перегрелся. Дерево необходимо поворачивать несколько раз в течение дня, так все его части получают равномерное количество света. Определить недостаток света можно по расстоянию между листьями — междоузлиям.
При нормальном формировании листья располагаются на ветвях недалеко друг от друга. Если это расстояние увеличивается, значит, бонсай требуется дополнительное освещение. Поищите другое место или купите лампу — люминесцентную, галогеновую или ртутную. Лампы накаливания лучше исключить, их свет отличается от дневного, а тепловые лучи могут повредить бонсай.
Использовать искусственный свет круглый год не рекомендуется, но в зимний период, а также в пасмурные дни дополнительное освещение необходимо. Создать такие условия можно в зимнем саду или специальной теплице. Летом их выставляют на открытый воздух, ежедневно увеличивая время на 30 минут, чтобы постепенно приучить бонсай к солнечным лучам. Чем выше температура содержания миниатюрного дерева, тем больше ему требуется света, воды и питательных веществ.
С понижением столбика термометра полив и подкормку растения можно уменьшить. Чем больше влаги в воздухе, тем меньше воды им требуется. В российских домах, где влажность гораздо ниже, положение может исправить аквариум, размещенный недалеко от бонсай. Помогут и другие растения, испаряющие влагу или поднос, наполненный водой и гидрошариками, в который помещают контейнер с миниатюрным деревом.
Количество жидкости необходимо поддерживать на одном уровне. Эффективность такого способа будет еще выше, если поднос и бонсай разместить над системой отопления. Это проще и дешевле, чем использовать громоздкий, шумный и дорогой увлажнитель воздуха. В первой половине дня тропический бонсай можно обрызгивать водой, но не при ярком и жарком солнце.
Такая процедура дает лишь кратковременный эффект, поэтому ее нужно проводить неоднократно, но так, чтобы к вечеру дерево высохло. В естественных условиях мощные кроны защищают деревья и от чрезмерного испарения влаги, и от вредителей, которых отпугивает колышущаяся листва. В помещениях воздух практически не движется, и нежные побеги могут стать легкой добычей насекомых. Это еще одна причина выставить бонсай на балкон или вынести в сад, либо включить рядом вентилятор.
X: ПОЛИВ Размещение миниатюрного дерева в контейнере имеет свои особенности, в результате чего бонсай требует больше воды, чем обычные комнатные растения. Поэтому необходимо следить за тем, чтобы почва в горшке оставалась влажной, но не мокрой. Считается, что поливать бонсай можно сверху, снизу или чередуя оба эти способа. Главное - хорошо смочить весь земляной ком, а не одну лишь поверхность.
При поливе сверху вода должна показаться из дренажных отверстий контейнера и стечь в поддон, откуда ее необходимо удалить. Полив сверху помогает вымывать избыток минеральных солей из грунта, да и за проникновением влаги к корням так следить проще. Можно наливать воду и в поддон, но тогда нужно обязательно сливать ее излишек, после того, как она впитается в почву. Контейнер с бонсай не может постоянно находиться в воде, чтобы этого не произошло, у него для подстраховки даже имеются специальные ножки.
Во время посадки миниатюрного дерева почву вокруг него хорошенько утрамбовывают, из-за чего плотный грунт затрудняет доступ влаги к корням бонсай. Поэтому бонсай иногда просто опускают в таз с водой — вот еще один способ как следует промочить земляной ком. Режим полива и его частота зависят от породы дерева. Хвойные бонсай требуют меньше влаги по сравнению с лиственными.
Летом, в период интенсивного роста, полив нужно производить ежедневно, а в жару — два раза в день, что не распространяется на субтропические растения. Зимой достаточно одного-двух раз в неделю, причем, не столь обильно. Чтобы приблизить условия содержания бонсай к естественным, миниатюрные деревья поливают только в утренние и вечерние часы, в то время, когда в природе выпадает роса. Но если в жаркий день вы видите, что листья бонсай поникли, охладите его сначала в тени, а затем опустите контейнер в емкость с теплой водой.
Когда дерево утолит жажду, опрыскайте его. Температура воды во время полива и опрыскивания должна быть на несколько градусов выше температуры окружающего воздуха. Лучшая вода для полива — талая, водопроводную нужно отстаивать трое суток или очищать бытовым фильтром. Жесткость воды может создать проблемы при выращивании бонсай, решить их помогают фильтры с ионообменными смолами, они удаляют примеси солей кальция и магния.
Если этого не делать, то со временем на поверхности земли и на коре появится белый меловой осадок, который устранить невозможно. Жесткая вода оставляет несмываемый налет и на листьях, учтите это при опрыскивании бонсай. Правильный полив — одно из основных условий ухода за миниатюрными деревьями. Даже однократная пересушка почти наверняка погубит большинство из них, как и переизбыток влаги.
Посадка бонсай в грамотно составленный грунт снижает риски последствий от неверного полива. Правильная почвенная смесь представляет собой субстрат, состоящий из песка, глины, перегноя старые листья, хвоя, торф, перегнившая кора. Такой субстрат можно приобрести в магазине или составить самостоятельно. Для листопадных пород смесь готовят из 7 частей глины и 3 частей песка.
Цветущим и плодоносящим деревьям нужна почва с содержанием 6 частей глины, 3 частей песка и 1 части листового перегноя. При работе с хвойными бонсай глину и песок берут в соотношении 6 к 4. В субстрат можно добавить небольшое количество органических удобрений - роговые опилки, кровяную, рыбную или костную муку, рапсовый жмых 3 г органики на 1 кг грунта. Кроме субстрата в контейнер помещают дренаж - битые черепки, гальку, керамзит, крупный влажный песок или специальные химически нейтральные гранулы.
Размер последних составляет 3-4 мм. Более мелкие гранулы будут высыпаться из дренажных отверстий, а крупные — слипаться, от чего дренаж перестанет пропускать воду. Чем слабее корневая система растения, тем большим должен быть слой дренажа. Заметим, что в искусстве бонсай это не просто ёмкость, а один из важнейших элементов всей композиции, он должен находиться в полной гармонии с деревом.
У японцев есть даже специальный термин — хатиуцури, им пользуются для оценки композиционного единства всех составляющих бонсай. Не удивительно, что чаша, в которой растет дерево, порой и сама является произведением искусства. Вот лишь одна историческая справка: в 2011 году покупателю, выложившему 1 296 850 долларов за трехвековой бонсай Pinus parviflora, пришлось доплатить за горшок, в котором продавалась белая японская сосна, еще 493 000 долларов. Разумеется, подобные шедевры по карману лишь богатым коллекционерам, посещающим специальные аукционы, где выставляется редкая старинная утварь.
Тому, кто только постигает азы искусства, вполне подойдет обычный добротный контейнер, выбранный по приведенным ниже правилам. Прежде всего, такой сосуд должен быть изготовлен из натуральных материалов — глины, фаянса или фарфора. Следует помнить, что глиняные горшки хорошо впитывают влагу, следовательно, поливать дерево вам придется обильнее и чаще. А если ваш бонсай будет расти в саду, ему потребуется морозостойкая керамика.
Стенки горшков покрывают глазурью, но только снаружи, иначе земля внутри будет соскальзывать, не соприкасаясь с ними. Такие изделия очень красивы, но, в отличие от неглазурованных, они хуже пропускают к корням кислород и влагу из воздуха. Поэтому неглазурованные горшки рекомендуются на то время, пока дерево еще только растет и крепнет. Форма контейнера может быть произвольной - квадратной, прямоугольной, круглой, овальной.
Как правило, при выращивании большинства прямых и высоких бонсай используют неглубокие емкости. В представлении специалистов, низкая чаша имитирует равнину или поляну, на которой стоит одинокое дерево. Такой контейнер предпочтительнее еще и потому, что способствует формированию плоской корневой системы у дерева. Для бонсай с широкой кроной и мощным стволом подходят сосуды средней высоты.
Глубокие и высокие горшки нужны при работе с каскадными стилями, в этом случае контейнер играет роль «скалы». Пропорции емкости и дерева должны быть сбалансированы таким образом, чтобы контейнер, с одной стороны, не подавлял бонсай, а с другой — полностью соответствовал высоте ствола и размерам корневой системы. Миниатюрное дерево нужно часто поливать. Чтобы уберечь корни от загнивания, в дне контейнера делают больше дренажных отверстий, чем в обычных цветочных горшках.
Отверстия закрывают специальной сеткой из толстого пластика с размером ячейки около 3 мм. Ее специально изготавливают в Японии, но подойдет и обычная «москитка». Расцветка контейнера должна хорошо сочетаться с листвой или хвоей. Кричащие краски будут отвлекать внимание зрителя, поэтому в целом специалисты предлагают выбирать неяркие оттенки коричневого, зеленого, серого или синего цвета.
В Японии хвойные деревья принято высаживать в плошки или чаши коричневых тонов из неглазурованной керамики. Для лиственных пород используют бежевый, зеленый или синий цвет. Цветущие бонсай красиво выглядят в черных или белых горшках. Самое главное - не сочетать в одной композиции холодные и теплые цвета.
Не стоит выращивать голубой можжевельник в терракотовом контейнере, а сосну - в синем глазурованном, это будет грубым нарушением принципа хатиуцури. При выборе контейнера необходимо обратить внимание и на возраст вашего бонсай. Молодые экземпляры сначала помещают в обычные цветочные горшки — их еще называют «разгоночными», поскольку в них корневая система может развиваться свободно. Когда бонсай приобретает желаемые очертания, дерево пересаживают в плоский контейнер, уменьшая объем корней с помощью обрезки.
В комнатных условиях чаще всего прибегают к первому способу, наиболее простому и надежному. Семенам некоторых тропических растений для прорастания требуются достаточно высокая температура и влажность, тут уже без теплицы с нижним подогревом никак не обойтись. Стеблевым черенкам требуется от 10 дней до нескольких недель для образования корневой системы и начала роста. Сроки зависят от вида растения, его возраста и способности к формированию новых корней и побегов.
Черенкованием можно размножать хвойные деревья, кроме ели, сосны и пихты, используя для окоренения те же почвенные смеси, что и для семян. Одни черенки лучше окореняются, будучи совсем молодыми, другие - более взрослыми. Различаются три вида черенков: зеленые активно растущие, полуодревесневшие и одревесневшие. Зеленые черенки срезают с верхушек быстро растущих молодых побегов под узлом или почкой, оставляя сверху 3-5 листьев и оголяя нижнюю треть.
Лучше всего это делать весной, в утренние часы. Родительское растение предварительно обрезают, это стимулирует появление свежих отростков. Следите за тем, чтобы срез был ровным, не имел заусениц и ни в коем случае не прикасайтесь к нему руками. Готовые черенки закапывают на треть длины в почвенную смесь.
Если черенки не высаживаются сразу после срезки, их нужно обязательно поместить в ёмкость с водой. Полуодревесневшие черенки - это основания побегов длиной 10-15 см, их заготавливают в конце лета. При нарезке побеги оттягивают вниз так, чтобы от основного стебля родительского дерева отщепился кусочек древесины около 1,5-2 см такая «пятка» способствует окоренению. Листья с нижней трети черенка удаляют, а срез обрабатывают регулятором роста.
Рост черенков поддерживают жидким удобрением, подкормка должна быть регулярной. Одревесневшие черенки встречаются редко, хотя этот способ применим для размножения некоторых кустарников, имеющих период покоя, когда их рост полностью прекращен, листва сброшена, а стебли затвердели. Для размножения выбирают одресневевшие побеги с 5-6 почками. Одревесневшие черенки могут пересохнуть из-за испарений с поверхности побегов, этим чаще всего и объясняется отсутствие у них новообразованных корней.
Поэтому для верхней части черенка потребуется создать условия пониженной температуры. Так почки не будут распускаться, а вся энергия бонсай пойдет на развитие корневой системы. Черенки, у которых она формируется очень медленно, обрабатывают специальными регуляторами роста. Отводки могут быть обычными и воздушными.
Обычные отводки применимы в тех случаях, когда вы имеете дело с деревом, чьи нижние ветви находятся так близко к земле, что их можно пригнуть к ней, не сломав. К ним относятся фикусы магнолии, сосны, форзиции, вейгелы, ирга, аралия. После того, как нужная ветвь выбрана, под ней насыпают пористый растительный компост. При работе с родительским деревом, растущим в контейнере, можно воспользоваться горшком, установленным на нужной высоте.
В том месте, где ветвь должна пустить новые корни, делают 1-2 продольных разреза, а листву вокруг счищают. После этого ветвь прижимают к поверхности и утапливают на 10 см, закрепляя ее проволокой в грунте или прижимая чем-нибудь тяжёлым. Грунт всегда должен быть влажным. Как только корни окрепнут, отводок можно отделять от родительского растения.
Воздушные отводки позволяют формировать бонсай за максимально короткий срок из ветвей относительно взрослого дерева. Этот способ подходит для толстянки, рододендрона, кленов, буков, кедров, пираканты, граната, вяза, айвы, ивы и многих других. Их ветви располагаются высоко от поверхности земли и не дотягиваются до нее. Но оказывается, можно приблизить саму землю к ветвям, правда заниматься этим лучше всего весной.
После выбора подходящего стебля под одной из его почек делают 2-3 продольных надреза длиной 3-5 см. С помощью обычных спичек их слегка расширяют и обрабатывают стимуляторами роста. Надрезы обжимают влажным мхом и растительным компостом. Затем эти места обматывают куском перфорированной полиэтиленовой пленки или грубой ткани и обильно поливают.
С появлением корней защитную обертку снимают, отводок срезают и пересаживают в контейнер. ПРИВИВКА Прививка — достаточно сложная процедура, ее следует проводить лишь после приобретения навыков садоводства, но и тогда она может дать неожиданные результаты. Поэтому первые опыты лучше ставить на недорогом материале. К прививке обычно прибегают, если другие способы размножения невозможны или в экстренных случаях, например, для спасения бонсай с поврежденной корневой системой.
С помощью прививки можно добиться появления на одном дереве цветков разной окраски. Согласитесь, что миниатюрная слива, имеющая белые, розовые и красные цветки, будет смотреться весьма эффектно. Кроме этого, такой способ позволяет добавлять ветви в редкую часть кроны дерева, чтобы сделать ее гуще. У прививки есть еще одно важное преимущество.
Бонсай, выращенные из семян, могут генетически отличаться от своих родителей, в то время как привитые экземпляры полностью сохраняют их характерные особенности. Прививание — не что иное, как вживление части растения привой в подвой — то есть, в ствол, ветвь или корни особи того же вида. Место прививки обвязывают прочным эластичным материалом для фиксации и обмазывают специальной мастикой, которая предохраняет срезы от атмосферных воздействий, насекомых-вредителей и возбудителей болезней. Наилучший период для такой процедуры — весна, так как в это время начинается сокодвижение, или лето.
Прививка в расщеп позволяет вживлять в дерево новые ветви. Подвой расщепляют ножом на глубину 3-5 см и вставляют в щель черенок, обрезанный с двух сторон клином привой. Его срезают либо с родительского дерева, либо с другого, но того же вида. Такую прививку можно делать только на тонких ветвях, весной.
Прививка глазком окулировка необходима в тех случаях, когда требуется соединить мужское и женское дерево, чтобы в результате получить двуполый экземпляр, дающий плоды. Подвой опрыскивают из пульверизатора, после чего на коре вырезают букву «Т». В надрез, оттянув кору, вставляют «глазок» - почку со щитком, срезанную с побега привоя. После этого прививку обвязывают и замазывают.
Они выполнены с учётом всех требований деревьев бонсай - оснащены достаточным количеством дренажных отверстий, способными пропускать большое количество влаги, и специальными отверстиями для проволоки - для закрепления дерева внутри бонсайницы. Купить бонсайницу Бонсайницы ручной работы, выполненные из керамики, Вы можете приобрести в нашем интернет - магазине. Каждая бонсайница уникальна и выполнена в единственном экземпляре. В каталоге представлены плошки как для лиственных бонсай глазурованные , так и для хвойных деревьев. Плошка для бонсай, бонсайница "Выращенный в плошке" - это и означает бонсай! Плошки для бонсай лучше всего использовать керамические, они долговечны, не выделяют никаких веществ, которые могут навредить Вашему любимому дереву, и безусловно, красивы!