Замглавы РЖД Олег Тони объявил о завершении проектирования участка высокоскоростной железнодорожной магистрали между Москвой и Казанью. Где строить вокзал ВСМ в Москве?» на канале «Как Сделать с Силой» в хорошем качестве, опубликованное 30 сентября 2023 г. 4:02 длительностью 00:14:02 на видеохостинге RUTUBE. Стоимость проекта ВСМ Москва – Казань оценивается в сумму около 1,7 трлн рублей.
ВСМ Москва—Казань: проект высокоскоростной магистрали
Гендиректор РЖД Олег Белозеров говорил, что большую часть ВСМ Москва – Нижний Новгород – Казань – Екатеринбург планируется построить к 2043 году. Арбитражный суд Москвы по иску АО «Мосгипротранс», участвовавшего, в частности, в проектировании высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань, взыскал около 2,1 млрд рублей с АО «Скоростные магистрали», «дочки» РЖД, курирующей проект создания. Как стало известно общероссийскому таможенному представителю «СлавТранс», глава РЖД Олег Белозеров заявил, что холдинг «Российские железные дороги» (РЖД) планирует строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) из Москвы в Казань и Ростов-на-Дону. Намерение China Development Bank выдать кредит на проект ВСМ Москва–Казань закреплено в начале мая в протоколе заседания рабочей группы по ВСМ в Пекине.
В Кремле опровергли отказ от строительства магистрали Москва Казань
Но до Казани скоростные поезда не были пущены. В 2008 году правительство РФ одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. В 2013 году был анонсирован старт проекта, завершить проектирование ВСМ должны были в 2016 году. У дороги появились девять промежуточных остановок, конечные станции. С тех пор сроки реализации проекта откладывались.
О нем вновь заговорили в этом году. Сначала 4 июня глава ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров, участвуя в программе «Картина мира» на канале «Культура», рассказал о планах строительства высокоскоростной магистрали «Москва — Казань». Он не уточнил сроки реализации, но сообщил, что идет итоговый формат обсуждения. Форма строительства — государственно-частное партнерство.
Длина трассы составит 790 км, остановки планируется сделать в 16 населенных пунктах.
А дальше будет легче. То есть логична последовательная реализация проектов, а не параллельная, например, по двум направлениям сразу. И потому что первая трасса станет испытательным полигоном для всех остальных проектов, и потому что все они достаточно дороги. Есть прогнозы пассажиропотока между ними. Потенциал его роста сейчас недоиспользован. Поезда «Сапсан» ходят полные, если не сказать битком.
Множество людей используют гражданскую авиацию, существует автомобильный трафик и т. Уменьшение времени в пути до двух с половиной часов в значительной степени перетянет людей из авиации и с автобанов и сгенерирует новый пассажиропоток. Возникает мощное движение между агломерациями. Именно этот критерий является главным. Других таких городов в РФ, где можно было бы уверенно прогнозировать рост числа пассажиров, нет. Быстро в обоих случаях. А как будет по другим направлениям?
Сэкономленные полчаса — серьезный аргумент для выбора. С учетом того, что аэропорты в обеих столицах находятся за городом, до них надо добираться, проходить контроль, а вокзалы в центре, весь основной пассажиропоток — 90 процентов поедет на ВСМ. ВСМ на Казань очень похожа на трассу на Петербург. Ее длина около 700 км. Время в пути планировалось около 3,5 часов. Но зато она пройдет через города, которые на данный момент вообще не соединены железнодорожным сообщением: Нижний Новгород, Чебоксары и Казань. Трасса образует новые связи, придаст мобильности жителям.
Что касается Адлера, то там время в пути называют в 10 часов в 2 раза быстрее обычного поезда, а не в 4, как в Петербург — «СП». Эффект, конечно, не столь разительный.
Востребованность ВСМ пока тоже вызывает вопросы. Выступая в эфире программы « Москва.
Путин », Хуснуллин отметил, что объем пассажиропотока не подтвержден.
Просидели целых два года. В 2019 году вспомнили про ВСМ. Решили еще раз собраться, совещания провести, переговоры. Дел много, семь раз отмерь один раз отрежь. Опять одобрили проект, точнее его первый этап. В ходе горячих обсуждений, выслушав специалистов пришли к выводу: чтобы построить магистраль в срок до 24 года, строить нужно уже в этом году. Строить, деньги тратить, еще и окупаемость неизвестно какая будет и будет ли.
Да лучше деньги эти потратим на региональные аэропорты, морские порты. Но зачем мы тогда миллиарды тратили на проектирование, планирование.
Проектирование высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань завершено
Ранее РЖД планировали привлечь средства Фонда национального благосостояния. В результате время в пути между Москвой и Казанью сократится до 3,5 часов. «Дочка» РЖД и в апелляции не смогла взыскать 710 млн руб с консорциума проектировщиков высокоскоростной магистрали Москва – Казань. Главная» Новости» Трасса москва казань последние новости скоростная. В РЖД завершили проектирование магистрали между Москвой и Казанью.
ВСМ Москва-Казань – кто считал пассажиров!?
председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров в ходе беседы с Михаилом Ковальчуком рассказал, что холдинг «Российские железные дороги» собирается построить высокоскоростные магистрали Москва — Казань и Москва — Ростов-на-Дону. В недавнем прошлом в стране всерьез готовились к строительству ВСМ от Москвы до Казани. ВЗГЛЯД / Проектировщик ВСМ Москва – Казань отсудил 2,1 млрд рублей у «дочки» РЖД:: Новости дня. РЖД планируют строительство высокоскоростных магистралей (ВСМ) из Москвы в Казань и Ростов-на-Дону.
ВСМ «Москва-Казань». Возвращение к вопросу
После начала специальной военной операции ВС РФ на Украине финляндская сторона 28 марта 2023 года приняла решение о прекращении движения по этому направлению. В качестве наиболее подходящего направления для постройки подобной магистрали рассматривалась трасса Москва - Ленинград Санкт-Петербург. Но поскольку существующая железная дорога, построенная в 1851 году, проходит по оптимальному и наиболее прямому маршруту, было решено развивать по ней смешанное движение: пускать как высокоскоростные поезда, так и обычные. Однако полноценного высокоскоростного движения между Москвой и Ленинградом наладить не удалось: мешали проблемы с подвижным составом, сложность строительства дополнительных путей и необходимость пропуска по линии медленных товарных и пригородных поездов. Уже в 1980-х годах в институтах при Министерстве путей сообщения снова начали разрабатывать проекты выделенной ВСМ по маршруту Москва - Ленинград и Москва - Юг. В целом проект был готов к началу 1990-х годов. Институтом "Ленгипротранс" был подготовлен проект трассы: она должна была пройти параллельно существующим путям на расстоянии 30-50 км с отклонением в сторону Великого Новгорода.
Для новой дороги решено было создать отечественный подвижной состав. Однако постройка тестового образца затянулась. Ныне единственный построенный состав ЭС-250 разделен на две части, одна из них выставлена в петербургском Музее железных дорог России. Первоначально завершить строительство ВСМ планировалось в 2000 году, однако реально работы начались только на одном объекте - вокзальном комплексе в Санкт-Петербурге в 2010 году на месте заброшенного котлована был построен торгово-развлекательный комплекс "Галерея". Уже в 1997 году стало ясно, что привлечь масштабные иностранные инвестиции в проект не удастся.
В декабре 2012 году были приняты поправки в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года, согласно которым предполагалось в первую очередь реализовать в рамках частно-государственного партнерства три проекта: Москва - Санкт-Петербург высокоскоростная железнодорожная магистраль - 1, ВСМ-1 , Москва - Казань ВСМ-2 и Москва - Ростов-на-Дону - Адлер ВСМ-3 , а также, в дальней перспективе, Казань - Самара. Из этих трех проектов первоначально наибольшую государственную поддержку получила ВСМ-2. Одним из аргументов в пользу проекта было то, что Казань нуждается в высокоскоростном сообщении с Москвой в большей степени, чем Санкт-Петербург, куда уже курсируют "Сапсаны". На ПМЭФ в 2015 году называлась уточненная стоимость проекта - 1 трлн 68 млрд рублей. Трасса проекта была утверждена в июле 2013 года.
Путь до Казани сокращался в 3,5 раза - до 3 часов 30 мин. Проект предусматривал строительство двух крупных мостов: через Оку близ Нижнего Новгорода и Волгу в районе Чебоксар. Планировалось, что в будущем трасса Москва - Казань станет частью трансевразийского скоростного железнодорожного коридора Пекин - Европа. Проект ВСМ был подготовлен в 2017 году. Однако строительство трассы, вопреки запланированному, начато не было из-за отсутствия финансирования. Его стоимость тогда была оценена 621,5 млрд рублей, из которых по 200 млрд рублей планировалось выделить из бюджета РФ и из собственных средств РЖД. При этом Песков сообщил, что глава государства еще не принял окончательного решения по второму проекту высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва - Казань, который ранее рассматривался как приоритетный.
К ним относятся проекты на БАМ и Транссибе. Поделиться Рубрики новостей.
В следующем году её протяжённость увеличится до семи тысяч километров, присоединятся Сочи и Екатеринбург. А к концу текущего десятилетия квантовая инфраструктура обеспечит такой географический охват, который будет полностью отвечать внутренним потребностям нашей страны, выведет Россию в число мировых лидеров в этой сфере. Очень рассчитываю, что РЖД, как головная компания по этому стратегическому направлению, в полной мере реализует столь масштабные планы. Уважаемые друзья! За проектами, достижениями, о которых сейчас сказал, стоит напряжённый, каждодневный и добросовестный труд — труд сотен тысяч людей: машинистов и проводников, диспетчеров и ремонтников, путеобходчиков, инженеров и транспортных строителей, многих других специальностей. Я хочу поблагодарить всех, кто работает на железных дорогах России, а также ветеранов отрасли за вашу сплочённость, за вашу ответственность, за умение добиваться поставленных целей даже в самых непростых, а порой и в суровых условиях. Самоотверженность и высочайшая дисциплина железнодорожников проявляются не только на профессиональном поприще. Регулярно общаюсь, скажу и об этом, с командирами подразделений, которые участвуют в специальной военной операции, и не раз говорили, не раз слышал от них, что там, где служат железнодорожники, всегда надёжный порядок, чёткое выполнение боевой задачи. И конечно, отмечают доблесть и личное мужество бойцов. Такие качества, настоящая профессиональная закалка передаются у железнодорожников из поколения в поколение. Ваш труд всегда пользуется особым почётом и уважением. И мы обязательно будем укреплять кадровый потенциал отрасли, улучшать условия труда на железной дороге, социальную защищённость сотрудников и ветеранов предприятий. Конечно, нерешённых вопросов здесь много. Мы обязательно — и руководство отрасли, руководство Правительства, — все мы будем, конечно, совместно с руководством компании думать над решением этих задач. Напомню, что РЖД — это крупнейший корпоративный работодатель в России. Сейчас только вот руководитель профсоюзной организации говорил об этом. Причём во многих районах, прежде всего в Сибири и на Дальнем Востоке, железная дорога играет определяющую роль в жизни целых городов и посёлков: не только обеспечивает рабочие места, но и решает другие важные социальные задачи. В этой связи хочу поблагодарить всех руководителей — и бывшего Министерства путей сообщения, и созданной на его базе компании «РЖД», её подразделений, и, конечно, отраслевого профсоюза, о котором только что упоминал, — за то, что в непростые периоды сохранили обширную социальную инфраструктуру, думали о том, как будут жить люди, трудовые коллективы и их семьи. Сегодня эта социальная инфраструктура развивается. И такие инвестиции, вложения, такая забота о сотрудниках реально работают на будущее отрасли, повышают её конкурентоспособность, привлекательность для новых кадров, для молодых людей. Так, в 2020 году корпоративный университет РЖД был признан лучшим в мире. Что особенно важно: компания выстраивает полноценный образовательный путь — от школьной скамьи до современного рабочего места. Повышенное внимание уделяется школьникам, развитию их способностей и талантов. Этим занимаются профессиональные центры при школах и лицеях. Действуют 26 детских железных дорог, на базе которых открыты шесть «Кванториумов», их специализация — IT и робототехника.
Как пройдёт ВСМ Москва – Казань (трассировка линии)
Торговля идет до последней секунды", - добавил топ-менеджер. Читайте нас в.
Работа с белорусскими коллегами проводится для определения дальнейших совместных действий по разработке этого проекта. Ранее мы писали , что из Казани в Грозный запустят ЖД маршрут. По каким дням будут курсировать поезда, пока не уточняется.
В этой связи хочу поблагодарить всех руководителей — и бывшего Министерства путей сообщения, и созданной на его базе компании «РЖД», её подразделений, и, конечно, отраслевого профсоюза, о котором только что упоминал, — за то, что в непростые периоды сохранили обширную социальную инфраструктуру, думали о том, как будут жить люди, трудовые коллективы и их семьи. Сегодня эта социальная инфраструктура развивается. И такие инвестиции, вложения, такая забота о сотрудниках реально работают на будущее отрасли, повышают её конкурентоспособность, привлекательность для новых кадров, для молодых людей. Так, в 2020 году корпоративный университет РЖД был признан лучшим в мире. Что особенно важно: компания выстраивает полноценный образовательный путь — от школьной скамьи до современного рабочего места. Повышенное внимание уделяется школьникам, развитию их способностей и талантов. Этим занимаются профессиональные центры при школах и лицеях. Действуют 26 детских железных дорог, на базе которых открыты шесть «Кванториумов», их специализация — IT и робототехника. Такие инициативы, безусловно, заслуживают самой высокой оценки. Многими поколениями железнодорожников в России была создана мощная инфраструктура, производственная, технологическая база, которая позволяет нам идти вперёд, добиваться больших результатов, ставить новые, амбициозные цели. Сегодня Россия реализует масштабную повестку развития, укрепляет свой суверенитет, создаёт новые возможности для роста экономики и расширения межрегиональных связей, для формирования глобального конкурентоспособного рынка транспортных услуг, коридоров. Предстоящее десятилетие станет для нашей страны десятилетием большой стройки, больших проектов, в том числе на железной дороге, — проектов, значимых не только для России, но и для всей Евразии. Мы расширяем, как известно, БАМ и Транссиб, модернизируем другие магистрали и подходы к морским портам, включая Азово-Черноморский и Каспийский бассейны, одновременно начинаем масштабный проект по созданию сетей высокоскоростных железных дорог. В качестве первого шага такой маршрут должен кардинально сократить время в пути между двумя крупнейшими агломерациями нашей страны — Москвой и Санкт-Петербургом. Затем такие трассы должны соединить столицу с братской Белоруссией, с Минском, Воронежем, Нижним Новгородом, Казанью, Екатеринбургом, Ростовом-на-Дону, обеспечить доступность курортов Черноморского побережья — большую, лучшую доступность для наших граждан. И особо подчеркну: в перспективе, безусловно, будем строить их до Луганска и Донецка. Планируется, что высокоскоростные магистрали пройдут по территориям, где живёт более 111 миллионов наших граждан, а это 80 процентов населения страны. Скажу сегодня и о планах, которые позволяют укреплять транспортно-логистический каркас всей Евразии, диверсифицировать потоки грузов за счёт более эффективных, более надёжных и безопасных доставок. Так, в европейской части России мы развиваем международный коридор «Север — Юг». Он свяжет с портами на побережье Персидского залива и Индийского океана российские порты на Балтике, а также Мурманский транспортный узел — один из наших важнейших опорных хабов в Арктике, мощность которого мы обязательно также будем наращивать. На всём маршруте — от Мурманска до иранского Бендер-Аббаса — будет обеспечено, как говорят специалисты, бесшовное железнодорожное сообщение по широкой колее стандарта «1520». Доставка грузов из Мурманска в Мумбаи займёт около пятнадцати суток. По сравнению с традиционными маршрутами время в пути сократится в четыре раза. Проектов, значимых не только для России, но и для всей Евразии», — заявил Президент. Магистраль позволила бы сократить время поездки из Москвы в Казань с 11,5 до 3,5 часа.
Дорога протяженностью 770 километров сократит время в пути между конечными пунктами до 3,5 часов с нынешних 11,5. Одна из остановок запланирована в Чебоксарах. Дзене и в VK.
Ясно-понятно. Что известно о высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Казань?
В 4 раза быстрее, чем сейчас, будет путешествие Москва—Казань 790 км 14 часов в среднем требуется сегодня, чтобы доехать из Москвы в Казань на поезде Еще в 2009 году стали обсуждать высокоскоростное железнодорожное сообщение между Москвой и Казанью. Сегодня наряду с маршрутами Москва — Нижний Новгород и Москва — Санкт-Петербург это одно из самых популярных для поездок бизнес-пассажиров. Однако если между этими городами курсируют скоростные «Сапсаны», «Стрижи» и «Ласточки», то из Москвы в Казань ходят обычные поезда. Новая дорога Уже готово технико-экономическое обоснование ВСМ и разработана финансовая модель проекта, завершается проектирование новой трассы. После утверждения инфраструктурного плана начнется подготовка к первому этапу строительства Железнодорожный Московская область — Гороховец Владимирская область.
На церемонии открытия МЦД-3 в Москве он отметил, что нужно в ближайшем будущем построить такую же магистраль и до Нижнего Новгорода, Казани, а потом и Урала. Это не только сократит время передвижения людей от одной крупной агломерации к другой, это улучшит связанность страны, подтолкнет развитие таких сфер, как образование, наука», — подчеркнул глава государства. Строительство высокоскоростной магистрали Москва — Казань обсуждалось с 2013 по 2019 год Фото: kremlin.
В 2020-м вице-премьер РФ Марат Хуснуллин объяснил , что строительство ВСМ отложено из-за высокой стоимости проекта на тот момент он оценивался в 1,7 трлн рублей и недостаточной изученности потенциального пассажиропотока. В апреле того же года министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин на брифинге в Кабинете Министров РТ заявил , что проект ВСМ пока «положили на полку», хотя проектирование на территории республики было завершено. И уже в конце 2022 года заместитель министра транспорта России Валентин Иванов сообщил, что ведомство вернется к рассмотрению возможности создания проекта высокоскоростного железнодорожного сообщения между Москвой, Владимиром и Казанью. Фарит Ханифов заявил о том, что строительство железной дороги от Казани до Набережных Челнов зависит от реализации проекта высокоскоростной магистрали Москва — Казань Фото: gossov. Проект готов, получил положительное заключение Главгосэкспертизы и ожидает своего часа. Недавно этот вопрос поднимался на уровне Президента РФ. Все зависит от старта этого проекта», — сказал глава Минтранса.
Ханифов отметил, что есть «концептуальные решения» по железной дороге Самара — Ульяновск — Казань, которая пройдет дальше в Набережные Челны.
Сейчас регион находится только на одной федеральной автомобильной трассе, а железнодорожная магистраль проходит в стороне от его столицы. Представители республики рассказали "РГ", что строительство ВСМ ускорит развитие логистической и транспортной инфраструктуры республики. Прежде всего за счет того, что позволит предприятиям оптимизировать логистику и уменьшить затраты на перевозку продукции. В конечном итоге это может привести к снижению ее стоимости и сделать ее более конкурентоспособной", - считает замминистра экономического развития региона Раиса Рафикова. Также, по ее мнению, ВСМ окажет существенное влияние на развитие туристической индустрии всего Поволжья - туристы из регионов, а также жители Чувашии смогут быстрее и комфортнее добираться не только до соседних городов, но и дальше, расширяя географию своих поездок.
В целом, постройка ВСМ сильно улучшит транспортную доступность России. Это очень важный эффект для тех же Липецка, Тамбова или Курска. Быстро добраться куда-то из этих городов не получается - самолет обычно что на юг, что в Москву очень дорогой и летает редко. Дело в том, что авиасообщение окупается только при больших пассажиропотоках, когда хорошо работает и аэропорт, и авиакомпания, есть стабильная наполняемость большого самолета. Поэтому для таких городов наличие скоростного пассажирского поезда улучшит транспортные возможности их жителей. Параллельно будут решаться актуальные задачи развития территорий, по которым пройдет ВСМ.
Для Тамбовской области это может быть реализация смежного проекта по электрификации участка Кочетовка - Ртищево, очень долгожданного и необходимого для развития пассажирских и грузовых сообщений в восточном направлении. Правительство Тамбовской области будет оказывать всестороннее содействие работам по проектированию и строительству ВСМ Москва - Адлер. Таким образом, города, расположенные в стороне от ВСМ, пусть и в меньшей степени, но все равно получат эффекты от проведения магистрали. ВСМ на юг будет наиболее фидерной из-за того, что магистраль проходит через огромное количество регионов. То есть, например, если ВСМ пройдет через Тулу на Липецк, то Орел, Курск и Белгород будут доезжать до Тулы на высокоскоростном поезде, а дальше он будет курсировать по реконструированной линии до Белгорода. Если же линия пройдет в стороне от Липецка, то например на пересечении с обычной ЖД линией Елец-Липецк поезд свернет по развязке на нее и доедет за полчаса в одном потоке с грузовыми поездами до вокзала Липецка.
Там стоит вопрос о том, как провести линию: через центры Смоленска, Орши и Витебска, либо строить вокзалы на окраине, чтобы транзитные поезда не теряли время на заезд в центральную часть города. С линией на Петербург был похожий момент - долго решали, стоит ли удлинять линию ради Великого Новгорода, чтобы он тоже оказался поближе к цивилизации. В итоге решили построить на окраине города высокоскоростной вокзал и провести линию через Новгород С линией на Казань и Екатеринбург уже больше питающих линий - это Иваново, Ульяновск, Йошкар-Ола, Чебоксары, Пермь, Уфа, Челябинск и Курганская область. Ожидается, что для таких регионов ВСМ со скоростными поездами сильно улучшат социально-экономическое состояние. Концепция фидерных линий - в охвате высокоскоростным поездом максимального количества городов, вокзалы которых будут находиться как в центре, так и на их окраине. Фидерные линии питают основное направление пассажиропотоком и делают линию востребованной.
Если станция ВСМ расположена вдалеке от городов, то это сильно роняет пассажиропоток и снижает привлекательность магистрали. Поэтому, строить ВСМ надо так, чтобы ветка проходила через максимальное количество городов.
Добавим, что в самом Екатеринбурге реализуется другой транспортный проект. Напомним, т рехстороннее соглашение о создании первого Новокольцовского маршрута подписано на «Иннопроме» летом 2022 года. Финансирование проекта ожидается многоуровневым.
«РЖД» сократит финансирование ВСМ Москва-Казань на 11 млрд рублей
Арбитражный суд Москвы по иску АО "Мосгипротранс", участвовавшего, в частности, в проектировании высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Казань, взыскал около 2,1 миллиарда рублей с АО "Скоростные магистрали", "дочки" РЖД. АО «РЖД Логистика» принимает участие в поставке инертных материалов для строительства скоростной автомагистрали М-12 «Москва – Казань». Общая стоимость строительства ВСМ Москва-Казань оценивается в 1,068 триллиона рублей. В РЖД снова заговорили о строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань, которая должна пройти и через Нижний Новгород. В РЖД завершили проектирование магистрали между Москвой и Казанью.
РЖД построит ВСМ в Казань и Ростов-на-Дону
Намерение China Development Bank выдать кредит на проект ВСМ Москва–Казань закреплено в начале мая в протоколе заседания рабочей группы по ВСМ в Пекине. РЖД до конца 2023 г. планирует построить новые участки магистральной квантовой сети (МКС) между Москвой, Воронежем и Ростовом-на-Дону, а также от Нижнего Новгорода до Арзамаса и Казани. Новости по теме: ВСМ Москва-Казань.
Проектировщик ВСМ Москва – Казань отсудил 2,1 млрд рублей у «дочки» РЖД
Реализацию поручили «дочке» РЖД — «Скоростные магистрали». С 2013 года проект, который планировалось реализовать на основе государственно-частного партнерства, обсуждался на разных уровнях. Но стройка так и не началась, а с 2019 года проект Москва — Казань был официально заморожен. Весной 2020 г. В конце 2021 года в правительстве вновь разгорелась дискуссия о целесообразности реализации капиталоемкого проекта, а в конце декабря президент Владимир Путин на большой пресс-конференции сказал, что магистраль всё еще «требует экспертного изучения».
Отмечается, что РЖД несколько лет назад сообщали о существовании долгосрочной перспективы и возможных направлениях строительства в России скоростных и высокоскоростных железных дорог. Однако конкретные сроки и планы по дорогам не назывались.
Высокоскоростной считается специализированная электрифицированная двухпутная железнодорожная линия для эксплуатации поездов со скоростями от 200 до 400 километров в час. В настоящее время ВСМ в России нет.
В целом проект был готов к началу 1990-х годов. Институтом "Ленгипротранс" был подготовлен проект трассы: она должна была пройти параллельно существующим путям на расстоянии 30-50 км с отклонением в сторону Великого Новгорода. Для новой дороги решено было создать отечественный подвижной состав. Однако постройка тестового образца затянулась. Ныне единственный построенный состав ЭС-250 разделен на две части, одна из них выставлена в петербургском Музее железных дорог России. Первоначально завершить строительство ВСМ планировалось в 2000 году, однако реально работы начались только на одном объекте - вокзальном комплексе в Санкт-Петербурге в 2010 году на месте заброшенного котлована был построен торгово-развлекательный комплекс "Галерея". Уже в 1997 году стало ясно, что привлечь масштабные иностранные инвестиции в проект не удастся.
После проверки деятельности компании Счетной палатой в начале 2000-х годов было возбуждено уголовное дело, однако о результатах расследования в СМИ не сообщалось. После реформирования железнодорожной отрасли и создании на базе Министерства путей сообщения госкомпании "Российские железные дороги" РЖД было решено запустить скоростное движение по старой линии Москва - Санкт-Петербург с зарубежным подвижным составом "Сапсанами". В июне 2008 года правительство РФ одобрило Стратегию развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Документ предполагал строительство трех высокоскоростных магистралей: Москва - Санкт-Петербург в дополнение к существующей трассе , Москва - Берлин и Москва - Нижний Новгород. Уже в 2009-2010 годах появились предложения о пересмотре программы.
На Казань и до Екатеринбурга, на Адлер и на Петербург. Этот план по-прежнему существует, его никто не отменял. Те направления, которые озвучены президентом накануне, как раз взяты из этой программы. Наиболее проработанными являются трассы на Казань и Петербург. Проработка ВСМ Москва — Петербург началась раньше всех: сначала в 1970-х, затем в 1990-х, потом было обоснование инвестиций в нулевые годы. То есть трассу распланировали давно. Перед тем, как пускали «Сапсаны», была дискуссия, строить ли ее отдельно или модифицировать имеющуюся. Сейчас окончательно решили строить выделенную трассу, имеющую массу плюсов. До конца она пока не спроектирована. Трасса разбита на участки, есть входы в города — Москву и Петербург, есть участок между городами. После строительства трассы в Петербург, видимо, возьмутся за Казань, обновив уже имеющийся проект. До Адлера полноценного проектирования не было. Велись разработки просто скоростного хода. На самом деле нам нужен опыт первого строительства, реализации подобного рода проектов, который откроет нюансы и даст практику. А дальше будет легче. То есть логична последовательная реализация проектов, а не параллельная, например, по двум направлениям сразу. И потому что первая трасса станет испытательным полигоном для всех остальных проектов, и потому что все они достаточно дороги. Есть прогнозы пассажиропотока между ними. Потенциал его роста сейчас недоиспользован. Поезда «Сапсан» ходят полные, если не сказать битком. Множество людей используют гражданскую авиацию, существует автомобильный трафик и т. Уменьшение времени в пути до двух с половиной часов в значительной степени перетянет людей из авиации и с автобанов и сгенерирует новый пассажиропоток.