«Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Так же создаются детские оперы, которые идут с аншлагами, но вот оперу Садко я не могу назвать чисто детской. Башкирский театр оперы и балета с триумфом выступил на исторической сцене Большого театра. Московской публике представили постановку, премьера которой состоялось в Уфе осенью прошлого года, – оперу «Садко».
Опера Н.А. Римского-Корсакова «Садко»
Шаляпин в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко» | Опера-былина «Садко» была создана Н. А. Римским-Корсаковым. |
Опера «Садко» в Мариинском театре | Древнерусская былина «Садко» увлекала Римского-Корсакова ещё в молодости. |
Садко (опера) | это... Что такое Садко (опера)? | На этот раз «Геликон» привез поклонникам оперу «Садко» Римского-Корсакова в постановке народного артиста России Дмитрия Бертмана. Премьера этого спектакля состоялась в 1897 году в частной опере мецената Саввы Мамонтова. |
Новый спектакль Башоперы «Садко» покажут на московской сцене | Премьера оперы «Садко» Николая Римского-Корсакова в постановке Башкирского театра оперы и балета прошла в Москве, в легендарном Большом теат. |
«Садко»: Черняков исполняет желания в Большом театре | На этот раз «Геликон» привез поклонникам оперу «Садко» Римского-Корсакова в постановке народного артиста России Дмитрия Бертмана. Премьера этого спектакля состоялась в 1897 году в частной опере мецената Саввы Мамонтова. |
Опера «Садко» в Мариинском театре
Но на Исторической сцене Чернякову везет меньше: возможно, виной тому добровольно взятая на себя режиссером миссия вести диалог с традициями этих подмостков. Черняков поставил в 2011 г. Это был один из тех пронзительных ходов, которые умеет придумывать режиссер: на мгновение показалось, что в новейшей России возможен патриотизм, коллективный дух и вера в общее дело. Последовавшая сразу за концертом постановка «Руслана и Людмилы» Глинки разочаровала пустотой и случайностью решений: в этом же духе сейчас, через девять лет, получился и «Садко» Римского-Корсакова.
Его тема — современный европейский человек на приеме у психотерапевта. При этом Черняков одну за другой выбирает оперы Николая Римского-Корсакова, мастера эпоса и сказок. Это осознанная личная культурная политика постановщика: ведь действительно великий русский композитор в мире недооценен.
Вместе с тем ключи, которые Черняков подбирает к произведениям Римского-Корсакова, их не отпирают: в лучшем случае получается талантливое параллельное творчество режиссера, как в случае с небанальной постановкой «Сказки о царе Салтане» в Брюсселе 2019 , где названную сказку читают в утешение подростку-аутисту. Взявшись за «Садка», Черняков по привычке превратил былинных героев Римского-Корсакова в современных европейских людей. Они материально устроены, но им чего-то не хватает: одному тому, кто в опере Садко хочется переместиться в иную историческую реальность, где было место богатырям и героям, другая в клавире ее зовут царевна Волхова хочет испытать экстремальные любовные ощущения, третья в оригинале — жена Садка Любава мечется от неустроенности личной жизни.
Гюляра Садых-Заде в журнале «Masters» : «Отдавая должное затейливости и остроумию замысла, трудно отделаться от мысли о том, что режиссерская интерпретация существенно обедняет и сузила содержание авторского текста. Тотальность послания и неумолимая последовательность в проведении художественного приема вообще-то противопоказана в искусстве, в котором главной ценностью всегда была и есть неоднозначность, неочевидность и вариативность смыслов. И даже то, что под управлением Тимура Зангиева спектакль от показа к показу в премьерной серии все более набирал в силе и стройности выражения, не оправдывает того, что у зрителя отобрали сказку, мечту и надежду». Алексей Парин на радио «Эхо Москвы» : «Для меня самая большая драма состоит в том, что все-таки это Большой театр, первая сцена страны, и если они предлагают национальную оперу, которая не игралась давно, то, конечно, должно быть такое музыкальное создание, которое должно нас убедить в том, что эта музыка сегодня нужна. Музыка, которую я слышал, не убедила меня [в этом]. Фото Дамир Юсупов Во всю землю слава! В другом лагере звучат голоса тех, кого спектакль Чернякова убедил. Марина Гайкович в «Независимой газете» : «Черняков-режиссер вновь говорит с нами о нас. Пусть берет и избитый — но найденный и избитый им же самим — прием ролевых игр, но он работает». Светлана Наборщикова в «Известиях» : «Если под зрелостью понимать умение не бросаться в крайности, то «Садко», где случился очень симпатичный компромисс традиций, новаторства и китча, — превосходный ее образчик.
Довольны остались и любители «жесткого» Чернякова, и поклонники «старого» Большого, и те, кому всех концепций милее знаменитая люстра и селфи в позолоченном интерьере». Майя Крылова на портале ClassicalMusicNews. Ru : «Изменив детали сказочной буквальности, уйдя в иные, как бы прагматично обусловленные, миры, протестуя против понимания Римского-Корсакова лишь как этнографа, Черняков, по сути, приблизился к пониманию метафизического замысла оперы. Сергей Евдокимов на портале ClassicalMusicNews. Ru : «Дмитрий Черняков ещё не исчерпал пространство внутри рамок созданного им самим интерпретационного стиля. И он безжалостно точен в соблюдении всех им же установленных эстетических законов. Он придумывает современных, правдоподобных персонажей, виртуозно «скрещивает» их с героями оперы и заставляет их жить своей жизнью, но с соблюдением всех правил психологической убедительности, выработанных ещё в XIX-XX веках. Поэтому в сущности Черняков не «ниспровергает» традиции, а как раз поддерживает в них жизнь и выводит на совершенно новый уровень. Это и обеспечивает ему место среди лучших режиссёров современности». Inner Emigrant на портале «Ваш досуг» : «Подход режиссера заслуживает восхищения.
С таким остроумием примирить поборников традиций со сторонниками прогресса — шикарный ход. Все мизансцены проработаны до мелочей»; «…Черняков с музыкой особенно бережен. Он ей любуется, не боится долгих статуарных сцен, музыка его ведет и отвечает ему взаимностью, нисколько не сопротивляясь его сюжетной надстройке». Евгения Артемова в журнале «АртМосковия» : «…все это по-новому работает в фокусе режиссерской идеи игры в квест, раскрывающей глубинные психологические, над фольклорные и универсальные смысловые пласты в знакомой музыкальной сказке. А публика получает истинное эстетическое наслаждение от хорошо исполненной музыки, увлекательного действия, колоритных массовых сцен и прекрасных декораций». Но невозможно создавать шедевры каждый раз». Опера довольно длинная или долгая? Уверяем — волноваться незачем.
Опера-былина «Садко» была написана русским композитором Н. Римским-Корсаковым в 1896 году. Интерес композитора к русской старине и особенностям народного мировосприятия сформировался еще в молодые годы. Именно это увлечение стало основой для написания многочисленных музыкальных произведений со сказочным фантастическим сюжетом. История написания оперы В 1867 году Николай Андреевич написал оркестровую музыкальную картину под названием «Садко». В 1894 году композитор получает послание от Н. Финдейзена, популярного историка музыки. В нем содержалась убедительная просьба сочинить оперу с тем же названием — «Садко». Финдейзен был настолько вдохновлен этой идеей, что даже предложил композитору собственный вариант либретто текстовое содержание. Вдохновленность музыкального историка передалась Николаю Андреевичу, и он взялся за создание своего будущего шедевра и жемчужины русской оперной музыки. Своей идеей он поделился с исследователем русского традиционного бытового уклада В.
Хочется, чтобы каждый зритель насладился музыкой, которая не стареет и, как хорошее вино, становится лучше и интересней, — сказал он. Услышать оперу у монастырских стен — особое удовольствие. Спектакль был назначен на 18:00, но зрители стали собираться уже к обеду. Им была интересна и репетиция — когда еще удастся попасть на театральную кухню? Среди пришедших заблаговременно были и священнослужители. Всё было очень скромно: маленькие сцены, небольшое количество зрителей. Сегодня это уже две сцены, мощнейшая машинерия, светодиодные экраны, хороший звук и свет, — отметил первый заместитель генерального директора-художественного руководителя «Геликон-оперы» Владимир Горохов. Китайская скрипка и термобелье Правда, в работе на открытом воздухе есть свои нюансы. Хорошо, если, как в этот раз, с погодой повезет, но случалось и по-другому. А резкие климатические перепады критичны для инструментов — например, от жары скрипка может треснуть. Но я выступаю только со старинной, ей почти 200 лет. Перед звукорежиссерами стоит непростая задача. Им нужно выстроить баланс оркестра, хора и солистов, чтобы все друг друга слышали. В этот раз акустическая репетиция длилась три часа. К вечеру стало холодать. Оркестр бодрился: «Согреемся, играя музыку».
«Садко» в Петропавловской крепости откроет фестиваль «Опера — всем — 2023»
Для создания опоры всей партитуры, композитором было очень грамотно продумано построение и размещение сцен с большим количеством участников. Автор сделал структуру партий равномерной: массовые произведения в первой, четвертой и седьмой картине. Раскрытие фантастических образов осуществилось во второй и шестой картине, а в третью и пятую вписались лирико-драматические образы. У всех главных действующих героев интересные музыкальные портреты. Это показывают обширные и развивающиеся арии и песни, изображенные в декорациях жизнь и быт народа. В музыкальном содержании оперы сильно выделяются насыщенность, красочность и контрастность. Сказочный подводный мир воплощается с помощью гибких средств, особой гармонии и своенравной мелодики, и эти подводные образы противопоставляются реальным русским людям, быту. Интересно, что вся опера имеет неравномерное развитие: есть такие моменты, когда действие на сцене, как бы "прекращается", и тем самым зритель свое внимание сосредотачивает на красоте музыки и поставленных массовых номерах. Николай Андреевич часто и активно затрагивает русскую народную тему и "морской" лейтмотив в музыке к произведению.
Опера "Садко" - одно из самых популярных и востребованных среди других сочинений Николая Андреевича. И сегодня она имеет популярность и ставится в лучших театрах мира. Интересные факты Премьера «Садко» прошла с огромным успехом, несмотря на то, что первоначально дирекция Мариинского театра не одобрила спектакль. Более того, Николай II сам вычеркнул это произведение из репертуара. Опера включает в себя несколько отрывков из симфонической поэмы «Садко», которая была написана Римским-Корсаковым 30-ю годами ранее на тот же сюжет. Федоровский в свое время был создателем художественного оформления оперы "Садко" Большой театр. Будучи увлеченным древнерусскими всевозможными эпическими сказаниями, а также бытом, Федоровский творчески вдохновлялся подобными источниками. Именно благодаря такой заинтересованности, художник создал великолепные декорации и костюмы к музыкальной драме "Садко".
Его художественный труд был настолько хорошо оценен, что в середине 20 века ему вручили Сталинскую премию первой степени. В новгородской летописи 1167 года сохранилась запись о Садко Сытиниче, заложившим церковь из камня. Это церковное построение дало возможность сохранить в памяти народа имя "сказочного" героя Садко, а также это подтверждает информацию о том, что он был богат и занимался строительным делом.
Я стараюсь отойти от сказки на некую дистанцию, понять, чем она могла бы быть сейчас. Дмитрий Черняков режиссер Декорации к спектаклю Работу Чернякова со сценой критики назвали «сценографическими чудесами со старинной художественной родословной».
За основу для некоторых декораций режиссер взял эскизы легендарных художников русского театра. Так, для сцены «хоромы братчины» использовали эскизы Аполлинария Васнецова, созданные в 1901 году для постановки в Мариинском театре. Сцену «Берег Ильмень-озера» создавали по работам Ивана Билибина. Для сцены в подводном царстве использовали идеи оформления художника Владимира Егорова. Несмотря на отсылки к истории, сам режиссер признавался, что «эстетика старой оперной постановки» не имеет никакого отношения к спектаклю.
Разные мнения и трагичный исход В итоге оперу «Садко», с которой Дмитрий Черняков вернулся в театр после девятилетнего перерыва, некоторые назвали «кропотливым исследованием того, насколько разной на самом деле может быть успокоительная оперная былинность».
Москва, 15 февраля 1898». Имя адресата посвящения не указано. Предположение может быть только одно — это Иола Торнаги, будущая жена Шаляпина. Летом того же года состоится их свадьба. Экспомузыка - Шаляпин в опере Н. Римского-Корсакова «Садко».
По требованию публики повторяли песню Индийского гостя, Варяжскую песню и песню Веденецкого гостя. Артистам и автору устраивали овацию после каждого действия, вручали цветы и венки. После спектакля автора вызывали восемь раз. Впервые в творческой жизни Н. Римского-Корсакова сошлись мнения врагов и друзей.
Идите слушать «Садко», - писал Г. Успех оперы не снижался и на последующих представлениях. Спектакль, срежиссированный О.
Не так страшен Черняков, как его малюют. О «Садко» в Большом театре
«Садко» — это не просто опера, это эпичное произведение, которое характеризуется плавным и замедленным действием, словно спокойное течение реки. Выбор «Геликоном» оперы «Садко» в качестве первого премьерного спектакля на открывшейся после реконструкции исторической сцене понятен. «Садко́» — опера Николая Римского-Корсакова в семи картинах. Либретто написано самим композитором на основе русских былин о гусляре Садко. подробная информация, 6+. Историю о Садко, бедном новгородском гусляре, бросившем вызов правителям родного Новгорода, впервые решили поставить на оперной сцене в 1897 году. «Садко» - это одна из самых больших и сложных опер, настоящая проверка для любого театра, - считает дирижер-постановщик спектакля - лауреат «Золотой Маски» Феликс Коробов. Опера «Садко» Римского-Корсакова – это не эпос.
Газета «Суть времени»
- В Мариинке к 30-летию работы режиссера Алексея Степанюка поставили оперу "Садко"
- Большой театр • Садко
- Новый спектакль Башоперы «Садко» покажут на московской сцене
- У стен Троице-Сергиевой лавры представили оперу Римского-Корсакова «Садко» / Монастырский вестник
- «Садко» в Большом: как психологический квест обернулся неудачей - Александр МАТУСЕВИЧ
- Зачем «Сказке о царе Салтане» мюзикл и цирк
Краткая история создания оперы «Садко» композитором Римским-Корсаковым
Опера-былина «Садко» была создана Н. А. Римским-Корсаковым. Я уверен, что опера "Садко" будет востребована в Уфе и любима публикой, потому что это искренняя, радостная постановка со счастливым концом. Доминантой московского сезона и не только ожидаемо стала премьера оперы Римского-Корсакова «Садко» в Большом театре. Балетмейстер — А. Кузнецов. Опера «Садко» — глубоко национальное и самобытное произведение, для которого характерно эпическое повествование, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Опера «Садко» примечательна удивительным сплавом широкого русского мелоса, народно-танцевальной стихии, красочного, ярко звучащего оркестра. — Насколько интересен, полезен и сложен был опыт работы с Дмитрием Черняковым над оперой «Садко» Николая Римского-Корсакова, в премьере которой вы участвовали в Большом театре? — Это был ад.
Н.А.Римский -Корсаков. Опера Садко. О музыке. Часть 1
Его герой, как и сам рекордсмен в жизни, настоящий богатырь и на пиру он проявляет свою богатырскую силу. Роль ему предложил режиссёр-постановщик Аскар Абдразаков. Над тем принять предложение или нет, спортсмен раздумывал полгода. И сейчас о своём решении он не жалеет. Мне было относительно легко вжиться в эту роль, то есть я понимал, что ни чьё-то место занял. Но, безусловно, волнение было, потому что это не спортивная арена, не спортивный зал. Работа над постановкой шла полтора года. Воссоздать на театральной сцене целую эпоху Древней Руси — задача не из легких, но творческая команда с этим справилась.
Показать то, что сегодня не хватает. И мы еще добавили в оперу то, что не всегда бывает, некоторые просто сокращают. У нас огромный балетный акт подводного царства и поэтому это очень интересно и очень красиво. Еще один вызов стоял перед хореографами. Специально для оперы "Садко" вручную изготовили свыше 400 костюмов.
Он отвечает, что над ним действительно насмеялись пьяные гости. Затем он опять задумывается и вдруг восклицает: «Ай же ты, Царевна прекрасная, я ли жених тебе? Ты ли невеста мне? Садко поднимается с места, хочет уходить, жена останавливает его вопросом, что он задумал и куда идёт. Садко отвечает, что он идёт на площадь побиться о большой заклад, так как знает тайну про золотую рыбку из озера Ильмень.
Любава, предчувствуя недоброе в его замысле, умоляет его со слезами не губить себя. Садко отталкивает жену и поспешно уходит. Картина четвёртая[ править править код ] Пристань в Новгороде на берегу Ильмень-озера. Около пристани корабли. На берегу толпится много народу, окружая торговых гостей — новгородских и заморских. Тут же и калики перехожие, поющие стих о Голубиной книге, скоморохи, потешающие народ и прочий люд. Входят оба настоятеля города — старшина и воевода, затем появляется Садко. Поклонившись гостям, он заявляет, что в Ильмень-озере водится рыба с золотой чешуёй. Настоятели смеются над его словами, тогда Садко предлагает им побиться о большой заклад: пусть они заложат свои лавки с товаром, а он — свою буйную голову. Настоятели принимают вызов.
Садко из лодки закидывает в воду сеть. Из глубины озера доносится голос Морской царевны, подтверждающей своё обещание. Сеть вытаскивают и в ней находят трёх золотых рыбок. Все поражены этим чудом, а настоятели удручены, потеряв всё своё состояние. Садко велит осмотреть невод — не осталось ли там мелкой рыбы. Оказывается, вся рыба в неводе превратилась в слитки золота. Садко вызывает «младшую бедную братию» к себе в дружинники, приказывает взять его золото, выкупить в Новгороде все товары и, нагрузив ими корабли, отправиться с ними за моря, в дальние края. Быстро набирается дружина, которая принимается исполнять поручения Садко и нагружает корабли закупленными товарами. Садко великодушно возвращает настоятелям выигранные у них лавки, вызывая этим ещё больший восторг толпы. Затем Садко обращается к заморским гостям с просьбой рассказать, куда ему направить свой путь.
Проекту исполнилось семь лет. В этом году его открыли министр культуры и туризма Московской области Василий Кузнецов, глава Сергиево-Посадского городского округа Михаил Токарев и директор «Геликон-оперы» Владимир Горохов. Теперь к ним присоединилась и опера «Садко».
Именно это увлечение стало основой для написания многочисленных музыкальных произведений со сказочным фантастическим сюжетом. История написания оперы В 1867 году Николай Андреевич написал оркестровую музыкальную картину под названием «Садко». В 1894 году композитор получает послание от Н. Финдейзена, популярного историка музыки. В нем содержалась убедительная просьба сочинить оперу с тем же названием — «Садко».
Финдейзен был настолько вдохновлен этой идеей, что даже предложил композитору собственный вариант либретто текстовое содержание. Вдохновленность музыкального историка передалась Николаю Андреевичу, и он взялся за создание своего будущего шедевра и жемчужины русской оперной музыки. Своей идеей он поделился с исследователем русского традиционного бытового уклада В. Стасовым, который порекомендовал как можно более шире и красочнее описать быт древнего Новгорода в своей композиции. Вдохновленный словами Стасова, композитор несколько видоизменил первоначальный сюжет оперной картины. Либретто сочинил В.
«Садко» 12+
Долгожданное возвращение Дмитрия Чернякова в Большой театр не обернулось удачей: «Садко» Римского-Корсакова развалился на составные части. Нужно отметить, что «Садко» — первая опера Римского-Корсакова, при разработке сценария и либретто которой композитор пользовался советами и текстами посторонних лиц, музыка которой неоднократно исполнялась им в кругу близких людей до завершения целого. Официальные билеты на спектакль «Садко» в Геликон-опере, а также вся информация: описание, фото, видео, рецензии. Первое произведение с названием «Садко», в котором очень живописно отражена морская стихия, Римский-Корсаков написал еще в молодости.
Шаляпин в опере Н. А. Римского-Корсакова «Садко»
Воссоздать на театральной сцене целую эпоху Древней Руси — задача не из легких, но творческая команда с этим справилась. Показать то, что сегодня не хватает. И мы еще добавили в оперу то, что не всегда бывает, некоторые просто сокращают. У нас огромный балетный акт подводного царства и поэтому это очень интересно и очень красиво. Еще один вызов стоял перед хореографами. Специально для оперы "Садко" вручную изготовили свыше 400 костюмов. Почему так много? У одного артиста может быть несколько разных образов. Отдельно хочется отметить и мастерство художников, которые работали над созданием декораций.
Спектакль ставится крайне редко в силу того, что он очень сложен по своей конфигурации и сложен своим размером. Стать музыкальным руководителем спектакля — пригласили главного дирижёра Московского академического музыкального театра имени Станиславского, лауреата золотой маски — Феликса Коробова. Феликс Коробов, главный дирижёр Московского академического музыкального театра имени К. С, Станиславского и В.
И на сцене Большого им приходится нелегко. Сцена отличается, и за одну репетицию нужно суметь под неё адаптироваться, найти решения. У нас балет танцует на специальном линолеуме. Он здесь на определенном промежутке находится, и часть авансцены не покрыта. Есть наклон. Амплитуда другая и опасная, и все немножко зажаты.
Хотим попросить солистов поднять вперед. Очень сложно, потому что пространство другое. Часть пространства наша, а вторая половина — авансцена, и ее занять целиком и потом успеть распределиться. Все большие молодцы. Ирина Филиппова, хореограф-постановщик Это не первый спектакль Башкирского театра оперы и балета, который представляют московской публике. Так звучит Большой уже незадолго до начала постановки. Спокойная, размеренная работа. Спустя час зал заполнит почти тысяча зрителей. Среди гостей, пришедших посмотреть постановку башкирского театра, много лиц, знакомых всей стране. Свои места уже заняли мэтр композиторской школы Александр Чайковский и его жена.
Глава республики Радий Хабиров спектакль смотрит также вместе с супругой. Свет гаснет, зал замирает. На исторической сцене исторический момент для Башкирского театра оперы и балета. Не первая постановка башкирского театра, оказавшаяся на главной сцене страны, но точно особенная.
Создается впечатление, что плачевный исход здесь — это сознательная жертва, на которую приходится идти, чтобы насладиться самим процессом игры. Игра — перевоплощение — проживание того, что не может быть прожито в реальности — остается ценным даже тогда, когда ценность оперных сюжетов и оперы как жанра ставится под сомнение. Черняков, похоже, нашел универсальную отмычку к музейным витринам, в которых хранятся почтенные партитуры, а заодно и способ сделать психологически достоверным то, что достоверным не задумывалось. Едва ли кому-то за всю историю существования оперы «Садко» остро захотелось бы самоидентифицироваться с волшебной царевной, которая становится рекой, но это легко происходит, если перед нами — девушка, которая пришла сыграть в волшебную царевну. Не слишком привлекательной выглядит перспектива с усилием продираться сквозь намеренно архаичное либретто, чтобы разделить амбиции мифического купца, — а вот следить за тем, как попаданец пробует на прочность иерархии и расклады сил искусственно сконструированного мира, можно с куда большей вовлеченностью.
И это возвращает нас к глобальному значению оперы как жанра. Опера — нечто большее, чем свидетельство технических достижений музыкальной мысли на определенный момент времени в зависимости от эпохи можем прибавить сюда литературную и театральную мысль. Опера нужна для того, чтобы говорить людям о людях то, что нельзя выразить словами, но можно — сочетанием музыки и человеческого голоса. И Черняков героически пытается сделать это даже с такой противоестественной махиной, как «Садко». А на момент своего создания в 1890-х годах он был не только манифестом русофильства своих авторов и вдохновителей и выражением их геополитических взглядов, как многословно рассуждают титулованные ученые под обложкой буклета к спектаклю, но и попросту данью моде. Не будем забывать, что вся Европа в тот период увлекалась псевдоисторизмом: возрождение готики и движение искусств и ремесел в Британии популяризировали условное средневековье а с каким азартом в него играл тот же Людвиг Баварский , ну а Россию, соответственно, застроили зданиями в псевдорусском стиле. Римский-Корсаков ходил по Москве мимо Политехнического музея, а в Петербурге — мимо Спаса-на-Крови, и они не воспринимались как воспринимаются нами сегодня в качестве наследия, которое «было здесь всегда», они были свежими и актуальными. В таком же стиле и тоже на глазах строились жилые дома. Проводились тематические балы, на которые можно было бы прийти в костюме из «Садко» в частности исторический бал Романовых в 1903 году.
Берендеям из черняховской «Снегурочки» нужно было ехать на трейлерах в лес, чтобы поиграть в русский антураж, — современники Римского-Корсакова играли в него повседневно. Черняков не уводит «великую русскую оперу» от ее корней, а возвращает к ним. Охвачен не только момент создания: используя исторические эскизы, Черняков делает оммаж всем эпохальным постановкам «Садко», включая несостоявшийся лондонский спектакль со сценографией Рериха и предыдущую постановку Большого, режиссером которой был Борис Покровский 1949, восстановление в 1976. Зато авторское вторжение в ряд почтенных визуальных полотен оказывается сверхмощным. В картине Подводного царства по сцене дефилируют полчища морских обитателей в эффективнейших, предельно детализированных, причудливых, но узнаваемых гламурно-глянцевых костюмах художник — Елена Зайцева : медузы, осьминоги, морские коньки, всевозможные рыбы. Многим журналистам их шествие под лампочками арок напомнило собянинские инсталляции, от которых нет спасу в центре Москвы. Но сравнивать здесь можно только количество блеска и заполненность пространства, но никак не стиль. Морские гады отточенно красивы; качество их проработки, умножаешь на количество, дает ошеломительный кумулятивный эффект; кажется, будто весь спектакль создан ради них. Но нет.
Под предводительством еще более причудливых Морского Царя и Царицы Водяницы рыбий карнавал выстраивается в хоровод вокруг ракитова кусточка. Такого буквального, маленького, с дрожащими искусственными листиками. Театральная феерия схлопывается в абсурд театроведческого буквализма и становится пощечиной ревнителям канонов: вот вам постановка по либретто, до последнего слова. Вслед за тем схлопывается и все развлечение в «Парке исполнения желаний». Финальная картина проходит в грандиозной пустоте, постепенно заполняющейся грандиозной же и безликой толпой.
Решение, придуманное режиссером, никак не втискивается в логику либретто — подобные неувязки случались у Чернякова и раньше, даже в удачных спектаклях. Но рядом с ними были и поразительные находки: вроде прикладбищенской избы в «Китеже», где Феврония воссоединялась с погибшим княжичем, или возвращения под звуки торжественного марша измотанных войной победителей в «Аиде», или разговора Воццека с только что зарезанной им подругой под ре-минорное адажио Берга. Здесь же, в спектакле «Садко», есть лишь пара мест, где начинает сквозить воздух искусства. Одно — исчезновение декоративного «Парка»: герои бегают по огромной пустой сцене, пользуясь наступлением бессловесного антракта, когда можно на время забыть обо всех своих ролях в этих искусственных играх.
Другое — песня Любавы в финале: Екатерина Семенчук поет ее куда-то в пустоту безвременья, спиной к нам. Нажмиддин Мавлянов в партии Садка — воплощение надежности. Следующими хотелось бы упомянуть всех трех гостей — Варяжского Дмитрий Ульянов , Индейского Алексей Неклюдов и Веденецкого Андрей Жилиховский , — если бы в двух последних случаях оркестр играл с ними вместе. Другие расхождения можно хотя бы объяснить — так, в первой картине часть мужского хора просто не видит дирижера Тимура Зангиева. В новой постановке Большого театра режиссер и дирижер не помогли друг другу: музыкальный результат оказался средним, а общехудожественный вчистую разошелся с картиной мира, которую создавал Римский-Корсаков. Венец этой картины — жертва: Волхова покидает Садка и мир, превращаясь в речку и соединяя Ильмень-озеро с дальним морем-океаном, а Великий Новгород тем самым обретает важнейшее благо — коммерческое судоходство.