Новости валентин ковальчук историк

Столетию со дня рождения выдающегося историка Валентина Михайловича Ковальчука была посвящена конференция «Актуальные проблемы истории блокады Ленинграда», которую провели Европейский университет в Санкт-Петербурге и СПб институт истории РАН.

В Петербурге открыли мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку

Он обвинил автора статьи в "идеологической диверсии". Была цифра, и он возмутился, что так прекрасно кормили и так хорошо все было, что не могло столько умереть. И он написал письмо в ЦК. Цифру запретили. В общем, началась определенная травля. Это был такой очень тяжелый период на самом деле", — вспоминает Михаил Ковальчук. Другой темой, которой историк посвятил более 20 лет, стали коммуникации осажденного города.

Валентин Ковальчук смог найти неизвестные данные о снабжении защитников Ленинграда и гражданского населения. О Дороге жизни тогда, в 60-е, еще помнили. Но совсем не знали о воздушном мосте, налаженном между Ленинградом и Большой землей. О линии электропередачи с Волховской ГЭС — она питала током ленинградские предприятия и жилые дома. О ледовой железной дороге, проложенной военными строителями и мобилизованными горожанами. О трубопроводе, построенном через озеро всего за месяц: топливо, отправленное по нему, шло на боевые корабли, подводные лодки и в городские котельные.

Не знал никто и о подвиге связистов, ценой невероятных усилий и потерь протянувших телефонный кабель по дну Ладоги. Именно Валентин Михайлович первым поведал еще об одной, менее известной ледовой трассе — Дороге победы. Это в три раза больше, чем по Ладоге было перевезено", — рассказывал Ковальчук. И каждый из них должен быть перепроверен.

За книгу «Ленинград и Большая земля: История Ладожской коммуникации блокированного Ленинграда в 1941—1943 гг.

В других его монографиях — «Дорога победы осаждённого Ленинграда: Железнодорожная магистраль Шлиссельбург—Поляны в 1943 г. Ленинград 1941—1944» и в коллективных трудах, подготовленных под его руководством и авторском участии, глубоко раскрыт подвиг защитников и жителей Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. К 300-летию Санкт-Петербурга и 60-летию прорыва Ленинградской блокады Валентину Михайлович присудили за эти труды Литературную премию Законодательного собрания города, носящую имя знаменитого полководца Великой Отечественной — командующего войсками Ленинградского фронта маршала Л. Готовя второе издание книги «900 дней блокады. Ленинград 1941 — 1944» он отбирал по тематике газетные публикации, новые монографии и публикации документов… Все эти интересные материалы сохранились в его домашнем архиве с пометками на полях и с закладками между страницами книг.

Но очень важная работа, к сожалению, осталась неосуществленной... Архивные документы, воспоминания железнодорожников, солдат и офицеров, газеты и другие издания военных лет позволили Валентину Михайловичу достичь результатов, которые совпали с «окопной правдой» участников событий. На основе этих разнообразных источников он с позиций объективного исследователя освещает строительство Шлиссельбургской железной дороги, ход перевозок по ней при постоянных артиллерийских обстрелах и бомбардировках противника, защиту трассы, её роль в жизни и борьбе города на Неве, в подготовке разгрома фашистских войск под Ленинградом. Перелистаем страницы трудов Валентина Михайловича, вчитаемся в документы минувших героических лет, которые в них цитируются. И в тот же самый день Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве на отвоеванной вдоль южного берега Ладожского озера узкой полосе суши шириной всего 8 — 11 километров небольшой, но очень важной железнодорожной ветки, способной обеспечить связь города с Большой землёй.

Возглавил строительство И. Зубков, который до Великой Отечественной руководил постройкой ленинградского метро. И вот в январские морозы примерно пять тысяч человек приступили к осуществлению этого дерзкого плана. Почти круглосуточно работали геодезисты, железнодорожники, военные… Задание казалось почти невыполнимым — ведь железная дорога должна была быть построена всего за 20 дней. В мирное время для подобной стройки понадобилось бы не меньше года.

Каждый метр земли был начинён минами, неразорвавшимися боеприпасами, всевозможными сюрпризами и ловушками. Трудности усугублялись ещё и исключительно тяжёлыми условиями зимы — сильными морозами и буранами». Примерно в 5-6 километрах от строящейся дороги, на Синявский высотах, засели немцы. Поначалу они не могли понять, что делают русские, но, когда поняли, стали обстреливать место стройки непрерывным артиллерийским огнём. При этом часто разрушались только что возведённые участки дороги.

Советские зенитки как могли с земли прикрывали стройку от вражеских артобстрелов, с воздуха это делали истребители. Чтобы ускорить работы, трассу строили по максимально упрощенным технологиям. На большей части пути шпалы и рельсы клали прямо на снег, без положенных земляной насыпи и балластной призмы. Шлиссельбургская магистраль была построена в рекордные сроки — за 17 дней, на три дня раньше назначенного. Построена людьми, которые выживали в блокадном Ленинграде, подвергаемые непрерывным обстрелам фашистов.

Новая дорога протяженностью 33 километра пролегла между станцией Шлиссельбург ныне — Петрокрепость и платформой Поляны, находившейся на линии Ленинград — Волховстрой. Она соединила Ленинградский узел с общесоюзной сетью железных дорог. Для движения поездов по Шлиссельбургской трассе была создана 48-я паровозная колонна. Из особого резерва НКПС выделили тридцать мощных паровозов. Им управляла бригада в составе старшего машиниста И.

Пироженко, помощника машиниста В. Дятлева и кочегара И. Несмотря на артобстрел, 6 февраля в 16 часов он достиг станции Новая Деревня, а 7 февраля в 12:10 состав прибыл на Финляндский вокзал.

Только что мы открыли мемориальную доску Валентину Михайловичу Ковальчуку - символ нашей общей признательности за его огромный вклад в дело сохранения исторической памяти», — приводит слова Нарышкина издание. Автор более 200 научных работ, освещающих важнейшие вопросы новейшей истории России, особенно истории Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда.

Эта цифра намного больше, чем 600 тысяч, которая официально признавалась до его исследований. По последним данным, установленным судом, в Ленинграде погибли больше миллиона человек. Также исследователь содействовал возрождению Музея обороны и блокады в Соляном переулке, который был закрыт в 1952 году и восстановлен лишь в 1989-м. В 2023 году к десятилетию кончины выдающегося историка, Учёный совет Санкт-Петербургского института истории РАН постановил увековечить его память, установив мемориальную доску.

Нарышкин в Петербурге принял участие в открытии мемориальной доски историку Ковальчуку

Она была табуирована партийной верхушкой, не желающей вспоминать о страданиях, что выпали на долю жителей города, рассказал наш корреспондент Игорь Максименко. Официальные послевоенные данные: от голода, болезней и бомбежек в Ленинграде погибли 632 253 человека. Цензура жестко пресекала любые попытки оспаривать это.

И начать мы решили с книги Кн. Люди Русской эскадры составитель А. Плотто Уникальный труд Александра Владимировича Плотто, где впервые был представлен перечень людей, связанных с Русской эскадрой. С этой легендой русского флота меня познакомил Г. Турмов в начале 2000-х. А в 2015 г. Теперь любой, имеющий доступ в интернет, может проверить нет ли в этих списках и его фамилии.

Молчанов Воспоминания белого генерала Викторина Михайловича Молчанова 1886-1975 — видного лидера Белого движения на Восточном фронте Гражданской войны. Махров В начале мая, разбирая свою библиотеку, я наткнулся на книгу, которую мне прислал еще в январе 2006 года из Парижа Кирилл Махров — племянник известного деятеля Белого движения Петра Семеновича Махрова, последнего начальника штаба Вооруженных Сил на Юге России. В книге есть уникальный Биографический справочник, своего рода Энциклопедию гражданской войны от А до Я , где даны развернутые характеристики многих видных деятелей той эпохи. Обстоятельства его гибели до сих пор полностью не раскрыты. Когда я попросил Джона Стефана известного историка из Гавайского университета назвать книгу, которая лучше всего раскрывают образ легендарного генерала, он с ходу ответил: «Генерал Кутепов. Сборник статей» Париж, 1934. Книга ценна, прежде всего в тем, что в ней собраны воспоминания непосредственных участников тех событий. Их свидетельства бесценны. Фарс и трагедия Известный американский историк Джон Стефан исследует судьбу «фашистской идеи» среди русских эмигрантов в 20-е и 30-е гг.

Вонсяцкого США и К. Родзаевского Харбин. В их жизни трагедия и фарс переплелись необычайным образом. Будучи неординарными личностями и деятельными натурами они встали на путь борьбы с коммунизмом, увидев в идеологии фашизма «свой путь» возвращения утраченной царской России.

И трудно представить, почему папа этим занялся», — поделился сын историка и президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. Согласно официальным послевоенным данным, от голода, болезней и бомбежек в Ленинграде погибли 632 253 человека. Цензура пресекала любые попытки оспаривать это. Переломить ситуацию решился Валентин Ковальчук.

Они вот взяли документы треста «похоронное дело», они взяли документы по эвакуации, по призыву, мобилизации в армии, и у них получилось, что таких жертв было, наверное, не менее 800 тыс. Ковальчук опубликовал эти данные в научной статье в журнале «Вопросы истории». Публикацию разгромили после многочисленных жалоб. Ответственный за снабжение войск Ленинградского фронта и населения города Дмитрий Павлов обвинил ученого в «идеологической диверсии». Другой важной темой для историка стала коммуникация осажденного города. Он смог найти неизвестные данные о снабжении защитников Ленинграда и гражданского населения. Тогда никто не знал о подвиге связистов, ценой усилий и потерь которых был протянут телефонный кабель по дну Ладоги.

Но была ли их позиция ревизионизмом? Конечно, нет, потому что те цифры, которые были предоставлены в Нюрнберге, опирались именно на списки погибших. А Ковальчук и Соболев пошли по иному пути: они просто стали считать те данные, которые были доступны, — это количество жителей на начало блокады, количество эвакуированных, количество выданных карточек, — объяснил «Известиям» Никита Ломагин, доктор исторических наук, профессор, один из учеников и коллега Валентина Михайловича. От Севастополя до Ленинграда Тема потерь во время блокады долго оставалась политизированной. Выходу первых исследований помешало Ленинградское дело — волна судебных процессов против руководства города в конце 1940-х — начале 1950-х. Но и спустя десятилетие требовалось немало смелости и упорства, чтобы решиться всерьез заняться исследованием этой сложнейшей темы. Валентин Ковальчук в детстве собирался стать летчиком, но не прошел медкомиссию. После школы он поступил на исторический факультет Ленинградского университета и окончил его в 1939 году. А вскоре началась Вторая мировая. Вместо аспирантуры родного вуза Валентин Михайлович пошел в адъюнктуру Военно-морской академии, а после начала Великой Отечественной стал преподавать в Черноморском высшем военно-морском училище в Севастополе. Дальше было назначение в Главный морской штаб, работа над хроникой боевых действий Черноморского флота, создание архива ВМФ периода войны… Параллельно с научной работой он нес и военное дежурство на флагманском командном пункте наркома ВМФ адмирала Кузнецова. Войну Ковальчук закончил в звании полковника, был награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны II степени и двадцатью различными медалями. После Победы он возвращается в Ленинград и становится сотрудником Военно-морской академии имени Ворошилова, в 1954-м защищает кандидатскую диссертацию по теме «Защита морских коммуникаций осажденного Севастополя». А в начале 1960-х его допускают к засекреченным ранее документам о блокаде — и Валентин Михайлович, опираясь на уже имевшийся опыт, начал анализировать новые данные и создавать на их основе картину тех трагических событий. Уникальность его в том, что он и современник изучаемых событий, и исследователь. Как участник Великой Отечественной войны, он хорошо понимал эпоху и то, как события отражались в документах и свидетельствах, и именно при нём и с его активным участием началось собирание этих материалов, — отметил в беседе с «Известиями» Алексей Сиренов, директор Санкт-Петербургского института истории РАН. И это было только началом. По сей день поражает интенсивность научной работы Валентина Ковальчука: в 1967 году был опубликован пятый том «Очерков истории Ленинграда», в 1968-м — «Оборона Ленинграда 1941—1944. Воспоминания и дневники участников». Вот у нас дома, в коммунальной квартире на Театральной площади бывали все командующие Ленинградским фронтом. Следующим важным этапом для Валентина Михайловича стала работа над темой, непосредственно связанной с блокадой, но сфокусированной уже на событиях вне осажденного города.

В Петербурге открыли памятную доску выдающемуся историку блокады Валентину Ковальчуку

Михаил Ковальчук: мир подошёл к развилке истории. Опасность децентрализации Верховной власти – не в делегировании полномочий по борьбе с короновирусной эпидемией в регионы, а в существующем федеративном устройстве России. В Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялось торжественное открытие памятной доски выдающемуся историку, крупнейшему специалисту по Великой Отечественной войне — Валентину Михайловичу Ковальчуку. Работницы изготавливают снаряды в цеху одного из ленинградских заводов (Фото: РИА Новости). В Петербурге в возрасте 97 лет скончался известный историк Валентин Ковальчук.

Вспоминая Ковальчука

Она прошла в Санкт‑Петербургском институте истории РАН. Главная • Валентина Ковальчук. Выставка-ярмарка «Отдых» впервые собрала вместе все районы Беларуси. 27 января 2024 года в Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялось торжественное открытие мемориальной доски выдающемуся историку, крупнейшему специалисту по Великой Отечественной войне — Валентину Михайловичу Ковальчуку. Памятная доска историку блокады, доктору исторических наук Валентину Ковальчуку появилась в Петерб. В Санкт-Петербургском институте истории РАН открыли мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку, известному своим вкладом в изучение Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда и новейшей истории России. Генеральный алфавитный каталог Российской национальной библиотеки. Ковальчук Валентин Михайлович 1916 Историк (1/31).

В Петербурге ушел из жизни историк Ленинградской блокады Валентин Ковальчук

Цензура пресекала любые попытки оспаривать это. Переломить ситуацию решился Валентин Ковальчук. Они вот взяли документы треста «похоронное дело», они взяли документы по эвакуации, по призыву, мобилизации в армии, и у них получилось, что таких жертв было, наверное, не менее 800 тыс. Ковальчук опубликовал эти данные в научной статье в журнале «Вопросы истории». Публикацию разгромили после многочисленных жалоб. Ответственный за снабжение войск Ленинградского фронта и населения города Дмитрий Павлов обвинил ученого в «идеологической диверсии». Другой важной темой для историка стала коммуникация осажденного города. Он смог найти неизвестные данные о снабжении защитников Ленинграда и гражданского населения. Тогда никто не знал о подвиге связистов, ценой усилий и потерь которых был протянут телефонный кабель по дну Ладоги. Именно Ковальчук первым поведал еще об одной, менее известной ледовой трассе — Дороге Победы. Своими трудами он добился уважения не только в среде историков.

В Петербурге открыли мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку Прочитано: 540 27 января 2024 В Санкт-Петербургском институте истории РАН открыли мемориальную доску историку Валентину Ковальчуку, известному своим вкладом в изучение Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда и новейшей истории России. Открытие памятной доски состоялось 27 января, в день 80-летия освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В церемонии открытия приняли участие губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, председатель Российского исторического общества Сергей Нарышкин, сын ученого Михаил Ковальчук, ученые и журналисты.

Ну, как бы сам город жил, и роль Сталина или роль центра, она была ослаблена. Потом всё было засекречено абсолютно. И трудно представить, почему папа этим занялся», — поделился сын историка и президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук.

Согласно официальным послевоенным данным, от голода, болезней и бомбежек в Ленинграде погибли 632 253 человека. Цензура пресекала любые попытки оспаривать это. Переломить ситуацию решился Валентин Ковальчук.

Они вот взяли документы треста «похоронное дело», они взяли документы по эвакуации, по призыву, мобилизации в армии, и у них получилось, что таких жертв было, наверное, не менее 800 тыс. Ковальчук опубликовал эти данные в научной статье в журнале «Вопросы истории». Публикацию разгромили после многочисленных жалоб.

Ответственный за снабжение войск Ленинградского фронта и населения города Дмитрий Павлов обвинил ученого в «идеологической диверсии». Другой важной темой для историка стала коммуникация осажденного города.

Память об учёном. Военный, награждённый орденом Красной звезды и орденом Отечественной войны, после выхода в отставку он начал исследовательскую работу. Один из немногих получил доступ к секретным материалам. Изучал обеспечение Ленинграда инженерной, транспортной инфраструктурой во время блокады, прокладку топливных коммуникаций и электрического кабеля по дну Ладоги, железной дороги, которая была построена за 17 дней после прорыва блокады», — сказал Александр Беглов, подчеркнув, что Валентин Михайлович очень много сделал для того, чтобы найти правдивые сведения о погибших в блокадном Ленинграде.

Новости и события Российского исторического общества

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Валентин Ковальчук в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). Валентин Ковальчук доказал, что реальное количество ленинградцев, погибших в годы блокады, значительно превышает озвученную на Нюрнбергском процессе цифру в 632 тысячи человек. Он жил этой работой. Учёный был прав. Генеральный алфавитный каталог Российской национальной библиотеки. Ковальчук Валентин Михайлович 1916 Историк (1/31). «Перо Валентина Михайловича Ковальчука, словно кисть опытного художника, вызвало к жизни феномен многогранного явления, названного современниками «блокада», – отмечает директор Санкт-Петербургского института истории РАН доктор исторических наук Н.Н. Смирнов. Столетию со дня рождения выдающегося историка Валентина Михайловича Ковальчука была посвящена конференция «Актуальные проблемы истории блокады Ленинграда», которую провели Европейский университет в Санкт-Петербурге и СПб институт истории РАН. Работницы изготавливают снаряды в цеху одного из ленинградских заводов (Фото: РИА Новости).

В Петербурге открыли памятную доску выдающемуся историку блокады Валентину Ковальчуку

В Санкт-Петербургском институте истории РАН состоялось торжественное открытие памятной доски выдающемуся историку, крупнейшему специалисту по Великой Отечественной войне — Валентину Михайловичу Ковальчуку. «Валентин Михайлович Ковальчук – человек, который посвятил себя изучению истории блокады Ленинграда. Он один из немногих получил доступ к секретным материалам. "Как настоящий историк, профессионал, Валентин Михайлович говорил, что основа истории — это факты. В Санкт-Петербурге скончался Валентин Михайлович Ковальчук, известный историк, специалист по блокаде Ленинграда. Как сообщили в Петербургском институте истории РАН, Валентин Ковальчук был похоронен 6 октября. На фото Валентин Ковальчук. В Ленинградском отделении института истории историк возглавил группу исследователей, занимавшихся анализом боевых действий под Ленинградом в годы Великой Отечественной войны.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий