Благове́щение Пресвятой Богородицы — евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении. Таким образом, название праздника «Благовещение Пресвятой Богородице» буквально означает: «Радостная весть [сообщенная] Пресвятой Богородице».
Благовещение Пресвятой Богородицы. Коротко о празднике
- БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ - Древо
- Благовещение Пресвятой Богородицы: что это было?
- Что еще почитать
- Благовещение: литургическое почитание, богослужебные особенности, иконография
- Благовещение Пресвятой Богородицы: история, приметы, традиции праздника
Коротко о празднике. Благовещение Пресвятой Богородицы
Она решилась всю жизнь свою провести в присутствии Божием, под кровом храма. Священники, зная Ее беспримерно святую жизнь, не могли не видеть в Ее решимости вдохновения свыше: но, не имея примера, чтобы девы израильские посвящали себя пред лицом Божиим безбрачной жизни, обручили Ее Иосифу, святому старцу, также из царского рода Давидова, с тем чтобы он в доме своем был хранителем Ее девства. Иосиф жил в Назарете и здесь пропитывал себя плотническим ремеслом. Пресвятая Дева Мария и в его доме, помогая содержанию его своими женскими трудами, продолжала благочестивые упражнения, с которыми освоилась с младенчества. Предание говорит, что Она читала книгу пророка Исаии и остановилась на словах: се Дева во чреве приимет, и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил 7, 14. Благовещение Пресвятой Деве Марии. Роспись свода Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры Она размышляла: как блаженна эта Дева, которая удостоится быть Матерью Господа, и как желала бы Я быть хотя последней служанкой при ней! И вот является Ей ангел и приветствует Ее: радуйся, Благодатная.
Иногда праздник совпадает с периодом подготовки к Пасхе — как, например, в 2018 году, когда Благовещение пришлось на Великую Субботу. Тогда прихожане приносят с собой крашеные яйца и куличи на освящение. Полное совпадение Пасхи с Благовещением случается редко. Такой день называют Кириопасхой, последний раз наложение дат случилось в 1991 году, а в следующий раз будет только в 2075-м. Праздник Благовещение: что нужно делать, запреты В любой двунадесятый праздник не рекомендуется без крайней необходимости заниматься тяжелым физическим трудом, убираться в доме, стирать, мыть окна — разрешается только готовка. Традиция не работать на Благовещение распространяется и на поездки по работе или командировки. Конфликты и ссоры в день светлого праздника могут навлечь на человека беды и горести, которые будут преследовать его еще долгое время.
Господь Иисус Христос принес в мир Спасение. Это спасение, как раз, и начинается с момента принесения благой вести архангелом Гавриилом Деве Марии. Мария ответила ангелу: се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему Лк 1:26—38. По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения. Явления ангелов, Божественных посланников, были известны на протяжении тысячелетий и производили не только восхищение, но и внушали страх. Человек Ветхого Завета понимал свое недостоинство перед светлыми существами иного мира.
Ипполит на основании сопоставления ряда библейских стихов и буквального их толкования утверждал, что Рождество Христово произошло через 5500 лет после сотворения мира. Убеждение о 5500-летнем возрасте творения ко времени пришествия в мир Спасителя и о совпадении дат сотворения мира и пришествия Христа во плоти перешло в александрийскую традицию, но здесь решающей стала дата не Рождества Христова, а Благовещения: свт. Афанасий Великий писал, что Христос воплотился в утробе Девы на 25-й день марта, потому что в этот день первоначально Бог создал человека. С V века место даты Распятия заняла дата Воскресения, а время земного служения Спасителя от Воплощения до Воскресения стало считаться кратным целому числу лет. В византийской традиции дата 25 марта имеет огромное значение - это день не только Благовещения, но и сотворения мира, и Воскресения Христова; от нее отсчитываются даты других праздников: Рождества Христова, Зачатия и Рождества св. Иоанна Предтечи. День Благовещения нередко считался днем начала церковного или даже гражданского года как на Востоке, так и на Западе. Убеждение о совпадении исторической даты Воскресения Христова с 25 марта привело к тому, что этот день получил название "Кириопасхи" Кириопасха - Господственная т.
Последние комментарии
- Коротко о празднике. Благовещение Пресвятой Богородицы
- Благовещение Пресвятой Богородицы 2024 — какого числа отмечают, суть праздника
- Традиции празднования Благовещения в 2024 году
- Благовещение - православная энциклопедия «Азбука веры»
- Коротко о празднике. Благовещение Пресвятой Богородицы
Благовещение 7 апреля 2023: смысл праздника и его традиции, что можно и нельзя делать
Какого числа Благовещение Пресвятой Богородицы в православии. Определить историческую дату события к настоящему времени невозможно, прежде всего, потому, что богословы первых веков Церкви просто не задавались такой целью. Александро-Невский храм Новости и события Публикации Благовещение Пресвятой Богородицы: что это было? Благовещение Пресвятой Богородицы в православном календаре – один из главных праздников. Торжественное церковное почитание дня Благовещения Пресвятой Богородицы началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста.
История и традиции праздника Благовещения
- Что значит праздник Благовещение Пресвятой Богородицы?
- Почему Бог избрал Деву Марию для прихода в мир Мессии?
- Новости по теме
- Последние комментарии
Выбрать муниципалитет
Благовещенье Пресвятой Богородицы в христианской традиции считают последним значимым праздником на стыке зимнего и весеннего сезонов. Благовещенье Пресвятой Богородицы в христианской традиции считают последним значимым праздником на стыке зимнего и весеннего сезонов. Благовещение Пресвятой Богородицы в православном календаре – один из главных праздников.
Благовещение: литургическое почитание, богослужебные особенности, иконография
Святитель Григорий Палама говорит, что Воплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божией. И в этот день Благовещения мы в Божией Матери созерцаем Деву, Которая всем сердцем, всем умом, всей душой, всей Своей крепостью сумела довериться Богу до конца. А благая весть была поистине страшная: явление ангела, это приветствие: «Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева Твоего» не могли не вызвать не только изумления, не только трепета, но и страха в душе девы, не знавшей мужа — как это могло быть?.. И тут мы улавливаем разницу между колеблющейся — хотя и глубокой — верой Захарии, отца Предтечи, и верой Божией Матери. Захарии тоже возвещено, что у его жены родиться сын — естественным образом, несмотря на ее преклонный возраст; и его ответ на эту весть Божию: Как же это может быть? Этого не может случиться! Чем Ты это можешь доказать? Какое заверение Ты мне можешь дать?.. Божия матерь ставит вопрос только так: Как это может случиться со мной — я же дева?.. И на ответ ангела, что это будет, Она отвечает только словами полной отдачи Себя в руки Божии; Ее слова: Се, Раба Господня; буди Мне по глаголу твоему… Слово «раба» в теперешнем нашем словоупотреблении говорит о порабощенности; в славянском языке рабом себя называл человек, который свою жизнь, свою волю отдал другому.
И Она действительно отдала Богу Свою жизнь, Свою волю, Свою судьбу, приняв верой — то есть непостижимым доверием — весть о том, что Она будет Матерью воплощенного Сына Божия. О Ней праведная Елизавета говорит: Блаженна веровавшая, ибо будет Ей реченное Ей от Господа… В Божией Матери мы находим изумительную способность довериться Богу до конца; но способность эта не природная, не естественная: такую веру можно в себе выковать подвигом любви к Богу. Подвигом, ибо отцы говорят: Пролей кровь, и примешь дух… Один из западных писателей говорит, что воплощение стало возможным, когда нашлась Дева израильская, Которая всей мыслью, всем сердцем, всей жизнью Своей смогла произнести Имя Божие так, что Оно стало плотью в Ней. Вот благовестие, которое мы сейчас слышали в Евангелии: род человеческий родил, принес Богу в дар Деву, Которая была способна в Своей царственной человеческой свободе стать Матерью Сына Божия, свободно отдавшего Себя для спасения мира. Митрополит Антоний Сурожский. Нынешнее собрание наше в честь Пресвятой Девы вызывает меня, братия, сказать Ей слово похвалы, полезное и для пришедших на это церковное торжество. Оно составляет похвалу жен, славу их пола, какую славу доставляет ему Та, Которая в одно время есть и Матерь, и Дева. Вожделенное и чудное собрание! Торжествуй, природа, потому что воздается честь Жене; ликуй, род человеческий, потому что прославляется Дева.
В архитектурное окружение могут быть вписаны медальоны с изображением пророка Исаии. Место действия[ править править код ] Канонические и апокрифические тексты разделили место действия на два эпизода: протоблаговещение, происходившее у колодца, снаружи дома, и собственно Благовещение — внутри, в доме. Иконография Марии у колодца известна с VII века , но постепенно исчезает [49]. Чаще всего действие разворачивается в интерьере. В западной живописи с XV века появляются спальня и в особенности кровать. Также может происходить совмещение двух мест действия, с прорывом пространства наружу, чтобы продемонстрировать зрителю место предшествующего события — Марию, слышащую голос у колодца. Некоторые произведения содержат второстепенную сцену на заднем плане — изображение Иосифа Обручника , занятого работой или же выслушивающего повеление ангела не отпускать свою жену Мф. Пейзаж, в особенности в иконописи, может быть не изображением реального дома плотника в Назарете, а ирреальным: образом Небесного Иерусалима [50]. В этом случае пишутся трон-алтарь Марии, золотая стена и храм-дворец, райский сад.
Изображение конструкций дома также является знаком того, что Дева стала Богоносной палатой: началось человеческое воплощение Бога [51]. Сама Богоматерь прославляется как «одушевлённый храм», где обитает Господь. Для обозначения интерьера в иконописи часто используется велум , перекинутый с одного строения на другое, трактуемый также как символ связи Ветхого и Нового Заветов. Со временем пейзаж практически полностью вытесняется интерьером. Пространство становится закрытым и затеснённым, ассоциирующимся с закрытостью и девственностью. А если виден изображённый сад, то это уже hortus conclusus за надёжной стеной, прямой символ лона и девственности « Вертоград заключённый » [52]. Причём в наиболее завершённой форме иконографии он показывается не через дверной проём, а через окно, желательно застеклённое аналогия с девственной плевой, предваряющей вход в лоно. В таком случае оплодотворяющий луч света, если он проникает через окно, приобретает дополнительный подтекст [53] , который, тем не менее, прочитывается только в знаках и теряется на фоне общего духовного настроения сцены. В XV веке в западноевропейском искусстве получает популярность аллегорическое изображение Благовещения как мистической охоты на единорога [54].
Православная традиция[ править править код ] Православная церковь , считая Благовещение соименным Евангелию по-гречески «благая весть» , размещает икону этого праздника на Царских вратах в окружении четырёх евангелистов. Таким образом, вся символика Царских врат получается связанной с благовествованием: «…через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками» [55]. Врата являются дополнительным символом Богородицы образ из ветхозаветного пророчества Иезекииля об обращённых на восток «заключённых» дверях, которыми входит Господь [56]. До появления в православных храмах высоких иконостасов эту сцену, также разделённую надвое, располагали в храме на западных гранях восточных подкупольных столбов, на границе алтаря и основной части храма, причём изображение Архангела располагается на левой опоре, а Богоматери — на правой, например, как в киевском соборе Святой Софии северо-восточный и юго-восточный столбы; самое раннее «Благовещение» в русском искусстве, 1040-е гг. Иногда изображения наносились и в других местах — на триумфальной арке, на стенах и своде [45]. Некоторые базовые изводы : у кладезя, с веретеном, в храмине, Богоматерь Воплощение, Благовещение с книгой и т.
В церковной службе праздника Благовещения изображаются разные обстоятельства этого события. Тропари канона представляют как бы беседу архангела Гавриила с Пресвятой Девой. Так как от времени бессеменного зачатия Сына Божия полагается начало спасения рода человеческого, то Церковь в день Благовещения неоднократно возглашает: «Днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает и Гавриил благодать благовествует. Темже и мы с ним Богородице возопиим: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою». Преблагословенная Дева Мария в ответ на радостное благовестие Архангела ответила: «Се раба Господня, да будет мне по слову Твоему! Но предаем ли мы свою жизнь Богу, полагаемся ли мы на волю Божию, которая совершается над нами в нашей жизни? Принимаем ли мы скорби, испытания и наш жизненный крест с теми же словами смирения и преданности воле Божией, которые сказала Преблагословенная Дева Мария? Не только в Своих словах, сказанных в день Благовещения, явила Пресвятая Богородица полную преданность воле Божией, но и во все дни жизни своей, духовной вершиной которой явилось стояние Ее у Креста Божественного Сына своего, Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Что переживала Она, как страдало Ее материнское сердце, можно только догадываться.
Говоря о значении этого смиренного и кроткого ответа, святые отцы и учителя Православной Церкви сопоставляли его по величию с волеизъявлением Христа, которое Он озвучил во время моления в Гефсиманском саду: «не как Я хочу, но как Ты» Мф. Почему из всех жен Бог выбрал именно Марию? Помимо того, что Мария соответствовала по происхождению тем условиям, согласно которым Спаситель мира, Христос, должен был произойти от семени Авраама, из колена Иуды, от рода Давида, Она как никто другой отвечала духовно-нравственным требованиям, необходимым для исполнения этой миссии. Будучи посвященной родителями на служение Богу и воспитываясь с детства при храме, Она, возрастая, посвящала всё время служению Богу: много молилась, трудилась, изучала Писание. Она — единственная из людей не считая, конечно, Её Божественного Сына названа Непорочной в исключительном, самом возвышенном значении этого слова.
Благовещение
День независимости Греции отмечается в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, а 25 марта также является национальным праздником в Ливане. Празднику Благовещения Пресвятой Богородице, который каждый год отмечают в один и тот же день, 7 апреля, в России повезло. Благовещение Пресвятой Богородицы — это древний христианский праздник, который отмечается в память о возвещении архангела Гавриила Деве Марии о рождении Сына Божьего. Торжественное церковное почитание дня Благовещения Пресвятой Богородицы началось не позднее IV века, о чем имеются свидетельства в творениях святителей Афанасия Великого и Иоанна Златоуста.
Благовещение Пресвятой Богородицы 2024
Православные в день Благовещения Пресвятой Богородицы должны посвятить себя усердной молитве и, если есть возможность, воздерживаться от физической работы. История Благовещения Пресвятой Богородицы. День независимости Греции отмечается в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, а 25 марта также является национальным праздником в Ливане. События праздника Благовещения Пресвятой Богородицы достаточно подробно описаны в Евангелии от Луки. 7 апреля православные верующие отмечают большой праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы.