О сервисе Прессе Авторские права Связаться с нами Авторам Рекламодателям Разработчикам. В Ереване, в свою очередь, обвиняют Азербайджан в "оккупации" 31 армянского села, в Баку эти обвинения отвергают, продолжая требовать возвращения "захваченных" сел. Во время вооруженного противостояния в 1992–1994 годах Баку потерял контроль над Нагорным Карабахом и еще семью районами. Баку и Ереван стремительно приближаются к военному конфликту, формальной причиной которого может стать принадлежность нескольких сел на армянской территории.
Кому выгодно обострение в Нагорном Карабахе и дойдет ли до большой войны
Конечно, можно было надавить на азербайджанский бизнес в России, но стоила ли игра свеч, учитывая множество прозападных шагов со стороны Пашиняна за последние годы? Несмотря на выгоду от торгово-экономического сотрудничества с Азербайджаном, Армения по-прежнему важна для России и уничтожать существующие связи в Кремле не собираются. Об этом, в частности, говорит перечень из более чем 30 дружественных и нейтральных стран, банки и брокеры из которых будут допущены к торгам на российском валютном рынке. Однако ни большой потенциал Азербайджана, ни тесное сотрудничество с Арменией, не способствует росту популярности этих направлений у российского бизнеса.
Если уж какой-то капитал пришёл из России в Армению в прошлом году, но это совокупность мелких капиталов: кто-то из приехавших пекарню открыл, кто-то — магазинчик... В этом году поток релокантов будет меньше, чем в прошлом году, но не из-за ситуации с Карабахом: все, кто планировал, уже в основном уехали, а многие Армению и вовсе воспринимали как транзит на пути в Европу", — отмечает Артём Голубев. Опрошенные "ДП" политологи и экономисты сходятся во мнении, что на фоне санкций и сложностей с поставками импортной продукции России нужно и дальше придерживаться политики сдерживания и противовеса, сохраняя взаимовыгодные отношения с обеими странами и выполняя взятые на себя обязательства.
При этом эксперты допускают, что дальнейшая конфронтация между Москвой и Ереваном может привести к ухудшению торгово-экономических отношениях, но даже такой маловероятный сценарий как потеря Армении в качестве транзитной страны ударит преимущественно по небольшим российским фирмам и предпринимателям, не отразившись на глобальных процессах. Но только при условии, если Кремлю удастся сохранить текущие позиции на международной арене и Южном Кавказе. Лента новостей.
По его словам, создается впечатление, что план Баку состоит в том, чтобы подписать мирный договор с положениями, оставляющими место для оспаривания установленной Алма-Атинской декларацией границы между Арменией и Азербайджаном, а затем в процессе демаркации и делимитации предъявить территориальные претензии Еревану. Если такой вопрос ставится, то границы решены, а наше предложение о зеркальном отводе войск от этих границ остается в силе", — заявил Пашинян на заседании правительства, его слова передает ТАСС. Также армянский премьер указал на то, что 361 тонна гуманитарной помощи, предназначенной для Нагорного Карабаха, продолжает оставаться на границе, поскольку Азербайджан препятствует ее транспортировке. Он подчеркнул, что Баку грубо нарушает 6-й пункт трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года и незаконно блокирует ввоз гуманитарных грузов в Нагорный Карабах.
Накануне президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил , что армяне, проживающие в Нагорном Карабахе, должны принять гражданство его страны либо искать другое место для проживания.
Также в Ереван не могут перевезти из Степанакерта тяжелобольных пациентов. Боевые действия в Нагорном Карабахе активизировались 27 сентября 2020 года.
Однако в сентябре прошлого года ситуация на армяно-азербайджанской границе вновь обострилась. Армения готова признать Нагорный Карабах частью Азербайджана Читайте также.
Это, в первую очередь, религия. Именно Армянская Апостольская церковь служила главным стержнем, объединяющим народ. Это было и образование на родном языке, и весь комплекс важных ценностей от религии, семьи, представлений о добре и зле до системы образования, культуры и повседневной жизни человека - всего, что повсюду считается неотъемлемой частью бытия.
Конечно, в советский период религиозность населения упала, несколько снизился и авторитет церкви, несмотря на её несомненное укрепление. Вторым столпом единения армян стал Нагорный Карабах, где сосредоточены огромные духовные ценности армянского народа, где веками стоят древние церкви и монастыри. Которые, как и первопрестольный Эчмиадзин, являются не только наследием армян и всей восточно-христианской цивилизации, но и всего христианского мира.
Разрушат их азербайджанцы или нет? Такой опыт есть. Но могут и оставить, поменяв атрибуцию, - объявив «албанскими», как, например, средневековый армянский Дадиванк.
Наконец третьим столпом армянства, на мой взгляд, оставалась историческая память и прежде всего - память о геноциде армян. И это тоже был значимый фактор армянского единства, хоть и трагический. При правительстве Никола Пашиняна мы стали свидетелями изменения внешнеполитических приоритетов, в основу которых была положена новая идеология, базирующаяся на отказе практически от всех базисных ценностей, обусловивших существование армянского народа.
А ключевым моментом возвращения Карабаха в собственность Азербайджана стало 6 октября 2022 года. В этот день в Праге в присутствии председателя Евросовета Шарля Мишеля, лидеров Армении, Франции, Турции, Азербайджана и под председательством французского президента Макрона Никол Пашинян письменно согласился на вхождение Арцаха в состав Азербайджана. Что получил Пашинян от Азербайджана взамен?
Может быть, признание территориальной целостности Армении в пределах 29,8 тыс. Ничуть не бывало. Нет такого признания со стороны Ильхама Алиева и сейчас.
Напротив, лидер Азербайджана продолжает говорить об утраченной «азербайджанской Эривани», «Западном Азербайджане» и прочих грандиозных «исторических азербайджанских территориях». При этом поступок Пашиняна не случайность. Ещё будучи «оппозиционным журналистом», Никол Пашинян опубликовал статью о необходимости сдачи армянских земель, завоёванных во время Карабахского освободительного движения, поскольку они, дескать, «чужие».
Предложение Еревана Баку о зеркальном отводе войск остается в силе – Пашинян
В ходе разговора было отмечено, что взаимное признание территориальной целостности на основе Алма-Атинской декларации и делимитация границы открывают путь к подписанию мирного договора между Арменией и Азербайджаном.
После состоялось несколько раундов переговоров представителей Карабаха и Баку, посвященных интеграции региона в состав республики. Несмотря на это, Карабах покинули более ста тысяч жителей. Азербайджанский президент Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан восстановил свою территориальную целостность.
Политика Почему Азербайджан пошёл по украинскому пути и кто стоит за обострением в Закавказье Политолог Дмитрий Родионов — о том, кому нужна большая региональная война в Закавказье и почему земля Армении не станет финальной точкой сражений. Дело ещё в том, что армянское руководство по существу признало суверенитет Азербайджана над Карабахом", — сказал российский лидер, добавив, что территориальный статус Карабаха Армения зафиксировала в Пражском заявлении. Здесь и сказать нечего. Если сама Армения признала, что Карабах — это часть Азербайджана", — заключил он. Кстати, Путин также рассказал, что недавно получил "развёрнутое письмо" от Пашиняна, который ранее на вопрос журналистов о том, почему он не обсудил новый виток напряжённости в регионе с Путиным, зато сделал это с Блинкеном, Макроном, Шольцем, Раиси и даже Зурабишвили, заявил сначала, что первым позвонил российскому президенту, потом, правда, признав, что звонка не было. На фоне резкого охлаждения отношений между Ереваном и Москвой выглядит уже вызывающе.
Напомню, в последнее время из Еревана всё чаще звучат обвинения России в "сдаче Карабаха", невыполнении союзнических обязательств и даже о и это прямым текстом заявил сам Пашинян возможном уходе России из Закавказья. Создаётся ощущение, что ситуация сознательно эскалируется. Новая война неизбежна Сегодня регион, кажется, находится на пороге новой полномасштабной войны. Причём, в отличие от событий ноября 2020-го, в неё могут оказаться втянутыми более серьёзные игроки, имеющие интересы в регионе: Россия, Турция, Иран, Израиль. На прошлой неделе в СМИ появились сообщения о стягивании Азербайджаном войск и техники на линию соприкосновения с Арменией, причём речь не только о спорной территории — Карабахе. Азербайджанские ВС активно прокладывают новые транспортные коммуникации, строят укрепления, блокпосты.
Оппозиция обвиняет премьера Никола Пашиняна в односторонних уступках, поскольку власти республики не гарантируют вывод Вооруженных сил Азербайджана с территорий, принадлежащих Армении. По утверждениям Еревана, они были оккупированы в результате вооруженных столкновений в 2021 и 2022 годах.
Популярное за сутки.
В Кремле заявили, что выступают за контакты Баку и Еревана на фоне протестов
В том же направлении Армения также удерживает три анклавных села Бархударлы, Софулу, Верхняя Аскипара , возвращение которых планируется обсудить на следующих этапах. Описание северного участка границы будет составлено с учетом уточнения координат на основании геодезических измерений на местности до 15 мая. Параллельно начнется размещение пограничных служб. Процесс делимитации будет проводиться на основе Алма-Атинской декларации от 1991 г. Ранее Пашинян на встрече с жителями приграничных сел в Тавушской области предупреждал об угрозе войны, если армянские власти не согласятся проводить делимитацию и демаркацию границ.
Шансы на это как никогда высоки. В октябре 2023 года Армения признала , что Нагорный Карабах является частью Азербайджана. В свою очередь президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил, что вопрос карабахского конфликта можно считать окончательно решенным.
После состоялось несколько раундов переговоров представителей Карабаха и Баку, посвященных интеграции региона в состав республики. Несмотря на это, Карабах покинули более ста тысяч жителей. Азербайджанский президент Ильхам Алиев заявил, что Азербайджан восстановил свою территориальную целостность.
Жителям, которые остаются в Нагорном Карабахе, помогают российские миротворцы. Людям раздают продукты и медикаменты. В расположении нашего контингента остаются более 100 человек, почти половина из них — дети.
Турция высказалась о договоренностях Баку и Еревана по границе
Интерфакс: Впервые между Арменией и Азербайджаном, на участке четырех сел в Тавушской области на северо-востоке Армении, будет демаркированная государственная граница. Господин Пашинян положительно отозвался о делимитации границы с Азербайджаном, но добавил, что понимает опасения жителей сел, которые перейдут Баку. Хотя после этой встречи Баку передал Еревану проект мирного соглашения, на заседании Совбеза ООН в пятницу вновь разгорелись споры. В МИД России заявили о необходимости согласования мирного договора между Баку и Ереваном.
Пашинян и Блинкен обсудили переговоры с Баку и делимитацию в Тавуше
Таким образом он прокомментировал проходящие в Армении протестные акции из-за делимитации границы с соседней республикой. Мы выступаем за продолжение контактов между Баку и Ереваном и считаем, что они необходимы для общей разрядки», — высказался представитель Кремля. Он добавил, что выстраивание диалога между Арменией и Азербайджаном также поможет урегулировать все спорные вопросы, возникающие у республик.
Позже местные жители, выступающие против передачи Азербайджану сел в приграничной с Арменией Тавушской области, заблокировали автомобильную дорогу между населенными пунктами Киранц и Воскепар и зажгли на ней костры.
Кроме того, в Итоговом документе отражено, что ни одно государство не признает легитимность ситуации, возникшей в результате оккупации азербайджанских территорий, не будет оказывать никакой поддержки сохранению данной ситуации на оккупированных территориях, включая экономическую деятельность. В принятом на саммите «Документе благодарности и солидарности с народом и Правительством Азербайджана» была выражена солидарность с усилиями Азербайджана по восстановлению своей территориальной целостности. Парламентская Ассамблея Совета Европы ПАСЕ в принятой 25 января 2005 года резолюции «Конфликт в Нагорно-Карабахском регионе, решением которого занимается Минская группа ОБСЕ» номер 1416 подтвердила факт оккупации азербайджанских территорий, выразила обеспокоенность этническими чистками на этих территориях, призвала к соблюдению резолюций Совета Безопасности ООН номер 822, 853, 874 и 884 и отводу войск с оккупированных территорий. Организация также подтвердила право вынужденных переселенцев вернуться на свои земли, подчеркнула недопустимость оккупации одним государством-членом территории другого государства-члена. В принятой 26 января 2016 года в ПАСЕ резолюции под названием «Жители приграничных регионов Азербайджана намеренно лишены воды» о том, что в результате оккупации Сарсангское водохранилище, построенное в 1976 году на реке Тертер для обеспечения оросительной водой земель площадью около 100 тысяч гектаров в 6 районах Азербайджана, оказалось в аварийном состоянии и жители лишились оросительной воды, содержалось требование о выводе армянских войск из указанного региона, преднамеренное создание искусственного экологического кризиса расценивалось как «экологическая агрессия» и одновременно вновь было подтверждена оккупация Арменией части территорий Азербайджана. Европейский суд по правам человека в постановлении, принятом 16 июня 2015 года по делу «Чирагов и другие против Армении», подтвердил оккупацию Арменией Нагорного Карабаха и прилегающих районов. Европейский Союз в заявлении от 9 ноября 1993 года призвал к выводу войск с оккупированных территорий Азербайджана и выразил поддержку суверенитета и территориальной целостности Азербайджанской Республики. В совместной декларации, принятой на состоявшемся 24 ноября 2017 года в Брюсселе саммите Восточного партнерства, Европейский Союз поддержал территориальную целостность, суверенитет и независимость всех партнеров. В парафированном в 2018 году между Азербайджаном и Европейским Союзом документе «Приоритеты партнерства» также была выражена поддержка территориальной целостности, независимости, суверенитета и неприкосновенности международно признанных границ Азербайджана. В итоговых документах саммитов НАТО, в том числе в Чикагской декларации 2012 года, Кардиффской декларации 2014 года, Варшавской декларации 2016 года, Брюссельской декларации 2018 года была выражена поддержка территориальной целостности, суверенитета и независимости Азербайджана. Кроме того, в 1995 году при подписании главами государств-участников СНГ Меморандума о поддержании мира и стабильности в Содружестве Независимых Государств Армения уклонилась от принятия пунктов 7 и 8 данного документа. В данных пунктах говорится, что «Государства-участники на своих территориях … будут предпринимать меры для пресечения любых проявлений сепаратизма, национализма, шовинизма и фашизма…», они также «обязуются не поддерживать на территории других государств-участников сепаратистские движения, а также сепаратистские режимы …, не оказывать им экономической, финансовой, военной и другой помощи». Таким образом, за минувший период Азербайджан, проводя решительную и принципиальную политику, добился формирования правовой базы для урегулирования конфликта на основе норм и принципов международного права, нейтрализации информационных провокаций Армении и армянского лобби, их попыток ввести международное общественное мнение в заблуждение. Несмотря на то, что историческая реальность, международное право создавали надежную основу для справедливого урегулирования конфликта, а также то, что Азербайджан во много раз опережает Армению с точки зрения экономического потенциала, человеческих ресурсов, военной силы, официальный Баку демонстрировал приверженность мирным переговорам. Именно поэтому Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев заявил: «Самый большой наш компромисс заключается в приверженности мирным переговорам». Однако предпринятые Азербайджаном последовательные усилия, направленные на мирное урегулирование конфликта, вообще не были оценены армянской стороной. Напротив, военно-политическое руководство Армении стало угрожать Азербайджану новой оккупацией и развернуло деятельность для ее расширения. Именно в результате лицемерной, неконструктивной политики Армении переговоры фактически превратились в бессмысленный процесс, поэтому их продолжение не представлялось возможным. До тех пор Армения, осознавая международную политико-правовую и моральную ответственность за политику военной оккупации и аннексии, скрывала агрессивную политику и пыталась завуалировать ее заявлениями о самоопределении армянского населения Нагорного Карабаха. Этим заявлением Н. Пашинян еще раз доказал, что настоящей целью Армении является агрессия. Призывая к аннексии оккупированных территорий Азербайджана, Армения попрала нормы и принципы международного права, Устав ООН, Хельсинкский заключительный акт, проявила неуважение к международному сообществу, в частности, сопредседателям Минской группы ОБСЕ, ответственным за урегулирование конфликта путем переговоров. Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев во время выступления на XVI ежегодном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 3 октября 2019 года ответил на данное заявление Пашиняна: «... Ну, во-первых, это, мягко говоря, ложь. Карабах всем миром, равнинный, нагорный, признан как неотъемлемая часть Азербайджана. Армения сама не признает это незаконное образование. Карабах является исторической, исконной азербайджанской землей. Так что Карабах — это Азербайджан, и восклицательный знак». Кроме того, 15 февраля 2020 года в рамках Мюнхенской конференции по безопасности состоялись панельные обсуждения между Президентом Азербайджанской Республики Ильхамом Алиевым и премьер-министром Армении Николом Пашиняном. В ходе обсуждений Президент Азербайджана еще раз довел до внимания международной общественности справедливую позицию Азербайджана в связи с конфликтом и, опираясь на исторические факты и международное право, аргументами разнес в пух и прах захватническую политику и фальшивые притязания Армении. Очередной провокацией стали так называемые «выборы», организованные в марте 2020 года на оккупированных азербайджанских землях. Эти «выборы», как и предыдущие, не были признаны международной общественностью, ни одной международной организацией и государством, напротив, подверглись решительному осуждению и были отвергнуты. Армения целенаправленно подрывала формат и суть переговорного процесса с тем, чтобы нарушить мирный процесс, осуществляемый при посредничестве сопредседателей Минской группы ОБСЕ, сохранить существующий статус-кво, связанный с оккупацией, и добиться аннексии захваченных территорий. В июле 2020 года премьер-министр Армении Н. Пашинян выдвинул неприемлемые «семь условий», связанных с урегулированием конфликта, что откровенно продемонстрировало истинную цель государства-оккупанта. В связи с этим Президент Ильхам Алиев заявил «У нас единственное условие для достижения мира. Армянские вооружённые силы должны покинуть оккупированные территории Азербайджана. Весь мир признает Нагорный Карабах как составную часть Азербайджана». Провокации июля-августа 2020 года В июле 2020 года Армения совершила очередную военную провокацию в товузском направлении государственной границы Азербайджана. Цель провокаций заключалась в создании нового очага напряженности в регионе, переносе на второй план вопроса оккупации Арменией азербайджанских территорий, вовлечении в конфликт третьих государств и нанесении ущерба стратегической инфраструктуре Азербайджана. В результате одно гражданское лицо и группа азербайджанских военнослужащих, включая высокопоставленных офицеров, стали шехидами. Азербайджанская армия дала врагу достойный отпор, нанеся ему сокрушительный удар. Обратившись за поддержкой к Организации Договора о коллективной безопасности, Армения признала свое поражение. В августе 2020 года Армения, прибегнув к очередной военной провокации, заслала в Азербайджан диверсионную группу с целью совершения террористических актов. Однако 23 августа 2020 года эта группа была обезврежена, ее главарь задержан, таким образом, очередной террористический план провалился. Принятие Арменией военной доктрины и стратегии национальной безопасности агрессивного и наступательного характера, создание в Армении состоящих из гражданских лиц вооруженных добровольческих отрядов для участия в военных операциях против Азербайджана, призыв министра обороны Армении к «новой войне за новые территории», угрозы официальных лиц этой страны о нанесении удара по крупным городам и важной гражданской инфраструктуре Азербайджана, привлечение Арменией наемников и террористов из различных стран, приобретение большого количества оружия и пр. Новый военный план Армении 21 сентября 2020 года Президент Азербайджана, председатель Движения неприсоединения Ильхам Алиев в своем выступлении на заседании высокого уровня в рамках 75-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященном 75-летию ООН, заявил, что агрессивная риторика и провокации свидетельствуют о подготовке Арменией новой агрессии против Азербайджана: «Мы призываем ООН и международное сообщество сдерживать Армению от очередной военной агрессии.
Особенно остро этот вопрос встал для двух семей в Воскепаре, чьи дома по советским картам находятся в Азербайджанской ССР. В одном из них год назад начали ремонт. Армянская оппозиция обвинила Пашиняна в предательстве. Например, сын экс-президента Роберта Кочаряна Левон назвал премьер-министра «азербайджанским агентом по недвижимости». Экс-глава МИД республики Раффи Ованнисян призвал сограждан объединиться, как они смогли сделать это перед Сардарапатом — сражением 1918 года, в котором армянские войска смогли остановить наступление османской армии на Армению и тем самым спасли ее население от геноцида. Бывший премьер-министр Грант Багратян заявил, что, если 27 марта в центре Еревана соберутся 500 тыс. В Москве сразу отстранились от причастности к переговорам по Тавушской области и ответственности за их последствия. Так как посредниками при достижении этих договоренностей выступали США и страны Евросоюза, они и должны разбираться с результатами своей работы. Вместе с тем российские власти подчеркнули, что вопросами делимитации нужно заниматься в спокойной и конструктивной манере, не прибегая к запугиванию населения. Россия может помочь наладить этот процесс. Тем временем заместитель официального представителя Госдепартамента США Ведант Патель заявил, что Вашингтон продолжает активно сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами по вопросу армяно-азербайджанского урегулирования. Так он ответил на вопрос о степени необходимости срочного проведения границ в регионе для предотвращения эскалации конфликта.
Распуская узел: чем обернётся для России переход Карабаха к Баку
В Армении на сторону протестующих из-за делимитации границы с Азербайджаном перешли военные
В Армении начались протесты в связи с делимитацией границы с Азербайджаном. Кроме того, он обьективно прав: сопротивляться блоку Азербайджана и Турции Армения не может, а РФ прочно увязла в Украине и воевать на два фронта она не в состоянии. В случае самого неприятного для Еревана развития событий занять эту ключевую стратегическую позицию и тем самым отрезать не только Тавуш, но всю Армению от внешнего.
Ситуация в Нагорном Карабахе обострилась: что говорят Ереван и Баку
Во время вооруженного противостояния в 1992–1994 годах Баку потерял контроль над Нагорным Карабахом и еще семью районами. Ереван пошел на односторонние уступки, азербайджанцы получили 24 военные позиции и, самое главное, – участки трассы, которые ведут в Грузию, отмечает армянский политолог Грант. В Министерстве иностранных дел Турции высказались о договоренностях Баку и Еревана по границе. Одновременно Баку обрушился с обвинениями на Ереван в том, что кабмин Армении препятствует мирному процессу в регионе. Никол Пашинян заявил, что пока правительству Армении не удалось договориться с Баку о деталях делимитации границы. Хотя после этой встречи Баку передал Еревану проект мирного соглашения, на заседании Совбеза ООН в пятницу вновь разгорелись споры.