Я не стала со своими учениками заниматься прописями и чистописанием – с ними мы занимаемся каллиграфией. Каллиграфия — способ тренировки и развития мозга. Каллиграфия здорово развивает терпение и усидчивость, а эти качества важны не только для детей, но и для взрослых. Каллиграфия предназначена не только для выражений мыслей, это лишь наиболее очевидная ее функция. Занятия каллиграфией успокаивают бунтующий организм. А если ребенку понравится и он увлечется, то произойдет улучшение общего эмоционального фона.
Чем полезна каллиграфия.ОБЯЗАТЕЛЬНО учите детей писать пером! Классическая методика - лучшая.
Каллиграфией называют искусство чистописания, или красивого письма. славянский народ узнал в XV столетии. Занятия каллиграфией научат ребёнка писать красиво и будут способствовать развитию его творческих способностей.
Каллиграфия, как искусство письма
В письме участвует не только рука, но и все тело: мозг, нервная система, глаза, мышцы шеи, плеч, спины. Дыхание, пульс, сердцебиение тоже подчинены этому процессу. Не случайно учителя напоминают детям о правильной позе во время письма. У ребенка 6-7 лет слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение ее скелета, им сложно координировать движения, они плохо переносят статические нагрузки, сидение на одном месте. Родители да и многие учителя! Письмо — это большой труд! У первоклашек он в целом аккуратный, потом становится все хуже и хуже, а у некоторых взрослых и вовсе «как курица лапой»? В школе, колледже, вузе много приходится писать. Наши работы проверяют учителя и преподаватели. Как нас учили? А если уже некому читать наши записи, в чем смысл взрослому человеку писать красиво?
Для себя можно и по-быстрому кое-как. Так мы думаем. Но этого не достаточно. На мой взгляд, очень помогут занятия в студии рисования, где педагоги научат ребенка видеть, различать и рисовать различные линии, разовьют его пространственные представления, научат произвольно сосредоточиваться на процессе, усидчивости при выполнении задания — то есть всем навыкам, необходимым в школе для обучения письму. Также нужно укреплять слабые мышцы руки специальными физическими упражнениями, снимать гипертонус мышц массажем. И обязательно укреплять мышечный каркас спины, чтобы ребенок не уставал через пять минут от неподвижного сидения за партой и напряжения во время письма. В этом помогут занятие плаванием, подвижными играми. Подвижные игры отлично развивают координацию движений, глазомер и пространственное восприятие. В общем, надо, чтобы ребенок развивался так, как заложено природой, а не сидел на месте с гаджетом в руке. Или, раз сейчас все много работают на компьютерах и «сидят» в телефонах, важнее научить его «методу слепой печати», чем биться над аккуратностью и разборчивостью почерка?
Но созидательное влияние письма на функции мозга и весь организм, подтвержденное многократными и многочисленными исследованиями и историческим опытом, убеждает нас, что детей-то как раз в первую очередь надо учить письму. Дети должны вырасти развитыми и мыслящими людьми, а не быть просто «кнопкотыками», как говорил Михаил Задорнов. Считайте письмо от руки прекрасной тренировкой мозга и спасением от Альцгеймера.
Фото работ одного и того же ученика. Хорошо видно, где я «отпустила вожжи», а где «натянула».
Из личного архива Анны Литягиной Единственный минус — падает скорость письма, а значит, на уроке успеваем сделать меньше. Но поскольку я работаю в начальной школе, где закладывается мощная база дальнейшего обучения, считаю, что «лучше меньше да лучше». Лучше сделать два задания за урок, но качественно, так, чтобы их поняли все или почти все , чем «галопом по Европам» восемь заданий, которые поймут единицы. А к концу четвертого класса мы все равно научимся и писать быстро и красиво, и выполнять большой объем работы на уроке. Только не торопите нас!
Учитель может увидеть незрелость мозговых структур или нарушения работы мозга ребенка и направить его к специалисту за помощью это будет видно и по поведению ребенка. Хорошо видны слабость мелких мышц кисти или, напротив, гипертонус, мешающие овладеть навыком письма. Можно заметить тревожность и нервозность ребенка, постоянные или ситуативные. Способности ученика по почерку в современной школе я бы не рискнула определять. Слишком много факторов на него влияют.
Повторюсь, не все отличники и хорошисты имеют красивый почерк. И не все троечники всегда пишут коряво. Отношение ребенка к учебе по почерку в начальной школе по крайней мере, в 1-2 классе тоже нельзя определить однозначно. В средней и старшей школе — возможно. Но тогда это уже отчаявшийся и настрадавшийся от неуспехов ребенок.
И тут уже не с почерка надо начинать с ним работу. По двум причинам. Во-первых, есть большой риск, что учитель будет учить не так, как родители. Ребенку придется переучиваться, а это в несколько раз сложнее, чем учиться с нуля. Придется ломать нейронные связи.
Ребенок будет тратить много сил, нервничать. Зачем это нужно?
Более того, развивалась способность к логическому мышлению, рассуждению у детей с небольшой умственной отсталостью; также укреплялась память, улучшались концентрация, ориентация в пространстве и координация движений у пациентов с болезнью Альцгеймера.
В то же время методика была успешно применена к больным с психосоматическими расстройствами при гипертонии и диабете и таких психических заболеваниях, как шизофрения, депрессия и неврозы: у них улучшался эмоциональный фон. Для сравнения: в современной российской школе на такой предмет, как правописание, выделяется один час в неделю, а во времена Императорского Царскосельского лицея Александр Сергеевич Пушкин занимался каллиграфией 18 часов в неделю. Но не только на Востоке и в Европе изучают влияние каллиграфии на здоровье.
О её воздействии на человеческий организм уже давно знают и отечественные специалисты. В течение 15 лет в Петербурге работала школа каллиграфии, созданная группой энтузиастов для детей с отклонениями в умственном развитии. Образовательный процесс в ней основывался на русских методических материалах XIX века.
Основной принцип этого процесса заключался в следующем: прежде чем заниматься науками, искусством и ремеслами, необходимо с помощью каллиграфии заложить крепкий фундамент — основу, состоящую из трёх важных элементов: терпения, умения работать и волевого импульса. Ученикам запрещалось с 1-го по 11-й класс пользоваться шариковой ручкой. Любой урок начинался с 15 минут занятий каллиграфией.
Результат был очевиден уже к 7—8-му классу. Специалисты, глядя на письменные работы учеников, не верили, что так могли писать дети, к тому же с психическими и физическими отклонениями, настолько красивой, четкой и упорядоченной была форма письма. У этих детей раскрывались способности к математике, поэзии и искусству.
К тому же люди, у которых плохой почерк, создают о себе негативное впечатление, связанное с их грамотностью и небрежностью. Самое сложное в освоении каллиграфии - это написание буквенных форм и соединений между ними. Так как в процесс образования все больше внедряются компьютерные технологии, навыки письма отрабатываются все реже, а посему и результатом является плохой почерк.
Как отмечают специалисты, почерк у детей формируется под влиянием как физических, так и психологических особенностей. К физическим относят общий уровень развития мелкой моторики, умения правильно держать ручку и так далее. К психологическим же относятся тип темперамента, самооценка, уверенность в себе и прочее.
Считается, что можно научить ребенка быстрому и красивому письму, если строго соблюдать ритм. Специальные упражнения для этого учат писать четко и разборчиво, тренируют внимание, память и усидчивость. Исследования показали, что ритмическое написание под счет позволяет намного лучше овладевать чистописанием.
Кроме того хорошо влияет на обучение каллиграфическому почерку проговаривание букв при письме. Это помогает легче усваивать написание букв и соединений между ними. Существует отдельная система обучения каллиграфии, основанная на принципах ритмического написания.
Она позволяет сделать процесс письма более плавным, а почерк - четким и разборчивым. При этом возрастает скорость письма.
Каллиграфия — древний вид искусства, популярный в наше время
А вот восточная каллиграфия предпочитает использование кистей. Перья бывают самые различные: остроконечные, ширококонечные, плакатные. Новичкам в этом деле лучше всего подойдут именно остроконечные. Освоив их, можно будет переходить и к другим видам перьев. Не лишним будет обзавестись и специальной тетрадью для изучения каллиграфии. Она имеет специальную разметку, с которой будет намного проще соблюдать пропорции букв. В современном мире на полках магазинов можно встретить авторучки для каллиграфии, маркеры и даже такое ноу-хау, как брашпен авторучка с наконечником пера. Однако не следует забывать, что все же трудно чем-то заменить перо и чернила. Место для занятий Место для занятий каллиграфией также немаловажно. Во время изучения красивого письма должно быть тихо и уютно. Обязательно нужно удобно сесть, выпрямив спину и ноги.
На нерабочую руку должна приходиться основная нагрузка, в то время как пишущая рука должна парить над рабочей тетрадью. Научиться каллиграфическому письму можно только в полном спокойствии и гармонии с самим собой — это самое важное правило, о котором не стоит забывать. Каллиграфия для самых маленьких Что такое каллиграфия для детей и нужна ли она им? Несомненно, ответ — да! Каллиграфическое письмо дисциплинирует человека, учит его усидчивости и спокойствию, а это именно то, чего так не хватает многим детям. К тому же при изучении каллиграфии у детей выравнивается почерк. Буквы в школьных тетрадках приобретают одинаковую величину, а у ребенка развивается мелкая моторика. По почерку школьника можно сказать очень многое: характер, психическое состояние, умственное развитие. Красивая каллиграфия откроет ребенку множество дорог в будущем.
А слово — сакрально. Если мы посмотрим на любую буковку, то увидим в ней два элемента — прямую линию и овал. И если вернуться к вопросу мотивации, картинки, которые получаются у детей из простых элементов, очень их вдохновляют. Заполняя пространство элементами, добавляя нажим, мы уже приходим к каллиграфии и естественным прямым существуют даже приемы, которые позволяют ребенку или взрослому быстро рисовать прямые линии, как по линейке. И потом плавно переходим в линии, которые способствуют развитию интеллекта. Этой кривой когда-то занимался Леонардо да Винчи: она может пульсировать, включается фантазия! Занятия такой каллиграфической кривой способствуют быстрому развитию биполярного зрения. Искусство буквы оживлять: зачем современному бийскому школьнику каллиграфия Фото: Сергей Кулыгин, "БР" Выбраться из петли стресса — Занятия каллиграфией полезны не только детям? Благодаря каллиграфии буквально через два месяца упорной работы одна женщина, например, которая не могла написать даже пару слов, не только стала красиво писать, но и открыла в себе новые таланты. Вообще, это мощнейшее направление в медицине, которое будет востребовано не сегодня завтра. Потом, когда мы пишем ритмический рисунок, развивается чувство ритма, что полезно для музыкантов. Даже простая линия включает наш интеллект, заставляя двигаться и развиваться. Помню, у нас была такая девочка, по всем гуманитарным предметам училась хорошо, а вот по геометрии получала двойки — не было пространственного воображения. Подошла ко мне учительница и попросила позаниматься с ней каллиграфией, чтобы она получила хотя бы представление об этом. Постепенно, помаленьку она осваивала эту науку и стала единственной в классе, кто умеет решать геометрию в уме. И очень важный вопрос: почему тогда всех детей этому не обучают? Да, конечно, можно заниматься копированием, но это не так продуктивно, потому что действия выполняются механически. Лучше применять другие, более эффективные методы и способы. И сначала работал только линиями! Каждое утро он занимался кривой, писал все более сложные формы и фигуры, что способствовало развитию быстрого мышления. И этот процесс бесконечен. Например, поругался человек с кем-то, не может успокоиться — надо сесть и писать линии. Все пройдет. Или глотает, бедный, снотворное, а мы говорим, что есть элементарный способ, как уснуть — с ручкой в руке, рисуя кривую. Левое полушарие у нас отвечает за логику, правое — гуманитарное, и они должны прийти к гармонии.
Почему красивый почерк — это важно? Когда ребенок пишет, у него работают почти все области головного мозга, создаются новые нейронные связи. Другими словами, формируется интеллект! Можно процитировать русского ученого Ивана Сеченова: «Самый сложный вид произвольной деятельности — это письмо. Именно письмо вместе с речью формирует и развивает интеллект человека». Кроме того, занятия каллиграфией связаны с улучшением памяти. Есть исследования, которые показали: чем аккуратнее и красивее пишет ученик, тем лучше он запоминает и усваивает новую информацию. Если у ребенка есть нарушение усидчивости и концентрации внимания, — дайте ему ручку и тетрадь! Конечно, усадить непоседу за письмо получится не с первого и, может быть, даже не с десятого раза. Но чем чаще вы будете открывать перед ребенком пропись, чем больше будет тренировки и чем лучше будет у него получаться, тем усидчивее и сосредоточеннее он будет выполнять задания. Важно, чтобы родитель присутствовал рядом и указывал ребенку на нюансы в соединениях букв, отмечал те символы, которые получились лучше всего. В Китае провели исследование и оценили изменения, которые происходят с человеком во время занятий каллиграфией. Оказывается, во время письма у человека выравнивается дыхание, снижается давление и замедляется пульс, он успокаивается и расслабляется. С какого возраста учить ребенка письму? Детская рука начинается готовиться к письму с самого рождения.
Она позволяет сделать процесс письма более плавным, а почерк - четким и разборчивым. При этом возрастает скорость письма. Эта система делится на несколько этапов. Первый этап включает в себя обведение букв под счет с использованием кальки и специальных образцов. Второй этап предполагает обведение слов, собранных в группы. Слова в таких группах имеют похожие структуры и ударения. Третий этап состоит из обведения целых предложений и небольших текстов. Для обучения по этой системе учащихся в начальной школе разработаны специальные рабочие тетради. Они способствуют формированию графо-моторных навыков письма. Еще одна эффективная система обучения каллиграфическому почерку построена на особых принципах и предполагает регулярные занятия, которые позволяют довести до автоматизма написание букв и соединений. К принципам, лежащим в основе этой системы, относятся: - необходимость изучения букв по элементам; - важность написания буквы в одних и тех же вариантах; - необходимость группирования буквенных знаков. Первый принцип заключается в том, что, сначала нужно закрепить зрительный образ букв в памяти ребенка, а только потом переходить к написанию. Это позволяет понимать, из каких элементов состоит та или иная буква и приступать к написанию поэлементно.
Каллиграфия, как искусство письма
Влияние каллиграфии на развитие ребенка | Детская каллиграфия: обучение для начинающих. |
Эстетика письма и ясность ума: что такое каллиграфия? | По словам экспертов, чистописание помогает детям с их способностями и даёт возможность перейти к вышеописанным процессам. |
Влияние каллиграфии на развитие ребенка – Музей традиционной китайской каллиграфии и живописи | Несколько долгожителей пользовались каллиграфией, следовательно каллиграфия продлевает жизнь. |
Ребенок, который занимается каллиграфией, обогащает свои культурные знания
- Вы точно человек?
- Каллиграфия для детей: почему важно учить ребенка красиво писать?
- Как освоить каллиграфию
- Каллиграфия для начинающих детей 5-6-11 лет. Прописи, упражнения
- ДУША В РУКЕ
Ум на кончиках пальцев: почему важно учить детей каллиграфии
Откуда берутся наглые дети и можно ли чрезмерную родительскую любовь направить в нужное русло? Осваивая каллиграфический почерк, ребёнок учится сосредотачивать внимание на регулярности и ритме письма, контролирует выполнение одинаковых повторяющихся элементов. На занятиях по каллиграфии ребенок все свое внимание обращает только на письмо, не отвлекаясь ни на что другое. Занятия каллиграфией не только научат ребёнка писать красиво, но и будут способствовать развитию его творческих способностей; они научат дисциплинировать мысль, а вместе с этим вырастет и общая усидчивость, дисциплинированность ребенка.
5 преимуществ уроков каллиграфии, о которых никто не догадывается
«Нескучная каллиграфия» — это мотивирующий курс, главной целью которого является пробуждения у детей желания научиться писать грамотно и красиво. Занятия каллиграфией научат ребёнка писать красиво и будут способствовать развитию его творческих способностей. Занятия каллиграфией научат ребёнка писать красиво и будут способствовать развитию его творческих способностей. В материалах этой статьи вы найдете рекомендации и упражнения по каллиграфии для детей 6-11 лет.
Как освоить каллиграфию
- Эстетика письма и ясность ума: что такое каллиграфия?
- Воспитали более 30 приёмных детей! Как живут супруги в детском доме семейного типа
- Логопед онлайн!
- Влияние письма на развитие детей. Каллиграф Константин Парсаданов
- Развиваем человеческие возможности. Каллиграфия
5 преимуществ уроков каллиграфии, о которых никто не догадывается
Как научить ребенка красиво писать ✅ Блог | При овладении техникой каллиграфии у детей появится правильная осанка, что очень важно, ведь многие сейчас страдают от искривления позвоночника. |
Каллиграфия для начинающих детей. Прописи, упражнения | Особенно здорово, когда каллиграфией занимаются дети. |
Как научиться красиво писать: 4 простых шага | Особенно здорово, когда каллиграфией занимаются дети. |
✍🏻КАЛЛИГРАФИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ: ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО? | Для слабовидящих. Прислать новость Прислать новость. Новости. Утро. |
Нужна ли каллиграфия современным детям: 3 факта «за»! | В век, когда все мы постепенно разучиваемся писать ручкой, каллиграфия, а речь идет именно о ней, стала уникальным способом передачи мысли. |
Дети говорят: Что такое каллиграфия?
Занятия каллиграфией напрямую связаны с развитием речи, и ребенок, занимающийся каллиграфией, быстрее учится говорить, у него гораздо меньше рисков возникновения дефектов произношения из-за слабого развития речевого аппарата. В школе каллиграфии РДИ существует курс для детей «Игры с буквами», где дети сначала учатся писать обычной круглой кистью, чтобы почувствовать и понять, как это происходит. Девяносто восемь процентов детей с каллиграфическим почерком, пишущих именно по канонам прописей, не отходящих от образца, — отличники. Например, ребенку-холерику с бурным взрывным темпераментом сложно оттачивать каллиграфию, уделяя внимание каждой мелочи. Каллиграфия полезна для мозга, поскольку приобретение навыка — это формирование новых нейронных связей.
Что такое каллиграфия? История каллиграфии
Всё дело в том, что сдвоенное написание закрепляется в двигательной памяти школьников и на определённое время сохраняется в их письме. Если ребёнок торопится, в его письме зачастую наблюдаются замены и искажения букв. Это можно объяснить тем, что некоторые буквы схожи зрительно например, о и а, и и ш , а некоторые — схожи в движениях руки при их написании п и т, л и м поскольку начертание первого элемента совпадает. Слишком медленное письмо может привести к пропуску некоторых гласных или согласных. Самой распространённой ошибкой такого рода является разница в темпе мысленного проговаривание слова и темпе его записи. К примеру, когда ученик при записи слова «маки» мысленно проговаривает первый слог, а успевает записать только первую букву, а затем проговаривает второй слог и начинает сразу воспроизводить его в записи.
Пляшущие буквы и цифры часто становятся поводом для насмешек, и даже для снижения баллов. На этом фоне сильно страдает самооценка ребенка. Уроки каллиграфии проводятся в легкой и непринужденной форме. В результате ребенок не только приобретает правильный и красивый почерк, но и получает возможность раскрыть свой талант.
На занятиях ученики работают плоским каллиграфическим пером: они создают не только элементы из букв, но и различные рисунки и узоры.
Приобщает к истории Буква передаёт исторический опыт народа, именно поэтому с развитием нации меняются и те шрифты, которые используют в данный период. Знакомство с различными шрифтами — это приобщение к истории своего народа. Согласитесь, приятно получить на праздник открытку, подписанную от руки. Сейчас почерк детей становится всё хуже. Чистописанию в школе уделяется немного времени. А если создать ситуацию, когда ребёнок не просто пишет, а рисует букву, делает её произведением искусства, тогда изменится его отношение к письменному слову. На начальном этапе отработка навыков письма предполагает использование простого карандаша с последующим переходом к шариковой ручке и перу.
Занятия каллиграфией научат ребёнка писать красиво и будут способствовать развитию его творческих способностей. О том, где можно пройти курс каллиграфии в Новосибирске, читайте здесь.
Она начала вести курс каллиграфии остроконечным пером для детей. С недавних пор проводит мастер-классы для взрослых. Последние, считает педагог, приходят преимущественно за отдыхом и новыми ощущениями, притом что осваивать азы каллиграфии им, куда менее гибким, оказывается сложнее, чем детям. Каково это, Яна Сергеевна, пожалуй, испытала на себе, когда зрелым человеком, имея за плечами вузовский курс каллиграфии как методики, погрузилась в искусство почерка. И педагогов, которые этим занимаются, наказывала бы. Когда ребёнок приходит впервые, мне нужно вставить ему в руку инструмент.
Допустим, онлайн можно переслать ему картинку, на которой показано, как нужно поставить руку. Но затем мне нужно потрогать руку ребёнка, чтобы понять, в тонусе ли она и поэтому её нужно расслаблять или, наоборот, там слабые мышцы и руку нужно массажировать, дополнительно заниматься моторикой. Та же самая осанка: когда дети наваливаются на стол, это нужно исправлять. Как педагог способен всё это осуществлять дистанционно, я не знаю. Поэтому для меня это обман. Возможно, я просто не доросла до такого уровня. Но пока не представляю, как можно добросовестно преподавать каллиграфию дистанционно. С частой косой Прописи и тетради первоклашек — больная тема для нашей героини.
Сейчас школа предлагает тетрадь с редкой косой, где линии, соответственно, находятся на большом друг от друга расстоянии.
5 важных вопросов на тему детской каллиграфии
Каллиграфией называют искусство чистописания, или красивого письма. Каллиграфия, как и многие другие развивающие занятия, дает ребенку не только навык чистого и красивого письма сам по себе, но и улучшение некоторых важных когнитивных функций. Мастера каллиграфии считают умение красиво писать искусством, которому можно посвятить всю жизнь.