Новости лыкова агафья биография

Именно здесь отшельница Агафья Лыкова, биография которой описана во многих научных журналах, и провела все свои сознательные годы жизни. Отшельница из Хакасии Агафья Лыкова рассказала правду о своем рождении.

Агафья Лыкова: живучая отшельница из таежного тупика

Агафья Лыкова — последние новости В правительстве добавили, что Агафья Лыкова в подробностях рассказала Цивилеву о том, как ей досаждает медведь, и пожаловалась, что у нее болит рука.
Перед Новым годом у Агафьи Лыковой в Хакасии высадился десант с большой земли Агафья Лыкова — последняя оставшаяся в живых представительница семьи староверов, которые поселились в глухой сибирской тайге еще в 1937 году.
Агафья Лыкова: живучая отшельница из таежного тупика Агафья Лыкова превратилась в нарицательный персонаж типа Царя Гороха.
Агафья Лыкова - биография, новости, личная жизнь документальный фильм об Агафье Лыковой, снятый телеканалом RT (Russia Today).

Агафья Лыкова - последние новости на сегодня, 28.04.2024

Написать комментарий Источник: Городские порталы — Там дышать-то нечем, машины… Это вообще страшно, — так Агафья Лыкова отвечает на вопрос о том, не хочет ли она перебраться в город. С самого рождения, почти 80 лет, она живет в тайге. Ее отец Карп Осипович Лыков увел туда семью в 30-х годах, подальше от коллективизации. Агафья родилась в 1944 году.

Он сам настоится, до красноватого оттенка", - пересказал мужчина рецепт отшельницы. Антон отметил, что эпидемию коронавируса сибирская отшельница объяснила как "божье наказание, людям вразумление". Ранее Агафья попросила миллиардера Олега Дерипаску построить избу в тайге. Накануне сам олигарх заявил, что пандемия в России продлится до мая 2023 года. Самое важное - в нашем Telegram-канале Смотрите также.

Действительно, по словам Назарова, отшельники не страдали так называемыми «цивилизованными» недугами: гипертонией, сахарным диабетом, атеросклерозом. Однако доктор выяснил, что Лыковы мучились болезнями суставов. Но сами они объясняли возникновение болей исключительно тяжелым физическим трудом.

В остальном же, по мнению Назарова, его «пациенты» были практически здоровы. Между тем в 1981 году скончались сразу трое Лыковых: 55-летний Саввин, 45-летняя Наталья и 41-летний Димитрий. Как поведал Карп Осипович Игорю Назарову, все они, и в том числе он сам и его младшая дочь Агафья, в один момент заболели «простудой». Геологи предлагали Лыковым лекарства, но глава семьи отказался принять препараты, сказав, что каждому срок отмерян свыше. Первым отправился на тот свет Димитрий, который промучился всего неделю. Он кашлял и тяжело дышал. Саввин страдал около двух месяцев: у него страшно болела спина, а дыхание было затруднено. Наталья перед смертью также испытывала удушье. Благодаря рассказам Лыкова-старшего и перечисленным им симптомам, Игорь Назаров сделал вывод о том, что дети Карпа Осиповича умерли от пневмонии.

Взяв за основу такие своеобразные «устные истории болезни» и собственные исследования, профессор Назаров предположил, что смерть Лыковых наступила по причине их изолированного образа жизни.

Лыковы практически растеряли иммунитет от различных заболеваний. По описанию роковая болезнь походила на пневмонию. Оправиться от недуга удалось лишь самому старшему члену семьи — Карпу и самой Младшей — Агафье. А заразилась семья, пообщавшись с группой геологов. Новое испытание — болезнь в 1988 году Карп уже не пережил. Лихорадка свела его в могилу практически за день. Но Агафья оправилась. Хотя как выяснилось, у отца иммунитет от ряда болезней все-таки был — он рос в сообществе, а у Агафьи, родившейся в 1944 году, его практически не было.

Единственное, на что у нее обнаружен иммунитет, это на вирус клещевого энцефалита», — пишет «Московский Комсомолец» со ссылкой на Игоря Назарова — врача, обследовавшего Агафья Лыкову. Растили картошку — основу рациона. К картошке добавляли рыбу или мясо, если не в постные дни. Сейчас Агафья промышляет на своей заимке лишь рыбалкой. Она, несмотря на солидный возраст, огородничает. Гости помогают ей вскопать делянку под картофель и морковь, привозят муку и соль — такие подарки Агафья принимает с радостью. А разносолы либо не берет вовсе, либо для отвода глаз — чтобы не обидеть. Ее день заканчивается и начинается с молитвы. Отец обучил ее грамоте.

А премудростям счета она выучила сама — даже рассчитала, когда наступает Пасха, в то время как семья скрылась от мира. Помогли в этом священные книги, а вычисления самоучки на удивление оказались верными. Молитва — главная работа для Агафьи, именно так наставлял дочь Карп. Второе — этой хозяйство. В хозяйстве у Агафьи куры и козы. Сено дня коз привозят добровольцы. Очередную партию в этом году Лыковой доставили в апреле вместе с прочими подарками к ее дню рождения. Источник: РИА-Новости До недавнего времени жила отшельница в маленькой избушке с одним окном и русской печкой. Новое жилище для Агафьи доставили в тайгу по воздуху.

Светлый и просторный дом подарил Лыковой меценат — Олег Дерипаска. Постройку собрали волонтеры. Но прижиться нем Агафья смогла не сразу. В старой избе поселила коз, а потом стала и ночевать вместе с ними. В прошлом году новую пристройку для животных возвели рядом с новой избой, чтобы Агафья перебралась жить именно туда. Помог тот же меценат. Теперь Агафья живет в новом доме. Зато постройки на старом месте этой весной постигло несчастие. Рядом с избушкой было хозяйственные помещения и дом добровольца — геолога Ерофея Седого, который несколько лет жил на этой заимке.

Агафья Лыкова: как сейчас живет и выглядит самая знаменитая отшельница России

Вечерняя Москва. Не так давно в Сети был создан телеграм-канал "Хроники бабушки Агафьи", рассказывающий о жизни Агафьи Карповны Лыковой, которая всю свою жизнь живет в глухой сибирской тайге. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Волгограда -

Агафья Лыкова: что стало с последней отшельницей СССР

Отшельница Агафья Лыкова, последние новости, жива или нет Агафья лыкова. Что произошло у сибирской отшельницы. Как живут старообрядцы.
Агафья Лыкова - биография, новости, личная жизнь, фото, видео - Агафья Карповна Лыкова – последняя, кто остался в живых из древнего рода, который уже на протяжении многих десятилетий не признает мирской суеты и не хочет возвращаться в социум.
Пользуется термоментром и мясорубкой, но боится штрих-кода: Как живет отшельница Агафья Лыкова Агафья Лыкова — последняя оставшаяся в живых представительница семьи староверов, которые поселились в глухой сибирской тайге еще в 1937 году.

Отшельница Агафья Лыкова попросила Путина приехать к ней

Биография Агафьи Лыковой. Биография Агафьи Лыковой на короткий период расцветилась соседством с новоявленным отшельником. Пока человечество переживало Вторую мировую войну и запускало первые космические спутники, семья русских отшельников боролась за выживание в глухой тайге – Самые лучшие и интересные новости по теме: Агафья Лыкова, жизни, отшельники на развлекательном. Известная сибирская отшельница Агафья Лыкова не будет в апреле этого года отмечать 80-летний юбилей. Страна и мир - 9 марта 2024 - Новости Архангельска -

Отшельница Агафья Лыкова вновь отказалась переезжать в Москву

Нарицательный персонаж. Агафья Лыкова В 1990 году Агафья Лыкова приняла постриг в старообрядческом женском монастыре, но несколько месяцев спустя вернулась обратно на заимку, сославшись на нездоровье и «идейные расхождения» с монахинями обители.
Агафья Лыкова: как сейчас живет и выглядит самая знаменитая отшельница России Агафья Лыкова – отшельница, единственная оставшаяся в живых представительница семьи староверов Лыковых, которые жили в хакасской тайге с 1937 года.
Как отшельница Агафья Лыкова готовится к Новому 2022 году Агафья Лыкова сейчас. Биография Агафьи Лыковой.

Последняя в своем роде: рассказываем, кто такая Агафья Лыкова

Группа Отшельница АГАФЬЯ ЛЫКОВА в Одноклассниках. В Хакасии в лесу живёт Агафья Лыкова уже много лет. иногда телевидение и газеты напоминают нам о ней. Знаменитая отшельница Агафья Лыкова к 77 годам словно сама стала частью тайги, как воздух или вода её родной реки Еринат. Отшельница из Хакасии Агафья Лыкова рассказала правду о своем рождении. Агафья Лыкова превратилась в нарицательный персонаж типа Царя Гороха. единственная, оставшаяся в живых, представительница семьи отшельников-староверов, найденных советскими геологами в 1978 году в Хакасии в Западных Саянах. Агафья Лыкова не отмечает Новый год, так как считает, что это несоответствует христианским убеждениям, поскольку этот праздник был введен Петром.

Последняя в своем роде: рассказываем, кто такая Агафья Лыкова

Не моется, не трогает чужих и не пьет лекарства: как живет известная сибирская отшельница Агафья Лыкова — почему женщина строго соблюдает запреты отца даже после его смерти? Этот очерк впервые рассказал миру о жизни и культуре таежных отшельников, проживающих в горах Абаканского хребта у реки Еринат. Агафья Лыкова. Фото: agafiya-likova. Сведения о предках Агафьи датируются 1917 годом, когда в России специальные правительственные отряды начали искать непокорных деятелей. В это время Карп Осипович Лыков принял решение переехать вместе со своими братьями в отдаленные от цивилизации места на Алтае. В конце 1930-х годов брат Карпа Лыкова, Евдоким, был убит военной полицией. Эта трагическая ситуация развернулась прямо перед глазами Карпа и сильно потрясла его. В результате этого глава семьи Лыковых, вместе со своей женой Акулиной и двумя маленькими детьми, решили уйти в глушь тайги.

Со времени их ухода и до 1945 года о них не было слышно. В этот период в семье родились Дмитрий в 1940 году и Агафья 17 апреля 1944 года.

Ели картошку прямо с кожурой, объясняя это экономией пищи. На двух огородах ближе к реке у семьи был еще один возделываемый участок выращивали не только картошку.

Вызревала еще репа, лук, конопля, рожь и горох. Правда, было всего этого так мало, что, например, из зерен ржи не делали хлеба — лишь по святым праздникам ее дробили в ступе и делали кашу. Были у Лыковых и семена моркови. Но их однажды съели мыши, поэтому на долгие годы семья осталась без этого ценного продукта.

Возможно, именно недостатком каротина оранжевый пигмент объясняется бледный цвет кожи этих отшельников. Позднее геологи все же снабдили Карпа и его семью семенами моркови, и те стали ее выращивать. Многие помогали семье Лыковых семенами, которые те могли выращивать на огороде Еще одним кормильцем была и сама тайга — ягоды, грибы, орехи, крапива, дикий лук. Все это собирали Лыковы.

Мясо тоже ели, но крайне редко. Во-первых — вера запрещала им употреблять в пищу животных, имеющих лапы, а не копыта. А во-вторых — семья Лыковых всегда обходилась без оружия. Конечно, со временем они научились пользоваться ружьем, которое приносили любопытные охотники, но все же предпочитали заманить дичь в ловушки.

В общем, жили Лыковы почти впроголодь. Именно голод и убил мать Агафьи и жену Карпа. Правда, подробно они об этом старались не распространяться. Выживание этих людей в диких условиях еще тогда, в 1980-х, казалось всем чудом.

Да еще и с учетом сибирского климата, который запросто может сгубить абсолютно любой урожай — не говоря о самых физически крепких людях. Еще одним внезапным удивлением для исследователей стал тот факт, что Осип хоть и знал о спичках, но пользоваться ими отказывался, считая огонь, добытый таким образом, греховным. Пользовались Лыковы трутовиком гриб, который после тщательной процедуры высушивания может воспламениться от искры и кремнем, добытым на горе. Жилище свое освещали лучиной.

Осталась одна В 1981 году друг за другом стали умирать члены семьи Лыковых. Первым скончался Дмитрий — он умер от воспаления легких, поскольку его отец запретил брать лекарства, которые предложил врач. Спустя два месяца после него ушел из жизни брат Агафьи Савин, а через 10 дней не стало и Натальи. Таким образом до 1988 года Агафья жила вдвоем со своим отцом Карпом.

Конечно, с момента встречи с людьми из большого мира им стало немного попроще, но они по-прежнему отказывались питаться чужой едой и проводили все свое время в трудах. В середине февраля 1988-го ушел из жизни и Карп Лыков, оставив Агафью наедине с дикой природой. Агафья Лыкова Два года женщину уговаривали переехать в одно из сел, но она наотрез отказалась, а в 1990-м приняла постриг и на время уехала в женский старообрядческий монастырь.

Желаю тебя видеть. С нетерпением жду.

С лыковскими я родство давно потеряла, но очень жду тебя». Антон гостил у своей знаменитой тетки уже четыре раза. На днях он снова вернулся из поездки в Хакасию, а когда улетал с заимки, успел снять из иллюминатора поднимающегося вертолета видео, как Агафья Карповна сидит на бревне, а рядом с ней — ее новая помощница. Да, да, впервые за всю историю этой необычной семьи жить в помощниках у таежной отшельницы будет не послушник-мужчина, а женщина. Нашел ее и помог прилететь на заимку красноярский режиссер и тележурналист Андрей Гришаков.

Ей 78 лет, и она уже не справляется одна, а ведь у нее хозяйство, козы. Как ее в тайге одну оставлять? Я даже приглашал ее жить к себе, говорил, что люди у нас в селе хорошие, но Агафья сказала, что не поедет и останется у себя. И ей обязательно нужен помощник, человек рядом.

А когда февраль-бокогрей приходил, начинали готовить дрова. Стылые берёзовые и осиновые чурки звонко разлетались от ударов колуна. Обычно, хозяин колет, а детвора укладывает в поленницу, чтобы за лето дровам просохнуть. Черника Но, чтобы у читателя не сложилось слишком благостное представление о таёжном быте, не нужно забывать, что описанные события происходили среди дикой первозданной природы, а выражение «медвежий угол» как раз про эти места. Полным хозяином тут был и остаётся доныне медведь. Обилие ягод, ореха, множество копытных: маралов, лосей, косуль — отличная кормовая база для этого зверя. Люди вторглись в его владения, а значит, нежелательные встречи и столкновения были неизбежны. И они не заставили себя долго ждать, особенно после того, как на заимке появилась домашняя скотина. И как часто бывает в подобных ситуациях — трагичное мешается с комичным. Пропала корова у Михаила Скороходова. С утра пораньше, вооружившись, мужики отправились на поиски. Сразу за поскотиной стало ясно — медведь скараулил. По следам определили что да как и куда потащил добычу. Вдруг, слышат, рядышком ботало — бряк-бряк. Странно, столько кровищи, а она брякат. Мужики, а может это какая-нибудь из ваших, всё же… — Да нет. Мы как прослышали, что твоя пропала — своих из стайки не выпускаем. Так, разговаривая, выходят на небольшую поляну, а там косолапый лежит на спине и подбрасывает коровью голову вместе с боталом, играет. Покидает-покидает и к уху приложит — слушает. Застрелили, конечно. А вот ещё случай. Бабы с ребятишками пошли по ягоды и наткнулись на задранного медведя. Видимо косолапые между собой что-то не поделили, вот один другого и порвал. Сбегали за мужиками. Те осмотрели поверженного. Шкуру решили снять, а тушу спалить, чтобы не растравливать оставшегося. А вышло наоборот. Следующим вечером, когда семья Лыковых отмолившись села ужинать, до их слуха донеслись непонятные звуки: не то бормотанье, не то шлёпанье губами. Супруг встал из-за стола, открыл дверь — мать ты моя родная! Дверь тут же захлопнул — и на крючок. А тот стоит — спиной дверь подпирает и только: «Мед… мед…». Тут уж Раиса поняла — что-то неладно. А когда из мужика с выдохом вырвалось: «Медведь! Малые, не поняв, что происходит и почему мама шалит, недолго думая, решили её поддержать — когда ещё за столом побаловаться доведётся. И давай: миской об миску, миской об стол. Такой грохот поднялся! Придя в себя и отдышавшись, глава семейства решил глянуть в окно — не убежал ли зверюга. Облокотившись о подоконник, поднёс бороду к стеклу. А из темноты, с любопытством, смотрит на него хозяин таёжный. Ну, тут уж началось! Прямо, концерт для него устроили. На шум прибежали соседи и выстрелами отогнали незваного гостя. У Иосифа Лыкова, на ту пору, ружья ещё не было, и дворы на заимке были не так как в деревнях — забор к забору, а поодаль, по-хуторски, не лепились друг к другу — места хватало… Год по году молодым прибавляет, а старикам убавляет. Все были приблизительно одного возраста. Выросшие на природе, с детства у старших в помощниках и по хозяйству, и на охоте, рано освоили науку выживания. К пятнадцати годам юноша мог и дом срубить, и зверя в тайге добыть. Степан вплотную подошёл к этому возрасту — уже на щеках стал пробиваться рыжеватый пушок. Характером, лицом, статью походил на тятеньку. По всему было видно, что растёт такой же кряжистый, рыжебородый молчун. Дарья в маманьку удалась — рослая, красивая, рано округлившаяся. И внутренний склад, скорее, от Раисы Агафоновны. Вот только к молению и учёбе, хоть и способна была, но не прилежна. Как: ни старались родители — не смогли заронить ей в сердце искры усердия, которые были в Степане и в младших. А обучение в христианской семье начиналось с младенчества. С грудничком на руках становилась мама на утренние и вечерние молитвы. Первым делом складывала в двуперстие маленькие пальчики и ограждала малютку крестным знамением — держа его ручку в своей руке, накладывала последовательно на лоб, живот, правое и левое плечи. Одновременно читала Исусову молитву. Когда малыш начинал говорить, учили Богородичную и молитву мытаря. На пятом-шестом году приступали к азбуке и грамматике. Затем начальные утренние молитвы, полунощница и большой начал. После этого наступала очередь Нового Завета и Псалтыри. Так закладывались в маленькую голову основы христианской веры. К шести-семи годам ребёнок уже мог читать и писать. Понятно, что не в каждой семье придерживались этого правила. Где-то к учёбе приступали позже или с меньшей нагрузкой, в зависимости от способностей обучаемого. По ягоду Хоть и не было в Дарье Лыковой тяги к учёбе, зато в работе огонь-девка была, нарадоваться на неё не могли — во всём помощница надёжная. И даже, когда новую баньку со Степаном в два топора рубили — в семье-то прибыло, да и старая обветшала, — не уступала брату и в этом, сугубо мужском, деле. Одна печаль была у родителей — как только солнышко за горизонт скроется, девка не к налою, а на вечёрки рвётся, где можно вволю с парнями побалагурить. А братья Чепкасовы и Ермила Золотаев глазами её уже до дыр протёрли. Молодость — она и в глухой тайге — молодость, и ничего с этим не поделаешь. А посему — пора девку к замужеству готовить, — решили Иосиф с Раисой. И Василий Золотаев вовремя пришёл. Посидели, повспоминали, как сами на вечёрки ходили, на одной из которых оболтус Васька чуть избу у сродной сестры не спалил — куделю лучиной поджёг, а Раиса шалуна за чуб оттаскала. Потом, уже в дверях, как бы невзначай, Золотарёв-старший намекнул: — У Ермилы мол, только и разговоров, что про вашу Дашутку. Не породниться ли? Переглянулись Лыковы, усадили обратно гостя, и давай вести обстоятельный разговор. Мы тебя давненько знаем и ты нас, и родители наши в один собор ходили. Отчего же не породниться? Вот только Дарье шестнадцатый пошёл, а Ермиле — семнадцатый. Не рановато? Да я не про завтра разговор веду. Дело несрочное. Давай, годок выждем. Вот, после Рожества и засылай сватов. Читатель уже, наверное, задался вопросом: что за вечёрки такие? Обычно, выбиралась самая просторная изба, где несколько семей, после управы по хозяйству, собирались зимними вечерами. Бабы и девки занимались прядением, вышиванием, пряли холстину. А где девки, там и парни. При тусклом свете лучины или свечи происходили первые притирки и приглядки между молодыми… Керосиновые лампы у староверов были не в чести. Помнили они древнее предание: «Будет буйный, адский огонь. Если кто занесёт его в дом — святость из икон выйдет. И если случится мертвец в доме том — изнести его, яко пса смердящего». Вот такие строгости. Но тот, кто бывал в других деревнях и видел, насколько ярче и удобней с лампой — начинал измышлять что-то подобное и для себя. На Зайцевой заимке, что на Алтае, один умелец сколотил ящик с дверкой, без верхней и боковой стенок, и пристроил к окну с улицы. Так и освещался, снаружи. В Тишах на такое «святотатство» не пошли. Экспериментировали с лучиной: методом тыка пытались добиться более яркого горения. Оказалось, если сырое берёзовое полено положить на ночь в уже протопленную русскую печь, а затем наколоть лучинок и досушивать уже традиционным способом — такая, предварительно запаренная лучина, горит ярче. Второе по значимости детское воспоминание Карпа Лыкова — похороны дедушки Афанасия. Этой же зимой провожали почтенного старца. Как жил, так и умер на восьмидесятом году — светло и спокойно, заранее приготовив себе кедровую домовину. И попросил Иосифа Лыкова, чтобы тот позаботился в дальнейшем о бабушке Елене. Отношение к смерти у людей прошлого было диаметрально противоположным нынешнему пониманию этого венчающего земную жизнь события. Для христианина это был не конец существования, а переход в иное состояние, к другой форме жизни. Трагедия заключалась вовсе не в самом факте смерти как завершении плотского бытия, а в том, что человек мог преставиться без покаяния… Вот ещё одна картинка из детства. Десять лет было Карпу, когда однажды, зимним вечером старший брат Степан спросил его: — Ну, что Карпа? Пойдёшь со мной на Бедуйское озеро за тайменями? Очень обрадовался Карп этому приглашению. Хоть и вырос среди леса, но так, чтобы на несколько дней, с ночёвками у костра, тем более зимой — такого ещё не было! Пусть день немного прибудет, — ответил Степан. Через день после праздника, на лыжах с нартами, с утра пораньше, отмолившись, тронулись в путь. Три дня ходьбы до тайменьего озера. Сначала вверх по Абакану километров пятнадцать. Затем по Бедую ещё километров двадцать пять. На этом притоке Абакана нет водопадов, как на большинстве горных речек. Поэтому рыба беспрепятственно поднимается вверх до самых истоков и зимует в высокогорном озере. Облюбовал этот водоём и таймень. Из местных рыб он считается самым вкусным. И заезжие купцы в Таштыпе и Абазе отдавали ему предпочтение. Вес отдельных особей иногда доходил до ста килограммов. Если кому-то удавалось изловить такого гиганта — вот где была удача так удача, — никакого мяса не надо. К тому же, из кожи этих великанов шили обувь… До озера добрались без приключений. Конечно, зашли на Горячий Ключ. Отогрелись в единственной на маршруте избушке и поплескались в целебных водах. Остальные ночёвки были у костра. Степан не раз уже ходил за тайменями, поэтому знал лучшие места для стоянок. Главное, чтобы рядом было побольше сухостойника. Сначала разгребали снег и разводили костёр на месте будущей «постели». Затем ужинали и готовили двухметровые сутунки для надьи. На это уходило два-три часа. В сумерках отгребали не прогоревшие угли в сторону, а прокалённую землю застилали пихтовыми и кедровыми вепсами. Натягивали холстину, которая служила одновременно и навесом и экраном, отражающим огонь и тем самым усиливающим теплоотдачу. После этого «заводили надью»: укладывали рядом два кедровых бревна, а сверху клали берёзовое сырое. От этого огонь не был таким буйным и горел дольше и ровным пламенем. Еловые и пихтовые дрова не брали — уж очень сильно «стреляют», можно пропалить одежду. Прогретая земля до утра отдавала тепло через ароматную «перину». На снегу На озере место для ночлега было оборудовано более основательно и со всей таёжной предусмотрительностью. На солнцепёчном южном склоне горы, под надёжной защитой мощного предгольцевого кедрача, был построен небольшой сруб. Четыре ряда брёвен возвышались над землёй — человеку по грудь. Эту конструкцию венчала крыша из колотых плах, поставленных шалашом. В центре сруба находилась железная печурка, труба которой, для экономии места и дров, коленом выходила на тыльную стену. А по бокам от печи располагались нары. Построили эту заежку Степан с отцом лет восемь назад на месте старого тувинского становища. С тех пор почти каждую зиму, на недельку, вырывались Лыковы ловить тайменей. Вот только на этот раз вместо себя Иосиф отправил меньшого — пусть привыкает, пора смену готовить. Кому хоть раз довелось приобщиться к сидению зимой над лункой, тот на всю жизнь становится приверженцем этого вида рыбной ловли. Особенно, если это не праздная забава, а жизненная необходимость. Вот так же крепко, как первый аршинный таймешёнок, вытащенный Карпом на лёд, зацепился он за крючок, именуемый зимней рыбалкой. Гигантов в этот раз поймать не посчастливилось, но одного пудового и парочку поменьше удалось выдернуть. Остальной посильный вес добрали мелочью, как говорится, «от двух до пяти». Обратный путь, хоть и с грузом, но по пробитой лыжне и вниз под горку, дался легче и быстрее. Уже на Абакане, когда до Тишей оставалось меньше десяти километров, произошло непредвиденное. За время пребывания братьев в верховьях случилась оттепель, а потом снова всё замело. Это самое неприятное для путешествующих по реке. Сначала лёд снизу проедается, а затем переметается свежим снегом. Подобных ловушек на Абакане, особенно в конце зимы, предостаточно. В одну из таких промоин и влетел с ходу, шедший впереди Степан. Хорошо, что успел перехватить посох поперёк. Поэтому не ушёл под воду с головой, а повис на нём. Кинувшемуся на помощь Карпу заорал: — Назад! Я сам! Благо, промоина была небольшая, а течение несильное и лёд не стал ломаться дальше. В противном случае лыжи затянули бы под него. Потихоньку, отжавшись на руках, Степан осторожно перевалил тело на ледяную поверхность. Настоящий страх испытал тогда Карп. Страх за Степана и собственную беспомощность. На берегу развели костёр. Пока Степан стягивал мокрую одежду, Карп быстро нарубил сучьев. Пока сушились — наступил вечер, и поэтому решили заночевать на месте. Идти в потёмках по такому льду, конечно же, не отважились. Ноша На следующий день, к обеду, рыболовы прибыли домой. Вот и пришлось сушиться и ночевать. То ли горячий ключ так влияет, то ли ещё что, но такого рыхлого льда нет нигде по Абакану. А Карп как? Даже нарты на льду остались. Слава Богу, легко отделались. Впредь наука будет. Идите в баню, грейтесь. Мама ещё вчера топила — вас ждала. Бегом, подбрось дровишек, поди совсем-то ещё не простыла. Немногие прислушиваются к советам старших. Пока сами шишек не набьют — опыта не наберутся. Степан и Карп на всю жизнь запомнили коварство замёрзшей реки. В мире уже отгремела Русско-японская война — предвестница грядущей беды. Весть о ней дошла и до заимки, став для староверов ещё одним свидетельством приближения конца света. А вышедший в 1905 году царский указ «Об укреплении начал веротерпимости», открывавший перед старообрядчеством новые возможности, всё же не добавлял оптимизма наставникам, говорившим своей пастве: «Это послаба ненадолго, грядут ещё лютейшие времена». После кончины дедушки Афанасия наставником в Тишах, при всеобщем одобрении, стал Иосиф Ефимович Лыков, а поселение на Абакане стали называть Лыковской заимкой. В промежуток между войнами, японской и германской, в Тиши переехали ещё несколько семей: Самойловы, Ярославцевы, Русаковы и Гребенщиковы. Иван Васильевич Самойлов был приёмным сыном Скороходова-старшего, и поэтому заселился в пустовавший всё это время дом Василия Степановича. А заселяться было кому. Семейство Самойловых состояло из двоих мужчин — самого Ивана Васильевича и его старшего сына, наследника Фёдора и женской его части — жены Марфы Власиевны и трёх малявок-красотулек: Пелагеи, Евдокии и Харитины. Супруга Ивана была из зырян. Взял он её за Пермской землёй. Как говаривал Карп Осипович: «Шибко красивая была, и девчонки в неё пошли». Фёдор был двумя годами младше Карпа Лыкова. Мальчишки сразу сдружились. Правда, это не помешало им сначала, как водится, пободаться за лидерство. Анютку же самойловские девчонки приняли в свою компанию. Остальные вновь прибывшие выбирали участок, корчевали тайгу под огороды, ставили избы, чистили заросшие поляны под покосы. Короче, занимались привычным для староверов делом… Много народа ушло в таёжную глушь за первую четверть двадцатого века. Не только в Тиши шли люди. На Малом Абакане тоже обосновалось несколько семей. О Зайцевой заимке я уже упоминал. А с заимкой Дайбовых познакомимся поближе. В будущем судьба Карпа Лыкова будет теснейшим образом связана с этим местом, вернее с девочкой Акулиной Дайбовой, но это произойдет только через пятнадцать лет… На левом берегу Бии, одной из двух главных рек Алтая, находится хуторок Дайбово. От основателей его осталось только название, да несколько уцелевших, почерневших от времени изб. Но, даже по прошествии стольких лет, эти безмолвные свидетели дают нам понять, как бережно относились люди к своему жилью и земле, которая их кормила. Через горы, напрямую, между заимками километров сто пятьдесят, но климат на Бие значительно мягче. От заимки Дайбовых остались пара изб да название, а от Тишей не осталось ничего… 1913 год. Империя празднует трёхсотлетие Дома Романовых под всеобщее ликование, за год до мировой мясорубки. На Абакане тоже свой праздник. Жизнь, благодаря Галактиону Саночкину, стала слаще в самом прямом смысле. Собрал Галактион от своих пчёлок первый взяток. Ещё по приезде задумал он устроить на заимке пасеку. В первую весну, когда сошёл снег и полезли первоцветы, Галактион всё ходил-высматривал медоносы. Оценил по достоинству это место. Всё тут было: и раннелетний взяток с жёлтой акации, и вербы, и основной — с кипрея иван-чая. Понял мужик, что тут можно поставить с десяток-другой уликов. И после того, как обустроился на новом месте, стал думать, как доступить пчёл. Было несколько возможных вариантов. Первый — через перевал на конях, завезти с Алтая; второй — по реке с Таштыпа летом, на лодке, где бечевою, где на шестах, поднять.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий