Русско-японская война 1904–1905 годов – одна из важнейших страниц в истории Российской империи.
Прокси-война начала ХХ века
Хронология событий русско-японской войны 1904-1905 гг. Причины военного конфликта Японии и России, условия Портсмутского мирного договора, итоги для России. Лектор: Айрапетов Олег Рудольфович российский историк, доцент Кафедры истории России XIX – начала ХХ вв. Исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук Лекторий «Исторические субботы» Смотрите видео онлайн «Русско-японская война 1904-1905 годов». Новости группы.
Русско-японская война 1904-1905 гг. Сражение у о. Цусима
К двум часам дня был открыт огонь. Используя превосходство в скорости 16-18 узлов против 12-13 у русских кораблей , японский флот держался впереди, пересекая курс русской эскадры и стремясь охватить ее головную часть. Японская артиллерия имела большую скорострельность 360 выстрелов в мин. В течение дня русские корабли продолжали идти без руководства, дважды меняя курс, пытаясь оторваться от противника. К вечеру командование было передано контр-адмиралу Николаю Небогатову.
Серьёзно снижали военные возможности России отдалённость и слабое оборудование Дальневосточного театра военных действий, а также недостаточная пропускная способность единственной, ещё недостроенной Транссибирской железнодорожной магистрали. В целом Россия подошла к войне с Японией без должной подготовки. Артиллеристы Сибирского корпуса на марше. Фото: Сергей Корсаков.
Российский план войны предусматривал имевшимися силами сдерживать наступление противника до прибытия подкреплений из Центральной России, постепенно отходя на север, в район Ляояна, а также удерживать Порт-Артур. Японский план предусматривал внезапным ударом уничтожить российский флот, установить господство на море и, обеспечив свои морские коммуникации, быстро перебросить на материк сухопутные силы, захватить Порт-Артур и разгромить российскую армию в районе Ляояна. Планировался также захват Кореи и о. Сахалин, а в дальнейшем всей Маньчжурии, Приморья и Уссурийского края. Борьба на море и оборона Порт-Артура В ночь с 26 на 27 января с 8 на 9 февраля 1904 г. Днём 27 января в ходе Чемульпинского боя погибли крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Несмотря на понесённые потери, российский флот отбил нападение врага и сохранил боеспособность. Японская эскадра и высадка японских войск в порту Чемульпо.
Библиотека Конгресса. Вступивший в феврале в командование военно-морскими силами вице-адмирал С. Макаров развернул активную подготовку к борьбе с японским флотом за господство на море. Но 31 марта 13 апреля он погиб при подрыве на мине флагманского броненосца «Петропавловск». Взрыв мины под броненосцем «Петропавловск» в 9 часов 38 минут. Назначенный командующим флотом вице-адмирал Н. Скрыдлов не смог попасть в блокированный врагом Порт-Артур. После гибели Макарова командование эскадрой сначала взял на себя царский наместник и главнокомандующий вооружёнными силами на Дальнем Востоке адмирал Е.
Алексеев, находившийся в Мукдене. В связи с осложнением обстановки на Ляодунском п-ове он возложил исполнение обязанностей командующего эскадрой на её начальника штаба — контр-адмирала В. Витгефта , который уступил инициативу противнику: Тихоокеанская эскадра была заперта на внутреннем рейде Порт-Артура и господство на море перешло к японскому флоту. Блокада Порт-Артура позволила японцам беспрепятственно перебрасывать свои войска морем на материк. В феврале 1904 г. Карта военных действий русско-японской войны 1904—1905 гг. К середине апреля 1904 г. Куропаткин насчитывала свыше 123 тыс.
Её войска находились в 3 основных группировках: в районах Хайчэна, Ляояна, Мукдена свыше 28 тыс. Кроме того, от главных сил были выдвинуты 2 отдельных отряда авангарда : Южный 22 тыс. Штакельберг — на побережье Ляодунского залива и Восточный свыше 19 тыс. Засулич — на границу с Кореей. Первое боевое столкновение на суше, в котором японцы одержали победу, произошло 18 апреля 1 мая на реке Ялу. Завершив высадку, японская 2-я армия развернула наступление на Квантунский п-ов и Командующий 3-й армией генерал Ноги Марэсукэ в окружении офицеров во время празднования победы. Командующий 3-й армией генерал Ноги Марэсукэ в окружении офицеров во время празднования победы. Направленный на помощь Порт-Артуру 1-й Сибирский армейский корпус в Вафангоуском бою потерпел поражение и начал отступление на север, преследуемый основными силами японской 2-й армии.
Для осады Порт-Артура была сформирована 3-я армия около 60 тыс. С юго-востока на Ляоян наступала японская 1-я армия. В июне главнокомандующим японскими войсками на театре военных действий был назначен маршал Ояма Ивао. В начале июля Куропаткин разделил Маньчжурскую армию на 2 группы: Южную 42 тыс. Зарубаев и Восточную свыше 58 тыс.
Зимой 1904—1905 годов крейсер «Россия» стоял вмороженным в лёд у входа в бухту Новик и использовался в качестве плавучего форта с целью флангового обстрела побережья Амурского залива при возможной атаке Владивостока по льду. В кампанию 1905 года крейсера активных операций не проводили.
В конце войны отряд крейсеров был подчинён коменданту Владивостокской крепости. База подводных лодок в бухте Улисс С лучшей стороны зарекомендовал себя и «Отдельный отряд подводных миноносцев» подводных лодок. Сформированный в конце 1904 года и базировавшийся в бухте Улисс отряд, численность которого к 1914 году достигла 13 единиц, одним своим присутствием предотвратил вторжение японского флота во Владивосток. Несмотря на то, что японским кораблям удалось беспрепятственно уйти, первая в мире подводная атака состоялась. Во время учений экипажи владивостокских лодок неоднократно добивались выдающихся результатов в боевой подготовке, демонстрируя свои возможности. Так, 8 мая 1905 года лодка «Сом» около пяти часов провела в подводном положении, установив мировой рекорд для судов подобного класса, а в декабре 1908 года экипаж лодки «Кефаль» совершил подлёдное плавание, достигнув острова Аскольд. Это было первое в мире плавание подводных лодок подо льдом.
Хотя Владивосток находился далеко от зоны боевых действий, ему пришлось на себе испытать тяготы войны. Подойти ближе к Владивостоку помешали плотные льды 45 сантиметров толщиной. Тогда Камимура повернул в бухту Горностай.
Крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец" возвращаются после боя. Если в 1895 году у неё вдоль границы были разбросаны полтора-два десятка батальонов, а в море находилась небольшая крейсерская эскадра, то в 1904 году уже стояли армейские корпусы, создавались военные округа, Тихоокеанская эскадра была обеспечена эскадренными броненосцами, крейсерами.
Россия прилагала огромные усилия, чтобы создать на Дальнем Востоке полноценные армию и флот, но не успела. В Санкт-Петербурге никак не могли решить, какое направление всё-таки приоритетное. Перед началом войны армия Российской империи в целом в три раза превосходила японскую, но конкретно на Дальнем Востоке ей уступала. Похожая ситуация сложилась и с флотом. Новые корабли были заложены и строились, но строились на Балтике и на Чёрном море, причём медленно.
Японцы планировали не дать России перебросить и сосредоточить в необходимых количествах войска на Дальнем Востоке. Они хотели создать ситуацию, при которой российская армия в Маньчжурии будет разбита, а каждую российскую дивизию, переброшенную с запада, встречают пять-шесть японских. При каких обстоятельствах это произошло? Как погибли в первый же день войны российские корабли «Варяг» и «Кореец»? Дело в том, что Корея в то время была формально независимым государством, поэтому на её территории находилось российское посольство.
А в распоряжении посольства для обеспечения его безопасности было принято держать военные корабли с вооружённой командой, чтобы при непредвиденных обстоятельствах послу было к кому обратиться за помощью. Вот поэтому в порту Чемульпо находилась довольно старая и медленная канонерская лодка «Кореец». По достоверно неизвестной причине сюда же был направлен один из современнейших кораблей русского флота — бронепалубный крейсер «Варяг». Его присутствие в этом месте, по моему мнению, было излишним. Для решения каких-то тактических задач его мощь была слишком велика, а для ведения полноценных боевых действий одного корабля, даже такого серьёзного, не хватило бы.
И японцы решили этим воспользоваться. Командир «Варяга» оказался при этом перед неприятным выбором: его быстроходный корабль смог бы, наверное, прорваться, но тогда пришлось бы бросить «Корейца». А на это он пойти не мог. В районе порта был очень сложный рельеф дна и большой перепад уровня воды между приливами и отливами. Пришлось выходить в светлое время суток и принимать бой в невыгодных для себя условиях.
В итоге в неравном бою с целой японской эскадрой «Варяг» получил тяжёлые повреждения. Было принято решение его затопить в надежде на то, что потом его можно будет поднять и вернуть в строй. Но в итоге его подняли и использовали японцы. Русско-японская война 1904—1905 годов.
Могли выиграть, но проиграли: как началась русско-японская война 1904-1905 и как отдали Сахалин
Администратор В конце 1870-1880-х Куропаткин руководил несколькими успешными баталиями, участвовал в дипломатических миссиях, семь лет служил в Главном бывшем Генеральном штабе, выпустил книги о Кашгарии, Туркмении, Русско-турецкой войне, представляющие литературный и научный интерес и поныне. В 1890-м в чине генерала от инфантерии он был назначен командующим войсками, а фактически главой Закаспийской области. На этой должности раскрылся еще один талант Куропаткина: он оказался прекрасным хозяйственником, заботящимся о благе подопечных. Под его управлением в ранее полудиком и нищем краю строились города, возникали школы, развивались земледелие, промышленность и торговля. Все это не осталось незамеченным в Петербурге, и в 1898 году Куропаткину пришлось снова вернуться в столицу — на сей раз, чтобы возглавить Военное министерство. Министр В этой роли Куропаткин тоже проявил себя как заботливый и внимательный руководитель. Он увеличил суммы, выделяемые на содержание военнослужащих.
Офицерам повысил квартирные оклады. Распорядился переоборудовать и благоустроить казармы, в которых жили рядовые, и ввести для них чайное довольствие и походные кухни. Уже в конце бытности Куропаткина министром в армии были отменены телесные наказания. При нем открылись семь новых кадетских корпусов и курсы для офицеров-воспитателей. Также он уделял большое внимание оснащению армии, которую справедливо считал отсталой по мировым стандартам. Войска были частично перевооружены.
Появились, например, винтовки Мосина, 76-миллиметровые скорострельные пушки, были обучены и сформированы первые роты пулеметчиков. И все же изменений было недостаточно, чтобы с готовностью встретить Русско-японскую войну, начавшуюся 27 января 9 февраля по новому стилю 1904 года.
Адмирал Макаров был сторонником активного ведения действий против японского флота, поэтому корабли его эскадры неоднократно выходили в море для борьбы с морскими коммуникациями и японскими судами. Во время одного из таких рейдов его флагман, броненосец «Петропавловск», налетел на морские мины и затонул. Вместе с флагманом погиб и сам Макаров, а также известный художник-баталист Василий Верещагин. За недолгий период командования Степан Осипович заслужил большое уважение у подчиненных, поэтому его смерть больно ударила по общему настрою солдат и моряков. К этому времени русская армия смогла перебросить в Китай значительные силы, общая численность которых достигла 105 тысяч человек при 288 орудиях. После нескольких поражений от пришедшей из Кореи Первой японской армии русские потеряли инициативу, что позволило японцам произвести десантную высадку на юге Ляодуня и сомкнуть окружение на севере полуострова. Японцы без боя заняли порт Дальний к югу от Порт-Артура, что стало хорошим подспорьем для постоянного снабжения атакующих. Высадка японских войск близ порта Дальний, лето 1904 года Фото: AP После вестей об окружении Порт-Артура со стороны суши адмирал Вильгельм Витгефт, заменивший Макарова на посту командующего, предпринял попытку спасти эскадру и отвести корабли во Владивосток, но, выйдя в море, не решился вступить в бой с японским флотом.
Кольцо окружения вокруг города сжималось, японские войска теснили защитников, заставляя их отступать. К июлю были заняты Волчьи горы — последние оборонительные укрепления перед самой крепостью. Позже японцы разместили там осадные крупнокалиберные орудия, огонь которых доставал даже до гавани. Падение Порт-Артура Похороны погибших русских солдат близ сопки Высокая, после очередной попытки штурма Порт-Артура, ноябрь 1904 года Фото: The Library of Congress В августе 1904 года защитники крепости предприняли еще одну попытку прорваться во Владивосток. Эвакуация завершилась неудачно, в ходе сражения погиб адмирал Витгефт. Потери также понесла и владивостокская эскадра, которая вышла на помощь порт-артурским кораблям.
В 1902 г. Эта уступка резко укрепила позиции «безобразовцев» и их влияние на внешнюю политику. Витте был отправлен в отставку, а эвакуация войск из Маньчжурии была приостановлена. Япония и Великобритания заключили союз. Стороны в случае войны обязывались придерживаться благожелательного нейтралитета и оказывать прямую военную помощь, если к противнику присоединится одно или несколько государств. Официально война была объявлена Японией 28 января 10 февраля. Силы и планы сторон Японские солдаты отдыхают на склоне холма. Фото: Бёртон Холмс. Японские солдаты отдыхают на склоне холма. Накануне войны Япония располагала сравнительно небольшой, но хорошо подготовленной и оснащённой новейшим вооружением кадровой армией свыше 150 тыс. После мобилизации её численность возросла до 375 тыс. Объединённый флот Японии насчитывал 80 боевых кораблей 6 эскадренных броненосцев, 8 броненосных и 12 лёгких крейсеров, 27 эсминцев, 19 миноносцев, 8 канонерских лодок; командующий — вице-адмирал Того Хэйхатиро и был сведён в 3 эскадры. Россия, располагавшая крупнейшей в мире кадровой армией 1 млн. Эти силы были разбросаны на огромном пространстве Маньчжурия, Забайкалье, Приморье. В состав российского флота на Дальнем Востоке входили 63 боевых корабля 7 эскадренных броненосцев, 4 броненосных и 7 лёгких крейсеров, 27 эсминцев, 10 миноносцев, 2 минных крейсера, 6 канонерских лодок. Организационно российский флот Тихого океана вице-адмирал О. Старк состоял из Тихоокеанской эскадры, базировавшейся в Порт-Артуре, и Владивостокского отряда из 4 крейсеров контр-адмирал К. Иессен , с осени 1904 г. Таким образом, к началу войны Вооружённые силы Японии превосходили российские силы на Дальнем Востоке в людях более чем в 3 раза, артиллерии — почти в 8 раз, пулемётах — в 18 раз и в кораблях — в 1,3 раза. Российские корабли уступали кораблям противника в дальнобойности артиллерии, бронировании и скорости хода. Строительство главной базы российского флота на Дальнем Востоке — Порт-Артура — не было завершено. Серьёзно снижали военные возможности России отдалённость и слабое оборудование Дальневосточного театра военных действий, а также недостаточная пропускная способность единственной, ещё недостроенной Транссибирской железнодорожной магистрали. В целом Россия подошла к войне с Японией без должной подготовки. Артиллеристы Сибирского корпуса на марше. Фото: Сергей Корсаков. Российский план войны предусматривал имевшимися силами сдерживать наступление противника до прибытия подкреплений из Центральной России, постепенно отходя на север, в район Ляояна, а также удерживать Порт-Артур. Японский план предусматривал внезапным ударом уничтожить российский флот, установить господство на море и, обеспечив свои морские коммуникации, быстро перебросить на материк сухопутные силы, захватить Порт-Артур и разгромить российскую армию в районе Ляояна. Планировался также захват Кореи и о. Сахалин, а в дальнейшем всей Маньчжурии, Приморья и Уссурийского края. Борьба на море и оборона Порт-Артура В ночь с 26 на 27 января с 8 на 9 февраля 1904 г. Днём 27 января в ходе Чемульпинского боя погибли крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец». Несмотря на понесённые потери, российский флот отбил нападение врага и сохранил боеспособность. Японская эскадра и высадка японских войск в порту Чемульпо. Библиотека Конгресса. Вступивший в феврале в командование военно-морскими силами вице-адмирал С. Макаров развернул активную подготовку к борьбе с японским флотом за господство на море. Но 31 марта 13 апреля он погиб при подрыве на мине флагманского броненосца «Петропавловск». Взрыв мины под броненосцем «Петропавловск» в 9 часов 38 минут. Назначенный командующим флотом вице-адмирал Н. Скрыдлов не смог попасть в блокированный врагом Порт-Артур. После гибели Макарова командование эскадрой сначала взял на себя царский наместник и главнокомандующий вооружёнными силами на Дальнем Востоке адмирал Е.
Но Япония быстро "выдохлась", запросила мира, и пятого сентября 1905 года в Портсмуте США был подписан мирный договор с Японией на невыгодных для России условиях. Леонид Масловский Дальний Восток манил наших предков. Казаки Кубани, Дона, Урала шли и шли на восток, укрепляя мощь государства Российского. Такое освоение пространства на порядок сложнее, чем переход через океан. А врагов у России во все времена было слишком много. Это они спровоцировали и даже частично финансировали нападение Японии на царскую Россию в 1904 году. Японцы - трудолюбивый, умный народ. Любят русские песни. Ещё Х. Теравама сказал, что мы, русские, в 1939 году были умными, в 1949 году стали ещё умнее, а японцы, как были глупыми, так глупыми и остались. Но в настоящее время мы, русские, глупы, как малые дети. А японцы давно уже поумнели. Сегодня Япония является одной из самых развитых стран мира.
Этот день в истории: 1904 год — началась русско-японская война
Русско-японская война: поражение и последние годы Николая II | Первые месяцы русско-японской войны наглядно показали, что царское правительство оказалось неподготовленным к войне. |
Русско-японская война 1904-1905 гг. в дневнике Поликарпа Моньки | Русско-японская война 1904-1905 / Почему Россия проиграла Японии? / Уроки истории / МИНАЕВ. |
Британо-японский пакт о сотрудничестве
- Началось Цусимское сражение – последняя решающая морская битва Русско-японской войны
- Русско-японская война 1904-1905 гг
- Администратор
- Причины и характер войны
Русско-японская война 1904-1905 гг
Лектор: Айрапетов Олег Рудольфович российский историк, доцент Кафедры истории России XIX – начала ХХ вв. Исторического факультета МГУ, кандидат исторических наук Лекторий «Исторические субботы» Смотрите видео онлайн «Русско-японская война 1904-1905 годов». Русско-японская война, которая проходила в 1904-1905 годах, закончилась поражением Российской империи и подписанием Портсмутского мирного договора 5 сентября 1905 года. Русско-японскую войну (1904-1905) можно условно разделить на четыре этапа. Русско-японская война (1904-1905). Читайте последние новости на тему в ленте новостей на сайте Радио Sputnik. Японское правительство, посчитав, что Россия неуважительно и пренебрежительно отнеслась к ультиматуму, в январе 1904 года объявило войну. 21 февраля 1904 года японские войска заняли Пхеньян, к концу апреля — вышли к реке Ялу, по которой шла корейско-китайская граница.
Русско-японская война 1904-1905 годов: итоги и последствия
26 января (по старому стилю) 1904 г. японские десанты высадились на территорию Кореи. В ночь с 26 на 27 января отряд японских миноносцев (10 кораблей) внезапно, без объявления войны, атаковал русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура. 6 февраля 1904 года Началась Русско-Японская война, с разрыва Японией дипломатических отношения с Россией. В 1904-1905 годах Ян Стэндиш Монтейт Гамильтон был военным атташе Британской индийской армии, служившим в составе Японской императорской армии в Маньчжурии. 23 августа 1905 года был подписан Портсмутский мир, по которому Россия признавала Корею сферой японских интересов, южная часть острова Сахалин и права на аренду Порт-Артура также переходили Японии. Русско-японская война 1904–1905, война между Россией и Японией за господство над важными в стратегическом и экономическом отношениях районами.
Русско-японская война
- Последствия русско-японской войны 1904-1905
- История. 9 класс
- Предпосылки и причины Русско-японской войны
- Таблицa Русско-японская война 1904-1905 гг. | История 9 класс
Русско-японская война 1904-1905 гг
Главной ареной сражений стали Маньчжурия и Ляодунский полуостров, где японские войска осадили крепость Порт-Артур. Общее руководство обороной Сахалина осуществлял военный губернатор генерал-лейтенант М. Это был крейсер «Новик» из состава порт-артурской эскадры. Пытаясь прорваться во Владивосток , почти вся эскадра погибла. Крейсер смог оторваться от японского преследования и, обогнув Японию с океанской стороны, пришёл к родным берегам. Вскоре стало ясно, что японские корабли ищут русский крейсер. Чтобы избежать пленения корабля и экипажа, командир крейсера М.
Шульц принял решение затопить корабль. Снятыми с крейсера орудиями укрепили оборону поста Корсаковского. При них осталась команда артиллеристов во главе с мичманом А. Остальные члены экипажа «Новика» выступили в поход через весь Сахалин. С момента прихода в Анивский залив крейсера «Новик» и возникших боевых столкновений Сахалин был объявлен «местностью театра военных действий со дня бомбардировки противником поста Корсаковского, т. Для захвата Сахалина на Хоккайдо была сформирована 13-я пехотная дивизия генерал-лейтенанта К.
Харагучи, насчитывавшая более 14 тыс.
Началось Цусимское сражение — последняя решающая морская битва Русско-японской войны 27 мая 1905 г. Сражению предшествовал тяжелый переход русских кораблей из Балтийского моря на Дальний Восток длиной 18 тысяч миль 33 тыс. Японский флот имел преимущество в бронировании, эскадренной скорости и мощности артиллерийского огня. Кроме того, оборонная промышленность России выпускала снаряды, в 10-15 раз уступавшие по фугасному действию японским.
Цусимское сражение стало крупнейшим сражением эпохи додредноутного броненосного флота, в котором российская 2-я эскадра Тихоокеанского флота под командованием вице-адмирала Рожественского потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии под командованием адмирала Того.
Россия и Китай заключили секретный договор об оборонительном союзе. В 1897 — 1903 гг.
В 1897 г. Однако Россия не только не стала поддерживать Китай, но и изъявила желание приобрести незамерзающий порт в Желтом море. Русские войска вошли в Порт-Артур.
В феврале в Порт-Артур прибыл новый командующий Тихоокеанским флотом С. Адмирал развернул масштабные боевые действия, однако 31 марта погиб вместе со всем своим штабом на броненосце «Петропавловск», который наскочил на мину В феврале 1904 г. Русские войска, потерпевшие поражения у города Тюренчена, отступили к городу Ляояну.
Изображение: «Красный Крест в тылу армии в Японскую кампанию 1904—1905 гг. СПб, 1909. Количество лошадей, предназначенных для перевозки, достигало 3 000 голов. Все подводы были снабжены тремя ярлыками с номерами: один прибивался к дуге, другой на спинку сидения, и третий висел на спине извозчика. Изображение: Зимняя переправа в санях кошевах через озеро Байкал.
Весь путь в ночное время освещался фонарями, расположенными на верстовых столбах. Станции Байкал и Танхой имели электрическое освещение, на станции Середина горели керосино-калильные фонари. В начале поездки по озеру пассажирам выдавались тулупы и валенки, которые возвращались по прибытии на противоположный берег. Нижние воинские чины обеспечивались тёплой одеждой военным ведомством. По ледовой трассе только за период с 12 января по 1 марта было перевезено на лошадях 7 899 пассажиров от станции Байкал до станции Танхой и 6 023 в обратном направлении; грузов в разгрузку — 1 702 вагона и 311 вагонов обратно.
Куропаткин, следующий специальным поездом в Порт-Артур. От Байкала до Танхоя он переправлялся на лошадях по ледовой дороге. Изображение: журнал «Нива», 1904 г. Железнодорожники предпринимали усилия для увеличения пропускной способности Транссиба. Наряду с уже работающим гужевым транзитом в лютый мороз был проложен рельсовый путь по льду озера для перекатки вагонов от станции Байкал до станции Танхой.
Вагоны пустили на конной тяге. Переправа войск по льду Байкала Изображение: «Русско—Японская война на суши и на море». Главной трудностью были трещины, которые образуются на байкальском льду под действием разницы температур. Чаще всего они возникали моментально, и путь разрушался на расстоянии нескольких десятков метров. Ширина трещин под рельсовым путём доходила до полутора метров, а сила движения льда была настолько велика, что рельсы лопались, болты и скрепления разлетались в стороны.
Казалось, что осуществить переправу вагонов через озеро невозможно. Однако смекалка и упорство инженеров-путейцев все же покорили природную стихию. Места, где трещины возникали наиболее часто, перекрывали накрест длинными, не скреплёнными между собой брусьями, поверх укладывали шпалы и рельсы. В случае движения льда эти крестообразно уложенные брусья сжимались или расширялись, предохраняя рельсовый путь от разрушения. Министр путей сообщения М.
Хилков прибыл на станцию Байкал утром 28 января 1904 года с супругой и сопровождавшими его работниками МПС и Забайкальской железной дороги. Ко времени приезда министра на льду озера было уложено уже более двух вёрст пути. Рельсовый путь по льду озера был открыт 17 февраля 1904 года. К 9 часам утра на станцию Байкал прибыли М. Хилков с супругой и руководители Забайкальской железной дороги.
После молебна княгиня А. Хилкова перерезала белую атласную ленту, и первый вагон с припряжёнными к нему четырьмя лошадьми двинулся с места и покатился на станцию Танхой. Вслед за первым вагоном двинулись ещё десять. За ними на тройке в простой кошёвке поехал и сам министр. Он лично просмотрел весь путь следования вагонов от станции Байкал до станции Танхой.
Путь был значительно повреждён, и 13 вагонов сошли с рельс. После восстановления дороги перекатка была продолжена, но трещина увеличивалась. Ко 2 марта она простиралась на расстоянии более 20 км вдоль пути, в некоторых местах проходя между рельсами. Всего по рельсовому пути было передано на восточный берег более 2000 вагонов и 65 паровозов. Источник: М.
Бархатов, В. История Русско-Японской войны, Спб. Изображение: Фотограф Булла В. Пущенный в качестве опыта небольшой 30-тонный паровоз провалился передними колесами под лед.
Вы точно человек?
В 1905 году жестокая русско-японская война завершилась поражением России и победой Японии. Русско-японская война 1904-1905 гг. 17.04.2024Общество. Стали известны донесения британского агента об артиллерии Русско-японской войны. 23 августа 1905 года был подписан Портсмутский мир, по которому Россия признавала Корею сферой японских интересов, южная часть острова Сахалин и права на аренду Порт-Артура также переходили Японии. 26 января (по старому стилю) 1904 г. японские десанты высадились на территорию Кореи. В ночь с 26 на 27 января отряд японских миноносцев (10 кораблей) внезапно, без объявления войны, атаковал русскую эскадру, стоявшую на внешнем рейде Порт-Артура.
Русско-японская война 1904-1905
Айрапетов О. Русско-японская война 1904-1905 гг. Александр Михайлович. Мемуары великого князя - М. Иванова Г. Русские в Японии XIX - нач. Мещеряков А.
Альбом видов Китайской восточной железной дороги. Российская национальная библиотека РНБ Паромная переправа соединила подходившие с запада и востока к берегам Байкала железнодорожные пути на 5 лет ранее планового ввода в строй всей магистрали и обеспечила сквозное сообщение через всю страну до Порт-Артура и Владивостока. Байкальская паромная железнодорожная переправа. Пристань Мысовая. Открытка, начало XX в. Империи готовились к войне. В то время, когда в Ньюкасле судостроители закладывали ледокол «Байкал» , на соседних верфях англичане строили военные корабли для императорского флота Японии. Война становилась вопросом ближайших лет. Противостояние отражалось на всех решениях правительства. В 1900 году Россия впервые и с размахом представила Транссибирскую магистраль на Всемирной выставке в Париже , оказывая давление на недругов России.
Броненосец «Yashima» сходит со стапеля, 1894 г. Армстронг, Витворт и К», 1896 г. Армстронг, Витворт и К» для Японии Несмотря на то, что Транссиб был практически построен, Япония все же решилась на агрессию. Нападение японских миноносцев на русскую эскадру в Порт-Артуре произошло ночью 27 января 1904 года, когда байкальские ледоколы были уже выведены из эксплуатации на зимний период паром совершил свой последний рейс 14 января. По все видимости, перерыв в работе ледоколов Байкальской переправы был также учтен японцами. Россия столкнулась с хорошо подготовленным противником, который в начале войны существенно превосходил в живой силе и вооружении. Японский флот. Изображение: Library of Congress Японская армия. Изображение: Library of Congress Стратегическое положение на фронте складывалось не в пользу русской армии: требовались людские резервы, оружие, обмундирование и продовольствие. Войска, отправляющиеся на фронт, 1904 г.
Строевой смотр, 1904 г. Отправка войск на Дальний Восток. Отправка войск на Дальний Восток, 1904 г. Восточно-сибирские стрелки Отправка войск на Дальний Восток. Разгрузка эшелона. Фотограф Булла В. Байкальская переправа была единственной связкой Транссиба, именно она определяла пропускную способность всей магистрали. Военно-стратегическое значение переправы было так велико, что англичане открыто советовали японцам вывести её из строя. В это тяжелое время весь груз ответственности приняли на себя железнодорожники, моряки, жители Иркутской губернии и Забайкалья. Изображение: Передвижение войск через озеро Байкал.
Непрерывным потоком через озеро отправлялись воинские части и вооружение для армии и флота. За световой день подразделения совершали многокилометровый марш через Байкал. Изображение: Переход через Байкал. За период с 12 января по 1 марта 1904 г. Изображение: Открытка, начало XX в. Через каждые 6 вёрст на льду озера были построены тёплые бараки. На полпути была устроена станция Середина с хорошо оборудованным буфетом. На этой станции пассажиры и западного и восточного направлений останавливались на 1—2 часа для отдыха лошадей и получали горячую пищу. Изображение: Журнал «Нива», 1904 г. Вдоль всего пути был подвешен телефонный провод.
Аппараты находились на станциях Байкал, Середина и Танхой, а также во всех бараках, и о происшествиях на дороге и появлении трещин или заносов можно было немедленно сообщить по всей линии. Переправа войск по льду Байкала. Изображение: «Красный Крест в тылу армии в Японскую кампанию 1904—1905 гг. СПб, 1909.
Император считал это направление приоритетным для своего правления еще будучи цесаревичем, он посещал данный регион, понял и принял все возможные перспективы. Все его мероприятия были направлены на усиления влияния Российской империи в регионе, и он понимал, что, вероятнее всего, конфликт с Японией неизбежен. Именно по этой причине русские власти обратили внимание на Восток, где ослабленный Китай не мог уже что-либо противопоставить мощной Империи. Были заключены договоры, по которым Россия получила Приамурье, а потом Приморье в 1860 году был заложен Владивосток. В это же время шла и дипломатическая работа с Японией, которая также переживала кризис и лишь становилась на путь модернизации. По ряду договоров России перешли Курильские острова и остров Сахалин. Экспансия России в этом регионе затруднялась отсутствием грамотной логистики. Именно поэтому началось строительство Транссиба, а также строительство портов-крепостей на Желтом море, таких как Порт-Артур. В 1895 году усилившаяся Япония начала войну с Китаем за доминирование в Корее. Японская армия, модернизированная и боеспособная, разбила китайскую армию в Корее и Маньчжурии, а после этого оккупировала Тайвань. После этого Китай был вынужден подписать Симоносекский мирный договор, уступая Японии Корею, Тайвань, Пескадорские острова, Ляодунский полуостров. Этот договор вызвал обеспокоенность европейских государств и Российской империи. Причины русско-японской войны Таким образом, основными причинами японской войны стали: противостояние России и Японии на Дальнем Востоке; столкновение российских и японских интересов в Корее, Маньчжурии и Китае; российская экономическая экспансия в Маньчжурии: строительство КВЖД, Транссиба, аренда Дальнего и Порт-Артура, начала проникновения русского капитала в Корею так называемые «лесные концессии» ; стремление Японии одержать реванш за Тройственную интервенцию; стремление России к «маленькой победоносной войне» для решения внутренних проблем. Особой причиной стала международная дипломатическая борьба, суть которой была направлена на прекращение экспансии России на Дальнем Востоке. Реакция русской и международной общественности на разрыв дипломатических отношений и началу войны было следующим: российское общество, считавшее, что на их страну напали, поддерживало стремление власти дать отпор.
И понимание того, что враг позорно под покровом ночи напал на страну, способствовало подъёму патриотизма. Однако на международной арене Российская империя поддержки не снискала. Соединённые Штаты и Англия высказались в поддержку Японии, а Франция, союзник России, объявила о своём нейтралитете. Он заявил о себе ещё во время войны с турками. Авторитет Макарова на флоте был очень высок, и все надеялись, что он-то придумает, как одолеть японцев. Первым делом Степан Осипович вывел эскадру в море, провёл разведку, поставил мины. Настроение моряков сразу поднялось. Но ненадолго. Пока в России собирались и переправлялись в Маньчжурию войска, японцы вовсю наступали на суше. Впоследствии без боя был занят порт Дальний, открывший дорогу в Порт-Артур. Началось формирование 3-й японской армии. В августе три японские армии начали штурм Порт-Артура. Было предпринято несколько попыток захватить его. Но упорное сопротивление русских войск сломило японцев, и они перешли к осаде. Чтобы не тратить время зря, японцами было принято решение отправить часть войск для разгрома армии русских в районе города Ляоян. Но главнокомандующий Алексей Николаевич Куропаткин, получив недостоверные разведданные, решил отступить на север, что стало полной неожиданностью для японцев, занявших Ляоян, но не ставших преследовать русских. Тем временем из Балтийского моря в Порт-Артур вышла эскадра под началом вице-адмирала Зиновия Петровича Рожественского, которой предстояло обогнуть Африку и помочь осаждённой крепости.
В Японии в начале войны 1904-1905 годов обвиняют… Россию
Русско-японская война началась в 1904 и завершилась в 1905 году. Для Японии японо-русская война являлась в буквальном смысле слова битвой, в которой решался вопрос о том, сохранится ли она как государство или прекратит свое существование. Русско-японская война Военные действия открылись 27 января (9 февраля) 1904 г. внезапным нападением японских миноносцев на русскую Тихоокеанскую эскадру, стоявшую без надлежащих мер охранения на внешнем рейде Порт-Артура.