Российские инженеры продолжают разработку нескольких модификаций ракет-носителей семейства «Ангара» различных классов — о ходе работ по созданию ракет рассказал журналистам издания «РИА Новости» глава Центра имени М. В. Хруничева Алексей Варочко.
Ракета-носитель «Ангара-А5» впервые стартовала с космодрома Восточный
Предприятие «Промгаз-Технологий» (ГК «Псковтехгаз») из Пскова разработало и произвело для стартового комплекса ракеты-носителя «Ангара-А5» уникальное криогенное оборудование. В частности, ракета «Ангара-1.2» способна доставить на низкую околоземную орбиту 3,5 тонны полезной нагрузки, «Ангара-А5» – 26 тонн, а вот «Ангара-А5В» – уже 38 тонн. В частности, ракета «Ангара-1.2» способна доставить на низкую околоземную орбиту 3,5 тонны полезной нагрузки, «Ангара-А5» – 26 тонн, а вот «Ангара-А5В» – уже 38 тонн.
Успех с третьей попытки: какая миссия у ракеты «Ангара-А5»?
Вопросы замены ракеты «Ангара-А5» на ракету «Ангара-А5М» требуют разработки ряда организационных документов. «Ангара-НЖ» (наземная жидкостная) — полноразмерная копия первого лётного образца, была отправлена на космодром из предприятия «Полет», где развернут замкнутый цикл производства ракет семейства «Ангара. на уровне ракеты "Ангара-А5М", то есть 27 тонн на низкую околоземную орбиту", – сказал Варочко в интервью РИА данным агентства.
«Ангара-А-5» не сумела вывести груз на заданную орбиту?
Полуомская «Ангара» дело сделала — «Персей», похоже, нет Запущенная ночью ракета-носитель «Ангара-5А» отработала штатно, - и собиравшее её омское ПО «Полет» может рассчитывать на бюджетные миллиарды для техперевооружения. Несмотря на, кажется, неудачный исход испытательного полета. Полезной нагрузкой в этот раз был разгонный блок «Персей» служит для дальнейшего маневрирования космических аппаратов, в том числе выхода на более высокую орбиту и габаритно-массовый макет. Хруничева, отработали нормально и отделились вовремя.
Пошла, родимая!
Кроме того, необходимо выполнить ряд работ по наземной инфраструктуре, начиная от технического комплекса и заканчивая стартовым комплексом, который должен обеспечивать в случае нештатной ситуации быструю эвакуацию экипажа со старта. Стоимость этих работ была заложена в Федеральную космическую программу на 2016—2025 годы: доработка ракеты-носителя оценивалась в 10 млрд. Хруничева Александр Медведев сообщил СМИ, что предприятие несколько лет назад проработало возможность создания пилотируемой «Ангары», и нет никаких причин, чтобы из этого носителя не сделать пилотируемую версию. В настоящее время Центр реализует техническое задание по созданию ракеты-носителя «Ангара» для доставки автоматических аппаратов и пилотируемых кораблей в рамках лунной экспедиции [18]. Согласно проекту Федеральной космической программы на 2016—2025 годы, пилотируемый пуск перенесён на 2025 год. В середине 2017 года Роскосмос фактически свернул разработку пилотируемого варианта «Ангары» в пользу «Союза-5», обозначив возможный пуск «Ангары-А5П» в период после 2025 года [16]. Таким образом, пилотируемая «Ангара» была отложена на период после 2025 года [21].
Источник в ракетно-космической отрасли сообщил СМИ, что причина возврата пилотируемых пусков с «Союза-5» снова на «Ангару» связана с тем, что пилотируемая версия «Союза-5» привела бы к усложнению и удорожанию базовой версии, и сделало бы его коммерчески неконкурентоспособным носителем, в частности, пришлось бы предпринять ряд шагов по повышению грузоподъёмности до 18 тонн. Хруничева Сергей Кузнецов сообщил СМИ, что «Ангара-А5М», которая заменит не соответствующую требованиям Минобороны РФ «Ангару-А5», будет впервые запущена в конце 2024 года с космодрома «Восточный» [28] , однако при необходимости пуски могут осуществляться и с Плесецка [29]. Ожидается, что А5М появится в 2024 году и будет выводить с «Восточного» на низкую околоземную орбиту полезную нагрузку массой 27,5 тонн [31]. В мае 2020 года генеральный директор Центра им. Работа двигателей на пониженной тяге позволит иметь дополнительный запас и обеспечит безопасность и гарантированное решение этой задачи [36] [37]. Сейчас ведется технологическая подготовка производства для испытаний стендовых изделий, после которых предприятие сможет приступить к изготовлению первой ракеты «Ангара-А5М» [38]. Хронология разработки А5В [ править править код ] 13 апреля 2015 года председатель научно-технического совета Роскосмоса Юрий Коптев сообщил СМИ, что первый пуск «Ангары-А5В» состоится в 2023 году [41]. В проекте Федеральной космической программы на 2016—2025 годы указывалось, что «Ангара» в 2024 году должна доставить на орбиту пилотируемый транспортный корабль нового поколения.
Ещё два пуска с помощью новой модификации «Ангары» планируется провести в 2025 году, в результате будет совершён пилотируемый облёт Луны новым космическим кораблём [19]. Хруничева, принят и будет готов к концу 2015 года [42]. Конец апреля 2015 года — в Федеральной Космической Программе на 2016—2025 годы было прописано, что первый полёт «Ангары-А5В» с грузомакетом на борту состоится с космодрома «Восточный» в 2023 году, а в 2024 году носитель должен доставить на орбиту корабль «Федерация» в беспилотном режиме. Ещё два пуска планировалось провести в 2025 году для пилотируемого облёта Луны на корабле «Федерация» [43]. Конец 2015 года — аванпроект «Ангары-А5В» готов и разослан центром имени М. Хруничева в профильные НИИ для согласования.
Еще одна причина переезда, озвученная официально,— выгодность расположения: Омск ближе к космодромам Плесецк и Восточный. Аргумент так себе: за годы существования отечественной космонавтики изделия успешно возили и в Плесецк, и на Байконур, так что ссылка на расстояние лукава. Впрочем, в итоге сделали как хотели. А последствия решения о переброске производства за Урал известны, и конструктор Нестеров в своей книге об этом подробно пишет: налаженный производственный цикл на самом мощном в России профильном холдинге был нарушен, из его состава практически выведено три крупных предприятия численностью около 16 тысяч человек «Протон-ПМ» в Перми, КБХА и ВМЗ в Воронеже , проведены массовые сокращения персонала под эгидой оптимизации производства самая существенная потеря — ветераны производства , подорваны, а то и разрушены производственные связи. Опытно-конструкторские работы также пострадали от переезда. Сказались эти перемены и на налаженном за десятилетия цикле по изготовлению и запускам «Протона» в 2007—2013 годах ГКНПЦ им. Хруничева запускал в среднем в год по 10—12 «Протонов», обеспечивая треть мирового космического грузопотока, а в 2016 году было запущено всего три, в 2017 году — два, в 2018-м — четыре. А на омском «Полете» вместо постепенного и поэтапного освоения серийного производства «Ангары» был включен сверхзатратный авральный режим: первый этап модернизации мощностей «Полета» обошелся казне в 7 млрд рублей один только гальванический цех — 250 млн рублей , второй этап — 10 млрд рублей, но процесс так и не завершен. А решение о резком переводе производства на неготовые площади с неподготовленным персоналом не просто обошлось в копеечку, но и ожидаемого эффекта не дали: сроки изготовления новых ракет «Ангара» постоянно откладываются, равно как и запуск ее серийного производства новая дата теперь — 2023 год. Так зачем было идти на риск? Убедительного официального ответа специалисты не видят, зато прагматичное неофициальное толкование давно гуляет по Сети: филевские территории ГКНПЦ им. Хруничева — настоящий Клондайк с точки зрения их будущей коммерческой застройки… В. История создания». В 2 томах. Издательство «Ремарко». В продажу книга не поступала. Интернет-версия отсутствует Пару месяцев назад случилась занятная коллизия: скоропостижно был расторгнут контракт между Роскосмосом и ГКНПЦ им. Хруничева на 2 млрд рублей на производство «Ангары-1. Официальная позиция руководства отрасли: смена носителя — стандартная практика, более мощный «Союз» лучше справится с задачей по выводу на орбиту спутников «Гонец», под который изначально «подписывали» филевско-омскую ракету. Эксперты на такое заявление только пожимают плечами: традиционно все ракеты-носители РН рассчитаны под конкретную нагрузку и при заключении контракта все нюансы учитываются, да и сам контракт с ГКНПЦ им. Хруничева был подписан всего-то в конце июня. Выходит, за 4 месяца до отказа от него было неизвестно, аппарат какого веса намерены были отправить на орбиту? К тому же «Гонец» для «Союза» — слишком легкая ноша 6 тонн полезной нагрузки окажутся не задействованы. Как говорят эксперты, это все равно что вместо «Газели» арендовать «КамАЗ» для транспортировки холодильника. И как все это понимать? А вот как: для людей сведущих предложенное публике обоснование значит только одно — неготовность не только носителей, но и космодрома. К носителю вернемся чуть позже, сначала о космодроме. Восточный и правда еще не скоро станет стартовой площадкой для «Ангары». Хотя бы потому, что возведение ее пускового комплекса в прошлом году только начали. В 2014 году испытания «Ангары-1. Однако совместный российско-казахский проект по строительству нового стартового комплекса на Байконуре, начатый еще в 2004 году, тогда же примерно и остановился, и площадку для «Ангары» решено было готовить на Восточном, а «Байтерек» использовать для пусков украинской РН «Зенит». В 2014 году, однако, переиграли и эту схему, так что сегодня на «Байтереке» позиционируется «Союз-5», да и на Восточном первым стали делать комплекс… для «Союза». Эксперты объясняют это тем, что строителям требовалось отчитаться о сдаче первой очереди космодрома, а возведение стартового стола для «Ангары» такого не позволяло старт для «Союза» выходил более дешевым и быстрым для установки. Резон понятен, но, как говорится, не очевиден: при том что в России сегодня изготавливается от 12 до 18 РН «Союз» в год, а действующих стартовых комплексов под него аж шесть, идея реализовалась не лучшая: ради двух-трех пусков в год тратятся миллиарды на обслуживание инфраструктуры, содержание обслуживающего персонала и боевого расчета последний, к слову, до сих пор привозят с Байконура. Между тем в 2012 году, когда решался вопрос о переводе стартов из Казахстана в Россию, тогдашний глава Роскосмоса Владимир Поповкин ратовал за обязательность осуществления пилотируемых программ именно с космодрома Восточный. Это, по мнению экспертов, позволило бы вдохнуть в космодром жизнь, гарантируя его персоналу по 5—6 запусков в год. План хороший, но когда еще сбудется? Стартовый стол для «Ангары» обещают построить на Дальнем Востоке к 2022 году, но сроки вызывают сомнения даже у оптимистов.
Это рутинная, тяжёлая работа», — подчеркнул Борисов. По его словам, для обеспечения безопасности ракеты, которой в 2028 году предстоит выводить в космос пилотируемый корабль, придётся ещё много работать. Испытания должны выявить все недочёты перед серийными запусками. Состоявшийся пуск тяжёлой «Ангары» — всего четвёртый за десять лет.
Содержание
- РН Ангара - почему так долго? Какие перспективы?
- Другие новости
- Названы преимущества многоразовой ракеты "Ангара-А5В" перед Falcon 9 - 23.04.2024, ПРАЙМ
- РН Ангара - почему так долго? Какие перспективы?
Ангара-А5 – последние новости
В перспективе, если будет создан водородный разгонный блок КВТК, то грузоподъемность Ангары-А5В может возрасти до 38 тонн. Глава Роскосмоса Юрий Борисов заявил, что первый запуск модернизированной ракеты-носителя тяжёлого класса «Ангара-А5М» запланирован на 2027 год. Первый запуск тяжелой ракеты «Ангара-А5В» с кислородно-водородной третьей ступенью вероятен в 2035 году, а с кислородно-водородным разгонным блоком тяжелого класса — в 2030 году. Об этом РИА «Новости» рассказал генеральный директор Центра имени Хруничева. «Роскомос» совместно с Минобороны приступили к сборке стратегически важной ракеты-носителя «Ангара-А5», которая отправится на космодром «Восточный».
Что за ракета «Ангара-А5»?
Ракеты «Ангара» собирают из унифицированных ракетных модулей, разработанных на основе кислородно-керосиновых двигателей. Космический ракетный комплекс «Ангара» в настоящее время включает в свой состав ракеты-носители легкого и тяжелого классов в диапазоне грузоподъемности от 2,2 до 27 тонн на низких орбитах, в перспективе до 38 тонн благодаря разрабатываемой водородной ступени. С 15 по 17 марта состоятся выборы Президента Российской Федерации. Участвуя в выборах, мы определяем будущее нашей страны.
По словам Варочко, предприятие предложило задействовать в многоразовом варианте связку первой и второй ступеней этой ракеты "Ангара-А5М" или ракеты "Ангара-А5В". Как отметил гендиректор, в рамках защищенного эскизного проекта по созданию "Ангары-А5В" подтверждены все теоретические расчеты. Планируется, что в следующем программном периоде 2026-2035 годы будут продолжены работы по данной тематике В Кремле поздравили причастных к запуску "Ангары" 11 апреля, 13:37 Отвечая на вопрос, насколько экономически более эффективной будет многоразовая версия по сравнению с обычной, Варочко отметил, что планируется обеспечить не менее десяти повторных пусков, которые должны подтвердить экономическую целесообразность данного технического решения. Самая часто летающая из нынешних многоразовых ракет Falcon 9, разработанная компанией Илона Маска SpaceX, способна выводить на низкую орбиту около 22,8 тонны, что соответствует тяжелому классу ракет.
Для меня главное — что на ней полетит.
Владимир Сурдин, популяризатор науки А вот для ракетчиков, по-моему, наступили серьезные изменения. Во-первых, «Ангара» — ракета чистая, экологически безопасная в смысле топлива. Королев называл такое топливо «чертовой отравой». Люди страдали от этого на космодромах, на производстве самого топлива и ракеты. Страдали те, на кого падали отработавшие ступени ракет.
Люди собирали эти железяки, чтобы сдавать в металлолом, а там всё было пропитано гептилом. Летает на керосине и жидком кислороде, и то, и другое совершенно безопасно. Это хорошо, это замечательно. Еще одно важное отличие «Ангары» от «Протона» заключается в том, что на «Протоне» человека не запускали, боялись. Она создавалась в годы, когда решались военные проблемы, а научный, мирный космос стоял на втором плане.
А на «Ангаре» могут летать люди. И это будет более мощный носитель, чем наш старенький «Союз». На несколько сотен километров от Земли, например на МКС. И коллектив на «Ангаре» можно собрать побольше.
Как ожидается, версия ракеты "Ангара-А5В" с водородной третьей ступенью будет способна выводить на низкую орбиту 37,5 тонны в одноразовом варианте. Чтобы отнести носитель к классу сверхтяжелых ракет, этой грузоподъемности недостаточно. Разработчики условно называют ее ракетой тяжелого класса повышенной грузоподъемности. Единственная многоразовая ракета большей грузоподъемности, чем Falcon 9, которая совершила хотя бы один пуск, - сверхтяжелая Falcon Heavy того же производителя.