Военная биография Янины Жеймо С 75-летием Великой Победы Актриса Янина Жеймо больше всего известна по фильму Золушка. Во время Великой Отечественной войны она много снималась в военных фильмах. А актрисе Янине Жеймо, приглашенной на первую советскую экранизацию «Золушки» режиссерами Павлом Акимовым и Надеждой Кошеверовой, на тот момент исполнилось уже тридцать семь.
До и после бала: советская Золушка Янина Жеймо
Имя: Янина Жеймо (Yanina Zheimo) Сутки рождения: 29 мая 1909 Место рождения: г. Волковыск, Белоруссия Дата смерти: 1987-12-29 (78 лет) Символ Зодиака: Близнецы Восточный гороскоп: Петух Деятельност. биография, дата рождения. биография, фото, личная жизнь актрисы. Эфир Программа передач Новости Программы Фильмы Трансляции Лица канала.
✨Янина Жеймо: не сказочная судьба Золушки
Дети Янины Жеймо: кто они и кем стали | Янина Жеймо тяжело перенесла расставание с мужем, её практически разбил паралич и на ноги её смог поставить только врач, успешно использовавший эффект плацебо. |
Любовная драма главной Золушки советского кинематографа | «АиФ» рассказывает о непростой судьбе известной советской киноактрисы Янины Жеймо. |
Янина Жеймо: биография советской Золушки | После балаДля Янины Жеймо «Золушка» стала звездным часом, после которого она работала за кадром – озвучивала мультфильм «Снежная королева», играла в радиоспектаклях и дублировала иностранных звезд в зарубежных картинах. |
Очаровала СССР, но не Сталина: почему Золушка умерла в бедности
Янина осталась в Ленинграде, ухаживать за больной сестрой. Когда блокадное кольцо сомкнулось, актрисе не раз предлагали вывезти ее на самолете, но она отказывалась. Днем Жеймо выступала с концертной бригадой «Ленфильма» в госпиталях, а по ночам гасила зажигательные бомбы на крышах. Она приглашала к себе домой всех и наверняка спасла немало людей своим гостеприимством. Поезд, в котором ехала актриса, разбомбили. Никто не знал о том, что Янине удалось спастись — на одной из станций бойцы пригласили Янину в свой эшелон, и благодаря этой случайности она осталась в живых и обнаружила, что у мужа довольно быстро появилась другая женщина. Узнав о том, что Янина жива, он тут же приехал к ней, но она так и не смогла ему простить предательства. Измена любимого мужа стала для Янины большим ударом, она впала в депрессию и перестала узнавать знакомых. В какой-то момент даже хотела отравиться газом.
Но к счастью близкие люди и работа удержали ее на этом свете. Польский режиссер Леон Жанно, старый друг Янины, был рядом с ней в самый трудный период жизни, помог справиться с невзгодами и начать новую жизнь. Она вышла замуж за Леона, и этот брак оказался самым гармоничным и счастливым. Именно в это время ей предложили роль Золушки. Действительно, похорошевшая, хрупкая и по-прежнему красивая Янина была приглашена на пробы в сказку по сценарию Шварца. Измученная войной страна ждала чуда и свою принцессу — и дождалась. Янина была настоящей артисткой народа, но народной артисткой так и не стала.
Вопреки материнскому скепсису, Яня в свой кинематографический успех верила. Ведь стала же звездой, несмотря на маленький рост, ее кумир Мэри Пикфорд, и ни у кого не повернулся язык назвать голливудскую златовласку эпохи немого кино «недомерком». Но это были, конечно, далеко не звездные роли, и первым впечатлением от увиденного на экране оказались слезы разочарования. Всю дорогу после дебюта юная актриса проплакала в трамвае, и кондуктор поинтересовалась, кто у нее умер. Исполнительница эпизода в фильме «Мишки против Юденича» больше никогда на свой «позор» не смотрела и мысленно согласилась с мнением матери, что лучше быть первой в цирке, чем последней в кино… Настоящего успеха актрисе пришлось ждать целых 20 лет. А до «Золушки» ее уделом было амплуа травести, в котором добиться признания почти невозможно. Жеймо долго никто не спешил снимать, кроме режиссеров-учителей, и в ее фильмографии были только роли мальчишек, пацанок и героинь в детстве. Но даже на таком материале талантливая Янина смогла завоевать внимание наставников, коллег и зрителей. В 20-30-х годах картины с ее участием выходили ежегодно, и после ролей школьницы в мини-комедиях «Разбудите Леночку» и «Леночка и виноград» Григорий Козинцев назвал Жеймо «единственной актрисой, способной сыграть в короткометражке». Кстати, школьную заводилу актриса сыграла в 25-летнем возрасте! Принимая предложения играть детей, Янина Жеймо проверяла свое понимание роли на реальной ребятне: перед съемками в картине «Разбудите Леночку» облачилась в одежду 12-летней сестры и пошла в парк гулять в компании детворы. Мальчишки подумали, что играют в лапту с ровесницей, и «отмутузили» Янину за неточные подачи. Драку прекратила садовница, которая разняла драчунов и сказала Жеймо: «Утри нос и марш домой! Актрису даже отметили орденом «Знак Почета». Но профессиональную востребованность Жеймо не перенес муж актрисы. Первым супругом Янины был актер Андрей Костричкин. Познакомившись в в ФЭКСе, коллеги быстро оформили свои отношения, родили дочь, которую назвали в честь матери Яниной, и разошлись в 1932 году. По мнению друзей, уйти из семьи Костричкина заставила творческая ревность. Несмотря на то, что супруг был старше жены на восемь лет, в профессии Янина чувствовала себя более опытной. В то время как у Костричкина была лишь одна запомнившаяся роль Башмачкина в экранизации гоголевской «Шинели» 1926 год , а в звуковом кино он так себя и не проявил, Жеймо мелькала на экране постоянно. Но в конце 1930-х годов ситуация изменилась: у актрисы случился простой из-за приостановки работы сразу над двумя фильмами, в которых она должна была играть главные роли. Почему так случилось, ответа нет. Поговаривали, что актриса-травести не нравилась Сталину: в его вкусе были яркие красавицы типа Орловой. Пережила Жеймо этот период очень тяжело. Она просто не могла не сниматься, будучи, по словам коллег, «чистокровным кинематографистом».
Поддержать меньшого братца приехала сестра Мария, ассистентка их знаменитого отца, с недавно женившимся на ней бывалым циркачом, акробатом и эквилибристом Василием Мильвой. А что? Дуровы, Жеймо, Строкай, да и мы сами — это ли не цирк! Яне было восемь лет. Об этом периоде сохранилось воспоминание бывшей жительницы города Эмилии Леопольдовны Петкер: «Затем выбегает на арену лошадка пони, а на ней маленькая, хрупкая Яня в жокейском костюме синие брюки и жакет, желтые сапожки и начинает выделывать разные трюки: то едет вниз головой, то пролезет под животом лошади. Когда заканчивалось представление, Яня с блюдом в руках обходила ряды воткинской публики, и, кто сколько мог, клали на блюдо деньги» 9. В записках Янины Жеймо есть эпизод, связанный с дочерью Коромыслова Надеждой Александровной по мужу Янушевской; цирковой псевдоним Нэдин; 1896—1959 и его зятем Владиславом Константиновичем Янушевским псевдоним Кадыр-Гулям; 1886—1970. Семьи Жеймо и Янушевских гастролировали в 1918 году в Челябинском цирке. Номер, который он исполнял вместе со своими учениками и женой, был яркий и жизнерадостный. На арену выходил караван верблюдов. На них сидели юноши в турецких костюмах, а впереди всех на самом роскошном верблюде, покрытом вышитым чепраком, ехала красавица-жена Кадыра, одетая турчанкой. Пройдя по кругу, караван останавливался, и верблюды ложились. Затем караван медленно удалялся с арены, оставалась только двуколка, запряженная злобным верблюдом, который почему-то любил плевать в публику. На двуколку впрыгивал Кадыр, и начинался виртуозный акробатический номер» 10. Закончим мы нашу заметку другим «караваном».
Янина Жеймо просто искренне рассмеялась в лицо провокатору. Да так заразительно и задорно, что её смех подхватил весь зал и крикун вынужден был под свист и улюлюканье покинуть помещение. Её муж, Леон польский режиссёр , восхитился её поступком так как знал, что актёры игравшие в СССР периодически подвергаются нападкам националистов. Разве можно расстраиваться из-за пробежавшего по твоей руке муравья. Смахни его и иди дальше. Жеймо считала себя советским человеком и после смерти завещала себя похоронить на родине матери.
Янина Жеймо, биография, новости, фото — узнай вce!
Янина Жеймо родилась 29 мая 1909 года в Гродненской губернии в городе Волковыске (Гродненская область Белоруссии) – Самые лучшие и интересные новости по теме: Жеймо, золушка на развлекательном портале Янина Жеймо — маленькая женщина с огромной силой воли, вечная Золушка, в Советской России она казалась существом из другого мира — то ли из сказки, то ли из полумифического Голливуда. ЖЕЙМО Янина Болеславовна [16(29).5.1909, Волковыск – 29.12.1987, Москва], рос. актриса. Родилась в семье цирковых артистов. Библиография. Лит.: Лучанский М. Я. Жеймо. Янина Жеймо – миниатюрная актриса, звезда кинофильмов 1930 – 1940 годов, потомственная артистка цирка.
Янина Жеймо - самая известная советская Золушка и ее непростая судьба (18 фото)
Картина имела невероятный успех у зрителей, особенно у детей, на ней выросло несколько поколений. Янина Жеймо в фильме "Золушка" После триумфа «Золушки» снялась только в одной картине - «Два друга» 1954. Янина озвучивала иностранные фильмы, играла в радиоспектаклях, а у ее третьего мужа работы не было. Ему предложили вернуться в Польшу. Янина долго не решалась на этот шаг, но согласилась и в 1957 году с третьим мужем, польским режиссёром Леонидом Жано, уехала в Польшу. С тех пор жила в основном в Варшаве, но часто бывала в Советском Союзе. В 1980-е переехала в Москву, жила на улице Лескова, дом 21. Умерла 29 декабря 1987 года в Варшаве, гроб с телом был привезён в Москву. Похоронена Янина Болеславовна, согласно завещанию, на Востряковском кладбище - 98 участок. Рост Янины Жеймо: 148 сантиметров. Личная жизнь Янины Жеймо: Трижды была замужем.
Первый муж - Андрей Костричкин , актёр. Развелись в 1932 году. В браке родилась дочь Янина Костричкина, стала актрисой дубляжа. Брак распался из-за испытания славой: актер Андрей Костричкин не смог простить жене ее большей популярности и ушел.
Афиногенова и другие роли. В 1957 году с третьим мужем, польским режиссёром Леоном Жанно [pl] , уехала в Польшу. С 1957 года жила в основном в Варшаве, часто бывала в Советском Союзе. Умерла от инфаркта 29 декабря 1987 года в Варшаве, гроб с телом был привезён в Москву. Похоронена, согласно завещанию, на Востряковском кладбище 98 участок [3] [4] [5] [6]. Творчество[ править править код ] Широкую известность актрисе принесла роль Золушки в послевоенном одноимённом фильме Н.
Любовь эта помогла забыть о неудачном браке с актером Андреем Костричкиным. Все было хорошо. И вдруг такой нож в спину. Изменщик, предатель. Как же он мог так быстро ее забыть? Янина все-таки уехала из окруженного войной Ленинграда — к мужу и детям, которые раньше успели перебраться в тыл. Это была долгая и трудная дорога в несколько месяцев. Бомбили то там, то здесь. Вот наконец-то дом, а за дверью — другая женщина, Ирина Светозарова, молодая актриса. Оказывается, мужу сообщили, что его супругу убило во время атаки на эшелон, в котором ехали артисты. Горевал он недолго… Жеймо собрала детские вещи, взяла дочь и сына за руки и ушла. Хейфиц просил прощения, но ей уже было все равно: Янина не из тех, кто прощает предательство. На разводе никто из супругов не присутствовал: не желали больше видеть друг друга. Янина делала вид, что она сильная, что все переживет. Но депрессия накрыла ее с головой. Она порой просыпалась утром после того, как проплакала полночи, и не понимала, кто она и где находится.
Сестры Жеймо с упорством взялись за покорение эстрады, выучились играть на ксилофонах и создали пользовавшийся у публики успехом номер «Музыкальные эксцентрики». Много лет спустя Янина напишет о себе: «Странно — я нормально росла до четырнадцати лет, а потом… Я была уверена, что рост прекратился потому, что мне приходилось носить на голове тяжеленные ксилофоны, а я носила их так, чтобы не уставали руки». Небольшой рост в дальнейшем наложит отпечаток на всю ее кинокарьеру: для режиссеров она так и останется актрисой одного амплуа — травести. На ленинградский кинокомбинат «Фабрика эксцентрического киноактера» ФЭКС она поступила втайне от родных, зная, что мать не одобрит ее выбора. Студией руководили Григорий Козинцев и Леонид Трауберг, которые в будущем прославились как прекрасные режиссеры. А в 1925 году Янина Жеймо дебютировала в кино, исполнив роль подростка Мишки в фильме «Мишки против Юденича». Они полюбили друг друга с первого взгляда и не расставались даже на съемочной площадке. У молодой пары вскоре родилась дочь, которой по настоянию Андрея дали имя мамочки — Янина. Но студенческий брак просуществовал весьма недолго. Юношеская страсть прошла, в отношения закрался холодок. Супруги решили освободиться от стеснявших их уз, обменявшись взаимными обещаниями насчет того, чтобы «остаться друзьями». Но после развода редкие встречи постепенно сошли на «нет». В тридцатые годы Янина принимала предложения от режиссеров одно за другим. Второго столь же плодотворного периода в ее биографии не отыскать. В фильме «Разбудите Леночку» 1934 она сыграла школьницу и смотрелась на фоне исполнителей других ролей — обычных мальчишек и девчонок — так, как будто и впрямь была их ровесницей. После премьеры картины «Подруги» Лео Арнштама на киностудию хлынул шквал писем от поклонников, и на конвертах чаще всего фигурировал незатейливый адрес: «Ленфильм, Пуговице» — такое прозвище носила в фильме ее героиня. Ее даже называли «советской Мери Пикфорд», несмотря на протест отдельных кинокритиков против подобного сравнения. Они писали о его неуместности по той причине, что Янина Жеймо не обладала, подобно диве Пикфорд, возможностью выбирать себе роли; она играла «по заданию». Кроме того, ее роли часто превращались в трагикомические. Представить же себе Пикфорд с трагикомическими манерами было просто нереально. В 1938 году для нее наступил творческий кризис.
Не советская Золушка: как Янина Жеймо попала в кино и создала там свои правила
Янина Жеймо: Золушка, Леночка, вечная девочка | Её отец — польский дворянин Жозеф Болеслав Жеймо (умер в 1923), мать — полька — Анна Констанция Лозинска. |
✨Янина Жеймо: не сказочная судьба Золушки | С третьим мужем, режиссером Леонидом Жанно, Янина Жеймо прожила до конца своей жизни. |
Telegram: Contact @agentura_ru | Янина Жеймо (Yanina Zheimo). |
Несказочная реальность Янины Жеймо
Не только талант и мастерство, но и особые внешние данные — маленький рост, почти детское лицо и хрупкое телосложение — стали источником художественного своеобразия актрисы. Все это определяло её амплуа — всю жизнь она играла девчонок-подростков. В начале Великой отечественной войны Янина осталась в Ленинграде, где ей пришлось пережить блокаду. В составе одной из концертных бригад «Ленфильма» Янина выступала в госпиталях и парках, а по ночам дежурила на крыше, гасила зажигалки. Лишь в конце 1942 года Янина эвакуировалась в Ташкент — туда же переместилось кинопроизводство. В эти годы она снялась в фильмах «Белорусские новеллы», «Два бойца» и других. Широкую известность актрисе принесла главная роль в фильме-сказке «Золушка» в 1947 году. Жеймо тогда было 37 лет. Картина имела огромный успех.
Современные кинозрители знают актрису Янину Жеймо по одной, но звёздной роли — роли Золушки. Но в 20-40 годы прошлого века она входила в число самых популярных советских актрис и слыла законодательницей моды. А ещё в жизни Янины были три брака и двое детей. Янина родилась 29 мая 1909 года в городке Волковыск Гродненской области Польша. Отец девочки Йозеф Болеслав создал семейную цирковую труппу, в неё входили его жена Анна, сын и четыре дочери. Яна была самой младшей. В её активе — верховые номера, гимнастика, эквилибристика, балет на арене и музыкальная эксцентрика. Несколько раз в детстве Яна была на краю смерти. Она едва не умерла от дифтерита. Спас её дедушка, который додумался через трубочку вдуть малышке в горло бертолетову соль. А однажды Яна сорвалась с лошади, выполняя сложный трюк. Отец семейства скончался, когда Янине было 14 лет. Труппа прекратила своё существование, и семья перебралась в Петербург. Там на свет появилось «Трио Жеймо», которое выступало с эстрадными номерами. Янина играла на ксилофонах, очень тяжёлых инструментах, которые приходилось носить с места на место. В городе на Неве Янина Жеймо окончила специальные курсы «Фабрика эксцентрического киноактера» и стала строить карьеру киноактрисы. Первую роль она сыграла в 16 лет. Маленький рост и невинное детское личико раз и навсегда определили амплуа актрисы - она играла исключительно подростков или юных девушек. Более всего известна из того периода комедия «Разбудите Леночку! В обоих фильмах 26-летняя Жеймо играет 13-летнюю девочку. Популярность Янине принесла картина «Подруги». Поклонники по пятам ходили за актрисой, присылали ей мешки писем и подарков. В тот же период Жеймо поучаствовала в создании военной драмы «Шёл солдат с фронта», бытовой киноленты «Моя Родина» и комедии «Горячие денёчки». Со своим первым супругом, актером Андреем Костричкиным, Янина познакомилась во время съемок картины «Мишки против Юденича».
Яне было восемь лет. Об этом периоде сохранилось воспоминание бывшей жительницы города Эмилии Леопольдовны Петкер: «Затем выбегает на арену лошадка пони, а на ней маленькая, хрупкая Яня в жокейском костюме синие брюки и жакет, желтые сапожки и начинает выделывать разные трюки: то едет вниз головой, то пролезет под животом лошади. Когда заканчивалось представление, Яня с блюдом в руках обходила ряды воткинской публики, и, кто сколько мог, клали на блюдо деньги» 9. В записках Янины Жеймо есть эпизод, связанный с дочерью Коромыслова Надеждой Александровной по мужу Янушевской; цирковой псевдоним Нэдин; 1896—1959 и его зятем Владиславом Константиновичем Янушевским псевдоним Кадыр-Гулям; 1886—1970. Семьи Жеймо и Янушевских гастролировали в 1918 году в Челябинском цирке. Номер, который он исполнял вместе со своими учениками и женой, был яркий и жизнерадостный. На арену выходил караван верблюдов. На них сидели юноши в турецких костюмах, а впереди всех на самом роскошном верблюде, покрытом вышитым чепраком, ехала красавица-жена Кадыра, одетая турчанкой. Пройдя по кругу, караван останавливался, и верблюды ложились. Затем караван медленно удалялся с арены, оставалась только двуколка, запряженная злобным верблюдом, который почему-то любил плевать в публику. На двуколку впрыгивал Кадыр, и начинался виртуозный акробатический номер» 10. Закончим мы нашу заметку другим «караваном». Так был назван рассказ-воспоминание Янины Жеймо-Костричкиной о своей знаменитой матери. Вот несколько интересных фактов из этой статьи. В семье Янины Жеймо существует традиция — всех дочек называть Янинами.
Биография Советская киноактриса. Родилась в семье цирковых артистов, поэтому с трех лет выступала в цирке как наездница, гимнастка, балерина и музыкальный эксцентрик. С 16-летнего возраста начала выступать на эстраде, а затем и сниматься в кино. Работала на «Ленфильме» и в Театре-студии киноактера.
История Золушки. Будущая звезда киноэкрана Янина Жеймо родом из Волковыска
После балаДля Янины Жеймо «Золушка» стала звездным часом, после которого она работала за кадром – озвучивала мультфильм «Снежная королева», играла в радиоспектаклях и дублировала иностранных звезд в зарубежных картинах. Актёр: Янина Жеймо. Лучшие фильмы, фото, интересные факты и биографию Янина Жеймо можно посмотреть на Иви. и осталась для нас хрупкой героиней волшебной сказки.
ЖЕЙМО́ ЯНИНА БОЛЕСЛАВОВНА
Уже в 1926 году Янина Жеймо снялась сразу в нескольких фильмах Григория Козинцева и Леонида Тауберга, среди которых стоит отметить главную роль в эксцентрической комедии "Братишка". Янина Жеймо закончила специальные курсы "Фабрика эксцентрического киноактера" в Ленинграде и начала строить карьеру в кино. Специально для Янины Жеймо были заказаны «хрустальные туфельки» уникального тридцать первого размера, в которых реквизиторы разрешали лишь войти в кадр — ни ходить, ни танцевать в башмачках из оргстекла было невозможно. Янина Жеймо – миниатюрная актриса, звезда кинофильмов 1930 – 1940 годов, потомственная артистка цирка. После балаДля Янины Жеймо «Золушка» стала звездным часом, после которого она работала за кадром – озвучивала мультфильм «Снежная королева», играла в радиоспектаклях и дублировала иностранных звезд в зарубежных картинах.
До и после бала: советская Золушка Янина Жеймо
Она выступала для красноармейцев, после одного из выступлений у Янины спросили, почему она не уезжает. Она не долго думая ответила, что кому-то же нужно оборонять город! После ее слов зал буквально взорвался хохотом. Но это был не злой и не саркастичный смех. Зрители знали, что в груди девушки бьется храброе сердце. Янина Жеймо и ее муж Андрей Костричкин Хрупкая и похудевшая актриса ходила в валенках, тулупе и с винтовкой на ночные дежурства, чтобы внести свою лепту в большую Победу. Она стала частью истребительного батальона. В напряженные блокадные дни она поднимала боевой дух раненым бойцам в госпитале своими выступлениями. Также Янина играла в фильмах юных и храбрых девушек. Спецпайка у Янины не было, она, как и рядовые ленинградцы, получала 125 грамм хлеба.
Даже в этой сложной ситуации она находила силы для шуток. Янина говорила, что благодаря Гитлеру она похудела. Эвакуироваться в Ташкент Янина нашла в себе силы только в 1942 году. Но путь к семье оказался долгим и нерадостным. Из-за бомбежек эшелоны шли около двух месяцев. За это время мужу Янины пришла ошибочная телеграмма, что эшелон с артистами попал под бомбежку, и Янина якобы погибла. Янина Жеймо с детьми Иосиф Хейфиц долго не горевал, практически сразу же женился вновь. Но Янина не могла простить мужу такого опрометчивого поступка, ведь он даже не удосужился приехать на место предполагаемой гибели и самостоятельно проверить информацию.
Впервые увидев себя на экране, она была разочарована и расстроена — подобные чувства испытывали многие молодые артисты после своих первых пробных съемок на пленку.
Ведь киногеничность во многом зависит от профессионализма оператора, от того, как установлен свет. По свидетельству знаменитой американской актрисы Лилиан Гиш, на заре кинематографа нередки были случаи, когда свет специально ставился так, чтобы завалить актерскую пробу. Но постепенно постоянный фэксовский оператор Андрей Москвин приноровился к лицам студийцев, и Янина Жеймо на экране стала походить на себя и выглядеть естественно. Несмотря на успехи дочери, мама Янины Жеймо не одобряла ее: «На эстраде у нее имя, а в кино… Первая сзади! Невеселая перспектива…» В чем-то материнские слова оказались пророческими, потому что Янина Жеймо осталась в памяти одной из золушек, незвезд отечественного кино. Мы проглядели русскую Джульетту Мазину… Кино довоенного периода Тридцатые годы, наверное, можно назвать самым счастливым периодом в творческой жизни Янины Жеймо. Ее начали активно приглашать сниматься. Первой главной ролью Янечки, как знакомые ласково называли ее почти до старости, по иронии судьбы оказалась роль школьницы в фильме «Разбудите Леночку» 1934. Актриса Елена Егорова писала: «Ни одна даже самая искусная травести за исключением, пожалуй, такого феномена, каким в свое время была Янина Жеймо не сможет выдержать на экране соревнования с обыкновенными мальчиком и девочкой».
По словам Григория Козинцева: «И «Разбудите Леночку», и более поздний фильм «Приключения Корзинкиной» были редкими, единичными опытами создания в советском кино жанра эксцентрической ленты с постоянным героем — зрелища изначально условного, но по своей природе близкого Янине Жеймо, единственной советской актрисе, умеющей играть в короткометражке». Янину Жеймо часто и необоснованно сравнивали с Мэри Пикфорд, «золотоволосым невинным ангелом». Жеймо не могла, как киномагнатка Пикфорд, сама выбирать роли, а играла то, что предлагали. И, кроме того, за ее детской внешностью скрывался эксцентрико-лирический дар, в драматической ситуации часто позволяющий добиться трагикомического эффекта, что было абсолютно невозможно для Пикфорд. Это было время наибольшей ее популярности особенно после фильма «Подруги»:wink:. Рассказывали, что поклонники ходили за Жеймо толпами и даже иногда прямо к ней домой приезжали девочки и мальчики, мечтавшие стать артистами. Сейчас эти рассказы звучат странно, потому что фильмы, принесшие ей ту известность, нам практически неизвестны. Кадр из фильма «Подруги» 1938 год оказался для Янины Жеймо черным. Она снялась только в одном фильме в маленькой роли, а съемки еще двух картин с ее участием были остановлены.
В паузах актеру, чтобы он не чувствовал себя невостребованным и профессионально не застаивался, могла бы помочь работа в театре. Но Жеймо — «кинематографист чистейшей крови» — очень мало была связана с театром и тяжелое время переживала вне профессии. А как — кто знает?.. А вне этого оставалась беспомощной и сердитой, как сердятся иной раз глухонемые» Е. Шварц, «Телефонная книжка». Тем не менее в 1939 году ее награждают орденом «Знак Почета». Годы войны Еще до войны Янина Жеймо вышла второй раз замуж. Ее новым супругом стал знаменитый режиссер Иосиф Хейфиц. От этого брака родился Юлий Жеймо.
Впоследствии он стал кинооператором, жил в Польше. Когда началась война, Хейфиц вместе с детьми выехал в Ташкент. Янина Жеймо оставалась в Ленинграде, где ей пришлось пережить блокаду. В составе одной из концертных бригад «Ленфильма» Янина выступала в госпиталях, парках, скверах, а по ночам дежурила на крыше, гасила зажигалки. Говорят, что она была знакома с Зощенко, научившим ее гадать на картах, что ее дом был открыт для друзей даже в то страшное время и многих спасали эти вечера. Лишь в конце 1942 года Янина наконец эвакуировалась в Ташкент — туда после переезда нескольких киностудий переместилось кинопроизводство. Янина Жеймо и Иосиф Хейфиц Вот только дома ее никто не ждал. Пока поезд тащился до Средней Азии, до Хейфица дошла страшная весть, что в дороге во время бомбежки Янечка погибла. Иосиф Ефимович посчитал себя свободным человеком… Янина не простила мужу измены, и к Хейфицу не вернулась.
Она тяжело заболела, жива осталась только чудом. Этим чудом стал польский режиссер Леон Жано. Он познакомился с Яниной в Ташкенте и вынянчил ее, умирающую от болезни и обиды, чтобы потом всю жизнь с ней не расставаться. Янина Жеймо и Леон Жано «Золушка» 1947 год. Послевоенная страна вставала из руин, еще не были стерты следы пожарищ, разрухи — мрачных следов кровопролитной войны. Всем так хотелось мира, человеческой теплоты и доброты. Хотя бы экранной, сказочной, придуманной… И 16 мая на экраны вышла фильм-сказка «Золушка», где Янина исполнила главную роль. Когда смотришь фильм, кажется, что и Золушка, и Принц взялись из ниоткуда — актеры «неизвестны». Между тем и для Жеймо, и для Алексея Консовского этот фильм не начало, как могло бы показаться, а… закат.
Они вместе работали до этого в фильме «Шел солдат с фронта», а позже — на дубляже ленты «Рим, 11 часов», и у обоих были несколько иные амплуа, нежели в «Золушке» Консовский часто играл простых деревенских пареньков. Актеры тех лет редко получали возможность побывать не очередными нашими современниками, а сказочными героями — стране нужны были своевременные фильмы. Съемки «Золушки» обросли многочисленными мифологическими подробностями. Янине Жеймо тогда было около 37 лет а на ее роль пробовалась шестнадцатилетняя балерина, но безуспешно , она была старше обеих «сестер» и могла сниматься только по вечерам, потому что утром лицо «не такое». Консовский был младше Жеймо на три года.
Янина была заметно старше актрис, игравших Золушкиных сестер, мачехиных дочек — Анну и Марьяну. Она превосходила годами даже Принца — Алексея Консовского. Перед камерами Жеймо соглашалась появляться только по вечерам, поскольку утром, по ее заявлению, «лицо было не такое». Но созданный ею образ до сих пор покоряет зрителей своей безыскусностью, очарованием и нежностью. И потрясает вдвойне, когда узнаешь, через какие превратности судьбы к нему пришла маленькая хрупкая женщина.
Ее отец Болеслав Жеймо, поляк по происхождению, руководил небольшой труппой цирковых акробатов. Вся труппа — жена и три дочери. Четвертым ребенком в семье стала Янина, родившаяся 29 мая 1909 года в белорусском городе Волковыске. И уже с трех лет выступала на арене вместе с родителями и сестрами. Ее детство представляло из себя смесь нескончаемого праздника и нескончаемой нужды. Малышка Яня могла прогарцевать на цирковой лошади или закрутиться в немыслимом сальто-мортале, срывая бурные аплодисменты. Восторженные зрители бросали девчушке букеты. Горящие глаза, оглушительная музыка — разве на земле есть что-нибудь замечательнее цирка? А в перерывах между представлениями Янина давала желающим платные уроки балетного искусства. И тот факт, что она была гораздо младше своих «учеников», ее нисколько не смущал.
Глава семейства Жеймо умер в 1923 году после продолжительной болезни, в день своего рождения. Мать с дочерьми уходят из цирка. Все равно их основной, отработанный до мелочей номер развалился — его «стержнем» был отец, да и контракт с цирком закончился. Они обосновались в Петрограде. Нужно было чем-то кормиться. Сестры Жеймо с упорством взялись за покорение эстрады, выучились играть на ксилофонах и создали пользовавшийся у публики успехом номер «Музыкальные эксцентрики».
Немало помогла актрисе возродиться после тяжелых испытаний войны и блокады ее звездная роль Золушки. Она позволила почувствовать себя снова нужной и востребованной.
А после выхода картины на экран Янина Жеймо стала знаменитой. Ей приходили тысячи писем, ее узнавали на улицах и просили автограф. Она была счастлива. Режиссер Надежда Кошеверова рассказывала: «В сорок четвертом году, возвращаясь из эвакуации, я встретила в Москве Жеймо. Она сидела в уголке — такая маленькая, растерянная… Я взглянула на нее и неожиданно предложила: «Яничка, вы должны сыграть Золушку…». Она немного повеселела, и мы тут же отправились к Помещикову, который заведовал тогда Сценарным отделом в Комитете кинематографии. Возражений у него не было, он только спросил: «А кто напишет сценарий? Разумеется, никакой предварительной договоренности с Евгением Львовичем у меня не было, но, узнав о замысле, он тоже им загорелся.