Новости хованщина опера год

Мусоргский сам написал либретто "Хованщины", художественно соединив события 1682 и 1689 годов и косвенно введя образ Петра I. Дописать и инструментовать оперу композитор не успел. В 1911 году "Хованщина" впервые была поставлена на императорской сцене в Петербурге (дирижер Коутс, режиссер Шаляпин, среди солистов Шаляпин, Ершов, Збруева и др.). «Хова́нщина» — народная музыкальная драма (опера) Модеста Мусоргского в пяти действиях и шести картинах на собственное либретто, основанная на исторических событиях. Опера (народная музыкальная драма) в пяти действиях. К столетию первой постановки в Париже в Opera Bastille возобновили «Хованщину» Мусоргского.

М. П. Мусоргский. Опера «Хованщина».

В опере много плавных, свободно льющихся мелодий, часто напоминающих протяжные народные песни. Главные герои получили яркие музыкальные характеристики, и значительное место в произведении отведено хоровым сценам, показывающим то стрельцов, то раскольников, а то простых обитателей Москвы. Сюжет оперы сложен по мотивам известных исторических событий 1682 года. На фоне разгара и подавления стрелецкого бунта во главе с князем Иваном Хованским, пытавшимся посадить на престол своего сына Андрея, проходит как личная трагедия брошенной любимым Андреем староверки Марфы, так и драма всего движения старообрядничества, когда упорные верующие предпочитали смерть в огне жизни во грехе.

Что это — тонкий психологический штрих, напоминающий, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению?

А может, сам автор «берет слово» — задолго до появления кинематографа с его «голосом за кадром»? Еще более загадочным представляется оркестровое вступление «Рассвет на Москва-реке». Традиционное истолкование связывает его с зарождением новой, могучей России, которую создадут петровские реформы… Но вряд ли это имел в виду М. Мусоргский: деятельность Петра I он оценивал отнюдь не восторженно, а в опере тему «Рассвета» с образом Петра и петровцев связал не он, а Н.

Настоящая же их музыкальная характеристика — «механический» военный марш, в котором нет ничего человеческого. Так на кого же возлагает композитор надежды, с каким из образов оперы связан «Рассвет»? В том-то и дело, что ни с каким — ни одна из музыкальных характеристик ни личных, ни «групповых» теме «Рассвета» не родственна. Так может быть, «Рассвет на Москва-реке» — это надежда вопреки всему?

Работая над оперой «Хованщина» до самой смерти, М.

В 1959-м Шостакович оркестровал партитуру. И с 1960 года Мариинка тогда Театр оперы и балета имени Кирова первой обратилась к редакции Дмитрия Дмитриевича. Эту версию с декорациями Федора Федоровкого и представили в Москве.

Действие оперы разворачивается в Москве. На следующий день после кровавых стрелецких погромов дозорные хвалятся расправой над ненавистными боярами. В это время боярин Федор Шакловитый — ставленник царевны Софьи — диктует подьячему донос. Общая история двух главных театров страны насчитывает не один век Он пишет молодому Петру I на главу Стрелецкого приказа, князя Ивана Хованского, задумавшего захватить власть и посадить на престол сына Андрея.

Лютеранка из немецкой слободы Эмма пытается скрыться от преследующего ее, одержимого страстью Андрея Хованского. Раскольница Марфа, бывшая возлюбленная Андрея, останавливает насилие. Вернувшийся князь Иван Хованский вмешивается в происходящее и отдает девушку на растерзание стрельцам. Но Андрей готов скорее убить ее, чем допустить это.

Расправу прекращает глава раскольников Досифей. Старообрядец дарит Эмме свое благословение и спасает от поругания: отец и сын Хованские отступают перед волей своего властного союзника. Ее фаворит князь Василий Голицын знает про план Хованского. Чтобы свергнуть Петра, он готов даже на встречу с соперником Хованским.

Шаляпиным в главной роли Дирижёр Е. Эспозито История создания Когда именно у композитора созрело решение посвятить оперу одному из самых страшных, кровавых периодов истории родины? Есть основания полагать, что идея эта, пусть смутно, забрезжила еще в момент, когда, окончив первую редакцию " Бориса Годунова ", на волне творческого подъема, Мусоргский искал новый оперный сюжет.

Работа же над "Хованщиной" растянулась на долгие годы, происходила с перерывами и не была полностью завершена. Лишь отдельные фрагменты оперы оркестрованы, в клавире финала имеются варианты, несогласованности, недописаны последние такты хора самосожжения раскольников... На сей раз осуществление замысла требовало особо напряженного, гигантского, фактически тройного труда.

Надо сказать, что проблематика раскола и стрелецких бунтов буквально носилась в воздухе. За текущей исторической литературой Мусоргский внимательно следил. И он собирал материал с энтузиазмом и дотошностью истинного ученого.

Редкий музыкант потратит столько энергии и сил на подготовку к созданию либретто! Мусоргский, загоревшись "Хованщиной", чувствовал острейшую необходимость проникнуться атмосферой далекой эпохи, сродниться с ее коллизиями, характерами, лексикой. Ведь прежде чем дать полный простор своей музыкальной фантазии, ему предстояло и сконструировать фабулу, мотивировать взаимоотношения действующих лиц, и снабдить их подобающей социальному рангу, воспитанию и темпераменту каждого речью.

Как известно, оперная драматургия требует лаконизма, плотности фабульной канвы, и Мусоргскому пришлось объединить события двух, даже трех стрелецких бунтов — 1682, 1689 и 1698 годов. Но хронологически вольное "уплотнение" реальных исторических событий осуществлено в "Хованщине" с максимальным тактом.

Премьера оперы "Хованщина"

Таким образом обозначился кризис престолонаследия. После смерти Фёдора Алексеевича началась борьба за влияние на государственное управление между двумя боярскими родами: родственниками первой жены Алексея Михайловича — Мстиславскими, и родственниками его второй жены — Нарышкиными. Нарышкины «выстрелили» первыми, возведя на престол маленького Петра I. Тем самым они фактически совершили дворцовый переворот, так как престол должен был наследовать Иван, родной брат Фёдора, но он тоже был весьма нездоров, и якобы понимая, это Фёдор на смертном одре назвал своим преемником 10-летнего Петра. Однако Мстиславские решили дать отпор. Они подняли на бунт стрельцов, которые после создания полков нового строя выполняли функции московской территориальной обороны. Стрелецкий бунт сделал своё дело. Петра на престоле потеснил его болезный единокровный брат Иван, а их старшая сестра Софья, дочь Алексея Фёдоровича от Марии Мстиславской, была правительницей регентшей. Стрельцами командовал Князь Иван Хованский, по имени которого и названа смута, и оперное произведение о ней. Это был известный и довольно успешный военачальник. Видимо, лёгкость, с которой Мстиславские добились своего, спровоцировала Ивана Хованского на розыгрыш своей собственной партии.

В конце концов Хованский происходил из знатного княжеского рода Гедеминовичей, и мог рассчитывать на большее, чем на доспехи воеводы. Тем временем, чувствуя слабость власти, активизировались старообрядцы, жестоко притесняемые государством и официальной Церковью. Они, стекаясь в Москву из дальних скитов, проповедовали в стрелецких полках возврат к старым обрядам. Эти претензии с энтузиазмом поддержал Хованский, полагая, что старообрядцы идеологически оформят захват им власти.

Они ненавидят друг друга, и их спор перерастает в ссору, которую останавливает появившийся Досифей. Он обвиняет Хованского в потворстве стрелецкому пьянству и разгулу, Голицына — в пристрастии к европейским обычаям, и заставляет обоих подумать о спасении страны.

Появляется Шакловитый, который сообщает, что Пётр получил донос, «обозвал хованщиной и велел сыскать» Третье действие События происходят в Стрелецкой слободе в Замоскворечье. Проходят в сопровождении толпы монахи с песнопениями. Оставшаяся одна Марфа переживает измену Андрея Хованского, не переставая его любить. Она напевает песню «Исходила младёшенька». Подслушавшая эту песню фанатичная раскольница Сусанна грозит Марфе судом. Вновь появляется Досифей, который защищает и утешает Марфу и прогоняет Сусанну.

Появляется Шакловитый, которого беспокоит судьба страны. Когда он слышит песни стрельцов, то скрывается. Появляются стрелецкие жёны и отчитывают мужей с песней: «Ах, окаянные пропойцы!.. Он сообщает, что приближаются петровские рейтары. У стрельцов мгновенно меняется настроение, и они просят Хованского выступить в ответ. Однако князь указывает всем идти по домам и ожидать «судьбы решения».

Четвёртое действие Первая картина События происходят в хоромах Ивана Хованского. Его пытаются развлечь крепостные девушки, однако князь всё равно остаётся хмурым.

Основное внимание концентрируется на психологизме происходящего: на противостоянии старого и нового жизненных укладов, русского и иноземного. Блестяще передана суть раскола церкви.

Главные герои старец Досифей и Марфа — раскольники. Эти образы решены в постоянном подчеркивании трагического исхода. Герои всегда в черном одеянии, только в последних сценах Марфа — белая голубица, принимающая смерть как избавление от мирских мук и страданий.

Премьера оперы в редакции Дмитрия Шостаковича состоялась в Музыкальном театре в 2015 году и исполняется по сей день. Оперы Мусоргского вообще стоят особняком во всей мировой музыке. Замечательной музыки много, но такого нет больше ни у кого.

Это опера, отражающая народное самосознание, взгляд человека изнутри на самого себя.

Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина»

Юлия Маточкина в "Хованщине" поет с 2015 года, когда после победы на конкурсе Чайковского была принята в состав оперной труппы Мариинского театра. «Хованщина» впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года. Апогеем фестиваля стал показ оперы «Хованщина» Модеста Мусоргского в полной версии, протяженностью трех с половиной часов. В минувшую субботу состоялся наш выход в Большой на оперу «Хованщина». 9 февраля 1886 года состоялась премьера оперы М. П. Мусоргского «Хованщина». Хованщина – первый стрелецкий бунт 1682, а картина Сурикова — последний в 1698 году, после которого со стрельцами и стрелецким войском было покончено раз и навсегда.

Опера Модеста Мусоргского - «Хованщина»

В реальных событиях Хованщины 1682 года 10-летний царь Пётр не принимал никакого участия. «Хованщина» показывает страшные события относительно небольшого временного периода 1682 года, время дикого и насыщенного событиями стрелецкого бунта и захвата власти, возглавляемого князем Хованским – начальником стрелецких войск. Либретто "Хованщины", в отличие от других опер Мусогского, не основывалось на литературном первоисточнике, было целиком написано самим композитором и считается выдающимся литературным произведением. Как известно, Мусоргский не успел закончить "Хованщину" и партитуры оперы практически не существует, отчего опера подвергалась многочисленным редакциям разных композиторов. Сюжет «Хованщины» по историческим событиям 1682 года был предложен композитору его близким другом – знаменитым критиком Стасовым. В общем и целом если вы любите оперу, "Хованщину" нужно слушать обязательно.

Мариинский театр показал оперу «Хованщина» в Псковской филармонии

События «Хованщины» относятся к 1682-1689 гг., периоду правления царевны Софьи, которая стремилась сохранить за собой власть. Снимок в открытие статьи: сцена из оперы композитора Модеста Мусоргского «Хованщина» в постановке режиссера Александра Лазарева на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко/ Фото: Дмитрий Лекай/Коммерсантъ. «Хованщина» впервые прозвучала на частной петербургской сцене 9 (21) февраля 1886 года. 21 февраля 1886 года в Санкт-Петербурге прошла премьера оперы Модеста Мусоргского «Хованщина». Хованщина — Хованщина: Хованщина (бунт) Стрелецкий бунт 1682 года «Хованщина» опера Модеста Петровича Мусоргского Хованщина (фильм опера) СССР, 1959 Хованщина село в Рузаевском районе Республики Мордовия.

Похожие новости:

Оцените статью
Добавить комментарий